Как сделать свой голос красивым и приятным для окружающих? Легче говорить: три упражнения, чтобы снять голосовые зажимы.

Как побороть голосовые зажимы?

Гораздо чаще, чем от болезней и перегрузок, голос страдает от так называемых зажимов. Иногда мы чувствуем, что голос как бы пресекается, горло «перехватывает», зажимает, даже до ощущения боли, - но ничего не можем с этим поделать. Отчего это происходит?

Зажим - это привычная «гримаса тела»: точно таким же образом появляются морщины на лице, из-за застывшей гримасы страха или обиды, или гнева, или брезгливости… Мышцам лица настолько же неудобно находиться в положении гримасы, как и голосовым мышцам в зажиме, но наше тело выдрессированное стрессами, уже не замечает этого неудобства.

Из-за застывшей гримасы страдает не только наша красота, но и здоровье: то, что мы принимаем за мигрени, часто является «головной болью напряжения». И голосовые зажимы вредят не только красоте звучания, но и могут привести к серьезным болезням, вплоть до потери голоса.

Наш голосовой инструмент подобен блок флейте: он звучит свободно, когда каждый сегмент «флейты» соединен с другим без перемычек, без зажимов. Если даже один сегмент окажется перекрыт хотя бы частично - звук будет слишком тихим, сиплым, писклявым или гнусавым.

Первый зажим - это челюсти.

Самый древний наркоз - это палка, которую держал в зубах больной, чтобы не кричать во время операции.

Обратите внимание, как мы, взрослые, воспитанные люди, реагируем на боль, душевную и телесную. Нам хочется заорать - от боли ли, от радости, от гнева, - а мы стискиваем зубы. В отличие от ребенка, непосредственная реакция которого - звонкий, открытый, ничем не сдерживаемый крик.
Реакция ребенка мгновенна, безоценочна: импульс - реакция. У нас же - с некоторой заминкой: импульс - оценка (кричать неприлично), и, только потом, - реакция. Сколько раз в детстве вам довелось услышать от родных, от воспитателей, о учителей: «Тихо. Тихо! Тише!! ЗАМОЛЧИ!!!». Ребенок выплескивает эмоцию через голос и быстро забывает свою беду. А, повзрослев и став «полноценным членом» общества, сдерживает свои естественные реакции и – пережевывает свои «неозвученные» проблемы часами, неделями, годами….

Итак, зажим - это прерванный импульс: голос «застревает» в горле, сдерживается губами, сжимается челюстями. Чтобы «разжать» этот зажим, потренируйтесь открывать рот так, чтобы нижняя челюсть как бы «отстегнулась» от верхней и двигалась абсолютно расслабленно.

Возьмите себя рукой за подбородок и аккуратно подвигайте нижнюю челюсть влево - вправо, вверх - вниз, вперед - назад, так, чтобы мышцы лица при этом не напрягались.
- Когда вы убедитесь, что вам легко дается это упражнение, возьмите любой текст и почитайте, держа руку на подбородке.
- На каждой ударной А, О, Э опускайте челюсть (рукой!) как можно ниже, следите за тем, чтобы рот по вертикали раскрывался, как можно шире, - и вы удивитесь, насколько громче и свободнее зазвучит ваш голос!

Второй зажим - гортань.

Он также образуется в результате прерванного импульса, психологического запрета на выражение собственных эмоций.

Плакать - неприлично! Вместо того, чтобы «зареветь», как ревут дети, мы «глотаем слезы». Что болит и зажимается в этот момент? Правильно - горло. Зевать неприлично! Стонать от наслаждения - неприлично (зажимы - гортань плюс челюсти). Мышцы гортани перестают работать, глотка закрывается, и голос, не находя себе другого пути, выходит либо через нос (гнусавый звук), либо «застревает в горле» (глухой тусклый звук, боль, першение).

Как преодолеть этот зажим? Научитесь зевать «в голос», как зевают дети, кошки и собаки. Попробуйте вызвать у себя зевоту искусственно и обратите внимание на то, как в это время двигается ваша гортань, глотка, где находится язык.

Поговорите сквозь зевоту (не забудьте открывать пошире рот), и вы почувствуете, как открывается путь вашего голоса, расправляются голосовые «морщины», ваш «голосопровод» превращается в широкую трубу, по которой свободно течет звуковой поток. Зевота не только снимает голосовой зажим, но и отлично тренирует мышцы гортани, необходимые для красивой, эмоционально разнообразной речи.

Еще одно упражнение, которое вы можете освоить самостоятельно и которое поможет вам освободить горло от зажимов. Это упражнение - смех.
Наверняка вы бывали в такой ситуации: начинаете смеяться и никак не можете остановиться. Что болит в этот момент? Правильно - живот. А, точнее, диафрагма, которая и должна активно работать при голосовой нагрузке. А горло? Горло не болит, хотя вы издаете звуки, звонкие, объемные, громкие, в большом диапазоне. Если вы научитесь смеяться «по заказу», вы сможете моментально снять голосовой зажим, и, кстати, так же быстро поднять себе настроение.

Третий зажим - губы.

Губы, которые растягиваются в улыбку тогда, когда вам вовсе не хочется улыбаться. Это - «социальная улыбка», - защитная реакция на опасность, настоящую или фантомную.
Такую «улыбку» у зверей мы называем оскалом, и означает она - «лучше не подходи, я сильный, у меня - зубы острые». И у нас такая «натянутая» улыбка не является отражением бурной радости или спокойного счастья. С помощью этой улыбки мы, как и животные, неосознанно сигнализируем: «Я – сильный», или «Я – сильная». А также: «Не подходите слишком близко». Эта улыбка выдает наш страх: страх искренности, открытости, естественности. То есть, на самом деле, выявляет нашу слабость.

В свободном теле - свободный голос.

Еще несколько рекомендаций для снятия зажимов, относительно позиции тела: ведь звучит, на самом деле, не горло и не связки, - голос резонирует во всем теле. И где бы в нашем теле не возник зажим, это мгновенно отражается на звучании голоса.

В свободном теле - свободный голос, а тело держится, прежде всего, позвоночником. Если вы научитесь чувствовать каждое мгновение свой позвоночник, его гибкость и подвижность по всей длине, это, практически, обеспечит вам не только свободу от зажимов, но и свободу жестикуляции, свободу дыхания.

Дыхание важно направлять вниз, так, чтобы на вдох реагировал живот, а не грудь. Когда на вдохе у нас поднимается грудь и плечи, это называется ключичным, или стрессовым дыханием. Даже если мы изначально были спокойны, такое дыхание быстро приводит организм в состояние стресса, без всяких внешних раздражителей.

Обратите внимание на то, как вы дышите, когда засыпаете или только что проснулись. На вдохе живот поднимается, на выдохе опадает, а грудная клетка и плечи остаются неподвижными. Перенесите этот алгоритм дыхания в вертикальную позицию, в которой мы обычно и находимся с утра до вечера, и вы останетесь спокойны в любой ситуации, а ваш голос будет звучать естественно, свободно и красиво.

, медицинская энциклопедия , справочник лекарственных препаратов, медицинский справочник болезней, энциклопедия лекарств , описание лекарственных средств онлайн и бесплатно, заболивания, таблетки и полезные диеты. Глухой голос

Медицинская энциклопедия / Медицинские статьи / ЛОР / Глухой голос

Глухой голос

Вдруг на ровном месте мы иногда начинаем хрипеть и сипеть, удивляясь странным переливам собственного голоса. Почему так происходит? Рассказывает отоларинголог-фониатр знаменитой поликлиники Большого театра Зоя Андреевна ИЗГАРЫШЕВА.

Охриплость - явление широко распространенное. При охриплости наш голос теряет нормальное, привычное звучание. Из целого букета причин можно выделить четыре основные.
Во-первых, охриплость вызывают вирусные инфекции, все виды респираторных заболеваний. Голосовые складки расположены между хрящами гортани и, естественно, воспалительные процессы верхних дыхательных путей непосредственно влияют на их состояние. Такая охриплость проходит и, как правило, бесследно одновременно с исчезновением основной первопричины - инфекции.

Вторая и самая, пожалуй, распространенная причина - курение и алкоголь. У курильщиков с солидным стажем звук голоса характерно изменен. Не все знают, что дым, вдыхаемый при курении, имеет очень высокую температуру. Во время вдоха (затяжки) обжигается слизистая оболочка гортани и дыхательных путей. От высокой температуры сосуды резко расширяются и впитывают канцерогенные вещества и смолы.
В результате стремительного всасывания всех вредных компонентов появляются отечность, кровоизлияния, утолщения, узлы и полипозы голосовых складок. Все эти патологические изменения приводят к появлению глухого хрипловатого звука, который и отличает голос курильщика.

Следующая стадия изменения речевого аппарата гораздо более опасна. Длительное злоупотребление курением и алкоголем вызывает одно из самых страшных заболеваний - рак горла и гортани.
Причина третья - крик. Она характерна для людей с неуравновешенным характером. Для тех, кто живет в состоянии острых конфликтов, разрешаемых на повышенных тонах. Такого рода охриплость встречается у военных командиров, руководителей и начальников разного ранга. Одни по долгу службы отдают громкие распоряжения, другие - голосом "утверждают" свое служебное положение. При крике голосовые связки сильно напрягаются и сближаются, повреждаясь при соприкосновении. Часто страдают голосовыми расстройствами дети-крикуны.

Переутомление голосового аппарата - четвертая причина. Она встречается у людей "голосового" труда: учителей и артистов, лекторов и воспитателей, операторов и дикторов. Их голос должен иметь богатый спектр оттенков, передавать звуковые нюансы, владеть разнообразием интонаций. Людей вышеперечисленных профессий голос кормит. Состояние их голосового аппарата зависит от грамотной постановки голоса, которая
непосредственно связана с правильным дыханием. Недаром сейчас в педагогических вузах и училищах, а не только в театральных, работают специалисты-фонопеды.

С неприятными последствиями сталкиваются курящие люди этих профессий. Мне приходилось помогать многим артистам и певцам. Самые
дисциплинированные среди них - обладатели чистого, хрупкого и нежного голоса - теноры. Драматические артисты, оперные басы и артисты хора курят часто. И несмотря на профессионально поставленные голоса, с годами они их постепенно теряют.

При охриплости или внезапной потере голоса необходимо выяснить причину. Если она заключается в перенапряжении голосового аппарата - пощадите его. После нескольких часов голосовой нагрузки дайте голосу покой и отдых. Это поможет снять напряжение с голосовых складок. Постарайтесь помолчать и исключить даже телефонные разговоры. Старайтесь меньше говорить на морозе. Зимой, попадая из теплого помещения на улицу (и наоборот), хотя бы в течение нескольких минут дайте вашему голосу адаптироваться. При любой резкой смене температуры не начинайте громкого разговора.

Охриплость, тем более повторяющаяся, требует незамедлительного обращения к врачу для выявления главной причины, для исключения патологии и назначения лечения. Самолечение в данном случае малоэффективно. Из всех методов самолечения помогут, несомненно, только два: отказ от курения как одного из самых опасных факторов риска и режим голосового покоя. У других методов лечения свои плюсы и минусы.
Традиционные полоскания проникают лишь в область горла, не достигая гортани и голосовых складок. Паровые домашние ингаляции "поборют" только простуду. Физиопроцедуры, специальные впрыскивания, инъекции и другое лечение может назначить врач-специалист. Своими силами здесь трудно обойтись.

Тамара ГРИГОРЬЕВА

Чистосердечное признание) Да, я смотрю проект «Голос»! Для заядлой радийшицы, апатичной к современным шоу, к тому же, без телевизора дома – это странный выбор, но разумное зерно я ухватила. Например, познакомилась с людьми, которые готовят к вокальным конкурсам. От них-то и узнала о резонансной теории пения, которую с успехом, оказываются, применяют и дикторы.

Резонанс и глухой голос

По сути, резонансная теория звукоизвлечения (РТЗ) при систематических занятиях может избавить от глухого и невыразительного голоса. В теории резонанс может усилить звук до бесконечности. Единственная хитрость - резонатор усиливает не любой звук, а только тот, который соответствует его резонансной частоте. Что это означает?

Когда вы находитесь в ванной, резонатором служит комната с тем объемом воздуха, который в ней находится. Когда вы начнете говорить, только один звук ванная усилит во много раз. Но как же сделать так, чтобы ВСЕ звуки были звонкими, а не глухими, чтобы тело вибрировало, когда вы говорит? Для этого резонатором нужно сделать свое тело.

Ищем резонатор внутри себя

*резонаторное отверстие гитары

Резонатор – пустотелый сосуд , наполненный воздухом и сообщающийся с окружающим пространством.

Ученые выяснили, что всего в теле человека 2 типа резонаторов :

  • Нижние : трахеи и бронхи
  • Верхние : глотка, носоглотка, ротовая полость, носовая полость, гайморовы пазухи и лобные пазухи

Основой для всех этих полостей - резонаторов является воздух. Чтобы понять, насколько объем находящегося в них кислорода влияет на звук, проведем небольшой эксперимент. Возьмем стеклянную банку, нальем небольшое количество воды и подуем у горлышка. Звук, который мы услышим, будет высокий. Значительно увеличив объем воды, сделаем тоже самое. Звук станет ниже. По такому же принципу работает и наш организм: чем меньше кислорода мы вдыхаем, тем выше мы говорим.

Главное : Для создания звукового эха необходимо правильно дышать - диафрагмой - и развивать систему резонаторов, добиваясь вибрации тела и одновременной работы верхних и нижних резонаторов. Только сообща, они будут давать отличный результат.

Важное НО . Во всем, что касается голоса, важны природные данные. Резонатор, как вы уже поняли, усиливает звуки, но не создает их . Нужен вибратор, и в теле человека это связки. У каждого из нас они имеют разную длину. У басов от природы до 2,5 см, у сопрано-1,5 см. И так же как гитара с резонатором в виде резонаторного отверстия зазвучит иначе, если все струны укоротить, так и человеческие голоса будут звучать по-разному. Это к тому, что резонатор может увести голос из глухого в звонкий, но заговорить, как Николай Мартон, например, получится вряд ли. Сурово, но это правда. Физиология многое решила за нас!

Заветная техника


Техника, кстати, очень действенная! Её мне рассказали вокалисты , и я действительно чувствую, что голос после занятий становится объёмнее и плотнее. Работая с динамическим микрофоном в студии, мне это, ох, как необходимо)

#1 Исходное положение : Стоя положите одну руку на живот, другую на грудь. Запрокиньте голову назад, откройте рот и немного вытянитесь вверх. Гортань должна принять положение, будто вы глотаете куриное яйцо. Берем глубокое дыхание через рот и …

  • Тянем ААААА на разных высотах, контролируя появление вибрации в груди
  • Говорим отрывисто Да-да-да, Дэ-дэ-дэ-дэ, Ди-ди-ди-ди, До-до-до-до, Ду-ду-ду-ду
  • Произносите протяжно слог ХААААААА. Задача – испытывая вибрацию в груди и опуститься максимально низко с этим слогом.
  • Из исходного положения руку с живота переносим на переносицу и произносим ХААААА-МММММ, поднимая голову в естественное положение. В процессе вибрация не должна уходить из груди в переносицу, она должна быть и там, и там.

#2 Исходное положение : Лежа на спине, берем активное глубокое дыхание носом, руки на рёбрах контролируют диафрагмальный вдох

  • Укладываемся на диван и свешиваем голову. Произносим ХАААААМММММ также, как и в прошлом упражнении, приподнимая голову. Делать больше трех раз и при головокружении не рекомендуется.
  • Укладываемся на ковер, произносим звук МММММ, чувствуя, как он заполняет всё ваше тело. Постарайтесь заставить завибрировать весь организм.
  • Укладываемся на ковер и отрывисто произносим Да-да-да, Дэ-дэ-дэ-дэ, Ди-ди-ди-ди, До-до-до-до, Ду-ду-ду-ду.

# 3 Исходное положение : Стоя сделайте глубокий вдох ртом и на выдохе протяните:

  • ММММММ, в процессе опустите голову и почувствуйте, как вибрация появляется в головном резонаторе, можно прикоснуться ладонью ко лбу, носу и макушке, проделайте тоже самое с буквами Н, З и В.
  • ММММА, НННННА, ЗЗЗЗЗЗА, ВВВВВВА
  • МА-МА-МА, НА - НА-НА, ЗА-ЗА-ЗА, ВА-ВА-ВА
  • Наклоняясь вперед, на выдохе произносите гласные «у» и «о» длительно, протяжно и максимально низко.

Юлиана Романова

P.S. Еще больше полезных упражнений вы можете найти по тегу

Вдруг на ровном месте мы иногда начинаем хрипеть и сипеть, удивляясь странным переливам собственного голоса. Почему так происходит? Рассказывает отоларинголог-фониатр знаменитой поликлиники Большого театра Зоя Андреевна ИЗГАРЫШЕВА.-Охриплость - явление широко распространенное. При охриплости наш голос теряет нормальное, привычное звучание. Из целого букета причин можно выделить четыре основные.Во-первых, охриплость вызывают вирусные инфекции, все виды респираторных заболеваний. Голосовые складки расположены между хрящами гортани и, естественно, воспалительные процессы верхних дыхательных путей непосредственно влияют на их состояние. Такая охриплость проходит и, как правило, бесследно одновременно с исчезновением основной первопричины - инфекции.Вторая и самая, пожалуй, распространенная причина - курение и алкоголь. У курильщиков с солидным стажем звук голоса характерно изменен. Не все знают, что дым, вдыхаемый при курении, имеет очень высокую температуру. Во время вдоха (затяжки) обжигается слизистая оболочка гортани и дыхательных путей. От высокой температуры сосуды резко расширяются и впитывают канцерогенные вещества и смолы.В результате стремительного всасывания всех вредных компонентов появляются отечность, кровоизлияния, утолщения, узлы и полипозы голосовых складок. Все эти патологические изменения приводят к появлению глухого хрипловатого звука, который и отличает голос курильщика.Следующая стадия изменения речевого аппарата гораздо более опасна. Длительное злоупотребление курением и алкоголем вызывает одно из самых страшных заболеваний - рак горла и гортани.Причина третья - крик. Она характерна для людей с неуравновешенным характером. Для тех, кто живет в состоянии острых конфликтов, разрешаемых на повышенных тонах. Такого рода охриплость встречается у военных командиров, руководителей и начальников разного ранга. Одни по долгу службы отдают громкие распоряжения, другие - голосом "утверждают" свое служебное положение. При крике голосовые связки сильно напрягаются и сближаются, повреждаясь при соприкосновении. Часто страдают голосовыми расстройствами дети-крикуны.Переутомление голосового аппарата - четвертая причина. Она встречается у людей "голосового" труда: учителей и артистов, лекторов и воспитателей, операторов и дикторов. Их голос должен иметь богатый спектр оттенков, передавать звуковые нюансы, владеть разнообразием интонаций. Людей вышеперечисленных профессий голос кормит. Состояние их голосового аппарата зависит от грамотной постановки голоса, котораянепосредственно связана с правильным дыханием. Недаром сейчас в педагогических вузах и училищах, а не только в театральных, работают специалисты-фонопеды.С неприятными последствиями сталкиваются курящие люди этих профессий. Мне приходилось помогать многим артистам и певцам. Самыедисциплинированные среди них - обладатели чистого, хрупкого и нежного голоса - теноры. Драматические артисты, оперные басы и артисты хора курят часто. И несмотря на профессионально поставленные голоса, с годами они их постепенно теряют.При охриплости или внезапной потере голоса необходимо выяснить причину. Если она заключается в перенапряжении голосового аппарата - пощадите его. После нескольких часов голосовой нагрузки дайте голосу покой и отдых. Это поможет снять напряжение с голосовых складок. Постарайтесь помолчать и исключить даже телефонные разговоры. Старайтесь меньше говорить на морозе. Зимой, попадая из теплого помещения на улицу (и наоборот), хотя бы в течение нескольких минут дайте вашему голосу адаптироваться. При любой резкой смене температуры не начинайте громкого разговора.Охриплость, тем более повторяющаяся, требует незамедлительного обращения к врачу для выявления главной причины, для исключения патологии и назначения лечения. Самолечение в данном случае малоэффективно. Из всех методов самолечения помогут, несомненно, только два: отказ от курения как одного из самых опасных факторов риска и режим голосового покоя. У других методов лечения свои плюсы и минусы.Традиционные полоскания проникают лишь в область горла, не достигая гортани и голосовых складок. Паровые домашние ингаляции "поборют" только простуду. Физиопроцедуры, специальные впрыскивания, инъекции и другое лечение может назначить врач-специалист. Своими силами здесь трудно обойтись. Тамара ГРИГОРЬЕВА

Вдруг на ровном месте мы иногда начинаем хрипеть и сипеть, удивляясь странным переливам собственного голоса. Почему так происходит? Рассказывает отоларинголог-фониатр знаменитой поликлиники Большого театра Зоя Андреевна ИЗГАРЫШЕВА.

Охриплость - явление широко распространенное. При охриплости наш голос теряет нормальное, привычное звучание. Из целого букета причин можно выделить четыре основные.
Во-первых, охриплость вызывают вирусные инфекции, все виды респираторных заболеваний. Голосовые складки расположены между хрящами гортани и, естественно, воспалительные процессы верхних дыхательных путей непосредственно влияют на их состояние. Такая охриплость проходит и, как правило, бесследно одновременно с исчезновением основной первопричины - инфекции.

Вторая и самая, пожалуй, распространенная причина - курение и алкоголь. У курильщиков с солидным стажем звук голоса характерно изменен. Не все знают, что дым, вдыхаемый при курении, имеет очень высокую температуру. Во время вдоха (затяжки) обжигается слизистая оболочка гортани и дыхательных путей. От высокой температуры сосуды резко расширяются и впитывают канцерогенные вещества и смолы.
В результате стремительного всасывания всех вредных компонентов появляются отечность, кровоизлияния, утолщения, узлы и полипозы голосовых складок. Все эти патологические изменения приводят к появлению глухого хрипловатого звука, который и отличает голос курильщика.

Следующая стадия изменения речевого аппарата гораздо более опасна. Длительное злоупотребление курением и алкоголем вызывает одно из самых страшных заболеваний - рак горла и гортани.
Причина третья - крик. Она характерна для людей с неуравновешенным характером. Для тех, кто живет в состоянии острых конфликтов, разрешаемых на повышенных тонах. Такого рода охриплость встречается у военных командиров, руководителей и начальников разного ранга. Одни по долгу службы отдают громкие распоряжения, другие - голосом "утверждают" свое служебное положение. При крике голосовые связки сильно напрягаются и сближаются, повреждаясь при соприкосновении. Часто страдают голосовыми расстройствами дети-крикуны.

Переутомление голосового аппарата - четвертая причина. Она встречается у людей "голосового" труда: учителей и артистов, лекторов и воспитателей, операторов и дикторов. Их голос должен иметь богатый спектр оттенков, передавать звуковые нюансы, владеть разнообразием интонаций. Людей вышеперечисленных профессий голос кормит. Состояние их голосового аппарата зависит от грамотной постановки голоса, которая
непосредственно связана с правильным дыханием. Недаром сейчас в педагогических вузах и училищах, а не только в театральных, работают специалисты-фонопеды.

С неприятными последствиями сталкиваются курящие люди этих профессий. Мне приходилось помогать многим артистам и певцам. Самые
дисциплинированные среди них - обладатели чистого, хрупкого и нежного голоса - теноры. Драматические артисты, оперные басы и артисты хора курят часто. И несмотря на профессионально поставленные голоса, с годами они их постепенно теряют.

При охриплости или внезапной потере голоса необходимо выяснить причину. Если она заключается в перенапряжении голосового аппарата - пощадите его. После нескольких часов голосовой нагрузки дайте голосу покой и отдых. Это поможет снять напряжение с голосовых складок. Постарайтесь помолчать и исключить даже телефонные разговоры. Старайтесь меньше говорить на морозе. Зимой, попадая из теплого помещения на улицу (и наоборот), хотя бы в течение нескольких минут дайте вашему голосу адаптироваться. При любой резкой смене температуры не начинайте громкого разговора.

Охриплость, тем более повторяющаяся, требует незамедлительного обращения к врачу для выявления главной причины, для исключения патологии и назначения лечения. Самолечение в данном случае малоэффективно. Из всех методов самолечения помогут, несомненно, только два: отказ от курения как одного из самых опасных факторов риска и режим голосового покоя. У других методов лечения свои плюсы и минусы.
Традиционные полоскания проникают лишь в область горла, не достигая гортани и голосовых складок. Паровые домашние ингаляции "поборют" только простуду. Физиопроцедуры, специальные впрыскивания, инъекции и другое лечение может назначить врач-специалист. Своими силами здесь трудно обойтись.

Тамара ГРИГОРЬЕВА


24.11.2006