Какие слои населения поддерживали умеренных и таборитов. Гуситские войны: причины, ход, результаты и последствия

Позднего средневековья. Представляет из себя радикально-демократическое крыло гуситов. Социальную основу общины, разместившейся на горе Табор в Южной Чехии (откуда и название движения) составляли крестьяне, городская беднота, низшее духовенство, часть мелкого дворянства. Политическая платформа таборитов включала требования ликвидации сословий, феодального и церковного имущества, устранения дворян и рыцарей. Табориты толковали "тысячелетнее царство божье на земле" как царство всеобщего равенства, отрицали церковные таинства, католический культ, а наиболее радикальная часть - все христианские святыни и обряды. Противоречия таборитов с чашниками привели к открытой войне между ними, в которой табориты были разбиты (в 1433 году).

Источник: "Религиозный словарь"


Смотреть что такое "Табориты" в других словарях:

    - (от собств. им. крепости). Строго верующие гусситы, в противоположность каликстинцам, политическая партия демократического характера. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАБОРИТЫ по имени укрепленного… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от названия г. Табор) в Чехии революционное крыло гуситов. Программа Двенадцать пражских статей 1420. В 1421 умеренные табориты расправились с левыми пикартами. Табориты создали боевое войско, разработали военную тактику. После поражения у Липан … Большой Энциклопедический словарь

    ТАБОРИТЫ, таборитов, ед. таборит, таборита, муж. (ист.). Последователи левого, демократического крыла гуситского движения. (По названию селения Табор в Чехии.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Религиозное движение таборитов радикальное крыло гуситов. Гора Табор (по аналогии с горой … Википедия

    - (от названия г. Табор), в Чехии радикальное крыло гуситов. Программа Двенадцать пражских статей 1420. В 1421 умеренные табориты расправились с левыми пикартами. Табориты создали боевое войско, разработали военную тактику. После поражения у… … Энциклопедический словарь

    Представители революционного антифеодального крыла Гуситского революционного движения (См. Гуситское революционное движение). К «общине таборской» (отсюда название Т.) принадлежали разнородные социальные элементы широкие слои крестьянства … Большая советская энциклопедия

    Религиозное движение таборитов этой демократической партии гуситов было насквозь пропитано политическими и социальными элементами. Если религиозные убеждения Т. и не были лишь формой, в которую вылились эти элементы, то во всяком случае… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Представители революц. антифеод, крыла Гуситского революционного движения. Хотя к общине таборской (как они себя называли, отсюда Т.) принадлежали разнородные социальные элементы широкие слои крестьянства, гор. беднота, низшее духовенство, часть… … Советская историческая энциклопедия

    Табориты - см. Гуситы … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    табориты - табор иты, ов, ед. ч. р ит, а … Русский орфографический словарь

Книги

  • История атеизма. Выпуск 1 , И. Вороницын , В книге излагается, в духе воинствующего атеизма, развитие атеистической мысли в разные периоды существования, от древнего времени до 19 века. Это предварительный выпуск книги в… Категория: Библиотековедение Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель: ЁЁ Медиа ,
  • История атеизма. Выпуск 1 , И. Вороницын , В книге излагается, в духе воинствующего атеизма, развитие атеистической мысли в разные периоды существования, от древнего времени до 19 века. Это предварительный выпуск книги в журнале… Категория: Гуманитарные науки Серия: Издатель:

, Ян Гвезда из Вицемилице , Богуслав из Швамберка , Ян Рогач из Дубы , Прокоп Голый и др.

Идейная основа

Движение было насквозь пропитано политическими и социальными элементами. Если религиозные убеждения таборитов и не были лишь формой, в которую вылились эти элементы, то во всяком случае социальное и национальное чувство играло у них весьма важную роль. Чехи страдали от немецкой экспансии, связанной с влиянием католической церкви . В политическом отношении табориты стремились к уничтожению королевской власти и все свои нападки направили на короля Сигизмунда , которого ещё на сейме в Чаславе называли гонителем священных прав народа, врагом чешского языка и веры . «Да ведает каждый немец, чех и латинянин , - говорил Сигизмунд, - что я с нетерпением жду того времени, когда смогу утопить всех виклифистов и гуситов ». Идеалом таборитов была демократическая республика . Они отрицали всякую иерархию , как духовную, так и светскую. Основой их общественной организации была община, причём у них строго различались общины военные и семейные. Обязанностью первых было исключительное занятие военным делом, вторых - ремесла, сельское хозяйство и доставление всего необходимого для войны. Табориты стремились к уничтожению господства немцев и к установлению полной самостоятельности и независимости чешского элемента.

Социальная основа

Низший класс чешского народа - крестьяне , мелкие мещане , составившие главный контингент таборитизма, - были пропитаны ненавистью к католическому духовенству , которое, проповедуя милосердие и любовь к ближнему, эксплуатировало этого «ближнего» немилосердно. Духовенство жило в роскоши и богатстве , а народ был обложен большими податями и налогами . Пражскому архиепископству , например, принадлежало до 900 сел и много городов, из которых иные равнялись по величине и благосостоянию городам королевским. Привилегии духовенства достигли таких размеров, что даже короли подумывали об их ограничении. Неудивительно, что в 1419 году , при первом призыве со стороны вожаков радикального таборитизма массы народа двинулись на гору Табор - главный оплот таборитизма. Никакие угрозы со стороны властей и господ не могли удержать этого движения. Многие бросали своё имущество или продавали его за бесценок, сжигали свои дома, расторгали общественные и семейные связи. Угнетённый народ находил утешение в новом учении, основанном на Священном Писании . Ему говорили на родном языке, среди идиллической обстановки, о евангельской простоте и любви, о равенстве, о братстве. Религия в этой форме переставала быть для народа непонятным абстрактным учением, а делалась реальным воплощением божественной любви и милосердия. «Чаша», около которой главным образом вращалась религиозная борьба католицизма и гуситизма, являлась для угнетенных низших классов чешского народа символом братского единения и равенства в будущем. Вандализм , с которым табориты разрушали храмы и их украшения, уничтожали картины и т. п., объясняется тем, что им ненавистны были покровители искусства - духовенство, бароны , богатые горожане - да и само искусство казалось им грехом и развратом . С той же точки зрения они осуждали светскую науку [ ] , латынь , пышность при богослужении.

Практика

Свои идеалы во время собраний на горе Таборе они воплощали следующим образом: приходящие со знамёнами толпы на Табор встречались с одушевлением. Всякий приходящий, безразлично, к какому бы классу он ни принадлежал, считался братом или сестрой. До обеда священники поочерёдно исполняли разные обязанности - проповедовали, исповедовали, причащали под обоими видами. В полдень все сообща совершали братскую трапезу. Съестные припасы, приносимые гостями, делились поровну между всеми. Различия между моим и твоим не существовало. Всякие увеселения были изгнаны; соблюдалась полная нравственная чистота. Остаток дня проходил в беседах о лучшей жизни. Некоторые авторы склонны приписывать таборитам определённые коммунистические воззрения. Но от братской любви и взаимопомощи до коммунизма как организации ещё очень далеко. Контраст между жизнью на Таборе и тяжкой домашней обстановкой создавал мечты, к реализации которых табориты в действительности не стремились. Если к указанным чертам таборитского движения прибавить ещё целую массу гуманных требований, которые они поставили на своём знамени, как, например, веротерпимость , уничтожение смертной казни и т. п., придётся удивиться этому необыкновенному явлению среди почти общего мрака невежества , царившего тогда в Европе . Мечты таборитов, не находя подходящей почвы, скоро потерпели крушение.

Хронология

В ходе развертывания вооруженной борьбы радикальные гуситы не имели преимущества в Праге и нуждались в собственной укрепленной базе. В начале гуситский гетман Петр Громада нашел подходящее место - гору Табор в южной Богемии , и сообщил об этом лидеру радикалов Яну Жижке. Вскоре в лагере собралось множество людей, часть из которых пришла с семьями. Так был основан город Табор .

В течение 1420 года табориты действуя самостоятельно и совместно с умеренными добились военной победы над католическими силами, организовавшими первый крестовый поход против гуситов. Это оформило таборитов как основу военной силы Чехии .

К 1421 году Жижка становится признанным лидером таборитов. В ходе внутренней борьбы было уничтожено крайне левое крыло - пикарты , вместе с их вождями (Мартин Гуска , Петр Каниш, Мартин Локвис и др.).

В -24 гг. Жижка разошелся с руководством умеренных таборитов и основал Новый Табор в Кралов Градец. После его смерти его войска стали носить прозвище «сиротки» и в случае военных акций действовали совместно с таборитами, забыв о идеологических разногласиях.

представители революц. антифеод, крыла Гуситского революционного движения. Хотя к "общине таборской" (как они себя называли, отсюда - Т.) принадлежали разнородные социальные элементы - широкие слои крестьянства, гор. беднота, низшее духовенство, часть мелкого дворянства, ремесленники, но определяющей в таборитстве (особенно в первый период движения) была революц. антифеод, крестьянско-плебейская идеология. В ее основе лежало хилиастич. учение о "царстве божьем на земле" - "царстве" всеобщего равенства и социальной справедливости. Т. проповедовали идею установления в ближайшее время такого обществ, строя, при к-ром не будет ни королей, ни панов, ни крепостных, требовали отмены всех повинностей и феод, платежей, ликвидации частной собственности (преим. крупной феодальной), обязательной для всех трудовой жизни. Т. предприняли попытку осуществить свои идеалы на практике: в Таборе, Писеке и др. городах Т. были выставлены кади, куда складывались общие деньги и драгоценности. Т. отрицали церковные таинства, пышный католический культ, а некоторые из них - все христианские святыни и обряды. Под покровом библейской терминологии учение Т. выражало чаяния феод.-зависимых крестьян и гор. плебса о создании общества без угнетения и насилия. Т. не представляли единого течения: самыми радикальными среди них были пикарты (см. Пикардство), наиболее последовательно отстаивавшие хилиастич. взгляды (один из гл. идеологов Мартин Гуска). Их выступления по мере развития гуситского движения все более встречали оппозицию умеренных Т., выражавших интересы гл. обр. зажиточного крестьянства и состоятельных горожан. В 1421 умеренные Т. расправились с вождями пикартов. Однако, несмотря на все разногласия, Т. оставались основной боевой силой восставшей Чехии. Т. создали полевое войско, к-рое руководствовалось боевым уставом Я. Жижки, разработали передовую для того времени воен. тактику, предусматривавшую маневренность, применение боевых возов и артиллерии. Таборитское войско, предводительствуемое воен. вождями Микулашем из Гуси (первый гетман Т. до кон. 1420), Я. Жижкой (до 1424), Прокопом Великим, разгромило пять крестовых походов организованных феод.-католич. реакцией и имп. Сигизмундом I против гуситов. Т. вместе с "сиротами" совершили серию блестящих походов за пределы Чехии. У Т. существовали острые противоречия с бюргерско-рыцарским лагерем - т. н. чашниками. Эти противоречия усилились после 1421 и привели к открытой войне между ними. Чашники были разбиты в ряде битв (у Горжице, 1423; Малешова, 1424). 30 мая 1434 войско Т. и "сирот" потерпело поражение от объединенных сил чашников и феод.-католич. лагеря при Липанах; отд. отряды Т. продолжали борьбу до 1437, когда пала их последняя крепость Сион.

  • - см. Гуситы...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - Христианская ересь позднего средневековья. Представляет из себя радикально-демократическое крыло гуситов...

    Религиозные термины

  • - в Чехии революционное крыло гуситов. Программа - Двенадцать пражских статей 1420. В 1421 умеренные табориты расправились с левыми - пикартами. Табориты создали боевое войско, разработали военную тактику...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Религиозное движение таборитов - этой демократической партии гуситов - было насквозь пропитано политическими и социальными элементами...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - представители революционного антифеодального крыла Гуситского революционного движения...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Строго верующие гусситы, в противоположность каликстинцам, политическая партия демократического характера...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - мн., Р. табори/тов...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ТАБОРИ́ТЫ, таборитов, ед. таборит, таборита, муж. . Последователи левого, демократического крыла гуситского движения...

    Толковый словарь Ушакова

  • - табор"иты, -ов, ед. ч. -р"...

    Русский орфографический словарь

"ТАБОРИТЫ" в книгах

XI. ТАБОРИТЫ

Из книги Ян Жижка автора Ревзин Григорий Исаакович

XI. ТАБОРИТЫ «Если… классовая борьба носила тогда религиозный отпечаток, если интересы, потребности и требования отдельных классов скрывались под религиозной оболочкой, то это нисколько не меняет дела и легко объясняется условиями времени». К. Маркс и Ф. Энгельс,

Гуситы, табориты и чешские братья. XV век

Из книги Мистические ордена автора Андреев Александр Радьевич

Гуситы, табориты и чешские братья. XV век Духовная жизнь средневековой Европы в начале XV века перенесла потрясение, которое через сто лет вызвало реформацию всесильной тогда католической церкви, с трудом отстоявшей чуть ли не само свое право на существование. В начале XV

Глава IV Начало крестьянской войны в Чехии. Табориты и чашники (1419–1420 годы)

автора Рубцов Борис Тимофеевич

Глава IV Начало крестьянской войны в Чехии. Табориты и чашники (1419–1420 годы) Сожжение Яна Гуса и Иеронима Пражского вызвало в Чехии возмущение во всех слоях народа. По всей Чехии прокатилась волна народных выступлений против католического духовенства. Крестьяне в сёлах,

Глава VIII Табориты за пределами Чехии. Разгром пятого крестового похода. Прокоп Великий. Переход чашников в лагерь реакции (1427–1433 годы)

Из книги Гуситские войны (Великая крестьянская война XV века в Чехии) автора Рубцов Борис Тимофеевич

Глава VIII Табориты за пределами Чехии. Разгром пятого крестового похода. Прокоп Великий. Переход чашников в лагерь реакции (1427–1433 годы) Победы, одержанные народом в ходе Великой Крестьянской войны, были велики, но феодально-католическая реакция продолжала вынашивать

Гуситы, табориты и чешские братья

Из книги Террористы автора Андреев Александр Радьевич

Гуситы, табориты и чешские братья Человек не должен отягощать свою совесть ложью, не отрицать и не утверждать ничего вопреки правде. В начале XV века Ян Гус из Гусинца, Иероним Пражский, Станислав из Зноймо, Штепан из Палче, Ян из Есенице вызвали в Чехии народное потрясение,

Табориты

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТА) автора БСЭ