Карабах военный конфликт. Конфликт в Нагорном Карабахе: история и причины

Кому выгодна новая армяно-азербайджанская война? В Нагорном Карабахе начались масштабные боевые действия. В ночь на 2 апреля 2016 года войска Азербайджана начали наступление по всей линии соприкосновения с вооруженными силами Армении и Нагорно-Карабахской республики.

Идут бои с применением артиллерии, таков и авиации. Обе стороны обвиняют друг друга в эскалации конфликта, однако характер боевых действий азербайджанской стороны свидетельствует о заранее спланированной операции. Застарелый конфликт между двумя народами региона: христианами-армянами и родственными туркам азербайджанцами-мусульманами вспыхнул с новой силой.

Почему конфликт невыгоден Армении

Возобновление Нагорно-Карабахского конфликта наиболее невыгодно Армении, которую ранее вполне устраивал статус-кво. Конфликт конца 80-х начала 90-х кончился в ее пользу. Поддержание конфликта в замороженном состоянии могло тянуться как угодно долго. Фактически территория находилась под армянским контролем. Армении незачем было провоцировать Азербайджан. После поражения в Нагорном Карабахе в 90-х Азербайджан значительно усилил и модернизировал свою армию. Помогли деньги от продажи нефти и газа, таким ресурсом Армения не обладает.

По численности армии, количеству населения, в том числе резервистов, экономическому потенциалу Азербайджан превосходит Армению и Нагорно-Карабахскую республику вместе взятые. Это означает, что война означает для Армении риск поражения. Кроме того, Армения вынуждена будет принять тысячи беженцев, (Азербайджану принимать некого, т.к. азербайджанцев в Нагорном Карабахе не осталось), что ляжет тяжелым грузом на социальную систему страны.

Опасности для Азербайджана

Для Азербайджана текущая геополитическая ситуация – далеко не самая благоприятная для начала войны, что связано с союзническим отношениями России и Армении. Единственное, на что Азербайджан может надеяться, - невмешательство в конфликт России, если боевые действия не выйдут за пределы Нагорного Карабаха. В случае конфликта с Россией, Азербайджан обречён на поражение как Грузия в 2008 году. Но риск превращения размороженного конфликта в полномасштабную региональную войну очень высок.

Почему война невыгодна России?

Из крупных геополитических игроков возобновление конфликта наиболее невыгодно России. Россия – гарант мира на Южном Кавказе и союзник Армении по ОДКБ. В случае войны между Армений и Азербайджаном Россия обязана помочь Армении, если та обратится к ней с такой просьбой. Однако в последние годы Россия, сохраняя хорошие отношения с Арменией, сблизилась и с Азербайджаном до такой степени, что начала туда поставлять оружие. Президент Азербайджана Ильхам Алиев в прошлом году демонстративно не приехал на саммит Восточного партнерства ЕС, а в парламент Азербайджана был внесен законопроект о расторжении многих прежних договорённостей с США. Война означает крушение всей прежней архитектуры международных отношений, которую Россия кропотливо выстраивала в регионе.

На территории Армении расположены российские военные базы. В случае эскалации войны Россия может быть в нее втянута, что также не в интересах этой страны, занятой войной в Сирии и конфликтом на Украине. Как минимум от активной политики в Сирии придется отказаться.

Опасности для Турции

Турция как региональный игрок могла бы получить некоторые выгоды от конфликта на севере. В первую очередь это заставило бы Россию меньше внимания уделять сирийской проблеме, что усилило бы позиции самой Турции в этом вопросе. Кроме того, Азербайджан началом боевых действий подорвал собственные отношения с Россией, а значит, ему не останется ничего иного, независимо от исхода войны, как сближаться с Турцией. Показательно, что ранее министр иностранных дел Турции Чавушоглу заявил, что его страна поддержит «освобождение оккупированных территорий Азербайджана», т.е. агрессию против Нагорного Карабаха.

В то же время война, если она выйдет за границы Карабаха несет риски и для Турции. Турция будет вынуждена начать оказывать помощь Азербайджану. Учитывая гражданскую войну в курдских районах самой Турции, это отвлечёт внимание Анкары от Сирии.

Почем война выгодна США

Единственная страна, которая заинтересована как в размораживании конфликта в Нагорном Карабахе, так и в превращении его в полномасштабную войну, куда могут быть втянуты и Россия, и Турция – это США. После того как выяснилось, что Россия ухитрилась вывести одни войска из Сирии, но при этом при помощи других взять Пальмиру, США активизировали попытки по выведению России из игры. Кровавый конфликт в непосредственной близости от российских границ лучше всего подходит на эту роль. США также заинтересованы и в ослаблении роли Турции в сирийском вопросе. Тогда они смогут в полной мере использовать курдский фактор.

Если Россия поддержит Армению, то США смогут окончательно получиться контроль над Азербайджаном. Если Россия не поддержит Армению, это будет использовано как аргумент для переориентации страны на США. В отличие от Турции, США взаимодействуют с обеими сторонами конфликта и в любом случае не останутся в проигрыше.

Во время вторжения в Нагорный Карабах президент Азербайджана Ильхам Алиев находился в Вашингтоне. Накануне он встретился в вице-президентом США Джо Байденом. Это было последнее высокопоставленное лицо, с которым говорил Алиев, перед тем как его армия начала наступление. Во время встречи президент Азербайджана подчеркнул, что позиция Барака Обамы как Президента страны-сопредседателя - США о недопустимости существующего статус-кво имеет большое значение

Позже Алиев заявил, что приветствует мирное разрешение конфликта, но на основе урегулирования территориальной целостности Азербайджана. Поведение Алиева свидетельствует о том, что он получил поддержку со стороны внешних сил, в первую очередь США. Ранее 15 марта он совершил визит в Анкару, где этот вопрос тоже, скорее всего, обсуждался.

Показательно, что США не поспешили осудить начало Азербайджаном боевых действий либо как-то повлиять на находящегося в Вашингтоне президента этой страны. Что касается Турции, президент этой страны – Реджеп Эрдоган, выразил свои соболезнования Алиеву в связи с гибелью азербайджанских военнослужащих. Министр обороны Турции Исмет Йылмаз заявил о «справедливой позиции» Азербайджана и выразил Баку решительную поддержку. Объективно, война может ударить и по интересам этой державы, но нынешнее турецкое руководство многократно доказало, что может идти на поводу у США вопреки собственным реальным интересам.

После трагедии «Черного января» десятки тысяч азербайджанских коммунистов публично сожгли свои партбилеты в те часы, когда миллионная толпа в Баку шла за погребальной процессией. Многие лидеры НФА были арестованы, однако вскоре они были отпущены и смогли продолжить свою деятельность. Везиров бежал в Москву; Аяз Муталибов сменил его в качестве партийного лидера Азербайджана. Правление Муталибова с 1990 по август 1991 г. было «спокойным» по азербайджанским стандартам. Оно характеризовалось «просвещенным авторитаризмом» местной номенклатуры, променявшей коммунистическую идеологию на национальные символы и традиции ради укрепления своей власти. 28 мая, годовщина Азербайджанской демократической республики 1918-1920 гг., стало национальным праздником, и исламской религии отдавалась официальная дань уважения. Фурман отмечает, что бакинская интеллигенция поддерживала Муталибова в этот период. Был учрежден консультативный совет с участием оппозиционных лидеров, и именно с согласия этого совета Муталибов был в первый раз избран президентом Верховным Советом Азербайджана осенью 1990 г. Из 360 делегатов только 7 были рабочими, 2 колхозниками и 22 интеллигентами. Остальные были членами партийно-государственной элиты, директорами предприятий и работниками правоохранительных органов. НФА получил 31 мандат (10%), и, по мнению Фурмана, он имел мало шансов получить больше в обстановке относительной стабильности .

После кризиса «Черного января» в Азербайджане, приведшего к военным столкновениям между частями Советской Армии и подразделениями НФА в Нахичевани, между Муталибовым и союзным руководством было достигнуто нечто вроде компромисса: в Азербайджане восстанавливается коммунистическое правление, но в обмен Центр оказывает Муталибову политическую поддержку - за счет Армении и армянского движения в Нагорном Карабахе. Союзные руководители, в свою очередь, стремились поддержать Муталибова, опасаясь потерять не только Грузию и Армению, но и все Закавказье. Отношение к Нагорному Карабаху стало еще более негативным после того, как АОД победило на выборах в Армении летом 1990 г.

Режим чрезвычайного положения в Нагорном Карабахе фактически являлся режимом военной оккупации. 157 из 162 операций по «проверке паспортного режима», проведенных в 1990 г., истинной целью которых было терроризировать мирное население, были проведены в этнически армянских селах .

К осени 1990 г., после выборов во всех республиках Закавказья, коммунисты сохранили власть только в Азербайджане. Поддержка режима Муталибова приобрела еще большее значение для Кремля, стремившегося к сохранению единства СССР (в марте 1991 г. Азербайджан проголосовал за сохранение СССР). Блокада Нагорного Карабаха была усилена. Стратегия, совместно разработанная Азербайджаном и высокопоставленными советскими военно-политическими деятелями (особенно будущими организаторами августовского путча 1991 г.), предусматривала депортацию по крайней мере части населения из НКАО и прилегающих к ней армянских деревень.

Операция по депортации получила кодовое название «Кольцо». Она продолжалась четыре месяца, вплоть до августовского путча 1991 г. За этот период из Карабаха в Армению было депортировано порядка 10 тыс. человек; воинские части и ОМОН опустошили 26 деревень, убив при этом 140-170 мирных жителей-армян (37 из них погибло в деревнях Геташен и Мартунашен) . Жители азербайджанских сел НКАО, выступая перед независимыми наблюдателями, также говорили о массовых нарушениях прав человека армянскими боевиками. Операции Советской армии в Карабахе привели лишь к прогрессирующей деморализации самих войск. Не остановили они и распространения вооруженной борьбы в регионе.


Нагорный Карабах: провозглашение независимости

После провала августовского путча в Москве практически все организаторы и вдохновители операции «Кольцо» утратили свою власть и влияние. В том же августе воинские соединения в Шаумяновском (азербайджанское название: Геранбойском) районе получили приказ прекратить огонь и отойти в места постоянной дислокации. 31 августа Верховный Совет Азербайджана принял декларацию о восстановлении независимой Республики Азербайджан, т.е. той, что существовала в 1918-1920 гг. Для армян это означало, что правовая основа автономного статуса НКАО советской эпохи теперь отменялась. В ответ на провозглашение независимости Азербайджана карабахская сторона провозгласила Нагорно-Карабахскую республику (НКР). Это было сделано 2 сентября 1991 г. на совместном заседании областного Совета НКАО и районного Совета населенного армянами Шаумяновского района. НКР была провозглашена в границах бывшей АО и Шаумяновского района (который ранее частью НКАО не являлся). 26 ноября 1991 г. Верховный Совет Азербайджана принял закон, отменяющий автономию Нагорного Карабаха. 10 декабря Верховный Совет НКР, состоящий исключительно из представителей армянского населения, объявил о своей независимости и о выходе из состава Азербайджана на основании результатов референдума, проведенного среди армянского населения. Армянские законодатели до сих пор не разрешили явное противоречие между объявлением независимости НКР и все еще не отмененным постановлением Верховного Совета Армении от 1 декабря 1989 г., согласно которому Нагорный Карабах воссоединялся с собственно Арменией. Армения заявила, что не имеет никаких территориальных претензий к Азербайджану. Такая позиция позволяет Армении рассматривать конфликт как двусторонний, в котором участвуют Азербайджан и НКР, в то время как сама Армения непосредственного участия в конфликте не принимает. Однако Армения, следуя той же логике и из боязни ухудшить собственное положение в мировом сообществе, официально не признает независимость НКР. За последние годы в Армении продолжались дебаты на тему: сделает ли отмена «аннексионистского» решения армянского парламента от 1 декабря 1989 г. и официальное признание НКР неизбежной полномасштабную войну с Азербайджаном (Тер-Петросян), или же такое признание поможет убедить мировое сообщество в том, что Армения не является страной-агрессором? Последняя точка зрения, в частности, отстаивалась в июне 1993 г. Суреном Золяном, секретарем комиссии по Арцаху (Карабаху) Верховного Совета Армении. Сурен Золян утверждал, что, пока НКР не признана в качестве субъекта международных отношений, вся полнота ответственности за ее действия лежит на Армении, что придает некоторую обоснованность тезису об армянской агрессии . В самом Нагорном Карабахе определенная неясность насчет того, быть ли ему независимым, входить ли в Армению или же обратиться к России с просьбой о включении в ее состав, подчеркивается тем фактом, что в конце 1991 г. тогдашний председатель Верховного Совета НКР Г. Петросян направил письмо Ельцину с просьбой о вхождении НКР в состав России. Ответа он не получил . 22 декабря 1994 г. парламент НКР избрал Роберта Кочаряна, ранее бывшего председателем Госкомитета обороны, президентом НКР до 1996 г.


Армения и Азербайджан: динамика политического процесса

Осенью 1990 г. глава АОД Тер-Петросян победил на всеобщих выборах и стал президентом республики. АОД, в отличие от армянской оппозиции, стремится предотвратить непосредственное участие республики в карабахском конфликте и всеми силами пытается ограничить рамки конфликта. Одной из основных забот АОД является установление хороших отношений с Западом. Руководство АОД отдает себе отчет в том, что Турция является членом НАТО и основным союзником США в регионе. Оно признает реальность, воздерживаясь от предъявления претензий на земли исторической Армении (ныне находящиеся в Турции), и желает развивать армяно-турецкие контакты.

В отличие от АОД, партия Дашнакцутюн (Армянская революционная федерация), в основном базирующаяся за рубежом, среди армянской диаспоры, является по преимуществу антитурецкой партией. В настоящее время ее усилия сосредоточены на организации общественного давления на Западе с целью заставить Турцию официально осудить геноцид 1915 г. Партия имеет сильные позиции в Карабахе благодаря своему образу твердой, героической и бескомпромиссной организации, упору на военную дисциплину, многочисленным связям и значительным средствам за рубежом. Однако существует острое соперничество между Дашнакцутюн и президентом Тер-Петросяном. В 1992 г. последний выслал дашнакского лидера Грайра Марухяна из Армении; в декабре 1994 г. он приостановил деятельность партии, обвинив ее в терроризме.

Тем не менее усилия армянской диаспоры принесли плоды. Ее лобби в конгрессе США в 1992 г. добилось принятия положения о запрете любой негуманитарной помощи Азербайджану до тех пор, пока он не предпримет «доказуемые шаги» по прекращению своей блокады Армении. В 1993 г. США выделили на помощь Армении 195 млн. долл. (Армения стоит на втором месте, после России, в списке получателей помощи среди всех постсоветских государств); Азербайджан получил 30 млн. долл. .

Семь оппозиционных партий - включая помимо дашнаков Союз национального самоопределения, возглавляемый бывшим диссидентом Паруйром Айрикяном, и Рамкавар-Азатакан (либералов) - подвергают критике то, что они рассматривают как произвол и самоуправство Тер-Петросяна в деле управления страной и уступки, сделанные армянским руководством под давлением иностранных держав и ООН (непризнание НКР, принципиальное согласие на вывод войск НКР из оккупированных этнически азербайджанских районов). Несмотря на сравнительную политическую стабильность в Армении, популярность АОД падает, в основном из-за экономических лишениий, вызванных азербайджанской блокадой. Общий объем промышленного производства за первые девять месяцев 1993 г. снизился на 38% по сравнению с соответствующим периодом 1992 г. . Житейские невзгоды в блокадной Армении привели к массовой эмиграции, оценивавшейся в 300-800 тыс. в 1993 г., в основном в Южную Россию и Москву. Широкие расхождения в цифрах эмигрантов объясняются тем, что многие из уезжающих сохранили прописку в Армении .

В Азербайджане вопрос о Нагорном Карабахе также определяет взлет и падение фортуны политиков. До середины 1993 г. поражения в ходе войны или политические кризисы, сопутствующие различным перипетиям борьбы за Карабах, привели к падению четырех первых секретарей компартии и президентов подряд: Багирова, Везирова, Муталибова (с временным президентством Мамедова и Гамбара в мае - июне 1992 г.), снова Муталибова и Эльчибея.

Августовский путч 1991 г. в Москве подорвал легитимность президента Муталибова в Азербайджане. Во время путча он сделал заявление, осуждающее Горбачева и косвенно поддерживающее московских путчистов. НФА развернул митинги и демонстрации с требованием новых парламентских и президентских выборов. Муталибов срочно организовал президентские выборы (8 сентября 1991 г.); 85,7% внесенных в списки приняли участие в голосовании, из них 98,5% проголосовали за Муталибова. Этот результат многими считался подтасованным. Компартия была официально распущена, и 30 октября Верховный Совет Азербайджана под давлением НФА был вынужден передать часть своих полномочий милли-меджлису (Национальному совету) в составе 50 членов, половина из которых состояла из бывших коммунистов, а другая половина - из оппозиции . Кампания НФА по устранению Муталибова продолжалась, и последний возлагал вину на Россию за то, что она бросила его на произвол судьбы. Окончательный удар по Муталибову был нанесен 26-27 февраля 1992 г., когда карабахские силы захватили деревню Ходжалы под Степанакертом, убив при этом много мирных жителей. Азербайджанские источники утверждают, что бойня, якобы совершенная с помощью русских войск (факт, который отрицает армянская сторона), привела к гибели 450 человек и 450 было ранено. Сам факт массовых убийств был позднее подтвержден, среди прочих, миссией по сбору фактов московского правозащитного центра «Мемориал» . 6 марта 1992 г. Муталибов ушел в отставку. Вскоре после этого экс-президент Муталибов выразил сомнение в ответственности армян за Ходжалы, намекнув, что некоторые из азербайджанских гражданских лиц, возможно, на самом деле были убиты азербайджанскими войсками для того, чтобы дискредитировать его . Ягуб Мамедов, председатель Верховного Совета, стал временным главой государства. Предвыборная кампания была в полном разгаре, когда 9 мая 1992 г. пришло известие о падении Шуши. Это дало возможность экс-коммунистическому Верховному Совету аннулировать отставку Муталибова, сняв с него вину за Ходжалы (14 мая). Милли-меджлис был распущен. На следующий день сторонники НФА штурмовали здание Верховного Совета и захватили президентский дворец, вынудив Муталибова бежать в Москву. 18 мая Верховный Совет принял отставку Мамедова, избрал члена НФА Ису Гамбара временным президентом и передал свои полномочия обратно милли-меджлису, упраздненному им три дня назад. На новых выборах, состоявшихся в июне 1992 г., президентом был избран лидер НФА Абульфаз Эльчибей (76,3% принявших участие в голосовании; 67,9% «за») .

Эльчибей обещал решить карабахскую проблему в пользу азербайджанцев к сентябрю 1992 г. Основные пункты программы НФА были следующими: протурецкая, антирусская ориентация, отстаивание независимости республики, отказ от вступления в СНГ и выступления в пользу возможного слияния с иранским Азербайджаном (тенденция, встревожившая Иран). Хотя правительство Эльчибея включало большое число блестящих интеллектуалов, никогда не входивших в номенклатуру, попытка очистить правительственный аппарат от старых коррумпированных чиновников не удалась, и новые люди, приведенные к власти Эльчибеем, оказались изолированы, а некоторые из них коррумпировались в свой черед. В начале мая 1993 г. народное недовольство вылилось в антиправительственные митинги в ряде городов, в том числе в Гяндже, после которых многие члены оппозиционной партии Милли Истиглал (Партии национальной независимости) были арестованы. Возросла популярность Гейдара Алиева, бывшего члена Политбюро, а впоследствии главы Нахичевани, ухитрившегося сохранить мир на границе своей автономной области с Арменией. Партия Алиева «Новый Азербайджан», созданная в сентябре 1992 г., стала фокусом оппозиции, объединив самые различные группировки - от неокоммунистов до членов небольших национальных партий и обществ. Поражения в боях и тайные российские маневры, направленные против Эльчибея, привели в июне 1993 г. к восстанию, которое возглавил богатый директор шерстяной фабрики и полевой командир Сурет Гусейнов (герой Азербайджана). Триумфальный мирный поход последнего на Баку завершился свержением Эльчибея и его заменой Алиевым. Сурет Гусейнов стал премьер-министром. Алиев пересмотрел политику НФА: ввел Азербайджан в СНГ, отказался от исключительно протурецкой ориентации, восстановил разорванные связи с Москвой и укрепил международные позиции страны (контакты с Ираном, Великобританией и Францией). Он также подавил сепаратизм на юге республики (провозглашение полковником Алиакрамом Гумбатовым летом 1993 г. талышской автономии) .

Тем не менее внутренняя нестабильность продолжалась в Азербайджане и после прихода Алиева к власти. Отношения последнего с Суретом Гусейновым вскоре испортились. Алиев отстранил Гусейнова от ведения переговоров по нефти (а значит, и от присвоения будущих доходов от ее продажи). Гусейнов также, по-видимому, противился выходу Алиева из русской орбиты, имевшему место в течение 1994 г. В начале октября 1994 г., после подписания нефтяного контракта с западным консорциумом 20 сентября, в Баку и Гяндже произошла попытка государственного переворота, причем некоторые заговорщики принадлежали к кругу сторонников Сурета Гусейнова. Алиев подавил попытку этого переворота (если она была таковой: ряд наблюдателей в Баку описывает его как интригу самого Алиева) и вскоре после этого освободил Гусейнова от всех обязанностей.


Политика России по отношению к конфликту (август 1991 г. - середина 1994 г.)

По мере того, как с августа 1991 г. распад СССР становился реальностью (завершившись в декабре), Россия оказалась в положении страны без определенной миссии в зоне военного конфликта в Нагорном Карабахе, к тому же не имеющей с этой зоной общих границ. Конец 1991 г. ознаменовался крушением (временным?) имперской идеологии и ослаблением контроля над армией. В зонах конфликтов в советских/российских войсках почти все решения принимал единолично отдельный офицер, самое большее - генерал. Процессы, начавшиеся в армии вследствие роспуска Варшавского Договора, распада СССР и гайдаровских реформ, - массовая демобилизация, вывод войск из дальнего и ближнего зарубежья (включая Азербайджан, откуда последние российские войска были выведены в конце мая 1993 г.), раздел как военных контингентов, так и вооружений между различными республиками и конверсия военной промышленности - все это усугубило общий хаос в зонах конфликтов. В Нагорном Карабахе, Абхазии и Молдавии по обеим сторонам фронта появились экс-советские наемники и флибустьеры. В этих условиях то, что может быть названо российской политикой в регионе, имело случайный, реактивный характер, каковым и оставалось до тех пор, пока в 1992-1993 гг. медленное повышение управляемости государственного аппарата привело к некоторому восстановлению способности России формулировать и достигать своих целей в отношениях со странами ближнего зарубежья (хотя фактор «голодных и злых» офицеров, ведущих свои локальные войны «на краю бывшей советской империи», все еще нельзя сбрасывать со счетов).

Начиная с августа 1991 г. российская политика в отношении конфликта в Нагорном Карабахе развивалась в следующих основных направлениях: попытки посредничества, подобные той, что была предпринята Б. Ельциным и президентом Казахстана Н. Назарбаевым в сентябре 1991 г., а позднее участие в работе Минской группы СБСЕ, трехсторонней инициативе (США, Россия и Турция) и проведение самостоятельных миссий, как, например, та, которую осуществлял посол по особым поручениям В. Казимиров в 1993 и 1994 гг.; вывод российских вооруженных сил из зоны конфликта и распределение оставляемого оружия между вновь образующимися республиками; попытка сохранить военное равновесие в регионе и не допустить сторонних игроков (Турцию и Иран) в свою кавказскую зону влияния. С развитием экономических реформ в России экономический фактор стал играть всё большую роль во взаимоотношениях страны с новыми республиками. В 1993 г. Россия проявляла все больший интерес к вовлечению Азербайджана и Грузии в СНГ и исполнению роли единственного миротворца в бывших советских республиках.

Так как российским войскам в Карабахе, потерявшим свою боевую задачу после августа 1991 г., угрожала серьезная опасность деморализации, с ноября начался вывод советских внутренних войск из Карабаха (кроме 366-го полка в Степанакерте). В марте 1992 г. 366-й полк в буквальном смысле развалился на куски, так как часть его неармянского контингента дезертировала, а другая часть, особенно солдаты и офицеры армяне, захватила легкое и тяжелое вооружение и присоединилась к частям НКР .

В области дипломатии Россия старалась добиться сохранения равновесия между Арменией и Азербайджаном, не допуская достижения одной из сторон решающего превосходства. Согласно двустороннему договору 1992 г. Россия обязывалась охранять Армению от внешней (подразумевалось: турецкой) интервенции, но этот договор так и не был ратифицирован Верховным Советом России, опасавшимся втягивания России в кавказские конфликты.

Согласно Ташкентскому договору о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., подписанному, среди прочих стран, Россией, Арменией и Азербайджаном, любое нападение на какую-либо из сторон будет расцениваться как нападение на всех. Однако менее чем через месяц власть в Азербайджане перешла в руки протурецки настроенного правительства Эльчибея. Когда в адрес Армении раздались угрозы со стороны Турции в связи с кризисом в районе Нахичевани в середине мая 1992 г., государственный секретарь России Г. Бурбулис и министр обороны П. Грачев нанесли визит в Ереван с целью обсудить конкретные пути воплощения в жизнь договора о коллективной безопасности: это был ясный сигнал того, что Россия не оставит Армению в одиночестве. США сделали соответствующее предупреждение турецкой стороне, а российские власти предостерегли Армению от вторжения в Нахичевань. Планы турецкой интервенции были отменены .

Другой инцидент, в сентябре 1993 г., привел к драматическому усилению роли России в регионе. Когда в Нахичевани вновь вспыхнули бои, в эту автономную область вошли иранские войска для охраны совместно управляемого водохранилища; они также вступили в пункт Горадиз в «континентальной» части Азербайджана, якобы для оказания помощи азербайджанским беженцам. По мнению Армена Халатяна, аналитика Московского института гуманитарно-политических исследований, обращение азербайджанских властей за военной помощью к Турции могло бы спровоцировать вооруженный конфликт между турецкими и российскими частями, охранявшими армянскую границу, а также столкновение с иранцами уже вошедшими в Нахичевань. Баку, таким образом, был поставлен перед выбором: либо допустить разрастание конфликта до неконтролируемых пропорций, либо повернуться лицом к Москве. Алиев выбрал последнее, тем самым позволив России восстановить свое влияние по всему периметру закавказской границы СНГ, что фактически вывело из игры Турцию и Иран .

С другой стороны, осуждая каждый последующий захват войсками НКР еще большей территории Азербайджана, Россия продолжала снабжать Азербайджан оружием, в то же время под сурдинку пользуясь армянскими победами на поле боя для обеспечения прихода в Азербайджане к власти правительства, которое бы лучше прислушивалось к интересам России (т. е. правительства Алиева вместо правительства Эльчибея) - расчет, который оправдался лишь в краткосрочном, а не в долгосрочном плане. В конце июня 1993 г. Алиев приостановил сделку между Баку и консорциумом из восьми ведущих западных фирм (в том числе «Бритиш петролеум», «Амоко» и «Пеннсойл») на разработку трех азербайджанских нефтяных месторождений. Маршрут предполагаемого нефтепровода, который ранее должен был идти к турецкому побережью Средиземного моря, теперь должен был прой-ти через Новороссийск - по крайней мере на это надеялись русские. Российская пресса предполагала, что прокладка этого нефтепровода, если бы он обошел Россию стороной, могла бы на деле высвободить Среднюю Азию, Казахстан, а возможно, даже богатые нефтью мусульманские республики самой России из-под русского влияния, тогда как раньше нефтяные богатства этих регионов поступали на мировой рынок только через Россию .

В эти дни тридцать лет назад в 1988 году в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана стали происходить события, легшие в основу многолетнего конфликта, который сегодня именуется как нагорно-карабахский армяно-азербайджанский конфликт. Несмотря на давность лет, события того периода до сих пор являются предметом пристального интереса и объектом ожесточенных дискуссий.

О том, как развивался конфликт и как в этих условиях удавалось обеспечивать контроль над оперативной обстановкой, 4 апреля генералы Владислав Сафонов и Кямиль Мамедов рассказали в мультимедийном пресс-центре "Sputnik Азербайджан".

Как отмечается в поступившем в Day.Az пресс-релизе Центра истории Кавказа, подготовленном на основе материалов Sputnik Азербайджан, при личном участии Владислава Сафонова и Кямиля Мамедова в Карабахе удалось обеспечить относительную стабильность и избежать большого кровопролития в начальные этап конфликта вплоть до распада СССР.

В мероприятии приняли участие первый комендант района особого положения НКАО (Нагорно-Карабахская автономная область Азербайджанской ССР) генерал-майор Владислав Сафонов, заместитель министра внутренних дел по милиции и оперативной работе (в 1981-1989 годах) генерал-майор Кямиль Мамедов, а также директор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник Института права и прав человека Национальной академии наук Азербайджана Ризван Гусейнов.

Первым комендантом района особого положения НКАО был генерал-майор Владислав Сафонов, ныне проживающий в России. Эту должность он занимал с мая 1988 года по декабрь 1990 года. При личном участии Сафонова в очень сложной обстановке удалось обеспечить относительную стабильность и избежать большого кровопролития. С самого начала конфликта в 1988 году в Карабах также был направлен генерал-майор Кямиль Мамедов, который, будучи высокопоставленным офицером, внес большой вклад в защиту азербайджанских земель от армянской оккупации.

В.Сафонов раскрыл подробности встречи в Нагорном Карабахе с депутатом Госдумы второго созыва Галиной Старовойтовой, которая назвала его "карабахским Пиночетом".

Искрой, приведшей к нагорно-карабахскому конфликту, стал приближающийся развал СССР, считает В.Сафонов. По его словам, все считают, что Карабах был испытательным полигоном по развалу Советского Союза.

"На Карабахе практиковали, выдержит власть или нет. Все, что там творилось, - это из-за бессилия не только власти Советского Союза, но и республиканской власти", - отметил Сафонов.

Генерал-майор Владислав Сафонов также рассказал о ситуации, царившей в Карабахе в самом начале конфликта. Искрой, приведшей к разгоранию нагорно-карабахского конфликта, стал приближающийся развал СССР. По его словам, до декабря 1990 года Ханкенди (бывший Степанакерт) и близлежащие территории были очищены от всяких банд, проводились операции по изъятию оружия, иностранного обмундирования.

"Когда в Степанакерте (Ханкенди - ред.) собирался съезд народного хозяйства, территория была свободной для всех. Из всех районов Азербайджана туда ехали люди, смотрели. Я боялся, что там может нарушиться порядок, но территория была свободной", - отметил Сафонов.

Генерал отметил, что приближающийся развал СССР послужил вспышкой для нагорно-карабахского конфликта: "Карабах был своеобразной испытательной зоной, где испытывалось, выдержит ли государство. За время моего пребывания на должности коменданта было сменено три президента. В Карабахе также был сменен председатель КГБ - им стал Евгений Войко. Когда же из Баку прислали подкрепление, мы пытались все уладить".

"Пять народных депутатов от АрмССР, включая З.Балаяна, проводили работу по нарушению порядка, мне регулярно поступали жалобы и письма на них. По нашей просьбе было принято решение по их изоляции. Группа "Альфа" составила соответствующий список. Мы сидели и ждали, когда глава даст согласие, но приказа так и не поступило", - сказал генерал-майор.

В свою очередь, генерал-майор Кямиль Мамедов отметил, что карабахские события начались 12 февраля 1988 года: "Мы никогда не могли себе представить, что может сложиться такая ситуация. Баку всегда был гостеприимным городом. Здесь жили и армяне, и грузины, и азербайджанцы, и евреи, и русские. Никогда никто не делил никого по национальностям. Каждая нация верила в своего Бога, но подчинялась закону". Кямиль Мамедов, в свою очередь, отметил, что боль нагорно-карабахского конфликта у нас сохранится до тех пор, пока мы не решим этот вопрос окончательно.

По его словам, события в Карабахе начались 12 февраля 1988 года, с тех пор прошло уже более 30 лет: "Нам говорили, что основная причина отделения Карабаха заключается в том, что там очень низкий уровень жизни. В этом были заинтересованы сепаратистские силы. Но у нас есть документы, которые доказывают, что уровень жизни в Карабахе был намного выше, чем в целом в Азербайджане или Армении".

Генерал рассказал, что приехал в Карабах в первые же дни конфликта - 13 февраля 1988 года. На площади между райкомом и облисполкомом собралась в этот день толпа примерно из двухсот-трехсот человек. И все скандировали "миацум". Требовали отсоединения от Азербайджана и "воссоединения" с Арменией.

"Мне тогда это все было непонятно. Мы не были готовы к такой ситуации. Я тогда сообщил в Баку, что армянское население Карабаха настроено враждебно, они требуют "воссоединения" с Арменией. И причиной этому, по их словам, является низкий уровень жизни в Карабахе. Это был основной аргумент, на который тогда опиралась армянская сторона", - сказал он.

Мамедов также в ходе пресс-конференции показал присутствующим ряд документов, вырезок из газет, посвященных карабахским событиям. Кроме этого, генерал-майор ознакомил журналистов и с картой, изъятой им в те годы у армянского военнопленного.

На этой карте "Великой Армении" от моря до моря" указана давняя мечта армянских националистов - "Армения от моря до моря", в которую вошли и Тбилиси, и Баку, и многие другие земли.

"На небольшой площади в центре Ханкенди 200-300 армянских сепаратистов скандировали лозунг "миацум" с требованием присоединить НКАО к АрмССР. Я доложил в Баку о сложной сложившейся здесь ситуации и был готов посредством находившегося у меня тут в подчинении спецотряда милиции решить вопрос на корню. Мною был разработан план ареста всех зачинщиков митинга и других сепаратистов в Ханкенди, однако из Баку второй секретарь ЦК КП Азербайджана В.Коновалов приказал мне не применять силу и грозил отдать меня под трибунал, если я это сделаю. Он утверждал, что центр сам решит этот вопрос мирным путем, однако этого не произошло, и был упущен шанс задавить армянский сепаратизм еще в зародыше", - поделился воспоминаниями К.Мамедов.

Далее слово взял генерал В.Сафонов, который добавил к сказанному, что в Карабахе на тот момент население составляло порядка 167 тысяч человек, среди которых только 20% были азербайджанцами. И уровень жизни в Карабахе тогда был весьма неплохой. Но дело в том, что именно большая часть из этих 20% азербайджанцев, которые там находились, жила не в самом Ханкенди, а за его пределами, в селах. По его словам, именно у этих людей были очень тяжелые условия. Это был почти первобытный образ жизни. Он рассказал, что люди жили практически в землянках, настолько убого и нищенски, что это потрясало приезжих.

"Поэтому впоследствии я возил в эти села руководство, чтобы показать, как живут бедные азербайджанцы. Чтобы они своими глазами увидели, кто в Нагорном Карабахе нищий. Туда даже раза три приезжал Муталибов", - сказал Сафонов.

Российский генерал рассказал журналистам о страшных карабахских событиях, а также о том, почему покинул свой пост коменданта в Карабахе. Верхние эшелоны советских и азербайджанских властей не приняли правильного решения по ситуации в Шуше, сказал Владислав Сафонов. Он рассказал, что уехал из Карабаха 12 декабря 1990 года. По его словам, до 1991 года территория Ханкенди и другие примыкающие к нему территории в основном были очищены от армянских бандформирований. И никакие военные и провокационные выступления допущены там не были.

"Нами проводились операции по вскрытию схронов с оружием и боеприпасами, у местного населения изымалось вооружение и военная форма одежды. Среди всего этого было и иностранное оружие", - сказал он.

Генерал также рассказал, что Виктор Поляничко, возглавлявший тогда комитет особого управления и, по мнению Сафонова, недостаточно оцененный в Азербайджане, проводил мероприятия республиканского масштаба в Ханкенди. Там проводился, к примеру, съезд работников сельского хозяйства, железнодорожного транспорта и так далее. То есть, со всех районов Азербайджана приезжали в Ханкенди. По его словам, приезжающие люди ходили везде: "Для меня это представляло большую головную боль, так как я боялся провокаций. Ну, а приезжающему народу было все интересно, они везде ходили, смотрели, как обстоит ситуация. Так что территория эта была абсолютно свободная, все могли свободно передвигаться".

По словам Сафонова, в Карабах в то время также были засланы ереванские эмиссары. В числе которых были и народные депутаты от Карабаха, среди которых и Зорий Балаян, которые проводили там работу по разложению существующего строя и порядка. Генерал рассказал, что эти люди писали на коменданта жалобы, по которым ему дважды потом приходилось докладывать на коллегии МВД. И объяснять, кто способствовал национализму, разжиганию, подстрекательству и кровопролитию.

Сафонов, отвечая на вопросы журналистов о том, почему его в Карабахе прозвали "Генерал-скала" или "Железный генерал", сказал, что так прозвали потому, что он не пытался лукавить и в трудной обстановке выполнял то, что предписано законом и уставами. То есть, четко следовать тому, что было положено комендантам. "Некоторые пытались где-то кому-то подыгрывать. Я же строго следовал закону. Строго спрашивал за выполнение указаний и, независимо от политического окраса, который преподносили, я выполнял то, что было предписано, и главное, предписано Конституцией. Неделимость, единство территорий каждой республики и в целом Советского Союза - это нерушимая вещь. И как ни пытались исторически обосновывать, что Нагорный Карабах принадлежит не Азербайджану, а Армении, я на это внимания не обращал", - подчеркнул генерал.

Сафонов также рассказал, что по просьбе его и его команды зампредседателя КГБ СССР было принято решение об изоляции лиц, занимающихся явной антисоветской деятельностью. Для этого в Карабах даже приехала группа "Альфа".

"Мы прождали дня три-четыре, не допуская какой-либо утечки о наших планах. Ждали, когда сверху будет спущено согласие на эту операцию. Согласие не поступило", - сказал он.

По словам генерала, его увольнение было связано как с наличием большого количества злопыхателей, так и с тем, что один в поле не воин. Он рассказал, как перед отъездом из Карабаха в декабре 1990 года выступил на заседании Совета министров Азербайджана. В ходе своего выступления Сафонов довел до внимания слушателей все разведывательные данные о том, как готовится армянская сторона, какие они имеют отмобилизованные формирования, какое у них вооружение и оснащение.

"Всю полную разведсправку я выдал тогда на этом заседании, на котором также присутствовал и тогдашний президент страны Аяз Муталибов. Но также я рассказал и о том, что азербайджанская сторона вообще не готовится к сопротивлению", - подчеркнул он.

Генерал в своем выступлении на конференции также коснулся Шуши. По его словам, тогда он и его команда были активными сторонниками того, чтобы азербайджанцы - беженцы из Еревана, размещенные в Баку, - получили землю на этих территориях. И призывали оказать этим людям помощь, чтобы они могли построить дома и обустроить быт. Одновременно с этим, по словам Сафонова, они выступали и за то, чтобы этим семьям там была организована защита. Но этого для приехавших в Шушу семей сделано не было, никаких дополнительных формирований отправлено не было. Так как тогда министр внутренних дел Мамед Асадов уповал на вновь создаваемые отряды ОМОН.

"Он заверял, что все вопросы решат. И я тогда предупреждал, что они ничем там не помогут, что эти ребята - пушечное мясо. Но в верхних эшелонах другого решения принято не было. И дальнейшие события, последовавшие после моего отъезда, сами показали, что на одном патриотизме и желании ничего нельзя сделать. Нужна профессиональная подготовка", - заключил Сафонов.

Конференция завершилась выступлением директора Центра истории Кавказа Ризвана Гусейнова, который напомнил, что в эти дни исполнилось два года со дня апрельских боев 2016 года. По его словам, в те дни азербайджанской армией был достигнут определенный успех. Были освобождены от оккупации некоторые территории Азербайджана.

"Азербайджанская армия провела широкомасштабное наступление с новыми силами. Если в 90-е годы была совершенно иная подготовка, то сейчас мы увидели синтез старой военной школы с новой", - сказал он.

Р.Гусейнов отметил, что зарубежные эксперты, в том числе российские военные специалисты отмечали, что апрельские бои показали высокий боевой дух азербайджанской армии, отвагу простых солдат и офицеров. Также апрельские бои позволили обратить внимание на некоторые недочеты и слабые места в действиях на поле боя. Апрельские события изменили как переговорный процесс, так и философию понимания армянской стороной того, чем тридцать лет спустя обернулся их "миацум", - заключил Гусейнов.

Нагорный Карабах (армяне предпочитают использовать старинное название Арцах) - небольшая территория в Закавказье. Изрезанные глубокими ущельями горы, переходящие на востоке в долины, небольшие быстрые реки, леса внизу и степи выше по склонам гор, прохладный климат без резких перепадов температур. Издревле эта территория была заселена армянами, входила в состав разных армянских государств и княжеств, на её территории находятся многочисленные памятники армянской истории и культуры.

В то же время с XVIII века сюда проникает значительное тюркское население (термин «азербайджанцы» тогда ещё не был принят), территория входит в состав Карабахского ханства, которое управлялось тюркской династией, и большинство населения которого составляли тюрки-мусульмане.

В I-ой половине XIX века в результате войн с Турцией, Персией и отдельными ханствами всё Закавказье, включая Нагорный Карабах, отходит к России. Несколько позже оно было разделено на губернии без учёта этнического признака. Так Нагорный Карабах в начале XX века входил в состав Елизаветпольской губернии, большая часть которой была заселена азербайджанцами.

К 1918 г. Российская империя в результате известных революционных событий распалась. Закавказье стало ареной кровавой межэтнической борьбы, до времени сдерживаемой российской властью (Стоить отметить, что во время предыдущего ослабления имперской власти во время революции 1905—1907 гг., Карабах уже становился ареной столкновений между армянами и азербайджанцами.). Новообразованное государство Азербайджан претендовал на всю территорию бывшей Елизаветпольской губернии. Армяне, составлявшие большинство в Нагорном Карабахе, желали либо быть независимыми, либо присоединиться к Армянской республике. Ситуация сопровождалась военными столкновениями. Даже когда оба государства, Армения и Азербайджан, стали советскими республиками, между ними продолжался территориальный спор. Он был решён в пользу Азербайджана, но с оговорками: большая часть территорий с армянским населением была выделена в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) в составе Азербайджанской ССР. Причины, по которым союзное руководство приняло именно такое решение, неясны. В качестве предположений выдвигается влияние Турции (в пользу Азербайджана), большее влияние азербайджанского «лобби» в союзном руководстве по сравнению с армянским, желание Москвы сохранить очаг напряжённости, дабы выступать верховным арбитром и т.д.

В советское время конфликт тихо тлел, прорываясь то петициями армянской общественности за передачу Нагорного Карабаха Армении, то мерами азербайджанского руководства по ползучему вытеснению армянского населения из прилегающих к автономной области районов. Гнойник прорвался, как только союзная власть ослабела в ходе «перестройки».

Конфликт в Нагорном Карабахе стал знаковым для Советского Союза. Он явственно показал нарастающую беспомощность центрального руководства. Он впервые продемонстрировал, что Союз, казавшийся в соответствии со словами своего гимна нерушимым, можно разрушить. В некотором роде именно нагорно-карабахский конфликт стал катализатором процесса распада Советского Союза. Таким образом, его значение выходит далеко за пределы региона. Трудно сказать, каким путём пошла бы история СССР, а значит и всего мира, если бы Москва нашла силы быстро урегулировать этот спор.

Конфликт начался в 1987 г. с массовых митингов армянского населения под лозунгами воссоединения с Арменией. Азербайджанское руководство при поддержке союзного однозначно отвергает эти требования. Попытки урегулирования ситуации сводятся к проведению собраний и изданию документов. В этом же году появляются первые беженцы-азербайджанцы из Нагорного Карабаха. В 1988 г. проливается первая кровь - двое азербайджанцев гибнут в столкновении с армянами и милицией в населённом пункте Аскеран. Информация об этом инциденте приводит к армянскому погрому в азербайджанском Сумгаите. Это - первый случай массового этнического насилия в Советском Союзе за несколько десятилетий и первый удар похоронного колокола по советскому единству. Далее насилие нарастает, увеличивается поток беженцев с обеих сторон. Центральное правительство демонстрирует беспомощность, принятие реальных решений отдаётся на откуп республиканских властей. Действия последних (депортации армянского населения и экономическая блокада Нагорного Карабаха со стороны Азербайджана, провозглашение Нагорного Карабаха частью Армянской ССР со стороны Армении) раскаляют обстановку.

Азербайджанские беженцы из района Нагорно-Карабахского конфликта, 1993 год.

С 1990 г. конфликт перерастает в войну с применением артиллерии. Активно действуют незаконные вооружённые формирования. Руководство СССР пытается применить силовые меры (преимущественно против армянской стороны), но уже поздно - сам Советский Союз прекращает существование. Независимый Азербайджан провозглашает Нагорный Карабах своей частью. НКАО провозглашает независимость в границах автономной области и Шаумяновского района Азербайджанской ССР.

Война длилась до 1994 г., сопровождаясь военными преступлениями и большими жертвами мирного населения с обеих сторон. Многие города были обращены в руины. С одной стороны в ней участвовали армии Нагорного Карабаха и Армении, с другой - армии Азербайджана при поддержке добровольцев-мусульман из разных стран мира (обычно упоминают афганских моджахедов и чеченских боевиков). Закончилась война после решительных побед армянской стороны, установившей контроль над большей частью Нагорного Карабаха и прилегающими районами Азербайджана. После этого стороны согласились на посредничество СНГ (в первую очередь, России). С тех пор в Нагорном Карабахе сохраняется хрупкий мир, иногда нарушаемый перестрелками на границе.

Война закончилась, но проблема далека от решения.

Азербайджан твёрдо настаивает на своей территориальной целостности, соглашаясь дискутировать лишь об автономии республики. Армянская сторона столь же твёрдо настаивает на независимости Карабаха. Основное препятствие для конструктивных переговоров - взаимное ожесточение сторон. Натравливая народы друг на друга (или, по крайней мере, не препятствуя разжиганию ненависти), власть попала в ловушку - теперь им самим невозможно сделать шаг навстречу другой стороне, не будучи обвинёнными в предательстве.

Четвёртый корпус санатория «Шуша». В этом корпусе в 1988 году размещался полк 3217 ВВ для обеспечения порядка и мира в Нагорном Карабахе.

Глубина пропасти между народами хорошо прослеживается по освещению конфликта обеими сторонами. Не присутствует и намёка на объективность. Стороны дружно умалчивают невыгодные для себя страницы истории и безмерно раздувают преступления противника.

Армянская сторона делает упор на исторической принадлежности края Армении, на незаконности включения Нагорного Карабаха в состав Азербайджанской ССР, на право народов на самоопределение. Живописуются преступления азербайджанцев против мирного населения - такие как погромы в Сумгаите, Баку и т.д. При этом реальные события приобретают явно преувеличенные черты - как например рассказ о массовом людоедстве в Сумгаите. Поднимается связь Азербайджана с международным исламским терроризмом. С конфликта обвинения переходят на устройство азербайджанского государства вообще.

Азербайджанская сторона, в свою очередь, упирает на давние связи Карабаха с Азербайджаном (вспоминая тюркское Карабахское ханство), на принцип нерушимости границ. Также поминаются преступления армянских боевиков, при полном забвении своих. Указывается на связь Армении с международным армянским терроризмом. Делаются нелестные выводы о мировом армянстве в целом.

В такой обстановке действовать международным посредникам чрезвычайно трудно, в особенности учитывая факт, что и сами посредники представляют различные мировые силы и действуют в разных интересах.

Основной международной группой, пытающейся урегулировать конфликт, является так называемая Минская группа ОБСЕ под председательством России, Франции и США.

В целом группа предложила на выбор три плана урегулирования - пакетный, поэтапный и план всеобъемлющего урегулирования на основе концепции «общего государства». Согласно последнему «Нагорный Карабах является государственным и территориальным образованием в форме Республики и образует общее государство с Азербайджаном в его международно признанных границах» (Цитируется по Джилавян А. «Карабахский бум». // «Независимая газета» от 23.02.2003). Предполагалось предоставление Нагорному Карабаху широкой автономии, включая право на прямую внешнеэкономическую деятельность, право на силы безопасности (фактически, армию), собственную конституцию и эмиссию собственных денежных знаков. Границы республики устанавливались в пределах НКАО, граница между Нагорным Карабахом и Азербайджаном объявлялась открытой. Бюджет Карабаха должен был формироваться из собственных источников.

Подобная автономия подозрительно напоминала независимость, и Азербайджан отверг план, в то время как Армения и НКР его приняли.

Свой план предложили США в 2006 г. в лице сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы. Он основывался на следующих принципах:

Армянские силы оставляют оккупированные азербайджанские территории за пределами бывшей НКАО;

Нормализуются дипломатические отношения между Арменией и Азербайджаном;

На данных территориях размещаются международные миротворческие силы;

На территории Нагорного Карабаха проводится референдум о независимости.

Несмотря на видимую выгодность, данный план вызвал много вопросов уже у армянской стороны.

Во-первых, оккупированные районы создают «пояс безопасности» вокруг НКР. На них находятся стратегически важные высоты, позволяющие простреливать территорию непризнанной республики.

Во-вторых, территория Лачинского и Кельбаджарского районов, которую армяне также должны оставить согласно плану Брайзы, вклиниваются между Нагорным Карабахом и Арменией. Отдав их, карабахские армяне рискуют оказаться в окружении.

В-третьих, Армения стимулировала переселение на территории указанных двух районов. Как быть с переселенцами?

В-четвёртых, армян интересует состав миротворческих сил и их реальная способность удержать стороны от насилия.

Азербайджанцев не устраивает отсутствие в плане обязательства возврата беженцев, а также неясность в проведении референдума - будут ли учтены голоса азербайджанцев, оставивших Карабах в результате конфликта?

Таким образом, и этот план не смог примирить стороны.

Несколько раз руководители Армении и Азербайджана встречались лицом к лицу для обсуждения проблемы. Так было в 2001 г. в Париже, а затем в Ки-Уэсте (США) и в 2006 г. в Париже (замок Рамбуйе). Но и в этих случаях никаких договорённостей достичь не удалось.

В последнее время вновь всколыхнулась надежда на подвижки в решении конфликта. Аналитики связывают возросшую активность сторон с Пятидневной войной в Южной Осетии, изменившую расклад сил на Кавказе (прежде всего роль России) и наглядно продемонстрировавшей, чем могут закончиться «замороженные» конфликты. С конца 2008 г. Россия предпринимает меры по сведению сторон за столом переговоров. В ноябре России удалось добиться на переговорах в Подмосковье подписания Декларации о неприменении силы. В документе говорится о готовности сторон «способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и установлению в регионе обстановки стабильности и безопасности путем политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта на принципах и нормах международного права» . Была также достигнута договорённость о проведении в июне 2009 г. прямых переговоров между президентами Армении и Азербайджана. Активность проявляет также ещё один региональный игрок - Турция, выступавшая ранее с крайне проазербайджанских позиций. В прошлом году Турция впервые пошла на некоторые контакты с армянской стороной.

Празднование 20-летия дня независимости Нагорно-Карабахской республики/ Руководсто Нагорного Карабаха, Армении, духовенство. 2 сентября, 2011 г.

В то же время стороны заявляют о своей решимости отстаивать принципиальные позиции - целостность Азербайджана и независимость Нагорного Карабаха, соответственно. Учитывая несовместимость данных позиций, не очень понятно, о чём будут говорить президенты в июне. Возможно, этот конфликт будет разрешён только, когда сменятся поколения и ослабнет накал ненависти между народами.

7 простых фактов, объясняющих как все было

Слышали о конфликте в Карабахе и не знаете его причину? Читали про конфликт между Арменией и Азербайджаном и хотели бы знать, что именно происходит?

Если да, то данный материал поможет вам составить основное впечатление о происходящем.

Что такое Армения, Азербайджан и Карабах?

Страны в регионе Южного Кавказа. Армения существует со времен Вавилона и Ассирии. Страна под названием Азербайджан появилась в 1918 году, а понятие «азербайджанец» и того позже – в 1936 году. Карабах (который армяне с древнейших времен называют «Арцах») – регион, на протяжении веков населенный армянами, с 1991 году является фактически независимой республикой. Азербайджан ведет борьбу за Карабах, утверждая, что это азербайджанская территория. Армения содействует Карабаху в намерении защитить свои границы и независимость от азербайджанской агрессии. (Если хотите узнать больше, то достаточно посмотреть раздел «Карабах» в Wikipedia).

Почему Карабах оказался в составе Азербайджана?

В 1918-1920 гг. новосозданный Азербайджан при поддержке Турции пытается завладеть Карабахом, но армяне не позволили Азербайджану захватить свои земли. В начале 1920-х, когда коммунисты заняли Закавказье, Иосиф Сталин за один день принял решение передать Карабах ставшему советским Азербайджану. Армяне были против, но не смогли этому помешать.

Почему армяне не захотели смириться?

Число армян Карабаха в составе советского Азербайджана стало постепенно уменьшаться из-за политики, проводимой азербайджанскими властями, которые всячески мешали экономическому и культурному развитию армян, закрывали армянские школы, также мешали связям армян Карабаха с Арменией, разными способами заставляли их эмигрировать. Кроме того, власти Азербайджана постоянно увеличивали число азербайджанцев в регионе, строя для них новые поселения.

Как началась война?

В 1988 году в Карабахе началось национальное движение армян, выступающих за выход из состава Азербайджана и присоединение к Армении. Азербайджанское руководство ответило на это погромами и депортацией армян в ряде азербайджанских городов. Советская армия, в свою очередь, начала зачистку Карабаха от армян и депортацию населения. Карабах начал воевать с советской армией и Азербайджаном. Местные армяне, к слову, отличные воины. Только село Чардахлу (на данный момент – под контролем Азербайджана, все армяне депортированы) дало 2 советских маршалов, 11 генералов, 50 полковников, которые в составе советской армии воевали с фашистами.

После распада СССР войну с Карабахом продолжил уже независимый Азербайджан. Армяне ценой крови смогли защитить большую часть территории Карабаха, но потеряли один район и часть двух других районов. Взамен армяне Карабаха смогли занять территории 7 пограничных районов, которые в 1920-х, также при посредничестве Сталина, были отделены от Армении и Карабаха и переданы Азербайджану. Только благодаря этому сегодня азербайджанская обычная артиллерия не может обстреливать Степанакерт.

Почему война возобновилась спустя десятилетия?

По оценке различных международных организаций, Азербайджан, сравнительно богатый нефтью, но отличающийся низким уровнем жизни, является страной с коррумпированной диктатурой. Средняя зарплата здесь даже ниже карабахской. Для того, чтобы отвлечь население от многочисленных внутренних проблем, азербайджанские власти на протяжении лет напрягали ситуацию на границе Карабаха и Армении. К примеру, последние столкновения совпали с панамским скандалом и публикацией темных фактов об очередных миллиардах клана президента Азербайджана Ильхама Алиева.

В конце концов, чьей землей является Карабах?

В Карабахе (который, напомним, армяне называют Арцахом) существует более 3000 памятников армянской истории и культуры, в том числе – более 500 христианских церквей. Самые древние из этих памятников насчитывают более 2 тысяч лет. Исламских памятников в Арцахе не более 2-3 десятков, самый старый из них построен в 18 веке.

Чья земля же земля Нагорный Карабах? Вы вольны сами делать выводы.