Киевский князь олег биография.  Хронология событий в период правления Олега Вещего

Годы правления 879-912

Первым русским князем, о котором пойдет речь, будет Олег. Конечно, нужно было бы начать с Рюрика. Первого князя - варяга, призванного на Русь, чтобы править ею, помочь построить государственность. Но об этом человеке очень мало известно, ведь даже до древних летописцев дошло мало материалов о нем.

О том, кем был Олег для Рюрика неизвестно, то ли он был его родственником то ли просто близким доверенным лицом (воеводой). Но Рюрик оставил Олега регентом при своем малолетнем сыне Игоре. Но как бы то ни было, последний как старший в роде, а не как опекун малолетнего князя, получил всю власть Рюрика и удерживал ее до конца жизни своей. «Рюрик, по словам летописи, вручил Олегу правление за малолетством сына. Сей опекун Игорев скоро прославился великою своею отважностию, победами, благоразумием, любовию подданных».

После смерти Рюрика начал править в Новгороде. Ему подчинялись окрестные племена: чудь, меря, ильменские славяне, весь, кривичи. Из них и еще из варягов собрал он большое войско и двинулся на юг. Занял Смоленск, посадил там править своего человека.

Пошел в землю северян и вскоре посадил своего ставленника в Любече. В 882 году войско Олега подоило к Киеву, где в то время правили Аскольд и Дир, люди из дружины Рюрика. Олег хитростью выманил их из города и убил. Затем он занял Киев и провозгласил его столицей, сказав: «се буди мати городам русским». С этого, собственно, и начинается история Киевской Руси.

Олег активно строит города, чтобы удержать завоеванные земли и защитить их от набегов кочевников. Первым признаком государства стал также регулярный сбор дани с подвластных племен.

Главным занятием Олега было расширение пределов государства на восток и запад от Днепра. В 883 году ему покорилось племя древлян. Но самое знаменитое его деяние - это установление тесных контактов с Византией.

В 902 году, оставив в Киеве править сына Рюрика Игоря, Олег совершил свой знаменитый византийский поход. Его войско было многочисленным и разноплеменным: варяги, ильменские славяне, чудь, кривичи, меря, поляне, северяне, древляне, радимичи, хорваты, дулебы, тиверцы. Летописец говорит, что поплыли по Днепру две тысячи кораблей по сорок человек в каждом. Да еще по берегу скакало верховое войско. Скорее всего, это поэтическое преувеличение. Достоверным является то, что Олег с войском переплыл Черное море и добрался-таки до Босфора, на котором стояла столица Византии Константинополь (Царьград в летописи). Сейчас этот город находится в Турции и называется Стамбул.

Греки, чтобы не допустить северных варваров к городу, перекрыли цепями вход в бухту «Золотой Рог». Олег, высадившись на берег, начал опустошать окрестности города. Но все-таки очень хотелось попасть в сказочный город, и тогда, говорит летопись, Олег придумал невиданную хитрость. Вытащив на берег ладьи, он велел поставить их на колеса. Распустили паруса, и, поймав ветер, ладьи двинулись по суше, как по морю. Греки смертельно перепугались и выслали послов с просьбой не разрушать города, а лучше взять дань. При этом и греки были не без хитрости: они попытались отравить Олега, прислав отравленное угощение. Но их хитрость не удалась. Пришлось по всем правилам вести переговоры. Сохранился договор с Византией - первый международный документ молодого государства.

Наряду с выплатой дани греки вступали в торговые отношения с Киевом. Любопытно, что в договоре оговаривается следующее положение: в Константинополе русские могут жить только у Св. Мамы, чиновники переписывают их имена; входить в город они могут только без оружия и не более чем пятьдесят человек одновременно в сопровождении императорского чиновника. Торговать могут беспошлинно. Отправляясь восвояси, Олег и его воины повесили свои щиты на воротах знаменитого города в знак победы: помните в пушкинской балладе: «Твой щит на вратах Цареграда!»

В 911 году в Константинополе был заключен договор, содержащий юридические нормы взаимоотношений русских с греками. Летописец добросовестно перечисляет все пункты этого договора. Удивительно, как быстро сумели славяне принять основные законы христианского государства: по ним карались убийство, членовредительство, воровство, лжесвидетельство. Истинность свидетельских показаний устанавливалась с помощью клятвы по обрядам своей религии. За самые тяжкие преступления наказанием была смерть, за воровство или членовредительство - денежные штрафы в пользу потерпевшего. И может быть, самое удивительное, что стороны договаривались о взаимопомощи в чужом краю, например, выкупить из неволи русского или грека, проводить его домой, где родственники вернут деньги. По заключении договора послы с богатыми подарками возвратились в Киев.

Это было последнее славное дело при княжении Олега. Он правил 33 года с 879 по 912 год. Место его захоронения точно не известно. В историю Олег вошел под именем вещий, то есть ясновидящий, знающий будущее.

Было любопытное предание, которое легло в основу «Песни о Вещем Олеге» А.С. Пушкина. Спрашивал он волхвов кудесников, от чего ему умереть? И сказал ему один кудесник: «Умереть тебе, князь, от любимого коня, на котором ты всегда ездишь». Олег подумал: «Так никогда же не сяду на этого коня и не увижу его», - и велел кормить его, но не подводить к себе и так не трогал его несколько лет, до самого греческого похода. Возвратившись в Киев, жил Олег четыре года, на пятый вспомнил о коне, оказалось, что конь уже умер. Тогда Олег, посмеявшись над кудесником, поехал посмотреть кости коня. Когда князь приехал на место, где лежали голые кости конские и череп голый, то сошел с лошади и наступил ногой на череп, говоря со смехом: «Так от этого-то черепа мне придется умереть!» Но тут выползла из черепа змея и ужалила Олега в ногу: князь разболелся и умер.

При разборе преданий об Олеге мы видим, что в народной памяти он представлялся не столько храбрым воителем, сколько вещим князем, мудрым или хитрым, что, по тогдашним понятиям, значило одно и то же: хитростью Олег овладевает Киевом, ловкими переговорами подчиняет себе без насилий племена, жившие на восточной стороне Днепра; под Царьградом хитростью пугает греков, не дается в обман самому хитрому народу и прозывается от своего народа вещим. В предании он является также и князем-нарядником земли: он располагает дани, строит города; при нем впервые почти все племена, жившие по восточному водному пути, собираются под одно знамя, получают понятие о своем единстве, впервые соединенными силами совершают дальний поход.

По словам С.М. Соловьева, в истории он остался собирателем племен, строителем городов и начинателем порядка.

Удобная навигация по статье:

Краткая биография и характеристика правления князя Олега

Князь Олег один из наиболее выдающихся правителей Древней Руси, который объединил под своей властью Киев и Новгород, подписал торговые соглашения с Византией и сделал еще немало дел в деле становления российской государственности. Проект FOX-calculator рад представить вам краткую биографию и описание основных вех деятельности этого выдающегося исторического деятеля!

Примерно в 879 году, оставив малого сына Игоря княжить славянскими землями, скончался первый . Так как Игорь был в малолетнем возрасте правление на себя взял Олег, являвшийся позже князем новгородским и первым великим киевским князем. Желая расширить славянские территории князь собрал довольно мощную дружину в которую входили представители финских племён, ильменские славяне и кривичи. После этого князь выдвинул войско на юг, присоединив города Любеч и Смоленск. Но в планах молодого правителя было более масштабное действо. Отдав власть верным людям из дружины в завоёванных городах, Олег выдвинулся на Киев. Данный военный поход увенчался успехом. Так, уже в 882 году воинствующему князю удалось захватить город и убить его правителей Аскольда и Дира. Так Олег взошёл на великий киевский престол и этот же год историки считают фактической датой формирования государства Киевская Русь.

Правление князя Олега в городе началось с возведения множества защитных сооружений и укрепления городских стен. Кроме того, князь укреплял границы славянских земель, возводя на них «заставы», представляющие собой небольшие крепости с живущими там дружинниками. С 883 по 885 годы князю Олегу удаётся совершить ряд успешных военных походов в результате которых он смог подчинить славянские племена, которые были расселены по берегам Днепра, Днестра, Сожа и Буга. После побед великий князь отдавал приказ о возведении на захваченных территориях новых городов. Покорённые племена обязывались выплачивать ему дань. Собственно, как и у всех последующих князей, у Олега вся внутренняя политика сводилась к сбору подати и укреплению границ.

Очень успешна была и внешняя политика князя Олега. Самым важным его военным походом считается поход 907 года на Византию. Для этой военной операции князем было собрано огромное мощное войско, которое насчитывало по некоторым сведениям более 80 тысяч человек. Несмотря на стратегию и оборону, Византия была захвачена, а её пригороды сожжены и разграблены. Результатом византийского похода князя Олега была богатая дань и льготы для торговли русских купцов. Спустя пять лет между Киевской Русью и Византией был подписан мирный договор. После данного похода князь Олег получил за свою проницательность и стратегию имя Вещий, то есть чародей.

Умер первый киевский князь в 912 году, а его кончина окутана легендами. Согласно самой известной из них, Олег был укушен змеёй.

Любопытный факт! Острый ум и выдающееся проницательность принесла князю Олега прозвище “вещий”.

Основные хронологические даты времени правления князя Олега Вещего:

882 год Убийство Аскольда и Дира. Объединение Новгорода и Киева под своей властью. Покорил многие славянские племена и объединил их под своей властью. Провозгласил Киев “матерью городов русских”
907 год Победоносный поход русский войск на Царьград (современный Стамбул). Вошел в историю тем, что прибил щит на ворота Царьграда.
911 год Выгодные для Руси торговые соглашения с Византийским государством

Олега Новгородского обычно начинают отчислять становление древнерусской державы. Фигура его действительно знаковая, поскольку определила начало новой эпохи, новой эры. Его жизнь, как и смерть, имеет много загадок для историков. Но все же князь Олег Вещий, краткая биография которого будет рассмотрена ниже, - личность довольно интересная для исследователей и обычных любителей старины.

Появление на Руси

Биография которого нам известна лишь вкратце, считается основателем Древнерусского государства. Он являлся родственником легендарного варяга Рюрика, то есть был братом Ефанды - жены полководца. Есть мнение, что был он обычным воеводой, которому викинг безмерно доверял. Иначе разве поручил бы ему увезти своего малолетнего сына? Стоит полагать, что Олег действовал по соглашению с Рюриком, а может, и имел определенную свободу. Так или иначе, но довольно быстро он завладел Смоленском и Любечем, а затем и Киевом. К слову, златоверхий город был им захвачен хитростью: варяг выманил из-за стен (которые также вероятно были викингами) и убил их, объявив себя князем.

Достижения и успехи

Князь Олег, биография которого рассматривается в данной статье, укрепил власть то ли заручившись поддержкой соседних с Киевом племен славян, то ли покорив их. Он установил для них дань, которая не сильно тяготила людей. Но его воинские успехи были действительно впечатляющими. Походы против хазар избавили русские земли от необходимости платить каганату полюдье. Пал великий Царьград, на вратах которого, согласно летописи, князь прибил свой щит. В результате русские купцы могли без пошлин торговать с Византией, получать от нее всяческую поддержку. Таким образом, князь Олег Вещий, краткая биография которого рассмотрена выше, имеет больше заслуг перед Русью, чем Рюрик. Тем более, что о родоначальнике княжеской династии практически ничего не известно.

Поход на Царьград

Князь Олег, краткая биография которого освещена в Повести временных лет, - личность незаурядная. Он организовал знаменитый поход на Константинополь, после которого получил свое прозвище - Вещий. Летопись гласит, что он отправил в город огромное войско на двух тысячах ладьях. В каждой лодке помещалось по четыре десятка дружинников. Император велел закрыть ворота столицы, оставив на растерзание врагам пригороды и деревни. Но киевский князь велел прицепить к кораблям колеса, на которых войско дошло до ворот Царьграда. Византийцы были в недоумении, поэтому сдались, предлагая Олегу щедрую дань и мир.

А был ли поход?

Князь Олег, краткая биография которого найдется практически в каждом учебнике истории, - фигура противоречивая. У исследователей есть больше вопросов, нежели ответов о его жизни. Например, факт похода на Византию кажется недостоверным. Все потому, что авторы из Константинополя детально описывали все нападения на их страну, но о походе Олега они не упоминают. Кроме того, возвращение из Царьграда Олега и Владимира Великого очень похожи. Возможно, это описание одного и того же события. В то же время после Олега в южный город ходил и Игорь, который также одержал победу. Об этом заявляют и европейские авторы, которые вели хроники тех лет.

Была ли змея?

Олег, биография которого известна еще и с уроков литературы, умер так же загадочно, как и появился на Руси. В той же описывается, что когда-то волхв предрек ему смерть от любимого коня. Варяг был суеверным, поэтому сел на другое животное, а любимца поручил слугам, приказывая заботиться о нем до его смерти. Вспомнил правитель о нем во время пира, но оказалось, что лошадь давно погибла. Печалясь о любимце и злясь, что поверил волхвам, князь отправился к костям. Но когда он наступил на череп, увидел змею, которая тут же ужалила его в ногу. Олег скончался от яда.

Князь Олег, биография которого давно изучена, мог погибнуть другой смертью. А сказание о лошади и змее, возможно, позаимствовано из саги об Орварде Одде. Хотя некоторые ученые считают, что герой скандинавских сказаний и Вещий Олег являются одним и тем же лицом. Но есть несколько фактов, которые позволяют задуматься о том, мог ли быть сюжет о гибели князя правдивым. Среди них следующие:

Могла ли змея прокусить кожаный сапог, который носили на Руси? Скорее всего, нет, или Олег пришел на гору к костям коня босым?

А что если змея прыгнула и укусила князя выше голенища сапог? Но на территории Украины в таких гадюк нет!

Как правило, змея, прежде чем ужалить, шипит и пытается уползти. Мог ли это не заметить Олег или его приближенные?

Как вариант, князь погиб от яда, но змею ему подсунули нарочно либо отравили Олега заранее. Установить, где истина, к сожалению, невозможно.

Еще несколько интересных фактов

Русский князь Олег, биография которого читателю уже известна, упоминается не только в летописях Киева и Новгорода. Аль-Масуди (арабский автор) говорит о неудачном походе русов (500 кораблей!) на челе с Олвангом и Ал-диром на Персию. Часть добычи они отдали хазарам, но последние предали их и перебили всех. Там погибло около тридцати тысяч дружинников, а кто отступил за Каспий, были перебиты волжскими булгарами. Таким образом, легендарный князь погиб в походе, как и подобает отважному варягу.

Вот такой он, умный и воинственный князь Олег. Биография его полна белых пятен, из-за которых вокруг этой фигуры сохраняется ореол загадочности и таинственности. Возможно, время найдет ответы на все вопросы.

Новгородский князь Рюрик умер, оставив своего сына Игоря, которому мог бы передать власть над Новгородской землей, еще совсем маленьким. Поэтому перед смертью он назначил себе преемника – своего друга и соратника Олега. Дата начала правления Олега скрыта во тьме веков, но известно, что княжил он долго – 33 года, и сумел за это время сделать очень много.

Князь Олег главной задачей в период своего правления полагал расширение границ оставленного ему княжества. Надо было установить контроль над водным торговым путем, пролегавшим по Приднепровью, чтобы беспрепятственно вести торговлю с Восточной Византией. Он наметил также захват киевских земель, поскольку Киев был весьма «лакомым кусочком» — он стал главным центром русской торговли и своеобразным оплотом, охранявшим расположенные далее земли от постоянных набегов кочевников. Тот, кто владел Киевом, владел и всей русской торговлей.

Итак, Олег собрал большое войско и двинулся по направлению к Киеву. Малолетнего Игоря он взял с собой, чтобы тот с самого нежного возраста на практике осваивал трудную науку управления княжеством и ведения войн. Прибыв к воротам Киева, Олег не стал сразу тратить силы на бой. Он захватил город коварным способом: остановив дружину на подступах к городским стенам, вызвал правителей Киева Аскольда и Дира якобы для того, чтобы провести с ними какие-то переговоры. Когда же ничего не подозревавшие князья подошли к ладьям, Олег указал им на юного Игоря со словами: «Вот кто истинный правитель Киева, а вы не княжеского рода!». После этого дружинники расправились с Аскольдом и Диром.

Оставшись без своих князей, киевляне не стали сопротивляться. Олег вошел в город и провозгласил себя князем Киевским. Окрестные селения также присоединились к его территориям – большей частью добровольно, так как им была необходима защита от нападения печенегов.

Олег продолжал расширять границы своих владений, присоединяя и более отдаленные племена, не участвовавшие в торговле, не видевшие смысла в объединении и потому оказывавшие ожесточенное сопротивление.

Итогом завоевательных походов дальновидного Олега стало образование единого государства, сплотившего Северный и Южный союзы славян. Это ужа была Киевская Русь с центром в городе Киеве. Уже к началу X века большинство племен (теперь их редко именовали племенами, чаще – городами, областями, поскольку на смену племенам и родам пришли города и целые княжества) оказались объединены вокруг Новгорода и Киева. Главой нового формирования следует считать Киев, где сосредотачивалась торговля.

Отношения Руси с Византией

Набиравшее силу новое государство заставило считаться с собой всех соседей, среди которых главенствующие позиции занимала Византия. Олег решил предпринять поход на Византию с целью облегчения торговли для русских купцов, что способствовало бы быстрому развитию Киевского княжества. В поход на Константинополь отправилось несметное количество русских воинов – 2 тысячи ладей и конница, двигавшаяся вдоль берега. Греки заняли осадное положение, закрывшись в городе. Войска русичей громили окрестные селения, не проявляя жалости ни к женщинам, ни к детям. Греки были в ужасе и стали просить мира. Тогда Олег согласился на прекращение военных действий и заключил с противником мирный договор, условия которого были очень выгодными для русских: купцы, прибывшие из Киевского княжества, не платили никакой пошлины. При торговле они могли обменивать меха, челядь и воск на золото, шелковые ткани, вина. Кроме того, по истечении того срока, который был отведен на проведение торгов, греческая сторона обеспечивала русских купцов продовольствием на обратную дорогу.

Постепенно отношения между государствами стали развиваться в более мирном русле: русичи служили при императорском дворце на политической или военной службе, а греческие мастера, художники, строители, священнослужители отправлялись на Русь. Постепенно в Киевском государстве стало распространяться христианство.

Сам Олег остался язычником. Он умер в 912 г. Согласно преданию, причиной смерти князя стал укус гадюки. Позднее эта легенда легла в основу множества произведений художественной литературы. В памяти народной первый князь Киевской Руси живет как Вещий Олег, поскольку он отличался ясным умом и выдающимися способностями к управлению государством – большинство его походов закончилось успехом, а во внутриполитической жизни наметилась стройная система управления, позволявшая контролировать очень большие и разрозненные территории.

Заключение

Выбор Рюрика, оставившего княжество в руках Вещего Олега, оказался очень удачным. Наставник будущего князя Игоря сумел объединить два Союза славян – Северный и Южный – в одно государство, в котором установил четкий принцип подчинения: оно делилось на города и области, управлявшиеся посадниками, подотчетными киевскому князю. Кроме того, он составил первый юридически обоснованный мирный договор с греками, дававший большие преимущества русичам и открывший большие перспективы для развития Киевской Руси. Теперь нужно было сохранить эти достижения, но это стало задачей уже для следующего князя — Игоря Рюриковича.

Вещий Олег – легендарный древнерусский воевода.
Князь Новгородский (879-882)
Князь Киевский (882-912)

Прозвище Вещий (то есть знающий будущее), получил по возвращении из похода на Византию 907 года. Он «отказывается принять у побежденных греков отравленную снедь (в этом - дар провидца, «Вещего») и прибивает щит к вратам Царь-града, «показуя победу».
Само имя «Олег» скандинавского происхождения («Ангел»).

Князь Олег Вещий

О происхождении Олега существует две версии: некоторые фрагменты с путаницей в хронологии по Первой Новгородской летописи и традиционная, изложенная в «Повести временных лет», согласно которой Олег является родичем Рюрика (брат его жены Ефанды, опекун малолетнего ). После смерти Рюрика в 879 году Олег получил правление княжеством, так как Игорь был еще мал. В течение трех лет Олег остается в Новгороде и после улучшения своего положения со своей дружиной отправляется на юг, по речной линии Волхов-Днепр. Покоряя по пути встречающиеся города и захватив хитростью Киев, Олег основывается здесь. Объединяет два основных центра восточных славян (северный и южный) в центр объединенного государства, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Согласно летописи именно Киевский Князь Вещий Олег стал создателем Древнерусского государства (Киевской Руси) и традиционно датируют 882 годом.

Киевский князь Вещий Олег

В следующие 25 лет Олег расширяет свою державу. Подчинил Киеву радимичей, древлян и северян, уничтожил зависимость от хазар. По преданию Олег сказал им: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Укрепив свое влияние, наложением дани и оградив границы от нападений соседей-кочевников, в 907 году Олег отправляется в Византию, в военный поход к Константинополю. Со стороны византийских авторов нет ни одного упоминания о походе, но некоторые современные историки считают его легендарным.

Согласно «Повести временных лет» в походе принимало участие две тысячи ладей, в каждой по сорок воинов. Византийский царь преградил дорогу в город – закрыл ворота и загородил цепями гавань, но Олег пошел на штурм иным путем: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испугавшись, греки предложили Олегу мир и дань, и в знак победы Олег прибил к воротам Царьграда свой щит. Основным результатом похода стало заключение договора, который обеспечивал беспошлинную торговлю русским купцам. По договору Олег за каждую уключину получил по 12 гривен и кроме этого Царьград обязался выплачивать дань на русские города. В 911-912 году Олег послал своих послов в Царьград утвердить договор между греками и Русью, но с договора исчезло уже упоминание о беспошлинной торговле. В данном договоре Олега именуют «великим князем русским». Подлинность соглашения подтверждается лингвистическим анализом и сомнению не подлежит.

В том же, 912 году Олег погибает. Существует несколько противоречивых версий обстоятельства гибели Вещего Олега, но везде присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По сказаниям «Повести временных лет» волхвы предсказали Олегу смерть от своего любимого коня. Он приказал увести коня и по прошествии четырех лет, вспомнив, о предсказании посмеялся. Решив посмотреть на кости коня, он наступил ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Но в черепе жила ядовитая змея, которая и ужалила Олега.

В исландской саге о Орваре Одде (XIII в.) герой получает предсказание от оскорбленной им вещуньи и убивает своего коня. Уже стариком он спотыкается о череп коня, ударяет его копьем и выползшая змея жалит Одда.

По одной летописной версии (послужившей Пушкину сюжетом для стихотворения «Песнь о Вещем Олеге») Олег умер в Киеве, по другой – на севере и похоронен в Ладоге, по третьей – за морем.

После смерти Олега процесс последующего создания державы Рюриковичей стал уже необратимым. Заслуги его в этом трудно переоценить.

Великий сын земли Русской — Князь Олег Вещий -язычник и великий воитель-жрец сумел подняться над собственной религиозной ограниченностью во имя развития культуры, просвещения и великого будущего народов России, которое стало уже неизбежным после обретения ими одного из своих главных сокровищ — славянской письменности и русской азбуки.