Коран и Атрибут Аллаха — Речь. Доказательства того, что коран является речью аллаха

Каким же условиям должен соответствовать тот, кто переводит на другой язык или составляет толкования (тафсир) Корана?

Прежде, чем перечислить эти условия, скажем несколько слов о том, что не разрешается делать буквальный, дословный перевод Корана. Для него обязательно нужно привести пояснение, толкование, потому что это слово Всевышнего Аллаха. Все человечество не сможет создать подобное этому или равное одной суре Священной Книги.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Возможен ли перевод Корана
Как передать смысл Корана на другом языке
Иносказательное в Коране
Есть ли в Коране антисемитизм?
Священный Коран раскрывает тайные глубины науки
Пророк Мухаммад и Священный Коран
Достоинство чтения Корана
Основные сведения о Коране

Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Если вы сомневаетесь относительно правды и подлинности Корана, который мы ниспослали Нашему рабу – Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), то принесите хоть одну суру, подобную любой суре Корана по красноречию, назиданиям и руководству, и призовите ваших свидетелей помимо Аллаха, которые могли бы свидетельствовать, если вы правдивы...» (2:23). Особенностью Корана является то, что один аят может иметь один, два, или десять разных смыслов, не противоречащих друг-другу. Тот, кто желает подробно изучить это, могут читать тафсиры Байзави «Анвару ттанзил» и др.

Также из особенностей языка Корана является – приведение слов, включающих в себя много смысловых значений. Также из особенностей Корана является то, что в нем есть много мест, требующих пояснения самим Пророком (мир ему и благословение), и без этого можно по-иному понять. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) является основным учителем, поясняющим Коран людям.

В Коране есть много аятов, связанных с бытом и жизнью людей, ниспосланные, как ответы на вопросы, согласно ситуации или места. Если сделать перевод Корана, не зная те ситуации или обстоятельства, то человек попадет в заблуждение. Также в Коране есть аяты, связанные с науками небес и земли, правом, законом, историей, нравами, иманом, Исламом, атрибутами Аллаха и красноречием арабского языка. Если алим по этим всем наукам не пояснит смысл, то, как бы хорошо не владел арабским языком, он не познает всю глубину аята. Вот и поэтому дословный перевод Корана не допустим. Все переводы, которые в настоящее время имеются на русском языке являются дословными. Поэтому нельзя переводить Коран, кроме как через толкование. Для того чтобы составить толкование (тафсир) необходимо соблюдение определенных условий. Тот, кто совершит перевод Корана или его тафсир при отсутствии хотя бы одного из них, то он заблуждается сам и вводит в заблуждение других.

Перечислим условия, которым должен соответствовать составитель тафсира, т. е. толкования. 1. Он должен в совершенстве знать арабский язык и его семантику. Не владеющему, таким образом, языком нельзя составлять тафсир.Он должен в совершенстве владеть грамматикой арабского языка. Смысл каждого слова меняется даже с изменением огласовок.

2. В совершенстве должен владеть наукой сарф (морфология и склонение). Т. е. надо знать основу каждого слова, словообразование, и изменение смысла по формам. Не зная все это весь Коран можно понять неправильно. 3. Он должен знать основательно этимологию (ильмуль иштикак). Если есть два однокоренных слова, то значение рассматривается по основе слова.

4. Необходимо владеть риторикой (маан). Это позволит ему по составу слова понять его смысл. 5. Необходимо владеть и стилистикой (ильмуль баян). Это позволит по особенностям слов и по их изменениям понять тайный и явный смысл слов.

6. Надо знать науку риторика (балагат). Это помогает выявить красноречие. Эти последние три науки обязательно нужно знать тому, кто собирается переводить (таржама) или составить толкование (тафсир) Корана. Не владеющий этими науками не может понять удивительное красноречие, сущность и тонкости Корана. Не владея этими науками, как человек сможет понять, что Коран это есть чудо (му"джизат), слово Аллаха, и что все человечество не способно создать подобное произведение? Во время Пророка (мир ему и благословение) красноречие арабского языка было на самой высокой ступени, и арабы того времени поняли глубину и красноречие Корана, и, что человек не способен создать подобное, что это Могущество Аллаха. Этим большинство из них и уверовали в Коран. Некоторые обманутые славой и богатством отказались верить. После этого они пытались, но не смогли создать и трех строчек, похожих на Коран.

Люди, занимающиеся сегодня переводами Корана, абсолютно не владеют вышеперечисленными науками. 7. Переводчик и толкователь Корана должен знать методы (кираат) его чтения, а он имеет семь разных методов.

8. Необходимо основательно знать основы вероубеждений. В противном случае толкователь не сможет сделать смысловой перевод, и своим буквальным переводом сам впадет в заблуждение и других введет в него. 9. Переводчик, толкователь должны основательно знать исламскую юриспруденцию, право (фикх, усул), науку поясняющую, как из Корана выносятся решения. Не владея этими науками, он не будет знать, как из Корана извлекаются ссылки и доводы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
О дозволенности чтения Корана за покойных
Кто может выносить решение из Корана и хадисов?
Коранические мотивы в поэзии А.С. Пушкина
Криштиану Роналду учится читать Коран
В каком возрасте можно начинать учить Коран с ребёнком?
Благодать чтения «Бисмиллях…»
Удивительные свойства звучания Корана
Сколько же читающих Коран, в то время как Коран их проклинает !

10. Необходимо владеть и фикхом, т. е. самой наукой шариата. Не владеющий этой наукой исказит шариат, приводя неправильные толкования. 11. Надо знать причины и следствия ниспослания аятов. Не зная их, невозможно понять смысл аятов, связанных с конкретными причинами.

12. Он должен знать насих-мансух, т. е. какой последующий аят отвергает решение предыдущего аята, и какому из них нужно следовать. Например, один аят говорит, что вдова не может выйти повторно замуж в течение года, а в другом аяте сказано, что надо подождать четыре месяца и десять дней. Не зная насих-мансух, перевод не пояснит за каким аятом нужно следовать. 13. Он должен знать хадисы, поясняющие смысл аятов, ниспосланных коротко, значение которых непонятно само по себе. Смысл этих аятов не будет понятен человеку без поясняющих хадисов, как бы хорошо он ни владел арабским языком.

14. Толкователь, переводчик Корана должен иметь «ильму ладуни» сокровенные знания, открывшиеся ему Аллахом, в итоге его следования Корану и хадису. В хадисе сказано: «Кем бы ни был тот, кто следует приобретенным знанием, тому Аллах откроет и те науки, о которых он не знал». (Абу Нуайм). Является ли хоть один из тех, кто перевел Коран на русский язык, исполнившим эти условия? Нет не является ни один из них.

Вдобавок всем вышеприведенным наукам, современные богословы говорят, что переводчик или толкователь Корана должен знать и естественные науки. В Коране немало аятов, указывающих на открытия, которым ученые находят объяснения только в последние века. То, что в Коране, ниспосланном четырнадцать веков назад есть такие тонкости, лишний раз подтверждает, что это Слово Всезнающего Аллах, и не выдуманное человеком произведение. Этим условиям должен соответствовать тот, кто берется за перевод или толкование Корана. Кроме того, переводчик Корана должен соответствовать и следующим условиям:

Равно как арабским, он должен владеть и тем языком, на который переводит. Понять Коран одно, а переводить его на другой язык, еще один труд. Поэтому необходимо в совершенстве знать оба языка. Он должен сначала на арабском языке записать Коран, затем его тафсир. Затем смысл тафсира. Так, читатель узнает, что это толкование, а не дословный перевод. Дословный перевод Корана невозможен.

Переводчик Корана должен быть очень богобоязненным человеком. Абубакр (да будет доволен им Аллах) говорил: «Какая земля меня выдержит, если буду делать что-либо противоречащее Корану и хадису». Не имея такую богобоязненность, переводчик может написать то, что ему понравится. Все исламские ученые пишут, что для составления тафсира и перевода Корана необходимо соблюдать все перечисленные мной условия. Желающий изучить все это в подробности может читать: «Аль Иткан фи ильми Куран», Джалалудина Суюти; «Аль Каваидуль асасият фи улумиль Куран», Сайида Алави; «Итхаф», Мухаммада Зубайди; «Мин раваииль Куран», Сайида Рамазана аль-Бути; «Улумуль Кураниль Карим», доктора Нуруддина Итр и другие.

Правдивость речи хороша и гладкость,

Но как прекрасна слов правдивых краткость.

(Алишер Навои )

Направив Пророка Мухаммада (ﷺ ) с последней миссией к нашей умме, Всевышний Аллах наделил его лучшим нравом, каким только мог обладать человек. Благодаря этому обстоятельству у нас появился живой образец совершенного поведения, на который можно равняться каждому мусульманину.

Суть в том, что Аллах не обязал нас быть праведными и богобоязненными посредством лишь Коранического текста. Нет! Он дал нам воочию насладиться тем, как красиво и притягательно может выглядеть благой нрав человека, исповедующего Ислам. Пророк Мухаммад (ﷺ ) в процессе своей жизнедеятельности оставил нам так называемые «алгоритмы» поведения в практически любой области; в обществе, наедине с собой или в семье. И если сегодня кто-то попытается описать все его достоинства в одной книге, то он может смело рассчитывать на Пулитцеровскую премию, так как личность Мухаммада (ﷺ ) во всех смыслах уникальна, о чем в двух словах, конечно, не расскажешь. Поэтому сейчас мне хотелось бы затронуть лишь одну из немногих черт его характера, а именно – РЕЧЬ.

Не вызывает сомнения тот факт, что его манера говорить и слушать человека является наиболее оптимальной формой диалога, которая была выстроена в первую очередь на уважении к собеседнику и проявлении к нему почтительности. Пророк Мухаммад (ﷺ ) ни на кого не повышал голоса, не использовал бранных, режущих слух слов и не пытался под видом критики задеть человека за живое, как это присуще нашему поколению.

От Абу Ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (ﷺ ) сказал:

مَنْ أُعْطِيَ حَظُّهُ مِنَ الرِّفْقِ فَقَدْ أُعْطِيَ حَظُّهُ مِنَ الْخَيْرِ ، وَمَنْ حُرِمَ حَظُّهُ مِنَ الرِّفْقِ ، فَقَدْ حُرِمَ حَظُّهُ مِنَ الْخَيْرِ ، أَثْقَلُ شَيْءٍ فِي مِيزَانِ الْمُؤْمِنِ ، يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، حُسْنُ الْخُلُقِ ، وَإِنَّ اللهَ لَيَبْغَضُ الْفَاحِشَ الْبَذِيءَ

«Тот, кому была дарована его доля мягкости, получил свою долю блага. Всякий же, кто лишён своей доли мягкости, лишён этой доли блага. Благой нрав будет самым весомым на весах верующего в День суда. И, поистине, Аллах ненавидит произносящего непристойные и дурные слова ». (Имам Ахмад 6/451, Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 464, Тирмизи 2002)

Голос его был негромким, но с очаровывающим слух тембром. Любимец Аллаха (ﷺ ) всегда говорил достаточно четко и предельно ясно, из-за чего у сахабов (да будет доволен ими всеми Аллах) никогда не было проблем с запоминанием его речи.

От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:

كان كلام رسول الله صلى الله عليه وسلم كلاما فصلا يفهمه كل من سمعه

«Речь Пророка Мухаммада ( ﷺ ) была настолько ясной, что все присутствующие легко понимали его ». (Абу Дауд, Адаб, 18).

Также он никогда не торопился в разговоре, разделяя слова небольшой паузой, дабы слушающие лучше их усвоили.

Передаётся, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал:

كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يعيد الكلمة ثلاثا لتعقل عنه

«Посланник Аллаха ( ﷺ ) по три раза повторял слова и выражения, дабы они были понятны ». (Тирмизи, Манакиб, 9)

Одно из самых главных преимуществ речи Пророка Мухаммада (ﷺ ) состояло в ее лаконичности и цельности. Он говорил строго по существу, избегая лишних слов и ненужного удлинения фраз. В хадисе, который приводит Абу Дауд от Абдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах), говорится:

إن الله عز وجل يبغض البليغ من الرجال الذي يتخلل بلسانه تخلل الباقرة بلسانها

«Воистину, Аллах гневается на красноречивых людей, которые занимаются пустословием, пережевывая слова, словно коровы – корм ». (Абу Давуд Адаб 94)

Пусть Аллах не лишает нас его бараката и поможет следовать ему не только на словах, но и во всех сферах нашей недолгой жизни.

Камал Магомедов

Последователи хадисов решительно и будучи убежденными в этом заявляют, что Коран – это несотворенная речь Аллаха, Его Писание, обращение к верующим и ниспосланное Им откровение. Того же, кто говорит, что он создан они считают неверным.

Джибриль (мир ему) снизошел с этим откровением к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в виде Корана на арабском языке для людей знающих, возвещающим благую весть и предостерегающим. Как сказал Всевышний: «Воистину, это – Ниспослание от Господа миров. Верный Дух сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает. Оно ниспослано на ясном арабском языке» (аш-Шу’ара 42: 192-195).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) донес его до своей общины в соответствии с велением своего Господа, сказавшего: «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания» (аль-Маида 5: 67)

И то, что он доносил до людей, несомненно, являлось речью Аллаха, о чем он ясно сказал в своих словах: «Неужели вы запрещаете мне доносить до людей речь моего Господа ?!»

Речь Аллаха в виде Корана, хранится в сердцах хафизов, читается людьми и записана ими в своих свитках. Как бы он не был представлен, будь то в виде декламации чтецов или цитирования, непосредственно в момент чтения или в виде записей в свитках мусульман (мусхаф) и ученических скрижалях и т.п. – все это является несотворенной речью Аллаха. Тот же, кто ложно заявляет, что он сотворен, является неверным в отношении Великого Аллаха.

Имам Абу-ль-Уалид аль-Хассан ибн Мухаммад сказал: “Я слышал, как имам Абу Бакр Мухаммад ибн Исхакъ ибн Хузайма сказал: «Коран несотворенная речь Аллаха. Тот же, кто будет говорить, что он сотворен, станет неверным в отношении Великого Аллаха. Принимать свидетельские показания такого человека, посещать его во время болезни, совершать заупокойную молитву над ним и хоронить на кладбищах мусульман – запрещено. Его следует призвать к покаянию и отказу от этих слов, а если он не откажется – отрубить голову»”.

Теперь, что касается концепции ляфза , согласно убеждениям которой, сотворенным является не сам Коран, а именно его произношение людьми. Шейх Абу Бакр аль-Исма’или аль-Джурджани, да помилует его Аллах, в своем послании к жителям Джиляна писал: «Тот, кто говорит: “Мое произношение Корана является сотворенным”, тем самым утверждает, что сотворен и Коран».

Ибн Махди ат-Табари в своей книге «аль-И’тикад», которую он написал для жителей этих селений сказал: “Учение приверженцев Сунны и единой общины (Мазхаб Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а) заключается в убеждении, что Коран – это несотворенная речь Аллаха, пречист Он, Его ниспослание, откровение, веления и запреты. Тот же, кто говорит, что он сотворен, является неверным в отношении Великого Аллаха. Коран, как речь Аллаха, хранится заученным в наших сердцах, записанным в наших свитках и мы читаем его своими устами. Это речь Великого и Могучего Аллаха, посредством которой Он говорит. А те, кто говорят: «Коран, в моем произношении, является сотворенным» - заблудшие невежды, неверующие в Аллаха”.



Несмотря на то, что Ибн Махди был одним из ведущих ученых Каляма и автором многих сочинений о нем, я все же привел его цитату по этому вопросу, в знак своего согласия и одобрения, ибо в нем он выбрал путь первых поколений из числа последователей хадиса.

Сообщается от Абу ‘Усмана Са’ида ибн Ишкаба следующее: «Однажды в Найсабуре я спросил Исхакъа ибн Ибрахима ибн Рахауайха о «концепции ляфза». И он сказал: «В споры и дискуссии об этом даже не стоит вступать! Коран – это несотворенная речь Аллаха, вот и все».

Мухаммад ибн Джарир ат-Табари в своем труде «аль-И’тикад», который он посвятил разбору этого вопроса, писал: «Что касается концепции ляфза, то мы не знаем о существовании какого-либо предания от сподвижников или их последователей об этом. Однако у нас есть сообщение от Абу ‘Абдуллаха Ахмада ибн Ханбаля, да помилует его Аллах, чьи слова есть верный путь и которые можно смело причислить к словам первых имамов. Так Абу Исма’иль ат-Тирмизи сообщил мне, что он слышал как Ахмад ибн Ханбаль, да помилует его Аллах, сказал: «Ляфзыйя (утверждение, что сотворенным является не Коран, а его произнесение) – это джахмизм. Так Всевышний Аллах сказал: « Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать речь Аллаха» (ат-Тауба 9: 6). Как же и от кого, в таком случае, этот многобожник должен услышать речь Аллаха?!” Ат-Табари продолжает: «Помимо этого, я слышал от целой группы наших соратников, имена которых я, однако не запомнил, передававших от имама Ахмада следующее: «Тот, кто говорит: “Произнесение мною Корана – сотворено” является джахмитом, а тот, кто говорит, что оно не сотворено, является приверженцем нововведений». И поскольку у нас нет слов какого-либо имама по этому вопросу, кроме слов имама Ахмада, мы не можем утверждать обратное им. Он – имам, достойный следования, его слов нам достаточно, и мы удовлетворены ими. Да помилует Его Аллах и будет им доволен!» ат-Табари в «аль-И’тикад» 28-29.



Этими словами Мухаммад ибн Джарир отверг всякую клевету в свой адрес о том, что он сошел с пути Сунны, склонившись к нововведениям. А слова имама Ахмада, которые он привел, о том, что ляфзыйя – это джахмизм, правильны и это действительно так. Джахм и его последователи открыто заявляли, что Коран – сотворен, те же, кто ввели концепцию ляфза, проложили постепенный путь к мнению джахмитов. Они облекли мнение о сотворенности Корана в эти свои слова из страха перед приверженцами Сунны того времени. Ведь если бы они заявили об этом прямо, те могли причислить их к джахмитам, являющимися дьяволами в людском обличии и обольщающими друг друга своими слащавыми речами.

Так они придумали свой ляфз, смысл чего состоял в том, чтобы завуалировано высказать свое мнение, которое на самом деле заключалось в сотворенности Корана. И именно поэтому имам Ахмад назвал их джахмитами. Говорят, что он считал их даже хуже джахмитов.

Что же касается его слов: «а кто говорит, что произнесение мною Корана не сотворено – тот приверженец нововведений», то этим он лишь хотел сказать, что первые поколения приверженцев Сунны (саляф), вообще не погружались в эту тему, и у них не было нужды в этом. Разговор об этом завели различные глупцы, которым было свойственно углубляться и являть людям разные новшества, преступая грань дозволенного и впадая в заблуждения. Причиной всему этому было то, что они стали интересоваться теми вопросами, которые ученые первых поколений даже не затрагивали.

Говоря проще, эти слова имама нужно понимать так: Эта тема сама по себе является нововведением, и долгом каждого приписывающего себя к Сунне является оставить ее, не использовать терминологию приверженцев нововведений и ограничится словами первых имамов, а именно, что Коран – это несотворенная речь Аллаха. Добавить к этим словам нечего, кроме разве что такфира(обвинение в неверии) тому, кто заявляет об обратном.

Сообщается, что ‘Али аль-Башани сказал: «Я слышал, как ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак сказал: «Кто не верит в одну букву из Корана – не верит в него полностью, и тот, кто говорит: «Я не верю в эту речь – является неверным» .

Вопрос: Что вы скажите о словах: «Коран — Извечные Слова Аллаха»?

Ответ:

Хвала Аллаху.

Благородный Коран, включая слова, буквы и значения является Речью Всевышнего Аллаха. От Него он берет свое начало и к Нему вернется. Всевышний Аллах сказал (аяты) Корана, его от Него услышал Джибриль, мир ему, и Аллах ниспослал Коран Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Сказал Всевышний:

إِنَّهُ لَقُرْآنٌ كَرِيمٌ فِي كِتَابٍ مَكْنُونٍ لَا يَمَسُّهُ إِلَّا الْمُطَهَّرُونَ تَنْزِيلٌ مِنْ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Воистину, это — благородный Коран, находящийся в хранимом Писании. К нему прикасаются только очищенные. Он ниспослан Господом миров» ,

الم تَنْزِيلُ الْكِتَابِ لَا رَيْبَ فِيهِ مِنْ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Алиф. Лям. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения, ниспослано Господом миров» ,

تَنْزِيلُ الْكِتَابِ مِنَ اللَّهِ الْعَزِيزِ الْحَكِيمِ

«Писание ниспослано от Аллаха Могущественного, Мудрого» .

Коран является частью Его Речи, которая является одним из Его атрибутов. А тот, кто скажет, что Коран сотворен, является неверующим. Таковы убеждения последователей Сунны и единой общины, и эти убеждения противоречат тому, чему веруют отклонившиеся от этого пути.

Ат-Тахауи, да помилует его Аллах, в своем известном труде «‘Акыда» сказал: «Коран — это Слово Аллаха. Он пришел от Него как речь, о которой нельзя спросить „как?“ Аллах ниспослал его Своему Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, как Откровение. Верующие принимают его как абсолютную истину и верят, что он является Речью Аллаха на самом деле, что он не создан, как речь людей. Всякий, кто слышит его и объявляет, что это человеческая речь, становится неверующим. Аллах предупреждает и осуждает подобного человека, а также угрожает ему огнем. Всевышний сказал: „Я брошу его в Адское пламя“. Аллах пригрозил огнем тому, кто говорит: „Это ничто иное, как речь людская!“ И мы познаем и признаем с убежденностью, что (Коран) – это Речь Творца людей, и она совершенно не похожа на людскую речь».

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Речью Аллаха, пречист Он, является Великий Коран; он является Книгой Аллаха, ясной, являющейся крепкой вервью Его и прямым путем. Коран является ниспосланием Господа миров на ясном арабском языке, с которым Верный Дух (Джибриль) снизошел на сердце (Мухаммада) господина посланников. Он является ниспосланным, но не сотворенным. От Него он берет начало и к Нему вернется. Он (состоит из) ясных сур и аятов, букв и слов. Если кто-то станет читать его верно и правильно, то за каждую прочитанную букву получит десять хасанатов. У Корана есть начало и конец, (есть) части и доли. Коран читают при помощи языка, его заучивают наизусть, слышат ушами, и он записан в книгах /мусхаф/. В нем содержатся ясные аяты и аяты неоднозначные, в нем есть аяты отмененные и отеняющие, (а также) аяты, касающиеся определенной ситуации, и общие, приказы и запреты.

لَا يَأْتِيهِ الْبَاطِلُ مِنْ بَيْنِ يَدَيْهِ وَلَا مِنْ خَلْفِهِ تَنْزِيلٌ مِنْ حَكِيمٍ حَمِيدٍ

„Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального“ , сказал Всевышний:

قُلْ لَئِنِ اجْتَمَعَتِ الْإِنْسُ وَالْجِنُّ عَلَى أَنْ يَأْتُوا بِمِثْلِ هَذَا الْقُرْآنِ لَا يَأْتُونَ بِمِثْلِهِ وَلَوْ كَانَ بَعْضُهُمْ لِبَعْضٍ ظَهِيرًا

„Скажи: „Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу““ .

Коран – Книга на арабском языке, о которой одни неверующие сказали:

لَنْ نُؤْمِنَ بِهَذَا الْقُرْآنِ

„Мы никогда не уверуем ни в этот Коран“ , а другие:

إِنْ هَذَا إِلَّا قَوْلُ الْبَشَرِ

„Это — не что иное, как слова людей“ . Но Аллах, пречист Он, сказал (о подобном неверующем):

سَأُصْلِيهِ سَقَرَ

„Я брошу его в Преисподнюю“

Между мусульманами нет разногласия в том, что, если кто-то станет отвергать какую-либо суру Корана, аят, слово или букву, в отношении которых все мусульмане единодушны, становится неверующим. В этом убедительный повод на то, что Коран состоит из букв».

Смысл слов «От него имел начало» у последователей Сунны в следующем: Всевышний Аллах произнес Коран, его появление и его начало от Всевышнего Аллаха.

Смысл слов «К Нему вернется», то есть перед самым Судным Днем Он поднимет Коран из груди (людей) и заберет из книг, в памяти людей не останется ни одного аята, как не останется его и в виде записей. Это упоминается в нескольких преданиях.

У Дыяу-д-дина аль-Макдиси (ум. в 643 г. по Х.), да помилует его Аллах, есть по этому вопросу труд «Ихтисасу-ль-Куран би-ль-‘ауди иля-р-Рахман».

Последователи нововведения написали много статей, противоречащих тому, на что указывает ясный ум и достоверные тексты Корана и Сунны. Ознакомиться с ответами ученых на подобные заявления можно в книгах последователей Сунны, написанных на эту тему. Среди подобных трудов есть сочинения, написанные в виде опровержений слов последователей нововведений о качестве Аллаха Речь, например, «Аль-бурхан фи масъаляти-ль-Куран», «Хикаяту-ль-муназара фи-ль-Куран» автором обоих сочинений является Муваффаку-д-дин Ибн Кудама, да помилует его Аллах, автор «Аль-мугни». Ибн Теймия, да помилует его Аллах, написал несколько книг и сочинений, связанных с вопросами, касающимися качества Аллаха – Речь. Можно обратиться к 12 тому его «Маджму‘-ль-фатауа», также важный его труд на эту тему – это книга «Ат-тис‘иния», которая является ответом аш‘аритам и опровержением их нововведений в отношении к качеству Речь. Ответ дается разносторонний, всего 90 пунктов.

Если говорить о современных сочинениях, то на эту тему писал шейх ‘Абдуллах аль-Джудей‘ в своей книге «Аль-‘акыдату-с-саляфия фи кялями Рабби-ль-барийая». Очень полезная книга на эту тему.

Во-вторых, именование Корана вечным, или слова о том, что Речь Всевышнего Аллаха вечна, может подразумевать два значения.

Значение первое: что он не создан, как это было сказано; и что Речь по отношению к Всевышнему Аллаху – Его вечное качество: Он говорил и говорит, когда пожелает и как пожелает, и Он говорит с теми из Его рабов, с кем пожелает. Это – истина, и именно это имеется в виду в словах тех последователей Сунны, кто называет Коран вечным, говоря о нем или говоря о Речи Всевышнего Аллаха вообще.

Среди ученых, подразумевающих это, Абу аль-Касим аль-Лялякаи в книге «Шарху усули и‘тикад ахли-с-суннати уа-ль-джама‘а».

В этом труде он сказал:

«Упоминание того, что передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывает, что Коран – это извечное качества Аллаха».

После он сказал: «От сподвижников передается единодушное мнение о том, что Коран не является сотворенным».

Ибн Кудама также называл Коран извечным. Он сказал:

«Качеством Всевышнего Аллаха является Речь. Это (качество является) извечным. Речь Его слышит тот из творений, кому Он это пожелает. Его без посредников слышал Муса, мир ему, Его слышал Джибриль, мир ему, и те ангелы и посланники, которым Он это позволил. В Последний День Он, пречист Он, будет говорить с верующими, а они – с Ним. Им будет позволено, и они навестят Его. Всевышний Аллах сказал:

وَكَلَّمَ اللَّهُ مُوسَى تَكْلِيمًا

„Аллах вел беседу с Мусой (Моисеем)“ ,

يَا مُوسَى إِنِّي اصْطَفَيْتُكَ عَلَى النَّاسِ بِرِسَالَاتِي وَبِكَلَامِي

„Он сказал: „О Муса (Моисей)! Я возвысил тебя над людьми благодаря Моему посланию и Моей беседе““ ,

مِنْهُمْ مَنْ كَلَّمَ اللَّهُ

„Среди них были такие, с которыми говорил Аллах“ ,

وَمَا كَانَ لِبَشَرٍ أَنْ يُكَلِّمَهُ اللَّهُ إِلَّا وَحْيًا أَوْ مِنْ وَرَاءِ حِجَابٍ

„Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу“ ,

فَلَمَّا أَتَاهَا نُودِيَ يَا مُوسَى إِنِّي أَنَا رَبُّكَ فَاخْلَعْ نَعْلَيْكَ إِنَّكَ بِالْوَادِي الْمُقَدَّسِ طُوًى

„Когда он подошел к нему, раздался глас: „О Муса (Моисей)! Воистину, Я — твой Господь. Сними же свою обувь. Ты находишься в священной долине Тува (Това)““ ,

إِنَّنِي أَنَا اللَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدْنِي

„Воистину, Я — Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне“ . Говорить подобное кому-либо кроме Аллаха запрещено».

Шейх Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал:

«Предшественники говорили, что Коран – это несотворенные слова Аллаха, которые Он ниспослал. Они также говорили, что Он все еще обладает качеством Речи, если пожелает. Они разъяснили, что Речь Аллаха вечна, то есть, что Его качество Речь извечно, не исчезнет.

Никто не говорил, что определенная Речь – извечна, и никто из них не говорил, что Коран – извечен.

Но они говорили, что Коран – это ниспосланные несотворенные слова (Речь) Аллаха.

Если Аллах сказал Коран по Своему желанию, то Коран – это Его речь, которую Он ниспослал, которая не является сотворенной, но наряду с этим Коран не был извечным, как извечен Аллах. Если Аллах все ещё продолжает обладать атрибутом Речь, то Его Речь извечна вообще.

Сомнения в этих сложных вопросах, в которых находят затруднения люди, покинут того, кто поймет слова предшественников и будет различать (значения) слов».

Он также, да помилует его Аллах, сказал:

«Речь Аллаха: (это) то, что Аллах произнес Сам, что произнес Он по Своему желанию и Своему могуществу. Его Речь не является чем-то сотворенным и отделенным от Него. Речь относится к Аллаху. Он сказал Речь Свою по Своему могуществу и желанию, и Речь не существует без Его могущества и желания.

Предшественники говорили, что Аллах до сих пор, если Он пожелает, имеет такое качество как Речь. И если говорится, что „Речь Аллаха извечна“, то это означает, что Он не стал говорить после того, как не говорил, (но не означает, что) Его Речь является сотворенной, (или, что) Речь является единым смыслом /ма‘на/, извечным и относящимся к Аллаху, (воистину), Он все еще говорит, если пожелает. Таково верное мнение.

Никто из предшественников не говорил, что какая-то определенная Речь извечна, но говорили: „Коран – Книга Аллаха, которая была ниспослана; Коран не сотворен, от Него он берет свое начало и к Нему вернется“.

Никто из них не говорил, что Коран – извечен, и не говорил, что Его Речь – это „единый смысл, относящийся к Нему“, как и не говорили, что „буквы Корана“, или „буквы и звуки Корана извечны безначальны и относятся к Всевышнему Аллаху“, несмотря на то, что Аллах извечно говорит буквы вообще, когда пожелает. Но они говорили, что буквы Корана не являются сотворенными и опровергали слова тех, кто говорил, что Аллах создал буквы».

Второе значение, которое может подразумеваться, заключается в том, что смысл Корана, или смысл и буквы Корана Аллах сказал в извечности, а после не говорил. Это значение является нововведением аш‘аритов и тех последователей каляма, которые согласились с ними. Аш‘ариты же этими словами желали отдалиться от нововведения му‘тазилитов и джахмитов, которые говорили о сотворенности Корана.

Если кто-то станет говорить о Коране или о каком-либо другом качестве Аллаха или Его добровольных действиях, что они извечны, но подразумевая вышеописанное, то смысл, который он вкладывает в «извечность» несостоятелен. Да и слово, которое он употребил, и которое можно понять по-разному, не передается в преданиях.

Именно из-за этого неверного значения, которое можно извлечь из данного слова, из-за того, что это слово не упоминается в преданиях, лучше в этом случае не употреблять слово «извечность» вообще. Но говорить то, что говорили предшественники: «Коран – несотворенная Речь Аллаха».

Ибн Таймийа, да помилует его Аллах, сказал:

«Последователи предшественников /саляф/ говорят, что Речь Аллаха извечна, то есть что Он все ещё говорит, если пожелает. И они не говорят, что определенное слово, например, призыв Его, обращенный к Муке, извечно и т.п.

Но они (то есть аш‘ариты и те, кто согласился с ними) уверовали, что Коран и остальная Речь Аллаха извечна сама по себе, и что Аллах не говорил по Своему желанию и могуществу.

После они стали разногласить.

Первые сказали, что „извечный“ означает единый смысл. То есть что смысл Торы, Евангелия и Корана едино. И если Тора будет прочитана на арабском языке, то она превратится в Коран. И если прочесть Коран на иврите, то он превратится в Тору. Они также сказали, что арабский Коран не был сказан Аллахом, или что Он создал Коран в некоторых телах, или что слова Корана произнес Джибриль или Мухаммад, и эти слова относятся к посланнику, который выразил в этих словах „единый смысл“, относящийся к Господу и который охватывает все значения Речи (Аллаха).

Среди них были такие, кто сказал, что „извечный Коран – это буквы“, или „буквы и слова, и они извечны и безначальны, относятся к Господу извечно и безначально“… То есть когда Он говорил с Мусой или ангелами, или, когда Он станет говорить с рабами Своими в Судный День, то Он не станет говорить с ними речью, которую скажет по Своему желанию и могуществу, но Он сотворит им (возможность) понимать эту Извечную Речь, принадлежащей сущности Аллаха безначально и всегда.

По их мнению, Аллах до сих пор и все еще будет говорить:

يا آدم اسكن أنت وزوجك

„О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой“ ,

يا نوح اهبط بسلام منا وبركات عليك

„О Нух (Ной)! Сходи на землю с миром от Нас, и да пребудет благословение над тобой“ ,

يا إبليس ما منعك أن تسجد لما خلقت بيدي

„О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками?“ и подобные (аяты)…

Главное, что никто не может сказать, что эти два мнения передаются от кого-нибудь из предшественников, я имею в виду от сподвижников, таби‘инов, которые последовали за ними во благе, и тех известных имамов мусульман, которые были известны своей религией и знаниями, и которые имели в умме правдивое слово. (Как) не (передаются эти мнения от кого-нибудь из ученых) времен Ахмада ибн Ханбаля, аш-Шафи‘и, Абу Ханифы и до них. Первым, кто ввел этот принцип, был Абу Мухаммад ‘Абдуллах ибн Са‘ид ибн Кулляб».

Таким образом, тот, кто говорит, что Коран извечен, или что Речь Аллаха извечна, и подразумевает первое значение, а именно, что Коран и остальные Речи Всевышнего Аллаха были ниспосланы от Него, они не сотворены, вместе с тем они связаны с желанием Его и выбором, то это значение верно. Хотя предпочтительнее и безопаснее ограничиться словами, которые передаются от предшественников, и которые не имеют возможности двоякого и неверного толкования.

Если же человек этими словами подразумевает второе значение, отрицая то, что Речь Аллаха связана с Его желанием и выбором, то такое значение несостоятельно. И слова, которые он употребляет, являются нововведением.

Обратитесь также к труду «Минхаджу-с-суннати-н-набауия» (Т. 5. С. 419-421) Ибн Теймийи, да помилует его Аллах.

А Аллах знает лучше.

Коран. Сура «Событие» 56:77-80.

Коран. Сура «Земной поклон» 32:1-2.

Коран. Сура «Толпы» 31:1

Коран. Сура «Разъяснены» 41:42.

Коран. Сура «Ночное перенос» 17:88.

Коран. Сура «Саба» 34:31.

Коран. Сура «Завернувшийся» 74:25.

Коран. Сура «Завернувшийся» 74:26

Ибн Кудама. Люм‘ату-ль-и‘тикад. С. 22-28.

Аль-Лялякаи. Шарху усули и‘тикад ахли-с-суннати уа-ль-джама‘а. Т. 2. С. 224.

Там же. Т. 2. С. 272.

Коран. Сура «Женщины» 4:164.

Там же. Сура «Преграды» 7:144.

Там же. Сура «Корова» 2:253.

Там же сура «Совет» 42:51.

Там же. Сура «Таха» 20:11-12.

Там же сура «Таха» 20:14.

Ибн Кудама. Лям‘ату-ль-и‘тикад. С. 15.

Ибн Теймия. Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 12. С. 54.

Здесь: не определенный вид букв, а буквы вообще.

Ибн Теймия. Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 12. С. 566-567.

Или Джибрилю, или Мухаммаду.

Коран. Сура «Корова» 2:35.

Коран. Сура «Худ» 11:48.

Коран. Сура «Сад» 38:75.

Ибн Теймия. Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 17. С. 85.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ» Islam Q&A фатва № 100585

Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит: «Мы подтверждаем, что Коран – это Речь Алллаха, которая не сотворена, и это Его откровение, ниспосланное Им. Коран – не сам Аллах, но и не что-то существующее вне Его. Коран – это Его атрибут» .

Также следует понимать и другие атрибуты Всевышнего Аллаха. Сейф аль-Хакк Абу аль-Муин ан-Насафи говорит: «Мы говорим: «Аллах со всеми Своими атрибутами и именами предвечен. И атрибуты Аллаха и Его имена не являются Им самим, но и не существуют вне Его сущности. Если же мы скажем, что атрибуты Аллаха – это Он сам, то из этого следует существование двух божеств. А если мы скажем, что Его атрибуты существуют вне Его, то это будет означать, что атрибуты созданы, а это недопустимо».

Имам говорит: «[И Речь Аллаха] записана в свитках, читается языками и заучена в сердцах, но без растворения в них».

Не имеется в виду, что она буквально помещена в свитки так, что невозможно добавить или убавить, ведь сжигающий свитки не сжигает Коран. Аллаха поминают языком, Его любят сердцами, и Ему поклоняются в различных местах, но это не значит, что Аллах находится в этих местах или сердцах. Как сказал Всевышний Аллах:

ذِينَ يَتَّبِعُونَ الرَّسُولَ النَّبِيَّ الْأُمِّيَّ الَّذِي يَجِدُونَهُ مَكْتُوبًا عِندَهُمْ فِي التَّوْرَاةِ وَالْإِنجِيلِ

Смысл: «Которые последуют за посланником, не умеющим читать и писать Пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии)» .

Иными словами, они нашли его качества и описания в этих книгах (Бахр аль-Калям).

Подведем итог: Коран, записанный в книгах, – это слова, указывающие на смысл, описывающий Сущность Аллаха, и сам смысл, описывающий Сущность Аллаха, не находится буквально в книгах.

Имам говорит: «Чернила, бумага и написание букв сотворены, потому что это сделано людьми, а Речь Аллаха не сотворена, поэтому написание букв, слова и аяты – указание на Коран».

В некоторых рукописях есть добавление: «Для нужды рабов в этом. Речь Аллаха описывает Его сущность, а ее смыслы понимаются через эти вещи».

Имам говорит в «Фикх аль-Акбар»: «Все, что Аллах сообщает от Мусы и других пророков, а также от Фараона или Иблиса – все это речь Аллаха, пересказывающая их слова, и речь Аллаха не сотворена».

Имам аль-Макдиси говорит в толковании «Бадъ аль-Амали»: «Мусульмане единогласно утверждают, что Всевышний Аллах – Разговаривающий. И если бы Аллах не был бы описан Речью, то был бы описан противоположностью этому, а именно молчанием, что является недостатком. Но Аллах чист от всех недостатков. Однако затем они разошлись в понимании сути этого атрибута. И люди истины говорят, что Речь – это смысл, описывающий Сущность Аллаха, и она не является звуками и буквами, ибо изменения в Сущности Аллаха невозможны, поскольку изменения – признаки сотворенного». Более подробно этот вопрос можно изучить в «Бахр аль-Калям».

Имам говорит: «Кто скажет, что речь Аллаха сотворена, тот не верит во Всевышнего Аллаха. И Всевышний Аллах – Тот, Кому поклоняются, и Он не изменяется, а Его Речь читается и заучивается, без отделения от Него».

Имам Абу Юсуф, рахимахуЛлах, сказал: «Мы спорили с Абу Ханифой о сотворенности Корана в течение шести месяцев, и сошлись на том, что Коран не сотворен, а кто скажет о его сотворенности, тот неверующий». То же сказано в «Толковании».

Рашид Исаев

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.