Кто такой князь красное солнышко. Однако похоронен князь рядом с могилой царицы Анны

Недолго братья ладили между собою. Случилось раз, что Олег Древлянский на охоте убил Люта, сына престарелого Свенельда, главного советника Ярополка. Озлобленный отец стал подбивать своего князя к войне: «Пойди на брата твоего Олега и отними у него волость».

Тот послушался, начал войну с братом и победил его. Олег во время битвы погиб: он упал в ров с моста, на котором теснились его бегущие воины. Тело его потом едва могли найти под грудою мертвых. Горько плакал Ярополк: он вовсе не хотел смерти своего брата. Узнал о печальном событии младший из братьев – Владимир, князь новгородский, и поспешил с дядею Добрынею, руководителем своим, к варягам , чтобы набрать там войско и отомстить старшему брату за смерть Олега, как требовал обычай. Ярополк присоединил Новгород к своим владениям; но Владимир скоро вернулся из-за моря с хорошею ратью, занял снова свой удел, завоевал Полоцк, умертвил князя полоцкого Рогвольда и двух сыновей его, женился на дочери его Рогнеде, невесте Ярополка, против ее воли; затем двинулся на Киев. У Ярополка войска было немного, но он сначала оборонялся, а потом, по совету своего вероломного боярина, сдался на милость брата. По приказу Владимира два варяжских воина поразили мечами Ярополка в то время, когда тот шел к нему мириться.

Снова соединилась вся Русская земля в руках одного князя. Немало пришлось Владимиру вести войн с соседями: воевал он с поляками и отнял у них несколько городов (часть нынешней Галиции), два раза ходил на вятичей, которые пробовали освободиться от дани, и усмирил их; овладел землею хищного племени ятвягов, западных соседей Русской земли, живших по верховьям Немана; ходил и на волжских болгар и победил их.

Услышал это князь и велел исковать им серебряные ложки. «Серебром и золотом не найду я храброй дружины, – сказал он, – а с удалою дружиной найду серебро и золото».

Понимал Владимир, что без храброй и сильной дружины и власти бы у него было немного: у соседей добычи ему не промыслить бы, да и с народа своего не собрать бы дани. Понимал все это князь и высоко ценил дружину, жил с нею душа в душу.

Ласковый к дружине, склонный к веселым пирам и разгулу, Владимир был сначала плохим семьянином: он был многоженец. Тогда было в обычае держать по нескольку жен; у Владимира же их было несколько сот. Вот что говорит предание об одной из жен его, Рогнеде. Жила она с маленьким сыном Изяславом близ Киева, в своем тереме. Давно уже Владимир не видался с нею, и она горевала, что он позабыл ее для других. Раз, возвращаясь с охоты, он случайно заехал к ней. Задумала она из ревности убить его. Когда он уснул, она взяла нож и хотела уже поразить его; но он внезапно проснулся и успел схватить ее за руку.

– Полюбила я тебя, – сказала Рогнеда, – хоть ты убил и отца моего, и мать, и братьев; но теперь ты охладел и ко мне, и к младенцу моему.

Владимир решился сам казнить Рогнеду за преступный замысел. Он велел ей одеться в княжеское платье, как была она одета в день свадьбы, сесть на богато убранном ложе и ждать его. Вошел он с мечом, но вдруг явился маленький Изяслав и сказал: «Отец, ты не один здесь!» (Так сделать научила его мать.) Владимир не решился при сыне убить мать; он велел позвать своих бояр, рассказал им все как было и просил у них совета. Бояре посоветовали ему пощадить мать ради сына; Владимир послушался их и даже дал Изяславу с матерью Полоцкую область во владение.

Владимир был сначала очень ревностным язычником : с первых лет своего княжения стал он ставить в Киеве на видных местах, на холмах, кумиров, или идолов (т. е. изображение языческих божеств). Идол главного бога Перуна был сделан из дерева, голова серебряная, а усы золотые. Поставили также кумиры Даждьбога , Стрибога и других. Перед этими идолами совершались языческие обряды, жертвоприношения; приносили иногда в жертву даже людей.

Вот какой случай рассказывает наш летописец. После удачного похода на ятвягов старцы и бояре сказали:

– Бросим жеребей на юношей и девиц; на кого падет он, того и принесем в жертву богам.

Жребий пал на сына одного варяга, христианина, жившего в Киеве. Посланы были люди взять обреченного на жертву отрока. Отец его стал противиться.

– Ваши боги – дерево, – говорил он, – сегодня стоят, а завтра сгниют; они не едят, не пьют; они сделаны руками людей. Есть единый истинный Бог, которого почитают греки, который сотворил землю и звезды, луну и солнце; Он сотворил и человека. Ваши же боги что сотворили? Они сами деланные! Не дам сына своего бесам!

Народ рассвирепел, толпами, с оружием в руках, ринулся на двор варяга, разметал забор. Несчастный отец стоял на крыльце своего дома и заслонял сына.

– Отдай сына твоего в жертву богам! – кричал ему народ.

– Если они боги, то пусть пошлют одного из среды своей, пусть он возьмет у меня сына моего, а вы зачем требуете?

Язычники в ярости с дикими криками бросились на жилище несчастного варяга, подрубили сени, на которых стоял отец с сыном, и оба они погибли.

Это были первые и последние мученики-христиане в Киеве (Федор и Иоанн).

Сказание об испытании вер

Видеть такие случаи и слышать такие речи приходилось Владимиру, вероятно, не раз. В Киеве жило много христиан , было немало их и в дружине. Владимир Красное Солнышко при его уме легко мог задуматься о том, где же истина, – в том ли язычестве, которому он сначала ревностно служил, или в христианстве.

Нетрудно было умному князю почувствовать высоту христианского учения сравнительно с грубым язычеством, – и стал он колебаться в своей вере. Об этом, конечно, проведали и в соседних странах. В Киеве, как в торговом городе, сходились купцы со всех сторон; они разносили молву по своим землям обо всем, что видели и слышали. Стали пытаться соседние народы обратить Владимира в свою веру: каждому из них хотелось сделать такого сильного князя своим единоверцем. Вот как передает наш летописец сказание об этом. В 986 г. пришли из земли болгар магометане к Владимиру и сказали ему:

– Ты – князь мудрый, а истинной веры не знаешь. Прими нашу веру и поклонись Магомету .

– Какая же ваша вера? – спросил Владимир.

– Веруем мы в единого Бога, – отвечали болгары, – а Магомет заповедует нам свинины не есть, вина не пить.

Затем рассказали о рае, где люди, исполнявшие закон Магометов, будут вечно наслаждаться. Рассказ о будущей жизни пришелся Владимиру по душе, но запрет есть свинину и особенно пить вино совсем не понравился.

– Руси веселье есть питье, не можем без него быть! – сказал он.

Затем явились к Владимиру немцы, послы от папы (римского патриарха). Владимир выслушал их и отпустил ни с чем.

– Отцы наши не принимали вашего закона, – сухо сказал он им.

Владимир-христианин

Владимир, по словам летописца, совсем переменился после крещения. Из князя жестокосердного и разгульного он стал кротким, человеколюбивым и умеренным: он не хотел даже казнить смертью разбойников; сами епископы стали убеждать его строже карать преступников.

Владимир Красное Солнышко высказывал большую охоту строить церкви и украшать их; пожелал он построить во имя Богоматери храм в Киеве, подобный Корсунскому. Семь лет трудились греческие мастера над постройкой церкви; соорудили ее на том месте, где пролита была кровь христиан-варягов. Владимир отдал в эту церковь все, что привез из Корсуня: иконы, сосуды, кресты и определил на содержание ее десятую часть доходов от всего имения и городов своих, потому и назвали ее Десятинной церковью.

Склонность к войне у него после принятия христианства видимо ослабела: больших походов на соседей он уже не предпринимал; только с печенегами приходилось вести беспрерывную борьбу. Владимир еще в начале своего княжения построил много городов по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне для обороны своей земли со стороны степей. Но все-таки орды печенегов, кочевавших в привольных южных степях, то и дело врывались в Русскую землю и беспощадно опустошали ее.

Вот что говорит предание об одной войне с печенегами. Русские встретились с ними на реке Трубеже. Наши стояли по одну сторону реки, печенеги – по другую; ни те ни другие не решались перейти реку. Тогда подъехал к берегу печенежский князь и предложил Владимиру кончить дело единоборством.

– Выставим – ты своего воина, а я своего, пусть сразятся, – сказал он. – Если твой одолеет моего, то мы не будем воевать три года; если же мой победит, то мы будем три года опустошать твою землю.

Послал Владимир бирючей (вестников) по войску клич кликать: «Нет ли охотника на поединок с печенегом?» Никто не отозвался. Закручинился князь…

Но вот приходит к нему один старый воин и говорит:

– Князь, вышел я на войну с четырьмя сыновьями, а есть у меня меньшой сын дома. С самого детства никто не мог его одолеть. Раз я забранил его – а мял он в ту пору воловью кожу, – осерчал он на меня и в досаде разорвал кожу руками.

Обрадовался князь, услышав о таком силаче, послал за ним и рассказал ему, в чем дело.

– Не знаю, – сказал тот, – смогу ли… Пусть сперва испытают мою силу. Нет ли большого и сильного быка?

Привели огромного быка. Разъярили раскаленным железом, и рассвирепевшее животное помчалось в бешенстве мимо силача; тот изловчился, ухватил быка за бок и вырвал у него куски мяса с кожею, сколько захватила рука.

– Ты можешь бороться с печенегом, – сказал Владимир.

На другой день произошло единоборство. Выступили оба борца друг против друга. Печенежский богатырь был громадного роста и страшен на вид. Вышел и русский боец. Печенег-великан, завидев его, стал смеяться над его небольшим ростом. Размерили место между обоими войсками.

Началась борьба. Крепко обхватили бойцы друг друга; русский силач задавил печенега руками и ударил его мертвого оземь. Радостный крик вырвался у русских, а печенеги бежали. Русские гнались за ними, рубили их и далеко загнали их в степи. Рад был Владимир победе и тут же на месте борьбы, по преданию, заложил город и назвал его Переяславль . (Назван так город, объясняет летописец, потому, что русский боец переял славу у печенежского витязя.)

Три года спустя печенеги снова напали на Русскую землю. Владимир не успел собрать много ратной силы, вышел с небольшим отрядом. Враги одолели, князь едва спасся от плена. Через два года после этого степные хищники сделали новый набег. Эти беспрестанные нападения заставили Владимира подумать об укреплении границ со стороны степей, с юга и востока. Он велел строить новые города по южным окраинам Русской земли.

Много пришлось потрудиться княжей дружине , отражая врагов. Любил Владимир Красное Солнышко своих дружинников, всегда советовался с ними о военных делах и о мирных.

Памятник князю Владимиру в Севастополе

Был он щедр: ничего не жалел для них, тешил их часто веселыми пирами; не забывал при этом и меньшую братию. Слова Евангелия: «Блажен милостивии, яко тии помиловании будут» и «Продайте имения ваши и дадите нищим» – глубоко запали ему в сердце. Приказывал он всякому нищему, всякому убогому приходить на княжий двор и брать все нужное из княжеских запасов: питье, пищу; раздавались и куны (деньги). Мало того. «Немощные и больные не могут дойти до двора моего», – сказал он и велел возить по городу на телегах хлеб, мясо, рыбу, разные овощи, бочки с медом и квасом. Княжьи люди останавливались у дворов и спрашивали: «Где здесь больные и нищие, что ходить не могут?» – и щедро оделяли их всем нужным. Кроме больших праздников, каждую неделю по воскресным дням устраивались в княжеской гриднице пиры: бояре, все дружинники, старшие и младшие, и лучшие люди из горожан собирались сюда и пировали при князе и без него.

Князь Владимир правил Русью в период с 978 по 1015 г.г. Сначала стал великим князем киевским, а затем присоединил к нему и другие земли. Он стал крестителем Руси, обратив ее в христианскую веру.

Детство и начало правления князя

Достоверно дата его рождения не установлена. Историки относят это событие, приблизительно к 960 году. Владимир был сыном Святослава, внуком Игоря и правнуком основателя династии – Рюрика. Мать его, Малуша, была ключницей у его бабки – княгини Ольги и наложницей Святослава.

Родился будущий князь всея Руси в небольшой деревушке, близ Пскова, как считают историки. Первые годы своей жизни он и провел там со своей матерью. Позже он попал в Киев и воспитывали его княгиня Ольга и его дядя по матери – Добрыня (он был воеводой).

Святослав, потерпев поражение в походе на греков, по возращении домой был убит печенегами. А уезжая, он поделил меж своих отпрысков владения. Ярополка оставил он княжить в Киеве, Олега – над древлянами. А Владимиру достался Великий Новгород.

После гибели Святослава меж его старшими сыновьями, Ярополком и Олегом, завязалась война. В результате ее Олег гибнет, а Ярослав присоединяет к Киевским землям владения брата.

Собирался пойти он и на Новгород. Владимир бежал оттуда. Но, спустя 2 года, он возвращается с целой ратью наемных варягов. Он намерен убить брата. Киевскив воевод, поставленных Ярополком в Новгороде, он отправляет к нему с этой вестью. К Владимиру примыкают и новгородцы.

Решил Владимир посвататься к дочери полоцкого князя – Рогнеде. К ней уже сватался Ярополк. А Владимиру она отказала, назвав его сыном рабыни. Это сильно оскорбило князя и в ярости он громит Полоцк, убив его князя и сыновей, и увозит с собой Рогнеду.

Оттуда сразу же направляется он к Киевским землям. Брат его бежит. Позже, он будет убит.

978 год. Владимир объявляет себя князем киевским.

Принятие христианской веры

С начала своего правления Владимир занялся нововведениями в языческом вероисповедании. Были даже и гонения христиан на Руси. Но, не долго. Вскоре князь понял, что для объединения земель русских язычество – помеха. И встал вопрос о едином вероисповедании, способствующем единению и послушанию подданных. Долго выбирал князь веру. И вот, в 987 году было принято решение о крещении Руси. Точная причина выбора именно христианства не известна. До сих пор ведутся споры на эту тему. Есть версия, что крещение решил принять Владимир, для того, чтобы взять в жены царевну Анну, которая была христианкой. Однако, эта версия не единственная.

988 год. Этот год считается годом крещения Руси. Дата эта тоже не точная, но общепринятая.

До перехода в веру христианскую Владимир имел несколько жен. И осталось от них у него много детей. После крещения же, его официальной супругой считалась византийская царевна Анна. Но, была у него и еще наложница, имя которой осталось неизвестно.

Князь Владимир был человеком, любящим роскошь и гуляния. Характер его больше был мирным. Но, походы военные он все же, как и подобает правителю, совершал.

Завоевания князя Владимира

Расширил он границы государства Русского, присоединив и обложив данью многие земли.

981 – 982 годы – объединение Древлянских владений с Вятскими. Вятичи подверглись налогообложению.

В 984 году были завоеваны Радимичи. Обложил данью князь и Хазарские земли.

В 985 году вел он войну с Болгарией. В 988 осаждал Крым (тогда – Корсунь). На хорватские земли собрал он войско в 991 г.

Участвовал Владимир и в военных походах вместе с византийскими войсками.

А в 1015 совершил он последнее свое военное похождение на печенежские земли. В этом же году князь умер, будучи тяжело болен.

За время его правления, помимо завоеваний, было заключено им и не мало мирных договоров с разными государствами, в том числе с Чешским и Византийским.

Вариант 2

Владимир Красное Солнышко (Владимир Великий, Владимир Святославович) являлся князем Киевской Руси. Происходил из знатного рода Рюриковичей (был внуком основателя династии).

Родился приблизительно в 960 году, точная дата не установлена. Его отцом был известный полководец Святослав Игоревич. Именно во время правления князя Владимира в Киевской Руси отказались от языческого вероисповедания и приняли христианство. Смену религии князь расценивал как возможность объединения земель в целостное государство. Владимир смог также расширить территориальные границы Киевской Руси.

Владимир Красное Солнышко пришёл к власти в 978 году. После смерти его отца Святослава, будущий креститель Руси и два его старших брата (Олег и Ярополк) вели междоусобную борьбу за право правления землями. Перед смертью, Святослав поделил свои владения между сыновьями, но Ярополк убил Олега и присвоил себе его земли. Позже, Владимир собрал большое войско и направился в Киев к Олегу, но брат сбежал. Таким образом, Владимир стал единоличным правителем Киевской Руси.

О князе Владимире есть упоминания в исторической летописи под названием "Слово о полку Игореве". В ней описываются военные его военные походы, а также управленческие достижения и политические реформы. Также, до наших времён сохранились серебряные и золотые монеты с изображением Владимира Великого. Считается, что эти монеты были первыми из выпущенных в Киевской Руси.

До крещения Руси, у Владимира было несколько жён и наложниц, а также, множество детей от них. Позже он женился на дочери византийского царя Анне. Предполагается, что у этого брака были политические мотивы. Согласно историческим данным, у Владимира было более, чем двадцать детей. Наиболее известной исторической личностью среди его сыновей был князь Ярослав Мудрый, своим же приемником Владимир собирался сделать другого отпрыска - Бориса.

Датой смерти Владимира Святославовича принято считать 15 июля 1015 года. Он был тяжело болен, а также, измотан военными походами, целью которых было завоевание территории. После смерти князя, власть над Киевской Русью перешла к одному из его сыновей - Вышеславу.

Биография 3

История нашей Родины рассказывает о страшных событиях и о славных делах наших предков, учит современников не совершать ошибок. Биография Владимира Красное Солнышко лишнее подтверждение этому.

В первые годы правления характер юного Владимира, внука княгини Ольги отличается жестокостью, многочисленным прелюбодеянием, растлением малолетних. После победы над Ярополком, Владимир на главной площади Киева строит огромное святилище, где помещает языческих идолов. Главному богу Перуну, Владимир повелевает придать свой облик. Проявляется гордыня и все дозволенность повелителя. По мере взросления, буйный характер Владимира успокаивается, приходит мудрость.

Он понимает, что многочисленные языческие боги не способствуют укреплению власти. Вспоминается, как бабка княгиня Ольга проводила христианские обряды. В 987 году на совете бояр князь Владимир объявляет о «крещении Руси по греческому закону». Кроме того принятие христианства обещало усиление дружбы с Византией.

Крещение Руси.

Владимир Святославович решает жениться на сестре византийских императоров Анне. Девушка соглашается на сватовство, при условии что Владимир примет христианство. Пока Анна по морю добиралась до земель жениха, с ним случилась беда. Князь внезапно ослеп. Встревоженная невеста посоветовала немедленно креститься жениху. Во время обряда зрение вернулось к Владимиру. Уверившись в Иисуса Христа, киевский владыка повелел крестить народ свой, в первую очередь своих сыновей и ближних бояр. Характер владыки Руси меняется. Своих прежних женщин Владимир освобождает, даже Рогнеде прощает ее попытку убить мужа. Единственной женой остается византийская принцесса Анна, с которой он венчается.

Княжич увлекается рукописанием, церковным учением. Единственной заботой повелителя становится укрепление и безопасность земель русских, он завоевывает территории на Северном Кавказе, по берегам Волги, Каспия. Народ чувствует милость и заботу о себе, называет князя Красным Солнышком. Для укрепления христианской веры строится величественный храм Пресвятой Богородице, на горе Афон приобретается скит для русских монахов. Отдает в пользу церкви десятую долю всех своих доходов. Для просвещения народа вызывает в страну греческих священнослужителей, создается специальное учебное учреждение. Издает новый церковный Устав, получивший название «Кормчая книга». Начинается массовое просвещение и крещение жителей страны. Во многих уголках Руси строятся православные храмы. Последние годы правления Владимира Красное Солнышко можно считать спокойными, военные походы совершались только для отражения атак печенег. По границам своего государства, правитель построил города крепости.

Юлий родился в 1936 году. Свою фамилию он получил от папы, который по национальности являлся корейцем и работал переводчиком с корейского на русский. Мама Юлия была русской и работала учителем русского языка в русской школе.

  • Джордж Гершвин

    Известный клавишник Джордж Гершвин появился на свет 1898 году 26 сентября. Композитор имеет еврейские корни. При рождении композитора звали Яковом Гершовицем.

  • Андропов Юрий Владимирович

    Юрий Владимирович Андропов – генеральный секретарь СССР с 1983 по 1984 гг. Юрий Андропов родился 15 июня 1914 г. в Станице Нагутская в простой казацкой семье.



  • Миниатюра «Святой князь Владимир» и поморский полуустав золотом из Месяцеслова с Пасхалией. Лекса. 1820 год

    Народ прозвал его Красным Солнышком, а историки и церковь — Крестителем. На самом деле князь Владимир был человеком крутого нрава. Обид он не прощал, женщин и новые земли брал силой. И ещё он одним из первых придумал этнические чистки. Также следует напомнить, что именно герб Владимира стал государственным гербом Украины. В первых числах января 989 года Русь приняла христианство

    Разврат по идеологическим соображениям

    Уже в первые годы своего правления князь Владимир окончательно ликвидировал племенные пережитки на Руси. Мужчины из племени радимичей, восставших в 984 г. против централизованной княжеской власти, были истреблены. Женщин дружинники брали в наложницы. Понятно, что их дети уже не были чистокровными радимичами. Та же участь постигла и часть вятичей, и другие непокорные племена.

    В 988 г. Владимир начал застраивать княжество новыми городами на Десне, Остре, Трубеже, Суле и Стугне. Города эти, как свидетельствуют летописи, заселялись лучшими мужами из северных славянских и финно-угорских племен: словен, кривичей, вятичей и чуди. То есть князь в порядке воинской повинности отбирал их и отправлял на Полесье и Среднее Поднепровье.

    Тем не менее простолюдины обожали князя. Вот что писал об этом Нестор-летописец: «Владимир повелел всякому нищему и убогому приходить на княжой двор и брать всё, что надобно: питьё, и пищу, и деньги из казны. Сказал он так: «Немощные и больные не могут добраться до моего двора, — и повелел снарядить телеги, наложить на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, и развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий, или кто не может ходить?».

    И раздавали тем всё необходимое.И ещё больше делал он для людей своих: каждое воскресенье завёл он на дворе своём в гриднице (помещение для дружинников, или гридей, где также проводили праздничные застолья) пиры, чтобы приходили туда бояре, гриди, и сотские, и десятские, и лучшие мужи — при князе и без князя. Бывало там множество мяса — говядины и дичи, в изобилии были там всякие яства».

    Владимир был известный на Руси многожёнец. Только «официальных» жён у него было с десяток: Рогнеда (вдова убитого брата — князя Ярополка), две чешские княжны, княжна-болгарка, от которой появились впоследствии канонизированные церковью братья Борис и Глеб, греческая принцесса Анна и т.д. А ещё летописец приписывает князю Владимиру 300 наложниц в Вышгороде, 300 - в Белогороде, 200 - в загородной киевской резиденции Берестово (в районе нынешнего Парка Славы рядом с Киево-Печерской лаврой).

    Князь-язычник Владимир и «Гора Богов» (сейчас на этом месте Андреевская церковь) представлении В. Васнецова

    Вероятно, по отношению к женщинам князь Владимир не испытывал чувства собственничества — иначе не брал бы в жёны беременную супругу Ярополка и не усыновлял бы их ребёнка. Кроме того, как показывает история с покорением радимичей, Владимир открыто поощрял разврат — с точки зрения идеологии: для скорейшего смешения всех племён Руси. Поэтому, вполне возможно, сотни наложниц в различных резиденциях принадлежали не только Владимиру, но и могли быть доступны его приближённым, дружине и т.д. Ведь все они были добычей Владимира и его воевод в результате походов против вятичей, радимичей, а также хорватов и болгар. Зато их дети становились уже русами.

    «Вино есть веселие Руси...»

    Князь Владимир увлечённо, как ребёнок, «пробовал» разные веры. Сначала он всерьёз взялся за язычество: «И стал Владимир княжить в Киеве и поставил кумиры на холме за двором теремным: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, и Дажбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвами своими».

    Историки свидетельствуют, что Владимир даже устраивал человеческие жертвоприношения, что на Руси до того было большой редкостью. Летописец подробно рассказывает, как Красное Солнышко как-то решил позабавить публику — сжечь в честь языческих кумиров сына высокопоставленного православного варяга. Варяг с юношей затворились в своем доме, но разгорячённая чернь взяла его штурмом и растерзала их.

    Иван ЭГГИНК (1787-1867). Великий князь Владимир выбирает веру.

    Через несколько лет князь Владимир переболел язычеством, и обратился к другим религиям. Вера волжских булгар, исповедовавших ислам, его не устроила, в частности из-за запрета употреблять алкоголь: «Вино есть веселие Руси, без него не можем быть!». Хазарских гонцов, предлагавших иудаизм, высмеял: мол, чего же вы стоите без собственного государства?

    Виктор Васнецов "Крещение Владимира"

    Василий Верещагин. «Закладка Десятинной церкви»

    И лишь христианские проповедники нашли подход к князю Владимиру — его впечатлил рассказ о Страшном суде, который ждёт всех грешников. Однако долгое время князь не мог определиться между западным (католическим) и восточным (православным) обрядами.

    Собственно, восточный обряд христианства Владимир принял играючи. В 988-м пошёл войной на главный город Византии в Крыму — Корсунь, более известный как Херсонес (сейчас— на территории Севастополя) и, хитростью взяв его, почти полнос-тью разорил. Множество икон, предметов культа, произведений античного искусства были переправлены в Киев и впоследствии пошли на украшение строящихся храмов. Но главной добычей Владимира стали две медных античных статуи и четыре медных коня, торжественно установленные потом на центральной площади древнего Киева, которую назвали Бабин торжок (между Андреевской церковью и ул. Десятинной). Судьба медных коней — загадка истории. По киевским преданиям, во время нашествия Батыя их закопали где-то в районе Старокиевской горы. Но с тех пор прошло семь с половиной столетий, но пока никто ничего не нашёл.

    Взяв Корсунь, Владимир послал гонцов в Константинополь с заманчивым предложением к греческим царям: обменять город на их сестру — Анну. Естественно, девица не хотела идти за князя, и цари дали ответ: «Не пристало христианам выдавать жён за язычников». Но Владимир не растерялся: «Кто придёт с сестрою вашею, пусть и крестит меня». Грекам пришлось согласиться: безутешную Анну погрузили на корабль вместе с константинопольскими владыками и по прибытии в Корсунь окрестили князя Владимира в церкви Святого Василия. Вместе с ним крестилась и значительная часть княжеской дружины.

    На одном из кораблей — византийская принцесса Анна, на других — ее приданное: золотые кубки, грецкие иконы, мощи святых.

    Этот кортеж плывет на свадьбу, но невеста плачет. В Крыму ее ждет князь Владимир — мужчина, которого она никогда не видела, но за которого вынуждена выйти замуж. Ночью один из кораблей византийской принцессы исчезает.

    К берегам Крыма прибыли только две галеры. Куда девалась третья, никто не знает.

    Корабль принцессы Анны.

    Этот корабль забрал на дно Черного моря огромну тайну о действительной истории крещения Руси и тайных планах византийских императоров. Именно они отправили корабли с грузом и своей сестрой Анной к берегам Крыма.

    А вот что тогда происходило на берегах Крыма, точно доподлинно неизвестно.

    Владимир также ожидал прибытия таинственной галеры из Царьгорода, но не дождался. Если бы этот корабль достиг города, то принятие христианства Киевской Русью пошло бы совсем по другому пути. Но случилось как случилось: тысячу лет назад корабль пошел ко дну возле берегов Херсонеса.

    Почему он так и не достиг берега и какую тайну хранит его груз? Ответ на этот вопрос хранится на глубине 139 метров, там, куда ранее не достигал ни один исследователь.

    В Черном море обычно все сохраняется в идеальном состоянии, и этому способствует химический состав воды. Черное море — единственный водоем во всем мире, где присутствует огромное количество сероводорода.

    Это вещество сотворяет идеальные условия для консервации корабля. "Дори" — так называется аппарат для исследования морского дна, идеально воспроизводит картину дна. В помощь также используется дистанционный аппарат "Геркулес", который может работать на глубинах до четырех тысяч метров.

    Наконец корабль был обнаружен. Впервые в истории ученым удалось найти на дне Черного моря древний корабль. В последний раз этот корабль видели люди, которые жили тысячу лет назад.

    Археологи испытали шок — на глубине ста тридцати девяти метров лежит византийская галера и ее груз полностью сохранился. На борту находится несколько сотен древних амфор.

    Почему он оказался на дне и что было в найденных амфорах, еще предстоит узнать.

    Крещение водой, огнём и мечом

    С принятием христианства нравы князя Владимира не претерпели особых изменений. Он всё так же кутил, как и во времена язычества, поэтому несчастной Анне Грекине остаётся лишь посочувствовать. Но с поганством князь Владимир распрощался моментально — идолов, сбросили с постаментов, изрубили и предали огню.

    В тот же день князь Владимир приказал объявить по городу: «Если не придёт кто завтра на реку креститься — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб — станет мне врагом».

    Естественно, быть врагом князю никто не хотел. И народ собрался на Днепре и Почайне: «Вошли в воду и стояли одни по шею, а другие по грудь, молодые у берега, иные держали младенцев, а совершенные летами бродили по воде, попы же стояли и совершали молитвы».

    Впрочем, крещение Руси происходило не только ледяной водой — огнём и мечом тоже. Дружинники Владимира объехали все земли славянских и финно-угорских племен, чтобы низвергнуть идолов и начать строить церкви. Естественно, без кровавых эксцессов не обходилось. Но были в этом и положительные моменты. Например, Владимир приказал отбирать детей «в ученье книжное». То есть — учить грамоте. Может быть, именно в такой ситуации и родилась знаменитая русская поговорка «Худо без добра не бывает».

    Но всё же, несмотря на тиранию и самодурство, Владимир Красное Солнышко внёс неоценимый вклад в культурное развитие Руси. В Киеве было возведено более 400 церквей, действовало 8 торжищ — базаров, а народу жило «неисчислимое множество». Считается — что никак не менее 10 тысяч.

    Князь Владимир умер в своей загородной резиденции, в Берестово, 15 июля 1015г. Простой народ настолько любил Владимира, что его сыновья и ближайшие советники решили сразу не сообщать о смерти князя — чтобы не возникла давка на похоронах. Прах его упокоился в ныне не существующей Десятинной церкви на столичной улице, носящей его имя.

    Этим исторически значимым событием страна обязана святому князю Владимиру. Историки прозвали его Великим, церковь причислила к лику святых, равных апостолам, а народ прозвал его не иначе как князь Владимир Красно Солнышко.

    Биография до прихода к власти

    Точная дата рождения князя не известна. В летописях упоминается только, что его отец Святослав появился на свет в 942 году, а старший сын Вышеслав - в 977 году. Исходя из этих данных историки называют приблизительную дату - 960 год.

    Как гласит история, будущий великий князь Владимир Красное Солнышко появился на свет в захолустном местечке под названием Будутино, что находилось где-то под Псковом. По легендам, именно туда разгневанная княгиня Ольга сослала свою бывшую ключницу Маклушу из города Любеч, которая понесла от ее сына Святослава Игоревича. Обычаи язычников позволяли сыну наследовать от отца, несмотря на то, кем была его мать. Поэтому, как только Владимир подрос, его тут же забрала княгиня Ольга. Его опекуном был дядя по матери - дружинник Добрыня.

    Князь Владимир Красное Солнышко был младшим из сыновей Святослава Игоревича. Перед смертью тот всю Русскую землю поделил между своими детьми. Так, Ярополку (как старшему) достался Киев, Олегу (среднему) - земля Древлянская, а Владимиру (младшему) - Новгород. Существует мнение, что Владимир был средним по возрасту, так как Новгород куда значительнее земли Древлянской.

    Междоусобицы

    В 972 году, когда князь Святослав умер, Киев перешел во власть его старшего сына Ярополка. И между братьями разгорелась нешуточная война. Владимир и Олег объединили свои силы и двинулись на земли Киевские. Однако в 977 году их постигла неудача. Отступая во время боя с Ярополком, князь Олег свалился в ров и был раздавлен лошадьми. Владимир с остатками войска сбежал в Норвегию к своему покровителю королю Хакону Могучему. Так Русью стал править князь Ярополк.

    Однако князь Владимир вместе со своим верным помощником Добрыней набрал войска в Скандинавии и вернулся на родину. Первоначально он сверг наместника Ярополка и воцарился в Новгороде. Затем покорил Полоцк, который поддерживал в то время Киев. Владимир убил правителя Рогволода и двух его сыновей, а его дочь Рогнеду, которая считалась невестой Ярополка, насильно сделал своей женой. А затем с большим варяжским войском он двинул на Киев и подчинил его. Теперь уже Киевский князь, Владимир Красное Солнышко обманом заманил, а затем и убил своего брата Ярополка. Его беременную жену сделал своей наложницей.

    До крещения

    Согласно летописям, воцарился в 980 году в Киеве князь Владимир Красно Солнышко. Биография правителя того периода полна жестокости и прелюбодеяний. Так, началось с того, что государь распустил свое варяжское войско, отправив часть солдат на службу в Константинополь, а остальную оставив в своей дружине.

    Князь Владимир Красное Солнышко (фото в статье) сразу же после воцарения в Киеве начал реформацию языческого культа. По приказу правителя в городе было воздвигнуто огромное капище, в котором находились шесть статуй, изображавших главных славянских идолов - Перуна, Стрибога, Мокоши, Семаргла, Даждьбога и Хорса. Кроме того, есть сведения, что в те времена вовсю практиковались людские жертвоприношения и языческие обряды.

    Ходили предания, что предыдущий киевский князь Ярополк симпатизировал христианству. А Владимир противопоставил ему язычество. Шла своеобразная борьба города с остатками христианства. Так, археологами найдены остатки фресковой живописи в полуразрушенном строении (наверное, бывшая церковь, построенная при Ярополке) на месте пантеона, воздвигнутого Владимиром. Именно во времена христианских гонений в Киеве погибли первые на Руси мученики за веру - варяги Иоанн и Федор.

    Образ язычника

    Согласно древнему летописному своду «Повесть временных лет», во времена своего языческого правления князь Владимир Красное Солнышко был жестоким, властным и себялюбивым повелителем. У него было несколько жен и огромный гарем практически в каждом большом городе. Он приводил к себе замужних женщин и растлил малолетних.

    Он присутствовал на языческих ритуалах, где в жертву приносили людей. А кроме похоти, его интересовала только война. В те годы он совершил успешные походы против Польши (отвоевал червенские города), волжских булгар, ятвягов, а также вятичей и радимичей.

    Необычное крещение

    Как гласят летописи, христианство появилось на Руси в результате сознательного «выбора вер». Так, ко двору Владимира прибыли проповедники таких религий, как ислам, иудаизм, западное «латинское» христианство. Все происходило до тех пор, пока после разговора с философом из Греции князь не отдал предпочтение христианству византийского обряда. Правда это или вымысел, достоверно сказать нельзя. Однако сказания Владимира о том, чтобы немецкие послы убирались, так как «Русь не приняла их религию», отражают события 960 года, когда к княгине Ольге германский император присылал своего епископа вместе со священниками. Согласно западным источникам, «они еле уцелели». Таким образом, можно сделать вывод, что князь Владимир Красное Солнышко проводил на Руси какие-то переговоры с западными христианами касательно будущей религии.

    В 987 году на совете бояр киевский князь объявил о своем решении «крещения Руси по греческому закону». В тот же год Владимир штурмом взял византийский город Херсонес и, угрожая захватом Константинополя, потребовал себе в жены сестру правителей Византийской Империи - царевну Анну. Константин и Василий согласились на брак их сестры с Владимиром только под условием, что он примет их веру. Князь дал добро. Согласно легенде, пока царевна добиралась до Херсонеса, Владимир внезапно ослеп. Анна решила, что это кара небесная, и посоветовала своему нареченному скорее креститься. А во время церемонии князь внезапно с криком «Я узрел Истинного Бога!» открыл глаза. Пораженные бояре тут же кинулись креститься следом.

    Во крещении Владимиру дали новое имя - Василий - в честь святого апостола. В тот же год в Херсонесе прошла церемония венчания русского князя с византийской принцессой. В знак своего расположения и признания князь Владимир Красное Солнышко вернул Херсонес обратно его законным владельцам. Однако просил возвести в городе в честь святого Иоанна Предтечи великий храм.

    Крещение Руси

    Князь Владимир Красное Солнышко (фото выше) возвратился на родину не только вместе со своей новой княгиней, но и привез константинопольских священнослужителей, которые начали распространять христианство по округе. Князь взял из Византии иконы, книги, церковную утварь, а также святые останки Римского епископа, Фивы и Климента. Владимир всячески пытался укрепить межгосударственные связи между Византией и Русью.

    Приняли христианство двенадцать сыновей князя, весь его дом, а также многие бояре. А затем князь Владимир Красное Солнышко занялся полным искоренением язычества. Он приказал истреблять идолов и сжигать неверных. И если в Киеве распространение христианства прошло мирно и спокойно, то в Новгороде, где наместником князя был Добрыня, народ восстал, и его пришлось подавлять силой. Владимир приказал, чтобы на местах, где раньше стояли каменные идолы язычников, начали возводить православные храмы.

    Изменение в образе

    Согласно летописцам, после принятия христианства Владимир изменился. После возвращения из Византии он тут же освободил своих прежних жен от их супружеского долга. Православные источники утверждают, что даже Рогнеде, пытавшейся его некогда убить, князь предложил самой выбрать будущего супруга. Но женщина отказалась и ушла в монастырь.

    Изменился и характер князя. Он стал добрым, мягким, милостивым. Начал проявлять заботу и щедрость к нищим и обездоленным. Стал интересоваться книгописанием и церковным учением.

    Русский князь Владимир Красное Солнышко в лице Византии нашел верного и надежного союзника, который помог ему в укреплении государства. В течение всей дальнейшей жизни правитель заботился о своем народе, боролся за его безопасность и единство. Владимир совершил еще множество походов и завоевал огромные территории на Северном Кавказе, по берегам Волги и Каспийского моря. Князь во многом превзошел даже своего великого отца Святослава Игоревича.

    Семья и личная жизнь

    Как уже говорилось раньше, Владимир до своего крещения прослыл как «великий распутник». У него было больше сотни наложниц и несколько официальных жен. Так, первой была Рогнеда, от которой у него родился сын Изяслав. Также были жены «чехиня», от которой имел сына Вышеслава, и «болгарыня».

    Одной из наложниц была бывшая жена его брата Ярополка, которая родила ему сына Святополка Окаянного.

    После принятия христианства у Владимира было две жены. Первая - византийская принцесса Анна, которая умерла в 1011 году. После ее смерти князь взял другую жену, имя которой нам, к сожалению, не известно.

    Всего у князя было двенадцать сыновей, сколько было дочерей, история умалчивает. Все дети князя Владимира Красное Солнышко вслед за отцом приняли христианство.

    Откуда же такое прозвище?

    Итак, в народе князя называли и Крестителем, и Святым, и Великим. Здесь все более-менее понятно. А вот почему «князь Владимир Красное Солнышко»?

    На это есть две вариации. Согласно первой версии, его так прозвали потому, что он открыл новую эру в истории всех восточных славян, он заложил новый фундамент духовенства для народов (и белорусов, и россиян, и украинцев).

    Согласно второй версии, Владимир решил устроить пир, на который были приглашены простые люди из ближайших городов. Нищие и бедные приходили в княжеские покои и брали еду. Таким образом, князь завоевал любовь и расположение народа, который прозвал его «солнышком».

    От преданий до кинематографа

    Народ почитал и любил своего князя. О нем слагали песни и сказания. Также в песнях говорится и о его дядюшке Добрыне Никитиче, и о других богатырях и дружинниках князя. Самая известная былина - князь Владимир Красное Солнышко и трое богатырей сражаются против Змея Горыныча. Ее, наверное, знает каждый. В фольклоре князя называют «ласковым», «светлым» и «славным».

    В 2012 году был снят фильм «Князь Владимир Красное Солнышко». Картина рассказывает о русском правителе, о периоде его возмужания и становления, о крещении Руси, о гибели Бориса и Глеба и многом другом. Фильм «Князь Владимир Красное Солнышко» - документальная картина, которая позволит зрителю своими глазами увидеть знаменитые фрески, иконы и картины того периода.