Личность среда как фактор развития личности. Среда как фактор психического развития

Среда как совокупность условий существования человека и других живых организмов и

воспитание относятся к внешним факторам развития личности. (Условие – это обстоятельство, от которого что-либо зависит; обстановка, в которой что-либо происходит.)

Понятие «среда» имеет несколько значений. Среда окружающая – природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека. Из этого определения следует, что частью окружающей среды являются: 1)среда - географическая - это определенный территориальный ландшафт со своим климатом, разнообразием рельефа, растительного и животного мира, природными ресурсами, экологическими условиями и т.д.;

2) среда социальная - «окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 651).

Географическая среда несомненно влияет на процесс формирования личности. История человеческого общества свидетельствует о том, что все известные древние цивилизации существовали на территориях исключительно благоприятных с точки зрения географической среды. Не смотря на то, что в условиях технического прогресса роль природных факторов несколько снижается, и в настоящее время есть районы на Земле (вечной мерзлоты и избыточной влажности, пустынь и гор, землетрясений и т.п.), в природных условиях которых затрудняется социализация личности. Вместе с тем, некоторые западные ученые полагают, что географическая среда играет чуть ли не первостепенную роль в развитии народов. По их мнению, народы, живущие в благоприятных географических условиях в разные исторические периоды «сбавили» темпы своего промышленного и социального развития, потребляя готовые дары природы. Наоборот, народы, живущие в более суровых условиях, закалились в борьбе с ними и создали мощный промышленный и интеллектуальный потенциал. С этим отчасти можно согласиться.

Большинство исследователей, признавая роль географической среды, считают ее лишь предпосылкой для формирования личности. Подчеркивая определенное формирующее влияние на человека природной среды, с определенной долей условности говорят о «педагогике гор», «педагогике степей», «педагогике моря» и т.п.

К важным факторам формирования и социализации личности относят именно социальную среду . При этом выделяют (по А.В. Мудрику):

    мегафакторы среды (мега – всеобщий, очень большой) – космос, планета, мир, которые влияют на социализацию всех жителей Земли;

    макрофакторы среды (макро – большой) – страна, общество, государство, этнос, влияющие на социализацию всех людей, живущих в определенных странах;

    мезофакторы среды (мезо – средний, промежуточный) – влияние больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (небольшой по численности этнос, малая народность); по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и т.д.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

    микрофакторы среды – непосредственное социальное окружение человека (микросоциум), включающее семью, группы сверстников, различные организации (учебные, профессиональные, общественные, религиозные и др.), в которых осуществляется социальное воспитание. В результате взаимодействия всех вышеназванных факторов и создаются условия для социализации личности. В процессе социализации происходит интеграция личности в социальную систему, ее приспособление (адаптация) к условиям социальной среды путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих обществу в целом и его отдельным группам. С другой стороны, социализация личности предполагает (включает) процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций, творческих способностей, а значит саморазвития личности. В процессе социализации проявляются две тенденции: социальной типизации с одной стороны, и автономизации, индивидуализации личности, с другой.

Итак, сущность социализации раскрывается в процессах адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации.

Социализация – непрерывный процесс, который длится всю жизнь. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и новые отношения, в соответствии с эти выполняет разные социальные роли. Вот почему он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, воспроизводя одновременно уже усвоенные социальные отношения и влияя так или иначе на свое социальное окружение.

В самом широком смысле социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека со средой. Если же взаимодействие с окружающей средой специально организуется и направляется на развитие и формирование личности, т.е. целенаправленно, то вступает в действие третий важный фактор формирования личности, а именно воспитание как социальная функция общества и педагогический процесс.

Воспитание (образование, обучение) может быть охарактеризовано как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации. Воспитание упорядочивает насколько это возможно весь спектр влияний на личность и в тоже время создает благоприятные условия для развития, социализации, формирования личности.

Воспитание будет наиболее эффективным, если оно будет, согласно Л.С. Выготскому, направлено не столько на актуальную зону развития ребенка, сколько на «зону его ближайшего развития». Под «зоной ближайшего развития», как известно, ученый понимал все то, что ребенок сможет сделать в сотрудничестве и под руководством взрослых или более старших детей. Воспитание, ориентированное на «зону ближайшего развития» ребенка, «ведет за собой его развитие».

Здравствуйте дорогие коллеги, я рада приветствовать вас на нашем семинаре. Сегодня я хочу представить вам свою систему воспитательной работы.(слайд №1)

Среди степей и редкого полесья,

На мелководье озер

Стоит поселок как куплет из песни.

О, Первомайский, ты часть моей судьбы! (СЛАЙД №2)

Может вы увидите что-то новое, но надеюсь вы возьмете много полезного для своей педагогической деятельности. И так я представляю воспитательную систему Тулешовой А.М., классного руководителя 10 «Б» класса с русским языком обучения. Воспитательная тема школы: « Духовно-нравственное развитие личности в условиях обновления системы образования »(слайд №3)

В начале коротко о себе и о том с чего я начинала. Данный класс я веду 3 года с перерывами, т.е. я была у этого класса классным руководителем в 7 классе, затем взяла их вновь в 9 классе, за два года непрерывной работы, мы достигли следующего.(Слайд №4,5)

Прежде чем перейти к тематике своей воспитательной системы хочу зачитать лидера нашей страны Н.Назарбаева « Если мы намерены строить цивилизованное общество, где торжествуют идеи права и нравственности, то каждый гражданин со школьных лет должен усвоить их элементарные начала» (слайд №6)

Н. А. Назарбаев,

Президент Республики Казахстан

В своей работе руководствуясь общешкольной тематикой, опираясь на слова Н.Назарбаева определила для себя следующую тему :

».(слайд №7)

Давайте определимся, что же такое воспитывающая среда?

Воспитывающая среда - это духовное, материальное (предметное), событийное и информационное наполнение жизнедеятельности личности, создающее условия для ее самореализации, саморазвития, раскрытия творческого потенциала.

Воспитывающая среда является совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в резуль- тате взаимодействия с которой происходит развитие и становление личности. Чем шире среда обеспечивает человеку доступ к общекультурному достоянию и чем более она предоставляет возможностей для саморазвития человека, тем более эта среда удовлетворяет условиям, необходимым для воспитания. Н. Е. Щуркова определяет воспитывающую среду как совокупность окружающих ребенка социально ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру, выделяет в структуре воспитывающей среды предметно-пространственное, поведенческое, событийное, информационное и культурное окружение. Предметно-пространственное окружение становится фактором воспитания личности лишь в том случае, когда оно «вочеловечено», когда за предметом видится отношение, когда за вещами угадываются интересы, когда материальные средства выступают для всех жителей школьного дома как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, когда человек активно заботится об этом мире. Поведенческая среда школы рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в данной школе, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм и стиля взаимоотношений, установившихся в школе.

Обратите внимание на гипотезу: Отдельно взятый класс стеклянным колпаком не накроешь. Ребёнок взрослеет и развивается не только в классе, не только в семье. Есть мир вокруг, который как в зеркале отображается в детях. Если мы хотим воспитать в нём личность, то, вероятно, всё окружение, все люди, которые участвуют в этом процессе должны составлять целеустремлённую воспитывающую среду.(Слайд №8)

Согласно данной гипотезе, я вывела цель и задачи.

Цель:

Способствовать формированию поликультурной личности, способной ориентироваться в социуме. Создание условий, при которых каждый учащийся осознает себя членом человеческого сообщества, понимает ценности человеческой жизни, развивает чувство ответственности и причастности ко всему происходящему вокруг, имеет активную жизненную позицию.

Задачи:

    Создание условий для психологического, физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов и возможностей.

    Обеспечение детям права выбора для успешной самореализации

    Социализация личности, способной адаптироваться к меняющимся условиям, восприимчивой к новым идеям.(слайд №9,10)

Руководствуясь концепцией воспитания, стараюсь реализовать поставленные цели и задачи через социальный заказ, давайте посмотрим, что к нему относится .(слайд №11)

В своей работе опираюсь на следующую нормативно-правовую базу (слайд №12).

Из выше изложенного можно сделать следующий вывод, что каждый учащийся является гражданином своей страны, а следовательно он должен быть патриотом РК и должен уметь: перечисление (слайд № 13)

Чтобы достичь данного результата в своей работе руководствуюсь следующими принципами (слайд № 14 ) и старюсь воспитать и развить в детях данные общечеловеческие ценности .(слайд №15)

Руководствуясь концепцией воспитания РК, обозначила для себя следующие воспитательные направления (слайд №16). Работая в данных направлениях, ставлю конкретные цели, а главное в моей работе- это участие вместе с детьми, а именно восприятие их как личность давайте продемонстрируем каждое направление в отдельности (слайды № 17-31) останавливаться на каждом направление.

Далее хочу представить классное самоуправление, которое отличается тем, что классный руководитель тоже вместе с деть ми участвует в этом управлении. Т.е. она является таким же членом классного коллектива как и учащиеся, тогда дети воспринимают себя равными по отношению к учителю, а следовательно самооценка и уверенность возрастает .(слайд№32)

Определить какие мы: рамантики, энтузиасты, мечтатели.(слайд №33 )

Как можно реализовать все это, конечно же через (слайд№34)

И применить следующие способы достижения цели(слайд №35)

И так подведем итог: (слайд №36)

Результатом моей деятельности является модель выпускника, которая представляет из себя личность, которая основана на я-концепции, т.е.(пречисление по слайду №37)

Чтобы был такой результат как же ч веду контроль и управляю классом? Спросите вы. Чтобы управлять классом, нужно следовать следующей намеченной работе(слайд №38)

Далее хочу представить мониторинговую систему контроля в различных направлениях работы (слайды № 39-43) из этого видно, что все таки работая вместе с учащимися, включаясь в работу, делая вместе с ними, выступая вместе с ними можно достичь следующих результатов. Наши достижения представлены в следующих слайдах.

(44-51). Я надеюсь, что я смогла отразить свою деятельность классного руководителя и вы узнали что-то новое. Закончить свое выступление, хочу словами, которые написал Сенека « Если человек не знает, к какой пристани направить свой корабль, ни один ветер для него не станет попутным» Я хочу вам пожелать успехов и попутного ветра вам в вашей работе. Спасибо за внимание!

Исполнитель Тулешова А.М.

Внешние и внутренние условия социализации и роль социального педагога в их гармонизации.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих -совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Понятие социальной среды обозначает конкретное своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Этим оно отличается от понятия общественно-экономической формации и дополняет его. Понятие социальной среды характеризует не сущность общественных отношений, а их конкретное проявление. Капитализм как общественно-экономическая формация подчиняется одним и тем же социально-экономическим законам. Но, проявляясь в специфически особенных формах, действие этих законов создает конкретную социальную среду, отличающуюся от другой социальной среды. Именно в такой конкретной социальной среде и действуют личности и группы. Причем если исторические личности и большие группы (классы, нации) действуют в широкой социальной среде, то сфера действия малых групп и входящих в них личностей - микросреда, непосредственное социальное окружение.



Конкретная социальная среда выступает в психологическом аспекте как совокупность отношений личности и групп. Отношения социальной среды и личности имеют довольно значительный момент субъективности. Если класс не может менять своего места в общественно-экономической формации, не уничтожая себя как класс, то личность может менять свое место в социальной среде, может переходить из одной социальной среды в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социальную среду.

Конечно, мобильность личности в социальной среде не является абсолютной, она ограничивается объективными рамками общественно-экономических отношений, классовой структурой общества. Тем не менее активность личности, особенно по отношению к избираемой ею микросреде, нельзя недооценивать. Практическое значение этого вопроса обнаруживается, в частности, при анализе причин преступности.

Социальная среда по отношению к личности имеет сравнительно случайный характер. Эта случайность особенно велика в психологическом плане, поскольку характер и особенности определенных личностей накладывают свой отпечаток на их взаимоотношения. Но и эта случайность проявляется только до определенных пределов. Она ограничивается необходимостью отношений, обусловленных определенным общественно-экономическим строем.

Среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию определенных качеств личности.

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 - медведями, 1 - павианами, другими породами обезьян - не менее 10 случаев, 1 ребенок был вскормлен леопардом, 1 - овцой. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек - 2 лет и 5-7 лет: вывезенные из джунглей дети ходили и бегали на четвереньках, причем только ночью, а днем спали, забившись в угол; младшая девочка - Амала - скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая - Камала - прожила до 17 лет. Два года пришлось учить ее стоять, за 10 лет обучения лексикон девочки составил сто слов - дальше языковой прогресс не пошел, девочка научилась есть руками, пить из стакана, в 17 лет по уровню развития Камала соответствовала 4-летнему ребенку.

В понятие «среда» входит сложная система внешних об­стоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого ин­дивида. К этим обстоятельствам относятся как естественные, так и общественные условия его жизни.Ребенок уже от рождения являет­ся не просто биологическим существом. По природе своей он спо­собен к социальному развитию - у него возникает потребность в общении, в овладении речью и т.п. При этом во взаимодействии личности и среды необходимо учитывать два решающих момента:

1) характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемых лично­стью;

2) активность личности, воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам.

Ребенок развивается как личность под воздействием окружаю­щей среды. Среда является важным фактором развития личности ребенка. Леонтьев А.Н. отмечал, что развитие детерминировано внутренними и внешними условиями . Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Влияние среды – это стимулы, которые человек получает от момента зачатия до смерти, включая пищу, культурную информацию, социальный опыт и многое другое .


Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того, среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе. По мере взросления ребенка могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.

Изучая литературу по данной теме, я выяснил, что различают три типа моделей, объясняющих влияние социальной микросреды на интеллект и умственное развитие детей ).В первой группе моделей выступает решающая роль общения между родителями и детьми на развитие интеллекта последних. Полагается, что чем длительнее общение между родителем и ребенком, тем большее интеллектуальное влияние родителя. Данные психологических исследований не подтверждают эту модель: согласно ей, в исследованиях должны получаться большие корреляции уровней интеллекта детей и интеллекта матерей, чем отцов, что не наблюдается.Главная ошибочность этой модели: игнорирование эмоционального отношения ребенка к родителю - влияние оказывает субъективно значимый другой, более того - тот, с кем ребенок себя идентифицирует.Ближе к этой позиции идентификационная модель. В ней предполагается, что в ходе социализации ребенок осваивает новые роли, и при идентификации ребенка с родителем того же пола первый овладевает способами поведения, характерными для родителя. К сожалению, при всей привлекательности этой модели в исследованиях она не подтверждается.Не ясно, почему «значимым другим» должен быть родитель, с половой ролью которого идентифицирует себя ребенок.Наконец, третья модель, автором которой является Р. Зайонц, прогнозирует зависимость интеллекта ребенка от числа детей в семье. Это единственная из моделей, находящая эмпирическое подтверждение .

Как в теоретическом, так и в практическом плане небезын­тересен и такой вопрос: что оказывает большее влияние на умственное раз­витие человека - среда или наследственность? Мнения специа­листов разделились. Приверженцы так называемого биогенного (биогенетического) направления в педагогике безусловно пред­почтение отдают наследственности, а социогенного (социогене-тического, социологизаторского) - среде. Многие исследовате­ли пытались установить точные количественные пропорции влияния среды и наследственности на развитие человека. Полу­чены очень противоречивые результаты, надежно свидетель­ствующие лишь об одном: доля участия исследуемых факторов в развитии разных людей неодинакова. Влияние среды, по оцен­кам представителей социогенного направления, может дости­гать 90%; влияние наследственности, считают сторонники био­генного направления, отнюдь не менее значимое - 80-90%. Разумеется, наука стремится к точности, это ее цель. Но вряд ли даже самые скрупулезные вычисления будут пол­ностью соответствовать действительности. Но однозначно можно сказать, что внешняя среда имеет большое значение для умственного развития личности .

Таким образом, реальная действительность, в условиях которой происходит развитие интеллекта и личности ребенка, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические и социальные, школьные и семейные. И внешняя среда, которая обусловливает активное, систематическое, целенаправленное влияние на психическое и физическое развитие, имеет решающее значение для умственного развития детей.


Заключение

В ходе работы удалось определить влияние физического воспитания на умственное развитие детей, аименно определитьроль физических упражнений на умственную деятельность головного мозга. Физические упражнения оказывают положительное влияние на интеллектуальные способности детей: улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека.Также были раскрытыпонятия «физическое развитие» и «физическое воспитание» детей. В данной работе рассмотрел вопрос о влиянии внешней среды на развитие личности. Ребенок развивается как личность под воздействием окружаю­щей среды, значит среда является важным фактором развития личности ребенка.Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека.Хотелось бы привести высказывание Г. Итарда: «Появляясь на земном шаре физически слабым и не обладая врождёнными идеями, будучи не в состоянии подчиняться основным законам своего существования, определившим его главенствующее положение во Вселенной, человек лишь в обществе может добиться того исключительного положения, к которому его предназначила сама природа. Не будь цивилизации, он оказался бы одним из самых ничтожным и неразумных животных…человек всегда только то, что из него делает общество…»

Таким образом, умственное развитие ребенказависит от комплекса социальных и биологических факторов, в том числе от физического развития и условий внешней среды, в которой воспитывается ребенок.


Литература

1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребёнка. Опыт создания авторской программы на базе дошкольногоучреждения № 199 г.Н.Новгород / В.Г.Алямовская. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1993. 64с.

2. Бойко В. В., Кириллова А. В. Влияние занятий физической культурой на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста //Успехи современного естествознания. – 2013. – №. 10.

3.Гелецкий, В.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / В.М. Гелецкий. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. − 433 с.

4.Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей - М.: Наука, 1994. - 368 с.

5.Ионов А.А. Физическая культура как средство стимуляции интеллектуальной деятельности студентов //Педагогико психологические и медико биологические проблемы физической культуры и спорта. . – 2008. – №. 8.

6. Киселева Э. Р. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста //Проблемы педагогики. – 2014. – №. 1.

7. Королева Т. А. Интеллектуальное развитие дошкольников //ББК 72 Я4 94. – 2010. – С. 157.

8.Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.

9. Магомедов Р.Р. Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. – 90 с.

10. Медведев С. Б. Физическая культура и спорт как средство развития умственной деятельности //Научный потенциал регионов на службу модернизации/Межвуз. сб. науч. ст./под общ. ред. ВА Гутмана, АЛ Хаченьяна.–Астрахань: ГАОУ АО ВПО «АИСИ. – 2013. – №. 1. – С. 4.

11. А. В. Мазурин, И. М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней. - 1-е изд. - М.: Медицина, 1986. - 432 с.

12. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528с.

13. Стародубцева, И. В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического воспитания: дис.канд.пед.наук/ И. В. Стародубцева, науч.рук.работы Е. А. Короткова; Тюм.гос.ун-т. – Тюмень, 2004. – 141 c.

14. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /- 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

15. Федоровская О. М., Бабенкова Е. А. Здоровьесберегающие аспекты использования образовательных технологий в системе физического воспитания дошкольников //UDK 377. – 2014. – С. 162.

16. Щербакова Т. А. Целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания. – Набережные Челны: ТА Щербакова, 2011. - 24 с.

17. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры и спорта //Центр «Академия» - М. – 2013. - 480 с.

1

Рассматриваемая проблема актуальна на данном этапе развития человечества. Современный человек живет в условиях качественного эволюционного скачка всего комплекса его энергоинформационных взаимодействий с окружающими пространством, средой обитания.

Изменения происходят во внешней среде, окружающей человека. Это:

  • возрастающие требования к объемам информации;
  • резкое ухудшение экологических условий жизни;
  • изменение норм поведения, обеспечивающие как физическое выжиание, так и творческое;
  • лавинообразный поток технического перевооружения;
  • меняющиеся условия получения средств существования.

К изменениям происходящим во внутренней среде человека можно отнести:

  • изменение скорости протекания психических процессов;
  • генетические изменения человеческой ДНК;
  • духовные изменения.

Информацию большинство людей не осознают по ряду причин: не компетентность, не желание познавать новое, концентрация знаний в одной области науки не позволяет осмыслить знания в другой. Все концентрируется на человеке, то есть на человеческом факторе. Создается такая ситуация, что уже человек, получивший образование или продолжает получать его независимо, где:в Америке, Японии, Украине, России или в другой стране, для завтрашнего дня с новейшими достижениями научно-технического прогресса не нужен. Ему трудно адаптироваться в новой техногенной среде. Так как необходимы совершенно новые качества, которые помогут человеку войти в информационно преобразованную среду. Каждый человек уникален и неповторим. В нем скрыт определенный потенциал, о котором он сам порой не догадывается. Как раскрыть его? Как войти в свой внутренний мир? Как подобрать к нему ключи и стать полноправным хозяином? Очень часто мы не догадываемся о том, что все ответы находятся рядом с нами. Так как внешняя среда, которая окружает человека, часто является отражением его внутренней среды, то есть его внутреннего мира. Многие могут с этим не согласиться и по-своему будут правы, так как социум, в котором живет человек действительно может не отражать его внутреннее состояние. Это будет зависеть от многих факторов. Но достаточно хорошо развитый внутренний мир человека дает возможность изменить, преобразовать внешние факторы.

Человек сегодня плохо адаптируется к новым условиям жизни, которые стремительно меняются, а иногда и не в лучшую сторону. Внешняя среда сегодня выступает стрессором. Взять хотя бы последние события: взрыв возле московского метро 31.08.2004, захват школы в Беслане 01.09.2004, катастрофа двух российских пассажирских авиалайнеров. (Мы взяли события, произошедшие в последнее время, не перечисляя аналогичные события во всем мире). Это не может не вызвать негодования, а у многих людей и страх. Моделируются ситуации, которые с помощью определенных механизмов, направленны на порождение страха, неуверенности в завтрашнем дне. Все это тормозит саморазвитие человека и его созидательные функции..

Общество-социум - это зеркало внутреннего мира человека, и если оно не достигает объединения (нет диалектического синтеза), то у него нет шансов выжить на Земле. "Жизнь стала мучительна, как яркий свет для человека с больными глазами. Она сверкала перед ним и переливалась всеми цветами радуги, и ему было больно, нестерпимо больно"(Дж.Лондон "Мартин Иден"). Человек должен соединять в себе истинные знания - науку, правильную философию жизни и глубокую духовность. "Я думаю, мы начнем уважать уникальность каждого разумного существа и лучше понимать. Что дух есть не абстракция, но, безусловно, один из невероятнейших феноменов внутреннего мира"(Норман Кузинз "Анатомия болезни - как это понимает пациент"). Ведь сам по себе человек является живой самообучающейся информационной системой

Кризис духовного, культурного, социального плана увеличивается, что приводит к разрушению человека как личности, разрушению устойчивости его сознания. Внутреннее состояние информационной системы, кроме сегодняшнего состояния ума и души включает в себя и багаж знаний, все то, что учил, но не забыл.

Необходимо эффективно решать задачи по созданию среды, способствующий гармоническому развитию человека, " чтобы человек стал человеком, а не подобием жалким человека." (Валентин Сидоров. Избранные произведения в двух томах).

Как показывают исследования по формированию человека его сознания, развития интеллекта, что при создании определенной среды можно формировать и развивать человека. А также научить его самоорганизовываться и самосовершенствоваться не зависимо от факторов внешней среды, которые могут негативно влиять на развитие человека. Развиваясь духовно и умея подчинить себе информацию, человек может изменять негативную информацию и таким образом изменять среду, в которой обитает. Среда может изменять человека, как в положительную, так и в негативную сторону, так и человек может изменить среду, как в положительную, так и в негативную сторону. Субъективное может определять объективное «Так называемая истинная природа сознания никогда не рождается и не исчезает. И только из заложенных мыслей возникают различия всех вещей и явлений» (Махаяна-Шрахддхотпада-Шастра). Среда, в которой человек обитает, и его внутренняя среда должны быть гармоничны. Тогда человек идет по пути созидания, а не разрушения.

Библиографическая ссылка

Задоя Е.С., Губанова Э.Е. СРЕДА, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 10. – С. 85-86;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13612 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»