Мелани кляйн основные положения. Влияние М

Мелани Кляйн (1882-1960) и психоаналитическая игровая техника.
Искусствовед и психоаналитик М.Кляйн в игре разрешала ребенку выражать его эмоции и фантазии так, как они возникают без воспитательного и морального влияния и даже сообщала ему, что происходит в его бессознательной фантазии (кратко и ясно в выражениях самого ребенка). Мелани считала, что не подавлять детские агрессивные фантазии во время его игры с игрушками и ждать появления чувства вины за агрессию, а это и изменяет его отношение к враждебному для него, конкретному лицу. Кляйн рассматривала свободную игру детей как интерпретацию бессознательного ребенка без вмешательств, которые в то время пропагандировала Анна Фрейд. М.Кляйн обнаружила, что интерпретация модифицирует тревогу детей, затрагивает негативизм ребенка, потому что в объяснении фантазий ребенка располагается точка максимальной тревоги происходит сдвиг в позитивном направлении. Другие аналитики того времени были напуганы откровенными и глубокими интерпретациями М.Кляйн и это не одобряли. Значимость природы игры путем исторжения внутренних конфликтов, ребенком лучше переносится. Через исторжение и отчаяние к избавлению и радости! Д.Б. Эльконин в своей работе: "Теории и проблемы исследования детской игры", замечает: "М.Кляйн считает, что игра и игровая терапия замещает технику свободных ассоциаций, на которой базируется психоанализ взрослого. В системе М.Кляйн каждое действие ребенка в "игровой ситуации" имеет глубоко символическое значение. Задача игровой терапии заключалась в том, чтобы сделать такие бессознательные тенденции сознательными. ...Детская игра облегчает чувство вины" (47). Эльконин замечает, что задача игры сначала выявить скрытые тревоги и вину ребенка, а потом облегчить их. Кляйн считала:
1 человеческий разум с самого начала мыслит в терминах объектов вместо с их отношением друг к другу и к субъекту.
2. ребенок хочет освободиться от несчастий в своем внутренним мире и делает это путем экстериоризации во внешний мир наихудших ситуаций преследования;
3. часть естественного развития ребёнка заключается в поиске новых объектов как заместителей для предыдущих, и игрушки и товарищи по играм - одна из форм осуществления символизации такого рода;
4. ребенок обращается к новым объектам из-за конфликтов с ранними объектами, так что передышка достигается, когда найден новый объект (символ).
Эти процессы бессознательны и представляют борьбу психики ребенка с трудностями. которые ставят перед нею её импульсы и объекты. Игра, с точки зрения Кляйн, для ребенка серьезное занятие, а не всего лишь банальное развлечение или только упражнение в овладении материальным окружением (Р.Хиншелвуд. Словарь Кляйнианского психоанализа. "Когито-центр" М. 2007. с 303-304).
А. Ф. Усков в предисловии к книге "Мелани Кляйн. Зависть и благодарность.Исследование бессознательных источников" пишет: "Наиболее важным достижением Кляйн в практике детского анализа было создание игровой техники. Она считала, что детский анализ не может проходить, как взрослый: когда пациент лежит на кушетке и предается вербальным свободным ассоциациям. Ребенок должен двигаться, играть, видеть своего аналитика. Поэтому вместо вербальных свободных ассоциаций в детском анализе Мелани Кляйн применила технику свободной игры, инициатором которой является ребенок, и которая, так же, как вербальные ассоциации взрослого человека, становится способом выражения его желаний, фантазий и жизненного опыта. Мелани Кляйн также определила, каково должно быть расписание психоаналитических сеансов при работе с детьми и как должна быть устроена игровая комната. Каждый ребенок, в частности, имел свой отдельный ящик с игрушками, причем особый акцепт делался на том, чтобы игрушки были небольшими, что позволяло им выступать непосредственно в качестве символов внутреннего мира ребенка. В отличие от Анны Фрейд, Мелани Кляйн считала, что у маленького ребенка также возникает перенос, и уделяла большое внимание его анализу, особенно анализу негативного переноса. Она также уделяла большое внимание анализу взаимоотношений ребенка с архаическими, частичными объектами его внутреннего мира, например расщепленными на хорошую и плохую части матерью и отцом".

Кляйн, Мелани
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Мелани Кляйн (нем. Melanie Klein; урожд. Райцес; 30 марта 1882, Вена - 22 сентября 1960, Лондон) - влиятельный британский психоаналитик австрийского происхождения, стоявшая у истоков детского психоанализа, игровой психоаналитической терапии и теории объектных отношений.

Биография

Мелани Кляйн родилась 30 марта 1882 года в еврейской семье, где было уже трое детей. Её отец, Мориц Райцес, состоял во втором браке и был на 15 лет старше своей жены. К моменту рождения Мелани ему было более 50 лет.

В детские годы особо близкие отношения сложились у Мелани со старшей сестрой Сидони. Однако Сидони умерла в возрасте 9 лет и маленькая Мелани тяжело переживала эту утрату. Через несколько лет умер брат Эммануэль, когда Мелани Кляйн исполнилось 18 лет, умер её отец, а спустя несколько лет после отца скончалась мать. Тяжелые утраты детских лет вызвали у Мелани глубокую депрессию, которая, по мнению хорошо знавших ее людей, с годами закрепилась в ее мироощущении и характере. Вообще характером Мелани Кляйн всю жизнь отличалась резким и неуживчивым, что невольно сужало круг ее последователей.

В 1903 году вышла замуж за инженера Артура Кляйна. Несколько лет изучала в Венском университете искусство и историю, однако образование осталось незавершенным. Вместе с мужем покинула Вену и проживала с ним в Словакии и Силезии. В браке родилось трое детей, однако семейная жизнь сложилась неудачно. Тяжелый характер Мелани Кляйн помешал ей стать хорошей матерью. Любви взаимопонимания в отношениях с детьми у неё не было. Её дочь Мелитта, тоже ставшая психоаналитиком, порвала отношения с матерью и даже на похороны М. Кляйн не явилась.

«Долгие годы она не общалась с матерью. Когда Мелани в сентябре 1960 г. умерла, Мелитта, которая тоже была в Лондоне, не присутствовала на похоронах… В этот самый день Мелитта, оставаясь до конца непреклонной, читала в Лондоне лекцию в ярко-красных сапогах» .

Старший сын М. Кляйн трагически погиб в горах, однако, по утверждению Мелитты, он покончил с собой, отчаявшись найти взаимопонимание с матерью .

С 1910 по 1919 годы М. Кляйн проживала с семьёй в Будапеште. В 1914 году, находясь в депрессивном состоянии, связанном с о смертью матери и рождением третьего ребёнка, М. Кляйн обратилась за помощью к психоаналитику Шандору Ференци. Пройдя у него психоаналитический курс, М. Кляйн проявляет интерес к психоанализу как таковому.

В 1917 году М. Кляйн начала собственную психоаналитическую практику с анализа собственного младшего сына, а затем пятилетнего мальчика, сына её знакомых.

В 1918 году участвовала в работе 5-го Международного психоаналитического конгресса, где познакомилась с З. Фрейдом.

В 1919 году выступила с докладом « Влияние сексуального просвещения и отказа от авторитета на интеллектуальное развитие ребёнка», основанном на наблюдениях за одним из собственных детей. В этом же году становится членом Венского психоаналитического общества.

В 1921 году, по приглашению Карла Абрахама, поступила на работу в Берлинский институт психоанализа, где продолжила свою исследовательскую и терапевтическую деятельность в области детского психоанализа.

В 1922 году разошлась с мужем. С 1924 по 1925 годы проходила личный анализ у Карла Абрахама, который был прерван в связи со смертью последнего.

В 1925 году, во время поездки в Лондон, М. Кляйн знакомится с президентом Британского психоаналитического общества Эрнестом Джонсом, который приглашает её осуществлять свою дальнейшую научную и терапевтическую деятельность в Англии.

В 1926 году М. Кляйн окончательно переезжает в Лондон, где продолжает активно развивать свои идеи, связанные с детским психоанализом и использованием техники игры с маленькими пациентами. Идеи М. Кляйн были критически восприняты Анной Фрейд. В результате длительных дискуссий между сторонниками М. Кляйн и А. Фрейд произошел раскол в Британском психоаналитическом обществе и образовались три группы психоаналитиков - кляйнинская, фрейдовская и независимая .

В 30-е годы идеи Кляйн нашли поддержку у некоторых психоаналитически ориентированных врачей. Некоторые из них, Дональд Винникотт и Дж. Болби, прошли у неё анализ.

После Второй мировой войны М. Кляйн в основном работала как обучающий аналитик и как супервизор, отказавшись от активной роли в жизни Британского психоаналитического общества.

22 сентября 1960 года после перенесенной операции Мелани Кляйн умерла от эмболии лёгочной артерии.

Научная деятельность

Наблюдения за играми собственных детей 2-3 лет привели её к выводу, что именно на этот возраст приходится формирование Эдипова комплекса.

В ходе изучения наиболее агрессивных импульсов маленьких пациентов (зависть, жадность, ненависть) Кляйн разработала технику работы с детьми, не утратившую актуальности и в наши дни. Аналогом свободных ассоциаций в детском психоанализе является игровая деятельность. Она придавала большое значение переносам и контрпереносам, а также раскрыла основополагающее значение расщепления детского сознания в самом раннем возрасте на составляющие его основные понятия: « хороший» (англ. good) и «плохой». .

Одна из наиболее важных идей Клейн состоит в том, что агрессия и любовь выступают в качестве фундаментальных организующих сил психики. Агрессия расщепляет психику, тогда как любовь ее цементирует. Ребенок (или взрослый) будет агрессивно «расщеплять» мир, с тем чтобы отвергнуть то, что он ненавидит, и сохранить то, чего он желает. Постоянное желание ребенка - иметь рядом добрую и наполненную грудь и отвергать опустошенную, назойливую или безучастную грудь. Таким образом, Клейн постулировала, что первым организатором психики является процесс разделения. Этому деструктивному, расщепляющему процессу противостоит другой, организующий процесс, который производит интеграцию и способствует целостности и любви. Клейн заметила, что ребенок, проявляющий ненависть к своей матери (хотя бы в фантазиях), со временем попытается восполнить тот ущерб, который, по мнению ребенка, был им нанесен. Типичный пример этого - ребенок, предлагающий любимую игрушку в виде дара, с тем чтобы утешить маму, которой он причинил боль в своих фантазиях. Тем самым мама, которая в сознании ребенка была расщеплена, сольется в единый образ, объединяющий в себе хорошее и плохое. Полагала, что суперэго присуще структуре личности от рождения и что ребёнок в ходе своего развития проходит через параноидно-шизоидную позицию (связанную с деструктивными импульсами) и депрессивную позицию (контроль либидо). Оба термина получили широкое распространение в психоанализе.

Вела оживлённую полемику с Анной Фрейд по поводу пересмотра ряда положений учения её отца, в особенности касающихся проявлений агрессии в детском возрасте. Кляйновский психоанализ - единственная неофрейдистская школа (помимо лакановской), принимающая существование влечения к смерти.

Среди последователей Мелани Кляйн были такие психоаналитики, как Герберт Розенфельд, Уилфред Бион, Бетти Джозеф, Ханна Сегал, Дональд Мельцер, Рождер Мани-Керл.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ Тайсон Роберт

МЕЛАНИ КЛЯЙН

МЕЛАНИ КЛЯЙН

Мелани Кляйн была одной из тех, кто стоял у истоков теории объектных отношений. Ее теория во многом возникла из наблюдений за ее собственными детьми и из анализа других детей, многие из которых были, по ее мнению, психотиками. В своих работах она демонстрировала важность ранних доэдиповых отношений в развитии и манифестации психопатологии, тем самым бросая вызов фрейдовскому акценту на Эдиповом комплексе. Ее теория в основном базируется на травматической и топографической моделях Фрейда, то есть, она придерживается расширенного толкования теории инстинкта смерти и развивает свою собственную комплексную терминологию. Одним из базовых положений ее теории является конфликт, исходящий из изначальной борьбы между инстинктами жизни и смерти (1948). Этот конфликт является врожденным и проявляется с момента рождения. Действительно, рождение само по себе - это сокрушающая травма, которая дает начало постоянно сопутствующей тревожности в отношениях с окружающим миром. Первым объектом ребенка, изначально присутствующим в его уме отделено от «я», согласно Кляйн, является материнская грудь, которая, в силу сопровождающей ее тревоги, воспринимается как враждебный объект. Кляйн в своих работах подчеркивает первостепенную важность влечений, которые представляют собой объектные взаимоотношения (Greenberg & Mitchell, 1983, стр. 146).

Кляйн утверждает, что функции Эго, бессознательная фантазия, способность формировать объектные отношения, переживание тревожности, применение защитных механизмов, - все это доступно ребенку с самого рождения. Она рассматривает фантазию как ментальную репрезентацию инстинкта. Таким образом, получается, что любой инстинктивный импульс имеет соответствующую ему фантазию. Это значит, что любые инстинктивные импульсы переживаются только через фантазию, и функция фантазии заключается в обслуживании инстинктивных импульсов.

Поскольку ребенок постоянно воспринимает мать с новой позиции или другим способом, Кляйн использует слово позиция для описания того, что аналитики, не разделяющие ее взглядов, называют стадией развития (1935). Первая позиция, от рождения до трех месяцев, обозначается как параноидно-шизоидная позиция (1946, 1952а, 1952b). Параноидна она в силу того, что у ребенка существует устойчивый страх преследования со стороны внешнего плохого объекта, груди, которая интернализована или интроецирована ребенком, пытающимся уничтожить ее как объект. Внутренний и внешний плохой объект возникает из влечения к смерти. Идея шизоидности исходит из склонности ребенка к расщеплению «хорошего» и «плохого». Она вводит термин проективная идентификация в контексте действий ребенка по отношению к самому себе и по отношению к своей матери (1946). В фантазиях ненавистная и угрожающая часть себя расщепляется (в добавлении к более раннему расщеплению объектов) и проецируется на мать, для того чтобы повредить объект и завладеть им. Ненависть, ранее направляемая на часть себя, теперь направляется на мать. «Этот процесс ведет к частичной идентификации, которая устанавливает прототип агрессивных объектных отношений. Для описания этих процессов я предлагаю термин «проективная идентификация»» (стр. 8).

Вот что пишет Спиллиус: «Кляйн определила термин... почти случайно, в паре параграфов и, согласно Ханне Сегал, сразу же пожалела об этом» (1983, стр. 521). Этот термин стал повсеместно использоваться в расширенном значении и часто равнозначен проекции (стр. 322; Meissener, 1980; Sandier, 1987).

Так же как и влечение к смерти, влечение к жизни или либидо связанно с грудью, с первым внешним объектом. Эта хорошая грудь также интернализуется и сохранятся с помощью интроекции. Так борьба между влечением к смерти и влечением к жизни представляется как борьба между питающей и пожирающей грудью. С двух сторон «формируется сердцевина Суперэго в его хорошем и плохом аспектах» (1948, стр. 118). Страх в первые три месяца характеризуется угрозой вторжения плохого преследующего объекта внутрь Эго, разрушением внутренней идеальной груди и уничтожением собственного «я». С этим связана и роль зависти, которая также существует у ребенка от рождения. Так как идеальная грудь принимается теперь как источник любви и доброты, Эго старается соответствовать этому. Если это не представляется возможным, Эго стремиться атаковать и разрушить хорошую грудь, чтобы избавиться от источника зависти. Ребенок пытается расщепить болезненный аффект, и, если эта защита оказывается удачной, благодарность, интроецированная в идеальную грудь, обогащает и усиливает Эго (Klein, 1957).

Если развитие проходит благоприятно и, в частности, происходит идентификация с хорошей грудью, ребенок становится более терпимым к инстинкту смерти и все реже прибегает к расщеплению и проекции, одновременно уменьшая параноидальные чувства и двигаясь к дальнейшей эго-интеграции. Хорошие и плохие аспекты объектов начинают интегрироваться, и ребенок воспринимает мать одновременно как источник и получатель плохих и хороших чувств. В возрасте приблизительно трех месяцев ребенок минует депрессивную позицию (Klein 1935, 1946, 1952а, 1932b). Теперь основная его тревожность связана со страхом, что он разрушит или повредит объект своей любви. В результате, он начинает искать возможность интроецировать мать орально, то есть интернализировать, как бы защищая ее от своей деструктивности. Оральное всемогущество, однако, ведет к страху, что хороший внешний и внутренний объект каким-либо способом могут быть поглощены и уничтожены и, таким образом, даже попытки сохранить объект переживаются как деструктивные. В фантазиях куски мертвой поглощенной матери лежат внутри ребенка. Для этой фазы характерны депрессивные чувства страха и безнадежности. Развитие и мобилизация Суперэго и Эдипов комплекс углубляют депрессию. На пике орально садистической фазы (в возрасте около восьми-девяти месяцев) под влиянием преследования и депрессивных страхов и мальчики и девочки отворачиваются от матери и ее груди к пенису отца, как к новому объекту орального желания (Klein, 1928). В начале эдиповы желания фокусируются на фантазиях лишения матери пениса, телесности и детей. Очевидно, что это происходит под влиянием мощных тенденций, таких, например, как консолидация структур Суперэго, стремление скомпенсировать депрессивную позицию, чтобы, таким образом в фантазиях, восстановить мать (Klein, 1940).

Приведенное выше краткое изложение теории Кляйн не вполне адекватно, но зато оно иллюстрирует основные разногласия между теорий Кляйн и нашими взглядами. Теория Кляйн скорее топографическая, чем структурная (то есть базируется на поздней теории Фрейда), поэтому ее понятия не связаны с эго-функционированием, как мы его себе представляем. К примеру, Эго в понимании Кляйн ближе к «я», в котором отсутствуют саморегулирующие функции, обозначенные Фрейдом в его структурной модели. Далее, фантазия, а ее понимании, «это прямое выражение влечения, а не компромисс между импульсами и защитными механизмами, которые следуют из эго-функционирования, соответствующего с реальности». Ее убежденность, что фантазия доступна ребенку от рождения, не соответствует данным когнитивной психологии и нейродисциплин. Тревожность для нее - это постоянно угрожающее травматическое влияние, сокрушающее Эго и не несущее сигнальной функции, как предполагал Фрейд в своей структурной теории тревожности (1926). Хотя Кляйн и описала широкий набор защитных механизмов, преобладание «хорошего» опыта над «плохим» более важно в ее теории для поддержания внутренней гармонии, чем использование эффективных защитных механизмов, как это понимается в структурной теории.

Согласно Кляйн, основной конфликт, присущий от рождения, происходит между двумя врожденными влечениями, а не между разными психическими структурами, и это не связанно с эго-функционированием. Соответственно, интерпретация бессознательных агрессивных и сексуальных импульсов vis-a-vis с объектом является центральным моментом в практике Кляйн. Более того, согласно ее взглядам, конфликт существует между двумя определенными врожденными влечениями, и, кроме как по своей форме, он вряд ли зависит от условий последующего развития. То есть, влияние среды и индивидуального опыта имеют небольшое значение для развития; ее взгляд на развитие сильно отличается от принятого нами. Как это выразил Сьюзерленд: «Большинству аналитиков кажется, что она минимизирует роль внешних объектов, почти что утверждая, что фантазия продуцируются изнутри с помощью активности импульсов. Таким образом, она скорее пришла к теории биологического солипсизма, чем к четко оформленной теории эволюции структур, основанных на опыте объектных отношений» (1980, стр. 831). В конце концов, хотя теорию Кляйн обычно называют теорией объектных отношений, для нее значимость объекта вторична по сравнению со значимостью влечений. Очень мало места в ее теории уделено проявлению реальных качеств объекта и его роли в развитии ребенка.

Эти замечания позволяют понять, почему существует так мало сходных моментов между теорией Кляйн и современным фрейдистким психоаналитическим взглядом, опирающимся на структурную теорию, даже несмотря на то, что они используют примерно одинаковую терминологию. (Изложение и критика теории Кляйн в: Waelder, 1936; Glover, 1945; Bibring, 1947; Joffe, 1969; Kernberg, 1969; York, 971; Segal, 1979; Greenberg & Mitchell, 1983; Hayman, 1989).

С другой стороны, Шарфман (Scharfman, 1988) указывает на то, что усилия Кляйн обратили внимание психоаналитиков на важность доэдиповой стадии в развитии ребенка, и, в частности, на доэдиповы объектные отношения. Понятия о проекции и интроекции вошли в психоаналитический лексикон. Понимание этих терминов более ортодоксальными фрейдистскими аналитиками могут отличаться от понимания Кляйн, но именно Кляйн была первой, использующей эти понятия, которые сейчас занимают центральное место в теории объектных отношений.

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

МЕЛАНИ КЛЯЙН Мелани Кляйн была одной из тех, кто стоял у истоков теории объектных отношений. Ее теория во многом возникла из наблюдений за ее собственными детьми и из анализа других детей, многие из которых были, по ее мнению, психотиками. В своих работах она

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Глава 3. Анна Фрейд и постфрейдисты: Мелани Клейн, Доналд Уинникотт, Хайнц Кохут и гештальт-терапия Фрица и Лауры Перлс Хотя Зигмунд Фрейд и многие другие полагали, что с помощью теории психоанализа можно понять любого человека, большинство практикующих врачей, включая и

Из книги Психоаналитические теории личности автора Блюм Джералд

Дальнейшее развитие психоаналитической теории: Мелани Клейн, Доналд Уинникотт и Хайнц Кохут Начиная со своего революционного появления в первой четверти XX в. психоаналитическая традиция развивалась в нескольких направлениях. Это развитие успешно распространило

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Теоретические представления Мелани Кляйн Ортодоксальная психоаналитическая теория характеризует первый год жизни в качестве периода начального формирования эго. Супер-эго в это время полностью отсутствует. Мелани Кляйн (50, 51, 52), лидер Британской школы психоанализа,

Из книги Пациент и психоаналитик [Основы психоаналитического процесса] автора Сандлер Джозеф

Позиция Кляйн Мелани Кляйн (50, 53) считает, что психосексуальное развитие разворачивается до первого года жизни, в отличцр от ортодоксальных аналитиков, приписывающих его всему периоду раннего детства. С середины первого года жизни оральная фрустрация вместе с

Из книги Как преодолеть личную трагедию автора Бадрак Валентин Владимирович

Теория Кляйн В соответствии со своей позицией по формированию эго и психосексуальному развитию Кляйн постулирует раннее становление взаимоотношений ребенка с окружением. Она утверждает (53):«Гипотеза о том, что начало кормления младенца и присутствие матери инициирует

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

Из книги автора

ТЕОРИЯ ПЕРЕНОСА МЕЛАНИ КЛЕЙН С самого момента появления аналитического метода, разработанного Мелани Клейн, центральное место в нем занимала интерпретация переноса. Здесь перенос рассматривался как отражение бессознательных фантазий пациента, и в связи с этим Сигал

Из книги автора

Мелани Саш. Опыт противостояния утрате Я посвятила жизнь тому, чтобы научиться понимать, любить и чувствовать свою связь со всеми живыми существами. Мелани Саш История следующей героини – Мелани Саш – представляется необычайно поучительной для многих современников. И

Из книги автора

5.1. Актуальность теории Мелани Кляйн Кляйн (Klein, 1962) создавала свою теорию на основе наблюдений, сделанных ею в ходе психоаналитических сеансов, том числе и с психотически больными детьми. Ее теория развивает идеи К. Абрахама и представляет собой первую (среди предложенных

Из книги автора

5.3. Дональд Винникотт: третья группа психоаналитиков наряду с Зигмундом Фрейдом и группой Кляйн – Бион Винникотт (Winnicott, 1933, 1953, 1967) не создал какого-либо сравнимого с теориями Малер и Якобсон учения об этапах и периодизации психического развития ребенка. Он скорее пытался

Из книги автора

5.4. Хайнц Кохут и психология самости – четвертый путь наряду с подходами Зигмунда Фрейда, Кляйн и Биона, а также Винникотта Кохут, который, как и все вышеупомянутые последователи Зигмунда Фрейда, был вынужден эмигрировать, особенно интересовался бессознательными

Из книги автора

2.2. Школа Мелани Кляйн Сигал (Segal, 1957) исследовала особенности формы и содержания мышления, которые характеризуют отдельные ступени психического развития. В параноидно-шизоидной позиции мышление зависит от способствующих развитию отношений контейнер – контейнируемое

Психоаналитическая теория детского развития Мелани Кляйн

Ме́лани Кляйн (нем. Melanie Klein; урожд. Райцес; 30 марта 1882, Вена - 22 сентября 1960, Лондон) - влиятельный британский психоаналитик австрийского происхождения, стоявшая у истоков

Детского психоанализа,

Игровой психоаналитической терапии и

Теории объектных отношений, которые, на мой взгляд, являются краеугольным камнем для понимания того, что происходит с пациентом, независимо от того, с какой проблемой или вопросом он обращается.

А также, она явилась основательницей отдельной школы психоанализа - кляйнианского психоанализа, в основе которой лежит классический психоанализФрейда. Тем не менее, ее теории в некоторых принципиальных моментах отличаются от классической теорииФрейда.

На сегодняшний день ее идеи широко распространены во многих психоаналитических кругах. Наибольшее распространение ее идеи получили в Южной Америке и Великобритании.

М. Кляйн считала себя последовательницей З.Фрейдаи развивала его теорию.

Она была одним из создателей детского психоанализа. Хотя и имелись работы, выполненные по детскому анализу до нее, начиная с анализа "Маленького Ганса" (продолжались Hug-Hellmuth и Анной Фрейд), именно Мелани Кляйн впервые разработала технику и методику для анализа детей всех возрастов (в то время полагали, что анализ с детьми до семи лет невозможен, а для более взрослых детей аналитические методы считались не вполне адекватными и их объединяли с образовательными поведенческими подходами).

Мелани Кляйн родилась в 1882 г. в Вене. В 1914 г. (32 года), находясь в Будапеште, она впервые сталкивается с работами Фрейда и вскоре вступает в кружок, возглавляемый Ференци, начинает аналитическую работу с детьми, проходит у него свой первый анализ.

В 1920 году (38 лет) на конгрессе в Гааге Кляйн впервые встретилась с Карлом Абрахамом. Он заинтересовался ее работой и пригласил в Берлин, куда она и переехала через некоторое время. В Берлине она начала работать как психоаналитик не только с детьми, но и со взрослыми. Не будучи удовлетворенной результатами работы с Ференци, она приступила к своему второму анализу у Абрахама, который прервался через 14 месяцев из-за его внезапной смерти. В 1925 году Кляйн встретилась с Эрнстом Джонсом на конференции в Зальцбурге, где она представляла свою первую работу по технике детского анализа.

Под впечатлением этого доклада Джонс пригласил ее прочитать несколько лекций по детскому анализу, а в 1927 году (45 лет) она переехала в Англию и прожила там до самой смерти (1960г).

Здесь были написаны основные работы, в которых отразились этапы формирования ее теории: «Значение формирования символа в развитии эго», «Психоанализ детей», «Скорбь и маниакально-депрессивные состояния», «Некоторые заметки о шизоидных механизмах», «Зависть и благодарность» и многие другие.

Она была первым аналитиком с Континента, ставшим членом Британского психоаналитического общества.

Кляйнианским психоаналитикам мы обязаны фундаментальной работой по анализу переноса и контрпереноса.

Благодаря работам Мелани Кляйн и ее учеников спектр клинического применения психоанализа существенно расширился: стало возможным проводить аналитическую работу с тяжело нарушенными психотическими или околопсихотическими пациентами.

Теперь более детально рассмотрим те области психоаналитической работы, в которые Мелани Кляйн внесла наиболее ощутимый вклад.

1 . О детском психоанализе я писала в предыдущей статье.

2. Ранее было принято считать, что маленький ребенок имеет слабое и не сформировавшееся Суперэго, которое необходимо усиливать в процессе аналитической работы. Анализируя маленьких детей, Кляйн обнаружила, что Суперэго ребенка очень жесткое, основанное на ранних фантазиях преследования. А, следовательно, нет необходимости в укреплении Суперэго воспитательными методами, но, напротив, необходимо сделать его не таким жестким, чтобы оно было способно интегрироваться в Эго.

Кляйн не придавала большого значения подготовительному периоду работы с ребенком, который полагали необходимым для формирования терапевтического альянса. Она с самого начала старалась строить с детьми отношения, основанные на абсолютном доверии, свободные от всяких воспитательных воздействий. Именно в такой атмосфере и должен проводиться сеанс психоанализа, неважно, кто является пациентом - ребенок иливзрослый.

2.1. Мелани Кляйн выдвинула положение о том, что стадии психосексуального развития не являются хронологически закрепленными, последовательно сменяющимися этапами развития, но присутствуют у каждого ребенка с самого рождения в качестве тенденций (Тенденция – направление развития какого-либо явления, мысли, идеи).

Она установила, что ранние стадии Эдипова конфликта начинают проживаться младенцем еще при кормлении грудью. Тогда же возникает и раннее Суперэго, которое не формируется (не проистекает) из эдипового комплекса (стало быть, не является "наследником Эдипова Комплекса, как говорил Фрейд), а имеет корни в самом раннем детстве, в оральной стадии.

При этом ранняя «эдипизация», сексуализация ребенка говорит о его глубокой оральной неудовлетворенности в диадических отношениях с матерью.

2.2. Также, одной из важнейших теоретических заслуг Мелани Кляйн является разработка теории развития личности и межличностных отношений младенца и очень маленького ребенка.

Мелани Кляйн определила, что отношения младенца и маленького ребенка с матерью и другими людьми являются главным условием и источником развития его личности и даже просто его физического выживания.

Отношения ребенка с матерью, отношения пациента с аналитиком всегда оставались в центре внимания психоаналитической теории и лечебной техники Мелани Кляйн.

2.3. Особый интерес Мелани Кляйн на протяжении всей ее жизни привлекали негативные, разрушительные чувства и желания человека: ненависть, зависть, жадность. Наряду с этим, Мелани Кляйн в своих размышлениях о плохой и хорошей матери, ненависти и любви, зависти и благодарности постоянно подчеркивала важность любви, ее значение для развития человека, преодолевающего свои агрессивные, нарушающие взаимодействие с объектным миром чувства.

Именно ее исследования в этой области явились для Дональда Винникотта отправной точкой для продолжения исследований диадных отношений матери и ребенка, формулирование понятия «достаточно хорошая мать» и многих других и применение результатов исследований в реальной жизни матерей и их деток.

3. Мелани Кляйн была одной из тех, кто стоял у истоков теории объектных отношений.

Ее теория во многом возникла из наблюдений за ее собственными детьми и из анализа других детей, многие из которых были, по ее мнению, психотиками (психотический уровень)(уровень организации личности, наряду с невротическим и пограничным уровнями.

Люди опустошены, нарушены, дезорганизованы. Прибегают к примитивным дорациональным способам защиты – уходу в фантазию, отрицанию, обесцениванию, примитивным формам проэкции и интроекции. Их идентичность не интегрирована. Трудности определения «КтоЯ». Описывают себя поверхностно, искажающе, примитивно).

В своих работах она демонстрировала важность ранних доэдиповых отношений в развитии и манифестации (явное проявление выраженной симптоматики болезни после ее латентного или стертого течения) проявлениипсихопатологии, тем самым, опровергая фрейдовский акцент на Эдиповом комплексе.

Ее теория в основном базируется на топографической модели Фрейда (В топографической модели Фрейд подчеркнул патологическое влияние травматического опыта в отношениях с объектом. Там же он показал, как бессознательные желания и фантазии могут превращать нейтральные отношения с объектом в травматические, оставляя тревожные и разрушительные воспоминания. Он еще раз обратил внимание на понятие объекта, когда создавал структурную теорию. Вместо того, чтобы просто подчеркнуть важность отношений с объектом, который вторичен по отношению к удовлетворению влечений, он поставил акцент на индивидуальном нетравматическом восприятии объекта и на способе, который связывает этот опыт с влечениями, Эго и Суперэго), то есть, она придерживается расширенного толкования теории инстинкта смерти и развивает свою собственную комплексную терминологию.

Одним из базовых положений ее теории объектных отношений является конфликт, исходящий из изначальной борьбы между инстинктами жизни и смерти (1948). Этот конфликт является врожденным и проявляется с момента рождения. Действительно, рождение само по себе - это сокрушающая травма, которая дает начало постоянно сопутствующей тревожности в отношениях с окружающим миром.

Первым объектом ребенка, изначально присутствуювующим в его уме отделено от <я>, согласно Кляйн, является материнская грудь, которая, в силу сопровождающей ее тревоги, воспринимается как враждебный объект.

Кляйн в своих работах подчеркивает первостепенную важность влечении, которые представляют собой объектные взаимоотношения.

Кляйн утверждает, что функции Эго, бессознательная фантазия, способность формировать объектные отношения, переживание тревожности, применение защитных механизмов, - все это доступно ребенку с самого рождения. Она рассматривает фантазию как ментальную реперезентацию инстинкта. Таким образом, получается, что любой инстинктивный импульс имеет соответствующую ему фантазию. Это значит, что любые инстинктивные импульсы переживаются только через фантазию, и функция фантазии заключается в обслуживании инстинктивных импульсов.

Поскольку ребенок постоянно воспринимает мать с новой позиции, (в зависимости от стадии развития), (Кляйн использует слово позиция для описания того, что аналитики, не разделяющие ее взглядов, называют стадией развития (1935)),

Первая позиция, от рождения до трех месяцев, обозначается как параноидно - шизоидная позиция (1946, 1952а, 1952Ь). Параноидна она в силу того, что у ребенка существует устойчивый страх преследования со стороны внешнего плохого объекта, груди, которая интроецирована ребенком, пытающимся уничтожить ее как объект. Внутренний и внешний плохой объект возникает из влечения к смерти.

Идея шизоидности исходит из склонности ребенка к расщеплению «хорошего» и «плохого».

Это Она открыла и определила страхи и механизмы этой фазы, именно в рамках данной фазы, по убеждению Кляйн, и находится тот пункт фиксации, который порождает психоз.

Она вводит термин проективная идентификация в контексте действий ребенка по отношению к самому себе и по отношению к своей матери («Этот процесс ведет к частичной идентификации, которая устанавливает прототип агрессивных объектных отношении. Для описания этих процессов я предлагаю термин <проективная идентификация»)). В фантазиях ненавистная и угрожающая часть себя расщепляется (в добавлении к более раннему расщеплению объектов) и проецируется на мать, для того чтобы повредить объект и завладеть им. Ненависть, ранее направляемая на часть себя, теперь направляется на мать.

Так же как и влечение к смерти, влечение к жизни или либидо (по Фрейду. Отлично от либидо, как влечению к жизни, как витальности – всему тому, что доставляет удовольствие (по Юнгу) связанно с грудью, с первым внешним объектом. Эта хорошая грудь также интернализуется (от интроекция) и сохранятся с помощью интроекции.

Так борьба между влечением к смерти и влечением к жизни представляется как борьба между питающей и пожирающей грудью. С двух сторон «формируется сердцевина Суперэго в его хорошем и плохом аспектах». Страх в первые три месяца характеризуется угрозой вторжения плохого преследующего объекта внутрь Эго, разрушением внутренней идеальной груди и уничтожением собственного <я>.

С этим связана и роль зависти, которая также существует у ребенка от рождения. Так как идеальная грудь принимается теперь как источник любви и доброты, Эго старается соответствовать этому. Если это не представляется возможным, Эго стремиться атаковать и разрушить хорошую грудь, чтобы избавиться от источника зависти. Ребенок пытается расщепить болезненный аффект, и, если эта защита оказывается удачной, благодарность, интроецированная в идеальную грудь, обогащает и усиливает Эго (Klein, 1957).

Если развитие проходит благоприятно и, в частности, происходит идентификация с хорошей грудью, ребенок становится более терпимым к инстинкту смерти и все реже прибегает к расщеплению и проекции, одновременно уменьшая параноидальные чувства и двигаясь к дальнейшей эго - интеграции. Хорошие и плохие аспекты объектов начинают интегрироваться и ребенок воспринимает мать одновременно как источник и получатель плохих и хороших чувств.

В возрасте приблизительно трех месяцев ребенок минует депрессивную позицию (Klein 1935, 1946, 1952а, 1932b).

Теперь основная его тревожность связана со страхом, что он разрушит или повредит объект своей любви. В результате, он начинает искать возможность интроецировать мать орально, то есть интернализировать (Интернализа́ция - механизм, «посредством которого объекты внешнего мира получают постоянное психическое представительство, то есть посредством которого восприятия превращаются в образы, формирующие часть нашего психического содержимого и структуру), как бы защищая ее от своей деструктивности. Оральное всемогущество, однако. ведет к страху, что хороший внешний и внутренний объект каким - либо способом могут быть поглощены и уничтожены и, таким образом, даже попытки сохранить объект переживаются как деструктивные. В фантазиях куски мертвой поглощенной матери лежат внутри ребенка. Для этой фазы характерны депрессивные чувства страха и безнадежности. Развитие и мобилизация Суперэго и Эдипов комплекс углубляют депрессию.

На пике орально - садистической фазы (в возрасте около восьми - девяти месяцев) под влиянием преследования и депрессивных страхов и мальчики и девочки отворачиваются от матери и ее груди к пенису отца, как к новому объекту орального желания (Klein, 1928).

В начале эдиповы желания фокусируются на фантазиях лишения матери пениса, телесности и детей. Очевидно, что это происходит под влиянием мощных тенденций, таких, например, как консолидация структур Суперэго, стремление скомпенсировать депрессивную позицию, чтобы, таким образом в фантазиях, восстановить мать (Klein, 1940).

Приведенное выше краткое изложение теории Кляйн не вполне адекватно, но зато оно иллюстрирует основные разногласия между теорий Кляйн и взглядами классического психоанализа.

Ø . Фрейд полагал, что решающую роль играет идентификация с отцом, относящаяся ко времени попыток избежать страха кастрации и разрешить Эдипов конфликт (м/у 3 и 6 г.г.). То есть Суперэго формируется по мере разрешения Эдипова конфликта, что дало Фрейду основания именовать его «наследником Эдипова комплекса».

Мелани Кляйн (1928) - одна из тех, кто не согласен с таким поздним формированием Эдипова комплекса: комплекс образуется, чтобы избежать телесных повреждений. Кляйн полагает, что Суперэго складывается в период орально - садистской фазы (во вторую половину первого года жизни), и что этот процесс основывается на интроекции пугающих и наказывающих родительских фигур.

Такие интроекции являются результатом проекции орально - садистских импульсов младенца на родителей

Позиции как Фрейда, так и Кляйн, были в течение последних десятилетий пересмотрены аналитиками, предложившими другие формулировки

Ø К примеру, Эго в понимании Кляйн ближе к <я>, в котором отсутствуют саморегулирующие функции, обозначенные Фрейдом в его структурной модели.

Ø Ее убежденность, что фантазия доступна ребенку от рождения не соответствует данным когнитивной психологии и нейродисциплин.

Ø Тревожность для нее - это постоянно угрожающее травматическое влияние, сокрушающее Эго и не несущее сигнальной функции, как предполагал Фрейд в своей структурной теории тревожности (1926).

Хотя Кляйн и описала широкий набор защитных механизмов, преобладание <хорошего> опыта над <плохим> более важно в ее теории для поддержания внутренней гармонии, чем использование эффективных защитных механизмов, как это понимается в структурной теории.

Согласно Кляйн, основной конфликт, присущий от рождения, происходит между двумя врожденными влечениями, а не между разными психическими структурами, и это не связанно с эго - функционированием. Соответственно, интерпретация бессознательных агрессивных и сексуальных импульсов.

Более того, согласно ее взглядам, конфликт существует между двумя определенными врожденными влечениями, и, кроме как по своей форме, он вряд ли зависит от условий последующего развития. То есть, влияние среды и индивидуального опыта имеют небольшое значение для развития. –

Ø В конце концов, хотя теорию Кляйн обычно называют теорией объектных отношений, для нее значимость объекта вторична по сравнению со значимостью влечений.

Ø Очень мало места в ее теории уделено проявлению реальных качеств объекта и его роли в развитии ребенка.

Эти замечания позволяют понять, почему существует так мало сходных моментов между теорией Кляйн и современным фрейдистким психоаналитическим взглядом, опирающимся на структурную теорию, даже несмотря на то, что они используют примерно одинаковую терминологию. (Изложение и критика теории Кляйн в: Waelder, 1936; Glover, 1945; Bibring, 1947; Joffe, 1969; Kernberg, 1969; York, 971; Segal, 1979; Greenberg & Mitchell, 1983; Hayman, 1989).

С другой стороны, Шарфман (Scharfman, 1988) указывает на то, что усилия Кляйн обратили внимание психоаналитиков на важность доэдиповой стадии в развитии ребенка, и, в частности, на доэдиповы объектные отношения.

Понятия о проекции и интроекции вошли в психоаналитический лексикон. Понимание этих терминов более ортодоксальными фрейдистскими аналитиками могут отличаться от понимания Кляйн, но именно Кляйн была первой, использующей эти понятия, которые сейчас занимают центральное место в теории объектных отношений.

Итак, можно резюмировать все вышесказанное и сделать несколько умозаключений:

ØВ своих работах Мелани Кляйн особенно подчеркивала важность переноса. Формирование переноса на психоаналитических сеансах, по ее мнению, было технически намного более значимым, чем реконструкция прошлого. При изучении возникновения переноса Мелани Кляйн особенно выделяла процессы проекции и интроекции.

ØКак мы говорили выше, она называет стадию, предшествующую депрессивной позиции параноидально-шизоидной позицией. Она заключает, что младенец, с момента рождения стоит перед столкновением с действительностью и внутренним конфликтом между жизнью и инстинктом смерти. В новой ситуации будучи в конфронтации с потребностями и желаниями, и фантазиями, выполняющими желания частей объектов, младенец имеет две находящихся в противоречии реакции. Первая либидозна к поиску объекта удовлетворения и является основанием любви и либидозных желаний. Вторая, описанная Фрейдом, как инстинкт смерти, является желанием уничтожить эти желания, то есть непосредственно и желаемый объект. Фрейд говорит, что младенец имеет дело с инстинктом смерти, отклоняя это за пределы. В представлении Кляйн это отклонение - проекция на объект, создание плохого объекта, полная проектируемая ненависть: ненавистный и ненавидящий.

Так, появляющийся в хаос, произведенный рождением, младенец организовывает свой мир, раскалывая любовь из ненависти и создавая хорошие и плохие объекты, соответствующие ненавистным и любимым частям индивидуальности. Эта ситуация приводит к острой параноидальной тревожности. Цель младенца состоит в том, чтобы приобретать, обладать, объединяться с идеальным объектом, и это находится под постоянной угрозой так, как младенец воспринимает как плохие нападающие объекты - и идеальную грудь и самого любящего (loving - любление). Существует множество форм защиты против таких параноидальных страхов, типа идеализации, отрицания, укрепление расщепления, и других. Фрагментация играет большую роль.

ØВ психоаналитической работе методика и теория переплетаются. Это была теория Фрейда детского развития, которая побудила Мелани Кляйн развивать методику, основанную на Фрейдовой теории.

Но в свою очередь ее открытия повлияли на ее методику.

Например, методика вела к открытию богатства символики ребенка в игре, но теоретическое понимание имело влияние на ее методику. Ее работа с детьми подтверждала непосредственно некоторые из взглядов Фрейда на детство, которые были в известном смысле теоретические, так как они были основаны главным образом на анализе взрослых.

Ø Она имела непосредственное доказательство, подтверждающее гипотезу Фрейда об инфантильном различии полов, оральных, анальных, и половых либидозных тенденций; о существовании внутренней фигуры (образа) суперэго; и т.д.

Но постепенно она подошла к отличиям от положений Фрейда в нескольких пунктах.

Например, на выборе времени Эдипова Комплекса она нашла доказательство, что Эдипов Комплекс существовал у очень маленьких детей и имел прегенитальные также как половые особенности.

Она также пришла к выводу, чтобы не согласиться с мнением, что суперэго появляется относительно поздно в развитии и является "наследником Эдипова Комплекса".

Она предположила, что суперэго имеет корни в самых ранних опытах в первой оральной стадии.

Она также отличилась от Фрейда в области охватывающего различия полов, и состояния фаллической стадии. Она не нашла никаких доказательств в любой стадии развития, в которой ребенок не будет иметь никакого понятия влагалища.

Она рассмотрела фаллическую структуру как защитную, против невыносимого факта различных поколений, родов, и родительского различия полов, фаллическая мать с точки зрения защитной структуры против понимания родительского общения.

Но, более широко, она развила взгляд Фрейда на фантазии. Она полагала, что фантазия существовала изначально, также как отношения к объекту, и в действительности и в фантазии.

Она видела половой Эдипов Комплекс как являющийся заключительной стадией очень длинной и сложной истории развития отношений к объекту; но также и что некоторые механизмы, подобно проектированию и интроекции, Кляйн наблюдала, как являющиеся мощными и очень примитивными.

Фактически, единственое открытие Кляйн, в котором Фрейд, упоминается благоприятным образом в сноске, где он говорит, что соглашается с Кляйн и Английской школой в том, что суперэго, не отражает реальную серьезность родителей, но искажено проектированиями.

Немного о последующей судьбе научных взглядов Мелани Кляйн.

Различия, которые развивались между Анной Фрейд и Мелани Кляйн, относительно методики детского анализа, состояли вне проблем, созданных при анализе детей. Стало очевидно, что эти различия были связаны с весьма фундаментальными расхождениями относительно и детского развития, и аналитической методики.

Ко времени обсуждений, Мелани Кляйн развила свои идеи много далее. Она уже сформулировала ее концепцию депрессивной позиции, которая стала краеугольным камнем ее понимания психической жизни.

Два документа на тему, "Содействие Психогенезу Маниакально-депрессивного Состояния" ("A Contribution to the Psychogenesis of Manic-Depressive States") (1935) и "Траур и Отношение к Маниакально-депрессивному Состоянию ("Mourning and its Relation to Manic-Depressive States") (1940) представили концепцию, связывающую и нормальное развитие младенцев и патологическое развитие. Чтобы подвести итог, она представляет на обсуждение эти документы: Мелани Кляйн полагает, что имеется критический шаг в развитии младенца, когда он распознает его мать, как она назвала "целым объектом". В это время младенец начинает распознавать свою мать, и видеть ее как реальное, отдельное, лицо. С этим узнаванием появляется фундаментальное изменение в общей умственной ориентации ребенка. Всемогущество уменьшается; и имеется узнавание зависимости от другого человека, замечаемого как надлежащее лицо. Эгоцентрическая, самовлюбленная ориентация, в которой младенец представляет объекты относительно себя, являющегося хорошим для одного или преследующим для другого, уступает отношению к другому лицу, замеченному со своми собственными чувствами, проблемами, и отношениями к другим людям также непосредственно. К тому лицу, от кого он зависит полностью, младенец испытывает острое двойственное отношение. Когда раскол (двойственность отношения) уменьшается, он распознает, что он любит и ненавидит одно и то же лицо. С этим узнаванием приходит чувство вины относительно ненависти и опасения потери объекта через собственную агрессию. Это становится основанием различного вида суперэго, таких как дикарь, ненавистник, и ненавистный, фигура по уровню части объекта. Эта ситуация ведет к чувству скованности (pining) потерянным объектом, способности оплакать потерю, и - формированию нормального траура. Но, поскольку ситуация полна болью и беспокойством потери, это также может мобилизовать мощную безумную защиту. Но рядом с ними развивается другой механизм, который не может быть должным образом назван механизмом защиты, так как не основан на отрицании проблемы, характеризующей защиту, но (основан) на узнавании проблемы и нового способа контакта с ней: это компенсация (reparation). Согласно Кляйн, компенсаторные импульсы играют большую роль в добрых человеческих отношениях и являются основанием всех видов сублимации.

В этой работе, Кляйн описывает новый механизм - проективную идентификацию (Прим. перев. Проективная идентификация - это процесс, посредством которого человек представляет, что он находится внутри некоторого объекта, внешнего по отношению к себе. Это так же защита, поскольку она дает иллюзию контроля над объектом, что позволяет субъекту отрицать свою беспомощность перед объектом и получать замещающее удовлетворение от его действий). Проектирование - механизм, но, поскольку Susan Isaacs ясно дала понять в своей статье, "К Фантазии" ("On Phantasy"), механизм - извлечение из мышления (абстракция) наблюдателя. В предмете темы механизм - фантазия. Проективная идентификация занимает только несколько строк в принципе очень короткой статье. Однако это - одна из наиболее оригинальных клинических концепций Кляйн, и почти универсально принятая аналитиками различных школ мысли. Проективная идентификация - фантазия проектирования целого, или части, непосредственно в другой объект, овладение им, и приписывание объекту собственных характеристик. Мотивы для проективной идентификации различны, подобно желанию обладать идеальным объектом и соединяться с ним; или входить в плохой объект, чтобы нападать или использовать его власть; и многое другое; в частных случаях это присутствует рядом. И этот механизм продолжает в депрессивной позиции, и во многом из того, что Кляйн описала ранее относительно отношения к телу матери, быть связанным с проективной идентификацией. Например, в случае заболевания Дика, он напал в своей фантазии на тело его матери, но он также проектировал на (себя) ее вещи, чувствовал их как злую часть себя, до такой степени, что не мог больше что-либо еще исследовать и потерял интерес к ней. Таким образом его символизация фактически препятствовала проективной идентификации. (Вышедшая позже, моя собственная работа "Замечания к Символизации" ("Notes on Symbol-Formation") направлена на доказательство того, что символика, основанная на проективной идентификации ведет к конкретизации и неспособности думать, пока символика, который, развивается в депрессивной позиции, связана с отказом от объекта и восстановлением его в фантазии компенсационным способом. Это повергает в траур.

В истории психоанализа после Фрейда было совершено две революции. (Об этих революциях пишет известный исследователь В. П. Руднев.) Первую совершила английский психоаналитик Мелани Кляйн. Она постулировала две ранние "позиции" у младенцев: параноидно-шизодную (примерно до полугода) и депрессивную (после шести месяцев и до года). Для первой характерны расщепление материнской груди на "хорошую" и "плохую" и тревога преследования со стороны "плохой" груди, а также отсутствие осознания матери как целостного объекта. Для второй характерно осознание матери как целостного объекта и скорбь по поводу кажущейся утраты матери.

Но самым главным открытием Мелани Кляйн было открытие нового механизма защиты (помимо уже известных к тому времени проекции, интроекции, идентификации, отрицания и других) - проективной идентификации. Это когда ребенок бессознательно вкладывает плохие содержания своей психики, например обиду, в психику матери и заставляет ее вести себя так, как будто она на самом деле такая плохая, какой он ее хочет видеть, манипулируя ее бессознательным.

Вторую революцию совершил скромный госпитальный психиатр и психоаналитик, прошедший у Мелани Кляйн учебный анализ, - Уилфред Рупрехт Бион. Бион был человеком математического склада. Он построил психоаналитическую таблицу (решетку), сравнимую по значимости с таблицей Менделеева. Все мысли, от самых примитивных до сложных дедуктивных концепций, расположены по вертикали в этой таблице; все действия психоаналитика, от самых примитивных до самых утонченных, расположены по горизонтали. В результате психоаналитик может пользоваться каждой клеткой таблицы, чтобы понимать, что он делает в данный момент и что делает в данный момент его пациент. Это самое очевидное открытие Биона. Оно лежит на поверхности. Но что заставляет считать его мыслителем XXI в.? Ведь он умер в 1979 г.

В новом столетии мы можем задаться вопросом: кто из философов после смерти Делёза и Дерриды осуществил радикальный переворот в гуманитарной сфере? Подчеркнем, что этих известных ученых не было бы, если бы не начал свою деятельность Ж. Лакан. Ведь именно он подготовил почву для их концепций еще в 50-е и 60-е гг. минувшего столетия.

Лакан и в наши дни продолжает оказывать влияние на людей, способных к философской рефлексии (например, на Славоя Жижека).

Бион был вдохновлен идеями Мелани Кляйн, в особенности ее концепцией проективной идентификации и перехода от параноидно-шизоидной позиции, который он в свойственной его уму математической манере обозначил как Р5 - О (используются буквы английской транскрипции). Бион понял, что этот переход от одной позиции к другой и обратно к первой действует не только у детей, но и у взрослых.

Контейнирование

В 1959 г. У. Бион случайно услышал от одной из своих пациенток следующую фантазию: "С точки зрения младенца, она должна была бы принять в себя и тем самым пережить страх, что ребенок умирал. Такой страх, который ребенок не мог контейнировать. Он стремился отщепить его от себя вместе с той частью индивидуальности, в которой он находится, и спроецировать его на мать. Понимающая мать способна испытывать чувство страха, с которым этот ребенок пытается справиться с помощью проективной идентификации, и при этом продолжает выглядеть спокойной. У пациентки должна была быть такая мать, которая не могла выносить такие чувства и реагировала либо отрицанием их права на существование, либо, наоборот, становясь жертвой тревоги, возникшей после интроекции чувства младенца".

От такого определения материнской функции, выраженной здесь как фантазия младенца, и развилась перенесшая проверку временем теория аналитической функции. От аналитика требуется принимать в себя некоторые переживания пациента. Как выразился психоаналитик Г. Розенфельд, необходимо войти в достаточный контакт с чувствами и мыслями пациента, чтобы почувствовать и пережить самому, что происходит в пациенте. Что-то из психического состояния пациента, которое было выражено, должно быть принято и интернализировано аналитиком.

Р. Хиншелвуд подчеркивает, что в наших обычных отношениях с другом или с семьей проекция не сопровождается расщеплением. Но психоаналитическое лечение стремится воспроизводить такие психические состояния, которые пациент действительно хочет отцепить. Он или она делает это из-за невыносимости - подобно примеру У. Биона о младенце, который паникует, потому что боится, что умирает. Сама природа психоанализа состоит в том, что аналитик будет испытывать как раз те чувства, которые не сможет испытывать пациент. Аналитик должен что-то с ними сделать. Простое проецирование их назад будет злить пациента и продолжать панику. Он почувствует, что аналитик тоже не может их выдержать. Они становятся еще более невыносимыми и бессмысленными для него. В терминах У. Биона состояние пациента переходит из паники в безотчетный ужас.

С другой стороны, аналитик, как мать, может интернализовать переживание, чтобы сделать его более терпимым. Такая перемена и называется контейнированием. В отличие от матери младенца аналитик использует слова. Работа состоит в назывании того состояния, которое пациент не может ясно сформулировать для себя. В случае успеха конечным результатом становится осмысленная, выраженная в словах экспрессия, конвертированная из сырой проективной невербальной эвакуации.

У. Бион назвал такой процесс создания сознательного смысла из чего-то непереносимого и невозможного для мысли альфа-функцией. Именно эту функцию и привносит аналитик; он делает из неосмысленных переживаний что-то значащее и передаваемое. Данная функция формулирует это запоминающимся высказыванием: "Нападение на альфа-функцию, вызываемое ненавистью или завистью, уничтожает возможность сознательного контакта пациента с самим собой или другими как с живыми объектами. Соответственно, мы слышим о неодушевленных объектах и даже о местах, когда обычно ожидали бы услышать о людях. Они, хотя и описывающиеся устно, ощущаются пациентом как присутствующие материально, а не просто как представленные своими названиями. Такое состояние противоположно анимизму, потому что живые объекты наделяются характеристиками смерти".

Бион относит это к тонким видам нападения, когда из коммуникации изымается жизнь и она выглядит унылой и мертвой. Именно качество разумной жизненности и атакуется в самом пациенте, во взаимодействии, в психике аналитика. Это связано с идеей М. Кляйн о развитии как основанном на интернализации и идентификации с хорошим объектом. Теперь можно сказать, что данный хороший объект имеет определенную характеристику. Он хороший, потому что он из невыносимых и неосмысливаемых переживаний делает смысл. Таким образом, психика аналитика - это реципиент проекций пациентов, которые иногда ненавидят аналитика за то, что тот способен извлекать значение. Итак, завистливый пациент пытается лишить и уничтожить у сепарированного аналитика его силы делать смысл, который пациент не может сделать сам для себя.