Недостроенная подземная база-укрытие подводных лодок «Павловское. Укрытие подводных лодок "Павловское" (29 фото)


Февральская поездка в один из самых больших подземных объектов Приморского края показала, на сколько все-таки прежде была сильна наша страна. Огромные тоннели, высотой в несколько этажей, просто завораживают. Но все по порядку…

Сначала немного справки: На Тихоокеанском флоте противоатомный тоннель для субмарин хотели первоначально соорудить по образу и подобию балаклавского (Севастополь), т.е. в виде судоремонтного завода-арсенала. Но потом из-за нехватки средств решили построить просто подземную гавань-укрытие для лодок. Начало строительства объекта состоялось 1977 году.
Глубина подводного канала составляет около 7 м, ширина около 20 м, высота до арочного свода — 14 м, общая площадь подземной гавани примерно 4 тыс. м².
Конструктивно, объект представляет из себя два основных блока построенных стандартными горными методами, и ряда дополнительных выработок, также построенных раскрытием опорных штолен. Объект состоит из двух основных блоков. «Сооружение-1» - канал для швартовки и размещения атомных подводных лодок. «Сооружение-2» - основной трехэтажный блок для размещения основных жилых и рабочих помещений.
Строительство было практически завершено (оставалось соорудить бетонные гидрозатворы, провести некоторые внутренние работы), когда его внезапно остановили.
Существует две версии этого: пока шло строительство, появились новые дизельные субмарины, более крупные, которые не смогли бы войти в уже сооруженный подводный тоннель. И вторая: у США появилось новое оружие сводившее на нет всю затею с подземным укрытием для субмарин. Строительство было прекращено по договорам СНВ, в конце 1980-х годов. (так рассказывает wikimapia )

Ну а мы выезжаем рано утром из Владивостока в небольшом составе и без особых приключений достигаем ЗАТО Фокино. Минув поселок, заворачиваем в нужный поворот, и вот уже на горизонте виднеется табличка “Территория МО РФ. Проход, проезд запрещен”. Впереди, через несколько десятков метров КПП. Останавливаемся на несколько минут, пропускаем несколько машин, которые едут в часть и, не привлекая внимания, сворачиваем к побережью. Клиренс машины позволяет проехать искусственное препятствие в виде небольшой насыпи. Дальше по лесной дороге встречаем КОНЯ, привязанного к дереву веревкой. Жеребец расположился на противоположной стороне дерева, создав тем самым заграждение в виде натянутой веревки. Не проехать. Чуть -чуть подождав, лошадка все же “опустила” ограждение и мы продолжили свой путь.
Машину оставили на берегу залива. Дальше небольшой километровый переход вдоль моря и мы попадаем на территорию ВЧ. Следы от машин намекают на то, что этот отдалённый участок все-таки иногда патрулируют. Чуть-чуть ускоряемся и без проблем преодолеваем его. И вот уже видна земляная насыпь и порталы.

Было решено сперва осмотреть большой технический зал. Помещения технического тоннеля внутри покрыты льдом.

Хоть здесь и не глубоко, но провалиться и промокнуть при температуре “за бортом” около -15 желания ни у кого нет. Как только лед начинает трещать под ногами, останавливаемся и решаем зайти с другого входа.

Ну а входов тут несколько.

...и даже вот такой, с дизайнерской отделкой.

Встретили редкое подземное явление-блуждающие огоньки.

Подземные коридоры ведут то верх, то вниз...

Побродив по подземным коридорам и посмотрев на вход в 906 КП, путь к которому преграждает предательски незамерзшая вода в одном из переходов, отправляемся в глубь убежища на перекус.

С перепуга че-т набрали с собой дохрена жрачки, разложив которую на каком то ржавом остатке металлической коробки, приступили к поеданию.

Бутеры nick_stark -а. Это лишь малая часть)

После подкрепления спускаемся в основной зал. Именно сюда и должны были заплывать субмарины. Февральские морозы сковали намертво воду. (пожалел, что не захватил с собой коньки) Длина этого тоннеля около 650 метров и он просматривается на сквозь.

Восточный вход в тоннель-убежище

Выход в море

Побродив по подземному катку, все же решаем попробовать попасть в 906 КП по суше. Еще один вход в командный пункт находится как раз напротив войсковой части и хорошо просматривается оттуда. Опасность быть замеченными все же пересиливает любопытство и мы заходим в коридор, соединяющий улицу с КП.

Здесь повсюду разбросам хлам и целая КУЧА видеокассет.

Такое ощущение, что военные устраивали тут раньше просмотр фильмов в свободное от службы время. Пройдя по коридору упираемся в задраенную гермодверь, ведущую непосредственно в КП. Безрезультатно пытаемся ее открыть и ни с чем возвращаемся обратно к машине.
Правы те, кто говорит, что под землей время летит незаметно. Проведя около 4-х часов под землей, с периодическими выходами наружу, мы благополучно возвращаемся к машине и выдвигаемся обратно во Владивосток.
Спасибо за компанию

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ПОДВОДНЫХ СИЛ ЗАЛИВА "СТРЕЛОК" В конце 50-х – начале 60-х годов началось оснащение Тихоокеанского флота СССР ракетным и ядерным оружием. Дальнейшее развитие ракетного и атомного подводного судостроения позволило приступить к созданию атомных подводных ракетоносцев. Первая АПЛ для ТОФ проекта 659 была заложена в Комсомольске-на-Амуре в 1958 году. Для размещения атомных подводных лодок готовились пункты базирования в бухте Крашенинникова (Камчатка) и бухте Павловского (Приморье), создавалась необходимая инфраструктура. В бухте Павловского были построены водонасосная станция, судоремонтные мастерские, здание штаба, баня, общежитие, казармы для личного состава, пожарное депо, малая котельная, здание штаба береговой базы. Возведены дамбы, пирсы, молы.
30 декабря 1959 года был сформирован 423 отдельный дивизион подводных лодок под командованием капитана 1 ранга Прыгункова Н.П., а в 1960 году дивизион переформирован в 9-ю отдельную бригаду подводных лодок. В начале 1960 года формируется 7-я береговая база, 17 служба радиационной безопасности, учебные кабинеты, в состав соединения включается плавбаза «Бахмут».
01 октября 1960 г. в состав бригады вошла первая на ТОФ АПЛ К-45 проекта 659 под командованием капитана 3 ранга Белышева В.Г.
В 1961 г. управление 9-й бригады переформировано в 26 дивизию АПЛ ТОФ (первый командир контр-адмирал Иванов Ю.В.), в состав которой в 1961-62 гг. были введены АПЛ К-59, К-66, К-122, К-151, К-175 проекта 659.
В 1961 году экипаж АПЛ К-45 под командованием капитана 1 ранга Катышева А.В. совершил поход на полную автономность с выполнением зачетной практической стрельбы ракетами.
В 1972 году за освоение нового тактического приема «Плавание подводной лодки под надводными кораблями» экипажам К-23 и К-7 присвоено звание «Гвардейский экипаж».
За успешное выполнение поставленных задач в ходе маневров «Океан» (1970 г.), состязаний на приз ГК ВМФ в 1970-1976 гг. награждены - экипаж АПЛ К-23 – переходящим Красным Знаменем Верховного Совета СССР, а экипажи АПЛ К-23, К-66, К-122 – переходящими призами ГК ВМФ за первые места по ракетной и торпедной подготовке и минной постановке.
В 1978 году по итогам года 26 дивизия АПЛ ТОФ объявлена лучшим соединением Военно-Морского Флота СССР. За годы своего существования более 600 моряков-подводников дивизии удостоены правительственных наград за мужество, воинскую доблесть при выполнении задач по защите Отечества, а контр-адмирал Катышев А.В., капитан 1 ранга Соколов Е.П. и капитан 2 ранга Петров И.Д. удостоены высокого звания Герой Советского Союза.
В 1977 году, в связи с развитием атомного подводного флота Советского Союза, была сформирована 21-я дивизия АПЛ ТОФ с дислокацией в бухте Павловского. Первый командир – контр-адмирал Парамонов Э.Н.
В 1978 году образована 4-я флотилия АПЛ в бухте Павловского в составе трех дивизий: 21-й стратегической, 26-й противолодочной и 29-й ракетной (с базированием в бухте Ракушка залива Владимира), 2 торпедно-технических базы, 2 ракетно-технических базы, тыла флотилии, береговой базы 29-й дивизии, технической базы по ремонту и перегрузке активных зон реакторов (с 1985г.), судоремонтного завода, 3 плавмастерских. Первый командир - вице-адмирал Белашев В.Г. (трагически погиб в авиационной катастрофе 7 февраля 1981 г.). С 1981 по 1994 г. флотилией командовали вице-адмиралы Храмцов В.Г. и Кожевников В.А.
В октябре 1978 года создана 9-я дивизия АПЛ (в нее вошли лодки из состава 29 дивизии) с пунктом базирования бухта Конюшкова, залив Стрелок с подчинением 4-й флотилии. Первый командир контр-адмирал Смолярчук П.П. В 1988 году дивизия переформирована в дивизион.
В сентябре 1994 года 4-я флотилия переформирована в 3-ю эскадру АПЛ ТОФ (командир контр-адмирал Валуев В.П.), а в сентябре 1995 года 3-я эскадра преобразована в 26 дивизию АПЛ ТОФ. В 2000 году, в связи с выводом АПЛ из боевого состава ВМФ, 26 дивизия расформирована.
В истории соединений АПЛ есть и трагические страницы. 14 июня 1973 года, в результате аварии, возникшей при столкновении у м. Поворотный АПЛ К-56 с научно-исследовательским судном «Академик Берг», погибли 27 человек. Погибшие подводники захоронены в братской могиле на городском кладбище г. Фокино. 21 августа 1980 года на АПЛ К-122, находившейся на боевой службе в Филиппинском море, при возникновении пожара погибли 14 подводников. Моряки погребены в братском захоронении на территории военного городка б. Павловского, где позднее воздвигнут мемориал. В июле 1985 года при перегрузке активной зоны АПЛ «К-431» в результате произошедшей аварии погибли 10 человек.
30 декабря 1992 года для обеспечения ядерной и радиационной безопасности, подготовки к утилизации АПЛ, выведенных из боевого состава ВМФ, сформирован 287 дивизион АПЛ с базированием в бухте Чажма и непосредственным подчинением командующему 4-й флотилии. Первый командир - капитан 1 ранга Степыгин В.С.
В 1994 году для выполнения таких же задач сформирована 8-я отдельная бригада АПЛ (командир капитан 1 ранга Абросимов С.А.) а 287 дивизион переподчинен этой бригаде.
В 2000 году в соответствии с планами командования дивизион перебазирован в б. Павловского. В 2003 году 8-я бригада АПЛ расформирована, оставшиеся АПЛ переданы в подчинение 287-му дивизиону подводных лодок.
Сегодня состав подводных сил Российского ВМФ существенно сократился. В строю остались, главным образом, подводные лодки третьего послевоенного поколения. Вместе с тем, наш подводный флот по корабельному составу и по боевым возможностям является вторым в мире, уступая лишь подводным силам ВМС США.
Наличие этого флота позволяет нашей стране оставаться в числе крупнейших морских держав, заставляет ведущих игроков мировой политики считаться с нашими интересами, несмотря на то, что нам еще не удалось выйти из кризиса и восстановить свой экономический потенциал. Поэтому строительство подводных лодок в нашей стране не прекращалось никогда и продолжается сегодня.

Дорогие друзья! 21 августа 2010 года исполняется 30 лет со дня трагедии на атомной подводной лодке К-122. Как было сказано выше, погибшие герои погребены в братском захоронении на территории военного городка в бухте Павловского. Мемориал и все, что связано с ним, за прошедшие годы обветшало и требует дорогостоящего ремонта. Союз подводников ЗАТО город Фокино обращается к ветеранам флота, ко всем жителям городского округа внести свой посильный вклад в реставрацию Мемориала погибшим на К-122. Достойным людям – достойную память!

Мосич С.В., помощник главы администрации

База-укрытие подводных лодок "Павловское" было построено для скрытия лодок в экстренных случаях. Первоначально планировалось замаскировать базу под ремонтную, но в итоге решили строить так.
Сама база представляет собой туннель в скале для захода подводной лодки в надводном положении. В случае атаки, туннель должен защитить подводные лодки от прямого попадания атомной бомбы. Строительство базы началось в 60-х годах, однако в 80-х из-за нехватки денег стройка начала замедлятся, а после развала Союза совсем прекратилось и база осталась в недостроенном состоянии, хотя оставалось совсем немного. Остановку строительства так же связывают с подписанием договора об ограничении наступательного вооружения.

Проложить маршрут движения для автомобиля вы можете введя название места откуда Вы хотите выехать и куда добраться. Названия точек вводите в именительном падеже и полностью, с названием города или области через запятую. В противном случае на онлайн схеме маршрута может проложиться не верный путь.

Бесплатная Яндекс-карта содержит подробную информацию о выбранной местности, в том числе границы областей, краев и районов России. В разделе «слои» можно переключить карту в режим «Спутник», тогда вы увидите снимок выбранного города со спутника. В слое «Народная карта» указаны станции метро, аэропорты, названия микрорайонов и улиц с номерами домов. Это онлайн интерактивная карта - скачать ее нельзя.

Ближайшие отели (гостиницы, хостелы, апартаменты, гостевые дома)

Посмотреть все отели в округе на карте

Выше показаны пять ближайших гостиниц. Среди них встречаются как обычные гостиницы так и отели с несколькими звездами, а так же дешевое жилье - хостелы, апартаменты и гостевые дома. Это как правило частные мини-гостиницы эконом-класса. Хостел это современное общежитие. Апартамент это частная квартира с посуточной арендой, а гостевой дом это большой частный дом, где как правило живут сами хозяева и сдают комнаты для гостей. Снять гостевой дом можно с услугой всё включено, баней и прочими атрибутами хорошего отдыха. Тут уточняйте детали у хозяев.

Обычно гостиницы располагаются ближе к центру города, в том числе и недорогие, рядом с метро или вокзалом. Но если это курортный район, то лучшие мини-отели наоборот располагаются подальше от центра - на берегу моря или реки.

Ближайшие аэропорты

Когда выгоднее лететь. Дешевые авиабилеты.

Вы можете выбрать один из ближайших аэропортов и купить билет на самолет не вставая с места. Поиск самых дешевых авиабилетов происходит онлайн и Вам отображаются лучшие предложения, в том числе и на прямые рейсы. Как правило это электронные билеты по акции или скидке от множества авиакоманий. Выбрав подходящую дату и цену кликните на нее и попадете на официальный сайт компании, где сможете забронировать и купить необходимый билет.

Ближайшие автовокзалы, железнодорожные станции, остановки автобусов.

Название Тип Транспорт Расстояние Расписание
Руднево автобусная остановка автобус 4 км.
 /   / 42.86750; 132.51917 (G) (Я) Координаты : 42°52′03″ с. ш. 132°31′09″ в. д.  /  42.86750° с. ш. 132.51917° в. д.  / 42.86750; 132.51917 (G) (Я)

К:Водные объекты по алфавиту

История

Бухта получила своё название в 1892 году по имени командира канонерской лодки «Горностай » капитана П. С. Павловского.

Во времена Советского Союза бухта Павловского использовалась в качестве основного места базирования дизельных, а затем и атомных подводных лодок Тихоокеанского флота . С распадом СССР бухта превратилась в «кладбище» атомных подводных лодок, которые ожидают здесь своей утилизации.

Источники

Напишите отзыв о статье "Бухта Павловского"

Отрывок, характеризующий Бухта Павловского

Пьер заглянул в яму и увидел, что фабричный лежал там коленами кверху, близко к голове, одно плечо выше другого. И это плечо судорожно, равномерно опускалось и поднималось. Но уже лопатины земли сыпались на все тело. Один из солдат сердито, злобно и болезненно крикнул на Пьера, чтобы он вернулся. Но Пьер не понял его и стоял у столба, и никто не отгонял его.
Когда уже яма была вся засыпана, послышалась команда. Пьера отвели на его место, и французские войска, стоявшие фронтами по обеим сторонам столба, сделали полуоборот и стали проходить мерным шагом мимо столба. Двадцать четыре человека стрелков с разряженными ружьями, стоявшие в середине круга, примыкали бегом к своим местам, в то время как роты проходили мимо них.
Пьер смотрел теперь бессмысленными глазами на этих стрелков, которые попарно выбегали из круга. Все, кроме одного, присоединились к ротам. Молодой солдат с мертво бледным лицом, в кивере, свалившемся назад, спустив ружье, все еще стоял против ямы на том месте, с которого он стрелял. Он, как пьяный, шатался, делая то вперед, то назад несколько шагов, чтобы поддержать свое падающее тело. Старый солдат, унтер офицер, выбежал из рядов и, схватив за плечо молодого солдата, втащил его в роту. Толпа русских и французов стала расходиться. Все шли молча, с опущенными головами.
– Ca leur apprendra a incendier, [Это их научит поджигать.] – сказал кто то из французов. Пьер оглянулся на говорившего и увидал, что это был солдат, который хотел утешиться чем нибудь в том, что было сделано, но не мог. Не договорив начатого, он махнул рукою и пошел прочь.

Бухта Павловского находится в восточной акватории залива Стрелок в заливе Петра Великого. Это потрясающе живописное место, окруженное туманными таежными сопками, интересно не только своими пейзажами. Пру десятилетий назад оно было таинственным и неприступным «секретным объектом № 6», одним из самых крайних защитных рубежей огромной советской империи.

История

Названа бухта в честь капитана П.С. Павловского, командира канонирской лодки «Горностай».

Во времена СССР бухта Павловского была местом базирования сначала дизельных, а позже – атомных подводных лодок Тихоокеанского флота. Здесь же было и противотанковое убежище для субмарин, выходы которого сегодня надежно заложены кирпичом. После распада Союза она превратилась в «кладбище» подводных лодок, ожидающих утилизации.

Природа

Берега бухты крутые и скалистые, поросшие травой и кустарником. По левой стороне скалы, по правой – море. Добраться до бухты можно разве что по извилистому серпантину. Климат по-особому, по дальневосточному мягкий и ласковый. Влажный воздух оседает на губах привкусом соли и йода. Настоящий райский уголок, приморское блаженство.

Впрочем, туристам бухта Павловского интересна не только как уединенный пляж у моря, а именно военными объектами, все еще сохранившими остатки своего чудовищного, угрожающего величия. И хотя от воинственной мощи остались только обломки, любопытных путешественников не покидает ощущение, что империя, возможно, не погибла – она просто спит и готова в любой момент восстать из руин.