Новелла матвеева личная жизнь дети. Новелла Матвеева: биография

Поэт, прозаик, переводчик, бард, драматург, литературовед.

Александр Балтин

На смерть Новеллы Матвеевой

На этом свете света не найдёшь:

Он пеплом наших действий припорошен.

Услышит песню из окна прохожий:

Волна тепла, которую не ждёшь,

Омоет душу…

Славная волна.

Бездомный домовой найдёт жилище

В укромной песне - оной глубина

Согреет нежных слушателей тыщи.

Нам остаётся к песням и стихам

Сознаньями и душами прижаться.

Кораблик устремится к берегам,

И сказки ожидающим приснятся.

Вселенная Шекспира восстаёт

Из крепко сделанных сонетов мощно.

А творчества так долго зревший плод

Остался всем - красивый, дивный, сочный.

Мечтанья о кораллах и морях,

Когда сильны, уводят в запредельность.

Для всех потусторонний дан очаг:

Подчёркивает мирозданья цельность.

«45»: Публикация в нашем альманахе от 1 августа 2016-го - пожалуй, последняя прижизненная публикация Новеллы Николаевны…

Только реалистом чувств и можно быть в этом мире,

где, по-видимому, никак невозможно быть

реалистом всего остального.

К акому ребёнку не нравится лепить? Какому взрослому? Комкаешь в пальцах податливую мягкую субстанцию, думаешь о разных мелочах, очень серьёзных на тот момент, и пластилин начинает принимать форму… «Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина. Я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак…» (Н. Матвеева).

А стихи? Слова тоже бывают родом из детства - корабли и капитаны из далёкой «Дельфинии», неосязаемые солнечные зайчики, крылья с колокольчиками, болтливые водосточные трубы, ироничные водопады. В одно мгновение меняется восприятие окружающего мира: краски становятся ярче, мысли - светлее, а неудачи и переживания больших детей блекнут. Слово пластично тогда, когда говорит душа.

И счастье, и печаль звучали в песне той;

Был тих её напев старинный и простой...

Чтение стихов Новеллы Матвеевой можно сравнить с увлекательным путешествием. Корабль покачивается на волнах, поскрипывает мачта, у кораблика своя мелодия:

Набегают волны синие.

Зелёные? Нет, синие.

Как хамелеонов миллионы,

Цвет меняя на ветру.

Ласково цветёт глициния -

Она нежнее инея...

А где-то есть земля Дельфиния

И город Кенгуру.

Путешественник рано или поздно находит жемчуг - строки, которые близки его чувствам. Такова потребность читателя.

Какова же роль кораблей? В интервью «Литературной газете» Новелла Матвеева заметила, что поэты, если они настоящие поэты, они где-то близки к священникам. Они торопят нас к добру.

Когда потеряют значение слова и предметы,

На землю, для их обновленья, приходят поэты.

Капитаны, как и путешественники боятся не найти дорогу, не вернуться в страну детства, но и не могут остаться там навсегда, поэтому выходят в открытое море снова и снова.

Витает, как дух, сухой тополиный пух,

Боится упасть: земля сыра, холодна...

Боится душа с собой побеседовать вслух,

Боится признать, что потеряна та страна.

Р одилась Новелла Николаевна Матвеева 7 октября 1934 года в Царском Селе (г. Пушкин) в творческой семье. Отец - географ, историк-краевед Дальнего Востока, мама - преподаватель литературы, поэтесса, печатавшаяся под псевдонимом Матвеева-Орленева.

В книге воспоминаний «Мяч, оставшийся в небе», опубликованной в 1996 году Новелла Матвеева с теплом говорит о своём детстве, несмотря на лишения военных и послевоенных годов.

Стихи мамы, поразившие Новеллу, она впервые услышала в голосе мамы:

Трудной дорога была… Как почернели орбиты!

Но не ржавеет перо на беспокойном столе.

Я неподкупным стихом коню подковала копыто.

Выпусти повод, поэт! Вымой лицо в хрустале!

Усталость, передышка, очищение и вечный поиск знания, силы и точности слова.

«Как Саксон бредила стихами своей матери, я бредила стихами - своей» - писала Новелла.

Сорок первый год. Отец, Николай Николаевич по состоянию здоровья был определён в Народное ополчение, работал в Монинском военном госпитале. Как вспоминала Новелла Матвеева о военном периоде жизни их семьи: «…Нашей семье между тем делалось всё труднее, всё хуже. На нас начинала наваливаться постоянная слабость от недоедания, вечные простуды зимой из-за плохой одежды и обуви. От острого авитаминоза я начала слепнуть. И тогда Николай Николаевич пошёл на первое и последнее в его жизни, великое, как он сам считал, «злоупотребление». На целый месяц устроил меня для излечения в тот свой Монинский военный госпиталь. В монинский свой период я могла, конечно, только читать, но никак не писать прозу. Что же до поэзии, то каких мне ещё стихов, если стихи моей матери были всегда в памяти!».

C 1950 по 1957 год Новелла Матвеева работала в детдоме Щёлковского района разнорабочей. «Да, нелегко бывало» - признается в своём очерке Новелла Матвеева. «Но ведь было не только плохое…

…Была молодость! Были наброски стихов и прозы, рассованные по карманам. Была пленительная цветущая местность Молодой Колонии! И, наконец, великие планы! Я собиралась, например, поступить в мастерскую вывески или сделаться надомницей - разрисовывать рожицы куклам для игрушечной фабрики. Мечты, мечты! Этим непомерным притязаниям не суждено было сбыться».

Мелодии своих первых песен Матвеева сочинила ещё в конце войны. Новый виток в жизни Новеллы начался с 1959 г. во время активного сотрудничества с «Комсомолкой», а с 1961 года Матвеева становится Членом Союза писателей СССР.

В 1962 году Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького, где и познакомилась с выпускником того же института Иваном Киуру. Поженились они в 1963 году.

В 1966 году появилась первая пластинка Новеллы Матвеевой с записью авторских песен.

О песнях Новеллы Матвеевой сказано немало. Прежде всего, это феноменальное действие на человека - очищающее, умиротворяющее, иногда в них слышится лёгкая печаль, как понимание сиюминутности, скоротечности счастливого мгновения.

Песня! Все на свете дышит песней;

Ветер, гомон гонга, говор Ганга, мерный шаг слона...

Да не спеть нам ни единой, ни единой - лебединой,

Ибо в песню вся планета впряжена.

К ак заметил Дмитрий Быков в своём эссе «Чистейший образец»: «Самое чистое вещество искусства, которое мне в жизни случалось видеть, - это песни Новеллы Матвеевой в авторском исполнении, просто так, на концерте или у неё дома, в Москве или на Сходне, за чайным столом или на крыльце». По его же мнению Матвеева - природный и потомственный демократ, защитница угнетённых и нищих, само понятие элитарности ей всегда было враждебно.

Новелла Матвеева всегда была верна себе в стремлении повлиять словом на несправедливость, неправильность, существовавшие в диссонансе с её восприятием мира.

Но мне, в утешенье, сказали вчера,

Что нет на земле совершенства. И что же?

Мне надо бы радостно крикнуть: «Ура!»,

А я сокрушённо подумала: «Боже!»

60-70-е годы. Переживания Новеллы Николаевны Матвеевой и Ивана Семёновича Киуру в описании Геннадия Красникова: «…какая разительная непохожесть в общении с миром, которое из-за вынужденного или добровольного одиночества чаще всего сводилось к общению с природой, органической частью которой всегда чувствовали себя Новелла Матвеева и Иван Киуру. Не раз приходилось мне наблюдать, как они во время прогулки приостанавливались внезапно на дороге, уступая путь бегущему муравью или неторопливому жуку. «Пусть парень пройдёт», - говорили они едва ли не в один голос...».

Безусловно, поэту тяжело ужиться с правилами и штампами эпохи.

Их любит мир. Весна без них не может.

Их не берут ни войны, ни века.

И все ж они зачахли. От чего же?

От шума штамповального станка.

Новелла Матвеева много своих стихов посвятила мужу, записала песни на его стихи, они выпустили совместную пластинку.«Мне ещё многое нужно сделать: подготовить к изданию книгу Ивана Семёновича - его прозу, стихи. Пишу воспоминания о нём.

В этом нахожу силы, в этом вижу свой долг перед его памятью» (Ф. А. Нодель. «Кому сам Хронос не указ»).

Н еоценимы радость, отвага и житейская мудрость, подаренные стихами и песнями Новеллы Матвеевой. И пусть все сказано на свете, важно - как сказано. Искренне, просто и одновременно глубоко.

Можно подняться - в конце концов - на Парнас,

Якорь на Кипре кинуть, заплыть за Крит,

Но как вернуться туда, где стоишь сейчас?

Где одуванчик долгим дождём закрыт?

Библиография Новеллы Матвеевой:

Новелле Матвеевой принадлежит более 30 книг стихов, прозы и переводов: «Лирика» (1961), «Кораблик» (1963), «Душа вещей» (1966), «Солнечный зайчик» (1966), «Ласточкина школа» (1973), «Река» (1978), «Закон песен» (1983), «Страна прибоя» (1983), «Кроличья деревня» (1984), «Избранное» (1986), «Хвала работе» (1987), «Нерасторжимый круг» (1991), «Мелодия для гитары» (1998), «Кассета снов» (1998), «Сонеты» (1998), «Караван» (2000), «Жасмин» (2001).

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Матвеевой «Предсказание Эгля» - фантазия по мотивам произведений Александра Грина, содержащая 33 песни Новеллы Николаевны.

Как автор-исполнитель Н. Матвеева записала пластинки: «Песни» (Мелодия, 1967), «Стихи и песни» (Мелодия, 1966), «Дорога - мой дом» (Мелодия, 1982), «Музыка света» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984), «Баллады» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985), «Мой воронёнок» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986), «Рыжая девочка» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986) и компакт-диски «Какой большой ветер» (ASP, 1997), «Девушка из харчевни» (ASP, 1997), «Новелла Матвеева» (Moroz Records, 1999), «Лучшие песни» (Московские окна, 2000), «Отчаянная Мэри», «Трактир "Четвереньки"».

Альбом из 14 песен Новеллы Матвеевой в исполнении группы «Сегодня в мире» вышел в 2009 году и получил высокую оценку поэта.

Награды Н. Матвеевой: Пушкинская премия - в 1998-м, Государственная премия - в 2003 году.

Литература:

    Матвеева Н. Мяч, оставшийся в небе. - М: Молодая гвардия, 2006. - 132 с.

    Медынский Г. Песенная поэзия Новеллы Матвеевой // Юность. — 1966. — № 7.

    Красников Г. И. Одна в поле воин...

Матвеева Новелла Николаевна. [Россия, Московская область, Москва]
(род. 07.10.1934, ум. 04.09.2016)

Новелла Матвеева родилась 7 октября 1934 г. в Царском Селе (ныне г.Пушкин ) Ленинградской области , живет в Москве .

Среди ее предков были музыканты и крестьяне, поэты и моряки, скрипичный мастер и даже корабельный фельдшер.

Она придумала слово "шестидесятники" в своей статье, опубликованной альманахе "Поэзия" примерно во второй половине восьмидесятых и с того времени всех живших и действовавших в 60-естали называть — "шестидесятники".

Мелодии первых песен сочинила еще в детстве, в конце войны.

Первой ее публикацией в 1957 году стала пародия на песенку "Пять минут" из кинофильма "Карнавальная ночь". Вскоре последовали публикации стихов в газете "Советская Чукотка" (1958) и журнале "Енисей". С 1959 года ее стихи стали регулярно печататься в центральных газетах и журналах.

Литератор, поэт. С 1961 года Член Союза писателей СССР.

В 1962 году Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького.

Первая пластинка Новеллы Матвеевой появилась в 1966 году. Это была первая в Советском Союзе пластинка с авторскими песнями. Там была и "Девушка из харчевни", песня, вышедшая далеко за пределы поющей интеллигенции, та самая, " о гвоздике".

Песни пишет в основном на свои стихи, с 1972 г. — также на стихи Ивана Семеновича Киуру (1934-1992), ее мужа.

Ее перу принадлежит более 30 книг стихов, прозы и переводов. Среди них: "Лирика" (1961), "Кораблик" (1963), "Душа вещей" (1966), "Солнечный зайчик" (1966), "Ласточкина школа" (1973), "Река" (1978), "Закон песен" (1983), "Страна прибоя" (1983), "Кроличья деревня" (1984), "Избранное" (1986), "Хвала работе" (1987), "Нерасторжимый круг" (1991), "Мелодия для гитары" (1998), "Кассета снов" (1998), "Сонеты" (1998), "Караван" (2000), "Жасмин" (2001).

Как автор-исполнитель Н. Матвеева записала пластинки: "Песни" (Мелодия, 1967), "Стихи и песни" (Мелодия, 1966), "Дорога — мой дом" (Мелодия, 1982), "Музыка света" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984), "Баллады" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985), "Мой вороненок" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986), "Рыжая девочка" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986) и компакт-диски "Какой большой ветер" (ASP, 1997), "Девушка из харчевни" (ASP, 1997), "Новелла Матвеева" (Moroz Records, 1999), "Лучшие песни" (Московские окна, 2000), "Отчаянная Мэри", "Трактир "Четвереньки".

Наиболее известными и популярными песнями Новеллы Матвеевой стали: "Песня погонщика мула" ("Ах, как долго, долго едем..."), " " (" "), "Водосточные трубы" ("Дождь, дождь вечерний..."), "Девушка из харчевни" ("Любви моей ты боялся зря..."), "Окраина" ("Летняя ночь была..."), "Капитаны без усов" ("Вот передо мною море голубое..."), "Страна Дельфиния" ("Набегают волны синие..."), "Фокусник" ("Ах ты, фокусник..."), "Цыганка" ("Развеселые цыгане по Молдавии гуляли..."), "Шарманщик" ("На землю падал снег...") и др.

Прощание с Новеллой Матвеевой состоялось во вторник 13 сентября 2016 г. в Храме Космы и Дамиана в Шубине и в Центральном доме литераторов.

В Детском Селе (бывшее Царское Село, ныне город Пушкин) Ленинградской области. Ее отец Николай Матвеев-Бодрый был географом, историком-краеведом Дальнего Востока, действительным членом Всесоюзного географического общества. Мать, Надежда Малькова, была преподавателем литературы, поэтессой, печатавшейся под псевдонимом Матвеева-Орленева. Дед, Николай Матвеев-Амурский, был писателем и автором первой "Истории города Владивостока", долгие годы жил в Японии. Двоюродный брат — Иван Елагин (настоящая фамилия — Матвеев) — поэт русского зарубежья.

В 1950-1957 годах Новелла Матвеева работала в детдоме Щелковского района Московской области.

В 1962 году заочно окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького.

Писать стихи Новелла Матвеева начала с детских лет. Первой ее публикацией стала в 1957 году пародия на песенку "Пять минут" из кинофильма "Карнавальная ночь". С 1959 года стихи Матвеевой стали регулярно печататься в центральных газетах.

В 1961 году вышел первый сборник поэтессы "Лирика", в 1963 году издан второй сборник "Кораблик", в 1996 году — "Душа вещей" и др. В 1969 году издана поэма "Питер Брейгель Старший".

В 1970-х годах вышли ее книги "Ласточкина школа" (1973), "Река" (1978) и др.

В 1980-х годах были изданы "Страна прибоя" (1983), "Кроличья деревня" (1984), "Хвала работе" (1987).

В 2000-х годах вышли ее сборники "Караван", "Жасмин" и "Девочка и пластилин".

С конца 1950-х годов Новелла Николаевна стала сочинять песни на собственные стихи и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре, став одним из основателей жанра авторской песни. С 1972 года Новелла Матвеева сочиняла песни также и на стихи своего мужа, поэта Ивана Киуру (1934-1992).

Также Матвеева писала песни на стихи Уильяма Шекспира и русских поэтов Михаила Лермонтова и Афанасия Фета. В 1966 году вышла первая ее пластинка с песнями — первая бардовская пластинка в СССР, впоследствии неоднократно переиздававшаяся.

Среди лучших песен — "Кораблик", "Ветер", "Девушка из харчевни", "Караван", "Окраины", "Цыганка-молдаванка", "Страна Дельфиния", "Испанская песня", "Шарманщик".

С 1961 года она была членом Союза писателей России.

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Матвеевой "Предсказание Эгля" — фантазия по мотивам произведений Александра Грина, содержащая 33 песни поэтессы.

В 2009 году был из 14 песен Новеллы Матвеевой в исполнении группы "Сегодня в мире".
Матвеева — автор книги воспоминаний "Мяч, оставшийся в небе" (1996).

Новелла Николаевна Матвеева (род. 7 октября 1934, Детское Село, Ленинградская область, СССР) - русский поэт, прозаик, бард, драматург, литературовед.

Отец Новеллы Матвеевой Николай Николаевич Матвеев-Бодрый - по профессии географ, историк-краевед Дальнего Востока, действительный член Всесоюзного географического общества, по мировоззрению - романтик (отсюда имена детей - Новелла и Роальд). Мать - Малькова Надежда Тимофеевна, преподаватель литературы, поэтесса, печатавшаяся под псевдонимом Матвеева-Орленева. Дед Николай Петрович Матвеев-Амурский также был писателем и автором первой «Истории города Владивостока», долгие годы жил в Японии. Двоюродный брат Иван Венедиктович Елагин (настоящая фамилия - Матвеев) - поэт русского зарубежья.

C 1950 по 1957 год Матвеева работала в детдоме Щёлковского района Московской области. В 1962 году окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А. М. Горького (заочно).

С детских лет пишет стихи, печатается с 1958 года. Первый сборник издан в 1961 году; второй («Кораблик») - в 1963 году. В 1961 году Матвееву приняли в Союз писателей СССР. В 1970-е годы у неё вышли книги «Ласточкина школа», «Река» и др., в 1980-е - «Закон песен», «Страна прибоя» и др.

С конца 1950-х годов Новелла Николаевна стала сочинять песни на собственные стихи и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. С 1972 года Новелла Матвеева сочиняет песни также и на стихи своего мужа, поэта Ивана Киуру (1934-1992).

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Матвеевой «Предсказание Эгля» - фантазия по мотивам произведений Александра Грина, содержащая 33 песни Новеллы Николаевны.

В 1996 году вышла книга воспоминаний «Мяч, оставшийся в небе». В 1998 году Новелла Матвеева стала лауреатом Пушкинской премии в области поэзии.

В 2002 году Матвеева стала лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

Новелла Николаевна живёт в Москве. В последнее время она работает над своими переводами сонетов Шекспира.

Альбом из 14 песен Новеллы Матвеевой в исполнении группы «Сегодня в мире» вышел в 2009 году и получил высокую оценку поэта.

Моему издавна любимому поэту, Новелле Матвеевой, исполнилось 80 лет. Я с детства знаю наизусть ее песни, те, что мы бесконечно крутили на чудом вышедшей пластинке. И совершенно не мешало, что вокальных данных у автора было меньше, чем у любого ее поклонника. Это была та высокая и светлая романтика, которой требовало наше юное нутро, вопреки тусклому болоту реальности, утяжеленному долгим брежневским царствованием.

Потом, случаем и чудом, мне достался тоненький сборничек стихов Новеллы Матвеевой, и я осознала, что она не бард, каких тысячи, а большой поэт.

Я не знала тогда о ней ничего. Что у нее есть муж, Иван Киуру (Хейно Йоханнес). Что он из семьи финнов, пострадавшей от репрессий. Что он - тоже прекрасный и невостребованный при жизни поэт. Часть песен Новелла пела на стихи мужа.

Это трагедия, если подумать. Два поэта, дьявольски, незаурядно талантливых, прожили жизнь в неизвестности, в почти полном забвении современников. В нищете. Значит, всё, что они в себе несли и готовы были отдать людям, оказалось «идеологически неподходящим». Их не печатали, а в ту, доинтернетовскую эпоху, это означало вакуум, забвение.

Которое оборачивалось для носителей невостребованного знания и таланта – запоями, отчаяньем, депрессией, иногда самоубийством.

Ведь мощный дар, если он дан и не востребован, плющит своего носителя, который есть человек. Просто человек, со всеми его слабостями и болячками. Но на него свалился дар, который мучит и требует выхода. И если этого выхода нет, он начинает ломать человека. Потому что невозможно жить с ним один на один. Потому что это надчеловеческое. Оно сильнее, оно рвется себя осуществить. Как Иаков боролся с Богом на равных. А реальность ставит бетонную стену.

И тогда начинается гибель носителя. Того, на которого это свалилось. Пьянство, отчаяние, бессмысленность своей жизни, смерть.

Сколько таких имен мы знаем! А скольких еще не знаем…

Новелла Матвеева

ВЫ ДУМАЛИ...
Вы думали, что я не знала,
Как вы мне чужды,
Когда, склоняясь, подбирала
Обломки дружбы.

Когда глядела не с упреком,
А только с грустью,
Вы думали - я рвусь к истокам,
А я-то - к устью.

Разлукой больше не стращала.
Не обольщалась.
Вы думали, что я прощала,
А я - прощалась.

Иван Киуру

От северной половины земного шара
Солнце отворачиваться стало –
Устало.
Океан рассердился,
Ветер дохнул,
К небу взметнул облака!..

С корзинкой пустою
Брожу по лесов опустелым базарам,
И ливни косые
Пляшут, как бесы босые,
Ручьями взрывая тропу,
А мне, как снопу,
Обивая бока...

В посвистах ветра,
в дождей несмолкаемых гулах
Ни птиц, ни зверьков не видать,
и не слышно людей...
Я нашёл на пеньке
три опёнка сутулых,
два ореха на ветке,
да с пяток желудей.

С гривой пенистой, белой –
Вихрь мчит одурелый,
Мечет листья в поток...
Ураганы созрели,
И циклоны созрели,
Бессмысленные караваны оркестров запели,
И проклюнулся хаоса серый цветок.

Лист желтеет набрякший
у меня под ногами.
В жёлтой пряже потока румянец осин
Да с лицом обомшелым задумчивый камень
Созерцают уныло
клокотанье трясин...

Бог Ты мой!
Над потопом светило взлетело,
Словно твердь свои реки
исчерпала до дна...
Тишина охватила и душу и тело,
И опять передышка человеку дана!

Кто поверит,
Что в холоде, в слякоти этой,
Под скалою, чей дух
и дремуч и тяжёл,
Я – улыбку давно убиенного лета –
Одинокую дикую розу нашёл?