Новые формы обучения иностранному языку. Активные формы обучения иностранному языку

С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду . Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру . Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер . Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока. На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки: самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях .

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований и других заданий с элементами занимательности. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого .

Типы нестандартных уроков.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков. Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий . По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-"дублер" начинает действовать".

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, "живая газета", устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: "следствие ведут знатоки", утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, "посиделки", "клуб знатоков".

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

В настоящее время произошли серьёзные изменения в методике обучения иностранному языку в образовательном учреждении. Сюда в первую очередь относится общая стратегия в отношении коммуникативной направленности, понимание практической цели обучения, а именно, овладение языком как явлением социальным, служащим средством общения в устной (аудировании и говорении) и письменной формах (чтении и письме), что нашло отражение в тактике обучения, прежде всего на начальном этапе . Учащийся должен получить всестороннее развитие, приобрести необходимую культуру, воспитанность, готовность включаться в профессиональную деятельность. Учитель - обеспечить воспитание широко образованной, социально активной личности, а это возможно только при условии повышения качества учебно-воспитательного процесса. Каждому учителю нужно знать цели, систему обучения и приемы, заложенные в комплектах, содержание УМК, уметь творчески использовать учебные, воспитательные и развивающие возможности. Иными словами, необходимо овладевать методическим мастерством, чтобы обучить английскому языку на уровне современной теории. Реализация основных направлений реформы образовательной и профессиональной школы нашла отражение в усовершенствованной программе по иностранным языкам. В нее были внесены изменения и уточнения. В частности, там говорится, что преподавание должно обеспечить единство обучения и воспитания, прочное овладение учащимися основами языка и умение применять его на практике. Тем самым подчеркивается практическая (коммуникативная) направленность учебного процесса по данной дисциплине. Например, школьники работают в группе, что позволяет значительно увеличить их языковую практику, развивает творческую инициативу. Материалом служат упражнения и тексты учебника, представленные учителем в форме возможного общения. Обязательное условие - краткое ознакомление с ситуацией. Следует отметить, что выбрав ситуации, каждая группа планирует свою работу: неоднократно перелистывая тему, решает, как скомбинировать относящийся к ней материал, какие лексику и грамматические правила использовать, по каким пунктам построить беседу. Затем, школьники коллективно (обсуждая, рассуждая и споря) подбирают лексико-грамматический материал к каждому этапу и употребляют его в форме возможного общения. Контроль - неотъемлемая часть учебного процесса. Результативен контроль знаний, умений и навыков, если он проводится в интересной форме с элементами соревнования, побуждающими каждого показать, на что он способен. Важно попытаться понять каждого, научить школьников учиться, развивать их творческую инициативу, включать в активную мыслительную и речевую деятельность. Основным материалом, подлежащим усвоению, является тот, который представлен в учебнике, но работа с ним организуется таким образом, что упражнения перестают быть упражнениями, а становятся речевой ситуацией и выполняются часто в форме игры, в том числе ролевой. Практика показала, что нестандартные формы и приемы работы наиболее действенны, так как при их применении ученики охотно и активно трудятся, легко, осмысленно и прочно усваивают материал и, главное, умеют им практически пользоваться. Каждый момент процесса обучения нуждается в выборе таких форм, приемов и методов, которые подходят к данной теме .

Было бы неправильно думать, что нестандартные приемы и формы работы носят только развлекательный характер. Игра по своему серьезна, так как является средством достижения цели, содержит то новое, что подлежит усвоению и тренировке. В её ходе или после завершения можно провести анализ, сделать выводы, организовать практическое применение изученного материала .

Таким образом, можно сделать теоретическое обоснование эффективности использования разнообразных форм и приемов работы, которые положительно влияют на образовательный процесс, повышают его качество. Более того, следует отметить, что при решении учебных задач в нестандартной форме, у учащихся развиваются творческие способности, обогащается кругозор, повышается интерес к изучению иностранного языка.

форма обучение иностранный язык

Приёмы и методы постоянно меняются. Меняется и направление образования в целом в зависимости от потребности общества. Иностранные языки всегда были небезразличны обществу.

При обучении иностранным языкам либо пытались развивать аналитические способности, либо разговор.

Сейчас работает рыночный принцип - курсы краткосрочные, успешность по завершении не устанавливается.

В наше время стало модным употреблять слово инновация, вместо новизны. Новое появляется там, где появляются новые социальные заказы. Сегодня востребована личность самостоятельная и инициативная, ответственная и активная, высоконравственная и творчески относящаяся к своему делу, к обществу, к жизни. В этих условиях возникает острая потребность в новых концепциях, методах и технологиях обучения, одним словом педагогических инноваций.

Сейчас легко просматривается тенденция, когда снимается диктат преподавателя. Преподаватель пытается работать в тесном сотрудничестве с обучаемыми. Вторая тенденция - учёт потребностей учащегося. Идёт процесс сообучения.

Мешает черта учительства - инертность, учителя нежно относятся к своим наработках, отшлифованным методам работы. По данным польского учёного Ангеловски: в педагогическом коллективе новаторы составляют лишь 6,6%, разработчики инновационных идей - 44,1%.

Сейчас развитие нашей экономики и других сфер жизни привело к появлению курсов. Например курсы Илоны Давыдовой. Она прожила какое-то в Америке, поняла, что в России английский востребован и организовала курсы с 25-м кадром. Шло частотное повторение штампов и дополнительный словарь, но 25-го кадра там нет. Илона Давыдова просочилась в «Минотеп» Ходорковского и развернулась рекламная компания. Потом она привезла второй курс. В нём были отрывки из литературы. Года через 1,5 всё закончилось, второй курс был совершенно неэффективен.

Краткосрочные и интенсивные курсы

Многие считают, что это синонимы. Сугестопедия (от suggest) - концепция Лазанова. Он не лингвист, а врач-физиолог, изучает структуру мозга. Он понял, что если не давить на мозг приёмами обучения, то он сам всё впитывает. Сугестопедия - это запись на подкорку. Лазанова попросили разработать способ обучить болгарский персонал хоть немного говорить. Концепция Лазанова, сугестология. Она включает музыку, преподаватель начинает говорить на английском языке под музыку в расслабленном состоянии. Преподаватель-сугестолог никогда не скажет «Запомните». Песни, танцы. Методика имеет свои ограничения. Сугестология работает для взрослых, а не детей. Пошла целая волна приёмом обучения взрослых. Дигечкори, Шехстер, Китай-городская, Петрусинский. Методика погружения Петрусинского - 24 часа в сутки только английский язык, но она очень затратная Метод гипнопедии - обучение во сне. Краткосрочные курсы могут быть 100 часов, а у интенсивных есть циклы. Эмоционально-смысловой метод, метод активизации личности Китайгородской.

Стратегия обучения проходит через все методы, системы, но внутри огромное множество тактик, приёмов. Отбираются наиболее успешные, им присваиваетя термин методическая система. Она имеет свои составляющие, параметры: 1) чётко обозначенные цели обучения (объём материала, сроки обучения), 2) содержание учебного предмета (отбор лексического, грамматического материала, структурирование материала), 3) содержание учебного процесса (как будет вестись преподавание, его рамки), 4) наличие учебно-методического комплекса (наличие учебника). В интенсивных курсах обычно не ограничиваются учебником, также используются звуковое пособие, ведение тетради и т.д.

Сейчас главная стратегия - обучение говорению. Иноязычная коммуникативная компетенция. Что её формирует? Речевые компетенции в говорении, аудировании, чтении и письме, с другой стороны лингво-социокультурные компетенции (знание страны, её традиций). Они в своё время подпитываются языковыми компетенциями. Это фонетическая, лексическая и грамматическая компетенции. В самом базисе учебно-стратегическая компетенция (умение самостоятельно работать, самоконтролировать действие и т.д.).

Есть поняите General (Basic) English. Это общий курс, обучал самым необходимым вещам. В Америке назывался Survival English. Затем появился ESP (English for Special Purposes). После этого появилось множество курсов:Business English, English for Law Enforcement, Guide to Sсience. Стало понятно, что надо готовить в определённом профильном направлении.

”Для того, чтобы тратить деньги с умом,

нужно сначала потратить деньги на ум”.

Учиться, полагаясь на собственные силы, хорошо. Но мало кто на это решится. Точнее, начинают многие, но, как писал Н. В. Гоголь «редкая птица долетит до середины Днепра».:) Безусловно, если у Вас уже есть определенная база знаний, скажем, средний уровень (Intermediate) и Вы хотите просто поддерживать его — это вопрос собственной дисциплины.

Но начинать самому с нуля (start from nothing) , или почти с нуля, намного сложнее. И дело уже не только в организации процесса обучения, а в необходимости непосредственного общения (face-to-face communication ), обмена репликами, жестами, эмоциями с живым человеком, который подскажет, направит, проконтролирует. Просто поддержит морально (give moral support )!

Поэтому сегодня мы рассмотрим разные формы обучения английскому языку.

Формы обучения английскому языку:

1. Уроки по Skype.

2. Обучение английскому в группе языковой школы

Будучи студентом такой группы (5 — 8 человек, иногда и больше), вы можете почувствовать недостаток внимания со стороны педагога, если окажется, что Вы — один из сильных студентов группы. Но опытный учитель никогда не оставит Вас без дополнительного задания или интересного упражнения. Занятия в такой группе обойдутся Вам сравнительно недорого.

3. Обучение английскому в мини-группе.

Поскольку в такой мини-группе меньше студентов(2 — 4 человека), соответственно, каждому из них достается больше внимания учителя. По сравнению с большой группой динамика урока здесь, конечно же, выше.

4. Обучение языку на курсах корпоративного английского.

Если вам повезло и руководство компании проявляя заботу о карьерном росте сотрудников предлагает Вам такие курсы, смело начинайте заниматься! Во-первых, такие занятия, как правило, проходят на территории компании — квалифицированный преподаватель сам к вам приедет в условленное время; во-вторых, с вами будут коллеги-единомышленники, а это уже круг известных вам людей, к которым не надо «притираться» на занятии. Кроме того, во время урока часто возникают оживленные дискуссии на рабочие темы общие для всех студентов, в ходе которых Вы можете найти для себя ответы на терзающие Вас вопросы.

В моей практике корпоративного преподавания ежемесячные отчеты (monthly reports ) об успеваемости и посещаемости студентов, результаты тестов, запрашиваемые руководством, служат отличным стимулом для выполнения домашних заданий и регулярного посещения занятий студентами, поскольку руководители, как правило, поощряют студентов-отличников дополнительными привилегиями.

5. Индивидуально (one-to-one).

Весь учебный материал подбирается исключительно для вас. Темп урока, дозировка упражнений, структура и направленность урока — все рассчитывается исходя из пожеланий студента, его возможностей, загруженности, графика посещений… Хотя и стоят такие уроки, естественно, дороже, чем групповые, их эффективность очень высока.

6. Обучение английскому в разговорных клубах (SpeakingClubs).

Такая форма обучения английскому языку очень способствует развитию

7. На бизнес мероприятиях (BusinessEvents).

Желаю вам максимум результата

при минимальных затратах!

А теперь проверим, насколько вы были внимательны, читая эту статью.

  • Абаева Фатима Борисовна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Северо-Осетинский государственный университет имен и К.Л. Хетагурова
  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
  • ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ
  • ФРОНТАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ

В статье анализируются различные организационные формы работы при обучении иностранному языку в высших учебных заведениях, рассматриваются особенности их использования в современной образовательной среде высшего образования, в развитии языковой компетенции студентов.

  • Домашние экспериментальные работы как средство совершенствования обучения предметам естественно-научного цикла
  • Физическая подготовка как основа воспитания у курсантов и слушателей морально-волевых и нравственных качеств
  • Использование экспериментальных работ для активизации учебно-познавательного процесса
  • Исследование путей совершенствования управления учебной деятельностью специалиста по эксплуатации сложных технических систем

В условиях перехода на новый образовательный стандарт ведется активный поиск путей повышения эффективности учебного процесса, рассматриваются и анализируются различные методы, приемы и организационные формы обучения. Формы организации обучения – это специфические способы педагогического общения между преподавателем и студентами в процессе учебно-воспитательной деятельности. Ведущие вузы используют три организационные формы обучения – индивидуальную, групповую и фронтальную. Такие формы выступают важными системообразующими компонентами процесса обучения иностранному языку студентов неязыковых профилей подготовки: индивидуальная, групповая, фронтальная формы. Индивидуальная форма обучения реализуется при работе с каждым обучаемым по индивидуальному плану с целью адаптации системы сложности задания. Групповая форма работы определяется как общение преподавателя с группой обучаемых, которые взаимодействуют между собой. Фронтальная форма предполагает одновременное обучение группы обучаемых, выполняющих учебные задания с последующим контролем результатов со стороны преподавателя. Фронтальная форма работы является традиционной в средних и высших учебных заведениях. Она нацелена на «средних» обучающихся и не учитывает их индивидуальных особенностей.

Выбор организационных форм работы при обучении иностранным языкам осуществляется преподавателем с учетом ряда факторов, основным из которых является цель обучения. В современном обществе интеграционные процессы все сильнее охватывают такие серьезные социальные сферы как наука и образование. И если еще несколько лет назад главным аспектом обучения иностранному языку студентов неязыковых направлений было умение читать и понимать иностранный текст, то сейчас оно приобретает профессионально-направленный коммуникативный характер.

Индивидуальная форма работы предусматривает выполнение студентом своего собственного задания независимо от других, эта форма работы способствует развитию высокого уровня самостоятельности студента и позволяет ему проявлять свои способности. К этой форме работы можно отнести работу с раздаточным материалом (карточками), когда студент получает индивидуальное задание и преподаватель проверяет его выполнение, а также подготовку и презентацию реферата по тематике будущей профессии на иностранном языке. Одной из наиболее эффективных индивидуальных форм работы является работа по написанию и подготовке к защите курсовых и дипломных проектов на иностранном языке, когда обучение ведется в формате «студент – преподаватель», т.е. преподаватель индивидуально консультирует студента. Недостатком индивидуальной работы в рамках аудиторного занятия является нерациональное использование времени, т.е. когда один студент активно работает, остальные не задействованы в процессе обучения.

Фронтальная форма работы при обучении иностранному языку предполагает совместную деятельность всей студенческой групп. Преподаватель использует эту организационную форму работы, когда объясняет всей группе новый грамматические материал, вводит новую лексику, проверяет чтение и перевод текста, выполнение упражнений, ставит одинаковые задачи для решения. Фронтальная работа нацелена на общее продвижение студентов в обучении, но ее также нельзя рассматривать как универсальную. Основной ее недостаток – это то, что она не учитывает индивидуальные особенности каждого студента, хотя на определенных этапах обучения она необходима.

Одной из главных целей обучения иностранному языку будущих инженеров является умение говорить на нем в реальных жизненных ситуациях. Часто такие понятия как знание иностранного языка и умение говорить на нем отождествляется, хотя первое не ведет автоматически ко второму. Для выработки навыков говорения необходимо создать языковое окружение, в котором студент испытывает необходимость говорить на иностранном языке, т.е. дать ему возможность общаться.

Таким образом, перед преподавателем стоит задача сфокусировать форму работы, все методы и приемы на стимулирование студентов понимать и говорить, на необходимость использовать язык осознанно и целенаправленно. В этом случае внимание студентов направлено не на элементы самого языка, а на обсуждаемую проблему, на необходимость передать или получить информацию, т.е. на смысловую сторону говорения. Студент более не фокусируется на языковых формах. Его внимание нацелено на информативное содержание высказывания, что особенно важно для студентов неязыковых специальностей.

Проведя анализ учебно-методической литературы по иностранному языку для студентов неязыковых специальностей, к сожалению, можно отметить, что они включают в себя недостаточное количество заданий, имеющих коммуникативную направленность. Материалы направлены, в основном, на обучение профессиональной терминологии, грамматическим структурам, на построение грамматически правильных предложений. Дав студенту определенную модель или грамматическую конструкцию, мы можем ожидать от него построения огромного количества предложений с ней. Но это представляет собой довольно бесполезное задание для реального акта общения. В реальных ситуациях мы редко используем предложения в той форме, в которой они даются в учебниках по грамматике. Иначе говоря, большинство заданий и упражнений носит репродуктивный характер и сводится к механическим тренировкам. Слишком много времени отводится методам, основанным на принципе «имитация – запоминание». Но, к сожалению, эти методы не является продуктивными. Эффективное обучение в большей степени зависит не от повторения правильных форм и конструкций, а от интенсивного роста необходимости общения, которую испытывает обучаемый. Языковые формы в этом случае усваиваются студентами подсознательно. Таким образом, мы приходим к выводу, что преподаватель иностранного языка должен включать в план занятия все виды работы, направленные на усиление стремления студентов к коммуникации. К ним относится проведение ролевых игр, дискуссии и обсуждения.

Согласно положению, принятому в большинстве вузов, студенческие группы для проведения занятий по иностранному языку делятся на подгруппы с количеством студентов 13-15 человек. В таких подгруппах создать обстановку, в которой каждый студент будет испытывать необходимость в говорении, довольно сложно. Главной причиной этого, особенно в неязыковых группах, является крайне резкое различие в уровнях подготовки студентов по иностранному языку. Студенты с хорошей подготовкой при проведении ролевых игр и дискуссий захватывают инициативу и таким образом подавляют и не дают высказаться студентам с низким уровнем знаний. У «слабых» студентов возникает чувство закомплексованности. Они испытывают чувство страха говорения и боязнь сделать ошибку. Выходом из данной ситуации является формирование трех-четырех небольших групп или команд (3-4 студента) по уровню знаний. Такие группы или команды получили свое название «buzz groups». Что в переводе означает «жужжащие группы», где каждый студент имеет возможность высказать свое мнение. Групповая форма обучения помогает преодолеть такую преграду, как страх говорения. Основной задачей групповой формы работы является организация дискуссии и ролевых игр в рамках аудиторного занятия так, чтобы каждый студент мог присоединится к обсуждению, активно участвовать и стать равноценным игроком команды, что, в конечном итоге, ведет к росту уровня его знаний и усвоению иностранного языка. Групповая форма работы увеличивает время говорения студента на занятии в 10-15 раз.

Групповая форма работы на занятиях по иностранному языку, основной характеристикой которой является ее коммуникативная направленность, реализует основной принцип дидактики – принцип активности в обучении. Этот принцип характеризуется высоким уровнем познавательной мотивации. Этот вид работы нацелен на то, чтобы способствовать активному участию обучаемого в аудиторной работе на протяжении всего учебного года, на обеспечение соответствующей коммуникативной деятельности студентов с разными уровнями знаний и с разными способностями, на преодоление языковых барьеров, на понимание обучаемыми как они могут выучить иностранный язык. Групповая форма работы представляет собой интерактивную форму обучения, которая развивает речевую инициативу студентов и обеспечивает взаимное обогащение.

Являясь важнейшим средством коммуникации, язык выполняет множество социальных функций. Она открывает возможности для сознательного социального взаимодействия. Студенты в своих группах обсуждают проблемы и решают ситуационные задачи, которые представляют для них профессиональный интерес, базируясь на знаниях, полученных на лекциях по своим профильным дисциплинам. Они помогают друг другу в рамках одной группы и получают помощь от других групп, таким образом, повышая свой уровень. Студенты учатся иностранному языку не только от своего преподавателя, но и от своих однокурсников. При проведении групповой работы происходит одновременное обучение языку и изучение языка, то есть внутри одной группы превалируют отношения взаимовыгодного обмена. Обучение иностранному языку приобретает характер сотрудничества и взаимопонимания, таким образом, оно перестает быть соревнованием, где только некоторые достигают успеха. В процессе коммуникации студенты осознают, какие умения им необходимы для участия в дискуссии. Каждый студент стремится дополнить информацию, которая была озвучена другими членами группы. И даже если студент не принимает участия в дискуссии, он все равно обучается иностранному языку, слушая высказывание своих товарищей по команде. Постепенно такие студенты начинают преодолевать барьер и участвовать в обсуждении, сначала используя короткие фразы и со временем переходя к более длинным высказываниям. Чувство боязни сделать ошибку исчезает, внимание студентов сосредоточено на содержании высказывания. Атмосфера в аудитории кардинально меняется, она располагает к говорению, вселяя уверенность в каждого члена команды.

При планировании приведения групповой работы в рамках аудиторного занятия преподаватель должен обратить внимание на следующие аспекты: принципы формирования групп; цели, которые должны быть достигнуты в результате проведения групповой работы; частота проведения групповой формы работы; длительность проведения; поведение самого преподавателя во время проведения групповой работы; принципы оценивания работы каждого студента.

Формирование групп должно проводиться преподавателем гибко, с учетом следующих аспектов: уровень знания иностранного языка обучающегося; академические способности обучающегося; личностные характеристики обучающегося. Принципы формирования групп по уровню знаний и способностям обучающихся является ключевым, так как он помогает избежать такого явления, как растерянность, которую испытывают обучающиеся со слабыми знаниями иностранного языка, и скуки, которую испытывают обучающиеся, хорошо знающие язык. Сильные обучающиеся доминируют в обсуждении, а слабые студенты отмалчиваются. Перемещение студентов из группы в группу может иметь место с целью усиления коммуникативной деятельности внутри группы, но не должно проводиться часто. Чтобы работать эффективно, как единое целое, состав группы должен сохраняться определенный период времени.

После формирования групп, преподаватель дает подробные инструкции, объясняет режим работы групп и определяет их непосредственную задачу. Каждый студент должен четко понимать поставленную задачу. Опыт показывает, что работа групп над разными аспектами одной и той же проблемы крайне необходима.

Когда обсуждение в каждой группе завершено, представители каждой группы презентуют свой вариант решения проблемы, таким образом, дополняя друг друга. Например, группам были даны задания: обсудить, чем отличаются активные методы обучения от интерактивных методов обучения; в чем суть технологизации образовательного процесса. Одна группа рассматривает активные методы обучения, вторая группа – интерактивные методы обучения, третья – технологию реализации активных методов обучения, четвертая – технологию реализации интерактивных методов обучения. После того, как эти вопросы были обсуждены в группах, их представители представляют и обосновывают принятие решения. В результате все студенты получают четкую картину по данной проблеме.

Если мы хотим добиться большей эффективности, то должны чаще организовывать групповую работу. Хотя она может проводиться на разных этапах обучения, предпочтительнее применять ее на заключительных этапах работы над темой. В этом случае обучающиеся получают возможность многократно использовать выученный материал в своих высказываниях, они чувствуют себя более уверенно в его модификации и в проявлении речевой самостоятельности.

Проведению групповой работы должна обязательно предшествовать подготовительная работа. Студентам предварительно дается лексика по данной теме, которую они должны выучить и отработать на упражнениях в аудитории. Студенты должны усвоить фразы и выражения необходимые для ведения дискуссии. И только после этого можно переходить к групповой работе, где, используя усвоенную лексику, студент может высказать свое видение проблемы и отстаивать свою точку зрения. Иначе непонимание услышанного и недостаток лексики будут препятствовать его участию в обсуждении. Выбор задания и темы должны соответствовать уровню знаний студентами своей будущей специальности. Тема должна быть интересной и спорной, побуждающей студента выражать свое мнение.

Одним из важных вопросов при проведении групповой работы является ее длительность. Опыт показывает, что оптимальным является проведение групповой работы в течение 15 минут. Более длительная групповая работа приводит к однообразию и монотонности. Более короткая – исключает возможность эффективной коммуникации.

При проведении групповой работы преподаватель не должен вмешиваться в процесс обсуждения проблемы, влияя на ход дискуссии и на принятие решения. Преподавателю не следует исправлять ошибки, допущенные студентами, если эти ошибки не влияют на общее понимание высказывания. Основная задача преподавателя – это вселять уверенность в успехе, помочь студенту преодолеть страх и выйти на говорение, выступать человеком, к которому можно обратиться за помощью в сложной ситуации. Преподаватель наблюдает и координирует работу в группах, обращаясь к студентам с просьбой выразить свое мнение по обсуждаемой проблеме только в тех случаях, когда он видит, что отдельные студенты не принимают участия в ее обсуждении.

Одной из наибольших трудностей, с которой сталкивается преподаватель, и которая не имеет места при проведении индивидуальной и фронтальной форм работы при обучении иностранному языку, это оценивание работы каждого студента. За короткий период времени (15 минут) преподаватель должен оценить работу каждого студента во всех группах. Эта оценка является дополнительным стимулом для более активного участия в дискуссии или ролевой игре. Рекомендуется оценивать следующие параметры работы отдельного студента: степень участия; общее понимание; эффективная коммуникация; грамотность.

Проанализировав групповую форму работы на занятиях иностранного языка, можно сделать вывод, что, имея коммуникативную направленность, она создает условия, приближенные к реальным жизненным ситуациям и как никакая другая форма способствует развитию языковой компетенции студентов.

Все организационные формы работы при обучении иностранному языку необходимы и выполняют свои образовательные и воспитательные функции. Практические и теоретические материалы показывают, что только их разумное сочетание при обучении иностранному языку способствует повышению эффективности образовательного процесса.

Список литературы

  1. Абаева Ф.Б. Формирование и развитие иноязычной компетенции студентов естественнонаучных факультетов //Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. С. 1316.
  2. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 9-11.
  3. Бекоева М.И. Модульно-компетентностный подход к подготовке специалистов в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова //Школа будущего. 2013. №3. С. 98-103.
  4. Гулиева С. Вопросы информационного обеспечения управления общеобразовательных школ нового типа Электронное периодическое издание Информационная среда образования и науки. 2012. №9. С. 10-20.
  5. Кудашева Е.Г.. 2016. Т. 3. №46. С. 337-342.
  6. Петрова А.А., Шкерина Т.А.. 2016. Т. 2. №48. С. 272-274.
  7. Семушкина Л.Г. Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования. – М.: Мастерство. 2001. – 272 с.
  8. Сидакова Н.В. Характерные черты модернизированного содержания обучения иностранному языку //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. №5. С. 201-204.
  9. Усманова С.У.. 2016. Т. 3. №46. С. 337-342.

В последние годы изучение иностранного языка входит в жизнь ребенка не только как учебный предмет, но и как одна из составляющих повседневной жизни: ребенок слышит иностранную речь в СМИ, путешествуя за границу, пользуясь Интернетом и просто компьютером.

Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов.

Традиционные способы и тренировки к желаемому не приводят. Эффективность овладения иностранным языком зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Обучение более эффективно, если ученики вовлечены в процесс. Нельзя не согласиться с такой пословицей:

Есть разные способы стимулировать детей к активности, самыми эффективными являются творчество и любопытство. Создать творческую атмосферу на уроке помогают песни, стихи, игры, а так же внеклассные мероприятия и театральные постановки.

По утверждению отечественных и зарубежных психологов, одним из наиболее эффективных способов запоминания лингвистического материала является музыка, поскольку данный вид деятельности вовлекает в работу оба полушария головного мозга, что способствует хранению изучаемого материала и его более быстрому воспроизведению.

Не менее эффективным способом обучения иностранному языку является и заучивание стихов. Лексическая единица, грамматическая структура, заключенные в ритмически рифмованную форму, способствуют эффективному ее усвоению, развивают четкость и беглость произношения. Стихотворный ритм помогает не только запомнить правильное

ударение, интонацию и произношение, но и перейти от повторения отдельных слов к более уверенному овладению языком. В результате творческой работы с песнями, рифмовками развивается фонематический слух учащегося, знание вокабуляра, грамматики, закладывается фундамент использования стратегий звуковых и зрительных ассоциаций.

Интенсивной языковой практике способствуют игры. Это вид деятельности, формирующий необходимые коммуникативные навыки, устанавливающий доверительную и доброжелательную атмосферу на уроке, обучающий самостоятельной работе и формирующий правильную самооценку. В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Одним из преимуществ игр является то, что все ученики работают одновременно. Участие в играх развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии. Обучение через игровые технологии способствует развитию памяти, воображения, внимания ребенка. Навыки, полученные в познавательных, речевых, лингвистических и грамматических играх переносятся затем на другие виды деятельности.

Более глубокому овладению языком способствует и внеклассная работа. Она способствует прочному усвоению языкового материала, развивает творческую активность, самостоятельность, воспитывает интерес к изучению иностранного языка, дает выход творческой энергии, фантазии и инициативе учеников. Массовая работа является доминирующей во внеклассной деятельности школьников по иностранному языку благодаря ее познавательному, практическому и воспитательному значению. Проведение массовых мероприятий в содержательной и интересной форме создает благоприятные условия для развития лингвистической и социокультурной компетенции, формирования личностных качеств учащихся.

И, конечно, никого не надо убеждать в том, что важным и необходимым элементом в изучении иностранного языка являются театральные постановки. Такое серьезное препятствие, как “языковой барьер” становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия. Кроме того, совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает у участников процесса умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки, укрепляет чувство ответственности за общее дело.

Использование нетрадиционных методов помогает увлечь ребят иностранным языком, создает условия для достижения успеха в изучении языка. Общеизвестный факт, что если какое-то дело доставляет удовольствие, то оно запомнится надолго. Игры, песни, инсценировки, доставляя удовольствие, будут развивать мотивацию для дальнейшего изучения языка, и способствовать положительному отношению к нему.

Современные УМК содержат в себе большое количество стихов, предполагают использование на уроках различных аудиозаписей, подготовку мини-проектов, что помогает ребятам быстро запомнить новую лексику и расширить свой словарный запас и вовлекает в работу даже пассивных школьников, предоставляя им возможность разделить с одноклассниками радость успеха в изучении иностранного языка.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Английский язык: предметные недели в школе / сост. О.Н. Подгорская,
  2. Е. К.Черничкина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Английские стихи для детей / сост. В.А.Верхогляд. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  4. Английский язык: Сценарии школьных праздников и постановок: Книга для учителя. М.: Издательство “Первое сентября”, 2004.
  5. Белоножко Н.Е. Милые песенки. Изучай английский с удовольствием. – Москва: ЗАО “БАО-ПРЕСС”, ООО “ИД “РИПОЛ-КЛАССИК”, 2006.
  6. Изучаем английский язык играя. 5-6 классы \ авт.-сост. И.В.Голышкина, З.А.Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Предметные недели в школе. Английский язык. Второй выпуск / Авт. – сост. Л.В.Васильева. – Волгоград: Учитель, 2004.
  8. Предметная неделя английского языка в школе / Л.В.Калинина. – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
  9. Черепова Н.Ю. Английский язык для дошкольников. Игры, песни, стихи. Методическое пособие по созданию языковой среды в детском саду. М.: “Аквариум ЛТД”, К.: ГИППВ, 2002.