Общая активность в юношеском возрасте. Психологические и социальные особенности студенческого, юношеского возраста

Подростковый возраст - один из самых сложных периодов в онтогенезе личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Данный период сопровождается массой и позитивных, и негативных проявлений. Положительный полюс включает в себя повышение уровня самостоятельности ребенка, расширение сферы деятельности и изменение ее качественной стороны, развитие ответственного отношения к себе и другим и т.д. На другом полюсе - дисгармоничность в строении лич­ности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым.

Французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст возник в XIX веке. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению.

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органическое, половое и социальное . У человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время - социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста.

Л С. Выготский также подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Как и Л. П. Блонский , он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества (увеличивается с ростом уровня развития общества).В подростковом возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов (романтических стремлений), и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы (реалистический выбор наиболее устойчивого интереса). Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. ü Это "эгоцентрическая доминанта" (интерес подростка к собственной личности); "доминанта дали" (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); ü "доминанта усилия" (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях);ü "доминанта романтики" (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитиемышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления овладениеподростком процессом образования понятий, который ведет к высшей формеинтеллектуальной деятельностиСогласно Л. С. Выготскому, существенные изменения происходят в этом.возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышлениявоображение "уходит в сферу фантазии".Л. С. Выготский отмечал также еще два новообразования возраста. Это развитие рефлексии и на ее основе самосознания. Л. И. Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей, чтобы занять эту позицию. Кардинальные изменения касаются мотивации . В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают "на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения". Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста. Еще одноновообразование, возникающее в конце переходного периода, Л. И. Божовичназывала "самоопределением". С субъективной точки зрения оно характеризуетсяосознанием себя в качестве члена обществаА в конце переходного периода самоопределение характеризуется не толькопониманием самого себя -- своих возможностей и стремлений, но и пониманиемсвоего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни В другой известной научной концепции -- концепции Ж. Пиаже , в возрастеот 11-12 лет и до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальнаядецентрация -- ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным вполе восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того,как его можно изменить. В этом возрасте, когда, согласно Ж. Пиаже,окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания жепрограммы жизни необходимо развитие гипотикодедуктивного, то естьформального мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписываетсебе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизнив зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подросткивступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. И только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию.Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах: Вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм,упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное дляребенка происходит теперь вне школы. Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять). Ребенок начинает вести дневник.

Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к самому себе.

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что междуним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих,чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладаетправами. Центральное новообразование этого возраста возникновениепредставления о себе как "не о ребенке";он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгунавой. Они многообразны: Подражание внешним признакам взрослости -- курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон при этом познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями.Равнение подростков мальчиков на качества "настоящего мужчины". Это --сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п.Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка ивзрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает местопомощника взрослого. Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями (слесарничать,столярничать, фотографировать и т.п.), а девочки -- готовить, шить, вязать.. Поэтому психологи подчеркивают, что необходим включать подростков на правахпомощника в соответствующие занятия взрослых. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подросткачто-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательнойдеятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребёнка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребёнка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.

Поскольку в качестве образцов для подражания подростков выступают как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. Он сочетает в себе качества как взрослого, так и более молодого человека, причём далеко не всегда эти качества оказываются совместимыми в одном лице. В этом, по-видимому, заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний по данному поводу.

Центральный процесс в подростковом возрасте - формирование личной идентичности:

С точки зрения Эриксона формирование личной идентичности сопровождается кризисом. Это процесс различных выборов.

Неадекватная идентичность может идти по 4 основным линиям:

1. избегание тесных межличностных отношений.

2. неспособность строить жизненные планы, страх взросления, страх перемен.

3. неумение сосредоточиться на какой-то главной для себя деятельности.

4. отказ от самоопределения, выбор отрицательных образцов для подражания

Идею разработал Дж. МаршА , который выделил 4 этапа в развитии идентичности:

1) Неопределённая размытая идентичность: молодой человек не выработал чётких убеждений, не выбрал профессию, не столкнулся с кризисом идентичности.

2) Досрочная преждевременная идентификация: человек включился в соответствующую систему отношений, но сделал выбор несамостоятельно, на основе чужих мнений, советов, без внутренних переживаний.

3) Этап моратория: человек находится в процессе кризиса самоопределения. Выбирает из множества вариантов развития свой, единственный возможный для себя.

4) Этап зрелой идентичности: кризис завершён. Человек ушёл от поиска себя, он переходит к самореализации.

Эти статусы идентичности являются этапами развития личности. Человек может проходить не через все этапы, а может остановиться на первом этапе.

Важный компонент самосознания – самоуважение – удовлетворённость собой, чувство собственного достоинства, «+» отношение к себе. Почти все переживания, которые относятся к процессу самопознания являются отрицательными в подростковом возрасте. Это связано с нахождением у себя недостатков, негативных качеств. Это результат интериоризации, усвоение подростком тех оценок, представлений, которые есть у окружающих по отношению к нему. Близкие подростку люди почти не видят «+» черт, зато прекрасно разбираются в недостатках. Для личного самоопределения очень важно опираться на «+» стороны своего «Я». Тогда самоопределение идёт быстрее.

А. Гезел , американский психолог, описал особенности биологического созревания, интересов и поведения детей в юношеском возрасте.

10 лет - Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь.

11 лет – начинается перестройка организма. Ребёнок импульсивен, появляется негативизм (ссоры со сверстниками и бунт против родителей)

12 лет – позитивно более отношение к миру, растёт некоторая автономия от семьи, усиливается влияние сверстников. Главные черты – разумность, терпимость и юмор. Ребёнок начинает интересоваться противоположным полом. Забота о внешности.

с 13 лет – обращения внутрь себя, интенсивное развитие сознания и самосознания, появляется склонность к уходу в себя, самокритичность, чувствительность к критике, критичен к родителям, проявляет избирательность в дружбе, характерно колебание настроения. Происходит кризис подросткового возраста, снижается ценность пребывания в семейном кругу, самым большим авторитетом становятся друзья..

14 лет – экстраверсия, более энергичен, более общителен, уверен в себе, появляется склонность сравнивать себя с другими, очень интенсивно развивается мыслительная деятельность (начинает приписывать безграничные возможности своему интеллекту) (считает себя способным преобразовать мир..

15 лет – максимализм самостоятельности, проявляется стремление к полной независимости, жажда освободиться от внешнего контроля, происходит развитие самоконтроля и начало сознательного самовоспитания. Повышенная ранимость и восприимчивость к вредным влияниям, подросток может перестать доверять окружающим взрослым (поведение начинает отклоняться от нормы, подросток к себе применяет более заниженные требования, чем к окружающим. Ему кажется, что его не понимают, относятся к нему негативно. Становятся важными ситуации, которые связаны с риском (важное значение приобретают такие качества, как выдержка, сила (пытается найти эти качества в себе и других. Ведущим мотивом поведения является желание утвердиться в коллективе сверстников.

16 лет – наступает равновесие, то есть мятежность уходит, уступает место жизнерадостности, внутренней самостоятельности. Эмоциональное равновесие увеличивается. Появляется устремлённость в будущее. Характерна одностороннесть, категоричность в оценках, может сложиться завышенный идеал действительности (действительность начинает казаться мрачной (пессимизм (отчаяние (поведение принимает форму социальной критики. Подросток фиксируется только на плохом

Критика связана с тем, что хронологические этапы Геззел жёстко связывает с новообразованием, сам по себе он не может быть основой содержательной возрастной периодизации, так как он смазывает индивидуальные различия и социальные условия восприятия.

Согласно теории Левина, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется промежуточностью (маргиналъностъю) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.

Подростковый кризис знаменует собой второе психологическое рождение ребенка. Подростком этот конфликт переживается как страх потери «Я», как дилемма: быть собой со своим особым и отдельным душевным миром и индивидуальными способностями или быть вместе - с теми, кто дорог и ценим.

Выделяют следующие типы самоотношения подростка:

1. «Самооценка» ребенка является прямым воспроизводством оценки матери. Дети отмечают в себе прежде всего, те качества, которые подчеркиваются родителями. Если внушается негативный образ и ребенок разделяет полностью эту точку зрения, у него формируется устойчивое негативное отношение к себе с преобладанием чувства неполноценности и самонеприятия.

2. Смешанная самооценка, в которой существуют противоречивые компоненты: один - это формирующийся у подростка образ своего «Я» в связи с успешным опытом социального взаимодействия, второй - отголосок родительского видения ребенка. Образ «Я» оказывается противоречивым. Тем не менее ребенку удается в некоторой степени разрешить конфликт: успешность взаимодействия вне семьи позволяет ему испытывать необходимое чувство самоуважения, а принимая родительские требования, он сохраняет аутосимпатию и чувство близости с родителями.

3. Подросток воспроизводит точку зрения родителей на себя, но дает ей другую оценку. Упрямство не называет бесхарактерностью. ради сохранения чувства «Мы» им воспроизводится негативная оценка своего «упрямого» поведения. Но одновременно послушание означает отказ от автономности и утрату собственного «Я». Переживания этого конфликта как невозможность ответа требованиям родителей и сохранения своего «Я» приводили к тому, что подросток оценивает себя как плохого, но сильного.

4. Подросток ведет борьбу против мнения родителей, но при этом оценивает себя в рамках той же системы ценностей. В данном случае ребенок воспроизводит в самооценке не реальную оценку родителей, а их идеализированные ожидания.

5. Подросток воспроизводит в самооценке негативное мнение родителей о себе, но при этом подчеркивает, что таким он и хочет быть. Это отвержение родительских требований приводит к очень напряженным отношениям в семье.

6. Подросток не замечает негативной оценки родителей. Ожидаемая оценка значительно выше самооценки, хотя реальная родительская оценка является негативной. Игнорируя реальное эмоциональное отвержение со стороны родителей, ребенок трансформирует в самосознании родительское отношение так, как если бы он был любим и ценим.

Юношеский возраст

Период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, Ю. в. был определен как 17 - 21 год для юношей и 16 - 20 лет для девушек.

Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения отрочества и юности в единый возрастной период, называемый периодом взросления (adolescence), содержанием которого является переход от детства к взрослости, а границы могут простираться от 12 - 14 до 25 лет. В отечественной науке принято рассматривать юность как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. И. С. Кон определяет юность в границах 14 - 18 лет. Чаще их сужают до 15 - 17 лет, и тогда Ю. в. оказывается фактически совпадающим со старшим школьным возрастом, с периодом обучения в старших классах общеобразовательной школы.

В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов. это этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

Ю. в. - исторически наиболее поздно сформировавшийся период; его необходимость диктуется усложнением, в частности технологическим, социальной жизни и тех требований, которые современные развитые общества предъявляют к уровню профессионального образования и личностной зрелости своих взрослых членов. Вследствие этого Ю. в. не является полностью устоявшимся, люди 15 - 17 лет даже в одной стране могут оказаться в различных социальных ситуациях развития. Если учесть к тому же, что процессы физического, физиологического, психического и социального созревания протекают неравномерно и разновременно у разных людей и соответствующие различия с возрастом увеличиваются, то становятся понятными трудности изучения и описания этого важного этапа развития человека.

Переход от подросткового возраста к юношескому связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в «аффективный центр» (Л. И. Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка.

Юношеский период в концепции психологии развития.

Отправной точкой исследования в этой области явилась романтическая концепция юности(РКЮ) конец 19в.

Общие положения сформулировал Ж.Ж.Руссо .

Юность занимает привилегированное место в развитии человека.

Спор: какие факторы – биологические, социальные или биографические определяют специфику протекания.


Похожая информация.


Картина эмоциональной жизни старшего школьника, вступившего в период ранней юности.

Юность - довольно продолжитель­ный период в жизни человека (от 15 до 22 лет). Годы обучения в шко­ле называют ранней юностью. Это возраст от 15-16 до 18 лет.

Особенности личности в юношеском возрасте

Ранняя юность привносит много нового в эмоциональную жизнь уча­щегося по сравнению с предшест­вующими годами. Исчезают в зна­чительной мере те внутренние кон­фликты, которые были связаны с противоречиями подросткового возраста, но зато появляются свои проблемы, вызванные изменениями в запросах, интересах, устремлениях, кругозоре юноши или девушки. И все это накладывает свою печать на черты эмоциональной жизни и особенности личности в юношеском возрасте .

Характеризуется период ранней юности тем, что в это время закан­чивается половое созревание. Про­исходят серьезные изменения в пси­хическом развитии юноши и девуш­ки, становится более критическим их мышление.

У юношей и девушек возникает серьезный интерес к собственной личности, к своим достоинствам и недостаткам. Иногда это приводит школьника к придирчивому рассмот­рению того, в чем он хорош, в чем плох, к самовоспитанию.

У юношей и девушек появляется большая эмоциональная восприим­чивость ко многим явлениям дей­ствительности; действия и поступки людей, к которым старшие школьни­ки раньше были равнодушны, начинают вызывать у них отчетливый эмоциональный отклик.

Характерной чертой психологии юношеского возраста является устремленность в будущее. Вера в собственные силы, ощущение без­брежных горизонтов, которые откры­вает перед юношами и девушками жизнь, создают у них оптимистиче­ское самочувствие, повышенный жизненный тонус.

Общее эмоциональное самочувст­вие в этом возрасте становится бо­лее ровным, чем у подростков; как правило, у юношей и девушек не бывает резких аффективных вспышек, которые нередко возникают у подростков, скоропалительных суждений о людях, их качествах и чертах.

Но вместе с тем не надо себе представлять, что в годы юности развитие проходит спокойно, что в этот период не бывает внутрен­них конфликтов, противоречивых переживаний. То обстоятельство, что юноша и девушка испытывают боль­шой прилив жизненных сил и стрем­ление приложить свою энергию при недостаточном жизненном опыте и не всегда отчетливо сознаваемых жизненных целях, приводит иногда к внутреннему недовольству, мета­нию от одних целей к другим.

Некоторые жизненные обстоятель­ства (неудовлетворительные резуль­таты учения, конфликт в семье и т. д.) могут создавать у учащихся этого возраста плохое настроение.

Возможность неожиданного «бун­та» против принятых норм поведе­ния, желание стать в оппозицию к окружающим, недоверие к суж­дениям людей не исключены в этом возрасте. Это обстоятельство надо учитывать воспитателю, когда он сталкивается с непривычной, неожи­данной эмоциональной реакцией юноши на те или другие факты и события.

У юношей и девушек появляется стремление подумать о смысле жизни, о том, что может явиться предметом приложения их сил.

Вот каковы были ответы о цели жизни, которые прислали 1256 школьников в возрасте до 17 лет в одном исследовании:
Стать всесторонне разви­тым, совершенным в мо­ральном отношении чело­веком - 4,6%
Стать первоклассным специалистом, в совершенстве овладеть профессией - 46%
Стать деятелем литературы и искусства - 9,2%
Создать хорошую семью, воспитать достойных детей - 0,17%
Совершить открытие, сде­лать что-либо выдающееся - 2,5%
Стать знаменитым спортсменом - 1,6%
Принять непосредственное участие в освоении космоса - 2,4%
Совершить дальнее путешествие - 0,7%
Выгодно вступить в брак- 0,5%

Примечание. Общее количе­ство ответов (в %) выше 100, так как некоторые школьники дали не­сколько ответов на один вопрос.

Особенности общения в юношеском возрасте

В юношеском возрасте часто воз­никает неточное, преувеличенное представление о себе самом, сво­ем месте среди окружающих лю­дей, сверстников.

Стремление выделиться, проявить свою «оригинальность» может при­нимать незрелые формы, превра­щаться в оригинальничанье в ма­нерах, в высказываниях.

Нередко встречается ярко выраженное самомнение старше­классников, пренебрежительное отношение к сверстникам.

Повышение эмоциональной восприимчивости идет рука об руку и с ростом способности к сопереживанию. В результате восприятие чувств других людей меняется: проявляется сердечное понимание, умение откликнуться на движения души другого человека, особенно сверстника — особенность общения в юношеском возрасте.

Существенной чертой юношеских лет является отрицательное отношение к навязываемым авторитетам; только обоснованная аргументация может убедить юношу или девушку в достоинствах того или иного человека. Одновременно может появиться «влюбленность» во взрослого, ксторый сумел какими-то своими эмоциональными качествами, душевностью, чуткостью привлечь к себе молодого человека, покорить его.

Эта особенность юношеского воз­раста имеет свои «плюсы» и «ми­нусы». Хорошо, если человек, про­изведший впечатление, может рас­ширить духовные горизонты старшеклассника, развить в нем ценные человеческие качества. Но если объ­ект увлечения человек никчемный в нравственном отношении, то его влияние, пока юноша и девушка не «прозреют», будет вредным. Неред­ко такие люди толкают юношей и девушек на путь выпивок, легкости во взаимоотношениях, к стремлению получать в жизни одни лишь удо­вольствия.

У большинства юношей и деву­шек возникает острый интерес к мо­ральным проблемам, к тому, что справедливо и несправедливо, ка­кой поступок является честным, бла­городным, какой - низким, бесчест­ным. Но, к сожалению, мы нередко встречаемся и с другими явлениями.

Недаром В. А. Сухомлинский, от­вечая на вопрос о том, что он ду­мает о молодом поколении, писал: «Самый серьезный недостаток- это известная убогость чувств, недопо­нимание святости таких вещей, как человеческая верность, привязан­ность, долг друг перед другом. При­чин много, наиболее важная из них та, что мы уделяем недостаточно внимания воспитанию чувств… Надо так поставить нравственное, в част­ности эмоциональное, воспитание, чтобы каждый человек с раннего детства давал счастье другим людям и от этого был счастлив сам. Глав­ное - воспитание человечности. Во сто крат важнее, каким человеком станет ребенок, чем то, кем он ста­нет: механизатором, садоводом, пе­дагогом, инженером и т. д.».

Юношеские годы - это годы, ког­да готовность к переживанию, эмо­циональная восприимчивость школь­ников особенно велики.

Если юноша сочувствует несчастью, горю другого, испытывает душевный подъем oт хорошего поступке, радость от встречи с произведением искусства, переживает волнение, грусть, радость первой любви, под влиянием которой он становится лучше, человечнее, то тем самым он приобретает тот эмоциональный опыт, тот «фонд» эмоциональных переживаний, который будет иметь значение для его будущего развития.

Особенности мышления в юношеском возрасте

В среде молодежи можно встретить совершенно превратное отношение к человеческим чувствам. Человек, увлеченный чем-то горячо и страстно, становится подчас чуть ли не посмешищем. Высмеивается иной раз и добросовестное отношение к работе и даже настоящая любовь. А ведь атаку ведут, как правило, люди духовно бедные и развращенные. Чаще всего им в глубине души завидно, что кто-то несет в себе нечто прекрасное, а у них этого прекрасного нет…

Старшеклассников волнует вопрос об отношениях между юношами и девушками, о дружбе и любви. Проявление любви в юношеском возрасте обычно принимает форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Особенности мышления в юношеском возрасте.

Влюбленность - это такое эмоциональное состояние, которое характеризуется общим душевным подъемом, взволнованностью. Влюбленный человек переживает чувства нежности, теплоты, поклонения другому, полон интереса ко всему, что относится к предмету его чувства. Вся внутренняя жизнь человека окрашивается новым светом.

Появление чувства влюбленности приводит к серьезным внутренним сдвигам. Вместе с тем влюбленность, как напряженная форма эмоциональной жизни, обычно не является особенно устойчивой в ранней юности. С течением времени она легко может перейти с одного объекта на другой, причем переход этот часто не заметен для окружающих, так как влюбленные таят про себя свои чувства.

Это обстоятельство объясняет нам, почему в ранней юности (за редкими исключениями) нет в подлинном смысле слова «несчастной любви», настоящего большого горя, порожденного неразделенностью чувства. Это не значит, что старшие школьники не испытывают горечи, тоски, плохого настроения, когда их чувства не встречают отклика. Но у этих переживаний скоропреходящий характер. Сама любовь в годы ранней юности представляется не в очень реальном плане.

В противоположность влюбленности чувство, которое можно назвать дружбой-любовью, носит спокойный характер, отличается гораздо большей сдержанностью. Здесь речь идет об отношениях, которые рождены известной симпатией друг к другу, но определяются не столько моментами внешнего эстетического порядка (красивое лицо, покоряющая улыбка и т. д.), сколько общностью духовных интересов.

Отношения дружбы-любви предполагают активную форму общения - оживленный обмен мнениями по волнующим вопросам, стремление делиться своими впечатлениями, советоваться и т. д. Здесь отсутствует стеснительность, чувство тревожного волнения, возникающие при встрече с объектом влюбленности. Отношения дружбы-любви характеризуются чувствами спокойной радости, открытой доверчивости, непринужденности. Дружба-любовь отличается большой устойчивостью, она может длиться продолжительное время, сохраняясь как хорошее дружеское чувство.

С одной стороны, мы встречаемся с проявлениями истинно человеческих чувств: симпатии, влюбленности, дружбы-любви, а с другой стороны, с грубым, иногда циничным отношением юношей к девушкам.

Все эти обстоятельства делают достаточно сложной и воспитательную работу в этой области. Важно прежде всего сформировать правильные установки как у юношей, так и у девушек о характере отношений, которые должны возникать между ними при взаимной склонности и симпатии. Это должны быть установки, которые утверждают всем характером поведения и обращения друг с другом человеческое достоинство. А это предполагает сдержанность в эротических побуждениях, берожное отношение к другому человеку. Только на такой основе и развиваются те чувства симпатии, влюбленности, которые делают юношу и девушку лучше, человечнее, приобщают их к миру высоких переживаний.

Именно потому, что пора юности очень благоприятна для развития чувств, очень важно, чтобы среди впечатлений, которые получает молодой человек, серьезное место занимали яркие, значительные события.

Воспитательные воздейст­вия взрослых могут оказаться бесплодными, если слишком резко, категорично навязывать свои взгляды и вкусы. Несформированность интересов юных людей вызывает резкое противодействие в ответ на уговоры и запре­ты старших. Это порой создает стойчивую основу не только для раздражения и обиды, но даже и для ненависти. А при неправильном формиро­вании личности приобретают извра­щенный характер чувства и устремления.

Метки: особенности личности, мышления в юношеском возрасте, особенности общения в юношеском возрасте.

По материалам П. Якобсона, доктора педагогических наук

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Юношескому возрасту даются разные временные рамки. В.С. Мухина, определяет юность, как период отрочества до взрослости – возрастные границы от 15 - 16 до 21 - 25. Основным новообразованием юношеского возраста является – саморефлексия, появление собственной индивидуальности, выбор жизненного пути, планов на будущее, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни. В юношестве происходит овладение профессией, выбор собственного стиля, появляется возможность в создании собственной семьи. Так же учёба в вузе, поиска работы по выбранной специальности.

Л. И. Божович писала: «Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора» .

Юношеский возраст характеризуется высокой эмоциональной возбудимостью (это могут быть, к примеру, резкие перепады настроения, неуверенность, раздражительность), чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуальностью личности, его самооценкой и самосознанием. Так же этому возрасту характерна рефлексия и самоанализ. Происходит формирование устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста. Складывается представление о самом себе, в самосознание входит фактор времени (время, когда юноша начинает жить будущим). Все это связано с усилением личностного контроля, с новой стадией развития интеллекта, с открытием, познанием своего внутреннего мира. Это является основным приобретением в юношестве, его эмансипация от взрослых.

Появление ответственности за свою жизнь, так же чувство ответственности за другого человека. Это очень важный момент, поскольку, как отмечал Э. Фромм, умение принять ответственность за другого - необходимая составляющая любви, к которой стремятся все люди. Э. Фромм упоминал, что любящий человек всегда чувствует себя ответственным. Быть ответственным - это добровольная потребность отвечать и заботиться о другом, на основе достижения собственной независимости и возможности стоять на ногах без посторонней помощи. При принятии ответственности за другого человека, можно невольно поддаться соблазну переделать, привить, приучить другого, в соответствии своим требованиям и желаниям .

Ведущая деятельность в этом возрасте учебно-профессиональная. Мотивы, что связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Происходит большая тщательность в выборе изучаемого предмета. Главным мотивом познавательной деятельности – стремление приобрести профессию. Одной из особенностей самоопределения является престижность профессий. Юноши, часто бывают захвачены идеями о быстром росте карьеры, яркого и стремительного успеха, богатства. Мышление же в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Зачастую эмоциональность проявляется в собственных переживаний по поводу возможностей, способностей и личностных качеств. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, закономерности и принципам. Возрастает объём памяти, концентрация внимания, усвоение учебного материала, формируется абстрактно – логическое мышление. Так же умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит значительная перестройка эмоциональной сферы, самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, грубости. Юность – является решающим этапом формирования мировоззрения. Мировоззрение – это, конечно, не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их правильности и истинности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности жизненных проблем. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а скорей связаны, с его собственным отношением к ним.



Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, осознание себя уже в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации), выбор жизненного пути, положения в обществе. Что касается мировоззренческой проблемы, то здесь лежит проблема смысла жизни – «для чего живу?», «зачем я?», «кто я?», «как жить?» и т. д. Ищет глобальную и универсальную формулировку «служить людям», «приносить пользу», «вносить какой-то полезный вклад». Его интересует не столько вопрос «как быть?», сколько «Каким быть?», так же включаются сюда и гуманистические ценности, общественная направленность личной жизни (к примеру, борьба с наркоманией), социальная благотворительность, идеал служения. Главным значением в развитии личности в юношестве - является общение со сверстниками. Общение со сверстниками - это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта. Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии.



В юношеском возрасте происходит быстрое увеличение роста. Этот период характеризуется процессом завершения формирования всех органов, до уровня взрослого организма. Рост сопровождается увеличением веса тела в возрасте 16-17 лет, на 5-7 кг, так же увеличением массы мышц. Но особенно интенсивное развитие мышц, происходит после 15 лет, достигая к 17 годам 40-44% веса тела. Уже к 17 годам достигает уровня взрослого. Формирование костной системы заканчивается к 18 годам. Полное срастание тазовых костей, происходит в 17 лет, нижние отрезки грудины срастаются к 15-16 годам, кости стопы полностью формируются в 16-18 лет, характерные изгибы позвоночника в 19 лет. К концу юношеского возраста происходит окончательное формирование вегетативной системы. Их поведение становится более уравновешенным, психика более устойчива, чем у подростков. Организм юношей в большей степени к 16-17 годам созрел для выполнения большой тренировочной работы, на достижение высокого спортивного мастерства.

Половое созревание не завершается в подростковом возрасте. Оно происходит как раз в юности: у женщин завершается примерно к 20, у мужчин - к 25 годам. В этот период закрепляются преобразования физиологического плана, начатые в подростковый период.

Возрастные особенности юношеского возраста

(15-18 лет)

Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду; к семейной жизни; к выполнению гражданских обязанностей (И. С. Кон, 1982).

В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение.

Принципиальное отличие позиции старшего школьника в том, что он обращен в будущее и все настоящее выступает для него в свете основной направленности его личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся деятельность, все интересы (Л. И. Божович).

Изменяется отношение к школе - оно становится более прагматичным. Несмотря на сохраняющуюся привязанность к своей школе, старшеклассники готовы даже сменить ее, если в другой школе будут лучшие условия подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.

Ранняя юность - это установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках.

своих чувств и интимных отношений, поиск смысла и образа жизни, переживание одиночества, выбор профессии - вот круг наиболее значимых в этом возрасте проблем.

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее в этот период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.

Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами - с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием (А. Е. Личко).

Ведущая деятельность

Ведущая деятельность в юношеском возрасте - познавательная.

В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно - интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.

Изменяется отношение и к отметке. Отметка как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу - старший школьник перестает учиться “за отметку”, ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее.

Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Поэтому учащиеся этого возраста редко слушают учителя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если не интересно, либо слушают эмоционально, напряженно.

Таким образом, в старших классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер. Не случайно в этом возрасте повышается интерес к художественной и философской литературе.

Личностный характер мышления старшего школьника связан с тем, что в этот период формируется обобщение представление о самом себе, понимание и переживание своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности.

В 16 лет уже определяется свой собственный (далекий от идеала, но реально действующий) стиль учебной работы. Поэтому учителю не следует строго регламентировать процесс учения, напротив - целесообразно предоставит большую самостоятельность. Формирование учебных умений и навыков должно быть ориентировано на личность ученика.

Учебная деятельность старшеклассников определяете сложным комплексом мотивов:

    мотивы широкого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих, подготовиться к будущей профессии);

    мотивы, идущие от самой учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы интеллектуального труда);

    мотивы, прямо не связанные с учением, но имеющие к нему некоторое отношение (награда, наказание, конкурирующие потребности и желания);

    мотивы отрицательного порядка (утомление, скука, трудность материала, отсутствие комфорта в отношениях с учителем или учениками).

В старших классах отношения между учителями и учениками положительны и продуктивны тогда, когда они строятся на основе уважения друг к другу. Во взаимоотношениях с учителем ценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: панибратство, так же, как и авторитарность, неприемлемо, старшеклассники ищут в учителе старшего друга и наставника.

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний.

Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление только нового интеллектуального качества и соответствующей потребности в познании. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.

Центральные новообразования

Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение.

Выбор профессии - это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого (Л. С. Выготский). В старших классах существует тесная взаимосвязь профессиональных намерений школьников и их межличностных взаимоотношений: переформировываются подгруппы среди учащихся класса по принципу одинаковой или сходней будущей профессии (Психология развивающейся личности /Под редакцией А. В. Петровского, М., 1987).

Под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей девушка и юноша начинают осмысливать в общих нравственных категориях и свой опыт, и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды мораль. Они становятся более свободными от императивности как внешних воздействий, так и собственных не посредственных внутренних побуждений, и действуют соответствии с сознательно поставленными целями и сознательно принятыми решениями. Из человека, подчиненного обстоятельствам, они постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека, который часто сам создает среду и активно ее преобразует.

Ранняя юность - это период формирования жизненных планов. Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности.

Психологические особенности возраста

Центральный психологический процесс в юношеском самосознании - формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства (Э. Эриксон).

Взаимоотношения со сверстниками

В ранней юности человеку присуща потребность в общении:

    интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности;

    возрастает необходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании.

Общение в жизни старших школьников занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность. Время на общение увеличивается - 3-4 часа в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни. Расширяется география и социальное пространство: среди ближайших друзей старшеклассников учащиеся из других школ, студенты, военнослужащие, работающие люди.

Появляется феномен, получивший в психологии название “ожидание общения”, выражающийся в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. При этом существует высокая избирательность в дружеских привязанностях и максимальная требовательность в диаде.

Общение со сверстниками имеет чрезвычайно важное значение для развития личности в этом возрасте еще и по следующим причинам:

Во-первых, общение со сверстниками - это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями. В частности - по вопросам пола, отсутствие которой может задержать психосексуальное развитие и придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где отношения принципиально строятся “на равных” и статус надо заслужить, человеку не удается выработать определенных “взрослых” качеств.

В-третьих, это специфический вид эмоциональна контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взросл! (И. С. Кон).

Общение со сверстниками удовлетворяет не только потребность в аффилиации (потребности в принадлежности общности, включенности в группу), но и потребность обособлении. Формируется феномен неприкосновенности своего личного пространства, выражаемого в стремлении “уединиться, помечтать, побродить по городу, а потом вернуться к ребятам”. В целом, общение юношей девушек доброжелательно и избирательно, многим из н свойственна высокая конформность в силу того, что неокрепшее “Я” нуждается в сильном “Мы”.

Наряду с развитием приятельских отношений со сверстниками в этом возрасте особую ценность приобретаем понятие дружбы. Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. Более того, дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры. Каждый родитель может подтвердить, если будет внимателен, как меняется настроение дочери от разговора “ни о чем”. Этот пустой разговор психологически важнее любой содержательной беседы в данном возрасте.

Взаимоотношения со взрослыми

Сложно складываются отношения со взрослыми. Старшеклассники считают важным для себя общение со взрослыми, с родителями.

Среди тем, которые желательны в общении с ними:

    выбор будущей профессии;

    взаимоотношения с окружающими;

    учебные дела;

    вопросы морали;

    о себе и своем прошлом, настоящем и будущем (различные аспекты самоопределения).

Однако есть одна поправка - общение со взрослым ценится только в том случае, если оно имеет Доверительную форму. Реальность такова: общение со сверстниками имеет доверительный характер в 88 % случаев, с родителями - в 29 %, преимущественно с матерями.

Отсутствие доверительных отношений со взрослым, в том числе с учителем, в этом возрасте - одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники. Для них невыносимо вмешательство в личные дела извне, тем более - принуждение, однако за тактичную помощь они будут благодарны.

Известно три типа ситуаций, являющихся источниками тревожности в данном возрасте:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представления о себе;

3) ситуации общения.

Исследования показывают, что существует зависимость личностной тревожности от возраста: к 10-11-му классу уровень тревожности возрастает. Кроме того, выявлена прямая зависимость между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности. Так, наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются:

    отсутствие позитивного интереса со стороны матери;

    директивность матери при навязывании ребенку чувства вины;

    враждебность отца;

    непоследовательность в воспитании.

Таким образом, при ярко выраженном стремлении к независимости сохраняется глубинная связь с родителями и потребность в психологической поддержке с их стороны.

Является работа с родителями по следующим направлениям:

1) формирование у родителей отношения к ребенку как к личности, имеющей сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни;

2) повышение в глазах родителей ценности общения со своими детьми, осуществление заинтересована взаимодействия;

3) формирование системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с детьми.

Столь же актуальна и работа со школьниками по проблемам их взаимоотношений с родителями и формированию навыков конструктивного общения.

Наиболее сложными для данного возраста являются:

    ситуации, в которых нужно самому оказать поддержку, а также принять поддержку и сочувствие от других людей;

    ситуации, связанные с умением реагировать на задевающее, провоцирующее поведение и умением отвечать на несправедливую критику.

Отношение к себе

Главное психологическое приобретение ранней юности - обнаружение ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя.

Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах” действиях, поступках. Они часто задаются вопросами: “Как узнать свой характер?”, “Как освободиться от дурных привычек?”, “Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?”, “Какой я человек?” и т. п. Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми.

В юности каждому приходится неизбежно приспосабливаться и к физиологическим переменам. Гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. У девушек в этом плане индивидуальные различия довольно значительны. Одни из них испытывают сексуальные ощущения, сходные по интенсивности с теми, что испытывают юноши. У других эти ощущении, носят более диффузный характер и тесно связаны с удовлетворением других потребностей, например в самодвижении, поддержке, привязанности, любви. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам.

Любовь

В юности любовь - сильное, но не очень продолжительное эмоциональное переживание, хотя иногда оно переходит в серьезную, постоянную привязанность.

Психологи обнаружили следующие закономерности в отношении девушек к любви:

1. Девушки с высокой самооценкой не стремятся сделать первую любовь последней, их взаимоотношения с мужчиной менее продолжительны и не столь серьезны. Обратная картина - у их сверстниц с пониженной самооценкой.

2. Девушки, для которых взаимоотношения между родителями являются образцом их будущего супружества, гораздо реже влюбляются в школьные годы и реже стремятся к супружеству до 21 года. Девушки, которые не хотят подражать своим родителям, значительно чаще влюбляются в это время.

3. Старшеклассницы, живущие в полной семье, обычно более реалистично относятся к любви, чем те, чьи родители разведены или одного из них нет в живых

Юношеская депрессия

Специалисты по юношеской психиатрии считают, возраст 14-18 лет представляет собой критический период для возникновения психопатий, Кроме того, в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые черты характера. Например, усиление такого свойства, как гипертимность - повышенная активность и возбудимость, которое делает юношу неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные предприятия.

Отмечается появление депрессивного состояния, которое продуцируется часто возникающим чувством печали, безнадежности, самоуничижения. Юношеская депрессия скрывается за показной скукой, агрессивностью, беспокойным поведением, ипохондрией, капризами или недозволенным поведением вплоть до противоправных поступков. Депрессия в этом возрасте бывает двух видов.

Первый - это безразличие и чувство пустоты. При этом самочувствие таково, что возникает ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым человек себя еще не чувствует. Этот вакуум и порождает повышенную возбудимость. Такое состояние напоминает чувство скорби по утраченному человеку, близкому настолько, что его воспринимают как часть самого себя. Данный вид депрессии наименее продолжителен и имеет благоприятный исход.

Второй вид депрессии возникает вследствие полосы жизненных поражений. Старшеклассник изо всех сил старается решить поставленные задачи и возникшие проблемы, добиться значимых целей, но безуспешно. Возможно, окружающие не могут или не хотят понять, чего он хочет и в какой поддержке он нуждается. Тогда приходит осознание, что его или ее потенциальные возможности ограничены, а вместе с ним - мысль о самоубийстве. Примерно 20% людей в этом возрасте думают о самоубийстве.

К концу юношеского возраста на первый план выступают “кризис оторванности”, чувство изоляции от мира, одиночества, с которыми юноши и девушки не всегда способны справиться самостоятельно.

Юношеский возраст его особенности и проблемы

Юношескому возрасту соответствует период от 15 – 16 до 21 – 25 лет.

Юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии. В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни.

Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. В этот период происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста. В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим). Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира. Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция.

Проявляется стремление к самоутверждению. Происходит так же и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я». Ведущая деятельность – учебно – профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств.

Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысла жизненных проблем. Явлений действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.

Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и так далее), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками – это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта.