Обществознание огэ главное. Общество в узком смысле

1 Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе всё объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.

2 Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста и бланк с заданием.

3 Пробегись глазами по всему тесту, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.

4 Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.

5 Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.

6 Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, - как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.

7 Если не знаешь ответа на вопрос, или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

8 Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.

9 Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

для учащихся.

    Школьное обществознание – это учебная дисциплина, интегрирующая знания нескольких социальных и гуманитарных наук: философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, культурологии, правоведения.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 баллов.

    Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0 – 14

15 – 24

25 – 33

34 – 39

    Справка об изменениях КИМ основного государственного экзамена (ОГЭ) в 2016 году:

История, Обществознание – содержательных изменений нет.

Изменен порядок следования нескольких заданий части 1

СТРУКТУРА ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Структура и содержание контрольных измерительных материалов, типы и сложность заданий экзаменационной работы соответствуют целям экзамена – обеспечить объективную оценку уровня общеобразователь­ной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразователь­ных учреждений.

Варианты КИМ создаются на основе требований к уровню подготовки выпускников Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит
6 заданий с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.

В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.

Вторая часть экзаменационной работы представляет собой внутренне целостный раздел – все шесть заданий непосредственно связаны с подоб­ранным по определенным критериям текстом – источником социальной информации, общим объемом порядка 200–250 слов.

Советы психолога

Мысленные стратегии преодоления страха при подготовке к экзаменам.

Вызывающие страх мысли

Рациональные спасительные мысли

Я должен был значительно раньше начать готовиться, теперь мне просто не хватит времени для основательной подготовки.

Мне не помогут упреки за ошибки в прошлом. За каждый день занятий я приобретаю все больше знаний. Если я не смогу восстановить пропущенное, то я пойду на экзамен с некоторыми пробелами в знаниях. Есть люди, которые, несмотря на пробелы в знаниях, выдерживают экзамен. Я сейчас же сажусь и учу, и уже это будет полезнее для дела, чем мои переживания.

Я слишком глуп, чтобы понять этот материал.

Я все же на данный момент что-то знаю. Если этот материал мне и трудно дается, то это не значит, что я глуп. Просто мне нужно немного побольше времени, чтобы хорошо это понять. Если я буду внушать себе, что я глупый, то это мне прибавит еще больше трудностей. Я немедленно сяду и буду прорабатывать необходимый материал страницу за страницей.

В мою голову ничего больше не может войти.

Мой мозг может усвоить очень много информации. Если я в данный момент ничего больше не могу усвоить, это значит, что моя голова должна отдохнуть. Поэтому я сделаю теперь перерыв и отдохну или займусь чем-нибудь другим. Если я себе внушаю, что ничего больше не могу освоить, этим я затрудняю процесс усвоения.

Я обязательно провалюсь на экзамене.

Сколько людей сдавали экзамены – и мои родители, и мои учителя, и все взрослые, кого я знаю. И все прошли через это испытание благополучно. Не я первый, не я последний. Как ни упирайся, из школы тебя все равно выпустят. Неотвратимо настанет день, когда все будет позади.

По окончании 9-го класса. Многие ученики осознанно выбирают этот предмет как дополнительный для сдачи потому, что обществознание требуется для поступления в профильные 10-е классы с уклоном на гуманитарные специальности, а также может быть первым этапом подготовки к ЕГЭ, который будет через 2 года.

После ознакомления с общей информацией об экзамене сразу приступайте к подготовке. Экзамен в этом году совсем не отличается от прошлых лет, потому готовиться можно по материалам и 2016-го, и 2017 года.

Оценивание ОГЭ

Минимальный порог по ОГЭ определяют местные региональные власти после проведения досрочного этапа проведения экзаменов. Поэтому самую точную информацию по этому вопросу нужно искать на сайте исполнительного органа в сфере образования вашего субъекта Федерации. В Москве, например, это Департамент образования.

Однако у регионов есть эталон, с которым они сверяются и как правило не отходят от него – это ежегодные рекомендации Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Согласно этим рекомендациям, чтобы сдать ОГЭ по обществознанию хотя бы на тройку , необходимо набрать не менее 15 первичных баллов . Это равносильно правильному выполнению первых 15 заданий.

Для пятерки необходимо набрать 34-39 первичных баллов . С таблицей перевода первичных баллов в оценки по пятибальной системе можно ознакомиться здесь.

Структура ОГЭ

Работа состоит из двух частей и содержит 31 задание.

  • Часть 1: 25 заданий (№ 1–25) с кратким ответом (выбрать вариант ответа, установить последовательность, установить соотношение понятий, определений и т.п.).
  • Часть 2: 6 заданий (№ 26–31) с развернутым ответом (вопросы относятся к одному тексту, который нужно прочитать и проанализировать) .

Подготовка к ОГЭ

  • На нашем сайте вы можете пройти тесты ОГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. На данный момент раздел обновляется, и со временем в нем будут появляться новые тесты за весь период проведения ОГЭ. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
  • Скачайте демонстрационные варианты ОГЭ по обществознанию, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ОГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ОГЭ.

Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут аналогичны демонстрационным, по той же тематике или просто с другими цифрами.

Общие сведения об ОГЭ

Время проведения экзамена: 180 минут (3 часа).
Разрешенные материалы: отсутствуют.
Минимальный балл (соответствует тройке): 15.
Максимальный балл: 39.
Количество заданий: 31.

Анастасия Григорьева:

Экзамен по обществознанию – не очень сложно

Сдать экзамен по обществознанию для меня было не очень сложно. В начале учебного года я купила книжку с десятью вариантами ОГЭ для подготовки. Кроме того, у нас каждую неделю в школе были дополнительные занятия по этому предмету, но я на них не ходила из-за нехватки времени и желания задерживаться после уроков.

Подписывайся на «ПУ» в телеграме . Только самое важное.

Начала готовиться я примерно за полгода до экзамена: решала варианты и пользовалась консультациями.

Мне было не очень сложно на экзамене, потому что хватило знаний, которые я получила на уроках и информации из учебника по обществознанию за девятый класс.

Трудность вызвали только лишь задания про управление государства и последние два, где была работа с текстом. Присутствовало волнение, конечно, но оно совсем не помешало. С экзаменом я справилась за два часа.

Ксения Банникова:

На экзамене будет то, что решали на уроках

Я ходила на консультации в школе, решала тесты на сайте «Решу ОГЭ», пользовалась учебным материалов, который нам давали учителя по обществознанию.

Нас очень хорошо готовили, поэтому я написала без всяких трудностей первую часть, а вот со второй возникли сложности. Мне показалось, что в тексте много терминов, и я даже не поняла его. Но я просто нашла в тексте такие же слова, как в вопросе, перечитала несколько раз этот фрагмент и вникла.

Я писала шпаргалки, но не пользовалась ими. Занесла туда определения за весь курс девятого класса, потому что думала, что мне это пригодится.

Мой совет – прорешайте, как можно больше тестов, потому что первая часть всегда повторяется, никаких новых вопросов не включают. То, что будете выполнять на уроках, то и будет на экзамене.

Татьяна Миронова:

Я решила не рисковать

Я готовилась с репетитором. Купила специальную книжку для подготовки к ОГЭ ФИПИ – по ней и готовилась (там около 30 вариантов). Кроме того, помог сайт «Решу ОГЭ» – там много заданий и вариантов.

Сам экзамен прошел достаточно спокойно, камер не было. Прочитала все правила и начала писать.

Шпаргалки я не делала, но могу сказать, что можно было выходить в туалет, сколько хочешь, поэтому списать возможность была. Многие так и делали. Но я решила не рисковать.

Тема : Общество и человек.
Ученые считают, что общественная жизнь началась одновременно с появлением человека на Земле. Ещё древние люди объединялись в родовую общину, племя. Объединение и взаимодействие древних людей помогли выжить человеческому роду в сложных природных условиях, защищаться от врагов, осваивать новые территории. Отсюда и произошло понятия «сообщества» и «общество».
Понятие общество употребляется в широком и узком смыслах.
В широком смысле:
Общество-это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Широкое значение: всё человечество в целом:
1) часть материального мира;
2) динамичная система;
3) совокупность способов взаимодействия и объедининия.

В узком смысле:
Общество- это совокупность людей по каким-либо признакам.
Узкое зна¬че¬ние:
1) определённая группа людей;
2) этап развития общества;
3) совместная деятельность;
4) определенная страна.

Понятие общество имеет много значений:
1. Этап в истории человечества
3. Всё человечество мировое сообщество)
(первобытное общество, рабовладельческое и т.д.)

ОБЩЕСТВО

2.(объединение) 4.Регион, страна, государство(Россия, Европейское
общество)
Круг людей объединенных
общими целями, интересами
(спортивный клуб)

Человек может удовлетворять свои материальные и духовные потребности только в обществе. А так же в обществе между людьми складываются общественные отношения.
Общественные отношения - это отношения, которые складываются между членами различных социальных групп.

Общество не только возникает с появлением человека, но и развивается вместе с ним, а значить общество-это динамическая система.

Отличительной тенденцией развития современного общества является глобализация.

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, куль¬тур¬ной и религиозной интеграции и унификации.
Основные глобальные проблемы:
1) нерешённость про¬бле¬мы от¬ме¬ны ста¬ре¬ния у людей и сла¬бая ин¬фор¬ми¬ро¬ван¬ность об-ще¬ствен¬но¬сти о пре¬не¬бре¬жи¬мом ста¬ре¬нии;
2) про¬бле¬ма «Север-Юг» - раз¬рыв в раз¬ви¬тии между бо¬га¬ты¬ми и бед¬ны¬ми стра¬на¬ми, ни¬ще¬та, голод и не¬гра¬мот¬ность;
3) пре¬дот¬вра¬ще¬ние тер¬мо¬ядер¬ной войны и обес¬пе¬че¬ние мира для всех на¬ро¬дов, не¬до-пу¬ще¬ние ми¬ро¬вым со¬об¬ще¬ством не¬санк¬ци¬о¬ни¬ро¬ван¬но¬го рас¬про¬стра¬не¬ния ядер¬ных тех¬но-ло¬гий, ра¬дио¬ак¬тив¬но¬го за¬гряз¬не¬ния окру¬жа¬ю¬щей среды;
4) пре¬дот¬вра¬ще¬ние ка¬та¬стро¬фи¬че¬ско¬го за¬гряз¬не¬ния окру¬жа¬ю¬щей среды
5) сни¬же¬ние би¬о¬раз¬но¬об¬ра¬зия;
6) обес¬пе¬че¬ние че¬ло¬ве¬че¬ства ре¬сур¬са¬ми, ис¬чер¬па¬ние нефти, при¬род¬но¬го газа, угля, прес¬ной воды, дре¬ве¬си¬ны, цвет¬ных ме¬тал¬лов;
7) гло¬баль¬ное по¬теп¬ле¬ние;
8) озо¬но¬вые дыры;
9) про¬бле¬ма сер¬деч¬но-со¬су¬ди¬стых, он¬ко¬ло¬ги¬че¬ских за¬бо¬ле¬ва¬ний и СПИДа;
10) де¬мо¬гра¬фи¬че¬ское раз¬ви¬тие (де¬мо¬гра¬фи¬че¬ский взрыв в раз¬ви¬ва¬ю¬щих¬ся стра¬нах и де¬мо¬гра¬фи¬че¬ский кри¬зис в раз¬ви¬тых), воз¬мож¬ный голод;
11) тер¬ро¬ризм;
12) асте¬ро¬ид¬ная опас¬ность;
13) не¬до¬оцен¬ка гло¬баль¬ных угроз су¬ще¬ство¬ва¬нию че¬ло¬ве¬че¬ства, таких как раз¬ви¬тие не¬дру¬же¬ствен¬но¬го ис¬кус¬ствен¬но¬го ин¬тел¬лек¬та и Гло¬баль¬ных ка¬та¬строф.

Характерные черты общества, как динамической системы.
Саморазвитие, саморегулирования, способность к адаптации и интеграции, отмирание старых частей появление новых.

В обществе имеются подсистемы(части системы)

Сферы общественной жизни
1.Политическая
Государство и органы государственной власти
(президент, правительство, партии, армия, полиция, налоговая и таможенная службы)
2.Экономическая
(товары, услуги, предприятия(фирмы), процесс производства.
3.Социальная
Взаимодействие различных социальных групп, слоев населения, личность.
4.Духовная
(мораль, культура, наука, образование, искусство и религия)

Все общества можно поделить на 3 исторических типа:
1. Доиндустриальное (традиционное или аграрное)
–люди заняты в сельском хозяйстве, преобладает ручной труд, примитивные орудия труда, общинный уклад жизни, низкая социальная мобильность, культурная отсталость.
2. Индустриальное
– люди заняты в промышленном производстве,развитие частной собсбвенности, преобладает машинный труд, рост числа городов и городского населения, коллективные ценности, средняя социальная мобильность, светская жизнь и культурное развитие.
3. Постиндустриальное
– люди заняты в основном в сфере услуг и информации, преобладают информационные технологии, компьютеризация и автоматизация труда, ценность личности, права и свободы человека, высокая социальная мобильность, влияние средств массовой информации.
(социальная мобильность-изменение положения человека или группы в обществе)

Взаимодействие общества и природы
Важно осознать, что общество и природа взаимосвязаны, влияют друг на друга.
Природа-это естественная среда обитания человека.
Отличия общества от природы
-творит культуру
-развивается под влиянием деятельности человека.
Отличие природы от общества:
-способна развиваться независимо от человека
-обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека.

Человек.
Человек
-существо биосоциальное, т.е. в нем переплетается социальное и биологическое.
Индивид
-это представитель человеческого рода, обладающий уникальными природными чертами. (один из людей; единичный)
Индивидуальность
–неповторимость, самобытность, богатство внутреннего мира, черты, свойственны только определенному человеку.
Личность
-это человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми.
Социализация – это процесс становления личности
Агенты социализации
1. Семья
2. Образование
3. Профессии
4. Социальное окружение
5. Государство
6. СМИ
7. Самовоспитание
Этапы социализации
1. Начальный
2. Средний (юношеский возраст)
3. Завершающий

Основные отличия человека от животного
1. Мышление и членораздельная речь
2. Сознательная целенаправленная творческая деятельность
3. Человек творец культуры
4. Способность изготавливать орудия труда и использовать их.

Деятельность человека.
Деятельность –это человеческая активность, направленная на достижение поставленной цели. В результате деятельности он преобразует и природу и общество.
Структура деятельности
1.Субъект деятельности (тот, кто осуществляет деятельность)
2. Объект деятельности(то, на что она направлена)или (на что направлено ваше внимание.
Объектом могут быть не только предметы, но и люди(преподаватель обучает учащихся).

Человек начиная любую деятельность ставит перед собой цель.
Цель-то, что ожидается нами в результате деятельности.

Для того чтобы достичь цель нам нужно:
1. Средства
2. Действия
3. Результат

Мотив-то, что побуждает нас к действию. (Вася читает газету(действие), чтобы узнать новости спорта(мотив).

Деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей.
Три группы потребностей (или классификация потребностей):
1. Биологические (еда, сон, воздух, вода и т.д.. Они являются врожденными, сближают нас с животными)
2. Социальные (общение, самореализация, самоутверждение)
3. Духовные (потребности в познании окружающего мира и самого человека)

Подобная классификация не единственная. Американский психолог А. Маслоу.
1. Физиологические (пища, дыхание, движение)
2. Экзистенциальные(в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне)
(1,2 – врожденные потребности)
3. Социальные (в общении, в заботе о других, в понимании)
4. Престижные (эгоистические) –в самоуважении, достижении успеха, признании
5. Духовные (самоактуализация, самовыражение)
(3-5 –приобретенные)

Основные виды деятельности - Труд, игра, учение.

Виды деятельности – практическая, духовная (связана с изменением сознания людей), разрушительная (войны, акты вандализма, врубка лесов), трудовая, образовательная, творческая и др.

Творческая деятельность-направлена на создание чего-нибудь нового.
(помогает нам творить-воображение, фантазия, интуиция)
Трудовая деятельность – это деятельность, которая направлена на получение заведомо полезного результата.
Игровая или досуговая деятельность- ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс-развлечение, отдых.
Учёба-это вид деятельности целью, которого является приобретением человека знаний, умений, навыков.

Социальные и межличностные отношения человека. Общение.
Социальные отношения-это отношения между руководителем и подчиненным.
Формы социальных отношений: односторонние (скрытые, открытые конфликты), взаимные (доступная и ясная социальная действительность).
Межличностные отношения- отношение между друзьями.

Общество представляет собой совокупность социальных групп.
Социальная группа - группа людей, выделенных по социально значимым признакам.
Функции социальной группы
1. Инструментальная-для выполнения какой либо работы(кафедра, декан, бригада рабочих)
2. Экспрессивная –для удовлетворения социальных потребностей в уважении, одобрении или доверии (общество анонимных алкоголиков)
3. Поддерживающая –для ослабления неприятных чувств. (защита интересов социальных групп (профсоюзы и т.д.))

Общение- связь между людьми в результате которой они обмениваются информацией.
Виды общения: речевое(вербальное), при помощи слов и звуков
неречевое(невербальное), при помощи мимики и жестов

Формы общения:
-служебное(деловое)
-повседневное (бытовое)
-убеждающее
-ритуальное (процесс соблюдения предписанного поведения)
-межкультурное
По содержания и смысловой направленности:
-рассказ
-сообщение
-разговор
-отчет
-комплименты
-обмен мнениями
Межличностные конфликты
Межличностные конфликты - это столкновение различных точек зрения.

Способы разрешения конфликтов
1. Диалог-общение между людьми.
2. Компромисс-соглашение на основе взаимных уступок.
3. Консенсус –форма выражения согласия с аргументами противника в споре.

Социальная сфера
Классы общественные, большие группы людей, различа¬ю¬щи¬е¬ся по их месту в ис¬то¬ри¬че¬ски опре¬де¬лен¬ной си¬сте¬ме об¬ще¬ствен¬но¬го про¬из¬вод¬ства, по их от¬но¬ше¬нию (боль¬шей ча¬стью за-креп¬лен¬но¬му и оформ¬лен¬но¬му в за¬ко¬нах) к сред¬ствам про¬из¬вод¬ства.

Нация (от лат. natio - племя, народ) - со¬ци¬аль¬но-эко¬но¬ми¬че¬ская, куль¬тур¬но-по¬ли¬ти¬че¬ская и ду¬хов¬ная общ¬ность ин¬ду¬стри¬аль¬ной эпохи.

Со¬ци¬аль¬ные клаcсы (об¬ще¬ствен¬ные клас¬сы) - со¬ци¬аль¬ные общ¬но¬сти, вы¬де¬ля¬е¬мые по от-но¬ше¬нию к соб¬ствен¬но¬сти и об¬ще¬ствен¬но¬му раз¬де¬ле¬нию труда.

Со¬сло¬вия - со¬ци¬аль¬но-пра¬во¬вые груп¬пы под¬дан¬ных, своим юри¬ди¬че¬ским по¬ло¬же¬ни¬ем каким-либо опре¬делённым об¬ра¬зом от¬ли¬ча¬ю¬щих¬ся от осталь¬но¬го нас.; при этом от¬ли¬чия пе¬ре-да¬ют¬ся по на¬след¬ству.