Общие права обучающихся и их социальные гарантии. Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях и юридические гарантии их прав

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
Комментируемая статья не является новацией образовательного законодательства, поскольку образовательный закон N 3266-1 содержал самостоятельную статью 50, регулирующую права и меры социальной поддержки обучающихся и воспитанников. В содержательном аспекте комментируемая статья систематизировала накопленный опыт правового регулирования прав и социальных гарантий обучающихся и в целом отражает преемственность норм образовательного законодательства.
Часть 1 комментируемой статьи закрепляет ряд академических прав для всех категорий обучающихся. Среди них:
1) Выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения, но только после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет. Данная норма коррелирует с п. 3 ст. 44 Закона, где закрепляется право родителей (законных представителей) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Указанное нормативное предписание предоставляет возможность обучающемуся выбрать, будет ли он получать образование в организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо вне ее; очно, заочно либо очно-заочно (при условии, что такие формы допустимы по такой специальности и направлению подготовки), в форме самообразования.
2) Право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции получают все обучающиеся. Однако создание институтов, осуществляющих подобные функции, имеет целевое назначение.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья теперь может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, Законом закрепляется инклюзивное образование. Однако совместное (инклюзивное) обучение возможно только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Для некоторых категорий среди лиц с ограниченными возможностями здоровья создаются отдельные образовательные организации: для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. При этом не позднее 1 января 2016 года специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации.
Дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида обеспечиваются образовательными учреждениями совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения*(41).
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Такие программы позволяют осуществлять необходимую коррекцию и социальную адаптацию обучающегося. Меры дисциплинарного взыскания к таким обучающимся не применяются. Государственная итоговая аттестация может быть организована не в форме ЕГЭ, что определяется Минобрнауки России.
Образовательные стандарты «школьного» образования включают в себя требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы и учитывают образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость конкретной ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.
В образовательных организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Методические разъяснения специфики образовательного процесса, направлений деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в том числе детей с глубокой умственной отсталостью и детей со сложным дефектом, а также уровней реализуемых образовательных программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения содержатся в инструктивном письме Минобразования России от 04.09.1997 г. N 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» (в редакции инструктивного письма Минобразования России от 26.12.2000 г. N 3) и письме Минобразования России от 03.04.2003 г. N 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».
Рекомендации по организации обучения детей-инвалидов должны также содержаться в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Общеобразовательная организация руководствуется при организации работы специальных классов Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (утв. постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. N 288) до момента принятия нового положения. Дошкольные образовательные организации — Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утв. постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 г. N 1204) и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 г. N 2562).
За счет бюджета субъекта Российской Федерации бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков тем лицам-инвалидам, которые обучаются за счет средств бюджета субъекта РФ или органов местного самоуправления.
Обучение детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательные учреждения и нуждающихся в обучении на дому, может осуществляться дистанционно. В этом случае за счет средств бюджета и в порядке, установленном субъектом РФ, компьютерное оборудование передается центрам дистанционного образования детей-инвалидов и (или) другим образовательным учреждениям, непосредственно осуществляющим обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, которые, в свою очередь, передают указанное оборудование на договорной основе участникам образовательного процесса. Возможно безвозмездное пользование (в том числе на определенный срок, например, до завершения обучения в связи с получением профессионального образования, или бессрочно) или в дар, с учетом установленных сроков эксплуатации такого оборудования, при наличии заявления инвалида или родителей (законных представителей) ребенка-инвалида (в случае передачи компьютерного оборудования детям-инвалидам и инвалидам, поступающим или поступившим в образовательные учреждения профессионального образования, также при наличии документов, подтверждающих их поступление в соответствующее образовательное учреждение).
Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ обязаны установить нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования по каждому уровню образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Осуществляется это за счет средств бюджета субъекта РФ.
Уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействуют привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Психолого-медико-педагогическая помощь оказывается специально создаваемыми комиссиями в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям такой помощи и организации их обучения и воспитания. Такие комиссия создаются органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования*(42).
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Такая помощь может быть оказана как в образовательной организации, так и в специально создаваемом органами власти субъектов РФ (органы местного самоуправления вправе это делать) центре.
Социально-педагогическая и психологическая помощь включает в себя психолого-педагогическое консультирование обучающихся, коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Психолого-педагогическая помощь в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.
3) Индивидуальный учебный план представляет собой учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Обучение по индивидуальному плану возможно при получении общего образования при наличии академической задолженности у обучающегося либо при организации получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в обычном классе.
Получение профессионального образования по индивидуальному плану возможно в случаях, установленных локальным актом образовательной организации. Порядок формирования индивидуального учебного плана студента рекомендован письмом Минобразования РФ от 09.03.2004 N 15-55-357ин/15 «О Примерном положении об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц» и письмом Минобразования РФ от 18.12.2000 г. N 16-52-64/16-16 «О Рекомендациях по формированию основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования для лиц, получающих второе среднее профессиональное образование».
Обучение по индивидуальному плану предполагается и в случае обучения по сокращенной и ускоренной образовательной программе. Сокращенными программами называются такие основные образовательные программы среднего профессионального или высшего образования, которые реализуются в сокращенные сроки на основе имеющихся знаний, умений и навыков студента, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. Порядок составления сокращенных программ предусмотрен письмом Минобразования РФ от 30.03.1999 г. N 14-55-156ин/15 «О подготовке специалистов по сокращенным программам» и в приказе Минобразования РФ от 14.11.2001 г. N 3654 «Об утверждении Порядка реализации сокращенных и ускоренных основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования».
Приказом Минобразования РФ от 13.05.2002 г. N 1725 утверждены условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки.
Определение ускоренной образовательной программе дано в приказе Минобразования РФ от 14.11.2001 г. N 3654. Такая программа осваивается студентом в ускоренном темпе по сравнению с темпом освоения образовательной программы среднего профессионального образования при реализации ее в соответствии с рабочим учебным планом при полном сроке обучения. Ускорение темпа освоения образовательной программы среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с предшествующей подготовкой студента (в том числе полученной на производстве, в рамках дополнительного образования и т.д.) и (или) его способностями.
Ускоренная основная образовательная программа высшего профессионального образования может реализовываться вузом для лиц, способных освоить в полном объеме основную образовательную программу высшего профессионального образования за более короткий срок. Решение о возможности обучения студента по ускоренной программе принимается ученым советом вуза (факультета) с учетом итогов промежуточной аттестации и также оформляется локальным актом. Если студент, обучающийся по сокращенной или ускоренной программе, не может продолжить по ней обучение по различным причинам, то он имеет право перевестись на обучение по соответствующей основной образовательной программе с полным сроком обучения (при ее наличии в вузе и наличии вакантных мест).
4) Участие в формировании содержания своего профессионального образования выражается через выбор обучающимся в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных основной образовательной программой, конкретных дисциплин (модулей); в рамках научно-исследовательской деятельности — выбор темы исследования.
Основная образовательная программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
В числе существенных условий договора о целевом обучении не предусмотрено определение образовательной программы обучающегося. Однако оно может быть предусмотрено, поскольку организация-работодатель берет на себя обязательство по приему на работу выпускника в соответствии лишь только с его квалификацией, тогда как в рамках последней возможен выбор еще и специализаций. Соответственно в договоре такое условие работодателем может быть предусмотрено.
5) Право на выбор факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность коррелирует с правом обучающегося на выбор дисциплин (модулей) при формировании содержания своего профессионального образования. Основная разница заключается в том, что в комментируемом пункте речь идет о выборе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) за пределами основной образовательной программы.
Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом. Федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные стандарты по каждой специальности и направлению подготовки устанавливают объем факультативных дисциплин в количестве зачетных единиц за весь период обучения.
Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы в рамках среднего общего образования выполняют три основных функции:
1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;
2) «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
При получении профессионального образования элективные предметы, курсы, дисциплины (модули) выбираются студентами в соответствии со своей специализацией, тем самым также обеспечивая потребность в специализации*(43). Набор элективных предметов, курсов, дисциплин (модулей) разрабатывается учебным заведением (факультетом, кафедрой).
6) Обучающиеся вправе осваивать основную образовательную программу, а также помимо нее любые другие предметы, дисциплины и модули как платные образовательные услуги. Обучающиеся вправе осваивать основную и дополнительную образовательные программы, а также получать профессиональное образование одновременно в нескольких образовательных организациях. Такое сочетание возможно благодаря различным формам получения образования и обучения, обучению по индивидуальному учебному плану.
7) В порядке, установленном локальным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающийся имеет право на зачет уже ранее им освоенных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). Как правило, зачет возможен в том случае, если форма итоговой аттестации по предмету и объев часов на освоение программы по предмету либо совпадают, либо последний превышает в ранее освоенной программе. Для того чтобы зачет был возможен, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка, в которой перечисляются освоенные предметы, объем часов по каждому из них и результат аттестации.
Академическая справка не выдается студентам (слушателям), отчисленным из вуза до окончания первого семестра и/или не аттестованным ни по одной дисциплине при промежуточной аттестации после первого семестра.
Образец (форма) академической справки утвержден постановлением Госкомвуза РФ от 30.11.1994 г. N 9 «Об утверждении образцов государственных документов о высшем профессиональном образовании».
8) Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется обучающимся по очной форме обучения в:
имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях по образовательным программам среднего (полного) общего образования — на время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;
имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по программам начального профессионального или программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее образование, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;
имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения получили среднее (полное) общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;
имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования по:
программам бакалавриата, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;
программам подготовки специалиста, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;
программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) «бакалавр», — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.
Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется однократно. Это означает, что в случае издания приказа об отчислении студент теряет право на отсрочку от армии.
По поводу сроков действия такой отсрочки принято несколько писем Минобрнауки РФ: от 04.04.2011 г. N 03-196 «О ситуации с призывом на военную службу выпускников XI (XII) классов, поступающих в вузы» и от 03.05.2011 г. N 04-279 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на время обучения в очной аспирантуре», от 13.07.2011 г. N АФ-278/17 «О призыве обучающихся на военную службу», в которых рассматриваются сроки начала и окончания действия отсрочки для отдельных категорий обучающихся.
9) Ведение нормы, защищающей жизнь и здоровье обучающихся, их достоинство не создает новых форм ответственности в случае допущения таких посягательств, поскольку Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс уже предусматривают ответственность за такого рода правонарушения. Вместе с тем введение подобной нормы преследует цель подчеркнуть важность психолого-педагогической составляющей учебного процесса, необходимость соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и т.п.
Необходимые условия для реализации комментируемого права уже закладываются в федеральных государственных образовательных стандартах, образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях, лицензионных требованиях к занятию образовательной деятельностью, специально разрабатываемых образовательных программах для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
10) Право обучающегося на свободу совести заключается в возможности получения религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими, обучаться религии вне рамок образовательной программы в образовательной организации, получения религиозного образования. Ст. 5 Федерального закона от 26.09.1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» закрепляет принципы религиозного образования. Вместе с тем данное право тесное связано с принципом светскости образования (п. 6 ст. 3 Закона).
Свобода информации заключается в возможности обучающегося пользоваться любыми информационными ресурсами в целях обучения по образовательной программе. В связи с этим, Минобрнауки России лишь только рекомендует перечни учебников к использованию в образовательном процессе.
Свободное выражение собственных взглядов и убеждений предполагает возможность критического анализа поступающей информации, ее освоение, но при этом выражение собственной позиции по конкретному вопросу. Развитие навыков критического мышления ставится в качестве предметных результатов освоения образовательной программы в федеральных государственных образовательных стандартах.
11) Право на каникулы находит свое отражение в типовых положениях для всех типов образовательных организаций, которые устанавливают периодичность и продолжительность каникул.
Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается образовательной организацией с соблюдением пределов, установленных типовым положением (для частных образовательных организаций оно носит примерный характер).
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования предусматривают также продолжительность и периодичность каникул. С целью реализации образовательной программы и в каникулярное время, указанные стандарты и требования предусматривают самостоятельную работу на это время для обучающихся.
Нормативный срок обучения по образовательной программе включает в себя и каникулы, в том числе предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации. На этот период времени лицо еще носит статус обучающегося и к нему применяются соответствующие нормы образовательного законодательства.
Для обучающихся в военно-учебных заведениях вводится понятие каникулярного отпуска. В соответствии со статьей 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы», каникулярные отпуска предоставляются военнослужащим, обучающимся в военно-учебных заведениях по очной форме обучения (кроме школ техников), во время перерывов в учебных занятиях на следующие сроки:
а) зимний каникулярный отпуск — 15 суток;
б) летний каникулярный отпуск — 30 суток.
Летний каникулярный отпуск является основным, а зимний — дополнительным.
Время, необходимое для проезда к месту использования каникулярных отпусков и обратно, не предоставляется. Право на бесплатный проезд к месту использования основного каникулярного отпуска и обратно (в год окончания учебы — к месту военной службы) предоставляется ежегодно.
Определенные предписания относительно организации каникул содержат и санитарно-эпидемиологические требования, например, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»*(44) предусматривает, что обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением дополнительного требования: дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
На время каникул в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, могут быть организованы лагеря*(45).
12) Действует приказ Минобразования РФ от 05.11.1998 г. N 2782 «О Порядке предоставления академических отпусков»*(46), который определяет, что академический отпуск — это отпуск, предоставляемый студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по медицинским показаниям и в других исключительных случаях (стихийные бедствия, семейные обстоятельства и в других)*(47).
В случае предоставления академического отпуска его продолжительность, как правило, не может превышать 12 календарных месяцев.
Заключение о возможности предоставления студенту академического отпуска по медицинским показаниям выдается клинико-экспертной комиссией государственного, муниципального лечебно-профилактического учреждения здравоохранения по месту постоянного наблюдения студента, в том числе студенческой поликлиникой. При этом диагноз заболевания без согласия пациента в заключении не указывается. В случаях, когда медицинское обслуживание студентов осуществляет здравпункт, заключение могут выдавать клинико-экспертные комиссии государственных, муниципальных учреждений здравоохранения, в структуру которых входит данный здравпункт.
Решение о предоставлении академического отпуска студентам принимает руководитель образовательного учреждения*(48). Основанием для издания приказа является:
по медицинским показаниям — личное заявление студента и заключение клинико-экспертной комиссии учреждения здравоохранения;
в других исключительных случаях — личное заявление студента и соответствующий документ, подтверждающий основания для получения академического отпуска с указанием причины*(49).
Студентам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показаниям, назначаются и выплачиваются ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50% минимального размера оплаты труда в соответствии с Порядком назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 г. N 1206 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан».
Образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования вправе производить дополнительные выплаты студентам, находящимся в академическом отпуске, за счет собственных средств.
Финансовые условия предоставления академического отпуска студентам, обучающимся на платной договорной основе, определяются условиями договора или дополнительного соглашения.
При предоставлении обучающимся — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия.
Если обучающийся — военнослужащий и он направляется в служебную командировку продолжительностью свыше трех месяцев, в том числе для участия в миротворческих и контртеррористических операциях, ему в установленном порядке предоставляется академический отпуск на основании личного заявления и справки, выдаваемой командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.
Студенты, находившиеся в академическом отпуске, имеют право продолжить обучение по ранее осваиваемой ими основной образовательной программе в учебном заведении, в котором они обучались. В том случае, если такая образовательная программа уже не реализуется, учебным заведением устанавливается соответствие направления подготовки на которое восстанавливается студент.
Женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию.
Женщина, которая обучается в образовательных учреждениях, вправе получать пособие по беременности и родам независимо от того, платит ли она за учебу или нет. Однако форма обучения должна быть очной (пп. «в» п. 9 Порядка назначения и выплаты пособий, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г. N 1012н). Выплата такого пособия производится по месту учебы на основании заявления и справки медицинского учреждения (п. 6, п. 14, пп. «в» п. 16 Порядка назначения и выплаты пособий). Размер пособия установлен в размере стипендии (ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).
По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. Такой отпуск может быть использован не сразу после окончания отпуска по беременности и родам, а в любой момент до достижения ребенком возраста трех лет. Студент, обучающийся по очной форме обучения, имеет право на получение пособий и в этом случае (Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ, Порядок назначения и выплаты пособий). Для того чтобы получать пособие, необходимо представить документы, предусмотренные ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
13) Обучающиеся вправе продолжить получение образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения.
Перевод на другую форму обучения возможен на любом уровне образования. Так, обучающийся, осваивающий основную общеобразовательную программу в форме самообразования, может продолжить обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки возможен при получении профессионального образования и осуществляется по личному заявлению студента. К заявлению прилагается ксерокопия зачетной книжки (в последующем сверяется с академической справкой).
Порядок перевода студентов вуза установлен приказом Минобразования РФ от 24.02.1998 г. N 501 «Об утверждении Порядка перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое». Перевод обучающихся на уровне среднего профессионального образования — приказом Минобразования РФ от 20.12.1999 г. N 1239 «Об утверждении Порядка перевода студентов из одного среднего специального учебного заведения в другое среднее специальное учебное заведение и из высшего учебного заведения в среднее специальное учебное заведение».
В государственном, муниципальном образовательном учреждении среднего профессионального образования при переводе на места, финансируемые за счет бюджетных средств, общая продолжительность обучения студента не должна превышать срока, установленного рабочим учебным планом принимающего образовательного учреждения для освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности, на которую переходит студент (с учетом формы обучения, уровня среднего профессионального образования и образования (основное общее, среднее (полное) общее), на базе которого студент получает среднее профессиональное образование), более чем на 1 учебный год.
Перевод студентов осуществляется на свободные места на соответствующем курсе по специальности, уровню среднего профессионального образования (базовый, повышенный) и форме обучения, на которые студент хочет перейти.
Количество мест для перевода, финансируемых из средств соответствующего бюджета в установленном порядке (для государственного вуза — из средств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации, для муниципального — из средств местного бюджета), определяется разницей между контрольными цифрами соответствующего года приема (количество мест для приема на первый год обучения в магистратуре) и фактическим количеством студентов, обучающихся по направлению подготовки или специальности на соответствующем курсе.
При наличии в государственном или муниципальном учебном заведении мест на соответствующем курсе обучения по интересующей студента основной образовательной программе, финансируемых из соответствующего бюджета, учебное заведение не вправе предлагать студенту (на уровне высшего образования — обучающемуся впервые) переводиться на места с оплатой юридическими и (или) физическими лицами на договорной основе.
Перевод студента осуществляется на основе аттестации. Аттестация студента может проводиться путем рассмотрения ксерокопии зачетной книжки, собеседования или в иной форме, определяемой учебным заведением.
Если количество мест на конкретном курсе, по определенной основной образовательной программе по направлению подготовки или специальности меньше поданных заявлений от студентов, желающих перевестись (перейти), то в порядке конкурса на основе результатов аттестации проводится отбор лиц, наиболее подготовленных для продолжения образования. Условия проведения конкурса определяются учебным заведением в правилах перевода.
По итогам аттестации, когда неко

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Правила внутреннего распорядка для обучающихся (далее – Правила), студентов, слушателей (далее - обучающиеся) колледжа имеют цель обеспечить безопасность во время учебного процесса, поддержание дисциплины и порядка в колледже для успешной реализации целей и задач колледжа, определенных его Уставом. Настоящие Правила внутреннего распорядка являются обязательными для всех обучающихся колледжа и их родителей (законных представителей). Невыполнение Правил может служить основанием для принятия мер дисциплинарного характера, вплоть до отчисления обучающегося из колледжа. При приеме обучающегося в колледж администрация обязана ознакомить его и его родителей (законных представителей) с настоящими Правилами.

Дисциплина в колледже поддерживается на основе уважения человеческого достоинства всех участников учебно-образовательного. Применение методов физического и психологического насилия в колледже недопустимо.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Права и обязанности обучающихся определяются действующим законодательством, Уставом колледжа и иными локальными нормативными актами.

2.1.Обучающиеся имеют право:

На получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и дополнительными профессиональными образовательными программами;

На участие в управлении Колледжем;

На защиту и уважение своего человеческого достоинства, неприкосновенность личности;

На свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

На перевод в другое образовательное учреждение при согласии этого образовательного учреждения, реализующее образовательную программу и успешном прохождении ими аттестации;

На объективную оценку знаний и умений;

На обеспечение стипендией в соответствии с Положением о стипендиальном обеспечении обучающихся, студентов, а также на иные виды социальной поддержки;

На участие в клубах, секциях, кружках и других объединениях по интересам;

На участие в обсуждении и решении вопросов деятельности Колледжа, в том числе через органы студенческого самоуправления Колледжа;

Использовать во время занятий портативные компьютерные устройства (ноутбуки, планшетники, и т.д.) с разрешения преподавателя;

Осуществление перечисленных выше прав несовместимо с нарушением общественного порядка, норм нравственности и охраны здоровья, прав и свобод других лиц.

2.2. Обучающиеся обязаны:

Выполнять Устав колледжа, настоящие Правила, приказы и распоряжения, издаваемые в Колледже;

Выполнять требования работников Колледжа в части, отнесенной Уставом и Правилами внутреннего распорядка к их компетенции;

Добросовестно учиться, в установленные сроки выполнять все виды заданий, предусмотренных учебным планом и программами;

Посещать занятия (уроки) и мероприятия, предусмотренные расписанием и Планом воспитательной работы;

Знать и соблюдать правила охраны труда, жизни и здоровья в процессе обучения;

Проходить ежегодные медицинские осмотры;

Поддерживать чистоту в колледже, бережливо относиться к имуществу колледжа, строго соблюдать санитарный и противопожарный режим;

Оказывать содействие администрации, преподавателям, иным работникам колледжа в поддержании порядка и дисциплины;

Уважать честь и достоинство обучающихся и работников Колледжа;

Приносить, передавать или использовать в колледже оружие, спиртные напитки, табачные изделия и зажигательные принадлежности, токсичные и наркотические вещества и другие посторонние предметы, не имеющие отношения к учебному процессу;

Появляться в нетрезвом, наркотическом (токсическом) состоянии, курить в колледже;

Использовать любые предметы и вещества, которые могут привести к взрывам и возгораниям;

Применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания, вымогательства;

Организовывать и (или) принимать участие в азартных играх;

Любые действия, причиняющие (несущие угрозу) вред здоровью, имущественный ущерб, а также унижающие честь и достоинство личности;

Пользоваться средствами мобильной связи во время занятий (уроков);

Прогуливать, а также опаздывать на уроки;

Любые действия, приводящие к срыву урока.

Отвлекаться на занятиях, заниматься делами, не связанными с образовательным процессом.

2.4. Поощрения

2.4.1. Обучающиеся колледжа могут поощрятся за:

Успехи в учебе;

Участие и победу в учебных, творческих конкурсах и спортивных состязаниях;

Общественно-полезную деятельность и добровольный труд на благо колледжа;

2.4.2. Колледж применяет следующие виды поощрений:

Объявление благодарности;

Награждение Почетной грамотой;

Занесение фамилии обучающегося на Доску почета колледжа;

Установление повышенной стипендия в соответствии с Положением о стипендии;

Награждение ценным подарком и/или денежной премией.

2.5 . Взыскания

2.5.1. Дисциплина в колледже поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Применение методов физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

Дисциплинарное взыскание может быть применено к обучающемуся за нарушение им дисциплины, т.е. за дисциплинарный проступок.

2.5.2. Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение обучающимся возложенных на него обязанностей (нарушение требований законодательства, Правил, Устава, инструкций, положений, приказов, распоряжений и др.).

2.5.3. За совершение дисциплинарного проступка применяются следующие взыскания:

Замечание;

Выговор;

Отчисление из колледжа по решению соответствующего педагогического совета.

2.5.4. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он совершен.

2.5.5. До применения дисциплинарного взыскания с обучающегося запрашивается письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение обучающимся не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

2.5.6. Непредоставление обучающимся объяснения не является препятствием для применения к нему дисциплинарного взыскания.

2.5.7. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее, чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни обучающегося и (или) нахождения его на каникулах.

2.5.8. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

2.5.9. Приказ о применении дисциплинарного взыскания объявляется обучающемуся под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания. Если обучающийся отказывается ознакомиться с указанным приказом под роспись, то составляется соответствующий акт.

2.5.10 Правом привлечения к дисциплинарной ответственности обладают:

а) директор колледжа:

В отношении любого обучающегося колледжа;

б) руководители структурных подразделений в отношении обучающихся данного структурного подразделения:

2.5.11. Взыскание действует в течение трех месяцев со дня его применения.

Если в течение этого срока учащийся не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся взысканию. Дисциплинарное взыскание может быть снято досрочно.


Похожая информация.


Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Образовательная организация (ТГАСУ) действует на основании Устава, а также принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения.

Студентами являются лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры. Студентам бесплатно предоставляется зачетная книжка и студенческий билет.

Обучающимся предоставляются академические права на:

1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования;

2) обучение по индивидуальному учебному плану;

3) отсрочку от призыва на военную службу;9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

11) каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;

12) академический отпуск, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке;

14) переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке , которые предусмотрены федеральным органом исполнительной власти;

16) восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством об образовании;

17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;

20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;

22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

23) участие в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций.

Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на создание общественных объединений обучающихся.

Обучающиеся имеют право создавать студенческие отряды .

И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

§1. Обучающиеся и их правовой статус: общая характеристика . Обучающиеся и их категории. Понятие правового статуса обучающегося. Общий правовой статус обучающихся. § 2. Правовой статус обучающихся в ОУ дошкольного и общеобразовательного уровней. Правовой статус обучающихся в ОУ дошкольного образования. Права, свободы, законные интересы и обязанности школьников. Юридические гарантии прав и законных интересов школьников. Правонарушения обучающихся: виды, причины, профилактика. § 3. Правовой статус учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования . Права, свободы, законные интересы и обязанности обучающихся ОУ начального профессионального образования. Права, свободы, законные интересы и обязанности обучающихся ОУ среднего профессионального образования. Юридические гарантии прав и законных интересов учащихся. § 4. Правовой статус студентов ВУЗов. Права, свободы, законные интересы, обязанности студентов. Юридические гарантии прав и законных интересов студентов. §5. Правовой статус обучающихся в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования. Права, свободы, законные интересы, обязанности обучающихся. Юридические гарантии прав и законных интересов обучающихся.6. Правовая ответственность обучающихся: основания, виды, порядок возложения.

§1. Обучающиеся и их правовой статус:

Общая характеристика

Обучающиеся и их категории. Круг участников образовательных отношений исключительно широк – от индивидов до учреждений и организаций, от государственных органов до общественных объединений. Все они занимают свое вполне определенное место в образовательной системе, играют в ней свою столь же определенную роль, что и обусловливает своеобразие их статуса как элемента этой системы. Особое место среди них занимают обучающиеся – от учащихся общеобразовательных школ до слушателей и студентов высших учебных заведений.



Однако, как на это ранее уже обращалось внимание, в официальном законодательном определении понятия системы образования (8 Закона РФ «Об образовании») обучающиеся, равно как и педагогические работники, законодателем не включены в состав элементов системы образования Российской Федерации. Такой подход представляется ошибочным уже по одной лишь той причине, что трактовка системы права без главных участников образования – обучающихся и педагогических работников – дает основания для определенного противопоставления их органам управления, образовательным стандартам, образовательным программам, образовательным учреждениям, которые и образуют, согласно законодательства, собственно образовательную систему.

В различных педагогических словарях и учебниках по педагогике термин «обучающийся» и одноименное ему понятие практически не встречаются и не раскрываются. Необходимость же в этом, и научная, и практическая, более чем очевидна, поскольку считать обучающимся любого индивида, ставящего перед собой цель (или стоящего перед поставленной перед ним целью) получения образования как способа и средства его социализации, явно недостаточно. Не вдаваясь во все особенности этой проблематики, под обучающимся в дальнейшем будем считать физическое лицо, являющееся обладателем и носителем конституционного права на образование, соответствующих законных интересов, обладающее универсальной и/или специальной образовательной правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью), выступающий субъектом образовательной деятельности, цели, содержание, формы, процесс которой опосредованы управленческими, организационными, правовыми, педагогическими и иными нормами, принципами, средствами и способами. Как можно видеть, данным понятием охватывается практически весь круг лиц, которые обучаются в установленной законодательством организационной форме и порядке. Тем не менее, можно согласиться с позицией, что проходящих обучение в системе послевузовского профессионального образования (магистратура, аспирантура, докторантура) нет необходимости включать в категорию обучающихся к вышеприведенном смысле [ ,50].

Исходя их такой трактовки понятия «обучающиеся», можно выделить различные их категории, в основании которых могут быть положены различные критерии.

Так, в соответствии с видами и типами образовательных учреждений , уровнями образования, можно выделить следующие категории обучающихся с разным правовым статусом:

обучающиеся, воспитанники дошкольных образовательных учреждений;

школьники, лицеисты, гимназисты (обучающиеся общеобразовательных учреждений);

обучающиеся вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений;

воспитанники общеобразовательных школ – интернатов;

кадеты (обучающиеся, воспитанники кадетских школ и кадетских школ – интернатов);

воспитанники образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

воспитанники специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений дополнительного образования детей;

обучающиеся, лицеисты образовательных учреждений начального профессионального образования;

студенты, курсанты, слушатели образовательных учреждений среднего профессионального образования;

слушатели образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов);

студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования;

обучающиеся в системе послевузовского профессионального образования (магистранты, аспиранты, докторанты, соискатели.

В соответствии с формами обучения можно выделить такие категории обучающихся как:

* обучающиеся по очной форме обучения;

* обучающиеся по заочной форме обучения;

* обучающиеся по вечерней форме образования;

* экстерны;

* обучающиеся в семье;

В зависимости от способа финансирования образовательных услуг обучающихся можно разделить на следующие категории:

1) обучающиеся, обучение которых финансируется из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов;

2) обучающиеся, обучение которых финансируется за счёт средств физических и юридических лиц. К этой же категории могут быть отнесены обучающиеся, заключившие договоры с юридическими лицами, которые оплачивают их обучение в образовательных учреждениях. Образование данной категории обучающихся регламентируется, кроме нормативно-правовых актов Российской Федерации, договорами, заключёнными между обучающимся и образовательным учреждением.

Понятие правового статуса обучающегося. Под правовым статусом индивида (гражданина) в правовой науке обычно понимается совокупность юридически закрепленных прав, свобод и обязанностей индивида (человека), выражающая связь его с государством. Структура правового статуса достаточно сложна, поскольку он включает в себя:

· Правовые нормы (нормы действующего законодательства).

· Юридические права и обязанности (основной элемент, составляющий смысловое и содержательное ядро правового статуса).

· Гражданство.

· Правосубъектность данного субъекта правоотношений.

· Юридические (общие и специальные) гарантии осуществления юридических прав и обязанностей.

· Законные интересы данного субъекта (т.е. интересы, опосредованные нормами действующего законодательства и прежде всего Конституцией).

· Юридическая ответственность (она может рассматриваться также в качестве одной из разновидностей (мерой) юридической гарантии).

· Правовые (общие, межотраслевые и отраслевые) принципы, на основе которых и в соответствии с которыми устанавливается и регулируется (изменяется) правовой статус.

Помимо структуры, важное значение имеет характеристика видов правового статуса, обусловливаемых особенностями содержания последнего. В числе этих видов выделяют общий, специальный (родовой) и индивидуальный правовой статусы, выражающие особенности положения (места и роли) данного субъекта в системе социальных связей. В этом плане возможны ситуации, когда общий правовой статус с другой точки зрения (критерия) может рассматриваться как специальный статус, а, скажем, индивидуальный правовой статус может иметь множество своих специфический проявлений в других социально-правовых измерениях.

Применительно к трактовке содержания и структуры правового статуса субъекта образовательных правоотношений, в том числе обучающегося, выделяют две составляющие этого статуса – общую и факультативную. Общую часть образуют общие права, обязанности и ответственность обучающегося, обусловленные его пребыванием в образовательном учреждении, и зафиксированные в уставе образовательного учреждения. Факультативная часть формируется в зависимости от ряда текущих обстоятельств: образовательного уровня обучающегося, реализуемых образовательных программ, содержания договора на оказание образовательных услуг и т. д.

Важно подчеркнуть, что вхождение индивидуума в число обучающихся не влечет за собой никаких ограничений в его общеправовом статусе гражданина, так как он получает дополнительные социальные и административно-правовые гарантии от государства для реализации своего конституционного права на образование.

Правовой статус обучающихся определяется в Законе РФ «Об образовании» (ст. 50), в типовых положениях о соответствующих образовательных учреждениях и в локальных актах образовательного учреждения и, прежде всего, в его уставе.

Понятие правового статуса обучающегося как управомоченного лица неразрывно связано с реализацией его субъективного права на:

Возможность определённого дозволенного поведения;

Возможность требовать от обязанного лица (образовательного учреждения, педагогического работника) определённого поведения, которое вытекает из его обязанности.

Возможность обратиться к государственным органам за защитой своих нарушенных прав.

Применительно к обучающемуся это означает, что государство устанавливает для него определённую меру дозволенного поведения в образовательной сфере и должно обеспечить ему возможность пользоваться своим правом. Помимо этого обучающийся получает от государства право требования от соответствующих государственных органов управления образованием и других участников образовательного процесса определённого поведения, которое предписывает им закон. Также обучающийся (либо его родители, законные представители) как управомоченное лицо получает возможность обращения к государственным органам за защитой своих прав. Это могут быть как органы исполнительной власти в области образования, так и судебные инстанции.

Законом РФ «Об образовании» (ст. 50) установлены основные права обучающихся, к числу наиболее существенных из которых относятся:

· Совершеннолетние граждане РФ имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

· Право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения.

· Право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек.

· Право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

· Право на участие в управлении образовательным учреждением.

· Право на уважение своего человеческого достоинства.

· Право на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

· Право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

· Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

· Право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

Неотъемлемой составляющей правового статуса обучающегося является юридическая обязанность как мера должного поведения, обеспеченная государством. Должное поведение включает в себя следующие составляющие.

1. Обязанность воздерживаться от определённых действий.

2. Совершение определённых действий в интересах управомоченного лица.

3. Обязанность перенесения неблагоприятных последствий за совершённое правонарушение.

В обязанности обучающегося входит также совершение определённых действий, предписанных нормативно-правовыми актами, которые совершаются в отношении управомоченных лиц, указанных в законе. Это могут быть учителя, воспитатели, преподаватели, сотрудники высших учебных заведений, сотрудники общежитий, охранники в подразделениях высшего учебного заведения и другие лица, прямо указанные в нормативно-правовых актах.

За неисполнение возложенных на него обязанностей, превышение прав обучающийся может понести ответственность и претерпеть неблагоприятные последствия, указанные в нормативно-правовых актах. В отношении него могут применены санкции, установленные в них. К числу таких последствий относятся, в первую очередь, меры дисциплинарного воздействия (выговор, строгий выговор и др.) или отчисление обучающегося из образовательного учреждения, что можно назвать самым тяжёлым для него последствием невыполнения обязанностей, установленных нормативно-правовыми актами. Права, обязанности и ответственность обучающихся устанавливаются, главным образом, в уставе образовательного учреждения, правилах его внутреннего распорядка, а также в договоре об образовании между обучающимся (его родителями или законными представителями) и образовательным учреждением.

Таким образом, в основе правового положения обучающегося лежат его права, обязанности и ответственность , закрепленные в законодательстве и иных нормативно-правовых актах. Кроме этого, специфику правового положения обучающегося обусловливают и такие факторы, как:

статус образовательного учреждения - государственный или негосударственный (аккредитованный или нет);

ведомственная принадлежность образовательного учреждения;

источник финансирования обучения - средства бюджета, физические или юридические лица;

наличие договора на образование, его содержание;

индивидуальные способности обучающегося и предшествующий уровень его образования;

право обучающегося на льготы.

Правовой статус обучающихся