Охарактеризуйте эпохи мэйдзи в японии. Революция Мэйдзи

В 1867-68 годах эра Токугава закончилась с Реставрацией Мэйдзи. Император Мэйдзи покинул Киото и переселился в новую столицу - в Токио, его власть была восстановлена. Политическая сила переместилась из сёгуната Токугава в руки небольшой группировки знатных самураев. Hовая Япония решительно начала в экономическом и военном смыслах догонять Запад. Крутые реформы прошли по всей стране. Hовое правительство мечтало сделать Японию демократической страной со всеобщим равенством. Границы между социальными классами, введёнными сёгунатом Токугава были стёрты. Правда самураи были недовольны этой реформой, потому что они теряли все свои привилегии. Реформы так же включали введение прав человека, например, свободу религии в 1873 году. Ради стабилизации нового правительства все прежние феодалы-даймё должны были вернуть все свои земли императору. Это было сделано уже к 1870 году, и затем последовал передел страны на префектуры. Система образования реформировалась сначала по французскому, а затем по германскому типу. Среди этих реформ было и введение обязательного обучения. Примерно после 20-30 лет такой интенсивной западизации правительство прислушалось к консерваторам и националистам: принципы конфуцианства и синтоизма, включая и культ императора, были внедрены в программы образовательных учереждений. Рост в военном направлении в эру европейского национализма имел высокий приоритет для Японии. Как и другие азиатские государства, Японию вынуждали подписывать невыгодные соглашения силой. Была введена всеобщая воинская повинность, новая армия была построена по типу прусской, и флот был выстроен по типу британского флота. Для более быстрого преобразования Японии из сельскохозяйственной страны в индустриальную многие японские студенты были отправлены на Запад изучать науки и языки. Также в Японию приглашались иностранные преподаватели. Много денег было вложено в развитие транспорта и средств связи. Правительство поддерживало развитие бизнеса и промышленности, особенно больших компаний-дзайбацу. До Второй Мировой войны лёгкая промышленность росла быстрее, чем тяжёлая. Условия труда на фабриках были плохими, и вскоре появились либеральные и социалистические движения, давящие на правящую группировку Гэнро. Япония получила свою первую Конституцию в 1889 г. Появился парламент, но Император сохранил свою независимость: он стоял во главе армии, флота, исполнительной и законодательной власти.У Гэнро всё ещё были силы и возможности, и Император Мэйдзи соглашался с большинством их действий. Политические партии пока не имели достаточного влияния в первую очередь из-за конфликтов между их членами. Кофликт между Китаем и Японией в отношении Кореи привёл к японо-китайской войне в 1894-95 годах. Японцы победили и захватили Тайвань, но под влиянием Запада были вынуждены вернуть другие территории Китаю. Эти действия подтолкнули японскую армию и флот ускорить перевооружение. Hовый конфликт интересов в Китае и Манчжурии, на этот раз с Россией, привёл к русско-японской войне в 1904-05 годах. Япония так же выиграла эту войну, завоевав при этом некоторые территории и международное уважение. Позднее Япония усилила своё влияние на Корею и присоединила её в 1910 году. В Японии эти военные успехи привели к небывалому повышению национализма, а за Японией в повышении национальной гордости последовали другие азиатские страны. В 1912 году император Мэйдзи умер, и эра правящей группировки Гэнро закончилась.

Эпоха Мэйдзи (в переводе „реставрация монархии”)

(эпоха просвещенного правления императора Муцухито)

(1868-1912 гг)

В Японии до середины XIX века. страной правили крупные феодалы, а император реальной власти не имел. Такая форма правления имела название сегунат.

Существовали высокие местные налоги, произвол самураев, сильное влияние различных феодальных группировок, угнетение крестьян, голодные годы, которые часто повторялись. Часто происходили восстания крестьян и городской бедноты.

1867 – 1868 pp. революционные события в Японии, в ходе которых был ликвидирован сегунат и восстановлена власть императора, который опирался на союз буржуазии, новых помещиков и богатых крестьян.

Установилась власть Муцухито, который начал осуществлять административную, аграрную, социальную, финансовую, военную, судебную, образовательную реформы, заимствуя опыт европейских стран.

1. По Конституции 1889 года Япония - конституционная монархия, которая была полу абсолютистской, помещичье-буржуазной.

2. Парламент имел очень узкие полномочия, он не мог вносить никаких поправок или изменений к конституции - это мог сделать только император.

3. Конституция провозгласила ряд политических свобод, но в последующие годы они были резко ограничены различными правительственными указами.

Крах политики самоизоляции

Правительство Японии проводил политику самоизоляции от внешнего мира.

1853 г. К берегам Японии прибыла американская эскадра под командованием М. Перри, чтобы заставить власти отказаться от политики изоляции от внешнего мира и установить торговые и дипломатические отношения с США. Под угрозой начать военные действия Перри вынудил японское правительство заключить кабальные договоры с американскими и европейскими странами.

1854-1858 pp. США, Великобритания, Голландия, Франция и Россия под угрозой применения силы навязали Японии Ансейські договоры. Это были неравноправные договоры. Установлены торговые льготы для европейцев, начался приток дешевых европейских товаров. Эти договоры прекратили более чем двухсотлетнюю изоляцию Японии от внешнего мира.

Самураи - это:

В широком смысле - название светских феодалов;

В узком значении - военно-феодальное сословие мелких служилых дворян;

В переносном смысле - японская военщина.

1. Преодолевалась раздробленность страны и создавалась централизованная государство.

2. Произошла быстрая модернизация страны на основе применения зарубежного опыта с учетом национальных традиций.

3. Реформы способствовали развитию рыночных отношений в стране.

4. Способствовали преодолению международной изоляции Японии.

5. Привлекали Японию в мировой экономики.

6. Создавали благоприятные условия для формирования индустриального общества.

Экономический рост страны Причины быстрого экономического роста Японии

1. Государство строило заводы, судоверфи, железные дороги, которые потом отдавало частным фирмам за 20-30% их стоимости.

2. За счет государства была создана система транспорта и связи.

3. Помещики, купцы, прибегали к промышленной деятельности, получали от государства большие субсидии, дешевые займы, освобождение от налогов.

Субсидия - денежная или натуральная помощь.

4. Япония широко использовала технические достижения стран Западной Европы и США.

5. Была дешевая рабочая сила.

6. Япония захватывала внешние рынки и источники сырья в результате захватнических войн.

Особенности экономического развития

1. Были ликвидированы цехи и гильдии, которые мешали развитию свободного предпринимательства.

2. Правительство строил большие „образцовые” заводы, которые потом передавались в аренду или продавались на льготных условиях тем фирмам, которые были связаны с помещичье-буржуазной правящей коалицией.

3. Правительство предоставляло большие субсидии на строительство предприятий и дорог, а также льготы и привилегии с их налогообложения.

4. В 70 - 80-х годах XIX века. в Японии частным капиталом, было создано почти 1300 промышленных предприятий, преимущественно мануфактурного типа с применением ручного труда, в основном переделывали сельскохозяйственное сырье.

5. В стране преобладали мелкие предприятия полукустарного типа, лишь 15% предприятий в стране применяли машины и механизмы.

6. В конце XIX века. в Японии возникали монополии. Крупнейшие из них:

Мицу. В ее руках были различные отрасли промышленности: прядильная, бумажная, горнодобывающая, электротехническая. Была связана с правящей верхушкой, от которой получила много предприятий, построенных правительством, а также различные льготы и привилегии в торговле и банковском деле;

Мицубиси. В ее руках была банковское дело, морское мореплавание, судостроение, железные дороги, угольная промышленность.

7. Происходил процесс концентрации капитала.

В 1897 г. пять крупных банков владели 25% вкладов страны.

1. В конце XIX века. ускорилось индустриальное развитие Японии, чему способствовали реформы Мэйдзи.

2. Своеобразие индустриального общества, которое формировалось в Японии, заключалась в укреплении экономических и политических связей между имперским двором, помещиками, буржуазией, сохранении феодальных пережитков, поощрение государством развития промышленности.

3. Промышленность Японии развивалась неравномерно: текстильная росла быстрыми темпами, металлургия вследствие недостачи сырья сначала развивалась медленными темпами.

4. По общему объему промышленного производства Япония значительно отставала от Великобритании, Франции, Германии, США и России.

5. В сельском хозяйстве существовало безземелья и малоземелья.

ПОДІЛИТИСЯ:

Япония пережила поистине драматические перемены: из феодальной островной страны, расположенной на самом краю света, она превратилась в мощное государство и полноправного игрока на империалистической карте мира. Это была эпоха Мэйдзи, названная в честь девиза правления императора Муцухито, который и сам вошел в историю как император Мэйдзи. сайт рассказывает об эпохе правления этого выдающегося лидера.

Будущий монарх-реформатор родился 3 ноября 1852 года в императорском дворце в Киото. Муцухито был сыном императора Комэй и его наложницы Есико. Хотя она и не была официальной женой императора, Муцухито по японским законам считался принцем, а поскольку остальные дети Комэй умирали в раннем детстве, Муцухито оказался со временем единственным претендентом на Хризантемовый трон.

Муцухито оказался единственным претендентом на Хризантемовый трон

Император Мэйдзи был символическим лидером реставрации Мэйдзи, революции, во время которой было свергнуто правительство сёгуната Токугава, правившего Японией на протяжении 250 лет. После революции начался бурный процесс уничтожения феодализма и построения современного общества. Был организован парламент, хотя реальной властью он не обладал. Основные рычаги власти сосредоточились в руках тех даймё, которые были лидерами революции Мэйдзи. Япония, таким образом, управлялась олигархией, в которую входили крупные военные, политические и экономические деятели.

Молодой император Муцухито (Мэйдзи) в традиционных одеждах, 1872 год

После Реставрации император покинул Киото и переселился в новую столицу — Токио. Политическая власть перешла из рук сёгуната Токугава в руки небольшой группировки знати и бывших самураев.

Новое правительство мечтало о демократической Японии всеобщего равенства

Новая Япония решительно начала догонять Запад в экономическом и военном отношениях. Масштабные реформы прошли по всей стране. Новое правительство мечтало сделать Японию демократической страной всеобщего равенства. Границы между социальными классами, созданными сёгунатом Токугава, были стерты. Наиболее недовольны этой реформой были самураи, потому что потеряли все свои привилегии. Также были провозглашены гарантии прав человека, например, в 1873 году была объявлена свобода религии.

Система образования реформировалась сначала по французскому, а затем по германскому образцу. Было введено обязательное начальное образование. Примерно после 20−30 лет интенсивной «западизации» в программах образовательных учреждений был сделан упор на изучение и почитание конфуцианства и синтоизма (включая культ императора).


Для Японии было чрезвычайно важно сравняться в военном отношении с империалистическими государствами. Ведь, как и другие азиатские страны, Японию вынуждали подписывать невыгодные соглашения силой. Была введена всеобщая воинская повинность, сухопутная армия была реорганизована по образцу прусских войск, а флот — по образцу британских ВМС.

Ради ускорения преобразования Японии из сельскохозяйственной страны в индустриальную часть студентов отправилась на Запад изучать науки и языки, а для обучения остальных были приглашены иностранные преподаватели. Огромные средства были вложены в развитие транспорта и средств связи. Правительство поддерживало развитие бизнеса и промышленности, особенно монополий-дзайбацу, японских олигархий.

Япония получила свою первую Конституцию в 1889 году

Япония получила свою первую Конституцию в 1889 году. Появился парламент, но император сохранил свою независимость: он стоял во главе армии, флота, исполнительной и законодательной власти. Однако основная политическая власть осталась в руках членов Гэнро — император Мэйдзи соглашался с большинством их действий. Политические партии пока не имели достаточного влияния, в первую очередь — из-за постоянных внутренних раздоров.


Император Мэйдзи должен был служить для своих подданных примером, всем своим видом он показывал, что в стране проводятся реформы. С этой целью пришлось решительно изменить его облик. Если раньше он одевался в традиционные одежды и носил традиционную прическу, чернил зубы и выщипывал брови, то с 1873 г. ему пришлось отказаться от обычаев своих предков. Мэйдзи постригся, отрастил усы и бородку, облачился в военный мундир европейского образца. Вслед за ним и все чиновники переоделись в европейское платье.


На отца Мэйдзи, императора Комэй, подданные не имели права смотреть. Изображения императоров были также табуированы. Мэйдзи же представлял собой уже видимый подданным образец. Он совершал путешествия по стране, давал аудиенции, присутствовал на различных публичных мероприятиях. Его похороны также превратились в церемонию, в которой приняли участие миллионы японцев. Основная часть церемонии проводилась на плацу в токийском районе Аояма, где при жизни Мэйдзи имел обыкновение делать смотр войскам. В соответствии с пожеланиями Мэйдзи, его похоронили неподалеку от Киото. Под прямым влиянием российского символического опыта в Японии была принята концепция «двух столиц» (Петербурга и Москвы). Административные функции полностью исполнял Токио, но значительная часть функций церемониальных отошла к Киото. Этот город был должен продемонстрировать древность японской культуры. Раньше в похоронах императора принимали участие только самые близкие люди, об обнародовании медицинского бюллетеня, как-то было в случае с Мэйдзи, не могло быть и речи. Сокрытие смерти в течение нескольких дней или даже недель было делом обычным. Теперь же «тело» императора стало видимым не только при жизни, но и после смерти.

В нашей стране довольно смутное представление о Японии как современной, так и древней. В основном оно основано на различных штампах и клише.

Сегодняшняя Страна Восходящего Солнца вовсе не похожа на государство, которое пережило свою революцию. Причем особенную, в ходе которой монарх не утратил власть, а, наоборот, вновь обрёл её.

На протяжении почти 700 лет японской истории император являлся обожествляемой, но фактически номинальной фигурой. Реальным правителем страны являлся сёгун, что в переводе означает «полководец», «командующий».

Сёгуном становился представитель наиболее влиятельного японского клана. Титул сэйи-тайсёгун был наследственно-родовым, хотя формально и жаловался всегда императором. Чёткого порядка наследования титула не существовало: обычно сёгун назначал преемника из числа своих сыновей, если же их не было, то усыновлял одного из представителей других ветвей рода.

Начиная с 1603 года Японией на протяжении 250 лет правил клан Токугава . Для императора и его приближённых был создан специальный кодекс, предписывавший монарху посвящать своё время изучению науки и искусств.

Императоры почти никогда не покидали территорию дворца Госё в Киото, за исключением случаев, когда император оставлял власть или, в случае пожара, скрывался в убежище храма. Считалось, что главной обязанностью императоров является исполнение ритуалов, направленных на защиту страны от стихийных бедствий.

Токугава Ёсинобу, Осака, 1867 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Императорская революция

Вечный, казалось бы, порядок вещей, был поставлен под сомнение в середине XIX века. Япония, как и соседний Китай, жившая в сознательной изоляции, столкнулась с намерением европейцев силой оружия принудить её к заключению торговых договоров.

Отсталая в экономическом, социальном и военном плане Япония не могла сопротивляться внешней экспансии. Правительство сёгуна заключало договоры, которые грозили поставить Японию в положение полуколонии.

Среди японской элиты стало зреть недовольство подобным положением вещей. Выходом из ситуации виделось возвращение реальной власти императору.

Токугава Ёсинобу, последний сёгун из клана Токугава, а также последний сёгун в истории Японии, занявший свой пост в 1866 году, видел выход из кризиса в государственных реформах на европейский манер. Однако времени на их осуществление у сёгуна уже не было. Под давлением политических противников 9 ноября 1867 года Токугава Ёсинобу официально заявляет о возвращении власти императору, которым на тот момент являлся едва справивший своё пятнадцатилетие Муцухито . Под этим именем император известен лишь за рубежом: по традиции после смерти в Японии монарха именуют так же, как и эпоху его правления. Эпоха Муцухито получила название «Мэйдзи», что означает «эпоха реформ».

Гражданская война по-японски

Токугава Ёсинобу рассчитывал, что формальное упразднение сёгуната позволит ему одновременно сохранить свой клан у власти. Однако политические соперники оказались сильнее. Новое правительство было сформировано противниками сёгуната. От имени императора оно приняло указ о ликвидации сёгуната и реставрации прямого императорского правления. Новое правительство лишило экс-сёгуна всех титулов и большинства землевладений. В ответ Ёсинобу перебрался из Киото в Осакский замок, где начал подготовку к свержению оппозиции и возвращению власти.

Войска сёгуната Токугава (1864). Фото: Commons.wikimedia.org

Как часто бывает в истории, за революционной сменой власти последовала гражданская война, в японской истории известная под названием «война Босин».

Вооружённый конфликт, который начался в январе 1868 года, завершился в мае 1869 полным разгромом сторонников сёгуната.

Надо сказать, что война Босин была довольно умеренной по количеству жертв. В конфликте, в который с обеих сторон было вовлечено около 120 000 человек, погибло около 4000 человек.

Для последнего сёгуна это поражение обернулось лишь домашним арестом, из-под которого он был освобождён через сравнительно короткий промежуток времени. Токугаве Ёсинобу был возвращен ряд привилегий, а в 1902 году ему был пожалован титул герцога, его включили в состав новой японской аристократии кадзоку и дали место в Палате пэров имперского парламента Японии. Впрочем, утративший власть сёгун отошёл от политики, посвящая жизнь фотографии, охоте и игре го.

Молодой император Мэйдзи с иностранными представителями в период окончания войны. Фото: Commons.wikimedia.org

«Клятва Пяти пунктов»

Ещё до победы в войне Босин император Муцухито провозгласил программу своего правления в виде так называемой «Клятвы Пяти пунктов»:

1. Мы будем созывать совещания и управлять народом, считаясь с общественным мнением.

2. Люди высших и низших классов, без различия, будут единодушны во всех предприятиях.

3. Обращение с гражданскими и военными чинами будет таково, что они смогут выполнять свои обязанности, не испытывая неудовольствия.

4. Отжившие методы и обычаи будут уничтожены, и нация пойдет по великому Пути Неба и Земли.

5. Познания будут заимствоваться у всех наций мира, и Империя достигнет высшей степени расцвета.

Революционным было и поведение Муцухито. Он покинул императорский дворец, чтобы лично возглавить войска, воюющие со сторонниками сёгуната. Муцухито стал первым императором за многие столетия, которого японцы могли наблюдать вблизи: он совершал поездки по стране с целью ознакомления с положением дел на местах.

Шестнадцатилетний император, двигающийся из Киото в Токио (1868 год). Фото: Commons.wikimedia.org

В сентябре 1868 года Муцухито переименовал город Эдо в Токио. Формальная коронация императора состоялась 15 октября 1868 года. Тогда же монарх и провозгласил начало эры «Мэйдзи».

Перед Японией стояла чрезвычайно трудная задача: в кратчайшие сроки перестроить государство, чтобы оно могло быть конкурентоспособным.

Новый порядок

Управление государством взял на себя госсовет, составленный из министров. К 1885 году структура правительства максимально приблизилась к европейской, был введён пост премьер-министра. Император принимал участие в заседаниях кабинета министров, однако сам выступал крайне редко.

Была упразднена система, по которой управление на местах было сосредоточено в руках даймё, владетельных князей. Одни даймё передали владения императору добровольно, у других земли были изъяты.

В 1871 году указом императора автономные области были отменены, а страна поделилась на 72 префектуры. Даймё получили высокое денежное вознаграждение, от них потребовалось переехать в новую столицу, Токио. Многие из них оставили политические посты.

В 1868 году было провозглашено уничтожение цехов и гильдий и предоставление всем и каждому права свободно избирать профессию. Всё японское население получило право беспрепятственного передвижения по стране. Было введено формальное равенство всех сословий перед законом и установлено право частной собственности на землю, установлен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные подати.

Молодой император Мэйдзи в военной форме (1873 год). Фото: Commons.wikimedia.org

В стране был создан парламент, однако реальной властью он не обладал: в начале этого периода Япония оставалась абсолютной, а не конституционной монархией.

Армия Японии ускоренными темпами начала перестраиваться по европейским канонам. Это происходило ещё в период «войны Босин», а после её окончания процесс приобрёл ещё более масштабный характер.

После ликвидации княжеств их войска, состоявшие из самураев, были переподчинены военному министерству. В 1873 году правительство ввело в стране всеобщую воинскую повинность. Отныне все мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, были обязаны проходить службу в армии, независимо от своего социального происхождения.

Одновременно с военной реформой были созданы отдельные от армии подразделения полиции.

Первую железную дорогу в Японии император испытал на себе

В 1876 году правительство Японии приняло решение начать практику начисления пенсий дворянам. На государственное обеспечение этого сословия уходило до трети государственного бюджета. Оставшиеся без средств дворяне вынуждены были перейти на государственную службу либо заниматься предпринимательством.

Были проведены масштабные земельная и налоговая реформы. В 1872 году был отменён запрет на продажу земли и признано существование частной собственности. Вместо ранее существовавшего натурального оброка государство стало получать денежный налог от землевладельцев в размере 3% от стоимости земельного участка.

В 1871 году было создано Министерство культуры, центральное учреждение, отвечавшее за образовательную политику. В 1872 году оно издало постановление о системе государственного образования по французскому образцу. Впрочем, вскоре власти пришли к выводу, что создание системы образования по образцу Франции слишком сложно, и в 1879 году был издан указ «Об образовании», по которому обязательное государственное образование ограничивалось лишь начальной школой немецкого образца. Впервые появились государственные учебные заведения, где мальчики и девочки учились вместе.

Школа Кайти — старейшая начальная школа в Японии. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1877 году был основан Токийский университет, в префектурах активно создавались педагогические институты и высшие учебные заведения для женщин.

С помощью европейцев и американцев стал осуществляться масштабный проект индустриализации страны. В 1872 году под управлением европейских инженеров была открыта первая железная дорога, соединившая Токио с Иокогамой. Паровозы доставили из Европы, а здание вокзала было спроектировано в США. Первым пассажиром стал сам император.

В 1877 и 1881 годах в стране состоялись промышленные выставки для знакомства с перспективными мировыми технологиями в промышленности и в сельском хозяйстве. В 1877 году Александр Белл провёл телефонную линию между Токио и Иокогамой.

На смену традиционной для Японии деревянной застройке приходили добротные каменные дома.

Конституция империи

Как грибы после дождя основывались промышленные предприятия. В ещё недавно закрытой Японии появилась мода на европейскую одежду и европейский стиль жизни. Правда, многие полагали, что это наносит ущерб традиционным ценностям, и такие опасения не были лишены основания.

В 1872 году Япония перешла на григорианский календарь, в столице стали выходить газеты и журналы. В Токио принимали иностранные делегации, и для встреч гостей с императором был разработан специальный церемониал, который, подчёркивая значимость фигуры монарха, должен был одновременно не задевать достоинство иностранцев.

Император Японии принимает французскую военную делегацию в Императорском дворце Киото. Фото: Commons.wikimedia.org

На международной арене Япония стремилась к пересмотру кабальных торговых соглашений, к равноправному партнёрству.

В 1889 году была представлена Конституция Японской империи. Помимо определения основ правового статуса императора и органов исполнительной власти, она устанавливала перечень основополагающих прав и свобод японских подданных, вводила в систему государственных органов обладавший законодательной властью парламент, нижняя палата которого избиралась населением, а также учреждала независимый суд. Конституция в вступила в силу в 1890 году.

Император Мэйдзи в 1890 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Великий перелом

Эра Мэйдзи стала переломной для Японии. Страна за пару десятилетий из отсталого феодального государства превратилась в передовую капиталистическую державу, которая стала бросать вызовы соседям. Не все оказались к этому готовы: для России горьким откровением стало поражение в русско-японской войне 1904-1905 годов.

Амбиции японской элиты стали расти как на дрожжах. Обратной стороной прогресса эпохи Мэйдзи стали планы масштабной колониальной экспансии и рост японского милитаризма. Эти процессы достигнут своего пика в период Второй мировой войны.

Это, впрочем, уже не относится к истории Муцухито, 122-го императора Японии, который покинул этот мир еще до начала Первой мировой: 30 июля 1912 года.

Газета «Нью-Йорк Таймс», описывая церемонию прощания с императором, писала так: «Контраст между тем, что шло впереди похоронной повозки, и тем, что шло позади неё, был действительно поразительным. Перед ней шла старая Япония, за ней — новая Япония».

Эпоха Мэйдзи

Современная организация на самом деле абсолютно противоположна жесткой централизации образования, которая существовала в Японии до войны. Концепция системы, от которой официально отказались в 1947 году, лежала в основе сложившейся административной системы эпохи Мэйдзи, с нее начался подъем современной Японии. Еще и сегодня своим выбором социального и культурного развития Япония фактически обязана мощному импульсу, который был дан той эпохой. Авторитет учителя и уважение к нему - непреходящая традиция на Дальнем Востоке, распространившаяся оттуда по всему миру. Как прежде алчущие знания умы ходили по дорогам Древней Японии в поисках мудреца, который привел бы их к просветлению, молодые люди новой империи отправлялись через моря на далекий Запад. Они порывали с изоляцией, которая фактически или юридически была уделом любого японского подданного на протяжении четырех веков. В хартии о пяти статьях (1868) говорилось о необходимости «отыскивать знания по всему миру, для того чтобы усиливать основы императорского правления». Речь шла о том, чтобы поддержать политику, робко вводимую сёгунатом и некоторыми хань под давлением обстоятельств, которые должны были привести к Реконструкции. С 1862 года Ёномото Такэаки (1836–1908), будущий адмирал, был направлен правительством Эдо послом в Голландию, в 1863 году Хосю отправил Инуэ Каору (1835–1915) в Англию. Через два года в Англию был отправлен правителем Сацумы Мори Аринори (1847–1889). От нескольких месяцев до нескольких лет почти все основатели нового японского государства - десять молодых энергичных человек из двенадцати, сыгравших важную роль в этом процессе, - изучали опыт политического и экономического развития в Европе и США. Все они были в тот момент молоды, в расцвете сил.

Но еще более интенсивно шел другой процесс: в Японию были приглашены на высокое жалованье иностранные специалисты. Их задачей была интеллектуальная и техническая подготовка японских специалистов на месте, необходимая для того, чтобы Япония достигла экономического уровня великих держав. Этот процесс, также начавшийся еще до Реконструкции, не мог продолжаться слишком долго: содержание высокооплачиваемых иностранных специалистов вскоре составило подавляющую часть бюджетных расходов, например в 1879 году три пятых бюджета министерства промышленности. Иностранцам необходимо было обеспечить привычный для них уровень жизни, который по сравнению с традиционным скромным существованием японцев быстро показался разорительным. Как только становилось возможным, их заменяли бывшими учениками, так что к концу века лишь немногие иностранные специалисты оставались на своих должностях. Некоторым из них, хотя они и недолго пребывали в Японии, японский народ признателен до сих пор: это философ Эрнест Фенеллоса из Бостона, который напомнил японцам о забытых ими достоинствах культуры и искусства предков; это известный профессор Е.-С. Морс из Гарварда, заложивший основы японской научной археологии и антропологии, открывший знаменитые раковинные кучи в Омори, что послужило для определения первой несомненной вехи в доисторическом прошлом Японии.

В этой ставке на выход страны на международный уровень у реформаторов имелась редкая возможность, считая, по крайней мере теоретически, свое прошлое tabula rasa, на самом деле действовать на земле, оплодотворенной тысячелетней культурной традицией. Поэтому вскоре Япония оказалась в авангарде мирового развития, сформировав устойчивую политическую и экономическую систему, которая могла нуждаться в поправках, не испытывая при этом потрясений. Эта система могла существовать долго.

С 1885 по 1897 год было официально введено обязательное начальное обучение, учреждены университеты, педагогические институты. Новая система образования создавалась под большим влиянием французской системы, принципы которой были выражены в 1872 году в открытии современной школы, доступной для всех, независимо от социальной принадлежности. Введение сначала обязательного трехлетнего образования, в 1900 году - четырехлетнего и, наконец, в 1908-м - шестилетнего сделало Японию одной из немногих стран мира, где население было полностью обучено грамоте: к началу XX века лиц, получивших школьное обучение, было девяносто процентов, а учащихся среди детей школьного возраста - девяносто пять процентов. Тогда же, благодаря частным школам и миссиям, развивается женское образование. Япония, таким образом, могла гордиться тем, что оказалась среди тех стран мира, где население было грамотным.

Появилось множество технических школ, предназначенных для подготовки кадров, требуемых развивающейся промышленностью; крупные университеты, которых тогда насчитывалось восемь, и сегодня имеют статус, установленный во времена их основания. Университеты готовят крупных государственных чиновников и академических ученых, занимающихся чистой наукой. Образовательная пирамида с выраженной иерархической структурой, конечно, имеет свои недостатки, особенно заметные в регионах. Против установления жестких правил негибкой системы, за организацию образования по западному образцу мужественно выступал Фукудзава Юкути, ему приходилось также сопротивляться «реакции» со стороны конфуцианских ученых и синтоизма, и эта борьба могла бы привести к либерализму. В 1879 году после возвращения из Вашингтона Фукудзава и Мори Аринори составили план децентрализации образования и предложили его. Этот план никогда не был осуществлен, но его наличие тем не менее еще раз доказывает, что современная система образования сложилась прежде всего в опоре на исторический опыт и неисчезающий интерес к национальным традициям, а не в результате заимствования. Кроме того, либерализация даже во времена господства централизации была известна частным университетам, например Кэйо-гидзуку, основанному Фукудзава Юкути (1834–1901), или Васэда, основанному Окума Сигэнобу (1838–1922), и христианским школам, таким как Досиса. Учрежденные в более «технических» целях, чем императорские университеты, для которых они были скорее дополнением, чем конкурентами, частные университеты стали специализироваться: именно в Васэда Окума доказывал своим кредиторам необходимость частного образования наряду с государственным: «Хотя государство прилагает много усилий для всеобщего образования, крайне сомнительно, чтобы оказалось полезным успешно завершать высшее образование в государственных учреждениях. Государство наделено властью решать таким образом, но бывают моменты, когда цели государства в действительности оказываются выражением целей правительства, стоящего у власти, и они не отражают на самом деле цели народа. Бывают моменты, когда цели государства оказываются ошибочными. Если само государство - создание совокупности множества отдельных личностей, то трудно представить, что оно не может совершить случайную ошибку. Поэтому мне кажется, что необходимы все виды школ - правительственные, общественные и частные. И так как они вступают в соперничество в своем поиске истины, то они осветят правду и, может быть, создадут новые теории. Я убежден, что университет Васэда разовьет в более или менее большой степени свои характерные особенности благодаря связям с императорским университетом и другими учреждениями и что, соревнуясь в обучении и исследовании, он благотворно повлияет на образование в целом» (Окума кё хатидзюгонэн си).

Этот либеральный голос, если он и не угас сразу же, становился все более и более сдержанным, по мере того как в политических процессах усиливался вес государства. До конца Второй мировой войны знаменитый императорский рескрипт от 30 октября 1890 года, который читался каждый день в школах всей страны, властно утверждал основы национального образования: «Наши императорские предки создавали нашу империю на широком и прочном фундаменте беспримерной доблести; наших подданных всегда объединяла верность и сыновнее благочестие, красоту которых они демонстрировали из поколения в поколение. Именно в этом состоит слава непоколебимости нашей империи, и именно в этом источник нашего воспитания. Вы, наши подданные, будьте любящими сыновьями по отношению к вашим родителям, любящими родственниками по отношению к вашим братьям и сестрам; пусть между мужем и женой царит гармония, а между друзьями - чистосердечие; придерживайтесь в своем поведении скромности и умеренности; распространяйте на всех вашу благосклонность; продолжайте изучение наук и развивайте искусства и таким образом развивайте и ваши умственные способности и совершенствуйте вашу нравственную силу; а помимо этого, делайте все для того, чтобы общественное благо прогрессировало, благоприятствуйте общественным интересам; почитайте конституцию и соблюдайте законы; если когда-нибудь возникнет опасность для государства, отважно вставайте на его защиту; и так оберегайте и поддерживайте благополучие нашего императорского трона, столь же древнего, как небо и земля. Тогда вы будете не только нашими добрыми и верными подданными, но и прославите наилучшиё традиции наших предков. <…>

Дорога, указанная здесь, несомненно, завещана нашими императорскими предками: ею должны следовать и их потомки, и их подданные, эта дорога - истина на все времена. Наш обет заключается в том, чтобы его соединять с вами, о наши подданные, со всем глубоким почтением в наших сердцах, для того чтобы мы все достигли, таким образом, той же добродетели» (Ёсида К., Кайго Т. Образование в Японии).

Таким образом, наряду с модернизацией государственных механизмов, эффективность которой очевидна, сохранялась, как это раскрывают терминология и мысль императорского рескрипта, духовная цель, унаследованная от традиции, которая не умирала. Конечно, она вписывалась в историю уже измененной: самый старый университет, Токийский, созданный в 1877 году, но существующий с 1869-го, фактически объединял бывшую конфуцианскую школу Эдо, медицинскую школу при сёгунате и школу по изучению иностранных книг (Бансо-сирабэ-со). Старые кадры, ведавшие образованием, за исключением главных сёгунских школ, которые откровенно сохраняли феодальные черты, обновлялись, но это свидетельствовало скорее о централизации и подчинении личности императора, чем о революции. Однако и централизация и подчинение личности императора были необходимы из-за ставшего помехой «разграничения» полномочий, долгое время превозносившегося Токугава. Но вчера, как и сегодня, речь шла о том, чтобы пересматривать наследие прошлого, а не о том, чтобы его отбрасывать.

Из книги Хризантема и меч автора Бенедикт Рут

IV Реформы Мэйдзи Боевой призыв сонно-дзёи - «восстановить власть Императора и изгнать варваров» - возвестил о вступлении Японии в современную эпоху. В этом лозунге отразилось стремление оградить Японию от разлагающего влияния внешнего мира и реставрировать золотую

Из книги Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху автора Дэвис Эрик

Мифинформационная эпоха Сбор информации характерен для цивилизации в той же мере, что и сбор пищи для кочевых культур, а позже для городских общин - излишки урожая и стратифицированные социальные иерархии. С того момента, как первый писец взял тростинку и нацарапал

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Язык в революционное время автора Харшав Бенджамин

Из книги Цивилизация классического Китая автора Елисеефф Вадим

Эпоха «Весна и осени» и эпоха Борющихся Царств Изучать шаг за шагом развитие китайских княжеств в эти эпохи достаточно тяжело. Это исследование является еще более трудным для нас, мало знакомых с китайскими патронимами и топонимами. Согласно Сыма Цяню, государство Ци,

Из книги Японская цивилизация автора Елисеефф Вадим

Мэйдзи Огромную силу Японии, несмотря на то что в те годы она не могла выдержать сравнения с заграницей, придавала вера в свою способность к возрождению. Если сыновья самураев могли вынужденно признавать свою слабость, то они никогда заранее не признавали себя

Из книги Герцоги республики в эпоху переводов: Гуманитарные науки и революция понятий автора Хапаева Дина Рафаиловна

Эпоха Эдо Скульптура, утратив свое духовное содержание с начала буддийского возрождения в эпоху Камакура в XIII веке, лишилась и актуальности, в особенности после того, как в эпоху Токугава триумфально утвердилось влияние конфуцианства. Произведения, созданные после XIII

Из книги История Древней Греции в 11 городах автора Картледж Пол

I. ЭПОХА ПЕРЕВОДОВ Мы живем в эпоху переводов. Окиньте мысленным взором полки вашего любимого книжного магазина Петербурга или Будапешта, Парижа или Нью-Йорка, представьте себе вашу собственную библиотеку, вспомните последний разговор с коллегой или последний текст,

Из книги Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому» автора Вишленкова Елена Анатольевна

Эпоха классики 499–494 гг. до н.э. – Ионийское восстание: мятеж против персов ионийских греков и других греческих и негреческих общин и народностей490 г. до н.э. – сражение при Марафоне: афиняне и платейцы наносят поражение персидским завоевателям480–479 гг. до н.э. – второе

Из книги Искусство Востока. Курс лекций автора Зубко Галина Васильевна

Эпоха эллинизма 301 г. до н.э. – битва при Ипсе, гибель Антигона Одноглазого – основателя династии Антигонидов в Македонии300 г. до н.э. – основание Зеноном школы стоиков283 г. до н.э. – смерть Птолемея I, основателя династии Птолемеев в Египте, Мусейона и библиотеки при нем в

Из книги И смех, и слезы, и любовь… Евреи и Петербург: триста лет общей истории автора Синдаловский Наум Александрович

Византийская эпоха 324 г. – основание (8 ноября) Константинополя (второе основание Византия) императором Константином330 г. – освящение (11 мая) Константинополя395 г. – император Феодосий I приказывает прекратить почитание любых нехристианских культов и проведение

Из книги Икона и Топор автора Биллингтон Джеймс Х

Зрелищная эпоха В качестве хронотопа для общения с читателем я выбрала дофилософский и дофотографический период в истории самоосмысления империи, то есть вторую половину XVIII – первую треть XIX в. Его специфичность состоит в том, что тогда антропологическая мысль России

Из книги автора

Эпоха Южная Сун На юге страны, в городе Линьане (Ханьчжоу), куда бежала большая часть интеллигенции, возрождается художественная деятельность. Император Гао Цзун организует здесь Академию живописи.Вторая половина XII – начало XIII века – время необычайного по

Из книги автора

Эпоха перемен В 1989 году, в разгар Перестройки, народным депутатом СССР от Ленинграда был избран Анатолий Александрович Собчак. На первом съезде он вошел в состав Верховного Совета СССР. В апреле 1990 он избирается депутатом Ленсовета, а 23 мая того же года – председателем

Из книги автора

2. СОВЕТСКАЯ ЭПОХА После 1917 г. долгое время было не вполне ясно, насколько глубоко ломка культурной традиции входила в основу нового социального строя. Всевозможные идеи полного разрыва с культурой прошлого - будь то через богостроительский восторг Пролеткульта, будь