Органы управления петре 1 схема. Издание Генерального регламента

Основной причиной административных реформ Петра I стало его стремление к выстраиванию абсолютистской модели монархии, когда все ключевые рычаги управления государством находятся в руках царя и его ближайших советников.

Реформы местного управления — кратко

Губернская (областная) реформа

Губернская реформа Петра I Великого

Преобразования проводились в два этапа:

первый этап (1708-1714) был направлен прежде всего на повышение качества обслуживания армии — к созданным 8 (к 1714 году губерний было уже 11) губерниям были приписаны соответствующие военные части и верфи;
второй этап (1719-1721) вводил трехзвенную структуру: губернии-провинция-дистрикт, укрепляя вертикаль власти, полицейский надзор и увеличивая эффективность налогообложения.

Городская реформа


первый этап (1699) начался с учреждения Бурмистерской Палаты (Ратуши) в подчинение которой переходили земские избы, а главной функцией становился сбор налогов (вместо воевод);

второй этап (1720) ознаменовался созданием Главного Магистрата. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей - на категории и гильдии. Магистрат, по своему административному уровню, соответствовал коллегиям и был подчинён Сенату.

Реформы центрального управления — кратко

Подготовительным этапом к реформе центрального управления можно считать организацию Ближней канцелярии и постепенную потерю влияния Боярской думы (последнее упоминание в 1704), функцию которой начинает выполнять Консилия министров . Все высшие должности в создаваемых Петром I органах государственного управления занимают преданные ему и лично отвечающие за принимаемые решения люди.

Создание Правительствующего Сената

2 марта 1711 года Пётр I создал Правительствующий Сенат - орган высшей законодательной, судебной и административной власти, который должен был управлять страной во время отсутствия царя на войне. Сенат был полностью подконтролен царю, являлся коллегиальным органом (принимаемые членами сената решения должны были быть единогласны), члены которого назначались Петром I лично. 22 февраля 1711 года для дополнительного надзора за чиновниками во время отсутствия царя, была создана должность фискала.

Создание Коллегий


Система коллегий

C 1718 по 1726 года происходило создание и развитие исполнительных органов управления — Коллегий , целью которых Пётр I видел замещение устаревшей системы приказов, чрезмерно неповоротливых и дублирующих собственные функции. Коллегии поглощали приказы и разгружали Сенат от решения мелких и незначительных вопросов. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций и единые нормы деятельности существенно отличали новый аппарат от приказной системы.

Издание Генерального регламента

10 марта 1720 года Генеральный регламент был издан и подписан Петром I. Этот устав государственной гражданской службы в России состоял из введения, 56 глав и приложения с толкованием иностранных слов, в него вошедших. Регламент утверждал коллегиальный (единогласный) способ принятия решений коллегиями, определял порядок обсуждения дел, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти.

Создание Святейшего Синода

5 февраля 1721 года был учрежден «Святейший Правительствующий Синод» (Духовная коллегия). Причиной её создания было стремление Петра I встроить Церковь в механизм государства, ограничить влияние и усилить контроль за её деятельностью. Все члены Синода подписывали Духовный регламент и лично присягали царю на верность. Для соблюдения интересов царя и дополнительного контроля при Синоде было создана должность обер-прокурора.


Результатом реформ государственного аппарата при Петре I стала широкая структура административных органов, часть из которых дублировала функции друг друга, но в целом была более мобильной в плане решения возникающих проблем. Ознакомиться со схематичным изображением органов власти и управления можно в таблице сбоку.

Военные реформы — кратко

Основная суть предпринимаемых Петром I преобразований военной сферы заключалась в пяти направлениях:

  1. Введение с 1705 года регулярного набора рекрутов в сухопутные и военно-морские войска - рекрутская повинность для податных сословий с пожизненной службой;
  2. Перевооружение армии и развитие военной промышленности - строительство заводов по производству вооружения, текстильных мануфактур, металлообработки и т.д.;
  3. Повышение эффективности военного управления - издание нормативных документов (уставов, артикулов, инструкций), разделение командования войск по типам, создание отдельных министерств для армии и флота (Военная и Адмиралтейств-коллегии);
  4. Создание флота и сопутствующей инфраструктуры - строительство верфей, кораблей, обучение военных специалистов-мореходов;
  5. Развитие военной школы - открытие специализированных образовательных учреждений для подготовки офицеров и новых военных формирований: инженерные, математические, навигационные и другие школы.

Результаты военной реформы были впечатляющими. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс., а иррегулярных войск до 110 тыс. Флот состоял из 48 линейных кораблей, 787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Экономические реформы Петра I Великого — кратко

Причиной экономических реформ Петра I стала необходимость усиленного обеспечения армии снабжением и вооружением для ведения Северной войны, а также существенное отставание Русского Царства в промышленной отрасли от ведущих европейских держав.

Денежная реформа

Не меняя внешнего вида серебряных проволочных копеек, начиная с 1694 года на них стали ставить даты, а затем и снизили вес до 0,28 г. С 1700 года начинается чеканка разменных медных монет — денег, полушек, полполушек, т.е. номиналов меньших, чем копейка.

Главными единицами новой монетной системы стали медная копейка и серебряный рубль. Денежная система была преобразована в десятичную (1 рубль=100 копеек=200 денег), а процесс чеканки монет модернизирован - начал применяться винтовой пресс. Для удовлетворения потребностей экономики Пётр I создал пять монетных дворов.

Налоговая реформа

Первая перепись населения 1710 года основывалась на подворном принципе учета податных и выявила, что крестьяне объединяли свои дворы, обнося их единым забором, чтобы уклониться от уплаты налогов.

Указом 26 ноября 1718 года Петр I начал вторую перепись, по правилам которой записывалось не количество дворов, а конкретные лица мужского пола. (подушная перепись)

Введение подушной подати

После окончания переписи в 1722 году (было насчитано 5 967 313 человек мужского пола), производились расчеты сборов, достаточных для поддержания армии. В итоге подушная подать была установлена в 1724 году — с каждой души (т.е. каждому мужчине, мальчику, старику принадлежащему к податным сословиям) полагалось платить 95 копеек.

Реформы в области промышленности и торговли

Монополии и протекционизм

Пётр I в 1724 утвердил защитный таможенный тариф , запрещая или ограничивая высокими пошлинами ввоз иностранных товаров и полуфабрикатов. Связано это было прежде всего с низким качеством отечественной продукции, которая не выдерживала конкуренции. Внутри страны организовывались частные и государственные монополии - аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные - для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли.

Социальные реформы — кратко

В сферах образования, здравоохранения и науки

Большая часть образовательных учреждений создавалась ввиду необходимости подготовки для армии и флота новых типов войск или собственного офицерского состава. Одновременно с организацией различных специализированных школ (инженерной, горной, артеллиристской, медицинской и т.д.) детей дворян отправляли заграницу, а из Европы приглашались ученые и инженеры, которых обязывали обучать наиболее способных людей на производстве. Обязательное получение начального образования встретило сопротивление — в 1714 году, одновременно с созданием цифирных школ, Пётр I был вынужден издать указ, запрещающий жениться молодым дворянам не получившим образования.

Медицина нуждалась в поддержке государства, а государство нуждалось в полевых хирургах - поэтому основание в 1706 году Московского госпиталя решало сразу две проблемы. Для обеспечения государственных и частных аптек (которым была предоставлена монополия на аптечную деятельность) необходимыми лекарственными травами в 1714 был основан огород на Аптекарском острове.

В 1724 году Петр I подписал указ об учреждении Академии Наук и художеств, чем заложил основу всей будущей российской науке. Для работы в новом учреждении были приглашены иностранные специалисты и вплоть до 1746 года большая часть академиков была иностранцами.

Культурные реформы

Культуру русского народа можно достаточно четко разделить на время до Петра I и после него — настолько сильным оказалось его стремление привить европейские ценности и изменить устоявшиеся традиции Русского царства. Основной причиной и источником вдохновения культурных преобразований царя стало его Великое посольство — путешествие по Европе в 1697-1698 годах.

Ключевыми нововведениями были:

  • Разрешение на продажу и употребление табака
  • Новые правила в одежде и внешности
  • Новое летоисчисление и календарь
  • Открытие кунсткамеры (музея редкостей)
  • Попытки организовать общественный театр (комедиальная храмина)

Сословные реформы

Сословные преобразования Петра I соответствовали его стремлению всем подчинённым (без различий на происхождение) добавить обязанностей, даже дворянству. В целом период его правления характеризуется ужесточением крепостного права, ослаблением влияния церкви и предоставлением дворянам новых прав и привилегий. Отдельно стоит выделить появление такого социального лифта, как возможность получить дворянство за достижение определенных чинов гражданской и военной службы, согласно Табели о рангах

Церковная реформа

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат , со всеми сопутствующими характеристиками - ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д. Запрет на избрание патриарха в 1700 и учреждение взамен в 1721 году Святейшего Синода ознаменовало еще один этап становления абсолютизма, как формы правления государства - прежде Патриарх воспринимался практически как равный царю и имел большое влияние на простых людей.

Итоги и результаты реформ

  • Модернизация административного аппарата и выстраивание жесткой вертикали власти в соответствии с концепцией абсолютистской монархии.
  • Введение нового принципа административно-территориального деления (губерния-провинция-дистрикт) и изменения принципа основного налога (подушный вместо подворного).
  • Создание регулярной армии и флота, инфраструктуры обеспечения военных частей провизией, вооружением и постоем.
  • Внедрение европейских традиций в культуру русского общества.
  • Введение общего начального образования, открытие профильных школ для подготовки различных военных и гражданских специалистов, учреждение Академии наук.
  • Закрепощение крестьянства, ослабление церкви, определение дополнительных обязанностей для всех сословий и предоставление возможности получить дворянство за заслуги на службе государю.
  • Развитие различных видов промышленности — горной, перерабатывающей, текстильной и д.р.

По мере усиления самодержавной власти Боярская дума утрачи-вала своё значение. Пётр I прекратил пожалование в думные чины, и Дума стала «вымирать». В правление Петра I Земские соборы были забыты.

Учреждение Сената

Коллегии и приказы

В 1717 г. Пётр I определил название центральных органов госу-дарственного управления и их задачи. Изданный царем указ гласил: «...Учинены коллегии, то есть собрании многих персон вместо при-казов». Коллегии — это органы центральной исполнительной вла-сти. По количеству их было намного меньше, чем приказов.

При этом аппарат приказов окончательно не был уничтожен. Часть из них стали канцеляриями, которыми управляли назначен-ные начальники. Местные учреждения власти были тесно связаны с коллегиями.

При Петре I существовал Преображенский приказ — это был орган по-литического сыска. Он подчинялся только царю. Возглавлял его Ф. Ю. Ро-модановский. Этот приказ разбирал преступления против царя, церкви и го-сударства.

Святейший Синод

Формирование сложной системы государственных учреждений с целой армией чиновников-бюрократов происходило в Европе в период складывания государств Нового времени — абсолютных, т. е. не подотчётных никому, монархий.

Образцом абсолютизма стали Франция при Людовике XIV (1643-1715) и Россия от правления Алексея Михайловича до Петра I (1645-1721). Не слу-чайно Алексея Михайловича объявили «царём-солнце» на пару лет раньше, чем Людовика XIV! Для обоих государств было характерно всевластие пра-вителя, опирающегося на мощный бюрократический аппарат, армию и все-сильную полицию.

Пояснения к схеме:

1) Во главе государства стоял и всей полнотой власти по-прежнему обладал царь (с 1721 г император).

2) Ближняя канцелярия (в 1699-1711 гг.) пришла на смену Боярской думе, затем ее место занял Сенат (1711 г.).

3) В Сенате сосредоточилась судебная, административная и частично законода­тельная власть. Он руководил всеми учреждениями в государстве. Решения Сената были коллегиальными.

4) Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор контролировали работу Сената. Им подчинялись фискалы, которые осуществляли контроль за всеми центральными и местными административными учреждениями.

5) Место нескольких десятков старых Московских приказов заняли коллегии - органы центрального управления - их было всего 11. К коллегиям примыкал Синод - центральный орган управления Церковью (в нем заседали церковные иерархи, которых назначал сам царь), а также Главный магистрат, управлявший всеми городами импе­рии. Преображенский приказ ведал политический сыском.

Территория России делилась на губернии (в 1708-1710 гг. - 8. С 1719 г. - 11), которые делились на 50 провинций, а те в свою очередь на дискриты.

Петр ввел новое, более последовательное, чем ранее, территориальное деление государства. Во главе основной территориальной единицы - губернии - стоял губернатор, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти - административной, полицейской, судебной и финансовой. В результате государственных реформ Петра I в России произошла модернизация государственной власти по западному образцу. Петр пытался построить в России регулярное государство, основанное по заранее разработанно­му плану - на принципах разумности, с единой и идентичной в своих частях систе­мой управления. Важным принципом в управлении стал принцип коллегиальности - коллектив­ной ответственности за решения, принимаемые в коллегиях. В 1720 г. был опубликован Генеральный регламент, закрепивший этот принцип и определивший основания функционирования коллегий.

Введено подушное обложение (для крестьян и посадского населения). Дворя­не и духовенство налогов не платили. В 1680-1724 гг. увеличение государствен­ных доходов втрое.

У каз о наследии престола (1722 г.) станет причиной эпохи дворцовых переворотов.

Особенности реформ: 1) проводились по европейскому образцу; 2) имели жесткий курс и быстрый темп; 3) отсутствовала система в их проведении; 4) проходили на базе государственной системы крепостного права; 5) охватили все сферы деятельности и жизни общества; 6) зависели от внешней политики.
Реформирование России при Петре I отличалось известной лихорадочностью и даже непоследовательностью. Во многом это было связано с ведением напряженной войны со Швецией. Реформы во многом служили усилению абсолютной власти мо­нарха. В конце правления Петра I государственное устройство уже разительно отли­чалось от устройства Московской Руси, во многом следуя западноевропейским об­разцам. В России окончательно оформляется абсолютная монархия - система вла­сти, при которой вся ее полнота принадлежит неограниченно одному человеку, стоя­щему во главе государства - царю (императору, королю).


Отношение к Петру и его реформам было неоднозначным еще при его жизни. Одни считают его западником и модернизатором, другие - тираном и деспотом. Одни видят в реформах разрыв с предшествующей национальной традицией, другие считают их только несколько улучшенным сохранением этих традиций.

Записки датского посланника Юста Юля о Петре I (Извлечение)

Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые, вьющиеся волосы и довольно большие усы, прост в одеянии и наружных приемах, но весьма проницателен и умен. За обедом у обер-коменданта царь имел при себе меч, снятый в Полтавской битве с генерал-фельдмаршала Рейншильда. ...15 декабря 1709 г. после полудня я отправился на Адмиралтейскую верфь, чтобы присутствовать при поднятии штевней на 50-пушечном корабле, но в тот день был поднят один форштевень, так как стрелы (козлы) оказались слишком слабы для подъема ахтерштевня. Царь, как главный корабельный мастер (должность, за которую он получал жалование), распоряжался всем, участвовал вместе с другими в работах и, где нужно было, рубил топором, коим владел искуснее, нежели все прочие присутствовавшие там плотники. Бывшие на верфи офицеры и другие лица ежеминутно пили и кричали. В боярах, обращенных в шутов, недостатка не было, напротив, их собралось здесь большое множество. Достойно замечания, что, сделав все нужные распоряжения для поднятия форштевня, царь снял перед стоявшим тут генерал-адмиралом шапку, спросил его, начинать ли, и только по получении утвердительного ответа снова надел ее, а затем принялся за свою работу. Такое почтение и послушание царь выказывает не только адмиралу, но и всем старшим по службе лицам, ибо сам он покамест лишь шаутбенахт. Пожалуй, это может показаться смешным, но, по моему мнению, в основании такого образа действий лежит здравое начало: царь собственным примером хочет показать прочим русским, как в служебных делах они должны быть почтительны и послушливы в отношении своего начальника.
С верфи царь пошел в гости на вечер к одному из своих корабельных плотников.
...Царь часто развлекается точением и путешествуя возит станок за собою. В этом мастерстве он не уступит искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры. При моем посещении он временами вставал из-за станка, прогуливался взад и вперед по комнате, подшучивал над стоящими кругом лицами и пил с ними, а также порою разговаривал то с тем, то с другим, между прочим, и о самых важных делах, о каковых удобнее всего разговаривать с царем именно при подобных случаях. Когда же царь снова садился за станок, то принимался работать с таким усердием и вниманием, что не слышал, что ему говорят, и не отвечал, а с большим упорством продолжал свое дело, точно работал за деньги и этим трудом снискивал себе пропитание. В таких случаях все стоят кругом него и смотрят, как он работает. Всякий остается у него сколько хочет и уходит, когда кому вздумается, не прощаясь.

Персоналии конца XVII – первой четверти XVIII вв.

Алексей Петрович (1690–1718) – царевич, сын Петра I и Евдокии Лопухиной. Враждебно воспринял реформы отца. В 1711 г. женился на принцессе Софье Шарлотте Брауншвейг‑Вольфенбюттельской, сестре австрийского императора, которая умерла в 1715 г. От этого брака родились дочь Наталья и сын Петр (будущий император Петр II). Опасаясь преследования со стороны отца, Алексей в 1716 г. тайно выехал в Вену под защиту своего шурина – австрийского императора Карла VI, но был возвращен в Россию в 1718 г., где его сразу арестовали, заключили в Петропавловскую крепость по обвинению в государственной измене и приговорили к смертной казни. Умер в камере накануне казни. По некоторым сведениям, задушен приближенными Петра I; по другим данным, умер после вынесения приговора.

Булавин Кондратий Афанасьевич (1660–1708) – донской казак, сын станичного атамана. Предводитель восстания на Дону в 1707–1708 гг. В 1707 г. Россия вела Северную войну со Швецией. Для набора рекрутов и розыска беглых крестьян на Дон был направлен военный отряд во главе с князем В.В. Долгоруковы. Старинное казачье правило «С Дону выдачи нет» стало поводом для восстания. После взятия Черкасска – столицы войска Донского – Булавин был объявлен войсковым атаманом. Но после ряда неудачных боев среди восставших началась смута, часть казаков отделилась и попыталась захватить Булавина. В жестокой перестрелке он был убит.

Голицын Василий Васильевич (1643–1714) – князь, военный и государственный деятель России, боярин (с 1676). Выдвинулся при царе Федоре Алексеевиче. Возглавлял ряд приказов. Участвовал в защите южных рубежей страны в 70–80‑е гг. XVII в. Возглавлял комиссию, выработавшую решение об отмене местничества. В 1686 г. добился от Польши заключения Вечного мира, по которому она признавала вхождение Украины в состав России. Руководил Крымскими походами 1687 и 1689 гг., оказавшимися неудачными. Сторонник сближения с Западом, использования опыта Европы в реформировании России. В царствование Софьи Алексеевны – ее фаворит и фактический правитель государства. После ее падения был лишен боярского звания, имущества и сослан с семьей.

Долгоруковы – князья, сподвижники Петра I : Василий Лукич (1670–1739) – дипломат, член Верховного тайного совета, казнен; Григорий Федорович (1656–1723) – дипломат, посол в Польше 1701–1721 гг.; Яков Федорович (1639–1720) – доверенное лицо Петра I, в 1700–1711 гг. в шведском плену; с 1712 г. – сенатор, с 1717 г. – президент Ревизионной коллегии.

Иван V Алексеевич (1666–1696) – русский царь, сын Алексея Михайловича от брака с М. Милославской. После смерти царя Федора Алексеевича в 1682 г. Нарышкины провозгласили царем младшего царевича Петра, отстранив старшего брата Ивана, болезненного и неспособного к государственным делам. Однако во время стрелецкого восстания Иван был посажен на престол, а затем утвержден Земским собором в качестве первого царя, а его младший брат Петр стал считаться вторым царем. Царствование Ивана V было номинальным: до 1689 г. фактически правила царевна Софья Алексеевна, затем – Петр I.

Лефорт Франц Яковлевич (1656–1699) – военный деятель, выходец из Швейцарии. В 1678 г. поступил на военную службу в русскую армию, участвовал в русско‑турецкой войне (1676–1681) и Крымских походах (1687 и 1689). Сблизился с Петром I, что способствовало его быстрой карьере; с 1691 г. – генерал‑лейтенант, с 1695 г. – адмирал. В Азовских походах командовал русским флотом. В 1697–1698 гг. формально возглавлял Великое посольство в Западную Европу.

Лопухина Евдокия Федоровна (1670–1731) – царица, первая жена Петра I, мать царевича Алексея Петровича, в 1698 г. была пострижена в монахини. В 1718 г. после процесса над царевичем Алексеем была переведена из Суздаля в Ладожский Успенский монастырь, в 1725 г. – в Шлиссельбургскую крепость. После воцарения своего внука Петра II жила в московском Вознесенском монастыре, пользовалась царскими почестями.

Мазепа Иван Степанович (1640–1709) – гетман Левобережной Украины (1687–1708). Один из крупнейших помещиков Украины. Стремясь к отделению Украины от России, перешел на сторону Карла XII после вторжения шведов на Украину. В Полтавской битве воевал на стороне шведов. После поражения бежал вместе с Карлом XII в турецкую крепость Бендеры, где и умер.

Меншиков Александр Данилович (1673–1729) – государственный и военный деятель, генералиссимус. Сын придворного конюха, слуга Лефорта, с 1686 г. – денщик и фаворит Петра I. Сопровождал царя в Азовских походах (1695–1696), в Великом посольстве, руководил строительством Санкт‑Петербурга, Кронштадта и др. Под Полтавой возглавил преследование шведов и вынудил их к капитуляции (1709). С 1704 г. – генерал‑майор; с 1702 г. – граф; с 1707 г. – светлейший князь, произведен в фельдмаршалы; с 1718 г. – президент Военной коллегии. После смерти Петра I, опираясь на гвардию, возвел на престол Екатерину I и стал фактическим правителем России. После ее смерти Петр II обвинил Меншикова в государственной измене и хищении казны. Князь был арестован, лишен всех званий и наград, имущества и состояния. Сослан с семьей в Березов (ныне Тюменская область), где вскоре умер.

Нарышкины – русский дворянский род XVI – начала XX в. Возвышение рода связано со вторым браком царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной – матерью Петра I. Нарышкин Лев Кириллович (1664–1705) – государственный деятель, боярин, дядя Петра I. Один из крупнейших и влиятельнейших политиков России конца XVII– начала XVIII в. В 1690–1702 гг. возглавлял Посольский приказ.

Петр I Великий (1672–1725) – русский царь с 1682 г., российский император с 1721 г. Сын Алексея Михайловича Романова и Натальи Кирилловны Нарышкиной. Провозглашен царем в 10‑летнем возрасте. Однако реальную власть получил после отстранения сестры‑регентши Софьи Алексеевны (1689) и смерти сводного брата‑соправителя Ивана V (1696). Продолжил линию отца и старшего сводного брата Федора Алексеевича на преодоление отсталости России путем ее более активного приобщения к западным традициям. Петр I – выдающийся государственный деятель России, значительно продвинувший ее развитие во всех областях. Главной задачей своего царствования считал обеспечение выхода России к незамерзающим морям. Этому были посвящены его Азовские походы (1695 и 1696 гг.), а также длительная Северная война, итогом которой стало провозглашение России империей, а Петра I – первым российским императором и «Отцом Отечества». В 1703 г. начал строительство Санкт‑Петербурга, а в 1713 г. перенес туда столицу.

Петр I провел серию реформ, направленных на модернизацию страны, ее политической и экономической жизни. Был дважды женат – на Евдокии Лопухиной и Марте Скавронской (Екатерина I), имел сына Алексея и дочерей Анну и Елизавету (дети от первого брака – Александр и Павел и от второго – Екатерина, Мария, Маргарита, Петр, Павел, Наталья – умерли в младенческом или детском возрасте). Сын Алексей был обвинен в государственной измене и при невыясненных обстоятельствах умер в тюрьме. Сам Петр I умер 28 января 1725 г., не успев назвать наследника престола.

Императору в значительной мере удалось решить большинство задач, которые стояли перед Россией к концу XVII в. Страна получила выход к Балтийскому морю, были созданы регулярная армия и флот, сложилось государственное устройство, которое соответствовало европейским образцам, сделан мощный рывок в экономике и культурном развитии. Россия заставила считаться с собой другие европейские государства. Значительную роль в этих переменах сыграл Петр I, который, будучи цельной и самоотверженной натурой, подчинил всю свою жизнь, всю свою деятельность служению Российской империи.

Прокопович Феофан (1681–1736) – политический и церковный деятель, писатель, историк. Родом с Украины. С 1711 г. – ректор Киево‑Могилянской академии. В 1716 г. переехал в Санкт‑Петербург и стал ближайшим помощником Петра I в проведении церковной реформы. С 1721 г. – вице‑президент Синода. В своих произведениях «Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей» доказывал необходимость в России политики «просвещенного абсолютизма», дальнейшего укрепления крепостного права. Автор «Истории императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии» и других произведений. Принимал участие в создании Академии наук.

Софья Алексеевна (1657–1704) – правительница России в 1682–1689 гг., дочь царя Алексея Михайловича от брака с М. Милославской. Отличалась умом, энергией, честолюбием, была образованной женщиной. Воспользовавшись восстанием 1682 г., партия Милославских захватила власть, первым царем был провозглашен Иван V Алексеевич, а вторым – Петр. Софья стала регентшей при малолетних братьях‑царях. В годы ее правления были сделаны некоторые уступки посадам и ослаблен сыск беглых крестьян. В 1689 г. произошел разрыв между Софьей и боярско‑дворянской группировкой, поддерживавшей Петра I. Партия Петра одержала победу. Софья была заточена в Новодевичий монастырь. Во время стрелецкого восстания 1698 г. сторонники Софьи намеревались «выкликнуть» ее на царство. После подавления восстания Софья была пострижена под именем Сусанны в монахини Новодевичьего монастыря, где и умерла.

Шереметев Борис Петрович (1652–1719) – государственный и военный деятель, генерал‑фельдмаршал, дипломат, граф. Сподвижник Петра I, участвовал в Крымских и Азовских походах. В 1697–1699 гг. возглавлял дипломатические миссии в Польшу, Австрию, Италию, на Мальту. Активный участник Северной войны, Полтавского сражения, Прутского похода и др.

С. Кириллов "Думы о России"

Говоря о реформаторской деятельности Петра I, нельзя забывать о том, что вся его деятельность не являлась только его личной прихотью или причудами характера – она была обусловлена всем предшествующим развитием России.

Как считает историк С. Соловьев, в жизни каждого государства, как и в жизни каждого человека, происходит переход из одного возраста в другой. И переход этот не всегда гладкий и беспроблемный, чаще бывает наоборот. Соловьев отмечает, что допетровское время было для России временем, когда преобладает чувство. Петр I взошел на трон в то время, когда Россия переходила в возраст, в котором господствует мысль.

Другое дело, что необходимость реформ для страны Петр воспринимал как личное дело, оттого они проводились насильственным методом. Но безусловным является то, что они были необходимы. Под лежачий камень, как известно, вода не течет.

Схема административных реформ Петра I

В.О. Ключевский писал: «Преобразование управления — едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность». Следует отметить, что Ключевский относился к деятельности Петра довольно критически, считая, что реформы управления проводились Петром наспех, бессистемно, основной целью их проведения было более эффективное изъятие денег у народа для все растущих военных расходов, т.к. сам Петр называл деньги артерией войны. Как говорил один американский исследователь, «Петр не только одевался как солдат, но и действовал и думал как солдат». Но если команды Петра были четкими и ясными, то их исполнение не соответствовало такой характеристике: часто установления и приказы сводились на нет постоянными переменами в госучреждениях, иногда одни и те же функции дублировались разными учреждениями, многие учреждения и должности поменяли лишь свои названия: старорусские на европейские, но по сути они остались теми же, ведь люди в них работали по прежнему принципу, а царь, хоть он и был Петром I, за всем лично уследить не мог.

Упразднение Боярской думы

Но стиль и методы управления постепенно менялись: вместо Боярской думы решения стала принимать команда, составленная из ближайших сподвижников Петра I. Сначала главным советником Петра был князь Федор Ромодановский, которого современники характеризовали как «злого тирана, пьяного по вся дни».

В 1699 г. было создано особое ведомство городов. Указами было введено самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Власть воевод отменялась — судом и сбором налогов стали ведать выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская ратуша, которую выбирали купцы Москвы. В ведении Ратуши находились поступления государственных доходов с городов и общий надзор за действиями органов самоуправления. Возглавлял Ратушу обер-инспектор ратушного правления (первым стал в этой должности бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов). Но вскоре Петр утрачивает доверие к Ратуше и приходит к решению перенести большую часть управления на места, т.к. «человеку трудно за очи все разуметь и править».

Петр Первый

1707 год – начало новой реформы: создаются губернии, которые делятся на провинции. Всего образовано 8 губерний: Московская, Ингерманландская (позже Санкт-Петербургская), Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская. Во главе пограничных губерний назначались генерал-губернаторы, а во главе остальных — губернаторы. Во главе провинций стояли воеводы. При губернаторах и воеводах состояли земские канцелярии. С 1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами.

Губернаторы имели в помощниках заместителя (вице-губернатора), ландрихтера (судебного служащего), провиантмейстера и др. чиновников.

В 1710 г. проводится подворная перепись населения и устанавливается особая платежная единица, обеспечивающая одну «долю» средств для покрытия военных расходов.

Но эта реформа не оправдала ожиданий: Северная война затягивалась, денег не хватало, а это всегда создает благодатную почву для махинаций. Кроме того, создалось непонятное положение со столицей: Петербург ею еще не стал, а Москва уже перестала ею быть, а власть по-прежнему была сосредоточена в руках петровской команды, которую он называл то ближней канцелярией, то «консилией министров».

Учреждение Сената

Наконец, Указом от 2 марта 1711 г. был создан новый орган государственной власти – Сенат. Вначале Сенат состоял из 9 ближайших сотрудников Петра. Это был высший государственный орган власти.

Для контроля над управлением в 1711 г. Петр создает систему фискалов, которые подчиняются обер-фискалу. Их обязанности: доносить Сенату и царю о злоупотреблениях и нечестных поступках чиновников. Фискалы получали половину имущества виновного, если их донос подтверждался.

Вот откуда растут ноги у современной коррупции!

А. Толяндер "Петр I"

Но в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора — руководить фискалами. Генерал-прокурор должен был надзирать за Сенатом, тем самым роль Сената понижалась.

Образцом для реформы государственного управления Петр взял шведское государственное устройство, которое строилось на принципах камерализма (устройство учреждения на основе коллегиальности, регламентации деятельности чиновников, единообразия штатов и жалования). Но никогда чужой опыт не может быть перенесен полностью на другую почву. Петр также внес изменения, обусловленные особенностями России, Указом от 28 апреля 1718 г.: «Всем коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего государства несходны и оныя ставить по своему разсуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть».

Создание коллегий

В 1712 г. Петр создает по шведскому образцу коллегии: Иностранных дел, Адмиралтейскую, Воинскую, Камер-коллегию и Коммерц-коллегию. Петр определил их компетенции, укомплектовал составом и назначил президентов и вице-президентов коллегий.

Таким образом, прекращали существование многие из сохранившихся приказов, но некоторые вошли в состав новых учреждений: в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. В коллегиальной системе стало четче разграничение деятельности, осуществлялся совещательный порядок ведения дел. Петр отмечал: «В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный увидит».

В 1722 г. Берг- и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия для улучшения управления Украиной.

В 1720 г. с принятием Генерального регламента окончательно разграничивались функции и компетенции коллегий. Коллегиальная система просуществовала почти сто лет – до 1802 года.

Образование Синода

В 1721г. была образована Духовная коллегия — Синод, который выводился из подчинения Сената. Патриаршество упразднялось. Во главе Святейшего Синода становился обер-прокурор.

Реформа местного самоуправления

По шведскому образцу Петр реформировал и местное самоуправление. Губернии теперь делились на провинции, а провинции – на дистрикты, во главе дистриктов стояли земские комиссары, которые назначались Камер-коллегией.

Посадское население делилось на три гильдии: 1-я гильдия (богатые купцы, владельцы ремесленных мастерских), 2-я гильдия (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и «подлый люд». Орган городского самоуправления назывался магистратом. Правом выбора в магистрат обладали только члены гильдий. Деятельность городских магистратов контролировал Главный магистрат, созданный в 1720 г.

Были проведены также преобразования в отношении некрепостного населения: его объединяли с государственными крестьянами. Холопство было ликвидировано путем слияния его с крепостными крестьянами.

Таким образом, в России образовался мощный дворянско-бюрократический аппарат.

Введение Табели о рангах

Оригинал Табели о рангах

Итогом административной реформы было принятие в 1722 г. Табели о рангах. Это свод законов о порядке государственной службы. Все дворяне обязаны были служить, служба объявлялась единственным способом получения государственного чина. Она открывала возможность продвижения по службе, в том числе и людей из «подлого люда». Петр говорил: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат».

В соответствии с Табелью, все должности делились на шесть частей: военные (сухопутные, артиллерия, гвардия, морские), статские и придворные и на 14 классов, или рангов.

Табель о рангах просуществовала с многочисленными изменениями до самой революции 1917 г.

Петр Первый. Мозаичный портрет, набранный М. Ломоносовым на Усть-Рудицкой фабрике

Изменение системы престолонаследия

В феврале 1722 г. Петром I был подписан Указ о престолонаследии. Он отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха. Указ о престолонаследии появился в связи с борьбой Петра I с сыном, царевичем Алексеем, который группировал вокруг себя оппозицию. После гибели царевича Алексея (1718 г.) Пётр не хотел передавать власть внуку Петру Алексеевичу, т.к. опасался, что к власти придут противники реформ, надеясь решить вопрос о престолонаследии в духе абсолютизма. С этим указом Петра связана обстановка борьбы за престол и в дальнейшем дворцовых переворотов.

Указ о престолонаследии был отменён императором Павлом I в 1797 г.

Ко всем петровским реформам нет однозначного отношения, особенно это касается административных реформ. Историк В.Я. Уланов пишет: «Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим… не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне петровского времени».

Удобная навигация по статье:

Реформы государственного управления императора Петра 1

Петровскими реформами центрального управления историки называют масштабные преобразования государственного аппарата, которые произошли в период правления Петра Первого. Основными нововведениями правителя считаются создание Правительствующего Сената, а также полной замены системы приказов Коллегиями, формирование царской Тайной Канцелярии Святейшего Синода.

Во время становления Петра на трон в качестве ключевого поста государственного управления выступали дворяне, которые получали свой чин по праву фамилии и происхождения. Пришедший к власти Пётр понимал, что устоявшаяся система правления – одно из слабых звеньев. Что именно она тормозит страну в её развитии.

Путешествие по Европе с 1697 по 1698 год царя в составе Великого Посольства позволило ему ознакомиться с системой административных органов в европейских государствах. На основе них он решает провести преобразования в России.

С началом петровской власти Боярская дума стала терять свою власть и впоследствии превратилась в рядовое бюрократическое ведомство. С 1701 года вся её работа была делегирована новому органу под названием «Консилия министров», которая представляла собой совет начальников самых важных правительственных органов. При этом, в её состав входило немало тех же бояр.

За два года до этого создаётся Ближняя канцелярия, контролирующая финансовые операции каждого приказа и принимающая административные решения. Все царские советники были обязаны подписывать важнейшие документы и регистрировать эти события в специальной книге именных указов.

Учреждение Сената

Второго марта 1711 года Петром Первым формируется так называемый Правительствующий Сенат, являющийся наивысшим органом административной, судебной и законодательной власти. На этот орган царь возлагал все свои обязанности на время своего отсутствия, ведь частые поездки из-за Северной войны не могли стать причиной остановки развития государства. При этом, данный управленческий орган был полностью подчинён царской воле и имел коллегиальную структуру, члены которой отбирались лично Петром. Двадцать второго февраля 1711 года была создана новая дополнительная должность фискала, который должен был осуществлять дополнительный надзор во время отсутствия царя за чиновниками.

Формирование и развитие коллегий происходит в период с 1718 по 1726 год. В них царь видел орган, способный заменить устаревшую систему медлительных приказов, которые, по большей части, лишь дублировали функции друг друга.

Появляясь, коллегии полностью поглощали приказы, а в период с 1718 по 1720 год президенты образованных Коллегий даже являются сенаторами и лично заседают в Сенате. Необходимо отметить, что впоследствии в Сенате остались лишь основные Коллегии:

  • Иностранных дел;
  • Адмиралтейства;
  • Военная.

Формированием вышеописанной системы коллегий завершается процесс бюрократизации и централизации государственного аппарата России. Разграничение ведомственных функций, а также общие нормы деятельности, регулирующиеся Генеральным регламентом – основное отличие обновлённого петровского аппарата от прежней системы управления.

Генеральный регламент

Царским указом от девятого мая 1718 года президентам трёх коллегий было поручено начать разработку документа под названием Генеральный Регламент, который бы являлся системой делопроизводства и имел в своей основе шведский устав. Данная система впоследствии стала называться «коллежской». Фактически регламентом утверждался коллегиальный способ обсуждения и решения дел, а также организацию делопроизводства и регулирование отношений с органами самоуправления и Сенатом.

Десятого марта 1720 года данный документ был одобрен и подписан правителем России Петром Первым. Устав включал в себя введение, а также пятьдесят шесть глав с общими принципами работы аппарате каждого государственного учреждения и разные приложения для толкования новых иностранных слов, которые были в тексте Генерального Регламента.

Святейший Синод

Перед окончанием Северной войны Пётр Первый начинает планировать свои церковные преобразования. Он приказывает епископу Феофану Прокоповичу начать разработку Духовного регламента и пятого февраля 1721 года царь одобряет и подписывает учреждение Духовной коллегии, которая впоследствии станет называться «Святейший Правительствующий Синод».

Каждый член данного органа был обязан лично присягнуть в верности царю. Одиннадцатого мая 1722 года появляется должность обер-прокурора, контролирующая деятельность Синода и докладывающая все новости правителю.

Создав Синод, государь ввёл церковь в механизм государства, фактически уподобив её одному из многих на тот момент существующих административных учреждений, наделённого определёнными функциями и обязанностями.

Схема управления государством при Петре I


Таблица: реформы Петра I в сфере государственного управления

Дата реформы Содержание реформы
1704 год Была упразднена Боярская дума
1711 год Был учрежден Сенат (законодательные, контрольно-финансовые функции)
1700-1720 гг. Упразднение патриаршества и создание Святейшего Синода
1708-1710 гг. Реформа местного самоуправления. Создание губерний
1714-1722 гг. Создание прокуратуры, введение должности фискалов
1718-1721 гг. Замена приказов коллегиями
1722 год. Изменение системы престолонаследия (теперь монарх сам назначал себе преемника)
1721 год. Провозглашение России империей

Схема: местное самоуправления после реформ управления Петра I

Видео-лекция: Реформы Петра I в сфере управления

Тест по теме: Реформы государственного управления императора Петра 1

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 4 заданий окончено

Информация

Проверь себя! Исторический тест по теме: Реформы управления Петра I “

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

    Задание 1 из 4

    1 .

    В каком году Петром 1 был сформирован правительственный сенат?

    Правильно

    Неправильно

  1. Задание 2 из 4