Педагогический мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Инструмент управления учебно-воспитательным процессом

Мониторинг образовательных и личностных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами обучения
1. Педагогический мониторинг – это… *
а) постоянно организованное наблюдение за каким-либо процессом, отслеживание его хода по определенным показателям;
б) учебные достижения школьников;
в) прогноз учебных достижений школьников.
2. Педагогический мониторинг – это… *
а) длительное слежение за какими-либо объектами и явлениями педагогической действительности;
б) процесс реализации педагогических задач;
в) система функционирования педагогического процесса.
3. Педагогическая диагностика – это… *
а) процедура получения информации о ряде показателей, критериев, признаков и качестве образования;
б) средство выявления результатов учебно-воспитательной деятельности;
в) совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.
4. Педагогическая диагностика является частью… *
а) педагогического процесса;
б) педагогического мониторинга;
в) педагогической деятельности.
5. Функция мониторинга, дающая возможность объективно и всесторонне оценить характер и особенности осуществления образовательного процесса, установить значимость полученных результатов, их соответствие целям и задачам образовательной деятельности – это… *
а) информационная функция;
б) аналитическая функция;
в) коррекционная функция.
6. Этап мониторинга, характеризующийся сбором и обработкой информации, анализом полученных результатов и выработкой рекомендаций, прогнозированием перспектив изменения исследуемой области – это… *
а) нормативно-установочный этап;

в) диагностико-прогностический.
7. К какому этапу мониторинга относится определение объекта, предмета, субъекта, цели и задач педагогического мониторинга? *
а) к нормативно-установочному;
б) к диагностико-прогностическому;
в) к коррекционно-деятельностному.
8. Функция мониторинга, позволяющая провести диагностику и получить целостную информацию о состоянии объекта мониторинга – это… *
а) информационная функция;
б) диагностическая функция;
в) коррекционная функция.
9. Этап мониторинга, характеризующийся выделением критериев и показателей уровней сформированности исследуемого аспекта мониторинга, - это… *
а) диагностико-прогностический этап;
б) коррекционно-деятельностный этап;
в) нормативно-установочный этап.
10. Найдите неверное утверждение. Педагогический мониторинг эффективен только тогда, когда он… *
а) целесообразен;
б) имеет четкие цели и задачи;
в) не систематичен и не планомерен.
11. Найдите неверное утверждение. Система внутришкольного педагогического мониторинга представляет комплексную аналитическую систему по следующим направлениям: *
а) диагностика качества образования;
б) подготовка и проведение учебных занятий;
в) анализ содержания образования.
12. Результаты мониторинга… *
а) рассматриваются в динамике в течение учебного года, по сравнению с предыдущими годами;
б) рассматриваются индивидуально (каждое мониторинговое исследование);
в) рассматриваются только после полного завершения мониторинговых исследований.
13. Традиционная схема мониторинга: *
а) вводный, текущий, итоговый контроль;
б) входной и итоговый контроль;
в) аналитический, дифференцированный, корректирующий.
14. Средство оценивания показателей личностного развития обучающегося: *
а) уровень социально-личностной зрелости ученика и ценностная ориентация личности;
б) индивидуальные образовательные показатели ребенка;
в) общая оценка воспитанности обучающегося.
15. Компоненты мониторинга: *
а) опрос, наблюдение, анализ;
б) диагностика, моделирование, прогнозирование, компьютерная поддержка;
в) наблюдения, исследование, определение индивидуальных достижений.
16. Кто является объектами педагогического мониторинга? *
а) все участники образовательного процесса;
б) обучающиеся;
в) обучающиеся, имеющие медико-педагогические рекомендации.
17. Принципы осуществления системы мониторинга: *
а) аналитичность, информированность, прогнозированность;
б) научность, непрерывность, цикличность, гуманизация, коллегиальность;
в) демократичность, стандартизация, периодичность, информированность.
18. Мониторинг качества образования разделяется на два вида: *
а) мониторинг качества образовательной деятельности и мониторинг качества учебных достижений обучающихся;
б) мониторинг методического мастерства педагога и мониторинг личностных успехов обучающихся;
в) образовательный мониторинг и методический мониторинг.
19. Уровни образовательного мониторинга: *
а) внутришкольный, муниципальный, региональный, федеральный;
б) школьный, городской, всероссийский;
в) внутри класса, внутришкольный, районный, федеральный.
20. Найдите неверное утверждение. Анализ результатов нулевого входного контроля дает возможность учителю: *
а) выбрать адекватную методику обучения;
б) не формировать мотивацию учащихся;
в) провести коррекцию учебного графика.
21. Найдите неверное утверждение. Динамику индивидуального роста ученика можно проследить по результатам: *
а) выполнения домашнего задания;
б) итоговые оценки за несколько периодов обучения;
в) контрольных срезов.
22. Процесс, представляющий собой последовательное осуществление сбора информации о качестве образования, ее обработки, систематизации, анализа, оценки, прогноза дальнейшего развития и выработки мер по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий является… *
а) педагогическим мониторингом;
б) педагогической диагностикой;
в) педагогическим консультированием.
23. Что лежит в основе классификации мониторинга на школьный, районный, региональный, федеральный уровни? *
а) цели мониторинга;
б) область применения;
в) иерархия систем управления.
24. Функция мониторинга, предполагающая контроль за состоянием объекта мониторинга и подготовку рекомендаций для принятия коррекционно-упреждающих управленческих решений – это… *
а) информационная функция;
б) диагностическая функция;
в) организационно-управленческая функция.
25. Виды мониторинга по организационным формам: *

б) локальный, выборочный, сплошной;
в) индивидуальный, групповой; фронтальный.
26. Виды мониторинга по целям: *
а) разовый, периодический, систематический;
б) оперативный, стратегический, тактический;
в) индивидуальный; групповой, фронтальный.
27. Найдите неверное утверждение. Система внутришкольного педагогического мониторинга представляет комплексную аналитическую систему по следующим направлениям: *
а) психодиагностика;
б) анализ педагогической культуры учителя;
в) медицинская диагностика.
28. Принципы педагогической диагностики, используемые в практике: *
а) принципы последовательности, преемственности, доступности, прогностичности;
б) принципы индивидуализации, аналитичности, доступности;
в) принципы научности, цикличности, аналитичности, целесообразности.
29. Виды педагогической диагностики: *
а) педагогическая, психологическая, социологическая, медицинская;
б) педагогическая, методическая, техническая;
в) педагогическая, психологическая, аналитическая, личностно-ориентированная.
30. Два уровня мониторинга в ОО – это… *
а) административный и классно-урочный;
б) индивидуальный и внутришкольный;
в) образовательный и методический.

Мероприятия, связанные с мониторингом, во многих учебных учреждениях являются просто необходимыми. Система внутришкольного педагогического мониторинга представляет собой комплекс действий, направленных на отслеживание результатов учебного и воспитательного процессов, а также средств, при помощи которых они были достигнуты.

Особую роль в процессе грамотной организации этой деятельности имеют принципы и функции педагогического мониторинга в системе школьного образования.

Учитывая то, что педагогический мониторинг представляет собой достаточно сложную систему, особую роль играет следование совокупности принципов. Наиболее распространенными среди них являются: принцип личностной целесообразности, принцип педагогической коммуникации, принцип информационного интегрирования, принцип непрерывности, принцип целостности.

Сущность первого принципа состоит в том, что педагогическая информация, предоставляемая ученикам, должна стимулировать их к процессу дальнейшего обучения. Второй принцип предполагает, что данные, получение которых произойдет в результате мониторинга, должны в дальнейшем активно использоваться между субъектами, совершающими образовательную деятельность. Именно поэтому необходима их подача в максимально доступной форме и создание условий для последующего сотрудничества между педагогическими работниками.

Принцип информационной интегративности педагогического мониторинга предполагает, что вся полученная информация не будет отличаться чрезмерной агрессивностью. Принцип непрерывности характеризуется тем, что комплекс действий, обеспечивающих мониторинг, должен происходить постоянно, без каких-либо перемен. В противном случае получить достоверную информацию будет практически невозможно. Определенную взаимосвязь с ним имеет принцип целостности, подразумевающий направленность мониторинга на все компоненты педагогического процесса.

Так как мониторинг используется не только с целью тщательного сбора, но и последующего хранения, обработки и распространение данных о педагогической системе, наблюдается его взаимосвязь с контролем и анализом. Это весьма отчетливо прослеживается в совокупности функций. Первая функция — управленческая. Она связана с изучением фактического состояния дел, а также обоснованности использования различных средств и способов, направленных на достижение целей. Реализация функции управления подразумевает также объективное оценивание результатов, полученных в ходе педагогического процесса и выработку механизмов регуляции, помогающих перевести систему в совершенно новое состояние.

Ориентировочная функция дает возможность получать информацию о том, каким образом организовать целесообразное взаимодействие между субъектами, принимающими участи в процессе образования.

Конструктивная функция обеспечивает возможность использования полученной информации с целью обеспечения конструктивной деятельности субъектов, принимающих участие в обучении.

Особое значение в процессе практически постоянного развития системы педагогического мониторинга имеет коррекционная функция, связанная с исправлением совместно реализуемых действий субъектов. С ее помощью реально также успешно разрешать многочисленные проблемы, возникающие в ходе взаимоотношений участников данного процесса, обусловленные влиянием ряда факторов.

Оценочно-прогностическая функция обеспечивает оценку информации, которую субъекты получают при педагогическом взаимодействии. В результате оценки, а также дальнейшего составления прогнозов можно определить степень взаимных усилий, направленных на достижение некоторого образовательного результата.

В связи с тем, что система педагогического мониторинга — это динамически развивающаяся система, сегодня имеется достаточное количество ее разновидностей. К наиболее распространенным можно отнести: мониторинг дидактического характера, мониторинг воспитательный, социально-психологический мониторинг, а также управленческий.

Реализация мониторинга дидактического характера связана со слежением за тем, как протекают образовательные процессы.

Мониторинг воспитательного характера — это наблюдение за многочисленными аспектами воспитательного процесса, учитывающий систему связей отношений, а также особенности процесса взаимодействия между всеми участниками процесса образования.

Мониторинг социально-психологического типа предполагает отслеживание того, какую динамику представляет система личностных и коллективно-групповых отношений. В таком случае необходимо обращать внимание и на психологический климат, существующий в группе.

Управленческий мониторинг — это процесс, направленный на отслеживание особенностей взаимодействия, существующих на разнообразных иерархических уровнях. Самыми часто встречающимися системами в таком случае считаются: система «руководитель-педагогический коллектив», система «учитель-учащийся», система «учитель-семья ученика».

На современном этапе развития педагогической науки имеет место некоторый пересмотр и расширение трактования категории «педагогический мониторинг». В частности, все большее число специалистов, активно занимающихся изучением данного вопроса включают не только сбор понятие, а также хранение информации. В качестве дополнения выступает полноценная организация информационных потоков и утверждение, связанное с тем, что это крайне важное условие для нормального функционирования мониторинговой системы. Из-за этого постановка задач мониторинга может быть некоторым образом изменена и заключаться в правильной оценке степени, направления, а также причин из-за которых произошло отклонение в оптимальном функционировании педагогической системы.

С учетом того, что фактически достигнутые результаты деятельности конкретно взятого образовательного учреждения, а также возникшая степень отклонения сопоставляется с определенной нормой, ее наличие максимально важно для правильного и полезного мониторинга. Наиболее полные данные могут быть полученными по итогу проведения как внешнего, так и внутреннего подобного исследования. Реализация внешнего мониторинга связана с изучением результата, а также с анализом и последующей оценкой условия проведения образовательного процесса независимыми комиссиями.

Главная цель внутреннего мониторинга состоит в определении соответствия образовательного учреждения требованиям, исходящим от детей, родителей, а также педагогов. Обращается внимание и на то, возможно ли при использовании определенной системы методов, достичь заранее поставленных целей. Главными инструментами, применяемыми при мониторинге данного типа являются: анкетирование, самоанализ, собрание педагогического совета и осуждение.

После проведения сравнения реальных показателей и запланированных эталонных, происходит содержательная оценка всех полученных результатов, а также, в случае необходимости, их коррекция. Общая эффективность мониторинга зависит от того, насколько правильно изначально задавались стандарты, а также нормы. Все этапы мониторинга определенным образом связаны с педагогической диагностикой. Она представляет собой одновременное оперативное изучение, а также оценивание, регулирование, корректирование процесса или же явления. Комплекс таких мероприятий может происходить как на уровне отдельно взятого ребенка, так и на уровне деятельности педагога либо же руководителя образовательного учреждения. Если диагностика проведена правильно, с учетом всех характерных признаков, значит итоги мониторинга будут максимально достоверными, а также полезными в дальнейшем использовании.

Система педагогического мониторинга, несмотря на свою сложность, имеет достаточное количество преимуществ. В частности, благодаря ей становится возможным оперативно узнать обо всех проблемах и преимуществах функционирования образовательной системы. Также становится возможным в течении короткого периода времени внести необходимые изменения.

Педагогический мониторинг –

инструмент управления учебно-воспитательным процессом.

Вопрос систематического контроля за уровнем качества учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность усвоения предмета учащимися различных групп параллели, а опора только на накопление отметок при отсутствии четкого понимания, что такое отметка, не дает возможности объективно оценивать деятельность, как учителя, так и ученика. Принятие госстандартов и новых программ обязывает применять такие единые формы контроля за ходом учебного процесса которые были бы предельно близки к реальному положению дел, а его результаты были бы сравнимы. Получив такой инструмент, можно своевременно и конкретно вносить необходимые поправки в деятельность, как учителей, так и учащихся.

Система внутришкольного педагогического мониторинга представляет комплексную аналитическую систему по следующим направлениям

1. Диагностика качества образования.

2. Анализ социальных условий.

3. Анализ содержания образования.

4. Психодиагностика

5. Анализ педагогической культуры учителя.

6. Медицинская диагностика.

7. Анализ деятельности школьных подразделений

Таким образом, педагогический мониторинг является объединяющим началом социологического, психологического и медицинского мониторинга с целью получения целостного представления о личности школьника, что крайне необходимо для учебных заведений, работающих в режиме личностно ориентированного образования.

Такой комплексный подход к изучению личности школьника, учебной ситуации и педагогического коллектива направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей: степени обученности, обучаемости, познавательных интересов, мотивов учения, а так же на установление дидактических причин слабой успеваемости, степени удовлетворенности учащихся и учителей образовательным процессом, эмоционального состояния учащихся, характера внутришкольных взаимоотношений , педагогической культуры учителей.

Продуктивность учебного процесса зависит от многих факторов, так их представил в порядке снижения их влияния на продуктивность обучения:

1. Мотивация учения.

2. Потребность учиться.

3. Умение учиться.

4. Работоспособность обучаемых.

6. Регулярность обучения.

7. Активность и настойчивость в обучении.

8. Стимулирование обучения.

9. Управление обучением.

10. Внимательность, дисциплинированность, усидчивость.

11. Применение знаний на практике.

12. Способность к изучению конкретных знаний.

13. Потенциальные возможности.

14. Сложность учебного материала.

15. Методы обучения.

16. Мышление при изучении конкретных знаний.

17. Особенности психической деятельности.

18. Вид и характер учебной деятельности.

19. Уровень учебной подготовки.

20. Уровень общей подготовки (эрудиция)

21. Время сообщения знаний.

22. Время закрепления знаний.

23. Периодичность контроля и проверки знаний, умений.

24. Объем и характер самообучения.

25. Количество учебного материала.

26. Содержание учебного материала.

27. Форма изложения знаний.

28. Тип и структура учебного занятия.

29. Структура учебного материала.

30. Психологические условия обучения.

31. Средства обучения.

32. Потенциальные возможности педагога.

33. Возраст обучаемых.

34. Экологические условия.

35. Санитарно-гигиенические условия.

36. Потребность в достижениях.

37. Установка на продуктивность.

38. Педагогические позиции.

39. Взаимообучение.

Мониторинг учебно-воспитательного процесса по всем направлениям дает возможность осуществить анализ, диагностику прогнозирование и проектирование дидактических процессов.

Но тема сегодняшнего разговора – мониторинг качества обучения. Цели, инструментарий и методика мониторинга качества обучения в средней школе № 40.

Проведение педагогического мониторинга начинается с осознания и формулировки целей его проведения. Эти цели объединяют все последующие этапы обследования и во многом определяют их содержание. Разработка этапов включает конструирование системы контрольных заданий и средств сбора дополнительной информации, организацию объекта контроля и проведение тестовых срезов, сбор данных о выполнении учащимися контрольных заданий, обработку полученных данных, анализ и интерпретацию результатов обработки. Все это требует наличия у мониторинга определенной динамической направленности. которая выражается в типах обследования или контроля.

1. Сравнительный характер мониторинга дает возможность сравнения обученности учащихся, групп и классов.

2. Пролонгированный характер предусматривает многократный сбор информации в течение достаточно длительного периода с определенным контингентом учащихся

3. Констатирующий характер – обследование, направленное главным образом на выявление о описание состояния знаний учащихся.

4. Диагностирующий характер – обследование, направленное на установление причин выявленного состояния знаний учащихся.

5. Прогнозирующий характер - обследование, на основании которого можно осуществлять прогнозирование успешности обучения учащихся в будущем, исходя из возможностей на данный момент.

Педагогический мониторинг по данным направлениям с успехом заменяет текущий, тематический и итоговый контроль, и не только заменяет, но и дает намного больший коэффициент полезного действия.

Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он имеет определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути реализации решений (Фактор № 23).

Педагогический мониторинг эффективен только тогда, когда он

1. Целесообразен.

2. Имеет четкие цели и задачи.

3. Направлен на определенный объект.

4. Систематичен и планомерен.

5. Формы и методы соответствуют целям и содержанию.

6. Оперативен.

7. Коллегиален.

8. Объективен.

Исходя, из этого постулата, за точку отсчета в мониторинге качества обучения мы берем

Школьный тест интеллектуального развития (фактор № 20)

Цель: Определение уровня интеллектуальной готовности к восприятию учебного материала, уровень интеллектуального развития ребенка . Определение уровня относительно которого мы будем оценивать результаты деятельности данного ребенка.

Инструментарий:

1. Тесты Кэттела

2. Матрицы Равена

3. Тесты Айзенка (зрительно-пространственный, словесный, числовой)

4. Тесты IQ.

Методика проведения: Тестирование учащихся проводится в начале учебного года или в течение месяца после поступления ученика в школу. Тесты проводятся и обрабатываются психологом. Результаты заносятся в тетрадь классного руководителя и индивидуальную карточку учащегося.

Заметки: Это точка отсчета для конкретного ученика, и дальнейшие результаты будут сравниваться не с результатами других учащихся, а с этим начальным. Именно это сравнение даст реальную картину учебных успехов ученика и учителя.

Следующий этап

Нулевой контрольный срез

Имеет констатирующий характер, проводится, как правило, в первые недели учебного года, или после приема ребенка в школу. Организация среза осуществляется преподавателем, ведущим данный предмет. Способы могут быть различными: устный контроль, письменный, тестовый и так далее…

Анализ результатов нулевого среза дает возможность преподавателю

1. Выбрать адекватную методику обучения.

2. Сформировать мотивацию учащихся.

3. Организовать дополнительные занятия для учащихся показавших неудовлетворительные знания.

4. Провести коррекцию учебного графика.

5. Определиться с графиком проведения промежуточных срезов.

Непрерывное отслеживание учителем качества обученности как учебных групп, так и отдельных учащихся способствует более объективному оцениванию с выставлением поурочного балла, а это позволяет учителю осуществлять самоконтроль за своей педагогической деятельностью (Фактор №№ 9, 13, 14, 15, 19, 25, 26, 27, 39).

Рейтинг учащихся по итогам учебных периодов

Цель: Промежуточная оценка деятельности ученика и учителя (текущая успеваемость). Оценка степени реализации интеллектуального потенциала ученика.

Инструментарий

1. Успеваемость ученика в процентном выражении.

2. Качество обучения ученика в процентном выражении.

6. Список отличников учебы.

7. Список ударников.

8. Список потенциальных ударников

9. Список неуспевающих

Методика проведения: За исходный материал берутся итоговые оценки ученика за период обучения, выставленные учителем на основе текущих, то есть идет оценка «мгновенных» знаний, знаний в данный момент времени. Результат обрабатывается машиной и выдается всем участникам образовательного процесса (ученикам, учителям, родителям, заместителям директора по смене, директору) для сравнения, изучения, и выработке решений на собственном уровне

Заметки: Как видите, здесь используется так называемый процентный показатель успеваемости и качества обучения учащихся, который долгое время серьезно критиковался как «процентомания», но до сегодняшнего дня широко используется в школах.

Процент успеваемости каждого ученика показывает отношение удовлетворительно усвоенных к общему числу изучаемых предметов. Процент качества показывает отношение хорошо и отлично усвоенных дисциплин к общему числу изучаемых предметов.

Что дает:

1. Обнародование результатов среди учащихся и родителей стимулирует (фактор № 8) деятельность ученика на уроке и дома, обеспечивает регулярность обучения (фактор № 6), повышает активность и настойчивость в обучении (фактор № 7), что постепенно переходит в потребность учиться (фактор № 2) и частично мотивацию учения (фактор № 1).

2. Сравнение итогового результата с результатом интеллектуального теста, а, как правило, результат интеллектуального теста намного выше итоговых оценок, дает возможность классному руководителю, психологу, заместителю директора по смене, изучить причины не реализации потенциальных возможностей и наметить конкретные пути повышения качества обучения конкретного ученика (Фактор №№ 9, 13, 17, 30, 38).

3. Списки потенциальных ударников дают возможность заместителю директора по смене работать над повышением качества обучения в школе.

4. Списки неуспевающих учащихся нужны заместителю директора по смене для той же работы

5. Сравнительный график качества обучения дает возможность правильно принимать решения о выборе классов для контроля.

Недостатки:

1. Оценка субъективна, полностью зависит от уровня объективности и требований учителя предметника.

2. Оценка относительна, так как практически не работают оценки «0» и «1», они фактически заменяются оценкой «2», что несомненно сказывается и на общем результате.

В методической литературе имеется описание и других способов подсчета результатов «обученности» учащихся по различным методикам и формулам, но мы остановились на такой, по той простой причине, что чем сложнее система подведения итогов, тем она сложнее приживается в педагогическом коллективе. Система подведения результатов не должна усложнять работу учителей.

Присутствие определенных недостатков в контрольных срезах проводимых педагогами, не секрет, что отдельные учителя искусственно занижают оценки в начале учебного года, дабы показать результативность своего труда, или наоборот дают «фору» учащимся и завышают результаты, приводит администрацию школы к необходимости проведения независимых контрольных срезов

Директорские контрольные срезы

Цель: Установление фактического уровня обученности учащихся, классов. Определение остаточного уровня знаний учащихся, классов. Определение разности между результатами контрольного среза и оценкой учителя предметника.

Инструментарий

1. План проведения контрольных срезов

2. Тексты контрольных срезов

Методика проведения:

1. Материал для проведения контрольных срезов готовиться сторонними лицами

2. Тестирование учащихся проводится в присутствии членов администрации по обычной методике.

3. Проверка результатов тестирования проводится администратором совместно с преподавателем, ведущим данную дисциплину.

4. Обработка результатов проводится при помощи компьютерной программы.

Что дает:

1. Объективную (наиболее приближенную к объективной) оценку остаточного уровня знаний учащихся.

2. Конечный результат деятельности учителя.

3. Оценить объективность выставления итоговых оценок конкретным учителем

4. Позволяет отслеживать интеллектуальный рост каждого ученика.

Заметки: Разумеется, эта работа требует открытости, гласности и определенного мужества учителя, на что следует пойти ради совершенствования учебного процесса, ради реально установленной дифференцированной личностно ориентированной учебно-воспитательной работы в школе.

Такой контрольный срез имеет смысл проводить регулярно и через строго определенные промежутки времени. Ценность его именно в сравнении результатов нынешнего среза с результатами предыдущего, именно это сравнение позволяет говорить об истинных результатах деятельности и ученика и учителя.

Методики проведения контрольных срезов по одному предмету не должны меняться для того, чтобы было возможным сравнение результатов.

При невыполнении данного условия, проведение среза теряет всякий смысл.

Недостатки:

1. Процесс, психологически трудно принимаемый учителями, требует большого психологического напряжения для администратора.

2. Процесс трудоемкий. Необходимо квалифицированно подготовить контрольные задания, с учетом многих особенностей предмета, объема учебного материала, сроков проведения и т. д.

3. Процесс, отнимающий много времени у администратора на проведение, проверку и анализ результатов контрольного среза

Наличие именно этих недостатков привело нас к необходимости написания компьютерной программы «Директорские контрольные срезы». Которая практически готова и надеемся, что будет апробирована уже в этом учебном году.

Программа из базы тестовых вопросов по полному курсу предмета самостоятельно формирует задания и выдает их на экран. Перед началом теста оператор устанавливает количество вопросов, необходимое время на выполнение теста и диапазон, из которого машина будет выбирать вопросы.

Ученик вводит в программу свою фамилию, класс и фамилию учителя, ведущего предмет.

Машина обеспечит сугубо индивидуальный вариант контрольного теста каждому ученику, выдаст их а определенном порядке на экран, оценит правильность ответа, выставит оценку за срез, обработает данные всего класса и сформирует таблицу результатов по классу, по предмету, и конкретно по результатам работы каждого учителя.

И так, мы получили большое количество данных по уровню обученности ученика, обработаны результаты, сделаны выводы и приняты решения и реализованы. Но как отследить результат этих всех действий, как увидеть

Динамику индивидуального роста ученика

Для этого каждым классным руководителем ведется тетрадь индивидуального роста ученика по каждому предмету, на протяжении нескольких лет. В тетрадь вносятся результаты

· Теста интеллектуального развития

· Итоговые оценки за шесть периодов обучения

· Итоги директорских контрольных срезов

· Итоговая оценка за год

Сравнение этих цифр дает яркую картину динамики изменений результатов деятельности ученика в процессе обучения

Рассматривая таблицу факторов, от которых зависит успех обучения учащихся, мы видим, что, по меньшей мере, 50% имеют прямое отношение к учителю. Поэтому проводить мониторинг обученности учащихся и не рассматривать эффективность деятельности учителя просто невозможно и не нужно.

Из той же базы данных (оценки по итогам учебных периодов, по итогам контрольных срезов) выстраивается рейтинговая таблица учителей с учетом распределения предметов по шкале трудности Рейтинг учителей по группам предметов. Информация полученная таким образом используется для стимулирования деятельности учителя, подвигает его работать на конечный результат – уровень остаточных знаний учащегося. Сравнение результатов итоговых оценок и контрольного среза меняет цели работы учителя.

Администрация, исходя из анализа результатов рейтинга учащихся и рейтинга учителей за несколько периодов, имеет возможность более качественно и целенаправленно организовать внутришкольный контроль и работу по оказанию методической помощи учителю.

Таким образом, напрашивается следующий вид мониторинга учебного процесса:

Качество преподавания (наука настолько наука, насколько в ней математики) Это не мои слова, но я их поддерживаю, мониторинг учебно-воспитательного процесса должен быть научен. Лишь тогда, когда итоги мониторинга можно получить в цифрах, возможно сравнение, а любой анализ делается на сравнении

· Схема анализа урока

· Схема психологического анализа урока .

· Учет посещенных уроков

Анализируя данные этого метода исследования учебно-воспитательного процесса администрация школы может выделить группу учителей, нуждающуюся в усиленном контроле или методической помощи. Определить какую помощь необходимо оказать учителю поможет мониторинг профессиональной компетентности учителя.

Известно, что одной из самых актуальных управленческих проблем в школе является руководство профессиональным ростом педагогов, создание условий для творческого развития каждого учителя. Планированию работы с педагогическими кадрами предшествует работа, связанная с выяснением профессиональных затруднений, проблем, возникающих какой-либо части учителей школы. Чтобы выявить существующие проблемы, а так же помочь учителю преодолеть трудности анализируются результаты анализов посещенных уроков и анкеты по определению уровня готовности учителя к участию в современном учебно-воспитательном процессе.

Вся информация поступившая нам в результате перечисленных мной методов диагностики (рейтинг учащихся, контрольные срезы, рейтинг учителя, качество преподавания, психологический анализ урока) служит достаточным материалом для мониторинга профессионального мастерства педагога.

Свой отпечаток на результаты процесса обучения накладывает психологическая обстановка в школе, психологические условия обучения. Для создания благоприятных психологических условий способствующих повышению интеллектуального уровня учащихся в школе существует психологическая служба

Для конструирования своей деятельности по выполнению социального заказа школы психологи проводят систематический мониторинг психологического комфорта в школе, классе, на конкретном уроке. Этот мониторинг проводится по следующим направлениям:

1. Адаптация учащегося в школе.

2. Интеллектуальная готовность учащегося на восприятие учебного материала.

3. Потенциальные возможности учащегося.

4. Уровень мотивации учения.

5. Уровень психологического комфорта на уроке

6. Уровень внимания, дисциплины и усидчивости

7. Особенности психической деятельности учащегося.

8. Причины неуспеваемости, затруднений в учебе.

9. Установка на продуктивность и упорство в достижении цели.

Возможно, возражение: такие формы контроля приведут преподавателя к необходимости унифицировать формы работы и унифицировать подход к оценке деятельности ученика. Такое возражение принять нельзя, так как наличие стандарта и обязательных программ обязывает нас преподавателей, независимо от форм и методов работы на каждом этапе обучения добиться, как минимум , единого уровня успешности учащихся, ниже которой наша работа может быть подвергнута критике.

Аналитические, социологические, маркетинговые службы, менеджеры в сфере образова- ния в учебных заведениях. Перечисленные подразделения и специалисты должны действовать как самостоятельные элементы мониторинговой системы. Вместе с тем единство и плодотворность их действий зависят от наличия организующего "ядра" - специальной мониторинговой службы (отде- ла) в государственном органе управления образованием, непосредственно осуществляю- щей координацию организационно-методического и программно-технического обеспече- ния всех процедур мониторинга. ОБЪЕКТАМИ мониторинговой оценки могут быть явления (воспитанность, образованность, мастерство педагога и др.); процессы (педагогический процесс в целом, процесс нравственного воспитания, процесс трудового воспитания, процесс подготовки детей к школе и т. д.); деятельность (игровая, трудовая, учебная и др.). Все элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов из системы действий педагога или делает педагогический мониторинг малоценным и некачествен- ным, или разрушает всю систему. В отличие от общепринятого понимания контроля педагогический мониторинг представ- ляет форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, обеспечивающую непрерывное слежение за их состоянием, а также дающую возможность прогнозирования развития педагогических систем. Данное определение лаборатории педагогического мониторинга и стандартов г. Санкт-Петербурга было обусловлено появлением стандартов в обучении и обработке данных педагогическо- го мониторинга с помощью информационных технологий. Система внутришкольного педагогического мониторинга представляет комплексную ана- литическую систему по следующим направлениям: Диагностика качества образования; Анализ социальных условий; Анализ содержания образования; Психодиагностика; Анализ педагогической культуры учителя; Медицинская диагностика; Анализ деятельности школьных подразделений. Функции мониторинга Функции мониторинга развития системы образования могут иметь общий смысл и част- ные проявления в зависимости от уровня и профиля образования. Вместе с тем основными функциями являются следующие: интегративная - мониторинг развития системы образования является одним из ее системообразующих факторов, обеспечивает комплексную характеристику процес- сов, происходящих в этой системе; 91 диагностическая - сканирование состояния системы образования и происходящих в ней изменений, что позволяет дать оценку данным явлениям; компаративистская - функция, создающая условия для состояний системы образо- вания в целом или различных ее элементов как во времени - состояние системы в разные периоды времени, так и пространстве - возможность сравнения с системами образования или элементами этих систем в других регионах и странах; экспертная - в рамках мониторинга возможно осуществление экспертизы состоя- ния, концепции, форм, методов развития системы образования, ее компонентов и подсистем; информационная - мониторинг развития системы образования является способом регулярного получения сопоставимой информации о состоянии и развитии данной системы, которая (информация) необходима для анализа и прогноза состояний и развития системы образования; прагматическая - использование мониторинговой информации при принятии мак- симально обоснованных и адекватных требованиям ситуации решений, прежде всего управленческих. Например, в мониторинге развития образовательного процесса дошкольного учреждения могут быть выделены такие функции: ИНФОРМАЦИОННАЯ. Дает возможность выяснить результативность педагогического процесса, получить сведения о состоянии объекта, обеспечить обратную связь. На этой основе происходит участие в управлении педагогическим процессом, анализируется эф- фективность воспитания и образования. Введение педагогического мониторинга позволит достигнуть положительного эффекта развития, конкретные же резервы его усиления по- стоянно выявляются при отслеживании всех текущих процессов. Традиционно в ис- следовании педагогического процесса фиксировались преимущественно лишь его резуль- таты, выраженные в показателях усвоения умений и навыков. При введении педагогиче- ского мониторинга основное внимание направляется на особенности течения, развития самого образовательного процесса (его трудности, искажения). Эта процессуальная ин- формация является гораздо более информативной и оперативной по сравнению со све- дениями о результатах, на что указывают в своих исследованиях В. В. Репкин, Г. П. Реп- кина, Е. В. Заика и др. ПОБУДИТЕЛЬНАЯ. Участие в педагогическом мониторинге различных участников педа- гогического процесса - воспитателей, заведующих, методистов, родителей - повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубоко- му изучению детей, самоанализу своего педагогического труда. Исследовательская уста- новка является основой педагогического творчества. Благодаря педагогическому монито- рингу процесс построения образовательной и воспитательной работы в дошкольном уч- реждении может стать личностно своеобразным, т.е. соответствовать широкому диапазо- ну личностных возможностей деятельности педагога. ФОРМИРУЮЩАЯ. Внедрение педагогического мониторинга в работу дошкольных уч- реждений позволит более эффективно использовать «зону ближайшего развития» ребенка. Для полноценного формирования личности ребенка необходимо знать его сильные, сла- бые и оформляющиеся стороны, что может быть полно отслежено с помощью педагогиче- ского мониторинга. Опираясь на его результаты, педагог сможет подобрать методы и приемы индивидуально для каждого ребенка, учитывая его возможности, что, несомнен- но, окажет положительное влияние на уровень развития детей, поможет избежать выпаде- ния из зоны внимания педагога каких-либо недостатков и трудностей в воспитании лич- ности ребенка. 92 КОРРЕКЦИОННАЯ. Тесно связана с формирующей функцией. Направленность педаго- гического мониторинга на особенности текущих процессов предполагает обнаружение и фиксацию многочисленных непрогнозируемых, неожиданных результатов реализации об- разовательной работы. Среди них могут быть как положительные, так и отрицательные с точки зрения развития личности, это поможет педагогам принять меры на усиление поло- жительного и в то же время ослабление отрицательного. Все функции, которые выполняет педагогический мониторинг как часть педагогической деятельности, подчинены цели повышения качества обучения и воспитания, обеспечению научного подхода к управлению учебной и воспитательной деятельностью. Цитированные в Главе 3 источники: 1. Закон РФ «Об Образовании», 1996 г. 2. Засорина Л. С., Плюснина Е. М. Педагогическая диагностика как мониторинг каче- ства образования // Начальная школа. - 1999. № 1. - С. 74. 3. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. - СПб, 1998. 4. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Психологический мониторинг // Школьные технологии. - 1999. № 4. - С. 3-20 5. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Школьные технологии. - 1999. № 1, 2. – С. 10. 93 Глава 04. Образовательная система как объект монито- ринга Чем выше уровень руководителя, тем сложнее задача системного обеспечения его управ- ленческой информацией: расширяется круг направлений, которые должны быть охвачены информационным обеспечением, усложняется задача ее интеграции, возникает необходи- мость в учете личностных особенностей ее потребителя. Поэтому возрастает роль мони- торинга в управлении, как комплекса мероприятий, направленных на получение полной информации о функционировании сложной системы в целях управления. 4.01. Информационное обеспечение управления образованием В отечественной практике проблеме информационного обеспечения руководителей обра- зования до последнего времени не уделялось должного внимания. В значительной степени это объясняется большой сложностью формализации процедур принятия управленческих решений в этой сфере и их информационного обеспечения. От специалистов, которые будут эту проблему решать, понадобятся не только знания об- щих основ теории управления в применении к образованию, но и владение современными информационными технологиями, особенно основанными на компьютерных сетях и Ин- тернет. БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ Результаты Воздействия функционирования ОБЪЕКТ внешней среды, УПРАВЛЕНИЯ условия Информация – Управляющие обратная связь воздействия УПРАВЛЯЮЩИЙ СУБЪЕКТ Базовая модель системы управления кроме объекта управления и управляющего субъекта и, естественно, управляющих воздействий, включает ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ, поток инфор- мации о функционировании всей системы, которая поступает от объекта управления к управляющему субъекту. В системе образования эта обратная связь не вполне сформиро- вана. Существуют два канала информационного обеспечения руководителей: 94 формализованный (по нему циркулирует регламентированная по форме, содер- жанию и времени представления информация, обладающая достаточной степе- нью достоверности); стихийный (по нему к руководителям неуправляемо поступает огромное коли- чество самых разнохарактерных сведений, далеко не всегда объективно отра- жающих действительное положение вещей: это звонки по телефону, устные об- ращения или ответы и др.). В практике управления образованием пока превалирует второй канал. Важно, чтобы обес- печение руководителей в сфере образования объективной, достоверной, регламентиро- ванной по форме и времени информацией было максимально полным, а сведения, посту- пающие по второму каналу, лишь дополняли информацию формализованного канала. Промежуточное положение в системе информационного обеспечения руководителей сис- темы образования занимает целевая единовременная информация, подготавливаемая по их заданию специалистами по тому или иному вопросу в виде справок, аннотаций, целе- вых анализов. При правильной организации информационного обеспечения потребность в них значительно уменьшается. Логическая структура информационных потоков в общем случае не связана с физической структурой транспорта информации и связи, которая имеет звездообразную структуру ти- пичной региональной образовательной сети (РОС). Для осуществления транспорта информации в системе мониторинга используют следую- щие каналы связи: Интернет-каналы - для передачи данных от коммуникационного сервера РОС в Министерство образования, а также из районных и городских органов управления образования и общеобразовательных учебных заведений, находящихся в регионе вне регионального центра, связь с которыми по коммутируемым телефонным кана- лам (внутриобластным) оказывается слишком дорогостоящей и недостаточно на- дежной и устойчивой; Коммутируемые каналы для связи по технологии dial-up - для связи в черте регио- нального центра и передачи данных субъектами мониторинга на коммуникацион- ный сервер РОС, а также для передачи данных общеобразовательными учебными заведениями в районах местным провайдерам Интернет; При небольшой скорости передачи данных из малооснащенных школ в сельских районах информация может передаваться на дискете в районный орган управления образованием с курьером для последующей отправки на коммуникационный сер- вер РОС; В отдельных случаях (при отсутствии проводной телефонной сети) для передачи данных могут использоваться радиосредства - радиомодемы, однако, при высокой стоимости и сравнительно небольшом радиусе действия такие средства остаются неэффективными. 95 ФИЗИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СЕТИ Министерство образования РФ Областной ор- Городской орган ган управле- управления об- ния образова- разованием нием Коммуникационный Районный сервер орган управ- РОС ИПКРО ления образо- ванием Общеобразо- Общеобразо- вательное вательное учебное заве- учебное заве- дение дение Потребление мониторинговой информации Реальные изменения в управлении образованием стимулируют появление пользователей объективной управленческой информации. Эта социальная группа растет, что дает опти- мистические надежды на будущее мониторинга в нашей системе образования. Потребность в объективной информации о состоянии образовательной системы растет на разных уровнях - от педагога до городских руководителей образования: расширяется поиск наиболее эффективных условий, форм, методов, технологий обучения; расширяются работы по педагогическому проектированию; запускаются механизмы контроля (аттестация, лицензирование), которые требуют проведения специальных обследований. Появление возможности реального выбора образовательного учреждения, образователь- ной программы все более активно включает родителей и самих учащихся в число пользо- вателей объективной информации. При наличии достаточного количества потребителей проблема распространения инфор- мации все равно остается. Она не нова, но сейчас получает новое наполнение. С точки зрения мониторинга можно выделить два аспекта этой проблемы: первый заключается в том, чтобы информация попала к нужному пользователю в доступной для его восприятия форме; второй аспект - это доступ к информации, так как часть информации, получаемой в результате мониторинга, должна использоваться только определенной группой специалистов или в специфичной форме. 96 Три уровня потребителей информации мониторинга: общество, социум, родители; группы специалистов, отдельные специалисты, готовящие решения, исполнители; руководители, лица, принимающие решения. В случае массового использования результатов обследования (например, при формирова- нии общественного мнения различных социальных групп), проблема заключается в согла- совании полученных рекомендаций и результатов с возможностями их восприятия той со- циальной группой, для которой данная информация предназначена. Под согласованием подразумевается соответствующая форма предъявления, особенности языка изложения, стиля. Как правило, для массового использования выбираются наиболее яркие результаты, кото- рые способны воздействовать на воображение, удивить, заставить задуматься. Но здесь нас подстерегает опасность, поскольку именно в таких результатах вероятнее всего будет содержаться ошибка. Чаще всего распространение этих результатов происходит через средства массовой ин- формации. Достаточно хорошо известно, что у населения разные средства массовой ин- формации пользуются разной репутацией и уровнем доверия. Существует опасность того, что информация, представленная в определенных СМИ, может дать эффект, обратный за- думанному. Очень важно и то, кто будет представлять полученные результаты. Если это делают корреспонденты, да еще на пресс-конференции, то вероятность искажений весьма велика. Лучшим вариантом будет тот, когда результаты мониторинга представляет в СМИ специалист или когда он имеет возможность окончательной редакторской правки. Информация, поступающая к специалистам, конечно, должна носить иной характер. Для информационного мониторинга важна периодичность ознакомления специалистов с но- винками, формирование потребности пользоваться накопленной и структурированной информацией. В том случае, когда речь идет об управленческом мониторинге и его содержание со спе- циалистами согласовывалось, сложностей с использованием информации не возникает, поскольку специалисты знают, зачем она нужна и как они будут ее использовать. Вероят- но, специалисты по информационному обслуживанию должны быть заинтересованы в увеличении такой составляющей мониторинга. Иной аспект использования информации, получаемой в результате мониторинга, - это принятие на ее основе конкретных управленческих решений. Для того, чтобы управленче- ское решение состоялось, информация должна быть получена, воспринята и переработана лицом, принимающим решения или уполномоченным на это. Поэтому информация долж- на быть представлена в той форме, в которой эти лица в состоянии ее воспринять. Суще- ствуют два решения этой проблемы. Во-первых, подготовка личностно-ориентированных материалов. Должны быть учтены склонности, возможности, уровень образования руко- водителя - для одного важны только цифры и графики, другой лучше воспринимает тек- стовую информацию, третий - рекомендации специалистов и т. д. В том случае, если существует определенный разрыв между исполнителями обследования и лицами, принимающими решения, необходим посредник, адаптирующий полученную информацию, перерабатывающий и доносящий ее до руководителя. 97 Доступность мониторинговой информации Еще один аспект распространения информации - проблема доступа к ней. Экологи, рас- сматривая проблемы распространения экологической информации, настаивают на откры- тости как одном из принципов экологического мониторинга. Почему же мониторинг в об- разовании не может придерживаться безоговорочно этого принципа? Здесь возникает еще один вопрос - о возможности использовать полученные результаты во вред. Если для эко- логических данных это практически невозможно, то для мониторинга в образовании вполне вероятно. Проблема ограничения доступа к информации может быть разделена на две составляю- щих – этический аспект; аспект доверия. Этический аспект связан с возможностью использовать полученные данные во вред кому бы то ни было. Он особенно актуален, когда в данных обследования содержатся личност- ные оценки, например, результаты психодиагностики, рейтинги педагогов или образова- тельных учреждений. В случае некомпетентного использования эти оценки могут принес- ти значительный ущерб, и поэтому к таким данным доступ должен быть ограничен. В рамках мониторинга следует использовать обобщенные статистические величины, выде- ляя те или иные типологические группы. Второй аспект проблемы - аспект доверия. Как правило, обследование проходит в кон- кретном образовательном учреждении или классе и существует возможность включить его результаты в отчет, рекомендации и т. д. Попав к руководителю более высокого уров- ня, эти данные могут быть использованы для формирования оценочных суждений и во вред образовательному учреждению или его руководителю. (К сожалению, стереотип отождествления результатов работы образовательного учреждения и личности его руко- водителя существует, и его нельзя игнорировать.) Если такое произойдет, то при проведе- нии повторного обследования в том же образовательном учреждении велика вероятность противодействия или получения искаженных результатов. Для гарантии получения качественных результатов данные, даже с положительной сторо- ны характеризующие учреждение, не должны попадать к руководителям более высокого уровня без согласия его руководства. Анонимность должна быть обеспечена и на более высоком (регион-министерство), и на более низком (педагог-администрация) уровне. Только имея кредит доверия, можно надеяться на качество получаемых результатов. Иная ситуация складывается, когда о контрольных функциях, которые предполагается реализовать в рамках использования инструментария мониторинга, известно заранее. Од- нако в этом случае инструмент должен быть усовершенствован с учетом возможности воздействия факторов, смещающих оценки. Неоднократно предпринимались попытки выявления основных направлений использова- ния электронно-вычислительной техники для решения управленческих задач в сфере об- разования. Сведения о таких исследованиях впервые появились в конце 60-х годов. Опре- делены следующие уровни компьютеризации управленческой деятельности в образовании (Применение ЭВМ в учебном процессе./Под ред. А.И.Берга. - М., 1969): Управление государственной системой образования. Управление образовательными учреждениями, объединенными по территори- альному принципу. Управление группой родственных учебных заведений. 98 Управление одним учебным заведением. Управление обучением и развитием одного обучаемого. Наиболее разработаны в теоретическом и практическом отношении проблемы компьюте- ризации управления на 3-м уровне - управление работой групп родственных образова- тельных учреждений. Имеющиеся по данному вопросу разработки относятся к управле- нию текущим и перспективным планированием контингентов учебных заведений, рацио- нальным размещением учебных заведений разных типов, прогнозированием выпуска спе- циалистов и т. п. Сложными и трудноразрешимыми являются задачи управления на 4-м и 5-м уровнях. Проблема автоматизации управленческой деятельности и ее информационного обеспече- ния на этих уровнях связана с решением ряда организационных задач и носит прогности- ческий характер. Во многих источниках преимущественно рассматриваются вопросы эко- номики образования. В связи с процессами дезинтеграции, активно протекавшими в нашей стране с начала 90-х годов задачи компьютеризации управления образованием на 1-м и 2-м уровня не только не решены, но с само управление на этих уровнях было в значительной степени разруше- но. В данных материалах основные усилия направлены на восстановление управления и разработку систем информационного обеспечения задач автоматизации управления на 1-м и 2-м уровнях. Учебные заведения общего образования регионов России представляют собой широко разветвленную сеть объектов управления, находящихся в ведении региональных органов управления образованием, подотчетных, в свою очередь, федеральному Министерству об- разования. Серьезная проблема управления общим образованием состоит в отсутствии действенной обратной связи - потоков информации - от школ к органам управления образованием в ре- гионах и далее к Министерству образования. Управление осуществляется на основе неформализованной информации, собираемой ин- спекторами, что делает невозможным применение в управлении сетью школ объективных научных методов. Следствием управления образованием "вслепую" является разрушение единого образовательного пространства России, ущемление конституционных прав на об- разование значительной части населения. Данное обстоятельство диктует необходимость скорейшей разработки и внедрения систе- мы МОНИТОРИНГА общего образования территорий. Мониторинг включает комплекс мероприятий, направленных на получение полной ин- формации о функционировании сложной системы в целях управления. В содержательном плане мониторинг должен отражать следующие стороны функциони- рования учреждений общего образования: Состояние персонала учреждений образования, тарификацию преподавательского состава, обеспеченность вспомогательным персоналом. Контингент учащихся, его демографические и медицинские характеристики, дви- жение: поступление в школу, перевод, окончание. Учебно-воспитательный процесс: образовательные программы, проведение заня- тий, успеваемость, научно-методическая работа, дополнительные образовательные услуги. Фонды, обеспечение функций учреждения: обеспеченность учебниками, дополни- тельной литературой и пособиями, средствами обучения, питанием и пр. 99 Потребности: плановый и внеплановый ремонт, развитие фондов и пр. Мониторинг предполагает вовлечение больших массивов информации и может быть реа- лизован лишь на основе компьютерных систем - сетей передачи данных и распределенных информационных банков. Естественным образом проводится декомпозиция технических задач реализации монито- ринга: сбор информации; ее представление и транспортировка; хранение информации; первичный автоматизированный анализ информации. Создание системы мониторинга образования может проводиться региональными органа- ми управления образованием лишь при наличии соответствующей нормативной базы, ко- торую образуют: приказ (постановление) о создании системы мониторинга общеобразовательных учреждений региона (с приложением сметы расходов); штатные расписания нижестоящих учреждений, включающих должности, обеспе- чивающие выполнение мероприятий мониторинга; утвержденные должностные обязанности лиц, ответственных за проведение работ, обеспечивающих мониторинг образования. Приказ (постановление) о создании системы мониторинга общеобразовательных учреж- дений региона должен включать перечень показателей мониторинга; периодичность предоставления данных школами по этим показателям; формы и форматы представления данных; способы их передачи; процедуры обобщения данных в районных органах управления образованием; требования к штату по сбору, подготовке и передаче данных мониторинга; перечень необходимого для этого оборудования. В приложении к приказу (постановлению) должна прилагаться смета расходов на реали- зацию мероприятий мониторинга включающая: заработную плату задействованного штата; заработную плату привлекаемых консультантов и специалистов по ИТ; расходы на оборудование; оплату трафика компьютерных сетей и расходов на связь; оплату расходов на аренду помещений и оборудования; оплату прочих расходов. Данный приказ (постановление) адресуется региональным органам управления образова- нием и предполагает подготовку соответствующего приказа, адресованного школам рай- онными органами управления образованием. Контроль за исполнением приказа (постановления) о создании системы мониторинга об- разования региона целесообразно возложить на работника регионального органа управле- 100