Первый председатель совета рабочей и крестьянской обороны. Совет рабоче-крестьянской обороны

Был реорганизован в Совет труда и обороны РСФСР (позже - СССР (СТО СССР)) .

История и деятельность

В годы Гражданской войны и военной интервенции в Советской России параллельно с конституционными (Всероссийский съезд Советов , ВЦИК РСФСР , СНК РСФСР , местные Советы и их исполкомы) создавались чрезвычайные высшие и местные органы власти. Совет рабочей и крестьянской обороны был образован во исполнение .

Совет обороны являлся главным чрезвычайным военно-хозяйственным и планирующим центром Республики в период войны. Под контроль Совета была поставлена деятельность Реввоенсовета и других военных органов.

Председателем Совета обороны был назначен В. И. Ленин , как председатель СНК РСФСР. Кроме него в состав Совета вошли: Председатель Реввоенсовета Республики Л. Д. Троцкий , нарком путей сообщения В. И. Невский , заместитель наркома продовольствия Н. П. Брюханов , Председатель Чрезвычайной комиссии по производству предметов снабжения (позднее - Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Армии) Л. Б. Красин и представитель ВЦИК И. В. Сталин . Секретарём Совета была назначена секретарь СНК Л. А. Фотиева .

Главной особенностью чрезвычайного органа Гражданской войны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы, а выполнял, в первую очередь, координирующие функции. В частности, взаимоотношения Совета обороны и СНК определялись вхождением всех членов первого в состав второго и общим председательством. Благодаря этому Совет стал фактически постоянным военно-хозяйственным комитетом рабоче-крестьянского правительства.

«Совету принадлежит согласование и усиление деятельности ведомств в области обеспечения обороны страны и хозяйственного строительства»

В своей работе Совет опирался на институт чрезвычайных уполномоченных. Постановления Совета обороны были обязательны для центральных и местных ведомств и учреждений, для всех граждан.

Деятельность Совета, в основном, касалась тем, связанных с войной, таких как борьба с дезертирством, организация мобилизации, Всевобуча и т. д. Перед Советом были поставлены задачи повсеместного повышения производительности труда для снабжения армии, обеспечения продовольствием армии, флота, Москвы, Петрограда и других промышленных центров, бесперебойной работы продовольственных и транспортных органов, установления военной дисциплины в армии, на флоте, продовольственной и транспортной сферах. Одним из важнейших направлений являлось законодательное обеспечение эффективного функционирования государственного аппарата, полное и своевременное выполнение местными органами власти директив высшего руководства. С целью решения поставленных задач при Совете создавались и действовали соответствующие комитеты и комиссии.

Так, в конце декабря 1918 года для непосредственного осуществления мер по борьбе с дезертирством учреждалась Центральная временная комиссия в составе представителей Всероссийского Главного штаба, Всероссийского бюро военных комиссаров и Народного комиссариата внутренних дел. В принятых Советом постановлениях «О дезертирстве», «О мерах борьбы с дезертирством» и «О мерах к искоренению дезертирства» оно приравнивалось к предательству и квалифицировалось как одно из самых тяжких и позорных преступлений.

В условиях войны ключевым являлся вопрос сохранения и пополнения численности войск. Попытки основать многомиллионную РККА на добровольных началах под лозунгом «Социалистическое Отечество в опасности!» оказались безуспешными, необходимо было осуществлять быстрый переход к мобилизации. Исходя из этой необходимости 29 мая 1918 года на основании Постановления ВЦИК «О принудительном наборе в рабоче-крестьянскую армию» был начат призыв в Красную армию. Получив соответствующие полномочия, Совет обороны 12 мая 1919 года принял Постановление «О призыве на военную службу солдат расформированной старой армии, возвратившихся или возвращающихся из плена». Тем же целям служили Постановления Совета рабочей и крестьянской обороны «О призыве на военную службу граждан, родившихся в 1901 г.», «О призыве на военную службу граждан, родившихся в 1888, 1887 и 1886 гг.», «О явке к призыву лиц, скрывающих своё бывшее офицерское звание» и другие. Все уклонившиеся от призыва и лица, их укрывающие, подлежали суровой ответственности на основании законов военно-революционного времени.

В результате, если в середине 1918 года в Красной армии находилось под ружьём 378 тысяч человек, к концу года - 1700 тысяч, то к концу 1919 года в ней насчитывалось 4400 тысяч человек, а в 1920 году - уже 5300 тысяч

Безусловно необходимой в условиях массового военного призыва являлась система обязательной военной подготовки граждан - Всевобуч (всеобщее военное обучение). Решение о её создании было принято в марте 1918 года VII съездом РКП(б) и IV Чрезвычайным съездом Советов, а юридическим оформлением стал Декрет ВЦИК от 22 апреля 1918 года «Об обязательном обучении военному искусству». С целью уточнения положений Декрета 24 сентября 1919 года Совет обороны принял Постановление «Об организации Всеобщего военного обучения трудящихся».

Под общим руководством возглавляемой Л. Б. Красиным комиссии по снабжению во второй половине 1918 года Красная Армия получила от органов снабжения за счёт запасов старой армии и нового производства свыше 2 тыс. орудий, около 4,5 млн снарядов, 8 тыс. пулемётов, свыше 900 тыс. винтовок, более 500 млн патронов, 75,5 тыс. револьверов, свыше 1,5 млн револьверных патронов, около 1 млн ручных гранат .

При Совете обороны помимо упомянутых выше действовали Особый комитет по проведению военного положения на железных дорогах республики, Центральная комиссия по приисканию и распределению помещений для Красной армии и другие.

В целях обеспечения эффективного функционирования государственного аппарата, полного и своевременного выполнения местными органами власти директив высшего руководства 8 декабря 1918 года Совет принял Постановление «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты». В обязанность областным и местным Советским учреждениям вменялось исполнять постановления и распоряжения центральной власти точно и беспрекословно. Чрезмерно разросшуюся ведомственную переписку и тормозящую работу канцелярскую волокиту в центре и на местах было предписано пресечь в корне. Распоряжения центральной власти следовало исполнять быстро, без промедления, заменяя переписку переговорами по телефону, деловые бумаги телефонограммами, обязательно проверяя исполнение каждого предписания, каждого распоряжения. Нарушители Постановления привлекались к ответственности по всей строгости революционных законов .

Через деятельность Совета в числе прочих решались проблемы областничества, произвольных арестов на местах и т. п. Так, 14 декабря 1918 года было принято Постановление «О производимых Всероссийской чрезвычайной комиссией арестах ответственных служащих и специалистов». ВЧК и её местным органам предписывалось предварительно извещать соответствующее ведомство относительно своих постановлений об арестах ответственных работников Советских учреждений, а также всех специалистов, инженеров и техников, занятых в промышленных предприятиях и на железных дорогах. Не позднее 48 часов после ареста следовало извещать о нём соответствующее учреждение, сообщая также о существе предъявленного арестованному обвинения. Освобождение из-под ареста было возможно в случае представления письменного поручительства народными комиссариатами, городскими и губернскими комитетами РКП(б), губернскими и городскими Советами депутатов, а также профессиональными союзами .

Начавшаяся в годы Первой мировой войны и Временного правительства разруха народного хозяйства в первые месяцы Советской власти ещё более усугубилась. Для облегчения переживаемого страной топливного кризиса Совет обороны 19 ноября 1919 года принял Постановление «О натуральной, трудовой и гужевой повинности». Трудовой повинности по заготовке, погрузке и выгрузке топлива подлежали все граждане мужского пола в возрасте от 35 до 50 лет, кроме явно неспособных к труду, и лица женского пола от 18 до 40 лет. Оплата труда привлеченных к выполнению трудовой повинности производилась по тарифу соответствующих профсоюзов .

С начала 1920 года в связи с улучшением военной обстановки в стране на первый план выдвинулись вопросы восстановления экономики и перевода её на мирные рельсы, что соответственно отразилось и в названии Совета рабочей и крестьянской обороны. 7 апреля 1920 года он был переименован в Совет обороны и труда, а 14 апреля - в Совет труда и обороны, что, однако, не сопровождалось какой-либо реорганизацией данного органа. И лишь после VIII Всероссийского съезда Советов (22-29 декабря 1920 года) Совет труда и обороны (СТО) юридически оформился как комиссия Совнаркома РСФСР .

Почти полгода после создания вооруженных сил РСФСР Красная Армия воевала под руководством правительства без особых чрезвычайных военных органов. Тяжелейший военный кризис августа 1918 года показал, что даже энергичная работа Совнаркома не может обеспечить немедленную реакцию на новые угрозы.

Требовалась не просто реформа военно-политического руководства, а мобилизация всей страны. Эта идея была сформулирована в Постановлении ВЦИК от 2 сентября 1918 года "Советская республика - военный лагерь".

Однако первые меры касались исключительно командования Красной Армии. Так были учреждены Революционный военный совет Республики (РВСР) и должность Верховного главнокомандующего. Между тем, требовался центр оперативного руководства тылом воюющей страны. Для руководства этим органом был необходим авторитет В.И.Ленина, но в начале сентября он приходил в себя после ранения. Для выздоровления требовалось время.

Только 30 ноября 1918 года ВЦИК принял постановление о создании Совета Рабочей и Крестьянской Обороны (СРКО). В этом документе говорилось: "Необходимо обеспечить армию снабжением и для этого повысить производительность труда. Необходимо обеспечить продовольствием армию и флот, а также Москву, Петроград и все другие центры формирования и труда. Для этого нужно заставить все продовольственные и железнодорожные органы в центре и на местах работать с высшим напряжением и высшей добросовестностью."

Из этого следовало, что первоочередными хозяйственными задачами будут военно-промышленные, продовольственные и транспортные. Решать их должен был Совет Рабочей и Крестьянской Обороны во главе с В.И.Лениным.

Исходя из намеченных целей, в состав нового органа включили "...председателя Революционного Военного Совета Республики тов. Троцкого, Народного Комиссара Путей Сообщения тов. Невского, заместителя Народного Комиссара Продовольствия тов. Брюханова, Председателя Чрезвычайной Комиссии по производству снабжения тов. Красина (или их заместителей) и представителя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов тов. Сталина".

Примечательно, что Сталин вошел в СРКО не в качестве наркома по делам национальностей, а как член ВЦИК. Секретарём нового органа была назначена секретарь СНК Л.А.Фотиева. Взаимодействие Совета обороны и правительства облегчалось тем, что оба органа власти работали под председательством В.И.Ленина. Таким образом, СРКО превратился в военно-хозяйственный президиум Совнаркома.

Чрезвычайность обстановки была подчеркнута уже первыми решениями нового органа. 8 декабря 1918 года Совет обороны принял Постановление "О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты".

Согласно этому решению, советские учреждения обязаны были передавать большинство распоряжений не в виде официальных писем, а по телефону или с помощью телефонограмм. Выполнение каждого распоряжения должно было проверяться. Как обычно, исполнители предупреждались о возможном привлечении к ответственности "по всей строгости революционных законов". В серьёзности этого предупреждения сомневаться не приходилось.

Совет обороны не ограничился канцелярскими вопросами. 14 декабря 1918 года он принял Постановление "О производимых Всероссийской Чрезвычайной Комиссией арестах ответственных служащих и специалистов", заметно ограничив права чрезвычайных комиссий.

С этого момента ВЧК должна была перед арестом советских руководителей или технических специалистов согласовывать этот вопрос с учреждениями, в которых работали подозреваемые. В декабре 1918 года Наркомат юстиции РСФСР разработал проект реформы ВЧК и революционных трибуналов, подразумевавшей перераспределение полномочий между этими учреждениями в пользу судов.

В январе 1919 года было проведено сокращение штатов ВЧК, включавшее упразднение уездных чрезвычайных комиссий. В соответствии с предложениями Наркомюста ВЦИК 17 февраля 1919 года принял постановление "О Всероссийской чрезвычайной комиссии", согласно которому право вынесения приговоров по всем делам, возникающим в ВЧК, передавалось ревтрибуналам.

Судебным органам предоставлялось право проверки следственных действий ЧК и законности содержания арестованных. Чекисты сохранили право непосредственной расправы для пресечения контрреволюционных и бандитских выступлений, а также в местностях, объявленных на военном положении.

Таким образом, чрезвычайные полномочия отдельных органов были ограничены в пользу высшего военно-хозяйственного центра. Были также предприняты меры по усилению контроля за армейским руководством. 25 декабря 1918 года ЦК РКП(б) принял специальное постановление "О политике военного ведомства", напомнившее членам РВСР, что политика военных проводится на основании директив ЦК РКП(б) и под его непосредственным контролем.

В ведение СРКО были также переданы вопросы борьбы с дезертирством, организация мобилизации и военного обучения (Всевобуча). 25 декабря 1918 года Совет обороны принял постановление "О дезертирстве", для осуществления которого учреждалась Центральная временная комиссия из представителей Всероссийского Главного Штаба, Всероссийского Бюро военных комиссаров и Народного Комиссариата Внутренних Дел. Отныне для дезертиров устанавливались наказания, начиная с "денежных вычетов" и кончая расстрелом. Согласно этому решению укрыватели дезертиров наказывались принудительными работами на срок до пяти лет.

Меры были строгими, но трудновыполнимыми, поскольку многие призывники, как и в 1917 году, уклонялись от службы. Неудивительно, что СРКО еще несколько раз возвращался к этому вопросу. 3 марта 1919 года был издан декрет Совета обороны "О мерах борьбы с дезертирством", в котором устанавливалась ответственность должностных лиц за укрывательство дезертиров и ненадлежащую борьбу с дезертирством в виде лишения свободы сроком до пяти лет.

3 июня 1919 года был принят еще один декрет "О мерах к искоренению дезертирства", ужесточивший наказания. Был установлен семидневный срок добровольной явки дезертиров, после чего их могли расстрелять. Строже стали наказывать и должностных лиц, виновных в уклонении военнослужащих от службы.

Одновременно Совет обороны обеспечивал мобилизацию военнообязанных, используя при этом дореволюционную систему призывов. 12 мая 1919 года было принято постановление "О призыве на военную службу солдат расформированной старой армии, возвратившихся или возвращающихся из плена" с учетом того, что здоровье бывших пленных далеко не всегда позволяло призывать их вторично. Призывались и новобранцы.

С целью подготовки нового пополнения СРКО 24 сентября 1919 года принял на основе декрета ВЦИК "Об обязательном обучении военному искусству" постановление "Об организации Всеобщего военного обучения трудящихся". Чуть раньше 6 августа 1919 года РВСР принял постановление "О призыве на военную службу граждан, родившихся в 1901 г."

31 декабря 1919 года СРКО издал постановление "О призыве на военную службу граждан, родившихся в 1888, 1887 и 1886 гг." Вместе с рядовыми красноармейцами проводилась мобилизация бывших офицеров.

5 марта 1920 года СРКО принял постановление "О явке к призыву лиц, скрывающих своё бывшее офицерское звание", в котором был установлен крайний срок явки - 1 апреля 1920 года, после которого прятавшихся офицеров ожидали наказания "по всей строгости революционных законов военного времени". В результате этих мер численность РККА выросла почти втрое по сравнению с концом 1918 года.

Мобилизация людей проводилась одновременно с мобилизацией небогатых ресурсов. Конкретные мероприятия осуществлялись Советом обороны с помощью чрезвычайных уполномоченных.

Особую роль играла Комиссия по снабжению во главе с Л.Б.Красиным, усилиями которой Красная Армия получила оружие и боеприпасы за счёт дореволюционных запасов и нового производства.

При СРКО действовали Особый комитет по проведению военного положения на железных дорогах республики и Центральная комиссия по приисканию и распределению помещений для Красной армии.

С целью преодоления топливного кризиса 19 ноября 1919 года Совет обороны принял Постановление "О натуральной, трудовой и гужевой повинности". К заготовке, погрузке и выгрузке топлива привлекались все граждане мужского пола в возрасте от 35 до 50 лет и женщины от 18 до 40 лет, кроме нетрудоспособных. Работы в рамках трудовой повинности оплачивались в соответствии с тарифами соответствующих профсоюзов.

Количество вопросов, решавшихся Советом обороны, увеличивалось по мере обострения обстановки на фронте. Обычно заседания СРКО проводились два раза в неделю под председательством В.И.Ленина (за исключением двух случаев). Решения принимались большинством голосов. Срочные вопросы могли решаться путем опроса с последующим утверждением на заседании Совета Обороны.

Некоторые постановления СРКО имели сугубо специальный характер. Например, 17 марта 1919 года по докладу С.Д.Маркова была составлена таблица прибытия в Москву вагонов с углем и продовольствием. 7 апреля 1919 года, были принято решение о предоставлении Российскому обществу Красного Креста права самостоятельных закупок. В тот же день было подписано постановление Совета обороны об учёте лошадей. Так или иначе подобные решения имели отношение к вопросам обороны.

Отдельные решения носили публичный характер. Так 31 мая 1919 года В.И.Ленин в качестве Председателя СРКО подписал совместно с Ф.Э.Дзержинским знаменитое обращение "Берегитесь шпионов!" ("Смерть шпионам!"), тут же опубликованное в прессе.

По мере улучшения обстановки на фронте значение Совета обороны уменьшалось. Вопросы восстановления хозяйства проще было решать в Совнаркоме, не прибегая к чрезвычайным полномочиям и не торопясь. Да и сам Председатель СРКО считал излишней военно-экономическую надстройку над правительством. Уже 7 апреля 1920 года Совет обороны был переименован в Совет обороны и труда, а 14 апреля - в Совет труда и обороны (СТО).

22 декабря 1920 года В.И.Ленин, выступая на VIII съезде Советов, предложил: "Совет Труда и Обороны считался чем-то чуть ли не равным Совнаркому. Откажемся от этой мысли. Пусть это будет комиссия при Совнаркоме. Мы устраним массу трений и выиграем близость фактического осуществления. Если не доволен какой-либо член Совнаркома, - подавайте в Совнарком, ведь его можно созвать в несколько часов."

Спорить с Председателем СТО никто не стал. Таким образом, после VIII съезда Советов некогда всесильный орган превратился в правительственную комиссию, занимавшуюся более узким кругом вопросов. Только два десятилетия спустя в условиях чрезвычайной обстановки Советское правительство вынуждено было создать аналогичный орган - Государственный Комитет Обороны (ГКО).

1. А.Л.Кубланов. Совет рабочей и крестьянской обороны: (ноябрь 1918 - март 1920 гг.). Л. Издательство Ленинградского университета. 1975.

2. Ю.С.Кукушкин. В.И.Ленин - председатель Совета Рабочей и Крестьянской Обороны. М. 1962.

3. Ю.С.Кукушкин. Совет обороны (1918-1920). М. Политиздат. 1969.

4. Н.В.Чугунова. Создание чрезвычайных органов власти в истории советской государственности: историко-правовой аспект. Известия Тульского государственного университета. 2014.

5. В.В.Никулин. Специфика государственно–правовой политики в период гражданской войны в советской России (1918 – 1920 гг.). Genesis: исторические исследования. 2013.

6. Н.Ф.Бугай. Чрезвычайные органы Советской власти. М. Политиздат. 1981. 175 с.

7. Е.Г.Гимпельсон. Становление и эволюция советского государственного аппарата управления: 1917-1930. М. 2003.

8. С.Оликов. Дезертирство в Красной Армии и борьба с ним. Л. 1926.

9. Н.Ф.Кузьмин. В.И.Ленин во главе обороны Советской страны. М. 1958.

10. И.В.Стариков. Законодательная деятельность совета рабочей и крестьянской обороны в годы гражданской войны в России (1918-1920 гг.). Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 37 (291). С. 103-107.

11. Э.Б.Генкина. Ленин - председатель Совнаркома и СТО. Из истории государственной деятельности В.И.Ленина в 1921-1922 гг. М. 1960.

Совет рабочей и крестьянской обороны 1918-20 (Совет обороны), чрезвычайный высший орган Советского государства, действовавший в условиях начавшейся Гражданской войны и военной интервенции 1918-20. Являлся главным военно-хозяйственным центром Советской республики. Создан ВЦИК 30 ноября 1918 во исполнение декрета ВЦИК от 2 сентября 1918, которым Советская республика была объявлена военным лагерем. Обладал всей полнотой власти в деле мобилизации сил и средств для защиты Советского государства. Председателем Совета обороны был назначен В. И. Ленин как председатель СНК. В состав Совета входили представители от ВЦИК, от РВС Республики, Народного комиссариата путей сообщения, заместитель наркома продовольствия и председатель Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии. Секретарь Совета обороны - Л. А. Фотиева. Постановления Совета обороны были обязательны для центральных и местных ведомств и учреждений, для всех граждан. Он контролировал деятельность РВС и др. военных органов. В апреле 1920 Совет обороны реорганизован в Совет труда и обороны .

Лит.: Об образовании Совета Рабочей и Крестьянской обороны, «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства», 1918, 22 декабря, № 91-92, ст. 924; Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 603).

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

СОВЕТ РАБОЧЕЙ И КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБОРОНЫ 1918-20 (Совет обороны), чрезвычайный высший орган Сов. гос-ва, действовавший в условиях начавшейся Гражданской войны и воен. интервенции 1918-20. Являлся гл. воен.-хоз. центром Сов. республики. Создан ВЦИК 30 нояб. 1918 во исполнение декрета ВЦИК от 2 сент. 1918, к-рым Сов. республика была объявлена воен. лагерем. Обладал всей полнотой власти в деле мобилизации сил и средств для защиты Сов. гос-ва. Пред. Совета обороны был назначен В. И. Ленин как пред. CHK. В состав Совета входили представители от ВЦИК, от PBC Республики, Нар. комиссариата путей сообщения, зам. наркома продовольствия и пред. Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии. Секретарь Совета обороны - Л. А. Фотиева. Постановления Совета обороны были обязательны для центр, и местных ведомств и учреждений, для всех граждан. Он контролировал деятельность PBC и др. воен. органов. В апреле 1920 Совет обороны реорганизован в Совет труда и обороны.

Лит.: Об образовании Совета Рабочей и Крестьянской обороны, "Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства", 1918, 22 дек., №91 - 92, ст. 924; Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 603).

Совет обороны, - был создан ВЦИК 30 нояб. 1918 для проведения в жизнь декрета ВЦИК от 2 сент. 1918, к-рым Сов. республика была объявлена воен. лагерем. Совет обороны являлся чрезвычайным высшим органом Сов. гос-ва, вызванным к жизни исключительно трудной обстановкой, сложившейся в стране в связи с действиями внутр. контрреволюции и иностр. воен. интервенцией. Ему была предоставлена вся полнота полномочий в деле мобилизации сил и средств для защиты Сов. гос-ва. Пред. Совета обороны был назначен В. И. Ленин, как председатель СНК. В состав Совета входили: от ВЦИК И. В. Сталин, от РВС Республики Л. Д. Троцкий, нарком путей сообщений В. И. Невский, зам. наркома продовольствия Н. П. Брюханов и пред. Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии Л. Б. Красин. Секретарем Совета работала Л. А. Фотиева. Постановления Совета обороны были обязательны для центральных и местных ведомств и учреждений, для всех граждан Сов. республики. Он был главным воен.-хоз. и планирующим центром Республики в период войны. Под контроль Совета обороны была поставлена деятельность Реввоенсовета и др. воен. органов. В апреле 1920 Совет обороны был реорганизован и стал называться Советом труда и обороны (СТО), к-рый действовал на правах комиссии Совнаркома. Постановлением ЦИК СССР от 28 апреля 1937 СТО был упразднен. Лит.: Об образовании Совета Рабочей и Крестьянской обороны, "Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского пр-ва", 1918, 22 дек., No 91-92, ст. 924; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том. ч. 1, с. 558); Возникновение Совета рабоче-крестьянской обороны, в кн.: Ленинский сборник, т. 18, М., 1931.