Пишется щик. Когда следует ставить букву «е»? Правило написания чик и чеки

В русском языке существует множество суффиксов, счет идет на десятки, и каждый из них обладает определенным значением. Некоторые из них встречаются в современном языке крайне редко, например, суффикс -адь- (как в слове «попадья»), другие же употребляются постоянно. К числу наиболее распространенных принадлежат суффиксы -ек- и -ик-. Ударение на эти суффиксы не падает никогда, что и вызывает затруднения при их написании. Школьники и даже взрослые люди иногда путают буквы «и» и «е» в данных суффиксах.

Значение суффиксов -ек-/-ик-

Эти суффиксы входят в состав существительных.

Суффикс -ик- не следует путать с другим, очень похожим на него – -ник-. Последний образует слова, обозначающие профессии, род занятий (« ») или отношение человека к какому-либо предмету («целинник»). Он также может указывать на предназначение предмета («бумажник», « »). Слова, образованные с помощью этого суффикса, могут обозначать книги («справочник», «задачник») или пространства, чем-либо покрытые («ельник»). Сходство суффиксов усугубляется тем, что в ряде случаев суффикс -ник- употребляется без буквы «н» («химик»), но и в этом случае его можно отличить по значению. Такой суффикс всегда с буквой «и» и никогда – с «е».

У суффиксов -ек-/-ик- значение совершенно иное. Они принадлежат к числу суффиксов субъективной оценки, которые придают словам эмоциональную окраску, выражая отношение к предмету. Данные суффиксы указывают либо на маленький размер предмета («ключик», «платочек»), либо на нежное, ласковое отношение к нему (« », «котеночек»). Такие суффиксы называются уменьшительно-ласкательными.

Еще одно отличие этих суффиксов от -ник- заключается в постановке ударения: -ник- в ряде случаев оказывается ударным («грибник»), а из уменьшительно-ласкательных суффиксов под ударением употребляется -ок- («морячок»), но не -ек- или -ик-.

Правописание суффиксов

Для того чтобы решить, какой уменьшительно-ласкательный суффикс – «-ек-» или «-ик-» – необходимо написать в данном случае, необходимо существительное. При любом изменении слова суффикс -ик- остается неизменным («билетик – билетика, билетиком»), а

Цели:

а) принадлежность к профессии

б) черты характера

– С первым заданием Вы справились.

– Можно фонетически различить эти суффиксы?

  • Объясните, когда пишется суффикс чик?
  • Что влияет на его правописание?
  • /После каких букв пишется?/

    А вот волшебная фраза Вам подарок от нашего гостя: волшебная фраза

    – Почему, скажите, она волшебная?

    – Именно после этих согласных и пишется суффикс чик !

    V. Закрепление.

    Образуйте новые слова.

  • Стекло -> стекольщик
  • Доклад -> докладчик
  • Буфет -> буфетчик
  • Обман -> обманщик
  • Заказ -> заказчик
  • колокол -> колокольчик – какое значение имеет? (уменьшительно-ласкательное)
  • перебежать -> перебежчик
  • табун -> табунщик
  • Каждый из Вас является волшебником. И сейчас в этом вы убедитесь,

    – Ребята, выделите суффиксы в написанных словах?

    – Какое значение имеет в этих словах суффиксы чик//щик? /обозначают принадлежность к профессии/.

    б) Отгадай словечко: с объяснением и выделением суффикса

    Выборочный диктант. Выписать слова с изучаемыми суффиксами. Является текстом? Доказать.

    Профессии на любой вкус.
    Каждый человек может выбрать специальность по своему желанию. При постройке зданий нужны каменщики, пильщики, печники, кровельщики, водопроводчики.
    На железных дорогах работают машинисты, смазчики, заправщики, грузчики, угольщики. Без них не мог бы чётко работать железнодорожный транспорт.
    Труд забойщиков и крепильщиков даёт стране драгоценный уголь.
    Над тонкой обработкой дерева, металлов, камней, трудятся резчики, полировщики, гравёры.

    в) Распределительный диктант. Распределить в колонки в зависимости от значения.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Урок Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) (§16)

    Цели урока: познакомить учащихся с правописанием букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-; со способами действия при выборе таких написаний.

    I. Интеллектуальная разминка .

    Ответьте на вопросы, запишите слова-ответы, выделите суффиксы. Как образованы записанные слова?

    Как называют человека, который умеет:

    1) барабанить – барабан щик

    2) составлять компьютерные программы – программ ист

    3) обучать чему-либо – учи тель

    4) играть в баскетбол – баскетбол ист

    5) ловить рыбу – рыб ак

    6) переводить с иностранного языка – перевод чик

    7) спасать людей – спаса тель ?

    II. Организация наблюдения.

    Этот урок посвятим правописанию суффиксов существительных -чик-, -щик-,(-чиц(а), -щиц(а)) .

    Начнём с наблюдения за существительными. Ответим на вопросы, обратим внимание на слова-ответы, выделим суффиксы, подумаем: как образованы записанные слова?

    Слова барабан щик , программ ист , учи тель , баскетбол ист , рыб ак , перевод чик ,спаса тель – это существительные со значением лица, они образовались при помощи суффиксов со значением лица: -чик- , -щик- , -тель- , -ист- , -ак- ;

    слова плиточ ник , отделоч ник , ток арь – также обозначают лицо, они образованы при помощи суффиксов – -ник- , -арь- ,

    а существительные женского рода закрой щиц а, копироваль щиц а, налад чиц а – при помощи суффиксов -чиц- , -щиц- .

    2. Сложности, возникающие при написании существительных с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а))

    Произнесём слова 1 и 2 столбиков, сравним произношение и написание слов с суффиксами, подумаем: произношение какого суффикса не всегда соответствует написанию:

    В словах разносчик , перебежчик , возчик , смазчица , подписчица произношение и написание не совпадают. А это слова именно с суффиксами -чик- , -щик- , (-чиц(а), -щиц(а) ).

    Чем же объясняется такая разница? Здесь действуют фонетические законы: буквосочетания зч , сч , жч , сщ на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий звук щ .

    3. Правило написания существительных с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), —

    В каких случаях пишем -чик- , -чиц(а) , а в каких -щик- , — щиц(а) ? Чтобы не ошибиться в написании слов с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а)) нужно определить, от какого слова образовано существительное и применить правило:

    После букв д/т , з/с , ж пишется суффикс -чик- : изво зчик , перепи счик , перебе жчик , перево дчик , лё тчик , в остальных случаях пишется -щик- : го нщик , бараба нщик -чик-, -щик- пишется только после л : пи л ь щик , крове л ь щик , боле л ь щик .

    Запомнить буквы з, с, ж, д, т пред которыми пишется суффикс -чик- может помочь фраза « ЗоСя ЖДёТ », в которой все согласные как раз те, которые нужно запомнить. Также вам в помощь рифмованное упражнение:

    Труден и сложен русский язык,
    Есть в нём рабочий суффикс -чик(-щик).
    Любит трудиться, но очень раним,
    Ж-Д-Т-З-С дружат лишь с ним!
    Грузчик, разносчик, водопроводчик –
    Суффикс-трудяга, суффикс-рабочий!

    В словах 2 столбика в существительных женского рода суффиксы –чиц(а), -щиц(а) пишутся по аналогии с существительными мужского рода –чиц(а) пишется после д/т, з/с, ж , а в остальных случаях суффикс –щиц(а) .

    4. Как применять правило

    Потренируемся в правописании суффикса.

    В слове переплёт…ик пишем -чик , потому что слово образовано от глагола переплетать, перед суффиксом стоит т , в соответствии с правилом после т пишем -чик .

    В слове камен…ик , пишем -щик , потому что не после д/т, з/с, ж .

    В слове кровел. щик пишем ь , так как после л; пишем -щик , потому что не после д/т, з/с, ж.

    В существительном вязал…ица пишем также ь , и –щиц , а в слове налад…ица (от наладить) пишем –чиц -, т.к. после д .

    Итак, в существительных после букв з, с, ж, д, т пишется суффикс -чик- (фраза для запоминания согласных: « ЗоСя ЖДёТ »): изво зчик , перепи счик , перебе жчик , перево дчик , лё тчик ; в остальных случаях пишется -щик- : го нщик , бараба нщик , фона рщик . Мягкий знак перед суффиксами -чик-, -щик- пишется только после л :пи л ь щик , крове л ь щик , боле л ь щик .

    III. Обращение к правилу на с. 83.

    IV. Закрепление. Упр. 121-124 (задание 1).

    V. Работа с текстом.

    Глубоководную рыбу крысохвоста недаром называют еще барабанщиком морских глубин. Самец с помощью особых мышц издает звук, похожий на барабанный бой. Этот звук привлекает самку. (Р. Маррис, пер. с англ. А. Голова)

    С помощью каких средств связаны предложения в тексте?

    Выпишите однокоренные слова, выполните их морфемный разбор.

    Выпишите слова, образованные сложением, выполните их морфемный разбор.

    Выделите приставки, объясните их правописание.

    VI. Подведение итогов. Упр. 124 (задание 2).

    VII. Дифференцированное домашнее задание. § 16.упр. 120., упр. 125.

    3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных

    При правописании суффиксов имён существительных можно выделить несколько типов правил:

    1) правописание гласных в суффиксах существительных;
    2) правописание согласных в суффиксах существительных.

    Поскольку правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах существительных было рассмотрено в п. 1.12. Правописание гласных после шипящих, 1.13. Правописание гласных после Ц, в данном пункте этот вид правил не анализируется.

    Правописание н и нн в суффиксах существительных, образованных от прилагательных и причастий, см. в п. 3.3.5. Правописание суффиксов имён прилагательных, 3.8.3. Правописание причастий.

    1. Правописание гласных в суффиксах существитель­ных.

    а) Суффикс -ик пишется, если при склонении гласный сохраняется;

    Ключ ик – ключ ик а.

    суффикс -ек пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Замоч ек – замо чк а.

    Суффикс -чик всегда пишется с гласным и (суффикса -чек нет в русском языке!);

    Залив → залив чик.

    б) Суффикс -оньк- пишется после твёрдых согласных, кроме ж, ш;

    Шуба → шуб оньк а.

    суффикс -еньк- – после мягких согласных и ж, ш.

    Заря → зор еньк а, душа → душ еньк а.

    Запомните написание: ба и ньки, за и нька, па и нька ;

    в) В существительных среднего рода суффикс -ец(о) пишется, если ударение падает на окончание;

    суффикс -иц(е) пишется, если ударение падает на основу;

    В существительных мужского рода суффикс -ец- пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Гор ец – гор ц а.

    г) Сочетание суффиксов -ич- + к- пишется в существительных, образованных от существительных с суффиксом -иц- (ц чередуется с ч);

    Пугов иц а → пугов ичк а.

    В остальных случаях пишется уменьшительный суффикс -ечк- .

    Им ечк о, Ман ечк а.

    Безударного суффикса -ячк- в русском языке нет (!);

    д) сочетание суффиксов -ин- + к- пишется в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом -ин- ;

    Горош ин а → горош инк а.

    Сочетание суффиксов -ен- + к- пишется в уменьшительных существительных, образованных от существительных на -ня и -на, у которых в множественном падеже родительного падежа мягкий знак не пишется.

    Сос на – сосе н → сос енк а; басн я – басе н → бас енк а.

    Суффикс -енк- пишется в некоторых существительных женского рода.

    2. Правописание согласных в суффиксах существительных.

    а) суффикс -чик пишется в словах, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж;

    Разве д чик, счё т чик, расска з чик.

    суффикс -щик пишется в словах, основа которых оканчивается на другие согласные;

    Пи ль щик, ато м щик.

    б) перед суффиксом -чик к, ц, ч заменяются на т.

    Каба к → каба т чик; разда ч а → разда т чик.

    Суффиксы -чик-, -щик-

    1. В первом училище готовили шлифовщиков, а во втором - наборщиков, печатников и переплетчиков. 2. Смазчик на каждой станции проверял колеса вагонов. 3. На строительстве школы каменщики завоевали первенство. 4. Геологоразведчики нашли новое богатое месторождение нефти. 5. Открыв дверь в комнату сварщиков, девочки остановились на пороге. 6. Каждый вечер к столбам подходил фонарщик с лестницей и зажигал фонари.

    8. Извозчик перевозил на пристань капусту, морковь и свеклу.

    Слесарь-водопроводчик быстро исправил повреждение. 9. Во двор зашел стекольщик и лудильщик. 10. Каждое утро газетчик приносил нам свежую газету. 11. Речи зарубежных гостей передавали переводчики. 12. Впереди пионерского отряда шел барабанщик. 13. Летчик нашел рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти. (Жит.) (98 слов.)

    1. Нашей стране нужны многочисленные квалифицированные кадры рабочих: сборщики промышленного оборудования, электрогазосварщики, переплетчики книг и брошюр, резчики по дереву и камню, пильщики и краснодеревщики. 2. Старик оказался хорошим рассказчиком интересных случаев из своей жизни.

    3. С раннего утра и до позднего вечера на пристани работали грузчики. 4. У берега реки всегда можно было найти перевозчика. 5. На постройке плотины особенно хорошо работали бетонщики и каменщики. 6. В магазине начали работать укладчицы и подносчицы товаров. 7. Учреждению были нужны переписчики и копировщики. 8. Впереди батальона шли знаменщики и барабанщики. 9. На строительстве Московского метрополитена работали гранитчики и облицовщики. (95 слов.)

    1. После окончания войны в колхоз приехал вербовщик из Министерства рыбной промышленности. (Чак.) 2. Собрали мы часовщиков, портных, лудильщиков и собственными руками переделали купеческие хоромы в клуб. (Вас.) 3. Через несколько времени погонщики слонов и надсмотрщики привыкли к диким слонам изъявившим большое любопытство к работе и неутомимость. (Тих.) 4. Зимовщиков очень огорчало, что их питомец (собака) имеет такой изъян. (Водоп.) 5. Барабанщики (…) легким шагом прошли через весь зал. (Вор.) 6. Ругая беспечных возчиков (…) бабка начала укладывать поленницу. (Гайд.) 7. Я отыщу секрет и Ларчик вам открою. (Кр.) 8. И днем, и ночью лесной объездчик охранял лес. 9. Отец купил сынишке маленький барабанчик, фонарик и игрушечный диванчик. 10. По краям полевой дорожки росли одуванчики. (95 слов.)

    Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме:
    Презентация к уроку «Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК»

    Данная презентация поможет учителю при изучении темы «Правописание суффиксов чик-щик» на уроке русского языка в 5 классе. Представлена этапность в изучении данной темы

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Правописание суффиксов — Чик -, -Щик- в существительных

    I. Организационный момент Настроить учащихся на изучение нового материала На сегодняшнем уроке вы попробуете себя в роли исследователей и попытаетесь самостоятельно вывести орфографическое правило.

    Наша цель: Познакомиться с суффиксами –чик-, — щик- и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах существительных.

    II. Создание мотивационной установки на изучение темы Создание положительного эмоционального настроя на восприятие темы Ученик готовил информацию о происхождении и значении слова. Слово «профессия» — официальное объявление о своей специальности (лат.) – Задание «Все работы хороши, выбирай на вкус!» Знаешь ли ты профессии? А помогут тебе вспомнить их названия суффиксы. На доске записаны суффиксы: -чик, -щик, -ник, -ист, — ец, -арь, -ёр, -ач Назовите слова с этими суффиксами (наладчик, сварщик, лесник, артист, певец, лекарь, дирижер, скрипач) Правописание большинства из этих суффиксов надо запоминать, и только написание двух суффиксов подчиняется орфографическому правилу. Это суффиксы –чик, -щик.

    1.Ориентировочно-мотивационный акт Создание проблемной ситуации с целью выявления пробелов в знаниях учащихся, таким образом будет осуществлен переход к необходимости изучения этого правила. Совместная с детьми постановка учебной задачи, мотивация на предстоящую деятельность

    Суффикс Наименьшая значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

    Посмотрите на слова, что в них обозначают суффиксы -Чик- и -Щик-: объездчик прокатчик грузчик разносчик перебезчик обойщик Фонарщик Танцовщик Прицепщик Съемщик

    Задание Прочитайте вслух выделенные существительные и скажите, соответствует ли произношение их написанию. Резчик, грузчик, подписчик, рассказчик, перебежчик, переплетчик, летчик, переводчик, шлифовщик, проектировщик, выдумщик, каменщик, разведчик, разносчик Этап выявления недостаточного звена системы знаний, возникновение конфликта между незнанием и знанием. Вывод: произношение не соответствует написанию в тех словах, где суффикс –чик-. Обдумай версию. Если нам не помогает произношение, то как выбрать

    III. Изучение нового учебного материала (поисково-исследовательский акт) 1. Этап целеполагания: подведение учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания), формирование выводов, их фиксирование в модельной форме, удобной для запоминания и «наращивания» в последующей работе

    Основной метод работы – беседа, коллективный диалог Подчеркните слова с суффиксом –чик. Попробуйте выявить закономерность написания этого суффикса. Подсказка: пять лучей – пять условий.

    докла Д чик пулеме Т чик гру З чик забойщик пилильщик Когда пишется суффикс – ЧИК-?

    Правило В суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д-т,з-с и ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ. СмаЗчик (смазать). КамеНщик (не на д-т,з-с,ж).

    IV. Практический этап Учащиеся учатся применять полученные теоретические знания для решения частных практических задач. Задание. Цель задания: Научиться применять выведенное правило на практике.

    Извоз..ик Прессов..ик Рез..ик (по кости) Груз..ик Развед..ик Подбор..ица (мехов) Съем..ик (дачи) Обруб..ик Уклад..ица Формов..ица Смаз..ик Обход..к (путей) Перебеж..ик Аппарат..ица

    Назовите второе значение суффикса -ЧИК-… Сарайчик – грузчик Магазинчик – летчик Стульчик – докладчик Карманчик – подписчик

    Заполни таблицу -ЧИК- Значение лица Уменьшительное значение грузчик фонтанчик

    Отгадайте слово по его толкованию 1.Тот кто перебежал к врагу, изменник — … 2. рабочий, специалист по бетонным работам-… 3. тот, кто подносит, доставляет что-нибудь-… 4.рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке-… 5.рабочий по проходке горных выработок-… 6.рабочий, специалист по типографическому набору-… 7.работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь-… 8.лицо, которое снимает, арендует помещение-… 9.рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь-… 10.работник бани, обслуживающий посетителей-…

    ответы 1.Тот кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик 2. рабочий, специалист по бетонным работам — бетонщик 3. тот, кто подносит, доставляет что-нибудь — подносчик 4.рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке — каменщик 5.рабочий по проходке горных выработок — проходчик 6.рабочий, специалист по типографическому набору — наборщик 7.работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь — учетчик 8.лицо, которое снимает, арендует помещение — съемщик 9.рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь — смазчик 10.работник бани, обслуживающий посетителей — банщик

    Индивидуальное задание вставьте пропущенные буквы: Карточка №1 Камен… Водопровод… Барабан… Полиров… Сбор… Газет… Рассказ… Стеколь… Бетон… Вагон… Карточка №2 Перевод… Буриль… Разнос… Портфель… Пулемет… Уголь… Набор… Компьютер… Забастов… Зачин…

    Проверим себя  1) в каком слове пишется буква – Ч — ? А. Танцов..ик; Б. Забой..ик; В. Груз..ик Г. Обой..ик

    Проверим себя  2) В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? А. прицеп..ик, разнос..ик, пулемет..ик Б. доклад..ик, прокат..ик, обруб..ик В. Перебез..ик, подбор..ица, лет..ик Г. подпис..ик, извоз..ик, проход..ик

    V. Рефлексивно-оценочный акт Цель: создание условий, когда требование к себе через рефлексию собственных действий ученик предъявляет сам. Задание. Представь себе, что твой друг заболел, пропустил урок. Смог бы ты объяснить эту орфограмму другу? Если да, то письменно объясни и приведи примеры.

    Подведем итоги  Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значение суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

    VI. Этап домашнего задания Цель: применение полученных знаний, самоконтроль, развитие речи и творческих способностей. Выучить правило на странице 102 «3» Упр. 248 «4» Составить диктант из 15 слов на данное правило «5» Составить текст (10-12 предложений), используя слова с суффиксами –чик — щик

    Карточки для контроля знаний по теме "Правописание согласных в суффиксах существительных -ЧИК - -ЩИК". (5-6 класс). Раздаточный материал готовился для занятий в 5 классе (УМК В.В.Бабайцевой), но может быть использован для повторения темы или контроля знаний и в других классах. Дидактический материал подготовлен к распечатке форматом А5.

    Просмотр содержимого документа
    «Правописание суффиксов -ЧИК -- -ЩИК»

    5 класс

    Вариант 1

    1. В каком слове пишется Щ:

    1) буфет...ица 2) груз...ик 3) прессов...ик 4) объезд...ик

    2. В каком слове пишется Ч:

    1) развед...ик 2) бакен...ик 3) камен...ик 4) спор...ик

    3. В каком слове пишется Щ:

    1) перебеж...ик 2) вертолёт...чик 3) рассказ...ица 4) надсмотр...ик

    4. В каком слове пишется Ч:

    1) компьютер...ик 2) экскаватор...ик 3) автомат...ик 4) обман...ик

    1) стекол...щик 2) бетон...щик 3) домен...щик 4) смен...щик

    5 класс

    Тест по теме

    Вариант 2

    1. В каком слове пишется Щ:

    1) налад…ик 2) груз…ик 3) гардероб…ик 4) захват…ик,

    2. В каком слове пишется Ч:

    1) прогуль…ик 2) прокат…ик 3) прищеп…ик 4) танцов…ик

    3. В каком слове пишется Щ:

    1) перебеж…ик 2) буфет…ица 3) лёт…ик 4) эксковатор…ик

    4. В каком слове пишется Ч:

    1) свар…ик 2) арматур…ик 3) развед…ик 4) бакен…ик

    5. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь?

    1) пил...щик 2) кровел...щик 3) барабан...щик 4) бурил...щик

    5 класс

    Тест по теме «Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

    Вариант 3

    1. В каком слове пишется Щ:

    1) рез…ик 2) копиров…ик 3) лёт…ица 4) подпис…ик

    2. В каком слове пишется Ч:

    1) расфасов…ик 2) домен...ик 3) извоз…ик 4) стеколь…ик

    3. В каком слове пишется Щ:

    1) попут…ик 2) заказ…ик 3) захват…ик, 4) прогуль…ик

    4. В каком слове пишется Ч:

    1) заговор…ик 2) перепис…ик 3) убор…ица 4) смен…ик

    5. В каком слове перед суффиксом пишется Ь?

    1) набор…щик 2) пил…щик 3) сбор…щик 4) домен…щик

    Задание 2

      Шахтёр, работающий в забое.

      Железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов.

      Летчик, управляющий вертолётом.

      Рабочий, работающий на погрузке и выгрузке.

      Типографский рабочий, делающий переплёты у книг.

    Задание 2

    По толкованию лексического значения слова определите его и запишите. Обозначьте условия выбора букв Щ и Ч в суффиксах существительных

      Солдат, обслуживающий пулемёт.

      Железнодорожник, в обязанности которого входит проверка цельности и смазка

      Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике.

      Специалист по переводам с одного языка на другой.

      Строитель, который устанавливает арматуру строящегося здания.

    Задание 2

    По толкованию лексического значения слова определите его и запишите. Обозначьте условия выбора букв Щ и Ч в суффиксах существительных

      Агент разведки.

      Лицо, руководящее траловым ловом рыбы.

      Рабочий, работающий на фрезерном станке.

      Рабочий, обслуживающий доменные печи.

      Работник (или работница) буфета.

    Контроль знаний по теме

    «Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

    Вариант 4

    1

    Веселый попут.…ик, аккуратный смаз.…ик, подлый донос…ик, лов­кий разнос….ик,

    нерасторопный гардероб….ик, жестокий захват….ик, искусный камен….ик, главный зачин….ик,

    старый груз….ик, постоянный заказ….ик, новый раздат….ик, злостный прогуль….ик, перевод….ик

    с немецкого, отважный развед….ик, пойманный заговор….ик.

    1) Попут…ик это…. 2) Перевод…ик это…

    Контроль знаний по теме

    «Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

    Вариант 5

    1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму.

    Веселый груз.…ик, аккуратный налад.…ик, лов­кий фонар….ик, жестокий захват….ик,

    искусный рез….ик, главный объез…ик, старый гардероб….щик, постоянный заказ….ик,

    ведущий атом….ик, бесстрашный пулемёт…чик, маленький барабан….щик, жестокий

    надсмотр…ик, умелый налад….ик, известный перевод…ик, внимательный объезд….ик.

    2. Закончите предложения, расставляя необходимые знаки препинания.

    1) Барабан…ик это…. 2) Пулемёт…ик это…

    Контроль знаний по теме

    «Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

    Вариант 6

    1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму.

    Хороший попут.….ик, сбор….ик налогов, расторопный халтур….ик, умелый налад….ик,

    известный постанов….ик, умелый полиров…ик, интересный рассказ…ик, отважный лёт…ик,

    вызванный водопровод….ик, ненадёжный смен…ик, хороший совет…ик, усталый домен…ик,

    неумелый полиров…ик, отважный лет….ик, первопроход….ик.

    2. Закончите предложения, расставляя необходимые знаки препинания.

    1) Съём…ик это…. 2) Обман….ик это …

    Урок в 5 классе

    Тема: Правила употребления на письме суффиксов –чик, -щик.

    Цели:

    Предметные: освоить орфографическое правило правописания суффиксов имен существительных и алгоритм его использования. Обладать орфографической зоркостью, соблюдать основную орфографическую норму на письме.

    Метапредметные:

    Личностные: развивают эстетические потребности, ценности и чувства.

    Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

    Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

    Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения.

    Тип урока: личностно-ориентированный (изучение нового материала)

    Методы и приемы: словесный, практический, иллюстративный, учебное исследование, проблемный, самостоятельная работа, объяснение.

    Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.

    Ход урока

    I. Организационно-мотивационный этап

    Настроить обучающихся на предстоящую работу.

    II. Актуализация первичного опыта детей, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации (5 мин)

    Цель: формулировка собственного отношения к содержанию урока.

    Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.

    Отводимое время:

    Кем быть? Ребята, вы уже задавались этим вопросом?

    Кем вы хотите стать?

    Я предлагаю вам от данных глаголов образовать имена существительные, обозначающие профессии

    Фасовать-фасовщик

    Грузить – грузчик

    Летать – летчик

    Фрезеровать – фрезеровщик

    Стеклить – стекольщик

    Укладывать - укладчик

    При помощи каких суффиксов образованы данные слова?(-чик-, -щик-,).

    Какое значение они имеют? (обозначают "профессию", "лицо, занимающееся каким-либо делом"). Произнесите концовки слов. Сравните с написанием.

    [ щик]
    резать – рез чик
    [щик]
    барабан – барабан щик
    [щик]
    разносить – разнос чик
    [щик]
    сварка – свар щик

    – Что вас удивило?

    Могут ли у нас при письме появиться ошибки, можем ли мы сказать, как правильно написать эти слова,? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока?

    Поставьте главную задачу на урок

    Научиться правильно писать слова с суффиксами -чик- и -щик-

    Что мы должны сделать, чтобы достичь успеха?

    (-выявить, в каких случаях нужно писать суффиксы -чик- и -щик- в существительных

    Научиться правильно писать слова с суффиксами -чик- и -щик-)

    III. изучение нового материала

    Цель: обеспечить развитие и саморазвитие каждого ученика, учить правильно писать слова с -чик- и -щик-

    Методы и приемы: мотивирование (стимулирование) учебной активности учащихся в ходе освоения нового материала

    Первичный этап. Постановка конкретной учебной цели перед учащимися.

    Предлагаю превратиться в учёных и попробовать, внимательно рассмотрев слова данные на слайде и на карточке №2, сопоставить их

    (слова с суффиксом -чик (-щик ), причем буквы д , т , з , с , ж перед суффиксом выделены красным цветом)

    (докладчик, грузчик, прокатчик, разносчик, перебежчик, танцовщик, болельщик, паромщик, носильщик, советчик…)

    А теперь обратите внимание: буквы в суффиксах разные, а есть ли что-то общее в этих словах? (Они обозначают людей, определенных профессий, специальности, рода занятий)

    Можно ли по произношению определить выбор букв Ч или Щ в суффиксе –чик (- щик)? Почему? После каких согласных пишется буква Ч в суффиксе -чик (-щик) ?

    ИТОГ: Формулируем правило о написании суффиксов –ЧИК и –ЩИК: «В суффиксах существительных – чик (- щик) после букв д,т,з,с,ж – пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ».

    А сейчас давайте обратимся к учебнику и сравним наш вывод с правилом в учебнике

    Чтобы лучше запомнить буквы, выучите фразу «Я тоже здесь» Все согласные буквы из нашего правила.

    Еще я дарю вам “Путеводную звезду”. Она будет освещать ваш путь в стране “Орфография”, обратите внимание, она из нашего правила.

    IV. Практикум

    Цель : формирование конкретного образовательного результата/группы результатов.

    Методы и приемы: коллективная, работа в парах, объяснение, групповая.

    Давайте проведем лексический диктант. Я буду говорить значение слова, а вы записывать само слово:

    1.Тот, кто перебежал к врагу (перебежчик).

    2.Рабочий, специалист по бетонным работам (бетонщик).

    3.Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь (подносчик).

    4.Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке (каменщик).

    5. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. (Разведчик.)

    6.Рабочий, специалист по типографскому набору (наборщик).

    7.Работник, ведущий учет (учетчик).

    8.Тот. кто делает съемку местности (съемщик)

    9.Рабочий, занимающийся смазкой (смазчик).

    10. Работник бани, обслуживающий посетителей (банщик)

    Фронтальная проверка выполненного задания. (правильные ответы дети записывают на доске)

    2.Работа в парах по определению разницы в написании слов с суффиксами -щик, -чик-.

    предлагаю поиграть в корректора (исправить допущенные ошибки в предложениях):

    1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.
    2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
    3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
    4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
    5. Рабочие передавали сменчикам станки.
    6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.
    7. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

    зад. повыш. сложн.

    Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»

    1. В каком слове пишется Щ:

    1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик

      В каком слове пишется Ч:

    1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик

      В каком слове пишется Щ?

    1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

      В каком слове пишется Ч?

    1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик

      В каком слове перед суффиксом пишется Ь?

    1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик

      В каком слове перед суффиксом не пишется Ь?

    1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик

      В каком слове пропущена буква С?

    1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик

      В каком слове пропущена буква Д?

    1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица

    Взаимопроверка. Оценивание

    Определите разницу в написании слов.(объяснение учащихся)

    6. Самостоятельная работа

    Распределить слова по профессиям и видам деятельности

    Строительная профессия

    Отрицательная оценка человеку

    Другие профессии

    Устаревшие профессии

    арматурщик

    формовщик

    прогульщик

    зачинщик

    перебежчик

    забастовщик

    разведчик

    паяльщик

    ракетчик

    газетчик

    фонарщик

    переплетчик

    переписчик

    приказчик

    Проверка, оценивание по критериям

    Д/З. Выполнить упр.707, 708 или составить словарный диктант на тему "Удивительный дом".

    V. Оценочно-рефлексивный этап.

    Цель: стимулировать активность детей, их стремление к достижению успехов, формировать умение самооценки своей деятельности, удовлетворенности на уроке.

    Методы и приемы: методы педагогической поддержки, методы самоопределения личности

    Отводимое время: 2 мин.

    Давайте вернемся к нашим поставленным задачам.

    Как вы думаете, справились мы с ними?

    Все ли удалось?

    Что показалось наиболее трудным?

    Что было самым интересным?

    Скажем друг другу спасибо.

    Орфограмма: Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-): правописание суффиксов имён существительных, имён прилагательных, глаголов и наречий.

    1. Правописание суффиксов имён существительных

    Суффиксы -чик/-щик. Суффикс -чик пишется после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж, суффикс -щик - в остальных случаях (разведчик, метчик, образчик, подписчик, перебежчик, носильщик, сменщик).

    Суффиксы -ек/-ик. Суффикс -ек пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе выпадает; суффикс -ик пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе сохраняется (замочек - замочка, ключик - ключика).

    Суффиксы -ец/-иц. Суффикс -ец пишется:

    • в существительных мужского рода (братец, делец, хлебец);
    • в существительных среднего рода, когда ударение падает на окончание (письмецо, пальтецо).

    Суффикс -иц- пишется:

    • в существительных женского рода (улица, мыльница, мельница);
    • в существительных среднего рода, когда ударение падает на основу (платьице, строеньице).

    Суффиксы -ичк-/-ечк-. Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от существительных на -иц- (луковица - луковичка, рукавица - рукавичка). Суффикс -ечк- пишется в словах, образованных от существительных не на -иц — (нянечка, лукошечко, Танечка).

    Суффиксы -ышк-/-ушк-/-юшк- . Суффикс -ышк- пишется в существительных среднего рода (после него пишется окончание -о) (зёрнышко, солнышко, донышко). Суффикс -ушк- пишется в существительных мужского и женского рода (дедушка, девушка, соловушка). Суффикс -юшк- пишется в словах всех трёх родов (полюшко, долюшка, дядюшка).

    Суффикс -инк-(-ин- + -к-)/-енк-. Суффикс -инк- пишется в словах, образованных от существительных с суффиксом -ин- (соломина - соломинка, рябина - рябинка). Суффикс -енк- пишется в уменьшительных формах существительных на -на, -ня , у которых в Р. п. мн. ч. не пишется на конце мягкий знак (блесна - блёсен - блесенка, башня - башен - башенка ), а также в словах беженка, неженка, француженка, черешенка и т. п.

    2. Правописание суффиксов имён прилагательных

    Суффиксы -ив-/-ев-, -еват-/-евит- . Суффикс -ив- пишется под ударением, -ев- в безударном положении (красивый, спесивый, строевой, молодцеватый). Исключения : милостивый, юродивый.

    Суффиксы -ов- и -ев-. После шипящих и ц под ударением пишется суффикс -ов- , без ударения - суффикс -ев- (парчовый, перцовый, камышовый, ключевой, концевой, ковшевой, вещевой).

    Суффиксы -чив-/-лив-. Всегда пишутся с и (приветливый, переменчивый).

    Суффиксы -к- и -ск-. Суффикс -к- пишется:

    • в качественных прилагательных, которые имеют краткую форму (резкий - резок, низкий - низок);
    • в прилагательных, образованных от существительных с основой на к, ч, ц, суффикс -ск- упрощается в к; звуки к, ч чередуются с ц (ненец - ненецкий, казак - казацкий, ткач- ткацкий). Исключения: узбек - узбекский, Углич - угличский).

    Суффикс -ск- сохраняется в относительных прилагательных с основой на согласные д, т, з, с (матросский, французский, братский, городской) и с основой на согласные г, к, х, которые часто чередуются (Онега - онежский).

    3. Правописание суффиксов глаголов

    1. В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме перед -ть (видеть - видел, облегчить - облегчила, принять - приняло).
    2. В неопределённой форме глагола и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова-, -ева- , если в 1-м лице глагол оканчивается на -ую, -юю (рисую - рисовать).
    3. Если в 1-м лице глагол оканчивается на -ываю, -иваю без ударения на а , то суффикс -ыва-, -ива- сохраняется (раздумывать - раздумываю, заканчивать - заканчиваю).