При каком императоре открыт первый постоянный мост. Благовещенский мост: драгоценное ожерелье Невы

Благовещенский (мост Лейтенанта Шмидта) в Санкт-Петербурге - это первая постоянная переправа через Неву . В XVIII веке город обходился наплавными мостами, поскольку считалось, что строительство постоянного моста - очень дорогой и сложный процесс. Благовещенский мост Санкт-Петербурга, соединивший Васильевский остров с Английской набережной, был в то время самым протяженным в Европе.

Из истории

Первые работы по возведению постоянных мостов через Неву появились в середине XVIII века, но их реализация оставалась несбыточной мечтой из-за дороговизны и сложности проектов.

В 1842 году было принято решение построить постоянную переправу между Васильевским островом и Английской набережной, проект был разработан выпускником Института путей сообщения Станиславом Валериановичем Кербедзом.

Строительство велось в соответствии с утвержденным императором «Положением о сооружении в Санкт-Петербурге постоянного моста через реку Неву», согласно которому работы были рассчитаны на четыре года. Однако, для строительства переправы потребовалось в два раз больше времени: работы велись с 1843 до ноября 1850 года.

В то время в Санкт-Петербурге было три долгостроя: Невский мост, Московская железная дорога и Исаакиевский собор . В народе ходила шутка:

  • Невский мост построят, но он быстро развалится, поэтому мы его увидим, а наши дети – нет
  • Железная дорога будет строиться так долго, что мы ее не увидим и наши дети ее не увидят
  • А Исаакиевский собор вообще никогда не построят и его не увидим ни мы, ни наши дети.

Сооружение переправы, которую назвали Невской, проходило в исключительно сложных условиях болотистого грунта. Число рабочих, занятых в строительстве, приближалось к полутора тысячам. Сваи забивали с помощью паровых машин, для проведения подводных работ использовались воздушные колокола. Береговые устои выложили гранитом: для подводной части использовался финский гранит, а для надводной – сердобольский.

Существует легенда, согласно которой Николай I , зная о трудностях стройки, распорядился повышать Кербедза в звании за каждый возведенный мостовой пролет. Злые языки утверждали, что когда Кербедз узнал об этом, незамедлительно изменил проект, увеличив число пролетов. Скорее всего, это вымысел, но известно, что перед началом строительства Станислав Вениаминович находился в ранге капитана, а в день открытия моста 21 ноября 1850 года он был произведен в чин генерал-майора.

В оформлении моста принял участие художник Александр Брюллов. По его проекту были отлиты чугунные перила, а проект металлических газовых фонарей создал инженер Д. Цветков. Опоры сооружения не были украшены, этим подчеркивалась их «непоколебимая устойчивость». Планировалось, что на мосту будут установлены аллегорические скульптуры, выполненные по рисункам Петра Клодта и Николая Пименова, но от этой идеи пришлось отказаться из-за отсутствия средств.

Прилегающие к переправе территории была обустроены следующим образом:

  • На Адмиралтейском острове были построены Благовещенская площадь (ныне площадь Труда) и Благовещенская церковь в ее центре, по названию которых был назван и мост
  • Со стороны Васильевского острова набережную расширили и создали площадь Трезини.

Невский мост проверили на грузоподъемность, втащив на него рельсы, привезенные из Европы для строительства железной дороги.

Торжественное открытие Благовещенского моста состоялось 21 ноября 1850 года. В этот день можно было наблюдать непривычное для зимы зрелище, когда император и тысячи горожан собрались у Невы . Церемония началась с молебна, после которого император Николай I вместе с сыновьями прошёл пешком через переправу на Васильевский остров , обратно высокие гости вернулись в открытых экипажах.

Петербуржцам нравилось здесь прогуливаться, они восхищались ажурными решетками и газовыми фонарями, поднятыми на столбы в виде колонн коринфского ордера, а также разводным пролетом для прохода судов.

Для тех времен это было, действительно, гигантское сооружение:

  • Протяженность моста составила 298,2 метра
  • Ширина – 20,3 метра
  • Масса металлических конструкций переправы - 95 000 тонн
  • Число пролётов – 8.

Разводной пролёт располагался у правого берега Невы, рядом с Васильевским островом, два его крыла разводились примерно за 40 минут.

После смерти Николая I в 1855 году мост был переименован в Николаевский. Рядом с разводным пролетом по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера на быке у разводного пролёта была возведена небольшая часовня Святителя Николая Чудотворца, которую в народе стали называть «Николай-на-мосту».

К началу XX века переправа стала узкой для прохода новых судов, к тому же эта часть Невы была мелководной. В связи с этим было принято решение реконструировать мост и перенести разводной пролет в центр.

Реализации этого проекта помешала начавшаяся Первая Мировая война.

Во время революционных событий 1917 года рядом с Николаевским мостом стоял знаменитый крейсер Аврора , известивший своим выстрелом о начале штурма Зимнего дворца . В честь этого события на Английской набережной установлен памятник.

В 1918 году Николаевский мост был переименован в мост Лейтенанта Шмидта в память о Петре Шмидте, руководившем Севастопольским восстанием на крейсере «Очаков» в 1905 году. По одному из проектов, предлагалось на месте снесенной часовни установить памятник революционному деятелю, первому из морских офицеров, перешедшему на сторону восставших матросов.

К вопросу о перестройке Николаевского моста вернулись лишь после революции и Гражданской войны.

В 1930 году часовню снесли, а вскоре стало ясно, что необходимо коренным образом реконструировать переправу. Разводной механизм стало заклинивать, кроме того, необходимо было менять пролет для судов, проходящих по Неве , поскольку их число возросло в связи со строительством Беломоро-Балтийского канала .

Перестройка переправы была проведена в 1930-х годах по проекту инженера-мостостроителя, академика Григория Петровича Передерия. По сути, это было возведение нового моста с центральным разводным пролетом на старых устоях. Из внешнего оформления было сохранено лишь перильное ограждение, выполненное по рисункам Александра Брюллова.

Фамилия инженера и проектировщика Передерий вызвала новый всплеск творческой активности ленинградских пересмешников. В арсенале городского фольклора появилось выражение «Передерий передерил».

При реконструкции моста применили новые для того времени методы мостостроения. Соединение стальных конструкций выполнялось с помощью электросварки, положительно зарекомендовавшей себя при строительстве Володарского моста, также был использован новый способ подводного бетонирования.

После реконструкции длина моста Лейтенанта Шмидта стала 331 метр, а ширина увеличилась на 4 метра и составила 24 метра: проезжая часть увеличилась до 18 метров, тротуары имели длину 3 метра. Вместе с тем, масса сооружения уменьшилась почти в четыре раза и стала 2400 тонн.

Разводные крылья теперь располагались в среднем пролете, а время их подъема составляло всего 55 секунд.

В центре моста, на круглых башнях, установили памятные доски в память о лейтенанте Шмидте и о создателях моста .

Чтобы испытать объект на прочность, 8 сентября 1938 года на правобережной проезжей части установили пять деревянных водонепроницаемых ящиков высотой в один метр и водоизмещением в 900 тонн и наполнили их водой, создав модель размещения на переправе легковых автомобилей в пять рядов. Через три часа воду выпустили и испытание провели на другой стороне.

С 5 ноября 1938 года движение по обновлённому мосту Лейтенанта Шмидта было открыто. Деревянный настил разводного пролёта заменили на металлический в 1976 году.

Реконструкция моста Лейтенанта Шмидта в 2000-х годах

Вопрос о новой реконструкции возник в 2004 году. Для движения автотранспорта и пешеходов на время ремонта выше по течению Невы был сооружен мост-дублер .

Во время реконструкции старые стальные конструкции были заменены на новые. Торжественное открытие обновленного моста состоялось 15 августа 2007 года. Вновь открывшейся переправе вернули ее историческое название – Благовещенский мост. Его ширина увеличилась с 24 до 37 метров, количество полос для движения автотранспорта - 8.

Его популярность не исчезает. Каждый год к нему стекаются туристические потоки со всего мира.

Где находится и описание

Благовещенский мост раскинут между двумя берегами Большой Невы – с одной стороны он опирается на Васильевский остров, с другой на набережную Адмиралтейского района. Если смотреть глубже, то он связывает вместе площадь Трезини на Университетской набережной и площадь Труда с другой стороны.

Если на улицах города вы подойдете к кому-то и спросите, где в Санкт-Петербурге находится Благовещенский мост, то можете услышать, что он располагается прямо на границе Невской губы и Невы. То есть практически в Финском заливе. Это первый по расположению мост в Питере.

По нему разрешено движение автотранспорта и пешеходов. На нем расположены восемь дорожных полос и тротуары для пеших прогулок и велосипедистов. Для безопасности они отгорожены парапетом из металла.

Уникальная чугунная решетка Благовещенского моста известна далеко за пределами СПб. Это проект, созданный старшим братом Карла Брюллова – архитектором Александром Брюлловым. За основу он взял изображения гиппокампов – морских лошадей с хвостами рыб. Вместе с ними он добавил туда трезубец Посейдона и морские раковины.


Перила, освещение и павильоны Благовещенского моста охраняются как культурное наследие России и находятся под опекой ГИОП. У него восемь пролетов, включая двукрылый – разводной. Он располагается в самом центре конструкции и может подниматься под углом 72 градуса. Механизм разводки – домкраты, работающие на гидравлике.

В длину мост 331 метр, в ширину – 37 метров, а вес его составляет 4,3 тонны.

Интересно! В 1850 году мост в СПб признали самым протяженным среди европейских собратьев. Тогда он был немного короче, и его длина составляла триста метров.

История строительства

История Благовещенского моста в СПб началась с 1842 года после указа императора о строительстве новой постоянной переправы через Неву. Его чертеж создал инженер Станислав Кербедз. Он разработал первый российский проект моста с использованием металла в конструкции.

В 1843 году постройку заложили. Планировалось, что за 4 года работа будет окончена, но получилось иначе. Срок растянулся до восьми лет.

Нева – река полноводная, с сильным течением. Работа по забиванию свай в дно оказалась не такой уж и легкой, как рассчитывали строители. Она и затормозила процесс возведения моста.

Все металлические детали конструкции изготовили на городском заводе Ч. Берда.

Из-за строительства пришлось облагораживать близлежащую к Неве территорию. С левого берега появилась Благовещенская площадь и одноименный собор. На правом берегу увеличили набережную.

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге открыли в 1850 году, а первый переход через него сделал Николай I в сопровождении семьи.

В начале XX века его решили перестроить. Предпосылки для этого были и раньше, но воплощению планов помешали политические события в стране в то время.

Строители сделали его цельносварным, при переделке использовалась электросварка. От старой конструкции остались только опора и чугунная ограда. Лишние детали отправили на строительство других объектов, например, в Тверь «ушли» чугунные конструкции. Их использовали для постройки переправы через Волгу.

Обновленный мост простоял до 70-х годов, пока не было принято решение произвести его капитальный ремонт. В частности, деревянный настил надо было поменять, поэтому его заменили на белее стойкий настил из металла.

В начале XXI века стартовал новый этап улучшения конструкции. Инженеры решили переделать облик моста. Сделать его похожим на далекого предшественника из XIX века. И вернуться к тому, как раньше назывался мост в СПб – Благовещенский.

Стальные конструкции пошли под замену, а вот фундамент опоры оказался крепким – его оставили нетронутым. Увеличилась и ширина моста, отчасти благодаря тому, что трамвайные пути убрали. Разводной пролет тоже стал больше, а подъем крыльев моста стал плавнее и быстрее из-за замены системы разводки на гидравлическую.

Открыли обновленный Благовещенский мост в августе 2007 года.

Интересно! Первая перестройка моста состоялась только спустя 70 лет после введения его в эксплуатацию.

Интересные факты про Благовещенский мост

  • Рядом с ним часто швартуются огромные иностранные лайнеры. Они привозят множество туристов из всех уголков земного шара. Особенно их наплыв наблюдается во время белых ночей.
  • Он – рекордсмен по количеству наименований. Как только его не называли! Изначально данное имя вернулось к нему только спустя 152 года! Он успел побыть Николаевским, благодаря почившему в 1855 году императору Николаю I. В советское время ему дали другое название – мост Лейтенанта Шмидта, в честь человека, руководившего восстанием на «Очакове». Лишь к 2007 году он вновь стал зваться Благовещенским, в память о соборе на одноименной площади. К сожалению, собор снесли в 1929 году.
  • Он строился долго, целых семь лет. Это было вызвано трудностями в работе на глубине в тех местах, где Нева имела сильное течение.

  • На внутренней стороны стоек расположены изображения различных сосудов, в качестве украшения хотели добавить аллегорические скульптуры, но финансов на это из городской казны не дождались.
  • Прямо на нем построили церковь Святого Николая Чудотворца.
  • Впервые в России при его строительстве применили поворотную систему.
  • Возле него находился известный всем крейсер Аврора, с которого в 1917 году был дан залп по Зимнему Дворцу.
  • Детали декора использовались на других архитектурных постройках.

Интересно! Местоположение для Исаакиевского моста, предшественника Благовещенского, выбирал сам Александр Меньшиков, доверенное лицо Петра I.

Благовещенский мост: график разводки

Гостям города, конечно, важно знать, во сколько начинается разводка, и когда сводят Благовещенский мост. Это помогает им спланировать свой день и маршрут так, чтобы успеть полюбоваться на незабываемое зрелище.

Разводят его в Питере два раза в сутки. Чтобы информация о расписании была более наглядной, она помещена в таблицу (по московскому времени):

Адрес и как добраться

Точное место нахождение Благовещенского моста: город Санкт-Петербург, Английская набережная, 38.

До него можно добраться на метро. Ближайшее к нему метро будет «Василеолевская». Но дойти можно и от «Адмиралтейской».

Если двигаться по поверхности, то самые близкие остановки общественного транспорта будут: «Площадь Труда» и «9 линия В.О.»

Лучше всего прогуляться пешком. Это даст возможность познакомиться с городом и увидеть места, куда экскурсии не водят. Например, можно пройтись до Исаакиевского собора, зайти в одно из многочисленных кафе, расположенных на набережной Невы.

Благовещенский мост - первый постоянный мост через Неву в Санкт-Петербурге. Открылся после масштабной реконструкции два года назад в августе.

Благовещенский мост соединяет Василеостровский район с центральной частью города.


Мост расположен между площадью Трезини на Университетской набережной на правом берегу и площадью Труда на Английской набережной.


Мост является границей между Невой и началом Финского залива - Невской губой.


Чугунный арочный мост сооружён в 1843-1850 годах по проекту инженера С. В. Кербедза, проектировал металлоконструкции американский инженер Дж. Уистлер. В оформлении моста принимал участие архитектор А. П. Брюллов. Массивные и одновременно ажурные перила, спроектированые архитектором А. П. Брюлловым, изображают символы водной стихии: трезубец Нептуна, раковина и два гиппокампа. На тот момент времени это был самый длинный мост в Европе (300 метров). Мост был восьмипролётным, пролёт у правого берега был разводным; впервые в России была использована поворотная система разводного пролёта. По легенде Николай I обещал Кербедзу повышать звание за каждый пролёт, отчего якобы инженер быстро пересмотрел проект в сторону увеличения числа пролётов. Кербедз действительно получил генеральский чин после завершения строительства моста, однако начиная строить мост, инженер уже получил звание подполковника. Открытый 12 ноября 1850 года мост получил имя Благовещенский от церкви Конногвардейского полка и Благовещенской площади, располагавшихся на левом берегу. На быке у разводного пролёта в 1854 году по проекту А. И. Штакеншнейдера была возведена часовня, освещённая в честь св. Николая Чудотворца. После кончины императора в 1855 году мост переименован в Николаевский.

В революционные дни на правом берегу вблизи Благовещенского моста находился крейсер “Аврора” , откуда и произвёл исторический выстрел. В память об этом событии на набережной установлен мемориальный знак; в 1918 году мост получил имя лейтенанта Шмидта.


Старый мост с часовней и поворотным механизмом развода можно увидеть в фильме Эйзенштейна “Октябрь”.


В 1930-е годы мост, хотя и доказал добротность строительства, потребовал модернизации в плане как пропуска наземного транспорта, так и крупнотоннажных судов, начавших двигаться по Беломоро-Балтийскому и Волго-Балтийскому водному пути. Кроме того, прогрессирующая деформация правобережного устоя вызывала заклинивание разводных механизмов. Реконструкция моста проведена по проекту архитекторов К. М. Дмитриева, Л. А. Носкова, инженеров Г. П. Передерия и В. И. Крыжановский в 1936-1939 годах. В результате реконструкции центральный пролёт моста стал разводным, проезжая часть была расширена, при этом сохранены старые опоры. Одним из аспектов реконструкции было использование фонарей моста в создании композиции на Марсовом поле, где их можно видеть и по сей день.

Градостроительный проект реконструкции моста Лейтенанта Шмидта был представлен на общественные слушания в конце апреля 2005 года. Генеральным проектировщиком выступил Институт “Стройпроект”. В 2006 году начата реконструкция моста. Для этого с сентября 2005 рядом с мостом Лейтенанта Шмидта начато возведение временного моста, который был введён в эксплуатацию 9 мая 2006. В народе его тут же окрестили “сын лейтенанта Шмидта”. В период реконструкции по этому временному мосту осуществлялось движение транспорта и пешеходов. Одновременно с этим движение по мосту Лейтенанта Шмидта было перекрыто, и начался демонтаж пролётов, а затем и опор моста.


К ремонту моста приступили в октябре 2005 года, немного позже намеченного срока. Обновление Благовещенского моста обошлось городу в 3 млрд 977 млн рублей. Реконструкция моста проводилась организацией Мостоотряд №19 и была застрахована компанией “Гефест” на сумму более 2,47 млрд рублей. В планах строителей на начало июля было сдать мост в постоянную эксплуатацию 11 августа 2007 года, ко дню строителя (12 августа). В середине июля на мосту завершились отделочные работы и строители приступили к укладке верхнего слоя асфальта.
25 июля мост прошёл испытание на прочность грузовым транспортом. 15 августа 2007 года в 10 часов утра состоялась торжественная церемония открытия реконструированного моста - уже под названием “Благовещенский”. Мосту вернули облик арочного Николаевского (Благовещенского) моста, изменённый в ходе реконструкции 1938 года. В связи с этим сооружению было решено вернуть его историческое название - Благовещенский мост .


Благовещенский мост

О нём, конечно, было сказано много прекрасных слов. Но, наверное, самые искренние и точные слова о первом мосте через Большую Неву прозвучали из уст одного из современников, свидетелей его открытия: «Любимая прогулка теперь – Благовещенский мост, драгоценное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Мост прельщает в двойном виде. Днём он кажется прозрачным, будто филиграновый, лёгкий как волны, а при полночном освещении является громадною массою, спаивающую между собою два города…»

Благовещенский – это первый постоянный мост через Неву. Он соединил Васильевский и Адмиралтейский острова. Мост протянулся от некогда безымянной площади между и 5-й и 6-й линиями до Благовещенской площади (ныне площадь Труда). В 1995 году безымянной площади на Васильевском было присвоено имя архитектора Доменико Трезини, основоположника раннего так называемого петровского, барокко, автора первого осуществленного генерального плана строительства Петербурга. Выбор места для увековечения был обусловлен тем, что на площадь выходит дом № 21 по Университетской набережной, принадлежавший Трезини. В нём он жил с 1726 года до конца своих дней.

По линии Благовещенского моста проходит водораздел между Большой Невой и началом Финского залива – Невской губой. Ширина реки в этом месте достигает 280 метров. Длина моста 331 метр, ширина – 24 метра.

Прогулки по Благовещенскому мосту. XIX в.

Чугунно-арочный мост через Неву был сооружен в 1843–1850 годах по проекту инженера Станислава Валериановича Кербедза. Это стал самый протяженный мост в Европе, обладавший к тому же редкими художественными качествами. Ничего удивительного в этом не было, ведь в его архитектурном оформлении принимал участие один из лучших архитекторов того времени – А.П. Брюллов.

Мост был восьмипролетным. Семь пролетов перекрывались пологими чугунными арками, а восьмой, расположенный у правого берега, был разводным. Чтобы чугунные блоки моста плотно прилегали друг к другу, стыки между ними заполняли прокладками из свинца. Это было сделано так качественно, что, когда спустя восемьдесят лет арки моста стали разбирать, в швах не оказалось «ни ржавинки, ни соринки».

С пролётами и была связана первая легенда о мосте. Мол, Николай I пообещал пожаловать Кербедзу одно звание за каждый пролёт моста, после чего инженер переделал проект и сделал восемь пролётов вместо пяти в первом варианте. То есть, начав строительство майором, он завершил его в чине генерал-майора. На самом деле ещё перед началом постройки он уже получил чин подполковника, хотя после окончания строительства в 1850 году он всё-таки стал генералом.

Размеры мостовых пролётов постепенно нарастали от берегов к середине реки. Пологость арок была постоянной во всех пролётах, и это придавало силуэту моста легкость и изящность, несмотря на значительную массу его металлических конструкций, которая составляла 95 000 тонн. Береговые устои, выложенные в подводной части из финляндского гранита, а в надводной – из сердобольского, были углублены в русло реки на 10 метров. Мост предполагалось еще украсить аллегорическими фигурами на устоях по рисункам П.К. Клодта и Н.С. Пименова. Однако на эту затею не хватило средств.

Мост был открыт 21 ноября 1850 года и получил название Благовещенский от одноименной церкви Конногвардейского полка, построенной на предмостной площади левого берега.

Петербуржцев завораживали элементы архитектурного оформления. Например, перила – непрерывный ряд ажурных чугунных секций-панелей между такими же «прозрачными» стойками. В несколько вытянутом обрамленном прямоугольнике заключен орнамент, представляющий композицию, середину которой акцентирует трезубец на раковине. К нему обращены с двух сторон морские коньки с поднятыми кверху хвостами, вплетенные в симметричный растительный орнамент. Или установленные у каждой опоры моста газовые светильники, выполненные по рисункам инженера Цветкова, – стойки в виде колонн коринфского ордера на полом чугунном пьедестале, увенчанные многогранными стеклянными фонарями.

Интересно, что мост особенно понравился питерским курильщикам, ибо, он был единственным в то время металлическим мостом и на нём разрешалось курить.

В 1854 году по проекту Андрея Ивановича Штакеншнейдера на быке у разводного пролёта моста была сооружена часовня, освященная во имя святого Николая Чудотворца.

В феврале 1855 года мост переименован в Николаевский в связи с кончиной императора Николая Павловича, в царствование которого было построено это замечательное инженерное сооружение. При этом вспоминали историю, случившуюся именно на этом мосту. Однажды император Николай I, проезжая по мосту, увидел медленно двигающуюся навстречу повозку, на которой стоял грубо сколоченный, неокрашенный гроб. Сзади шли два инвалида в солдатских шинелях. Государь приказал остановить карету и послал адъютанта узнать – кого хоронят? Адъютант доложил, что хоронят отставного солдата, более четверти века служившего Богу, Царю и Отечеству. Тогда государь вышел из кареты и пошёл за гробом солдата. За ним потянулась свита. Бедный солдат при жизни и в самых смелых мечтах не мог представить, что его будут провожать в последний путь сам государь и самые блестящие офицеры российской столицы.

Мост не только радовал петербуржцев своими формами и архитектурными деталями, но и обеспечивал, с одной стороны, транспортную связь частей города, а с другой – пропуск судов.

Однако мосты, как и всё, имеют свойство стареть, причём как физически, так и морально. К 1930 годам старый мост, имевший недостаточную ширину проезжей части и малое расстояние разводного пролёта, уже не обеспечивал пропуска как сухопутного, так и водного транспорта. После сооружения Беломорско-Балтийского канала увеличились количество и тоннаж проводимых по Неве судов.

Проект реконструкции моста был выполнен инженером Г.П. Передерием. Под его руководством производились и работы в период с 1936 по 1939 год. Были частично использованы опоры старого моста. Для устройства разводного пролёта посредине моста две средние опоры были расширены. В них размещены механизмы развода и павильоны управления.

Интересна судьба арочных конструкций старого моста. Отлитые из чугуна ещё в сороковых годах XIX столетия, они прекрасно сохранились. Поэтому их решили использовать на строительстве нового моста в городе Калинине (Твери). Но этому помешала война. Только после победы уцелевшие части ленинградского моста были установлены на втором мосту через Волгу в городе Калинине (Твери). Старые фонари моста были перевезены на Марсово поле.

Новый мост, уже именовавшийся мостом Лейтенанта Шмидта, после реконструкции являлся более современным и совершенным сооружением, но в архитектурном отношении значительно уступал своему предшественнику.

В конце ХХ века опоры моста стали не справляться с нагрузкой транспорта. Тогда было принято решение о генеральной реконструкции моста.

Реконструкция Благовещенского моста началась в 2006 году. Работы были завершены 15 августа 2007 года. Результатом масштабной реконструкции стало возвращение старого, восьмипролётного облика моста и возвращение первоначального имени – Благовещенский.

Ширина современного моста достигает 37 метров, ширина тротуаров по краям – 3 метра, трамвайные пути на мосту, существовавшие на двух предыдущих версиях моста, были демонтированы, длина моста осталась прежней и составила 331 метр.

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора

Благовещенский мост О нём, конечно, было сказано много прекрасных слов. Но, наверное, самые искренние и точные слова о первом мосте через Большую Неву прозвучали из уст одного из современников, свидетелей его открытия: «Любимая прогулка теперь – Благовещенский мост,

автора Спаров Виктор

Приорат Сиона (Гл. Благовещенский) Авторское предварение Это братство называет себя Prieur? de Sion - Приорат Сиона. Базируется во Франции, привлекает влиятельных людей со всей Европы. Вообще-то это одно из старейших тайных обществ на Земле. Дэн Браун. Код да Винчи С появлением

Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

Тамплиеры (Гл. Благовещенский) Авторское предварение Орден тамплиеров, или же Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма Соломона, был основан в 1118 году. Его возникновение - безусловный феномен! Вспомните, чему учит Святое Писание: «Не убий!» Казалось бы, благочестивым

Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

Иллюминаты (Гл. Благовещенский) Авторское предварение Когда сегодня заходит речь об иллюминатах (а после опубликования «Ангелов и демонов» Дэна Брауна эта тема приобрела невероятную популярность!), как правило, имеется в виду тайное общество «Illuminati» («Иллюминати»),

Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

Часть вторая Всё о тайнах «Опус Деи» (Глеб

Из книги Серп и молот против самурайского меча автора Черевко Кирилл Евгеньевич

1. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ИНЦИДЕНТ, ИЛИ ИНЦИДЕНТ У КОНСТАНТИНОВСКИХ ОСТРОВОВ В 1937 Г Данный конфликт возник в связи с ужесточением позиций СССР в вопросе об их принадлежности в условиях нарастания агрессивных тенденций в политике держав оси в результате заключения

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Благовещенский собор Живописный силуэт девятиглавого Благовещенского собора замыкает юго-западный угол Соборной площади Кремля.Небольшой, но вместе с тем величественный и монументальный, вписанный в стройную, узкую пирамиду с вершиной, сверкающей золотом куполов, он

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

6.1.2. Благовещенский собор Благовещенский собор Московского Кремля представлен на рис. 6.16, 6.17. Собор примыкал к Царскому дворцу и являлся домовой церковью русских царей, , с. 3. Это самый маленький из трёх главных кремлёвских соборов, поскольку предназначался лишь для

автора Антонов Борис Иванович

Матисов мост Мост соединяет левый берег реки Мойки с Матисовым островом. Длина моста 39,7 м, ширина - 10,5 м. Назван по имени мельника Матиса, имевшего на острове свою слободку, построенную на участке, подаренном ему Петром I за произведенную разведку действий шведских войск

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Чернореченский мост Мост расположен в створе Торжковской улицы. Название получил по названию речки, через которую перекинут.В 1967–1969 гг. по проекту инженера А. Д. Гутцайта и архитектора Л. А. Носкова был построен автодорожный и трамвайный железобетонный мост на месте

Из книги Нижний Новгород автора Мельников Илья

Благовещенский монастырь Кроме отдельных, разбросанных в разных местах города произведений старой архитектуры, в Нижнем Новгороде сохранились два ансамбля XVII века – Благовещенский и Печёрский монастыри. Характерной чертой обоих монастырей является их расположение на

автора

Из книги Спасительный 1937-й. Как закалялся СССР автора Романенко Константин Константинович

Глава 5. Благовещенский инцидент После Гражданской войны локальные столкновения на дальневосточной границе происходили регулярно. Однако заключение в ноябре 1936 года Антикоминтерновского пакта и образование «оси» Берлин - Токио придало новый импульс активности

Из книги Спасительный 1937-й. Как закалялся СССР. автора Романенко Константин Константинович

Глава 5. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ИНЦИДЕНТ После Гражданской войны локальные столкновения на дальневосточной границе происходили регулярно. Однако заключение в ноябре 1936 года Антикоминтерновского пакта и образование «оси» Берлин – Токио придало новый импульс активности

Из книги Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность автора Крейдун Георгий

Чулышманский Благовещенский мужской монастырь Чулышманский монастырь основан в 1864 г. Он располагался в юго-восточной части Алтая, в труднодоступном ущелье за Телецким озером. Инициатором и первым ходатаем монастыря был барнаульский купец второй гильдии А. Г. Мальков.

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Утверждение проекта моста последовало 15 октября 1842 года. Строительство началось в 1843-м году. Планировалось завершить его осенью 1846-го года. Однако, задача оказалась куда сложнее, чем предполагалось изначально. Грунтовые условия на трассе моста оказались чрезвычайно неблагоприятными для сооружения оснований под опоры. Ситуация усугублялась естественными факторами: большой глубиной, быстрым течением реки и периодическими колебаниями ее уровня, вызываемые ветрами западного направления. Поэтому работы по строительству затянулись. Тем не менее, все трудности были успешно преодолены Кербедзом, за что он регулярно повышался по службе и завершил строительство в чине генерала.

Карьера Кербедза породила в народе легенду. Якобы Николай пообещал Кербедзу повышать его в чине за каждый смонтированный пролет моста, после чего Кербедз резко увеличил запроектированное число пролетов.

Длина моста составляла 298,2 м, ширина - 20,3 м, общая масса конструкций составляла 9500 тонн. По тем временам это был самый длинный мост в Европе.

Изначально предполагалось, что мост будет украшен скульптурами, авторами которых были П. Клодт и Н. Пименов. Судя по надписям на чертежах, на первом правобережном быке предполагалось установить статуи работы Пименова, символизирующие "Торжество нал водой", "Санкт-Петербург" и "Москву". На берешовых устоях должны были быть установлены статуи "Новгород", "Киев", "Казань" и "Сибирь".

В 1849-м году чертежи и рисунки были представлены царю на утверждение. Однако Николай наложил резолюцию: "Отклонить впредь до времени". В итоге, скульптуры так и не были установлены на мосту (академику Пименову даже не заплатили за работу).

В итоге,главным украшением моста стали его ограждения.

Перила представляют собой непрерывный ряд ажурных чугунных секций-панелей

между такими же "прозрачными" стойками.

Проект рисунка перил неоднократно менялся. Первоначальные варианты очень напоминали (в обогащенном, усложненном виде) рисунок перил Аничкова моста. Однако перила высотой 1, 35 м получились слишком тяжелыми (их масса на четверть превышала расчетную). Поэтому в следующем варианте высоту решетки понизили до 1, 12 м и облегчили рисунок. Но утвержден был итоговый, четвертый вариант, с высотой 1,22 м, в котором увеличили длину секций, а количество стоек уменьшено почти в два раза.

Традиционно проект перил приписывается Брюллову. Однако, на чертежах фамилия или подпись Брюллова отсутствует, что дает право на жизнь самым разным гипотезам (так, существует версия, согласно которой автором рисунка перил является Огюст Монферран).

У каждой опоры моста были установлены газовые светильники в виде коринфских колонн на полом чугунном пьедестале, увенчанных многогранными застекленными фонарями.

В 1850-м году работы завершились и 21 ноября 1850 года мост был открыт для движения. В честь этого события была отчеканена медаль по проекту Федора Толстого.

В 1852-м году принимается решение установить на мосту часовню, в связи с чем был объявлен конкурс. Вот как выглядел вариант проекта, разработанный одним из участников конкурса - архитектором Николаем Бенуа.

Однако до срока был утвержден и реализован на практике в 1854-м году проект архитектора А. И. Штакеншнейдера.

В 1855-м году в память об умершем Николае I мост в первый раз сменил свое название и стал Николаевским.

Для своего времени мост превосходно отвечал всем требованиям судоходства. Принятые Кербедзом габариты разводного пролета (ширина - 21,34 м, глубина - 6,1 м) почти вдвое превышали габариты тогдашних судов. Но к началу XX-го века размеры судов заметно выросли и вскоре габариты судоходного пролета стали недостаточными для их пропуска.

Кроме того, из-за несовершенства механической части разводного пролета проводка судов совершалась чрезвычайно медленно (из-за постоянно возрастающей деформации правобережного устоя началось заклинивание поворотных пролетных строений, так что в последние годы перед его реконструкцией приходилось при разводке моста использовать буксиры). Требовалась реконструкция моста.

Один из первых проектов реконструкции Николаевского моста принадлежал начальнику С.-Петербургского округа путей сообщения Тимонову, который еще в 1901-м году составил эскизы его переустройства.
Через три года препятствия, создаваемые мостом стали столь ощутимыми, что судовладельцы и судостроители обратились в С.-Петербургский округ путей сообщения с настоятельным требованием принять меры к увеличению пропускной способности моста.

На состоявшемся 10 декабря 1904 года совещании было высказано мнение, что желательно переустройство Николаевского моста, чтобы разводная его часть была сооружена по середине реки с отверстием шириной не менее 18 сажен (37,41 м); при этом раскрывание пролета производилось бы по сигналу проходящего судна в течении 30 секунд.
В последующие годы было выдвинуто несколько проектов реконструкции, но осуществиться им помешала Первая Мировая война.