Производство колбасы: подробный бизнес план. Как открыть колбасный цех

Первое упоминание о таком вкусном и полезном продукте, как колбаса, относится ещё к периоду Древней Греции. В нашей стране данный продукт начал появляться в 17 веке. Если говорить о современном мире, то собственный колбасный цех способен стать очень выгодным предприятием и приносить весьма приличный доход. Рентабельность составляет порядка 30%, а сроки окупаемости - от 2 до 3 месяцев. Поэтому для начинающих бизнесменов мини цех по производству колбасы - очень неплохой вариант.

До того как открыть колбасный цех, предпринимателям потребуется получить немало разрешительных документов. Также нужно будет пройти регистрацию в следующих организациях:

  • РОСТЕСТ;
  • Ветнадзор;
  • Пожарная часть;

Естественно, что всё это требует значительных денежных и временных затрат. Только после прохождения данного этапа следует переходить ко всем остальным.

Необходимое оборудование для открытия цеха

Куттер — главный трудяга в колбасном цехе

Для того чтобы изготавливать по-настоящему элитные продукты, производство колбасы обязательно должно быть конвейерного типа. В число наиболее необходимого оборудования входят:

  • стол специализированный для обвалки мяса;
  • камеры холодильные (минимум 2 штуки);
  • электромясорубка «Волчок»;
  • ножи особой формы, нужный для разделывания туш и измельчения шпика;
  • куттер высокопроизводительный;
  • шприц специальный для того, чтобы набивать фаршем колбасную оболочку;
  • генератор дыма, нужный для копчения.

Особенности подбора помещения

Любое оборудование для производства очень важно грамотно разместить в предназначенном для этого пространстве. Для этого важно выбрать помещение, отвечающее всем критериям. Начинающим предпринимателям стоит именно арендовать помещение для производства, хотя бы на какое-то время, а никак не строить его. Арендованное помещение позволяет накопить определённые денежные средства. Несколько позже их можно будет инвестировать в создание полноценного производственного цеха.

Площадь производственного помещения изначально должна быть не менее чем 50 квадратных метров. При этом обязательно следует знать о том, что готовая продукция категорически не должна контактировать с сырьём, не прошедшим обработку. Санитарные службы строго следят за соблюдением данного правила, и оно должно неукоснительно выполняться.

Практический опыт показал, что уже в течение первого месяца цех по производству колбасы, пусть даже и самых небольших размеров, может приносить прибыль в размере до 30% от первоначальных вложений. Для начала производства понадобится от 17 до 20 тысяч долларов. В случае грамотной организации и высокого качества продукции издержки легко окупятся в течение 1 рабочего квартала.

Обратите внимание: Вы можете скачать готовый бизнес план колбасного производства у наших партнеров с гарантией качества!

О чём нужно знать ещё до начала производства

Необходимое оборудование и условия:

  • оборудование для складских помещений;
  • холодильник для прохождения процесса созревания фарша;
  • хладокамеры с низкой температурой для хранения сырья;
  • выбор места для кладовой с необходимым инструментарием и инвентарём;
  • выделение складского отсека, где предполагается хранение нитрата натрия;
  • оборудование моечного отделения с опорой на требования СЭС;
  • выделение отделения, связанного с термической обработкой;
  • обеспечение процесса современными техническими механизмами;
  • грамотная подготовка отделения, связанного с дефростацией (разморозкой) мяса;
  • полная подготовка бытовых помещений к началу эксплуатации.

Лишь после этого можно делать выводы о готовности производственного цеха к полноценной работе.

Поиск управляющего и подходящих сотрудников

После того, как предприятие, почти готово к работе, можно приступать к формированию штата сотрудников и поиску необходимых специалистов. Без этого не обойтись не одному предпринимателю, так как ему вряд ли по силам выполнение полного объёма, связанного с изготовлением колбасных изделий.

Не следует отрицать, что даже в условиях малого производства в обязательном порядке должен быть технолог. Его обязанности заключаются в составлении рецептур, а также в контроле надлежащего качества готовой продукции. Помимо этого, в штате должны быть 2 мясника для разделывания туш и обвалки мяса. Ведением отчётной документации займётся бухгалтер. Для работы с техникой и установками понадобится механик, для выполнения всей остальной работы - двое рабочих. Данное количество сотрудников вполне оптимально для того, чтобы осуществлять бизнес, в основе которого лежит производство колбасы.

Почему так важно приобретать специальный моноблок

Как уже говорилось, когда собственный бизнес находится на начальной стадии, помещение разумнее не строить, а арендовать. Только для этого подойдёт помещение отнюдь не каждого типа. Ветеринарной службой запрещается размещение оборудования, которое направлено на производство колбас, в заброшенных отделениях бань, пансионатах, в детских учреждениях, домах отдыха, и тому подобных. Естественно, что круг выбора подходящего производственного помещения из-за этого значительно сужается, что чревато повышением арендной платы.

Выходом из данной ситуации станет приобретение моноблока. Современная отечественная промышленность предоставляет уникальные по своей конструкции, не слишком дорогие моноблоки, которые являются подходящими для открытия подобного бизнеса. Предпринимателю остаётся лишь приобрести подходящий земельный участок, затем доставить моноблок на автомобильном трале и открыть в нём цех по производству колбасы без особых трудностей. Примечательно и то, что один и тот же сотрудник может быть назначен в моноблоке сразу на несколько должностей, так как почти все процессы полностью автоматизированы или механизированы. Всё это способствует увеличению эффективности данного бизнеса и оказывает сильное влияние на увеличение прибыли.

Приобретение сырья и оборудования для колбасного цеха

Оборудование для колбасного мини цеха, к примеру, варочная печь, может приобретаться как у зарубежных, так у российских производителей, но неизменно должно отличаться высоким качеством. При этом не стоит забывать, что при всей привлекательности для начинающих предпринимателей оборудования отечественного производства с его невысокой ценой, следует уделить более пристальное внимание спецтехнике импортного производства. Профильные рынки зачастую предлагают универсальные зарубежные печи, позволяющие производить варку, обжарку, копчение и сушку производимой продукции.

Что касается сырья, то начинающим предпринимателям особенно выгодно заниматься приобретением его у фермерских хозяйств и прочих производителей продукции животноводства. Закупки за рубежом чреваты дополнительными проблемами и обязательствами: разрешение на ввоз, дополнительные затраты относительно времени и денег. В данном случае в течение одного месяца в ветеринарную службу подаётся заявление с обязательным указанием особенностей груза, а также предполагаемого местонахождения, прохождения карантина и переработки. Придётся также объяснять и то, почему выбран именно импорт, а не отечественное сырьё. Импортные грузы в обязательном порядке требуют наличия сертификата.

Затраты на открытие предприятия подобного типа

При открытии колбасного мини цеха неизбежно возникнут расходы различных категорий:

  • регистрация предприятия (700 долларов);
  • оборудование, нужное для начала производства (8 тысяч долларов);
  • камера холодильная, покупаемая отдельно (4 тысячи долларов);
  • закупка сырья первичная (1,5 тысячи долларов);
  • аренда помещения вперёд на 2 месяца (свыше 600 долларов).

Всё это означает, что для начала своего бизнеса, направленного на производство колбасы, потребуется первоначальная сумма размером приблизительно 15 тысяч долларов. Следует отметить, что в данную сумму не включены затраты на ремонтные работы. Основные ежемесячные расходы включают в себя:

  • приобретение сырья (9 тысяч долларов ежемесячно);
  • оплата труда сотрудников (свыше 2,2 тысячи долларов ежемесячно);
  • затраты на коммунальные платежи (700 долларов ежемесячно);
  • аренда помещения (300 долларов ежемесячно).

Таким образом, размер чистой прибыли от колбасного производства составляет около 5 тысяч долларов в месяц. Увеличению оборотов способствует и то, что работа колбасных цехов производится чаще всего в 2 смены. Процент рентабельности приблизительно равен 25–30%. Затраченные средства при удачном стечении обстоятельств полностью окупаются за 2–3 месяца.

Предлагаю посмотреть на работу цеха по производству колбасы своими глазами:

Предприятие по выпуску колбасы разных видов, при грамотной организации процесса, может совсем скоро стать высокорентабельным бизнесом. И для этого совсем необязательно запускать высокоинвестиционный завод – можно ограничиться небольшим мясным цехом, поставляющим качественную продукцию на местный рынок. Всем начинающим предпринимателям, решившим открыть дело в пищевой сфере, стоит купить оборудование для производства колбасных изделий и попробовать себя в данном направлении – вкусно и прибыльно!

Мини-цех может вполне конкурировать с гигантами рынка мясной промышленности. Главное – сделать выпускаемую продукцию качественной!

Наша оценка бизнеса:

Стартовые инвестиции – от 2500000 руб.

Насыщенность рынка – средняя.

Сложность открытия бизнеса – 8/10.

Организовать собственный бизнес по производству и продаже колбасных изделий, пусть и небольшой, довольно сложно. Составляя проект, необходимо продумать множество деталей – начиная получением официальных разрешений и заканчивая поиском оптовых покупателей.

На чем нужно заострить внимание, открывая мясной цех по выпуску колбас?

Перспективы развития колбасного бизнеса

В России в последние годы открывается все больше небольших цехов по производству колбас. И многие из них высокорентабельны, поскольку предлагают потребителям качественный продукт.

Откуда же такое доверие покупателей? Как правило, каждый мини завод по производству колбасных изделий работает с качественным сырьем по собственным технологиям, не «экономя» время на получении вкусного продукта. А ведь именно этим и грешат многие крупные заводы – у них оптовые заказы, им нужно поскорее продать колбасу, что в конечном итоге может сказаться на ее качестве. Частные предприниматели, когда появляется перспективы развития, нередко обустраивают собственные свинофермы и скотные дворы, налаживают производство оболочки для колбасных изделий – делают все, чтобы использовать в процессе получения деликатесов только натурпродукт. Естественно, это отражается и на вкусе продукции – покупатели это очень ценят.

Перспективы развития у малого бизнеса в этой сфере однозначно есть! И четкий бизнес план производства колбасных изделий станет основой будущего дела. Продумав каждую деталь и спланировав каждый этап развития, можно запустить прибыльное дело.

Официальная сторона вопроса

Мини цех по производству колбасы начинается со сбора всех необходимых документов. И этот этап порой сильно растягивается во времени. Не уверены в своих силах и знаниях? Тогда поручите это дело специалистам – они займутся сбором справок и разрешений, сдачей образов мясных изделий на лабораторные проверки.

Предпринимателю предстоит зарегистрировать свою деятельность в:

  • ветеринарном надзоре,
  • РОСТЕСТ,
  • пожарной инспекции.

К пищевым предприятиям предъявляются сегодня жесткие требования. Буквально все – материалы, помещение, оборудование – должно соответствовать установленным нормам.

Продукция, выпускаемая в стенах завода, должна быть сертифицирована. И тут есть 2 варианта:

  • Государственная система сертификации. ГОСТ подойдет только крупным предприятиям. Для малых же цехов это будет сопряжено со многими трудностями и крупными вложениями.
  • Декларация. Это оптимальное решения для частного предприятия. Зарегистрировать таким образом выпускаемые изделия можно посредством подачи заявления по соответствующему образцу.

Предстоит также выбрать и код ОКВЭД, по которому будет осуществляться деятельность. Открыть цех по производству колбасных изделий можно по следующим кодам:

  • 13.1,
  • 13.9.

Отлично, когда колбасный цех организовывается человеком, который уже знаком с основами пищевого производства. В противном случае, придется изучать многие нюансы отрасли – а их здесь предостаточно.

Помещение под колбасный цех

Производство мясных и колбасных изделий нуждается в грамотно организованном рабочем пространстве. Вредных выбросов в атмосферу не будет, а потому, цех может располагаться даже в черте города. И выбор «правильного» места будет зависеть от нескольких факторов:

  • имеющиеся в наличии финансы,
  • удобство подъезда транспорта.

На то, какой площади выбрать помещения, основное влияние оказывают габариты оборудования. Как показывает практика, площади в 50-60 м 2 вполне хватит для размещения мини-цеха.

Цех по производству колбасных изделий и деликатесов, если учитывать установленные правила гигиены и пожарной безопасности, должен быть разделен на определенные зоны:

  • непосредственно цех,
  • склад с холодильниками и морозильными камерами для хранения сырья,
  • склад с холодильниками и морозильными камерами для хранения готовых колбасных изделий,
  • комнаты для персонала.

Решив в дальнейшем расширять дело, потребуется увеличить и рабочее пространство.

Отлично, если в собственности у предпринимателя имеется помещение необходимой площади. Если нет, то предстоит оформить договор долгосрочной аренды здания. В зависимости от региона и конкретного размера цеха, ежемесячно придется платить арендную плату в размере 50000-200000 руб.

Даже небольшое по размеру производство колбасных изделий и полуфабрикатов потребует наличия в цехе хорошей вентиляции, качественной канализации, воды и электричества. В данном случае, рекомендуется следовать букве закона, иначе предприятие, из-за несоответствия нормам и стандартам, могут закрыть.

Какие сырьевые компоненты необходимо закупать?

Основное сырье, которое будет перерабатываться в стенах цеха – мясо. Могут использоваться:

  • свинина,
  • говядина,
  • курица,
  • баранина.

По термическому состоянию мясо можно брать охлажденным, парным или замороженным. Замороженные продукты стоят дешевле, а потому, именно им чаще отдается предпочтение. Но лучшие колбасные изделия получится только из парного мяса – здесь оптимальное содержание влаги, что положительно скажется на качестве конечной продукции. В технологический процесс, для придания продукту калорийности, часто добавляются животные жиры – сало. Но в диетических изделиях их содержание по всем стандартам недопустимо.

Мясо, поступающее в цех от поставщиков, должно проходить строгий контроль качества.

Поскольку большая часть продукции, представленная на полках магазинов, изготавливается по ТУ, то в процессе часто используются и многие другие ингредиенты:

  • молоко,
  • меланж,

Производство копченой колбасы и других деликатесов потребует добавления к рецептуре различных специй – перца, соли, пряностей, сахара. Для удешевления технологии производители часто используют глютаминат, аскорбинат натрия и фосфаты. И нельзя сказать, что данные компоненты вредны для здоровья – просто вкус изделия получается не таким, как у натурального продукта.

Проработка рецептуры колбасных изделий – процесс чрезвычайно сложный. И чтобы не было проблем с получением сертификатов, это следует доверить только профессионалу. Технолог разработает ТУ и произведет пуско-наладку оборудования.

Технология изготовления колбасных изделий

Технология производства колбасных изделий очень вариативна – этапы будут зависеть от конкретных наименований изделий. А потому, приступать к пуско-наладке линии стоит только после того, как будет проработан ассортимент выпускаемых изделий.

«Молодому» предпринимателю не рекомендуется планировать к производству слишком большой ассортимент – потребуются большие финансовые вложения на сертификацию изделий и закупку дополнительного оборудования. Небольшому цеху можно проработать производство вареной колбасы и сосисок нескольких видов, полукопченых и копченых изделий.

Технологическая схема в общем виде может быть описана так:

  • Приемка сырья. Проверка компонентов на качество.
  • Разделка, обвалка и жиловка мяса. Разделка туш животных по определенным правилам, отделение мяса от костей и удаление из мякоти сухожилий. На многих предприятиях эта стадия опускается, поскольку у поставщиков закупается уже разделанное мясо замороженными блоками.
  • Измельчение мяса. В зависимости, что именно запланировано – производство сыровяленой колбасы или обычных сосисок – на этой стадии используются волчки с отверстиями разного диаметра.
  • Посол смеси и ее созревание. Согласно рецептуре, к измельченному мясу добавляются все специи и пряности. Выдержка осуществляется при температуре 2-4 °С.
  • Вторичное измельчение мясной смеси. Производство вареных колбасных изделий требует приготовления однородного фарша – без комков и неразмешанных кусочков.
  • Приготовление фарша. К измельченной смеси добавляются оставшиеся специи, шпик, вода и лед. Цель данного этапа – получение однородной смеси.
  • Шприцевание. Наполнение мясным фаршем колбасных оболочек. Вид и диаметр оболочки буду зависеть от конкретного изделия. К примеру, производство сырокопченой колбасы требует, как правило, использования натуральных оболочек (кишок животных), а вот вареная колбаса чаще «упаковывается» в полиэтиленовую оболочку.
  • Вязка. Данный этап осуществляется только при использовании натуральных оболочек. Это поперечное перевязывание колбасного батона шпагатом каждые 4-8 см.
  • Осадка. Выдерживание изделий в подвешенном состоянии при температуре 5-7 ° С.
  • Обжарка. Обработка колбасных батонов дымом от опилок определенных древесных пород. Процесс длится 4-6 ч.
  • Варка. Термическая обработка изделий при температуре 80 °С. Если запланировано производство полукопченой колбасы, эта стадия опускается.
  • Охлаждение и сушка. Готовые изделия охлаждаются либо «под душем», либо в специально отведенных помещениях.
  • Хранение. Мини производство колбасных изделий, какие бы совершенные холодильные камеры ни использовались, не сможет долго хранить готовый продукт. А потому, произведенная колбаса должна отгружаться клиентам как можно скорее.

Какое оборудование потребуется?

У предпринимателя есть возможность либо купить мини цех по производству колбасы с полностью укомплектованной линией, либо приобрести каждый станок по отдельности. Сложно сказать, какой из вариантов лучше – все зависит от выбранного к изготовлению ассортимента.

Стандартная линия производства колбасных изделий состоит из следующих станков и аппаратов:

  • Волчок – от 250000 руб.
  • Перекрутчик– от 300000 руб.
  • Куттер – от 300000 руб.
  • Вакуумный шприц – от 400000 руб.
  • Шпигорезка– от 80000 руб.
  • Термокамера – от 700000 руб.
  • Холодильные камеры – от 200000 руб.

К дополнительному оборудованию, которое в значительной степени ускорит процесс изготовления колбасных изделий, можно отнести:

  • Дефростер (для разморозки мяса).
  • Клипсатор (для упаковки колбасы в пакеты).
  • Конвейер (для жиловки и обвалки мяса).
  • Блокорезка(для измельчения замороженного мяса).

Не забываем и про дополнительный инвентарь, который будет необходим мастерам и рабочим – емкости разного объема, мешалки, ножи.

Чтобы полностью оснастить цех небольшой производительности (до 200 кг колбасных изделий за смену), потребуется не менее 2000000 руб. И это без учета дополнительного оборудования. Получается, что некоторые операции на производстве будут осуществляться вручную.

Приобрести оборудование для производства колбасы можно как у отечественных поставщиков, так и у зарубежных. Иностранные аналоги линий стоят намного дороже, но их качество намного лучше.

Возможно, цена мини цеха по производству колбасы немного снизится, если приобрести специальный моноблок. Это полностью укомплектованный цех с минимальным набором оборудования, полностью соответствующий всем требованиям СЭС. Стоимость колбасных моноблоков колеблется в диапазоне 1500000-5000000 руб.

Подсчитаем расходы и доходы

Открытие собственного цеха по изготовлению колбас потребует значительных вложений. К капитальным затратам отнесем:

  • Регистрация предприятия и получение всех разрешений – от 150000 руб.
  • Оснащение цеха – от 1500000 руб.
  • Закупка сырья – от 400000 руб.
  • Подготовка к работе помещения – от 300000 руб.
  • Аренда и заработная плата рабочим за первый месяц – от 200000 руб.

Небольшое по мощности современное предприятие по производству колбасных изделий может выпускать до 250 кг колбас за смену. Продаются изделия, в зависимости от ассортимента, по оптовой цене в 150-600 руб./кг. Получается, что за месяц предприниматель может иметь выручку в размере до 4500000 руб.

Оборот можно увеличить, если работать в 2 смены в сутки.

Согласно прогнозам, цена оборудования для производства колбасы, при налаженных каналах сбыта, может окупиться за 1-2 года работы цеха. При этом минимальная чистая прибыль предпринимателя будет составлять 50-100000 руб./мес.

При производстве колбасных изделий, на протяжении всего производственного процесса, используются следующие виды оборудования:

  1. Разделочный стол. Он предназначен для обработки туш и деления их на более мелкие отрубы при помощи специальных ленточных пил, таких, как В2-ФР-2П или СПЛ-350П.
  2. Разделочный пресс. Это оборудование, позволяющее отделить мышечную ткань от кости. Они бывают К25.046 и ТМ-05
  3. Жиловочный нож. Помогает отделить чистое мясо от кости. Выпускается под марками Я2-ФИН-15 и Я2-ФИН-16.
  4. Электромясорубка или куттер. Позволяют измельчить мясо до нужного состояния. Причем, куттер производит эти процессы более точно, доводя изделие до однородной структуры.
  5. . Помогает правильно распределить все компоненты задуманной рецептуры.
  6. Ледогенератор. Охлаждает полученный фарш при правильных температурах.
  7. Шприцевальный аппарат. Формирует мясопродукт, наполняя его фаршем.
  8. Шпагат или клипсатор. Применяются для уплотнения батона и запечатывания его концов.
  9. Термическая камера. Доведение продукта до своего товарного вида. Универсальное оборудование, обеспечивающее несколько процессов сразу. Используется на малых предприятиях.
  10. Коптильная камера — позволяет поджарить или подкоптить колбасные изделия соответственно принятой технологии.
  11. Камера для варки, котел, автоклав. Создают необходимый температурный режим для тепловой обработки. Варка проводится при применении острого пара или смеси насыщенного пара и воздуха. Применяются котлы типа Г2-ФВА или «Вулкан»
  12. Низкотемпературная камера для охлаждения типа «Инициатива» или «Эльф-4М». доводят изделие до температуры 0-15 градусов, испаряя влагу.
  13. Сушильная камера. Она завершающая в процессе производства. Поддерживает нужную влажность и температуру.



На современном производстве оборудуют специальные миницеха, способные обеспечить все процессы от поступления мяса до выхода готовых изделий.

Наиболее популярными производителями такого оборудования можно назвать: «Русагрокомплект», ООО «Восход», «Прогрессивные технологии», «Эльф-4М», «Инициатива».

Как делают колбасу

Весь процесс производства колбасных изделий уникален и включает в себя различное количество стадий, в зависимости от желаемого результата.

Для начала производят подготовку мяса. При этом, туши, поступающие в цех размораживают и разделывают на более мелкие порции на специальных столах и подвесных путях.

Готовое свежее мясо измельчают на специальных препаратах до нужного размера, отвечающего требованиям будущего колбасного изделия.

Потом мясо солят и делают из него фарш, вымешивая до однородной структуры.

В приготовленную колбасную оболочку, с помощью специального шприца вводят готовый фарш и перевязывают изделие шпагатом или специальными клипсами. Иногда, применяют проволоку.

После чего, отправляют в сушильные камеры с заданной температурой и влажностью.

Оборудование для колбасного цеха — видео


– выгодный вариант частного бизнеса. Колбасные изделия популярны. Благодаря высокому спросу на этот продукт, прибыль от продаж скоро перекрывает расходы на организацию бизнеса. Главное, следить за качеством выпускаемой продукции, соблюдая все необходимые требования.

Организация бизнеса

Преимущества организации цеха по производству колбасных изделий на дому существенны:

  • работа в домашних условиях;
  • готовое помещение без необходимости аренды;
  • независимость от начальства;
  • минимум затрат на открытие бизнеса.

Минимальные денежные вложения позволят не сильно беспокоится о возможных неудачах

Возможен другой вариант – арендовать помещение для открытия специализированной производственной линии. В этом случае становление малого бизнеса потребует более серьезных вложений.

В статью необходимых расходов входят:

  • аренда помещения;
  • покупка и установка автоматизированной производственной линии;
  • закупка необходимого рабочего инвентаря;
  • приобретение сырья (мяса, оболочек, ниток);
  • зарплата наемным рабочим.

Предприятие по изготовлению колбасы должно соответствовать требованиям СЭС, ветнадзора и пожарной службы. Это касается месторасположения производственного помещения и его обустройства.

Помещение должно быть нежилым. Можно организовать частное предприятие в личном гараже или арендовать нежилое помещение, расположенное на расстоянии не ближе десяти метров от жилых домов.

Первым делом после аренды следует произвести на предприятии ряд работ:

  • оборудовать производственный цех системой вентиляции;
  • провести канализацию;
  • привести в порядок отопительную систему;
  • отвести место под склад готовой продукции;
  • наладить водоснабжение, санузел и помывочное отделение;
  • проверить рабочее состояние противопожарной сигнализации и электропроводку.

Рабочая противопожарная сигнализация может спасти чью то жизнь

Размеры и внешний вид рабочего помещения должны соответствовать конкретным требованиям:

  • общая площадь – не менее 60 кв. м;
  • потолки – от двух метров в высоту с экологически безопасным покрытием;
  • стены выложены кафельной плиткой.

Производственный цех, холодильное и складское помещения должны быть отделены друг от друга.

Регистрация производства

До начала работ по изготовлению колбасных изделий, следует заняться разработкой подробного бизнес-плана для предприятия – провести детальные расчеты будущего производства.

Затем обязательно зарегистрировать свою фирму в налоговой инспекции. Для этого нужно оформить документы, дающие право на открытие данного бизнеса. Здесь желательно воспользоваться помощью грамотных юристов.

Изготовление колбасы в домашних условиях регистрируют как индивидуальное предпринимательство.

Такое оформление стоит недорого и не предполагает серьезного бухгалтерского учета. Минусы такой регистрации – малые объемы выпускаемой продукции и узкий рынок сбыта.

Фирма в формате Общества с ограниченной ответственностью, иначе ООО, должно иметь устав, уставной капитал в размере от десяти тысяч рублей и название фирмы. Оно имеет более широкие возможности:

  • увеличение юридических прав;
  • получение финансового пособия из государственного бюджета (субсидии);
  • льготное кредитование;
  • участие в тендерах (конкурсном отборе коммерческих предложений);
  • выход на крупный рынок сбыта продукции.

После регистрации частного предприятия необходимо оформить документы и разрешения в следующих организациях:

  • Роспотребнадзор;
  • Санэпидемстанция;
  • Ветнадзор;
  • пожарная служба.

Чтобы продавать на территории РФ свой товар, необходимо оформление специального сертификата, подтверждающий его высокое качество.

Сертификат выдается на основании процедуры исследования на соответствие продукции всем законодательным стандартам. Для его получения нужно подать необходимый пакет документов в Ростест.

Оборудование для производства колбасы

Специальные устройства и оборудование для производства колбасы в домашних условиях выбирается с учетом планируемого сорта продукции и должно быть высокого качества. Оно включает в себя:

  • варочную печь – главное устройство; качество продукции зависит, в первую очередь, от ее возможностей;
  • машину для перемешивания колбасного фарша;
  • куттера – мощная электрическая мясорубка;
  • – для хранения сырья и готовы изделий;
  • столы разделочные – отделение мяса от костей, фасовка продукции;
  • несколько видов ножей – для обвалки, разделки разной величины;
  • вакуумные наполнители колбасных оболочек;
  • шприцы для наполнения оболочек фаршем;
  • различные измерительные приборы.

Следует подумать о проведении санобработки производственного помещения. Для этого нужно приобрести различные емкости, перчатки, санитарные средства, униформу для рабочих.

Технология производства колбасы осуществляется по определенным правилам.

Перед началом работы следует разморозить мясо. Далее его подвергают сортировке на постное и полужирное. Постное мясо содержит около 30 процентов жира, оно идет на приготовление колбасных изделий высшего сорта. Колбасу первого, второго сорта готовят из более жирных сортов мяса.

Затем разделывают мясные туши, отделяют собственно мясо от костей. Нарезанное на крупные куски мясо засаливают на срок от двенадцати часов до трех суток, в зависимости от толщины нарезки.

На волчке измельчают мясо. Затем в него добавляют пряности, чеснок, соль и перемешивают с охлажденным шпиком, который измельчили с помощью особого приспособления – шпигорезки.

Для колбасных оболочек используют тщательно отмытые, обработанные марганцовкой кишки. Специальным шприцем оболочки наполняют полученным фаршем. При изготовлении мясного хлеба фаршем наполняют специальные формы.

Далее следует обжарка полуфабрикатов при температуре около 90 градусов. Затем колбасные изделия варят 45 минут. Мясной хлеб запекают три часа при температуре 110 градусов, раскладывают по формам и полтора часа варят.

Готовые сосиски, сардельки, колбасу подвешивают и охлаждают до температуры не выше четырех градусов. Мясной хлеб после охлаждения вынимают из форм.

После контроля качества готовую продукцию упаковывают, маркируют и хранят при температуре около пяти градусов: вареная колбаса и мясной хлеб хранятся трое суток, сосиски и сардельки – 48 часов.

Домашние колбаски

Технология изготовления колбасных изделий

Выбор и закупка сырья

Колбасные изделия готовят из свиного, говяжьего, бараньего мяса, мясных субпродуктов. Из них получают мясной фарш. Колбаса высшего качества состоит из минимального количества продуктов:

  • фарша;
  • сухого молока;
  • соли;
  • перца.

В состав мясных изделий первого, второго сорта добавляют крахмал, яйца, белковый стабилизатор.

Продукцию для колбасного производства, более свежую и качественную, следует покупать у фермерских хозяйств. На поставляемое сырье, включая нитки и кишки для оболочек, у фермеров должны быть сертификаты качества и отметка о проверке мяса ветконтролем.

Закупать сырье лучше в небольших объемах, чтобы проще и быстрее можно было проверить товар на рынке в ветлаборатории:

  • провести необходимые анализы;
  • сделать клеймо;
  • проверить документы о качестве на подлинность.

А также можно организовать на предприятии собственную лабораторию для проверки сырья.

Закупая импортное мясо, нужно взять разрешение на его ввоз у ветеринарного инспектора.

Персонал

На предприятие по производству мясной продукции на продажу необходимы дополнительные сотрудники:

  • технолог;
  • рабочие;
  • уборщица;
  • менеджер;
  • экспедитор;
  • бухгалтер.

Финансовые расходы

При составлении бизнес-плана предприятия для изготовления колбасы вносят обязательные расходы на аренду помещения, закупку сырья, зарплату рабочему персоналу, а также на регистрацию предприятия и оформление документов. Сумма в 15–20 тыс. долларов покроет эти траты.

Оптимальное количество ежедневно производимых мясных изделий – примерно 200 кг. В месяц для производства колбасы понадобится около 9 тысяч долларов. При условии полной реализации готового товара выручка составит около 11 тыс. долларов. Таким образом, прибыль от предприятия составит около 2 тыс. долларов.

Самое важное – найти постоянных покупателей на продукцию. По мнению экспертов, производство домашней колбасы – очень выгодное капиталовложение.

Видео: Колбаса Докторская своими руками

В этой статье:

Существует мнение о том, что качественные колбасы можно изготавливать только на крупных мясокомбинатах, но оно отчасти неверно. Так как для производства некоторых видов колбасных изделий достаточно открыть небольшой цех.

Такой цех по производству колбасы может составить достойную конкуренцию крупнейшим игрокам мясной промышленности. А его владелец будет получать постоянную прибыль, часть которой можно инвестировать в расширение производства или в создание небольшой фермы. Конечно, эти перспективы очень заманчивы. Поэтому в этом материале мы расскажем начинающим предпринимателям, как открыть собственный колбасный цех?

Выбираем помещение

От правильного выбора помещения зависит большая часть успеха бизнеса. Поэтому на этом этапе организации колбасного цеха нужно быть предельно внимательным и предусмотрительным. Все дело в том, что выбирать помещение для производства колбасы внутри жилого здания запрещается. Согласно санитарным правилам для мясоперерабатывающих предприятий в колбасном цехе должно быть несколько помещений:

  • охлаждающие камеры для хранения сырья;
  • холодильные камеры для созревания фарша и хранения готовой продукции;
  • цех по обработке сырья;
  • цех дефростации и последующей обработки сырья;
  • производственный цех;
  • отдельное помещение для хранения и подготовки специй;
  • склад для сыпучих и сухих сырьевых продуктов;
  • термический цех;
  • подсобные помещения для хранения инструментов, материалов и дополнительного оборудования;
  • посудомоечное отделение;
  • бытовые помещения.

При согласовании с органами санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, некоторые виды помещений можно соединить, а отдельные вовсе не использовать. Но для этого необходимо составить техническое задание, в котором нужно указать такие особенности: привести расчеты потребляемого сырья, примерный ассортимент продукции, обозначить перечень используемого оборудования, технологию производства. Далее это техническое задание нужно согласовать с ветеринарными службами. И только после того, как санитарно-эпидемиологический надзор, ветеринарная служба и администрация утвердят проект, можно приступать к организации бизнеса.

Оформляем сертификаты

Согласно законодательству России, производство любого товара должно сертифицироваться. Сегодня выделяют две формы сертификации:

  • система сертификации ГОСТ – подходит для крупных заводов. Так как в список требуемых документов для этой процедуры входят: протокол испытаний, ветеринарное свидетельство, сертификат системы качества и производства, сертификат гигиены;
  • правила сертификации колбасных изделий с помощью заявления декларации. Эта форма больше подходит для мини-цехов по производству колбасы. Она осуществляется посредством подачи заявления, в котором указывается, что в цехе будет производиться высококачественная колбаса, соответствующая всем нормам.

Стандарты, регулирующие производство колбасы

Организовывая производство колбасы, необходимо в обязательном порядке ознакомиться со следующими нормами и стандартами:

  • ГОСТ 52196-2003 – «Изделия колбасные вареные»;
  • ГОСТ 9792-73 – «Колбасные изделия и продукты из говядины, свинины, баранины и мяса других животных»;
  • ГОСТ 779-55 – «Мясо говядина в четвертинах и полутушах»;
  • ГОСТ 1935-55 – «Мясо баранина и козлятина в тушах»;
  • ГОСТ 7699-78 – «Крахмал картофельный. ТУ»;
  • ГОСТ 4495-87 – «Молоко коровье цельное сухое. ТУ»;
  • ГОСТ 7724-77 – «Свинина в тушах и полутушах. ТУ»;
  • ГОСТ 9793-74 – «Продукты из мяса. Методы определения влаги».

Вышеперечисленный список стандартов можно продолжать дальше, но эти нормы являются основополагающими.Начинающим предпринимателям, которые планируют открыть мини-цех по производству колбасы, могут пригодиться следующие коды ОКВЭД :

  • 15.13 – Производство продуктов из мяса и мяса птицы;
  • 15.13.1 – Производство готовых и консервированных продуктов из мяса, мясных субпродуктов и крови животных;
  • 15.13.9 – Предоставление услуг по тепловой обработке и прочим способам переработки мясных продуктов.

Закупаем сырье для производства колбасы

Для исключения трудностей и проблем, в качестве сырья нужно выбирать только сертифицированные материалы и продукты. Так как от свойств сырья зависит качество готовой продукции. Основным сырьем для производства колбасы является свинина и говядина. Но некоторое производители, в зависимости от особенностей готовой продукции, могут использовать баранину, мясо курицы и других животных.

По упитанности может использоваться мясо любой категории. Однако говядину обычно выбирают с минимальным количеством жира. По термическому состоянию для изготовления колбас можно использовать охлажденное, парное и размороженное мясо.

Парная говядина используется только для производства вареных колбас, сарделек, сосисок. Из такого сырья получаются качественные продукты. А все потому, что парное мясо хорошо поглощает влагу, по сравнению с размороженным или охлажденным сырьем, что очень важно при изготовлении колбасы. Повышенная влагоемкость парного мяса позволяет получить готовую продукцию установленной влажности, что улучшает ее вкусовые качества.

Также это позволяет удешевить производственный процесс, так как в этом случае отсутствует естественная потеря при охлаждении.

В качестве сырья используют и животные жиры. Их добавляют для увеличения калорийности готовых изделий. При изготовлении диетических колбас дополнительно используют меланж и молоко, а для мясо-растительных изделий – крахмал, пшеничную муку, различные крупы и соевый концентрат.

В соответствии с технологией, кроме сырья для производства колбасных изделий нужны компоненты, которые придают ей специфический аромат и вкус. К таким составляющим относятся специи, пряности, поваренная соль, нитрит и сахар. Добавляют их в пропорциях, указанных в рецептах. Для специй и пряностей действуют требования по химическим, физическим свойствам и степени бактериальной загрязненности. Чтобы улучшить качество готовой продукции некоторые производители используют такие компоненты как глютаминат, аскорбинат натрия и фосфаты.

Технология производства вареных колбас

Вареными изделиями называют продукты, приготовленные из мяса и подвергнутые обжарке и варке. Технологическая схема производства вареных колбас отображена ниже.

Итак, технологический процесс приготовления вареной колбасы включает такие этапы:

Разделка мяса

Разделка мяса – операция по расчленению туши на несколько частей с учетом анатомических границ, которые указаны в технологической инструкции. Полутуши свинины разделяют на 5 частей, а говядины – на 8 частей.

Обвалка мяса

Обвалка мяса – отделение мякоти от костей. Эта операция осуществляется вручную специалистами-обвальщиками с применением острых ножей или на специальном оборудовании.

Жиловка мяса

Жиловка мяса – удаление из мякоти сухожилий, фасций, мелких костей, хрящей. На этом этапе производства мясо фасуют в зависимости от количества в нем жира и соединительной ткани.

Измельчение на специальных машинах. В зависимости от термического состояния и вида, мясо измельчают на волчках с разным диаметром отверстий или на специальной мясорубке.

Посол и созревание мяса. После измельчение все сырье раскладывают в специальные ёмкости и подвергают посолу. Мясо заправляют специями и пряностями и ставят в специальные камеры, в которых поддерживается температура 2-4 °С. В процессе созревания фарш приобретает специфический аромат, клейкость и повышается его влагоемкость.

Вторичное измельчение

Процесс вторичного измельчения .

По завершению созревания, фарш повторно измельчают на куттерах и волчках. Куттер – оборудование, которое напоминает чашу с вмонтированными внутри широкими и тонкими лезвиями.

Фарш

Этап приготовление фарша.


В течение этой операции в фарш добавляют пищевые добавки: специи, пряности, шпик. Затем все тщательно перемешивают и добавляют в смесь в нужном количестве воду и лед. Цель этого технологического этапа:

  • получение однородной по составу смеси;
  • перемешивание частиц мяса с водой;
  • равномерное распределение в фарше кусочков шпика.

Шприцевание

Шприцевание – это наполнение искусственных и натуральных оболочек фаршем. По окончанию этой операции колбасные изделия приобретают присущую им форму. Диаметр оболочек зависит от вида изготавливаемой колбасы. Наполнение фаршем оболочки осуществляется на специальном оборудовании с помощью шприца.

Вязка

Вязка колбас : если колбаса большого диаметра, то ее привязывают поперечно через каждые 4 см. Эта перевязка улучшает прочность оболочки. На этом производственном этапе рабочие осуществляют и шприковку, прокалывая оболочку батона там, где скопился воздух. Колбасы, помещенные в искусственную оболочку, вязке не подвергаются.

Осадка

На этом этапе колбасные батоны навешиваются на рейки рам по 5-12 штук так, чтобы они не соприкасались. Затем рамы помещают в специальное отделение для осадки, где при температуре 5-7 ° С колбасы выдерживают в течение 2-4 часов.

Обжарка

После осадки колбасные изделия направляются в обжарочные камеры, где они обрабатываются дымом из опилок определенной породы древесины. (эта операции длится около 4-6 часов при температуре 75-80°С.

Варка

Варка – заключительная операция термической обработки, которая осуществляется в паровых камерах, при температуре около 80 °С. Колбасные батоны с большим диаметром варятся около 2 часов, а сосиски – 10 минут. Готовность колбасного изделия определяется измерением температуры в толще батона, которая должна быть около 70 °С.

Охлаждение и хранение

Охлаждение . На этом этапе колбасные батоны охлаждают под душем либо в специальных помещениях. После охлаждения колбасные изделия обсыхают в специальном отделении и направляются в холодильные камеры для хранения.

Хранение . Большинство вареных колбас не хранятся длительное время. Продолжительность реализации и хранения колбас зависит от особенностей применяемой оболочки.

Составляем бизнес-план открытия цеха по производству вареной колбасы «Молочной»

1. Закупаем оборудование для производства вареной колбасы:

Дефростер ДРх14 – оборудование, предназначенное для размораживания сырья. Средняя цена дефростера составляет 63 000 000 рублей;

Волчок – мясорубка больших размеров, которая используется для перемалывания мяса в больших количествах. Цена — 455 000 рублей;

Перекрутчик — оборудование, которое позволяет дозировать и перекручивать колбасные изделия

Конвейер для жиловки и обвалки мяса. Конструкция такого оборудования предусматривает создание нескольких конвейеров с разной производительностью путем сортировки секций. Средняя стоимость – 660 000 рублей;

Тележка – 2000 рублей;

Ледогенератор производительностью 100-6000 кг. в сутки стоит 100 000 рублей;

Куттер используется для повторного измельчения фарша. Емкость чаши этого оборудования может составлять 80-420 литров. Цена — 800 000 рублей;

Блокорезка – измельчители замороженного мяса. Применяются для измельчения замороженных блоков мяса для их последующей переработки в мясорубках и куттерах. Стоимость — 120 000 рублей;

Шприц вакуумный роторного типа. Используется для набивки различных видов паштетов и колбас. Цена – 520 000 рублей;

Шпигорезка – для измельчения различных продуктов питания и их нарезки по заданным параметрам размера и формы. Стоимость – 90 000 рублей;

Клипсатор предназначен для упаковки пищевой продукции в пакеты. Цена – 700 000 рублей;

Термокамера – оборудование, использующееся для термической обработки колбасных изделий. Основные процессы: обжарка, сушка, варка, охлаждение, копчение. Стоимость — 2 710 000 рублей;

Итого: 69 257 500

Затраты на доставку и монтаж оборудования – 1 000 000 рублей

Итого капитальные затраты: 70 257 500 рублей.

2. Нанимаем рабочих

Для производства и реализации продукции необходимо 18 рабочих, в число которых входят:

  • директор с месячным окладом – 50000 рублей;
  • бухгалтер – 20000 рублей;
  • 2 мастера – 20000 рублей;
  • водитель – 8000 рублей;
  • технолог – 16 000 рублей;
  • 10 рабочих — 100000 рублей;
  • грузчик – 8000 рублей
  • продавец – 8000 рублей;

Итого месячный фонд заработной платы для проектируемого цеха составит: 230 000 рублей.

Годовой фонд заработной платы: 2760 000 рублей.

3. Планируем объем продаж

Проектируемый цех сможет производить 70 тонн готовой колбасной продукции в месяц. Средняя стоимость 1 кг молочной колбасы составляет 280 рублей за 1 кг.

Ежемесячная выручка за месяц составит: 280 * 70 000 = 19 600 000 рублей.

Годовая выручка от реализации колбасной продукции: 235 200 000 рублей

4. Рассчитываем себестоимость продукции

Рассчитываем материальные затраты на 1 тонну готовой продукции…

Затраты на покупку основного сырья и материалов:

  • говядина жилованная – 41250 рублей;
  • свинина жилованная – 73200 рублей;
  • меланж или яйца куриные – 4000 рублей;
  • молоко коровье сухое (цельное) – 3000 рублей;
  • соль поваренная пищевая – 300 рублей;
  • натрия нитрит — 10 рублей;
  • сахар-песок – 30 рублей;
  • перец белый или черный молотый – 400 рублей;
  • перец душистый молотый – 320 рублей;
  • орех мускатный – 400 рублей;

Итого затраты на сырье: 122 910 рублей.

Вспомогательные материалы:

  • оболочка – 3 рубля;
  • шпагат – 2 рубля.

Итого затраты на вспомогательные материалы: 5 рублей.

Затраты на энергию всех видов и воду:

  • вода – 250 рублей;
  • пар – 3 рубля;
  • холод – 160 рублей;
  • сжатый воздух – 450 рублей;
  • газ – 330 рублей;
  • электроэнергия – 200 рублей.

Итого затраты на энергию и воду: 1393 рублей.

Итого затраты на производство 1 тонны продукции: 124 308 рублей.

Калькуляция себестоимости 1 кг колбасы вареной «Молочная»:

  • Затраты на материалы, с учетом возвратных отходов – 220,3
  • Общехозяйственные расходы – 3 рублей;

Коммерческие расходы – 1,2 рублей;

Полная себестоимость 1 кг. готовой продукции – 224,5 рублей.

Рассчитываем постоянные годовые затраты:

  • Амортизация оборудования – 1257, 5 тыс. рублей *0,12 = 150, 9 тыс. рублей;
  • Аренда и ремонт помещения – 80 000 рублей;
  • Зарплата – 2760 000 рублей;
  • Административные расходы – 60 000 рублей;
  • Коммунальные услуги – 70 000 рублей;
  • Реклама – 450 000 рублей.

Итого постоянные издержки: 35 709 000 тыс. рублей.

Переменные затраты (в год): 224,5 *70000*12 =188 580 000 рублей.

Валовые издержки: 35 709 000 + 188 580 000 = 224 289 000 рублей.

Сумма покрытия: 235 200 000 – 188 580 000 = 46 620 000 рублей. Коэффициент покрытия: 46620000/235 200 000=0,19

Пороговая выручка: 35 709 000/0,19=187 942 105 рублей

Выручка от реализации выше пороговой.

Расчет прибыли и рентабельности:

Прибыль рассчитывается как разница между выручкой от реализации и полной себестоимости продукции. 235 200 000 – 188 580 000 = 46 620 000 рублей. Рентабельность продукции (прибыль от реализации колбасной продукции/ Себестоимость): 46 620 000 /188 580 000 = 24,7 %.