Ранние этапы развития субъекта сергиенко е а. Сергиенко Е.А

ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ, 2009, том 30, № 5, с. 117-118

НАШИ ЮБИЛЯРЫ ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА СЕРГИЕНКО

13 октября 2009 г. отмечает свой юбилей Елена Алексеевна Сергиенко - известный российский ученый, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии развития Института психологии РАН.

Елена Алексеевна родилась в Москве, с 1967 по 1972 гг. училась на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. По окончании университета ярко выраженная познавательная мотивация побудила ее устроиться на работу в Институт психологии АН СССР (ныне РАН), в котором она работает и по сей день. За эти годы Елена Алексеевна прошла путь от младшего научного сотрудника до заведующей лабораторией: с 1993 г. она возглавляет лабораторию когнитивной психологии, ныне - психологии развития.

Сфера научных интересов Е.А. Сергиенко широка и разнообразна: от изучения сенсорно-перцептивных процессов в раннем онтогенезе человека до природы познания, а в последние годы - и психологии субъекта. Первые исследования, которые Е.А. Сергиенко проводила под руководством А. А. Митькина, были посвящены раннему онтогенезу зрительного восприятия младенца. В 1978 г. она защитила кандидатскую диссертацию на тему "Глазодвигательная активность младенцев в условиях динамической стимуляции". Несомненная научная эрудиция Елены Алексеевны позволила рассмотреть ей эту, казалось бы, частную проблему в широком контексте преобразований, происходящих в период раннего

детства, и даже в целом в процессе исторического развития психики в эволюции. Работы Е.А. Сергиенко отчетливо свидетельствуют о том, как от кандидатской диссертации к докторской "Антиципация в раннем онтогенезе человека" (1997) формировалось и оттачивалось ее системно-эволюционное мировоззрение.

Исследования Елены Алексеевны всегда отличались новизной и нередко были пионерскими. Это в полной мере относится как к самым первым работам, так и настоящим ее трудам. Она впервые показала, что зрительный мир младенца упорядочен. Маленький человек активно участвует в организации зрительного опыта: движение играет порождающую роль в целостном восприятии. Сенсорное и моторное развитие образуют неразрывное единство. В этой единой системе ее составляющие развиваются гетерогенно и гетеро-хронно, образуя иерархию уровней.

Исследования антиципации на ранних этапах онтогенеза человека позволили ей прийти к принципиально новым взглядам на восприятие и мышление, соотношение "низших" и "высших" звеньев в познании. Большой цикл работ, посвященных антиципации, широкий анализ эволюционного развития привел Сергиенко также к новаторской идее об имманентности антиципации для психической организации и к важному положению о том, что антиципация - стержневой феномен эволюционного развития. Принципиально значимым в разработке проблемы антиципации являлось то, что она перестала представляться психологами как только пространственно-временное упреждение событий, а начала рассматриваться и как ожидание определенных событий, т.е. избирательность.

Пионерскими стали также исследования Е.А. Сергиенко и ее учеников в новом для российской психологии направлении анализа моделей психического (theory of mind): становления способности субъекта понимать психическое у себя и другого человека. Именно она ввела термин "модель психического" в понятийный аппарат отечественной психологии. Елена Алексеевна организовала большие циклы исследований, которые позволили представить природу данной способности и уровни ее развития в детском возрасте. В настоящее время в лаборатории, возглав-

ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА СЕРГИЕНКО

ляемой Еленой Алексеевной, эти исследования продолжаются и содержательно развиваются.

Новаторским для психологии является также и разработка категории "контроль поведения". Длительная работа в области психологии развития и когнитивной психологии привели Е.А. Сергиенко к необходимости более глубокого осмысления проблемы саморегуляции. Результаты собственных исследований и анализ различных подходов к этой проблеме позволили обосновать, что для сознательной организации человеком своего поведения, саморегуляции необходимо наличие ресурса возможностей. Этот ресурс должен объединять в себе не только когнитивные способности, но и другие способы взаимодействия с актуальными обстоятельствами - эмоции и волевые процессы. Эти идеи оказались тесно связаны с положениями психологии субъекта А.В. Брушлинского о системном и интегративном характере самоорганизации человека как субъекта. Таким образом, возникла концепция контроля поведения - интег-ративной характеристики субъекта, отражающей индивидуальный способ взаимодействия человека и ситуации на основе когнитивного анализа, эмоциональной регуляции и волевого действия. Эмпирическая проверка концепции Е.А. Серги-енко осуществляется в многочисленных работах ее учеников.

Верность системным и эволюционным принципам в науке, потребность в целостном изучении человека, а также большое научное и человеческое влияние А.В. Брушлинского привели автора к исследованиям проблемы субъекта. Ею разрабатывается системно-субъектный подход в психологии. В нем предложен уровневый критерий субъектности, выделены уровни развития субъектности в онтогенезе человека, специфицированы функции субъекта (когнитивная - понимание, регулятивная - контроль поведения, коммуникативная - субъект-субъектные и субъект-объектные отношения).

Е.А. Сергиенко опубликовала более 200 работ, из них две монографии "Развитие антиципации в раннем онтогенезе человека" (1992) и "Раннее когнитивное развитие: новый взгляд" (2006). В 2007 г. эта книга была удостоена престижной премии психологического сообщества "Золотая психея". В юбилейном году выходит новая монография "Развитие модели психического", подготовленная совместно с ее учениками Е.И. Лебедевой и О.А. Прусаковой. Под редакцией Сергиенко и при ее авторском участии вышли коллективные труды: "Ментальная репрезентация: динамика и структура" (совместное ответственное редактирование с А.В. Брушлинским) (1998); "Близнецы:

от рождения до 3-х лет" (2002); "Исследования по когнитивной психологии" (2004); "Феномен и категория зрелости" (2007) (совместное ответственное редактирование с А.Л. Журавлевым); "Совладающее поведения: современное состояние и перспектива" (2008) (совместное ответственное редактирование с А.Л. Журавлевым и Т.Л. Крюковой).

Научная активность и энергия Е.А. Сергиенко направлены не только на академические исследования, много усилий она затрачивает на становление научной организации сообщества российских психологов. Е.А. Сергиенко - член президиумов Российского психологического общества и Учебно-методического объединения университетов России, член ревизионной комиссии МАКИ (Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований), член Международного общества исследований развития поведения (ISSBD), член редколлегии "Психологического журнала", журнала "Психология. Высшая школа экономики", заместитель председателя специализированного Ученого совета по защитам докторских диссертаций Института психологии РАН, член советов факультетов психологии МГУ и Томского государственного университета.

Елена Алексеевна уделяет много внимания и времени работе с молодежью: читает авторский курс "Психология развития" на факультете психологии Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), работает со студентами и аспирантами; является заместителем декана факультета и заведующей кафедрой общей психологии ГАУГН. Совместно с А.Л. Журавлевым Е.А. Сергиенко является ответственным редактором сборника "Труды молодых ученых по психологии", четвертый выпуск которого выходит в этом году. Под руководством Е.А. Сергиенко защищено 10 кандидатских диссертаций.

Елена Алексеевна - жизнелюбивый человек, любящий природу, искусство: музыку, балет, живопись, кино. Она яркая личность, исследователь, развивающий оригинальные идеи, оказавшие значительное влияние на современную психологическую науку. Многие коллеги и ученики Елены Алексеевны отмечают, что принципиальность, активная позиция в отстаивании научных взглядов сочетаются в ней с такими личностными качествами, как благородство, порядочность, надежность в отношениях с людьми.

Редколлегия и редакция "Психологического журнала" присоединяются к многочисленным поздравлениям Елены Алексеевны, желают ей счастья, крепкого здоровья, новых креативных учеников, а также профессиональных и творческих достижений.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 30 № 5 2009

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Пoхожие научные работыпо теме «Психология»

  • V МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ "ПСИХОЛОГИЯ - НАУКА БУДУЩЕГО"

    ЗУЕВ К.Б. - 2014 г.

  • ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ БИБЛИОТЕКЕ СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗАМЕТКИ

    ПАЛЬГУЕВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА - 2015 г.

  • К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ ИЗЮМОВОЙ

    ЖОХОВ А.Е. - 2011 г.

  • В КРУГЕ БЛИЖНЕМПО СЛЕДАМ ОДНОГО АВТОГРАФА

    ФИЛИППОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА - 2007 г.

М.: ИПРАН, 2006. — 464 с.В монографии проведен теоретический и эмпирический анализ представлений о раннем когнитивном развитии и выделены существенные изменения, происшедшие в последние годы в понимании ряда ключевых проблем психологии. Автор, опираясь в том числе и на результаты собственных исследований, представила новый взгляд на широкий диапазон проблем когнитивного развития: от восприятия окружающего мира младенцами до становления человека как субъекта. Акцент сделан на непрерывности познавательного развития и изначальной способности младенцев к репрезентациям, порождению ментального опыта. Восприятие, действие и репрезентация рассматриваются в едином континууме взаимодействия. Представлена гипотеза о взаимодействии и развитии субсистем восприятия и действия. Выделены уровни развития субъекта на основе его способности к пониманию физического и ментального мира. Показана диагностическая ценность уровневых критериев субъектности. С позиций новейших психогенетических исследований раннего когнитивного развития пересматриваются представления о детерминации развития интеллекта, психомоторных способностей, речи, критических и сензитивных периодов развития.
Работа адресована психологам и другим специалистам, разрабатывающим проблемы психического развития человека.Содержание.
Предисловие.
Введение. Революция в когнитивной психологии развития.
Антиципация как принцип развития.
Антиципация как неотъемлемое свойство психики.
Предвосхищающий характер развития.
Сензитивные и критические периоды.
Модель генетико-средового взаимодействия Готтлиба-Эйслина как механизм сензитивного периода.
Ковариация генетических и средовых факторов в современных теориях.
Методы изучения когнитивных способностей младенцев.
Эффекты антиципации в раннем онтогенезе человека.
Избирательность, направленность поведения как антиципация в раннем онтогенезе.
Движение в раннем онтогенезе.
Временно-пространственное упреждение событий и их развитие в раннем онтогенезе.
Развитие антиципации в раннем онтогенезе человека.
Исследование интерсенсорного взаимодействия на модели ранней зрительной депривации.
Интерсенсорное взаимодействие в раннем онтогенезе.
Зрительная депривация.
Почему зрение может играть критическую роль?
Критичность раннего зрительного опыта для дальнейшего развития когнитивных функций.
Антиципация как свидетельство ментальной репрезентации у младенцев.
Восприятия, действия и репрезентации в раннем онтогенезе человека.
Единство восприятия и действия.
Значение теории инвариантной детекции Дж. Гибсона для понимания единства восприятия и действия.
Ментальные репрезентации, восприятие и действие.
Две системы репрезентации и их соотношение с действием.
Экспериментальное изучение соотношения восприятия, действия и ментальной репрезентации у младенцев.
Начальное развитие системы опознания объектов.
Сегрегация объектов основана на тождестве признаков или пространственно-временном тождестве?
Базовые репрезентации.
В чем особенность младенческих категорий?
Проблема восприятия и действия в отечественной психологии.
К вопросу о роли практической деятельности в свете современных исследований раннего онтогенеза.
Развитие бимануальных координации.
Основы познания физического мира.
Репрезентативный младенец.
Начальные репрезентации.
Базовая категоризация.
Экспериментальное обоснование существования базового уровня категоризации у взрослых.
Эволюция феномена антиципации: Почему животные не знают, что настанет зима?
Речевое развитие в свете эволюционных принципов.
Познание ментального мира.
Развитие понимания психического в младенчестве и раннем возрасте.
Теории развития модели психического (Theory of mind).
Модель психического (Theory of mind) как ментальный механизм становления субъектности.
Что дает подход Theory of Mind для понимания когнитивных механизмов развития знаний о мире?
Уровни организации представлений о психическом.
О критериях субъекта.
О роли практической деятельности как основы развития субъекта.
Становление контроля поведения как проявление индивидуальности субъекта.
Экспериментальное исследование развития модели психического.
Генетико-средовые детерминанты раннего когнитивного развития.
Заключение.
Литература.