Разгром фашистов в заполярье. Краткий курс истории

В результате успешного наступления Советских Вооруженных Сил летом 1944 г. были разгромлены группировки немецко-фашистских войск в Белоруссии, Прибалтике, на Карельском перешейке, в Карелии и Эстонии. 4 сентября 1944 г. финские войска прекратили военные действия. Правительство Финляндии приняло условия, выдвинутые Советским правительством, о разрыве с Германией и выводе немецких войск с территории Финляндии не позднее 15 сентября. Оставшиеся после 15 сентября немецкие войска Финляндия должна была разоружить. Положение гитлеровских войск в Заполярье резко ухудшилось, так как они лишились поддержки финских войск и кратчайших сообщений с Германией через Финляндию. Над группировкой немецких войск на Севере нависла угроза изоляции и окружения (единственная шоссейная дорога вдоль норвежского побережья могла быть перерезана нашими войсками).

Советское командование разработало план освобождения Заполярья, по которому войска Карельского фронта должны были нанести главный удар из района южнее оз. Чапр в обход южного фланга и частями морской пехоты Северного флота в обход северного фланга окружить и уничтожить группировку противника в районе р. Титовка. В дальнейшем войска фронта должны были развивать наступление в западном направлении по дорогам на Петсамо, Киркенес, Луостари, Никель и разгромить отступавшие части.

Утром 7 октября 1944 г. войска Карельского фронта перешли в наступление. При наступлении были разгромлены части 2-й горно-стрелковой немецкой дивизии. Одновременно наши войска совершили глубокий обход открытого правого фланга обороны противника по труднопроходимой местности и вышли в район южнее Луостари. Вечером 9 октября со стороны Мотовского залива была произведена высадка десанта. Десант овладел намеченным участком побережья и начал быстро продвигаться в южном направлении. Утром 10 октября части бригады вышли во фланг и тыл обороны противника. После того как определился успех десанта в губе Малая Волоковая, начался прорыв обороны противника на перешейке полуострова Средний. Опасаясь окружения, немцы в ночь на 11 октября начали отход с перешейка полуострова Средний. Для замедления продвижения наших частей противник устраивал каменные завалы (россыпи) на дорогах, минировал их, разрушал мосты. Днем, чтобы затруднить ориентировку и наблюдение, на отдельных рубежах противник ставил дымовые завесы.

Вечером 12 октября два торпедных катера под командованием Героя Советского Союза капитана 3 ранга А.О. Шабалина и лейтенанта Е.А. Успенского вышли в море. За ними с интервалом 7 минут вышли еще две группы катеров с десантом на борту под командованием капитана 2 ранга С.Г. Коршуновича и капитана 3 ранга С.Д. Зюзина. При подходе к Петсамской губе на расстояние 20-30 каб. катера были обнаружены противником. Вспыхнули прожекторы, осветительные снаряды, береговые батареи открыли интенсивный огонь. Увеличив ход, катера прорвались через огневую завесу и вошли в губу, прижимаясь к западному высокому берегу и стараясь использовать не простреливаемое пространство, несмотря на сильный ружейно-пулеметный огонь, высадили на причалы 52 десантника. Для захвата Линахамари был сформирован десантный отряд моряков в составе 660 человек под общим командованием майора И.А. Тимофеева. Высаженный же в порту десант, не дожидаясь рассвета, пошел в наступление. Основные силы отряда под командованием майора И.А. Тимофеева наступали на сильно укрепленный опорный пункт. На рассвете 13 октября противник двумя ротами пехоты контратаковал группу Тимофеева. Бой перешел в рукопашную схватку, в результате которой гитлеровцы были отброшены. К 12 часам опорный пункт и батарея были заняты.

15 октября войска Карельского фронта и части Северного флота штурмом овладели г. Петсамо. В дальнейшем наступление сухопутных войск развивалось в направлении Никель, Наутси и по дороге Петсамо – Киркенес. К 24 октября 14-я армия вышла на подступы к Киркенесу. Для содействия сухопутным войскам в овладении городом было решено высадить десант в заливе Хольменгро-фьорд. Утром 25 октября отряд высадки в составе 12 торпедных катеров, 2 малых и 1 большого охотника за подводными лодками под командованием командира бригады торпедных катеров капитана 1 ранга А.В. Кузьмина высадил два батальона морской пехоты. Двигаясь вдоль Бек-фьорда на Якобснес, десант помог войскам армии овладеть г. Киркенес. Побережье от Линахамари до Бек-фьорда было очищено от противника.

В ходе Петсамо-Киркенесской операции территория Советского Заполярья была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков. В целях завершения разгрома противника советские войска 22 октября 1944 года перешли норвежскую границу и начали освобождение Северной Норвегии. 1 ноября, завершили полное освобождение Печенгской области от немецких захватчиков. В честь побед советских воинов, освобождавших Заполярье, в столице нашей Родины Москве четырежды гремели залпы салютов.

Участвуя в разгроме гитлеровских войск на суше, Северный флот одновременно действовал на морских сообщениях противника. Противник прилагал все усилия, чтобы защитить единственный путь, по которому он мог осуществлять эвакуацию и получать подкрепления из ближайшего тыла. Конвои и отдельные суда шли в охранении большого числа кораблей и под прикрытием истребительной авиации. Успешные действия Северного флота на вражеских коммуникациях сорвали планы немецко-фашистского командования по эвакуации из Северной Финляндии. Действия на коммуникациях имели и самостоятельный оперативный результат: тысячи эвакуируемых на транспортах солдат и офицеров противника, много техники не достигли портов назначения и погибли в море.

Разгром немецко-фашистских войск в Заполярье имел важное военное и политическое значение. Красная Армия положила начало освобождению Норвегии от фашистской оккупации. Была разгромлена крупная группировка вражеских войск. Промышленность Германии лишилась значительной доли стратегического сырья – никеля. Северный флот получил новые базы и аэродромы в Варангер-фьорде, а немецко-фашистский флот лишился баз в Северной Норвегии.

Высоко оценив заслуги личного состава Северного флота, Военно-Воздушных Сил, частей Красной Армии, моряков торгового и промыслового флотов, работников Северного морского пути и арктических станций, всех трудящихся северных районов нашей страны в защите Отечества от немецко-фашистских захватчиков, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 5 декабря 1944 г. учредил медаль "За оборону Советского Заполярья", которой был награжден весь личный состав Северного флота, принимавший участие в боевых действиях.

И сегодня североморцы помнят и чтут имена героев-подводников Ивана Колышкина, Магомета Гаджиева, Николая Лунина, Григория Щедрина, Израиля Фисановича, Федора Видяева, летчиков Бориса Сафонова, Ивана Катунина, Захара Сорокина, Петра Сгибнева, катерников Александра Шабалина, Владимира Алексеева, Сергея Коршуновича, отважных разведчиков Виктора Леонова, Сергея Агафонова, Ивана Каторжного, морских пехотинцев Василия Кислякова, Ивана Сивко, Анатолия Бредова и многих других несгибаемых защитников Заполярья.


В России, говоря о Великой Отечественной войне, вспоминают поражения 1941-1942 годов, битву под Москвой, блокаду Ленинграда, сражение за Сталинград, Северный Кавказ, Огненную дугу и ряд других знаменитых операций. Но мало что могут сказать о войне на Севере, на Кольском полуострове, если вообще слышали об этой странице Великой войны.


Кольский полуостров занимал большое место в агрессивных планах немецкого военно-политического командования. Во-первых, Берлин интересовал город Мурманск – незамерзающий порт, база Северного флота СССР. Кроме того, Мурманский порт с основной частью страны соединяла Кировская железная дорога, это давало возможность получать грузы военного характера и быстро доставлять их в Центральную Россию. Поэтому, немцы планировали захватить порт и перерезать железную дорогу в кратчайшие сроки. Во-вторых, Гитлера привлекали богатые природные богатства Кольской земли, и особенно месторождения никеля – металла, очень необходимого для германского военно-промышленного комплекса и экономик союзников Германии. В-третьих, эти земли интересовали финскую элиту, по их планам Кольский полуостров должен был стать частью «Великой Финляндии».

Для захвата Кольского полуострова на арктическом театре военных действий была сконцентрирована армия «Норвегия» (её сформировали в декабре 1940 года) в составе 3-х корпусов – двух горных немецких корпусов и одного финского корпуса. Её возглавлял генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст.

Генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст


В армии было 97 тыс. человек, 1037 орудий и миномётов, 106 танков. Эту армию поддерживала часть сил 5-го воздушного флота и Военно-морских сил Третьего Рейха.


Им противостояла советская 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях, под командованием Валериана Фролова. На момент начала военных действий армия включала в себя: 4-й стрелковый корпус (10-я и 122-я стрелковые дивизии), 14-ю, 52-ю стрелковые дивизии, 1-ю танковую дивизию, 1-ю смешанную авиадивизию, 23-й укреплённый район и ряд других соединений. 23-й укреплённый район (УР) располагался на полуостровах Рыбачий и Средний и занимал полосу обороны по фронту в 85 километров, глубиной в 5 километров, имея в наличии 7 узлов обороны, состоящих из 12 построенных и боеготовых долговременных оборонительных сооружений, и 30 находящихся на стадии строительства. УР защищали два пулемётных батальона (ещё два планировали развернуть), кроме того, в его полосе действовал один из полков 14-й сд. В армии было 52,6 тыс. человек личного состава, 1150 орудий и миномётов, 392 танка. С моря 14-ю армию прикрывали корабли и авиация Северного флота (8 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, 15 подводных лодок, 116 самолётов).

Надо сказать, что в дальнейшем состав сил двух армий постоянно менялся, т. к. стороны их постоянно наращивали.

Провал Арктического блицкрига.

Великая война в Заполярье началась в ночь на 22 июня 1941 года с массированных авиационных налётов на города, населённые пункты, промышленные объекты, погранзаставы и военно-морские базы.

Немцы уже после оккупации Норвегии начали разрабатывать план ведения войны в Заполярье. Планирование операции начали 13 августа 1940 г. и завершили в октябре того же года. Мурманская операция (план Блауфукс или план Зильберфукс, нем. Unternehmen Silberfuchs - «Полярная лиса») была составной частью плана «Барбаросса». Она делилась на несколько этапов. Во время первого - Операция Реннтир («Северный олень») - немецкая 2-я горнострелковая дивизия и 3-я горнострелковая дивизия из состава горного корпуса «Норвегия» вторглись в район Петсамо (там располагались никелевые шахты) и захватили его.


Надо отметить, что советские войска не были застигнуты врасплох, как часто показывают начало Великой Отечественной войны. Уже 14-15 июня 122-я стрелковая дивизия из состава 14-й армии по приказу командующего Ленинградским военным округом М. М. Попова была выдвинута к государственной границе. Дивизия должна была прикрыть кандалакшское направление. Оно имело стратегическое значение - в случае успеха войска противника выходили к Кандалакшскому заливу Белого моря и отрезали Кольский полуостров от центральных районов страны. 19-го к границе начали выдвигать 1-ю танковую дивизию, 21-го по тревоге подняли 52 сд, она была дислоцирована в Мурманске, Мончегорске и Кировске. В ночь на 22 июня к границе перебросили два полка и разведывательный батальон 14-й сд. Кроме того, успеху обороны сопутствовал фактор труднодоступной местности.

28-29 июня 1941 года начались активные боевые действия на Мурманском направлении (главный удар). Это был второй этап - операция Платинфукс (нем. Platinfuchs - «Платиновая лиса»), немецкие силы наступали через Титовку, Ура-Губу к Полярному (главная база Северного флота) и Мурманску. Гитлеровцы планировали захватить базы Северного флота, блокировать и захватить Мурманск, а затем выйти к побережью Белого моря и занять Архангельск. В ходе второй же фазы операции собирались выполнить и третью – провести операцию «Песец» (нем. «Polarfuchs»). 2-я немецкая горная дивизия наступала на Полярное, а одна финская дивизия и одна немецкая дивизия должны были идти от Кемиярви на восток.

28 апреля на Мурманском направлении в атаку пошли 2-я и 3-я горнострелковые дивизии, 40-й и 112-й отдельные танковые батальоны. Они имели на решающем направлении 4-кратное преимущество - 95-й стрелковый полк 14-й сд не выдержал удара и отступил, сломав порядки подошедшего на помощь 325-го стрелкового полка той же дивизии. Но гитлеровцам не удалось разгромить гарнизон 23-го УРА на полуостровах Рыбачий и Средний. Гарнизон, опираясь на мощные укрепления и береговые батареи (3-х 130-миллиметровых и 4-х 100-миллиметровых орудий), отбил все атаки.

К 30 июня 52-я сд закрепилась на реке Западная Лица («Долина славы») и в течение всего июля отбивала все попытки немцев форсировать водную преграду. На правом фланге держали оборону перегруппировавшиеся части 14 сд. В сентябре оборона была усилена 186-й стрелковой дивизией (Полярная дивизия), после этого фронт на этом участке стабилизировался до 1944 года. За 104 дня боёв немцы продвинулись на 30-60 км и не решили поставленные задачи. Свою положительную роль сыграли и десанты морской пехоты Северного флота - удары во фланг противнику были нанесены 7 и 14 июля. А также «непотопляемый линкор Заполярья» - полуостров Рыбачий, на участке 23-го УРа и 135-го стрелкового полка 14-й сд гитлеровцам так и не удалось перейти за пограничный знак № 1.


На кандалакшском направлении первый удар отразили 24 июня. 1 июля 1941 года немцы силами 36-го армейского корпуса, в него входили 169-я пехотная дивизия, горнострелковая бригада СС «Норд», а также финская 6-я пехотная дивизия и два финских егерских батальона, начали генеральное наступление на Кандалакшу. Врагу противостояла 122-я сд, 1-я танковая дивизия (до середины июля 1941 года, затем её отвели на другой участок фронта) и переброшенная позднее в район Кайралы 104-я сд (без 242-го стрелкового полка, который находился на кестеньгском направлении). До начала августа шли ожесточённые бои с небольшим продвижением частей противника. В начале августа 1941 в тыл советским силам проник усиленный финский батальон. Финны оседлали дорогу в районе станции Нямозеро, в результате советской группировке пришлось в течение двух недель вести бои в странном окружении. Всего один батальон противника блокировал пять стрелковых полков, три артполка и другие соединения. Этот случай говорит о сложности театра боевых действий, отсутствии развитой дорожной сети, труднопроходимости местности среди лесов и болот. Когда через две недели дорогу разблокировали, враг нанёс сильный удар с фронта и вынудил части Красной Армии отойти. Советские войска закрепились в четырёх км восточней Алакуртти, и там линия фронта стабилизировалась до 1944 года. Максимальное продвижение противника составило около 95 километров.


На кестеньгском направление держал оборону 242-й стрелковый полк 104-й сд. Активные боевые действия начались с начала июля 1941 года. Немцам удалось к 10 июля выйти к реке Софьянга, а в ноябре захватить Кестеньгу и продвинуться от неё на восток ещё примерно на 30 км. К 11 ноября 1941 года линия фронта стабилизировалась в 40 км западнее Лоухи. К тому времени группировка советских войск на этом участке фронта была усилена 5-й стрелковой бригадой и 88-й сд.

Немецкое лыжное подразделение в Заполярье

К осени 1941 года стало понятно, что план молниеносной войны в Арктике сорван. В жестоких оборонительных боях, проявляя мужество и стойкость, советские пограничники, бойцы 14-й армии, моряки Северного флота обескровили наступающие подразделения врага и заставили немцев взять паузу и перейти к обороне. Немецкому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Несмотря на отдельные начальные успехи, немецким войскам не удалось выйти к Мурманской железной дороге ни на одном участке, а также захватить базы Северного флота, выйти к Мурманску и захватить его. В результате здесь находился единственный участок советско-германского фронта, где войска противника были остановлены уже в нескольких десятках километров от линии советской Государственной границы, а в отдельных местах немцы даже не смогли перейти границу.

Морские пехотинцы Северного флота на палубе катера проекта МО-4

Огромную помощь соединениям Красной Армии и Военно-Морского Флота СССР оказали жители Мурманской области. Уже в первый день Великой войны в Мурманской области было введено военное положение, в военных комиссариатах начали мобилизацию военнообязанных, и в военкоматы поступило до 3,5 тыс. заявлений от добровольцев. Всего на фронт ушел каждый шестой житель области - более 50 тыс. человек.

Партийные, советские и военные органы организовали всеобщее военное обучение населения. В районах и населённых пунктах формировались части народного ополчения, истребительные отряды, санитарные дружины, соединения местной ПВО. Так, мурманский истребительный полк только за несколько первых недель войны 13 раз выходил на задания, которые были связаны с уничтожением вражеских диверсионно-разведывательных групп. Бойцы Кандалакшского истребительного батальона непосредственно участвовали в боевых действиях в Карелии в районе станции Лоухи. Бойцы истребительных соединений Кольского и Кировского районов несли службу по охране Кировской железной дороги.


Партизаны Заполярья


Летом 1942 года по инициативе обкома партии в области были образованы партизанские отряды «Большевик Заполярья» и «Советский Мурман». Учитывая тот факт, что Мурманская область была практически не оккупирована, партизанские соединения базировались на своей территории и уходили в глубокие рейды по тылам противника. Основным объектом действий партизанских отрядов стала автодорога Рованиеми - Петсамо, по ней шло снабжение немецких войск, расположенных в областях Северной Финляндии. Во время рейдов мурманские партизаны нападали на вражеские гарнизоны, нарушали линии связи и коммуникации, проводили разведывательно-диверсионную деятельность, захватывали пленных. Несколько партизанских отрядов также действовало и на Кандалакшском направлении.


Примерно 30 тыс. человек мобилизовали на военно-строительные работы. Эти люди на подступах к Мурманску и Кандалакше создали несколько оборонительных линий. С участием гражданского населения велось массовое строительство окопов, щелей, бомбоубежищ. С конца июня 1941 года из области началась массовая эвакуация гражданского населения и промышленного оборудования. Первоначально её осуществляли с помощью железнодорожного транспорта, затем с помощью кораблей и судов – везли в Архангельск. Вывозили детей, женщин, стариков, запасы стратегического сырья, оборудование с «Северникеля», Туломских и Нивских гидростанций. Всего за пределы Мурманской области вывезли 8 тыс. вагонов и более 100 судов – эта эвакуация стала частью более масштабной операции, которую проводили по всем западным областям Советского Союза. Те предприятия, которые были оставлены в области, были переведены на военные рельсы и ориентированы на выполнение военных заказов.

Все рыболовные траулеры были переданы в состав Северного флота. Судоремонтные предприятия провели работу по переоборудованию их в боевые корабли, на них устанавливали вооружение. Судоремонтные заводы также ремонтировали боевые корабли и подводные лодки. Уже с 23 июня все предприятия области перешли на круглосуточный (чрезвычайный) режим работы.

Предприятия Мурманска, Кандалакши, Кировска, Мончегорска в кратчайшие сроки освоили выпуск автоматического оружия, гранат, минометов. Комбинат «Апатит» начал производство смеси для зажигательных авиабомб, судоремонтные мастерские делали шлюпки, волокуши, горные сани, мебельная фабрика выпускала лыжи для солдат. Артели промысловой кооперации вели производство оленьих упряжек, мыла, переносных печей (буржуек), различной походной утвари, шили обмундирование, ремонтировали обувь. Оленеводческие колхозы передавали армии оленей и нарты, снабжали мясом и рыбой.

Оставшиеся в области женщины, подростки и старики заменили на производстве ушедших на фронт мужчин. Они осваивали на различных курсах новые профессии, выполняли нормы не только здоровых мужчин, но и ставили рекорды. Рабочий день на предприятиях вырос до 10, 12 часов, а иногда и 14 часов.

Рыбаки уже осенью 1941 года возобновили промысел, добывая необходимую для фронта и тыла рыбу в боевых условиях (их могли атаковать вражеские самолёты, субмарины). Хотя сама область и испытывала нехватку продовольствия, но всё же несколько эшелонов с рыбой смогли отправить блокадному Ленинграду. Для того, чтобы улучшить продовольственное снабжение населения Мурманской области при промышленных предприятиях, были созданы подсобные хозяйства, людьми возделывались огороды. Был организован сбор ягод и грибов, лекарственных трав, хвои. Бригады охотников занимались добычей дичи - лосей, диких оленей, птицы. На внутренних водоемах Кольского полуострова был организован лов озерной и речной рыбы.

Кроме того, жители области приняли активное участие в сборе средств для Фонда обороны: люди сдали 15 кг золота, 23,5 кг серебра. Всего же за годы Великой войны от жителей Мурманской области поступило более 65 миллионов рублей. В 1941 году 2,8 млн. рублей было перечислено на создание эскадрильи «Комсомолец Заполярья», а железнодорожники построили на свои средства эскадрилью «Советский Мурман». Было собрано и отправлено более 60 тыс. подарков на фронт бойцам Красной Армии. Школьные здания в населённых пунктах переоборудовали под госпитали.

И всё это делалось в самых тяжёлых условиях прифронтовой зоны, населённые пункты подвергались постоянным ударам с воздуха. Так, с лета 1942 года Мурманск подвергался жестоким бомбардировкам, только 18 июня немецкие самолёты сбросили 12 тыс. бомб, огонь уничтожил в городе больше 600 деревянных зданий. Всего с 1941 по 1944 год на главный город области было совершено 792 налета немецких ВВС, люфтваффе сбросили около 7 тыс. фугасных и 200 тыс. зажигательных бомб. В Мурманске было разрушено и сожжено более 1500 домов (три четверти всего жилого фонда), 437 производственных и служебных зданий. Немецкая авиация регулярно наносила удары по Кировской железной дороге. За время военных действий в Заполярье на каждый километр железнодорожной магистрали немецкие ВВС сбросили в среднем 120 бомб. Но, невзирая на постоянную опасность попасть под бомбардировку или обстрел, мурманские железнодорожники и портовики делали свое дело, и связь с Большой землей не прервалась, по Кировской железной дороге шли составы. Надо отметить, что силами ПВО над Мурманском и Кировской железной дорогой в 1941-1943 годы было сбито 185 самолётов врага.

Мурманск после бомбардировок.


По количеству и плотности нанесенных по городу бомбовых ударов среди советских городов Мурманск уступает лишь Сталинграду. В результате немецких бомбардировок было уничтожено три четверти города.


Большое сражение в 1942 году развернулось в морской зоне. Союзники СССР по Антигитлеровской коалиции начали поставку военной техники, снаряжения, продовольствия. Советский Союз поставлял союзникам стратегическое сырьё. Всего за время Великой войны в Мурманск и Архангельск пришло 42 союзных конвоя (722 транспорта), из Советского Союза было отправлено 36 конвоев (достигли портов назначения 682 транспорта). Первый союзный конвой прибыл в порт Мурманска 11 января 1942 года, а всего за время Великой отечественной войны в нём было разгружено до 300 судов, переработано более 1,2 млн. тонн иностранных грузов.

Немецкое командование попыталось сорвать поставки грузов, перерезать эту стратегическую коммуникацию. Для борьбы с конвоями союзников были привлечены большие силы люфтваффе, кригсмарине и надводных сил, которые находились в норвежских базах. Основная нагрузка по охране конвоев была возложена на силы британского флота и советский Северный флот. Только для охраны конвоев корабли Северного флота совершили 838 выходов. Кроме того, с воздуха вела разведку, прикрывала конвои морская авиация. ВВС также наносили удары по немецким базам и аэродромам, кораблям врага в открытом море. Советские подводные силы выходили в море и несли боевую вахту у немецких военно-морских баз и на возможных путях перехода крупных надводных кораблей военно-морских сил Рейха. Общими усилиями британских и советских сил прикрытия было уничтожено 27 вражеских субмарин, 2 линейных корабля и 3 эсминца. В целом, охрана конвоев действовала успешно: под прикрытием моряков и лётчиков Северного флота и британских ВМС морские караваны потеряли 85 транспортов, дошли до своей цели более 1400.

Кроме того, Северный флот вёл активную боевую деятельность у берегов противника, стараясь сорвать морские перевозки немцев вдоль побережья Северной Норвегии. Если в 1941-1942 годы в этих операциях был задействован в основном подводный флот, то со второй половины 1943 года первую скрипку стали играть силы морской авиации. Всего за 1941-1945 годы Северный флот, в основном усилиями ВВС СФ, уничтожил более 200 кораблей и вспомогательных судов врага, свыше 400 транспортов общим тоннажем в 1 млн. тонн и около 1,3 тыс. самолетов.

Эсминец советского Северного флота проекта 7 «Грозный» в море

В полосе действий 14-й армии линия фронта в период с осени 1941 по осень 1944 года была очень стабильной. Обе стороны испытывали одинаковые сложности. Во-первых, быстрой, манёвренной войне мешали природно-климатические условия. Сплошного фронта не было, боевые порядки заменяли непреодолимые крупными формированиями каменные гряды, болота, реки, озёра, леса. Во-вторых, оборонительные порядки немецких и советских войск постоянно совершенствовались. В-третьих, ни у советского командования, ни у немцев не было решающего перевеса в силах.

В основном противостоящие друг другу армии проводили разведки, диверсии (в том числе с помощью партизан), совершенствовали оборону. Из наиболее значимых действий можно отметить контрнаступление Красной Армии в конце апреля 1942 года на кестеньгском направлении. Советские войска фактически сорвали немецкое наступление, разведка выявила концентрацию вражеских сил на этом направлении. Но после 10-дневного сражения ситуация стабилизировалась на прежних позициях. В это же время Красная армия попробовала перейти в наступление на мурманском направлении – на рубеже реки Западная Лица. Советские войска смогли пробиться на несколько километров вперёд, но вскоре немцы восстановили фронт.После этого более или менее крупномасштабных боевых действий в полосе 14-й армии не было до октября 1944 года.

Советские подводные лодки серии «С» в порту Полярный

К осени 1944 года советские войска прочно удерживали стратегическую инициативу на всём протяжении советско-германского фронта. Пришло время разгромить врага и на северном участке фронта.

14-я армия стала основной боевой силой в Петсамо-Киркенесской операции (проходила с 7 октября по 1 ноября 1944 года). Армия получила задачу уничтожить главные силы 19-го немецкого горнострелкового корпуса (корпус «Норвегия»), которые укрепились в области Петсамо, и в дальнейшем продолжать наступление в направлении на Киркенес в Северной Норвегии.

14-я армия под командованием генерал-лейтенанта Владимира Щербакова имела в своём составе: 8 стрелковых дивизий, 5 стрелковых, 1 танковую и 2 инженерные бригады, 1 бригаду реактивных установок, 21 артиллерийских и миномётных полка, 2 полка САУ. В ней было 97 тыс. солдат и офицеров, 2212 орудий и миномётов, 107 танков и самоходных артустановок. Армию с воздуха поддерживала 7-я воздушная армия - 689 самолётов. А с моря Северный флот под командованием адмирала Арсения Головко. Флот участвовал в операции силами отрядов кораблей, 2 бригад морской пехоты и 276 самолётов морской авиации.

В немецком 19-м горном корпусе было: 3 горные дивизии и 4 бригады (53 тыс. солдат и офицеров), 753 орудия и миномёта. Командовал им генерал горнострелковых войск Фердинанд Йодль. С воздуха прикрывали силы 5-го воздушного флота – до 160 самолётов. На море действовали немецкие ВМС.

Ситуацию осложнял тот фактор, что в за три года немцы соорудили т. н. лапландский оборонительный вал. А после выхода Финляндии из войны (19 сентября 1944 года), военно-строительные работы приняли очень активный характер. На фронте в 90 км тянулись минные поля, проволочные заграждения, противотанковые рвы и надолбы, возводились железобетонные и бронированные огневые точки, укрытия, траншеи, ходы сообщения. Укрепления перехватывали все перевалы, лощины, дороги, господствующие высоты. Со стороны моря позиции усиливали береговые батареи и зенитные позиции, устроенные в капонирах. И это притом, что местность и так была труднопроходимой – речки, озёра, болота, скалы.

7 октября 1944 года после артподготовки началось наступление. Ещё до его начала в тыл противнику были заброшены инженерные части с целью уничтожения укреплений врага. На правом фланге ударной группировки наступал 131-й стрелковый корпус, его целью было Петсамо, его поддерживала отвлекающая оперативная группа и две бригады морпехов. На левом фланге в атаку пошёл 99-й стрелковый корпус, он имел задачу наступать в направлении Луостари. На левом же фланге глубокий обходной манёвр совершал 126-й лёгкий стрелковый корпус (его цель также Луостари).

131-й корпус к 15.00 прорвал первую линию обороны немцев и вышел к реке Титовка. 8 октября плацдарм был расширен, и началось движение в направлении на Петсамо. 99-й корпус не смог прорвать оборону немцев в первый день, но сделал это в ночной атаке (в ночь с 7 на 8 октября). В полосе его наступления ввели в бой резерв - 127-й легкий стрелковый корпус, 12 октября они овладели Луостари и начали движение на Петсамо с южного направления.

126-й легкий стрелковый корпус, совершая тяжелый обходной манёвр, к 11 октября вышел западнее Луостари и перерезал дорогу Петсамо - Салмиярви. Этим советское командование не допустило подхода немецких подкреплений. Корпус получил следующую задачу – новым обходным маневром оседлать с запада дорогу Петсамо-Тарнет. Задача была выполнена 13 октября.


14 октября к Петсамо подошли 131-й, 99-й и 127-й корпуса, начался штурм. 15 октября Петсамо пал. После этого корпуса армии провели перегруппировку и 18 октября начался второй этап операции. В бой бросили части уже участвовавших в сражении 4-х корпусов и новый резервный 31-й стрелковый корпус. В основном во время этого этапа противника преследовали. На Никель наступали 127-й лёгкий стрелковый и 31-й стрелковый корпуса, на Ахмалахти двигались 99-й стрелковый и 126-й лёгкий стрелковый корпуса, на Тарнет шёл 131-й стрелковый корпус. Уже 20 октября начался охват Никеля, 22-го он пал. Остальные корпуса также вышли на намеченные рубежи к 22 октября.

Высадка морского десанта, 1944 год


18 октября 131-й стрелковый корпус вступил на норвежскую землю. Началось освобождение Северной Норвегии. 24-25 октября был форсирован Яр-Фьорд, силы 14-й армии развернулись веером на норвежской территории. 31-й стрелковый корпус не стал форсировать залив и начал движение глубоко на юг - к 27 октября дошёл до Наусти, выйдя на границу Норвегии и Финляндии. 127-й легкий стрелковый корпус также двигался в южном направлении по западному берегу фьорда. 126-й легкий стрелковый корпус двигался в западном направлении, и 27 октября вышел к Нейдену. 99-й и 131-й стрелковые корпуса устремились на Киркенес и 25 октября заняли его. После этого операция была завершена. Большую роль в операции сыграли морские десанты и действия Северного флота. Это была полная победа.

Изгнанием немецких войск из Киркенеса и выходом на рубеж Нейден, Наусти советская 14-я армия и Северный флот выполнили свои задачи в Петсамо-Киркенесской операции. 9 ноября Ставка Верховного Главнокомандования приказала 14-й армии остановить движение и перейти к обороне. В ходе 19-дневных боев войска армии продвинулись на запад до 150 км, освободив район Петсамо-Печенги и Северную Норвегию. Потеря этих территорий сильно ограничила действия немецких ВМС на советских северных коммуникациях и лишила Третий Рейх возможности получать никелевую руду (стратегический ресурс).

Немецкие войска понесли значительные потери в живой силе, вооружении и боевой технике. Так, 19-й горнострелковый корпус Йодля потерял только убитыми около 30 тыс. человек. Северный флот уничтожил 156 кораблей и судов противника, а силы советской авиации ликвидировали 125 самолётов люфтваффе. Советская армия потеряла убитыми и ранеными более 15 тыс. человек, в том числе на территории Норвегии - более 2 тыс. солдат и офицеров.

В ходе наступления советских войск на Крайнем Севере было показано высокое военное искусство советского военного командования. На высоком уровне было организовано оперативно-тактическое взаимодействие сухопутных войск с силами Северного флота. Советские корпуса провели наступление в условиях сложного характера местности, часто без локтевой связи с соседними частями. Силы 14-й армии умело и гибко маневрировали, использовали в бою специально обученные и подготовленные легкие стрелковые корпуса. Высокий уровень показали инженерные части советской армии, соединения ВМС, морской пехоты.

В ходе Петсамо-Киркенесской операции советские войска освободили оккупированные районы советского Заполярья и оказали огромную помощь в освобождении Норвегии.

Окончательно Норвегия была освобождена также при помощи СССР. 7-8 мая 1945 года немецкое военно-политическое руководство согласилось на полную капитуляцию и немецкая группировка в Норвегии (она насчитывала около 351 тыс. солдат и офицеров) получила распоряжение о сдаче и сложила оружие.

"Мы прошли, не зная пораженья, сквозь леса, болота и снега и, прорвав стальные укрепленья, разгромили злобного врага! " — этой бравурной песней завершается документальный фильм о войне с "белофиннами". Картина вышла на экраны Страны Советов весной 1940 года вскоре после заключения мира с Финляндией.

Главным театром боевых действий был Карельский перешеек, который пересекала полоса укреплений, известная как "Линия Маннергейма". Прорыву "Линии Маннергейма" и был посвящен одноименный фильм. В нем, что неудивительно, ничего не говорилось об огромных потерях, понесенных Красной Армией в лобовых атаках.

Бои в Заполярье носили куда менее интенсивный и кровопролитный характер, чем сражения на Карельском перешейке, севернее Ладожского озера и в Карелии и не удостоились упоминания в кинохрониках. Но именно на самом северном участке фронта советские войска добились наибольших успехов с наименьшими потерями.

На севере борьба шла за незамерзающий порт Петсамо (ныне Печенга), месторождения никеля и базы флота. В них были заинтересованы как СССР, так и Финлядия. Интерес к портам и рудникам проявляли Германия и западные союзиники – Британия и Франция.


Петсамо Лиинахамари, финская фотография, 1939 г.

Заполярный сюрприз

Боевые действия на всех участках фронта советско-финского фронта начались 30 ноября 1939 года. На Крайнем севере наступала советская 14-я армия. Ею командовал комдив Валериан Фролов. 52-я дивизия продвигалась на юг вдоль единственной дороги Петсамо — Рованиеми. 13-й и 104-й дивизиям и силам Северного флота была поставлена задача охраны побережья.

Финны, отмечают исследователи, не предполагали, что Советский Союз бросит в тундру целую общевойсковую армию в составе трех дивизий, пяти приданных артиллерийских полков, зенитного дивизиона и двух танковых батальонов.

2 декабря советские войска захватили порт Петсамо и отрезали Финляндию от Баренцева моря, заняли полуострова Рыбачий и Средний. Вскоре наступление было остановлено. Бои сводились к отражению налетов финских лыжников.

"Никакой сплошной линии фронта не было вообще севернее Ладожского озера, — рассказыает финский историк Карл-Фредерик Геуст. – Ничего похожего на "линию Маннергейма" на севере не было. Для финского командование оказалось сюрпризом, что Красная Армия наступает такими же оргомными силами там, где нет дорог. Финны думали, что невозможно вести наступательные бои крупными силами в условиях бездорожной тундры. Но в Кремле думали по-другому".

Неожиданностью для финнов, по словам российского историка Баира Иринчеева, стало и развертывание советской 9-й армии в Карелии. "Появленеие 52-дивизии, а также трех дивизий 9-й армии, 122-й, 163-й и 44-й было для финнов очень большим сюрпризом. Финнские довоенные планы не предусматривали возможности развертывания столь крупных соединений в тундре".

Историк Михаил Мельтюхов так описывает обстановку в Заполярье в ноябре-декабре 1939 года: "Полуострова Рыбачий и Средний были разделены границей. Объектами территориальных притязаний были именно эти полуострова. Началось наступление, и выяснилось, что финнов там просто нет".

В итоге, рассказывает Михаил Мельтюхов, 52-я дивизия заняла Петсамо и овладела никелевыми рудниками. Лишившись Петсамо, Финляндия потеряла возможность получать помощь от дружественных ей государств. Кроме того, 14-я армия должна была препятствовать возможной высадке, как говорит Мельтюхов, войск "третьих стран".

Сила духа, знание местности, сноровка

Летом 1939 года РККА, несмотря на неудачи первого этапа боев, убедительно разгромила японцев на Халхин-Голе. Во второй половине сентября Красная Армия совершила успешный поход в Восточную Польшу.

Эти победы сыграли с советским командованием злую шутку. В Наркомате обороны, Генштабе и Кремле полагали, что с Финляндией удастся покончить быстро и с незначительными потерями.

Многие части и соединения, воевавшие в Монголии и Польше, были переброшены в Ленинградский военный округ. Однако война на севере оказалась совершенно иной.

Финская армия, по словам историка Карла-Фредрика Геуста, обладала, по меньшей мере, тремя преимуществами. "Во-первых, финны защищали свою страну. Во-вторых, финны в определенной мере были подготовлены к войне в арктических условиях, в частности, все они умели ходить на лыжах. И в третьих, — это в течение долгого времени было секретом — у финской армии была очень эффективная радиоразведка".

Благодаря хорошо поставленной службе радиоперехвата, рассказывает Геуст, финны имели полное представление о намерениях советского командования и могли успешно маневрировать своими небольшими силами, бросая их на самые угрожаемые участки фронта. Этим отчасти объясняется, парадоксальное, казалось бы, обстоятельство, что финнам в ходе войны не раз удавалось окружать части и соединения РККА.

"54-я горно-стрелковая дивизия, местом довоенного дислоцирования которой был город Кандалакша, комплектовалась местными жителями, дивизия была хорошая. Если 163-ю и 44-ю дивизии финнам удалось разбить и заставить отступить, то 54-я, хотя и попала а окружение, продержалась до конца войны и отвлекла на себя всю 9-ю пехотную дивизию финской армии", — рассказывает Баир Иринчеев.

Разгромленная под Суомусалми 44-я дивизия, как и дейстовавшая в районе Петсамо 52-я, понесшая небольшие потери, относились к числу тех соединений Красной Армии, который принимали участие в Польской кампании в сентябре 1939 года.

52-я дивизия 2 декабря 1939 года заняла Петсамо, — восстанавливает ход событий Михаил Мельтюхов, — "и к 18 декабря продвигается до Рованиеми... А 44-я дивизия попала в очень неприятную ситуацию, там же паника началась, и значительная часть потерь связана именно с паникой. Понятно, что потери 44-й были просто несопоставимы с потерями 52-й".

Финская Д.О.Т. на Рыбачьем, июль 2009 г. globant.narod.ru

"Открытая местность в тундре, — замечает Баир Иринчеев, — не позволяла финнам безнаказанно наносить удары и отходить. К тому же Фролов, командующий 14-й армии очень быстро отдал приказ поставить разъезды, болкгаузы, блок-посты вдоль дороги в тундре, чтобы обезопасить коммуникации 52-й дивизии и всей своей армии от налетов финских лыжников".

"Не нужно забывать, — продолжает Баир Иринчеев, — что против 44-й дивизии была развернута целая 9-я дивизия финнов. Часто встречается в литературе, особенно в западной, что финны уничтожили 44-ю дивизию чуть ли не одним батальоном. Это не так. После того как финны заставили 163 дивизию отойти, 44-я оказалась перед сопоставимой финской группировкой".

Экзотический генерал

Действиями финнских войск в районе Петсамо и Салла руководил командующий Лапландской группы генерал Курт Валлениус, известный симпатиями к нацистам. Лапландская группа вместе с Северо-Карельской входила в состав Северо-Финляндской группы.

В районе Салла финны имели четыре отдельных батальона, пехотный полк и артиллерийскую батарею. Их силы в окрестностях Петсамо были еще скромнее: три отдельные роты, отдельная артиллерийская батарея и разведгруппа.

"Маннергейм, главнокомандующий финской армии, в начале марта 1940 года направил Валлениуса в район Выборгского залива. Считалось, что поскольку Валлениус организовал очень крепкую оборну в Лапландии, он также успешно сможет организовать оборону Выборга. Однако из этого ничего не получилось, и через день-два после прибытия Валлениуса под Выборг, его сняли", — рассказывает Карл-Фредрик Геуст.

Баир Иринчеев говорит, что причина опалы была весьма прозаичной: "Валлениус, когда его вызвали из Лапландии на Карельский перешеек, через три дня ушел в запой, и был отправлен в отставку Маннергеймом".

"Поскольку 52-я дивизия получила приказ остановиться и фактически большую часть войны стояла на месте, то, наверное, финский командующий тоже как-то отличился. Но я с трудом себе представляю, что бы он делал, если бы 52-я дивзия получила приказ двигаться дальше. У него просто сил не было, чтобы ее остановить", — рассуждает Михаил Мельтюхов.

Американская газета Pittsburgh Post-Gazette в номере от 18 декабря 1939 года приводит выдержки из интервью генерала Валлениуса шведским журналистам. Он утверждал, что война может продлиться не менее года, и так характеризовал противника:

"Советская артиллерия хороша, танки ничего из себя не представляют, а самолеты пилотируются неумело, — заявил генерал. – У некоторых захваченных в плен советских летчиков были обнаружены отпечатанные таблицы умножения, с помощью которых они должны были решать технические проблемы".

Шведский союзник

На помощь Финляндии в течение всей войны прибывали иностранные добровольцы – венгры, норвежцы, датчане, британцы, эстонцы. Мало кто из них успел побывать на передовой. Самый крупный контингет выставили шведы, которым и в самом деле пришлось понюхать пороха.

В северной Финляндии действовал шведский добровольческий корпус общей численностью около восьми тысяч человек. Добровольцами командовал генерал Эрнст Линдер. С разрешения шведского правительства был сформирован добровольческая эскадрилья, имевшая 12 легких бомбардировщиков и 12 истребителей.

"У Валлеинуса был шведский добровольческий корпус, который прибыл на фронт в Салла в последних числах февраля 1940 года. Шведская эскадрилья прибыла в Лапландию январе. Это был единственный авиаотряд в Лапландии, — говорит Карл-Фредрик Геуст. – Шведская эскадрилья воевала два месяцаю, а шведская пехота и артиллерия только две недели".

По словам финского историка, до прибытия шведской эскадрильи Финляндия не располагала авиацией в Лапландии. Советские бомбардировщики действовали без сопровождения истребителей. По данным Карла-Фредрика Геуста, шведские летчики сбили 9 советских самолетов. Потери шведов составили 5 самолетов. Три пилота погибли, а двое попали в плен.

"Шведская пехота встала в оборону и высвободила финский 40-й пехотный полк, который в полном составе был отправлен на Карельский перешеек. Шведы приняли фронт от 40-го пехотного полка 28 февраля 1940 года", — рассказывает Баир Иринчеев.

"Шведы оказали реальную помощь. Не только тушенкой, как говорится. Они снабжали финнов вооружением, добровольцев там полно служило. Для шведова, Финляндия всегда являлась передовой линией обороны. То есть, чем дальше будет советская граница от Швеции, тем лучше. Именно поэтому шведы оказали самую большую помощь", — объясняет Михаил Мельтюхов.

Десант отменяется

Порт Петсамо, никелевые рудники и пункты базирования флота интересовали практически всех – СССР, Германию, британцев, французов, американцев.

Захват Петсамо для советского командования объяснялся стратегическими соображениями. Карл-Фредрик Геуст напоминает, что западные державы – Британия и Франция – планировали высадить десант на побережье Баренцева моря.

Баир Иринчеев полагает, что угроза британско-французского десанта стала одним из факторов, который побудил советское командование "закончить дело миром", хотя финская армия держалась уже из последних сил.

"Англичанам и французам советско-финская война была, мягко говоря, не очень интересна, — говорит Михаил Мельтюхов. Одно дело на словах поддерживать финнов и что-то им посылать, совсем другое – ввязываться из-за них в войну. Дело было скорее в том, чтобы под шумок захватить железнорудные месторождения в Швеции, которые на 75 процентов снабжали Германию рудой".

Британия и Франция, продолжает Мельтюхов, могли попытаться с одной стороны через Норвегию и Нарвик, а с другой через Петсамо оккупировать этот регион и контролировать его. Западные союзники, считает российский историк, во-первых, не слишком спешили с высадкой. Они расчитывали, что война затянется, и всячески этому способствовали.

Впрочем, для высадки франко-британского десанта требовалась просьба правительтва Финляндии, а также согласие Норвегии и Швеции. Операцию предполагалось начать 20 марта. Мирный договор между Финляндией и СССР был заключен 12 марта.

Британским, французским и польским частям, которым не довелось высадиться в Петсамо, пришлось в апреле воевать уже не с советскими, а с немецкими войсками под Нарвиком в Норвегии. Для проведения операции Weserubung немцы в разрешении не нуждались.

Советский Союз, который с Германией после заключения пакта о ненападении и договора о дружбе и границе связывали партнерские отношения, предоставил немецким военно-морским силам пункт снабжения в Западной Лице на Кольском полуострове.

Документы:

  • Меморандум СССР правительству Финляндии, 14 октября 1939 г.
  • "Новые провокации финляндской военщины", г. "Правда", 29 ноября

В годы Великой Отечественной войны трудно найти более сложный в климатическом отношении участок фронта, чем Заполярье. Противникам приходилось действовать в условиях сурового климата, малонаселенности и прочих «прелестей» природы Крайнего Севера и Арктики. Тут нередки магнитные бури, влияющие, в числе прочего, и на радиосвязь. В период полярной ночи нередка туманная погода, а осенью свирепствуют штормы.

Эти тяжелые природные условия в значительной степени осложняли боевую деятельность авиации. При этом война в Арктике на границе между СССР и Германией, оккупировавшей Норвегию, а с 25 июня – в советской и финской Лапландии, велась с обеих сторон в условиях крайне ограниченных ресурсов (как материальных, так и людских). В то же время почти нигде не описанная война в воздухе, шедшая в этом районе, является одной из самых интересных глав в истории воздушных конфликтов. Здесь между лучшими асами противоборствующих сторон случались настоящие рыцарские поединки, сравнимые с теми, что происходили в небе над Западным фронтом в годы Первой мировой войны.

Немало внимания уделено роли авиации в обеспечении проводки союзных конвоев в порты Мурманска и Архангельска, а также участию союзной (прежде всего британской) авиации. При этом был использован практически весь доступный на сегодня пласт отечественных и зарубежных печатных источников, документы и воспоминания ветеранов.

За прошедшие почти семь десятков лет тема получила достаточно широкое, но однобокое освещение.

Всестороннее изучение воздушной войны в Заполярье началось сразу после ее окончания. К числу первоочередных задач на тот момент относилось создание официальной истории. Так, в 1945–1946 годах появились «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном театре», а также «Исторический отчет о боевой деятельности ВВС СФ в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Завершила создание «лакированной» истории авиации СФ в ВОВ монография В. Бойко «Крылья Северного флота», изданная в 1976 году в Мурманске. Отметим, что и поныне этот труд является практически единственной обобщающей работой по теме авиации Северного флота в войне. Конечно, от роли партии в целом и политработников в частности автору уйти не удалось – время было такое.

Новый всплеск интереса к теме (впрочем, как и ко всей истории Великой Отечественной войны) начался в 90-х годах XX века. Прежде всего выделяются работы таких историков авиации, как Александр Марданов и Юрий Рыбин, которые в различных специализированных журналах опубликовали три десятка статей по различным аспектам воздушной войны в Заполярье.

Отдельно стоит отметить деятельность доцента Поморского международного университета М.Н. Супруна из Архангельска, который смог организовать выпуск четырех выпусков сборника статей «Северные конвои. Исследования. Воспоминания. Документы». Кроме того, в соавторстве с Р.И. Ларинцевым он издал прекрасную книгу «Люфтваффе под Полярной звездой», которая на сегодняшний день является подспорьем для всех интересующихся темой противников североморцев.

Все тот же Роман Ларинцев, совместно с известным исследователем из Таганрога Александром Заблотским, за относительно короткое время издал целую серию статей о противостоянии советской авиации и кригсмарине на севере, которая в итоге вылилась в книгу «Советские ВВС против кригсмарине» (М.: Вече, 2010).

Предпринимались также попытки оценить и действия с обратным знаком – то есть люфтваффе против Северного флота. Это было сделано в книге известной своими германофильскими взглядами тройки авторов – М. Зефирова, Н. Баженова и Д. Дегтева «Тени над Заполярьем: Действия люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев» (М.: ACT, 2008).

Оценивая в целом изданную литературу по теме, стоит признать, что на данный момент цельной картины воздушной войны в Заполярье пока нет. И надеюсь, что предлагаемая работа станет первой ласточкой в деле осмысления результатов войны на северном участке огромного советско-германского фронта.

Немецкое наступление (июнь-сентябрь 1941 г.)

Район советского Заполярья всегда славился большими запасами сырья, топлива и даров моря. После революции в Архангельске, Онеге, Мезени были построены мощные лесозаводы, началась промышленная разработка медно-никелевых руд и апатитов на Кольском полуострове, Воркутинского каменноугольного месторождения, залежей флюорита в районе Амдермы, угля в Норильске, соли и угля – в Нордвике.

Особое значение имел единственный незамерзающий порт на севере Советского Союза – маленький городок Мурманск. Основанный 4 октября 1916 года как Романов-на-Мурмане, он изначально предназначался для обеспечения поставок военных припасов из Европы от союзников по Антанте. Именно из-за этого свою специфику имела и Гражданская война на Севере, когда под предлогом защиты огромных складов с оружием и амуницией сюда был высажен союзный экспедиционный корпус. Во многом из-за этого советская власть в Заполярье установилась относительно поздно – только 7 марта 1920 года. За следующие 12 лет город получил серьезное развитие. Так, население Мурманска возросло в 16 раз, достигнув цифры 42 тысячи человек.

На момент начала операции «Барбаросса» по сравнению с другими участками фронта в Финляндии и Норвегии противостоящая советским войскам группировка была фактически слабее всех, поскольку в этом районе Гитлер старался всего лишь предотвратить высадку британского десанта. Поэтому на границе Советского Союза с Норвегией и Финляндией были развернуты весьма ограниченные силы. С другой стороны, весь карельский сектор, от Ладожского озера северо-восточнее Ленинграда до южного берега Баренцева моря далеко на севере – а это 950 километров, – прикрывался всего лишь двумя советскими армиями (7-й и 14-й). 14-я армия была расположена к западу от Кольского полуострова и имела главной целью прикрытие Мурманска.

ВВС 14-й армии и приданными частями ВВС Северного флота командовал талантливый пилот, генерал-майор авиации Александр Кузнецов. 22 июня 1941 года советские авиационные подразделения, защищавшие арктическую зону и Кольский полуостров, располагались следующим образом:

Согласно предвоенным планам, 7-я армия растянулась почти по всей советско-финской границе, от Ладожского озера до южной части Кольского полуострова. Командование армии располагало весьма ограниченными авиасилами – всего лишь одним авиаполком (72-й сбап 55-й сад).

Наличие относительно небольшого количества авиатехники компенсировалось высоким уровнем подготовки летчиков. Почти половина из них служили в Карелии и на Крайнем Севере более двух лет, многие обладали солидным боевым опытом, полученным в небе Испании и Халхин-Гола либо во время советско-финской войны.

Как уже отмечалось, на начальном этапе войны против СССР главной задачей немецкой группировки в Норвегии было предотвращение любых попыток Великобритании высадить десант на континент (а такая возможность всерьез обсуждалась в Лондоне). Поэтому для наступления и захвата Мурманска были выделены ограниченные контингенты наземных и воздушных сил.

По состоянию на 22 июня 1941 года, 5-й воздушный флот генерал-полковника Ханса-Юргена Штумпфа насчитывал в своем составе в общей сложности 240 самолетов в Норвегии и небольшое подразделение в Финляндии. Основными боевыми единицами были KG 30,1./KG 26, отдельные части JG 77 и IV.(St)/LG 1. Части, предназначавшиеся для борьбы против Советского Союза, перед войной были объединены в «Люфтваффенкоммандо Киркенес» под командованием полковника Андреаса Нильсена.

19 сентября 1944 года Финляндия и Советский Союз подписывают Московское перемирие. За две недели до подписания этого документа, Маннергейм официально заявил о полном разрыве отношений с Германией. Кроме этого, к СССР отошли территории Карелии и район Печенга, в то время носивший название Петсамо.
Однако довольно крупная группировка гитлеровских войск продолжала удерживать занимаемые рубежи.
Выполнение задач Берлин поручил Лотару Рендуличу и Фердинанду Йодлю – командующим 20-й армией и 19-м горно-егерским корпусом.

Важность региона, который все еще оставался под контролем Германии, была огромной. Немецкий флот, в том числе линкор «Тирпиц», который хоть и не принимал активного участия в боевых действиях, но постоянно угрожал арктическим конвоям и сковывал часть сил британского флота, базировался в незамерзающих портах, а стратегически важные никель и медь, добывались в районе Петсамо и Киркинеса.

Немецкие соединения, дислоцированные в Заполярье, были одними из самых боеспособных в составе вермахта. К началу октября в Заполярье было дислоцировано около 56.000 солдат и офицеров 20-й армии. Поддержку сухопутной группировке оказывала авиация 5-го воздушного флота люфтваффе.
В Заполярье противником была создана глубокоэшелонированная оборона, состоящая из нескольких оборонительных полос и рубежей. Главная полоса обороны, проложенная в труднодоступной местности, имела протяженность более чем 60 километров. Кроме этого были подготовлена оборона и на побережье.

Для освобождения Заполярья были привлечены войска Карельского фронта, которым командовал генерал армии К.А. Мерецков и соединения Северного флота под командованием адмирала А.Г. Головко. Советским войскам предстояло уничтожить основные силы противника, — 19-й горно-егерский корпус, освободить Петсамо и, развивая наступление, выйти к советско-норвежской границе.

Согласно замыслу операции, главный удар на левом фланге должна была нанести 14-я армия под командованием генерал-лейтенанта В.И. Щербакова. Ударная группировка Карельского фронта должна была, перейдя в наступление в направлении Лоустари – Петсамо, выйти в тыл вражеской группировки, перехватить пути отхода, а затем, взаимодействуя с морским десантом Северного флота, уничтожить окруженную группировку противника.
Перед оперативной группой генерал-лейтенанта Б.А. Пигаревича, действовавшей на правом фланге, была поставлена задача отвлечения резервов противника.

Утром 7 октября 1944 года началась мощнейшая двухчасовая артиллерийская подготовка, после которой в наступление перешли соединения 131-го и 99-го стрелковых корпусов.

К середине дня в полосе наступления 131-го стрелкового корпуса была прорвана главная линия обороны гитлеровских войск.
В полосе наступления 99-го стрелкового корпуса ситуация была гораздо сложнее: наступающие войска были остановлены у проволочных заграждений и в течение первого дня операции не смогли продвинуться ни на километр. Однако уже в полночь, без предварительной артиллерийской подготовки, соединения перешли в атаку и к утру смогли сломить сопротивление на основных опорных пунктах.

К исходу второго дня операции Мерецков поставил задачу перед командованием 14-й армии – нарастив темп наступления, овладеть Луостари и Петсамо, и не допустить отхода немецких частей с занимаемых рубежей.
В этот же день к боевым действиям подключился и Северный флот.

12 октября советские войска очистили от противника Луостари. После этого основные силы советских войск были направлены на то, чтобы в кратчайшие сроки окружить и уничтожить группировку противника, базирующуюся в районе Петсамо. Уже через три дня окруженная группировка противника была полностью уничтожена.

15 октября 1944 года Ставка ВГК получила от командующего войсками Карельского фронта соображения о продолжении операции.
Предполагалось, что советские войска очистят от противника районы западнее и северо-западнее Петсамо и продолжат преследование отступающих частей вермахта на территории Норвегии.
Преследование противника началось только после переговоров Сталина и Черчилля, — территория Норвегии входила в сферу интересов союзников, а не СССР.

18 октября 1944 года части и соединения 14-й армии возобновили боевые действия. Через три дня 131-й стрелковый корпус вышел в район границы с Норвегией, а уже на следующий день был освобожден первый норвежский населенный пункт.
Остальные части и соединения армии вышли к границе с Норвегией после тяжелейших пятидневных боев.

Через шесть дней дивизии 131-го стрелкового корпуса вышли в район Киркенеса и в течение суток, форсировав залив Бек-фьорд, овладели городом и портом.

Петсамо-Киркенесская операция завершилась 29 октября 1944 года: именно в этот день советские войска полностью очистили Советское Заполярье и положили конец гитлеровской оккупации Норвегии