Самые большие парусные корабли мира 19 века. Самые большие парусные корабли мира

Люди издавна стремились создавать что-то великое, раз за разом повышая планку и вовлекаясь в непрекращающуюся демонстрацию превосходства и силы. Каждое новое творение, строение или механизм должны были быть сильнее, быстрее, выше, шире, крупнее и прочнее предыдущих. Военная промышленность – не исключение. С древних времен сила военного флота во многом определяла победителя схватки и наглядно демонстрировала расстановку сил. Цивилизации постоянно сражались за плодородные земли и влияние в стратегически выгодных морских бассейнах. В итоге за последние столетия были построены тысячи великолепных и удивительных кораблей, призванных засвидетельствовать военную мощь своей страны. В этой подборке вас ждут 25 самых больших военных судов, когда-либо спускавшихся на воду.

25. Универсальные десантные корабли типа America

America – это огромный штурмовой корабль и одно из самых крупных судов военно-морского флота США. Пока что существует только один корабль такой конфигурации, и это USS America, построенный в 2014 году. Длина судна составляет 257 метров, а его водоизмещение – около 45 000 тонн!

24. Военный корабль типа Shokaku


Фото: wikimedia.org

Оба авианосца типа Shokaku были построены для имперского военного флота Японии в конце 1930-х годов. Строительство кораблей было завершено незадолго до начала Второй мировой войны в 1941 году, и эти суда в свое время считались фактически «бесспорно лучшими авианосцами в мире». Судно класса Shokaku достигало 257,5 метров в длину. Оба гиганта были потоплены противником в 1944 году.

23. Корабли типа Audacious


Фото: anonymous, 09 HMS Eagle Mediterranean Jan1970

Авианосцы класса Audacious были спроектированы военными инженерами по заданию правительства Великобритании в 1930-1940-х годах. Показать на деле во время борьбы с нацистской Германией им так и не удалось, поскольку строительство этих судов было завершено уже после окончания Второй мировой войны. Военные корабли Audacious участвовали в учениях и стратегических операциях с 1951 по 1979 год. Длина такого судна составляла 257,6 метров.

22. Авианосец класса Taiho


Фото: wikimedia.org

Впервые Taiho был спущен на воду в 1941 году, и это был авианосец Японской империи, построенный для участия в боях Второй мировой войны. Общая длина корабля составляла 260, 6 метров, и его конструкция предполагала неуязвимость даже перед лицом массивной бомбардировки, торпедирования и прочих ударов по корпусу. Авианосец Taiho должен был быть способным продолжать бой в любых условиях, но в 1944 году его все еже удалось потопить. Корабль ушел на дно после прямого попадания торпеды, выпущенной американской подлодкой USS Albacore, во время ожесточенного боя в Филиппинском море.

21. Военное судно Akagi


Фото: wikimedia.org

В военном флоте Японии было немало славных кораблей, и Akagi – еще один знаменитый авианосец этой азиатской империи, служивший ей с 1927 по 1942 год. Корабль проявил себя сначала во Второй японо-китайской войне 1930-х годов, а затем во время Второй мировой в легендарной атаке на гавань Перл-Харбор в декабре 1941 года. Последним боем авианосца стало сражение у атолла Мидуэй (Midway) в июне 1942 года. Akagi серьезно пострадал в бою, и его капитан принял решение затопить судно самостоятельно, что в те годы было распространенной практикой среди капитанов японских ВМС. Длина корабля составляла 261,2 метра.

20. Военный корабль класса Charles de Gaulle


Фото: wikimedia.org

Перейдем сразу к цифрам – длина французского флагманского корабля Charles de Gaulle составляет 261,5 метров, а его водоизмещение – 42 500 тонн. На сегодняшний день это военное судно считается самым большим военным кораблем во всей западной Европе, до сих пор спускаемым на воду для участия в учениях и стратегических операциях. Впервые флагман Charles de Gaulle был сдан в эксплуатацию в 1994 году, и сегодня это атомное судно остается ведущим авианосцем военного флота Франции.

19. Корабль INS Vikrant


Фото: Индийский военный флот

Перед вами первый авианосец, построенный в Индии. Длина этого военного корабля составляет 262 метра, а его – около 40 000 тонн. Vikrant все еще находится в процессе оснащения, и завершение его строительства запланировано на 2023 год. Имя авианосца с индийского языка переводится как «мужественный» или «дерзкий».

18. Английский военный корабль HMS Hood


Фото: wikipedia.org

А это один из самых старых военных судов из нашего списка крупнейших в мире кораблей ВМС. HMS Hood был последним боевым крейсером, построенным для Королевского военно-морского флота Великобритании. Спущенный на воду в августе 1918 года, корабль HMS Hood насчитывал 262, 3 метра в длину и гордился водоизмещением в 46 680 тонн. Внушительный по своим размерам крейсер был потоплен немцами во время Второй мировой войны в битве за Датский пролив в 1941 году.

17. Боевое судно типа Graf Zeppelin


Фото: wikipedia.org

Четыре корабля класса Graf Zeppelin должны были стать судами Кригсмарине (Kriegsmarine, немецкий военно-морской флот эпохи Третьего рейха), и их строительство было запланировано еще в 1930-х годах. Однако по причине политических разногласий между немецкими ВМС и Люфтваффе (Luftwaffe, военно-воздушные силы в составах рейхсвера, вермахта и бундесвера), из-за разногласий среди высших чинов самого Кригсмарине и потому что Адольф Гитлер потерял интерес к этому проекту, ни один из этих внушительных авианосцев так и не был спущен на воду. По задумке инженеров длина такого корабля должна была составить 262,5 метров.

16. Военные корабли типа Yamato


Фото: wikimedia.org

Корабли класса Yamato были военными судами ВМС Японской империи, построенными и спущенными на воду во время Второй мировой войны. Максимальное водоизмещение этих гигантов составляло 72 000 тонн, за что они до сих пор считаются одними из самых тяжелых военных кораблей в истории военно-морского флота всего мира. Общая длина судна класса Yamato составляла 263 метра, и хотя изначально было запланировано строительство 5 таких военных кораблей, в итоге завершено было только 3.

15. Судно типа Clemenceau


Фото: wikimedia.org

Авианосцы типа Clemenceau были парой военных кораблей, состоявших на службе у ВМС Франции с 1961 по 2000 год. В 2000 году один из этих авианосцев, Clemenceau, был разоружен и демонтирован, а второй, Foch, переведен в ведомство бразильского военно-морского флота. Авианосец Foch стоит в порту Сан-Паоло и по сей день. Его общая длина – 265 метров.

14. Авианосцы Essex


Фото: wikimedia.org

Перед вами передовая мощь военно-морского флота США времен Второй мировой войны, авианосец класса Essex. В 20 веке этот тип военных кораблей был самым распространенным видом крупных боевых судов. Всего их было 24, и 4 из этих авианосцев сегодня открыты для посещений в качестве плавучих музеев истории ВМС Америки. Так что если вам доведется съездить в штаты и захочется попасть на борт настоящего боевого крейсера, корабли Yorktown, Intrepid, Hornet и Lexington с радостью приоткроют для вас завесу военных тайн середины 20 века.

13. Боевой авианосец Shinano


Фото: wikimedia.org

Shinano был огромным авианосцем, несшим службу в ВМФ Великой Японской империи во время Второй мировой войны. Корабль имел 266,1 метров в длину и весил 65 800 тонн. Однако японцы поспешили с его спуском на воду, поскольку на тот момент Shinano все еще нуждался в конструкторской доработке. Вероятно, именно по этой причине гигантский авианосец протянул на войне всего 10 дней и был потоплен в конце 1944 года.

12. Военный корабль класса Iowa


Фото: wikipedia.org

Быстрые линейные корабли класса Iowa были построены по заказу ВМС США в 1939 и 1940 годах в количестве 6 боевых единиц. В итоге только 4 судна из 6 были спущены на воду, но зато все они приняли участие в ряде важных для Америки противостояний, включая Вторую мировую, Корейскую и Вьетнамскую войны. Длина этих артиллерийских бронированных кораблей составляла 270 метров, а водоизмещение – 45 000 тонн.

11. Авианосец класса Lexington


Фото: wikipedia.org

Всего таких авианосцев было построено 2 единицы, и оба судна были спроектированы по заказу военно-морского флота США в 1920-х годах. Этот класс кораблей очень хорошо проявил себя и был замечен во многих сражениях. Одним из этих военных судов был авианосец Lexington, враги потопили его во время сражения в Коралловом море 1942 года. Второй корабль, Saratoga, был взорван во время испытаний атомной бомбы в 1946 году.

10. Боевое судно класса Kiev


Фото: wikimedia.org

Известный также под названиями Проект 1143 или авианесущий крейсер Кречет, корабль класса Киев был первым советским авианосцем, транспортирующим самолеты с неподвижным крылом. На сегодняшний день из 4 построенных судов одно было демонтировано, 2 вышли из строя, а последнее, «Адмирал Горшков», было продано ВМС Индии, где оно до сих пор и состоит на службе.

9. Военный корабль класса Queen Elizabeth


Фото: Министерство обороны Великобритании, flickr

Это одно из двух судов класса Queen Elizabeth, и оба эти авианосца еще пока находятся в процессе оснащения для Королевских ВМС. Первый корабль - HMS Queen Elizabeth, и все работы по его строительству завершатся уже в 2017 году, второй - HMS Prince of Wales, спуск на воду которого запланирован на 2020 год. Длина корпуса авианосцев HMS – по 284 метра, а максимальное водоизмещение – 70 600 тонн.

8. Корабль типа Admiral Kuznetsov


Фото: Mil.ru

Авианосцы класса Адмирал Кузнецов были последними боевыми кораблями в своем роде, построенными для военно-морского флота СССР. Всего известно о 2 суднах этого класса, и это борт «Admiral Kuznetsov» (спущен на воду в 1990 году, до сих пор в строю российского ВМФ), а также «Liaoning» (продан Китаю, строительство был завершено в 2012 году). Длина корпуса авианосцев этого класса – 302 метра.

7. Авианосец класса Midway


Фото: wikimedia.org

Проект авианесущего крейсера класса Midway оказался одним из самых надежных и живучих конструкторских решений в истории ВМС. Первый флагман этого типа, спущенный на воду в 1945 году, - USS Midway, и он прослужил американской армии до 1992 года. Последним заданием судна стало участие в операции « в пустыне» в 1991 году. Другой корабль этого класса - USS Franklin D. Roosevelt, и он был списан со службы в 1977 году. Третий авианосец, USS Coral Sea, был переведен в резерв в 1990 году.

6. Американский военный корабль USS John F. Kennedy


Фото: wikipedia.org

Получивший вторым прозвищем кличку Big John (Большой Джон), авианосец USS John F. Kennedy – единственный в своем роде, и последний корабль ВМС США с неядерной силовой установкой. Судно достигает 320 метров в длину, и когда-то оно даже было способно вести боевые действия против подлодок.

5. Военный корабль класса Forrestal


Фото: wikipedia.org

Перед вами один из 4 авианосцев класса Forrestal, спроектированный и построенный специально для американской армии в 1950-х годах. Корабли Forrestal, Saratoga, Ranger и Independence были первыми суперавианосцами, сочетающими в себе значительное водоизмещение, лифты и угловую палубу. Их длина – 325 метров, а максимальный вес – 60 000 тонн.

4. Боевое судно Kitty Hawk


Фото: wikipedia.org

Класс Kitty Hawk стал следующим поколением суперавианосцев ВМС США после судов типа Forrestal. В этой линейке построено 3 корабля (Kitty Hawk, Constellation, America), все они были готовы к спуску на воду в 1960-х годах, и на сегодняшний день уже списаны со службы. Длина корпуса составляет 327 метров.

3. Авианосец класса Nimitz


Фото: wikimedia.org

Корабли Nimitz – это 10 суперавианосцев с ядерной силовой установкой, принадлежащих военно-морскому флоту Америки. Благодаря общей длине в 333 метра и максимальному водоизмещению (свыше 100 000 тонн) эти суда считаются самыми большими в мире военными кораблями на ходу. Они успели принять участие во многих битвах по всему миру, включая операцию «Орлиный коготь» в Иране, войну в Персидском заливе и недавние конфликты в Ираке и Афганистане.

2. Военный корабль Gerald R. Ford


Фото: wikimedia.org

Этот тип кораблей запланирован для замены некоторых все еще рабочих суперавианосцев класса Nimitz. Корпусом новые суда будут очень похожи на крейсеры Nimitz, но, что касается технического оснащения, класс Gerald R. Ford будет намного современнее. В частности, уже запланированы такие новшества, как электромагнитная катапульта для запуска летательных аппаратов и многие другие технологичные решения, призванные повысить эффективность корабля, и снизить стоимость его эксплуатации. Авианосцы Gerald R. Ford будут немного длиннее судов класса Nimitz – их длина составит 337 метров.

1. Боевое судно USS Enterprise


Фото: wikimedia.org

Перед вами лидер нашего списка и первый суперавианосец с ядерной силовой установкой. USS Enterprise – самый длинный (342 метра) и самый известный в мире военный корабль. Он служит американской армии уже 51 год, и поэтому также считается одним из самых долговечных авианосцев США. USS Enterprise участвовал во многих сражениях, включая Кубинский ракетный кризис, Вьетнамскую и Корейскую войны. Вдобавок этот крейсер принимал участие в съемках художественных фильмов. Например, некоторые сцены из Звездного пути и Лучшего стрелка (Top Gun, Star Trek) были сняты на палубе именно судна USS Enterprise, которое по праву считается самым большим американским авианосцем и одним из 10 самых опасных военных кораблей на планете.

Морская история XVIII века ознаменовалась появлением ещё одного, помимо флота Англии, Голландии, Швеции, Франции, сильного представителя, а именно Российского флота.

И если флот Англии отвоёвывал свои интересы по побережью от Ла-Манша до Гибралтара, и далее до Средиземного моря, в Северных морях господствовали Датский Королевский флот и Шведский флот, начавшие Северную войну, к концу которой Российская Империя стала гегемоном в волнах Балтики и будущим противником английского флота.

Самые сильные корабли в начале 18 века

К началу XVIII века каждый флот располагал флагманами, наводившими страх на противника.

«Король Карл» — Швеция

Konung Karl — 1694 года постройки — представлял один из пяти линейных кораблей 1-го ранга, имевшихся на начало Северной войны. Его параметры:

  • Водоизмещение 2650-2730 шведских тонн.
  • Команда в 850 моряков.
  • Укрепленных орудий: 100, с дооснащением до 108.
  • Калибры орудий: 10×36, 22×24, 30×18, 28×8, 18×4 в фунтах.
  • Огневая мощь: 1724 фунта из 108 орудий, при величине шведского фунта в 425,1 грамм.

«Fredericus Quartus» Дания-Норвегия



Датско-Норвежская флотилия располагала новым линейным кораблем, спущенным на воду в 1699 году, обладавшим:

  • Водоизмещением 3400-3500 тонн.
  • Калибром орудий: 28×36, 32×18, 30×12, 20×6 фунтов, при величине датского фунта 496 грамм.
  • Залповой орудийной мощью: 2064 фунта.
  • В количестве 110 орудий.
  • Комплектом команды в 950 моряков.

«HMS Royal Sovereign» Британская империя

Ройял Суверен — стопушечный линкор первого ранга на парусной тяге, вышедший в 1701 году из верфи Вулвича. Обладал:

  • Водоизмещением 1883 тонны.
  • Длиной 53 метра (174 фута по гондеку).
  • Шириной 15 м (или 50 фут. по мидельшпангоуту).
  • Глубиной интрюма 20 фут. (около 6 м).
  • Орудийная артиллерия распределялись: 28 на гондеке 42- и 32-фунтовых пушек, 28 на средней батарее мидельдека 24 фунт. пушек, 28 на следующей нижней палубе опердека 12 фунт. пушек, 12 на шканцах и 4 на баке 6 фунт. пушки.

Принимал участие до последующей перестройки в Войне за испанское наследство.

Самый мощный военный корабль в конце 18 века

Британское корабельное производство придерживалось серийности изготовления прототипа HMS Victory, вплоть до выхода из верфи в 1787 году последнего стопушечного образца Queen Charlotte, когда начало строительство более крупных экземпляров флагманских кораблей 1-го ранга соответствия, оснащённых большим числом тяжелого вооружения.

Таким стал потомок французского линкора в британском исполнении «hms royal sovereign», после 6 лет строительства в верфи Чатема сошедший на воду в 1795 г. Несмотря на обладание высокопарусной оснасткой, его ходовые качества, маневрирование и предельная скоростность хода не могли служить таким кораблям залогом преимущества. Но несомненным главным достоинством и основным, и решающим залогом победы служило мощнейшее вооружение:

Численность 110-ти орудий распределялась:

  • 32 фунт. пушек в количестве 30 на гондеке,
  • 24 фунт. пушек в кол. 30 на мидельдеке,
  • 18 фунт. пушек в кол. 32 на палубе опердека,
  • 12 фунт. пушек в кол. 14 на шканцах, и на баке – 4.

HMS Ville de Paris стал самым крупным линейным трёхмачтовым кораблём того времени. Обладал внушительными параметрами:

  • Водоизмещением 2390 тонн.
  • 190 англ.фут. по гондеку в длину.
  • 53 англ.фута по мидельшпангоуту в ширину.
  • 22 англ.фута глубина интрюма.

История отдаёт предпочтение английским кораблям перед испанскими, несмотря на их более внушительное оснащение и вооружение, поскольку ни один из британцев не был уничтожен в бою в течение всего 18 века. Немаловажным при этом оказались умелая тактика ведения морского боя и талант адмиралов Королевского флота.

Новые виды кораблей 18 века

На начало XVIII века типичный британский корабль 1 ранга был трехдечным, 90-100 пушечным, с водоизмещением от 1900, а позже свыше 2000 и более тонн, с требованием выше 500 единиц в составе команды.

К концу века в классификации First Rate линейный трёхдечный корабль имел до 130 пушек вооружения. В полном оснащении корабли перевалили за 2500 тонн с размещенными в нижней палубе тяжелыми 40 фунтовыми пушками. Однако низкая осадка судов и неспокойные волны не всегда давали возможность использовать мощь батарей на нижней палубе.

Изобретенная голландцами линейная тактика ведения морского боя, при выстраивании кораблей в линию и ведении шквального огня тяжёлой артиллерии, на столетие определила тактику боя с использованием класса линейных кораблей высшего ранга и фрегатов.

Принятый в Адмиралтействе класс ранжирования по размерам, требованиям к количеству команды, численности пушек на орудийных палубах, мощи вооружения соответствовала:

  • Трехпалубным кораблям 1го и 2го ранга, числом от 100 пушек;
  • Двухпалубным кораблям 3го и 4го рангов, числом менее 100 штук с наиболее практичными 32 фунт. и 24 фунт. орудиями.

На трехпалубном британском линкоре «Queen Charlotte» водоизмещением 2280 тонн в 1793 г. размещались батареи пушек в количестве:

  • 30х 32-фунт. на гондеке,
  • 30х 24-фунт. на мидельдеке,
  • 30х 12-фунт. на опердеке,
  • 4х 12-фунт. и 20 карронад на баке, шканцах, юте.

корабль «Сантисима Тринидад»

Флот Испании выглядел внушительно: сверхмощный 136-пушеч. четырехдечный гигант «Santisima Trinidad» и десять 112-пушеч. кораблей. Превосходить их по водоизмещению могли корабли Франции с большим размером и весом. «Commerce de Marseille» весил около 2750 тонн, был мощно вооружен 36-фунт. (номинал в 40 англ. фунтов) пушками.

Новые технологии в военно-морском деле

Велик вклад британских кораблестроителей в конструкцию линкоров. Строительство на королевских верфях велось долго и тщательно, отборному корабельному лесу требовалась многолетняя выдержка. На службе эти дорогущие экземпляры корабельного искусства состояли несколько десятилетий.

Строгая приверженность основным принципам кораблестроения делала процесс усовершенствований медленным до самого конца XVIII века. В действительности совершенствовались конструкции не только британских линкоров, нужно отметить достижения испанцев.

Корабль «HMS Victory» на стапеле

Для улучшения управляемости больших судов с высокими палубами приобрели распространение голландские конфигурации рулевого колеса. В Британии при постройке новых кораблей с 1703 года стали использовать штурвал, который пришел на смену колдерштоку. В Испании этот процесс растянулся на продолжительное время.

К периоду Французской революции и правления Наполеона I, Британия имела крупнейшую в мире военную силу на море: полторы сотни линейных кораблей и несколько сот судов низших рангов.

Само определение «линейный корабль» утвердилось от изобретенной голландцами тактической схемы линейного боя, рассчитанной на прочность конструкции и пробивную силу : корабли, выстроившись в линию и полагаясь на прочность корпусов, выдерживали огонь артиллерии врага. При этом ответным огнём тяжелого вооружения разрушали вражеский флот.

В течение столетия размеры кораблей, участвовавших в линейном бою, менялись в сторону увеличения, оснащения дополнительных палуб для размещения огневых батарей, росла численность экипажа с ростом количества пушек. Опытным путем было проверено преимущество большего числа пушек перед увеличением калибра и тяжести вооружения.

В этом столетии тактическое понимание морского боя сместилось от авантюры смелых маневров в бою для достижения победы к удержанию стройности боевой линии и стратегической сохранности флотилии для быстрого восстановления боеспособности эскадры к новым атакам.

Эволюция кораблестроения

Понять эволюцию корабельных конструкций 18 века можно на примере испанского гиганта «Сантисима Тринидад». Линкор построили в Гаване в 1769 г. на крупнейшей верфи того времени в период совершенствования трехмачтовых округлых судов.

Успешность постройки всех навио зависела от древесины твердых пород с Кубинского и колониального побережья, которые была возможность использовать. Если британцы и французы из европейского дуба делали корпуса, из сосны строили реи и мачты, испанские корабелы применяли материалы отменного красного дерева, обладающего большей устойчивостью к грибковой сухой гнили в условиях высокой влажности, быстро превращающей деревянные конструкции из дуба в древесный трухлявый материал. Такое разрушение характерно для всех деревянных кораблей, потому обладание запасами леса твердых пород для строительства и ремонта судов было важным преимуществом.

Киль судна являлся продольной связующей остова, обеспечивая продольную прочность, скрепляя впереди форштевень, сзади ахтерштевень. Поверх крепились шпангоуты – ребра, обоюдно прикрепляемые внутри и снаружи. Далее следовали части соединений: брусья, вельсы, палубные поперечины, элементы бортовых наборов бимсов, карлингсов, ветвей шпангоутов.

Применение нагелей и кованых болтов должно было обеспечивать надежный крепеж тысячи деталей судов и скелета. Переход на металлические болты и нагели и от деревянных гаек к металлическим, обеспечение упрочнения свитых тросов и канатов для крепежа мачт и парусов определяли динамическое равновесие и устойчивость тяжёлых судов.

«Сантиссима Тринидад» стал единственным из военных кораблей 1го ранга с четырьмя палубами, рассчитанным на размещение до 144 орудий. Остальные были трехмачтовыми и трехпалубными. Навио 2го ранга были трехпалубными, с расчётом на 80÷98 орудий. Корабли 3го ранга были двухпалубными на 74÷80 орудий.

Высота постройки навио 1го ранга от киля до верхней палубы сравни 5 этажному зданию.

В период Семилетней войны 1756–1763г.г. крупнейшие лин.корабли оснащались количеством в 50÷60 пушек. Однако ближе к окончанию века корабли с 64-мя пушками относились к рангу малых из участников линейного боя, а одного-двух стопушечников уже не было достаточно. Требовался костяк эскадры с сотней пушек на борту. Стандартным оснащением линкора в эпоху революций и войн Наполеона становится 74 орудия. Тогда же линейным стали ранжировать корабль с конструкцией минимум из 2х орудийных палуб, проходящих по длине от носовой части до кормы.

В отношении испанских навио средоточение мощной боевой артиллерии на палубах не уменьшало возможность данного вида судов выдерживать длительное время напор ближнего боя. Как пример, флагман испанцев «Сантиссима Тринидад». В сражении 1797г. у мыса Сент- Винсенте, при блокаде Гибралтара (1779 — 1782г.г.), при Трафальгаре противостояние мощнейшей залповой канонаде британских линкоров не позволило затопить громаду испанского судна.

Однако по-прежнему в век парусного хода мобильность флотилий определялась законами ветра, хотя прогресс в развитии парусной оснастки и надежность такелажа позволяли управлять очень тяжеловесными судами.

Самый сильный флот 18 века

Определившие расстановку военно-морских сил столетия, войны англичан за испанское престолонаследие относятся к 1704 году, где основной целью являлось утвердить британское господство вдоль побережья Франции - Испании, взять под контроль ключ Средиземноморья Гибралтар и обозначить превосходство Королевской флотилии на Средиземном море до африканских берегов.

К концу столетия Британия приобрела статус мощнейшей военно-морской державы. Если на суше наполеоновской армии не мог противостоять никто, то британская армада из 146 только линейных кораблей надёжно контролировала европейское побережье, образуя неприступный щит для островной империи, и угрожая любому противнику на море.

Англия стала безусловной морской державой, занимая первое место. Флот стал силой, обеспечивавшей победу при появлении эскадры под британским флагом. Давление флота и риск молниеносной высадки морского десанта при огневой поддержки линейной артиллерии позволяли решать военные задачи за счет неоспоримого могущества на море.

Касаясь различий испанских, французских и кораблей британского флота, очевидна разница в проектировании корабельного пространства. Испанские навио и французские лин.корабли не были приспособлены к крейсированию на протяжении длительного периода времени, ввиду отсутствия требуемого под хранение провианта места, и исключали долгое нахождение в открытом море. Предполагалось для этих целей использовать корабли сопровождения.

Британские военные корабли имели возможность к длительным экспедициям и нахождению в открытых морях достаточно долго. Что давало предпосылки для затяжной осады и блокады портов силами нескольких кораблей. Что было продемонстрировано при осаде Тулона (1793), когда лишь артиллерийский талант Бонапарта и отвага превзошли тактику англичан.

Морские сражения и войны 18 века

Англо-французское противостояние в начале века

Показателен пример морского сражения в Гибралтаре в августе 1704 г.

Флот французов состоял из 51 линкора от 50 до 96 пушек, включая 16 трехдечных, с общим числом выше 3600 единиц артиллерии. Располагал численностью в двадцать французских и испанских галер, приспособленных для тарана. Галеры с 4-6 тяжелыми орудиями на баке и экипажем свыше 500 человек каждая в составе трех эскадр представляли внушительную силу.

Союзники – голландцы и англичане – также имели 51 линейный корабль с 3600 орудий, но только 8 трехдечных. В целом обеспечивалось условное равенство сил противников: девять 80-пушечных английских кораблей равнялись по силе трехдечным французским кораблям с 84-88 орудиями, остальные силы составляли примерный паритет.

Английские корабли выстроились авангардом, центром с главнокомандующим Руком, арьергардом из голландских кораблей. А двадцати вражеским тяжелым галерам противостояли 2 малых линкора.

Сражение начиналось с боя авангардов и стремлением выхода на маневр с наветра. После 10 часов канонады центров в жестоком огне корабль против корабля, несмотря на пожары и значительные разрушения не было потопленных и взятых в плен кораблей. Из-за быстрого расхода арсенала боезарядов англичане понесли более заметный урон.

Тактика морского боя англичан – расстреливать корпуса кораблей и живую силу – приносила большие потери врагу. Тактика французов на повреждение мачт и такелажа лишала маневренности врага и давала возможность абордажного захвата.

Таким образом при равенстве сил перевес в бою достигался тактическим расчётом.

Англо-Испанские морские баталии в конце столетия

В сражении у мыса Сент-Винсенте в 1797 г. британцы вынудили испанские корабли отступить. Испанцы сохранили флот от полного разгрома, включая отход «Santissima Trinidad» к Кадису, где флотилия насчитывала 26 лин.кораблей.

Граф Сент-Винсент на борту 110 пушечника «Ville-de-Paris», получив подкрепление, повел из Лиссабона эскадру из 21 линкора к Кадису. Летом при присоединении внутренней эскадры Горацио Нельсона была организована морская блокада испанского порта, растянувшаяся на несколько лет.

Сражении в 1797 г. мыс Сент-Винсенте

Целью было вынудить испанцев выйти из гавани и навязать открытый бой, но те не предпринимали попыток прорвать блокаду, успешно отражая атаки британских кораблей и нанося им чувствительный урон с батарей форта. Однако англичанам удалось вынудить испанцев к бою, организовав нападение на залив.

После первой бомбардировки мортирами с подплывших кораблей, когда подошедшие испанцы ввязались в рукопашный бой и командующий Нельсон был близок к гибели, последовала вторая. С трех бомбардирских кораблей под прикрытием 74 пушек линкора и 2х фрегатов англичанам удалось нанести ущерб порту и флоту, вынудив отвести флот врага вне досягаемости английских орудий. В дальнейшем неблагоприятный ветер не давал британцам возможности к новым атакам и остудил их энтузиазм.

Нельсон решил поживиться добычей галионов из Нового Света, отправившись от Гибралтара к Канарским островам, где в сражении при Санта-Крус-де-Тенерифе он едва снова не лишился жизни, потерпел поражение и лишился руки.

До этого в столкновениях, включая генеральные сражения, абордажные стычки, десантные операции близ своих берегов, испанцы терпели поражения. Исключениями стали неудачи британцев в колониях Сан-Хуан, Пуэрто-Рико и Тенерифе, Карибы.

Предприняв обманные маневры, англичане высадили десант, один из которых был выбит с мола, другой пробился в город, где был окружен. А вторая колонна английских кораблей была отброшена за пределы гавани. Нельсон был вынужден капитулировать и с позволения губернатора столицы покинуть Тенерифе.

Провал на Тенерифе служит символом триумфа острова и поныне.

Роль вооружения корабля

Разница в вооружении определяла реальную огневую силу. Тяжелые орудия обладали малой дальнобойностью. Да и залпы крупнокалиберных расшатывали крепость корабля. Качество изготовления пушки определяло её точность, дальность, долговечность. Поэтому при равном количестве орудий огневая сила могла оказаться различной для разной тактики. В классификации корабля часто учитывали только палубные орудия с портами на место установки, и не считали дополнительные пушки на полубаке и квартердеке.

Поэтому колебание в исчислении числа пушек не было отражением силы линкора, а формальная общая масса бортового залпа линейного корабля не отражала поражающей силы и степени опасности.

Флот Англии 18 века

Значимость военного присутствия на море была велика, и повсеместно замечается влияние флота на исход событий на берегу, за счет быстрого перемещения по воде и высадки десанта при огневой поддержке. На море никто не рисковал становиться на пути британской флотилии: беспрепятственно властвуя на морских просторах, цели достигались без боя.

В Семилетней войне линейные корабли оснащали артиллерией из 50–60 пушек. К окончанию века корабли с 64 пушками отошли в ранг малых, силу эскадры определяло наличие более двух стопушечных линкоров. В период правления Наполеона класс линейных кораблей ранжировался 74-пушечными кораблями и конструкцией из 2х палуб орудийных батарей на протяжении от носа к корме.

Британские корабли серии класса Colossus играли существенную роль в период войн с бонапартистами. Тогда крупнейший в мире военный флот насчитывал 146 линейных и несколько сотен кораблей рангом ниже. Об открытых противодействиях не было слышно вовсе.

Флот Франции 18 века

Французские флотилии после битв у Гибралтара и Малаги избегали крупных морских сражений, участвуя только в крейсерских стычках. В последующие десятилетия не фиксировалось крупных морских сражений. Значимость французского военного флота ослабевала; эпизодически отмечалось участие отдельных эскадр в крейсерских операциях. Попытка в период Наполеона одержать верх над британской флотилией у мыса Трафальгар окончилась провалом для французов и гибелью Нельсона для англичан, которым в последующие за этим периодом годы везде был гарантирован успех.

В последнее десятилетие 18 века флот Франции располагал пятью линейными кораблями в 110 пушек и тремя в 118 пушек.

Французские корабли с 74-пушками признавались наилучшими в этом классе, их обводы использовались в проектах в начале следующего века.

Флот России 18 века

Эволюция Русского флота преодолела длинную дистанцию с течением 18 века: от судов Архангельских поморов до императорской флотилии на , Азовском и . Важными вехами для флота Империи стали:

  • Северная война 1700 - 1721 гг.
  • Русско-турецкая война 1768 - 1774 гг.
  • Русско-турецкая война 1787 - 1791 гг.
  • Русско-шведская война 1788 - 1790 гг.

В составе русского Балтийского флота в 1710 г. состояло 3 линейных 50 пушечных корабля 18, 8, 4-фунтового калибра орудий. В 1720 г. уже стало 25 боеспособных лин.кораблей.

Первая в истории России полновесная, значимая морская победа русского флота была одержана в Гангутском сражении над шведами в 1714 г. у финского мыса Гангут в Балтийском море. А под занавес Северной войны в 1720 г. около Аландских островов в Балтийском море в последнем сражении у острова Гренгам маневренные российские суда на мелководье нанесли ощутимый урон врагу. В итоге был положен конец безраздельному шведскому господству в северных морях у берегов Российской Империи.

В конце века в разгар турецкой войны Швеция при поддержке Великобритании, Голландии, Пруссии попыталась воспользоваться кажущимся преимуществом, начав боевые действия в Финском заливе. В итоге стало очевидным, что даже при благоприятных обстоятельствах борьба с Россией является безнадежным делом.

Флот Швеции 18 века

На начало Северной войны у Шведского Королевского флота состояло на вооружении в 1700г. 38 линкоров, 10 фрегатов, включая 5 кораблей 1го ранга. У противоборствующего Датского Королевского флота 29 лин.кораблей и 4 фрегата.

Победы русской армии на суше в противостоянии армии шведов оказались решающими исход Северной войны. Врага вытеснили с побережья, иссякли его тыловые ресурсы. Поэтому состояние флота становилось плачевным. Чувствительное поражение в 1710 от снова окрепшего Датского флота в Кёге-бухте ещё больше сократило размер притязаний Швеции в северных морях. После Гангутского сражения, обеспокоенная возросшим могуществом российской императорской армии и флотилии, Англия, создав военный альянс со Швецией, искала союзников на юге в Чёрном море.

До 1721 года Швеция смогла выстроить только 1 линейный корабль и 10 фрегатов для своего флота. Число лин.кораблей, как боевых единиц флота, сокращалось с 48 в 1709 г. до 22 в 1720 г.

В Гогландском сражении в 1788г., сильной некогда, шведской эскадре из 16 линкоров и 7 фрегатов в Финском заливе противостояли 17 лин.кораблей русского Балтийского флота.

Однако история столетия представляла разные варианты союзов и противоборств. Так в период Семилетней войны (1756-1763) - мирового конфликта интересов крупных держав -Англия стала союзником Пруссии - главного противника России,- а Пруссия не имела своего флота, Швеция выступала на стороне России, а основной задачей флота России становилось не допустить присутствия английских кораблей на Балтике.

В будущем переворачивание альянсов неоднократно характеризовало процессы в мировом противостоянии на морских просторах.

July 24th, 2015

Продолжаем пополнять нашу копилочку

Не так давно сообщали, что испытывается . Это конечно интересно, но вернемся к историческим классическим парусникам.

Стремление человека к масштабности и гигантизму обусловлено разными причинами. Однако, в последнее время, все чаще этой причиной является банальное желание выделиться или стать обладателем рекорда. Другое дело времена, когда парусные суда были основным видом морского транспорта.

Сегодня мы узнаем про самые большие парусные суда в истории. Причем, мерять мы будем по-разному и в разных классах кораблей.

Самый большой в мире барк


Первое место по величине среди барков, является пятимачтовое судно «Франс ІІ», спущенное на воду в далеком 1912-м году и принадлежавшее Франции. Барком называют парусное судно с большим (от трех) количеством мачт, на которых все паруса прямые, кроме кормовой. На корме паруса косые. Полная длина судна «Франс ІІ» составляла 146,2 метра. Оно установило немалое количество рекордов по скорости доставки грузов по всему миру. Корабль плавал 9 лет, пока в 1922-м не сел на мель у берегов Новой Каледонии и там был оставлен. Позднее, корабль был окончательно разрушен во время американских летчицких учений в 1944-м году. Во Франции есть даже фонд, который планирует восстановить судно и вернуть на родину.

Это было чрезвычайно большое парусное судно. Корпус корабля и его пять мачт были выполнены из стали. Совокупная площадь парусов составляла 6350 м ². Внутреннее убранство корабля могло бы удовлетворить даже самый взыскательный вкус: здесь был большой зал с фортепьяно, фотолаборатория, библиотека и несколько кают класса люкс. Помимо значительной грузоподъемности, корабль позволял обеспеченным пассажиром путешествовать с комфортом и роскошью.

Самая большая в мире шхуна


А вот самая большая шхуна была создана в США в 1902-м году. Более того, корабль «Томас У. Лоусон» является единственным в истории, у которого было целых семь мачт. Шхуной называют парусное судно с двумя и более мачтами, паруса на которых все косые. Максимальная длина корабля «Томас У. Лоусон» всего на 2 метра и 20 сантиметров меньше рекордсмена. Корабль благополучно курсировал с сыпучими грузами между США и Канадой более пяти лет. А потом он отправился в свой первый и последний рейс через Атлантику. Судно дважды попало в шторм и налетело на прибрежные скалы. Погибли 17 членов экипажа из 19-ти. Произошло это у берегов Англии.

Самое большое действующее парусное судно


Из ныне эксплуатируемых парусных суден, корабль «Royal Clipper» является самым большим в мире. Он был построен в 2000-м году и является круизным кораблем, вмещающим 227 пассажиров. Судно принадлежит Люксембургу, хотя строилось в Польше и Германии. Максимальная длина судна составляет 133,8 метра. Корабль летом ходит по Средиземному морю, а зимой в районе Карибского моря. В межсезонье он курсирует через Атлантический океан.

Самая большая в истории баркентина


Самой большой баркентиной в истории, является функционирующее испанское судно «Juan Sebastián de Elcano». Оно построено еще в 1927-м году и до сих пор успешно бороздит морские просторы. Конечно, корабль несколько раз становился на капитальный ремонт. Тем не менее, его размеры и основные черты остались прежними. Это четырехмачтовое судно с передним прямым парусом и всеми остальными скошенными (признаки баркентины), составляет в длину немалые 113 метров.

Самая большая в мире яхта


И напоследок у нас самая большая в мире яхта. Этот спор мы не собираемся разрешать, так как между яхтами «Eos» и «Maltese Falcon» до сих пор идет соревнование, какое же судно самое большое. Мы исходим из данных по максимальной длине. И в этом споре выигрывает именно «Eos» за счет более длинного 10-метрового бушприта. Общая длина этого гиганта составляет 92,92 метра.

Что еще можно добавить в этот список, ну вот например:

Британский пароход Грейт Истерн(Great Eastern) – первоначальное имя Левиафан. Проект судна принадлежит Изамбарду Брюнелю. Грейт Истерн спустили на воду в 1858 году, и до самого конца 19 века это было не только самое большое парусное судно, которым, кстати, пароход является и по настоящий день, но и вообще самый большой корабль в мире. Грейт Истерн мог перевозить до 4000 пассажиров и в разы превосходил в размерах все существующие суда того времени.

Интересным фактом является то, что 6 матч корабля именовались в соответствие с днями недели – от понедельника до субботы.

Вот еще парусное судно Клуб Мед 2 (ClubMed 2). Корабль принадлежит французской туристической компании ClubMed. Пятимачтовое судно было спущено на воду в Гавре (Франция) в1992 году.

Клаб Мед 2 является одним из крупнейших парусных круизных судов в мире, он совершает круизы по Средиземному и Адриатическому морям в летнее и Карибскому морю в зимнее время.

Сухогруз Аква Сити (AquaCity), построенный на верфи Суруми в Японии для компании Aqua City Maritime, сегодня на четвертом месте. Длина корабля 180 метров, ширина – 26,30 метра. Судно было создано в 1980 году. С 1990 корабль несколько раз менял владельцев и переименовывался. Сейчас он называется Мерида.

Узуки Пайонер (UsukiPioneer) – японский сухогруз с комбинированным двигателем и парусами. Успешно работал с 1985 по 1995 год. Использовался для транспортировки древесины и зерновых. Длина корабля 162,5 метра.

В 1995 году парусный центр корабля был демонтирован из-за высокой стоимости технического обслуживания и необходимости частого ремонта.

10

Был крупнейшим парусным кораблем своего времени. Он имел четыре полные палубы (верхняя была вровень с бортами, как впоследствии на некоторых пароходах). По проекту он должен был иметь огромную грузовместимость, сохраняя при этом, ради снижения издержек, обычную численность экипажа.

К несчастью, перед первым рейсом в Британию в результате пожара судно выгорело до ватерлинии и затонуло. После подъема и восстановления оно лишилось верхней палубы, площадь парусов и объем грузовых помещений были сокращены. Экипаж (130 человек) был сокращен наполовину. «Great Republic» сменил несколько владельцев, пока во время шторма в марте 1872 г. не потерпел крушение и не затонул.

9

Последний пятимачтовый барк, построенный в 1921 году шотландской верфью «Рэмэдж энд Фергюсон» по заказу датской Восточно-Азиатской компании уже после Первой мировой войны в Копенгагене. 14 декабря 1928 года, имея на борту 16 человек штатной команды и 45 кадетов, он вышел из Буэнос-Айреса и взял курс на зюйд-ост. Судну предстояло в балласте дойти до Австралии, где принять груз - пшеницу - и доставить его в Европу.

21 декабря состоялся последний сеанс связи с парусником, с 22 декабря судно на связь не выходило и с тех пор считается пропавшим без вести. Что явилось причиной его гибели - внезапно налетевший шквал или столкновение с айсбергом, - осталось неизвестным.

8

Огромный пятимачтовый барк. Cтал первым в истории парусным судном, чей тоннаж превысил 4000 брутто-регистровых тонн.

7

Один из крупнейших барков своего времени. Франция готовилась к проведению в Париже Всемирной выставки, посвященной вступлению мира в грядущий XX век.

Уже была построена колоссальная стальная башня - символ торжества технического прогресса; впоследствии ее назовут по имени строителя Эйфелевой. Другим таким символом, демонстрирующим широкие возможности металла, и должен был стать новый французский стальной парусник. О новом паруснике и гигантской башне говорили одинаково много.

6

Пятимачтовое четырёхзвёздочное круизное парусное судно, построенное по образу и подобию «Пруссии» (1902-1910). Было разработано Зигмунтом Хоренем, польским специалистом по корабельным устройствам, принято в эксплуатацию в 2000 году и, являясь самым длинным парусным судном в мире, вмещает 227 пассажиров. Корабль может развивать скорость до 20 узлов.

5

Шестимачтовая 125-метровая двухпалубная шхуна, построенная в основном из канадской сосны, - верх совершенства деревянного судостроения.

Это крупнейшее в мире и единственное в нашей десятке гигантов цельнодеревянное судно представляет определенный интерес, как для судостроителей, так и для моряков.

4

Единственное семимачтовое судно в мире. Было спущено на воду со стапелей «Фор Ривер» г. Куинси в 1902 году. Известный судовладелец Дэон Кроули имел огромное желание создать самый большой парусник во всем мире, вследствие чего был вдохновителем и автором идеи постройки данного гиганта.

Практически все время парусник эксплуатировался на одной линии и перевез не одну тысячу тонн угля и других сыпучих грузов между США и Канадой. Однако в 1907 году он был зафрахтован одной нефтяной компанией для перевозки нефтепродуктов через Атлантический океан. Судно с полными трюмами бочек с нефтепродуктами отправилось в свой первый и трагически последний трансатлантический вояж.

3

Торговое судно, пятимачтовый барк. Как и все суда, которые строились компанией AG Rickmers, корпус традиционно был покрашен в зелёный цвет. Ниже ватерлинии - красный.

Учитывая, что судно было оборудовано паровой машиной, в списках самых больших парусных судов Германии оно не значилось, несмотря на то, что с 1914 года оно занимало одно из ведущих мест по размерам и водоизмещению. Некоторые моряки в шутку называли его парусный пароход. Максимальная грузоподъемность составляла 7 900 тонн. Для увеличения грузоподъемности даже был уменьшен угольный бункер.

2

Французский пятимачтовый барк. Считается одним из самых больших парусников в истории судостроения. Заложен на верфях «Chantiers et Ateliers de la Gironde» в Бордо в 1911 году.

Во время Второй мировой войны, в 1944 году судно, которое до этого времени находилось на мели, попало под прицел американского бомбардировщика и было уничтожено в ходе учебной бомбардировки.

1

Пятимачтовый парусный корабль с цельностальным корпусом. Это был самый большой в мире корабль с прямыми парусами и единственный пятимачтовый парусник этого класса мирового торгового флота.

В 1910 г. «Пруссия» во время рейса с грузом для Чили столкнулась с другим кораблем и в конечном итоге затонула.

0

Самый большой парусный линейный корабль...

«Сантисима Тринидад» (“Santisima Trinidad”, Испания, 1769г.)

Длина – 59,6 м

Ширина – 16,1м

Осадка – 8,1м

Вооружение – 144 орудий.

Как корабль 1-го ранга он был построен в 1769 году на испанской военно-морской верфи в Гаване (Куба). Корпус и палуба целиком изготовлены из кубинского красного дерева, а мачты и реи - из мексиканской сосны. Толщина бортов 60 см. Впервые судно такого класса имело четыре орудийные палубы. Среди множества военных действий, которые проходили в те времена, “Santisima Trinidad” участвовал в 1772г. во второй осаде Гибралтара в составе объединенного флота Средиземного моря. Участвовал в нападении на английские конвои. В феврале 1797 году участвует в бою у Сент-Висенте, где сражается с 7(!) британскими кораблями. «Пресвятая Троица” сражалась в составе объединённого флота Испании и Франции в битве при Трафальгаре 21 октября 1805г против 5 британских кораблей. В этом сражении она потеряла мачты и была захвачена противником, несмотря на героическое сопротивление – 312 убитых и 338 раненых. Многочисленные залпы с английских кораблей не смогли потопить судно, но все же его постигла печальная участь: корабль затонул спустя два дня после битвы во время шторма.

Корабль 1-го ранга был построен в 1769 году на испанской военно-морской верфи в Гаване (Куба). мастерами Mateo Mullan, Ignacio Mullan и Pedro de Acosta. Изначально проектируется как 120 пушечный корабль в соответствие с нормами Английской системы, принесенной в Испанию Британскими мастерами.

Корпус и палуба целиком изготовлены из кубинского красного дерева, а мачты и реи - из мексиканской сосны. Параметры корабля были следующими: длина 59,54 м.; киль 50,83 м.; ширина 16,09 м.; глубина 8,06 метра. Толщина бортов 60 см.

Корабль несколько раз перестраивался с целью устранения дефектов, увеличения мощности бортового залпа и улучшения мореходных качеств. В 1795 году корабль был основательно переделан, и его размеры стали такими: длина 61,44 м.; киль 51,83 м.; ширина 16,25 м.; глубина 8,01м.Увеличилось и количество орудий на корабле до 134: 36 32-х фунтовых пушки; 34 24-х фунтовых; 36 12-ти фунтовых; 18 8-ми фунтовых и 10 24-х фунтовых мортиры.

Среди множества военных действий, которые проходили в те времена, «Santisima Trinidad» участвовал в 1772 году во второй осаде Гибралтара в составе объединенного флота Средиземного моря. Участвует в нападении на английские конвои. В феврале 1797 году участвует в бою у San Vicente, где сражается с британскими кораблями: «Captain» (100 пушечный) и «Culloden» (74-х пушечный) потом к ним прибавились «Blenheim» (98-ми пушечный), «Orion» (74-х пушечный), «Irresistible» (74-х пушечный) «Excellent» (74-х пушечный). От уничтожения корабль спасли испанские корабли «Pelayo» и «Principe de Asturias»

Проводя ремонт повреждений, полученных в бою, на корабле дополнительно устанавливается четвёртая батарея. Ремонт заканчивается в 1799 году и на корабле устанавливается 136 орудий: 32 36-ти фунтовые пушки, 34 24-х фунтовых, 36 12-ти фунтовых, 18 8-ми фунтовых, 10 24-ти фунтовых мортиры и 6 «esmeriles».

Перед Трафальгарским сражением на верхней палубе было установлено ещё 4 мортиры. 21 октября 1805 года на корабле находился командующий испанской эскадрой Адмирал Дон Балтазар Хидальго. После многочасового боя с английскими кораблями: «Neptune» (80), «Leviathan» (74), «Conqoueror» (74), «Africa» (74) и «Prince» (98) на корабле были сбиты все мачты, убито 312 и ранено 338 человек и он был захвачен англичанами.

Английские фрегаты «NAIADE» и «PHOEBE» пытаются буксировать корабль к Гибралтару, но вследствие ухудшения погодных условий, 22 октября повреждённый корабль тонет, заканчивая этим свою 35 летнюю службу в испанском военно-морском флоте.

Хотя приоритет в строительстве крупнейших военных кораблей эпохи парусного флота обычно приписывают англичанам, но крупнейшим и самым мощным кораблем своего времени был испанский корабль "Сантисима Тринидад"

В последнем и самом кровопролитном сражении эпохи парусного флота, состоявшемся 21 октября 1805 г., английская эскадра под командованием адмирала лорда Горацио Нельсона разбила франко-испанскую объединенную эскадру у мыса Трафальгар. Победа Англии означала конец Испании как морской державы, и англичане с тех пор не имели себе равных в области кораблестроения. Однако, по мнению матросов и капитанов кораблей того времени, самым мощным кораблем из числа тех, что принимали участие в Трафальгарском сражении, был испанский линейный корабль "Сантисима Тринидад" ("Святейшая троица") водоизмещением 1900 т, представлявший собой "плавучую батарею" с бортами из красного дерева толщиной 2 фута. Команда корабля состояла из 1200 человек. Кораблем восхищались даже недруги испанской короны, а его конструкции и необычайной прочности отдавал должное сам адмирал Нельсон. Однако корабль "Сантисима Тринидад" постигла печальная участь: он был захвачен англичанами, которые, опасаясь, что судно может быть отбито отступающим неприятелем или из-за повреждений, нанесенных в сражении и во время шторма, не выдержит буксировки, потопили его спустя два дня после битвы. Поэтому об особенностях замечательного парусника можно судить лишь на основании его современной реконструкции.

"Сантисима Тринидад" - самый большой корабль, участвовавший в сражении при Трафальгаре. Таким он изображен на картине художника того времени Алехо Берлингерро де ла Марка и Гальего. Корабль был построен в 1769 г. и военно-морской верфи в Гаване. В качестве строительного оного материала использовались красное дерево произраставшие в Мексике и в Центральной Америке. В кормовой части видны окна офицерских кают. Это было самое уязвимое место во время боев. Судно имело четыре орудийные палубы, и за счет этого его вооружение было самым мощным по сравнению с другими кораблями XVIII в. Во время Трафальгарского сражения на борту корабля находились 1200 моряков и солдат морской пехоты. Пушечные залпы с английских кораблей не смогли потопить этот корабль. Картина хранится в Мадридском военно-морском музее. История не уделила должного внимания кораблестроению Испании по той причине, что в XVIII в. испанский флот потерпел ряд поражений, которые, однако, скорее были следствием превосходной военной тактики на море и более умелого судовождения англичан, а не просчетов в конструкции испанских кораблей. Слава англичан затмила заслуги Испании в деле освоения морских торговых путей в Новый Свет.

И тем не менее испанские моряки конца XV и начала XVI вв., одержимые религиозным рвением в борьбе с Реформацией, достигли огромных успехов, открывая новые земли. Более того, уже в 1600 г., спустя всего 80 лет после того, как Кортес впервые высадился на побережье Мексики, на территории испанской Америки насчитывалось около 50 поселений. Сообщение с большинством из них, так же как и их оборона, обеспечивались только со стороны моря. Тот факт, что они продолжали успешно существовать, можно объяснить и тем, что испанцы традиционно считались лучшими кораблестроителями и не знали себе равных в этой области еще 300 лет.

Колонизация Нового Света вряд ли была бы успешной, если бы испанцы совершали свои путешествия к далеким берегам на таких кораблях, как галеры, хотя в истории кораблестроения они и сыграли значительную роль. Галера, представлявшая собой парусно-гребное судно с отвесными бортами, была распространена в средние века главным образом на флотах средиземноморских держав. (Последнее крупное сражение эпохи гребного флота, в котором объединенная эскадра Испании и других европейских стран разбила турецкий флот, состоялось в 1571 г. у побережья Греции.) Этот тип судна едва ли мог считаться пригодным для длительного плавания через Атлантику. Колумб и последующие мореплаватели стали использовать так называемые круглые суда, которые к концу XVI в. вытеснили галеры. Круглые суда были более крупными и имели несколько палуб, что позволяло разместить на них большее количество провианта, пушек, а также увеличить площадь парусов и численность экипажа. Все это было немаловажным фактором в продолжительном плавании. И наконец, новое судно обладало хорошими мореходными качествами, так как его корпус имел увеличенную подводную часть.

Существовали две разновидности трехмачтовых круглых судов: галеон и навио. Галеоны были торговыми судами, перевозившими золото, серебро, провиант, а также пассажиров. Навио считались военными кораблями и имели толстые борта и большое количество пушек. Наиболее мощные навио являлись линейными кораблями и считались главной силой во всех сражениях. Испанские навио ознаменовали расцвет эпохи трехмачтовых круглых судов, самым совершенным творением из которых был линейный корабль "Сантисима Тринидад".

Что же представлял собой навио XVIII в.? Испанцы применяли технологию кораблестроения, распространенную в других морских державах Европы. Основой остова, или скелета, судна были киль и кильсон - одна из продольных связей судна, располагающаяся прямо над килем и обеспечивающая его продольную прочность. К килю спереди крепился форштевень, сзади - ахтерштевень, а сверху на киль устанавливались шпангоуты, или ребра, прочно скрепляемые с килем как снаружи, так и изнутри набора. Соединительные элементы включали в себя вельсы - большие деревянные брусья, удерживающие набор за шпангоутами, и поперечные палубные бимсы, которые соединяли противоположные бортовые ветви шпангоутов.

Набор корпуса скрепляли нагелями из дуба или красного дерева или коваными болтами, которые изготовляли на королевских верфях. Болты вставляли в отверстия, просверленные в деревянных конструкциях, и закрепляли металлическими или деревянными гайками. Пока в сухом доке шло строительство корабля, вручную шили из льняной ткани паруса, из пеньки свивали тросы и канаты, которые должны были крепить мачты и паруса.

Самым важным для морской практики являлось поведение в море конструкции корабля в целом - деревянного корпуса, парусов и такелажа. Учитывая, что тысячи элементов из дерева, скрепленные деревянными нагелями и металлическими болтами, постоянно находились под большими нагрузками в результате действия ветра и волн, навио - более чем современное парусное судно - должно было быть тщательно сбалансированным, чтобы сохранять динамическое равновесие, за которым все время следили капитан и члены экипажа. Навио скрипел, стонал, пробиваясь сквозь волны океана. Моряки, плавающие на современных парусных судах, имеющих стальные корпуса, несомненно, чувствуют себя в гораздо большей безопасности.

Секрет успеха испанского навио заключался в материалах отличного качества, которые использовали испанские корабелы. Корпуса английских и французских кораблей того времени строились из дуба, а мачты и реи - из сосны. Испанцы же использовали для строительства своих кораблей твердые породы, такие, как красное дерево, произрастающее на побережье Кубы и теперешнего Гондураса, По сравнению с дубом красное дерево гораздо менее подвержено сухой гнили, обусловленной жизнедеятельностью грибков, пожирающих целлюлозу сухой древесины и превращающих ее в труху. Такому виду разрушения подвержены все деревянные корабли, поэтому чрезвычайно важно было обладать запасами леса твердых пород для строительства новых судов и ремонта старых.

Наличие запасов твердой древесины, которая могла бы служить длительное время до следующего ремонта, стало залогом успешного развития испанского флота. В то время как англичанам и французам пришлось всерьез задуматься о том, как обеспечить достаточное количество дуба и сосны для строительства новых кораблей, Испания обладала огромными запасами древесины твердых пород, ввозимой из американских колоний. Большая часть этой древесины доставлялась на королевские верфи в Гаване, где были спущены на воду 74 из 221 трехмачтового навио, построенных Испанией в XVIII в. К 70-м годам гаванские верфи превратились в крупнейшего поставщика линейных кораблей. "Сантисима Тринидад", корпус и палуба которого были целиком построены из кубинского и гондурасского красного дерева, был спущен на воду на верфях Гаваны в 1769 г.

Количество дерева, требовавшееся на постройку военных кораблей, было впечатляющим. Около 3000 деревьев, каждое из которых можно было распилить на доски общей длиной свыше 200 м, шло на строительство одного военного корабля 3-го ранга, называемого "рабочей лошадью" в военных флотах Европы. Сосна, используемая для изготовления мачт и реев, или перекладин, к которым крепились паруса, росла преимущественно на территории нынешней Мексики. До 40 сосен требовалось для того, чтобы изготовить 22 рея трехмачтового военного корабля 3-го ранга. Как уже говорилось, гаванская верфь была крупнейшей в XVIII в., и, без сомнения, построенные на ней линейные корабли не имели себе равных по величине в эпоху, предшествовавшую промышленной революции. Тем не менее масса всех вместе взятых трехмачтовых трехпалубных кораблей, принимавших участие в Трафальгарском сражении, составляла 120000 т, что равняется дедвейту современного супертанкера.

Реконструкция корабля "Сантисима Тринидад" выполнена на основании данных, собранных Рафаэлем Беренгером Морено Герром, сотрудником административного управления военно-морского флота Испании, из различных исторических документов. Длина корабля от носа до кормы была около 63 м, а весил он почти 1900 т. После надстройки четвертой орудийной палубы на корабле можно было установить 144 орудия - больше, нежели на каком-либо другом корабле. Кофель-нагели, битенги и недгедсы, на которых крепили снасти бегучего такелажа, размещались на верхней палубе в стратегически важных местах. Подвесные койки, которыми не пользовались в дневное время, складывались и ставились в специальные стойки у релингов по бортам на верхней палубе.

Часть корпуса судна "Сантисима Тринидад" с изображением набора и палубного оборудования в средней части судна. Постройка корабля начиналась с закладки киля и кильсона; к ним прикреплялись шпангоуты, которые удерживались пиллерсами, палубными бимсами и вельсами. Большая часть запасов для плавания хранилась в главном трюме. На орлоп-деке находились лазарет и склады боеприпасов с порохом и зарядами для орудий. Самые большие и тяжелые орудия ставились на нижней палубе, непосредственно над орлоп-деком. Жилые помещения для команды в основном были расположены на средней и верхней палубах; матросы подвешивали свои койки между орудиями. Ремонт военного корабля в XVIII в. не ограничивался палубой, каютами, мачтами и парусами, как на современных судах из стали, алюминия, пластика и стекловолокна; обновления требовали и части набора корпуса, хотя, конечно, корабли, участвовавшие в сражении при Трафальгаре, были уже не похожи на первые военные корабли. Как осуществлялись ремонтные работы в то время, хорошо знакомо нынешним яхтсменам. К определенным снастям такелажа корабля крепились канаты, проходившие через тали, установленные на берегу. И после того, как с корабля были сняты орудия, корабль кренговали, т.е. наклоняли на один борт. Затем начиналась замена сгнивших деревянных частей. Если этого не требовалось, корпус просто очищали от морских наростов и покрывали составом, предохраняющим его от гниения. Днище часто обшивали медными листами для дополнительной защиты от гниения и червя-древоточца.

Подобный ремонт, конечно, увеличивал срок службы корабля: судно "Сантисима Тринидад" служило 36 лет, прежде чем его затопили у мыса Трафальгар, а флагману адмирала Нельсона "Виктори" было 40 лет. Чистое днище корабля имело свои преимущества: свободное от морских обрастаний судно могло развить большую скорость и имело лучшую маневренность. Однако скорость не всегда была залогом успеха. Как сообщает хроника тех времен, в Трафальгарском сражении английский корабль "Ройял Соврин", днище которого было незадолго до этого обшито медью, ушел далеко вперед от своей эскадры и был атакован испанским 112-пушечным судном "Санта Ана".

Ремонт военных кораблей недешево обходился правительствам морских держав. По данным специалиста по истории экономики Хосе П. Мерино Наварро, сотрудника Мадридского национального университета, военный корабль "Виктори", строительство которого в 1765 г. обошлось Англии в 63 тыс. ф.ст., потребовал ремонта в период до конца наполеоновских войн (1815 г.) на сумму около 372 тыс. ф.ст. Тем не менее, чтобы защитить свои интересы в Америке и на Филиппинах, Испания имела судоремонтных верфей больше, чем Англия и Франция. Испанские корабли всегда были в лучшей боевой форме, чем английские. Английский адмирал лорд Катберт Коллингвуд, один из величайших мореплавателей своего времени, неоднократно докладывал Нельсону и Адмиралтейству о плачевном состоянии английских линейных кораблей. Историки писали, что Англия не в состоянии была не только победить, но и участвовать еще в одном сражении, подобном Трафальгарскому, без того чтобы "очистить королевский флот от гнили". Эта задача, несомненно, потребовала бы от английского правительства огромных расходов.

Обновление испанского флота в XVIII в. явилось частью программы модернизации в различных отраслях, предпринятой королем Карлом III, одним из "просвещенных деспотов" своего столетия. Карл III усовершенствовал методы управления и долгосрочного планирования в промышленности страны; это коснулось и королевских верфей. Одним из нововведений была стандартизация проектов военных кораблей. В начале XVIII в. каждый построенный военный корабль был уникальным по своей конструкции, К 70-м годам XVIII в. навио были разделены на шесть основных рангов, и корабли каждого ранга строились в соответствии с общими конструктивными требованиями. Более того, конструкции корпусов и палуб, где размещалось вооружение, а также парусное снаряжение кораблей разных рангов должны были быть одинаковыми. Все это способствовало резкому увеличению производительности верфей, что было немаловажно в то время, когда Испания остро нуждалась в новых кораблях для защиты своих разросшихся владений.

В каждом из этих шести проектов предусматривались меры для сочетания устойчивости платформы для орудий с хорошей маневренностью и ходкостью под парусами. В основе классификации лежало количество орудийных палуб и пушек на борту. Навио 1-го ранга, такие, как "Сантисима Тринидад", считались самыми крупными и были вооружены наиболее мощной артиллерией. "Сантисима Тринидад" был единственным военным кораблем, имевшим четыре палубы, на которых размещались 144 пушки. Другие корабли 1-го ранга были трехмачтовыми и трехпалубными. Навио 2-го ранга также имели три палубы и от 80 до 98 пушек. У кораблей 3-го ранга было всего две палубы и от 74 до 80 пушек. Корабли этих трех высших рангов обычно считались линейными кораблями.

Классификация кораблей по рангам основывалась на количестве орудий и орудийных палуб. Военные корабли 1-го ранга были самыми мощными. Большинство из них имело от 80 до 110 орудий на трех орудийных палубах. Корабли 2-го ранга - от 80 до 98 орудий на трех палубах, а 3-го ранга - от 74 до 80 на двухпалубах. К линейным относились корабли только этих трех рангов. Корабли 4,5 и 6-го рангов были легче и потому более быстроходными. Они использовались как крейсера и для почтовой связи. Корабли 4-го ранга имели от 50 до 60 орудий на двух палубах, 5-го ранга -от 32 до 44 пушек на единственной палубе и 6-го ранга - от 20 до 28 пушек тоже на одной палубе. Корабли 4, 5 и 6-го рангов, которые имели небольшое количество пушек и могли развивать высокую скорость, считались крейсерами. На кораблях 4-го ранга было две палубы с 50-60 пушками, на кораблях 5-го и 6-го рангов - по одной палубе; количество пушек равнялось соответственно 32-44 и 20-28. Суда 6-го ранга считались самыми быстроходными в испанском флоте и часто использовались для почтовой связи с далекими испанскими колониями.

Высота испанского навио 1-го ранга от киля до верхней палубы равнялась высоте современного пятиэтажного здания. Над сланями был главный трюм, над которым находился орлоп-дек, или самая нижняя палуба. Над ней располагались три основные орудийные палубы - нижняя, средняя и верхняя. Высокое расположение трех тяжелых палуб вызывало сильную бортовую качку, и нередко орудия нижней палубы (в основном это касалось английских кораблей) оказывались ниже ватерлинии.

Наиболее безопасной считалась самая нижняя палуба (орлоп-дек). На ней размещался лазарет, который редко пустовал во время жестоких сражений и в котором проводились безотлагательные ампутации и обрабатывались раны. На английских кораблях орлоп-дек был обычно выкрашен красной краской, на которой были менее заметны пятна крови, стекающей с хирургического стола. На линейном корабле "Сантисима Тринидад" над хирургическим столом на переборке висело большое распятие, символ религиозной веры, за которую многие отдавали руку, ногу или даже жизнь. На самой нижней палубе находился также склад боеприпасов, в котором хранились готовые к использованию заряды для орудий.

Пушки и мортиры военных кораблей XVIII в. На нижней палубе корабля "Сантисима Тринидад" были установлены тридцать 32-фунтовых орудий (называемых так по массе ядра, которым они стрелял и). В конце XVI II в. 32-фунтовые орудия были самыми большими на флоте. Они имели длину ствола более 3 м и могли поражать цепь на расстоянии 1,5 мили. На средней палубе корабля "Сантисима Тринидад" находились два 18-фунтовых и двадцать шесть 8-фунтовых орудий и мортир. Когда добавили четвертую орудийную палубу, число пушек увеличилось со 120 до 144. Снасти для установки орудий после откатывания показаны для 32-фунтовой пушки. Для того чтобы уменьшить бортовую качку, корпус испанского навио строился таким образом, что ширина нижней палубы была больше, чем ширина средней и верхней палуб. Естественно, нижняя палуба была более устойчивой, и на ней устанавливалась самая большая пушка (длиной 3 м), стрелявшая 32-фунтовыми ядрами. На корабле "Сантисима Тринидад" было 30 таких пушек, по 15 с каждого борта. С близкого расстояния ядро пушки могло пробить борт из дуба толщиной около 1 м. Два или три ядра могли нанести вражескому судну серьезные повреждения. 32-фунтовое ядро способно было поразить цель на расстоянии до 1,5 мили.

На средней и верхней палубах кроме пушек находилась большая часть жилых помещений для команды. Койки подвешивались между орудиями и перед боем складывались и убирались. В средней части корабля размещался камбуз, на единственный зачастую плите которого матросы готовили пищу и кипятили воду. Команда испанского навио была чересчур многочисленной и состояла как из профессиональных моряков, так и из людей, не имеющих опыта мореплавания. Команда корабля "Сантисима Тринидад" во время участия в Трафальгарском сражении состояла из 1200 матросов и солдат морской пехоты, многие из которых еще только выздоравливали после эпидемий малярии и холеры, свирепствовавших на юге Испании в 1802-1804 гг. Для сравнения: команда английского корабля 1-го ранга "Виктори" состояла всего из 900 профессиональных моряков.

В противоположность тесным и душным матросским кубрикам в распоряжении офицерских чинов были отдельные, удобные каюты, мало отличающиеся от фешенебельных апартаментов, в которых они жили на берегу, и роскошный салон в кормовой части, где к их услугам был изысканный стол. Часто меткий залп по корме навио с английского корабля превращал всю эту роскошь в груду обломков.

Большая численность команды была необходима не только во время сражений: все работы на корабле производились вручную. Перед выходом в море матросы доставляли на борт все необходимое: боеприпасы, провиант и даже пушки. В пути приходилось постоянно то поднимать, то убирать паруса, что было делом весьма трудоемким. Помпы, установленные на средней палубе для того, чтобы откачивать воду из трюмов, также приводились в действие вручную. Во время боя в работу включались дополнительные помпы для тушения пожара и смывания с палубы крови. Тали, служившие для подъема на борт груза, выборки или отдачи якоря и установки парусов, тоже нужно было вращать вручную.

В отличие от англичан испанцы и французы рассматривали военные корабли как боевые платформы для солдат и орудий. Эта стратегия часто приводила к тому, что дисциплина на испанских кораблях отсутствовала, что, по моему мнению, и было одной из причин поражения Испании в Трафальгарской битве. В принципе боевая тактика испанцев сводилась к тому, чтобы меткими залпами снести мачты вражеских кораблей. Подбитое судно брали на абордаж. Тактика же англичан была иной. Она заключалась в том, чтобы целиться в корпус корабля. Отчасти из-за того, что английские корабли были больше подвержены качке, англичане первыми заменили традиционный фитиль для запала на кремневый запал. Это позволяло поджигать заряд почти мгновенно, что увеличивало вероятность попадания ядра в цель прежде, чем корабль в очередной раз начнет крениться.

Во всех случаях боевые действия предпринимались с учетом того, что пушки XVIII в. наиболее метко стреляли прямой наводкой. Когда навио удавалось совершить удачный маневр и подойти к вражескому кораблю с кормы, было достаточно одного залпа из нескольких 32-фунтовых пушек, чтобы снести богато украшенную, но слабо защищенную корму. Более того, такой залп мог вывести из строя пушкарей на палубе, опрокинуть тяжелые пушки и, разбив деревянную обшивку в обломки, усеять палубу горящими кусками дерева, которые были не менее опасны, чем смертоносные снаряды.

Когда два враждующих военных корабля оказывались борт о борт, дула пушек убирались внутрь через порты; залпы производились изнутри и обладали огромной разрушительной силой. Грохот залпов, разносившийся по палубам, был настолько мощным, что иногда матросы навсегда лишались слуха. Раскаленные докрасна ядра закатывали в жерла орудий при помощи специальных ручных приспособлений. После каждого залпа откатившуюся раскаленную пушку надо было вручную устанавливать на прежнее место. В сплошном дыму от орудий пушкари часто, не видя откатывающейся назад пушки, попадали под ее колеса.

Скопление мощной боевой техники на борту испанских навио не снижало способности этого типа судов выдерживать ближний бой в течение длительного времени. "Сантисима Тринидад", например, являлся флагманским кораблем испанцев во время блокады Гибралтара в 1779-1782 гг., сражался у мыса Сент-Винсент в 1797 г., а также при Трафальгаре. Двойные и даже тройные залпы с борта английских кораблей не смогли потопить судна. И хотя победа осталась за Англией, большая огневая мощь испанцев нанесла английскому флоту большой урон.

Было бы несправедливо говорить только о боевых подвигах испанских навио, не упомянув об их огромной роли в области географических исследований и открытий. Организованные Карлом III кругосветные экспедиции были не менее важны для науки, чем путешествия Джеймса Кука и Джорджа Ванкувера. Целью этих экспедиций было изучение биологии морей, получение океанографических данных и совершенствование техники судовождения. Капитаны кораблей, а также ботаники, географы и картографы, принимавшие участие в плаваниях, составляли подробные отчеты о своих наблюдениях. Многие испанские капитаны, участвовавшие в Трафальгарском сражении, были не только искусными военными стратегами, но и отличными штурманами, исследователями, картографами и математиками. Например, имя капитана Дионисио Алькала Гальяно, славного навигатора, увековечено в географических названиях на картах Чили и Канады. Бригадир дон Космэ Дамиан Чуррука был известен не только трудами в области навигации и математики, но и исследованиями западного побережья Южной Америки. Как и для адмирала Нельсона, Трафальгарское сражение стало последним в жизни этих двух капитанов.