Совет рабочей и крестьянской обороны создан. Комментарии

Совет рабочей и крестьянской обороны 1918-20 (Совет обороны), чрезвычайный высший орган Советского государства, действовавший в условиях начавшейся Гражданской войны и военной интервенции 1918-20. Являлся главным военно-хозяйственным центром Советской республики. Создан ВЦИК 30 ноября 1918 во исполнение декрета ВЦИК от 2 сентября 1918, которым Советская республика была объявлена военным лагерем. Обладал всей полнотой власти в деле мобилизации сил и средств для защиты Советского государства. Председателем Совета обороны был назначен В. И. Ленин как председатель СНК. В состав Совета входили представители от ВЦИК, от РВС Республики, Народного комиссариата путей сообщения, заместитель наркома продовольствия и председатель Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии. Секретарь Совета обороны - Л. А. Фотиева. Постановления Совета обороны были обязательны для центральных и местных ведомств и учреждений, для всех граждан. Он контролировал деятельность РВС и др. военных органов. В апреле 1920 Совет обороны реорганизован в Совет труда и обороны .

Лит.: Об образовании Совета Рабочей и Крестьянской обороны, «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства», 1918, 22 декабря, № 91-92, ст. 924; Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 603).

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Создание единого центра руководства военными действиями - Совета Рабочей и Крестьянской Обороны, меры по борьбе с массовым дезертирством, трудовые мобилизации и милитаризация труда как фактор поражения антибольшевистских элементов в Гражданской войне.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Законодательная деятельность совета рабочей и крестьянской обороны в годы гражданской войны в России (1918-1920 гг.)

Причины поражения антибольшевистских элементов в Гражданской войне обсуждались историками многие десятилетия. В целом, очевидно, что главной причиной стала политическая и географическая разрозненность и разобщенность белых и неспособность руководителей белого движения объединить под своими знаменами всех недовольных большевизмом. Многочисленные национальные и региональные правительства не имели возможности бороться с большевиками в одиночку, и они также не могли создать прочного единого антибольшевистского фронта из-за взаимных территориальных и политических претензий и противоречий. Победе красных, несомненно, способствовали успехи в государственном строительстве, создание единого центра руководства военными действиями в виде Совета Рабочей и Крестьянской Обороны 1 .

В годы Гражданской войны и военной интервенции в Советской России параллельно с конституционными были созданы чрезвычайные высшие и местные органы власти. Высшим чрезвычайным органом власти являлся Совет Рабочей и Крестьянской Обороны (СРКО), образованный Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИКом) 30 ноября 1918 г. для проведения в жизнь декрета ВЦИК от 2 сентября 1918 г., которым Советская республика была объявлена военным лагерем. Ему была предоставлена вся полнота полномочий в деле мобилизации сил и средств для защиты Советского государства. Председателем Совета обороны был назначен В.И. Ленин (Ульянов), как председатель Совета народных комиссаров (СНК). В состав Совета входили: от ВЦИКа И.В. Сталин (Джугашвили), от Революционного Военного Совета Л.Д. Троцкий (Бронштейн), нарком путей сообщений В.И. Невский (Кривобоков), заместитель наркома продовольствия Н.П. Брюханов и председатель Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии Л.Б. Красин. Секретарем Совета работала Л.А. Фотиева 2 . Постановления Совета обороны были обязательны для центральных и местных ведомств и учреждений, для всех граждан Советской республики. В деятельности он опирался на аппарат своих чрезвычайных уполномоченных. Перед ним стояли задачи мобилизации, вооружения, продовольственного снабжения и оперативного руководства Красной Армией. Он был главным военно-хозяйственным и планирующим центром Республики в период войны. Под контроль Совета обороны была поставлена деятельность Реввоенсовета и других военных органов.

Взаимоотношения СРКО и СНК определялись вхождением всех членов первого в состав второго и общим председательством. Благодаря этому СРКО становился фактически постоянным военно-хозяйственным комитетом рабоче-крестьянского правительства. Однако высококомпетентный характер состава СРКО обусловил тот факт, что практически его функции были шире. Ряд декретов СНК издан с припиской «от имени СРКО», что свидетельствует не только о теснейшем сотрудничестве указанных органов, но и о их относительном организационном единстве 3 .

Абсолютное большинство постановлений СРКО касалось тем, связанных с войной: борьба с дезертирством, организация Всевобуча, мобилизации и т.д. Первоочередной задачей стало законодательное обеспечение эффективного функционирования государственного аппарата, полное и своевременное выполнение местными органами власти директив высшего руководства. Было необходимо решить проблемы областничества, произвольных арестов на местах и т.д. Проблема усложнялась тем, что половина всего состава партии большевиков находилась в армии, туда направлялись кадры после партийных, комсомольских и профсоюзных мобилизаций. Известное в те годы объявление на дверях учреждений гласило: «Райком закрыт, все ушли на фронт» 4 . В период становления советского государственного аппарата много внимания уделялось упрощению и рационализации делопроизводства.

Так, 8 декабря 1918 г. СРКО принял Постановление «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты». В обязанность областным и местным Советским учреждениям вменялось исполнять постановления и распоряжения центральной власти точно и беспрекословно. Чрезмерно разросшуюся ведомственную переписку и тормозящую работу канцелярскую волокиту в центре и на местах было предписано пресечь в корне. Распоряжения центральной власти следовало исполнять быстро, без промедления, заменяя переписку переговорами по телефону, деловые бумаги телефонограммами, обязательно проверяя исполнение каждого предписания, каждого распоряжения. Виновные в нарушении этого Постановления должны были привлекаться к ответственности по всей строгости революционных законов.

Несколько дней спустя, 14 декабря 1918 г., принимается Постановление «О производимых Всероссийской Чрезвычайной Комиссией арестах ответственных служащих и специалистов». ВЧК и ее местным органам предписывалось предварительно извещать соответствующее ведомство относительно своих постановлений об арестах ответственных работников Советских учреждений, а также всех специалистов, инженеров и техников, занятых в промышленных предприятиях и на железных дорогах. Не позднее 48 часов после ареста следовало извещать о нем соответствующее Советское учреждение, сообщая также о существе предъявленного арестованному обвинения. Освобождение из-под ареста было возможно в случае представления письменного поручительства народными комиссариатами, городскими и губернскими комитетами РКП(б), губернскими и городскими Советами депутатов, а также профессиональными союзами. При этом ВЧК могла отвести такие поручительства с перенесением в этих случаях дела в высшую инстанцию.

Во время Гражданской войны одной из острейших проблем Рабоче-крестьянской Красной Армии, так же, как и ряда других воюющих армий, было массовое дезертирство. Фактически осенью 1919 г. из Красной армии дезертировало солдат в несколько раз больше, чем вообще служило в белогвардейских армиях. По подсчетам Г.Ф. Кривошеева, в период с июня 1919 по июнь 1920 г. «выявлено» 2 846 тыс. дезертиров (из них 837 тыс. задержано) 5 . Рост масштабов дезертирства вызвал ужесточение уголовного наказания. Дезертирство стало квалифицироваться как одно из самых тяжких и позорных преступлений. В постановлениях СРКО «О дезертирстве», «О мерах борьбы с дезертирством» и «О мерах к искоренению дезертирства» оно приравнивалось к предательству 6 .

Согласно принятому 25 декабря 1918 г. Постановлению «О дезертирстве» для непосредственного осуществления мер по борьбе с дезертирством учреждалась Центральная временная комиссия в составе представителей Всероссийского Главного Штаба, Всероссийского Бюро военных комиссаров и Народного Комиссариата Внутренних Дел. Устанавливалась наказуемость как пойманных дезертиров в пределах от денежных вычетов (в утроенном размере причитавшегося им за время отсутствия из части содержания) до расстрела включительно, так и всех укрывателей дезертиров к привлечению к принудительным работам на срок до пяти лет.

3 марта 1919 г. Декрет СРКО «О мерах борьбы с дезертирством» обязывал местные военные комиссариаты, отделения милиции, исполнительные и домовые комитеты внедрять в жизнь все декреты, касавшиеся борьбы с дезертирством. Должностных лиц, виновных в укрывательстве дезертиров, привлекали к уголовной ответственности и лишали свободы сроком до пяти лет с обязательными принудительными работами или вовсе без таковых. Должностные лица за ненадлежащее выполнение мероприятий по борьбе с дезертирством подлежали в зависимости от обстоятельств увольнению с должности или лишению свободы сроком до трех лет. Владельцы квартир, где были обнаружены дезертиры, подлежали лишению свободы сроком до пяти лет.

Наконец, 3 июня 1919 г. Декрет СРКО «О мерах к искоренению дезертирства» значительно усилил ответственность за дезертирство и пособничество в совершении этого преступления. Документ установил семидневный срок добровольной явки дезертиров в правоохранительные органы. Лица, в установленный срок не являвшиеся в военкоматы и органы милиции, считались врагами народа и подлежали строгим наказаниям, в частности, смертной казни. Должностных лиц, виновных в уклонении военнослужащих от службы, также привлекали к уголовной ответственности и к ним применяли суровые наказания.

Попытки основать многомиллионную РККА на добровольных началах под лозунгом «Социалистическое Отечество в опасности!» оказались безуспешными. Результатом стал быстрый переход к мобилизациям. В Красную армию призывались члены партии и красногвардейцы, запрещался роспуск немногих сохранивших боеспособность частей бывшей царской армии, например, гвардейских Преображенского и Семеновского полков. 29 мая 1918 г. на основании Постановления ВЦИК «О принудительном наборе в рабоче-крестьянскую армию» начат призыв в армию. Громадное количественное превосходство в мобилизационных ресурсах позволяло большевикам с легкостью восполнять потери, полученные вследствие боевых действий и дезертирства.

12 мая 1919 г. принято Постановление «О призыве на военную службу солдат расформированной старой армии, возвратившихся или возвращающихся из плена». Все возвращающиеся из плена бывшие солдаты были обязаны немедленно по прибытии на место жительства зарегистрироваться в местных комиссариатах по военным делам. Цифровые сведения о количестве возвратившихся и возвращающихся из плена сосредоточивались в окружных военных комиссариатах. Зачисленные на военную службу граждане должны были состоять на таковой в зависимости от военного положения страны, впредь до указания Реввоенсовета Республики. Все уклонившиеся от призыва лица подлежали суду ревтрибунала.

Советские источники свидетельствуют о том, что в РСФСР находилось под ружьем 378 тыс. человек в середине 1918 г., 1 700 тыс. -- к его концу, 4 400 тыс. -- к концу 1919 г., наконец, 300 тыс. -- в 1920 г. 7 Увеличение численности Красной Армии проходило, главным образом, за счет мобилизаций. 31 декабря 1920 г. СРКО были изданы постановления «О призыве на военную службу граждан, родившихся в 1901 г.» и «О призыве на военную службу граждан, родившихся в 1888, 1887 и 1886 гг.». Все уклонившиеся от призыва и лица, их укрывающие, подлежали суровой ответственности на основании законов военно-революционного времени.

С лета 1918 г. большевикам, несмотря на крайнюю антипатию к бывшим офицерам, пришлось перейти к их мобилизации в массовом порядке. Первый декрет о призыве офицеров, военных врачей и военных чиновников был издан 29 июля 1918 г. 16 апреля 1919 г., постановлением заместителя председателя Реввоенсовета Республики Э.М. Склянского была создана Особая временная комиссия по учету бывших офицеров при Управлении делами Реввоенсовета Республики. Всего же с 12 июля 1918 г. по 15 августа 1920 г. в Красную Армию было призвано 48 409 бывших офицеров, 10 339 военных чиновников, 13 949 врачей и 26 766 человек младшего медперсонала, т. е. 72 697 лиц в офицерских и классных чинах 8 . Во всех местностях, находившихся под контролем большевиков, проводилась регистрация офицеров, которые, не желая служить, часто скрывали свои звания. 5 января 1920 г. СРКО принял Постановление «О явке к призыву лиц, скрывающих свое бывшее офицерское звание». Виновные в сокрытии своего бывшего офицерского звания после 1 апреля 1920 г. должны были привлекаться к судебной ответственности по всей строгости революционных законов военного времени.

В годы Гражданской войны была введена система обязательной военной подготовки граждан, получившая название Всевобуч (всеобщее военное обучение). Решение о ее создании было принято в марте 1918 г. VII съездом РКП(б) и IV Чрезвычайным съездом Советов, а юридическим оформлением стал Декрет ВЦИК «Об обязательном обучении военному искусству» от 22 апреля 1918 г. 9

С целью уточнения положений указанного Декрета 24 сентября 1919 г. СРКО принял Постановление «Об организации Всеобщего военного обучения трудящихся». Обучение производилось инструкторами Всевобуча, к нему привлекался только трудовой элемент в возрасте от 18 до 40 лет, рабочие и не эксплуатирующие чужой труд крестьяне. Призыв трудящегося населения для обучения не должен был нарушать интересов народного хозяйства и труда. Крестьяне подлежали обучению в свободное от полевых работ время, порядок привлечения рабочих к обучению военному искусству должны были разработать Всероссийский Главный штаб совместно с Высшим Советом Народного Хозяйства (ВСНХ), Наркоматом труда и Советом профсоюзов. рабочий крестьянский оборона дезертирство

Разруха народного хозяйства, начавшаяся в годы Первой мировой войны и Временного правительства, в первые месяцы Советской власти еще более усугубилась. В чрезвычайных условиях, каковыми являются войны, всегда присутствуют ограничения в труде и даже вводится трудовая повинность. Для советского руководства трудовые мобилизации и вообще милитаризация труда были не только мерами вынужденными (это очевидно), но и воплощением их взглядов на систему организации труда в социалистическом обществе. Советский историк

В.В. Кабанов, утверждая, что «трудовая и гужевая повинность сыграли огромную роль в увеличении объема заготовки и вывозки дров», показывает и негативные последствия трудгужповинности. «Вообще гужевая повинность не только отвлекала значительные силы крестьянства на продолжительное время, особенно в страдную пору, но и оказывала непосредственное негативное влияние на производительные силы крестьянского двора: она отбивала у крестьян желание увеличивать число лошадей и понуждала их к сокращению поголовья. Положение усугублялось допускавшимися ошибками» 10 .

Ввиду необходимости напрячь все силы страны для облегчения переживаемого топливного кризиса СРКО 19 ноября 1919 г. принял Постановление «О натуральной, трудовой и гужевой повинности». В отдельных местностях РСФСР вводились следующие виды государственных повинностей: натуральная дровяная повинность; трудовая повинность по заготовке, погрузке и выгрузке всех видов топлива; гужевая повинность для подвоза топливных, военных, продовольственных и иных государственных грузов в города, к железным дорогам, пристаням и другим приемным пунктам. Трудовой повинности по заготовке, погрузке и выгрузке топлива подлежали все граждане мужского пола в возрасте от 35 до 50 лет, кроме явно неспособных к труду, и лица женского пола от 18 до 40 лет. Оплата труда привлеченных к выполнению трудовой повинности производилась по тарифу соответствующих профсоюзов. Наркомату внутренних дел и его местным органам вменялось в обязанность предавать суду ревтрибуналов лиц, преступно или даже неумело использующих объявленную мобилизацию и несвоевременно, а также неправильно оплачивающих труд привлеченных к повинности.

С 1920 г. в деятельности Советского государства на первый план выдвигаются вопросы восстановления экономики и перевода ее на мирные рельсы. Возрастающее значение хозяйственных вопросов и экономических методов работы отразилось и в названии Совета Рабочей и Крестьянской Обороны. Сначала он был переименован в Совет Обороны и Труда (7 апреля 1920 г.), а затем в Совет Труда и Обороны (14 апреля 1920 г.), что не сопровождалось реорганизацией данного органа.

После VIII Всероссийского съезда Советов (22-29 декабря 1920 г.) Совет Труда и Обороны юридически оформился как комиссия Совнаркома. Увеличилось число его членов от экономических ведомств. На местах была образована система губернских и областных органов СТО, причем в губерниях революционные советы трудовых армий, становясь органами СТО, преобразовывались в экономические совещания с целью оформления и закрепления организационного опыта и установления Советом единого хозяйственного плана.

28 апреля 1937 г. Постановлением ЦИК СССР СТО был упразднен с передачей функций Экономическому совету при СНК (ЭКОСО). В годы Великой Отечественной войны опыт создания высшего чрезвычайного органа был успешно повторен и выразился в создании

29 июня 1941 г. Государственного Комитета Обороны (ГКО). Однако существовало немало его отличий от СРКО. Главной особенно стью чрезвычайного органа Гражданской войны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы. Принципиальные вопросы ведения вооруженной войны рассматривались в то же время на Политбюро и Оргбюро ЦК, на заседаниях Совнаркома. В годы Великой Отечественной войны никаких пленумов, а тем более съездов партии не проводилось, все кардинальные вопросы решались ГКО 11 .

Рассмотрим характерные особенности СРКО как органа, осуществляющего функции координации. Во-первых, это его представительский характер, что обеспечивает, с одной стороны, возможность оперативного согласования функций соответствующих звеньев государственного аппарата для проведения в жизнь совместных действий, а с другой -- учет интересов различных ведомств с целью максимального использования их возможностей. При этом по мере изменения круга задач меняется состав и содержание представительства. Так, если первоначально в составе СРКО (СТО) было 8 госорганов, то к 1921 г. их стало 10. Отдельные ведомства (например, ЦСУ) привлекались к участию в СТО с правом совещательного голоса. Изменение состава представительства отражает изменение состава стоящих перед страной в целом и Советом, в частности, задач. Следует отметить два вида представительства в СТО: органов, которым СТО подчинен, подотчетен или подконтролен (например, СНК, ВЦИК); отраслевых или функциональных органов (например, Наркомпрод, НКПС). Первые, как и СТО, в целом выполняли роль субъектов координации, вторые -- объектов.

Во-вторых, как указывалось в Положении о СРКО от 3 ноября 1918 г., «совету принадлежит согласование и усиление деятельности ведомств в области обеспечения обороны страны и хозяйственного строительства». Этим подчеркивался именно межведомственный характер СРКО. Его функции тем самым могут быть определены по линии структуризации функций объединяемых ведомств, их упорядочения и усиления. В связи с изложенным можно выделить три группы функций СРКО:

1) координируемые функции представительствующих ведомств (СНК и ВЦИК как вышестоящие организации исключаются);

2) функции по согласованию и упорядочению деятельности представительствующих органов и подведомственных организаций;

3) чрезвычайные функции СРКО, обусловленные его исключительной компетенцией.

Они представляют собой вынесенные на более высокий уровень иерархий управления те собственные координируемые функции представительствующих органов, которые нуждаются в усилении.

В-третьих, СРКО является учреждением, носящим надведомственный характер. Это обстоятельство подтверждается как его конституционным положением (см. Конституцию РСФСР 1918 г.), так и институционально (см. Положение о СРКО). Надведомственное положение СТО обусловливает возможность не только реального взаимодействия входящих в его состав органов, но и воздействия на органы, не входящие в его состав. Кроме того, в структуре госаппарата впервые наблюдается иерархия функций координации, состоящая, по крайней мере, из двух уровней: координационные функции СРКО; координационные функции представительствующих органов.

Таким образом, деятельность СРКО в первые годы Советской власти доказала способность советского государственного аппарата эффективно решать сложные военные и экономические задачи, что не раз подтверждалось в дальнейшем в практике государственно-правового строительства на всех этапах развития нашего государства.

Примечания

1. См.: Захаров, М.В. Генеральный штаб в предвоенные годы. М., 1989. С. 18.

2. Сборник документов по истории СССР эпохи социализма (1917-1920 гг.). М., 1978. Вып. 1. С. 199 -- 200.

3. Шахновский, А.А. Координация в деятельности центральных государственных органов РСФСР (1917-1921 гг.) // Правоведение. 1985. №5. C. 65-68.

4. Хромов, С.С. Гражданская война и военная интервенция в СССР: энциклопедия / С.С. Хромов,

5. Н.Н. Азовцев. М., 1987. С. 283.

6. См.: Левшин, К. В. Причины дезертирства в Красной Армии (1918-1921 гг.) // Новейшая история России. 2011. №2. С. 73.

7. История советского уголовного права / А.А. Герцензон, Ш.С. Грингауз, Н.Д. Дурманов [и др.]. М., 1947. С. 219-220.

8. Боффа, Дж. История Советского Союза: в 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 98.

9. Волков, С. В. Трагедия русского офицерства. М., 2001. С. 316.

10. Советская военная энциклопедия: в 8 т. М., 1976. Т. 2. С. 395.

11. Кабанов, В.В. Крестьянское хозяйство в условиях «военного коммунизма». М., 1988. С. 190-191.

12. Мунчаев, Ш.М. История России: учеб. для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. М., 1997. С. 196.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Разработка проекта Конституции РСФСР. Конституция РСФСР 1918 года. Основные положения. Возникновение и развитие советского права в период октябрьской революции и гражданской войны о 1017-1920 годы.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2006

    Многолетний опыт совместного проживания, совместного труда и борьбы многонационального населения Башкирии. Причины и начало Крестьянской войны 1773-1775 гг. - военные успехи и поражения. Положение о башкирах от 14 мая 1863 года и реформы в области суда.

    контрольная работа , добавлен 16.02.2009

    Развитие института необходимой обороны в Российской Федерации. Сравнение института необходимой обороны России и зарубежных стран. Условия правомерности и превышение пределов необходимой обороны. Участие граждан в борьбе с преступностью.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2013

    Понятие необходимой обороны и ее значение. Признаки правомерности необходимой обороны. Превышение пределов необходимой обороны. Отличие необходимой обороны от крайней необходимости и причинения вреда при задержании преступника.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2007

    Значение необходимой обороны в борьбе с преступностью. Условия необходимой обороны, характеризующие ее основание. Критерии установления начального и конечного моментов (временных пределов) правомерной необходимой обороны, последствия причинения вреда.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Законодательная власть Республики Беларусь. Органы Совета Республики, порядок его формирования. Одобрение или отклонение проектов законов, принятых Палатой представителей. Право Совета Республики отменять распоряжения Председателя Совета Республики.

    реферат , добавлен 28.05.2015

    Организация и ведение гражданской обороны как одна из важнейших функций государства, основная часть его оборонных мероприятий. Понятие и функциональные особенности эвакуационных органов, оперативно-спасательных отрядов. Значение сигнала "Внимание всем!".

    презентация , добавлен 18.05.2014

    Условия правомерности необходимой обороны, относящиеся к защите. Соразмерность необходимой обороны общественно опасному посягательству и главные проблемы совершенствования института необходимой обороны в российском уголовном праве. Пределы обороны.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2014

    Развитие института необходимой обороны. Условия правомерности необходимой обороны, относящиеся к посягательству и защите. Нарушение условий необходимой обороны, ее превышение. Преждевременная и запоздалая оборона. Отличие необходимой обороны от мнимой.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2014

    Уровень и динамика преступности в России, ее угроза интересам государства и национальной безопасности. Анализ условий правомерности необходимой обороны. Рассмотрение понятие мнимой обороны. Задержание преступника и его отличие от необходимой обороны.

Совет обороны, - был создан ВЦИК 30 нояб. 1918 для проведения в жизнь декрета ВЦИК от 2 сент. 1918, к-рым Сов. республика была объявлена воен. лагерем. Совет обороны являлся чрезвычайным высшим органом Сов. гос-ва, вызванным к жизни исключительно трудной обстановкой, сложившейся в стране в связи с действиями внутр. контрреволюции и иностр. воен. интервенцией. Ему была предоставлена вся полнота полномочий в деле мобилизации сил и средств для защиты Сов. гос-ва. Пред. Совета обороны был назначен В. И. Ленин, как председатель СНК. В состав Совета входили: от ВЦИК И. В. Сталин, от РВС Республики Л. Д. Троцкий, нарком путей сообщений В. И. Невский, зам. наркома продовольствия Н. П. Брюханов и пред. Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии Л. Б. Красин. Секретарем Совета работала Л. А. Фотиева. Постановления Совета обороны были обязательны для центральных и местных ведомств и учреждений, для всех граждан Сов. республики. Он был главным воен.-хоз. и планирующим центром Республики в период войны. Под контроль Совета обороны была поставлена деятельность Реввоенсовета и др. воен. органов. В апреле 1920 Совет обороны был реорганизован и стал называться Советом труда и обороны (СТО), к-рый действовал на правах комиссии Совнаркома. Постановлением ЦИК СССР от 28 апреля 1937 СТО был упразднен. Лит.: Об образовании Совета Рабочей и Крестьянской обороны, "Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского пр-ва", 1918, 22 дек., No 91-92, ст. 924; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том. ч. 1, с. 558); Возникновение Совета рабоче-крестьянской обороны, в кн.: Ленинский сборник, т. 18, М., 1931.


Libmonster ID: RU-10094


25 лет тому назад, 30 ноября 1918 г., постановлением ВЦИК был учреждён Совет рабоче-крестьянской обороны. Председателем Совета Обороны был В, И. Ленин, его фактическим заместителем - И. В. Сталин. Молодая Советская страна переживала тяжёлое время. Внешние и внутренние врага угрожали её существованию. Советская республика была объявлена военным лагерем. Совету Обороты была предоставлена "вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств страны в интересах обороны".

На Совет рабоче-крестьянской обороны была возложена задача - подчинить всю работу советских организаций одной дели: помощи фронту. Необходимо было установить суровый военный режим во всех отраслях хозяйственной деятельности и государственного управления, добиться максимальной производительности труда, установить жёсткую трудовую дисциплину, объединить работу военных органов, транспорта и продовольствия. "Для всех ведомств и учреждений центральных и местных, - говорилось в постановлении ВЦИК, - для всех граждан постановления Совета Обороны безусловно обязательны" 1 .

"а) Постановления Совета Обороны не подлежат публикации, за исключением специально оговорённых. Виновные в нарушении сего будут привлекаться к ответственности.

б) Постановления Совета Обороны подписываются председателем. Постановления комиссий, назначаемых Советом Обороны, подписанные тт. Лениным, Сталиным и представителем соответствующего ведомства, имеют силу постановлений Совета Обороны.

Постановления Совета Обороны рассылаются членам Совета Обороны не позже следующего дня" 2 .

В. И. Ленин был почти бессменным председателем заседаний Совета Обороны. В архиве ИМЭЛ сохранились многочисленные пометки В. И. Ленина на повестках заседаний Совета Оборони, записи, сделанные им во время заседаний комиссий Совета, работавших под его руководством.

Исключительный интерес представляют материалы работавшей под руководством Ленина и Сталина комиссии Совета Обороны о патронах. Комиссия признала необходимым ввести на тульском и подольском патронных заводах систему премий за увеличение производительности труда; она разрешила пополнять состав квалифицированных рабочих, минуя биржу труда; работающие на патронных и оружейных заводах освобождались от призыва в армию; в состав правления тульского патронного завода были введены представители от Чрезвычайной комиссии по снабжению армии и от Народного комиссариата по военным делам; статистическому бюро при Главном артиллерийском управлении было поручено выработать график движения производительности в цехах и мастерских патронных заводов. Комиссия признала необходимым ускорить организацию производства патронов на подольском заводе и обязала руководителей завода еженедельно представлять отчёты в Совет Обороны о состоянии работ.

17 марта 1919 г. Совет Обороны, учитывая важность патронного и оружейного заводов для Красной Армии и необходимость строжайшей охраны этих заводов, вынес решение о создании в Туле военно-революционного трибунала на правах ревтрибунала армии 3 . 13 мая по докладу В. И. Ленина о положении на патронных заводах Совет Обороны назначил специальную комиссию из представителей военного ведомства. Всероссийского совета профсоюзов и Чрезвычайной комиссии снабжения для обследования положения на тульском патронном заводе; Реввоенсовету Восточного фронта было предложено "исполнить с максимальной энергией и быстротой все требования для усиления производительности Симбирского завода" 4 , которые будут предъявлены заводоуправлением; Центральному совету профсоюзов поручалось принять все меры к ускорению и усилению доставки квалифицированных луганских рабочих в Симбирск; Главному артиллерийскому управ-

По материалам Института Маркса - Энгельса - Ленина.

2 Ленинский сборник XVIII, стр. 244 - 245. Соцэкгиз. 1931.

3 Ленинский сборник XXXIV, стр. 107, М. Огиз. 1942.

4 Там же, стр. 134 - 135.

лению - принять экстренные меры к тому, чтобы Петроград мог дать максимальное количество полуфабрикатов, необходимых для патронных заводов.

Для того чтобы ускорять открытие подольского завода, было решено послать туда квалифицированных рабочих с тульского завода. Совет Обороны предложил военному ведомству и другим учреждениям принять экстренные меры по сбору использованных гильз и выяснить вопрос о возможности кустарного производства патронов. На этом же заседании тов. Дзержинскому и представителю Реввоенсовета было поручено организовать обследование охраны тульского патронного завода.

19 мая Совет Обороны поручил Тульскому губисполкому принять экстренные меры к обеспечению квартирами прибывающих в Тулу трёх тысяч рабочих; особой комиссии было предложено рассмотреть предложения по поднятию производительности труда, внесённые в результате обследования завода. Кроме того было решено провести через - женскую комиссию при ЦК РКП(б) мобилизацию работниц-коммунисток на тульский завод. 11 июня Всероссийскому совету профессиональных союзов было поручено доставить наиболее квалифицированных рабочих на подольский, тульский и симбирский заводы, "хотя бы в ущерб остальным заводам".

1 августа В. И. Ленин вновь сделал доклад на заседании Совета Обороны о снабжении патронных заводов рабочей силой. Совет Обороты поручил ЦК союза металлистов и Комиссариату Труда доставить немедленно необходимое количество рабочих на патронные заводы Симбирска, Коврова и Подольска, 6 августа Совет Обороны обязал Петроградский Совет и профессиональные организации "немедленно выслать из Петрограда всё количество рабочих, потребное для работ на патронных заводах, так как без патронов никакая защита Советской Республики невозможна" 1 .

13 августа Чусоснабарму было предложено установить с максимальной быстротой третью смену для симбирского и вторую - для подольского заводов.

26 августа 1919 г. В. И. Ленин писал в Тульский исполком: "Не производите никакой принудительной мобилизации ни на какие работы рабочих оружейных и патронных заводов, ибо оружие и патроны важнее всего. Об исполнении известите. Предсовобороны Ленин" 2 .

Огромную работу в Совете Обороны выполнял товарищ Сталин. Почти на каждом заседании Совета с первых дней его организации заслушивались доклады товарища Сталина по важнейшим вопросам, требовавшим неотложного разрешения.

8 декабря 1918 г, товарищ Сталин сделал доклад о борьбе с областничеством и канцелярской волокитой, Внесённый им проект постановления был утверждён Советом Обороны и опубликован в "Правде" 13 декабря за подписью В. И. Ленина.

В постановлении подчёркивалось, что для поднятия обороноспособности Советской, страны на должную высоту необходимы исключительная сплочённость советских сил, строжайшая централизация действий, быстрота и точность исполнения; что постановления и распоряжения областных и местных советских учреждений, "стесняющие деятельность центральной власти в деле распоряжения общенародной собственностью... подлежат немедленной отмене по указанию соответствующих народных комиссариатов" 3 .

Большое место в работах Совета Обороны занимал вопрос о снабжении формировавшихся в то время десяти новых дивизий. 8 декабря Совет Обороны поручил товарищам Сталину и Подвойскому при участии тов. Свердлова "сделать всё возможное по вопросу о политической агитации и посылке комиссаров в формирующиеся дивизии". Совет Обороны заслушал сообщения товарища Сталина по этому вопросу 15 и 22 декабря, поручив Реввоенсовету "доставить товарищу Сталину карту расположения формирующихся дивизий".

11 декабря Совет Обороны заслушал доклад товарища Сталина об упорядочении железнодорожного транспорта. Совет Обороны своим постановлением по этому вопросу, опубликованным за подписями Ленина и Сталина, безусловно запретил разным учреждениям и профессиональным организациям вмешиваться в технически-распорядительную область железнодорожного дела. Этим же постановлением была установлена круговая ответственность за задержку следующих по назначению эшелонов и грузов, за несвоевременную подачу паровозов я вагонов, за злостные крушения на железных дорогах. "Наблюдение за точным и беспрекословным исполнением правил и распоряжений Народного комиссариата путей сообщения я его агентов на местах возлагается, - говорится в постановлении, - на комиссаров округов и дорог, облечённых чрезвычайными правами, вплоть до права роспуска расстраивающих транспорт организаций, увольнения, ареста и предания суду виновных" 4 .

На этом же заседании товарищ Сталин сделал доклад об итогах совещания по вопросу о предоставлении жилищ для армии. Внеся некоторые дополнения к выработанному комиссией постановлению, Совет Обороны поручил подписать его Ленину, Сталину и представителю Реввоенсовета Республики от имени Совета Обороны.

Совет Обороны направлял и объединял действия различных организаций по проведению мобилизации. 5 мая 1919 г. Совет Обороны заслушал доклад товарища Сталина об итогах ревизии советских учреждений и о мерах по сокращению штатов. Совет Обороны обязал комиссариаты избрать комиссии из ответственных лиц с участием членов коллегий и представителей Народного комиссариата госконтроля для составления проекта сокращении штатов от 25 до 50%. 28 мая Совет Обороны поручил Комиссариату госконтроля выяснить в недельный срок, как

1 Ленинский сборник XXXIV, стр. 204.

2 Ленинский сборник XXIV, стр. 14. М. Партиздат, 1933.

4 Там же.

стр. 11

проводится комиссариатами замена в советских учреждениях мужчин, призванных в ряды Красной Армии, женщинами. В связи с тяжёлым состоянием армии в санитарном отношения, особенно на южном фронте, Совет Обороны указал Комиссариату здравоохранения на необходимость перестроить работу этого Комиссариата по-боевому. 31 марта 1919 г. Совет Обороны предписал Наркомздраву немедленно произвести досрочный выпуск врачей с обязательным отъездом их на фронт, а также провести мобилизацию женщин-врачей.

Совет Обороны поручил в дальнейшем обследовать постановку санитарного дела не только в крупных центрах южного фронта, но и в мелких, начиная с полков. 18 июля 1919 г. народному комиссару здравоохранения тов. Семашко было предложено перенести на месяц или полтора свою работу на южный фронт и сосредоточить главное внимание на санитарном состояния южного фронта; Реввоенсовету Республики было поручено дать точную справку, имеет ли всякий приказ главного санитарного начальника на фронте силу боевого приказа, "а также дать проект постановления о том, чтобы также приказы имели силу боевых".

4 ноября Совет Обороны предписал ряду исполкомов развернуть санитарные городки, оказать самое широкое содействие ремонту и оборудованию помещений для сангородков, удовлетворить их установленными видами довольствия и транспортными средствами. Товарищ Сталин возглавил комиссию по размещению лазаретов и неоднократно выступал с докладами и сообщениями по этому вопросу.

Вопросы, связанные непосредственно с обороной Советской страны, занимали центральное место в работах Совета Обороны. Разрешая важнейшие вопросы военно-стратегического характера, Совет Обороны одновременно вёл огромную организационную работу по обороне страны. Совет Обороны часто заслушивал доклады представителей Реввоенсовета Республики, представителей Главного артиллерийского управления; постоянно требовал справок от этих учреждений о снабжении армии орудиями и о производственных возможностях, о том, какие работы по укреплениям каким фронтам поручены; в какой мере возведение укреплений обеспечено рабочей силой; какие меры принимаются к ускорению военного строительства.

13 мая 1919 г. Совет Обороны утвердил внесённый В. И. Лениным проект постановления о назначении особой ревизия органов военного ведомства и вооружённых сил Республики.

19 июня товарищу Сталину было поручено представить Совету Обороны доклад о результатах следствия о причинах восстания на Красной Горке и о виновниках восстания. 24 сентября 1919 г. Совет Обороны определил границы района, подлежавшего объявлению на военном положении, и вынес постановление об учреждении в этом районе губернских и уездных ревкомов, на которые разлагалась организация обороны. Вопрос об усиления производства военного снаряжения, а также о тщательном учёте к сборе того, что может быть использовано с этой целью, почти не сходил с повестки дня заседаний Совета Обороны. 23 апреля Совет Обороны вынес решение о назначении на 22 апреля заседания комиссии в составе Ленина, Сталина, Красина я представителя Реввоенсовета Республики "для обследования в Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии того, каким образом производится учёт военного имущества на складах". 26 апреля было примято постановление об учёте и изъятия предметов военного снабжения, в первую очередь из московских военных складов. 19 мая Совет Обороны поручил тов. Дзержинскому и представителю Реввоенсовета Принять самые энергичные меры по изъятию оружия от населения и передаче его военному ведомству. В дальнейшем при Совете Обороны была учреждена особая комиссия по усилению производства и сбору военного в вещевого снаряжения, с тем чтобы довести его "до такого количества, какое необходимо для действующих и формирующихся частей Красной Армии". Комиссии поручалось в первую очередь обратить внимание на изготовление на Украине орудийных замков и ружейных патронов; сведения о своей деятельности комиссия обязана была представлять в Совет Обороны еженедельно. 26 июня доклад по этому вопросу в Совете Обороны делал В. И. Ленин.

Неоднократно обсуждались на заседаниях Совета Обороны вопросы о мобилизации охотничьих ружей и о ходе работ по ремонту винтовок. В протоколе от 28 мая 1919 г. по вопросу о сборе использованных гильз читаем: "Возложить на комиссию, посланную в Царицын, ответственность по законам военного времени за быстрейшее доведение до конца данного ей поручения". Особо стоял вопрос об охране вооружения и его строгом учёте. В протоколе от 18 июня записано: "Затребовать через т. Склянского от Главного артиллерийского управления доклад к завтрашнему заседанию Совета Обороны о количестве имеющихся пушечных снарядов.

К понедельнику затребовать доклад о количестве пушек, годных, выпускаемых из ремонта и могущих быть вывезенными".

Совет Обороны назначил строжайшее расследование всех действий, подрывавших оборонную мощь Красной Армии. Так, в постановлении от 26 июня 1919 г. сказано: "Строжайше расследовать вопрос о посылке броневиков на Южный фронт, оказавшихся негодными. Выяснить всех виновных в этом лиц и предать суду" 1 .

Важнейшее место в работах Совета Обороны занимал вопрос о снабжении Красной Армия продовольствием. 29 декабря 1918 г., по сообщению И. В. Сталина о продовольственном положении в прифронтовой полосе, Совет Обороны поручил Компроду и ВСНХ послать на Украину особо уполномоченных лиц для заготовки сырья, продовольствия и готовых продуктов.

1 Ленинский сборник XXXIV, стр. 186.

стр. 12

17 февраля 1919 г. по докладу товарища Сталина Совет Обороны примял решение об организации маршрутных поездов для перевозки хлеба и угля. 3 марта Комиссариату путей сообщения было поручено "представлять еженедельную сводку отправляемых маршрутных поездов в наиболее популярной и краткой форме". В архиве ИМЭЛ "ранится таблица собственноручных записей В. И. Ленина о количестве хлеба и продовольствия, доставленном по трём железным дорогам в Москву за семнадцать дней марта 1919 года. 31 марта, по сообщению о положения на Украине, Совет Обороны постановил "увеличить во сто раз число посылаемых в хлебные места рабочих". Наркомпроду было поручено установить точное и строгое наблюдение за погрузкой продовольственных грузов, с тем чтобы на основания полученных данных можно было "быстро изменить и исправить направление грузов".

12 июля 1919 г. в телеграмме Нижегородскому областному управлению водного транспорта за подписью предсовобороны Ленина и наркомпрода Цюрупы сказано: "Всякие промедления по доставке хлеба грозят осложнениями, вредящими делу революции. Напрягите все силы и извещайте нас чаще вполне точно" 1 .

Одной из основных мер, способствовавших улучшению продовольственного положения, было создание продармии. 19 июня 1919 г. Совет Обороны поручил Реввоенсовету Республики "дать распоряжение по военному ведомству о немедленной отправке всех бракуемых по профессиональной мобилизации лиц в продармию... поручить Всероссийскому Совету профессиональных союзов принять самые энергичные меры к набору 5000 человек путем мобилизации и рассылки циркуляров с разъяснением, что в случае неполучения вышеуказанного количества из рабочих и крестьян голодающих местностей в продармию, грозит полный голод в июле". 23 июля в принятом по докладу В. И. Ленина постановлении Всероссийскому Совету профессиональных союзов поручалось принять самые энергичные меры для мобилизации 20 тыс. человек в продовольственную армию, а тов. Курскому - расследовать причины задержек в проведении мобилизации.

Совет Обороны вынес ряд решений о проведении строжайшей экономии в расходовании продовольствия, об ограничении количества предприятий и учреждений, имеющих право на получение красноармейских пайков, предоставляя это право лишь тем из них, которые имели оборонное значение.

В начале февраля 1920 г. особенно обострился продовольственный кризиса в Москве и Петрограде. 8 февраля за подписью председателя Совета Обороны В. И. Ленива Реввоенсовету Запасной армии, находившемуся в Казани, была отправлена следующая телеграмма:

"Москва, Петроград, армии Запфронта и Севфронта находятся накануне прекращения выдачи хлеба. Советом Обороны поручается Реввоенсовету, Запарма напрячь все усилия для погрузки хлеба по Казанской дороге и отправки по указаниям продорганов. Малейшее промедление поведёт к тому, что через три - пять дней иссякнут все хлебные запасы. О принимаемых мерах и результатах с указанием мест погрузки сообщайте по телеграфу ежедневно. Предсовобороны Ленин" 2 .

Снабжение Красной Армии продовольствием зависело от состояния транспорта. От работы транспорта зависело также снабжение продовольствием и топливом важнейших промышленных центров страны. В целях упорядочения пользования железнодорожным транспортом Совет Обороны вынес решение о выделении ответственных лиц для постоянной работы в Москве по контролю пользования поездами. Учитывая огромные трудности в работе железнодорожного транспорта. Совет Обороны поручил НКПС выработать самую краткую и несложную форму отчётности, которая позволяла бы точно следить за состоянием работы железных дорог.

Совет Обороны предписал железнодорожным органам не загромождать транспорт какими-либо грузами кроме воинских. 14 апреля 1919 г., например, была назначена экстренная ревизия грузов в Батраках и Сызрани в связи с поступившими сведениями об отправке по этой линии вагонов с домашними вещами. 16 апреля Совет Обороны постановил: "Запретить направлять какие-либо грузы на и за Казань, Симбирск, Сызрань, кроме воинских, какие бы мандаты на беспрепятственное следование ни предъявлялись". Совет Обороны требовал отправления поездов по расписанию, без задержки на промежуточных станциях, экономии дров при отоплении паровозов, своевременного ремонта паровозов, унификации составов поездов, усиления личного наблюдения за работой мастерских и депо со стороны ответственных руководителей НКПС.

От правильного снабжения хлебом, продовольствием зависела жизнь Советской республики. Важнейшей железнодорожной магистралью, по которой поступали в центр продовольственные грузы, была Московско-Казанская дорога. 16 января 1920 г. Совет Обороны поручил Компроду и Наркомпути выработать мероприятия по усилению пропускной способности Московско-Казанской железной дороги, а также совместно с Реввоенсоветом Республики разработать практические меры по использованию Запасной армии, находившейся в Казани, для усиления подвоза продовольствия.

Несмотря на принятые меры положение на транспорте оставалось тяжёлым. В связи с этим 1 февраля 1920 г. В. И. Ленин обратился с письмом к членам Совета Обороны, а котором говорилось:

1 Ленинский сборник XXIV, стр. 131.

2 Ленинский сборник XXXIV, стр. 259.

стр. 13

"Положение с железнодорожным транспортом совсем катастрофично. Хлеб перестал подвозиться. Чтобы спастись, нужны меры действительно экстренные. На 2 месяца (II-III) такого рода меры надо провести (и соответственные ещё другие меры подобного рода изыскать):

I. Наличный хлебный паёк уменьшить для неработающих по транспорту; увеличить для работающих...

II. 3/4 ответственных работников из всех ведомств, кроме Комиссариата Продовольствия и Военного, взять на 2 эти месяца на ж. д. транспорт и ремонт. Соответственно закрыть (или в 10 раз уменьшить) на 2 месяца работу других комиссариатов.

III. В 30 - 50 вёрстной полосе по обе стороны ж. д. линий ввести военное положение для трудовой мобилизации на чистку путей и в волости этого района перевести 3/4 ответственных работников из вол- и уисполкомов всей соответствующей губернии" 1 .

2 февраля 1920 г. на заседании Совета Обороны В. И. Ленин сделал сообщение о положении транспорта. Предложения В. И. Ленина, намеченные им в письме членам Совета Обороны, легализированы в постановлении, принятом Советом Обороны на этом заседании. Весь хлеб, доставляемый поездами, сформированными железнодорожниками, должен был поступать в распоряжение железнодорожных организаций. Наркомпути, Наркомпроду и Реввоенсовету Запасной армии было поручено довести ежедневную норму погрузки на Московско-Казанской дороге До 140 вагонов; Наркомпути - принять меры для ускорения продвижения воинских эшелонов по Самаро-Златоустовской железной дороге и поездов с продовольствием в районе Самара-Челябинск; Компроду - обеспечить усиление погрузки продовольствия в Западной Сибири. Всем ведомствам было предложено командировать сотрудников для работы в железнодорожных мастерских Петрограда и Москвы и на отдельных дорогах, причём в тексте постановления В. И. Ленин собственноручно приписал: "лучших и наиболее ответственных" 2 .

Чрезвычайному уполномоченному по снабжению армии было поручено войти в соглашение с Наркоматом путей сообщений и ВЦСПС об использовании части военно-вещевого довольствия для премирования транспортных рабочих, а Наркомпроду - из запасов, переданных Чусоснабарму, в первую очередь снабжать транспортных рабочих. В постановлении предусматривался ряд мер по борьбе со снежными заносами, вплоть до обеспечения лопатами и рукавицами работающих по расчистке путей. Наркомвнуделу было поручено ввести военное положение в районе пятидесяти вёрст по обе стороны от железной Дороги и издать циркуляр губисполкомам об усилении волостных и уездных исполкомов, находящихся в этой полосе, ответственными работниками; Главтопу поручалось усилить снабжение железных дорог топливом и к следующему заседанию представить соображения о создании на железных дорогах семидневного запаса топлива; Высшему совету по перевозкам было предложено пересмотреть план продовольственных и топливных перевозок с целью максимального их увеличения; Военному ведомству, НКПС и ВОХР (войска внутренней охраны) - выработать меры усиленной охраны поездов с топливом.

На протоколе N 97 заседания Совета Обороны, в котором записаны эти решения, В. И. Ленин написал:

"Обращаю сугубое внимание всех руководящих советских работников на эти решения. Положение с транспортом отчаянное. Для спасения нужны меры по истине героические и революционные. 2.II.1920. Ленин" 3 .

Выполнение намеченных Советом Обороны экстренных мер привело в дальнейшем к значительному улучшению работы транспорта и к смягчению продовольственных затруднений.

Работники транспорта горячо откликнулась на призыв Совета Обороны улучшить работу транспорта. Массовый героизм, трудовой подъем на транспорте нашли отражение в решениях Совета Обороны.

27 февраля 1920 г. Совет Обороны отметил исключительную энергию и дисциплину труда, проявленные техническим персоналом, служащими и рабочими при восстановлении моста через Каму у Перш. Работа была выполнена в исключительно тяжелых условиях на 2 месяца раньше срока. Совет Обороны вынес решение о денежном вознаграждении всех, принимавших участие в этих работах.

В марте значительно улучшилась работа Московско-Казанской железной дороги. Отмечая достигнутые успехи, Совет Обороны 13 марта 1920 г. писал: "Это первая наша победа на бескровном фронте и в самом трудном его месте - на транспорте, В самый критический момент разрухи транспорта работа на дороге не только не упала, но поднялась. Эта победа доказывает не на словах, а на деле, что нет той трудности, которой нельзя бы было преодолеть упорным трудом, сознательностью и твёрдой решимостью выполнить свой долг перед -рабоче-крестьянской республикой" 4 .

Всем рабочим, служащим, администрации и комиссарскому составу дороги Совет Обороны вынес благодарность.

16 марта Совет Обороны предложил НКПС выдать денежное вознаграждение рабочим и служащим, работавшим по восстановлению моста через Каму у Сарапула. В телеграмме, посланной в адрес Реввоенсовета Запасной армии 20 марта за подписью В. И. Ленина, говорилось:

1 Ленинский сборник XXIV, стр. 62.

2 Там же, стр. 65.

3 Там же, стр. 67.

4 Ленинский сборник XXXIV, стр. 276.

стр. 14

"Совет Рабоче-Крестьянской Обороны шлёт товарищескую благодарность от имени Советской власти всем рабочим, красноармейцам, техническому и административному персоналу, работавшим по восстановлению моста через Каму у Сарапула, закончив его за месяц до назначенного срока, дав этим новое доказательство того, чего может достигнуть пролетариат организованностью, энергией, дисциплиной в труде, при столь необходимом сейчас сознательном отношении к общим задачам, стоящим перед Российской Советской Республикой в борьбе с постигшей её разрухой.

Предсовобороны Ленин" 1 .

Деятельность Совета Обороны в годы гражданской войны проходила в чрезвычайно трудных условиях. Проведение в жизнь принятых постановлений по обороне ещё совсем молодой Советской страны, по снабжению Красной Армии требовало огромного количества сил. Работа велась в условиях острого недостатка рабочих рук на военных заводах, в условиях продовольственной разрухи, топливного кризиса, тяжёлого, порой катастрофического положения на транспорте. Объём работы Совета Обороны был чрезвычайно велик. Заседания Совета Обороны происходили два раза в неделю, кроме того очень часто созывались экстренные заседания; повестка заседаний Совета Обороны была обычно загружена больном количеством вопросов. В целях упрощения и ускорения рассмотрения дел 10 марта 1920 г. было принято решение о созыве распорядительных заседаний Совета Обороны. На рассмотрение распорядительных заседаний переносились вопросы об отсрочках по призыву в Красную Армию, о выдаче мандатов, о производстве регистрации, учёта, переписи имущества, о назначении комиссий для предварительного обсуждении вопросов, о милитаризации предприятий и т. п.

Вся тяжесть работы в Совете Обороны ложилась на В. И. Ленина и его верного соратника - И. В. Сталина. Все самые срочные сведения, касавшиеся положения на фронте, сообщались непосредственно В. И. Ленину как председателю Совета Обороны; ему должны были, например, в связи с тяжёлым положением на южном фронте два раза в сутки сообщать о количестве отправляемых на южный фронт паровозов, ежедневно сообщать о количестве вывозимого из Украины военного имущества и о посланных на южный фронт инженерах для восстановления мостов. В. И. Ленин ежедневно получал отовсюду телеграммы, запросы, письма, жалобы. Все материалы о серьёзных фактах, касавшихся положения на фронте, положения Красной Армии, а следовательно, и обороноспособности страны, В. И. Ленин ставил на обсуждение в Совете Обороны, поручая предварительно подготовку вопроса соответствующему учреждению. Значительная часть решений Совета Обороны была опубликована ввиде официальных постановлений за подписью Председателя Совета Обороны. Автором большей, части важнейших решений Совета Обороны был В. И. Ленин; им написаны или же отредактированы проекты многих постановлений. Так, например, 15 февраля 1919 г., подписывая телеграмму чрезвычайному комиссару железных дорог южного фронта о предоставлении работающим по восстановлению разрушенных железнодорожных мостов права поступления на прежнее место работы по их возвращении, Ленин добавляет: "Таков текст принятого сегодня постановления Совета Обороны. Можете опубликовать" 2 .

Ленин выполнял огромную работу по разъяснению решений Совета Обороны и исправлению неправильных действий местных органов власти. Он предостерегал местных работников от неправильных распоряжений, которые могли повлечь за собой дезорганизацию работы заводских предприятий. В связи с чрезмерным уплотнением жилищ рабочих Выксунского завода Ленин пишет 15 февраля 1919 г.: "Значение Выксунского завода для транспорта и обороны страны обязывает Вас воздерживаться от всяких крайностей, могущих расстроить заводскую жизнь. В противном случае подвергнетесь строжайшей ответственности" 3 .

Бесперебойное снабжение военных заводов продовольствием было предметом постоянного внимания Совета Обороны.

Так, например, 19 мая 1919 г. Совет Обороны обязал тов. Свидерского представать немедленно председателю Совета Обороны сведения о том, "когда именно дан наряд на семенной картофель для Ковровского пулемётного завода и выполнен ля этот наряд".

Работа Совета Обороны воспитывала не только руководителей советских учреждений, но и весь советский народ в духе строжайшей дисциплины, строжайшего соблюдения военной тайны, ответственности за работу на каждом участке Работа эта показательна своей связью с массами, чутким отношением к доблестным защитникам советской родины, к подвигам советских людей на трудовом фронте, внимательным отношением к заявлениям отдельных советских граждан.

Совет Обороты боролся против неправильных попыток местных организаций под видом содействия обороне Республики создавать особые, местные органы, существование которых могло только мешать деятельности Совета Обороны. Такие попытки имели место в Астрахани, Самаре, Сызрани. 12 мая 1919 г. по докладу В. И. Ленина было постановлено "предложить от имени Совета Обороны всем местным комитетам обороны в содействия обороне немедленно распуститься и проводить свои мероприятия через существующие междуведомственные совещания при губ. и горисполкомах".

Все факты, свидетельствовавшие о проявлении беспечности и благодушия, об отсутствий революционной бдительности, подвергались строжайшему расследованию с привлечением виновных к ответственности. Особое внимание Совет Обороны уделял порядку хранения секретных документов, правилам передачи секретных военных сведений.

18 июля 1919 г. Совет Обороны постановил, что осмотр всякого рода учреждений, заведений и заводов, вырабатывающих боевое снабжение для Красной Армии, может быть допущен "исключительно только по особым разрешениям., выдаваемым за подписью Председателя Совета Обороны, или председателя Революционного Военного Совета Республики, или его заместителя, или Чрезвычайного уполномоченного по снабжению. Регистрироваться все такого рода мандаты должны без изъятия у Чрезвычайного уполномоченного Совета Обороны" 1 .

15 августа 1919 г. Советом Обороны было вынесено решение: "Предоставить Реввоенсовету Республики, через командируемых им лиц, право производить поверки порядка хранения секретных военных документов во всех гражданских учреждениях всех Народных комиссариатов" 2 .

В. И. Ленин придавал большое значение чёткой и бесперебойной работе всех видов связи в условиях военного времени. 15 октября 1919 г. В. И. Ленин писал Склянскому: "Абсолютно необходимы для Южфронта кавалерийские радиостанции, а также полевые передвижные лёгкого типа, "имеющиеся в большом количестве на складах главного военного инженерного управления. Сделайте немедленно распоряжение о срочной передаче Южфронту по 50 штук того и другого типа. Этого требует Сталин, который очень жалуется на недостаток связи" 3 .

Много раз Совет Обороны объявлял товарищескую благодарность частям Красной Армии, показавшим пример геройской защиты родины, пример истинной преданности делу революции. Так, была объявлена благодарность V, II и Туркестанской армиям, проявившим энергию и мужество в боях с бандами колчаковцев; частям; XV армии, овладевшим после упорных боёв Псковом; III и V армиям, перенесшим большие лишения при стремительном наступлении в Сибири; доблестным частям IV армии, защитникам Уральска, выдержавшим двухмесячную осаду.

5 мая 1919 г. Совет Обороны вынес постановление о выражении горячей благодарности рабочим и служащим, самоотверженными усилиями которых в короткий срок был поднят, отремонтирован и пущен в работу затопленный врагами советского народа железнодорожный паром на Увеке.

Содержание работ Совета Обороны чрезвычайно разнообразно. Некоторые из обсуждавшихся вопросов кажутся тетерь незначительными, второстепенными, но в тех условиях от успешного их разрешения зависело многое. Таковы, например, вопросы о разработке кратких форм отчётности о фактическом ходе работ по сбору тряпья и других отбросов, об опытах по использованию газетной бумаги для производства одеял, об изготовлении мозаичной подошвы, об отсутствии смазочных веществ на фронте и др.

В начале апреля 1920 г. Совет Обороны был преобразован в Совет Труда и Обороны (СТО). В постановлении ВЦИК 11 декабря 1920 г. об утверждении положения о Совете Труда я Обороны говорится следующее:

"Выполняя возложенную на него задачу, Совет Обороны объединял работу военного и других ведомств в деле мобилизации сил и средств страны в интересах обороны. . Yandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

К. ОСТРОУХОВА, Н.. Дата обновления: 02.10.2015. URL: https://сайт/m/articles/view/СОВЕТ-РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ-ОБОРОНЫ-1918-1920-ГОДОВ (дата обращения: 21.04.2019).


СОВЕТ РАБОЧЕЙ И КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБОРОНЫ, Совет Обороны, чрезвычайный высший орган по руководству вооруж. защитой Сов. гос-ва в годы Гражд. войны и воен. интервенции. Создан ВЦИК 30 нояб. 1918 во исполнение декрета ВЦИК от 2 сент. 1918, к-рым страна объявлялась воен. лагерем. Председателем Совета Обороны был Пред. СНК В. И. Ленин, секретарём - Л. А. Фо-тиева. В состав Совета входили: пред. РВСР, нарком путей сообщения, нарком продовольствия, пред. Чрезвычайной комиссии по про-из-ву снабжения (или их заместители) и представитель ВЦИК. Совет Обороны был наделён всей полнотой прав в деле мобилизации сил и средств Сов. Республики в интересах её вооружения и защиты, являлся военно-хоз. центром страны, контролировал деятельность РВС и др. воен. органов республики; его постановления были обязательны для всех центр, и местных ведомств и учреждений, всех сов. граждан. Осн. задачами Совета Обороны являлись: обеспечение единства тыла и фронта, перестройка всей жизни страны на воен. лад, объединение действий важнейших ведомств республики с целью мобилизации лнэдских и материальных ресурсов страны для нужд фронта, налаживание и всемерное расширение воен. произ-ва, организация эффективной борьбы с голодом, эпидемиями. Только за период с 1 дек. 1918 по 7 апр. 1920 Совет Обороны провёл 110 заседаний, на к-рых было обсуждено ок. 2400 вопросов, связанных с обороной страны, в т. ч. о пополнении Красной Армии людьми и снабжении её вооружением, обмундированием, продовольствием; подготовке командных и поли-тич. кадров; увеличении произ-ва вооружения и боеприпасов; восстановлении Тульского и др. патронных заводов; обеспечении воен. заводов рабочей силой; организации мастерских по произ-ву патронов и ремонту винтовок; мобилизации рабочих в продовольств. армию. На заседаниях Совета Обороны рассматривались вопросы об упорядочении работы ж.-д. транспорта, ликвидации топливного кризиса, увеличении добычи торфа, угля в Подмосковном бассейне, стр-ве Каширской и Шатурской электростанций. Большое внимание Совет Обороны уделял политико-вос-питат. работе в Красной Армии и Военно-Мор. Флоте, ликвидации неграмотности. В аир. 1920 был преобразован в Совет Труда и Обороны. Совет Обороны послужил прообразом созданного и действовавшего в годы Великой Отечеств, войны Государственного Комитета Обороны. Лит.: Декреты Советской власти. Т. 4 - 7. М., 19М-75; Справочный том к Полному собранию сочинений В. И. Ленина. 4.1. М., 1972. См. Предм. указ. Рубрика: Совет Рабочей и Крестьянской Обороны (Совет Обороны), с. 603; КублановА. Л. Совет Рабочей и Крестьянской Обороны (ноябрь 1918 - март 1920 г.). Л., 1975; Кукушкин Ю. С. Совет Обороны (1918-1920). М., 1969.