Ст м новослободская. Новослободская (станция метро)

Станция открылась 30 января 1952 года в составе участка «Курская» - «Белорусская» Кольцевой линии. Станция является последней работой архитектора А. Н. Душкина и имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Руководила строительством легендарная метростроевка - Татьяна Викторовна Федорова . Она первая и пока единственная в коллективе Метростроя женщина, которая в течение 12 лет возглавляла шахту и строительно-монтажное управление, была заместителем начальника Метростроя.

На тему транспорта хочу добавить, что обязательно на Эхе. Он руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы. Рассказывает об общественном транспорте, о парковках, о выделенных полосах для ОТ, о едином билете и о многом другом.

Парковки, выделенные полосы, мегаштрафы - это хорошо и нужно. Но мы не должны забывать о том, что проезд в общественном транспорте должен быть комфортным и удобным. Кондиционер, удобные средства оплаты не должны быть нечто из области фантастики. Самый большой фейл в этой области - это разные проездные билеты на метро и наземный ОТ. Билет должен быть един на все виды транспорта, включая электричку. Должны быть суточные билеты, билеты выходного дня и много других видов, чтобы платить за проезд было удобно и комфортно. Увы, пока этого нет.

Кстати, а что вам не хватает в метро, что бы вы изменили?

Ну а пока вернемся к Новослободской. Обои традиционно в комплекте.

1. В торце центрального зала расположено большое, во всю стену, смальтовое панно «Мир во всём мире» работы П. Д. Корина. Панно в торце изображает счастливую мать с ребёнком на руках. В женщине находили сходство с женой архитектора станции Тамарой Душкиной. При Хрущёве с панно было удалён медальон с изображением Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику, и вместо изображения Сталина были нарисованы парящие белые голуби.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

2. Душкин предлагал сделать вестибюль круглым, а Стрелков (соавтор проекта) - прямоугольным или квадратным. Градостроительный совет отверг вариант с круглым вестибюлем и утвердил проект Стрелкова, который и был воплощён в жизнь. Но внутри вестибюль все равно круглый:)

3. Помимо традиционного затвора еще установлен дополнительный наверху.

4. Вентиляционная решетка.

5. Всего в вестибюле четыре двери: три выводят на Новослободскую улицу, одна - на Селезнёвскую.

6. Н. Губанков был тогда начальником Метростроя, а Татьяна Викторовна руководила шахтой.

7. Ремонт эскалатора.

8. Конструкция станции - пилонная глубокого заложения (глубина - 40 метров, типовой проект сталинской пилонной) с тремя сводами. Авторы проекта - А. Н. Душкин и А. Ф. Стрелков. Диаметр центрального зала - 9,5 метров.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

9. Центральный зал, как у подавляющего большинства станций кольцевой линии, короткий, что способствует очень неравномерной заполняемости вагонов.

10. Сложные кривые арок проходов со стороны центрального и боковых залов окаймлены рельефными лепными золочёными орнаментными полосами.

11. Пилоны облицованы светлым, сероватого и желтоватого тонов, с тёмными включениями уральским мрамором Каркодинского месторождения.

12. Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража. Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

13. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

14. Витражи выполнены в Риге Латвийским отделением Художественного Фонда СССР (художники - Э. Вейландан, Дж. Я. Бодниек, Э. Крестс и М. Рыскин) по эскизам П. Д. Корина.

15. Идея использовать стекло в оформлении станции метро возникла у Душкина ещё задолго до строительства «Новослободской» и до начала Великой Отечественной войны. Он предлагал сделать витражи из уранового стекла.

16. Однако в предоставлении уранового стекла Госплан отказал, и архитекторы обратились к П. Д. Корину с идеей витража из цветного стекла.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

17. Сами витражи были изготовлены латвийскими художниками, так как в России не было традиции такого оформления окон. При этом использовали стёкла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для костелов.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

18. Оформление дверцы в кабельный канал на путевой стене.

19. Мотовоз.

20. Переход на «Менделеевскую».

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

21. С февраля по май 2003 года проводилась реставрация витражей, люстр и торцевого панно. Освещение стало более ярким, что значительно изменило первоначальный замысел архитекторов, стремившихся создать станцию-грот с приглушённым, мягким светом. Это вызвало большой скандал в архитектурной среде, но все осталось как есть. Также при монтаже витражей была нарушена их герметичность, и они все очень быстро покрылись внутри пылью.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

22. Переход на «Менделеевскую».

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

23. При сооружении перехода произошла одна из самых крупных аварий на строительстве метрополитена. При проходе фурнели снизу вверх проходчики наткнулись на линзу с водой, которая хлынула в выработки. На поверхности возникла угроза осадки почвы, разрушения дома и прорыва газопровода. Но обошлось.

24. С 6 ноября 1983 года до 1992 года была единственной беспересадочной станцией на Кольцевой линии. До открытия «Савёловской» в 1988 году «Новослободская» была привокзальной станцией, от неё ходил автобус-челнок 5К до Савёловского вокзала.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

25. Планируется замена эскалаторов на станции. По нынешним планам, замена эскалаторов будет происходить с января по декабрь 2015 года.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

26. Стены облицованы светлым, сероватых и желтоватых тонов уральским мрамором Каркодинского месторождения. Пол выложен серыми и чёрными гранитными плитами, размещёнными в шахматном порядке. Кроме витражей, станцию освещают подвесные люстры-тарелки.

Станция "Новослободская" открыта 30 января 1952 года. Является последней работой архитектора А. Н. Душкина. Названа по одноимённой улице, в самом начале которой расположена. Имеет переход на станцию "Менделеевская" Серпуховско-Тимирязевской линии.

Станция имеет один наземный вестибюль. Он представляет собой крупное трёхэтажное массивное строение. Внешне вестибюль представляет собой подобие античного храма. Такой эффект достигнут за счёт простых пропорций, глубокого шестиколонного портика перед фасадом, квадратных и круглых колонн. Крайние колонны квадратные, остальные круглые. Все колонны каннелированные, немного сужающиеся вверх, с небольшими ионическими капителями. Наземный вестибюль станции является выявленным объектом культурного наследия.


Фотография с сайта pastvu.com

Эскалаторный зал представляет собой огромное полуциркульное шатровое помещение с полукруглым «приделом», в котором находится верхний конец эскалаторного тоннеля. В эскалаторном тоннеле три эскалатора типа ЭМ-4, установленные в 1952 году. Планируется замена эскалаторов на станции. По нынешним планам, замена эскалаторов будет происходить с января по декабрь 2015 года.

Конструкция станции — пилонная, трехсводчатая, глубина заложения — 40 метров. Диаметр центрального зала — 9,5 метров. Авторы проекта — А. Н. Душкин и А. Ф. Стрелков.

Сравнительно узкие пилоны расширяются вверх, плавно переходя в своды. Широкие проходы между пилонами сводчатые и вверхняя часть шире, чем нижняя. Сложные кривые арок проходов со стороны центрального и боковых залов окаймлены рельефными лепными золочёными орнаментными полосами. Пилоны облицованы светлым, сероватого и желтоватого тонов с тёмными включениями уральским мрамором Каркодинского месторождения.

Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража. Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью. Их по два на каждом пилоне, в сторону зала и платформы. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды.

Витражи выполнены в Риге Латвийским отделением Художественного Фонда СССР (художники — Э. Вейланд, Дж. Я. Бодниек, Э. Крастс и Х. Рыскин) по эскизам П. Д. Корина. Сами витражи также были изготовлены латвийскими мастерами, так как в России не было традиции такого оформления окон. При этом использовали стёкла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для костелов.

Пол выложен серыми и чёрными гранитными плитами, размещёнными в шахматном порядке. Кроме витражей, станцию освещают подвесные люстры-тарелки. Внутри пилонов установлены лампы, имитирующие дневной свет для подсветки витражей.

В торце центрального зала расположено большое, во всю стену смальтовое панно «Мир во всём мире» работы П. Д. Корина. Панно в торце изображает счастливую мать с ребёнком на руках. В женщине находили сходство с женой архитектора станции Тамарой Душкиной.

При Хрущёве с панно был удалён медальон с изображением Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику, и вместо изображения Сталина были нарисованы парящие белые голуби. Всё это изображено на фоне золотого нимба, звезды и расходящихся лучей.

Путевые стены облицованы светлым, сероватых и желтоватых тонов уральским мрамором с тёмными включениями. Пол выложен серыми гранитными плитами,

Вентиляционные решетки оформлены в советском стиле.

"Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Проспект мира" .

Станция метро Новослободская последняя из 12 станций Кольцевой линии которая обзавелась пересадкой. Каждая станция Кольцевой - это шедевр и у каждой есть какая то фишечка. Новослободская - это прежде всего уникальные витражи. И еще интересная особенность. Это наверное единственная станция, где советская символика не давлеет и не представлена в таких больших объемах, как на многих других станциях Кольцевой линии. Итак, станция открыта в 1952 году. Прогуляемся и посмотрим.

Как всегда начнем с архивных фото. Павильон в его изначальном виде. Тут метрополитен еще не имени Ленина. Также над табличкой с названием станции присутствует декоративный элемент, которые был впоследствии утрачен.

Вот его уже нет. Кстати ниши у павильона изначально пустовали. Не как на ст.м. Охотный ряд, где изначально в нишах стояли скульптуры. Интересно, наверняка проектом они были предусмотрены. Кто бы там мог стоять?

Фото с сайта Мосметростроя . Монтаж отделки свода, так называемого зонта.

Состав из вагонов типа Д. В боковых залах пол из бетона или асфальта. Теперь тут камень.

Красота, никого народу.

А вот это интересно. Продавец лотерейных билетов прямо на станции.

Изначальный вариант мозаики в торце станции. Естественно со Сталиным. Здорово, что подобные фото сохранились.

1. Станция имеет один вестибюль в наземном павильоне. Это традиционная компоновка для станций Кольцевой линии. Теперь стараются сделать выходы из метро максимально удобно с обязательными подуличными переходами в случае, если наверху оживленные улицы или трассы. Раньше же делалось наоборот. Один массивный помпезный павильон, и рядом с ним подземный или наземный переход. Наверно в этом была определенная логика.

2. Павильон интересный. Главный фасад с колоннами выходящий на Новослободскую улицу имеет прямоугольную форму, а задняя часть павильона имеет круглую форму в плане, такую же как и собственно эскалаторный зал, который находится тут.

3. Сзади снова видим "хвост" эскалаторного наклона. Причем тут он совершенно не "замаскирован" и выглядит странно.

4. Красивый фасад с деревянными входными дверями - просто красота.

5. Внутри тоже колонны - стилизация под античный храм вполне угадывается. Кстати тут еще сделан боковой выход в сторону Селезневской улицы. Он сейчас закрыт. Кстати с другой стороны двери нет. Наверное сделано это было из тех соображений, что (если посмотреть на фото 4) на вход работают две двери, а на выход одна, чтобы сделать равномерным пассажиропоток, пришлось добавить дополнительную дверь сбоку.

6. Эскалаторный зал имеет круглую форму с куполом. Декорировано все очень симпатично, хотя вроде на первый взгляд и кажется простовато. Жалко, что на полу лежит камень как будто в хаотичном порядке. Скорее всего меняли покрытие пола и клали камень без какого либо архитектурного проекта.

7. Под куполом лепнина. Вообще, отчего мне показалось оформление интерьера простоватым. Тут почти нет каких то гипертрофированных отсылов к советским символам. Если и попадаются элементы подобный, например звезды, то они совершенно не бросаются в глаза. Тут стоят старые эскалаторы и скорее всего это один из следующих кандидатов на их замену.

8. Путевая стена отделана светлым камнем. А не плиткой, которую так отчего-то не любят эстеты.

9. На стене вентрешетки с серпом и молотом.

10. На путевых стенах декоративные панно. Опять же обращает внимание, что советской символики по минимуму. Хотя в основании снопа видны серпы.

11. Станция глубокого заложения пилонная. Массивные пилоны отделаны светлым камнем и по контуру пущена декоративная золотая отделка. Сами пилоны украшены витражами с подсветкой изнутри. В боковых залах витражи абстрактные с растительным орнаментом.

12. А в центральном зале панно дополнены сюжетными вставками. Вот, например пианист. Оклады витражей тоже оформлены богато, как оклады икон. Отчего то создается именно такое ощущение.

13. Витражи очень красивые. Вообще это довольно необычный прием, использовать такой хрупкий материал, как стекло. Причем я ни разу не видел, чтобы какой либо витраж был испорчен или разбит - это здорово.

14. Переход на Серпуховско-Тимирязевскую линию.

15. Немного деталей обрамления витражей.

16. и обрамления проемов в пилонах.

17. В глухом торце панно "Мир во всем Мире". На месте слова МИР, раньше был медальон с изображением Сталина. Изображения Сталина были на всех станциях Кольцевой линии. Тут оно присутствовало в минимальном виде.

18. Также на станции красивые оригинальные светильники. Здорово, что они тоже сохранились.

19. Вообще станция Новослободская - это самая не политизированная станция Кольца. Даже жанровые сценки в витражах отражают какие то бытовые сюжеты, на них нет марширующих военных и толп розовощеких колхозников. Здесь все камерно и размеренно. Собственно до сих пор персонажи воспринимаются актуально, без привязки к эпохе. Это здорово.

20. Садимся в поезд и едем дальше.

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте

Дата открытия:

Тверской

Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения

Глубина заложения, м:

Количество платформ:

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

Архитекторы:

А. Н. Душкин, А. Стрелков

Инженеры-конструкторы:

Б.М. Прикот, А. И. Семёнов

Станцию возвело:

Строительство №20 (СМУ-3) Мосметростроя (руководитель Т. Фёдорова)

Выход к улицам:

Селезнёвская улица, Новослободская улица

Переходы на станции:

Серпуховско-Тимирязевская линия Менделеевская

Наземный транспорт:

Тб 3, 15, 47 Тм 7, 19

Работающие операторы сотовой связи:

МТС, Билайн, МегаФон

Код станции:

Соседние станции:

Белорусская и Проспект Мира

Станционные залы

Расположение

Станция в культуре

«Новослободская» - станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями«Белорусская» и «Проспект Мира». Находится на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы.

Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» - «Белорусская». Станция является последней работой архитектора А. Н. Душкина и имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Название - по одноимённой улице, в самом начале которой расположена станция. С 1988 г. имеет переход на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии, став последней станцией КЛ, получившей пересадку.

История

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо»,«Краснопресненская Застава», «Киевская». В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный ряд» - «Площадь Свердлова» - «Площадь Революции».

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» - «Курская», «Курская» - «Комсомольская», «Комсомольская» - «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» - «Центральный парк культуры и отдыха». Первый участок, «Парк культуры» - «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» - «Белорусская», - 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» - «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, - 14 марта 1954 года. При проходке перегонного тоннеля «Новослободская» - «Ботанический сад» был установлен рекорд - 150 метров тоннеля за месяц.

Проект станции выбирался на конкурсной основе. Член-корреспондент Академии архитектуры СССР А. Н. Душкин, уже имевший опыт сооружения станций московского метро и награждённый за эту работу двумя Сталинскими премиями, предложил начинающему архитектору А. Ф. Стрелкову совместно разработать проект станции. Уже тогда у Душкина появилась идея сделать «что-то сказочное, декоративное». После победы на конкурсе Стрелков в течение двух месяцев дорабатывал проект, а Душкин контролировал. Душкин предлагал сделать вестибюль круглым, а Стрелков - прямоугольным или квадратным. Градостроительный совет отверг вариант с круглым вестибюлем и утвердил проект Стрелкова, который и был воплощён в жизнь.

В 1992 году был открыт переход на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии. С 6 ноября 1983 года до 1992 года была единственной беспересадочной станцией на Кольцевой линии. До открытия станции «Савёловская» в 1988 году станция «Новослободская» была привокзальной станцией, от неё ходил автобус-челнок 5К до Савёловского вокзала.

С февраля по май 2003 года проводилась реставрация витражей, люстр и торцевого панно. Освещение стало более ярким, что значительно изменило первоначальный замысел архитекторов, стремившихся создать станцию-грот с приглушённым, мягким светом.

Планируется замена эскалаторов на станции. По нынешним планам, замена эскалаторов будет происходить с января по декабрь 2015 года.

Архитектура и оформление

Вестибюль

Станция метро «Новослободская» имеет один наземный вестибюль, находящийся на Новослободской улице. Он представляет собой крупное трёхэтажное массивное строение. Внешне вестибюль представляет собой подобие античного храма. Такой эффект достигнут за счёт простых пропорций, глубокого шестиколонного портика перед фасадом, квадратных и круглых колонн. Крайние колонны квадратные, остальные круглые. Все колонны каннелированные, немного сужающиеся вверх, с небольшими ионическими капителями. Наземный вестибюль станции является выявленным объектом культурного наследия.

За входом расположен прямоугольный аванзал с кассами и выходом в боковой стене. Всего в вестибюле четыре двери: три выводят на Новослободскую улицу, одна - на Селезнёвскую. Аванзал отделён от дугообразного коридора колоннадой из круглых колонн, которые являются уменьшенными копиями уличных. В противоположных концах дугообразного коридора находятся широкие и глубокие арки для входа и выхода в эскалаторный зал. На внутренней стене коридора между арками напротив колоннады находятся декоративные колонны.

Эскалаторный зал представляет собой огромное полуциркульное шатровое помещение с полукруглым «приделом», в котором находится верхний конец эскалаторного тоннеля. Белый купол зала пересечён частыми узкими невысокими нервюрами. В вершине купола расположена лепная розетка со звездой. По подкупольному барабану идёт широкий фриз с парадным орнаментом из рельефной лепнины. В эскалаторном тоннеле три эскалатора типа ЭМ-4, установленные в 1952 году.

Станционные залы

Конструкция станции - пилонная глубокого заложения (глубина - 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта - А. Н. Душкин и А. Ф. Стрелков. Диаметр центрального зала - 9,5 метров.

Сравнительно узкие пилоны расширяются вверх, плавно переходя в своды. Широкие проходы между пилонами сводчатые и вверху длиннее, чем внизу. Сложные кривые арок проходов со стороны центрального и боковых залов окаймлены рельефными лепными золочёными орнаментными полосами. Пилоны облицованы светлым, сероватого и желтоватого тонов с тёмными включениями уральским мрамором Каркодинского месторождения.

Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража. Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью. Их по два на каждом пилоне, в сторону зала и платформы. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды. Витражи выполнены в Риге Латвийским отделением Художественного Фонда СССР (художники - Э. Вейланд, Дж. Я. Бодниек, Э. Крастс и Х. Рыскин) по эскизам П. Д. Корина. По сути, архитекторы использовали ту же схему, которую Зеленин предложил при строительстве «Добрынинской» (тогда «Серпуховской»), - чередование больших и малых арочных пролётов: большие обрамляют проходы на платформу, малые образуют ниши в теле пилона. Но так как современникам это показалось очень лаконичным и недостаточно торжественным, архитекторы решили закрыть ниши витражными окнами, а внутри пилонов установить лампы, имитирующие дневной свет. Идея использовать стекло в оформлении станции метро возникла у Душкина ещё задолго до строительства «Новослободской» и до начала Великой Отечественной войны. Душкин предлагал сделать витражи из уранового стекла. Оба архитектора хотели сделать витражи рельефными, а также, чтобы их сделала В. И. Мухина, работавшая над стеклянными скульптурами. Однако в предоставлении уранового стекла Госплан отказал, и архитекторы обратились к П. Д. Корину с идеей витража из цветного стекла. Сами витражи были изготовлены латвийскими художниками, так как в России не было традиции такого оформления окон. При этом использовали стёкла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для костелов.

В торце центрального зала расположено большое, во всю стену смальтовое панно «Мир во всём мире» работы П. Д. Корина. Панно в торце изображает счастливую мать с ребёнком на руках. В женщине находили сходство с женой архитектора станции Тамарой Душкиной. При Хрущёве с панно был удалён медальон с изображением Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику, и вместо изображения Сталина были нарисованы парящие белые голуби. Всё это изображено на фоне золотого нимба, звезды и расходящихся лучей.

Стены облицованы светлым, сероватых и желтоватых тонов уральским мрамором Каркодинского месторождения. Пол выложен серыми и чёрными гранитными плитами, размещёнными в шахматном порядке. Кроме витражей, станцию освещают подвесные люстры-тарелки.

Переход на станцию «Менделеевская»

Из восточного конца зала можно осуществить пересадку на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии (переход открыт в 1992 году). Переход начинается с лестницы на мостик через платформу в сторону «Белорусской». Далее расположены переходная камера и короткий эскалатор вниз. Из длинного широкого сводчатого коридора можно выйти к четырём сводчатым проходам, которые выводят на мостики и лестницы над платформой в сторону «Бульвара Дмитрия Донского».

Станция в цифрах

  • Код станции - 068.
  • Пикет ПК145+84,5.
  • В марте 2002 года пассажиропоток по входу составлял 62,7 тыс. человек.
  • Время открытия станции для входа пассажиров - 5 часов 30 минут, время закрытия - в 1 час ночи.

Таблица времени прохождения первого поезда через станцию:

Расположение

Станция метро «Новослободская» Кольцевой линии расположена между станциями «Белорусская» и «Проспект Мира». Наземный вестибюль имеет выход на Селезнёвскую и Новослободскую улицы. Адрес вестибюля: Новослободская улица, дом 2.

Наземный общественный транспорт

Станция «Новослободская» имеет выходы к нескольким остановкам наземного общественного транспорта (все остановки носят название Метро «Новослободская» ):

  • В конце Долгоруковской улицы имеется троллейбусная остановка. На ней останавливаются автобусы 3, 3к, 47;
  • На Сущёвской улице остановка маршрутных автобусов. На ней останавливаются маршрутные автобусы 8м, 65м, 70м, 72м, 123м, 594м, 595м;
  • На углу Краснопролетарской улицы и Нововоротниковского переулка находится троллейбусная остановка, на которой останавливаются троллейбусы 15, 69;

Таблица: маршруты общественного транспорта (данные на 2011 год):

Следует к станциям метро

Конечный пункт 1

Конечный пункт 2

«Дмитровская», «Савёловская», «Менделеевская», «Новослободская», «Маяковская», «Тверская», «Чеховская», «Пушкинская», «Трубная»

Улица Милашенкова

Трубная площадь

трол. № 47

«Петровско-Разумовская», «Тимирязевская», «Дмитровская», «Савёловская», «Менделеевская», «Новослободская», «Маяковская»

Бескудниковский переулок

Самотечная площадь

трол. № 69

«ВДНХ», «Новослободская», «Чеховская», «Пушкинская», «Тверская»

ВВЦ (южный выход)

Петровские ворота

трол. № 15

«ВДНХ», «Новослободская», «Чеховская», «Пушкинская», «Тверская», «Арбатская», «Кропоткинская»

ВВЦ (южный выход)

Лужнецкий проезд

«Бульвар Рокоссовского», «Преображенская площадь», «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Проспект Мира», «Менделеевская», «Новослободская»

Ст. метро «Бульвар Рокоссовского»

Ст. метро «Новослободская»

трам. № 19

«Комсомольская», «Проспект Мира», «Менделеевская», «Новослободская»

Каланчёвская улица

Ст. метро «Новослободская»

Достопримечательности и учреждения вблизи станции

  • Российский государственный гуманитарный университет - крупный учебно-научный центр в Москве, созданный в марте 1991 года на базе МГИАИ. Находится в здании университета Шанявского, являющегося памятником архитектуры. Адрес: Миусская площадь, дом 6.
  • Московский государственный университет путей сообщения - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российской Федерации. Крупнейший транспортный вуз Европы и один из старейших технических вузов России, с самой большой площадью среди образовательных учреждений. Основан в 1896 году. Адрес: улица Образцова, дом 9.

Станция в культуре

  • В романе Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» Антон Городецкий производит обратный обмен телами с Ольгой в центре «Новослободской».
  • Одна из сцен фильма «Полицейская академия 7: Миссия в Москве» была снята на станции «Новослободская». Приблизительно на сороковой минуте комендант Эрик Лассард выходит из вагона поезда в сопровождении русского «родственника». Кроме того, на станции были сняты эпизоды фильмов «Москва слезам не верит», «Астенический синдром», «Президент и его внучка».
  • Станцию «Новослободская» фигурирует в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев.

Станция «Новослободская»

Станция была открыта для пассажиров 30 января 1952 года в составе Кольцевой линии метро. За время существования название не менялось.

Выход через наземный вестибюль с колонным портиком, расположенный на Новослободской улице и отделанный серым мрамором.

«Новослободская» - пилонная станция глубокого заложения (глубина - 40 м) с тремя сводами. Авторы проекта - А. Н. Душкин и А. Ф. Стрелков. Диаметр центрального зала - 9,5 м.

Пилоны облицованы уральским мрамором. Замечательным украшением станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража, размещённых внутри пилонов и окаймлённых сталью и золочёной латунью. Витражи выполнены Латвийским отделением Художественного Фонда СССР, художники - Э. Вейландан, Э. Крестс и М. Рыскин. В торце центрального зала расположено мозаичное панно «Мир во всём мире» работы П. Д. Корина; витражи также созданы по эскизам этого художника. Панно в торце изображает счастливую мать с ребенком на руках; при Хрущеве с панно было удалено лицо Сталина, к которому протягивал руки ребёнок. Стены облицованы светлым мрамором, пол выложен белыми и чёрными гранитными плитами, размещёнными в шахматном порядке. В 2003 году была проведена реставрация элементов оформления станции.

Станция «Новослободская » расположена в Тверском районе на территории Центрального административного округа города Москвы.

Выход в город на улицы: