Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в XVII веке

Хронология

  • 1613 — 1645 гг. Царствование Михаила Федоровича Романова.
  • 1617 г. Подписание Столбовского мира со Швецией.
  • 1618 г. Подписание Деулинского перемирия с Польшей.
  • 1645 — 1676 гг. Царствование Алексея Михайловича Романова.
  • 1649 г. Принятие Соборного Уложения.
  • 1676 — 1682 гг. Царствование Федора Алексеевича Романова.

Россия в XVII в. Формирование абсолютизма

Ближайшим следствием “ ” стало величайшее разорение страны. По выражению В.О. Ключевского “смута отняла спокойствие и довольство, но дала взамен опыт и идеи”. Главной тенденцией политического развития России в первой половине XVII в. стало формальное ограничение верховной власти. В царствование Михаила Романова (1613 — 1645) все дела в государстве решались с участием Боярской Думы и Земского Собора. Первые десять лет правления Земские Соборы заседали почти беспрерывно. Кроме того, сильное влияние на формирование политики Российского государства оказывал патриарх Московский и всея Руси Филарет (отец Михаила).

Основная задача этого времени — восстановление разрушенной экономики страны, порядка и стабильности, во внешней политике — возвращение потерянных в годы смуты земель и расширение территории страны.

Внешняя политика в XVII в.

Войны с Речью Посполитой и Швецией то вспыхивали, то затихали. В 1617 г. в Столбово был заключен “вечный” русско-шведский мир, по которому Россия вернула Новгород. А 1634 г. заключен мирный договор с Польшей. За Польшей остались Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли.

По Люблинской унии (1569 г.), объединившей Польшу и Литву в единое государство, Речь Посполитую, в нее были включены Белоруссия и большая часть Украины. Социальные, национальные и религиозные противоречия вызвали массовые выступления населения Украины и Белоруссии.

Центром этой борьбы в 40-е гг. XVII в. стала Запорожская Сечь, территория казачества. Борьбу возглавил Б. Хмельницкий, захвативший со своим войском в 1648 г. Киев. Но ему было не обойтись без поддержки России. Решение о помощи было принято Земским Собором 1653 г. Польше была объявлена война. 8 января 1654 г. Украина была принята в состав Российского Государства. Речь Посполитая не признала воссоединения. Началась изнурительная русско-польская война, закончившаяся в 1667 г. заключением Андрусовского перемирия, по которому Россия получила Левобережную Украину, Смоленск, Киев.

В 1656 — 1658 гг. Россия вела войну и против Швеции. Но основная задача — завоевание Балтики — не была решена.

Территория России в XVII в.

В XVII веке в состав России вошли не только левобережная Украина с Киевом и область Запорожья, шло продвижение в Сибирь, где россияне достигли берега Тихого океана. Уже во второй четверти XVII в. были пройдены моря Северного Ледовитого океана, русские землепроходцы прошли к Байкалу. В конце 40-х гг. Семен Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой. В 1649 — 1681 гг. Ерофей Хабаров из Якутска дошел до Амура. Землепроходцами были, как правило, служилые люди, в том числе стрельцы, казаки. В это же время начинается заселение крестьянами Сибири, здесь основываются города-остроги (Енисейск, Якутский и др.), становившиеся впоследствии административно-военными и хозяйственными центрами. Заинтересованные в освоении Сибири царские власти переселили сюда крестьян из Северного Приморья.

На юге границы России подошли вплотную к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану.

Царь Алексей Михайлович (1645 — 1675 гг.)

Характерной чертой экономического развития России в XVII веке стало безраздельное господство феодально-крепостнической системы.

Правление Алексея Михайловича (1645 — 1675 гг.) фактически оформляет общегосударственную систему крепостного права.

Это было зафиксировано в Соборном Уложении 1649 г.: крестьяне навсегда прикреплялись к земле, посадские люди — к городам; была отменена исковая давность и урочные лета. По этому же закону устанавливалась наследственность крепостного состояния и право землевладельцев распоряжаться имуществом крепостного крестьянина.

Кроме того, в Уложении была узаконена самодержавная власть. Период сословно-представительной монархии закончился. Прекратился созыв Земских Соборов, которые являлись неотъемлемой частью государственной власти в первой половине XVII в.

Земский собор 1653 г., принявший постановление о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором полного состава. Окрепшее самодержавие более не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями-приказами, а также Боярской думой.

Таким образом, в политическом строе страны отчетливо выступают тенденции оформления абсолютизма. Это проявилось прежде всего в переходе от сословно-представительной монархии к чиновничье-дворянской монархии, к абсолютизму. Абсолютизм — это форма правления, при которой верховная власть в государстве безраздельно принадлежит одному лицу — монарху. Власть достигает наибольшей степени централизации. При этом монарх правит с помощью чиновничьего аппарата, имеет постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь как идеологическая сила.

“Бунташный век”

XVII в. вошел в историю как век бунташный. Значительно осложнили внутреннюю обстановку в стране городские восстания середины XVII в. Они охватили многие города России. Восстание 1648 г. в Москве приобрело большой резонанс, — волна движений летом этого года охватила многие города страны. Вслед за этим восстания развернулись в 1650 г. в Пскове и Новгороде, поводом к чему послужило резкое повышение цен на хлеб. Восстание же в Москве в 1662 г., известное под названием Медного бунта, было связано с затянувшейся русско-польской войной, вызвавшей серьезные финансовые затруднения. Медный бунт явился еще одним свидетельством кризисного состояния страны. Вершиной его выражения стала крестьянская война под предводительством С.Т. Разина.

В мае 1667 г. Разин во главе отряда в тысячу человек отправился на Волгу, оттуда двинулся к западным берегам Каспийского моря, где совершил набеги на владения иранского шаха.

В августе же 1669 г. Разин с казаками высадился в Астрахани. Несколько позже, 4 сентября 1669 г., он отправился на Дон, где занялся подготовкой нового похода. Поход Разина в 1670 г. превратился в крестьянскую войну, в которой наряду с казаками, русскими крестьянами участвовали народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и др.

С захватом Астрахани Разин создал себе условия для того, чтобы двинуться на север. И все же восстание потерпело поражение. С жестокостью царское правительство расправилось с восставшими, трагической оказалась судьба и самого Разина, в июне 1671 г. он был казнен в Москве на Красной площади.

Церковная реформа Никона. Раскол

Расширение связей с Украиной, православными народами бывшей Византийской империи требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. В 1652 г. московским патриархом был избран Никон, который начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы по греческим правилам.

Эти нововведения вызвали протест со стороны части боярства и духовенства. Произошел раскол в русской церкви.

Внешне разногласия между Никоном и старообрядцами сводился к тому, по каким образцам — русским или греческим — унифицировать церковные книги. Спор шел и о том, как креститься — двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход — по ходу солнца или против.

Одержав победу над старообрядцами, Никон сумел добиться титула “великого государя”, что ставило его почти в равное положение с царем Алексеем Михайловичем. Таким образом, церковь создавала серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму, претендуя на большую власть. Конфликт церкви и государства принял открытый характер в 50 — 60-е гг. XVII в. Светской власти понадобилось восемь лет, чтобы оформить низложение Никона — церковный собор 1666 г. сместил Никона с поста патриарха. Местом его ссылки стал Ферапонтов монастырь под Вологдой.

Таким образом, в России в конце XVII в. отчетливо наметились тенденции перехода к абсолютной монархии.

XVII век — это период интенсивного образования абсолютистских национальных государств в Европе, период яростного столкновения между собой отношений феодальных и капиталистических, период феодально-католической реакции, наступившей после подавления крестьянских движений XVI века и в ответ на Реформацию, а также период усиливающейся борьбы народных масс против абсолютистского гнета и хищничества эпохи первоначального накопления капитала.

Художественная культура XVII века, отражая всю сложность эпохи, становится сложнее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии и ясности становится недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. Титаны, воспетые в произведениях искусства Возрождения, уступили место человеку, сознающему свою зависимость от общественной среды и объективных законов бытия. Его воплощение становится более конкретным и психологически сложным, с богатым внутренним миром, с определенным местом в обществе и национальной принадлежностью.

В XVII веке стремлению аристократии к парадности, театральности как нельзя лучше отвечала эстетика барокко. Не случайно в парках природа представлена так театрально — здесь мы встречаем театр в обстановке самой природы, в которой аллеи и кусты служат кулисами.

В это время пользуются античной аллегорией в пышных балетах для восхваления любой светской личности, даже не оставившей след в истории, и сравнивают ее со всеми богами и героями древности.

В это время покрывают документы титулами и чинами, штемпелями и печатями, за которыми нет никакого реального значения. Тогда же появляются торжественное обращение и длинная подпись с выражением покорности; чванство титулом и рангом достигает огромных размеров. Сочиняют также книги по церемониальной науке. Все чувства переводятся на язык внешности. Хорошим тоном считается рассылать свадебные и траурные оды даже самым близким родственникам.

Дело доходит до нелепости: кондитер должен сооружать торты с аллегорическими фигурами. Огромная армия ремесленников, а подчас и художники заняты украшением жизни аристократии, вся их ловкость и знания направлены на создание игрушечных курьезов в виде фейерверков, всяческих развлекательных аттракционов.

Не случайно в это время получает такое распространение парадный портрет с его нарочитой позой, театральностью жеста, пышными и декоративными атрибутами. Целая галерея портретов аристократов, созданная величайшими художниками этого времени, дает яркое представление об эстетическом идеале красоты человека той эпохи, который претерпевает значительные изменения.

Человек уже не предстает центром вселенной, как это было в эпоху Возрождения. С окончанием Тридцатилетней войны мужчина-воин постепенно превращается в светского придворного. Обязательное обучение дворянина танцам, музыке придает его облику пластичность и изящество.

Мужественность XVII века — это и величественность осанки, и галантное обращение с дамами. Идеал женской красоты — величественность, парадность, жеманство. Женская фигура характеризуется высоким ростом, лебединой шеей, покатыми и откинутыми назад плечами, узкой талией, пышными бедрами. Волнистые длинные волосы дополняют представительный и декоративный женский облик.

Костюм, подчиняясь диктату эстетических представлений, меняет форму. В отличие от естественной формы с гармоничными пропорциями эпохи Возрождения, в эпоху барокко он начинает довлеть над фигурой, терять почти все признаки свободы и фантазии и в конце XVII века как бы застывает в угоду моде, предписанной придворным этикетом, в одинаковой степени роскошной и жесткой.

Это был век абсолютизма и расцвета дворянской культуры, век искусства, отмеченного печатью торжественности и высокопарности. Этот век выдвинул тип нового художника - придворного виртуоза, призванного создавать средствами своего искусства прежде всего ослепительное зрелище.


Это и время укрепления централизованной государственной власти в форме абсолютистской монархии, что особенно ярко проявилось во Франции, где после долгого периода гражданских войн и борьбы короля с высшей знатью установилась единоличная и абсолютная власть короля во время правления Людовика XIV — «Короля-Солнце», которому принадлежит известная фраза: «Государство — это Я». Блестящие королевские дворы были в то время тем местом, где рождалась и концентрировалась новая мода. Особа короля была безусловным образцом для подражания среди его подданых, а его вкус — непререкаемым авторитетом. Соперничество в политической сфере иногда принимало форму соперничества в области моды — борьба за роль законодателя моды между французским королем Людовиком XIV и королем Англии Карлом II.

Необходимость участвовать в войнах и платить жалованье наемникам разоряла казну и вынуждала экономить средства, а интересы собственных производителей требовали принятия специальных государственных мер. Это привело к проведению политики меркантилизма еще при короле Генрихе IV во Франции — поощрению собственной торговли и национальной промышленности путем всевозможных льгот владельцам мануфактур и торговцам и запрещения или ограничения ввоза иностранных товаров. Эту политику продолжили и кардинал Ришелье при Людовике XIII, и кардинал Мазарини при Людовике XIV, причем запрет на ношение золотых отделок (в целях экономии золота в казне), парчи, привозных кружев и шелковых чулок касался даже особ королевского дома. Подобные меры экономии принимались и в Испании, когда во время правления Филиппа IV был введен запрет на ношение привозных кружев, золотых и серебряных украшений с драгоценными камнями.

Абсолютизм характерен прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках наследного главы государства - короля. Ему был подчинен весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административный аппарат, суд.

Все французы, включая и дворян, были подданными короля, обязанные беспрекословно повиноваться.

При этом абсолютная монархия последовательно защищала классовые интересы дворянства.

С XVI века по первую половину XVII века абсолютная монархия, безусловно, играла прогрессивную роль в развитии Французского государства, так как сдерживала раскол страны, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли. В этот период поощрялось строительство новых мануфактур, устанавливались высокие таможенные пошлины на ввозимые товары, основывались колонии.

После смерти Генриха Наваррского центральной политической фигурой стала мать Людовика XIII, королева Мария Медичи, которая затем заручилась поддержкой кардинала Ришелье, который в 1624 стал наставником и представителем короля и фактически управлял Францией до конца жизни в 1642.

Репутация Ришелье как одного из величайших государственных деятелей Франции основывается на его последовательной дальновидной и искусной внешней политике и на безжалостном подавлении непокорных дворян Ришелье отнял у гугенотов их крепости, например Ла-Рошель, которая выдерживала осаду в течение 14 месяцев. Он был также покровителем наук и искусств и основал Французскую Академию.

На местах Ришелье предпочитал опираться на особых королевских интендантов, в противовес губернаторам, чьи права были ограничены. Он также старался избавиться от провинциальных сословно- представительных учреждений и принизить значение судебных палат, пытаясь централи-зовать государственный аппарат и сосредоточить реальное управление в руках короля. Он смог существенно подорвать независимость дворян. В период правления Ришелье в практику вошло бессрочное заключение по приказу короля.

Концентрация всей государственной власти в руках короля привела к прекращению в 1614 году деятельности общефранцузского собрания сословий - Генеральных штатов (образованного в 1302 году, где каждое сословие: - духовенство, дворянство и «третье сословие» были представлены отдельной палатой и решение выносилось простым большинством голосов). Светская власть, в лице короля, подчиняет своему контролю и церковь, и именно у него через некоторое время появляется исключительное право назначать кандидатов на высшие посты во французской церкви.

Укрепление власти короля сопровождалось усилением влияния бюрократического аппарата. Как отмечалось ранее, государственному аппарату французского абсолютизма были присущи особенности, к числу которых можно отнести продажу государственных должностей, приносящую немалый доход правительству.

В итоге в стране одновременно функционировали государственные органы, которые условно делились на две категории. К первой относились учреждения, унаследованные от продаваемых должностей, контролируемых знатью. В их ведении находилась второстепенная сфера государственного управления. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом, где чиновники назначались правительством, и именно они составляли основу управления.

Бюрократический механизм абсолютизма был громоздкий, сложный, коррумпированный и дорогостоящий.

После смерти Людовика XIII регентшей при малолетнем Людовике XIV стала мать Анна Австрийская. Фактически страной правил фаворит Мазарини, получивший кардинальский сан. Он продолжал политику абсолютизма. В оппозиции к правительству находились и парламенты городов, так как власть требовала их санкций на новые налоги. Когда Парижский парламент – высшая судебная палата – оказалась утвердить налоги, запретили его заседания. Парламент Парижа принял решение о ряде реформ против королевских указов, поддержанное народом и городскими магистрами. Это движение было названо Фрондой (1648-1649). В 1650-1653 гг. Фронду возглавила часть аристократии, которая потребовала ограничить королевскую власть и созвать Генеральные Штаты. Вторая Фронда получила название «Фронды принцев», Мазарини справился и с ней.

С 1661 года Людовик XIV (“король-солнце”) стал править единолично. Это апогей абсолютизма, но и начало его упадка. Резко возросла власть короля и усилилась государственная централизация. Были постоянные празднества, сооружение пышных дворцов и т.д. Из 54 лет самостоятельного правления Людовика XIV 33 года прошли в войнах. Но их главная цель – добиться гегемонии в Европе – не была достигнута, а денег было потрачено очень много. Недовольны были все. Экономику не спасала даже политика меркантилизма (протекционизм, субсидии крупным мануфактурам и т.д.) генерального контролера Кольбера.

После смерти Людовика XIV престол перешел к его пятилетнему правнуку Людовику XV (1715-1774). Регентом стал Филипп Орлеанский, правивший 8 лет. Генеральным контролером был назначен шотландец Джон Лоу, который усугубил экономический кризис, выпустив много ничем не обеспеченных банкнот.

Велись новые войны (на стороне Пруссии против Австрии (1740-1748) и в Семилетней войне (1756-1763) против Англии). Франция потеряла все колонии в Новом Свете и Индии.

Кризис усугубился тратами на роскошь и фавориток. Если Людовику XIV приписывали слова: «Государство – это я», - то Людовику XV: “После нас хоть потоп”.

К моменту прихода к власти Людовика XVI против абсолютизма были уже члены почти всех сословий. Отсюда начало Французской революции.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 29. Французский абсолютизм в XVII – XVIII веках.:

  1. Генезис и развитие высшего профессионального образования в России в XVII-XVIII веках
  2. ГЛАВА 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России (конец XVII – XVIII) Переход к абсолютизму в России
  3. ГЛАВА 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России (конец XVII - XVIII) 2.1 Переход к абсолютизму в России
  4. Кушнир Андрей Викторович. Колонизация Антильских островов и англо-французское соперничество в Вест-Индии (XVII - первая половина XVIII в.)., 2003

§ 6. Франция в XVI–XVII веках: торжество абсолютизма

Основные черты французского абсолютизма

Франция вступила в XVI в. сильным и богатым государством, с населением не менее 15 млн. человек, готовым к борьбе за преобладание в Европе. Но объединение страны не означало еще ее централизации, предполагавшей подчинение всех подданных реальной власти монарха.

В XVI в. во Франции, как и во многих странах Европы, складывался новый государственный строй – абсолютная монархия, или абсолютизм; своего высшего уровня развития он достиг лишь во второй половине XVII в. Королевская власть постепенно преодолевала стоявшие перед ней препятствия (права и привилегии отдельных провинций, городов, судебных органов, групп населения) и становилась ничем не ограниченной, «абсолютной».

Уже в первой половине XVI в. короли, не созывая Генеральных штатов, сами решали важнейшие вопросы управления. Франциск I (1515–1547) подчинил себе французскую церковь, получив по соглашению с папой римским право назначать на должности епископов и аббатов. Его сына Генриха II первым из французских монархов стали именовать «Ваше величество» – раньше такой титул носили только германские императоры.

Все более важную роль играл королевский двор, собиравший знатнейших дворян Франции и стоивший казне огромных средств. В его пышном церемониале воплощалось могущество королевской власти. Благодаря двору монарх имел возможность контролировать поведение верхушки дворянства. Дворяне же получали шанс обратить на себя внимание государя и поправить свое положение за счет королевских милостей. Обделенные ими организовывали заговоры против королевских министров и фаворитов.

Франциск I и Карл V, самые могущественные монархи первой половины XVI в., въезжают в Париж. Художник Ф. Цуккари

В XVI–XVII вв. заметно выросла численность французской армии, увеличились и военные расходы. Для их покрытия росли размеры прежних налогов и вводились новые. Развитие налоговой системы способствовало укреплению абсолютизма. Но управлять усложнившимся государственным механизмом было бы невозможно без профессиональных чиновников, численность которых увеличилась в XVI–XVII вв. во много раз. Именно чиновники, жившие на доходы от своей должности и потому зависевшие от государя, были самой надежной опорой королевской власти в деле централизации страны. В то же время роль сословно-представительного органа – Генеральных штатов – стала меньше, чем прежде.

Пустая казна часто заставляла монархов продавать должности, в том числе с правом передачи их по наследству. Многие должности давали право на дворянское звание. Постепенно их покупатели составили особое «дворянство мантии» (названное так по характерному судейскому одеянию). Эта часть второго сословия заметно отличалась от традиционного «дворянства шпаги», по-прежнему стремившегося к военной службе и презиравшего «судейских».

Первая половина XVI в. – время процветания Франции, эпоха укрепления королевской власти, завоевательных походов в Италию – Итальянских войн (1494–1559), блестящего расцвета культуры. Но тогда же в страну проникли идеи Реформации, которые способствовали сползанию Франции в пучину религиозных войн и стали препятствием на пути дальнейшего утверждения абсолютизма.

Чем отличается объединение страны от ее централизации?

Религиозные войны

В середине XVI в. во Франции, особенно на юге страны, быстро распространялся кальвинизм. Французских кальвинистов называли гугенотами (от нем. «айдгеноссен», то есть союзники – жители Швейцарского союза; именно оттуда проникла во Францию новая вера). Число сторонников Реформации росло.

В 1559 г. на рыцарском турнире нелепо погиб король Генрих II. Его сыновьям Франциску II, Карлу IX и Генриху III, последовательно правившим после смерти отца, не хватало твердости в религиозных вопросах. Ослабел и контроль королевской власти над склонной к мятежам знатью. В результате возникли две партии с разной религиозной ориентацией, стремившиеся захватить власть при дворе. Католиков возглавляли герцоги Гизы, вождями протестантов стали родственники правящей династии, короли Наварры из рода Бурбонов. Обе стороны искали иностранной помощи: католики – у короля Испании, гугеноты – у Елизаветы Английской, немецких лютеран и швейцарцев. К этим партиям примыкали многие французские дворяне, оставшиеся без дела после завершения Итальянских войн. Напряжение в стране нарастало.

Варфоломеевская ночь. Художник Ф. Дюбуа

В 1562 г. католики устроили резню гугенотов, те предприняли ответные действия. Начались религиозные войны, являвшиеся в то же время и гражданскими. Страну захлестнула волна насилия.

В 1572 г., казалось, произошло примирение. Многие дворяне-гугеноты съехались тогда в Париж на свадьбу своего вождя Генриха Наваррского с сестрой французского короля Карла IX Маргаритой Валуа. И тут Гизы нанесли жестокий удар, организовав массовое избиение гугенотов. Оно началось в Париже в ночь на праздник Святого Варфоломея и вошло в историю как Варфоломеевская ночь. В столице и провинциях были перебиты тысячи протестантов. В ответ гугеноты взяли под контроль большую территорию на юге Франции.

В ходе дальнейшей борьбы французская королевская династия Валуа пресеклась; ближайшим наследником оказался гугенот Генрих Наваррский. Он и взошел на трон под именем Генриха IV (1589–1610), положив начало правления династии Бурбонов. Это был бесстрашный воин и выдающийся политик. Чуждый религиозного фанатизма, он не раз менял веру по политическим соображениям. Его поддержали и протестанты, и многие католики, уставшие от бесконечных войн. Но вскоре Генрих IV убедился, что только католицизм принесет ему поддержку большинства французов, особенно парижан. Решив, что «Париж стоит мессы», он вновь сменил веру, и столица приняла его сторону.

В чем смысл выражения «Париж стоит мессы»? Почему именно мессы?

Уставшая Франция жаждала мира. К этому подталкивали и восстания разоренного войной крестьянства. В 1598 г. в Нанте король издал эдикт (указ) о веротерпимости. Официальной религией Франции остался католицизм, но гугеноты уравнивались в правах с католиками; им дозволялось совершать богослужения по своему обряду везде, кроме Парижа. В качестве гарантии исполнения эдикта гугенотам передали Ла-Рошель и другие города-крепости на юге страны.

Генриху IV удалось быстро восстановить экономику страны после разрушительных войн и укрепить свою власть и международный престиж Франции. Однако в 1610 г. его жизнь оборвал кинжал фанатичного католика.

Государственная деятельность кардинала Ришелье

Сын Генриха IV, король Людовик XIII переложил государственные дела на своего первого министра. В 1624–1642 гг. во главе правительства стоял кардинал Ришелье. Непревзойденный мастер интриги, он удерживал свой пост до самой смерти, хотя его врагами были жена, мать и брат короля. Кардинал был выдающимся политиком, он разработал и последовательно выполнял широкую программу действий, стремясь сделать Францию могущественной державой, управляемой сильной центральной властью. Права и привилегии провинций или учреждений, сословных и религиозных групп соблюдались лишь тогда, когда это не противоречило интересам монархии.

Людовик XIII

Против такой политики выступали гугеноты. Ришелье действовал решительно: руководимые им королевские войска осадили и взяли Ла-Рошель. Гугенотов помиловали, однако отобрали у них политические права, а заодно и крепости, которые эти права гарантировали. Был сделан важный шаг на пути к религиозному, а вместе с тем и политическому единству страны.

Кардинал Ришелье. Художник Ф. де Шампень

Высшая знать, как и гугеноты, отстаивала свою независимость от государства. Интригам и заговорам вельмож против Ришелье не было конца. Но король полностью доверял ему, и заговоры кончались провалом.

Подлинным бедствием Франции XVII в. были дуэли, на которых ежегодно гибли сотни дворян. Ришелье видел в дворянстве главную опору королевства, а потому считал, что дворяне имеют право жертвовать своей жизнью только во имя Франции и короля. Кардинал издавал эдикты против дуэлей и жестоко карал их нарушителей.

Кипучая деятельность Ришелье охватывала самые разные стороны жизни государства. Он реформировал финансы, покровительствовал развитию промышленности и торговли, поощрял захват колоний. Будучи щедрым меценатом, кардинал считал, что литература и искусство тоже должны пропагандировать идеалы абсолютизма. По его инициативе начала выходить первая французская газета.

Главными противниками Франции в Европе оставались при Ришелье испанские и австрийские Габсбурги. В ходе Тридцатилетней войны (1618–1648) Франция ценой крайнего напряжения сил все же одолела Испанию. В результате победы страна расширила свои границы. Испанское преобладание в Европе сменилось французским. «Король-солнце». После смерти Людовика XIII на престол взошел его пятилетний сын Людовик XIV (1643–1715). Реальная власть перешла к королеве-матери Анне Австрийской и первому министру кардиналу Мазарини, продолжавшему политику Ришелье. Положение Франции было тяжелым: страна была разорена Тридцатилетней войной, налоги непрерывно росли. Общее недовольство народа выразил парижский парламент. В то время во Франции парламентами назывались верховные суды, обладавшие немалыми правами; самым влиятельным из них был парижский. Его члены потребовали ограничить рост налогов и прекратить злоупотребления властей. Против правительства выступили также аристократия и народные массы. В 1648 г. начался мятеж, направленный против политики Мазарини, получивший название Фронда (в пер. с франц. – праща). Волнения продолжались до 1653 г., после чего Мазарини стал проводить прежнюю политику. Когда в 1661 г. кардинал Мазарини умер, 22-летний Людовик заявил, что отныне сам будет первым министром, и с тех пор не выпускал власть из своих рук. Убежденный в ее божественном происхождении, король не терпел противодействия своей воле. Он стремился укрепить единство страны, упрочить главенство Франции в Европе и расширить ее границы.

Людовик XIV. Художник Г. Риго

«Король-солнце» – так называли его придворные льстецы – управлял страной с помощью королевского совета. Но совет только обсуждал дела, решения всегда принимал монарх. Он же назначал министров и других чиновников, вершил суд. На основании его письма любого человека могли без суда и следствия посадить в тюрьму. От всех подданных, даже самых знатных, Людовик XIV требовал выполнения любых своих прихотей. «Прав у подданных нет, – говорил он, – есть одни обязанности».

Вид Версальского дворца. Художник П. Патель

Подлинным воплощением духа абсолютизма стала грандиозная королевская резиденция, созданная по приказу Людовика в Версале, недалеко от Парижа. Строительство дворца и обустройство парка продолжались несколько десятилетий, обойдясь казне в астрономическую сумму. Уже сама композиция ансамбля ставила монарха в центр всей жизни: ось симметрии незримо проходила через статую короля в парадном дворе и королевскую спальню в центре дворца. И действительно, вся жизнь двора вращалась вокруг персоны монарха: его одевание или трапеза были превращены в торжественные церемонии с участием всей высшей знати. Дворец с парком и пышные придворные празднества служили другим монархам образцом для подражания.

Начало долгого правления Людовика XIV было отмечено немалыми успехами. Король умел находить способных и преданных помощников. Среди них выделялся Кольбер (1619–1683), в течение 20 лет руководивший финансами и экономикой страны. Кольбер покровительствовал развитию мануфактур, защищал их от иностранной конкуренции с помощью высоких пошлин на ввоз соответствующих изделий из-за границы. По его инициативе во Франции улучшались дороги, строился флот, создавались торговые компании. Под заботливой опекой Кольбера экономика страны окрепла, хотя Франция в этом отношении отставала от Англии и Голландии. Кольберу удалось основательно пополнить казну, и не его вина, что вскоре ее вновь опустошили бесконечные разорительные войны.

Жан-Батист Кольбер. Художник К. Лефевр

Стремясь к политическому и религиозному единству страны, Людовик XIV жестоко преследовал гугенотов и принуждал их перейти в католичество. В 1685 г. король отменил Нантский эдикт о веротерпимости и запретил в стране протестантскую веру. Это решение имело тяжелые последствия для Франции. Около 200 тыс. гугенотов нашли убежище в протестантских странах. Экономика сильно пострадала от массовой эмиграции умелых ремесленников и деловых людей. Религиозного единства достичь так и не удалось: оставшиеся гугеноты втайне сохраняли свою веру. Эмиграция гугенотов и народные восстания, голод и запустение внутри страны, тяжелые поражения на полях сражений – таков был печальный итог правления «короля-солнца».

Чем внутренняя политика Людовика XIV похожа на действия его предшественников и чем отличалась от них?

Подведем итоги

В XVI–XVII вв. во Франции, как и в ряде других стран, утвердилась абсолютная монархия. Она опиралась на дворянство, но учитывала и интересы предпринимательских слоев. Пережив тяжелые испытания в годы религиозных войн, абсолютизм усилился при Ришелье и достиг своего расцвета во время правления Людовика XIV.

Абсолютизм - форма централизованного государства, при которой монарх, опирающийся прежде всего на дворянство, обладает неограниченной верховной властью, а органы сословного представительства теряют прежнее значение.

Фаворит (от лат. favor – благосклонность) – любимец высокопоставленного лица, получающий выгоды и преимущества от его покровительства.

Меценат - богатый покровитель наук и искусств; слово происходит от имени римлянина, прославившегося покровительством поэтам и художникам.

1562–1598 Религиозные войны во Франции.«Выдумали, господа, что государство – это вы? Государство – это я!»

(Слова, приписываемые Людовику XIV при посещении парижского парламента)

1. Какие черты характеризуют абсолютную монархию?

2. Как получилось, что распространение в стране протестантских идей привело к религиозным войнам? Было ли это неизбежным?

3. Почему король Людовик XIII неизменно поддерживал Ришелье, даже когда тот враждовал с его женой, матерью и братом?

4. В чем проявлялись абсолютистские черты правления Людовика XIV?

1. Сравните политику по отношению к гугенотам при Генрихе IV, Ришелье и Людовике XIV. Чем объясняются ее изменения?

2. Выпишите в тетрадь и объясните следующие понятия и термины: абсолютизм, «дворянство мантии», «дворянство шпаги», гугеноты, эдикт.

3. Прочтите отрывки из «Политического завещания» Ришелье, обращенного к Людовику XIII и подытоживающего опыт политической деятельности кардинала:

«Я обещал вашему величеству все свое искусство и весь авторитет, который вам угодно было дать мне, чтобы сокрушить партию гугенотов, сломить спесь вельмож, привести всех подданных к исполнению их обязанностей и поднять ваше имя среди иностранных наций на ту ступень, на которой оно должно находиться… Дворянство надо рассматривать как один из главнейших нервов государства, могущий много способствовать его сохранению и упрочению…

Хотя дворяне заслуживают того, чтобы с ними обращались хорошо, когда они поступают хорошо, но нужно быть с ними строгим, если они пренебрегают тем, к чему обязывает их рождение. Те, кто, отстав от доблести предков, уклоняются оттого, чтобы служить короне шпагой и жизнью, заслуживают быть лишенными выгод своего происхождения и принужденными нести часть бремени народа…

Если бы народ слишком благоденствовал, его нельзя было бы удержать в границах его обязанностей… Его следует сравнивать с мулом, который, привыкнув к тяжести, портится от продолжительного отдыха сильнее, чем от работы…

Многие государи потеряли свои государства и своих подданных потому, что они не держали войск, необходимых для их сохранения, из боязни излишне обременить налогами своих подданных, и некоторые подданные попали в рабство к врагам потому, что излишне желали свободы под властью их прирожденного монарха…»

В чем Ришелье видел свои заслуги? Проанализируйте взгляды Ришелье по отношению к дворянству и к простому народу.

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора

§ 18. Англия и Франция в XI–XIII веках Последствия нормандского завоевания АнглииНормандское завоевание изменило жизнь Англии. По всей стране захватчики, пришедшие из Франции, выстроили свои замки, а в Лондоне возвели мрачную громаду – королевскую крепость Тауэр. У местных

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 6. Франция в XVI–XVII веках: торжество абсолютизма Основные черты французского абсолютизмаФранция вступила в XVI в. сильным и богатым государством, с населением не менее 15 млн. человек, готовым к борьбе за главенство своей страны в Европе. Но объединение страны не означало

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

5. Фальсификация истории в XVII–XVII веках Романовские археологи-погромщикиВ , гл. 1:13.1 и [ЦРИМ], гл. 9, мы рассказываем о раскопках в Центральной России, проведенных романовскими археологами середины XIX века. В частности, в 1851–1854 годах граф А.С. Уваров, которого сегодня

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. 3 Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя Х - ХШ веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.

Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов

§ 1 Франция в XVI–XVII вв

Из книги Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года. С предисловием Николая Старикова автора Платонов Сергей Федорович

Литва и Польша в XVI–XVII веках § 91. Люблинская уния 1569 года; ее значение и следствия. Мы видели (§ 41), что, несмотря на постоянное стремление Литвы к самостоятельности и обособлению от Польши, польское влияние в Литве после Витовта продолжало расти. Его проводили великие

автора Коллектив авторов

КАВКАЗ В XVI–XVII ВЕКАХ В XVI–XVII вв. территория Кавказа и Закавказья была поделена на множество более или менее крупных государственных образований и обществ. Часть из них, находившаяся в относительно легкодоступных зонах, оказывалась в вассальной зависимости или

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ФРАНЦИЯ В XVII ВЕКЕ НАНТСКИЙ ЭДИКТ И ВОЗРОЖДЕНИЕ СТРАНЫ В 1598 г., заключив Вервенский мир с Испанией и завершив изданием Нантского эдикта эпоху длительных религиозных войн, французская монархия первого короля из династии Бурбонов Генриха IV (1589–1610) вступила в полосу

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

КАВКАЗ В XVI–XVII ВЕКАХ Кушева Е.П. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М., 1963.Лемерсье-Келькеже Ш. Социальная, политическая и религиозная структура Северного Кавказа в XVI в. // Восточная Европа средневековья и раннего нового времени глазами французских

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ФРАНЦИЯ В XVII ВЕКЕ Люблинская А.Д. Франция в начале XVII в. (1610–1620). Л., 1959.Люблинская А.Д. Французский абсолютизм в первой трети XVII в. М.; Л., 1965.Люблинская А.Д. Франция при Ришелье. Французский абсолютизм в 1630–1642 гг. Л., 1982.Малов В.Н. Ж.-Б. Кольбер. Абсолютистская бюрократия и

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Культура Грузии в ХVI – XVII веках XVI–XVII века – один из самых тяжелых периодов в истории Грузии. Страна была раздроблена на части. В результате ирано-турецкой агрессии резко сократилось население, экономика пришла в полный упадок. Все это, естественно, оказало свое

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

11. ФРАНЦИЯ В XVI–XVII ВВ К концу XV в., завершив свое объединение, Франция стала самым большим по числу жителей (15 млн человек) государством Европы. По уровню экономического развития она превосходила Испанию, Южную Италию, Скандинавские страны, но отставала от Голландии и

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 20. Англия и Франция в XI–XIII веках Последствия нормандского завоевания АнглииНормандское завоевание изменило жизнь Англии. По всей стране захватчики, пришедшие из Франции, выстроили свои замки, а в Лондоне возвели мрачную громаду – королевскую крепость Тауэр. У местных

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Политическое развитие Франции в XVI – начале XVII в. и особенности французского абсолютизма В конце XV в. завершилось «собирание» французских земель, к которым были присоединены Бургундия, Прованс и Бретань. Франция превратилась в крупнейшее государство континента с

Из книги История государства и права России автора Тимофеева Алла Александровна

Формирование и эволюция абсолютизма в России. Развитие российского права (вторая пол. XVII-XVIII вв.) Вариант 1.1. Из перечисленных ниже утверждений правильно следующееа) Россия встала на путь преобразований, потому что так захотел Петр I;б) Россия нуждалась в преобразованиях,

Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. э Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя X–XIII веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.

Введение………………………………………………………………………………...3

1Оформление абсолютизма в 17 веках и правление Алексея Михайловича……….4

2Русская литература и рождение стихосложение……………………………………6

3Россия в 18 веке, петровские реформы……………………………………………10

4Развитие науки и литературы в России в 18 веке……………………………….....15

Заключение…………………………………………………………………………….22

Библиографический список …………………………………………………23


Введение

В XVII-XVIII вв. на смену русскому Возрождению приходить новая эпоха, названная специалистами русским Просвещением. Происходить радикальная переориентация не только русской культуры, но и русского общества с византийского Востока на европейский Запад. Лидирующая роль переходить от религиозного искусства к светскому. Сквозь строгие схемы иконы проглядывают первые контуры светского портрета и пейзажи. Из недр иконописи долго и мучительно пробивается на свет живопись. На смену чувственности приходит рационализм. От феодализма Россия медленно поворачивается к капитализму, а стало быть, к новому экономическому укладу, новому образу стилю жизни.

В XVIII веке закладываются основы светского мировоззрения: формируется система светского образования, развиваются искусство и наука. Однако полностью процесс перестройки русского общества завершился только в XIX веке. Весь XVIII век шла борьба старого и нового, допетровских порядков и европейских обычаев, происходила невидимая глазу кропотливая работа по воспитанию нового человека.


Оформление абсолютизма в 17 веках и правление Алексея Михайловича

Завершающим этапом в истории русской средневековой культуры стал XVII в. В это столетия начался процесс «обмирщения» культуры, усиления в ней светских элементов, демократических тенденций. Заметно расширились углубились культурные связи со странами Западной Европы. Все области культуры значительно усложнились и дифференцировались.

Важнейшим событием в истории страны можно назвать окончательное оформление абсолютизма, не принявшего форму западноевропейских монархий, а ставшего логическим завершением системы восточного деспотизма, принятой за время господство монголо-татар на Руси. Абсолютизм соответствовал новым имперским устремлениям страны, расширению государственных территорий (прежде всего на восток), что требовало концентрации военной и политической власти. В области экономики это привело к окончательному закрепощению крестьян, осуществленному в интересах дворянства-главной опоры абсолютизма.

В середине XVII в. Во время правления Алексея Михайловича патриарх Никон осуществил церковную реформу, которая привела к расколу. Реформа и раскол стали выражением неоднозначного отношения русского народа к усилившимся светскому и иноземному влияниям. В русском обществе сложились две враждующие партии- грекофильская сторонников старины, изоляционизма и западническая- реформаторов стремившихся к европеизации России. Проявлением обновленческих тенденций стала никоновская реформа, которая должна была исправить отличия русской православной обрядности (например, креститься не двуперстием, а трехперстно), а также некоторые положения в русских богослужебных книгах, чтобы привести их в соответствие с практикой греческой, а также украинской и белорусской православных церквей. После сближения обрядов всех православных народов Никон рассчитывал встать во главе вселенского православия.

Знаменем противников реформы стал протопоп Аввакум Петров. Он и его сторонники сочли оскорбительным разрыв с вековой национальной традицией, были категорически не согласны с усилением европейского влияния и начавшейся секуляризацией культуры России. Так начался извечный спор русской культуры о дальнейших путях развития страны и сформировались партии «почвенников» и западников, которые вновь и вновь будут проявлять себя в последующие периоды русской истории.

Эти и другие исторические события нашли отражение в культуре России XVII в.

2.Русская литература и рождение стихосложение

Русская литература по-прежнему была представлена публицистическими сочинениями, посвященными острополитическим проблемам. Смутное время усилило интерес к вопросу о характере власти в политической системе. Среди известнейших авторов XVII в. - хорват Юрий Крижанич, европейски образованный мыслитель, сторонник неограниченной монархии, один из первых теоретиков идеи славянского единства (его можно назвать предшественником и теоретиком панславизма). Так, он считал, что роль славянства в мировом историческом процессе постоянно растет, хотя оно подвергается угнетению и оскорблению со стороны чужеземцев, особенно турок и немцев. Особую роль в будущем подъеме славянства он отводил России, которая, превратившись в результате реформ в ведущую мировую державу, освободит порабощенные славянские и другие народы и поведет их вперед.

Неоднозначность событий этого времени привела к тому, что литераторы начинают задумываться о противоречивости человеческого характера. Если раньше герои книг были либо абсолютно добрыми, либо абсолютно злыми, теперь писатели открывают в человеке свободную волю, показывают его возможности менять самого себя в зависимости от обстоятельств. Именно такими предстают перед нами герои Хронографа 1617 г. - Иван Грозный,

Борис Годунов, Василий Шуйский, Кузьма Минин. Как отмечал академик Д.С. Лихачев, в этом проявлялась тенденция открытия характера человека: героями литературы становятся не только святые подвижники и князья, как раньше, но и простые люди - купцы, крестьяне, небогатые дворяне, которые действовали в легко узнаваемых ситуациях.

Распространение грамотности в XVII в. вовлекло в круг читателей новые слои населения - провинциальных дворян, служилых и посадских людей. Изменение социального состава читающей публики выдвинуло новые требования к литературе. У таких читателей особый интерес в ней вызывает занимательное чтение, потребность в котором удовлетворяли переводные рыцарские романы и оригинальные авантюрные повести. К концу XVII в. русская читающая публика знала до десятка произведений, пришедших в Россию из-за границы разными путями. Среди них наиболее популярными были «Повесть о Бове Королевиче» и «Повесть о Петре Златых Ключей». Эти произведения на русской почве, сохраняя некоторые черты рыцарского романа, настолько сблизились со сказкой, что позднее перешли в фольклор. Новые черты литературной и реальной жизни отчетливо проявились в бытовых повестях, герои которых стремились жить по своей воле, отвергая заветы старины. Таков герой «Повести о Горе-Злосчастии» и особенно «Повести о Фролс Скобссвс» - типичной плутовской новеллы, описывающей жизненные перипетии обедневшего дворянина, всеми правдами и неправдами стремящегося проникнуть в верхи общества.

В XVII в. возник новый литературный жанр - демократическая сатира, тесно связанная с народным творчеством и народной смеховой культурой. Она создавалась в среде посадского населения, подьячих, низшего духовенства, недовольных притеснениями феодалов, государства и церкви. В частности, появились многочисленные пародии, например на судопроизводство («Повесть о Шсмякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), на житийные произведения («Слово о бражнике»).

Рождение стихосложения стало яркой чертой литературной жизни. До этого Россия знала поэзию лишь в народном творчестве в былинах, но былины не были рифмованным стихом. Рифмованная поэзия возникла под влиянием польского силлабического стихосложения, для которого характерны равное число слогов в строке, пауза в середине строки и концевая рифма, стоящая под единственным строго обязательным ударением. Ее основоположником стал белорус Симеон Полоцкий. Он получил прекрасное образование в Киево-Могилянской академии и был придворным поэтом царя Алексея Михайловича, сочинял многочисленные декламации и монологи, ставшие образцами новой панегирической поэзии и вошедшие в сборник «Рифмагион». Свою задачу он видел в том, чтобы создать новороссийскую словесность, и во многом он эту миссию выполнил. Его произведения отличаются орнаментальностью, пышностью, отражают идею «пестроты мира», переменчивости бытия. У Полоцкого ощущаются тяга к сенсационности, стремление удивить, поразить читателя как формой изложения, так и необычностью, экзотичностью сообщаемых сведений. Таков «Вертоград многоцветный» - своеобразная энциклопедия, в которой собрано несколько тысяч рифмованных текстов, содержащих данные, почерпнутые из различных областей знаний, - истории, зоологии, ботаники, географии и т.д. При этом достоверные сведения перемежаются с мифологизированными представлениями автора.

Авторская проза впервые появляется также в XVII в.; примером ее являются сочинения протопопа Аввакума Петрова. Он оставил около 90 текстов, написанных на закате его жизни в ссылке. Среди них знаменитое «Житие» - эмоциональная и красноречивая исповедь, поражающая своей искренностью и смелостью. В его книге впервые объединены автор и герой произведения, что раньше сочли бы проявлением гордыни.

Театр в России появился благодаря возникновению светских элементов в духовной жизни общества. Мысль о создании театра зародилась в придворных кругах среди сторонников европеизации страны. Решающую роль в этом сыграл Артамон Матвеев, начальник Посольского приказа, знакомый с постановкой театрального дела в Европе. В России не было актеров (опыт скоморохов, которые в это время подверглись гонениям, не годился), отсутствовали пьесы. Актеры и режиссер Иоганн Грегори были найдены в Немецкой слободе. Первый спектакль, имевший большой успех, назывался «Артаксерксово действо». Царь был настолько очарован происходящим, что смотрел пьесу в течение 10 ч, не вставая с места. Репертуар театра за время его существования (1672-1676) составляли девять спектаклей на библейские сюжеты и один балет. Деяниям ветхозаветных персонажей придавались черты политической злободневности и ассоциации с современностью, что еще более усиливало интерес к зрелищу.

Зодчества также коснулся общий отход от церковно-схоластического мировоззрения. Усиление светских мотивов было в значительной мере связано с расширением среды, в которой формировались эстетические представления. Вкусы посадских людей и крестьянства, их видение мира и понимание красоты внедрялись в архитектурное творчество, уводя от освященных церковной традицией образцов.



©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26