Стихотворение "Памятник" Пушкина и Державина: сравнение. «Памятник» А.С

Делая сравнение стихотворений «Памятник» Державина и Пушкина нужно вспомнить, что самым первым автором «Памятника» был Гораций, живший в Риме 2 тысячи лет назад. Все, что потом рождалось в русской литературе – это подстрочные, вольные переводы, подражания. Есть перевод стихотворения у А. Фета, М. Ломоносова, В. Капниста.

«Памятники» Державина и Пушкина – это подражание римскому поэту, действительно пережившему в памяти людей 2 тысячелетия.

Но придерживаясь стиля Горация, Державин и Пушкин выразили в стихотворениях свое понимание роли поэзии, свое место в литературе. Причем Пушкин создавал свой « » под влиянием Державина.

Можно сказать, что Гаврила Романович Державин был «придворным» поэтом, за что его и чтили в высшем светском обществе. Он был обласкан во дворе. Десятью годами ранее Гаврила Романович написал Оду «Фелица», в которой под героиней возвышенного произведения подразумевалась Екатерина II.

Пушкин же, под влиянием событий начала XIX века и настроений, царивших в обществе, стал ярым врагом самодержавия. И как бы потом Николай I ни хотел сделать из Александра Сергеевича поэта, восхваляющего власть предержащих, из этого ничего не вышло. Отсюда травля, гонения, ссылки.

Свой «Памятник» Гаврила Романович написал в 1795 году, когда ему было 52 года. Пройдена большая часть жизненного пути. Наряду с литературным творчеством, Гаврила Романович занимает ответственные государственные посты, много работает. Но свою заслугу перед «народами» он видит не в государственном служении.

Державинский «Памятник» — это своеобразное подведение итогов.

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

Державин считает, что всякий читатель от Белых вод до Черных будет возносить его во все времена за то, что он воспел Екатерину Вторую, а в ее лице — монархию. Ах, не ведал Гаврила Романович, что монархия не вечна, что когда-нибудь ей на смену придет другой строй. Ему и в голову не приходило, что может быть иная власть.

Пушкин тоже начинает свое стихотворение словами «Я памятник себе воздвиг», но в отличие от Державина, он говорит, что помнить его будут не только славяне.

Слух обо мне пойдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

Стихотворение Пушкина не просто перекликается с Державинскими строками. Но делая сравнительный анализ стихотворений, мы видим, что Пушкин дерзнул спорить со светилом уходящей эпохи, перед которым сам же преклонялся.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью Божию, о муза, будь послушна;
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

Так говорит Пушкин. Державин видит свою музу иначе:

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

Александр Сергеевич написал свое стихотворение в 1836 году, когда ему было 37 лет. Подводить итоги еще рано. Хотя, говорят, что люди нередко предчувствуют свою кончину. Как знать.

Вспомните, что среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения «нерукотворного» памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Вы уже знакомились с «Памятником» Державина. Сопоставьте державинский и пушкинский тексты. Как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях? Чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравните художественные средства, с помощью которых выражена точка зрения поэтов.

Ответы:

И Державин, и Пушкин говорят о нематериальном памятнике. Он не подвержен разрушению временем и природными силами, он выше и тверже рукотворных сооружений. Но именно Пушкин определил его как нерукотворный и обладающий непокорной главой. Такой оппозиции Державин не выстраивает. Девятнадцатый век поставил перед национальным поэтом иные задачи. Если Державин видит будущую славу свою в культуре славянских народов, то Пушкин - шире: среди своих читателей он называет и славянина, и финна, и калмыка, и тунгуса, пока еще дикого, но в перспективе приобщившегося к высокому культурному достоянию страны. Ценность своего творчества и доступность его разным народам России и многим поколениям осознает поэт. И, наконец, Державин свои заслуги перед русской литературой и русским языком формулирует конкретно как реформу оды, более свободный разговор с властью, достаточно критичный и открытый, чем ранее. Пушкин свою заслугу видит широко, в общечеловеческом масштабе.

Стихотворение А.С. Пушкина «Памятник» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...») было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти автора. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности.

Тема поэзии и роли поэта в жизни стала традиционной еще со времен древнеримского поэта Горация. Он является автором «Сатир» и целого ряда стихотворений, прославивших его имя. В конце своего творческого пути Гораций создал послание «К Мельпомене». Мельпомена в древнегреческой мифологии - одна из девяти муз, покровительница трагедии, символ сценического искусства. В этом послании Гораций оценивает свои заслуги в поэзии.

В дальнейшем создание такого рода стихотворений в жанре своеобразного литературного «памятника» стало общеевропейской традицией. Не обошла ее и русская литература.

Первый перевод послания Горация на русский язык принадлежит М.В. Ломоносову. Затем вольный перевод стихотворения с оценкой своих заслуг в поэзии сделал Г.Р. Державин, назвав его «Памятник».

А.С. Пушкин, создавая свой «Памятник», знал эту литературную традицию, но непосредственно отталкивался от стихотворения Державина. А потому вполне правомерно сопоставление стихотворений этих двух поэтов.

Как и у Державина, у Пушкина «Памятник» состоит из пяти строф, близких к державинским по форме и размеру. Но основной смысл стихотворения у того и другого поэта глубоко различен, различна оценка их авторами своего творчества.

В стихотворении Пушкина указывается, что его поэзия в большей мере обращена к широкому читателю. Это видно уже из первых строчек. «...К нему не зарастет народная тропа», - говорит он о своем литературном «памятнике». В то же время его «Памятник» отмечен свободолюбием: «Поднялся выше он главою непокорной Александрийского столпа».

Внешне вторые строфы стихотворений похожи, но в конце их есть одно существенное различие. Державин пишет:

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет жить.

У Пушкина же мы читаем:

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Тем самым Пушкин говорит, что его произведения найдут более широкий отклик в сердцах людей, близких ему по духовному складу, поэтов, причем поэтов всего мира. Державин же говорит лишь о признании на родине.

Третьи строфы очень близки и по форме и по содержанию. Основную смысловую нагрузку несут в обоих стихотворениях, несомненно, четвертые строфы. Именно в них мы ясно видим, что считали основным в своем творчестве Державин и Пушкин.

... Первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить, -

пишет Державин. Пушкин же говорит о себе иначе. Он, утверждая свое право на признание и любовь читателей, отмечает:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

В этих строках Пушкин обращает внимание читателя на человечность, гуманизм своих произведений, на их свободолюбие. Интересно, что в начальном варианте Пушкин вместо слов «в мой жестокий век» написал «вслед Радищеву», то есть прямо назвал себя последователем русского просветителя-революционера.

Последние строфы обоих стихотворений сходны по содержанию. В них и Державин, и Пушкин обращаются к своей музе и зовут ее следовать собственному призванию, презирая и хвалу, и клевету:

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца, -

пишет Пушкин.

Оба стихотворения написаны в жанре оды, поэтому интонация и лексика в них очень торжественны. Ритм стихотворений медленный, величественный. Оба стихотворения написаны ямбом с перрихием, который придает их звучанию особую торжественность.

Созданию высокого стиля способствует и подбор лексических средств. Так оба автора широко употребляют возвышенные эпитеты (заветная лира, непокорная глава, великая Русь, гордый внук славян, чудесный, вечный, быстротечный)

В обоих стихотворениях присутствует много славянизмов, что также подчеркивает их торжественность (воздвиг, главою, тлея, пиит, доколь и др.). Причем в стихотворении Державина архаизмов больше, чем у Пушкина, и они древнее (дерзнул, славянов род, презрит, чело, несчетных). Вероятно, это объясняется и тем, что «Памятник» Пушкина был создан на тридцать лет позже, когда литературный язык заметно сблизился с разговорным.

Можно сказать, что оба стихотворения являются гимнами поэзии. Ведь главная тема их - прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества.

В то же время Пушкин в своем «Памятнике» по-новому определяет роль поэта и назначение поэзии. Он опирается не только на литературную традицию и на стихотворение своего непосредственного предшественника Державина, но и на свои творческие открытия, проложившие новые пути в русской литературе.

И каждый раз поэты последующих эпох, в том числе и наши современники, осмысливая свой вклад в поэзию и свои взаимоотношения с обществом, вновь и вновь обращаются к Пушкину, ведя с ним живой диалог.

  1. Какие темы раскрываются в этом стихотворе-нии?
  2. Стихотворение содержит размышления по нескольким проблемам, главная из которых — поэт и поэзия, судьба худож-ника, поэт и общество, заслуги творца пе-ред народом. Он утверждает высокую цен-ность искусства, свободу творчества. Дру-гие темы и мотивы: сущность, философия славы и памяти, бессмертия, свободолю-бивые мотивы, милосердие и др.

  3. В чем видит Пушкин свою заслугу как поэта перед обществом? Найдите в тексте слова и выра-жения, в которых он определил значение своего творчества.
  4. Пушкин сказал немногие, но очень точ-ные слова, почему он долго будет «любе-зен народу», и тем самым точно опреде-лил значение своего творчества для всех народов, населявших Россию.

    Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.

    Тем самым он утверждал высокую гу-манистическую ценность своей поэзии.

  5. В каком значении употреблены слова «лира», «язык»?
  6. Слово «язык» обозначает не только средство общения, которое использует тот или иной народ, но и сам народ с его куль-турой и традициями. Надеясь, что его имя назовет «всяк сущий в ней язык» и пере-числяя славянина, финна, тунгуса, кал-мыка, он высказывает уверенность, что его творчество будет должным образом оценено этими и многими другими наро-дами России. Под словом «лира» подразу-мевается поэзия.

  7. Как вы понимаете выражение «нерукотвор-ный памятник»? В чем смысл противопоставления его Александрийскому столпу?
  8. Имеется в виду противопоставление па-мятника материального (рукотворного) тому высокому духовному наследию, ко-торое оказывается прочнее и долговечнее в народной памяти, нежели то, что сотво-рено из железа или гранита. «Неруко-творным» памятником выступает в рас-суждениях Пушкина художественное творчество, которое близко и дорого мно-гим народам разных времен.

  9. Найдите в тексте архаизмы, объясните их роль в стихотворении. Почему Пушкин активно вводит их в свои поэтические рассуждения?
  10. Архаизмы воздвигнуть, доколь, всяк сущий в ней язык, вознесся, воссла-вить, глава, пиит, веленью божию, за-ветный, падшим придают стихотворе-нию торжественное звучание, усиливают высоту заложенных в нем размышлений о роли поэта в обществе, о значении высо-ких идей, которые приносит людям поэт.

  11. Обратите внимание на эпитеты к словам «па-мятник», «тропа», «глава», «лира», «чувства», «век». Способствуют ли они раскрытию чувств и мыслей автора?
  12. Памятник — нерукотворный, тропа — народная, лира — заветная, чувства — добрые, век — жестокий. Эпитеты пре-вращают определяемые слова из нейтраль-ных понятий в эмоционально окрашен-ные. Эпитет нерукотворный создает противопоставление традиционным мате-риальным сооружениям, увековечиваю-щим известных лиц или значительные со-бытия. И хотя памятник рукотворный ва-жен и прочен, может привлекать своей красотой и уважением к памяти достой-ных людей, духовные ценности (неруко-творный) значительно прочнее в памяти народной. Народная тропа звучит тор-жественно (не тропинка, не тропка, не дорога), символизирует постоянное дви-жение к осмыслению, углубленному по-стижению наследия великого поэта, при-общению к его чувствам добрым. За-ветная лира может иметь два значения: завещанная лучшими поэтами прошлого или особая, тайная, сокровенная, чарую-щая, свято хранимая. С одной стороны, чувства добрые противопоставлены жес-токому веку, с другой — они и притяга-тельны, способствуют уменьшению жесто-кости и утверждению милосердия. Материал с сайта

  13. Вспомните, что среди поэтов разных эпох бы-ла традиция лирического изображения «неруко-творного» памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Вы уже знакомились с «Памятником» Державина. Сопоставьте державин-ский и пушкинский тексты. Как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях? Чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравните художественные средства, с помощью которых вы-ражена точка зрения поэтов.
  14. И Державин, и Пушкин говорят о нема-териальном памятнике. Он не подвержен разрушению временем и природными си-лами, он выше и тверже рукотворных со-оружений. Но именно Пушкин определил его как нерукотворный и обладающий непокорной главой. Такой оппозиции Державин не выстраивает. Девятнадца-тый век поставил перед национальным поэтом иные задачи. Если Державин ви-дит будущую славу свою в культуре сла-вянских народов, то Пушкин — шире: среди своих читателей он называет и сла-вянина, и финна, и калмыка, и тунгуса, пока еще дикого, но в перспективе приоб-щившегося к высокому культурному дос-тоянию страны. Ценность своего творче-ства и доступность его разным народам России и многим поколениям осознает поэт. И, наконец, Державин свои заслуги перед русской литературой и русским языком формулирует конкретно как ре-форму оды, более свободный разговор с властью, достаточно критичный и откры-тый, чем ранее. Пушкин свою заслугу видит широко, в общечеловеческом мас-штабе.

МОУ «Малодербетовская гимназия имени Б.Б. Бадмаева»

Сравнительный анализ стихотворения «Памятник»

(Ломоносов М.В., Державин Г.Р., Пушкин А.С.)

Секция: гуманитарная (литературоведение)

Выполнил:

ученик 9 «а» класса МДГ

Санджиев Мингиян Александрович

Руководитель:

Болдырева Г.Д., учитель МДГ

ПЛАН

    Три «Памятника» в русской литературе

    Сравнительный анализ:

а) «Памятник» Ломоносова М.В.

б) «Памятник» Державина Г.Р.

в) «Памятник» Пушкина А.С.

3. Историческое бессмертие поэтов

Цели:

    Анализируя стихотворение «Памятник», показать творческий путь Ломоносова М.В., Державина Г.Р., Пушкина А.С.

    При сравнении данных произведений трех великих поэтов умело использовать литературоведческие знания.

    Обратить внимание на композицию «Памятника» (Ломоносов М.В., Державин Г.Р., Пушкин А.С.).

Показать историческое бессмертие произведений.

Тема памятника всегда занимала важное место в творчестве всех поэтов. В своих стихах они как бы выражали свое право на бессмертие. Используя данную тему, ученик 9 «а» класса Санджиев М. проследил творческий путь Ломоносова, Державина, Пушкина путем сравнительного анализа стихотворения «Памятник». В своей работе он умело использует знания по теории литературы, выделяет в текстах выразительные средства, обращает внимание на композицию произведения, определяет рифмы, размер стихотворения. При таком глубоком анализе, в котором использовались различные методы и приемы, ученик смог правильно, следуя правилам анализа сравнительного текста, показать роль поэта и поэзии в их творчестве.

Тема памятника всегда занимала важное место в творчестве всех поэтов. В своих стихотворениях они как бы выражали свое право на бессмертие. Три великих русских поэта Ломоносов М.В., Державин Г.Р., Пушкин А.С. написали произведения, в которых оценивали свое творчество, рассуждали о своих трудах жизни, о том, что они сделали для народа.

Ломоносов для создания своего «Памятника» взял в качестве образца оду древнеримского поэта Горация «Памятник». Державин опирался уже на произведение Ломоносова, но в отличие от первого стихотворения, написанного высоким стилем, второе звучит, как пишет Державин, «в забавном русском слоге». Пушкинский «Памятник» близок по своей теме и построению к одноименному стихотворению Державина, но Александр Сергеевич пишет его легким, практически воздушным языком, что делает его абсолютно не похожим на произведение Горация.

Рассмотрим более подробно каждое из этих стихотворений, проведем подробный анализ, сравним, сопоставим их. Что мы видим прежде всего?

Ломоносов М.В. в своем «Памятнике» пользуется высоким стилем. Торжественность звучанию придают слова: воздвигнул, превыше, возрастать, отечество, препятство, много слов и выражений греко-римского происхождения, из истории и мифологии:

аквилан (древнеримское название северо-восточного, иногда северного ветра).

алцейской лирой (Альцей (Алкей) - древнегреческий лирик VII века до н.э. писал на эолийском диалекте).

дельфийским лавром (В Дельфах находился главный храм Аполлона, священным деревом которого считался лавр).

Употребляет много устаревших слов: ни едка древность, жизнь скончаю, препятством не был, возгордился праведной заслугой. Они используются в литературе для воссоздания эпохи, которую описывает автор.

Читаем стихотворение «Памятник» М.В. Ломоносова.

Я знак бессметрия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный аквилон сотреть не может,

Ни множеством веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру, но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю,

Я буду возрастить повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Аворид,

Где Давиус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб несть в Италию стихи эольски

И первому звенеть Алцейской лирой.

Взгордится праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.

Двусложный размер - ямб придает нерифмованным строчкам стихотворения четкость, чеканность.

Если последний слог безударный, то это женская рифма. Мы видим это явление при разборе данного текста.

Каждый из трех поэтов говорит о своих взаимоотношениях с музой. Для Ломоносова муза - великая покровительница, награждающая его за «праведную заслугу». У Державина муза - это его верная подруга, с которой он на равных:

О муза! Возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама так презирай.

А Пушкин в своей музе видит сподвижника в борьбе за справедливость:

И не оспаривай глупца.

«Памятник» Державина и Пушкина близки по своему построению. Оба они написаны шестистонным ямбом с мужскими и женскими рифмами. В каждом четверостишии первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, т.е. авторы используют перекрестную рифму, в отличие от стихотворения Ломоносова.

Оба поэта используют яркие, живые эпитеты: непокорный, нерукотворный, заветный, подлунный, великий, гордый, жестокий (Пушкин); чудесный, вечный, быстротечный, сердечный (Державин). Из других выразительных средств находим в текстах инверсию (обратный порядок слов):

Доколь славянов род вселенна будем чтить (Державин).

И долго буду тем любезен я народу... (Пушкин)

Инверсия позволяет:

    выделить наиболее важные по смыслу члены предложения;

    выразить вопрос и усилить эмоциональную окраску речи;

    связать части текста.

Особенно часто инверсия встречается в поэтической речи, где она не только выполняет указанные выше функции, но и может служить средством создания напевности, мелодичности.

Обратим внимание на метафору:

И тленья убежит

...Чувства пробуждал (Пушкин)

В забавном русском слоге (Державин)

Державин Г.Р., чтобы придать торжественность стихотворной речи, в последней строфе использует, как и Ломоносов, слова «высокого стиля» - чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных, но несмотря ни на что, его муза человечна, справедлива.

Неторопливый ритм стихотворения соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на движение и любовь сограждан. Основную свою заслугу видит в том, что мог «истину царям с улыбкой говорить», «беседовать о боге», «дерзнул» рассказать о добродетелях Екатерины не высоким, а простым слогом. Поэтический язык Державина менее архаичен, слова понятны, но все равно прокомментируем некоторые выражения:

тлен - гниение, разрушение, распад

доколь - до тех пор, пока

славянов род - русских

Рифей - название Уральских гор

возгласить - сказать

добродетель - положительное качество человека

чело - лоб

Памятник - это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом явно фигуральное, т.е. подразумевающее переносный смысл. Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений.

Продолжим анализ текстов трех великих поэтов. Державин Г.Р. использует следующие эпитеты, обращаясь к памятнику: чудесный, вечный, Пушкин А.С. называет его нерукотворным, а Ломоносов М.В. пишет «Я знак бессмертия себе воздвигнул...». Поэтому интонация у него более торжественная, звучит в высоком стиле.

За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, осмысливая собственный творческий путь, Пушкин А.С. написал стихотворение «Памятник» (1836). Сюжет стихотворения составляет судьба поэта, осмысленная на фоне исторического движения. Стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина, которое, как мы уже говорили, является переделкой оды Горация, известной читателю по переводу Ломоносова.

Цитирую из текста:

И гордый внук славян и финн, и ныне дикой

Тунгус и друг степей калмык.

Выразительное средство, которое использует Пушкин в данном четверостишии, синекдоха (один из тропов, вид метонимии, состоящий в переносном значении с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения).

Сущий в ней язык (т.е. народ)

Подбор слов, интонация отличаются торжественностью, возвышенностью, благодаря славянизмам: воздвиг, главою, тленья, велению. По интонации «Памятник» представляет собой торжественную речь народного поэта - гражданина.

В этих стихотворениях писатели обозначили границы своего творческого бессмертия, высказали его причины. Так, Пушкин, уже с первой строфы, подчеркивает народность своего творчества. Поэт «воздвиг» себе «нерукотворный памятник», который выше «Александрийского столпа». Потом Пушкин говорит о своем историческом бессмертии и предсказывает будущую известность своей поэзии. Он будет славен «доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит...». Александр Сергеевич утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, человечностью своего творчества («чувства добрые я лирой пробуждал»), во-вторых, своей борьбой за свободу («в мой жестокий век восславил я свободу»).

Державин говорит о том, что его «бессмертие» должно было обеспечить художественное новаторство, то, что он «из безвестности тем известен стал», что «первый я дерзнул в забавном русском слоге...» писать о деятельности царей. Ломоносов пишет, что «... пока велкий Рим владеет светом», он будет жить в памяти народа.

Пушкин Александр Сергеевич

Я памятник себе воздвиг нерукотворный...

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

Державин Гавриил Романович

Памятник

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! - весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Список литературы

    Пушкин А.С. Стихотворения. III том, М., «Художественная литература», 1985 г.

    Державин Г.Р. «Избранная лирика», М., «Советская Россия», 1984 г.

    Литература 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2010 г.

    Русская литературы 8 класс под редакцией И.И. Громова. М., «Просвещение», 1981 г.