"Судьба человека": анализ рассказа. Шолохов, произведение "Судьба человека"

Рассказ М.Шолохова «Судьба человека» был написан в 1956 году. В основе этого произведения лежат реальные события. В 1946 году автор встретил неизвестного, который и рассказал историю своей жизни. Именно эта жизненная ситуация и стала сюжетной основой произведения.

Тема рассказа не была новой или особенной, ибо после Великой Отечественной войны многие писатели и поэты обращались к тем ужасным годам. М.Шолохов создал произведение о великих страданиях русского народа и его удивительной стойкости.

Основной идеей рассказа, на мой взгляд, является стремление показать духовную, внутреннюю силу русских людей. Ничто не способно сломить дух тех, кто защищает родную землю от врага.

Рассказ можно разделить на три части. Первая - это своеобразная экспозиция, представляющая собой размышления автора. Вторая - основная часть, которая является ключевой и представляет собой повествование героя. Третья часть - концовка, в которой автор подводит некоторые итоги и дает, на мой взгляд, собственную оценку тому, что было рассказано героем.

Безусловно, подобная композиция - рассказ в рассказе - оправдана, ибо историю жизни может лучше всего передать лишь тот человек, который сам все это испытал.

В самом начале произведения Шолохов повествует о первой послевоенной весне. Таким образом, он словно подготавливает читателя к последующему рассказу главного героя - Андрея Соколова.

Далее повествование ведется от лица самого персонажа, который рассказывает о своей жизни случайному попутчику. Чуть ли не самое главное место в портрете Соколова отводится его глазам, которые «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». По моему мнению, глаза - зеркало души, и, естественно, что они в большей степени передают страдания героя.

Андрей Соколов с самого детства узнал тяготы человеческого существования. Он сражался в гражданскую войну, затем работал, женился, у него появились дети. Недолгой была семейная жизнь героя. Снова война изменила его судьбу коренным образом, оторвала от родного дома и близких людей.

Очень тяжело вспоминать Андрею Соколову сцену прощания с женой. Помнит он, что она прижалась «как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может». Не знал еще тогда герой рассказа, что это была последняя их встреча.

Уже во время войны выпадает на долю Соколова еще одно испытание - плен. Герой не может смириться с ним и поэтому пробует бежать. Выбравшись из плена, он снова воюет с врагами своей родины. Но «беда не ходит одна». Андрей узнает, что от фашистской бомбы погибли жена и дочь. А в последние дни войны убит и его единственный сын.

Несмотря на те страдания, которые пришлось испытать главному герою, он все же остается настоящим человеком. Единственной панацеей от душевной боли для него стал мальчик Ванюша, «со светлыми, как небушко, глазами». Этот маленький человек также одинок, как и Андрей Соколов. Таким образом, два одиноких человека становятся опорой друг для друга. Найден смысл жизни! А, следовательно, боль, страдания и тоска если не ушли из жизни каждого, то, по крайней мере, притупились, уступив место любви и пониманию.

Ключевыми, по моему мнению, являются слова автора в конце рассказа, которые подводят своеобразный итог: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Нельзя оставить без внимания и то состояние «тяжелой грусти», которое охватило рассказчика от всего услышанного, ибо в этой грусти - и боль, и восхищение, и преклонение перед теми, кто не жалел себя ради будущего родной земли.

Дата:

Класс:

Тема: Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.

Цели: учить анализу художественного произведения, рассмотреть особенности авторского повествования в рассказе М.Шолохова «Судьба человека», особенности композиции и жанра, вспомнить с учащимися, какая манера повествования называется сказовой, определить роль пейзажа в произведении, прививать интерес к изучению творчеству М. Шолохова и литературы 20 века в целом.

Формы контроля: анализ текста, устный опрос, пересказ эпизода.

Оборудование: учебник под редакцией В.Я. Коровиной, портрет писателя, иллюстрации к произведению.

Тип урока: комбинированный.

\Ход урока.

1. Оргмомент. Постановка темы и целей. Оформление тетрадей.

2. Актуализация опорных знаний учащихся с реализацией домашнего задания.

1) Опрос по жизни и творчеству М.Шолохова.

Где и когда родился писатель?

Когда впервые были напечатаны его произведения? (1924-1923)

Какое произведение принесло Шолохову мировую известность? В каком году? (1928 год, «Тихий Дон»)

Почему роман «Тихий Дон» до сих пор вызывает споры среди литературоведов?

В каком году читатели увидели рассказ «Судьба человека»? (1956-1957). Что вы можете рассказать об истории создания данного произведения? (см. предыдущий конспект)

Какова композиция рассказа «Судьба человека»? (кольцевая, см. предыдущий конспект).

Почему Шолохов назвал свой рассказ «Судьба человека»?

(учащиеся рассказывают о смысле названия рассказа и делают вывод о том, что название рассказа поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития).

(данный материал был затронут на прошлом занятии – учащиеся готовили сообщение «Смысл названия рассказа «Судьба человека», также было дополнение учителя).

Каковы основные вехи судьбы героя Андрея Соколова? Что помогает герою выстоять?

(в рассказе показана вся жизнь, вся судьба человека: довоенная жизнь, уход на фронт, плен, неудачный побег, освобождение, гибель родных, встреча с Ванюшей. Ему помогают выжить душевная щедрость, человечность, чувство ответственности).

Как проявляет себя герой во всех испытаниях?

(силы его безграничны, в нем чувствуется огромная любовь и воля к жизни, борьба за справедливость)

Какое значение имеет эпизод в церкви? Перескажите его.

(здесь раскрываются возможные типы поведения в бесчеловечных ситуациях. Разные персонажи (христианин, доктор, Крыжнев, Соколов) ведут себя по-разному. Здесь идет проверка характера Соколова, который поступает так, как велит ему совесть: убивает «своего»).

В каких сценах рассказа наиболее полно показаны «русское достоинство и гордость»?

(сцены лагеря, где в диких условиях А.Соколов сохранил свое человеческое достоинство и своим гордым поведением заставил фашистов капитулировать перед величием духа русского солдата. Также уместно вспомнить сцену возвращения героя в барак с хлебом и салом).

Какую роль играет встреча Андрея Соколова с «осколком воны» Ванюшей?

(она возрождает героя, герой делает свою судьбу и меняет судьбу мальчика-сироты).

Как выражена в рассказе позиция автора?

(в образе героя раскрывается трагедия всего народа, его бедствия и страдания, в повествовании чувствуется авторская боль, сочувствие к народу. Также выражению авторской позиции служит и прием антитезы (противопоставления): мирная жизнь-война, счастье - разрушительная сила войны, преданность – предательство, сочувствие-жестокость).

Какова роль пейзажа в рассказе?

(Уже на первой странице рассказа возникает образ трудной дороги, который готовит читателя к изображению тяжелого жизненного пути Андрея Соколова. Шолохов изображает природу, с великим трудом пробуждающуюся от долгой зимней спячки, и с героем рассказа мы знакомимся в тот момент, когда постепенно начинает оттаивать его закаменевшее от горя сердце, хотя страшные воспоминания о войне преследуют его по пятам.

В описании пейзажа Шолохов использует различные изобразительно-
выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, олицетворения,
сравнения, анафоры (если есть время, можно найти и зачитать).

Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие грани русского национального характера воплощает герой?

(Андрей Соколов, простой человек, отец и солдат, выступает как защитник и хранитель жизни, ее основ и нравственных законов. Герой М.Шолохова защищает и смысл и правду человеческого существования).

3. Подведение итогов. Рефлексия: - Сегодня мне очень понравилось.

Сегодня я не совсем понял….

Сегодня я могу оценить себя на….

4. Выставление оценок.

5. Д/з:

Рабочие материалы

Содержание диктанта и грамматического задания

1)Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. 2)Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. 3)Это, выбрав сухое дерево, по-весеннему барабанит пестрый дятел. 4)Всюду: в лесу, ближе и дальше – торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. 5)Так дятлы приветствуют весну.

6)Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шапка. 7)И, точно живая, долго еще колышется зеленая ветка, освобожденная от зимних оков.

8)Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. 9)Лишь немногие знают, что эти птички, веселые, общительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда. 10)Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена.

Грамматическое задание

I вариант

II вариант

I вариант

1) В первом абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Укажите их номера.

2) В третьем абзаце найдите приложение. Выпишите его.

3) В пятом предложении найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.

4) Во втором предложении найдите слово, соответствующее схеме

5) Выполнить синтаксический разбор предложения №3 (подчеркнуть члены предложения, указать части речи, дать характеристику предложению)

II вариант

1) В третьем абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами, укажите их номера.

2) Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленными согласованными нераспространенными определениями. Укажите номер этого предложения.

3) В девятом предложении найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Выпишите его.

4) В третьем предложении найдите слово, соответствующее схеме

5) Выполните синтаксический разбор предложения № 2 (подчеркните члены предложения, укажите части речи, дайте характеристику предложению).

I вариант

1) В первом абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Укажите их номера.

2) В третьем абзаце найдите приложение. Выпишите его.

3) В пятом предложении найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.

4) Во втором предложении найдите слово, соответствующее схеме

5) Выполнить синтаксический разбор предложения №3 (подчеркнуть члены предложения, указать части речи, дать характеристику предложению)

II вариант

1) В третьем абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами, укажите их номера.

2) Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленными согласованными нераспространенными определениями. Укажите номер этого предложения.

3) В девятом предложении найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Выпишите его.

4) В третьем предложении найдите слово, соответствующее схеме

5) Выполните синтаксический разбор предложения № 2 (подчеркните члены предложения, укажите части речи, дайте характеристику предложению).

Вторая мировая война - это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число разрушенных сел и городов, трагедия Хиросимы и Нагасаки, потрясшая мир, заставили человека внимательнее вглядеться в самого себя и заново ответить на

вопрос: «Что ты есть, Человек, и каково Твое предназначение? »

Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека».

Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты рационального русского характера.

Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война… Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других таких же, как он, война столкнула Андрея с неотвратимыми и неизбежными ужасами. Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь Андрея Соколова как бы опрокинулась: на него обрушилось чудовище военных злодеяний, жизнь вдруг ни за что стала бить и хлестать его изо всех сил. За что же этот человек так наказан?

Страдания Соколова - это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа «Судьба человека».

Повествование в рассказе ведется от первого лица, и это раскрывает человека не только в действии, но и в размышлениях, обнажает внутренний мир человека, дает представление о глубинных мотивах героического и о силе человеческого духа.

Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. «Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным… - рассказывает Соколов. - Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? «Какой разговор! - отвечаю ему. - Я должен проскочить, и баста!»

В этом эпизоде Шолоховым подмечена основная черта настоящего человека - чувство товарищества; способность думать о другом больше, чем о себе, способность помочь максимально.

Но, оглушенный разрывом снаряда, очнулся Андрей уже в плену у немцев. С болью смотрит он, как идут на восток наступающие немецкие войска. Услышав ночью, что рядом с ним предатель хочет выдать командира, Соколов принял решение не допустить этого и на рассвете своими руками задушил предателя.

Не уронил человеческого достоинства шолоховский герой ни в немецком плену, ни на фронте, куда он снова вернулся, бежав из плена. Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Размышляя о своей судьбе, он с болью в душе говорит: «Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука».

А сцена психологической дуэли Андрея Соколова с комендантом концлагеря только подтверждает эту мысль. Ненавистью дышат слова Андрея, когда речь заходит о врагах Родины: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Вдали от Родины Андрей Соколов пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое мужество и до конца оставался человеком.

Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни «для себя»: семью, любовь, счастье… Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела огромная воронка от немецкой авиабомбы.

Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумой. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил потерявшего в войну родителей Ванюшу, пригрел, осчастливил сиротскую душу и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни. «Ночью-то погладишь его, сонного, то волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…» - признается Соколов своему собеседнику.

Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коем случае не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохранил самое главное - свое человеческое и гражданское достоинство, свою любовь к жизни, человечность, помогающие жить, бороться, трудиться.

Андрею Соколову органически присуще «золотое правило» нравственности: не делать больно другому. Он добр, доверчив к людям, по-настоящему любит свой дом, жену, детей, заботлив, предупредителен с товарищами, внимателен к человеку, попавшему в беду, справедлив и ни при каких обстоятельствах не теряет высокого человеческого достоинства, совести, чести. Нравственные связи с людьми у него так крепки, что даже тяжелейшие перипетии войны не смогли их оборвать.

Андрей Соколов прежде всего думает о собственных обязанностях перед близкими, Товарищами, Родиной, народом, человечеством. Это - не личностная, не эгоистическая, а народная мораль. Вот почему судьба Соколова - судьба человеческая, судьба народная.

И этим мне дорог Андрей Соколов. Его мысли, думы, переживания близки и Понятны нам, сегодняшним одиннадцатиклассникам, выходящим из стен школы и вступающим в самостоятельную жизнь.

В годы Великой Отечественной войны Михаил Шолохов - военный корреспондент, автор очерков - в их числе "Наука ненависти" (1942), получивших большой общественный резонанс, главы незаконченного романа "Они сражались за родину" печатались на протяжении послевоенных десятилетий. В 1957 г. Шолоховым написан рассказ "Судьба человека", вошедший в золотой фонд произведений о борьбе народа с немецко-фашистскими захватчиками.

Рассказ посвящен Е.Левицкой. На письма к ней Шолохова мы уже неоднократно ссылались, и это посвящение как бы подчеркивает преемственность рассказа и предшествующего творчества писателя.

Принципиально новым в рассказе Шолохова было то, что показал как положительного героя времени человека, прошедшего немецкий . (Кстати, таким был путь и лейтенанта Герасимова в "Науке ненависти"). Люди такой трагической судьбы долгое время подвергались репрессиям, им не было места на страницах литературных произведений. Поэтому, повстречавшись еще в 1946 г. с тем, кто стал прототипом образа Андрея Соколова, Шолохов не мог реализовать свой замысел. Он не принадлежал к тому типу писателей, кто мог заведомо писать "в стол", не надеясь на публикацию. Он выступил со своим рассказом на страницах "Правды" только в период "оттепели" - после ХХ съезда партии, положившего конец культу личности Сталина и связанной с ним системой запретов.

Частная жизнь главного героя Андрея Соколова включена в конкретное время реальных исторических событий; герой (он родился в 1900 г.) - ровесник ХХ века, принявший на свои плечи все его социальные катаклизмы. Он выстоял в трагических испытаниях - немецкий плен, гибель семьи - которые послала ему .

Самая заметная композиционная особенность "Судьбы человека" - построение по принципу "рассказа в рассказе". Оно связано с наличием в произведении двух субъектов сознания и речи, последовательно излагающих его художественные события: собственно повествователя, персонально не обозначенного, и героя - Андрея Соколова. В основе структуры рассказа лежит прием композиционного обрамления: исповедь героя заключена в рамки речи повествователя. Рассказ Соколова выделен в особое художественное единство несколькими способами.

Он отличен от речи повествователя по своей внешней форме, поскольку последняя представляет из себя типичный Ich-Erzahlung, а слово героя дано как сказ. Речь Соколова маркирована стилистически, его рассказ относится к прошлому, имеет иной объект изображения, ритм и тональность.

В силу такой подчеркнутой выделенности рассказ Соколова получает особую значимость, он становится текстом в тексте, произведением в произведении, приобретает иное измерение, превращается в смысловой центр шолоховского творения. Поэтому каждое слово получает в исповеди героя особую весомость. Помещение же рассказа Соколова внутрь другого рассказа создает между ними сложные отношения: герой и его жизнь становятся объектом эмоционального осмысления со стороны повествователя, в которое включается и читатель.

Мотивировка рассказа Соколова носит очерковый , повествователь сообщает читателю то, что он услышал от героя во время их случайной встречи на берегу реки, когда Соколов принял писателя за "своего брата" шофера. Разумеется, функция этого приема у Шолохова сложнее. Соколов видит в слушателе человека и своего поколения, и своей судьбы. Это определяет естественность, предельную откровенность и полифункциональность его монолога. Зарубежная критика обратила внимание на то, что в "Судьбе человека" сочетаются исповедальность как элемент стиля и исповедь как жанр (13, 123-129). Речь Соколова становится исповедью, обращенной к повествователю и к себе. Это диалог с собой, раздумье о своей жизни и жизни вообще, в которых нужно разобраться. Это рассказ о своем горе и душевном мучении, от которого нужно освободиться, стремление и показать себя, и утвердиться в своей правоте. В процессе рассказа происходит в какой-то мере освобождение Соколова от тяжелых душевных мук. Местами монолог Соколова превращается в суд героя над собой. Таким образом он двунаправлен: обращен к повествователю, у которого Соколов ищет поддержки, понимания, и к самому себе, становясь осмыслением своей судьбы. Пользуясь термином М.М.Бахтина, его можно назвать диалогическим монологом. Характерно и то, что рассказ Соколова идет почти без всяких пояснений, комментариев с его стороны: он считает, что повествователю все понятно, что их жизненный опыт и сознание едины.

Специфична в шолоховском творении и форма сказа.

Он сохраняет все свои признаки, воссоздавая безыскусную, естественную речь героя и подавая ее именно как чужую индивидуальную речь, как изображенное слово. И в то же время это хоровой, многоголосый сказ, не ограниченный сугубо профессиональной или диалектной лексикой.

В 1956 году знаменитый советский писатель Михаил Шолохов написал одну из самых известных своих работ – патриотическую повесть «Судьба человека», которая, несмотря на кажущуюся простоту, до сих пор является предметом споров и обсуждений. Власть в СССР — диктатура, и каждое слово должно было иметь не свободу, а пропагандистскую цель, чтобы быть услышанным. Главный дискуссионный вопрос звучит так: правда ли то, что написал автор в таких условиях?

Повесть была написана быстро, хотя Шолохов (как известно из автобиографических источников) вынашивал ее замысел около десяти лет. В образе Андрея Соколова (у которого, кстати, нашелся прототип) он хотел показать менталитет образцового советского гражданина: нравственного, самоотверженного и стойкого. Главный герой ничем не особо выделяется: типичная биография, скромные способности, никаких выдающихся достижений. Даже фамилия у него очень распространенная: такой «Соколов» есть в каждом классе. Если сейчас индивидуальность всячески выставляют напоказ в литературе и кинематографе, то тогда было принято изображать людей «из народа» — обычных честных трудящихся, которые представляют собой единое целое, а не отдельно взятых личностей. В их судьбе отражалась нелегкая участь родины, и они были неразрывно связаны со своей страной. Эта тенденция повлияла и на творчество Шолохова.

Главный герой, как и все, кто мог держать оружие в руках, ушел на фронт. Подобно многим другим солдатам, он попадает в плен, но не поддается унынию и страху, мужественно перенося невзгоды и лишения. Величие души защитника родины проявилось в этих обстоятельствах в полной мере. Из достоверных источников известно, что многие русские военные храбро смотрели в лицо опасности и действительно устраивали побеги даже из самых охраняемых объектов нацистов. Так что, подвиг Соколова не отдаляет его от читателя, а, наоборот, сближает, ведь это характерная черта наших прадедов, а не из ряда вон выходящий случай. В то, что он захватил с собой немецкого майора и портфель с секретными документами, еще можно поверить, хотя уже понятно, что герой родился в очень плотной рубашке. Зато потом развиваются и впрямь удивительные события: вернувшийся из вражеского плена не арестован. Из курса истории мы знаем, что те, кому удалось спастись от немецких лагерей, попадали в советские. Беглецов арестовывали, нередко пытали и «выбивали» из них признательные показания, где они брали на себя несуществующую вину. Многие люди получали срок, отправлялись в штрафбат, а некоторые были осуждены на высшую меру наказания. Однако человек, судьбу которого описывает автор, возвращается к нормальной жизни: никто его не преследует, никто не подозревает. Напротив, его награждают и чествуют, но мы то знаем, что логика СМЕРШа была изощренной и бесчеловечной. Больно читать про такое справедливое отношение, когда твой прадед или товарищ из его рассказов были репрессированы. Когда Андрей раздавил корову, а его всего лишь уволили в то время, как порча имущества колхоза считалась вредительством или диверсией, читать стало неинтересно. Уже понятно, что советский писатель не мог сказать по-другому, его бы сурово наказали, а книгу не пропустила цензура.

Однако сейчас легче всего навесить на него ярлык беспринципного труса, ссылаясь на «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, где подробно описано, в чем автор «Судьбы человека» оказался недостоверен. Нам необходимо вспомнить, как разоренная и осиротевшая страна нуждалась в моральной поддержке в послевоенные годы. Даже если люди могли бы прочитать правду, она бы их добила, а нужно было подниматься и идти дальше, чтобы выжить и хотя бы детям дать возможность жить. Идейно-художественное своеобразие повести в том, что ее творец, словно Лука из пьесы Горького «На дне», дает напрасную надежду, но действует во благо потому, что нельзя по-другому. Шолохов написал это произведение не как коммунист или идеологический глашатай. Он писал ее, как человек, небезразличный к судьбе народа, и хотел помочь ему осознать и принять себя победителем, которому некуда возвращаться.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!