Существительное в роли дополнения примеры. Direct Object — прямое дополнение в английском языке
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока: обогащение словарного запаса уч-ся новыми словами, усвоение теоретического материала, умение находить в предложении прямое и косвенное дополнение, воспитание личностных компетенций, привить любовь к поэзии.
Тип урока: синтетический
Вид урока: урок-эксперимент
Наглядность: плакаты, фломастеры
Ход урока
I . Организационный момент (1-2 мин)
а) приветствие (слайд №3): Здравствуйте! В разных странах здороваются по-своему: А в одном из африканских племен при встрече говорят: “Я тебя вижу”:
б) аутогенная тренировка: каждый про себя произносит фразу “Я самый лучший!”
II . Опрос домашнего задания: прочитать эссе на тему “Русские народные традиции”
III . Новая тема: Прямое и косвенное дополнение
1. Слово учителя.
Дорогие ученики! Сегодня у нас необычный урок, который пройдет в творческой мастерской. Вы должны провести эксперимент и определить какова тема сегодняшнего урока. (На доске висит белый плакат, на котором ученики должны написать тему урока после того, как проведут лингвистический эксперимент и сделают вывод).
Но перед тем как приступить к занятиям, мы должны посадить дерево ожиданий, т.е. каждый ученик пишет на листочках свои ожидания от этого урока и прикрепляет их на дерево. (Дерево ожиданий. Слайд №4)
2. Мозговой штурм (Слайд №5). Вопрос: Какова тема нашего урока?
Опорные понятия: главные члены предложения, второстепенные члены
предложения, подлежащее, сказуемое, дополнение, косвенное и прямое дополнение.
Мукагали Макатаев, учитель русского языка, лирика, Данте, Шекспир
(Среди этих понятий новыми являются: прямое и косвенное дополнеие, Мукагали Макатаев. Опираясь на новые понятия ученики приходят к единому мнению, что на уроке мы будем говорить о прямых и косвенных дополнениях, а также лексическая тема будет посвящена творчеству Мукагали Макатаева.)
3. Учитель: О чем мы говорили на прошлом уроке?
Ученики: Мы изучили тему “Дополнение”
(Уч-ся, отвечая на этот вопрос, пишут на плакате-справочнике определение дополнения. Остальные термины, касющиеся новой темы, заносятся учениками в этот справочник!)
Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. (Слайд №6)
4. Лингвистический эксперимент(7 слайд
Приведем примеры: (синтаксическая пятиминутка)
В русском языке:
На ярмарке можно купить сплетенную корзину и лоскутный коврик.
Мастера показали, как слепить игрушку из шины
В казахском языке:
Тура және жанама толықтауыш
1) Баланы оқытуды жек көрмедим (Табыс септік тура толықтауыш)
2) Құлақ естігенді көз көреді
3) Өнер – білім бар жұрттар (Неден?Шығыс септік, жанама)
Тастан сарай салғызды (Ы.Алтынсарин)
4) Жылқыда өт жоқ , өсер малда өлім жоқ (Жатыс септік) жанама толықтауыш
В английском языке:
Прямое, косвенное и предложное доплнение
1) I wrote a letter (прямое)
Я написала письмо
2) I wrote a letter to him (whom?) (косвенное)
3) I spoke about him (предложное дополнение)
(Я говорила о нем)
(Ученики находят в предложениях дополнения, так как они владеют тремя языками, уч-ся проводят сопоставление и делают вывод: в казахском языке два вида дополнений, в английском три вида дополнений, а в русском языке сколько?)
5. Лингвистический эксперимент в творческой мастерской продолжается (8 слайд)
Объясните, почему словосочетания разделены в два столбика?
Записав примеры, ученики определяют падежные формы существительных и указывают на переходность глаголов. На плакате–справочнике уч-ся пишут:
Переходные глаголы обозначают действия, непосредственно и обязательно направленные на какой-либо предмет. Действие, обозначаемое этим глагол, предполагает тот или иной объект (дом, плотина, завод и т.п.) и невозможно без него. Объект, на который переходит действие переходного глагола, всегда выражается формой винительного падежа без предлога.
Иногда прямое дополнение при переходном глаголе стоит в форме родительного падежа: при обозначении частичного объекта, при отрицании.
Непереходные глаголы обозначают действия, не направленные на какой –либо предмет. Они имеют значение положения в пространстве, состояния, звучания: сидит, горюет, лает и др. В соответствии со своим значением они не могут управлять формой винительного падежа без предлога.
6.Презентация справочника (9 слайд).
На плакате - справочнике ученики в два столбика пишут падежные формы, которые необходимы при переходных и непереходных глаголах. Затем делают вывод о прямых и косвенных дополнениях и на пустом плакате пишут тему урока.
Прямое дополнение относится к переходному глаголу и выражается формой винительного, реже - родительного без предлога. Все остальные дополнения называются косвенными.
7. Выборочное упражнение.
1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения. 2. Моя искренность поразила Пугачева. 3. Дай мне, пожалуйста, молока. 4.Сынок,купи в магазине хлеба. 5. Сказали, в течение дня не будет воды. 6. Я не люблю шуток твоих. 7. Чтобы достичь цели, надо много трудиться. 8. Больной лишился сна. 9. Многие композиторы отдали музыке всю свою жизнь. 10. Я никому не позволю себя обманывать. 11.Олово плавим, машинами правим. 12. Старик ловил неводом рыбу. 13. Из газет и старых журналов я узнавал о жизни других городов, других народов. 14.Без музыки и песен не проходит ни один праздник. 15.Я ездила в город с подругой. 16. Дулат хорошо играет в шахматы.
8. Работа по таблице(Слайд №10)
Уч-ся закрепляют свои знания о прямых и косвенных дополнениях с помощью таблицы.
9. Фонетическая зарядка (или речевая зарядка) шипение змеи; шелест листьев; воет ветер; каркает ворона.(Слайд№11)
(Уч-ся должны произнести слова, выполняя действия, которые перечислены выше, например: шипение змеи – с-с-солнце, ц - ц- цветок, с - с – свет; воет ветер – пере – у - у- улок, у- у- улица, слу- у- у- чай; каркает ворона- кар- кар- картина, кар- кар- картон, кар- кар- каррикатура.
Эта фонетическая зарядка служит мостиком для перехода к лексической теме “Мукагали Макатаев”.
Учитель: Как вы думаете используют ли этот метод (т.е. повторение одинаковых звуков) поэты в стихотворениях? Как он называется?
Ученики: Этот метод называется аллитерация. Его часто используют поэты. Аллитерация- повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи. Аллитерация выделяет отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выразительными:
Грохочет эхо по горам,
Как гром, гремящий по громам.
(Г.Державин. Водопад.)
(“Краткий словарь литературоведческих терминов”. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев)
Учитель: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Мукагали Макатаева (Слайд №12). Это известный казахский поэт. Его стихи занимают важнейшее место в казахской литературе. Мукагали Макатаев писал стихи и на русском языке. Он работал учителем русского языка. А сейчас вы должны прочитать текст о нём, соблюдая нормы произношения.
Упражнение 4 из учебника “Русская речь” под редакцией Г.Бадамбаевой.
Один из талантливейших казахских поэтов Мукагали Макатаев прожил всего 45 лет (1931-1976). Он родился в Нарынкольском районе Алма-Атинской области. В его доме собирались учителя, за просто приходили к поэту его читатели. Вечерами часто обсуждали стихи, беседовали о поэзии. Впервые казахского учителя познакомил с творчеством Макатаева в 1966 году в газете “Қазақ әдебиеті” старейший поэт нашей республики Абдильда Тажибаев.
На формирование Макатаева - поэта большое влияние оказала устная поэзия казахского народа, любовь к которой у него проявилась еще в детстве. Долгими зимними вечерами будущий поэт любил слушать у очага рассказы, легенды, песни.
Мукагали Макатаев переводил на казахский язык произведения Данте, Шекспира и других классиков зарубежной литературы.
10. Лексический уголок: работа с новыми словами – обсуждали, влияние, легенды.
Составить с новыми словами предложения. Просклонять существительные.
11. Работа с текстом: Текст перепечатать ну бумагу мелким шрифтом и повесить на доску.
Класс разделить на две группы и попросить их закрыть учебники. Каждая группа должна
восстановить текст в тетрадях. Для этого два ученика пишут, а остальные уч-ся, прочитав у доски по одному предложению, подходят к ученику, который пишет, и диктуют по памяти прочитанное предложение. Группа, которая первая восстановит текст без ошибок и (подчеркнет в предложениях дополнение) достойна награждения.
(Этот вид работы позволяет ученикам развивать память, а также дает уч-ся возможность подвигаться на уроке)
12. Задача из “Медвежонка”: найти дополнение.
Тореро надел сомбреро.
Сомбреро надел Тореро.
Ответ: Сомбреро (от испанского) – широкополая шляпа с высокой конусообразной тульей и обычно с закруглёнными вверх краями полей.
13. Структурная дискуссия на тему: “Читает ли современная молодежь художественную литературу?” (Слайд №1 3 )
Ученики высказывают своё мнение с точки зрения оптимистов, пессимистов, реалистов. Наблюдатели и аналитик дают оценку высказываниям.
14. Обобщение урока: Дерево с результатами. (Слайд №14)
Ученики на листочках пишут свои отзывы и прикрепляют к дереву. Учитель сравнивает ожидания с полученными результатами.
15. Домашнее задание: написать о любимом поэте, употребляя прямые и косвенные дополнения.
Дополнение в английском языке (или object) — это второстепенный член предложения, который присоединяется к сказуемому и указывает, над каким объектом было совершено какое-либо действие. В английском языке, как и в русском, дополнение бывает двух основных видов: прямое (Direct Object) и косвенное (Indirect Object). Вам кажется это немного запутанным? Но это только на первый взгляд.
Если сравнивать этот феномен с русским языком, то в русском дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей. В английском языке дополнение отвечает на вопросы: What? Who (m)? с соответствующими предлогами. Чтобы вы все яснее поняли, давайте рассмотрим примеры:
- I have brought an armchair for my grandfather . — Я принес кресло .
- We are thinking about the weather — Мы думаем о погоде сегодня .
- My parents heard the latest news — Мои родители слышали вчера самые последние новости.
- Andrew is reading an interesting book about middle Ages . — Эндрю читает интересную книгу о средневековье .
- My family has breakfast at 8 o’clock in the morning. — Моя семья завтракает в восемь часов утра .
Поговорим о видах английского дополнения. Дополнение в английском предложении может быть нескольких видов. Первая классификация дополнений зависит от присутствия или отсутствия предлога:
Предложные:
- I’ve heard a story about three little piglets . — Я слышал историю о трех маленьких поросятах.
- Michael brought these sweets for you , Jane! — Майкл принес эти сладости для тебя, Джейн!
- We were talking about the situation on the factory. — Мы разговаривали о ситуации на фабрике .
Беспредложные:
- May I open the window and the door ? — Можно я открою окно и дверь ?
- I need your help . — Мне нужна твоя помощь
- May we take your pencil- box ? — Можем ли мы взять ваш пенал?
В свою очередь, беспредложные дополнения подразделяются на следующие виды:
- I’m watching TV. — Я смотрю телевизор.
- Yesterday we met Andrew Adams . — Вчера мы встретили мистера Эндрю Адамса.
- I admire this beautiful picture . — Я любуюсь этой красивой картиной.
Косвенные:
- Call me in two days. — Позвони мне через 2 дня.
- Give him this letter. — Дай ему это письмо .
- Show me the way to the University. — Покажи мне дорогу к университету .
Такая классификация зависит от того, является ли глагол-сказуемое переходным либо нет. Хотим напомнить вам, что переходными называют такие глаголы, с которыми используется дополнение, которое отвечает на вопросы «кто?» и «что?» (то есть действие направлено строго на предмет). Непереходные глаголы отвечают на вопросы «кому?» и «чему?». Такие глаголы могут обозначать движение, расположение в пространстве, состояние и т. п. Одним словом, они не могут использоваться с прямыми дополнениями.
Прямое дополнение — что это такое в английском языке?
Итак, уважаемые любители английского языка, мы ввели вас в краткий курс дела о том, что такое дополнение в целом, теперь остановимся подробнее на прямом дополнении, то есть на Direct Object. Прямое дополнение (Direct Object) представляет собой предмет или лицо, на которое переходит действие. А действие в данном случае должно быть выражено переходным глаголом в личной или неличной форме.
Обычно прямое дополнение в английском языке находится после глагола в предложении. Английское прямое дополнение соответствует в русском языке дополнению в винительном падеже без предлога, потому что оно отвечает на вопросы whom? и what?. Например:
- I received a new passport two days ago. — Я получила новый паспорт два дня назад.
- We have got a letter from our cousin. — Мы только что получили письмо от нашего двоюродного брата.
- The architect built this beautiful building on the main street of our town. — Архитектор построил это красивое здание на главной улице нашего города .
- Alex offered me this interesting book. — Алекс предложил мне эту интересную книгу.
- Do you know the price of this dress? — Знаешь ли ты цену этого платья ?
- The students understood these grammar rules very well. — Студенты очень хорошо поняли эти грамматические правила .
- We didn" t meet Thomas Anders for ages. — Мы очень давно не встречали Томаса Андерса.
- I write a letter to my grandparents. — Я пишу письмо своим дедушке с бабушкой .
- Alex sent me a message , but I haven" t read it yet. — Алекс прислал мне сообщение, но я его еще не прочитал.
- Please, write this sentence in your copy- books. — Пожалуйста, запишите это предложение в своих тетрадях.
Но прямое дополнение в английском предложении также может соответствовать в русском языке и дополнению в родительном падеже (особенно если действие касается только части предмета, а не всего предмета). К примеру:
- My father gave me some wine . — Отец дал мне вина .
- Would you like a cup of coffee ? — Не хотите ли чашечку кофе ?
- Would you like some tea with strawberry jam? — Не хотите ли чаю с клубничным вареньем?
- We have some milk to cook a cake. — У нас есть немного молока, чтобы испечь пирог.
- They bought some black bread . — Они купили немного черного хлеба.
Части речи, которыми выражен Direct Object
Прямое дополнение в английском языке может быть выражено различными частями речи. Давайте с вами рассмотрим, какими именно. В первую очередь, это имя существительное:
- Give me an ice-cream from the fridge, please. — Купи мне мороженое, пожалуйста.
- The secretary gave the mail to the chief. — Секретарь передала почту боссу .
- Send me a message when you will be at the place. — Пришли мне сообщение , когда ты будешь на месте .
- Granny, tell me a story about your childhood, please! — Бабушка , расскажи мне историю из своего детства , пожалуйста .
- Alex, explain your brother all the conditions of our work. Алекс, объясни своему брату все условия нашей работы.
На втором месте расположилось то, что вместо имени, то есть местоимение:
- I will never forget you . — Я никогда не забуду тебя.
- I didn’t see him — Я не видел его вчера.
- Please, ask me some questions to check up my knowledge. — Пожалуйста, задай мне несколько вопросов, чтобы проверить мои знания.
- Give me your pencil; I have forgotten mine at home. — Дай мне свой карандаш , мой я забыл дома .
- Tell him that he should visit his grandparents. — Скажи ему, что ему следовало бы навестить своих дедушку и бабушку.
Прямое дополнение может быть выражено и числительным:
- How many tickets did you book? — I booked five , for all the members of our family. — Сколько билетов ты заказал ? Я заказал пять, для всех членов нашей семьи .
- I have read both books. I liked the first better than the second . — Я прочитала обе книги . Первая мне понравилась больше , чем вторая .
- We have sent to you twenty-five workers. — Мы прислали вам двадцать пять работников .
- We got only twenty of them. — Мы получили только двадцать из них.
- I wrote ten letters to him. — Я написал ему десять писем .
Выразить дополнение можно и неопределенной формой, то есть инфинитивом.
- She told them to follow — Она сказала им следовать за ней.
- I asked them to wait a little bit. — Я попросила их подождать немного.
- Tell them to write the whole article. — Скажите им (что они должны) написать всю статью.
- The teacher gave us a task to translate the entire page. — Учитель задал нам задание перевести всю страницу .
- We have chosen to participate in this sport competition. — Мы выбрали участвовать в этом спортивном соревновании .
На пятом месте у нас стоит герундий:
Что касается определений, то у прямого дополнения их может быть не одно, а несколько. Все они образуют группу дополнения.
Дополнение прямое
Дополнение, выраженное формой винительного падежа без предлога и зависящее: а) от переходного глагола (написать изложение, дать совет); б) от некоторых слов категории состояния (жалко девочку, больно руку). Форма родительного падежа может выступать в функции прямого дополнения: а) при переходных глаголах с отрицанием (не любить музыки, не замечать ошибок); б) при некоторых словах категории состояния (жаль потерянного времени).
Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .
Смотреть что такое "дополнение прямое" в других словарях:
См. oggetto diretto … Пятиязычный словарь лингвистических терминов
дополнение прямое Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
дополнение прямое - Разновидность морфологизованного дополнения, употребляемого при переходных глаголах и обозначающего предмет, на который непосредственно направлено действие и который полностью охвачен действием. Д.п. выражается: 1) винительным падежом без… … Синтаксис: Словарь-справочник
Дополнение - Дополнение член предложения, выраженный именем существительным и обозначающий предмет (объект), отражающий на себе действие глагольного признака или служащий его орудием. Различаются прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение обозначает… … Лингвистический энциклопедический словарь
ДОПОЛНЕНИЕ, дополнения, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. дополнять дополнить. Он занимался дополнением и исправлением старых статей для сборника. || Часть, присоединенная для разъяснения или исправления прежде написанного. В новом циркуляре… … Толковый словарь Ушакова
ПРЯМОЙ, ая, ое; прям, пряма, прямо, прямШы и прямы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ДОПОЛНЕНИЕ, я, ср. 1. см. дополнить. 2. То, чем что н. дополнено, прибавление. Д. к резолюции. В д. (сверх, помимо чего н. другого). Дополнения к одежде (галстуки, пояса, шарфы, сумки, украшения). 3. В грамматике: второстепенный член предложения… … Толковый словарь Ожегова
У этого термина существуют и другие значения, см. Дополнение. Дополнение в синтаксисе второстепенный член предложения, выраженный существительным или местоименным существительным. Дополнение обозначает предмет или лицо, являющееся объектом… … Википедия
Дополнение (синтаксис) второстепенный член предложения, выраженный существительным или местоимённым существительным, который называет лицо или предмет, являющийся объектом действия, названного сказуемым. Выделяют прямое дополнение беспредложное… … Википедия
Книги
- Периодический закон. Дополнительные материалы , Д.И. Менделеев. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Настоящий том представляет собою своего рода дополнение к тому трудов Д. И. Менделеева по…
Дополнение. Виды дополнений и способы их выражения.
Дополнение - это второстепенный член предложения, выражающий обычно объектные отношения. Οʜᴎ отвечают на вопросы, совпадающие с вопросами косвенных падежей.
Значение. Значение объекта - наиболее яркий признак дополнения. При этом дополнение может выражать и другие значения (субъекта͵ орудия действия, состояния): Учителем поставлена задача (учителем – субъект действия в страдательном контексте); Ему грустно (ему - субъект состояния).
Средства выражения. Морфологизированное дополнение - имя существительное в форме косвенного падежа, местоимение. Неморфологизованное дополнение должна быть выражено различными частями речи: Вы болтаете пустое (прилагательное); Он не разобрался в прочитанном (причастие); Я научился играть на скрипке (инфинитив); Я сумел разглядеть что-то темное, небольшое (неделимое словосочетание); Командир не особенно уважал слабый пол (ФЕ).
Позиция в предложении. Дополнение располагается обычно после распространяемого слова. При этом возможна инверсия дополнений в разговорной или в поэтической речи.
Синтаксическая связь. Основной вид подчинительной связи дополнения с главным словом является управление (реже - примыкание) или свободное присоединение ко всему предикативному центру (детерминант). Большинство дополнение относится к одному слову, ᴛ.ᴇ. являются недетерминированными. Лишь некоторые семантически обязательные дополнения выступают в роли детерминантов: Ему и больно и смешно.
По отношению к смысловому содержанию предложения. Дополнения бывают семантически обязательными компонентами предложения: У него бодрое настроение.
Недетерминирующие дополнения различаются исходя из того, к какому слову в предложении они относятся, ᴛ.ᴇ. какие части речи управляют ими.
1.Наиболее употребительными и массовыми являются приглагольные дополнения, так как многие глаголы называют действие, предполагающие тот или иной объект: построить дом, построить для рабочих, рассказать товарищу, рассказать о происшествии, рубить топором .
2.Приадъективные дополнения. Οʜᴎ малоупотребительны, так как способностью управлять обладают только качественные прилагательные и то не все: Мы жили в богатом рудой краю. Край беден лесами.
3.Дополнения могут относиться к существительным. Это присубстантивные дополнения. Их тоже немного, так как дополнение должна быть употреблено только при отвлеченном существительном, образованном от переходного глагола или от качественного прилагательного. Это значит, что в словосочетании рукав платья, крыша дома отношения не объектные, а атрибутивные, так как распространяемые существительные неотглагольные. А вот в словосочетании лечение больных отношения объектные. Распространяемое существительное образовано от сильноуправляемого прямопереходного глагола лечить . В случае если существительное относится к сильноуправляемому, но непереходному глаголу, то дополнение приобретает определительный оттенок, появляется синкретизм: увлечение музыкой, дума о сыне.
4.Дополнения могут относиться к словам категории состояния: Мне стало жаль Бэлу (Лермонтов).
5.Дополнения могут относиться и к наречиям: далеко от дома.
Виды дополнений. По традиции дополнения делят на прямые и косвенные . Прямое дополнение выражает значение объекта͵ на который непосредственно переходит действие. Оно должна быть выражено существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога: Читал книгу, видел коня. Вместе с тем, прямое дополнение должна быть выражено существительным или местоимением в форме родительного падежа без предлога при отрицательном сказуемом – переходном глаголе: Я не читал этого романа. А также существительным в форме родительного падежа, выражающего значение ʼʼчасть от целогоʼʼ: выпить чая, принести дров. Остальные дополнения относятся к косвенным.
В лингвистической литературе есть некоторые разногласия, касающиеся границ употребления прямых и косвенных дополнений. Одни считают, что деление дополнений на прямые и косвенные касается только приглагольных дополнений (Скобликова). Другие считают, что прямые дополнения бывают и при словах категории состояния (жаль его ) Третьи полагают, что к прямым могут относиться и приадъективные, и присубстантивные дополнения.
Дополнение, выраженное инфинитивом, крайне важно отличать от части СГС, ᴛ.ᴇ. субъективный инфинитив от объективного: Начинаю рассказывать, могу рассказать, боялся рассказать – велел рассказать, просил рассказать, помог рассказать. Инфинитив-дополнение обладает собственным ЛЗ. В ЛЗ нет ни модального, ни фазисного значения. Деятели глаголами обозначены разные. Такие дополнения - ϶ᴛᴏ объектный инфинитив. В качестве дополнения может выступать и субъектный инфинитив, когда субъект обозначенного дополнением действия совпадает с субъектом действия поясняемого глагола: договорились переписываться.
Дополнение. Виды дополнений и способы их выражения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Дополнение. Виды дополнений и способы их выражения." 2017, 2018.
В русском языке все слова, которые входят в состав предложений, являются либо главными членами, либо второстепенными. Главные составляют и указывают на предмет, о котором идет речь в высказывании, и на его действие, а все остальные слова в конструкции являются распространяющими. Среди них лингвисты выделяют определения, обстоятельства и дополнения. Без второстепенных членов предложения невозможно было бы рассказать о каком-либо событии в подробностях, не упустив ни одну мелочь, а потому значение данных членов предложения не может быть переоценено. В этой статье речь пойдет о роли дополнения в русском языке.
Благодаря данному члену предложения легко сконструировать полное высказывание, в котором будет указано не только действие главного героя повествования, но и выделен предмет, с которым это самое действие связано. Итак, для того чтобы не запутаться, следует начать разбор данной темы с самого начала. Ведь только соблюдая последовательность, можно выучить великий и могучий русский язык.
Определение
Дополнение является второстепенным членом предложения, который указывает на предмет, являющийся результатом действия главного лица в предложении или на который это действие направлено. Может быть выражено следующими :
- Личностным местоимением или именем существительным, употребленным в косвенных падежных формах. В предложении может быть использовано как с предлогом, так и без него (Я слушаю музыку и думаю о нем).
- Любой частью речи, выполняющей функцию имени существительного (Она глянула на вошедших людей).
- Нередко дополнения в русском языке выражаются инфинитивом (Родители просили ее спеть).
- Свободным фразеологическим сочетанием имени существительного и числительного, употребленным в родительном падеже (Он открыл шесть вкладок.).
- Связанным и устойчивым фразеологическим сочетанием (Он говорил не вешать нос).
Функция и вопросы дополнения
В русском языке дополнение отвечает на падежей, а именно: «Кого?», «Кому?», «Кем?», «О ком?», «Чего?» «Чему?», «Чем?», «О чем?» В предложении данный второстепенный член имеет функцию пояснения и может относиться к следующим частям речи:
- К глаголу, употребленному в качестве сказуемого (Пишу письмо).
- К имени существительному в качестве любого члена предложения (Надежда на отца).
- К причастию или имени прилагательному, употребленному в качестве любого из членов предложения (Взвешивающий крупу; строгий к дочери).
- К наречию в качестве любого из членов предложения (Незаметно для тебя).
Виды дополнений
Если данный член предложения зависит от глагола, то он может быть двух видов:
- Прямые дополнения в русском языке употребляются без предлогов и выражаются переходными глаголами в Такие слова обозначают предмет, к которому, так или иначе, относится действие главного лица. Например: я прекрасно помню день, когда мы познакомились. Если сказуемое в предложении является переходным глаголом и стоит в форме отрицания, то при нем может быть употреблено прямое дополнение в родительном падеже без предлога (Но не вернуть уж дней былых). В случае с безлично-предикативными словами в предложении дополнение также употребляется в форме родительного падежа и без предлога при словах «жаль» и « жалко» (И нам жаль чего-то светлого).
- Косвенные дополнения в русском языке выражаются словами в форме винительного падежа, употребленными вместе с предлогами, и в других без предлогов (Она вскочила и стала всматриваться в окно с беспокойным видом; его попытки наладить отношения с одноклассниками увенчались успехом).
Значения прямых дополнений
Прямые дополнения в русском языке, употребленные при глаголах, могут обозначать следующие объекты:
- Предмет, полученный в результате действия (Я построю дом в деревне).
- Предмет или лицо, которое подвергается действию (Отец поймал рыбу и привез домой).
- Объект, к которому направлено чувство (Я люблю зимние вечера и прогулки по заснеженной улице).
- Объект освоения и знаний (Она знала иностранные языки и свободно могла общаться; ее интересовала философия и зарубежная литература).
- Пространство, которое преодолевается главным лицом (Я обойду весь земной шар, пересеку космические дали).
- Объект желания или мысли (Теперь я вспомнила его).
Значения косвенных дополнений без предлогов
Косвенное дополнение в русском языке, употребленное без предлогов, может иметь следующие значения:
- Отношение предметов, о которых идет речь в словосочетании или предложении, а именно объект, на который направлено действие (Собрали урожай).
- Объект достижения или прикосновения (Сегодня получил диплом; он будет счастлив, когда коснется лишь ее руки).
- Предмет, которым совершается действие (Не вырубить и топором то, что написано на сердце).
- Субъект или состояние, которое дополняет действие (Убитый им медведь был очень крупный; ему должно быть жаль).
Значение косвенных дополнений с предлогами
Косвенные дополнения, которые не могут употребляться в контексте без предлогов, в предложении могут приобретать следующие оттенки значений:
- Материал, из которого сделан тот или иной предмет (Дом выстроен из камня).
- Предмет, на который распространяется действие (Волны плещутся о камень).
- Лицо или предмет, который является причиной состояния (Отец беспокоился о сыне).
- Объект, к которому направлены мысли и чувства. (Он рассказывал преимущества своей работы.).
- Предмет, от которого удаляются (Он в раннем возрасте ушел из отчего дома.).
- Лицо, которое участвует в совершении главного действия (По приезде внуки окружили бабушку и долго ее целовали.).
Дополнение как часть оборота
В русском языке существуют такие понятия, как действительный и страдательный оборот. И в том и в другом случае это особое словосочетание, в конструкцию которого входит главный и рассматриваемый второстепенный член предложения.
Действительным оборот считается в том случае, когда дополнение - это лицо, к которому направлено действие, а главный член предложения выражен переходным глаголом. Например: нарвал букет, подстриг газон.
Страдательным называют оборот, в котором в основе стоит подлежащее, подвергающееся действию, а дополнение указывает на основной объект высказывания. Например: полковник был быстро подхвачен рядовыми и отправлен в лазарет.
Как в предложении найти дополнение?
Вопросы дополнения в русском языке очень просты, а потому, независимо от того, какой часть речи выражен данный член предложения, найти его в контексте не слишком сложно. Для этого следует соблюдать стандартную схему разбора. Во-первых, выделить грамматическую основу, а после определить связь слов в предложении посредством поставленных вопросов. Сначала от подлежащего и сказуемого к второстепенным членам, а после непосредственно и между второстепенными членами. На письме каждое слово, в зависимости от того, к какой категории оно относится, обозначается особым видом подчеркивания. Для дополнения это
Второстепенные члены предложения - основа полных высказываний
Второстепенные члены предложения - тема достаточно объемная и содержит много правил, однако если на ее изучение не потратить достаточное количество времени, не удастся овладеть столь великой наукой, как русский язык. Обстоятельство, дополнение и определение - это те которые позволят сформировать высказывание, раскрывающее весь смысл повествования. Без них язык утратил бы всю свою прелесть. А потому очень важно к данной теме подойти со всей ответственностью, чтобы знать, как правильно употребить то или иное слово в контексте.