Типы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Виды подчинительной связи в словосочетании и предложении

Способы подчинительной связи следующие: согласование, управление, примыкание

Согласование как способ подчинительной связи

  • Согласование - это вид подчинительной связи, когда зависимое слово принимает грамматические формы главного слова, например: красивая картина.

Главным словом при согласовании являются имя существительное, субстантивированное прилагательное или причастие (т.е. перешло в разряд существительных), а также местоимение, существительное, например: приподнятое настроение, студенческая столовая.

Зависимое слово может быть именем прилагательным, местоимением-прилагательным, порядковым числительным или причастием, т.е. такими разрядами слов, в которых категории рода, числа и падежа не являются самостоятельными, например: верное решение, наша встреча.

Управление как способ подчинительной связи

  • Управление - вид подчинительной связи, когда зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, требующем главное слово, например: писать книгу, щелкать зубами, советовать другу (кому? дательный.падеж);

Главное слово при управлении может выступать в качестве глагола(радоваться встрече), существительного(любовь к людям), прилагательного(достойный сожаления), наречия(недалеко от города), порядковым числительного(первый в классе).

При управлении зависимым словом всегда выступают имена существительные, местоимения-существительные, субстантивированные прилагательные(покрыть снегом,беседа с рабочими).

Примыкание как способ подчинительной связи

  • Примыкание - это такой вид синтаксической связи, когда неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному по смыслу. Например: Очень мило (как мило?).

Примыкают неизменяемые слова: инфинитив, наречие, форма простой сравнительной степени, деепричастие, некоторые неизменяемые прилагательные(приказ наступать, дверь налево, чуть южнее).

Инфинитив примыкает к глаголу (стараться ответить,приехал погостить), имени существительному (желание помириться), прилагательному(намерен отдохнуть)

Формы сравнительной степени примыкают к глаголу(ответить лучше,бежать быстрее), к существительному(новость поинтереснее, напиток покрепче)

Деепричастия примыкают к глаголу в случаях, когда в них развивается значение наречия(читать лёжа, спать сидя).

Неизменяемые прилагательные типа беж, мини, макси, хинди, миди, клеш и т.д. примыкают к существительным(язык хинди, часы пик).

Следует различать примыкание и управление

  • Её обувь – это примыкание (чье?),
  • Увидеть его – управление (кого?).

В разрядах местоимений есть два омонимичных разряда. Личное местоимение отвечает на вопросы косвенных падежей, и оно участвует в подчинительной связи – это управление, а притяжательное участвует в примыкании.

  • Бежать в магазин – управление,
  • Пойти сюда – примыкание.

Важно различать предложно-падежную форму и наречие, т.к могут быть одинаковые вопросы! Если между главным и зависимым словом стоит предлог, то это управление.

Типы подчинительной связи слов в предложении или словосочетании бывают трех видов: примыкание, управление, согласование. Каждый тип обладает своими признаками и особенностями, различать которые просто необходимо. Стоит отметить, что одно из заданий на Едином государственном экзамене в части "В" является задание на определение этого вида, либо поиск нужного словосочетания определенного типа.

Согласование, управление, примыкание: правило

Итак, все три типа подчинительной связи подстраиваются под одно общее правило: чтобы определить тип для начала нужно определить главное слово и от него задать вопрос к зависимому, после чего определить часть речи главного слова. Именно для этого требуется отличное знание самостоятельных и служебных частей речи. Согласование, примыкание, управление - это своего рода фундамент для правильного построения речи и текста. Знание этой основы поможет успешно справиться с заданиями повышенного уровня на Едином государственном экзамене.

Примыкание, управление, согласование

Итак, согласование - это тип подчинительной связи, главным словом в котором является существительное, а зависимое всегда стоит в том же падеже, роде и числе. Следовательно, при изменении главного слова меняется и зависимое. Зависимыми словами могут являться местоимения, прилагательные, причастия или числительные. Например: на седьмом этаже, радостное известие, около моей машины .

Управление - это тип подчинительной связи, когда главное слово является управляющим для зависимого. В таких ситуациях главным словом выступает, как правило, глагол, однако нередки случаи, когда управляет зависимым словом существительное или деепричастие. Очень важно не спутать типы связи при главенствующих деепричастиях и причастиях. Например: думать о книге, девушка из города, придя домой . Стоит отметить, что словосочетания типа "нет дождя" будут относиться также к управлению.

Примыкание, управление, согласование - это три кита, на которых строится основа правильной и гармоничной речи. Третий и последний тип связи - это примыкание, в котором главным словом является В таких ситуациях слова связаны лишь по смыслу, а общих грамматических признаков у них нет. Как правило, таким словом будет наречие или инфинитив. Основной особенностью является и то, что главным словом может являться Именно это вызывает особую трудность. В пример можно привести следующие словосочетания: его собака, быстро пришли, нельзя учить .

Примыкание, управление, согласование - это типы подчинительной связи. Определить его достаточно легко. Главное - правильно задать вопрос и определить честь речи главного слова. Также стоит знать несколько тонкостей этого правила, таких как тип связи при притяжательном местоимении и при наличии слова «нет». Знание этого правила поможет на Едином государственном экзамене, так как задание на определение типа связи находится в блоке заданий с повышенным уровнем.

Синтаксический уровень языка

  1. СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Словосочетания и предложения выступают как основные типы синтаксических конструкций, которые необ­ходимы для порождения конкретных сочетаний слов и синтагм, высказываний и фраз.

Словосочетание является частью предло­жения, но оно существует и до предложения, представляя собой строительный материал для предложения и основу для создания составного наименования. Поэтому словосочетания необходимо отличать от сочетаний слов и от составных членов предложения.

Например, железная дверь, деревянный дом, песчаная насыпь – разные сочетания слов, но один тип - атрибутивного субстантивно­го словосочетания, построенного на синтаксической связи согла­сования. Эти сочетания слов и этот тип словосочетания могут быть использованы для образования наименования (ср. железная дорога) и построения предложений, ср.: Железная дверь - не деревянный дом, не горит; Железная - дверь, деревянный - дом.

Словосочетание как синтаксическая единица является синтак­сической формой, наделенной определенным синтаксическим зна­чением. Словосочетание - это типовое соединение слово­форм, характерное для того или иного языка.

Основные виды подчинительных связей

согласование управление примыкание

Согласование - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово получает те же категории, что и стерж­невое слово. Так, прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Согласование может быть полным и частич­ным; например, новую газету - полное согласование, черный кофе - частичное согласование (в роде), так как существитель­ное кофе не склоняется и не имеет форм множественного числа; черного кофе, черному кофе и т. п.- падежные формы при­лагательного показывают синтаксическую позицию словосочетания в предложении. Согласование бывает предикативным и непредика­тивным ; предикативное (его называют также координацией) – это согласование сказуемого с подлежащим; предикативное согла­сование чаще бывает неполным; оно может быть и смысловым. Так, в предложении Дети - наше будущее согласование только в падеже; в предложении Пять студентов сдали экзамен досрочно согласование смысловое.

Управление - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово имеет зависимую форму: она не по­вторяет категорий стержневого слова, а вызывается его грамма­тическими и лексико-грамматическими свойствами, например: чи­тать книгу, управлять машиной, бояться оскорбле­ния, войти в класс, строительство моста, вход в метро, полный нетерпения и т. п. Управление свойственно прежде всего глагольным словосочетаниям, хотя встречается и в словосо­четаниях с другими стержневыми словами (существительными, причастиями и т. д.).

Примыкание - такой вид подчинительной связи, при котором не используется специальных средств подчинения. Под­чинение выражается включением слов в словосочетания, несамо­стоятельностью синтаксической функции и смысловым подчинением зависимого слова словосочетания. Примером словосочетаний, построенных на примыкании, могут служить словосочетания: хорошо учиться, работать вдвоем, ехать медленнее, просить прочитать, повод поговорить, очень добрый, яйца всмятку.

Примыкание широко распространено по языкам мира; оно – основной вид подчинительной связи в тех языках, где нет аффиксов (например, во вьетнамском). Оно встречается также в тех языках, где имеются аффиксы и формы словоизменения. В этих случаях выделяется два основных вида примыкания - примыкание неиз­меняемых слов и примыкание словоформ изменяемых слов.

В русском языке примыканием первого вида обладают наречия и инфинитивы, а также деепричастия, компаратив (форма сравни­тельной степени) и неизменяемые прилагательные и существитель­ные. В других языках примыкать могут и прилагательные. Так, в английском языке прилагательные, не изменяясь по родам, числам и падежам, в составе субстантивного словосочетания при­мыкают к существительному: the green tree - зеленое дерево, the large room - большая комната. Примыкают прилагательные в тюркских языках; ср., например, татарские словосочетания кызыл алма - красное яблоко, кызыл йорт - красный дом, кызыл кул-мэк - красная рубаха, платье.

Примыкание словоформ (предложных и беспредложных) воз­никает тогда, когда словоформа присоединяется к стержневому слову без установления связи согласования или управления, на­пример: роман «Мать», товарищ Иванова, кепка блином, куплеты на память, конь в яблоках, идти группой, уйти с утра, планировать в рублях. Особо необходимо обратить внимание на субстантивные словосочетания, построенные на примыкании второго имени. Сюда относится не только примыкание имени собственного (как в соче­тании товарищ Иванов, капитан Иванов ), но и сочетание нарица­тельных существительных. Так, в немецком языке примыкают су­ществительные к существительным, которые обозначают меру: ein Glas Tee - стакан чаю, ein Stück Brot - кусок хлеба.

Синтаксические связи слов используются не только при по­строении словосочетаний, но и при образовании сложных слов и составных наименований, а также при построении предложений.

Предложение. Оно является основной коммуникативной еди­ницей языка и речи. Предложение как образец принадлежит языку, его реализация принадлежит речи. «Предложение,- писал В. В. Ви­ноградов, - это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. В предложении выражается не только сообщение о действительности, но и отно­шение к ней говорящего». Предложение является в то же время наиболее сложной единицей, в которой функционируют слова, словоформы и словосочетания. Иначе говоря, предложение яв­ляется их минимальным контекстом, хотя само по себе имеет собственную структуру.

Двоякая обращенность предложения - к языку, его системе и норме, а с другой стороны - к речи, контексту и ситуации - делает его принципиально двухаспектной единицей. Поэтому предложение и рассматривается с этих двух точек зрения – конструктивной и коммуникативной, а сам термин становится двузначным.

Чтобы избежать этой двузначности, в современной грамматике используются два ряда терминов. С одной стороны, термин пред­ложение обозначает единицу языка, потенциально нацеленную на акт общения; ее называют также образцом (моделью, формулой) предложения. С другой стороны, термин предложение обозначает единицу речи как языковую форму, свя­занную с конкретным сообщением, с конкретным текстом; вместо термина предложение в этом случае используются термины выска­зывание и фраза.

Сравним две фразы: Ученица читает газету и Ученик читал письмо. В этих фразах реализована одна и та же модель предло­жения; ее состав тождествен, лексическая и морфологическая вариантность не приводит к созданию двух предложений как син­таксических моделей. Эти фразы в то же время наполнены разным лексическим материалом и наделены определенной интонацией, так что передают конкретную мысль, являются двумя высказыва­ниями. Единство модели построения и содержания высказывания и делает предложение основной коммуникативной единицей языка. Предметом синтаксиса предложения является не конкретное со­держание высказываний, а обобщенная семантика предложения, его конструктивная основа, правила ее распространения и актуали­зации.

Предложение как синтаксический образец есть позиционная структура, которая обращена к формам мысли и формам языка, т. е. формам слов и словосочетаний. Наличие у предложения двух сторон - конструктивной и коммуникативной (предикативной) бы­ло отмечено уже в работах александрийских грамматиков.

  1. Предикативность и ее виды.

Предикативность как семантико-синтаксическое и коммуникативное свойство предложения имеет, в свою очередь, две стороны - формально-логическую и модально-смысловую. Иногда эти два свойства рассматривают как два аспекта предложения, называя первое свойство предика­тивностью, а второе - модальностью.

Семантически предикативность проявляется в наличии соот­ношения модели предложения с такой формой мысли, как суж­дение (пропозиция). Как суждение имеет два основных компонента - субъект и предикат (или атрибут), так и предложение имеет два главных члена предложения - под­лежащее и сказуемое: Человек идет; Человек добр.

Естественно, что соотнесенность предложения и суждения не означает их полного совпадения, тождества, на что указывал еще Ф. И. Буслаев. Как семантическая структура предложения, так и особенно его формальное строение могут отличаться от структуры суждения, соотносясь с ним опосредованно, неполно и избыточно.

Нетождественность структуры предложения и суждения про­является в том, что предложение может объединять словосо­четания в одну единицу, хотя каждая из частей имеет соотнесен­ность с формой суждения. Так возникают распространенные, осложненные и сложные модели предложений.

Распространенное предложение содержит, кроме главных чле­нов предложения, еще второстепенные - дополнения, обстоятельства, определения. Так, в пред­ложении Лось пил воду из ручья (Леонов) последовательно происходит формальное и семантическое развертывание компонен­тов предложения, так что предложение соотносится не только с суждением, организующим главные члены предложения, но и с суждением о воде (она - из ручья); кроме того, указывается, что лось пил воду и пил из ручья. Такая глубинность содержания пред­ложения позволяет передавать мысли различной глубины и струк­туры.

Модально-смысловая сторона предикативности проявляется в выражении цели высказывания (коммуникативной установки) и в оценке содержания высказывания. По цели высказывания предло­жения делятся на повествовательные, вопроси­тельные и побудительные. Эти основные типы пред­ложений по цели высказывания отличаются друг от друга не только по направленности семантики, но и по своему построению, инто­нации и употреблению различных синтаксических частиц,

По оценке содержания высказывания предложения бывают утвердительными и отрицательными, а также содержат значение подтверждения, уверенности или, напротив, значение неуверенности, сомнения и предположения. Эти значения выражаются употребле­нием модальных слов и частиц, а также особым построением про­стого и сложного предложений. Так, введение слов конечно или возможно в предложение Ответ был правильным вносит значение подтверждения (Ответ был, конечно, правильным) или сомнения (Ответ был, возможно, правильным).

  1. Предикативность и ее виды.

Она связана преж­де всего с ее морфологической выраженностью, с наличием в пред­ложении глагола. «Существенный признак предложения в наших языках - писал А. А. Потебня,- состоит в том, что в предложение входят части речи; если их нет, то нет и нашего предложения».

Глагольная основа предложения делает необходимыми ее ком­понентами не только глагол-сказуемое и подлежащее, но и допол­нение и обстоятельство: Лесничий заботливо охраняет природу. Они образуют конструктивную основу предложения, его первичные члены, которые связаны подчинительными свя­зями - предикативным согласованием, управлением и примыка­нием.

Члены предложения могут быть морфологизованными и не морфологизованными. Так, именительный падеж существительного и личного местоимения является специа­лизированной (морфологизованной) формой подлежащего; однако позицию подлежащего могут занимать и другие формы слов, которые при этом подвер­гаются субстантивации , например: Сытый голод­ного не разумеет (пословица). Наречие является специализиро­ванной формой обстоятельства; однако позицию обстоятельства могут занимать и предложно-падежные формы, например: Он с радостью рассказал об отпуске.

  1. Распространение основы предложения.

Распространение предложения осуществляется в результате:

1) введения вторичных членов предложения и синтаксиче­ских рядов;

2) возникновения синтаксических связей и отношений на почве предложения - сепаратизации и обособления.

Вторичными членами предложения явля­ются зависимые компоненты словосочетаний, стержневое слово которых использовано как первичный член предложения. Так, предложение Свежий резкий ветер рябил поверхность широкой реки и плескал обрывистый берег крутым прибоем (Короленко) имеет первичными членами ветер рябил поверхность и плескал в берег прибоем, причем глаголы-сказуемые образуют синтаксический ряд - однородные члены предложения. Первичные члены состав­ляют первый этаж синтаксической модели предложения, а именно:

Вторичные члены являются зависимыми второстепенными чле­нами предложения и возникают в результате использования для построения модели предложения моделей подчинительных слово­сочетаний; использование сочинительных словосочетаний дает син­таксические ряды однородных и неоднородных членов предложения.

Сепаратизация (термин предложен И. И. Мещанино­вым) - синтаксический прием построения предложения, и этим он отличался от управления и примыкания, которые используются и для построения словосочетания. Сепаратизация состоит в том, что неизменяемое слово или зависимая форма слова (а также слово­сочетание), оставаясь в пределах предложения, относится к нему в целом, а не к отдельному слову или члену предложения. Сепара­тизация создает самостоятельную позицию слова в предложении и самостоятельность оформления самого слова, которое «зависит не от других слов предложения, а от собственного значения данного слова в построении всего предложения. Сепаратизация не обособ­ляет слово в составе предложения, наоборот, она, ставя формальную сторону слова в зависимости от смыслового его значения в пред­ложении, тем самым включает это слово в основной состав послед­него, представляющего одно целое построение синтаксически связанного и законченного высказывания».

Обособление - это интонационно-смысловое выделение зависимых второстепенных членов предложения, придание им большей синтаксической и смысловой самостоятельности. Обособление может быть связано с использованием особых форм слова и особых слов. Так, причастия и деепричастия, и особенно причастные и деепричастные словосочетания, очень часто обособляются, образуя причастные и деепричастные обороты. Обособляться могут также различные виды определений и уточнений, например: Другая ком­ната, почти вдвое больше, называлась залой (Чехов); Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек (Короленко). Обособленными являются определения при личных местоимениях.

Распространение и усложнение основы предложения приводит к появлению усложненных и сложных моделей предложения. Усложненными называются предложения, включающие однородные и обособленные члены предложения, в том числе обращения. Сложным называется такое предло­жение, которое имеет две или более субъектно-предикатные ос­новы; каждая из частей предложения может быть простой и распро­страненной, включать как первичные, так и вторичные члены.

Сложные предложения делятся на сложноподчи­ненные и сложносочиненные. Бессоюзные сложные предложения рассматривают часто как разновидности сложноподчиненных и сложносочиненных пред­ложений, иногда - как особый тип сложных предложений, редко – как синтаксический контекст.

  1. Актуальное членение предложения.

Предложение как синтаксический образец обладает исключительной гибкостью и коммуникативной направленностью. Наполняясь различной лек­сикой и подвергаясь актуальному членению, предложение пре­вращается в конкретную фразу, которая выражает и передает то или иное высказывание. В составе конкретной фразы, в контексте и ситуации речи происходит не только реализация модели предло­жения, но и актуализация всех других единиц языка, прежде все­го - лексем, словоформ, сочетаний слов.

Актуальным членением предложения называется смысловое выделение одного из компонентов предложения и уста­новление между выделенными частями новых субъектно-преди­катных отношений. Выделенная часть предложения называется ремой высказывания, остальная часть - темой высказы­вания.

Средствами актуального членения являются порядок слов, синтагматическое членение (по Л. В. Щербе) и постановка фразо­вого ударения. Так, предложение Сейчас я пойду домой путем ин­тонационно-смыслового членения может быть превращено в четыре фразы, имеющие одну и ту же позиционную модель предложения, одно и то же лексическое наполнение, но различное актуальное (смысловое) членение:

1. Сейчас | я пойду домой||.

Постановка фразового ударения на первом слове и отделение его от остальной части паузой (т. е. разбивка фразы на две син­тагмы) актуализирует его в смысловой структуре предложения, делает ремой, ядром высказывания, тогда как остальная часть пре­вращается в тему высказывания, смысловой фон выделенного ком­понента. Актуализированным оказалось обстоятельство времени. Интонационно-смысловое выделение компонента предложения мо­жет сопровождаться перестановкой слов, обособлением и парцел­ляцией членов предложения, введением выделительных, усилитель­ных, ограничительных частиц, например: Именно сейчас я пойду домой. Я пойду домой |(именно) сейчас.

2. Сейчас | я | пойду домой||.

Постановка фразового ударения на втором слове и отделение <его паузами от остальной части актуализирует его в смысловой структуре предложения, делает ремой. Актуализированным оказалось подлежащее; будучи субъектом в формально-логической структуре предложения, оно стало психологическим предикатом в смысловой структуре высказывания. Это может привести к иному порядку слов: Сейчас пойду домой (именно) я.

3. Сейчас я | пойду | домой ||.

Постановка фразового ударения на третьем слове и отделение его паузами от остальной части актуализирует его в смысловой структуре предложения, делает ремой высказывания, его психо­логическим предикатом. Актуализированным оказалось сказуемое, произошло наложение формально-логической и смысловой структур предложения. Чтобы еще более актуализировать это совпадение, можно использовать необычный порядок слов: Сейчас я домой - пойду.

4. Сейчас я пойду | домой ||.

Постановка фразового ударения на четвертом слове и отделение его паузой от остальной части актуализирует его в смысловой струк­туре высказывания, делает ремой. Актуализированным оказалось обстоятельство места (направление действия). Поскольку в пози­ционной модели предложения такое обстоятельство находится после сказуемого, постольку актуализация этого члена предложения может сопровождаться инверсией порядка слов: Домой | сейчас я пойду ||.

Конечно, актуализированными могут оказаться все члены предложения: Сейчас | я | пойду | домой ||. Однако такое равно­мерное распределение актуализации смысла является утрированным. Обычно в речи происходит неравномерное распределение актуализации, смысловое выделение одного из компонентов выска­зывания. Актуальному членению подвергаются все типы и виды предложений, в составе которых больше одного слова. Чем больше слов в предложении (простом и сложном), чем сложнее его синтаксическая структура, тем больше возможностей его различной актуализации, тем сложнее сами правила актуального членения предложения.

  • В «Хлебном Доме» автоматизируют управление ремонтами при помощи iMaint
  • Воды как объект использования и охраны. Водное законодательство. Государственное управление водами в Республике Беларусь

  • Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание

    Цель : познакомить с различными способами связи в словосочетаниях, научить определять способы связи в словосочетании, конструировать их, закрепить понятие о строении и значении словосочетаний, закрепить умение делать схемы.

    Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемами, словарная работа.

    Ход урока

    1. Орг. момент.

    2. Запись слов в словарик.

    Традиция, идеал, стипендия, стипендиат, преданность, митинг, кандидат, делегат, депутат, памятник, обелиск.

    Проверка домашнего задания (упр. 65), «по цепочке».

    3. Опрос учащихся.

    – Что называется словосочетанием?

    Расскажите о строении словосочетаний?

    Каковы основные признаки словосочетаний?

    На какие общие типы делятся словосочетания по их морфологическим свойствам?

    Что показывает схема словосочетаний?

    Практические задания на закрепление материала.

    Выборочный диктант.

    На доске написаны слова. Выпишите только словосочетания.

    Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес и поле, настольные часы, часы приема, часы остановились, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, засушливое лето, во время игры, от засухи и зноя, в течение часа.

    Объясните, почему словосочетаниями не являются: возле леса, лес и поле, от засухи и зноя, в течение часа.

    4. Работа с упр. 66, стр. 31. Работаем устно.

    5. Объяснение нового материала. Работа с материалом п. 7, с. 32.

    1. связь слов в словосочетании..

    Самостоятельные части речи соединяются в словосочетания с помощью трёх видов связи: согласования, управления, примыкания. Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов.

    1. Согласование. Учащимся предлагается записать в столбик словосочетания, оставив первую строчку для записи после объяснения; найти главные и зависимые слова; определить, какой частью речи выражено зависимое слово; слева с столбик записать схемы словосочетаний.

    Пренеприятное известие прил.+ сущ.

    Превосходный результат прил.+ сущ.

    Прибрежные заросли прил.+ сущ.

    Приближающейся бури прич.+ сущ.

    Этого пристанища мест.+ сущ.

    Второе приглашение числ. (поряд)+ сущ.

    если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей?, то этот вид связи – согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. (записываем на доске вопросы, схемы и вид связи).

    Вопросы:

    Какие части речи могут отвечать на эти вопросы? (Прилагательные, притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия)

    Приведите примеры согласования. (ранняя осень – ранней осенью, своя игра – свою игру, пятый элемент – пятым элементом, лечащий врач – лечащему врачу).

    2) Управление.

    Х__________

    Приведение к знаменателю сущ. + сущ.

    Х________

    Увидел привидение гл. + сущ.

    Х__________

    Примчаться к тебе гл. + мест.

    Х________

    Призадуматься над задачей гл. + сущ.

    Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное или слова с признаками существительного – это управление. Главное слово управляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: учиться в школе – учусь в школе; товарищ по школе – товарища по школе, встретить вас – встретил вас).

    3) Примыкание.

    Х__________

    Прибыть неожиданно гл. + нареч.

    Нежно прикасаться нареч. + неопр. форма гл.

    Очень небрежно нареч. + нареч.

    Х__________

    Спал сидя гл. + деепричаст.

    Х__________

    Говорил улыбаясь гл. + деепричаст.

    Если зависимое слово наречие, деепричастие или начальная форма глагола – это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу: быстро соображать, довольно быстро, макароны по-флотски, шёл напевая, собираюсь уехать.

    2. Значение словосочетаний.

    В словосочетании выделяется три вида значений: определительное, обстоятельственное, дополнительное.

    1) Определительное значение выражается в словосочетаниях, где зависимое слово означает признак предмета и отвечает на вопросы определений (какой, который? Чей?): седьмая печать, мамины перчатки, девушка с голубыми глазами, мой друг.

    2) обстоятельственное значение выражается в словосочетаниях, где зависимое слово означает действие или признак, а зависимое – признак. Зависимое отвечает на вопросы обстоятельств (где? когда? как? почему? с какой целью и т. д.): рыбачить на озере, встать рано, дрожащий от холода, призванный защищать.

    3) Дополнительное значение проявляется в словосочетаниях, где главное слово тоже означает действие или признак, а зависимое – предмет, по отношению к которому совершается это действие или проявляется этот признак. Зависимое слово отвечает на вопросы дополнений (вопросы косвенных падежей: прочитать главу, обнять бабушку, поговорить с тобой, вдали от берега.

    Закрепление темы.

    6. Работа с упр. 71, стр. 34. выполняем письменно, с комментированием «по цепочке».

    7. Объяснение нового материала. Работа с материалом п. 7, с. 35-36.

    8. Работа с упр. 77, стр. 37.

    9. Самостоятельная работа с упр. 72, стр. 34

    10. Проверочная работа на степень усвоения изученного материала. Тестовая работа.

    Какие пары слов не являются словосочетаниями?

    А. медведь заревел

    Б. заревел неистово

    В. заревел и схватил

    Г. схватил за комбинезон

    Найдите словосочетание по его грамматическому признаку –

    «действие и его признак»

    А. спуститься с горы

    Б. бег трусцой

    В. легко преодолеть

    Г. ходить по лесу

    Отметьте словосочетания, у которых вид связи – согласование.

    А. сидеть в машине

    Б. весёлая музыка

    В. очень тепло

    Г. счастливо улыбаться

    Отметьте словосочетания, у которых вид связи – управление

    А. развевающегося флага

    Б. ничем не интересовался

    В. шел медленно

    Г. присутствовать на митинге

    Отметьте словосочетания, у которых вид связи – примыкание.

    А. серый от пыли

    Б. очень грязный

    В. поворот налево

    Г. возвратиться из похода.

    Найдите ошибки в управлении.

    А. директор магазина

    Б. опираться на фактах

    В. верящий в победу

    Г. уверенность в победу

    Д. з. & 7, упр. № 8


    Существует такая вещь в лингвистике, как подчинительная связь. В русском языке подчинительная связь бывает в словосочетаниях и в предложениях. Такое встречается в речи постоянно. Но что такое подчинительное словосочетание и предложение?

    Для начала рассмотрим, что означает подчинительная связь. Она связывает между собой самостоятельные (знаменательные) слова и словосочетания посредством того, что одна часть является главной, а другая – зависимой . Проверить это очень легко. От главной части можно задать вопрос к зависимой. Такая связь определяется и по смыслу, и грамматически. Например, красивый цветок, где от слова «цветок» можно задать вопрос «какой?» к слову «красивый» и определить, что зависимым тут является прилагательное.

    Типы подчинительной связи в словосочетании

    Согласование

    Род, число и падежная форма зависимой части полностью согласуются с главной частью, то есть уподобляется ей. От главного слова можно задать вопросы «какой?» и «чей?» (эти вопросы могут изменяться в зависимости от формы).

    При согласовании главным всегда выступает существительное, а зависимыми могут быть:

    1. Прилагательные: голубое море, чёткое изображение, яркому свету.
    2. Порядковые числительные: первое место, (на) десятом этаже, сотый фильм.
    3. Причастия: пишущий человек, бегающему котёнку, прыгающий мячик.
    4. Притяжательные местоимения (кроме их, его, её): наши сердца, моё сокровище.

    Согласование также бывает полным и неполным . В первом случае зависимое слово во всех формах уподобляется главному, а во втором случае – только частично. Но неполная форма касается скорее только исключений и просторечий. Примером неполного (или частичного) согласования является случай, когда слово, обозначающее профессию (как мы знаем, многие такие слова бывают в мужской форме, но сам человек может быть и женщиной), имеет рядом прилагательное, но в другом роде (наша врач).

    Управление

    При управлении зависимое слово меняется под влиянием главного только по падежу, одно слово «управляет» другим. Словосочетанием с управлением могут быть: глагол + существительное, деепричастие + существительное, причастие + существительное, два существительных или количественное числительное + существительное. Бывает два типа управления : с предлогом, когда есть предлог, или без предлога. При управлении зависимому слову задаётся вопрос косвенного падежа или же обстоятельственный вопрос (где, куда, откуда), так как слово может отвечать одновременно на два вопроса.

    Примеры: курить сигарету, жить в доме, игрушка кота, шесть игроков, бросив учёбу, написание книг.

    Примыкание

    При этом типе связи одна часть «примыкает» к другой. Другими словами, такие словосочетания определяются только по смыслу , так как обе части сохраняют все свои формы. Главный признак примыкания – зависимое слово является неизменяемой частью речи (инфинитив глагола, деепричастие, наречие, местоимения его, её, их).

    Главным отличием от управления и согласования является как раз «самостоятельность» частей и зависимость друг от друга только по смыслу. Примыканием является связь двух существительных, если они обозначают название (озеро Байкал, страна Россия, река Волга). Можно задать обстоятельственный вопрос (не путать с управлением!): что делать, что сделать, что сделав, что делая и чей (его, её, их).

    Примеры: его куртка, планета Земля, жить хорошо, ехать не останавливаясь, вырос быстро.

    Словосочетания, которые не имеют подчинительной связи

    • Слово и служебная часть речи (около дома).
    • Составные слова (более яркий).
    • Слова, объединённые союзом «и».
    • Фразеологизмы.
    • Глагол и подлежащее.

    Подчинительная связь в предложениях

    В предложениях тоже есть подчинительная связь, но это касается только не сложносочинённых предложений. Сложноподчинённое предложение отличается от сложносочинённого тем, что обе части нельзя разорвать. Если их употребить отдельно, то предложение потеряет смысл, в то время как части сложносочинённого предложения вполне себе можно употреблять отдельно друг от друга и на письме разделить точкой.

    Разделяют виды подчинительной связи в таких предложениях только в том случае, если придаточных частей несколько. Например: он сказал мне, что пойдёт только в то место, куда его направили. Тут мы видим одно главное предложение и два зависимых.

    • последовательное;
    • параллельное;
    • однородное.

    Последовательное предложение можно определить, если от главной части идёт вопрос к придаточной, а от этой придаточной – к ещё одной придаточной. Например: я купила кофту (какую?), которую мне сшили в ателье (в каком?), которое находится далеко от моего дома.

    При параллельном виде подчинения всем придаточным задаются вопросы из главной части, но от разных слов. Таким образом, получается этакая «параллель». В таких случаях обычно главная часть находится между зависимых. (Пример: когда в школе прозвенел звонок, я разговаривал с новым одноклассником, который недавно перешёл к нам в класс).

    При однородном типе зависимые предложения относятся к одному и тому же слову, находящемуся в главной части. (Например: сегодня я пошёл гулять в парк, в котором обычно очень мало людей и где я забыл кофту).