Тюрки арабы. Большинство арабов ненавидят турок, помня все их «достижения» еще со времен Османской империи


Арабы с энтузиазмом приняли конституцию, видя в ней возможность добиться уравнения в правах с турками. Однако младотурецкое правительство с его лозунгом «пантюркизм» не шло ни на какие уступки арабскому национальному движению. Произвол и беззаконие, чинимые младотурецкой администрацией, почти ничем не отличались от произвола времен Абдул Хамида. Турецкие власти, как и прежде, собирали налоги и подати с населения зачастую с помощью силы. «До сих пор, - писала одна арабская газета, - мы боролись против одного Абдул Гамида, в настоящее же время губернаторы арабских вилайетов ничем не отличаются от Его Величества султана».

Все это рассеяло иллюзии руководителей арабских национальных организаций о возможности радикальных преобразований и национального возрождения арабов в рамках новой Турции. Руководители арабских революционных организаций, вернувшиеся из эмиграции, сконцентрировались в Стамбуле. Носителями идей арабского возрождения были представители арабской национальной буржуазии - офицеры, чиновники, студенты и т. д., которые создавали свои политические организации. Еще незадолго до революции 1908 г. арабские эмигранты и студенты образовали так называемый Парижский комитет сирийских патриотов (ПКСП), пропагандировавший идею насильственного отделения от Османской империи всех арабских вилайетов и образования особого государства или конфедерации.

Комитет издавал на французском языке журнал «Арабская независимость». «Недостойно арабской расы, - писал журнал, - носительницы древней и высокой культуры, стонать под игом представителей грубой силы... Арабы способны создать свой самостоятельный государственный организм с той же или другой формой правления». В политических кругах Франции тогда с одобрением отнеслись к этой идее и такие деятели, как Берар, Шерадам, Пинон, Тардье и другие, «стали постоянно сотрудничать с сирийским комитетом».

Однако младотурецкая революция и установление конституционного режима на время заглушили эти мечты арабских националистов: равенство перед законом и мирное процветание всех народов Османской империи казались уже достигнутыми. Младотурки ловко поймали на эту удочку все оппозиционные элементы в империи. Поэтому сразу же после восстановления конституции появилась декларация ПКСП, в которой говорилось: «Ввиду достижения общими с младотурками усилиями конституции, комитет на время складывает оружие в уверенности, что новый режим окажется действительно либеральным и сделает ненужной на определенное время особую автономию для Сирии». Далее отмечалось, что, «если эти ожидания не будут оправданы, комитет оставляет за собой свободу действий для продолжения, прежней кампании...». Кроме ПКСП действовала и другая организация - Арабо-османское братство, созданная осенью 1908 г. и имевшая свои филиалы почти во всех арабских странах.

Но эти оппозиционно-национальные организации, состоявшие из разнородных социальных групп, не имели ясной программы действий и преследовали различные цели. Так, например, Арабо-османское братство, председателем которого был бывший офицер генерального штаба турецкой армии, близко стоявший к комитету «Иттихад ве теракки» Садык-паша аль-Азм, фактически стояло на позициях «панисламизма», в его программе «не было ни единого слова не только о независимости, но даже о самоуправлении арабов, о каких-либо органах автономии» .

Не было единства и среди депутатов арабской фракции парламента, хотя по числу мандатов (60) она стояла на втором месте после турок. Часть депутатов-арабов открыто высказывалась за поддержку принципа децентрализации, выдвинутого принцем Сабахеддином, согласно которому арабские вилайеты должны были получить широкую автономию в рамках Османской империи. Эта группа депутатов добивалась признания арабского языка государственным, наравне с турецким, и даже обязательным в парламенте.

«Мы, арабы, составляем две трети населения империи, - говорили они, - поэтому мы должны занимать две трети всех должностей».

Другая часть арабской фракции, доказывая «неустойчивость такого нестройного политического конгломерата, каким является Османская империя», мечтала о создании большого арабского государства от Средиземного моря до Персидского залива с помощью великих европейских держав.

Они выражали недовольство крайней «мягкостью» революции 1908 г. «Что это за революция? - спрашивали они через одну из бейрутских газет. - Никто не делает революции без кровопролития. Как это возможно, что тот или иной чиновник носит свою голову на плечах. Никогда свобода не проявлялась так живо, как в лужах крови. Кровь есть удобрение прогресса».

В числе деятелей этой группы арабских националистов был и Шефик-бей аль-Муайяд, находившийся «в тесной связи с французскими дипломатами на Востоке».

Среди депутатов-арабов были и такие, которые выдавали себя за «героев нации», «критиковали» младотурок, а на самом деле являлись агентами младотурецкого комитета. Характеризуя одного из таких депутатов - Надира Муртана, русский консул Гагарин писал, что он является «до низости преданным властям, но играет в арабский национализм».

В конце 1909 г. по инициативе арабов-офицеров турецкой армии было создано тайное общество «Аль-Кахтания», названное именем легендарного арабского героя. Руководителями этого общества были офицер генерального штаба Азиз аль-Масри, активный участник революционных боев в июле 1908 и в апреле 1909 г., а также крупный арабский просветитель Абд аль-Керим Халил. Общество имело свои отделения в Сирии, Ираке и Ливане. Политическая программа «Аль-Кахтания» предусматривала отказ от принципа паносманизма и создание дуалистической арабо-турецкой империи по типу Австро-Венгрии. Турецкий султан официально должен был носить и титул «короля арабов», а арабские вилайеты должны были образовать единое целое со своим парламентом и правительством.

Однако пестрый социальный состав общества «Аль-Кахтания», неясность цели и борьба его лидеров за руководящие посты, оторванность от широких народных масс привели в 1910 г. к распаду общества. И все же, деятельность общества не прошла бесследно. Оно способствовало рождению новых тайных организаций, вызванных к жизни ходом национально-освободительного движения арабов.

В 1911 г. наиболее левые элементы арабского движения в Париже основали «Младоарабское общество» («Джамият аль-арабия аль-фатат»). Строго засекреченное по примеру «Иттихад ве теракки», оно широко пользовалось массопской терминологией («мой брат», «заход и восход солнца», «моя любовь» и т. д.). Общество создало свои отделения в арабских вилайетах. Общее число его членов превышало 2 тыс.. Среди лидеров общества были Джемиль Мардам, Фарис Хури, Шюкри Куатли и др.

Основное внимание в программе «Младоарабского общества», как и в программе предыдущих националистических организаций, было уделено достижению политических прав. Экономические и социальные вопросы почти не затрагивались. Это объясняется тем, что руководящий состав общества и основная часть его рядовых членов были представителями имущих классов.

Осенью 1912 г., когда Турция вступила в первую Балканскую войну, в Каире была организована еще одна арабская политическая организация - «Хизб аль-лямар-казия аль-идария аль-османи» («Османская партия административной децентрализации»).

Партия «Лямарказия», руководимая крупным арабским общественным деятелем Рафиком аль-Азмом, добивалась расширения участия арабов в государственном аппарате Османской империи, признания арабского языка государственным, преподавания его в школах арабских вилайетов.

Руководство «Лямарказия» соглашалось даже на установление французского контроля над Сирией и Ливаном и английского - над большей частью Палестины и над Ираком.

В июне 1913 г. по инициативе «Младоарабского общества» собрался конгресс арабских организаций. Приняв за основу принцип «децентрализации», конгресс поручил руководству «Младоарабского общества» вступить в переговоры с турецким правительством относительно предоставления автономии арабским вилайетам Османской империи. Посредником в этих переговорах, как ни странно, стало французское правительство, которое рассчитывало принять участие в дележе наследства «больного человека».

Младотурки, которые обратились тогда к Франции предоставить им заем, пошли на переговоры с арабскими националистами и даже заключили с ними соглашение «о реформах в арабских вилайетах». Однако это соглашение осталось на бумаге: младотурки саботировали его, затягивали его осуществление.

По решению конгресса, центр «Младоарабского общества» был перенесен сначала в Бейрут, а затем в Дамаск.

В одном из своих воззваний младоарабы горестно жаловались на то, что младотурецкое правительство «обмануло арабов, не сдержав своего слова о проведении реформы в арабских вилайетах», и призывали «всех арабов Сирии, Палестины, Аравии, Европы и Америки обратиться с настойчивыми телеграммами в Константинополь в целях понуждения правительства к безотлагательному проведению обещанных реформ». И действительно, после этого в Стамбул хлынула масса телеграмм и писем с просьбой осуществить план автономии в арабских вилайетах империи.

Младотурецкое правительство ответило на просьбу арабов усилением репрессивных мер: были произведены многочисленные аресты и закрыты оппозиционные газеты и журналы в арабских вилайетах. Прав был, пожалуй, полковник Лоуренс, который писал, что руководство младоарабов ожидало, что «свобода придет благодаря мольбам, а не жертвам».

Для подавления национально-освободительного движения арабов младотурки использовали также беспрерывную вражду между отдельными племенами, шейхами и эмирами. Так, в 1909 г. в Йемене и сопредельном- с ним Асире начались новые восстания против турок. В то же время правящая династия Йемена во главе с имамом Яхьей имела свои захватнические планы по отношению к Асиру, несмотря на то что обе арабские страны связаны были между собой тайным союзом. Зная об этом, младотурецкое правительство во время посещения Стамбула специальным «посольством» имама Яхьи не замедлило предложить имаму свою поддержку как в деле присоединения Асира к Йемену, так и в его борьбе с аденскими племенами, вооруженными и инспирируемыми агентами Англии.

Это привело к распаду йемено-асирского союза, действовавшего против турок с весьма внушительной силой - 75-тысячной армией. В этом туркам помогло и то обстоятельство, что Йемен чувствовал угрозу вторжения англичан через территории Адена.

С помощью турок имаму Яхье удалось разгромить войска асирского шейха Мухаммеда Али аль-Идриси и покорить Асир. С 1911 г. Йемен «фактически перестал участвовать в антитурецких комбинациях, хотя отдельные столкновения йеменских бедуинов с турками продолжали иметь место и в последующие годы». С началом первой мировой войны национально-освободительная борьба арабов вступила в новый этап своего развития.

Своеобразная обстановка сложилась среди курдского населения империи. Сразу же после июльской революции 1908 г. лидеры курдского национального движения в Стамбуле основали курдский клуб, пропагандировавший проблемы консолидации курдов, развитие курдской культуры и т. п. Важную роль в деятельности клуба сыграла выпускаемая Эмином Бадр-ханом, Бабан-заде Исмаи-лом Хаккы и Саидом Хурдином на турецком языке «Курд теваюн ве теракки газетеси» («Газета курдской взаимопомощи и прогресса»).

Вскоре курдские национальные клубы были созданы во многих городах Османской империи - Диярбакыре, Муше, Битлисе, Эрзуруме, Багдаде, Мосуле и др. Раньше, при Абдул Хамиде, курдские вожди племен, несмотря на их показную преданность, в течение десятков лет вынашивали всякие тайные планы для образования «независимого курдского государства». Теперь, формально приспосабливаясь к новым условиям, эти клубы называли себя местными клубами «Иттихад ве теракки», но фактически продолжали свою пропаганду.

Следует отметить, что после младотурецкой революции как курдские клубы, так и лидеры курдского национализма старались сблизиться и координировать свою деятельность с армянскими организациями.

Однако лидерам курдского освободительного движения не удалось объединить национальные силы и придать этому движению организованный характер. Более того, родо-племенные разногласия стали тормозом на пути национального единства и дали младотурецким властям благоприятную возможность принять соответствующие меры для подавления движения курдов. Так, например, против Эмина Бадр-хана как представителя бохтанского рода выступил шейх Абдул-Кадыр из шемдинанского рода. Оба они претендовали на главенство над турецкими курдами. Эмин Бадр-хан ссылался на традицию, по которой бохтанский род издревле поставлял князей, а шемдинанцы - лишь «святых» - сеидов и дервишей. Сторонники Абдул-Кадыра доказывали, что «из рода Бадр-хана выходили только полководцы, а не правители».

Народные массы, неорганизованные и темные, шли в большинстве случаев за своими племенными вождями, классовые интересы которых не имели ничего общего с с национальной проблемой курдов. При этом следует отметить, что курдская феодальная верхушка, пользовавшаяся большими привилегиями при старом режиме, не могла согласиться с утратой этих привилегий и поэтому не хотела подчиняться младотурецкому правительству.

Первым после июльской революции 1908 г. восстал против младотурецкого правительства вождь племени милли Ибрагим-паша, один из фаворитов Абдул Хамида и инициаторов создания султанской гвардии «хамидие». В начале сентября 1908 г., пятитысячный отряд Ибрагим-паши фактически контролировал обширный район от Эрзинджана до Дейр-эз-Зора. Его резиденция находилась между Урфой и Мардином - в Вереншехре. Это сильно напугало младотурок, понимавших, что с победой Ибрагим-паши может быть потрясено все основание турецкого государства в Малой Азии. Против мятежного паши был снаряжен сильный карательный отряд из 22 батальонов под командованием Нешад-паши. Кроме того, по приказу военного министра все сыновья курдских беев служившие в турецкой армии, были разжалованы.

Борьба продолжалась в течение месяца. Только в конце сентября 1908 г., после упорных боев, Ибрагим-паша потерпел поражение и бежал в горы Синджар (в Месопотамии), однако вскоре был убит преследовавшими его турками. Лишившись своего предводителя, курдский отряд сдался туркам.

Осенью 1908 г. и в начале 1909 г. крупные восстания начались в Дерсиме, а затем среди курдов племени ха-мевенди, обитавшего между Багдадом и Мосулом. Для подавления восстания в эти районы младотурецкое правительство послало крупные военные силы под командованием Назым-паши, которому были предоставлены неограниченные права для осуществления им же намеченных мероприятий в трех вилайетах - Мосуле, Багдаде и Басре. В начале 1909 г. карательным отрядам из армии Назым-паши во главе с вновь назначенным вали Мосула Фазиль-пашой с трудом удалось усмирить мосульских курдов племени барзани и хамевенди.

В донесениях русских дипломатов и военных агентов содержится много материалов о курдских восстаниях в 1910-1914 гг.. Наиболее мощные восстания в этот период охватили Дерсим, Битлис, Иракский Курдистан и др. Эти восстания отличались от прежних волнений курдов главным образом тем, что в этот период борьбы курды подчас солидаризировались и объединялись с другими народами Османской империи, боровшимися за свое освобождение, - армянами, арабами и др.

Но курдское движение не всегда носило прогрессивный характер. Восстания, вспыхнувшие в первые месяцы после младотурецкой революции, объективно были направлены против революционных преобразований в Турции, отвечали интересам крупных курдских феодалов - вождей племен, заинтересованных в сохранении феодально-клерикального деспотического режима. После свержения Абдул Хамида курдская феодальная верхушка стала ориентироваться на любого союзника - внутреннего и внешнего, лишь бы он был врагом младотурецкой революции и сохранил ее прежние привилегии.

Рядовой курд, принимая участие в восстании, имел в виду, разумеется, прежде всего облегчение своего экономического положения, а затем уже приобретение политических прав. Но как раз это не входило в расчеты вождей племен - феодалов, которые под флагом национального освобождения стремились сохранить привилегии, полученные ими от султанов, и возможность по-прежнему эксплуатировать свой трудовой народ. Однако, несмотря на коренное различие между их классовыми интересами, в условиях сохранения родо-племенного строя курдские труженики, не имевшие тогда своих политических организаций, шли на борьбу против младотурок под флагом своих предводителей - ага, беев и др.

В первые месяцы революции курдские племена оказывали активное сопротивление новому режиму, препятствовали наведению порядка в городах и деревнях, ликвидации султанской гвардии «хамидие», строительству дорог и школ и т. п. «Все курды единодушно отказываются подчиниться новому режиму, - писал в своем донесении Скрябин, - а хамидийские полки, продолжая грабить народ, оказывают вооруженное сопротивление сборщикам налогов, заявляя, что не признают настоящего правительства».

Вожди различных племен всегда готовы были служить той или другой стороне в зависимости от выгод, которые они надеялись извлечь для своих личных интересов.

В дальнейшем, когда утвердился младотурецкий режим и его ассимиляторская политика стала нетерпимой, курдское движение приобрело демократический характер. Политика младотурок в курдском вопросе не отличалась от политики Абдул Хамида: они так же подавляли движение курдов силой и всячески стремились использовать курдов в качестве орудия для борьбы против национально-освободительного движения армян, арабов, лазов и др. С этой целью младотурки всячески затягивали дело, связанное с ликвидацией гвардии «хамидие», вступали в сговор с феодальной верхушкой курдских племен.

В этой связи любопытно сообщение в одном из архивных документов: летом 1911 г. младотурецкий министр финансов Джавид-бей и член комитета «Иттихад ве те-ракки» Наджи-бей совершили путешествие по Анатолии «с целью укрепления конституции и распространения конституционных идей». В это время они вели переговоры с вождями курдских племен, в том числе с Хюсейн-пашой. В Эрзуруме им удалось убедить его в «общности интересов всех мусульман». После свидания с Джавид-беем Хюсейн-паша вступил в партию «Иттихад ве теракки». Разумеется, вступление в младотурецкую партию известного курдского главаря произошло не добровольно, а под нажимом и с определенным обещанием младотурецких лидеров предоставить ему «свободу действий».

Наряду с этим младотурецкое правительство попыталось «навести порядок» среди курдского населения путем показного предоставления земель кочевым курдам. Чтобы перевести кочевые курдские племена на оседлость, правительство накануне войны создало специальную комиссию под председательством офицера Ибрагим-эфенди с центром в Селяхие.

Комиссия прибыла в Селяхие весной 1914 г., сразу же после подавления восстания шейха Барзана. В архивном документе сообщается, что она «встретила большие препятствия среди старшин и беков, которым принадлежат все земли, расположеные вдоль реки Диалы между Селяхие, Сулеймание и персидской границей. Они оказывают сильное сопротивление осуществлению этого проекта, так как, чтобы отвести курдам земли, пришлось бы их конфисковать у беков. Низшие классы, наоборот, отнеслись сочувственно к проекту».

Курдские феодалы заявляли, что правительство якобы не имеет никакого права отбирать земли у их «законных владельцев». Когда же Ибрагим-эфенди нашел в турецком законодательстве статью, гласящую, что земли, которые в течение трех лет не обрабатываются, автоматически признаются «мири», т. е. принадлежащими государству, крупные землевладельцы во главе с Махмуд-пашой (из рода джаф), договорившись между собой, решили всеми силами противиться конфискации земель, ссылаясь на то, что вышеприведенная статья закона «не относится к землям, на которых находятся пастбища».

Не ограничившись этим, курдские вожди, как сообщается далее в донесении военного агента, предъявили комиссии претензии в том, что их предки платили всегда только 1 на 40 (т. е. давали 1 барана из 40), между тем как в настоящее время правительство берет с них по 3,5 пиастра с барана и 100 пиастров с палатки и теперь решило еще увеличить налоги на 25%.

Комиссия вернулась в Стамбул ни с чем. Один этот факт лишний раз свидетельствует о том, как младотурки относились к аграрному и национальному вопросам.

Отсюда можно также сделать вывод о классовых взаимоотношениях внутри курдских племен, внешне выступавших под флагом национально-освободительной борьбы. В результате всего этого к началу первой мировой войны курдское освободительное движение потерпело поражение.



Интервью директора Центра региональных исследований Ричарда Киракосяна газете «Ноев Ковчег»

– В последнее время Турция существенно усилила восточный вектор своей внешней политики. Означает ли это, что Анкара уже отказалась от надежд, связанных с переговорами по вступлению Турции в ЕС?

– Как мне кажется, за последние полтора года турецкая стратегия по евроинтеграции подверглась существенным изменениям. Турки уже давно не просят Европу принять их, стремясь превратить свою страну в настолько мощное региональное государство, чтобы ЕС нуждался в ней больше, чем Турция в ЕС. При этом членство Турции в Евросоюзе, собственно, исходит и из интересов Армении, так как Турция, попав в ЕС со всеми вытекающими из этого последствиями, станет более выгодным и менее опасным соседом для нас. В частности, я имею в виду ответственность турок в вопросах геноцида и исторического наследия, возмещения собственности. Турция просто будет вынуждена сократить военные расходы, агрессию в отношении армян или курдов. Все это существенно ограничит свободу Анкары в маневрах, и Турция не сможет долго оставаться враждебным соседом для Армении. Вместе с тем я особо хотел бы выделить внешнеполитический вектор Турции о приоритетности Балкан и балканских турок. При этом данное направление турецкой политики обнажает ее дисперсность, поскольку Анкара не фокусируется на чем-то одном, проявляя активность в направлении Сирии, Ливии, Ирака, Боснии, Кипра, Кавказа, Азербайджана, Ирана и т.д. Таким образом, параллельно развивая все эти векторы, Турция неминуемо потерпит неудачу, по крайней мере, во многих своих попытках.

– С развалом СССР Турция перестала играть для НАТО, и в частности для США, исключительную роль натовского форпоста на границах «империи зла». Тем не менее, американо-турецкое военно-стратегическое сотрудничество, несмотря на некоторые шероховатости, продолжает развиваться.

– Не секрет, что на протяжении последних десятилетий именно Пентагон не раз вставал на защиту Турции даже тогда, когда этого не следовало делать, к примеру, в вопросе геноцида армян. Однако на сегодняшний день в Пентагоне испытали настоящее разочарование Турцией и в ней уже не нуждаются, что обосновано наличием американских солдат в Афганистане и Ираке, а также новой ролью США на Ближнем Востоке. При этом сама Турция, являясь членом НАТО, рассматривает, к примеру, Черное море не под углом сотрудничества с США или в рамках НАТО, а в контексте партнерства с Россией. Поэтому военно-политические отношения между Вашингтоном и Анкарой, подвергшись серьезным изменениям, вряд ли восстановятся до прежнего уровня, что для региона в целом хорошо.

– И эту тенденцию неспособно подвергнуть корректировкам даже подписанное недавно Турцией и США соглашение о размещении радара против иранских ракет на турецкой территории?

– В данном случае важно даже не столько это, сколько то, что Турция уже несколько лет сближается с Россией в таких сферах, как энергетика, дипломатия и геополитика. И размещение радара станет первым испытанием прочности российско-турецких отношений. Данный план ПРО, по сути, идентичен тому, что развертывается в Польше и Чехии и против которого так активно выступала Россия. Сама Россия при этом явно не располагает достаточными рычагами воздействия на Турцию, учитывая, что эти две страны являются давними историческими и региональными соперниками. Помимо того, претензии Турции на роль региональной державы прямым образом угрожают интересам России на Кавказе, однако для Армении такой сценарий однозначно позитивен, так как чем больше сложностей будет в отношениях Москвы и Анкары, тем лучше для Еревана. Таким образом, подписав договор о размещении ПРО, Анкара уже во второй раз позиционирует себя как союзницу Вашингтона. Первый раз – это позиция Турции в отношении Сирии. Очень интересна цена соглашения, которую получит Турция от США. Ею может стать как американское содействие или, по крайней мере, нейтралитет США относительно бомбежек деревень и позиций курдов в Северном Ираке. Что же касается Ирана, против которого, как предполагается, размещен радар, то у него нет других альтернатив, кроме как пытаться продолжать использовать Турцию как посредника.

– Многие сегодня говорят о неуклонной исламизации Турции, направленной на повышение ее роли в регионе. Происходит ли этот процесс в реальности или же сводится к имитации в политических целях?

– Весь вопрос в том, что нам пока неизвестно – исходит ли исламизация от правящей Партии справедливости и развития, в основе своей исламистской, или же само общество сильнее начинает ориентироваться на ислам, а правительство просто ему в этом подыгрывает. Соответственно, тенденция к исламизации может исходить в Турции не только сверху, но и снизу. Однако в любом случае AKP явно не собирается превращать Турцию в теократическое государство, по примеру Ирана. Скорее, речь идет об ориентации страны на менее светскую и более демократическую позицию. При этом военные, светски настроенные силы, стоящие на страже идей Ататюрка, еще не проиграли эту игру и все еще могут стать центром выработки контрмер.

Однако тенденция к исламизации выглядит достаточно устойчиво, учитывая, что у власти в стране по-прежнему стоит Партия справедливости и развития. При этом дело тут не в одном только распространении ислама в Турции, а в том, кто в результате будет лидировать на Ближнем Востоке. Поэтому Израиль Турции уже не нужен, поскольку та всеми силами стремится завоевать расположение арабского мира, в особенности после смены правительств в Тунисе, Египте, Ливии и в будущем в Сирии. Однако большинство арабов еще в период Османской империи ненавидели турок и теперь продолжают помнить все их «достижения». Невзирая на это, Анкара, продолжая декларировать антиизраильскую позицию, продолжает играть на настроениях Ближнего Востока. В то же время, разорвав связи с Израилем, партия Эрдогана использует это для ослабления влияния собственного генералитета, который всегда поддерживался Израилем.

– Как вся эта ситуация отразится на Армении? Появится ли в Кнессете наконец законопроект о признании геноцида армян?

– Не знаю, как насчет Кнессета, но в Конгрессе США законопроект по геноциду станет уже не сугубо армянским вопросом, а удобным орудием для большинства представителей израильского лобби, которое не преминет использовать его против Турции. Многие годы Израиль помогал саботировать усилия по признанию геноцида. Теперь же израильское лобби в США и Европе наверняка развернется в обратную сторону, для начала попытавшись использовать геноцид армян в качестве ответного шага против Турции.

Поэтому в вопросе признания геноцида уже в ближайшее время могут произойти более существенные изменения и пертурбации.

Давид Степанян

На сегодняшний день население Турции составляет 73 миллиона человек. Из них 82% – турки, 11% – курды, в остальную часть входят арабы, греки, армяне и представители других национальностей. Более трех миллионов турков проживают в Германии и других европейских странах. В настоящее время численность населения увеличивается за счет россиян и других жителей стран СНГ.

Конституция Турецкой Республики признает турком каждого, кто родился на территории Турции от матери-турчанки или отца-турка. Самые крупные города Турции – это Анкара, Стамбул, Измир, Адана, Бурса. На востоке Турция граничит с Грузией, Азербайджаном, Арменией и Ираном; на северо-западе – с Болгарией и Грецией; на юго-востоке – с Сирией и Ираком. Турецкую Республику омывают Средиземное, Черное, Эгейское и Мраморное моря.

На территории Турции на протяжении многих веков происходили контакты и ассимиляция разных народов. К примеру, давние жители Малой Азии были похожи на шумеров Месопотамии (теперешний Ирак) и тюрков Центральной Азии. В древности на территорию Анатолии напали индоевропейские племена, которые создали Хеттское царство. Позднее здесь господствовали греки, римляне, византийцы и османы.

Историческая родина тюрок – Алтайские горы. К востоку от их земель жили монголы, а к западу – угро-финны (предки современных финнов, венгров и эстонцев). Постепенно тюрки заселяли Среднюю Азию и создали империю с огромной территорией. В девятом веке тюрки-огузы, проживавшие в Центральной Азии, приняли ислам. Позже их стали называть турками-сельджуками. Из века в век они становились все сильнее. В 11 веке турки-сельджуки завоевали Восточную Анатолию, которая входила в состав Византии. Многочисленные тюркские племена осели на территории Малой Азии, ассимилировав местное население.

Народность курды – одна из двух самых крупных этнических групп турецкого населения (вторая из них – армяне), которые, проживая на территории Турции, избежали ассимиляции с тюрками в эпоху Османской империи. Они обитают в Восточной Турции, в горных и малодоступных районах, их язык, происхождение и культурные традиции очень схожи с персидскими. В 1925 и 1930-х годах курды поднимали восстания за независимость против Турецкой Республики, которые жестоко подавлялись. Очень долгое время на территории курдов действовало чрезвычайное положение, а в 1946 году они получили такой же статус, как и остальные турецкие провинции. До сих пор эта проблема остается чрезвычайно острой, тем более, что в соседних Ираке и Иране проживают довольно сильные курдские меньшинства, оказывающие поддержку турецким курдам.

Турки очень вежливы и обходительны. В трудной ситуации они вам всегда помогут и не оставят в беде. При встрече они всегда приветливы и радушны, этикету придают большое значение. Турки очень хорошо относятся к людям, уважающим их традиции, а если вы знаете хотя бы несколько слов по-турецки – это буквально обезоруживает их. По их религиозным традициям, коренящимся в исламе, подчеркнуто вежливые приветствия и добрые пожелания в адрес друг друга играют для них очень большую роль. Но у них есть и определенные недостатки, сразу бросающиеся в глаза западному туристу: являясь восточным народом, они очень медлительны и непунктуальны. Поэтому, если вы заключаете какую-либо сделку, время и цену подробно обговорите заранее.

Увидев на улице женщину, облаченную в черные одежды, не следует показывать на нее пальцами или фотографировать.

Если вы входите в квартиру, частный дом к туркам или мечеть, нужно всегда перед входом снять обувь и оставить ее перед дверью. А если мечеть многолюдна, обувь можно положить в пакет и взять с собой. Заходя в мечеть, нужно быть прилично одетым, женщине полагается повязать на голову платок; запрещается посещать такие места в шортах, коротких юбках и майках.

Вы не встретите на улице пьяного турка: ислам запрещает распитие алкогольных напитков. Поэтому туристам нужно вести себя соответствующим образом, уважая традиции этой страны.

Внешний вид

Каковы бы ни были традиции, самое ценное в каждой стране – это ее жители. Внешне турки очень разные и очень отличаются друг от друга: от темных брюнетов со смуглой кожей до светлокожих блондинов. Так внешний образ турков отразил все процессы ассимиляции, происходившие на протяжении многих веков в этой стране. Особым предметом мужской гордости являются усы, присущие очень многим туркам, за исключением военных.

Особенности характера

Черты характера турков очень противоречивы в силу того, что в них соединились и Восток, и Запад, и Европа, и Азия. Обостренная национальная гордость соседствует с их комплексом неполноценности. Являясь мусульманами, турки в подсознании считают себя выше других народов, но не брезгуют простой черновой работой и вербуются в качестве дешевой рабочей силы в Западную Европу. Слыша многочисленное количество раз слова «Великая Турция», многие понимают, что до настоящего величия их стране еще далеко. Здесь слишком велико социальное неравенство: от богатых людей, владеющих шикарными виллами в Турции, до обитателей трущоб, еле сводящих концы с концами.

Турки очень ценят дружбу и ради друга они готовы буквально на все. А если кто-то становится врагом, то это навсегда, они в течение длительного времени не меняют своих взглядов и отношения. Турки редко бывают объективны, в их друзья может запросто пробиться человек, просто льстящий им и не испытывающий искренних чувств. Такие люди часто злоупотребляют дружбой и используют ее в своих целях, полагаясь на доброту, безотказность и наивность своего друга. А даже аргументированный спор между друзьями может свести отношения на нет.

Турки самокритичны и обладают хорошим чувством юмора. Но они не приемлют критику со стороны иностранных граждан, и даже одно необдуманное слово может ранить их до глубины души. Туркам никогда не стоит безапелляционно заявлять, что все плохо, им куда приятнее будет услышать, что они делают все неплохо, но нужно стараться делать еще лучше. Давить на турка также не следует, с ним лучше договориться полюбовно.

Огромное значение для всех турков имеет доверие. Они готовы отказаться даже от выгодных предложений, услышав нотки недоверия в свой адрес. Напротив, показывая доверие своему собеседнику, это накладывает на турка чувство еще большей ответственности. Но они не всегда верны своему слову, списывая любые неудачи или промахи на Аллаха. Турки терпимо относятся к представителям всех национальностей, но они все так же неторопливы и неточны, у них абсолютно отсутствует чувство времени. Если они говорят, что сделают завтра, то это может означать, что будет сделано когда-нибудь, например, через неделю. К этому нужно приспособиться, обижаться и злиться на турков бесполезно, а тем более показывать им свою ярость – это ни к чему хорошему не приведет.

Турки подчеркнуто вежливы в общении друг с другом, особенно в маленьких городках. Они предупредительны в отношениях между собой, никогда не создают толчею, а если нечаянно заденут друг друга, то тут же извиняются. Водители уступают дорогу пешеходам и стараются быть взаимно вежливыми, а все недоразумения улаживают мирно и бесконфликтно. Но, к сожалению, в огромных городах (таких, как Стамбул) эта традиция уже исчезает.

Гостеприимство турков уже стало притчей во языцех. Не удивляйтесь,если после одной-двух встреч, они пригласят вас к себе домой и познакомят со всей родней. Если турки приглашают вас к себе на обед, ужин или просто чай, будет невежливым с вашей стороны отказать им, так как они могут воспринять это как личную обиду. Приглашая к себе домой, турки хотят выразить этим свое уважение и доверие к вам. Согласно национальным обычаям, после посещения турецкого дома нужно сделать ответный шаг, пригласив их к себе в гости.

Отношения между противоположными полами у турков совершенно не такие, как у нас. Турки относятся к женщине исключительно как к объекту любви, поэтому они не приемлют отношения к женщине как к товарищу, другу или коллеге по работе. Турки предпочитают проводить время с друзьями, и вы редко встретите семейную пару, идущую куда-то вместе,разве что к родственникам. Испокон веков турецкая женщина была хранительницей домашнего очага и сидела дома с детьми, нигде не работая. Но в последнее время в связи с все большей европеизацией Турции можно все чаще встретить работающих женщин и даже занимающих видные посты в государстве.

В Турции запрещены добрачные связи между мужчиной и женщиной, а также не приветствуются гражданские браки. Понравившись друг другу, молодая пара сразу решает пожениться. За пределами дома не принято проявлять чрезмерную нежность по отношению друг к другу. До сих пор здесь существует так называемая полиция нравов, поэтому вы не увидите на улице целующуюся парочку. Только в 2002 году был отменен обязательный тест на девственность среди старшеклассниц.

Даже спрашивать о здоровье жены и передавать ей привет среди турков считается неприличным. Обычно принято спрашивать о здоровье семьи в целом и передавать привет семье, даже если вы были раньше в этом доме и знаете жену.

Находясь в ресторане или на вечеринке, считается некрасивым поступком приглашать на танец чужую жену и садиться на свободное место за стол, особенно, если рядом сидят женщины. Турки – великие собственники и ревнивцы и не допускают даже мысли, что жена может танцевать с кем-то другим.

В вопросе супружеской верности турки бескомпромиссны и даже беспощадны, они не прощают измен, а некоторые могут даже убить. Был такой случай, когда турецкий парламент оправдал полицейского, который убил свою жену и брата, застав их вместе. При этом общественность относится благосклонно к изменам со стороны мужчин.

Большое число поклонников не возвышают девушку в глазах юноши, в то время как в Европе армия поклонников только добавляет девушке авторитета. До настоящего времени девушка в Турции ограничена в своем выборе будущего мужа, и часто браки заключаются по договоренности между родителями жениха и невесты. Сегодняшний день – это переходный период между старыми укоренившимися традициями и новым взглядом на жизнь, и у турчанки, которая активно учится и осваивает новые профессии, сейчас другие потребности и запросы, но мужчины очень часто не хотят этого признавать, поэтому нередко это вызывает кризис в новых семьях.

Семейный уклад

Большую роль для турков играют семейные и родственные связи. В турецких семьях, особенно в деревенских, существует четкая иерархия: жена и дети безоговорочно подчиняются мужу и отцу, младшие братья – старшим братья, а младшие сестры – старшим братьям и сестрам. Старший брат – аби – является по сути вторым отцом для младших братьев и сестер. В его обязанности входит в том числе и охрана чести его сестер, поэтому зачастую он является настоящим тираном для них. Многодетная мать семейства пользуется заслуженным уважением и авторитетом у всей семьи, особенно, если она родила мужу нескольких сыновей.

Авторитет главы семьи – отца – был всегда абсолютным и неоспоримым. С ранних лет в детях воспитывали глубокое уважение к родителям, особенно к отцу, они даже должны были вставать в присутствии отца, а некоторые турки вплоть до зрелого возраста не осмеливаются курить при отце.

У турков, особенно в сельской местности, существуют свои идеалы красоты. Ценятся сильные и полные женщины, могущие взвалить на себя весь груз домашних забот. Турецкая пословица гласит о канонах женской красоты: «Она была так прекрасна, что должна была поворачиваться, чтобы входить в дверь».

Покидая родительский дом, девушка уже становится членом семьи мужа, но здесь она занимает гораздо более низкое место, чем в семье своих родителей. Невестка не считается членом семьи, пока не родит сына. Даже мужа она не имеет права называть по имени, а, обращаясь к новым родственникам, она должна говорить «ваш сын» или «твой брат».

Рождение ребенка, особенно сына, сразу повышает статус молодой женщины в новой семье. И ее тем больше уважают, чем больше у нее сыновей. Но если женщина бесплодна – это для нее настоящая трагедия. Общественность порицает такую женщину, она теряет все свои права, в том числе право на наследство, и сам брак с ней становится под угрозу.

Мужья не обсуждают с другими людьми своих жен и тем более не хвастаются перед друзьями своими победами на любовном фронте. В маленьких городках и деревнях вы никогда не увидите супругов вместе. Проявление нежности по отношению к своей жене считается неприличным. А если мужчина вернулся после длительной командировки, его встречают в первую очередь родственники мужского пола, за ними – мать и сестры, а последней – жена.

До сих пор для женщин существуют некоторые запреты со стороны мужчин. Так, не принято, чтобы женщины без мужского сопровождения посещали какие-либо вечеринки, увеселительные заведения или рестораны.

Жизнь холостяка – не свойственное для Турции явление, особенно в деревне. Считается странным, если парень не женился до 25 лет. В настоящее время молодые семьи уже не живут с родителями, часто они снимают квартиры в Турции , а также родители могут купить им недорогую недвижимость в Турции . Молодые пары с родителями часто навещают друг друга. Здесь очень любят ходить в гости, устраивать чаепития и дарить друг другу небольшие подарки.

В Турции не встретишь такого явления, как приюты или дома для престарелых, характерные для европейского или американского образа жизни. О пожилых родственниках принято заботиться до конца жизни. Здесь даже соседские отношения пронизаны теплом и вниманием, а уж забота о близких родственниках – это прямой долг каждого турка.

В последнее время всё чаще можно слышать о том, как мусульмане, живущие в России, покидают или собираются покинуть свою родину. В основном их привлекает Турция. Особенно это касается мусульман Москвы. Ещё больше – наиболее активных из них. Например, бизнесменов. Причин этому много. Наиболее часто, наряду с усиливающимся давлением на людей, ведущих исламский образ жизни, озвучивается нежелание растить детей в России.

Как-то у меня завязался разговор с другом о том, где он хотел бы жить и растить детей.

– Ты думаешь уехать из Дагестана?

– Пока нет, но всё чаще задумываюсь об этом. Хочу жить в цивилизованном обществе.

– Что именно толкает тебя на эти мысли?

– Я хочу, чтобы мои дети выучились должным образом и выросли в нормальном обществе.

– Ты считаешь дагестанское общество ненормальным?

– Ну, как сказать… я просто не хочу, чтобы мои дети выросли так, как вырос я. Хочу, чтобы они ходили в школу и университет за знаниями, а не за чем-то другим. У нас молодёжь в учебных заведениях занимается всем чем угодно, кроме учёбы. Они учатся там притеснять друг друга, давать взятки, учатся пить, курить… Я не хочу, чтобы мои дети росли в городе, в котором представители правоохранительных органов останавливают людей за внешний вид, где в любое время в кафе может ворваться ОМОН и задержать на полдня официантов и посетителей, где представители спецслужб могут без суда и следствия расстрелять машину прямо на дороге средь бела дня… Я хочу жить там, где люди любят и уважают окружающих, соблюдают их права и свои обязанности перед ними. У нас ненормальное общество, в котором живут и вырастают ненормальные люди.

– А кто будет менять его, если такие как ты разъедутся? Ты не чувствуешь ответственности за свою родину, за свой народ? Думаешь, тебя не будет тянуть домой? И куда, например, ты хотел бы переехать?

– Не знаю…

– В Европу ты не поедешь, правильно? В какие-нибудь Эмираты, наверное, тоже…

– Да, туда я не поеду. Думал, может, в Турцию…

– Представь, что ты переехал. Твои дети пошли в турецкую школу, стали говорить на турецком языке, приобщились к турецкой культуре и менталитету, обзавелись друзьями, женились на турчанках… стали турками, короче… совсем забыли родной Хунзах…

– Вот это меня и останавливает вообще-то.

– Мне кажется, ты не сможешь жить нигде, кроме этого нашего «ненормального общества».

– Кажется, я понял, где хочу жить…

После этого мой друг назвал одно небольшое дагестанское село, в котором простые люди живут простой сельской жизнью, понравившейся ему тем, что большинство его жителей соблюдают предписания ислама. Мечеть села играет роль важного общественного центра, имам имеет большой авторитет среди людей. К тому же в селе достаточно людей, обладающих шариатскими знаниями, к которым обращаются за решением бытовых и общественных вопросов и проблем. Дети там шустрые и смышлёные, а взрослые – благородные и трудолюбивые.

К сожалению, большая часть Дагестана сильно отличается от подобных сёл, и жизнь в ней течёт по другим правилам. Иногда кажется, что правил и вовсе нет. Когда-то оторванный от своей истории и культуры, крепко привязанной к исламу менталитет дагестанцев привёл нас к диктатуре силы, денег и служебных полномочий. Ценностями людей стали «корочка и ствол». То, что должны делать бесплатно, люди стали делать только за деньги. Довольство заработной платой и отказ от взяток стали глупостью. И если ты не заплатишь человеку за то, за что он получает зарплату, тебе может быть нанесён вред. Этот порочный круг сопровождает нас от роддома до кладбища включительно.

На этом фоне можно отчётливо видеть, как возврат к исламу и его ценностям делает людей лучше. Люди в ислам сегодня приходят самые разные. Бывает так, что занимавшиеся ещё вчера разбоем и вымогательством сегодня интересуются тем, какую наценку шариат разрешает им накинуть на товар. Совершенно искренне, стесняясь своего прошлого. Аллах говорит в Коране (смысл): «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов...» (сура «Женщины», аят 36). Это нрав ислама, ответственность за распространение которого лежит на наших плечах.

Каждый из нас в ответе за общество, в котором он живёт. Не следует бежать от проблем. Их за нас никто не решит. Турки и арабы сюда не приедут. Их выгнали не так давно.

ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее - Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую сайт компании «Marka-Is ÖU», расположенный на доменном имени сайт и turkey-is.com, может получить о Пользователе во время использования сайта компании.

РЕКВИЗИТЫ КОМПАНИИ:

  • юридический адрес: Harju maakond, Tallinn, Lasnamäe linnaosa, Majaka tn 26, 11411, Estonia
  • регистрационный код: 14506631
  • электронная почта:

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ

1.1 В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:

1.1.1. «Администрация сайта» - уполномоченные сотрудники на управления сайтом, действующие от имени компании «Marka-Is ÖU», которые организуют и (или) осуществляет обработку персональных данных.

1.1.2. «Персональные данные» — любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

1.1.3. «Обработка персональных данных» — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

1.1.4. «Конфиденциальность персональных данных» — обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

1.1.5. «Пользователь сайта» - лицо, имеющее доступ к Сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

1.1.6. «Cookies» — небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Использование Пользователем сайта означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.

2.2. В случае несогласия с условиями Политики конфиденциальности Пользователь должен прекратить использование сайта.

2.3..com. Компания не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на сайте.

2.4. Администрация сайта не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем сайта.

3. ПРЕДМЕТ ПОЛИТИКИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Настоящая Политика конфиденциальности устанавливает обязательства Администрации сайта по неразглашению и обеспечению режима защиты конфиденциальности персональных данных, которые Пользователь предоставляет по запросу Администрации сайта при оформлении заказа на пользование услугами компании через онлайн-формы или иные средства онлайн-коммуникации.

3.2. Персональные данные, разрешённые к обработке в рамках настоящей Политики конфиденциальности, предоставляются Пользователем путём заполнения форм заявок (регистрация и оформление подписки) на Сайте и включают в себя следующую информацию:

3.2.1. Имя пользователя;

3.2.2. Контактный телефон пользователя;

3.2.3. Адрес электронной почты (e-mail).

4. ПОЛУЧАЕМАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ДАННЫЕ

При посещении Сайта автоматически определяется Ваш IP адрес, имя домена, страна регистрации IP. Также нами фиксируется факты перехода по страницам Сайта, а также прочая информация, которую Ваш браузер предоставляет открыто и добровольно. Данные сведения помогают существенно упростить пользование Сайтом, сделать поиск нужных или интересных для Вас материалов намного быстрее и комфортнее.

На Сайте реализована стандартная технология персональной настройки стилей отображения страниц и размещенного на них контента под параметры конкретно Вашего монитора «cookies». «Куки» — это сохраняющиеся на жестком диске данные о посещаемых веб-сайтах, пользовательских настройках, персональных настройках режима просмотра контента. Реализованная на Сайте технология «cookies» предоставляет информацию о том, с какого стороннего ресурса был выполнен переход на Сайт, имени домена Вашего провайдера, страны посетителя, данные о загруженных материалах с Сайта. Данная технология используется и браузерными счетчиками компаний Google, Yandex, Rambler и т.д.

«Сookies» не собирает личной или конфиденциальной информации о пользователе, данную технологию можно заблокировать при персональной работе с Сайтом, используя настройки Вашего браузера или поставить обязательное уведомление о посылке «куки».

Любая персональная информация, в том числе идентификационная, предоставляется пользователями Сайта исключительно добровольно. Все данные, которые Вы оставляете на Сайте собственноручно при регистрации или в ходе заполнения форм (ФИО, контактный телефон, электронная почта) сохраняются в тайне и не разглашаются.

5. ЦЕЛИ СБОРА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

5.1. Персональные данные Пользователя Администрация сайта может использовать в целях:

5.1.1. Оформления заявки на услуги компании дистанционным способом.

5.1.2. Установления с Пользователем обратной связи, включая направление уведомлений, запросов, касающихся использования Сайта, оказания услуг, обработки заявок от Пользователя, а также направления информационной рассылки.

6. СПОСОБЫ И СРОКИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

6.1. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.

6.2. Администрация сайта не передает персональные данные третьим лицам.

6.3. Администрация сайта и компания «Marka-Is ÖU» не несет никакой ответственности в случае, если персональные данные Пользователя (ФИО, контактный телефон, электронная почта, адрес доставки) окажутся в открытом доступе в результате использования им других, не принадлежащих компании Сайтов или средств электронной коммуникации.

7. ВАШЕ СОГЛАСИЕ С ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

Использование настоящего Сайта подтверждает Ваше согласие с Политикой конфиденциальности. Если Вы не согласны с изложенными здесь правилами и условиями, пожалуйста, покиньте Сайт и не используйте представленный контент. Любое использование Сайта и представленных на нем материалов рассматривается как Ваше безоговорочное согласие с изложенными выше условиями.

8. ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Сайт не берет на себя ответственность за действия других сайтов и ресурсов, третьих лиц и сторонних посетителей.

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Администрация сайта вправе вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности без согласия Пользователя.

9.2. Новая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.

9.3. Действующая Политика конфиденциальности размещена на странице по адресу