Уровни социальной организации. Социальное поведение и его уровни

Понятие «социальная иерархия»

Каждый человек в своей жизни ставит цель стремиться к определенным вершинам, то есть совершает движение «снизу-вверх», а не наоборот. Обгоняя друг друга, мы стремимся овладеть большим количеством ресурсов и власти, чтобы беспрепятственно удовлетворять свои потребности: в лучшей жизни, в ресурсах, в семье, карьере. Вся общая сфера, в которой совершается такое движение, носит название «социальная иерархия».

Исследователи представляют социальную иерархию в виде пирамиды , построение которой основывается на ряде законов. Один из ключевых законов – количество мест и вакансий, которые располагаются в нижней части пирамиды, всегда превышают по количеству вакансии, которые располагаются в верхней части иерархии. Таким образом, есть возможность сохранить некоторый социальный баланс, потому что в верхней части должны находиться только избранные по некоторым критериям люди: физически и интеллектуально более подкованные, способные принимать важные и ответственные решения, которые окажут влияние на все уровни социальной иерархии.

Определение 1

Таким образом, ученые под социальной иерархией понимают такую совокупность должностей и рабочих мест, а также позиций, которые выстраиваются в восходящим порядке: начиная от менее престижных и наименее вознаграждаемых и заканчивая более престижными и желаемыми. Наличие иерархии означает, что в социальной системе существует неравенство позиций и уровней управления.

С точки зрения социологической науки неравенство нельзя оценить в этических терминах, поскольку оно направлено на выполнение как негативных, так и позитивных функций.

Уровни социальной иерархии

Социальная иерархия напрямую связана с процессами социальной мобильности. Природа обоих явлений предполагает превосходство одних слоев и уровней иерархии над другими: то есть, всегда есть те, кто властвует, и те, кто подчиняется. Такой порядок носит соответственно название «иерархический». Любая иерархия может быть представлена как пирамида, которая состоит из трех наиболее часто встречающихся в различных социальных системах уровнях: верхний, средний и нижний. Отметим, что в управленческой иерархии эти уровни носят название «уровни управления», а в социальной – социальные классы.

Устройство социальной иерархии установилось таким образом, что в основании пирамиды, то есть на самом нижнем уровне расположилось большинство населения, а на верхнем уровне – наиболее привилегированный класс общества. Именно к ним стремятся люди, мотивируя себя возможностью обладать такими элементами жизни, как:

  • богатство,
  • власть,
  • влияние на других людей,
  • наличие разнообразных льгот,
  • престиж.

Социальные блага – это главное мотивирующее условие, которое заставляет человека усердно работать, стремиться к высшему уровню иерархии. Но в то же время социальные блага – это ресурс дефицитный, которые присутствует только на высшем уровне иерархии и доступен небольшому количеству людей.

Замечание 1

Перераспределение ресурсов и богатство представляется возможным лишь в случае продвижения вверх не группой людей, а именно в одиночку. Каждый человек сам выстраивает свою дорогу наверх, делает карьеру, улучшает свои профессиональные навыки, становится индивидуальностью. Такое продвижение наверх в научных кругах носит название «восходящая мобильность».

Социальные законы иерархии

Социальная иерархия не может строиться хаотично, поскольку это приведет к не состыковкам в системе. Именно поэтому ее построение происходит на основе ряда законов.

Первый закон – «Количество вакансий, расположенных снизу, всегда больше количества вакансий, расположенных наверху». Под вакансиями исследователи понимают не только рабочие места и должности, но в целом позиции, которые располагаются на всех уровнях иерархии и в формальной структуре организации. Благодаря такому распределению возникает конкуренция: люди, относящиеся к нижнему уровню, стремятся завладеть вакансией на уровень выше, а участники высших уровней чувствуют необходимость отстаивать свое место. Принцип пирамиды предполагает отбор среди претендентов на высокий уровень наиболее подготовленных морально, интеллектуально и физически. Чем выше уровень иерархии, тем выше уровень вознаграждения и престижа.

Второй закон социальной иерархии – «Количество социальных благ, которые получают те кто находится наверху, всегда больше количества благ, получаемых теми, кто находится внизу». Таким образом мы можем видеть пирамиду в перевернутом виде. Если обычно мы трактуем ее как более суженную к верху, но более широкую внизу, то когда дело касается количества ресурсов и благ, то все наоборот. В этом проявляется закон некоторой несправедливости: наименьшее число участников пирамиды довольствуется всем, а участники нижнего уровня находятся в постоянной нужде. Но в этом и есть смысл конкуренции. Чувствуя недостаток ресурсов, благ и свобод, человек замотивирован на то, чтобы улучшать свои позиции. Поэтому он начинает работать над собой, чтобы преодолеть бедность и нищету и добиться максимальных высот.

Из второго закона о благах вытекает третий – «Закон социального неравенства». Если некоторых людей отсутствие благ мотивирует на деятельность, то есть и те, кто вступает в конфликт, пытаясь добиться лучшей жизни незаконным путем. Это приводит к усилению криминогенной ситуации, что говорит о негативной мотивации личности. Справиться с этим могут лишь органы, которые регулируют криминогенную ситуацию: полиция, государство. Такое поведение отмечают не только у тех, кто находится на нижних уровнях, но и у тех, кто находится наверху. Нередко мы сталкивается с явлениями негативной мотивации людей, которые не желают добровольно расстаться со своим положением и социальными возможностями. Поэтому они также пользуются различными манипуляциями и незаконными способами удержать блага при себе.

КОНТЕКСТ

Немногие станут отрицать, что один из лучших способов завязать знакомство - это найти человека со сходными интересами. Обычно отношения начинаются благодаря общим интересам, касающихся внешнего мира. Когда я употребляю выражения «внешний мир» или «контекст», я вспоминаю передачу с участием д-ра Руфи - одной из самых популярных психологов, выступающих по телевидению. Люди пишут ей письма и звонят по телефону с вопросами: «Как мне встретить подходящего человека? Я трачу уйму времени на встречи с множеством неинтересных людей». Ее советы удивительно точны. Она задает вопрос: «Чем вы любите заниматься? Какое из ваших увлечений вас по-настоящему радует?» Обычно люди в ответ называют что-то вроде тенниса, театра или танцев. Тогда д-р Руфь говорит им: «Тогда вам нужно ходить в театр, на танцы, на теннисный корт - там собираются подходящие для вас мужчины и женщины, и среди них вы можете встретить будущего партнера. Если вы не любите выпивки, курения и сальных шуток - не ходите в бары, потому что там вы, скорее всего, встретите людей, интересы которых совершенно не совпадают с вашими Вам надо идти туда, где собираются люди, которым нравится то же самое, что и вам».

Первый уровень отношений обычно начинается с общей среды, или контекста, в котором вы живете, работаете и отдыхаете. Что вы любите делать? Чего вы не любите делать? Каковы ваши главные жизненные интересы? Любите ли вы рок-н-ролл или балет, кино или театр? Любите ли вы играть в гольф или теннис - или предпочитаете валяться на диване с книгой? Вам нравится кататься на велосипеде или совершать пешие прогулки? Все это - ваши интересы, относящиеся к социуму. Каждый такой способ времяпрепровождения связан с определенными местами, где вы можете встретить людей со сходными интересами. Это кажется совершенно ясным и логичным.

Но, с другой стороны, существует много уровней осознания. Все мы неоднократно убеждались в том, что можно пойти в теннисный клуб или на вечер бальных танцев и познакомиться с человеком, который кажется очень интересным. Но почему же мы играем с ним чудесную партию в теннис, а когда мы потом садимся рядом, нам нечего сказать друг другу? Это происходит оттого, что, несмотря на общую среду, мы не встречаем отклика на других уровнях. Это чрезвычайно важное открытие, так как мы обычно не осознаем всех уровней отношений. Я неоднократно убеждался в этом как на опыте своих друзей, так и на собственном опыте. И поэтому вы можете общаться с кем-то на социальном уровне, но на психологическом или эмоциональном оставаться чужими.

Итак, первый уровень отношений - это действия, которые мы совершаем во внешнем мире. Назовем это деятельной частью отношений.

В КАКОЙ ОБЛАСТИ ВНЕШНЕГО МИРА МЫ НАХОДИМСЯ?

Расширенный социум


Люди обычно придают особое значение всему, что связано с социальной деятельностью. Для социума очень важно, чем вы занимаетесь, каковы ваши увлечения и как вы организуете свое время. На одном из моих семинаров присутствовал мой друг, который уже двадцать пять лет был счастливо женат. Группа людей беседовала о том, как достичь счастья в отношениях, что они хотят и чего не хотят. Мой друг сказал: «Суть в том, можете ли вы жить вместе?» Это действительно самый важный вопрос: можете ли вы жить вместе и заниматься общей деятельностью?

Здесь мы можем рассматривать деятельность как одну из составных частей социального уровня. Этот уровень включает в себя ваши любимые занятия: походы, теннис, учебу и т. д. На уровне деятельности вопрос звучит так: вы способны жить и действовать вместе? Интересно, что идея брака по любви - относительно недавнее открытие. На протяжении тысячелетий большинство людей не вступало в браки по любви. Даже в западной культуре еще 150 лет назад браки, по большей части, «устраивались» родственниками, а в Индии так происходит до сих пор: большинство браков устраивают родители, руководствуясь соображениями, относящимися к социальному уровню.

Например, в Индии решающее значение имеет принадлежность к той или иной касте. Другими важными факторами являются материальный достаток, образование, происхождение и род занятий родителей. Совокупность этих факторов играет главную роль в вопросах сватовства. Недавно я работал с клиенткой, которая родилась в очень богатой семье и была доктором экономических наук. Она уже восемь лет была замужем за человеком, родившимся в небогатой семье и малообразованным. Брак оказался неудачным из-за дисгармонии на социальном уровне. Моя клиентка хотела продолжить образование, изучить множество предметов, расширить свой горизонт, больше путешествовать. Ее муж никогда не учился в колледже и совершенно не интересовался наукой. Ему не нужен был большой дом, потому что его желания и потребности совершенно отличались от ее желаний и потребностей. Они были не лучше и не хуже - просто они были другими. Она хотела расти и развиваться, а он - оставить все как есть. Из-за этих различий они постоянно находились в конфликте. Если вы попытаетесь общаться на одном уровне - например, любви (сущностном) или се5кса (биологическом), чтобы заполнить пустоту на других уровнях - вы совершите то, что в психологии отношений называется путаницей уровней . Когда вы путаете уровни, вы тем самым создаете будущие проблемы.


ШОК ОСОЗНАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА РОЖДАЕТ ЖЕЛАНИЕ ВНОВЬ ОБРЕСТИ УТРАЧЕННУЮ БЛИЗОСТЬ. РЕБЕНОК РЕДКО, А ТО И НИКОГДА, СЧИТАЕТ ВСЕ УРОВНИ ОТНОШЕНИЙ ВАЖНЫМИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭТОЙ БЛИЗОСТИ. ПОЭТОМУ ОН ВЫБИРАЕТ ПОДХОДЯЩИЕ И ОТБРАСЫВАЕТ ТЕ, КОТОРЫЕ НЕ СЧИТАЕТ ВАЖНЫМИ.

ГОДЫ СПУСТЯ ЭТА СТРАТЕГИЯ СТАНОВИТСЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ, И ТОГДА ВОЗНИКАЮТ ПСИХОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ, ОПРАВДЫВАЮЩИЕ ПОДМЕНУ ОДНОГО УРОВНЯ ДРУГИМ.

Стефен Х.Волински


Социальный уровень включает в себя не только ваши увлечения, но также вашу биографию и происхождение. Я вспоминаю своего дядю. После двадцати пяти лет совместной жизни его жена умерла от рака. Через несколько лет он женился на женщине, очень похожей на мою тетю. У них было похожее прошлое, похожие дома и даже дети примерно одинакового возраста. Через несколько лет она умерла от рака, и вскоре он встретил еще одну женщину, похожую на обеих своих жен. Возраст, социальный и экономический статус, дети, дом - все было примерно одинаковым. Я понял, что даже в поколении моих родителей далеко не всегда женились по любви. На их выбор существенно влияли другие факторы. Конечно, любовь играла здесь огромную роль, но в первую очередь важна была социальная совместимость. В чем она заключается? Чтобы понять это, нужно задать вопросы: Чем ты занимаешься? Чем я занимаюсь? Что общего в нашем происхождении и личной истории? Можем ли мы действовать вместе во внешнем мире? Если он любит жить в деревне, а она - в городе, то они плохо совместимы социально. Если он любит путешествовать, а она - сидеть дома, они тоже не очень совместимы.

К социальному уровню относится не только ваша любовь к теннису, но и ваше происхождение, религия, воспитание, культурная традиция, цели, амбиции, финансы, семейные традиции образ жизни, а также то, хотите ли вы иметь детей, и если да, то сколько. От ответов на эти вопросы зависит, сможем ли мы взаимодействовать легко и плодотворно, или наши отношения окажутся напряженными, мучительными и запутанными, а наши цели и планы рухнут. Когда люди не обращают внимания на совместимость на социальном уровне, они часто вступают в неудачные отношения.

СОЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ - ОПРОСНИК

(Отвечайте на вопросы вместе с вашим настоящим или будущим партнером)


Образ жизни

А. Какие у вас общие интересы?

Б. Сколько времени вы проводите на работе?

а. меньше 20 часов в неделю

б. 20–40 часов в неделю

в. больше 40 часов в неделю

г. карьера и профессия не имеют для меня значения

В. Сколько времени вам нужно проводить в одиночестве?

а. Почти не нужно

б. Нужно, но не очень много

в. Одиночество необходимо мне, оно дает мне силы и укрепляет

Г. Что вы предпочитаете делать в свободное время?

Д. К какому типу людей вы относитесь: домосед или «тусовщик»?

Е. Какого рода диеты вы придерживаетесь?

а. обильная и сытная еда

б. здоровая пища

в. изысканная кухня

г. любая домашняя еда

д. я не придаю этому значения

Ж. Насколько вы аккуратны или небрежны?

а. я не могу нормально чувствовать себя в беспорядке

б. я люблю чистоту, но навожу ее только в случае необходимости

в. я делаю только самую необходимую уборку

г. я вполне могу жить в беспорядке

З. Как вы относитесь к сигаретам, алкоголю, наркотикам?


Деньги

А. Каков ваш постоянный доход?

Б. Как вы достигли вашего нынешнего экономического положения?

В. Что вы вкладываете в ваши отношения: некоторую сумму денег или долги и финансовые обязательства?

Г. Как вы улаживаете финансовые отношения с партнером?

а. все деньги общие

б. каждый распоряжается собственными деньгами

в. один из партнеров распоряжается большей суммой, чем другой

г. один из партнеров полностью распоряжается деньгами

д. ответственность за деньги делится поровну

е. другие варианты


Дети/семья

Это очень важная тема, и вам следует честно рассказать друг другу, что вы думаете об этом, особенно в начале ваших отношений. Часто люди скрывают свои мысли и чувства из желания угодить своему партнеру. Порой мы занимаемся самообманом, когда уверяем себя: «Я как-нибудь подстроюсь» или «Позже он изменит свое мнение». Отношение к семейной жизни и детям - основная причина разлада и несовместимости в отношениях. Для всех участников, и особенно для детей, очень важно, чтобы партнеры честно высказали свои истинные чувства в отношении этой важнейшей темы - идет ли речь о ваших будущих детях или о детях от предыдущих браков.

А. Если ли у вас родные или приемные дети? Если да, то насколько вы хороший родитель для них?

Б. Каковы ваши предположения, ожидания и чувства по отношению к детям вашего партнера? А у вашего партнера по отношению к вашим детям?

В. Хотите ли вы иметь общих детей? Если да, то насколько сильно?


Взгляд в будущее

А. Вместе с партнером или отдельно подумайте, каким бы вы хотели видеть:

а. свое финансовое положение

б. свои профессиональные качества

в. свою семью

г. свой духовный путь

е. город или страну, где вы живете

ж. Свой социальный статус


Время

Нарисуйте круг и разделите его на сегменты. Размер каждого сегмента соответствует времени, которое вы тратите на:

а. работу

в. отношения с самыми важными для вас людьми

д. светскую жизнь.

е. физические упражнения

ж. духовный рост

з. время, которое вы проводите в одиночестве


Сравните ваш круг с кругом вашего партнера


Я надеюсь, что эти вопросы помогут вам понять, насколько вы совместимы со своим партнером на социальном уровне. Цель этих вопросов - понять, в чем вы сходны, а в чем различны. Какие-то различия достаточно легко переносятся, а какие-то могут стать причиной серьезных проблем. Именно от вашего отношения к этим различиям зависит то, насколько легко вы уживетесь с партнером на социальном и других уровнях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Надеюсь, что это обсуждение поможет вам встретить и оценить партнера, подходящего вам на социальном уровне. Когда разные уровни не гармонируют между собой - нелегко создать прочные отношения. Если вы не будете придавать значения социальной совместимости, способности к общей деятельности, различию культурных и религиозных традиций и отсутствию общих интересов - вряд ли ваши отношения будут удачными.

Социальный уровень - это социальные особенности и капитал.

Социальные особенности - это стиль и образ жизни (привычки).

Богатые и бедные, образованные и нет, статусные и изгои, москвичи и иногородние, сибариты и эстеты, многодетные и незамужем - эти особенности всегда привлекают внимание. Консерваторы отличаются от радикалов, модники от прагматов, любители удовольствий от аскетов, совы от жаворонков. У мачо один тип мышления и стиль поведения, у блондинки - другой... См.

Социальные особенности образуются из социальных и личностных ролей и поддерживаются убеждениями, шире - идеологией и лежащей под ней мировоззрением.

Социальный капитал - инструментарий, позволяющий добиваться значимых вещей в социуме. В первую очередь, это образование, компетенции, жизненный опыт, родные, друзья и любимые, деньги, связи, вещи...

Опытный руководитель и специалист в своем деле отличается от беспомощного новичка. Девушка, знающая несколько языков, умеющая танцевать, делать макияж и готовить, отличается от своей подруги, умеющей только обижаться и ждать, что за нее кто-то решит ее проблемы.

Психологос psychologos

Психологос​​​​​​​ - образовательный проект, энциклопедия практической психологии , которая создается профессионалами для широкого использования. Здесь: внятные определения основных психологических понятий, современные взгляды специалистов, видео-иллюстрации и практичные рекомендации по решению личных и деловых проблем.

Здесь всё, что нужно знать о психологии, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Всё коротко и по делу.

Над Психологосом работают преподаватели Университета практической психологии , возглавляемым доктором психологических наук, профессором Николаем Ивановичем Козловым . На портале представлен синтон-подход - психология здравого смысла для здоровых людей. Синтон-подход интегрирует лучшее из всех современных психологических подходов на базе самостоятельных, отечественных разработок. Психологос сотрудничает с крупнейшими вузами России: РГГУ , СПбГИПСР , КИПУ и др.

Психологос делает свои рассылки: популярную, "по жизни", для обычных пользователей, кому нужны простые и практичные заметки и подсказки по практической психологии, - и профессиональную, для коллег-психологов, где обсуждаются вопросы теории и методики, рассматривается "кухня" работы практического психолога. Подписаться на ту или иную рассылку вы можете, заполнив форму "Подписка" вверху слева. Просто введите свой e-mail и нажмите ОК.

Еще не успев родиться, мы с вами вступаем в отношения с другими людьми. Помню, как мои дети, находясь еще в утробе, отвечали толчками и пинками на мои обращения к ним. Это был условный язык нашего общения. И каждый делал это по-своему, своим определенным способом. Это были первые шаги в трудной науке общения с другими людьми, которое начинается с родителей.

Просто потому, что они первые люди, с которыми встречается ребенок при появлении на свет. Чем дальше, тем народу больше: бабушки, дедушки, братья, сестры, родственники, соседи, приятели, одноклассники, учителя, супруги, собственные дети и внуки. Список можно дополнить самому. И все они могут стать друзьями или врагами, желанными или ненавистными, авторитетными или презираемыми. Все зависит от того, умеем ли мы строить взаимоотношения с ними.

Строить эти отношения приходится сразу и постоянно. Очень быстро ребенок понимает, что общение с мамой отличается от общения с бабушкой или папой. Нужны разные методы, ведь важен результат. Результатом любого общения является ПОНИМАНИЕ. Об этом написано во всех учебниках по психологии общения. Конечно, это открыли не психологи, даже если они на это претендуют. А вот как достичь понимания в сложных ситуациях психологи могут помочь.

Иногда моя работа очень напоминает работу переводчика. Мне приходится переводить маме то, о чем говорит ее дочь, жене ~ что имел в виду муж, говоря то-то и то-то. Мы так редко понимаем окружающих, еще реже, чем себя. Мы думаем за них, верим, обманываемся, разочаровываемся, не сомневаемся в выводах и т. д., и т. д., и т. д. Все, что угодно, кроме истинного понимания. То же самое по отношению к нам испытывают и они.

Не хочу повторяться, но придется. Общению нужно учиться. Если ваши родители это умели, то вам повезло больше, чем другим. Если вы выросли в более или менее здоровом обществе, то вам повезло еще больше. Если дворовая компания, одноклассники в школе и ровесники всегда относились к вам доброжелательно, принимали таким, какой вы есть, не старались переделать на свой лад, а общество помогало развиваться и защищало вас, то вы гений общения. Если такие есть - напишите мне, сочту за честь познакомиться.

Для остальных сообщаю: у человека с рождения имеются социальные потребности, такие как потребность в принятии, уважении, потребность быть частью коллектива, потребность в общении с себе подобными, в признании, в том, чтобы его принимали таким как он есть, в самореализации. Я перечислила лишь самые необходимые.

Подросток, попадая в компанию, удовлетворяет зачастую там свои социальные потребности чаще, чем дома, в семье. В компании его принимают таким, каков он есть, никто его не заставляет быть «послушным», «отличником», «аккуратным» и т. п. И дворовая компания становится ему ближе, чем семья. Она дает ему возможность удовлетворять эти потребности. А в подростковом возрасте это важнее, чем есть, спать и даже дышать.


Недаром выражение «не души меня» часто обращено к родителям, которые этого не понимают. Ну а если в компании дадут еще и какой-нибудь наркотик попробовать, то он сможет удовлетворить и физические потребности в удовольствии, и испытать «любовь» к себе или к окружающим. Потом, если приходится уходить из компании, наркотик он забирает с собой, как напоминание о счастливых мгновениях. Как аромат духов любимой женщины. Женщины давно уж и след простыл, а запах будит воспоминания.

Вот так, ненавязчиво, вещество помотает нам строить взаимоотношения с другими. Так знаменитая фраза «ты меня уважаешь, и я тебя уважаю» непосредственно связана с алкоголем. Познакомиться проще всего, попросив закурить, - опять наркотик помог. Чтобы не оплошать на первом свидании, можно прихватить алкоголь или пригласить выпить. Перед разговором с начальником справиться со страхом поможет опять-таки рюмочка коньяку. Один мой знакомый, чтобы не волноваться перед свадьбой, накурился анаши. Ведь известно, сколь «велико» желание мужчин связать себя узами брака.

В конце концов наступает момент, когда человек уже не может вступать в какие-либо отношения без спасительного вещества. Курильщик чувствует себя «голым» без пачки сигарет в кармане. Алкоголик в итоге общается только с алкоголиками. Наркоман же для здорового человека как инопланетянин. Со своими обычаями, традициями и своим языком. Длительное общение с химическим веществом приводит к изоляции от людей, которые живут в другом мире с другими правилами.

Так, бывшему заключенному трудно приспособиться к жизни вне тюрьмы, так как она становится вторым домом. Правила выживания там просты и понятны. Не то, что в жизни. Многие пациенты сравнивали употребление с тюрьмой. Каждый сам выбирает себе форму существования. Есть и те, кому в тюрьме спокойней, потому что привычней. Правил не много, они не меняются. Все просто и доступно. Другое дело в жизни, где все может измениться за считанные секунды. Все время надо приспосабливаться. И себя при этом не потерять. Очень трудная задача.

Можно бесконечно ругать алкоголь или наркотик. Но все это пустая трата времени. Правда же заключается в том, что человек - хозяин своей жизни. Он может поддаваться искушению, а может устоять перед ним. Может ошибиться и может исправить свою ошибку. Поэтому говорить о том, что алкоголь и наркотик «сломал волю» было бы неверным. Да, вещество парализует волю. Алкоголиками или наркоманами становятся не только люди со слабой волей, это миф. Для многих она становится испытанием воли. Возможно, самым трудным. Достаточно вспомнить, что вещество погубило многих сильных и умных людей. Врага нельзя недооценивать. Искушение всегда велико. Оно может быть сильнее человека. И он может ему поддаться и не справиться потому, что вещество сильнее человека. Сильнее сотни человек. Но не сильнее жизни.

Личностный уровень

Следующий 6-й уровень проявления планетарных принципов назван личностным. Этот уровень определяет личностные особенности восприятия данным человеком различных раздражителей (каких-либо внешних обстоятельств или внутренних ощущений). Этот уровень характеризует умение оценить те или иные обстоятельства и выработать ту или иную личностную ответную реакцию по их усилению или ослаблению. При этом реакции различных людей на одно и то же воздействие могут отличаться в зависимости от уровня организации и степени развития сознания.

С функциями восприятия, оценки и ответной реакции наиболее сильно связаны планеты Венера, Меркурий и Марс, влияние которых наиболее эволюционно на тонком (астральном) космическом Плане. Этот уровень проявления человеческое царство разделяет с животными и растениями. Чувствительность и гибкость реакций растений сейчас не вызывают сомнений даже среди ученых.

Венера (начало Навь) связана с нашими чувствами, влечениями, желаниями, с внутренним принятием (нравится) или неприятием (не нравится) той или иной ситуации, того или иного человека. Наша чувственная избирательность определяется нашим прошлым опытом, тем, что мы уже пережили, с чем мы познакомились.

В настоящем , в повседневных событиях мы ориентируемся с помощью Меркурия (начало Правь), он помогает наилучшим образом отреагировать на постоянно изменяющийся рисунок внешних влияний, позволяет нам быть синхронными с нашим окружением, быть здесь и сейчас, извлекать максимум пользы из каждой возможности, предоставляемой жизнью.

Марс связан с нашим желанием, стремлением чего-то достичь, добиться. Марс (начало Явь) связан с нашим будущим , которое мы страстно желаем приблизить, с теми целями, которые мы перед собой ставим, или с неприятностями, затруднениями, которые мы хотим избежать. Марс связан с действием, плоды которого в полной мере могут проявиться в будущем.

Пятый уровень проявления связан с тем, как отдельный человек взаимодействует с другими людьми. В человеческой эволюции этот уровень до сих пор не является до конца проработанным. Интересы отдельной личности не очень гармонично сочетаются с интересами общества. Пока что мы с вами прикладываем все силы, чтобы проигнорировать интересы общества, мы очень неохотно выполняем общественные программы, так как это часто связано с некоторыми ограничениями - приходится жертвовать некоторыми личными программами, делать не только то, что нам хочется или приятно, но и то, что необходимо для поддержания здоровья социального организма. В свою очередь общество не удовлетворяет в полной мере наши личные запросы, не «замечает» нас, что мы воспринимаем как несовершенство государственной структуры, личную несвободу.



Астрологически это проявляется в том, что нарушена связь между Юпитером и Сатурном, нет планеты, которая могла бы выступить в роли посредника (возможно, раньше эту функцию выполнял Фаэтон). В настоящее время роль этого связующего звена, но пока еще далеко не в полной мере, выполняет Хирон. А пока что человечество в мучительных кровавых поисках ищет справедливое мировое устройство, тот общественный уклад, который наилучшим образом сочетал бы в себе интересы отдельного человека и общества в целом.

Социальный уровень проявления планетарных принципов наиболее тесно соприкасается с тематикой мира Мысли (Ментального). Этот уровень проявления мы разделяем с животным царством.

Сатурн (начало Навь) связан с нашими убеждениями, с нашей точкой зрения на жизнь, на взаимоотношения с людьми, обществом, это тот жизненный опыт, который мы приобрели в результате взаимодействия с другими людьми. Сатурн - это фундамент нашей социальной жизни, основанный на наших прошлых накоплениях, это то, что мы не хотим менять, так как доверяем этому. Сатурн - это система наших ценностей и приоритетов в жизни, на которую можно положиться, потому что мы не раз проверили на себе их надежность и пользу.

Хирон (начало Правь) помогает нам ориентироваться в культурной, политической, экономической и религиозной жизни общества, помогает наиболее гармонично вписаться в настоящую , существующую в данный момент, структуру взаимоотношений человека и общества и воспользоваться всем самым лучшим, что этот момент в себе несет.

Юпитер (начало Явь) связан с нашими стремлениями достичь определенного положения в социальной структуре общества, с нашими претензиями к людям, обществу, правящим структурам, государству, с нашим стремлением к более насыщенной, богатой, достойной жизни. Юпитер связан с нашим будущим , с направлением наших усилий, с приложением наших способностей в социальной сфере.