Ушел из жизни александр наумович тубельский. Способный на чудеса

Введение

Александр Наумович Тубельский - президент Ассоциации демократических школ, директор московского научно-педагогического объединения «Школа самоопределения», кандидат педагогических наук. «Школа Тубельского» - одна из самых известных в России и в мире демократических школ, имеющая свою конституцию. Преобразования здесь начались в 1985 г. с приходом Александра Наумовича (а вообще в образовании он работает более 40 лет). Семинары, сборы, ролевые игры, ночные десанты по уборке школы, зимние и летние трудовые лагеря, индивидуальные образовательные планы, творческие и проектные работы, эксперименты и экспертизы, проблемные группы и педагогические пленумы, новые издания школьных сборников - вот далеко не полный список того, чем живет «Школа самоопределения».

Одна из книг, которые Тубельский написал вместе со своими коллегами, называется «Учитель, который работает не так». Все считают, что ребенку нужны твердые знания, а учитель Тубельский считает, что ребенку прежде всего нужен внутренний стержень, а уж потом - знания. Все считают, что ребенок должен отличаться усердием и послушанием, а Тубельский считает, что на самом деле каждый ребенок уже отличается от всех изначально и нельзя детей сравнивать друг с другом, а нужно растить у каждого его собственную «самость». «Демократически воспитанный человек - это не тот, который делает то, чего хочет, а тот, который может сам ставить себе границы. Границы хорошего и плохого, границы поведения в разных ситуациях, границы между знанием и незнанием. В этом смысле мы понимаем и термин “самоопределение” - умение ставить себе пределы», - говорит Александр Тубельский.


В этой школе есть своя конституция, свои органы власти и свои законы. А также свой суд чести, перед которым предстают виновные в нарушении законов. В общем, можно сказать, что здесь уже много лет создают свою собственную модель общества, обращаясь время от времени к опыту прошлых эпох. Речь идет об известной "Школе самоопределения" Александра Тубельского, в экспериментальном предназначении которой попыталась разобраться Наталия Тютюненко.

Первый взгляд

С точки зрения внешней презентабельности широко известная "Школа самоопределения" как-то не впечатляет: обычное серенькое, далеко не новое здание. Единственное, что бросается в глаза,- цельная железная конструкция из кругов, лесенок и всяческих перекладин, соединенных между собой во дворе школы. На конструкции повисли несколько обычных школьников лет двенадцати. У них переменка.

Обращаю внимание на эту конструкцию, как оказалось позже, не зря. Она построена по специальным схемам уникальным мастером Олегом Померанцевым, который как раз и занимается нестандартными конструкциями из металла. Построена потому, что Тубельский уверен: у детей должно быть как можно больше жизненного пространства - места, где дети могли бы играть, отдыхать, развиваться умственно и физически. Деньги попечительского совета идут на инвентарь. В том числе и спортивный.

В остальном все на первый взгляд просто. Обычные, правда, довольно уютные классы, не блещущие супердорогой техникой. Скорее поражающие отсутствием таковой, хотя компьютерный класс в школе есть. Обычная столовая, где за 11 рублей можно подкрепиться стаканом сока с булочкой. Обычные ученики. В общем, самая обычная школа - делаю вывод, бегло осмотревшись, забывая об одном маленьком уточнении: экспериментальная. Как выясняется, забываю напрасно.

Слово о погружении

Из школьной столовой выходят двое мужчин в сандалиях на босу ногу, обернутые в простыни. Они бурно жестикулируют, обсуждая что-то, видимо, крайне важное. Они бы жестикулировали еще активнее, если бы не тарелки с пирожками в руках. Окружающие не обращают на них внимания. Просто в одном из классов идет погружение в античный период. А это - учителя, которые решили подкрепиться на переменке.

Погружение - один из любимых терминов учителей и учеников школы Тубельского. Погружение - это система обучения, при которой всю неделю или несколько дней подряд изучается один и тот же предмет. Например, если у шестого класса идет погружение в математику, то в расписании стоит по четыре-пять уроков математики (правда, уроки здесь длятся всего 35 минут). История, география, словесность на этот период отодвигаются на второй план и появляются в виде редких довесков к основному предмету, только если это необходимо для повторения.

Погружение "по Тубельскому" - это система обучения, при которой всю неделю или несколько дней подряд изучается один и тот же предмет.

После погружения в математику идет погружение в словесность и т. д. Правда, физкультуры, рисования и ритмики изменения, связанные с погружениями, не касаются: они дают возможность немножко отдохнуть от предмета и сменить вид деятельности.

Сам термин и общие принципы погружения известны давно. Их в своей книге "Объять необъятное" раскрыл академик Михаил Щетинин. Но здесь эти общие принципы реализуются в конкретных условиях. Каждый раз с новыми детьми, то есть каждый раз с чистого листа. Поэтому - эксперимент.

Пять уроков по одному и тому же предмету, наверное, выдержать очень сложно? - осторожно интересуюсь у ученицы десятого класса, которую мне выделили в качестве экскурсовода.

Я сюда только год назад пришла, мне сначала было сложно,- объясняет она.- Потом привыкла. Зато удобно делать уроки: в старой школе надо было пять предметов готовить, а здесь только один.

Учиться здесь труднее? - продолжаю разведку.

Девочка на минуту задумывается.

Наверное, здесь просто интереснее.

Директора школы № 734 Ольгу Лебедеву мой приход огорчил. Точнее, не сам факт моего появления (к журналистам здесь относятся дружелюбно, но без пиетета: привыкли), а то, что я не застала лицейской недели, во время которой школа № 734 преображается до неузнаваемости. Лицейской эта неделя называется потому, что она посвящена пушкинской эпохе и, в частности, периоду его обучения в Царскосельском лицее.

Структура учебного дня варьируется. Решение - что будем делать сегодня - принимается голосованием, в котором участвуют и учитель, и ученики.

На время лицейской недели здесь трансформируется практически все. В школу ходят в длинных платьях и гусарских костюмах. Мальчики и девочки, как и полагалось в XIX веке, учатся раздельно. Дамы посещают "пансион благородных девиц", а кавалеры грызут гранит науки в "университете". В расписании значатся предметы "Моя родословная", "Кино" (естественно, о пушкинской эпохе) и "Верховая езда", один из самых любимых мальчишками уроков, так как после изучения теории есть часы, отведенные практике. Практика проходит здесь же, в соседнем Измайловском парке. Лошадь - настоящая.

В этом году из мальчиков решили сделать гусар, - рассказывает Ольга Лебедева. - В результате пришлось повозиться с костюмами. Попробуйте найти, например, подходящие пуговицы для гусарских мундиров. Метались по всему городу, перенервничали, но нашли. Обучение в начальной школе ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе.

В конце лицейской недели - первый бал. Приглашения на мазурку и полонез (настоящие, по всем правилам - этому тоже учат), выбор партнерши вслепую по ленточкам, собранным у девочек, обсуждение нарядов - все "как взаправду". И то, что у "дамы" бальное платье сочетается с кроссовками, уже как-то не важно. Заигрываются все, и в первую очередь сами педагоги.

Это - тоже погружение в рамках научно-образовательного эксперимента. Погружение, ставшее многолетней традицией. Как результат - эмоциональный опыт: у ребенка появляется собственное отношение к изучаемой эпохе, формируется целостное представление о ней. Во всяком случае, тот, кто провел не один час, разучивая мазурку, вряд ли забудет, что это такое.

Нестандарт

Главное определение того, что здесь происходит,- нестандарт. Стандартов здесь не любят. Господин Тубельский - известный противник любой стандартизации школьного образования. Мотивирует это тем, что ни ребенка, ни педагога нельзя загонять в рамки. "Почему у нас в школах так мало преподавателей-мужчин? - рассуждает генеральный директор "Школы самоопределения", заведующий лабораторией педагогики самоопределения Александр Тубельский, которого я еле успела выдернуть для беседы в перерыве между заседанием совета школы и лекциями в каком-то вузе. - Потому что для мужчины творчество необходимо. Ему сложно представить себе, что он из года в год будет заходить в один и тот же класс, объяснять, а потом спрашивать один и тот же параграф. Скучно!"

Педагогам "Школы самоопределения", а среди них предостаточно мужчин, скучать не приходится. Сегодня коллектив учителей, работающих с учениками одной параллели (например, с пятыми классами), может выбрать любую форму проведения занятий (погружение, обычные уроки и т. д.) и по-своему расставить акценты, что, собственно, и делают. На то это и "Школа самоопределения". И Тубельский, и директор школы Ольга Лебедева педагогам доверяют. Тем более что "из интереса" здесь работают преподаватели, которых приглашают читать лекции в вузы. В школе же их удерживает именно свобода творчества.

Отрицание стандартов и свобода творчества начались еще 18 лет тому назад, когда, собственно, в школу № 734 пришел Александр Тубельский и школа начала превращаться в НПО - научно-педагогическое объединение. Сегодня НПО включает в себя детский сад № 869, школу № 734, а также научно-исследовательское подразделение.

Поэтому у этой школы свой язык. Его специально, конечно же, никто не придумывал. Просто постепенно в ходе эксперимента термины "погружение", "жизненное и образовательное пространство", "разновозрастные группы", "самоопределение", "суд чести" стали понятными и необходимыми для всех. Кроме посторонних, разумеется.

От трех до десяти...

В обстановку эксперимента дети попадают еще в детском саду, куда принимают в трехлетнем возрасте. Здесь не готовят к школе в общепринятом смысле, не учат чтению, счету и т. д. Здесь выращивают растения, занимаются ручным трудом, музыкой, физкультурой, учат взаимодействовать с другими людьми (именно поэтому обучение идет в разновозрастных группах, чтобы ребенок, приходя в школу, имел опыт общения и со сверстниками, и со старшими или младшими детьми). Составлять планы занятий с детьми педагоги отказываются принципиально. Воспитатели ориентируются на "сегодняшнюю потребность ребенка".

В школе эксперимент продолжается. Начальная школа может быть здесь трех-, четырех- и пятилетней. Это зависит от решения учителей. Обучение счету и письму ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе. Сама структура учебного дня тоже варьируется. Решение - что будем делать сегодня - принимается голосованием, в котором участвуют и учитель, и ученики. В школе № 734 экспериментируют все - и учителя, и ученики.

Попадаю в один из третьих классов посреди урока. Парты расставлены буквой "П". В центре - девочка с самодельной аппликацией. На доске довольно странный список, включающий пункты "Диктант", "Таблица умножения", "Чай с Никитиным пирогом", "Чтение своих книг", "Планы на завтра" и "Пресс-конференция", на которую я, собственно, и попала. Это план рабочего дня.

Господа журналисты, у кого-нибудь еще есть вопросы? - обращается к классу учительница.

Вопросы есть.

Скажите, как долго вы работали над этой картиной?

Какое у вас при этом было настроение?

А погода влияла на то, какие вы выбрали цвета?

Считаете ли вы себя творцом данной картины?

Ответы - не менее серьезные:

Я не считаю себя творцом, потому что не смогла сделать картину такой, какой придумала, все получилось хуже.

"В такой форме мы учим детей презентовать себя,- поясняет мне учитель Татьяна Меньшова после урока. - Они учатся задавать вопросы и отвечать на них, учатся держаться перед аудиторией и защищать свои проекты". Это как раз те самые универсальные умения, о которых говорит Тубельский.

...И старше

Следующий урок - в актовом зале. Седьмые классы делятся на "университетских" и "ремесленников", то есть выбирают, какие предметы изучать дополнительно. Снова идет самоопределение. "Ремесленные" предметы - батик, гончарство, столярное и слесарное дело, шитье. "Университетские" - информатика, иностранный язык, кулинария, проектирование. Буря эмоций, когда два выбранных предмета идут в одно и то же время, и попасть на оба никак не получится.

Средняя школа - время, когда ученики Тубельского пробуют себя в разных сферах, изучают разные предметы, пытаются разобраться, что им интересно, что нет. "Ищут свой пол и потолок", как любит говорить Александр Тубельский. Начиная с девятого класса они должны определиться и изучать те предметы, которые, по их мнению, понадобятся им для поступления в вуз и для жизни.

Примечательно, что отметок в школе № 734 не ставят вплоть до седьмого класса. Впрочем, этим продвинутого родителя сегодня не напугаешь. За отмену отметок выступают многие, начиная со сторонников вальдорфской педагогики и заканчивая маститыми педагогами вроде Шалвы Амонашвили. Вместо отметок - "качественно-содержательная характеристика", в которой отмечаются все продвижения ребенка и даются указания, над чем ему нужно поработать. Примечательно, что успехи ребенка сравнивают только с его собственными прошлыми результатами. Уважают личность.

В конце учебного года - творческие экзамены, на которых проходит защита самостоятельной работы - она готовится в течение всего учебного года. Работа показывает, чему научился школьник за этот год. При этом присутствовать на защите работы может кто угодно - родители, друзья - но при условии, что защищающийся пригласит их сам.

Жизнь в законе

Меня все время мучил вопрос: как здесь удерживают дисциплину, если на детей не кричат, не наказывают, двоек не ставят и т. д. Я, конечно, не изверг, но прекрасно понимаю, что дисциплину как-то поддерживать нужно.

Вот тут и выясняется, что в "Школе самоопределения" действует своя собственная конституция, совет школы и суд чести. Которым гражданам школы приходится подчиняться.

Есть, например, закон "О защите чести и достоинства", где записано, что помимо рукоприкладства, шантажа, запугивания и всевозможных моральных издевательств запрещается "унижение человеком своего собственного достоинства в глазах окружающих людей". То есть "появление в состоянии алкогольного опьянения", "истязание животных", "добровольное принятие на себя образа и функций раба ("шестерки")", "распространение заведомо ложных измышлений (клеветы), порочащих честь и достоинство личности". Особенно оживленно обсуждается такой животрепещущий законопроект, как "Положение о дискотеке". Хотелось бы чаще, но пока только по праздникам.

В предвыборном выступлении на вопрос из зрительного зала: "Будут ли выборы честными?", один из политиков отшутился: "Честные выборы могут быть только в 734-й школе". Речь шла о выборах в совет школы и суд чести. Все как полагается: выдвижение и самовыдвижение кандидатов, избирательная комиссия, регистрация кандидатов, агитация с распространением листовок и митингами в школьном вестибюле и, как результат баталий,- выборы тайным голосованием. Важно отметить, что в совет школы выбирают из 12 человек пятерых взрослых и семерых детей. Причем детей в обязательном порядке должно быть больше. То же самое касается органа судебной власти - суда чести.

Решения совета школы и суда чести могут быть самыми плачевными для нарушителя. Могут выгнать. Могут отстранить от школы. Но это в теории. Ольга Лебедева в последние несколько лет случаев, когда учеников за нарушение исключали, не припомнит. Конфликты возникают (в какой школе дети, к примеру, не дерутся?). Бывало, что директор принимала решение об исключении. Но все виновные пользовались правом оспорить это решение на совете школы, находили поручителей и защитников и... оставались в школе.

В конце пребывания в школе начинаю понимать, почему мне трудно сформулировать для себя ее суть. Потому, что она напоминает трансформер: все постоянно меняется, подстраивается под интересы детей и учителей. Родителей, приводящих сюда своих чад, к такой экспериментальной неуравновешенности подготавливают заранее. А детям, по моим впечатлениям, это нравится и без подготовки.



Вконтакте

Накануне дня защиты детей, ровно 10 лет назад, ушел из жизни Александр Наумович Тубельский, педагог, создатель и директор «Школы Самоопределения», где каждый ребенок, будь он даже двоечник и хулиган, мог рассчитывать на уважение окружающих. Просто потому, что он человек. Где и взрослые, и дети чувствовали себя свободно. О настоящем педагоге рассказ журналиста, в прошлом учителя «Школы самоопределения» Людмилы Печатниковой.

К сожалению, многое изменилось в нашей отечественной системе образования в последнее время. Былые достижения кажутся несбыточной мечтой. А давние опасения, увы, по-прежнему пугают.

Александр Наумович Тубельский. Фото предоставлено Людмилой Печатниковой

Перечитывая статьи Александра Наумовича, хочется не просто вспомнить прекрасного педагога, поностальгировать о светлом прошлом, но и попробовать вернуться к заданной им норме: осмысленному образованию, школе, ориентированной на ребенка.
Вспомнить еще раз его слова о настоящей школе, директоре учителе…

Настоящая школа

Нам предстоит понять, что задача школы не в том, чтобы ее выпускник последовательно прошагал по ступеням одной и той же для всех людей лестницы, а в том, чтобы счастливо, без зазоров, смог попасть в свою судьбу - уникальную.

Кто-то сказал, что школа - единственное место, в которое человек приходит слушать ответы на вопросы, которых он не задавал. Мы же хотим, чтобы все было наоборот, чтобы школа была тем местом, где учатся задавать вопросы, из которого уходят с вопросами.

Ответы человеку может дать кто и что угодно. Вопросы же он может сформулировать только сам - к жизни, к себе, к миру, культуре.

В учебном процессе школы будут широко использоваться неурочные формы: предметные и межпредметные погружения, разнообразные лабораторные и практические занятия, образовательные поездки и путешествия, диспуты и конференции, самостоятельная работа с медиасредствами.
У всех учеников должна быть возможность занятий в лабораториях школы или в окружающей среде над самостоятельно выбранными темами и проектами. Учебный план, кроме обязательных предметов, должен включать курсы и мастерские по выбору, набор которых расширяется по мере взросления подростков.
В каждой предметной области у школьников должна быть возможность выбирать формы и способы освоения материала и предъявления освоенного…

Наверное, во многих школах не решатся сразу пойти на такое экзотическое изменение организации учения, как погружение или экзамен в виде защиты проекта, или создание творческих групп учителей и наделение их необходимыми полномочиями.

Но ведь придать уроку или системе уроков версионный характер вполне возможно. Для этого учителю нужно решиться поменять цели урока: сделать главным не усвоение знаний, а оказание помощи ученику в формировании умения высказать идею, обосновать ее, отнестись к гипотезам своих товарищей (да и учителя тоже).

А.Н. Тубельский с учениками. Фото предоставлено автором материала

Тем более возможно в любой старшей школе (за исключением нескольких обязательных предметов) вести обучение по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик.

Современное образование должно давать ребенку представление о разнообразии мира, о разнообразии подходов, о разнообразии концепций. Он должен понимать их смысл и вырабатывать свою позицию. Без этого невозможно создать вменяемое общество.

Настоящий директор и настоящие учителя

Руководителям школы прежде всего потребуется проанализировать те факторы, которые могут ограничивать свободу учителя в работе, и устранить их. Достоинство ребенка невозможно без достоинства учителя. А раз так, то передо мной, директором, стоит задача поднимать, развивать чувство собственного достоинства и в учителях.

Мне было важно, чтобы учитель чувствовал себя автором того, что делает. Для этого ему надо было освободиться от страха.

Если нормальному, не затурканному учителю дать возможность свободно и творчески действовать, забыв о спущенной сверху программе, которую он обязан вдолбить в своих учеников, о соотношении двоек с пятерками, которые ему предстоит выставить в конце четверти, - такой учитель способен на чудеса.

В этом смысле демократическое управление школой состоит в том, чтобы, перефразируя К.С. Станиславского, научиться оценивать творчество учителя по законам, которые он сам для себя установил. Наличие таких собственных норм и правил у учителей есть важнейший элемент правового пространства школы.

Так же как для детей, так и для взрослых в школе нужны пространства, где учитель может проявить любую инициативу, обсудить ее с коллегами, найти единомышленников, объединиться с ними в какую-либо профессиональную группу. В традиционной школе учителей если и принято объединять, то в методобъединения по предметам. Для нас же очевидной стала необходимость перехода от такой предметно-функциональной структуры педагогического коллектива к проблемным группам и тематическим командам (к тому, что можно назвать «вариативно-творческими формами соорганизации»).

Что мешает?

Почти все, что исходит сверху по адресу детей и школы, словно поражено каким-то вирусом, заставляющим абсолютно не чувствовать школу. Да и саму жизнь.

Монотонность процесса (школьного), серая предзаданность будущего, ощущение себя какой-то пешкой в административно-хозяйственном потоке - таково последствие надзора и контроля, сгибающее тех, кто слабее, напрочь отвращающее от школы более сильных и молодых.

Лучшие учителя будут уходить из школы. Уйдут последние мужчины, для которых такая рутинная работа невыносима. Как работать, если я, историк, должен буду входить в класс, чтобы сообщать чьи-то формулировки (с которыми сам могу быть не согласен), а не делиться с ребятами своими мыслями об истории, не учить их понимать прошлое, формировать собственные о нем представления?

Лучших учителей лишимся, вершины обрежем. Правда, говорят, что зато «массе» облегчим жизнь. То есть сделаем все, чтобы погасить в учителях способность к личностному росту, превратим их в бессловесную и бездумную «массу». А потом будем эту «дидактическую массу» направлять, чтоб ей стало совсем легко и думать вовсе не приходилось. Только неужели детям от этого будет легче? Лучше?

Каждый учебный день я сижу на жерле вулкана - ведь случиться может все, что угодно.

На вопрос о нужных и лишних страхах я отвечу коротко: есть страх перед своей совестью. Все остальные страхи отнимают свободу учителя и портят жизнь детям. Но как раз страх перед совестью многие предпочитают снять с себя вместе со свободой, вместе с ответственностью, довериться учебникам и стандартам - так спокойнее.

Учитель никогда и не задаст себе вопрос: «Зачем я это делаю?», если его работа будет строго регламентирована стандартами, программами, поурочными планами.

Необходимо убрать формальности! Если учителя пишут планы формально - давайте отменим. Если аттестация школ превратилась в бюрократическую игру - давайте отменим такую аттестацию. Усиление бюрократического давления на школу сегодня, может быть, пострашнее прежнего идеологического гнета.

Настоящий школьный уклад

По мере углубления содержательных перемен характерным для многих по-настоящему ищущих школ было то, что жизнь их начинала приобретать (в большей или меньшей мере) главные черты демократического уклада: где правила общей жизни устанавливаются по общему согласию, при котором уважается свобода каждого поступать по своему разумению, исходя из своих ценностей и интересов (ограниченная лишь правами и свободами других членов общества), где терпимость по отношению к чужим обычаям является нормой.

В свободной организации таятся резервы мотивации для подростков. Свобода - когда у подростка есть возможность попробовать себя в деле, а потом просто бросить дело, не доводить до конца, если почувствовал, что оно не его, браться за следующее и т.д. Вокруг этого может создаваться непривычный уклад жизни, уклад толерантный, терпеливый. Построением школы в таком укладе мало кто занимается. Все делают вид, будто верят, что достаточно серии уроков и внеклассных мероприятий…

Наше равноправие не в том, что я, взрослый, становлюсь с тобой на одну доску, потому что исповедую идею сотрудничества. Мы оказываемся на равных, когда мы работаем вместе над трудной для нас обоих проблемой. Поиск нового содержания образования, новых целей и способов работы учителя, нового уклада школьной жизни - это и есть для меня главные признаки тех инноваций, которые ведут к реальному равноправию учителей и учеников.

Я вижу за словом «демократизация» многое из того, чего сегодня лишены многие школы. Назову лишь основное:

Сотрудничество детей и взрослых в разных сферах школьной жизни;

Участие детей в определении целей и содержания занятий;

Обеспечение для детей широкого права выбора, например, учебных предметов, формы изучения и учителей (там, где это возможно);

Обеспечение возможности высказывать свое мнение без всяких опасений;

Участие детей в оценке (самооценке) собственного продвижения в учебе;

Широкое участие в органах самоуправления (школы и класса);

Отказ от единоличных решений в пользу коллективных;

Создание различных органов (конфликтной комиссии, например), куда можно обратиться за реальной помощью;

Коллективное создание и обеспечение законов школьной жизни.

Законотворчество, соуправление, открытость школы к инициативам каждого из учеников и учителей - все эти грани правового пространства трудно представить себе достаточно развитыми, если они не дополняются другими сторонами жизни школы.

Речь идет и об организации пространства социальной практики, и о наличии разновозрастных учебных и проектных групп, клубов, кружков, школьных научных и коммерческих обществ. Важны и группы, создаваемые для решения какой-либо одной конкретной задачи (организация школьного праздника, исследование возникшей проблемы, проведение конкретной акции). Важно и признание равноправия таких групп как элементов школьного сообщества, обладающих теми же институционными правами (и, разумеется, обязанностями), как, например, классы.

Демократия только после уроков недорого стоит.

Вообще при пространственном подходе к обучению одна из главных задач педагога (наряду с насыщением образовательного пространства соответствующим содержанием и видами деятельности) - сделать для ребенка понятными специфику данного пространства и его границы. А в этих границах ученик может свободно пробовать себя.

Учитель к установлению оптимальных границ может подойти двояко.

Первый подход состоит в том, чтобы, постепенно расширяя границы свободы, отслеживать, насколько комфортны правила данного пространства для каждого ребенка (получается ли у каждого самостоятельно действовать, опробовать себя, изучать среду, осваивать средства коммуникации и т.д.).

Второй путь - определять нормы, правила, границы данного пространства вместе с детьми в процессе совместного творчества.

Возможно, что выбор педагогом одного из путей сильно зависит от возраста ребят.

Но оба подхода могут способствовать развитию процесса самоопределения как процесса «определивания», т.е. самостоятельного установления своих пределов.

Сегодня стране нужны свободные люди, которые вырастают только в атмосфере доверия. Доверия учителя к ученику. Доверия администратора к учителю. Лучшие работники - свободные люди. А главный воспитатель свободы - доверие.

Настоящее воспитание

Я терпеть не могу классные часы, которые посвящены нравственным беседам о том, что хорошо, что плохо. На этом пути ничего не светит. Единственное средство - накапливать положительный опыт жизни. В семье, в школе, в отношениях с учителями, с другими ребятами.

Что мешает?

Некоторые вводят чуть не с начальной школы курсы «основ нравственности» или «гражданственности», желая заставить ребенка усвоить нравственные понятия вне опыта, вне нравственного действия. Даже объясняют, что такой курс представляет «систему работы», т.е. он якобы эффективнее, чем какой-то там разбор конкретного факта жизни вместе с ребенком.

«Эффективность» иногда достигается: впоследствии дети подставляют вместо любого анализа жизненных явлений метку, название, не вдаваясь в суть событий, оставаясь глубоко безразличными к добру и злу.

Думается, все это от спешки, от того, что для многих ребенок - недоделанный взрослый; надо его поскорее доделать, привести к логике взрослого. К логике-то он, может быть, и придет, но не станет ли ценой этому укоренение самых циничных взглядов на жизнь?

Если молодой россиянин видит противника в любом человеке, который не так мыслит, - откуда это? Думаю, что один из главных виновников агрессивности наших сограждан - это наша однолинейная, однополюсная, проповедующая единственную истину школа. Такая школа взрывоопасна для будущего.

Есть вещи, которых нельзя допускать в воспитании - это скатываться на уровень надсмотрщика, уровень инспектора, использовать стиль морализатора… А именно под таким углом зрения написаны все чиновничьи распоряжения, циркуляры и инструкции по воспитанию детей.

Настоящая образовательная экспертиза

Для лицензирования школ никакой общественно-государственной экспертизы не нужно.

Предметом педагогической экспертизы в школе чаще может служить не результат, а процесс. Речь идет о характере изменений, направлении движения, зависимости или отсутствии связи этого движения с теми новыми условиями и образовательными ситуациями, которые создаются педагогами.

Подчеркну, что всякие опыты и эксперименты в гуманитарной сфере (а педагогическая деятельность гуманитарна по своей природе) напрямую связаны с жизненными и профессиональными ценностями их авторов-педагогов и педагогических коллективов. Отсюда важной частью экспертизы являются и предъявление ценностей, и работа экспертов по их пониманию.

Cама постановка вопроса о ценностях авторов-педагогов как предмете экспертизы ставит во главу угла проблему личности экспертов. Очевидно, что предъявлять ценности, как глубинно-личностное основание своей деятельности, возможно только перед лицом тех, к кому испытываешь доверие. Поэтому при анализе и оценке такой творческой деятельности неприемлемо как использование в качестве экспертов одного и того же круга лиц, пусть и очень компетентных, так и назначение экспертов распоряжением директора в одностороннем порядке, без согласования и без участия самих авторов педагогической идеи.

И вот несколько лет мы практикуем детско-взрослую экспертизу. Мы ее начали как детско-взрослую экспертизу демократического пространства школы, а потом поняли, что она - мощнейшее средство и понимания того, что мы все вместе делаем, и средство сплочения сообщества, и стимул продвижения дальше. Мы осуществляем ее и внутри школы, и стараемся делать взаимную экспертизу с другими школами, которые нас принимают.

Что мешает?

Не дело чиновников придумывать школьные программы, не дело чиновника экспертировать их выполнение, не дело чиновников решать, какие должны быть учебники. Их дело - создать для педагогов и для детей условия. И не мешать.

Российский деятель образования, президент «Ассоциации демократических школ» (Россия).


Работал на заводе «Стройдеталь» в Краснодаре. В 1959-1962 годах проходил службу в рядах Советской армии. Работал старшим пионервожатым в школах-интернатах Москвы (1962-1967). В 1971 году окончил исторический факультет Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской. Работал организатором по внеклассной работе и учителем истории школы № 733 (1972-1974), заместителем директора по методической работе Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской (1974-1982), в Лаборатории трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР (1982-1985).

По инициативе А.Н.Тубельского в 1992 году Министерством образования РФ и Московским Департаментом образования на базе общеобразовательной школы № 734 и детского сада № 869 было создано Научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения», которое в числе первых в России встало на путь поиска демократических перемен в сфере образования.

Профессор Московского педагогического государственного университета, автор и редактор 16 книг и более 150 статей по проблемам содержания образования, укладу школьной жизни.

Отличник народного просвещения (1972), Заслуженный учитель школы Российской Федерации (1994), Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (2001).

Награждён медалью К. Д. Ушинского и медалью «В память 850-летия Москвы».

Публикации

Тубельский А.Н. Школа самоопределения: первый шаг (Из опыта работы коллектива школы №734 в первом экспериментальном учебном году). – В 2-х ч. - М., 1991. – Ч.I -155 с.; Ч.II. - 183 с.

Тубельский А.Н. Школа самоопределения // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - Вып.3. - М.: Инноватор, 1995. - С. 75-83.

Учитель, который работает не так (опыт развития индивидуальности учеников и учителей в массовой школе) / Под ред. А.Н.Тубельского. – М.: Изд-во Московского Центра вальдорфской педагогики, 1996. – 336 с.

Ушел из жизни Александр Наумович Тубельский

Вчера скончался Великий Педагог, на чьих идеях взрослели и становились многие современные педагоги, создатель авторской школы, которая в сознании широкой педагогической общественности неразрывно связана с его именем, школы Тубельского - «Школы самоопределения».

Алекандр Тубельский стал для России одним из тех лидеров гуманистического, демократического подхода к образованию, которым дышала российская школа 1980-90-х гг. Идеи Александра Наумовича находили живой отклик не только в его школе, но и во всей России, во многих странах мира.

В 1985 году, в самом начале перестройки, он пришел в школу № 734, стал ее директором и 22 года руководил ею до последнего дня. Коллективом учителей и детей были подхвачены его новаторские. Множество ударов пришлось ему принять, чтобы отстоять право детей и школы жить своей жизнью. В середине 80-х школа была не грани закрытия - непривычной казалась свобода самовыражения даже в перестроечные годы. Пройдя нелегкий путь, в 1987 году наша школа стала авторской школой Тубельского, «Школой самоопределения» - центром реформ образования периода перестройки.

Свобода от догм, общепринятых рамок, взаимопонимание, уважение и толерантность были его стилем жизни и основой педагогических взглядов. Александр Тубельский не боялся отстаивать свои ценности и учил быть свободными детей и взрослых – учителей и родителей. Он как никто другой умел вдохновить, объединить, создавать атмосферу со-трудничества, со-творчества, заразить своей энергией всех – учителей, детей, родителей.

«При настоящей свободе нельзя обойтись без того, чтобы у человека не сформировалось уважение к самому себе. Мы привыкли говорить: научись уважать других, а потом требуй уважения к себе. Мне кажется, что формула другая: уважай себя и через это, понимая, что другой человек тоже уважает себя, не унижай его. Вот это я и вкладываю в понятие достоинства», - говорил Александр Наумович.

Тубельский Александр Наумович родился в городе Москве 2 октября 1940 года. В 1971 году окончил исторический факультет Московского областного педагогического института им. Н.К.Крупской, педагог высшей квалификационной категории. Трудовую деятельность начал в 1958 году рабочим завода «Стройдеталь» города Краснодара. В 1959-1962 годах проходил службу в рядах Советской армии. С 1962 по 1967 год работал старшим пионервожатым в школах-интернатах Москвы (№№ 3, 42, 44). В 1967-72 годах руководил работой Клуба вожатых Московского Дома пионеров. Работал организатором по внеклассной работе и учителем истории школы № 733 (1972-74), заместителем директора по методической работе Дворца пионеров и школьников им. Н.К.Крупской гор. Москвы (1974-1982). В 1979 г. защитил диссертацию на звание кандидата педагогических наук. С 1982 г. по 1985 г. А.Н. Тубельский – старший научный сотрудник Лаборатории трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР. В 1985 г. коллектив учителей школы № 734 г. Москвы пригласил Тубельского А.Н. на должность директора школы. Александр Наумович предложил концепцию нового содержания образования и, реализуя эту концепцию, школа в 1987 году победила во всесоюзном конкурсе инновационных школ, одной из первых получила статус экспериментальной площадки федерального значения. Тубельский А.Н. является автором педагогики самоопределения, ориентированной на создание условий для развития индивидуальности ребенка. В 1992 г. по инициативе Тубельского А.Н. школа № 734 была преобразована в комплексное образовательное учреждение – Научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения». Под его руководством школа стала победителем конкурса авторских школ (1989) конкурса «Школа будущего» (2006), конкурса инновационных школ, проходившего в рамках Национального проекта «Образование» (2007) В 1990 году А.Н.Тубельский был избран Президентом Ассоциации инновационных школ, а в 2000 года – Президентом Ассоциации демократических школ России. А.Н. Тубельский уделял большое внимание воспитанию нового поколения педагогов. На базе НПО занимались студенты-педагоги, регулярно организовывались семинары, повышение квалификации учителей Российских школ. До последних дней он работал профессором Московского педагогического государственного университета. А.Н. Тубельский – автор и редактор 16 книг и более 150 статей по проблемам нового содержания образования, развития демократического уклада школьной жизни. Отличник народного просвещения (1972), Заслуженный учитель школы РФ (1994), Лауреат премии Президента РФ в области образования (2001). Награжден медалью К.Д.Ушинского и медалью «В память 850-летия Москвы». - НПО Школа Самоопределения .

Гражданская панихида по Александру Наумовичу Тубельскому состоится в субботу 2 июня с 11.00 по 13.00 в НПО «Школа самоопределения». Похороны – на Николо-Архангельском кладбище. Отъезд от школы в 13.00.

Биография

Работал на заводе «Стройдеталь» в Краснодаре. В 1959-1962 годах проходил службу в рядах Советской армии. Работал старшим пионервожатым в школах-интернатах Москвы (1962-1967). В 1971 году окончил исторический факультет Московского областного педагогического института имени Крупской. Работал организатором по внеклассной работе и учителем истории школы № 733 (1972-1974), заместителем директора по методической работе Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской (1974-1982), в Лаборатории трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР (1982-1985).

По инициативе А. Н. Тубельского в 1992 году Министерством образования РФ и Московским Департаментом образования на базе общеобразовательной школы № 734 и детского сада № 869 было создано Научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения».

Профессор Московского педагогического государственного университета, автор и редактор 16 книг и более 150 статей по проблемам содержания образования, укладу школьной жизни.

Награды и звания

Отличник народного просвещения РСФСР (1972), Заслуженный учитель школы Российской Федерации (1994), Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (2001).

Награждён медалью К. Д. Ушинского и медалью «В память 850-летия Москвы».

Публикации

  • Тубельский А. Н. Школа самоопределения: первый шаг (Из опыта работы коллектива школы № 734 в первом экспериментальном учебном году). - В 2-х ч. - М., 1991. - Ч.I −155 с.; Ч.II. - 183 с.
  • Тубельский А. Н. Школа самоопределения // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - Вып.3. - М.: Инноватор, 1995. - С. 75-83.
  • Учитель, который работает не так (опыт развития индивидуальности учеников и учителей в массовой школе) / Под ред. А. Н. Тубельского. - М.: Изд-во Московского Центра вальдорфской педагогики, 1996. - 336 с.
  • Школа самоопределения. Шаг второй / Ред. и сост. А. Н. Тубельский. - М., 1994. - 480 с.

См. также

  • Парк-школа
  • Балабан, Милослав Александрович