Векторный рисунок бога сотворившего человека из глины. Из истории ремесел

Жизнь произошла из глины August 10th, 2015

Библия (Быт.2:7): "И создал Господь Бог человека из праха земного"
Коран (32:6-7): "Он - тот, кто сотворил в первый раз человека из глины"

В обеих книгах имя первого человека - Адам, что переводится как "красная глина" (адама). Ева, которая произошла из ребра Адама (), переводится как "жизнь", а значит читаем: "жизнь произошла из красной глины ".

Современная концепция абиогенеза сформировалась в прошлом веке, когда академиком Опариным было сделано предположение о возможности появления органических веществ в условиях первобытной Земли. В 1950-х данная теория получила экспериментальное подтверждение. Удалось не только получить аминокислоты и нуклеотиды с помощью электрических разрядов-"молний" в атмосфере из углекислоты, аммиака и метана, но и смоделировать самопроизвольное формирование клеточных мембран (коацерваты).


Однако искусственные "клетки" были не способны к синтезу, самовоспроизводству и передачи наследственной информации, что является базовой характеристикой живого. В те же годы была открыта структура ДНК и возникли вопросы к авторам абиогенеза - как самопроизвольно получить полимеры ДНК, для синтеза которых необходимы катализаторы и матрица?

Ответ на задачу фундаментальной науки был дан наукой прикладной. Биохимики пытались найти субстрат, на котором можно синтезировать биополимеры без использования генномодифицированых бактерий. В итоге идеальным субстратом для этого оказалась глина . Более того глина - сама по себе является прототипом живого , так как способна самовоспроизводиться и "мутировать" в процессе кристаллизации.

Так же как сейчас наша планета покрыта жизнью, Земля Первобытная была покрыта глиной, которая как губка впитывала морскую воду каждый прилив, частично растворяясь, но с каждым отливом вновь самовоспроизводилась путем кристаллизации. Каждый такой цикл идет с замещением одних ионов металлов - другими, образуя многообразие сортов глины, как и теперь огромное многообразие жизни. Изменчивость наблюдается и внутри кристаллов в результате многочисленных дефектов, давая еще большее многообразие строения.


Также как рост нового слоя глины происходит на матрице материнского слоя, дочерняя цепочка ДНК реплицируется по матричной. Однако как данные механизмы были переняты органическими молекулами от минералов глины - пока остается загадкой. Устранением данной бреши в гипотезе занимаются сразу в нескольких крупных университетов, а так же в НАСА. Ведь полное раскрытие процесса самозарождения жизни на Земле может поставить точку в теории панспермии, согласно которой жизнь была занесена на нашу планету из Космоса. Скорее возможно обратное - Земля стала источником жизни во Вселенной и будет распространена нами в Космос.

Подписывайтесь и читайте меня в Фэйсбук и ВКонтакте:

Патафизический ТрактАкт о вещах НасСущных и НасСтоящих.

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.»
(Быт. 1:27)


(Быт. 2:7)

О происхождении человека, да еще и разумного, существует множество гипотез. Многие из них внимания и вовсе не заслуживают, поскольку являются научными, а это не только пресно и нудно для слушания или чтения, но и трудно для понимания, поскольку требует от человека не только думать, что он думает.

Да и сами ученые, теряют доверие с каждым днем, так как критерием истинности научных теорий становится все более не наличие доказательств их верности, а лишь отсутствие доказательств противоположного.

Как в среде обывателей повсеместно принято мнение о том, что разрешено всё, что не запрещено, так и в среде ученых сегодня повсеместно принято мнение, что верно всё то, что не опровергнуто.

Мнение наблюдателя является в наши дни критерием истинности. И даже в науке теперь важно не то, что происходит на самом деле, а то, что кажется наблюдателю. Например, как это предлагается в специальной теории относительности, если наблюдатель не может с уверенностью сказать движется он или нет, то oн может выбрать любое из этих состояний. Или, как это предлагается в квантовой механике, если наблюдатель не знает жив он или мертв, то он и жив и мертв одновременно, или ни жив и ни мёртв, что весьма свойственно большинству наблюдателей.

Если же существует множество наблюдателей, и всем кажется разное, то приходят к выводу, что все кажущееся имеет равные права на существование и должно быть принято за реальность. Это называется плюрализмом мнений, из которых, видимо, реальность и состоит.

Поэтому современный человек, хотя и происходит от человека разумного, гораздо более интересуется вещами абсурдными и потому чудесными, доказательств не требующими, а нуждающимися лишь в вере, что они существуют. Такая вера дается легко и без особого напряжения, её также можно недорого приобрести.

Это приятно, не требует ни образования, которое становится всё дороже и всё некачественнее, ни напряжения и без того выпрямленных, подобно шпилю Останкинской телебашни, мозговых извилин, каковое усилие современному человеку все более «в облом».

Гипотеза происхождения человека из глины (хорошо, что не из чего-то другого), не заслуживала бы внимания, если бы внимание огромного количества людей незаслуженно не привлекала.

Однако, как это ни странно звучит, тем более в рассуждении, в котором, как, видимо, уже заметил неискушенный читатель, ставится целью данную гипотезу подтвердить, она имеет вполне реальную основу.
То есть, в основе теории происхождения человека из глины лежат реальные события.

События эти были запечатлены историей и предоставлены нашему вниманию сохранившимися и найденными археологами фигурками богов, сделанными из глины примитивным человеком, который о разумности своей ещё не подозревал.

Такие фигурки сделанных из глины богов были найдены при раскопках древнейших поселений Месопотамии и доколумбовой Америки, древней Греции и древнего Рима, а также других более или менее примечательных своей историей земель.

Человек изготавливал богов из глины и вдыхал в них жизнь. Как он это делал и через какие именно отверстия в глиняных фигурках богов человек вдыхал в них жизнь остается загадкой, разгадывать которую - мартышкин труд, да и времени у современного человека, недалеко ушедшего от своего упомянутого предка, нет.

Поэтому и мы не будем этим заниматься, а лишь констатируем постфактум, что эти изготовленные примитивным человеком глиняные боги живы до сих пор.

Они не только жили, живы и, видимо, будут жить. Они полностью подчинили себе жизнь людей, управляют ими через своих представителей из дорогих и красивых, с витражами и часто золочёными крышами посольств и даже грозят полным уничтожением человечеству, если оно не будет им повиноваться, от чего маленькие дети часто вешаются, топятся или выпрыгивают из окон, принимая подобные угрозы за чистую монету, нечаяно блеснувшую в куче грязных денег, в которые человечество превращает свою жизнь, и что, видимо, после него и останется в преобладающем количестве.

Глиняные боги воюют между собой, устраивают передел паствы, изобретают новые "доводы" для веры в их силу и становятся все более целью существования человечества, заставляя его нещадно трудится и терпеть разные лишения ради поддержания этой цели.

Время от времени они посылают человечеству испытания в виде войн и природных катаклизмов, или просто в виде потери работы, расстройства здоровья, преждевременной смерти близких, или другого более или менее ужасного горя, для утверждения его в вере в жизнестойкость, сотворенных им же из глины богов, в вере в их силу, величие и огромную любовь к человечеству, видимо, за сотворение.

Человечеству же остается лишь подчиниться этой воле богов и радоваться, что оно когда-то, в своем далеком историческом детстве, слепило их из глины, а не из другого, хотя не менее пластичного, но менее привлекательного подручного материала, в изобилии доступного позади его жилищ. Не хочется даже думать, какими бы тогда были эти боги.

Таким образом, реальная картина мира, предстающая перед нами каждый день по телевизору и находящая своё отображение в виртуальной повседневности, показывает нам, что материал и технология изготовления не имеют никакого принципиального значения для жизнеспособности и всесилия даже таких существ, как боги, а не то что человек.

Поэтому не может быть никаких сомнений в том, что такие всесильные живые (в чем никто не сомневается) существа, как боги смогли сделать из глины и человека, вдунув в него жизнь через те же самые отверстия, через которые он вдунул жизнь в них самих.

Человечеству остается лишь признать, этот до невозможности неопровержимый «факт налицо» (чтоб не сказать хуже), и радоваться, что боги сделали его также из глины (по образу и подобию своему), а не из какого другого, не менее пластичного, но менее привлекательного материала, и со всей доступной ему полнотой наслаждаться жизнью глиняных фигурок.

Рецензии

Где написано, что из глины сделал?

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.»
(Быт. 2:7)

Равно и общепринято!

Ис.64:8 Но ныне, Господи, Ты - Отец наш; мы - глина, а Ты - образователь наш, и все мы - дело руки Твоей.
Я вчера наблюдал, как вращается круг,
Как спокойно, не помня чинов и заслуг,
Лепит чаши гончар из голов и из рук ",
Из великих царей и последних пьянчуг.
(Омар Хайям)

"Как предшествующее образование тела человека из земли, так и настоящее одухотворение его Богом нельзя понимать в грубо чувственном смысле: в том виде, что скачала будто бы Бог вылепил из глины фигуру человека, а затем взял ее в руки и дунул на нее."
(Александр Павлович Лопухин
Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов)

68. Раз всюду вода, то она вполне могла быть перемешана с глиной, и тогда человека, по-видимому, можно было сформировать точно так же, как гончар формует горшок. Действительно, стих сформулирован таким образом, что неизбежно возникает картина, в которой господь бог и впрямь выступает в роли гончара, в буквальном смысле лепящего фигурку человека.
Легенды о начале человеческой расы повествуют, как некое божество формует первых людей из глины. Таковы египетские, вавилонские и греческие мифы. В древнегреческой мифологии первых людей вылепил титан Прометей.
...

69. Даже при том условии, что в роли горшечника выступает сам господь бог, появившаяся на свет глиняная фигурка – какой бы замечательной внешностью она ни обладала – столь же мертва, как и бесформенный ком глины или праха, послуживший для нее строительным материалом.
(А. Азимов)

Да Вы большой спорщик, Илюха (разрешите мне так обращаться для простоты)!

За аксиому примем только одно утверждение: общепринято не равно истинно.
Равны ли понятия прах и глина? Давайте разбираться.

Все цитаты Азимова, как безбожника и идолопоклонника, отбросим, потому что они ничтожны в силу его убеждений.
Омар Хайям – поэт, и в вопросах Писания не авторитет уж точно. И все его поэтические образы не говорят, что человек сотворен из глины, но говорят иносказательно о том, что человек в руках Бога все равно, что глина в руках гончара.
А.П. Лопухин – авторитет, но только комментарий его уж слишком краток. Да и из приведенного Вами никак не видна Ваша правота.

Но начнем с науки химии.
Что есть глина? В основном это мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Глина состоит из одного или нескольких минералов группы каолинита, монтмориллонита или других слоистых алюмосиликатов, но может содержать и песчаные и карбонатные частицы. Как правило, породообразующим минералом в глине является каолинит, его состав: 47 % (мас) оксида кремния (IV) (SiO2), 39 % оксида алюминия (Al2О3) и 14 % воды (Н2O). Al2O3 и SiO2 - составляют значительную часть химического состава глинообразующих минералов (много не мудрствуя из Википедии).

А что есть тело человека? В основном – углерод (2 место после кислорода), которого в глине даже следов нет. А еще кальций, фосфор и натрий. Железо в глине наличествует в качестве следового загрязнения. А вот как раз кремния и алюминия в человеке практически нет. Как видите с глиной ничего общего.

Вывод 1: С научной точки зрения человек никак не может быть сотворен из глины.

Бытие 2:7: «И образовал Бог Всесильный человека из праха земного (афар мин-гаадама)».

Т.е. из некоторой части земли, которая названа афар. Афар – это прах, пепел, сухая земля. А что такое адама? Это вещество земли, если хотите, почва. На русском языке может легко возникнуть путаница, что имеется в виду под словом земля. Вот самая известная фраза: «Вначале сотворил Бог небо и землю». На иврите: Берешит бара Элогим эт гашамаим веэт гаарец». В переводе земля – в оригинале арец. Арец – вся земля (суша), что нас окружают. В некотором смысле это планета Земля. А вот адама это вещество. А теперь вспомните, как алхимики в общем называли элементы таблицы Менделеева – землею. И сухой остаток от биологических объектов – это земля (не в смысле чернозем, а в алхимическом смысле) или пепел. Но уж никак не глина.

Теперь Ваш пример из Исайи 64:7 (не 8): «А ныне, Господи, – отец наш Ты, мы глина (хомер), а Ты – гончар наш, и дело рук Твоих все мы».
В переводе - глина. В оригинале – хомер. Новое слово, не арец, не афар и не адама.
Хомер – это очень интересное понятие. Действительно для простоты его можно перевести словом глина. И словом глина переведено слово хомер в стихе Исайи потому, что дальше идет слово гончар (правда тоже из возможных значений).
Но хомер – это, прежде всего, материя в отличие от духа. Неодухотворенная часть всего на земле, в том числе и тела человека. Та самая из спора, что первично. Составляют слово три буквы – хет, мем и реш. Гематрия слова равна 248. Это очень интересная цифра, о ней много что можно рассказать. Например, запретительных заповедей (не делай) почему-то 248, а заповедей «делай» 365 – тут ясно по числу дней в году. Вместе 613. К нашему разговору, считается (у евр.мудрецов), что в человеке 248 органов. Как видите и хомер – это не совсем глина.
Но у Исайи все несколько проще. У Исайи слово глина в том же смысле, что и Хайяма, т.е. в символическом, аллегорическом. Это хорошо видно из контекста. Поэтому, уважаемый Илюха, не передергивайте.
Ну, вот так вкратце.
Кот.

Спасибо за дополнительные сведения. Уверен, что читатели найдут их интересными и в помощь.
1.
<<Все цитаты Азимова, как безбожника и идолопоклонника, отбросим, потому что они ничтожны в силу его убеждений.>>
<<Омар Хайям – поэт, и в вопросах Писания не авторитет уж точно.>>

Ad hominem, или argumentum ad hominem (лат. «аргумент к человеку») - аргумент, основанный на личности оппонента, а не на сути дискуссии, объективных фактах и логических рассуждениях.
Аргументация ad hominem относится к так называемым логическим уловкам - психологически действенным, но логически некорректным способам обоснования тезиса. С логической точки зрения, она имеет следующую форму:
Человек A делает утверждение X.
О человеке А известно нечто неприемлемое.
Следовательно, утверждение X ложно.
Логическая некорректность данной аргументации очевидна: тот факт, что лицо, выдвинувшее аргумент, характеризуется по каким-то признакам отрицательно, никак не влияет на истинность или ложность его аргументации.
(энциклопедия)
2
<<общепринято не равно истинно.>>

Согласен.
Однако, приведенные мной цитаты показывают синонимичность слов "глина" и "прах" при употреблении их в контексте библейского сюжета о сотворении человека Богом.
Скажем, я выбрал слово "глина" для "рифмы".
Если это позволено, Исайе, Хайяму, Лопухину, Азимову, то не вижу никаких затруднений в позволении этого себе.

<<В переводе - глина. В оригинале – хомер... Как видите и хомер – это не совсем глина.>>

Будем считать, что я выбрал неточный, а красивый перевод, поскольку синонимичность слов "глина" и "прах" в обсуждаемом контексте общепринята, а для предмета моего эссе не принципиально какое слово будет использовано.
Ведь идея эссе заключается не в рассмотрении вопроса "из чего?".

<<У Исайи слово глина в том же смысле, что и Хайяма, т.е. в символическом, аллегорическом.>>

Как и у меня.

Не пойму, Илюха, о чем Вы ведете спор.
Уверен Вы специалист в некой области. Вот представим, что в сварке металлов. Я - полный ноль. И вот я начну писать по этому поводу свои соображения. Вы будете читать и смеяться. Так вот я в некотором роде специалист по Ветхому Завету. Можете в этом убедиться на моей странице. Т.е. каждый должен заниматься своим делом. Но это так к слову.
Азимов не потому не авторитет, что он плохой. Но потому, что он не может быть специалистом во всех областях. Он наштамповал более 300 книг по различным поводам. Он не знает древнего иврита и Тору в оригинале читать не может. И никем никогда не признавался заслуживающим внимания комментатором текстов Св.Писания. Вот поэтому (в отличие от Лопухина) его надо отбросить. Хайам - поэт, а не специалист по Библии, даже если мы вдруг узнаем, что он специалист по текстам Корана (чего, естественно, за ним неизвестно).
А вот о разнице в химическом составе глины и тела человека, которое якобы из этой глины, Вы из природной скромности промолчали.
Мне тоже Ветхий Завет интересен и я посмотрю Ваши изыскания. Правда, я воспринимаю Ветхий Завет исключительно как эпос, а не через призму религии.

Наконец-то западные ученые признали аяты Корана, придя к выводу, что "человек сотворен из глины". В последние годы ведущие исследователи в области геологии и биологии интенсивно изучают проблему "сотворения человека из глины". Исследованием этого вопроса заняты такие известные ученые, как Хайман Хартман из института Massachusetts Teknoloje, Лейл М.Койн из университета штата Калифорния, Пьер Лазио из университета Liege в Бельгии, а также Грахман К.Смит из университета Glasgow.
Что есть глина, а вернее ил?
"Он (Аллах) начал творение человека (то есть Адама) из глины" (cура 32 "Поклон", аят 7).
"Он сотворил человека из звучащей глины, как гончарная" (cура 55 "Милосердный", аят 14).

Когда мы произносим слово "ил", то обычно представляем себе кишащее комарами болото - средоточие всех заразных болезней. Известно также, что лучшие керамические изделия изготавливаются из ила.

Не будь ила, смеси глины с песком, не возникла бы электроника, не появилась бы межконтинентальная и межспутниковая связь. И даже не были бы изобретены компьютеры - величайшее открытие XX века.

Основа электронных элементов (диода, транзистора, резистора и т.д.) - полупроводники - не что иное, как ил. Положившие начало новейшей связи "сверхпроводники" тоже есть детище ила.

Свойства ила неисчерпаемы. Это хороший катализатор, незаменимый ускоритель при переработке нефти. Он обезвреживает яд, вбирая его в себя из отравленных веществ и тем самым очищая их. Еще одним важным свойством ила является поглощение им радиации. Вбирая в себя из радиоактивных веществ радиационные лучи, он способствует очистке окружающей среды.

Ил (глина) - живой организм.

"В сущности, Мы (прародителя человечества - Адама) сотворили из липкой глины" (сура 37 "Стоящие в ряд", аят 11).

Доктор Лейл М. Койн утверждает, что "кажущийся внешне неподвижным ил внутри живет загадочной жизнью. Кусок застывшего ила, - пишет он, - я ударил топором и сделал открытие: в лаборатории в течение месяца он излучал ультрафиолетовую энергию. Меня удивило, что ил стал ее источником.

В чем же дело? Ил состоит из кристаллических элементов. Молекулы кристаллов образуют ряды в виде скрижалей или листьев. В них выстраивается ионная цепь. Ионы, названные "зачинателями химической реакции", расположившись в каждой частице ила, движутся по заданной им программе.

Этим своим свойством ил напоминает живую клетку, где мельчайшие частицы клетки, так же как и ионы, выполняют функцию ускорителей".

Повод к размышлению

Результаты исследований показали, что, когда под внешним воздействием ионная цепь кристалла разрушается, через некоторое время листообразный ряд молекул вновь ее восстанавливает.

По мнению Джейма Глека, "движение ионной цепи в кристаллах напоминает логическое движение фигур на шахматной доске".

Лейл М. Койн утверждает: "Кристаллическим соединением ила все его возможности не исчерпываются, так как чистейший кристалл скорее напоминает белую бумагу. Движение ионной цепи, т.е. ее свойство проводить электричество, подвержено внешнему воздействию. На этом основано простейшее течение жизни - брать энергию извне и использовать ее. А самовозобновление - это уже следующий этап. Присутствие в иле этих двух состояний еще раз подтверждает теорию сотворения из него жизни". Вот что по этому поводу говорит доктор Хартман: "Располагая более совершенным оборудованием, мы не ограничились бы изучением молекул ила, а углубились бы в его атомный строй и, несомненно, получили бы более весомые результаты, но и тогда, я уверен в этом, мы не имели бы исчерпывающего ответа о происхождении жизни на земле"."По-моему, - пишет исследователь, - понятия "жизнь" и "живое" не есть материальность атомов и молекул. Какие бы успехи не были достигнуты в деле изучения свойств ила, мы не сможем теоретически обосновать сотворение из него человека, так как это выше наших умственных и интеллектуальных возможностей. Непостижимая формула жизни в руках самого Созидателя. Мы в силах лишь дать повод к размышлениям, но создать жизнь в лабораториях бессильны".

То самое, по выражению доктора X. Хартмана, "что придает жизни живое", есть не что иное, как дух, о котором сообщают Коран и хадисы. Сущность же движения духа неподвластна человеческому разуму.
Ибо, как сказано в Коране: "Они спрашивают тебя о духе. Скажи: "Дух от повеления Господа моего. Даровано вам знания только немного!" (сура 17 "Перенес ночью", аят 85).

Адам: человек, сотворенный из глины

Имя Адам является словом не шумерского происхождения; оно восходит к западносемитской семье языков, где, как мы уже отмечали, оно означает «красный» или «земля». Однако оно фигурирует в Словаре шумерского языка в качестве слова, «заимствованного из семитского», где имеет значение «люди/человечество». Интересно, что «Адам» встречается в ханаанском тексте, найденном на развалинах древнего города Угарит в Сирии, где оно ассоциируется с богом Элем, главой угаритского пантеона. А Эль, как мы знаем, одно из ранних имен Бога в Книге Бытия. Такие открытия помогают поместить библейский рассказ в реальный исторический контекст и свидетельствуют о том, что первая Книга Библии имеет весьма и весьма древние корни. Так, например, когда мы читаем на маленькой глиняной табличке, что эпитетом-титулом великого бога хананеян, Эля, было выражение Аб-Адам - «Отец Человека», это является неоспоримым аргументом в пользу нашей гипотезы о том, что история Эдема выходит за рамки библейского предания.

В 1969 г. Уильям Ламберт и Алан Миллард в своем исследовании эпоса об Атрахасисе проводят четкую параллель между этим детально проработанным мифом и библейской идеей о том, что человек был сотворен из праха земного.

«Автор (эпоса об Атрахасисе) был убежден, что общепринятая [в шумерской мифологии] точка зрения сводилась к тому… что человек был создан из глины, смешанной с кровью убитого бога… «Глина» в этом контексте представляет собой материальную субстанцию человеческого тела. Это следует из целого ряда фрагментов, говорящих о смерти как о «возвращении в глину [прах]». Точно такая же концепция выражена и в древнееврейском рассказе о сотворении мира… (Книга Бытия 3:19).

Хотя в месопотамском предании присутствует дополнительный элемент - кровь убитого бога, для нас куда интереснее параллель с образом бога-творца, создавшего человека из глины подобно тому, как мастер-гончар вылепливает свои горшки или глиняные фигурки.

«И создал Господь Бог человека (евр. Adam) из праха земного (евр. aphar), и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».

[Бытие 2:7]

«…доколе не возвратишься в землю (евр. aphar ), из которой ты взят, ибо прах (евр. aphar ) ты и в прах (евр. aphar ) возвратишься».

[Бытие 3:19]

Здесь слово aphar переводится как прах прежде всего по поэтическо-стилистическим мотивам, но основным его значением все-таки является «глина». Итак, в обеих версиях рассказа о сотворении мира - древнееврейской и месопотамской - сказано, что Первочеловек сотворен из глины.

Возвращаясь к эпосу об Атрахасисе, мы находим другую параллель. Намму, богиня первозданного океана и мать Энки, просит своего сына сотворить людей с тем, чтобы они могли стать слугами богов.

«О сын мой [Энки], восстань с ложа своего… [и] яви мудрость свою. Сотвори богам слуг по подобию их».

Энки созвал всех «богов и искусных мастеров» и отвечал:

«О матерь моя, я сотворю существ, о которых ты упоминала. (Далее следуют наставления гончарам.) Придайте им образ и подобие богов. Замесите ком глины, взятый из самой бездны. [Вы же] боги и мастера, начинайте лепить из глины. Вы должны сотворить члены тел их, а надзирать за вами я поставлю Нинмаха (другое имя - Нинхурсаг). Богиня (рождения)… встанет подле вас, когда вы будете лепить (свои творения). О матерь моя, предначертай их (новосотворенных тварей) судьбу. Нинмах создаст их по образу богов - (ибо) это будут Люди».

Здесь мы вновь видим Человека, сотворенного из глины, а также встречаем указание на то, что род человеческий был создан по образу и подобию богов. Параллели с Библией совершенно очевидны.

«И сказал Бог: сотворим Человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог Человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

[Бытие 1:26–27]

Обратите внимание на использование множественного числа в словах Бога: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». В самом деле, одним из имен-определений Бога в тексте Книги Бытия является Elohim (Элохим), представляющее собой множественное число (от единственного числа - Е1 (Эль)). Бог-Творец первых глав Бытия имеет множество аспектов, проявляющихся, за рамками библейской традиции, в форме бесчисленных божеств, каждое из которых обладает своими собственным атрибутами: бог неба, бог земли, бог воды и пр. Достаточно представить себе бога Энки, беседующего с другими богами (то есть другими аспектами своей собственной божественной сущности), наставляя их, как им подобает создать себе людей-слуг «по образу своему», чтобы те исполняли их повеления. Бог Книги Бытия точно так же создает Еву в качестве «помощника» Адама.

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».

[Бытие 23:18]

Сам Адам также является слугой Бога. Ему предписано «возделывать землю» [Бытие 2:6] и «возделывать и хранить» Эдемский сад [Бытие 2:15]. Таким образом, род человеческий не только несет на себе образ Божий, но и призван служить своему Творцу (Творцам). Параллели между сотворением Адама и Евы в Книге Бытия и созданием человека в древнешумерском креационистском эпосе слишком близки и очевидны, чтобы можно было отрицать, что они восходят к одному источнику.