Военно-воздушные силы индии. Ввс индии на пути модернизации

По количеству самолетов находятся на четвертом месте среди крупнейших военно - воздушных сил стран мира (после США, России и КНР).
ВС Британской Индии были созданы 8 октября 1932 года. В годы Второй мировой войны они участвовали в боях с японцами на Бирманском фронте. В 1947 году Индия получила независимость от Великобритании. Из-за несправедливого проведения границ сразу же начались столкновения между индусами, сикхами и мусульманами, которые привели к гибели более полумиллиона человек. В 1947-1949, 1965, 1971, 1984 и 1999 годах Индия воевала с Пакистаном, в 1962 году - с Китайской Народной Республикой. Неурегулированность границ вынуждает государство на полуострове Индостан с населением в 1,22 млрд человек тратить на содержание вооруженных сил огромные средства. В 2014 году на эти цели было выделено около 40 млрд долларов США.
ВВС Индии военно-воздушные силы структура

Пилотажная группа ВВС Индии SURYA KIRAN Сурья Киран, что в переводе на наш солнечные лучи

ВВС Индии (численностью свыше 150 тысяч человек) организационно являются составной частью объединенного вида вооруженных сил - ВВС и противовоздушной обороны (ПВО). Руководство ВВС осуществляет начальник штаба. Штаб ВВС состоит из отделов: оперативного, планирования, боевой подготовки, разведки, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), метеорологического, финансового и связи.
Штабу подчинены пять авиационных командований, осуществляющих руководство подразделениями на местах:

  1. Центральное (г. Аллахабад),
  2. Западное (г. Дели),
  3. Восточное (г. Шиллонг),
  4. Южное (г. Тривандрум),
  5. Юго-западное (г. Гандинагар), а также учебное (г. Бангалор).

ВВС имеют 38 штабов авиационных крыльев и 47 эскадрилий боевой авиации. Индия обладает развитой аэродромной сетью. Основные военные аэродромы расположены вблизи городов: Удхампур, Лех, Джамму, Сринагар, Амбала, Адампур, Халвара, Чандигарх, Патханкот, Сирса, Малаут, Дели, Пуна, Бхудж, Джодхпур, Барода, Сулур, Тамбарам, Джорхат, Тезпур, Хашимара, Багдогра, Барркпур, Агра, Барейли, Горакхпур, Гвалиор и Калайкунда.

Военно-транспортный многоцелевой самолет Ан-32 ВВС Индии

В настоящее время ВВС республики находятся в стадии реорганизации: количество летательных аппаратов сокращается, старые самолеты и вертолеты постепенно заменяются новыми или прошедшими модернизацию моделями, улучшается летная подготовка пилотов, поршневые учебные заменяются новыми реактивными.

Учебно-тренировочные УТС «Киран» ВВС Индии

На вооружении ВВС Индии стоят 774 боевых и 295 самолетов вспомогательной авиации. Истребительно-бомбардировочная авиация включает в себя 367 самолетов, сведенных в 18 эскадрилий:

  • одна -
  • три - МиГ-23
  • четыре - «Ягуар»
  • шесть - МиГ-27 (большинство МиГ-27 индийцы планируют списать к 2015 году)
  • четыре - МиГ-21.

В составе истребительной авиации 368 самолетов в 20 эскадрильях:

  • 14 эскадрилий МиГ-21 (120 МиГ-21 намереваются эксплуатировать до 2019 года)
  • одна - МиГ-23МФ и УМ
  • три - МиГ-29
  • две - « »
  • восемь эскадрилий самолетов Су-30МК.

В разведывательной авиации имеется одна эскадрилья самолетов «Канберра» (восемь машин) и одна - МиГ-25Р (шесть машин), а также по два МиГ-25У, Боинг-707 и Боинг-737.

В состав авиации РЭБ входят: три американских «Гольфстрим III», четыре самолета «Канберра», четыре вертолета HS-748, три самолета ДРЛО А-50ЭИ российского производства.

Ил-38SD-ATES ВВС Индии и военно-морского флота

На вооружении транспортной авиации состоят 212 самолетов, сведенных в 13 эскадрилий: шесть эскадрилий украинских Ан-32 (105 машин), по две-Do 228, ВАе 748 и Ил-76 (17 машин), а также два самолета Боинг-737-200, семь ВАе-748 и пять американских C-130J «Супер Геркулес».
Кроме того, на вооружении авиационных частей находятся 28 самолетов ВАе-748, 120 «Киран-1», 56 «Киран-2», 38 «Хантер» (20 Р-56,18 Т-66), 14 «Ягуар», девять МиГ-29УБ, 44 польских TS-11 «Искра», 88 учебно-тренировочных НРТ-32 и административный большегрузный Боинг-737-700 BBJ.

Вертолетная авиация включает 36 ударных вертолетов, сведенных в три эскадрильи Ми-25 (экспортный вариант Ми-24) и Ми-35, а также 159 транспортных и транспортно- боевых вертолетов Ми-8, Ми-17, Ми-26 и «Читак» (индийская лицензионная версия французского «Алуэтт III»), сведенных в одиннадцать эскадрилий.

Вертолеты Ми-17 ВВС Индии. 2010 год

Основная проблема ВВС Индии - крайне высокая аварийность, вызванная изношенностью техники, большой интенсивностью полетов и недостаточной квалификацией новых пилотов. Большинство летных происшествий приходится на старые советские истребители МиГ-21 индийского производства. Так с 1971 по 2012 год разбились 382 МиГа данной серии. Но в Индии падают и самолеты западного производства.
ВВС Индии военно-воздушные силы программа реорганизации


ВВС Индии планируют ввести в свой состав в ближайшие 10 лет 460 единиц вновь построенных боевых самолетов, в том числе:

  • собственного производства легкие истребители LCA (light combat airctaft) «Теджас» (148 единиц) для замены старых МиГ-21,
  • французские «Рафали» (126 единиц),
  • 144 истребителя 5-го поколения FGFA (создаются в рамках межправительственного соглашения между Россией и Индией)
  • и дополнительные 42 российских Су-ЗОМКИ (после реализации этой программы общее количество Су-ЗОМКИ достигнет 272 единиц).
  • Кроме того, ВВС закупили шесть собранных в Европе самолетов- заправщиков «Эрбас» А300 MRTT (в дополнение к шести уже имеющимся российским Ил-78 МКИ), десять американских транспортников Боинг С-17 «Глоубмастер III» и другие модели различных самолетов и вертолетов разных стран мира.

Вооруженные силы стран мира

Индия вместе с КНДР и Израилем входит во вторую тройку стран мира по военному потенциалу (первую тройку, разумеется, составляют США, КНР и РФ). Личный состав ВС Индии имеет высокий уровень боевой и морально-психологической подготовки, хотя и набирается по найму. В Индии, как и в Пакистане, из-за огромной численности населения и сложной этноконфессиональной ситуации комплектование ВС по призыву не представляется возможным.

Страна является важнейшим импортером вооружений из России, ведет тесное военно-техническое сотрудничество с Францией и Великобританией, а в последнее время – и с США. При этом Индия имеет огромный собственный ВПК, который, теоретически, способен производить вооружение и технику всех классов, включая ядерное оружие и средства его доставки. Впрочем, образцы вооружений, разработанные в самой Индии (танк «Арджун», истребитель «Теджас», вертолет «Дхрув» и др.), как правило, обладают весьма низкими ТТХ, а их разработка ведется десятилетиями. Качество сборки техники по иностранным лицензиям оказывается часто весьма низким, из-за этого ВВС Индии имеют самый высокий в мире уровень аварийности. Тем не менее, Индия имеет все основания претендовать на звание одной из сверхдержав мирового уровня уже в ХХI веке.

Сухопутные войска Индии имеют в своем составе Учебное командование (штаб в городе Шимла) и шесть территориальных командований. При этом в непосредственном подчинении штаба сухопутных войск находятся 50-я бригада ВДВ, 2 полка (группы) БРСД «Агни» (334-й с "Агни-1", 335-й с "Агни-2"), 333-й полк (группа) ОТР «Притхви-1», 4 полка (861-й, 862-й, 863-й, 864-й) КРНБ «Брамос».

Центральное командование (штаб в городе Лакнау) включает один армейский корпус - 1-й АК (штаб в г. Матура). В его составе – 4-я пехотная дивизия (Аллахабад), 6-я горная дивизия (Барейлли), 33-я бронетанковая дивизия (Хиссар). В настоящее время 1-й АК временно передан в состав Юго-Западного командования, поэтому Центральное командование, фактически, не имеет в своем составе боевых сил.

Северное командование (Удхампур) включает три армейских корпуса – 14-й, 15-й, 16-й.

14-й АК (Лех) имеет в своем составе 3-ю пехотную (Лех) и 8-ю горную (Драс) дивизии.

15-й АК (Сринагар) имеет в своем составе 19-ю пехотную (Барамулла) и 28-ю горную (Гурез) дивизии.

16-й АК (Нагрота) имеет в своем составе 10-ю (Ахнур), 25-ю (Раджаури), 39-ю (Ёл) пехотные дивизии, 10-ю артиллерийскую бригаду.

Западное командование (Чандимандир) включает 40-ю артиллерийскую дивизию (Амбала) и три АК – 2-й, 9-й, 11-й.

2-й АК (Амбала) имеет в своем составе 1-ю бронетанковую дивизию (Патиала), 14-ю дивизию СБР (Дехрадун), 22-ю пехотную дивизию (Мирут), 474-ю инженерную, 612-ю ПВО бригады.

9-й АК (Ёл) имеет в своем составе 26-ю (Джамму) и 29-ю (Патанкот) пехотные дивизии, 2-ю, 3-ю, 16-ю бронетанковые бригады.

11-й АК (Джаландар) имеет в своем составе 7-ю (Фирозпур), 9-ю (Мирут), 15-ю (Амритсар) пехотные дивизии, 23-ю бронетанковую и 55-ю механизированную бригады.

Юго-Западное командование (Джайпур) включает 42-ю артиллерийскую дивизию (Джайпур), 1-й АК, временно переданный из Центрального командования (описан выше), и 10-й АК (Бхатинда), который имеет в своем составе 16-ю пехотную дивизию (Ганганагар), 18-ю (Кота) и 24-ю (Биканер) дивизии СБР, 6-ю бронетанковую, 615-ю ПВО, 471-ю инженерную бригады.

Южное командование (Пуна ) включает 41-ю артиллерийскую дивизию (Пуна) и два АК – 12-й и 21-й.

12-й АК (Джодхпур) имеет в своем составе 11-ю (Ахмадабад) и 12-ю (Джодхпур) пехотные дивизии, 4-ю бронетанковую и 340-ю механизированную бригады.

21-й АК (Бхопал) имеет в своем составе 31-ю бронетанковую дивизию (Джханси), 36-ю дивизию СБР (Сагар), 54-ю пехотную дивизию (Хайдерабад), артиллерийскую, ПВО, 475-ю инженерную бригады.

Восточное командование (Калькутта) включает 23-ю пехотную дивизию (Ранчи) и четыре АК (3-й, 4-й, 17-й, 33-й).

3-й АК (Димапур) – 2-я (Дибругар), 56-я (Захама), 57-я (Леймахонг) горные дивизии.

4-й АК (Тезпур) – 5-я (Бомдила), 21-я (Рангия), 71-я (Миссамари) горные дивизии.

17-й АК (Панагар) – 59-я (Панагар), 72-я (Патханкот) пехотные дивизии.

33-й АК (Силигури) – 17-я (Гангток), 20-я (Биннагури), 27-я (Калимпонг) горные дивизии.

В двух полках имеется 20 ПУ БРСД «Агни-1» и 8 ПУ "Агни-2". Всего предположительно имеется 80-100 ракет «Агни-1» (дальность полета - 1500 км), и 20-25 «Агни-2» (2-4 тыс. км). Возможно, в 335-м полку развернуты первые 4 ПУ БРСД "Агни-3" (3200 км). В единственном полку ОТР «Притхви-1» (дальность - 150 км) имеется 12-15 ПУ и 75-100 ракет. Все эти баллистические ракеты разработаны в самой Индии, могут нести как ядерные, так и обычные БЧ. Каждый из 4 полков крылатых ракет «Брамос» (совместная разработка России и Индии) имеет по 4-6 батарей, в каждой по 3-4 ПУ. Общее число ПУ КРНБ «Брамос» составляет 72.

Танковый парк Индии включает 124 танка собственной разработки «Арджун» (их производство продолжается), 1402 новейших российских Т-90 (всего предполагается иметь 2011 таких танков) и до 2414 советских Т-72М, прошедших модернизацию в Индии (носят местное название "Аджейя"). Кроме того, до 815 старых советских Т-55 и до 2000 не менее старых танков «Виджаянта» собственного производства (английский «Виккерс» Мк1) находятся на хранении.

В отличие от танков, другая бронетехника сухопутных войск Индии, в основном, сильно устарела. Имеется до 598 советских БРДМ-2, до 48 английских бронеавтомобилей «Феррет», до 2000 БМП-2 (в т.ч. 123 командирских БМП-2К), 300 чехословацких БТР OT-64, 462 южноафриканских бронеавтомобилей «Касспир», 12 английских БТР FV432. Из всей перечисленной техники лишь БМП-2 можно считать новыми, причем весьма условно. Кроме того, до 700 старых БМП-1, до 200 совсем старых советских БТР-50, до 250 БТР-152, до 55 БТР-60, до 299 чехословацких ОТ-62 находятся на хранении.

Также устарела большая часть индийской артиллерии. Имеется 20 САУ «Катапульта» собственной разработки (130-мм гаубица М-46 на шасси танка «Виджаянта»; еще 80 таких САУ на хранении), 68 английских «Аббот» (105 мм), 10 К9 "Ваджра" (155 мм). Буксируемые орудия - 215 югославских горных М48 (76 мм), от 700 до 1300 собственных IFG Mk1/Mk2/Mk3 и от 700 до 800 LFG, 50 итальянских M-56 (105 мм), 400 советских Д-30 (122 мм), 210 английских FH-77В, 180 М-46 с новым стволом, 3 американских М777 (155 мм), 40 советских С-23 (180 мм); еще до 721 М-46 и 200 FH-77В, а также 900 горных орудий (75 мм), 800 британских пушек (88 мм), 350 советских БС-3 (100 мм) находятся на хранении. Минометы – 5000 собственных Е1 и 220 самоходных СМТ на шассии БМП-2 (81 мм), 500 французских АМ-50 (120 мм), 207 финских М-58 «Тампелла» и 500 советских М-160 (160 мм). РСЗО – до 200 советских БМ-21 (122 мм), 80 собственных «Пинака» (214 мм), 42 российских «Смерч» (300 мм). Из всех перечисленных артсистем современными можно считать лишь южнокорейские САУ К9 (производятся в Индии по лицензии), американские гаубицы М777 (также производятся по лицензии), РСЗО «Пинака» и «Смерч».

Image caption Последняя катастрофа индийского МиГ-21 произошла во время захода на посадку - самого сложного маневра

На рассмотрении в Высоком суде Дели находится иск пилота ВВС страны с требованием признать самый распространенный в мире истребитель МиГ-21 объектом, нарушающим право человека на жизнь.

Причем речь идет не о жизни тех, против кого можно применять этот самолет - иск в суд подал пилот ВВС Индии, командир авиакрыла Санджит Сингх Кайла, который утверждает, что самолет не только нарушает его право на жизнь, но также не обеспечивает право на безопасные условия труда, которое гарантирует конституция страны.

Исковое заявление в суд он подал 17 июля, спустя 48 часов после катастрофы МиГ-21 неподалеку от авиабазы "Нал" в Раджистане, в которой погиб молодой индийский летчик.

Суд принял заявление и отложил заседание до 10 октября, чтобы изучить список катастроф с участием этих самолетов.

Открытые данные, которые попали в прессу, говорят, что из более чем 900 МиГ-21, которые были получены ВВС Индии, разбились более 400 самолетов. При этом погибло более 130 пилотов.

За последние три года в ВВС Индии произошло 29 аварий. 12 из них - с участием МиГ-21. В Индии этот самолет, бывший в течение десятилетий основой истребительного парка, прозвали "летающим гробом".

Правда, точно такое же прозвище получил среди своих пилотов и противник МиГа по индо-пакистанской войне - американский истребитель F-104.

"Балалайка"

Сверхзвуковой реактивный истребитель второго поколения МиГ-21 был создан в ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов.

Новый МиГ по всем показателям оказался на порядок более сложной и технологичной машиной, чем его предшественник МиГ-19. В советских ВВС его за характерную форму треугольных крыльев тут же прозвали "балалайкой".

Это число учитывает истребители, выпущенные в Индии, Чехословакии и Советском Союзе, но не учитывает китайские копии - истребители J7 (то есть, по сути, их было произведено еще больше).

Индия решила приобрести МиГ-21 в 1961 году. Поставки начались в 1963-м, и через несколько лет МиГ вместе с другим тяжелым истребителем Су-7 принял участие в войне с Пакистаном.

Этот самолет изменил ситуацию в индийских ВВС, поднял их на качественно новый уровень.

"Прекрасная леди"

В ходе индо-пакистанского конфликта он сыграл важную роль в воздушных боях, и во многом именно тогда зародилось особое к нему отношение у индийских пилотов.

Среди них многие, если не большинство, отнюдь не разделяют мнение Санджита Сингха Кайла, который подал заявление в суд.

"Это был лучший истребитель своего времени. Сколько он у нас летает, 40 лет? И все еще на службе. Это просто прекрасный самолет", - сказал Русской службе Би-би-си генерал-полковник ВВС Индии в отставке Йоги Рай.

Другой генерал ВВС Индии - Анил Типнис - опубликовал на индийском военно-аналитическом сайте Bharat Rakshak статью под название "Моя прекрасная леди - Ода МиГ-21".

"За четыре десятка лет МиГ-21 стал основой противовоздушной обороны Индии как в мирное, так и в военное время. Он бдительно защищал страну днем и ночью", - писал в своей заметке генерал.

МиГ ошибок не прощает

Image caption МиГ-21 стал рекордсменом мира по числу выпущенных единиц. Им были вооружены многие союзники СССР.

Однако число аварий и катастроф - неоспоримый факт. Количество МиГ-21, уничтоженных в результате аварий, число пилотов, погибших в этих авариях, - больше, чем число убитых врагом летчиков.

Генерал-полковник ВВС Индии в отставке Йоги Рай объяснил это просто: "Количество МиГ-21 в Индийских ВВС велико, их активно используют, соответственно число аварий тоже велико". Однако есть и другие версии.

Прежде всего, как рассказал Би-би-си выпускник Борисоглебского высшего военного авиационного училища Владимир В., сам учившийся летать на МиГ-21, этот самолет вследствие своих летных характеристик сложен в управлении - он не прощал ошибок малоопытному пилоту.

С очень небольшой площадью крыла он был рассчитан на высокую скорость полета, но для того чтобы посадить самолет, требовалось очень большое умение.

"Про 21-й шутили: "Зачем ему крылья? - Чтобы курсанты летать не боялись". Там очень строго по оборотам было. Если не выдержал мощность, убрал, то все - провалился, вертикальная скорость большая, и все", - рассказал пилот.

При этом из-за этой же особенности конструкции самолет не мог планировать - если он начинал падать, то можно было только катапультироваться.

Правда, этой же самой болезнью страдали и другие истребители этого поколения - в СССР самым аварийным считался Су-7, в ВВС западных стран ходили легенды о катастрофах противника МиГ-21 - американского истребителя F-104, чья аварийность соответствовала уровням индийских МиГ-21.

Последний, будучи концептуально близок к МиГ-21, точно также страдал от того, что его готовили к полетам на большой скорости, а не к удобной посадке.

Запчасти

За последние 10-15 лет, насколько мне известно, после того, как Советский Союз стал Россией, поступающие запчасти необходимо... проверять Удай Баскар
индийский военный эксперт

МиГ-21, разбившийся неподалеку от авиабазы "Нал" в Раджистане, упал во время захода на посадку. Официальных сообщений о причинах его падения нет, но известно, что его пилотировал малоопытный лётчик.

В Индии, как отмечают многие эксперты, существует проблема освоения скоростных самолетов курсантами - они не успевают набрать опыт при пересаживании с учебных на скоростные самолеты.

Другая проблема - запчасти. Как рассказал в интервью Би-би-си один из ведущих индийских военных экспертов Удай Баскар, у военных есть немало претензий к российским предприятиям по качеству авиационных запчастей.

"За последние 10-15 лет, насколько мне известно, после того, как Советский Союз стал Россией, поступающие запчасти необходимо... проверять", - сказал он, подчеркнув, что это не официальная позиция индийских ВВС, а его личное мнение.

Проблема запчастей для МиГов действительно существует. Возможно, по причинам, которые осторожно отметил индийский аналитик, а, возможно, по иным причинам, Индия закупает запчасти для истребителей не только в России, но и в других странах.

В мае 2012 года российский посол в Индии Александр Кадакин заявил, что индийские Миги разбиваются из-за контрафактных запчастей, посоветовав закупать их только в России.

Диверсификация поставок

Сейчас на вооружении ВВС Индии остается около сотни истребителей МиГ-21. Они будут окончательно выведены из состава по мере поступления новых машин - недавно в Индии был завершен конкурс на поставку 126 истребителей на сумму более 10 млрд долларов.

В тендере участвовал и российский истребитель МиГ-35, который в результате проиграл французскому Rafale.

Помимо этого, Россия проиграла и в конкурсах на поставку Индии военно-транспортных и ударных вертолетов.

В каждом конкретном случае эксперты отмечают, что проигрыш можно объяснить несоответствием российских аппаратов техническим условиям.

Однако есть и общая тенденция - Индия, в течение десятилетий зависевшая от поставок оружия из СССР, теперь хочет попробовать и западные вооружения.

И значит МиГ-21, четыре десятилетия охранявший индийское небо, скоро останется только в памяти индийцев - как надежный защитник и не очень надежный летательный аппарат.

Армия Пакистана занимает 7-е место в мире по численности военнослужащих. За историю этой страны она не раз становилась той силой, которая свергала демократически избранное правительство и приводила к власти представителей своего высшего командования.

Армия Пакистана: основание

После раздела Британской Индии в 1947 году эта страна получила в свое распоряжение 6 танковых, а также по 8 артиллерийских и пехотных полков. При этом независимой Индии досталась куда более мощная армия. В нее входило 12 танковых, 21 пехотный и 40 артиллерийских полков.

В тот же год была развязана индо-пакистанская война. стал Кашмир. Эта область, которая при изначальном разделе территориально отошла к Индии, имела важнейшее значение для Пакистана, так как обеспечивала водными ресурсами ее главную сельскохозяйственную область Пенджаб. В результате вмешательства ООН Кашмир был разделен. Пакистану достались северо-западные районы этого исторического княжества, а остальная часть его территории отошла к Индии.

Война за Кашмир показала, что нуждаются в национализации. Дело в том, что на момент обретения Британской Индией независимости большую часть их командного состава составляли англичане. После раздела часть из них оказалась в армии Пакистана. Во время вооруженного конфликта английские офицеры с обеих сторон не хотели воевать друг против друга, поэтому саботировали выполнение приказов вышестоящего руководства. Увидев опасность в подобном положении вещей, правительство Пакистана сделало многое для обеспечения своей армии профессиональными кадрами из представителей местных племен и народов.

История до 1970 года

В 1954 году в Карачи США и Пакистан подписали двустороннее соглашение о взаимной военной помощи. В результате этого договора, а также аналогичного документа, касающегося отношений с Великобританией, страна получила значительные объемы финансовой и военной помощи.

В 1958 году армия Пакистана совершила бескровный переворот, в результате которого к власти пришел генерал Айюб Хан. При его правлении напряженность с Индией продолжала расти, участились перестрелки на границе. В конце концов в 1965 году армия Пакистана начала операцию «Гибралтар», целью которой был захват индийской части бывшей исторической провинции Кашмир. Она превратилась в полномасштабную войну. В ответ на вторжение на свою территорию Индия начала масштабное контрнаступление. Оно было остановлено после вмешательства ООН, посредничество которой привело к подписанию Ташкентской декларации. Этот документ ознаменовал окончание войны без каких-либо территориальных изменений с обеих сторон.

Война в Восточном Пакистане

В 1969 году в результате восстания Айюб Хан, оставил свой пост и передал власть генералу Яхья Хану. Наряду с этим в Бангладеш началась война за независимость. На стороне бенагльцев выступила Индия. Она вела свои войска в В результате в декабре 1971 года 90 000 солдат и госслужащих сдались в плен армии Индии. Война завершилась образованием на территории Восточного Пакистана нового государства под названием Бангладеш.

1977—1999

В 1977 году армия Пакистана совершила еще один госпереворот, в результате которого руководство страной перешло к генералу Мухаммеду Зия-уль-Хаку. Этот политик не выполнил свое обещание провести демократические выборы в течение 90 дней. Вместо этого он управлял Пакистаном в качестве военного диктатора до своей гибели в результате авиакатастрофы в 1988 году.

Последний на данный момент вооруженный переворот в истории страны состоялся в 1999 году. В результате армия Пакистана четвертый раз, свергла демократически избранное правительство, что привело к введению против этой страны экономических санкций. Они оставались в силе практически в течение всего периода правления генерала Первеза Мушаррафа.

Борьба с терроризмом

После 11 сентября 2001 года Пакистан стал активным участником действий по ликвидации Талибана и Аль-Каиды. В частности, командование Вооруженных сил отправило 72 тысяч солдат на захват членов этих организации, бежавших из Афганистана.

Война с террористами и по сей день является одной из главных задач, стоящих перед пакистанской армией.

Подавление восстания в Белуджистане

В 2005 году пакистанская армия была вынуждена вступить в борьбу с сепаратистами. Они происходили на территории Белуджистана. Руководил восставшими Наваб Акбар Бугти, который требовал большей автономии для региона и компенсации за вывозимые оттуда ресурсы. Кроме того, недовольство было вызвано недостаточным финансированием региона. В результате спецопераций спецназа Пакистана были физически уничтожены практически все лидеры белуджей.

Война с Талибаном

Армия Пакистана, вооружение которой представлено ниже, многие годы была вынуждена вести позиционную войну с внутренним врагом. Ее противником был Талибан. В 2009 году противостояние перешло в фазу активного наступления, которое принесло свои плоды. Талибы понесли тяжелые потери и были вынуждены оставлять свои укрепленные форты. Первым был освобожден Южный Вазиристан. Затем начались бои за Оракзай, в ходе которых Талибан потерял более 2000 боевиков.

Вооружения и численность

Как уже было сказано, армия Пакистана занимает 7 место в мире по числу солдат и офицеров. Ее численность составляет примерно 617 тысяч человек, а в кадровом резерве находится еще около 515 500.

Вооруженные силы комплектуются добровольцами, преимущественно лицами мужского пола, достигшими возраста 17 лет. Во флоте и авиации Пакистана есть также военнослужащие-женщины. При этом ежегодно в стране призывного возраста достигает более 2 000 000 человек.

Сухопутные войска Пакистана используют обширный спектр вооружения, состоящий из 5745 бронемашин, 3490 танков, а также 1065 самоходных и 3197 буксируемых артиллерийских орудий. ВМФ страны состоят из 11 современных фрегатов и 8 подводных лодок, а ВВС имеют на вооружении 589 вертолетов и 1531 самолетов.

Сравнение армий Индии и Пакистана

Полуостров Индостан является одним из наиболее густонаселенных и милитаризированных мест на планете. В регулярной армии Индии на данный момент служат 1 325 тысяч человек, т. е. почти вдвое больше, чем в армии Пакистана. На вооружении находятся танки Т-72, Т-55, «Виджаянта» и «Арджун». Парк ВВС укомплектован боевыми самолетами Су-30МК, МиГ-21, МиГ-25, МиГ-23, МиГ-27, «Ягуар», МиГ-29, «Мираж 2000» и «Канберра». ВМФ располагает авианосцем «Гермес», несколькими подводными лодками, фрегатами, эсминцами, и корветами. Кроме того, основной ударной силой индийской армии являются ракетные войска.

Таким образом, Пакистан уступает своему постоянному противнику как по количеству вооружений, так и по их мощи.

Теперь вы знаете, чем знаменита армия Пакистана. Парад Вооруженных сил этой страны представляет исключительно интересное и красочное зрелище, которое обязательно стоит посмотреть хотя бы в записи.

Начал рассказывать о прошедшем девятом международном салоне «Аэро Индия-2013». Ведущий индийский производитель авиационной техники – корпорация «Хиндустан аэронотикс лимитед» (ХАЛ) представила широкий ряд боевой техники, решающей большинство задач национальных ВВС. Однако потребности военных значительно выше.

Наряду с новыми самолетами и вертолетами индийские предприятия представили различные программы модернизации, которые в настоящее время охватывают значительный спектр летательных аппаратов, состоящих на вооружении национальных ВВС.

Пятилетние планы

Внимание командования ВВС к модернизации эксплуатируемой авиационной техники не случайно и связано с необходимостью увеличения численности летного парка в ближайшей перспективе. Главком ВВС Индии главный маршал авиации Норман Анил Кумар Браун отмечает, в частности, беспрецедентный характер проводимой в настоящее время модернизации, направленной на повышение боеготовности военной авиации. Особенно это касается истребительной авиации, состояние которой вызывает у командования особую озабоченность из-за наметившейся тенденции сокращения числа боевых эскадрилий ниже потребного уровня. Это происходит вследствие выведения машин из строя по техническому состоянию.

Коллаж Андрея Седых (фото Михаила Ходаренка)

В настоящее время в составе национальных ВВС 34 эскадрильи вместо плановых 42. Более того, в период действия нынешнего, 12-го планового пятилетнего периода (2012–2017) количество истребительных эскадрилий сократится до 31 единицы. Переломить эту негативную тенденцию ВВС пытаются двумя путями: модернизацией состоящего на вооружении парка истребителей (МиГ-29, «Ягуар» и «Мираж-2000») и вводом в строй новых самолетов. Цель – увеличить численность эскадрилий до 40–42 к концу 14-го пятилетнего периода (2022–2027) и, возможно, до 45 единиц к моменту реализации 15-го периода (2027–2032).

Высшая степень боевой готовности в ВВС будет достигнута после принятия на вооружение всех запланированных истребителей Су-30МКИ, среднего многоцелевого MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft), 5-го поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) и легкого боевого самолета (ЛБС) LCA (Light Combat Aircraft). В настоящее время основные усилия направлены на проведение модернизации имеющихся МиГ-29, «Мираж-2000» и «Ягуар», принятие на вооружение самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), военно-транспортных самолетов (ВТС) и самолетов-заправщиков.

Совершенствование МФИ

Истребители МиГ-29. Контракт на модернизацию стоимостью 964 миллиона долларов подписан с РСК «МиГ» в 2008 году. Работы по этому соглашению должны быть завершены к 2014-му. Первые три усовершенствованных в России многофункциональных истребителя (МФИ) МиГ-29UPG доставлены в Индию в декабре прошлого года транспортным самолетом Ан-124. Модернизация существенно расширяет круг задач, решаемых этими истребителями. Наряду с расширением возможностей по борьбе с воздушными целями за пределами дальности прямой видимости они приобретают способность к нанесению ударов по наземным (надводным) подвижным и неподвижным целям высокоточным оружием в любое время суток и при любых погодных условиях. На модернизированных машинах установлены БРЛС «Жук-М» корпорации «Фазотрон-НИИР» и система заправки топливом в полете. Контрактом предусмотрено проведение ремонта и доработки самолетов с целью продления ресурса до 3500 летных часов и срока службы до 40 лет. По словам генерального директора корпорации «МиГ» Сергея Короткова, поставка усовершенствованных машин – это первый этап выполнения контракта на модернизацию большого парка МиГ-29 ВВС Индии. В ближайшее время начнется второй этап – апгрейд остальных 63 машин непосредственно в Индии в тесной кооперации с индийской промышленностью.

Истребители «Ягуар». Контракт на модернизацию самолетов, произведенных по британско-французской программе SEPECAT, до конфигурации «Дарин-3» (Darin III) стоимостью 31,1 миллиарда индийских рупий был подписан в 2009 году. Работы на предприятиях корпорации ХАЛ планируется завершить в 2017-м. Первый усовершенствованный самолет успешно выполнил испытательный полет 28 ноября 2012 года. Машина оснащена новым бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) и многорежимной БРЛС. В перспективе она будет также ремоторизована, что сделает модернизированный «Ягуар» всепогодным самолетом с высокой боевой эффективностью, а также значительно увеличит его рабочий ресурс. Проект доработки самолета, включая общее проектирование, подготовку спецификации, программного обеспечения, аппаратных средств, бортовой электрической системы, разработан центром НИОКР боевых систем MCSRDC (Mission and Combat System Research and Design Centre) корпорации ХАЛ. Работы проводились ремонтным управлением этой же корпорации, которая обеспечит модернизацию всего парка самолетов «Ягуар» в соответствии с разработанным проектом. Доработка БРЭО предусматривала обновление архитектуры, установку новых аппаратных средств. В частности, в состав авионики ввели специализированную бортовую цифровую вычислительную машину MC (Mission Computer), систему пилотажных приборов и контроля двигателя EFIS (Engine and Flight Instrument System), полупроводниковую цифровую систему видеозаписи SSDVRS (Solid State Digital Video Recording System), полупроводниковый бортовой регистратор параметров полета SSFDR (Solid State Flight Data Recorder), инерциальную систему глобального позиционирования INGPS (Inertial Global Positioning System), автопилот, БРЛС и приемник системы оповещения экипажа о радиолокационном облучении RWR (Radar Warning Receiver). Модернизация затронула навигационную систему, систему РЭБ, систему наведения (INGPS) с основным и запасным режимами, интерфейс «человек-машина». Кабина летчика была оснащена двумя современными многофункциональными дисплеями и коллиматорным индикатором на лобовом стекле.

Истребители Дассо «Мираж-2000». В июле 2011 года Министерство обороны Индии подписало контракт с компаниями «Талес», «Дассо авиасьон» и ХАЛ на модернизацию до стандарта «Мираж-2000-5». Стоимость соглашения – 2,4 миллиарда долларов. В эту сумму не входят затраты на авиационное вооружение. Контракт на установку вооружения стоимостью 959 миллионов евро подписан позже и предусматривает интеграцию в систему управления вооружением УРВВ «Мика» с автономной системой наведения, производимых компанией MBDA, а также их поставку в количестве 450 единиц. В рамках подписанного соглашения французские компании проведут модернизацию двух машин «Мираж-2000» во Франции в течение 40 месяцев с момента подписания контракта, двух истребителей на мощностях корпорации ХАЛ в Индии при поддержке французских фирм и остального парка самолетов силами ХАЛ. Работы должны завершиться к 2021 году. Срок службы самолетов будет увеличен на 20 лет. В числе планируемых усовершенствований кабина экипажа с панорамными индикаторами, совместимая с очками ночного видения, доработанные навигационная система, двигатели, система радиолокационного опознавания «свой-чужой», многорежимная БРЛС, интегральное оборудование РЭБ и возможность пуска ракет за пределами дальности прямой видимости. Намечено установить оборудование для дозаправки в воздухе, что позволит повысить продолжительность полета. В составе индийских ВВС имеется 42 самолета «Мираж», полученных в 80-е годы, и десять, поставленных в 2005-м. Срок службы продлят на 20 лет.

Новые истребители

ВВС Индии реализуют планы по введению в свой состав свыше 400 единиц вновь построенных машин. В их числе LCA, французские «Рафали», истребители 5-го поколения FGFA и дополнительные 42 Су-30МКИ. Контракт стоимостью 1,6 миллиарда долларов на поставку технологических комплектов для лицензионного сборочного производства «сухих» корпорацией ХАЛ был подписан в ходе визита Владимира Путина в Индию 24 декабря 2012 года. После реализации этой программы общее количество выпущенных на мощностях ХАЛ самолетов Су-30МКИ достигнет 222 единиц. Общая стоимость приобретенных у России 272 истребителей этого типа – 12 миллиардов долларов.

HAL «Теджас» (Tejas, LCA). ВВС Индии уже разместили заказ на 40 LCA Mk I с турбореактивными двухконтурными двигателями (ТРДД) «Дженерал электрик» F-404, в том числе на 20 машин в усовершенствованном варианте. Эти самолеты должны быть введены в боевой состав двух эскадрилий в течение 12-го пятилетнего периода (2012–2017). Дальнейшие планы предусматривают ввод в строй дополнительных ЛБС варианта Mk II с более мощными двигателями F-414, которые в количестве 99 единиц уже закуплены в рамках контракта стоимостью 800 миллионов долларов. Предусмотрен также опцион на приобретение еще ста двигателей F-414 в ближайшей перспективе. ЛБС «Теджас» Mk II разрабатывается Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) и будет готов в 2014–2015 годах. Вариант Mk II оснащается самым современным бортовым оборудованием, включая БРЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), несет повышенную боевую нагрузку по сравнению с Mk I. Всего планируется выпустить 108 ЛБС «Теджас» Mk II, из которых будут сформированы шесть эскадрилий в течение 13-го пятилетнего периода (2017–2022).

Истребители «Рафаль» компании «Дассо авиасьон» выбраны в рамках тендера на приобретение 126 средних многоцелевых боевых самолетов MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft), окончательная стоимость которого, по оценкам экспертов, примерно 20 миллиардов долларов. Согласование условий индийско-французского контракта на этот самолет ожидается в следующем финансовом году (2013–2014). Согласно имеющимся планам первая эскадрилья «Рафалей» в составе 18 самолетов будет получена через три-четыре года после подписания договора. Остальные 108 машин произведет корпорация ХАЛ в рамках лицензионного производства с применением полученных от французской стороны технологий в течение следующих семи лет.

Истребитель 5-го поколения создается в рамках межправительственного соглашения между Москвой и Нью-Дели. Первоначально предусматривалось, что ВВС Индии приобретут 200–250 самолетов этого типа, в том числе 48 двухместных машин, однако затем главком ВВС Норман Анил Кумар Браун заявил, что это количество будет сокращено до 144 единиц. Контракт на разработку эскизно-технического проекта перспективного многофункционального истребителя стоимостью 295 миллионов долларов подписан Рособоронэкспортом и корпорацией ХАЛ в декабре 2011-го. По данным индийских источников, стоимость программы может составить шесть миллиардов долларов. Все затраты с индийской стороны оцениваются в 30 миллиардов. Предполагается, что FGFA войдет в боевой состав ВВС Индии с 2020 года.

Транспортные самолеты

Парк этих машин, как и истребительный, в настоящее время находится в стадии трансформации. Ведется модернизация состоящих на вооружении самолетов, приобретаются новые машины.

Многоцелевой военно-транспортный самолет MTA (Multirole Transport Aircraft) совместно разрабатывается ХАЛ и Объединенной авиастроительной корпораций (ОАК). Производство MTA в количестве 205 машин будет осуществлять совместное российско-индийское предприятие MTAL (Multirole Transport Aircraft Ltd), в котором доли участников распределены в соотношении 50:50. Машины предназначены для вооружения ВВС Индии и России, а также для поставки на экспорт. Как ожидается, мы закажем 100 самолетов, ВВС Индии – 45, остальные 60 машин будут поставлены на экспорт. Ожидается, что первый полет MTA совершит в 2017 году, а его серийное производство начнут в 2019-м. MTA, по предварительным данным, сможет совершать укороченные взлет и посадку. Грузоподъемность – около 20 тонн, скорость – до 800 километров в час, дальность полета – 2500 километров. В индийских ВВС новый военно-транспортный самолет частично заменит устаревшие турбовинтовые Ан-32.

C-130J-30 «Супер Геркулес». В 2008 году Индия подписала с США контракт стоимостью 962,5 миллиона долларов на поставку шести военно-транспортных самолетов национальным силам специального назначения. Все машины производства «Локхид Мартин» были поставлены в 2010–2011 годах с опережением графика. ВВС Индии намерены заказать еще шесть таких самолетов в ближайшей перспективе.

C-17 «Глоубмастер-3». В июне 2011 года подписано соглашение с компанией «Боинг» стоимостью 4,116 миллиарда долларов на приобретение десяти тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Globemaster III. ВТС должны быть поставлены в период между июнем 2013 и июнем 2015-го. Планируется дополнительный заказ еще десяти машин.

Ан-32. Парк из 105 ВТС, полученных с 1984 по 1991 год, в настоящее время проходит модернизацию в рамках индийско-украинского контракта стоимостью 400 миллионов долларов, подписанного в 2009 году. Заключенное соглашение по ремонту военной авиатехники стало крупнейшим за всю историю взаимоотношений между Украиной и Индией. 40 Ан-32 модернизируются на 410-м авиационном заводе гражданской авиации, а оставшиеся 65 машин – на производственных мощностях Ремонтной базы 1 и авиационной станции «Чакери» ВВС Индии. Последний модернизированный самолет поставят в 2017 году. Срок службы обновленных Ан-32 будет продлен еще на 15 лет и достигнет 40 лет. В программе участвуют 20 компаний из России, Швейцарии, Украины и США, включая Спецтехноэкспорт, «Антонов», «Мотор Сич» и «Авиант». Предприятие «Мотор Сич» из Запорожья, например, поставит сто двигателей АИ-20Д серии 5М разработки ЗМКБ «Прогресс», межремонтный ресурс которых увеличен с двух тысяч до четырех, а суммарный срок службы доведен до 20 тысяч часов. Масса груза самолета Ан-32РЭ будет увеличена с 6500 до 7500 килограммов. С применением дополнительного топливного бака дальность полета увеличена с 900 до 1400 километров. Обновленный Ан-32 оснащен усовершенствованным оборудованием, в которое входят система предупреждения о столкновениях в воздухе, система предупреждения о приближении земли, система спутниковой навигации, дистанционно-измерительное оборудование, обновленные радиовысотомеры, БРЛС с многофункциональными индикаторами, системы кислорода и улучшенные места экипажа. По состоянию на конец 2012 года Украиной модернизировано более 20 Ан-32.

Легкий транспортный самолет. Индия также ищет замену самолетам Hawker Siddeley 748M Avro производства корпорации ХАЛ. Планируется закупить вместо них 56 машин с полезной нагрузкой шесть – восемь тонн, для чего выделяется 119 миллиардов индийских рупий. Тендер объявлен в ноябре 2012 года. Предложения направлены пяти компаниям – ОАО «Ил» (Россия), ГП «Антонов» (Украина), EADS (Европа), «Аления Аэрмакки» (Италия) и «СААБ» (Швеция). Предполагается, что производство будет вестись с привлечением индийской компании. Первые 16 самолетов будут получены от победителя тендера в готовом виде, а остальные 40 произведены в Индии при его технической поддержке. При строительстве первых 16 из этих 40 самолетов должно применяться 30 процентов комплектующих индийского производства, а для оставшихся 24 машин – 60 процентов местных комплектующих. Поставки самолетов начнутся через 24 месяца после подписания контракта и будут завершены в течение восьми лет. Реализация этого проекта направлена на активизацию частного бизнеса в индийском авиастроении.

Для летной подготовки

В настоящее время ВВС Индии стоят перед необходимостью модернизации парка УТС, среди которых 114 устаревающих поршневых самолетов HPT-32 и 137 «Киран-2». При полетах на этих УТС обучающиеся летчики испытывают трудности, а полученные навыки не соответствуют требованиям полетов на сверхзвуковых реактивных истребителях. Минимальная потребность ВВС оценивается в 200 УТС.

В ВВС с 1970 года произошло свыше тысячи аварий боевых самолетов, причем почти 40 процентов связаны с человеческим фактором. Необходимость в новых УТС весьма актуальна, так как парку индийских УТС HPT-32 в количестве 114 машин, применявшихся с 1986 года в качестве самолетов основной летной подготовки, было запрещено подниматься в воздух в июле 2009 года после катастрофы с одним из самолетов по причине отказа двигателя. Основная летная подготовка с этого момента в ВВС Индии проводится на самолетах «Киран» (Kiran) Mk I/IA, полученных в 70-е годы и ранее применявшихся для промежуточной летной подготовки.

«Пилатус» (Pilatus) PC-7 Mk II. ВВС Индии выбрали для основной летной подготовки УТС производства швейцарской компании «Пилатус эйркрафт» (Pilatus Aircraft Ltd). Соответствующий индийско-швейцарский контракт стоимостью 500 миллионов швейцарских франков на поставку 75 турбовинтовых УТС PC-7 Mk II, комплексной наземной системы обучения и средств логистического обеспечения подписан 24 мая 2012 года. Поставки самолетов будут осуществлены с февраля 2013 по август 2015-го. «Пилатус» заменят HPT-32 для проведения основной летной подготовки необученных летчиков, причем их численность может быть увеличена до 200 единиц.

IJT (Intermediate Jet Trainers). В рамках плана по решению проблемы с самолетами основной летной подготовки предполагается модернизировать парк промежуточных реактивных УТС до варианта «Этап-2» и заменить ими парк самолетов «Киран» в количестве 81 машины. Корпорация ХАЛ имеет заказ на производство 85 IJT, включая 12 машин головной партии, однако этот проект отстает от графика. Поставки самолетов должны были начаться с июня 2012 года, однако ХАЛ все еще проводит летные испытания. Не исключено, что ВВС при острой нехватке УТС могут пойти на закупку самолетов за рубежом.

«Хоук» Mk 132. ВВС постепенно вводят в строй английские УТС усовершенствованной летной подготовки «Хоук». В рамках двух контрактов, подписанных в марте 2004 и июле 2010-го, суммарной стоимостью 3,96 миллиарда долларов было заказано 123 машины (66 + 57 единиц).

Другие типы

В числе прочих воздушных платформ, которые находятся в сфере повышенных интересов командования ВВС Индии, самолеты-заправщики и самолеты ДРЛОиУ. Ситуация с заправщиками российской разработки освещалась в № 4 «ВПК».

ВВС также заинтересованы в приобретении по крайней мере 20 самолетов ДРЛОиУ для обеспечения контроля границ и береговой зоны страны. В настоящее время в составе ВВС эксплуатируются три машины ДРЛОиУ «Фалкон» на базе Ил-76 и еще два самолета этого типа могут быть заказаны. Российско-индийско-израильский контракт на первые три машины стоимостью 1,1 миллиарда долларов подписан в марте 2004-го. Самолеты были поставлены в 2009, 2010 и 2011 годах соответственно. В декабре 2012-го Минобороны Индии выступило с запросом о закупке еще двух самолетов и доведении численности парка этих машин до пяти единиц.

К имеющимся «Фалконам» присоединятся три самолета ДРЛОиУ EMB-145 на базе бразильского «Эмбраера». Первый был передан ВВС Индии в сентябре прошлого года, однако его ввод в строй произойдет после интеграции в состав его бортового оборудования ряда систем разработки центра бортовых систем CABS (Centre for Airborne System), который входит DRDO. Интеграция этих систем будет осуществлена в Индии. В июле 2008 года организация DRDO подписала с компанией «Эмбраер» контракт стоимостью 18 миллиардов рупий (406 миллионов долларов) на поставку трех реактивных самолетов EMB-145 и совместную разработку на их базе трех систем ДРЛОиУ. Соглашение также включает пакет сопутствующего материально-технического обеспечения, в том числе обучение персонала, техническую поддержку, поставку запчастей и наземной аппаратуры. «Эмбраер» должен был передать самолеты через 36, 42 и 45 месяцев после подписания контракта. Первый полет EMB-145 должен быть выполнен через 24 месяца после начала работ, но состоялся в декабре 2011-го. На фюзеляже установлена БРЛС с АФАР, разработанная специалистами центра CABS. Самолет адаптирован под воздушную дозаправку, а также оснащен усовершенствованными электрической системой и системой охлаждения в сравнении с другими платформами ДРЛОиУ, созданными на базе ERJ-145. В частности, пять таких систем имеется в Бразилии, четыре – в Греции и одна – в Мексике. Бортовой радиолокационный ответчик самолета будет обеспечивать функцию распознавания «свой-чужой», а системы связи и электронной поддержки – обнаруживать излучающие цели противника. Система самообороны будет состоять из приемника предупреждения о приближении ракет и радиолокационном облучении, а также автомата сбрасывания средств РЭП. Взаимодействие с другими системами ДРЛОиУ и истребителями будет осуществляться с помощью системы связи на основе голосовой связи и каналов передачи данных.