Все правила по русскому языку в помощь превокласснику. Русский язык — это не про правила

Основные правила и понятия по русскому языку за 1 и 2 классы

ЛЕНТА БУКВ

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Э

О

У

А

Ы

Б

В

Г

Д

З

Ж

М

Л

Р

Н

Й

ЗВОНКИЕ

Ъ

Е

Ё

Ю

Я

И

П

Ф

К

Т

С

Ш

Х

Ц

Ч

Щ

ГЛУХИЕ

Ь

АЛФАВИТ

В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная,

2 буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.

А Б В Г Д Е Ё

а бэ вэ гэ дэ е ё

Ж З И Й К Л М жэ зэ и и ка эль эм краткое

Н О П Р С Т У

эн о пэ эр эс тэ у

Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ

эф ха цэ че ша ща твёрдый

знак

Ы Ь Э Ю Я

ы мягкий э ю я

знак

Гласные звуки

[а], [о], [э], шума нет безударный

[и], [ы], [у]

ВЫВОД:


Сколько гласных звуков, столько и слогов:

У – гол (2 гласных – 2 слога)

В ударной позиции гласные произносятся чётко и ясно , а в безударной позиции подвергаются изменениям :

    безударная гласная о обозначает звук, близкий к [а]: молоко - [малако] ;

    безударные гласные е, я обозначают звук, близкий к [и]: пятак - [п΄итак];

    после шипящих ж, ш мы произносим и слышим [ы], а не [и]: ширина - [шыр΄ина]

Гласные «Хитрые»

буквы – звуки гласные буквы

а – а е й΄ я й ΄

я – а - э а

э – э ё й ΄ ю й΄

е – э - о у

о – о 1. в начале слова – я корь

ё – о - 2. в середине слова после

у – у разделительных ъ и ь знаков – подъ ё м, семь ю

ю – у - 3. в середине слова после гласной буквы – весёла я ,

и – и по ё м

ы – ы

10 – 6

Транскрипция – запись звучания речи.

Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:

[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж - [й΄ош];

[΄] – обозначение мягкости согласного: пел - [п΄эл].

Возьмите на заметку!

1. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский - [с΄эл΄ск΄ий΄].

2. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [ в], [д], [л], [т ] не произносятся: чувство - [ч΄уства], сердце - [с΄эрцэ], солнце - [сонцэ], властный - [власный΄].

БУКВА

[ ЗВУК ]

ГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ

УДАРНЫЙ - БЕЗУДАРНЫЙ ЗВОНКИЙ - ГЛУХОЙ

МЯГКИЙ - ТВЁРДЫЙ

Буквы ъ, ь не обозначают звука!!!

Ударение всегда падает на гласный звук!

Слог, в котором гласный звук находится под ударением, называется ударным. Остальные слоги – безударные.

Значения слов

СОСТАВ СЛОВА

    КОРЕНЬ – это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Правило: чтобы выделить корень, надо подобрать родственные слова.

опоздать - поздний, опоздание

книга – книжный, книголюб

Однокоренными или родственными словами называются все слова с одинаковым корнем и схожим значением.

    ОСНОВА СЛОВА - это всё слово без окончания.

    ПРИСТАВКА – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.


Правило: чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова с другой приставкой или без приставки.

вы ход – в ход, у ход, при ход, ходит

    СУФФИКС – это часть слова, которая находится после корня (между корнем и окончанием) и служит для образования новых слов.

Правило: чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень.

Котёнок – окончание нулевое, корень – кот, значит суффикс – ёнок.

    ОКОНЧАНИЕ – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Правило: чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова.

друг – другу, друга, другом, о друге

Умный – умная, умную, умные, умное

Пришёл – пришла, пришло, пришли

Орфограммы

1. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.

сн е жинка - снег

ст о р о на - ст о роны, стор о нка

СПОСОБЫ ПОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Тр а ва –тр а вы
Зв
е зда – зв ё зды

2. Много – один

Ш а ги – ш а г
Гр
а чи – гр а ч

3. Что делал? Что делать? - Что делает?

См о трел, см о треть - см о трит
П
и сал, п и сать - п и шет

1. Слово – предмет (имя существительное)

Тр е щит – тр е ск
В
о дичка - в о ды

2. Слово – признак (имя прилагательное)

Т е мнота – т ё мный
Л
а скает – л а сковый

3. Слово – действие (глагол)

К о рмушка -к о рмит
х
о дьба – х о дит

4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением.

К о вёр – к о врик
гн е здо - гнёздышко

2. НЕПРОВЕРЯЕМАЯ БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

3. ПАРНАЯ СОГЛАСНАЯ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ В КОРНЕ СЛОВА, НА КОНЦЕ СЛОВА

Правило : чтобы проверить парную согласную по глухости-звонкости, надо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы после согласной стояла гласная или согласные л, м, н, р, в .

4. НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

Правило: чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы этот согласный звук произносился чётко.

сер д це - сер д ечный

радос т ный - радос т ь

со л нце - со л нышко

5. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

6. БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН, ЩН

7. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

(Ь – показатель мягкости согласного звука)

согласный - Ь тетрад ь

согласный - Ь - согласный т ь ма

8. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь ЗНАК

Е (учен ь е )

- Ё (бел ь ё )

согласный - Ь - Ю (в ь юга )

Я (лис ь я )

И (вороб ь и )

9. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ ЗНАК

Е (под ъ езд )

Ё (с ъ ёжился )

согласный - Ъ - Я (об ъ явление )

Ю (пред ъ юбилейный )

10. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Написание удвоенных согласных в словах проверить нельзя. Эти слова нужно запомнить или посмотреть в орфографическом словаре.

пе рр он жу жж ать а и обозначает предмет (явления, чувства …).

Имена существительные изменяются по числам.

Словосочетание – это несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание не содержит законченную мысль!

Предложение

Знак в конце предложения

по цели высказывания

по интонации

Повествовательное

(рассказ, повествование)

Невосклицательное

Восклицательное

!

Вопросительное

(вопрос)

Невосклицательное

?

Восклицательное

? !

Побудительное

(приказ, просьба)

Невосклицательное

Восклицательное

! это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства.

отвечает на вопросы кто? или что?

отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать?

подчёркивается одной чертой

подчёркивается двумя чертами

может быть одно подлежащее

Ночь . Поздняя осень .

может быть одно сказуемое

Морозит . Запиши в тетрадь.

Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются!

Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст имеет главную мысль (что хотел передать читателям автор) и тему (о чем говорится в тексте).

Типы текстов

Текст – повествование:

    говорится о действиях предметов, о последовательных событиях;

    действия сменяют друг друга, как кадры фильма, их нельзя увидеть все вместе;

    можно поставить вопросы: что происходит сначала, потом и в конце?

Текст – описание:

    говорится о признаках предмета или явления;

    все признаки можно увидеть одновременно;

    можно поставить вопрос: какой предмет?

Текст – рассуждение:

    говорится о причинах явлений;

    их нельзя увидеть, но можно понять;

    можно поставить вопрос: почему это так?

За редким исключением, русский язык - один из самых нелюбимых предметов в школе. Сложные контрольные, много домашней работы и бесконечные правила... К сожалению, сегодняшние уроки не помогают школьникам становиться грамотнее и, главное, совершенно не развивают речь. В чём дело?

Русский как иностранный

Давайте представим себя на месте ребёнка. Он с самого рождения слышит родной язык и практически с года-двух начинает на нём говорить. К семи годам будущие первоклашки говорят в целом не хуже взрослых.

В первом классе основная задача - научить ребенка писать и читать. Как с этим справляется школа?

Именно в первый школьный год ребенок осваивает и понимает важную сущность нашего языка: говорим мы одно, а пишем другое. Тот, кто уже научился читать не по слогам, осознает, что слово «молоко» читается как «малако», и соглашается с этим.

Между тем, изучение русского (родного!) языка в нашей школе напоминает изучение иностранного – ребёнку постоянно подсовывают фонетическую транскрипцию, хотя он и сам прекрасно знает, как звучат слова.

Если ребёнок уже читает, то, несомненно, понимает разницу между звуками и буквами, поскольку процесс чтения, собственно, и состоит в переводе букв в звуки. Транскрипция только мешает ученику, запутывает его, не позволяя запомнить единственно правильный вид, «образ» слова.

Так дети уже в первом-втором классах на раз-два делают фонетический разбор слова «путь», определяя мягкость согласных, количество букв и звуков. Зачем? Чтобы благополучно забыть об этом в средней школе, вспомнив только перед ГИА и ЕГЭ.

Есть мнение (и оно поддерживается учебниками), что именно благодаря активному изучению фонетики в начальной школе дети начинают писать грамотно. Увы, это совершенно не согласуется с наблюдениями любого родителя - дети сейчас не более (а возможно, и менее) грамотны, чем предыдущие несколько поколений, которые фонетику изучали в 5-6 классе и не дольше одной четверти.

Страшная грамматика

Судя по учебникам и рабочим тетрадям, ученики научаются грамотности, просто применяя и запоминая правила или (если правил нет) словарные слова.

Кстати, попробуйте вспомнить хоть одно правило (кроме «жи, ши пиши с буквой и»).

Названия падежей? Окончания существительных первого склонения в родительном падеже? И вообще, существительные первого склонения – это какие? А глаголы первого спряжения? Вспомнили? А теперь подумайте, какие правила вы регулярно применяете при письме?

Вспомним правило правописания гласных после шипящих в суффиксе:

Под ударением в суффиксах существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, пишется О, (девчонка, галчонок), а без ударения – Е (песенка).

Когда в классе «проходят» эту тему, ученики делают много упражнений, большинство из которых просто предлагает вставить пропущенную букву. По сути, задания сами подсказывают место применения правила, так же как, впрочем, и диктанты на заданную тему. После того, как параграф «пройден», упражнения можно забыть практически до итогового экзамена.

А теперь попробуем представить себя на месте школьника, который выучил множество правил, и ему теперь нужно просто писать грамотно (в общем-то, мы все на этом месте и так находимся). Подсказок в виде скобочек и многоточий нет. Чтобы применить правило, надо для начала вообще осознать необходимость его применения. Каким образом это сделать? Скажем, пишет человек слово «девченка» и… что? Есть три варианта:

    написание слова не вызывает сомнений;

    написание слова по какой-то причине вызывает сомнения (по какой?);

    человек проверяет каждое слово вообще, поэтому сразу выделяет корень, суффикс, подбирает правило и исправляет ошибку.

Как вы думаете, часто ли встречается последний вариант?

Дело в том, что на самом деле вариантов два: либо человек пишет и не замечает ошибку, либо замечает по причине того, что ему не нравится «вид» слова.

Многие называют второй вариант «врожденной грамотностью», хотя на самом деле она не столько врожденная, сколько приобретенная. Хорошая зрительная память и любовь к чтению помогают запоминать «образы» слов, и, соответственно, грамотно писать.

Уже в первом классе школьники обязаны выучить довольно много «словарных» слов, написание которых не подчиняется правилам. Как их учат? Да просто переписывают каждое 10-20 раз в тетрадь. И после этого пишут правильно.

Вот здесь-то и собака зарыта. Для того чтобы правильно писать большинство слов в русском языке, совсем необязательно учить и применять правила. Достаточно просто читать и писать побольше - переписывать тексты из книг и учебников. Тексты без пропусков и многоточий, так, чтобы были видны все важные буквы слова. Тогда и сформируется та самая «врожденная грамотность», которой так завидуют те, кто вынужден постоянно заглядывать в словарь.

Кстати, в этой связи можно вспомнить, как учат в нашей школе иностранные языки. И в английском, и во французском никто не зубрит правила (и в любом случае их количество просто несопоставимо с количеством правил в русском языке), а просто запоминают вид слова и его звучание.

Получается, многие правила не помогают писать грамотно, они лишь упорядочивают базу языка, создают его «логику».

Большинство людей пишет грамотно, не применяя правил или применяя их иногда, причем в этом случае они часто представлены не в виде правил, а в виде удобных ассоциаций (например, что делает? - купается; что делать? - купаться).

Кстати, несмотря на такое простое правило, многие люди в данном случае всё равно неправильно пишут мягкий знак… С чего бы это? Все же в школе это учили!

Развитие речи? Нет, не слышали!

Интересно, что многие русские учёные-лингвисты, педагоги и историки языка ХIХ века ставили на первое место отнюдь не грамматику, а развитие речи! Умение вдумчиво читать, понимать и излагать прочитанное, овладение живой речью ещё сто пятьдесят лет назад считалось гораздо более важным умением, чем грамотное письмо.

Например, Фёдор Иванович Буслаев , лингвист и историк языка, положивший начало научному изучению русской народной словесности, писал:

«Все грамматическое учение должно быть основано на чтении писателя. Главная задача состоит в том, чтобы дети ясно понимали прочитанное и умели правильно выражаться словесно и письменно».

Константин Дмитриевич Ушинский , учёный и педагог, считал, что изучение русского языка имеет три цели: развитие речи, сознательное овладение сокровищами родного языка и усвоение грамматики. Обратите внимание, что грамматика стоит на третьем месте!

Владимир Петрович Шереметевский , преподаватель русского языка и методист, писал, что предметом преподавания родного языка является живое слово. И на первое место снова ставил овладение учащимися живой речью.

Но в начале ХХ века в методике преподавания русского языка стала сильнее научно-лингвистическая направленность, хотя и уделялось внимание развитию всех сторон устной и письменной речи: произносительной культуре, работе над лексикой и фразеологией, развитию навыков связной речи.

Но уже к концу ХХ века, несмотря на всяческие новые методики (а может быть, и благодаря им), русский язык как предмет практически выхолащивается до чистой грамматики. Безусловно, в современных учебниках существуют упражнения по развитию речи, но их мало, и на них не сильно обращают внимание дети и учителя. Да и не до того! Столько правил надо выучить, столько разборов сделать, что написание сочинения или изложения кажется пустяковой и не требующей внимания задачей. Неудивительно, что навыки связной речи (хотя бы!) и связного письма, умение грамотно формулировать мысли развиты очень плохо. Зато любой пятиклассник за пару минут сделает синтаксический и морфологический разборы.

Но ради чего, собственно, мы учим наш язык? Уж наверное, не ради того, чтобы поразить аудиторию на конференции синтаксическим разбором предложения.

Ворд подправит наши грамматические ошибки, а вот с умением связно излагать мысли устно и письменно он, увы, не поможет.

А между тем, дети тонут в ворохе правил и разборов, даже и не подозревая, что умение говорить, читать и понимать - гораздо важнее склонения и спряжения. Жаль, что именно в русском языке бесконечное изучение правил совсем не гарантирует грамотности, более того, прививает отвращение к урокам родного языка (попробуйте найдите школьника, который любит «русский»).

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
1 КЛАСС
1) Речь.
С помощью речи люди о чём – либо сообщают, рассказывают,
спрашивают друг друга, просят.
Устная речь­ это речь, которую мы произносим и слышим. Это звучащая
речь. В старину рот называли «уста». Поэтому речь, которую мы
произносим, называют устной.
Письменная речь­ это речь написанная. Для письма используют буквы.
2) Звуки.
В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из
букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим. На письме
звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название.
Звуки бывают гласные и согласные.
При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не
встречает преград. Они произносятся только с голосом. В русском языке 6
гласных звуков: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и 10 гласных букв, которые
обозначают гласные звуки: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.
При произношении согласных звуков воздух во рту встречает прегра ­ду:
губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.
а о у ы э – обозначают твёрдость, рядом стоящей согласной буквы.
я ё ю и е ­ обозначают мягкость, рядом стоящей согласной буквы.
н м л р й" ­ непарные звонкие согласные
х ц ч" щ" ­ непарные глухие согласные
б в г д ж з – парные звонкие согласные
п ф к т ш с ­ парные глухие согласные
ч" щ" ­ всегда мягкие шипящие согласные и й"
ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные
ь – показатель мягкости согласных.
Например: письмо, соль, льдина, зверь. Мягкий знак звука не обозначает,

как и твёрдый знак.

Лента букв.
Всегда Всегда
Согласный, звонкий, Согласный, звонкий,
мягкий, непарный, твёрдый, парный
Гласные буквы,
обозначающие
твёрдость, рядом Согласные звонкие Согласные звонкие
стоящей согласной непарные парные

а о у ы э н м л р й" б в г д ж з
я ё ю и е
ъ
п ф к т ш с х ц ч" щ" ь
Гласные буквы, обоз­ Согласные глухие Согласные глухие
начающие мягкость, парные непарные
рядом стоящей
согласной
Всегда Всегда Всегда Всегда
Согласный, глухой, Согласный, глухой, Согласный, глухой, Согласный, глухой

твердый, парный твердый, непарный мягкий, непарный мягкий, непарный
3) «Волшебные буквы ­ е ё ю я ».
Гласные буквы е ё ю я называют «волшебными», потому что могут
обозначать 1 звук или 2 звука.
обозначают, когда стоят после согласных.
Один звук

Например:
мячик –мя­чик ­2сл. люди – лю–ди ­2сл.,
м­[м"]согл.,зв.,мягк.,непарн. л­[л"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
я­ [а]глас.,уд. ю­[у]глас.,уд.
ч­[ч"]согл.,гл.,мягк.,непарн. д­[д"]согл.,зв.,мягк.,парн.
и­[и]глас.,безуд. и­[и]глас.,безуд.
к­[к]согл.,гл.,тв.,парн. 4б.4з.
5б.5з.
клён – 1 сл. река – ре – ка – 2сл.
к­[к]согл.,гл.,тв.,парн. р­[р"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
л­[л"]согл.,зв.,мягк.,непарн. е­[и]глас.,безуд.
ё­[о]глас.,уд. к­[к]согл.,гл.,тв.,парн.
н­[н]согл.,зв.,тв.,непарн. а­[а]глас.,уд.
4б.4з. 4б.4з.
обозначают, когда стоят:
Два звука

1. в начале слова
юбка – юб – ка – 2сл. ямка – ям – ка – 2сл.
ю –[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. я –[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
\[у]глас.,уд. \[а]глас.,уд.
б – [п]согл.,глух.,тв., парн. м­ [м]согл., зв.,тв., непарн.
к –[к]согл., глух., тв., парн. к ­[к]согл., глух., тв., парн.
а –[а]глас.,безуд. а –[а]глас.,безуд.
4б.5зв. 4б.5зв.
енот – е – нот – 2сл. ёлка – ёл – ка ­ 2сл.
е–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. ё–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
\[э]глас.,безуд. \[о]глас.,уд.

н–[н]согл.,зв.,тв.,непарн. л­[л]согл., зв.,тв., непарн.
о–[о]глас.,уд. к­[к]согл., глух., тв., парн.
т–[т]согл.,гл.,тв.,парн. а­[а]глас.,безуд.
4б.5з. 4б.5з.
2 . после гласных:
моет – мо–ет–2сл. поют – по–ют–2сл.
м –[м]согл.,зв.,тв.,непар п –[п]согл.,глух.,тв., парн.
о ­ [о]глас.,уд. о– [а]глас.,безуд.
е ­ [й"]согл.,зв.,мягк.,непарн ю­[й"] согл.,зв.,мягк.,непар.
\ [э]глас.,безуд. \[у]глас.,уд.
т – [т]согл.,гл.,тв.,парн. т –[т] согл.,гл.,тв.,парн.
4б.5зв. 4б.5зв.

Клюёт – клю–ёт­2сл. София – Со–фи–я­3сл.
к –[к]согл.,гл.,тв.,парн. С–[С]согл.,глух.,тв.,парн.
л–[л"]согл.,зв.,мягк.,непарн. о–[а]глас.,безуд.
ю–[у] глас.,безуд. ф–[ф"]согл.,гл.,мягк.,парн.
ё–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн и–[и]глас.,уд.
\[о]глас.,уд. я–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
т–[т]согл.,гл.,тв.,парн. [а] глас.,безуд.
5б.6зв. 5б.6зв.
3. после ь знака:
Марья ­ Марь–я­2сл. вьюга – вью–га­2сл.
М–[М]согл.,зв.,мягк.,непарн в–[в"]согл.,зв.,мягк.,парн.
а ­[а ]глас.,уд. ь ­[­]звука не обозначает
р–[р"]согл.,зв.,мягк.,непарн. ю­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
ь –[­ ]звука не обозначает \[у]глас.,уд.
я–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. г–[г]согл.,зв.,тв.,парн.
\[а ]глас.,безуд. а–[а]глас.,безуд.
5б.5зв. 5б.5зв.

здоровье – здо­ро­вье­3сл. польёт –по­льёт­2сл.
з­[з ]согл.,зв.,тв.,парн. п­[п]согл.,гл.,тв.,парн.
д­[д]согл.,зв.,тв.,парн. о­[а ]глас.,безуд.
о­[а]глас.,безуд. л­[л"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
р­[р]согл.,зв.,тв.,непарн. ь­[­ ]звука не обозначает
о­[о]глас.,уд. ё­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
в­[в"]согл.,зв.,мягк.,парн., [о]глас.,уд.
ь­[­]звука не обозначает т­[т ]согл.,гл.,тв.,парн.
е­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. 6б.6з.
[э]глас.,безуд.
8б.8з.
4. после ъ знака:
Подъезд ­под–езд­2сл. съёжился – съё–жил–ся–3сл.
п–[п]согл.,гл.,тв.,парн. с­[с]согл.,гл.,тв.,парн.
о–[а]глас.,безуд. ъ­[­]звука не обозначает
д–[д]согл., тв.,зв.,парн. ё­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
ъ–[­]звука не обозначает [о]глас.,уд.
е–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. ж­[ж]согл.,зв.,тв.,парн.
\[э ] глас.,уд. и­[ы]глас.,безуд.
з–[с]согл.,гл.,тв.,парн. л­[л]согл.,зв.,тв.,непарн.
д–[т] согл.,гл.,тв.,парн. с­[с"]согл.,гл.,тв.,парн.
7б.7зв. я­[а]глас.,безуд.
8б. 8зв.
Объявление­объ­яв­ле­ни­е­5сл.
о­[а]глас.,безуд.
б­[б]согл.,зв.,тв.,парн.
ъ­[­]звука не обозначает
я­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
[а]глас.,безуд.
в­[в]согл.,зв.,тв.,парн.
л­[л"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
е­[э]глас.,уд.
н­[н"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
и­[и]глас.,безуд.
е­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
[ э ]глас.,безуд.

10б.10з.
С БОЛЬШОЙ БУКВЫ ВСЕГДА ПИШУТСЯ:
 Имена, отчества, фамилии людей,.
 Названия сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень.
 Клички животных,
Начало предложения.
ЖИ­ШИ пиши с буквой И. (жизнь, ширма,)
ЧА­ЩА пиши с буквой А. (часто, пищать)
ЧУ­ЩУ пиши с буквой У. (чулан, прощу)
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА
­ Слова переносятся по слогам, например: кро­вать.
­ Если в словах есть Ь или Ъ, то они остаются на строчке, например: паль­чик, подъ­
езд, ко­лье.
­ Если в словах есть Й, то при переносе она не отделяется от гласной, например:
шай­ба, лей­ка, лей­ся.
­ В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, другая
переносится, например: касс­са, ван­на.
­ Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной, например: ест, пол, лаю,
якорь.
­ Не нарушать границу между приставкой и корнем, например: при­сказка, над­пись.

Слушание, говорение, чтение, письмо – это РЕЧЬ.
УСТНАЯ РЕЧЬ ­ это речь, которую мы слышим или произносим.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ – это речь, которую мы читаем или записываем.
ТЕКСТ
ТЕКСТ – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и общей
темой.
ТЕМА ТЕКСТА – о чём говорится в тексте.
У текста есть заголовок, тема, главная мысль.
ЧАСТИ ТЕКСТА
1. Вступление (начало, завязка, зачин).
2. Основная (главная) часть.
3. Заключение (окончание, концовка, развязка).
ВИДЫ ТЕКСТА
1. Повествование. (Что произошло?)
2. Рассуждение. (Какой?)
3. Описание. (Почему?)
ДИАЛОГ – разговор двух или нескольких человек.
В письменной речи слова каждого участника разговора пишутся с красной строки,
перед ними ставится тире.
ВСЁ О ПРЕДЛОЖЕНИИ
1. Предложение выражает законченную мысль.
2. В предложении о ком­то или о чём­то говорится.
3. Слова в предложении связаны между собой.
4. В устной речи одно предложение отделяется от другого паузой (остановкой).
5. На письме одно предложение отделяется от другого точкой, вопросительным или
восклицательным знаками, многоточием.
6. По цели высказывания предложения бывают:
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ (содержат сообщение)
ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ (побуждают к действию – содержат приказ, призыв, просьбу
или приветствие)
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ (содержат вопрос).
7. По интонации предложения бывают
невосклицательные (.), восклицательные (!), вопросительные (?).

ПРЕДМЕТО
СЛОВА­НАЗВАНИЯ
ПРИЗНАКОВ
ДЕЙСТВИЙ
В
(предметов и явлений)
(предметов и явлений
И ЯВЛЕНИЙ
КТО?
ЧТО?
КАКОЙ?
КАКАЯ?
КАКОЕ?
КАКИЕ?
ЧТО ДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЮТ?
КРАСНАЯ СТРОКА ­ строка в тексте, начинающаяся с отступа (1 пальчик).
Новая мысль в тексте и выполнение нового задания начинай с красной строки
В СЛОВЕ СТОЛЬКО СЛОГОВ, СКОЛЬКО В НЁМ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Слог может состоять
­ из одного гласного звука: И­горь,
­из одного гласного и одного согласного звука: де­ре­во,
Из одного гласного и нескольких согласных: маль­чик.
УДАРЕНИЕ ­ это выделение в слове голосом одного из слогов.
Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие –
УДАРНЫЙ.
Другие слоги или слог – БЕЗУДАРНЫЕ.
УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ­ это гласные звуки в ударных слогах слов.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ – это гласные звуки в безударных слогах слов.
Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо
изменить слово так чтобы безударный звук стал ударным.
ПРОВЕРЯЕМОЕ СЛОВО – это слово, в котором надо проверить написание
безударной гласной буквы.
ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО – это слово, в котором проверяемая буква стоит под
ударением.
В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ мягкий знак не пишется.

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА (1 КЛАСС)

Весело, воробей, ворона, девочка, дежурный, деревня, заяц,
карандаш, класс, корова, лисица, мальчик, машина,
медведь, молоко, пальто, пенал, работа, ребята, русский,
собака, сорока, тетрадь, ученик, ученица, учитель,
учительница, хорошо, язык.

Русский язык. 5-11 классы. Справочные материалы. Хлебинская Г.Ф.

М.: 2011. - 272 с.

Систематически и кратко изложен учебный материал из всех разделов школьного курса русского языка. Основные понятия, правила орфографии и пунктуации представлены в таблицах и схемах. Приведены образцы всех видов лингвистического анализа. Справочные материалы окажутся полезными школьникам старших классов при повторении курса русского языка и подготовке к Единому государственному экзамену, абитуриентам, всем, кто стремится овладеть культурой устной и письменной речи.

Формат: pdf

Размер: 3,8 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. Общие сведения о языке
1. Русский язык как один из славянских языков 3
2. Формы русского литературного языка 3
3. Разделы языкознания 5
4. Роль русского языка в жизни современного общества 5
5. Выдающиеся учёные-русисты 7
Часть II. Лексика
1. Понятие о слове 10
2. Основные лексические понятия 11
3. Состав русской лексики с точки зрения её происхождения 15
4. Слова общеупотребительные и со специфическим употреблением 21
5. Стилистическая окрашенность слов 23
6. Активный и пассивный словарь языка 24
7. Порядок и образец лексического разбора слова 25
8. Изобразительные средства русской лексики 26
9. Основные типы словарей 27
Часть III. Фонетика й орфоэпия
1. Звуки речи. Образование гласных и согласных звуков 33
2. Чередование звуков 36
3. Слог 37
4. Русское словесное ударение 37
5. Фонетическая транскрипция 38
6. Порядок и образец фонетического разбора слова 44
Часть IV. Графика
1. Графические средства 46
2. Правила переноса слов 47
3. Соотношение между буквами и звуками 49
4. Русский алфавит 49
5. Обозначение мягкости согласных на письме 50
Часть V. Морфемика и словообразование
1. Состав слова 51
2. Формы одного и того же слова и однокоренные слова 53
3. Способы словообразования 54
4. Порядок и образец морфемного разбора 55
5. Порядок и образец словообразовательного разбора 55
Часть VI. Орфография
1. Принципы русской орфографии 58
2. Безударные гласные в корне слова 59
3. Согласные в корне слова 60
4. Чередующиеся гласные в корне слова 60
5. Приставки 61
6. Буквы ы и и после приставок 64
7. Употребление ъ и ь 65
7.1. Употребление ь для обозначения мягкости согласных 65
7.2. Употребление ь для обозначения грамматических признаков слов 66
7.3. Разделительные ъ и ь 66
8. Правописание гласных после шипящих и ц 67
8.1. А, И, У после шипящих 67
8.2. Ы-И после ц 67
8.3. О-Ё после шипящих и if 68
9. Двойные согласные 69
10. Употребление букв э, е, ё и буквосочетания йо 71
11. Правописание прописной и строчной букв 72
12. Сводная таблица 75
Часть VII. Морфология
1. Части речи 79
2. Имя существительное - самостоятельная часть речи 83
2.1. Е и И в падежных окончаниях существительных единственного числа 87
2.2. Склонение существительных во множественном числе 87
2.3. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа 89
2.4. Правописание некоторых фамилий и названий населённых пунктов в творительном падеже единственного числа 90
2.5. Правописание суффиксов существительных 90
2.6. Правописание не с именами существительными 92
2.7. Правописание сложных имён существительных 92
3. Имя прилагательное - самостоятельная часть речи 95
3.1. Правописание окончаний прилагательных 97
3.2. Правописание сложных прилагательных 98
3.3. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных 99
3.4. Суффиксы кратких прилагательных. 101
3.5. Суффиксы прилагательных -к- и -ск- 102
3.6. Притяжательные прилагательные с суффиксами -ск-, -овск- (-евск-), -ое-, -ее-, -ин-, -ын- 102
3.7. Суффиксы прилагательных -ив-, -ев-, -чив-, -лив-, -ист-, -чат-, -оньк-, -енък-, -оват-, -еват-, -инск-, -енск- 103
3.8. Правописание не с прилагательными 104
4. Местоимение - самостоятельная часть речи 107
4.1. Правописание местоимений 108
5. Имя числительное - самостоятельная часть речи 109
5.1. Правописание числительных 109
5.2. Падежные ^окончания числительных 110
5.3. Сочетание количественных числительных с именами существительными 113
6. Глагол - самостоятельная часть речи 115
6.1. Спряжение глаголов 118
6.2. Правописание глаголов 119
7. Причастие " 121
7.1. Действительные и страдательные причастия 122
7.2. Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях 123
7.3. Правописание не с причастиями 125
7.4. Не с отглагольными прилагательными на -мый 126
8. Деепричастие 127
9. Наречие - самостоятельная часть речи 128
9.1. Правописание наречий 130
9.2. Написание наречий через дефис, слитно, раздельно 132
10. Категория состояния - самостоятельная часть речи 134
11. Предлог - служебная часть речи 135
11.1. Падежное употребление предлогов 136
11.2. Написание предлогов через дефис, слитно, раздельно 137
11.3. Отличие предлогов от существительных и деепричастий 137
12. Союз - служебная часть речи 138
12.1. Слитное и раздельное написание союзов 138
12.2. Отличие союзов от местоимений, наречий и вводных слов 139
13. Частица - служебная часть речи 140
13.1. Разряды частиц по значению 140
13.2. Правописание частиц 141
13.3. Различение частиц не и ни. Основные случаи употребления 141
14. Междометие 143
15. Сводная таблица правописания частей речи 144
15.1. Правописание существительных, прилагательных, числительных, местоимений 144
15.2. Правописание глаголов, причастий, деепричастий 148
15.3. Правописание наречий, предлогов, союзов, частиц, междометий 151
16. Порядок и образцы морфологического разбора частей речи 153
Часть VIII. Синтаксис и пунктуация
1. Словосочетание 159
1.1. Схема разбора словосочетаний 161
1.2. Предупреждение ошибок, связанных с образованием словосочетаний 162
2. Простое предложение 168
2.1. Общие сведения 168
2.2. Подлежащее и способы его выражения 169
2.3. Сказуемое и его виды 170
2.4. Согласование сказуемого с подлежащим 174
2.5. Односоставные предложения 175
2.6. Второстепенные члены предложения 178
2.7. Порядок слов в простом предложении 180
2.8. Тире в простом предложении 181
2.9. Однородные члены предложения 184
2.10. Обособленные члены предложения 187
Обособленные определения 187
Приложение 189
Обстоятельство 193
Обособление уточняющих членов предложения 196
Употребление союза как в различных синтаксических конструкциях 197
Дополнение 198
2.11. Вводные конструкции 199
2.12. Обращения. Слова-предложения. Междометия 202
Обращения 202
Слова-предложения 203
Междометия 204
2.13. Порядок и образец синтаксического разбора простого предложения 205
3. Сложное предложение 205
3.1. Сложносочинённое предложение 206
3.2. Сложноподчинённое предложение 208
3.3. Бессоюзное сложное предложение 213
3.4. Сложные предложения с различными видами связи (примеры) 214
3.5. Период 215
4. Способы передачи чужой речи 218
4.1. Прямая речь 218
4.2. Диалог 220
4.3. Монолог 221
4.4. Косвенная речь 221
4.5. Несобственно-прямая речь 223
4.6. Цитаты 224
5. Сводные таблицы 226
5.1. Знаки препинания в простом предложении 226
5.2. Знаки препинания в конструкциях, не являющихся членами предложения 234
5.3. Знаки препинания в сложных предложениях 236
6. Порядок и образцы разбора сложных предложений 239
6.1. Образец разбора сложносочинённого предложения 239
6.2. Образец разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным 240
6.3. Образцы разбора сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными 241
6.4. Образец разбора бессоюзного сложного предложения 243
6.5. Образец разбора сложного предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи 244
6.6. Порядок и образец разбора предложения с прямой речью 245
7. Синтаксические средства художественной выразительности 246
Часть IX. Текст как единица речи
1. Особенности цепной и параллельной связи предложений в тексте 249
2. Типы текстов 249
3. Виды переработки текста 250
4. План и образцы комплексного анализа прозаического текста 251
5. План и образец комплексного анализа лирического произведения 257
6. Сочинение-миниатюра 260
7. Стили речи 261
Условные сокращения 264

1. Слова в предложении связаны по смыслу. Чтобы из слов получилось предложение, слова нужно изменять.

2. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставят вопросительный знак, точку или восклицательный знак.

3. Предложения состоят из главных и второстепенных членов предложения. Главные члены предложения составляют основу предложения.

4. Произношение - это то, как мы говорим, произносим слово. Написание - это то, как мы должны написать слово.

5. Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Гласный звук образует слог. Гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Букв, обозначающих гласные звуки, 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

6. В слоге бывает только один гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: о-сы - [о-сы].

7. Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум - [с] или голос и шум - [з], называются согласными. Согласные звуки обозначаются буквами: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

8. Перенос слов. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку. Переносите так: ра-дио, ого-род. Буквы - Й - и - ь - при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами. Переносите так: чай-ник, строй-ка, маль-чик, крыль-цо.

9. Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называется ударным. остальные слоги называются безударными. Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог или есть буква - ё-.

10. Орфограмма - это написание слов по определенным правилам.

11. Имена, отчества и фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы. Это все имена собственные. Названия улиц, сел, деревень, городов и рек - имена собственные. Они пишутся с большой буквы.

12. В русской азбуке 33 буквы. Каждая имеет свое место и название. Как правильно они называются:

Аа (а), Бб (бэ), Вв (вэ), Гг (гэ), Дд (дэ), Ее (е), Ёё (ё), Жж (жэ), Зз (зэ), Ии (и), Йй (й), Кк (ка), Лл (эль), Мм (эм), Нн (эн), Оо (о), Пп (пэ), Рр (эр), Сс (эс), Тт (тэ), Уу (у), Фф (эф), Хх (ха), Цц (цэ), Чч (че), Шш (ша), Щщ (ща), ъ (твердый знак), Ыы (ы), ь (мягкий знак), Ээ (э), Юю (ю), Яя (я).

13. Буква - ь - (мягкий знак) не обозначает звука. мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: уголь - уго[л′]. Мягкость согласных звуков также обозначается на письме буквами е, ё, и, ю, я, ь (мягким знаком), но только в том случае, если стоят после них: [л′]ев.

14. Буквы е, ё, ю, я в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: е - [й′э], ё - [й′о], ю - [й′у], я - [й′а].

15. Мы пишем буквосочетания жи и ши с буквой - и. Это нужно запомнить.

16. Мы пишем буквосочетания ча и ща с буквой - а, чу и щу с буквой - у. Это также нужно запомнить.

17. В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЩН мягкий знак не пишется.

18. Согласные звуки бывают звонкие и глухие. звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие - с шумом. Звонкие и глухие согласные составляют пары:

(звонкие)[б], [в], [г], [д], [ж], [з]

(глухие) [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].

Есть непарные звонкие [р], [л], [м], [н].

Непарные глухие: [ц], [ч], [щ], [х].

19. В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо. Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: слолБ - стол[БЫ].

20. Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в нашем языке делятся на группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные , глаголы, предлоги и другие части речи.

21. Слова могут называть людей и зверей, вещи, явления природы, действия и качества. К ним можно поставить вопрос КТО? или ЧТО? В грамматике такие слова называются именами существительными. Имя существительное - это часть речи .

22. Слова, которые обозначают признаки предметов, - это имена прилагательные. Имя прилагательное - это часть речи.

23. Слова, которые обозначают действия предметов, - это глаголы. Глагол - это часть речи.

24. Слова НА, В, ОТ, ОБ, ПО, ИЗ, К, У, ЗА, О, ПОД, НАД, С - предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся ОТДЕЛЬНО от других слов. Предлог - это часть речи.