Задание на сравнение предметов разной величины. тема: сравнение предметов по размеру, цвету

  • Абуганипаева Айзанат Алиевна, воспитатель. МАДОУ "Машенька";
  • Маллаева Гури Керимовна Воспитатель МАДОУ "Машенька".

Программное содержание:

Цель: Учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький. По длине - длинный, короче, самый короткий; соотносить предметы с размером.

Задачи:

Обучающие: Продолжать учить сравнивать по величине – большой,

средний, маленький; сравнение предмета по длине: длинный, короче,

самый короткий. Упражнять в умении называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция.

2) Развивающие: Развивать логическое мышление, память, сообразительность, содействовать развитию самостоятельности и творчества

3) Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, активность, усидчивость.

Обогащение и активизация словаря: Длиннее, короче, величина, длинна.

Оборудование и материалы: магнитная доска, матрешки, шарфы, шаблоны чашки на каждого ребенка, картинки с геометрическими фигурами, карандаши.

Ход НОД:

Вводная часть:

(Дети сидят на стульчиках на ковре)

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли матрешки. Они ждут вас и спорят, кому из них первой стоять. Давайте поможем им встать правильно

Основная часть:

Воспитатель: Сосчитайте, сколько всего матрешек?

Дети: Три

Воспитатель: Дима, а у тебя сколько матрешек?

Дима - Три!

Воспитатель: Мила, всего сколько матрешек?

Мила: У меня получилось три

Воспитатель: Оскар, если эту матрешку поставить сюда, сколько их всего будет?

Оскар: Три!

Воспитатель: Правильно ребята, матрешек всего три

Давайте сравним их. Как вы думаете, они одинаковые по величине?

Дети: Нет, они разные. Большая, средняя, маленькая

Воспитатель: Лера, посмотри матрешки одинаковые по величине

Лера: Нет, они разные. Большая, средняя маленькая

Воспитатель: А ты как думаешь Леша, матрешки по величине одинаковы?

Леша: Мне кажется разные

Воспитатель: Какую матрешку мы поставим на первое место?

Дети: Большую

Воспитатель: На второе место?

Дети: Среднею

Воспитатель: На третье?

Дети: Маленькую

Воспитатель: Кристина, ты тоже так считаешь?

Кристина: Да.

Воспитатель: Вика, может ты поставишь матрешек по-другому?

Вика: Большая матрешка должна стоять первой затем средняя, а потом маленькая.

Воспитатель: Андрей, иди, поставь матрешек по величине

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на столе для матрешек есть шарфики, все они разной длины. Длинный, короткий и самый короткий. Нам нужно будет выбрать шарфики для каждой матрешки подходящие ей по размер. Поможем?

Воспитатель: Дети, какой шарфик надо дать самой большой матрешке? Как его найти?

Дети: Надо наложить уголок к уголку и посмотреть есть ли лишнее

Воспитатель: Мила, иди, найди шарфик для большой матрешки

Какой он по длине?

Мила: Длинный

Воспитатель: Клади рядом с матрешкой!

Настя, ты согласна с Милой, что шарфик длинный?

Настя: Да

Воспитатель: Саша, а ты как думаешь шарфик, какой длины?

Саша - Длинный

Воспитатель: Саша, а какой шарфик ты дашь средней матрешке?

Саша – короткий, матрешка маленькая и ей подходит короткий шарфик, иначе ей будет неудобно, она запутается.

Воспитатель: А самый короткий шарфик мы отдадим кому?

Дети: Маленькой матрешке

Воспитатель: Катя, короткий шарфик можно отдать большой матрешки?

Катя - Нет, ей не хватит шарфика потому, что она большая, ей нужен длинный шарф

Воспитатель: А короткий, кому мы отдадим?

Катя – Короткий шарфик, маленькой матрешке

Воспитатель: Максим, ты тоже так считаешь?

Максим - Да, короткий нужно отдать маленькой матрешке ей будет удобно.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой

Воспитатель: Ребята, сколько матрешек у нас в гостях было?

Дети: Три

Воспитатель: У каждой из них есть подружки. Они хотели попить чай, но им не понравились чашки. Сказали, что не хотят пить из белых. А хотят пить из нарядных чашек, с геометрическими фигурами. Какие геометрические фигуры вы знаете. Давайте я вам покажу, а вы скажете, что за фигура?

Дети: Круг, прямоугольник, овал, трапеция, квадрат, треугольник.

Воспитатель: Спросить индивидуально 5-6 детей

Но давайте разберем то, какой матрешке подойдет чашка по величине, размеру. И так большой матрешке, какая нужна чашка?

Дети: Большая

Воспитатель: Кристина, иди, подбери посуду для большой матрешки

Кристина – Вот, большая

Воспитатель: А маленькой матрешке удобнее из какой чашки пить чай Тимофей?

Тимофей – Из маленькой

Воспитатель: Дети вы согласны?

Дети: Да из маленькой

Воспитатель: Мила принеси чашку для средней матрешки?

Мила, она какая по размеру?

Мила: Средняя

Воспитатель: Ребята, сколько чашек надо раскрасить, чтобы каждой матрешке досталось одна.

Дети: Одну!

Воспитатель: Спросить 5-6 детей

Воспитатель: Идите, выберете себе чашку для той матрешки по размеру, которую вы взяли, садитесь за столы и рисуйте геометрические фигуры

Заключительная часть:

Воспитатель: Итак, давайте посмотрим, все ли правильно подобрали чашки по размеру!

Как мы сегодня помогли матрешкам, что мы для них сделали

Дети: Сказали какой матрешке встать первой, второй и третьей, большая средняя и маленькая, подбирали шарфики нужной длины. Длинный шарфик, короткий и самый короткий, рисовали геометрические фигуры

Воспитатель: Матрешки вы поняли, теперь как вам нужно стоять?

Воспитатель: Дети, давайте им еще раз скажем, что первая матрешка большая, затем средняя, а потом маленькая

Воспитатель: Молодцы, ребята! Но матрешкам пора уходить. Они говорят вам спасибо за вкусный чай.

Данные об авторе

Краснослободцева Анжелика Анатольевна

Место работы, должность:

МДОУ детский сад №3, р.п.Сосновка, воспитатель

Тамбовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Дошкольное образование

Целевая аудитория:

Воспитатель

Предмет(ы):

Тип урока:

Урок закрепления знаний

Краткое описание:

Конспект занятия в старшей группе

Конспект открытого занятия по формированию у дошкольников элементарных математических представлений в старшей группе.

«Сравнение предметов по величине, ширине, высоте, толщине и длине» (закрепление)

Триединая задача:

Обучающие задачи: 1. учить детей располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине и длине;

2. учить определять величину предметов на глаз, правильность заданий проверять путем соизмерения предметов: приемом наложения, приложения и давая им характеристику;

3.закреплять порядковый счет в пределах 10-и, связывая числительные с существительными; правильно употреблять в речи имена прилагательные.

Развивающие задачи: - развивать внимание, глазомер, мелкую моторику рук, мышление, грамматический строй речи.

Воспитывающие задачи: - воспитывать умение работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля;

Прививать любовь к русским народным сказкам, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Мольберты с магнитными досками, плоскостные изображения лисы и журавля, (из русской народ, сказки «Лиса и журавль»), изображения домиков; полоски разные по ширине, цилиндры разной толщины, мяч, указка, 2 картинки по сказке.

Раздаточный материал:

Подносы с полосками, баночки с пластилиновыми шариками (орехи), баночки с бусинками, подставки под бусинки.

Активизация словаря: дружба, бревно.

Ход занятия:

1. Вступительная часть. Орг. Момент. Ребята, давайте вспомним русс.народ. сказку «Лиса и журавль». Сначала лиса с журавлем жили дружно, они ходили друг к другу в гости. Лиса приготовила журавлю манную кашу на тарелке; а журавль приготовил лисе окрошку в кувшине. Но попробовать угощение им друг у друга не удалось, т. к. посуда с кашей и окрошкой оказались неудобные. Они остались голодными и злыми. И в конце концов они раздружились.

Но мы их на нашем занятии постараемся помирить и придумаем продолжение сказки, т.к. эта сказка о дружбе лисы и журавля. А чтобы они помирились, вы мне будете помогать. Готовы помогать? Тогда слушайте.

2. Основная часть.

1. Работа с демонстрационным материалом. «Дорожки»

Лиса с журавлем раздружились. Журавль после ссоры перебрался от лисы в другое место, чтобы лиса его не нашла. Но лиса захотела с ним вновь подружиться и отправилась его искать. Шла она и увидела высокие и низкие дома, к которым вели широкие и узкие дорожки. Лиса захотела пойти по самой узкой дорожке, но не знает, какая из них самая узкая. Давайте поможем лисе.

Работа с раздаточным материалом.

- Посчитайте свои дорожки, (вызвать 1-го ребенка к доске посчитать)

Разложите дорожки сверху вниз от самой широкой до самой узкой.

Назовем, какие дорожки по ширине, (проверка с доской, вызываю 1-го ребенка к доске, он раскладывает, дети проверяют)

По какой же дорожке пойдет лиса?

2. «Домики» - работа с демонстрационным материалом. Лиса пошла по ней и дошла до домиков.

Посчитайте домики, (вызываю к доске)

Давайте расположим домики от самого низкого до самого высокого.

Назовите их по высоте.

А теперь мы приложим журавля к каждому домику. Рост журавля должен совпасть с высотой домика, (проверяет ребенок)

Журавль живет в синем домике.

Лисичка нашла дом журавля.

3. «Орехи» - работа с раздаточным материалом.

- Лиса несла журавлю в подарок орехи, но перед домом их рассыпала. Давайте поможем лисе их собрать от самого маленького, до самого большого и разложим их слева направо. Назовите их величину. Посчитайте их. Все собранные орехи лиса отдала журавлю (проверьте друг друга), он обрадовался, напоил ее чаем. Лиса тоже пригласила его к себе в гости.

Физминутка.

1 -2 - все вставайте, 3-4 - приседайте, 5-6 -повернитесь,

7-8 - улыбнитесь,

9-10 - не зевайте,

Свое место занимайте.

4. «Бревна» - работа с демонстрационным материалом.

Продолжаем сказку.

Пошел журавль к лисе в гости и на дороге увидел кучу бревен. Из этих бревен лиса будет строить себе новый дом. Бревна были толстые и тонкие (посчитаем). Журавль захотел разложить бревна, но не может. Давайте поможем журавлю разложить бревна по порядку слева направо от самого толстого до самого тонкого. Сравните их. Назовите их толщину.

5. «Бусы» - работа с раздаточным материалом.

Журавль нес лисе бусы, но споткнулся через эти бревна и бусы рассыпались. У него было 8 бусинок, давайте посчитаем их, не потерялись ли бусинки (счет).

Давайте поможем собрать бусы из бусинок слева направо от самой длинной до самой короткой. Назовите длину каждой бусинки. Мы помогли журавлю собрать бусы и теперь он их может подарить лисе. Лиса обрадовалась. И с тех пор лиса с журавлем дружат и по сей день. Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

III .Заключительная часть. Итог.

1. - Скажите ребята, про кого мы сочиняли сказку?

2. - Как она называется?

3. - Понравилась ли вам сказка?

4. - Что мы сравнивали по ширине? (дорожки)

5. — Что мы сравнивали по высоте? (домики)

6. - Что сравнивали по величине? (орехи)

7. - Что сравнивали по толщине? (бревна)

8. — Что мы сравнивали по длине? (бусинки) 9.- 0 чем эта сказка? (о дружбе)

Молодцы, вы мне понравились, как занимались. Лиса и журавль передали вам гостинцы и велели вам быть всегда дружными ребятами, как лиса и журавль.

Цель: Учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький. По длине – длинный, короче, самый короткий; соотносить предметы с размером.

Задачи: Продолжать учить сравнивать по величине – большой,

средний, маленький; сравнение предмета по длине: длинный, короче,

самый короткий. Упражнять в умении называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция. Развивать логическое мышление, память, сообразительность, содействовать развитию самостоятельности и творчества. Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, активность, усидчивость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №7 Московского района Санкт-Петербурга.

Конспект.

Непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе «Солнышко»

Тема «Сравнение предметов по величине, ширине»

Цель: Учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький. По длине – длинный, короче, самый короткий; соотносить предметы с размером.

Задачи: Продолжать учить сравнивать по величине – большой,

средний, маленький; сравнение предмета по длине: длинный, короче,

самый короткий. Упражнять в умении называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция. Развивать логическое мышление, память, сообразительность, содействовать развитию самостоятельности и творчества. Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, активность, усидчивость.

Обогащение и активизация словаря: Длиннее, короче, величина, длинна.

Оборудование и материалы: магнитная доска, матрешки, шарфы, шаблоны чашки на каждого ребенка, картинки с геометрическими фигурами, карандаши.

Ход занятия:

Вводная часть:

(Дети сидят на стульчиках на ковре)

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли матрешки. Они ждут вас и спорят, кому из них первой стоять. Давайте поможем им встать правильно.

Основная часть:

Воспитатель: Сосчитайте, сколько всего матрешек?

Дети: Три

Воспитатель: Дима, а у тебя сколько матрешек?

Дима – Три!

Воспитатель: Мила, всего сколько матрешек?

Мила: У меня получилось три

Воспитатель: Оскар, если эту матрешку поставить сюда, сколько их всего будет?

Оскар: Три!

Воспитатель: Правильно ребята, матрешек всего три

– Давайте сравним их. Как вы думаете, они одинаковые по величине?

Дети: Нет, они разные. Большая, средняя, маленькая

Воспитатель: Лера, посмотри матрешки одинаковые по величине

Лера: Нет, они разные. Большая, средняя маленькая

Воспитатель: А ты как думаешь Леша, матрешки по величине одинаковы?

Леша: Мне кажется разные

Воспитатель: Какую матрешку мы поставим на первое место?

Дети: Большую

Воспитатель: На второе место?

Дети: Среднею

Воспитатель: На третье?

Дети: Маленькую

Воспитатель: Кристина, ты тоже так считаешь?

Кристина: Да

Также интересное занятие по математике: Конспект занятия по математике в средней группе детского сада «Математика в детском саду»

Воспитатель: Вика, может ты поставишь матрешек по-другому?

Вика: Большая матрешка должна стоять первой затем средняя, а потом маленькая.

Воспитатель: Андрей, иди, поставь матрешек по величине

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на столе для матрешек есть шарфики, все они разной длины. Длинный, короткий и самый короткий. Нам нужно будет выбрать шарфики для каждой матрешки подходящие ей по размер. Поможем?

Воспитатель: Дети, какой шарфик надо дать самой большой матрешке? Как его найти?

Дети: Надо наложить уголок к уголку и посмотреть есть ли лишнее

Воспитатель: Мила, иди, найди шарфик для большой матрешки

– Какой он по длине?

Мила: Длинный

Воспитатель: Клади рядом с матрешкой!

– Настя, ты согласна с Милой, что шарфик длинный?

Настя: Да

Воспитатель: Саша, а ты как думаешь шарфик, какой длины?

Саша – Длинный

Воспитатель: Саша, а какой шарфик ты дашь средней матрешке?

Саша – короткий, матрешка маленькая и ей подходит короткий шарфик, иначе ей будет неудобно, она запутается.

Воспитатель: А самый короткий шарфик мы отдадим кому?

Дети: Маленькой матрешке

Воспитатель: Катя, короткий шарфик можно отдать большой матрешки?

Катя – Нет, ей не хватит шарфика потому, что она большая, ей нужен длинный шарф

Воспитатель: А короткий, кому мы отдадим?

Катя – Короткий шарфик, маленькой матрешке

Воспитатель: Максим, ты тоже так считаешь?

Максим – Да, короткий нужно отдать маленькой матрешке ей будет удобно.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем

Физминутка “Буратино”

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой

Воспитатель: Ребята, сколько матрешек у нас в гостях было?

Дети: Три

Воспитатель: У каждой из них есть подружки. Они хотели попить чай, но им не понравились чашки. Сказали, что не хотят пить из белых. А хотят пить из нарядных чашек, с геометрическими фигурами. Какие геометрические фигуры вы знаете. Давайте я вам покажу, а вы скажете, что за фигура?

Дети: Круг, прямоугольник, овал, трапеция, квадрат, треугольник.

Воспитатель: Спросить индивидуально 5-6 детей

– Но давайте разберем то, какой матрешке подойдет чашка по величине, размеру. И так большой матрешке, какая нужна чашка?

Дети: Большая

Воспитатель: Кристина, иди, подбери посуду для большой матрешки

Кристина – Вот, большая

Воспитатель: А маленькой матрешке удобнее из какой чашки пить чай Тимофей?

Тимофей – Из маленькой

Воспитатель: Дети вы согласны?

Дети: Да из маленькой

Воспитатель: Мила принеси чашку для средней матрешки?

– Мила, она какая по размеру?

Мила: Средняя

Воспитатель: Ребята, сколько чашек надо раскрасить, чтобы каждой матрешке досталось одна.

Дети: Одну!

Воспитатель: Спросить 5-6 детей

Воспитатель: Идите, выберете себе чашку для той матрешки по размеру, которую вы взяли, садитесь за столы и рисуйте геометрические фигуры

Заключительная часть:

Воспитатель: Итак, давайте посмотрим, все ли правильно подобрали чашки по размеру!

– Как мы сегодня помогли матрешкам, что мы для них сделали

Дети: Сказали какой матрешке встать первой, второй и третьей, большая средняя и маленькая, подбирали шарфики нужной длины. Длинный шарфик, короткий и самый короткий, рисовали геометрические фигуры

Воспитатель: Матрешки вы поняли, теперь как вам нужно стоять?

Воспитатель: Дети, давайте им еще раз скажем, что первая матрешка большая, затем средняя, а потом маленькая

Воспитатель: Молодцы, ребята! Но матрешкам пора уходить. Они говорят вам спасибо за вкусный чай.


  • 8. Средства математического развития, роль развивающей среды
  • 9. Авторские и структурированные пособия по математическому развитию дошкольников.
  • 10. Формы организации работы по математическому развитию.
  • 11. Соотношение специально- организованного обучения, совместной и самостоятельной деятельности в организации математического развития дошкольников.
  • 12. Требования к организации занятий в разных возрастных группах.
  • 2. Гностическими умениями
  • 15. Концепции развития количественных представлений.
  • 16. Особенности восприятия дошкольниками количественных представлений в разных возрастных группах.
  • Сравнения множеств путём установления между ними взаимного соответствия (при помощи приёмов наложения и приложения)
  • Приём наложения машинок.
  • 18. Методика обучения количественному счёту в разных возрастных группах: этапы, приемы и навыки счета.
  • 19. Совершенствование навыков счета путем обучения отсчитыванию из большего количества по образцу и по названному числу в разных возрастных группах.
  • 20. Совершенствование навыков счета через обучение счету с участием различных анализаторов (счет звуков, движений, счет по осязанию) в разных возрастных группах.
  • 21. Формирование понятия числа как количественной характеристики множеств. Виды работы по преодолению феномена Пиаже.
  • 22. Связи и отношения между числами натурального ряда. Методика обучения сравнению смежных чисел.
  • 23. Методика обучению порядковому счету в среднем и старшем дошкольном возрасте.
  • 24. Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте.
  • 25. Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел и разложением числа на два меньших.
  • 26. Методика ознакомления с делением целого на равные части, установления отношений "целое" и "часть".
  • 27. Методика ознакомления с цифрами и арифметическими знаками.
  • 28. Методика ознакомления с монетами.
  • 2. Практическая часть
  • 3. Заключение.
  • 29. Методика обучения решению и составлению арифметических задач: виды, этапы работы, различные подходы к методике обучения решению и составлению арифметических задач.
  • 31. Свойства величины, особенности восприятия дошкольниками.
  • 32. Способы сравнения по величине: непосредственные, опосредованные, при помощи глазомера.
  • 33. Методика обучения сравнению 2 предметов по величине в младшем и дошкольном возрасте.
  • 34. Методика обучения сравнению от 2 до 5 предметов в среднем и 10 предметов в старшем дошкольном возрасте, упорядочиванию (сериации) в порядке возрастания и убывания.
  • Заданиям придают игровой характер, используя игры:
  • 35. Методика обучению измерения протяжённостей, объема жидких и сыпучих тел условными мерками и общепринятыми мерами в старшем и подготовительном дошкольном возрасте.
  • 36. Понятие формы и геометрической фигуры, особенности восприятия дошкольниками.
  • 37. Программные задачи и приемы ознакомления с геометрическими фигурами в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
  • 38. Методика формирования обобщенных понятий четырехугольник и многоугольник.
  • 39. Использование различных видов материала при формировании представлений о форме и геометрических фигурах.
  • 40. Ориентировка в пространстве. Особенности пространственных представлений у дошкольников.
  • 41. Система работы по формированию пространственных представлений у дошкольников.
  • 42. Методика формирования ориентировки в пространстве в разных возрастных группах.
  • 44. Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений в разных возрастных группах.
  • 45. Ознакомление с календарем как системой мер времени.
  • 46. Развитие чувства времени у дошкольников.
  • 1 Этап.
  • 2 Этап.
  • 3 Этап.
  • 4 Этап.
  • 48. Особенности организации работы в разных возрастных группах.
  • 50. Особенности работы с одаренными детьми.
  • 51. Связь дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию ребенка.
  • 52. Преемственность в работе дошкольного учреждения и 1 класса школы по математическому развитию детей: формы и содержание.
  • 53. Показатели математической готовности ребенка к школе.
  • 33. Методика обучения сравнению 2 предметов по величине в младшем и дошкольном возрасте.

    При формировании представлений о величине предметов исполь­зуется специальный дидактический материал.

    ВО ВТОРОЙ МЛАД­ШЕЙ ГРУППЕ для сравнения достаточно взять два предмета , предлагая детям определить как абсолютную (длинный - короткий), так и относительную величину (длиннее - короче).

    Основное требование к дидактическому материалу в этой группе - сравниваемое свойство должно быть ярко выражено и реально характеризовать предмет.

    На первых занятиях предпочтительно использовать плоские предметы , постепенно расширяя их круг, чтобы сформировать у детей обобщенное представление о том, что при сравнении любых предметов разной длины они определяются как длинные - корот­кие, длиннее - короче ; разной ширины - широкие - узкие, шире - уже и т.д.

    Следует учитывать, что разный цвет позволяет выделить величину , поэтому сначала нужно предлагать для срав­нения разноцветные предметы .

    На каждом занятии следует предо­ставлять детям возможность действовать с раздаточным матери­алом (полоски бумаги разной длины при равной ширине и, наобо­рот, разной ширины при равной длине; тесьма разной длины, разной ширины; лоскутки ткани разной толщины и т. п.). Действия с раз­даточным материалом обеспечивают возможность всестороннего обследования предметов каждым ребенком .

    Обучение детей второй младшей группы ведут постепенно .

    Вначале ребят учат при сравнении двух плоских предметов по­казывать и называть длину как наиболее легко выделяемую про­тяженность, затем другие измерения.

    Сравнение предметов по каждому измерению в отдельности следует проводить на 3-4 за­нятиях.

    Исходным в работе с малышами является обследование - специально организованное восприятие предметов с целью исполь­зования его результатов в той или иной содержательной дея­тельности.

    Положительный эффект дает применение таких приемов обсле­дования , как показ длины, ширины и т.д.:

      проведение пальцем по указанной протяженности,

      «измерение» разведенными пальцами или руками,

      сравнение разных признаков величины путем приложе­ния или наложения.

    Обследование дает возможность установить направление каж­дой конкретной протяженности , что имеет существенное значе­ние для их различия.

    Дети узнают, что

      при показе длины рука движется слева направо, вдоль предмета,

      показывая ширину, ру­ка движется поперек предмета,

      высота показывается снизу вверх или сверху вниз,

      толщину показывают разведенными пальцами и степень разведения зависит от толщины предмета,

      толщина округлых предметов показывается путем обхвата их.

    Показ обследуемого признака величины нужно повторять 2-3 раза, каждый раз несколько смещая линию движения, чтобы дети не соотнесли данный признак с какой-либо одной линией или стороной предмета.

    Учитывая тот факт, что в процессе познания действия всегда должны сопровождаться словом , необходимо называть обследуемые признаки величины . Первоначально это делает воспитатель, а затем требует осмысленного употребления детьми слов длина, ширина, высота, толщина .

    Большое значение придается обучению младших дошкольников способам сравнения : приложению и наложению . При наложении или приложении сравниваемые предметы подравнивают с одного края (лучше с левого) или ставят рядом на одну плоскость, если сравнивают по высоте.

    Для упражнения детей в сравнении предметов по величине можно давать такие, например, задания :

      из двух полосок разной длины, разложенных на столе, пока­зать длинную или, наоборот, короткую;

      детям предъявляются поочередно образцы разной длины; необходимо найти полоску такой же длины;

      нужно взять самый длинный брусок из двух; показать его длину, затем показать длину короткого бруска;

      найти длинный карандаш из двух, положить его вверху, а короткий положить под ним.

    Воспитатель, проверяет, как дети выполняют задания, пред­лагает им рассказать о величине выбранного предмета, объяс­нить, почему именно этот предмет они выбрали.

    В процессе этих упражнений у детей

      развивается глазомер,

      накапливается опыт в умении различать размерные отношения, который значительно расширяет чувственную основу знаний;

      обогащается и совершен­ствуется речь ребенка за счет использования при обозначении величины предметов соответствующих слов, постепенно детям становятся доступными такие ответы: «Это короткий брусок»; «Кукла долго идет в свой домик, потому что дорожка длинная»; «Я показал ширину узкой ленты» и т.п.

    Необходимо учить детей называть размер предметов, сопо­ставляя и противопоставляя их друг другу : «Красная лента короче синей, а синяя длиннее красной, верхняя коробка уже ниж­ней, а нижняя шире верхней, зеленый карандаш толще желтого, а желтый тоньше зеленого». Опознание самих протяженностей вполне доступно маленьким детям, но главное заключается в том, чтобы отдифференцировать точность их названий, а это полно­стью зависит от воспитательной работы, проводимой с детьми.

    Большое место в работе с маленькими детьми должно быть отведено игровым ситуациям . Например: «Посадим мишек на ска­мейки» (на длинную - много, на короткую - одного). «Поставим машины в гаражи» (широкие - узкие, высокие - низкие). «Кто быстрее придет в свой домик?» (длинная - короткая дорожка). «Подбери ленточки для бантиков куклам, мишкам».

    Для уточнения, закрепления знаний проводят игры типа «Найди и опиши», «Что там?», «Подбери пару».

    В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ учат сравнивать три - пять предметов, менее контрастных по размеру .

    При этом дети овладевают сравни­тельной оценкой величины (длиннее, короче, еще короче, самая короткая) не только в убывающей, но и в возрастающей степени при одновременном установлении взаимно обратных отношений.

    Разница в размерах сравниваемых предметов постепенно уменьша­ется от 5 до 2 см .

    Сначала детей учат раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом , а затем по правилу (на­чинай с самого длинного бруска и т. п.).

    Создавая на глазах у детей образец ряда предметов и рас­сматривая его , воспитатель обращает внимание на последователь­ное расположение предметов, направление ряда (восходящее или нисходящее), постоянную разницу между двумя смежными пред­метами. Поскольку выявление последней часто затрудняет детей, на первых порах можно отмечать специально проведенной линией (мет­кой) или другим цветом «лишний кусочек» у каждого последую­щего элемента по сравнению с предыдущим.

    Анализ образца - эффективный прием обучения сериации, так как он направлен на обследование наглядно представленных предметов и способствует формированию понятия «отношение порядка» и его свойств.

    Правило выбора - выбирай каждый раз из всех полосок са­мую длинную или самую короткую - также служит средством по­строения упорядоченного ряда . Оно определяет

      последовательность действий - практическое или зрительное сопоставление элементов

      выбор нужного действия.

    Осознание отношений порядка и его свойств в этом случае происходит на основе заданного способа действия, само­стоятельно, в результате выполнения задания.

    Проверкой правильности выполнения заданий на сериацию служит попарное сравнение предмета с «соседями» по ряду , так дети учатся понимать, что оценка размера предмета носит отно­сительный характер .

    Здесь так же, как и в младшей группе, широ­ко используются игровые ситуации : «Построим лесенку», «Наведем порядок», «Разложим по порядку», «На какой ступеньке петушок?» и т. п.

    В средней группе детей учат сравнивать плоские предметы по длине и ширине одновременно (ленты равной длины, но раз­ной ширины и т. п.).

    Далее следует перейти к формированию представлений о трехмерности предметов. С этой целью определяются длина, ширина, высота у предметов, занимающих относительно постоянное положе­ние в пространстве (например, предметы мебели), а затем и у других предметов (деталей строительного материала, конструктив­ных поделок и т. п.).

    Выделение и определение трех измерений проводят при сравнении предметов разного объема . В результате дети приходят к заключению, что большими или меньшими предметы на­зываются в зависимости от размера всех трех измерений.

    Конспект занятия по математике во второй младшей группе.

    Конспект занятия по ФЭМП во 2 мл. группе.

    Тема: Сравнение по величине.

    Цель: Формирование навыков учебной деятельности.

    Программное содержание: Формировать умение сравнивать два предмета по длине путем приложения. Закрепить понятия «один», «много». Развивать моторику рук, мышление, внимание, умение рассуждать. Закрепить цвет предметов. Воспитывать желание помогать окружающим.

    Оборудование: демонстрационный материал: кубики красного и синего цвета, две полоски разного размера, указка, два плоскостных домика, две игрушки - мишки, два ведра, шишки, ребристая доска, карточка с овощами.

    Раздаточный материал: две полоски разного размера, карандаши цветные.

    Ход занятия.

    1. Мотивационно-побудительный этап.

    Ребята, сегодня я предлагаю нам отправиться в путешествие на поезде.

    Дети становятся друг за другом, подают сигнал и приезжают в страну игрушек.

    2. Организационно-поисковый этап.

    Посмотрите, как много здесь игрушек. Что лежит на этом столе? (кубики)

    Сколько их? (много)

    Детям предлагается взять по одному кубику синего цвета.

    Сколько кубиков взял Вова (один). Сколько кубиков у Тани? (один). Сколько осталось на столе? (ни одного).

    Затем дети кладут обратно, по одному кубику и называют действия (я положил один кубик)

    У нас в группе тоже есть предметы, которых много, давайте их назовем (цветы, игрушки, столы, окна и т. д.)

    Устали, давайте сядем, отдохнем.

    На доске две полоски разного цвета и размера.

    Посмотрите на эти дорожки и скажите они одинаковые или разные? Как узнать? Что нужно сделать? (сравнить)

    Посмотрите, я приложу одну дорожку к другой, слева подравняю их концы. Видите, один конец выступает, значит, красная полоска - длиннее, а зеленая - короче.

    Воспитатель проводит рукой по дорожкам. Затем вызывает нескольких детей показать длинную и короткую дорожки. Дети также показывают руками длину дорожек.

    Физкультминутка.

    А теперь все по порядку дружно делаем зарядку:

    Руки в стороны, согнули, верх подняли, помахали,

    Спрятали за спину их,

    Повернулись через левое плечо, через правое плечо.

    Дружно присели, пяточки задели.

    На носочки поднялись, опустили руки вниз.

    Самостоятельная деятельность.

    У вас на столах лежат дорожки, разной длинны, сравните их, и длинную дорожку закрасьте красным цветом, короткую - зеленым.

    Каким цветом вы закрасили короткую дорожку?

    А теперь продолжим наше путешествие дальше. Мы отправляемся с вами в лес. Чтобы быстрее прийти в лес, по какой дорожке мы пойдем? (по короткой)

    Дети встают, идут по досочке-дорожке и попадают в лес. Встречают в лесу двух медвежат, которые плачут, потому что заблудились. А один медвежонок рассыпал шишки.

    Давайте поможем ему собрать шишки в ведерко.

    Дидактическая игра «собери шишки»

    Ребята, а теперь давайте покажем мишкам дорогу домой.

    Дети снова идут по досочке-дорожке и останавливаются перед двумя домиками разного размера.