Защищенность психологическая. Единственный способ избавиться от неуверенности и незащищенности — это быть внимательным и восприимчивым

Относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую защищенность, является психологическая защита - необходимое условие формирования адекватного чувства психологической защищенности. В противном случае закономерно возникновение чувства психологической незащищенности. Эмпирическими гарантами феномена психологической защищенности являются чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, склонность к надситуативной активности, адекватная атрибуция ответственности, отсутствие повышенной тревожности, неврозов, страхов и т. п. Особое значение стабильное переживание собственной психологической защищенности имеет в детском возрасте и в целом на протяжении всей эры восхождения личности к социальной зрелости, прежде всего, в связи с тем, что отсутствие подобного позитивного эмоционального состояния совершенно закономерно на этом этапе онтогенеза кардинально обостряет чувство одиночества, неуверенности в своих силах, порождает страх и необоснованное чувство вины.

Говоря о проблеме психологической защищенности, важно помнить, что «Фрейд определял защитные механизмы Эго как сознательную стратегию, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов Ид и встречного давления со стороны супер-Эго. Фрейд полагал, что Эго реагирует на угрозу прорыва импульсов Ид двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону. Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума»1.

Совершенно очевидно, что при таком понимании защитные механизмы личности находятся в тесной, но обратной взаимосвязи с социально-психологическими аспектами защищенности - чем более безопасной воспринимается внешняя среда, тем более открытым и естественным будет поведение индивида и, наоборот, при наличии внешней угрозы для Эго (реальной или иллюзорной) - активизируются защитные механизмы. Причем на первый план выступают не столько объективные характеристики внешней среды по параметрам «безопасность - угроза», «приятие - неприятие» и т. п., сколько ее субъективное восприятие индивидом. Последнее, по мнению целого ряда авторитетных исследователей, обусловлено, прежде всего, качественными особенностями контактов ребенка с матерью на первом году жизни.

На сегодняшний день, большинство авторов выделяют первичные, или примитивные защиты и вторичные, «зрелые» защиты. При этом, «как правило, к защитам, рассматриваемым как первичные, незрелые, примитивные, или защиты “низшего порядка” относятся те, что имеют дело с границей между собственным “я” и внешним миром. Защиты, причисляемые ко вторичным, более зрелым, более развитым, или к защитам “высшего порядка”, “работают” с внутренними границами - между Эго, супер-Эго и Ид или между наблюдающей и переживающей частями Эго»2. В этой связи, с точки зрения социальной психологии, наибольший интерес представляют, естественно, первичные защитные механизмы. К ним традиционно относят: примитивную изоляцию; отрицание; всемогущий контроль; примитивную идеализацию (и обесценивание); проекцию, интроекцию и проективную идентификацию; расщепление Эго; диссоциацию.

Примитивная изоляция представляет собой психологический уход из ситуации за счет изменения состояния сознания. Это самый ранний, скорее всего врожденный способ справиться с трудностями: «Когда младенец перевозбужден или расстроен, он попросту засыпает. ... Взрослый вариант того же самого явления можно наблюдать у людей, изолирующихся от социальных или межличностных ситуаций и замещающих напряжение, происходящее от взаимодействий с другими, стимуляцией, исходящей от фантазий их внутреннего мира. Склонность к использованию химических веществ для изменения состояния сознания также может рассматриваться как разновидность изоляции»3. Про таких людей обычно говорят «он ушел в себя» или «витает в облаках». В своих крайних проявлениях изоляция может принимать форму аутизма. Понятно, что даже в «умеренных дозах» изоляция существенно осложняет социальные контакты и адаптацию индивида практически в любой группе, не говоря уже о риске возникновения химической зависимости. Однако было бы явно неверным оценивать примитивную изоляцию как исключительно дисфункциональную форму психологической защиты. Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «главное достоинство изоляции как защитной стратегии состоит в том, что, позволяя психологическое бегство от реальности, она почти не требует ее искажения. Человек, полагающийся на изоляцию, находит успокоение не в непонимании мира, а в удалении от него. Благодаря этому, он может быть чрезвычайно восприимчив, нередко к большому изумлению тех, кто махнул на него рукой как на тупого и пассивного»1.

Отрицание, в отличие от изоляции, напротив, часто связано с существенным искажением реальной картины, поскольку уходит корнями «...в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: “Если я не признаю этого, значит это не случилось”»2. Классическим проявлением отрицания является реакция типа «Этого не может быть потому, что не может быть никогда» в ответ на какое-либо неприятное известие или факт. В социальном контексте отрицание нередко провоцирует полную неспособность воспринимать любые доводы и действия партнера, не укладывающиеся в ожидаемую и желательную для индивида схему взаимодействия. Вместе с тем, в целом ряде случаев отрицание может играть позитивную роль, позволяя сохранять дееспособность и целеустремленность при неблагоприятно складывающихся обстоятельствах. Особенно отчетливо это проявляется в экстремальных ситуациях: «В чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на уровне эмоций может оказаться спасительной. ... Каждая война оставляет нам массу историй о людях, которые “не потеряли головы” в ужасных, смертельно опасных обстоятельствах и в результате спасли себя и своих товарищей»3.

Всемогущий контроль берет начало «...в инфантильных и нереалистических, однако на определенной стадии развития нормальных фантазиях всемогущества...» Эти фантазии восходят к начальной стадии развития личности, когда младенец еще не способен к идентификации и воспринимает себя и мир как единое целое. В своих здоровых проявлениях всемогущий контроль как защитный механизм связан с интернальным локусом контроля и необходим для поддержания чувства компетентности и уверенности индивида. Но патологическая потребность обладать всемогущим контролем и властью над окружающим миром крайне опасна: «Если личность организуется вокруг поиска и переживания удовольствия от ощущения, что она может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, в связи с чем все этические и практические соображения отходят на второй план, существуют основания рассматривать эту личность как психопатическую»... Перешагивать через других - вот основное занятие и источник удовольствия для индивидов, в личности которых преобладает всемогущий контроль. Их часто можно встретить там, где необходимы хитрость, любовь к возбуждению, опасность и готовность подчинить все интересы главной цели - проявить свое влияние»4.

Примитивная идеализация (и обесценивание) берет начало в присущей в определенный момент развития всем детям убежденности в том, что «мой папа - самый сильный», а «моя мама - самая красивая». Оборотной стороной этой примитивной веры в чье-то внешнее совершенство и всемогущество, замещающей еще более архаичные фантазии о собственном всемогуществе, является неизбежное разочарование в более старшем возрасте, когда с опытом накапливается «критическая масса» факторов, указывающих на несовершенство родителей, которую уже невозможно игнорировать, прибегая к отрицанию. С точки зрения многих исследователей, «нормальная идеализация является существенным компонентом зрелой любви. И проявляющаяся в ходе развития тенденция деидеализировать или обесценивать тех, к кому мы питали детскую привязанность, представляется нормальной и важной частью процесса сепарации-индивидуации»1.

При этом следует учитывать, что объектом как идеализации, так и обесценивания для нарциссических личностей в равной степени могут выступать и отдельные индивиды, и группы. В этой связи они могут оказывать серьезное негативное влияние на процесс группового развития, а также обычно оказываются неспособны к подлинному сотрудничеству и партнерству в межличностных отношениях.

Проекция, интроекция, проективная идентификация. Согласно современным представлениям, «проекция - это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. В своих благоприятных и зрелых формах она служит основой эмпатии. Поскольку никто не в состоянии проникнуть в чужую психику, для понимания субъективного мира другого человека мы должны опираться на способность проецировать собственный опыт»2. В то же время проекция часто приводит к существенным искажениям восприятия реальности, тем самым осложняя процесс взаимодействия и часто являясь подлинной причиной деструктивных конфликтов. Интроекция - «...это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. В своих благоприятных формах она ведет к примитивной идентификации со значимыми другими»3. Механизм интроекции существенно ускоряет процесс социального научения, а также способствует сближению людей в процессе взаимодействия за счет «подстройки» партнеров друг к другу. Вместе с тем, в своих деструктивных проявлениях он может быть причиной виктимного поведения, идентификации с агрессором (как это имеет место, например, при «стокгольмском синдроме»), а также может существенно осложнять переживание горя.

Понятно, что проекция и интроекция являются, по сути дела, двумя сторонами одной медали. В определенных условиях они могут сливаться, образуя механизм проективной идентификации. В этом случае индивид «...не только проецирует внутренние объекты, но и вынуждает человека, на которого он их проецирует, вести себя подобно этим объектам - как если бы у него были те же самые интроекты»4. Проективная идентификация представляет особый интерес с точки зрения социальной психологии, поскольку именно она часто является определяющим фактором при формировании неформальной структуры группы на первом этапе ее жизненного цикла. Кроме того, механизм проективной идентификации лежит в основе социально-психологического феномена, широко известного как «самоактуализирующееся пророчество».

Расщепление Эго как механизм психологической защиты основано на «черно-белом» видении окружающего мира, берущим свое начало в довербальном периоде развития, когда ребенок еще не в состоянии осознать амбивалентность, присущую объектам окружающего мира, и воспринимает их как исключительно «хорошие» либо, напротив, как исключительно «плохие». При этом «в повседневной жизни взрослого расщепление остается мощным и привлекательным средством осмысления сложных переживаний, особенно если они являются неясными или угрожающими»1. В своих деструктивных формах расщепление способствует формированию негативных политических, этнических и социальных стереотипов. Исследование «авторитарной личности», проведенное Т. Адорно и рядом других ученых, показало, что тотальная фиксация на расщеплении была свойственна наиболее зловещим персонажам в человеческой истории и по сей день лежит в основе как правого, так и левого экстремизма.

Диссоциация - «...это “нормальная” реакция на травму...» по принципу «меня здесь нет» или «это происходит не со мной». ... Выгоды диссоциирования в невыносимой ситуации очевидны: диссоциирующий отключается от страдания, страха, паники и уверенности в надвигающейся смерти»... Вместе с тем, «Огромным недостатком такой защиты является, конечно, ее тенденция автоматически включаться в условиях, когда на самом деле не существует риска для жизни, и более точная адаптация к реальной угрозе нанесла бы значительно меньший урон общему функционированию»2.

Поскольку, как уже отмечалось, вторичные психологические защиты имеют лишь опосредствованное отношение к социально-психологическим процессам, мы не станем их подробно рассматривать, ограничившись лишь перечислением. К ним относятся: репрессия (вытеснение); регрессия; изоляция; интеллектуализация; рационализация; морализация; компартментализация (раздельное мышление); аннулирование; поворот против себя; смещение; реактивное образование; реверсия; идентификация; отреагирование; сексуализация; сублимация.

Прямая профессиональная обязанность практического социального психолога состоит, в частности, и в том, чтобы выявить в интересующем его сообществе тех людей, которые страдают, чувствуя себя психологически незащищенными, и при этом либо таким образом воздействовать на социальное окружение, чтобы у конкретной личности не было оснований чувствовать себя личностно и социально уязвимой, либо провести соответствующую работу по восстановлению ее адекватного самовосприятия.

Просмотров: 4369
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »

Даже здоровые люди подвержены неврозам. Как справиться с неврозами и как бороться с невротическими состояниями разберёмся в этой статье.

Что такое невроз?

Что такое неврозНевроз проявляется как болезненное состояние в условиях истощения нервной системы. Это расстройство личности, основным выражением которого является нестабильность психического здоровья человека: частые истерические состояния и раздражительность.

Невротизму подвержены даже эмоционально стабильные, психически здоровые люди. Такое состояние характеризуется повышенной тревожностью. Чрезмерные переживания о внешности, сексуальной жизни, уверенность в собственной болезненности и даже тревога о безопасности жилища при частом регулярном проявлении являются сигналами о развитии невротизма. В норме такие проявления беспокойства адекватны, поскольку они являются следствием заботы о близких, выражением инстинкта самосохранения и направлены на обеспечение физической и моральной...

0 0

Часть первая

БЕЗЗАЩИТНОСТЬ. (источник тревоги и неуверенности)

Потребность в защищенности - это одна из трех ключевых наших потребностей. Впрочем, нужно помнить, что защищенность - это, прежде всего, чувство. Можно представить себе, что человек столкнулся с реальной угрозой, но чувствует себя уверенно и спокойно. Возможен, правда, и другой вариант: человеку ничто не угрожает, но он испытывает неуверенность и тревожится. К сожалению, последнее случается чаще; мы склонны переживать из-за мнимых опасностей, и именно эти тревоги часто превращают нашу жизнь в муку. Вот почему так важно, чтобы человек умел чувствовать себя защищенным. Тогда даже под действием реальных угроз он сохранит присутствие духа и сможет овладеть ситуацией. Если же человек не научится этому чувству, то и в благоденствии он будет ощущать тревогу, беспокойство и внутреннее напряжение.

Глава первая

ИСТОЧНИК ТРЕВОГИ

В своих книгах я уже рассказывал о том, что такое страх, чем он отличается от...

0 0

Вам нужно выступить перед большой аудиторией? Провести крупную сделку? Получить работу мечты? Все мы хотя бы несколько раз в жизни испытывали чувство страха, когда сердце вот-вот выпрыгнет из груди, ладони становятся влажными, трудно дышать и в желудке начинаются спазмы. Страх воздействует на наш организм с целью защиты от опасности. В обычной жизни полезно испытывать чувство страха или незащищенности в небольших количествах, это способствует поддержанию организма в тонусе. А вот избыточное чувство страха затмевает разум, из-за чего мы оказываемся не в состоянии принять верное решение. К тому же постоянное чувство неуверенности в себе, тревога, безрассудный страх очень пагубно влияют на наше здоровье, вызывая проблемы пищеварительного тракта, головные боли, депрессию, повышенное артериальное давление и даже сердечно-сосудистые заболевания. Поэтому очень важно понимать причину своих страхов, которые мешают вам нормально жить.

Откуда берется страх? Например, наиболее...

0 0

Как справиться с эмоциями, когда становится сложно дышать. Страх, гнев, раздражение, негодование, несправедливость, обида, чувство незащищенности, покинутости и единственное желание: защититься…

Ощущение, что мгновение останавливается… И ты начинаешь слышать и ощущать удары своего пульса. Этот звук грохотом отдается в каждой клеточке твоего тела. Напряжение невыносимо. И уже не важно, что именно послужило причиной. Этот грохот сводит тебя с ума…

И конечно, обязательно встретится «доброжелатель», который неосторожно скажет: «Успокойся!» - ох, лучше бы он в этот день проспал или пошел другой дорогой, чтобы только не встретиться с тобой глаза в глаза в этот момент…

Знакомо? Тогда ты по адресу! Сегодня в статье…

Как справиться с эмоциями: эмоциональная «профилактика»

Что такое профилактика? В случае физических заболеваний - это превентивные миры, которые помогают в момент эпидемии избежать болезни. Прививки, витамины и прочее.

В нашем...

0 0

Кажется, я нашла причину многих своих охуений и негативных состояний. Иррациональное чувство незащищенности. Я не могу сказать наверняка от чего меня надо защищать или чего конкретно я боюсь, - логики тут нет. Это глубокое фоновое ощущение. Именно поэтому я так болезненно была привязана к матери и потом болезненно привязывалась к разным мужикам, и вот щас привязана к очередному. Я привязываюсь к людям, даже если мне не о чем с ними говорить, даже если нет секса и тд, - просто потому, что для меня самое важное - хотя бы просто обладать тушкой другого человека, и это дает мне какое-никакое чувство защищенности.

При этом я болезненно зависима от настроения тех, кто выступает в роли "защитника". Я чутко чувствую разницу - вот щас все клево, можно расслабиться. Вот щас у него (нее) появилось какое-то напряжение, и сразу - надо проверить, не связано ли это со мной. Может, я сделала что-то не так. Если связано, я впадаю в тревожность, трясучку, как будто есть реальная опасность, и надо...

0 0

Как преодолеть чувство беспомощности? Как преодолеть чувство беспомощности?

Чувство беспомощности – очень неприятное чувство. Для эмоциональных людей, которые могут плакать часами, пережить момент собственной беспомощности может оказаться крайне серьезным потрясением.

Чувство беспомощности может быть сильнее нас, потому что в раннем детстве, мы действительно были беспомощными. В те моменты, когда страх овладевает нами, трудно понять, что мы уже взрослые и больше НЕ являемся такими беспомощными, какими были в детстве.

Чувство беспомощности – это чувство, которого мы стараемся избегать. В каждой из нас с детства заложен страх, оказаться бессильной перед внешними обстоятельствами. Этот страх может вызвать желание контролировать нежелательные поступки другого человека, чтобы эти поступки не задели наше самолюбие.

Как вы реагируете, когда чувствуете себя беспомощной перед выбором других людей?

Раздражаетесь и раздражаете других людей? Испытываете гнев и...

0 0

Коллективная безопасность. Как справиться с тревогой за будущее?

При потере этого базового чувства происходит распад общества. Люди теряют гражданскую активность и начинают делать попытки выжить в одиночку. Но поскольку человек – существо социальное, ничего из этого не получается. Таким образом, потеря этого чувства грозит деградацией и разрушением сообщества людей...

Череда событий последних лет заставляет говорить о массовой потере чувства защищенности и безопасности. Война в Украине, теракты над Синайским полуостровом и в Париже, угроза терактов в Европе, сбитый Турцией российский самолет Су-24… Слишком часто в последнее время возникает угроза уничтожения не только отдельных людей, но и целых государств, и даже угроза выживанию человечества. Ведь возможность развязывания третьей мировой войны – это и есть самый...

0 0

Относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую защищенность, является психологическая защита - необходимое условие формирования адекватного чувства психологической защищенности. В противном случае закономерно возникновение чувства психологической незащищенности. Эмпирическими гарантами феномена психологической защищенности являются чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, склонность к надситуативной активности, адекватная атрибуция ответственности, отсутствие повышенной тревожности, неврозов, страхов и т. п. Особое значение стабильное переживание собственной психологической защищенности имеет в детском возрасте и в...

0 0

Жизнь - это боль? Не только, но ранит она каждого - одни обходятся царапинами и легкими ссадинами, другие выбираются изрядно потрепанными. Залечивать душевные раны умеют не все, некоторые годами и десятилетиями продолжают прокручивать историю своей несчастной жизни.

Душа болит…

«Не могу, душа болит», - говорит человек и пытается заглушить боль вином, водкой, наркотиками или антидепрессантами. Он ищет анестетик, благодаря которому его душа стала бы нечувствительной к боли, перестала бы страдать от обиды, несправедливости, предательства, который помог бы пережить утрату или избавил от терзающего душу чувства вины.

Немецкий поэт Генрих Гейне писал, что «Любовь - это зубная боль в сердце». Но никакая телесная боль не сравнится с болью страдающей души. Это уже потом, когда все пройдет, можно повторять вслед за Ницше: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Ф. Достоевский писал: «Надо как-нибудь выстрадать вновь наше будущее счастье; купить его...

0 0

10

Поймите причину ревности. Возможно, вам сложно признать тот факт, что вы испытываете негативные чувства и эмоции. Порой в такой ситуации мы склонны обвинять других в этом. Попробуйте не смотреть на это негативное качество глазами полными сострадания. Научитесь объективно оценивать свои эмоции, думая о том, почему вы их испытываете. Подумайте о том, какие эмоции связаны с ревностью и в чем причина их появления. Например, если вы ревнуете вашу половинку, подумайте, почему вы испытываете такие чувства. Возможно вы испытываете страх, так как боитесь потерять своего партнера (возможно, вы имели печальный опыт в прошлом) Кроме того, вы может чувствовать печаль при мысли о потере этого человека. Также вам может казаться, что вас предали, так как ваш партнер не оказывает вам должного внимания. И наконец, вы можете испытывать чувство неполноценности, думая, что вы не достойны любви. Подумайте о том, что могло обострить ваши чувства и попробуйте это записать на бумаге. Например, вы можете...

0 0

11

2. Каковы основные источники клинических сведений, получаемых во время бе седы?

Врач должен внимательно относиться к тому, что пациент говорит (т. е. основная жалоба), манере речи (каким образом выражаются мысли) и невербальным знакам, которые выражаются "языком тела" (например, поза, походка, выражение лица или характер движений). Слушая больного, дантист наблюдает за его жестами, суетли выми движениями, обильным потоотделением или прерывистым дыханием, которые могут отражать скрываемую тревогу или эмоциональные проблемы.

3. Какие факторы чаще всего определяют поведение пациента?

1. Понимание и интерпретация пациентом существующей ситуации (реальность или точка зрения на заболевание).

2. Прошлый опыт пациента или анамнез жизни.

3. Личность пациента и общий взгляд на жизнь.

Пациенты обычно обращаются к зубному врачу за помощью и получают облегче ние, делясь личными переживаниями со знающим профессионалом, который может им помочь. Однако у...

0 0

12

Как справиться с нездоровым аппетитом

Пристрастие к определенным типам еды всегда свидетельствует о каком-то нарушении баланса в вашем организме. Как раз на эту тему доктор наук Дорис Верту написала книгу, которая называется «Вам постоянно хочется вкусненького: что это означает и как с этим справиться». Стараясь восполнить недостаток каких-то веществ, ваш организм настойчиво требует определенной еды. Например, избыток протеина может спровоцировать постоянную потребность в сладостях, а недостаток магния вызывает страсть к шоколаду. Сбалансированная диета с большим количеством свежих овощей, фруктов и злаков поможет нормализовать ваши вкусовые ощущения, и вы почувствуете, что страстное желание поесть «вкусненького» начнет отступать.

Некоторые люди обнаруживают, что им больше всего хочется чего-нибудь жирного и калорийного. Вы, вероятно, уже много знаете из последних сообщений в прессе о «жирных граммах» и о том, что избыточный жир вызывает закупорку артерий, болезни сердца и,...

0 0

13

Вопрос: 1. Существуют разные интерпретации Пандава-экадаши среди страших вайшнавов. Одни вайшнавы говорят, что если, например, вы нарушали какие-то экадаши, то просто соблюдая Пандава-экадаши, автоматически все нарушенные экадаши засчитываются. Но другие старшие вайшнавы говорят, что это глобальная спекуляция.… Развернуть>

1. Существуют разные интерпретации Пандава-экадаши среди страших вайшнавов. Одни вайшнавы говорят, что если, например, вы нарушали какие-то экадаши, то просто соблюдая Пандава-экадаши, автоматически все нарушенные экадаши засчитываются. Но другие старшие вайшнавы говорят, что это глобальная спекуляция.

2. Необходимо ли преданным держать сухой пост в Нирджала экадаши?

3. Как относиться к ночным бдениям в экадаши?

^ Свернуть

Русский; Добромыш, Татарстан,...

0 0

Как преодолеть чувство беспомощности?

Как преодолеть чувство беспомощности?

Чувство беспомощности – очень неприятное чувство. Для эмоциональных людей, которые могут плакать часами, пережить момент собственной беспомощности может оказаться крайне серьезным потрясением.

Чувство беспомощности может быть сильнее нас, потому что в раннем детстве, мы действительно были беспомощными. В те моменты, когда страх овладевает нами, трудно понять, что мы уже взрослые и больше НЕ являемся такими беспомощными, какими были в детстве.

Чувство беспомощности – это чувство, которого мы стараемся избегать. В каждой из нас с детства заложен страх, оказаться бессильной перед внешними обстоятельствами. Этот страх может вызвать желание контролировать нежелательные поступки другого человека, чтобы эти поступки не задели наше самолюбие.

Как вы реагируете, когда чувствуете себя беспомощной перед выбором других людей?

  • Раздражаетесь и раздражаете других людей?
  • Испытываете и осуждаете других людей?
  • Опускаетесь до того, что принимаете на себя роль жертвы и ноете?
  • Объясняете и отстаиваете свою позицию? Читаете людям лекции и учите жить?
  • Закрываетесь от людей и отказываетесь от своих положительных чувств к ним?
  • Признаете, что ради желаний других людей?
  • Уходите в сопротивление, поступая наоборот, нежели хотят от вас другие?

Почему? На что вы надеетесь, когда придерживаетесь этих защитных и контролирующих моделей поведения?

  • Вы надеетесь убедить другого человека измениться?
  • Вы надеетесь избежать боли, которую может причинить вам ваша собственная беспомощность? Вы надеетесь избежать чувств одиночества и разочарования, к которым вас может привести «недопустимый» выбор другого человека?
  • Вы надеетесь, что будете , «заглушив» эмоции тревоги и паники?

Когда поступок другого человека вызывает у нас чувство беспомощности , одиночества или разочарования, мы испытываем потребность в чувстве безопасности. Эту потребность мы удовлетворяем, контролируя то, как другой человек к нам относится, и, стараясь не расстраиваться по поводу случившегося.

Другой вариант

Другой вариант является очень трудным для большинства из нас. Этот вариант полностью подтверждает то, что мы, в конечном счете, абсолютно не можем контролировать поведение других людей.

Что бы вы сделали иначе, если бы вы приняли этот факт? Как бы вы тогда поступали?

Я намеренно проникаюсь глубоким состраданием к самой себе, и это помогает мне справиться с чувством беспомощности. Я ненавижу чувство беспомощности , как и любой другой человек, и я не могу сказать, что мне всегда успешно удается . Временами, когда поведение других людей крайне болезненно для меня, я все же поддаюсь детскому чувству паники и пытаюсь контролировать поведение другого человека, чтобы оно не задевало моих чувств. Я считаю, что трудно не реагировать, когда кто-то переступает грань дозволенного, грозится это сделать или предал мое доверие. Но я так же знаю, как важно сохранять свою работоспособность в любом случае.

Как только я понимаю, что я реагирую на неприемлемое поведение другого человека, я намеренно погружаюсь в сочувствие к самой себе и с любовью помогаю своему внутреннему ребенку пережить боль одиночества и разочарования. Я окружаю себя теплом и силой моих духовных наставников и, таким образом, не остаюсь наедине с разрушительными чувствами.

В этот момент, я с любовью отпускаю ситуацию. Обычно я чувствую такое отчаяние, что мне нужно остаться одной и поплакать. Слезы помогают выплеснуть отрицательную энергию естественным образом, поэтому я не останавливаюсь на неприятных моментах своей жизни. Иногда я чувствую злость и работаю над этим. В результате, я полностью принимаю то, что не могу контролировать поведение других людей.

Постоянные конфликты, борьба с несправедливостью, разобщенность с другими людьми – это результат того, что вы не можете принять вашу собственную беспомощность перед другими людьми. Воспользуйтесь моментом, чтобы подумать о важности отношений в вашей жизни. Имеет ли место вашей жизни постоянный конфликт и/или разобщенность с другими людьми? Ни это ли результат вашего непринятия собственной беспомощности и неготовность пройти через неприятные моменты? Вы можете научиться управлять своими чувствами, вместо того, чтобы продолжать попытки избегать их такими способами, которые только создают проблемы в отношениях.

Изначальное счастье ребенка – рядом с мамой. Первый вздох и первый крик, и вот оно, счастье, — лежит на ладошках, морщит носик, ищет грудь. Мама – это целая вселенная для крохотного карапуза. Отношения ребенка с мамой это его первые отношения, они закладывают в нем «базовое» доверие или недоверие к этому миру. Когда отношения выстроены гармонично, то ребенок чувствует уверенность в себе, умеет радоваться жизни, способен раскрываться другим.

А если отношений нет или они неудачные? Ребенок страдает, плохо развивается и выходит во взрослую жизнь с множеством психологических проблем. И вот перед нами внешне взрослый дядя, а внутри него сидит маленький обиженный мальчик, который иногда просто .

А ведь каждая мать хочет счастья для своего ребенка и изо всех сил пытается сделать его счастливым. Что же мешает воплотить мечту в реальность? Какие невидимые барьеры не позволяют выстраивать гармоничные отношения с ребенком?

Попробуем разобраться в некоторых аспектах этого вопроса, опираясь на знания о психике человека — Системно-векторную психологию Юрия Бурлана.

Ребенок ощущает мир через маму

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что базовая психологическая потребность ребенка, такая же важная, как и удовлетворение его физиологических нужд, – это чувство защищенности и безопасности . Рассмотрим, что оно в себя включает, как формируется и отражается на ребенке?

Ребенок воспринимает мир не таким, каков он есть, а через маму. Ведь именно она – гарант его выживания, от ее состояния зависит и состояние ребенка. Именно мама, а затем и окружающие ребенка люди воспитывают, обучают, формируют в ребенке привычки и модели поведения, его будущий жизненный сценарий.

Когда мама находится в психологическом равновесии, она спокойна и чувствует себя счастливой, то ребенок ощущает это как уверенность и защищенность и воспринимает мир добрым и дружелюбным. В этом случае даже сложные времена ребенок проходит без психологических травм.

Если же этот оплот оказывается зыбким, ребенок мгновенно теряет чувство защищенности и безопасности. Когда маме плохо, по самым разным причинам, она уже не передает ребенку ту уверенность, которая сообщала бы о его защищенности. Теряет опору мама – тут же ее теряет и ребенок. Он как бы остается наедине с миром, не имея навыков самостоятельной адаптации. Как следствие, появляются самые разные поведенческие проблемы, и зависят они от психологических особенностей (векторов) ребенка и его возраста. Чем младше ребенок, тем больше он зависим от состояния матери, тем больший удар получает, теряя чувство защищенности и безопасности.

Потеря чувства защищенности и безопасности меняет все мировосприятие ребенка: мир утрачивает свои краски и ощущается более агрессивным или даже враждебным. Ребенок пытается в нем сориентироваться, но он еще не созрел для этого и ощущает сверхстресс. В таких условиях его развитие прекращается, и все, что он дальше делает, — выживает. Происходит активация архетипичной программы, с которой он рождается. Например, ребенок с кожным вектором начинает воровать . Малыш со зрительным вектором становится капризным и пугливым, часто плачет и страдает от ночных кошмаров. Ребенок со звуковым вектором уходит в себя, вплоть до потери обучаемости и способности к адекватному контакту, и т.д.

В результате, фиксируются различные незрелые механизмы адаптации, происходит сбой в формировании новых умений, нередко это отражается на всей дальнейшей жизни ребенка.

Как ребенок догадывается о состоянии матери? На бессознательном уровне между малышом и мамой еще долго сохраняется тончайшая связь, настолько сильная, что ребенок может реагировать на переживания матери, даже будучи вдали от нее. И, конечно, он реагирует на все вербальные и невербальные сигналы, которые воспринимает с разной чувствительностью, в зависимости от своих векторов.

Счастье быть понятым

Одна из причин потери чувства защищенности и безопасности — это непонимание, которое может возникать между мамой и ребенком. Просто потому, что они разные. Основное противоречие в этом случае кроется в одном вопросе: «Почему он делает не так, как я хочу?» Видя в ребенке черты, которые мама считает «неправильными», она так или иначе сообщает ему: «Я не принимаю тебя таким, какой ты есть». Попытки «воспитать» в нем «нужные» качества могут приводить к серьезным поведенческим проблемам.

Как разобраться, какие проявления ребенка нормальны, а что требует вмешательства? Медлительность и безынициативность — это нормально? А гиперактивность? А слезы по делу и без? А упрямство? А как быть с постоянными страхами и истериками? Ответ на такие вопросы дает системно-векторная психология Юрия Бурлана, объясняя природу бессознательных желаний человека, показывая нам связь причин и следствий.

На первых бесплатных лекциях становится понятно, почему один ребенок «бегает как угорелый» и что за «моторчик» встроен у него внутри, и почему другой тихо сидит в уголочке. Почему с одним ребенком легко разговаривать, он быстро эмоционально откликается и вовлекается в разговор, а другой тебя «как будто не слышит».

Когда в руки попадет универсальный инструмент понимания своего ребенка, раздражение уходит без следа . Мама становится «сама себе психологом», и вместе с этим приходит в то самое благословенное психологическое равновесие, когда уже не хочется повышать голос на ребенка и поднимать на него руку. Пропадают тревоги и паника, становится понятно, что происходит с ребенком и как реагировать на его поступки. Это дает невероятную силу самой маме, а ребенку дает поддержку в развитии его врожденных свойств и обеспечение того самого волшебного чувства защищенности и безопасности, которое творит чудеса.