«Зеленый щит» для города. «Зеленый щит» - городу

В Госдуме прошел круглый стол - заседание ВЭС комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии по проекту "Зеленый щит". Его результатом стало принятие резолюции экологов, обратившихся к российской исполнительной и законодательной власти.

В документе говорится, что "Федеральному собранию РФ, правительству РФ рекомендуется наделить органы госвласти субъектов РФ полномочиями по установлению границ лесопарковых «зеленых поясов". Кроме того,

Обоим палатам парламента также рекомендуется "доработать и принять до конца весенней сессии законопроект, предусматривающий создание "зеленых поясов", определить уполномоченный контрольный госорган. Субъектам РФ, в свою очередь, рекомендуется "усилить контроль за соблюдением требований земельного и лесного законодательств, а также содействовать экологическому просвещению населения и повышению правосознания граждан в части соблюдения природоохранного законодательства".

Ранее Государственная дума приняла в первом чтении законопроект ОНФ о "Зеленом щите" - "О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов". Напомним, что закон от ОНФ, цитируем, "закрепит возможность создания защитных лесопарковых зеленых поясов вокруг муниципальных образований и городов федерального значения".

Участники заседания также заявили о необходимости определить особенности осуществления рубок лесных насаждений, включая полный запрет сплошных рубок в лесопарковом "зеленом поясе". Например, они потребовали "установить жесткий режим выборочных рубок в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запретить выборочные рубки в лесах, расположенных в нерестоохранных зонах и орехово-промысловых зонах".

Также экологи потребовали "оснастить" местные власти полномочиями по установлению границ лесопарковых "зеленых поясов".

"Документ планируется принять до окончания весенней сессии. Законопроект был разработан, опираясь на обращения граждан, которые регулярно сообщают о нарушениях в области охраны леса. Это и выведение земель из состава Лесного фонда, как имело место в городском поселении Малаховка Люберецкого района, уничтожение 140 га леса из-за добычи песка на границе Балашихи и Ногинского района, уничтожение реликтового леса в деревне Сабурово в Красногорском участковом лесничестве - такие обращение поступают регулярно", - пояснил координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, депутат и автор законопроекта Владимир Гутенев.

"Нужно внимательнее относится к таким инициативам как лесная амнистия: наверное, кого-то и можно было амнистировать, но тех, кто строит полигоны на лесах Гослесфонда, такая амнистия касаться не может",- добавил он.

"Сейчас в рамках Общероссийского народного фронта идет работа над целым рядом законопроектов, которые предусматривают вопросы создания лесной инфраструктуры (. . .), ведения фотофиксации лесовосстановления и ведение реестра добросовестных лесопользователей",- пояснил координатор ОНФ.

"Вопросы лесовосстановления вообще могут быть отдельной задачей, которую нам придется решать", - добавил Гутенев.

Отметим, что в утвержденной Госумой первой редакции поправок предусматривался запрет вырубки деревьев вокруг крупных мегаполисов. Координатор ОНФ Гутенев добавил, что ко второму чтению "предлагается ввести понятие лесопарковый зеленый пояс". По его словам, он "представляет собой зону, на которой ограничивается хозяйственная деятельность, если не установлен более строгий режим ее ограничения или запрета". Депутат отмечает, что "в лесопарковый зеленый пояс могут включаться как территории за чертой города, так и в его пределах".

СМИ отмечают что в случае принятия законопроекта в трех чтениях, "его положения вступят в силу с 1 сентября 2016 года".

2017-06-24

В региональном отделении Общероссийского народного фронта в Карачаево-Черкесии состоялся «круглый стол», посвященный созданию лесопаркового защитного пояса вокруг г. Черкесска. Эксперты ОНФ обсудили механизмы реализации этого вопроса с представителями республиканского Парламента, прокуратуры, региональных Управлений Росприроднадзора, охраны окружающей среды и водных ресурсов, Управления лесами республики, региональной Кадастровой палаты и представителями муниципального органа и Думы г. Черкесска.
«По итогам обсуждения нами было предложено сформировать экспертную рабочую группу по установлению лесопаркового защитного пояса. Также присутствовавшие признали необходимым внесение инициативы о принятии нормативно-правовых актов о защите зеленых насаждений в регионе. Для этого новосозданной экспертной рабочей группе по установлению лесопаркового защитного пояса в городе Черкесске предложено провести экспертную оценку проектов нормативно-правовых актов для их внесения на рассмотрение Правительства республики», – отметил сопредседатель регионального штаба ОНФ в Карачаево-Черкесии Геннадий Жданов.
Присутствовавшие отметили, что бесконтрольное выделение, перевод земель лесного фонда под строительство дачных поселков и коттеджей ухудшило ситуацию с лесными участками, многие природные территории оказались вырубленными. Активисты регионального отделения ОНФ совместно с представителями СМИ в течение прошлого года совершили ряд выездов по жалобам жителей на неправомерную вырубку деревьев на окраине города.
По словам жителей, в земельных участках, где располагаются зеленые лесонасаждения, особенно заинтересованы частные застройщики.
«Для сохранения лесов Черкесска и других городов республики необходимо их скорое включение в состав лесопаркового зеленого пояса.
По результатам работы экспертной группы мы рассчитываем, что этот процесс не заставит себя ждать: силами активистов и экспертов Народный фронт приступит к созданию «зеленого щита» вокруг столицы региона», – резюмировал координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» в Карачаево-Черкесии Азамат Ужахов.
Также он напомнил, что в августе прошлого года активисты Общероссийского народного фронта в КЧР заявили о необходимости ввести мораторий на перевод земель городских парков, скверов, бульваров в населенных пунктах в другие функциональные зоны. Было принято решение, что до установления «зеленых поясов» городов региона в установленном федеральным законодательством порядке региональное отделение ОНФ будет держать на контроле правомерность вырубок леса в черте городов.
Кроме того, в начале этого года во все муниципальные образования республики региональным отделением ОНФ в КЧР были сделаны запросы о предоставлении информации по наличию рекреационных зон, нанесенных на генеральный план города или районного центра муниципального образования, а также о зеленых зонах, которые фактически являются рекреационными, но имеют иной вид разрешенного использования.
Напомним, федеральный закон о лесопарковых защитных поясах, разработанный и инициированный Центром общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, был принят Госдумой и с 1 января 2017 г. начал действовать на территории всей России.

В регионе займутся разработкой закона, регулирующего создание лесопарковых зеленых поясов вокруг городских населенных пунктов.

На базе постоянного комитета по аграрной политике и природопользованию Законодательного Собрания Тверской области состоялось рабочее совещание по вопросам законодательного регулирования создания лесопарковых зеленых поясов городских населенных пунктов.

Идея создания вокруг городов дополнительного «зеленого щита» принадлежит Общероссийскому народному фронту. Инициатива, призванная улучшить экологическую обстановку, усилить контроль за состоянием лесных насаждений была поддержана Президентом страны, лидером ОНФ Владимиром Путиным. В июне 2016 года были приняты соответствующие изменения в федеральный закон «Об охране окружающей среды» и ряд других законодательных актов. Лесопарковый зеленый пояс может включать в себя леса и территории зеленого фонда в границах городов, прилегающих к ним или составляющих с ними единую экосистему. На такой территории вводится ограниченный режим природопользования и хозяйственной деятельности, запрещается проведение сплошных рубок и иных работ.

Как отметила на совещании глава регионального исполкома Общероссийского народного фронта в Тверской области Татьяна Ульянова, в настоящее время идея создания зеленых поясов уже реализуется в 60-ти субъектах Российской Федерации: с широким привлечением общественности ведется разработка региональной нормативно-правовой базы. В Воронежской области закон о лесопарковых зеленых поясах городских населенных пунктов уже принят.

По мнению заместителя председателя постоянного комитета по аграрной политике и природопользованию Александра Кушнарева, подготовка регионального нормативно-правового акта, регулирующего вопросы создания зеленых поясов, потребует большой подготовительной работы и для хорошего старта законотворчества необходимо выслушать и обобщить предложения всех заинтересованных ведомств.

В обсуждении приняли участие заместитель председателя Правительства области - министр сельского хозяйства Павел Мигулев, министр лесного хозяйства Валерий Барышков, представители руководства министерства природных ресурсов и экологии, Общественной палаты Тверской области, Верхневолжской природоохранной прокуратуры, территориального управления Росприроднадзора, администраций города Твери и Калининского района. Участники совещания сошлись во мнении о необходимости тщательной проработки правовых деталей будущего законопроекта с учетом специфики Тверской области, более 60 процентов площади которой занимают леса и выделено 992 особо охраняемых природных территории.

Итог дискуссии подвел председатель Законодательного Собрания Сергей Голубев.

Мы должны предложения федерального законодательства реализовать, внести изменения в региональную нормативную базу. Но прежде необходимо четко определиться с юридической терминологией. А также провести мониторинг, какие конкретные территории вокруг Твери, Ржева и других наших городов могут войти в лесопарковые зеленые пояса, - подчеркнул спикер областного парламента. - Главная роль должна принадлежать общественности, ей предоставлены широкие возможности. Со стороны Законодательного Собрания мы готовы помогать и поддерживать ее работу.

По итогам заседания признано целесообразным предложение о создании на базе Общественной палаты Тверской области рабочей группы, которая займется разработкой концепции проекта областного закона, регулирующего создание лесопарковых зеленых поясов вокруг городских населенных пунктов. Планируется, что в состав группы наряду с представителями общественных организаций войдут юристы, специалисты лесного хозяйства и природоохранных ведомств. По проекту будущего закона предстоит провести общественные слушания.

Пресс-служба Законодательного Собрания Тверской области
Подписывайтесь на наши новости в Telegram

В 11 регионах власти не планируют создавать зеленые щиты вокруг городов. Об этом министр природы Сергей Донской доложил правительству РФ. Региональные чиновники считают, что лесопарковые пояса затормозят развитие населенных пунктов. Эксперты уверены, что проблема - в конфликте финансовых и экологических интересов. Минприроды настаивает на создании зеленых щитов вокруг каждого промышленного центра страны, поскольку это запас экологической прочности на будущее. Однако субъекты в основном готовы создавать защитные пояса только вокруг своих столиц.

11 регионов считают нецелесообразным создание вокруг крупных городов защитных лесопарковых поясов. Это Липецкая и Астраханская области, республики Марий Эл, Коми, Саха (Якутия), Хакасия, Камчатский и Забайкальский края, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский АО. Такие данные приводятся в докладе Минприроды в правительство (документ есть в распоряжении «Известий»).

Законодательная возможность создавать зеленые щиты появилась с 1 января 2017 года. Региональные власти могут утвердить на территории крупных городов и вокруг них лесные зоны с ограниченным режимом хозяйственной деятельности. В пределах зеленых щитов запрещены капитальное строительство (кроме турбаз и санаториев), размещение опасных объектов, разработка месторождений и прочая хозяйственная деятельность.

Согласно докладу Минприроды, причиной отказа от защитных поясов регионы называют возможные ограничения экономического развития населенных пунктов. Так, министерство лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл сообщило ведомству (ответ есть в распоряжении «Известий»), что введение зеленых щитов негативно повлияет на социально-экономическую обстановку и повлечет неблагоприятные последствия для хозяйствующих субъектов. В регионе отсутствует тяжелое промышленное производство, а экологическая обстановка контролируется в достаточной мере.

О том, что у них всё благополучно с экологией и без зеленых щитов, заявили власти республик Саха, Коми и Астраханской области.

Администрация Липецкой области сообщила Минприроды, что не видит смысла оформлять городские леса как зеленые щиты - у них и так строгий режим использования.

Создание защитных лесопарковых поясов близко к завершению пока лишь в 20 регионах, сообщили «Известиям» в Минприроды. В 41 регионе, по данным ведомства, работают над формированием зеленых щитов. Стадии самые разные - от процесса создания соответствующей рабочей группы до рассмотрения вопроса в законодательном органе. От остальных субъектов ведомство не получило информацию и будет дополнительно уточнять стадию создания зеленых щитов.

В послании Федеральному собранию президент заявлял об экологическом неблагополучии некоторых российских городов, в том числе Нижнего Тагила Свердловской области, Череповца Вологодской области, Новокузнецка Кемеровской области. В этих регионах зеленые щиты создаются, но только в столицах - Екатеринбурге, Вологде и Кемерово.

По данным Минприроды, в 2016 году в 20 городах России уровень загрязнения воздуха оценивался как очень высокий. Из них только Красноярск в ближайшее время получит защитный лесопарковый пояс.

В Минприроды считают, что зеленый щит должен появиться в каждом промышленном центре страны и в большинстве городов с населением свыше 300 тыс. человек.

Несмотря на то что создание защитных лесных поясов не является обязательством регионов, оно добровольно, мы будем настаивать на этом для целого ряда городов, - заявил «Известиям» министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. - Прежде всего для промышленных центров, население которых испытывает существенное воздействие от выбросов предприятий (так называемые территории особого внимания). В их числе Челябинск, Магнитогорск, Норильск, Омск, Красноярск, Липецк, Череповец, Асбест, Нижний Тагил, Дзержинск и др. С точки зрения Минприроды, создание зеленого пояса - это запас экологической прочности на будущее.

С регионами, которые заявили об отказе от зеленых щитов, будут вести работу чиновники и «Общероссийский народный фронт». Экологи ОНФ придерживаются мнения, что зеленый щит в каждом регионе должен быть один, но он может защищать несколько городов. В субъектах, где отказались от создания зеленых щитов, сильное лобби застройщиков, полагает координатор Центра общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса ОНФ Дмитрий Миронов.

Главная сложность при создании зеленых щитов - это конфликт долгосрочных экологических и сиюминутных финансовых интересов, уверен председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. При этом инициаторами создания защитных поясов часто становятся местные жители, беспокоящиеся не только о себе, но и о своих детях и внуках.

Эксперты Народного фронта подвели итоги реализации экологической инициативы «Зеленый щит» за 2017 г. В 16 регионах уже приняты решения о создании лесопарковых поясов вокруг региональных центров.

В ОНФ отметили, что ходатайства о создании лесопарковых зеленых поясов были направлены всем 85 региональным общественным палатам. «В 2017 г. – Году экологии – с 1 января начал действовать федеральный закон о «зеленом щите», который был разработан экспертами Общероссийского народного фронта, принят обеими палатами парламента и подписан президентом. За инициативу о создании лесопарковых зеленых поясов вокруг городов на сайте Российской общественной инициативы проголосовали более 100 тыс. человек. Стоит отметить также, что в этом году нам удалось доработать принятый федеральный закон о «зеленом щите», включив в состав лесопарковых зеленых поясов водные объекты, водоохранные зоны, природные ландшафты и другие экологически эффективные территории», – отметил координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, депутат Госдумы Николай Будуев.

На сегодняшний день в 16 регионах законодательные собрания субъектов приняли решения о создании «зеленых щитов» вокруг региональных центров. «Это Воронежская, Ульяновская, Ивановская, Оренбургская, Орловская, Свердловская, Рязанская, Кемеровская, Смоленская, Кировская, Тюменская и Ярославская области, Республики Адыгея и Башкортостан, а также Краснодарский и Ставропольский края. Так, например, в Кирове размер созданного «зеленого щита» составил около 175 тыс. га, 68 тыс. га – в Тюменской и в Рязанской областях, 50 тыс. га – в Ивановской области. Кроме того, мы будем добиваться значительного увеличения территории уже созданных «зеленых щитов» в ряде регионов», – отметил Будуев.

По его словам, еще в 21 регионе вопрос о создании лесопаркового зеленого пояса находится на рассмотрении в законодательных органах субъектов. В остальных регионах ходатайство о создании лесопаркового зеленого пояса до сих пор находится на рассмотрении в Общественных палатах.

«Вместе с тем в некоторых регионах местные власти считают создание лесопарковых зеленых поясов нецелесообразным, как, например, в Камчатском крае и Республике Коми. В Курганской и Томской областях ходатайство о создании лесопаркового зеленого пояса одобрено общественными палатами, однако законодательными собраниями было отклонено. В следующем году мы продолжим борьбу за экологию и будем добиваться, чтобы «зеленые щиты» появились во всех 85 регионах», – резюмировал Будуев.

Тема создания «зеленых щитов» была также одной из основных на «Форуме Действий» ОНФ «РОССИЯ УСТРЕМЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ», прошедшем недавно в Москве. По словам координатора Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, депутата Госдумы Владимира Гутенева, «зеленые щиты» – это большой вклад в будущее, который позволит сохранить экологию российских городов.