Жизнь цицерона. Цицерон - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

ЦИЦЕРОН (Cicero ) Марк Туллий (106-43 до н. э.), римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Сочинения Цицерона - источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.

ЦИЦЕРОН Марк Туллий (Cicero Marcus Tullius) (3 января 106, Арпина- 7 декабря 43 до н. э., близ Кайеты, ныне Гаэта), римский оратор, теоретик красноречия и философ, государственный деятель, поэт, писатель и переводчик. Сохранившееся наследие состоит из речей, трактатов по теории красноречия, философских сочинений, писем и стихотворных отрывков.

Биографические сведения

Уроженец городка Арпина (120 км к югу-востоку от Рима) из семьи всадников, Цицерон с 90 г. живет в Риме, обучаясь красноречию у правоведа Муция Сцеволы Авгура. В 76 избирается квестороми отправляет магистратские обязанности в провинции Сицилия. Как квестор, исполнивший свою магистратуру, становится членом сената и проходит все этапы сенатской карьеры: в 69 - эдил, 66 - претор, 63 - консул. В качестве консула подавил антисенатский заговор Катилины, получив в виде признания своих заслуг почетное звание Отца Отечества (впервые в истории Рима присвоенное не за воинские подвиги). В 50-51 - наместник провинции Киликия в Малой Азии.

Начиная с 81 и на протяжении всей жизни с неизменным успехом выступает с политическими и судебными речами, стяжав репутацию величайшего оратора своего времени. В качестве наиболее известных речей могут быть названы: «В защиту Росция из Америи» (80 г.), речи против Верреса (70), «В защиту поэта Архии» (62), четыре речи против Катилины (63), «Об ответе гаруспиков», «О консульских провинциях», в защиту Сестия (все три - 56), тринадцать речей против Марка Антония (так называемые Филиппики) - 44 и 43.

С середины 50-х гг. Цицерон все больше погружается в занятия теорией государства и права и теорией красноречия: «О государстве» (53 г.), «Об ораторе» (52), «О законах» (52). После гражданской войны 49-47 (Цицерон присоединился к сенатской партии Гнея Помпея) и установления диктатуры ЦезаряЦицерон вплоть до конца 44 живет в основном вне Рима на своих сельских виллах. Эти годы характеризуются особым подъемом творческой активности Цицерона. Помимо продолжения работы над теорией и историей красноречия («Брут», «Оратор», «О наилучшем виде ораторов», все три - 46), он создает основные сочинения по философии, среди которых наиболее важны и известны «Гортензий» (45 г.; сохранился в многочисленных извлечениях и отрывках), «Учения академиков» и «Тускуланские беседы» (все - 45 г.); к 44 г. относятся два произведения особого жанра - «Катон, или О старости» и «Лелий, или О дружбе», где Цицерон создал идеализованные и стоящие на грани художественного изображения образы духовно ему особенно близких великих римлян предшествующего века - Катона Цензория, Сципиона Эмилиана, Гая Лелия.

В марте 44 был убит ; в декабре Цицерон возвращается в Рим, чтобы попытаться убедить сенат защитить республиканский строй от наследников диктатуры Цезаря - триумвиров Октавиана, Антония и Лепида. Речи и действия его оказались безуспешны. По настоянию Антония имя его было включено в проскрипционные списки, и 7 декабря 43 Цицерон был убит.

Основные проблемы творчества

Происхождение из небольшого италийского муниципия, где с незапамятных времен был укоренен род Туллиев, явилось биографической основой для развитого Цицероном в трактатах «Об ораторе» (I, 44) и «О законах» (II, 5) учения о «двух родинах»: у каждого римского гражданина две родины - по месту рождения и по гражданской принадлежности, и «родина, которая нас произвела на свет, нам не менее дорога чем та, которая нас приняла». Здесь нашел себе отражение капитальный факт истории и культуры античного мира: сколь бы ни были обширны позднейшие государственные образования, монархии или империи, социально и психологически реальной исходной ячейкой общественной жизни оставался продолжавший жить в их составе город-государство - гражданская община («Об обязанностях» I, 53). Поэтому республика Рима, охватившая ко времени Цицерона огромные территории, не исчерпывалась для него своим военно-политическим и государственно-правовым содержанием. Он видел в ней форму жизни, интенсивно переживаемую непосредственную ценность, а ее основой считал солидарность граждан, способность каждого, поняв интересы общины и государства, поступать в соответствии с ними. Все дело было в том, чтобы эти интересы им правильно объяснить, доказать и убедить силой слова, - красноречие было для Цицерона формой духовной самореализации, залогом общественного достоинства гражданина, политического и духовного величия Рима (Брут, 1-2; 7).

К вершинам красноречия вели два пути. Один состоял в служении словом государству и его интересам на основе бескорыстной им преданности, гражданской доблести (virtus) и обширных познаний в политике, праве, философии (О нахождении материала I, 2; Об ораторе III, 76); другой путь состоял в овладении формальными приемами, которые позволяли оратору убедить любую аудиторию принять нужное ему решение (О нахождении материала I, 2-5; Об ораторе 158; речь в защиту Клуэнция 139); искусство этого последнего рода обозначалось в Риме греческим по происхождению термином риторика.Стремление Цицерона соединять в обучении оратора, как и в любом обучении вообще, высокое духовное содержание с практическими приемами обеспечило ему важное место в теории и истории педагогики. Однако, в конкретных условиях Древнего Рима обе эти стороны дела становились все менее совместимы: кризис республики в 1 веке, приведший к замене ее империей, как раз и состоял в том, что ее политическая практика все яснее оказывалась ориентирована на интересы лишь правящей верхушки города Рима и приходила во все более острый конфликт с интересами развития государства в целом и с его консервативной системой ценностей. Нравственная перспектива, с одной стороны, и обеспечение непосредственных интересов, будь то государственного руководства, клиента в суде или своих личных, с другой, находились в постоянном и углубляющемся противоречии, а единство virtus и политической - даже шире: жизненной - практики все больше раскрывалось как черта не реального, а идеального Рима, как его художественно-философский образ.

Все узловые моменты деятельности Цицерона и его творчества, равно как восприятие его последующими веками, связаны с этим противоречием.

Моральный кодекс Римской республики основывался на консервативной верности традициям общины, на законности и праве и уважении к успеху, достигнутому на их основе. Цицерон стремился быть верным этой системе норм и как государственный деятель и оратор неоднократно ей следовал. Но верный кодексу сенатской знати, которая все отчетливей стремилась - и с большим успехом - использовать этот кодекс в свою пользу, Цицерон столь же часто обращался и к чисто риторическим приемам и строил речи в защиту не моральных норм, а выгоды: см. согласие выступить двумя годами раньше заговора Катилины в его же защиту, речь в защиту бесспорно преступных Гая Рабирия или Анния Милона и др. Эта непоследовательность ставилась ему в вину и рассматривалась как основополагающая его черта гуманистами Возрождения и учеными историками 19 века (Т. Моммзен и его школа).

На фоне практической деятельности политика и судебного оратора в Цицероне жила и нарастала потребность в преодолении указанного коренного противоречия. Одним из путей было для Цицерона постоянное обогащение своей теории красноречия греческой философией, а римской традиции и системы ценностей в целом - духовным опытом Эллады. Он трижды подолгу живал в Греции, много переводил с греческого, постоянно ссылается на греческих мыслителей, называет «нашим божеством» (Письма к Аттику IV, 16), видит достоинство римского магистрата в его способности руководствоваться в своей деятельности практическими интересами сенатской республики, но в то же время и философией (письмо к Катону, январь 50 г.), «а так как смысл и учение всех наук, которые указывают человеку верный путь в жизни, содержится в овладении той мудростью, которая у греков называется философией, то ее-то я и почел нужным изложить на латинском языке» (Тускуланские беседы I, 1). Содержанием сочинений Цицерона в 40-е гг. становятся политика и красноречие особого рода - насыщенные философией и правом, становятся образы Рима и римлян былых времен, суммирующие в идеализованном виде духовные традиции греко-римской античности. В годы гражданской войны и диктатуры эта идейная позиция окончательно раскрывалась как независимая от жизненной практики норма культуры, (Письма к Аттику IX, 4, 1 и 3; «Катон» 85; «Лелий» 99 и 16), но призванная в ней жить и ее корректировать. Эта сторона мысли и деятельности Цицерона стала в 20 в. основой в оценке и исследовании его наследия (после появления коллективной статьи о нем в «Реальной энциклопедии по изучению классической древности» Паули-Виссова (1939) и работ, на ней основанных.

Марк Цицерон родился в привилегированной семье в Арпино. Он мечтал стать судебным оратором и получил блестящее, по тем меркам, образование, необходимого для этой должности. Также Марк совершил путешествие по Греции, где развил свой талант оратора, изучив право и философию. Едва начав карьеру, римлянин уже начал полемизировать на политические темы. Так, в своей речи в защиту некого Секста Росция оратор намекал на чрезмерно деспотичную диктатуру Суллы, отчего у него возникло немало проблем. К тому же, еще на ранних этапах ритора окружало множество врагов и противников. Цицерон одержал победу в этом деле, переиграв оппонентов по всем позициям, благодаря чему о нем заговорили в народе. Конечно, это не могло не понравиться недоброжелателям, считавшие его «выскочкой из провинции». Потому Цицерона умышленно отправили в качестве полпреда на Сицилию, где ему бы пришлось вступить в схватку с сицилийской мафией.

Цицерон мечтал стать судебным оратором и получил блестящее образование

Стремительный взлет

Цицерон принял грозный вызов своих соперников. Тогда в Сицилии царил произвол наместника Гая Верреса, который, к тому же, был тесно связан с сицилийской мафией. Вскоре перед Марком стала сложна дилемма: либо рискнуть всем, в том числе и жизнью, и вступить в полемику с Гаем и мафией, либо спокойно спустить им все с рук. И молодой оратор выбрал первое. Казалось, шансов не было никаких, потому что Верресобладал могущественными союзниками, а обвинитель нет. Но ко всеобщему удивлению, Цицерону хватило трех речей, чтобы переиграть своего противника Гая Верреса. Аргументы, которыми руководствовался Марк Туллий, были настолько бесспорными, что никто не решился защищать обвиняемого — от этой идеи отказался сам Квинт Гортензий, один из выдающихся ораторов древнего Рима.

Цицерон стал консулом Древнего Рима в 63 году до нашей эры

В итоге Гай Веррес ушел в изгнание, а Цицерон с триумфом вернулся в Рим, где ждали новые приключения. В вечном городе оратор принимал деятельное участие в римском сенате и имел все шансы стать консулом. Тогда, чтобы взять на себя полномочия главы государства, требовалось выиграть выборы. И у него это наконец получилось в 63 году до нашей эры. Сразу после вступления в должность, Марк активно занялся реформами. Но один из проигравших на выборах, а этого проигравшего звали Луций Сергий Катилина, уже начинал плести заговоры и интриги за спиной Цицерона.

Борьба с Катилиной

И вооружение в целях захватить власть в Риме и затем убить Цицерона. В некоторых городах уже началось восстания, планы по убийству консула постоянно срывались: о замыслах уже заранее было известно Марку. Наконец, когда Цицерон проводил одно из заседаний в кругу римских сенаторов, Катилина зашел в зал и сел прямо перед своим оппонентом. Оратор, увидев врага, отбросил конспект своей речи и произнес свою первую обвинительную речь. «Первая речь против Катилины» не содержала в себе конкретных и неоспоримых доказательств. Главный аргумент, по убеждению Цицерона, заключался в том, что Катилина обладал преступным и аморальным характером. «Otempora, omores!», — восклицал Цицерон, что переводится как «О времена, о нравы!». Мало кто знает, что этот афоризм берет корни именно из первой речи против Катилины. И когда Марк Туллий с гневом сокрушал Катилину, многие сенаторы отсаживались от разоблаченного заговорщика.

«О времена, о нравы!» — афоризм из первой речи Цицерона против Катилин

И здесь Цицерон смог победить Катилину. После произнесения первой речи он был вынужден покинуть Рим. Но в своей резиденции противник Марка продолжал создавать интриги, отправляя письма и инструкции своим союзникам и провозгласив себя консулом. Тогда Цицерон произнес еще несколько речей, требуя немедленной казни сбежавшего Катилины и его соратников. Что удивительно, просьба была исполнена без сомнений и судебного следствия. Этот прецедент является уникальным, потому что в древнем Риме была очень сильна буква закона. Римское право не допускало, чтобы человека немедленно казнили без всяких разбирательств. И получается, Цицерон пренебрег законами Рима. Тем не менее, от врага ему избавиться удалось. Казалось бы, на этом все должно было закончиться, однако все только начиналось.


Изгнание и возвращение оратора

Многие были очень недовольны тем, как Цицерон поступил с Катилиной. Вскоре был принят закон, который обрекал должностное лицо смертной казнью, если оно позволило казнить римского гражданина без суда и следствия. Соответственно, Марку грозило попасть под действие этого закона, и ему пришлось покинуть вечный город на долгое время. Вскоре, благодаря авторитету и помощи своих друзей Цицерон вернулся обратно, но он дистанцировался от политической деятельности и занялся работой над философскими и литературными произведениями, совмещая свое увлечение с адвокатурой. Также Марку Туллию довелось побывать наместников в Киликии, в провинции южной Турции, где он успешно исполнял свои обязанности. Но вскоре вспыхнула гражданская война: в битве за власть схлестнулись силы Цезаря и Помпея. Оба хотели видеть Марка в своем лагере, но в итоге он примкнул к последнему. Затем он переметнулся к , который позже стал диктатором римского государства. Это противоречило политическим взглядом оратора: Цицерон всячески защищал республиканскую форму правления.

Цицерон всячески защищал республиканскую форму правления

Схватка с Марком Антонием

В 44 году до нашей эры обрадовало Марка Туллия Цицерона. С этого момента он старался реставрировать республиканское устройство Рима. Но другой Марк, на этот раз Антоний, искренне ненавидел оратора и вступил в конфликт с сенатом. Цикл речей «Филиппики против Марка Антония» напомнили о том, какой силой обладает Цицерон.


Он назвал свои речи в подражании другому древнегреческому оратору Демосфену, который, в свою очередь, обличал македонского царя Филиппа. Цицерон, пуская в ход все свое красноречие, предъявлял Марку Антонию множество обвинений, предрекал ему такую же печальную участь, которая настигла Юлия Цезаря. По убеждению Цицерона, Антоний был гораздо опаснее для римского государства, чем Катилина. Всего оратор прочитал четырнадцать речей против заклятого врага. Но Марк не оценил талант политического противника и приказал убить его.

Гибель

Цицерон решился бежать в Грецию, чтобы спастись от посланных убийц. Но он не успел сбежать. Его рабы везли оратора на паланкине. И как только Марк Туллий высунулся из этого паланкина, голова тут же слетела с плеч от меча центуриона. Отрубленные верхние конечности и голову Антоний в знак устрашения и демонстрации своего силы, возложил на трибуну сената.


Тот, кто смотрит один из популярнейших сериалов «Игра Престолов», претендующий как раз на то, чтобы стать лучшим телевизионным сборником политических интриг и заговоров, наверняка бы назвал Цицерона очень умелым игроком в престолы. Цицерон запомнился как один из гениев и образцов ораторского искусства. Он переиграл всех, за исключением Марка Антония, который был позднее побежден Октавианом Августом, своих врагов, которые желали ему смерти. И многие его обвинительные и защитные речи дошли до наших дней.

Марк Туллий Цицерон – выдающийся древнеримский оратор, политик, философ, писатель. Семейство его принадлежало к сословию всадников. Родился в 106 г. до н. э., 3 января, в городке Арпинум. Чтобы сыновья смогли получить достойное образование, отец перевез их в Рим, когда Цицерону было 15. Природный талант красноречия и усердные занятия не прошли даром: ораторское мастерство Цицерона не осталось незамеченным.

Его первое публичное выступление состоялось в 81 или в 80 г. до н. э. и было посвящено одному из любимцев диктатора Суллы. За этим могли последовать гонения, поэтому Цицерон перебрался в Афины, где уделял особое внимание изучению риторики и философии. Когда Сулла умер, Цицерон возвратился в Рим, стал выступать на судебных процессах защитником. В 75 г. до н. э. его избрали квестором и отправили на Сицилию. Будучи честным и справедливым чиновником, он завоевал у местного населения огромный авторитет, однако на его репутации в Риме это практически не сказалось.

Известным человеком Цицерон стал в 70 г. до н. э. после участия в громком процессе, т.н. деле Верреса. Несмотря на все ухищрения оппонентов, Цицерон блестяще справился со своей миссией, и благодаря его выступлениям обвиняемому в вымогательстве Верресу пришлось покинуть город. В 69 г. до н. э. состоялось избрание Цицерона эдилом, еще через 3 года – претором. К этому периоду относится первая речь сугубо политического содержания. В ней он выступил с поддержкой закона одного из народных трибунов, добивавшегося, чтобы Помпей в войне с Митридатом получил чрезвычайные полномочия.

Очередной вехой в политической биографии Цицерона стало избрание его в 63 г. до н. э. консулом. Его соперником на выборах был Катилина, настроенный на революционные преобразования и во многом поэтому проигравший. Находясь на этой должности, Цицерон выступал против законопроекта, в рамках которого предлагалось раздать беднейшим гражданам землю и создать для этих целей особую комиссию. Чтобы победить на выборах 62 г. до н.э,. Катилина замыслил заговор, который был успешно раскрыт Цицероном. Его четыре речи в сенате против соперника считаются образцом искусства красноречия. Катилина спасся бегством, а другие заговорщики были казнены. Влияние Цицерона, его слава в это время достигли апогея, его называли отцом отечества, но в то же время, если верить Плутарху , его склонность к самовосхвалению, постоянное припоминание заслуг в раскрытии заговора Катилины возбудили во многих гражданах неприязнь к нему и даже ненависть.

Во время т.н. первого триумвирата Цицерон не поддался искушению выступить на стороне союзников и остался верен республиканским идеалам. Один из его оппонентов, трибун Клодий, добился того, что в 58 г. до н. э., в апреле, Цицерон отправился в добровольное изгнание, его дом сожгли, а имущество конфисковали. В это время у него не раз возникали мысли о самоубийстве, однако вскоре Помпей добился того, чтобы Цицерона возвратили из ссылки.

Возвратившись домой, Цицерон не стал активно участвовать в политической жизни, отдавая предпочтение литературе и адвокатской практике. В 55 г. до н. э. появляется его диалог «Об ораторе», еще через год он начинает работать над трудом «О государстве». Во время гражданской войны оратор попытался выступить примирителем Цезаря и Помпея, но приход любого из них к власти считал для государства плачевным исходом. Приняв сторону Помпея, он после сражения при Форсале (48 г. до н. э.) не стал командовать его войском и переехал в Брундизий, где произошла его встреча с Цезарем. Несмотря на то, что тот его простил, Цицерон, будучи не готовым смириться с диктатурой, углубился в сочинения и переводы, и в его творческой биографии это время оказалось самым насыщенным.

В 44 г. до н. э., после того, как Цезарь был убит, Цицерон предпринял попытку вернуться в большую политику, полагая, что у государства еще есть шанс вернуть республику. В противостоянии между Марком Антонием и наследником Цезаря Октавианом Цицерон встал на сторону второго, видя в нем более легкий объект для влияния. Произнесенные против Антония 14 речей вошли в историю как филиппики. После того как Октавиан пришел к власти, Антонию удалось включить Цицерона в списки врагов народа, и 7 декабря 43 г. до н. э. он был убит неподалеку от Кайеты.

Творческое наследие оратора дошло до наших дней в виде 58 речей судебного и политического содержания, 19 трактатов, посвященных политике и риторике, философии, а также более 800 писем. Все его сочинения являются ценным источником сведений о нескольких драматичных страницах в истории Рима.

Цицерон

Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3.1.106 до н. э., Арпинум, - 7.12.43 до н. э., близ Кайеты, современная Гаэта), древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Из сословия всадников (См. Всадники). В политическую жизнь вошёл как «новый человек», всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару. Впервые выступил в 81-80 до н. э. с оппозицией диктатуре Суллы (См. Сулла); первый большой успех принесло ему участие в 70 в громком процессе против сулланца Верреса; первую политическую речь произнёс в 66 в поддержку Г. Помпея (См. Помпей). Вершина успехов Ц. -консульство в 63 (раскрытие им заговора Катилины (См. Катилина), ведущая роль в сенате). С образованием 1-го Триумвират а (60) влияние Ц. падает, в 58-57 ему даже пришлось удалиться в изгнание, затем поддерживать Г. Помпея и Цезаря (См. Цезарь) в 56-50; после их разрыва (в 49) Ц. пытался во время гражданской войны 49-47 выступить примирителем; с победой Цезаря (в 47) отошёл от политики. Лишь после убийства Цезаря в 44 Ц., преодолев колебания, вновь вступил в политическую борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей - «филиппик» против М. Антония (См. Антоний). В 43, когда сенат потерпел поражение в борьбе со 2-м триумвиратом (М. Антоний, Октавиан Август , Лепид), имя Ц. было занесено в проскрипционные списки; погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа.

Политический идеал Ц. - «смешанное государственное устройство» (государство, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом которого Ц. считал Римскую республику 3 - начала 2 вв. до н. э.), поддерживаемое «согласием сословий», «единомыслием всех достойных» (т. е. таким блоком сенатского и всаднического сословий против демократии и претендентов на монархическую власть, какой сплотил Ц. против заговора Катилины). Человеческий идеал Ц. - «первый человек республики», «умиротворитель», «блюститель и попечитель» в эпохи кризисов, сочетающий в себе греческую философскую теорию и римскую политическую (ораторскую) практику. Образцом такого деятеля Ц. считал себя. Философский идеал Ц. - соединение теоретического скептицизма, не знающего истины, допускающего лишь вероятность, с практическим стоицизмом, неукоснительно следующим нравственному долгу, совпадающему с общественным благом и мировым законом. Ораторский идеал Ц. - «обилие», сознательное владение всеми средствами, способными и заинтересовать, и убедить, и увлечь слушателя; средства эти складываются в три стиля - высокий, средний и простой. Каждому стилю свойственна своя степень чистоты лексики (свобода от архаизмов, вульгаризмов и пр.) и стройности синтаксиса (риторические периоды). Благодаря разработке этих средств Ц. стал одним из создателей и классиков латинского литературного языка.

Из сочинений Ц. сохранились (не считая отрывков) 58 речей - политических (против Катилины, Антония и др.) и главным образом судебных; 19 трактатов (отчасти в диалогической форме) по риторике, политике («О государстве». «О законах»), практической философии («Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др.), теоретической философии («О пределах добра и зла», «О природе богов» и др.); свыше 800 писем - важный психологический документ, памятник латинского разговорного языка и источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.

Соч. в рус. пер.: Избр. соч., М., 1975; Речи, пер. В. Горенштейна, т. 1-2, М., 1962; Полное собрание речей, пер. под ред. Ф. Зелинского, т. 1, СПБ, 1901; Диалоги. О государстве. О законах, М., 1966; О старости. О дружбе. Об обязанностях, пер. В. Горенштейна, М., 1975; Письма, пер. и комментарии В. Горенштейна, т. 1-3, М.-Л., 1949-1951; Три трактата об ораторском искусстве, пер. под ред. М. Гаспарова, М., 1972.

Лит.: Утченко С. Л., Цицерон и его время, М., 1972; Цицерон. Сб. статей [под ред. Ф. Петровского], М., 1958; Цицерон. 2000 лет со дня смерти. Сб. статей, М., 1959; Буассье Г., Цицерон и его друзья, пер. с франц., М., 1914; Zielinski Th., Cicero im Wandel der Jahrhunderte, 3 Aufl., Lpz. - B., 1912; Kumaniecki K., Cyceron i jego współczesni, , 1959; Maffii М., Ciceron et son drame politique, P., 1961; Smith R. Е., Cicero the statesman, Camb., 1966.

М. Л. Гаспаров.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Цицерон" в других словарях:

    - (Cicero) Марк Тулий (106 43 до н.э.) рим. оратор и государственный деятель, теоретик риторики, классик лат. художественной и филос. прозы. Как философ сформировался под воздействием идей синкретической философии эллинизма, испытав влияние… … Философская энциклопедия

    ЦИЦЕРОН - ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106^43 до н. э.), римский государственный деятель, оратор и писатель, впервые сделавший латинский язык полноправным средством выражения философских идей. Не будучи оригинальным мыслителем, основателем философской … Античная философия

    ЦИЦЕРОН Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    ЦИЦЕРОН - Марк Туллий (106 43. до н. э.) «Новый человек» из Арпины, Цицерон получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал величайшим оратором своего времени. Будучи консулом, он подавил заговор Катилины, и это было лучшее время в его политической… … Список древнегреческих имен

    I. Цицерон, Марк Туллий; Cicero, Marcus Tullius, 106 43 гг. до н. э., римский оратор, философ, политик. Родился в Арпине в Лациуме, происходил из зажиточной всаднической семьи. Вместе с младшим братом Квинтом (см. здесь же ниже Квинт Туллий… … Античные писатели

    См … Словарь синонимов

    Цицерон - Цицерон. ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106 43 до нашей эры), римский оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политический речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Marcus Tullius Cicero) Цицерон Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (106 43 до н.э.) Римский политический деятель, оратор, философ, писатель. Родом из Арпины. Образование получил в Риме и в Афинах. Довольно быстро стал величайшим оратором своего… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (Cicero) Марк Туллий (106 43 до н.э.) римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими противниками. Главные сочинения: ‘Тускуланские беседы’ в 5 книгах, ‘О государстве’ (54 51), ‘О законах’ (52),… … История Философии: Энциклопедия

    - (Cicero) Марк Туллий (106 43 до н.э.) римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими противниками. Главные сочинения: «Тускуланские беседы» в 5 книгах, «О государстве» (54 51), «О законах» (52),… … Новейший философский словарь

    МАРК ТУЛЛИЙ (Marcus Tullius Cicero) (106 43 до н.э.), римский оратор и философ. МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН ЖИЗНЬ Цицерон родился в Арпине, небольшом городе примерно в 100 км к востоку от Рима, 3 января 106 до н.э., в зажиточной семье местного всадника.… … Энциклопедия Кольера

Марк Туллий Цицерон – выдающийся древнеримский оратор, политик, философ, писатель. Семейство его принадлежало к сословию всадников. Родился в 106 г. до н. э., 3 января, в городке Арпинум. Чтобы сыновья смогли получить достойное образование, отец перевез их в Рим, когда Цицерону было 15. Природный талант красноречия и усердные занятия не прошли даром: ораторское мастерство Цицерона не осталось незамеченным.

Его первое публичное выступление состоялось в 81 или в 80 г. до н. э. и было посвящено одному из любимцев диктатора Суллы. За этим могли последовать гонения, поэтому Цицерон перебрался в Афины, где уделял особое внимание изучению риторики и философии. Когда Сулла умер, Цицерон возвратился в Рим, стал выступать на судебных процессах защитником. В 75 г. до н. э. его избрали квестором и отправили на Сицилию. Будучи честным и справедливым чиновником, он завоевал у местного населения огромный авторитет, однако на его репутации в Риме это практически не сказалось.

Известным человеком Цицерон стал в 70 г. до н. э. после участия в громком процессе, т.н. деле Верреса. Несмотря на все ухищрения оппонентов, Цицерон блестяще справился со своей миссией, и благодаря его выступлениям обвиняемому в вымогательстве Верресу пришлось покинуть город. В 69 г. до н. э. состоялось избрание Цицерона эдилом, еще через 3 года – претором. К этому периоду относится первая речь сугубо политического содержания. В ней он выступил с поддержкой закона одного из народных трибунов, добивавшегося, чтобы Помпей в войне с Митридатом получил чрезвычайные полномочия.

Очередной вехой в политической биографии Цицерона стало избрание его в 63 г. до н. э. консулом. Его соперником на выборах был Катилина, настроенный на революционные преобразования и во многом поэтому проигравший. Находясь на этой должности, Цицерон выступал против законопроекта, в рамках которого предлагалось раздать беднейшим гражданам землю и создать для этих целей особую комиссию. Чтобы победить на выборах 62 г. до н.э,. Катилина замыслил заговор, который был успешно раскрыт Цицероном. Его четыре речи в сенате против соперника считаются образцом искусства красноречия. Катилина спасся бегством, а другие заговорщики были казнены. Влияние Цицерона, его слава в это время достигли апогея, его называли отцом отечества, но в то же время, если верить Плутарху , его склонность к самовосхвалению, постоянное припоминание заслуг в раскрытии заговора Катилины возбудили во многих гражданах неприязнь к нему и даже ненависть.

Во время т.н. первого триумвирата Цицерон не поддался искушению выступить на стороне союзников и остался верен республиканским идеалам. Один из его оппонентов, трибун Клодий, добился того, что в 58 г. до н. э., в апреле, Цицерон отправился в добровольное изгнание, его дом сожгли, а имущество конфисковали. В это время у него не раз возникали мысли о самоубийстве, однако вскоре Помпей добился того, чтобы Цицерона возвратили из ссылки.

Возвратившись домой, Цицерон не стал активно участвовать в политической жизни, отдавая предпочтение литературе и адвокатской практике. В 55 г. до н. э. появляется его диалог «Об ораторе», еще через год он начинает работать над трудом «О государстве». Во время гражданской войны оратор попытался выступить примирителем Цезаря и Помпея, но приход любого из них к власти считал для государства плачевным исходом. Приняв сторону Помпея, он после сражения при Форсале (48 г. до н. э.) не стал командовать его войском и переехал в Брундизий, где произошла его встреча с Цезарем. Несмотря на то, что тот его простил, Цицерон, будучи не готовым смириться с диктатурой, углубился в сочинения и переводы, и в его творческой биографии это время оказалось самым насыщенным.

В 44 г. до н. э., после того, как Цезарь был убит, Цицерон предпринял попытку вернуться в большую политику, полагая, что у государства еще есть шанс вернуть республику. В противостоянии между Марком Антонием и наследником Цезаря Октавианом Цицерон встал на сторону второго, видя в нем более легкий объект для влияния. Произнесенные против Антония 14 речей вошли в историю как филиппики. После того как Октавиан пришел к власти, Антонию удалось включить Цицерона в списки врагов народа, и 7 декабря 43 г. до н. э. он был убит неподалеку от Кайеты.

Творческое наследие оратора дошло до наших дней в виде 58 речей судебного и политического содержания, 19 трактатов, посвященных политике и риторике, философии, а также более 800 писем. Все его сочинения являются ценным источником сведений о нескольких драматичных страницах в истории Рима.