Адаптированный Рассказ «Ёж» (по Е. Чарушину)

Цель: Формирование навыков пересказа рассказа Е. Чарушина «Еж»

Задачи:

Образовательные:

1.Учить детей осмысленному воспроизведению литературного текста в устной речи.

2. Способствовать формированию умения целостного и эмоционального восприятия произведений с природоведческим содержанием.

3. Формировать умение описывать предметы и явления.

4. Способствовать расширению и активизации словарного запаса детей.

Развивающие:

    Развивать связную речь, внимание, память.

    Способствовать развитию навыков выразительной речи.

    Развивать эстетическое восприятие и чувства.

Воспитательные:

    Воспитывать бережное отношение к природе; культуре поведения во время пересказа.

    Воспитывать внимание к собственной речи, красоте звучащего слова.

Оборудование: игрушка еж, предметные картинки, индивидуальный набор прищепок, шаблоны ежа.

Методические приёмы: отгадывание загадки, рассматривание сюжетных картинок, чтение произведения, беседа, пересказ.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина «Моя первая зоология»; изучение лексической темы «Дикие животные», рисование, ручной труд по теме «Еж».

Ход занятия

    Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный день, за окном ярко светит солнышко, давайте подарим, друг другу улыбки, и пожелаем успехов в овладении знаниями.

    Вводная часть

Сегодня на занятие я пригласила не совсем обычного гостя. Послушайте, что он рассказывает о себе, и догадайтесь, кто это?

Не сосна я и не елка, хоть имею я иголки.

Летом яблоки люблю, а зимою крепко сплю.

Когда сильно испугаюсь, то в клубочек превращаюсь.

Кто же пришел к нам на занятие? (еж)

(рассматривание игрушки)

Зачем у ежа на спине иголки? (защита)

Как еж спасается от врагов? (сворачивается шариком)

Что ест ёж? (яблоки, грибы, мышей, червяков, жуков, молоко)

Если дотронешься до ежа, то можно больно уколоться. А чем ещё можно уколоться? (колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой)

(рассматривание предметных картинок)

Ребята, а кто слышал, как фыркает еж?

Давайте поприветствуем нашего гостя ежа, дружным фырканьем:

(дети выполняют речевую разминку)

ф-ф-ф

уф-уф-уф

ыф-ыф-ыф

афи-афи-афи

уфи-уфи-уфи

Молодцы! Еж очень доволен вашим приветствием.

    Первичное чтение произведения

Послушайте рассказ, который написал Е.Чарушин. Он называется «Еж».

«Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Ёж со страху шариком свернулся. Закатили ребята ежа в шапку, и домой принесли. Дали ему молока. Ёж развернулся и начал пить молоко. А потом ёжик обратно в лес к себе удрал»

    Беседа по содержанию прочитанного произведения

Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)

Кого они нашли? (Они нашли ежа.)

Где сидел еж? (Еж сидел под кустом.)

Что сделал еж со страху? (Еж со страху шариком свернулся.)

Куда ребята принесли ежа? (Ребята принесли ежа домой.)

Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку.)

Что ему дали? (Дали ему молока.)

Что сделал ежик, когда попил молоко? (Ежик обратно в лес к себе удрал.)

Что значит, «удрал»? (убежал очень быстро)

    Физкультминутка

Маленький колючий ёж,

До чего же он хорош.

Что ж ты, ёж, такой колючий?

Это я на всякий случай,

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

Медвежонок - топ-топ,

А ежонок - хлоп-хлоп,

А волчонок - щёлк-щёлк,

А зайчонок - скок-скок,

А лосёнок - брык-брык,

А рысёнок - прыг-прыг,

И бельчонок - прыг-прыг.

Молодцы! Продолжаем занятие.

    Повторное чтение рассказа с установкой на последующий пересказ

Ребята, я вам сейчас ещё раз прочитаю рассказ. Прошу вас быть очень внимательными, потому что после моего чтения, рассказ о еже нужно будет пересказать.

    Пересказ текста детьми

Давайте нашему гостю ежу перескажем рассказ Е. Чарушина «Еж».

(дети составляют по одному предложению, затем 2-3 ребенка пересказывают текст полностью)

    Заключительная часть занятия

Развитие мелкой моторики

Ребята, чтобы наш гость еж не заскучал, давайте с помощью шаблона и прищепок выполним поделку «Ёж».

(дети с помощью прищепок делают «иголки» для «ежа»)

Молодцы, у вас получились очень симпатичные ежата.

Расскажите о своем еже: какой он, чем питается, где живет?

Спасибо! Я, думаю, наш гость обязательно подружится с вашими ежатами.

    Итог

Ребята, что сегодня на занятии вы учились делать?

Какое произведение вы учились пересказывать?

Спасибо за отличную работу! Занятие окончено. До свидания!

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе.

Тема: Пересказ рассказа «Еж» по Е. Чарушину.

Цель: Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием магнитной доски.

Основные задачи:

● Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.

● Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.

● Развитие слухового и зрительного внимания детей.

Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание предметных картинок, выстраивание плана рассказа по картинкам; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».

Оборудование: Магнитная доска, демонстрационная картина или игрушка ежа; предметные картинки: ребята, еж (два вида), дом, блюдце с молоком.

Предварительная работа:

● Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина.

● Изучение лексической темы «Дикие животные».

● Рисование, ручной труд по теме «Еж».

Лексический материал:

Слова, сложные по семантике: Глаголы: свернулся, закатили, удрал.

Слова, сложные по слоговой структуре: Существительные: страх; Глаголы: свернулся, развернулся, удрал.

Ход занятия

Ребята посмотрите сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.

У нас с вами сегодня будет не обычное занятие, мы с вами отправимся в лес. А какое сейчас время года, а кокой месяц? А как мы с вами можем добраться до леса? (машиной, поездом, и т. д.) . Так давайте будем добираться кто на чем хочет. (Музыкальное сопровождение.)

Приезжаем в лес и находим конверт с заданием от ежа. Дети я нашла под деревом письмо, а от кого оно мы узнаем отгадав загадку

1. Организационный момент. Развитие произвольного внимания, словесно - логического мышления.

Педагог: Дети, отгадайте загадку.

Шуба — иголки,

Свернется - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж) правильно от ежа.

Давайте скорей читать письмо, что же еж нам пишет. Дорогие ребята меня из леса забрали ребятишки, помогите мне попасть домой в лес. Я очень хочу домой. Как только вы про меня составите рассказ с хорошим окончанием для меня я сразу вернусь в лес. Спасибо ребята я буду очень ждать.

2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей.

Рассматривание (рисунок или игрушка).

Зачем у ежа на спине иголки? (Еж иголками защищается от врагов)

Как еж спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки)

Что ест ежик? (Еж ест мышей, жуков, червяков, молоко...)

3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

Послушайте рассказ, который написал Е. Чарушин. Он называется «Еж».

По ходу чтения адаптированного рассказа педагог выставляет картинки на

магнитной доске.

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением.

● Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу)

● Кого они нашли? (Они нашли ежа)

● Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом)

● Что сделал ежик от страха? (Он со страху шариком свернулся)

● Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой)

● Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку)

● Что они ему дали? (Ребята дали ему молока)

5. Физкультминутка «Прогулка». Координация речи с движением.

Педагог приглашает детей на ковер и выполняет движения вместе с ними.

Раз, два, три, четыре, пять, (Дети стоят шеренгой, хлопают в ладоши.)

В лес идем мы погулять. (Шагают друг за другом.)

Землянику мы найдем (Наклоняясь, «собирают» ягоды.)

И братишке отнесем. (Шагают друг за другом в обратную сторону.)

6. Дидактическое упражнение «Закончи предложение». Согласование существительных в косвенных падежах.

● Как надо говорить правильно?

● Дети нашли (кого?) …(ежа)

● Подошли (к кому?)…(к ежу)

● Напоили его (чем?)… (молоком)

● Ежик напился (чего?)… (молока)

● Значит, дети позаботились (о ком?) …(о еже)

Педагог повторяет за детьми ответы, выделяя голосом окончания слов.

7. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти. Согласование существительных в косвенных падежах.

Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.

Дети договаривают начатые педагогом фразы.

Ходили ребята по (лесу).

Нашли под кустом (ежа).

Он со страху свернулся (шариком).

Закатили ребята ежа в (шапку).

И принесли ежа (домой).

Дали ему (молока).

Развернулся еж и начал есть (молоко).

А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).

8. Составление картинного плана содержания рассказа. Развитие словесно - логического мышления, диалогической речи.

Посмотрите на эти необычные картинки. Давайте их рассмотрим по порядку. С чего все началось? Что было дальше?

Педагог вместе с детьми выстраивает картинки по порядку на могнитной доск.

9. Пересказ по плану с наглядной опорой на картинки. Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

Расскажите историю про ежа. Картинки вам в этом помогут.

Принимают участие все дети по цепочке. В конце один ребенок повторяет рассказ целиком. Ежик появляется и благодарит детей и дарит им свои портеты.

Что мы сегодня с вами делали? Чем занимались? Чему вы сегодня научились? Что запомнили? (ответы детей)

Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка.


Цель и задачи урока:

  • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний по теме «Ребятам о зверятах»;
  • создать условия для осмысления произведения писателя, для развития познавательной активности, творческого воображения, обеспечить межпредметные связи;
  • в процессе диалога обратиться к пониманию себя, к высказыванию своего мнения по обсуждаемой проблеме, принятию решения и выбору личной позиции;
  • развитие личностной и образовательной компетентности, готовности и способности к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию;
  • создать такое настроение и такую цепочку вопросов, которые помогут зазвучать детскому голосу, оживят творчество и воображение детей, вызовут высокие и добрые чувства;
  • содействовать умению общаться между собой, воспитанию гражданственности и любви к природе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

У: Прозвенел звонок. Начинается урок. Урок литературного чтения.

У: Продолжи пословицу (дети читают начало пословицы и продолжают ее)
У: Так зачем же нам надо читать?… (Ответы детей )

Подружись с книгами и ты всегда найдешь ответ на любой вопрос. (читает ученик )

II. Актуализация знаний

У: Кто это? Назовите этих писателей. (Сладков Н.И. Бианки В.В. Чарушин Е.И.)
У. Что обьединяет этих писателей? (Они пишут о природе)
У. Сформулируйте тему урока. РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ.
– Давайте вспомним произведения этих писателей.

Сладков Н.И.
– Какие произведения вы читали этого автора? (Ответы детей)

«Кто как спит?».
– Что интересного вы узнали из этого рассказа? (ответы детей)

«Волк и сова».
Какая главная мысль? (Ответы детей)

Бианки В.В. Какие произведения вы читали этого автора? (Ответы детей)

«Заяц и черепаха »

У: Какие главные слова вы запомнили? (Ответы детей)

«Мышонок и лис». (Инсценировка, подготовленная группой детей)

У: Сделайте предположение. Кто из писателей так сказал о себе: «БОЛЬШЕ ВСЕГО НА СВЕТЕ Я ЛЮБЛЮ ИЗОБРАЖАТЬ ЖИВОТНЫХ»? (Ответы детей)

У: Правильно. Это Чарушин Е.И. Ведь он не только писатель, но и художник.
Значит, он сам рисует иллюстрации к своим произведениям.
Сегодня на уроке мы будем читать произведение Е.И. Чарушина. А о ком?
Отгадайте загадки.

Группа детей загадывают заранее подготовленные загадки.

На спине иголки
Длинные и колкие.
А свернется он в клубок
Нет ни головы ни ног.

Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл.

Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И, хотя он очень колкий,
Обижать его не смей.

У. А моя загадка такая.. Первая буква начинает слово ёлка, а вторая стоит в алфавите перед буквой «з».
– О ком пойдет речь? (Ответы детей)

– Что вы знаете о нем? (Ответы детей )

Тема урока: ЧАРУШИН Е.И. «ЁЖ »

Подготовительная работа

Разминка

1. Скороговорка. Ежик, ежик – чудачок. Сшил колючий пиджачок. (Повторяют несколько учеников).

2. Прочтите слова. – Какое слово непонятно? (объяснение значения слова)
Чтение по одному и группами.

Работа с текстом

1. Первичное чтение (учитель)

У. Понравилось ли? Что понравилось? Что запомнилось?

2. Самостоятельное чтение.

У. Познакомьтесь с текстом сами. Прочтите его. (Читают самостоятельно)

У. Сколько частей в рассказе?

3. Работа над текстом по частям.

1-ю часть (читает один ученик)
У. Расскажите, о чем вы прочитали? (Ответы детей)

2-ю часть. (Читают самостоятельно )

У. Объясните, что значит «не шевелился»? (Ответы детей)

3 часть (чтение по цепочке)

У. Почему задвигался еж? (Ответы детей)

4 часть. (жужжащее чтение )

У. Расскажите друг другу о чём прочитали. (Работа в паре)

5 часть. (Чтение за диктором)

У. Чем закончился рассказ? (Ответы детей)

– Почему он убежал? (Ответы детей)

Физминутка

Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту еж:
– Ты мне спинку не потрешь?

4. Работа в паре .

У. Расскажите рассказ друг другу. Можно пользоваться опорными словами. (Работа в паре )

У. Кому понравился рассказ товарища? (ответы детей)

5. Выборочное чтение .

– Это так изобразил ежа сам Чарушин Е, И.
– Подпишите иллюстрацию Е. И. Чарушина словами текста.
– В каких русских народных сказках Ёж – главный герой?
(Теремок, Рукавичка .)

У. Подберите родственные слова к слову еж. (Ответы детей)

(Ёж, ежиха, ежата)
– Сколько всего детей в семье ежа? Сколько всего членов семьи?

Подведение итогов урока

У. Так о ком же пишет Е. И. Чарушин?
Много у него рассказов для детей. Вот некоторые из них.
(Волчишка, Про Томку, Кот Епифан, и др.)
– О чем говорит нам последняя иллюстрация? (Ответы детей)

– В 1965 году на международной выставке в Германии Е.И. Чарушин получил медаль за свои иллюстрации.

У. А как вы думаете? Где можно еще узнать о еже?
(Энциклопедия, интернет)

У. Прочитайте текст. Это из энциклопедии «Мир растений и животных» для малышей. (Демонстрдция книги)
У. Что нового вы узнали о жизни ежей?

У. Посмотрите. Вот такие новорожденные ежата. Это я взяла из интернета.

– Какие они маленькие и беспомощные! Понравились они вам?

У. Итак. Какое произведение мы читали?

А ежик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Он тосковал уже с утра,
Он тосковал еще вчера.
Чего он глупый тосковал?
К нему никто не приставал,
Его мы так любили
И гладили и мыли.
А он свернулся и дрожал,
А после взял и убежал.

У: Чем похожи рассказ и стихотворение? (ответы детей)

– О чем нужно помнить, если вы нашли в лесу маленьких ежат?

– А вот прощальные слова:
Урок заканчивать пора

И я надеюсь, что теперь
Вы стали чуточку умней.
Узнали много истин
И много всяких всячин,
И если все запомнили –
Не зря ваш день потрачен.

Рефлексия

У. Что нового вы узнали на уроке?
У вас на партах лежат трафареты ежа.
Кому было комфортно на уроке, поднимите картинку ежа нужного цвета и скажите ему «Спасибо». (Ответы детей)

«Стили речи» - В разговорном стиле часто используется разговорная и просторечная лексика. Публицистический стиль. Официально-деловой стиль. Художественный стиль. Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Существует 5 функциональных стилей. Функциональные стили речи.

«Проекты по развитию речи» - Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство. Проект включает в себя три периода: Подготовительный; Основной; Заключительный. Составление электронных писем. Приемы создания рекламного образа. Рекламное имя. Слоган как часть рекламного текста. Правила переписки по электронной почте.

«Уроки речи» - Язык, по меткому выражения Н. Г. Гоголя, живой как жизнь. Дере. Требование речи – точность, ясность и простота. Через уроки литературы к воспитанию и развитию. Важным качеством хорошей речи считается сжатость. Приложение № 1 Какая буква, слог, слово «лишнее»? Сло. Приложение № 3 Многозначные слова: Прочитайте стихотворения.

«Развитие речи младших школьников» - Содержательность логичность точность выразительность. Речь- канал развития интеллекта. Требования к уровню развития речи: Основные понятия: Функциональная грамотность речь лексика фразеологизм. Формирование основ функциональной грамотности через развитие речи младших школьников. Актуальность. « Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

«Выразительные средства языка» - Антономазия. Гипербола. Аллегория. Над чем предстоит еще поработать? Сравнение. Какие виды тропов иллюстрируют данные примеры? Подведение итогов. Какие цели и задачи были поставлены? Открытие учащимися красоты и богатства русского языка. Литота. Метонимия. Проявление творческих способностей личности.

«Наша речь» - Вещица. Не куст, а с листочками. Для чего нужна речь. Маски. Язык и речь. Впиши в текст слова. Мы бьём исправно каждый час. Птицы. Я люблю прямоту. Распредели слова. Кто альбом раскрасит наш. Виды речи. Наша речь.

Раз я шёл по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога; он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

— А, ты так со мной! — сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.

Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.

Мышей у меня было много, я слышал — ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.

Так, положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда и выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.

Когда стемнело, я зажёг лампу и — здравствуйте! — ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка. Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна, и облака, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ежу, он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задник у моих сапог.

Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул.

Сплю я всегда очень чутко. Слышу — какой-то шелест у меня в комнате, чиркнул спичкой, зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая: «Зачем это ёжику газета понадобилась?» Скоро мой жилец выбежал из-под кровати — и прямо к газете, завертелся возле неё, шумел, шумел и наконец ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.

Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда. И оказалось, правда, в скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из неё настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу — луну.

Я подпустил облака и спрашиваю:

— Что тебе ещё надо?

Ёжик не испугался.

— Пить хочешь?

Я встал. Ёжик не бежит.

Взял я тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой, и то налью воды в тарелку, то опять вылью в ведро, и так шумлю, будто это ручеёк поплёскивает.

— Ну, иди, иди, — говорю, — видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода...

Смотрю: будто двинулся вперёд. А я тоже немного подвинул к нему своё озеро. Он двинется — и я двину, да так и сошлись.

— Пей, — говорю окончательно.

Он и залакал.

А я так легонько по колючкам рукой провёл, будто погладил, и всё приговариваю:

— Хороший ты малый, хороший!

Напился ёж, я говорю:

— Давай спать.

Лёг и задул свечу.

Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.

Зажигаю свечу — и что же вы думаете? Ежик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в уголок, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит — на колючках другое яблоко тащит в гнездо.

Так вот и устроился у меня ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью на блюдечко — выпьет, то булочки дам — съест.