Беллинсгаузен что открыл кратко. Сообщение о беллинсгаузене

Биография

Фаддей Беллинсгаузен родился 9 сентября 1778 года на острове Эзель. В 1789 году он поступает в Морской кадетский корпус, расположенный в Кронштадте. В 1795 году получает свой первый флотский чин, в связи с чем становиться гардемарином. В 1796 году совершает путешествие к берегам Англии. В 1797 году становиться мичманом.
В период с 1803 по 1806 год принимает участие в первом кругосветном путешествии русских судов на шлюпе «Надежда» под командованием Ивана Крузенштерна. По окончании плавания становиться капитаном-лейтенантом. В период с 1826 по 1827 год командует отрядом судов в Средиземном море. В период с 1828 по 1829 принимает участие в Русско- турецкой войне, где его награждают орденом Святой Анны I степени. В 1839 году становиться главным командиром Кронштадтского порта. В 1840 году награждается орденом Св. Александра Невского.

Замечание 1

Его именем названы:

  • Море Беллинсгаузена в Тихом океане;
  • Мыс, расположенный на Сахалине;
  • Ледник;
  • Кратер на Луне;
  • Научная полярная станция Беллинсгаузен в Антарктике.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат Фаддей Фадеевич Беллинсгаузен, знаменитый русский мореплаватель 250 руб.
  • Контрольная работа Фаддей Фадеевич Беллинсгаузен, знаменитый русский мореплаватель 190 руб.

Открытие Антарктиды

Начиная еще с давних времен, люди считали, что в южной полярной области находится большая земля, которая ранее никем не была изведана. О ней ходили большое количество легенд. Большинство считали, что она богата она золотом и алмазами.

Один из известных английских мореплавателей, Джеймс Кук в 1775 году совершил путешествие, для того, чтобы найти данный материк, но из за погодных условий у ничего не вышло.

Основная задача экспедиции заключалась в том, чтобы получить ответ на вопрос, существует ли на самом деле шестой континент, под названием Антарктида. Но ни кто не мог предположить таких ошеломляющих результатов в виде открытия шестого континента под названием Антарктида а также большого количества совершенно новых и ни кому неизведанных островов. Данный вклад несомненно является основным вкладом моряков России в исследовании нашей планеты.

Во время путешествия, экспедиция практически вплотную приблизилась к береговым обрывам ледового материка. После этого, на время антарктической зимы, экспедиция направились в плавание по Тихому океану, где произошло открытие нескольких новых островов.

После чего экспедиция возвратилась в полярные широты. Участники экспедиции были награждены орденами, а также были повышены в своих званиях.

Экспедиция Фадея Фадеевича Беллинсгаузена совершила одно из главных знаменательных географических открытий. За все время своего путешествия судна обошли около всего антарктического материка. За это время произошло открытие и нанесение на карту большого количество совершенно новых островов. Помимо этого, были собраны уникальные научные и этнографические коллекции, которые и по сей день находятся на хранении Казанского университета. Помимо этого, были сделаны уникальные зарисовки видов Антарктики, и животных, которые там находились.

Данное открытие сразу же стало основным выдающемся географическим открытием. Но, не смотря на это, на протяжении большого количества времени многие ученые продолжали спорить о том, что же было открыто на самом деле. Был ли это материк, или это было всего на просто некая группа островов, которая была покрыта большим количеством льда.

Окончательно подтвердить материковый характер Антарктиды получилось лишь в середине XX века в результате большого количества проведенных исследований, с применением весьма сложных технических средств.

Замечание 2

В честь данной экспедиции, под руководством Беллинсгаузена, русские станции, которые располагаются на Антарктиде, стали носить такие названия как "Восток" и "Мирный".

Адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен родился на острове Эзель (ныне Сааремаа, Эстония) 9 (20) сентября 1778 года. Происходил из остзейских немецких дворян.
Его первое знакомство с Кронштадтом было связано с учёбой в Морском кадетском корпусе в 1789-1897 годах, а в дальнейшем – со службой офицером на Балтийском флоте. В 1803 году из Кронштадта ушёл в составе первой русской кругосветной экспедиции Ивана Фёдоровича Крузенштерна, а в 1819-м сам возглавил экспедицию на кораблях «Восток» и «Мирный», результатом которой стало открытие Антарктиды.
В 1839 году судьба окончательно свяжет адмирала с Кронштадтом — он займёт должность военного губернатора и главного командира Кронштадтского порта. В доме № 2 по улице Княжеской (ныне — Коммунистическая), — сейчас этот дом называют «домом Маринеско», — находилась служебная квартира военного губернатора Феддея Фаддеевича Беллинсгаузена.

Сделал Кронштадт зелёным

В начале деятельности Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена на посту губернатора Кронштадт представлял собой неустроенный в бытовом и в культурном отношении город. Единственными городскими садами были Романовский (ныне — Садик Металлистов), Инженерный (на углу улиц Восстания и Зосимова), а также Общественный сад на месте современного Летнего сада, с примыкающими к нему жилыми постройками эпохи Петра I.
Известно, что Фаддей Фаддеевич был большим любителем садоводства, продолжателем идей своего предшественника адмирала П. М. Рожнова по озеленению города. Эта его увлечённость преобразила город: первые деревья были посажены адмиралом на Александровском бульваре (улица Зосимова), в Инженерном саду и на первой аллее у решётки Петровского парка; были разбиты парки на Большой Екатерининской (ныне — улица Советская), Северном бульваре (ныне — улица Восстания), расширен Летний сад.
Поскольку наблюдением за состоянием садов и парков занимался сам военный губернатор, многие деревья сохранялись в нашем городе долгое время. И надо отметить, что многие из последующих военных губернаторов города весьма ревностно относились к озеленению Кронштадта. В итоге в 1875 году в городе даже учредили отделение Императорского общества садоводства. Большим любителем садоводства был впоследствии военный губернатор вице-адмирал Н. И. Казнаков, который воспитывал в горожанах любовь к растениям и вообще к природе.

Не только сажал,
но и строил

Ещё до своего назначения военным губернатором Беллинсгаузен вместе с капитан-лейтенантом И. Н. Скрыдловым на частные пожертвования основал в 1832 году библиотеку и стал первым её директором, а книги, собранные адмиралом, стали основой первого фонда библиотеки.
Одновременно исполняя должность военного губернатора и главного командира Кронштадтского порта, Беллинсгаузен был председателем «Комитета по устройству города», который фактически занимался еблагоустройством Кронштадта и территории острова Котлин. Под его наблюдением были выстроены новые и перестроены старые форты, доки, гавани; рассматривались планы по строительству новых жилых зданий, здания администрации города, Пароходного завода, расширению Лютеранского кладбища и другие проекты. По настоянию Беллинсгаузена на кораблях устраивались госпитали, улучшалось питание для матросов.

Нашёл
достойную супругу

Лютеранин по вероисповеданию, он являлся почётным прихожанином церкви Св. Елизаветы в Кронштадте. Интересно, что семья его была многоконфессиональной. Жена Фаддея Фаддеевича — Анна Дмитриевна (урождённая Байкова, родилась 6 марта 1808 года) была православной. Анна Дмитриевна происходила из семьи секунд-майора Дмитрия Федосеевича Байкова, командира сапёрного батальона, служившего в нашем городе и строившего здания Военного ведомства в Петербурге и Кронштадте. С семьёй своей будущей жены Беллинсгаузен впервые познакомился, когда готовил поход к Южному полюсу, а венчание 18-летней Анны Байковой и 48-летнего Фаддея Беллинсгаузена состоялось в Кронштадте уже после похода — в 1826 году.
Из семи детей Анны Федосеевны и Фаддея Фаддеевича двое сыновей и дочь умерли в грудном возрасте; на воспитании остались Елизавета, Екатерина, Мария и Елена. Анна Дмитриевна не только воспитывала дочерей, но и активно занималась общественной и благотворительной деятельностью: много лет была попечительницей кронштадтской церковно-приходской школы, организовала столовую для детей погибших флотских нижних чинов, устраивала благотворительные вечера. За свои труды ей был пожалован «меньший крест ордена Святой Екатерины», на оборотной стороне которого по латыни было выбито: «Трудами сравнивается с супругом». После смерти мужа Анна Дмитриевна уехала в Псковскую губернию, в своё небольшое имение. Она умерла 16 декабря 1892 года и похоронена на погосте Горки Новосокольнического района Псковской области. Могила Анны Дмитриевны сохранилась и благодаря деятельности краеведческого музея города Новосокольники содержится в надлежащем виде.

Потомки помнят

О кончине адмирала Беллинсгаузена в 1852 году скорбел весь Кронштадт и Флот. «Морской сборник» напечатал некролог.
Его могила находилась на лютеранском (немецком) кладбище в Кронштадте, но, к сожалению, была утрачена. Уже в наше время на месте предполагаемого захоронения установили кенотаф.
11 сентября 1870 года в Екатерининском (Советском) парке был открыт памятник с надписью «Нашему полярному мореплавателю Фаддей Фаддеевичу Беллингсгаузену. 1870 г.». На открытии памятника состоялся торжественный церемониал с освящением и прохождением маршем кронштадтских моряков и подразделений кронштадтской артиллерии. Впоследствии церемония открытия памятника Фаддею Фаддеевичу Беллинсгаузену легла в основу торжественных открытий двух других памятников: Петру Кузьмичу Пахтусову в Кронштадте и Ивану Фёдоровичу Крузенштерну в Санкт-Петербурге.
Именем Беллинсгаузена на карте мира названы 13 географических пунктов, в том числе гора в Антарктиде, мыс на Сахалине, острова, море и котловина в Тихом океане у берегов Антарктиды. В состав ВМФ СССР долгое время входило экспедиционное океанографическое судно «Фаддей Беллинсгаузен», которое в 1983 году повторило вместе с судном «Адмирал Владимирский», хорошо известным кронштадтцам, маршрут экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева 1819-1821 годов. Имя Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена ныне особо чтят в Детском морском центре «Юный моряк». Ежегодно в сентябре в Советском парке у памятника Беллинсгаузену проходит праздник посвящения в юнги.
Так в нашем городе стараются сохранить связь времён.

Светлана Кислякова,
Музей истории Кронштадта

Фадде́й Фадде́евич Беллинсга́узен (при рождении Фабиан Готлиб Тадеус фон Беллинсгаузен, нем. Fabian Gottlieb Thaddeus von Bellingshausen; 9 (20 сентября) 1778, остров Эзель - 13 (25 января) 1852, Кронштадт) - знаменитый российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды . Происходит из остзейских немецких дворян.

Биография

Беллинсгаузен родился 18 августа 1779 года на острове Эзель (ныне остров Сааремаа, Эстония). Близость моря, общение с моряками и рыбаками с раннего детства привили мальчику любовь к флоту. Десяти лет он был отдан в Морской корпус. Будучи гардемарином, Беллинсгаузен совершил плавание в Англию. Окончив корпус в 1797 году, он в чине мичмана служил на кораблях Ревельской эскадры в Балтийском море.

В 1803-1806 годы Беллинсгаузен принял участие в кругосветном плавании И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Это плавание было отличной школой для молодого моряка. По возвращении на родину Беллинсгаузен продолжал служить на Балтийском флоте. В 1810 году его перевели ".. на Черноморский флот, где он командовал фрегатом "Минерва", а затем фрегатом "Флора"". За время службы на Черном море Беллинсгаузен проделал большую работу по уточнению морских карт Кавказского побережья, провел ряд астрономических наблюдений, точно определил координаты главнейших пунктов побережья. Таким образом, к руководству экспедицией Беллинсгаузен пришел уже опытным ученым, моряком и исследователем.

Открытие Антарктиды

Беллинсгаузен получил назначение на должность начальника экспедиции лишь незадолго до ухода в плавание, поэтому заботы о снаряжении экспедиции и комплектовании команд шлюпов легли на Лазарева . Пользуясь правом набирать людей по своему усмотрению, Лазарев укомплектовал экипажи шлюпов бывалыми моряками, добровольно пожелавшими отправиться в неведомые края. В дальнейшем это немало способствовало успеху плавания.

Экипаж "Востока" состоял из 117 человек. Экипаж "Мирного" - из 73 человек. "Все офицеры и чиновники... были русскими, - писал участник экспедиции профессор И.М. Симонов. - Некоторые носили немецкие имена, но, будучи дети российских подданных, родившись и воспитавшись в России, не могут назваться иностранцами".

Шлюпы "Восток" и "Мирный", на которых совершалось плавание, были построены на отечественных верфях почти одновременно.

Ледяной берег желанного Южного материка увидели впервые в истории человечества русские моряки - спутники Беллинсгаузена и Лазарева 16 января 1820 года. Но вид берегов был слишком необычен. Туман и снег помешали морякам определить, что находится дальше, за бугристыми льдами. Это, по-видимому, и заставило тогда Беллинсгаузена воздержаться от заключения, что перед ним материк. 16 января 1820 года шлюпы достигли самой южной точки за первый год плавания - 69°25" южной широты и 2° 10" западной долготы.
В течение четырех суток шлюпы плыли вдоль выступавшего к северу ледяного барьера, а затем снова повернули на юг.

К исходу января "Восток" и "Мирный" выбрались на чистую воду, а уже 2 февраля Беллинсгаузен вновь отдал распоряжение изменить курс.

Вечером следующего дня шлюпы в третий раз пересекли Южный полярный круг.
В своем предварительном донесении, посланном позже из Австралии, Беллинсгаузен сообщал на родину: "Здесь за льдяными полями мелкого льда и островами виден материк льда, коего края отломаны перпендикулярно и который продолжается по мере нашего зрении, возвышаясь к югу подобно берегу. Плоские льдяные острова, близь сего материка находящиеся, ясно показывают, что они суть отломка сего материка, ибо имеют края и верхнюю поверхность подобную материку".

Русские моряки видели ледяные берега Южного материка и 16, и 21 января, и 5-6 февраля 1820 года, но они решили еще раз убедиться в том, что открыли материк, хотя и Беллинсгаузен, и Лазарев, и их спутники были твердо убеждены в том, что перед ними земля.

4 марта 1820 года на 90° восточной долготы Беллинсгаузен повернул к берегам Австралии. Несмотря на очевидную опасность раздельного плавания кораблей (в случае гибели одного корабля второй не мог бы прийти на помощь его экипажу), Беллинсгаузен и Лазарев все же решились на это, чтобы осмотреть возможно большее пространство океана. Шлюпы взяли курсы, параллельные курсам, которыми некогда шли корабли Кука "Резольюшен" и "Эдвенчер". "Мирный" пошел на 5-3° южнее пути "Эд-венчера", Лазареву надлежало разрешить одну географическую загадку: попытаться отыскать остров Компании, якобы виденный испанскими мореплавателями.

30 марта 1820 года на 132-е сутки после выхода из Рио-де-Жанейро "Восток" бросил якорь в Порт-Джексоне. Через семь суток сюда же благополучно прибыл и "Мирный", экипаж которого удостоверился в том, что остров Компании существовал лишь в воображении его "открывателей".

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (рожд. 9 (20) сентября 1778 г. – смерть 13 (25) января 1852 г.) – русский мореплаватель, принимал участие в первом русском кругосветном плавании . Руководил первой русской антарктической экспедицией, открывшей Антарктиду. Адмирал. Его именем названы море у берегов Антарктиды, подводная котловина между материковыми склонами Антарктиды и Южной Америки, острова в Тихом, Атлантическом океанах и Аральском море, первая советская полярная станция на о.Кинг-Джордж в архипелаге Южные Шетландские острова.

Происхождение. Детство

Будущий адмирал родился в 1778 году на острове Эзель (совр. о. Сааремаа) поблизости г. Аренсбург (совр. Кингисепп) в Лифляндии (Эстонии). По происхождению - балтийский немец из остзейского дворянского рода Беллингсгаузенов. Вокруг небольшого островка постоянно был слышен шум морских волн. Уже с ранних лет мальчик не мог себе представить жизни без моря. Именно потому в 1789 году он поступает кадетом в Морской корпус в Кронштадте. Науки давались ему легко, в особенности навигация и мореходная астрономия, но в числе первых учеников Фаддей никогда не был.

Начало службы

1796 год – гардемарин Беллинсгаузен отправляется в свое первое плавание, к берегам Англии, а по окончании этой стажировки был произведен в мичманы и направлен для дальнейшего прохождения службы в Ревельскую эскадру. В ее составе на разных судах молодой офицер плавал по Балтийскому морю. Будущий открыватель южного полярного материка жадно овладевал мореходным искусством, на практике постигая его секреты. Это не осталось незамеченным, и в 1803 году Беллинсгаузена перевели на корабль «Надежда» для участия в первой русской кругосветной экспедиции.

Кругосветное плавание. Служба

Это плавание под началом самого И. Ф. Крузенштерна стало замечательной школой для молодого офицера, а руководитель экспедиции высоко оценил прилежание и уровень составленных им карт.

По завершению кругосветного плавания Фаддей Фаддеевич, уже в чине капитан-лейтенанта, до 1810 года командовал фрегатом на Балтийском море, участвовал в русско-шведской войне. 1811 год – направляется на Черное море, где за 5 лет им была проведена большая работа по составлению и исправлению карт, были определены главные координаты восточного побережья.

К 1819 году капитан 2 ранга Беллинсгаузен имел репутацию талантливого морехода, не только сведущего в астрономии, географии и физике, но и смелого, решительного, исключительно добросовестного. Это позволило Крузенштерну рекомендовать капитана руководителем экспедиции для открытий и исследований в области Антарктики. Беллинсгаузен был срочно вызван в Петербург, где 4 июня он принял командование шлюпом «Восток», которому предстояло идти в Антарктику.

Подготовка экспедиции

«Восток» и второй корабль экспедиции «Мирный», построенные для кругосветных плаваний, были специально приспособлены для полярных условий. Подводная часть «Востока» по требованию Беллинсгаузена была скреплена и обшита медью. На «Мирном» была поставлена вторая обшивка, добавочные крепления корпуса, заменили сосновый руль на дубовый. Вместе экипажи кораблей насчитывали 183 человека. Командиром «Мирного» назначили лейтенанта М. П. Лазарева, который со временем станет знаменитым флотоводцем.

Экспедиция была подготовлена за очень короткий срок – чуть более месяца, но снабжена она была, в первую очередь благодаря стараниям Беллинсгаузена и Лазарева, прекрасно. В распоряжении мореплавателей были лучшие по тем временам мореходные и астрономические инструменты. Особенное внимание руководителями экспедиции было уделено запасу различных противоцинготных средств, среди которых были хвойная эссенция, лимоны, кислая капуста, сушеные и консервированные овощи. С учетом климатических условий имелись запасы рома и красного вина. Как результат никаких серьезных заболеваний среди моряков ни разу не наблюдалось.

Открытие Антарктиды

1819 год, 16 июля – шлюпы вышли из Кронштадта, зашли в Копенгаген, после на Канарские острова, а к середине ноября были уже в Рио-де-Жанейро. Там в течении трех недель команда отдыхала и готовила суда к плаванию в сложных антарктических условиях. Дальше, следуя инструкции, суда отправились к островам Южная Георгия и к «Земле Сандвича» – открытой группе островов, которые он принял за единый остров. Мореплаватели установили ошибку и назвали архипелаг Южными Сандвичевыми островами.

Далее продвигаться на юг было невозможно – путь был прегражден сплошными льдами. Потому Беллинсгаузеном было принято решение обогнуть Сандвичевы острова и искать путь вдоль северной кромки льдов. 1820 год, 16 января – в судовом журнале появились записи о предполагаемой близости суши. Земли не было видно, так как она находилась под сплошным ледяным покровом, но над шлюпами кружились буревестники, а подходя ближе ко льдам, морякам были слышны крики пингвинов. Позднее станет известно, что экспедиция находилась всего в 20 милях от материка, потому именно этот день принято считать официальной датой открытия Антарктиды. Будь ледяной покров в то время не таким мощным, моряки наверняка смогли бы увидеть землю. Продвигаясь дальше, 6 февраля снова близко подошли к материку, однако погодные условия вновь не позволили с уверенностью утверждать, что белое пространство на горизонте это суша.

Снова и снова, уходя от кромки льдов и приближаясь к ней дальше по курсу, старались путешественники пробиться сквозь льды. 4 раза пересекли они Южный полярный круг, порой приближаясь на 3–4 км к берегу Антарктиды, однако результат оставался прежним. В конце концов попытки подойти поближе к предполагаемой земле довелось прекратить. Сильные штормы могли погубить изрядно потрепанные суда, было необходимо пополнить запасы пищи и дров, дать отдохнуть измученной команде. Решили идти в Порт-Джексон (Сидней).

Открытия

Инструкцией предписывалось во время зимы в Южном полушарии провести исследования в юго-восточной части Тихого океана. Лишь один месяц провели мореплаватели в Австралии, а 22 мая 1820 года отправилась на Туамоту и к островам Общества. В этом плавании были открыты острова, которым дали русские имена (Кутузова, Раевского, Ермолова, Барклая де Толли и др.). Несколько островов обнаружили также недалеко от архипелага Фиджи и к северу от Таити. Так-же проводились исследования островов, которые уже посещали другие путешественники.

Снова штурм Антарктики. Еще открытия

1820 год, начало сентября – экспедиция возвратилась в Порт-Джексон, была проведена тщательная подготовка кораблей и уже 11 ноября снова отправилась в Антарктику. 18 января экспедиция отчетливо увидела берег, который был назван Землей Александра I. Больше сомнений не было: новый материк открыт. При дальнейшем плавании были исследованы Южные Шетландские острова, многие из которых впервые были нанесены на карту, о. Петра I и др. Но работу по описанию открываемых земель пришлось прервать: серьезное повреждение «Востока» вынудило Беллинсгаузена принять решение о прекращении экспедиции. В Кронштадт мореплаватели добирались через Рио-де-Жанейро, где отремонтировали судно, после побывали в Лиссабоне, а в июле 1821 года вернулись на родину.

Итоги экспедиции

Экспедиция продолжалась 751 день. Мореплаватели прошли 92,200 км. Кроме Антарктиды, путешественниками были открыты 29 островов. Удалось собрать большие этнографические, зоологические и ботанические коллекции. На карту Антарктиды мореплавателями было нанесено 28 объектов. Ими были обследованы большие акватории, прилегающие к материку, в общих чертах дали характеристику его климата, впервые описали и классифицировали антарктические льды.

В этом сложнейшем плавании Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен проявил себя как талантливый и искусный командир и был произведен в капитан-командоры. Кроме этого, он оказался еще и талантливым ученым. Именно он первым, задолго до Дарвина, смог догадаться о механизме образования коралловых островов. Он же дал правильное объяснение причин возникновения массы водорослей в Саргассовом море, не побоявшись оспорить мнение самого Гумбольдта. После посещения Австралии Беллинсгаузен решительно выступил против расовой теории, по которой коренных австралийцев считали чуть ли не животными, не способными к обучению.

Маршрут экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева

Продолжение службы

После своей знаменитой экспедиции Фаддей Фаддеевич продолжил службу во флоте: в 1821–1827 годах он командовал флотилией в Средиземном море; в 1828 году, уже в звании контр-адмирала, возглавил отряд матросов-гвардейцев и провел его посуху из Петербурга через всю Россию на Дунай для участия в войне с Турцией; потом на Черном море командовал осадой турецкой крепости Варна и т. д.

1839 год – вице-адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен получил высший на Балтийском море пост главного командира Кронштадтского порта и кронштадтского военного губернатора. Несмотря на преклонный возраст, адмирал каждое лето выводил в море большие флотилии для маневров и доводил согласованность их действий до совершенства.

1846 год – на маневрах присутствовал шведский адмирал Норденшельд, который сделал заключение, что такой эволюции не сделает ни один флот в Европе.

Смерть. Наследие

Беллинсгаузен умер 25 января 1852 года в Кронштадте. На его рабочем столе нашли записку – последнюю в жизни. В ней значилось: «Кронштадт надо обсадить такими деревьями, которые цвели бы прежде, чем флот пройдет в море, дабы на долю матроса досталась частица летнего древесного запаха».

Труд Беллинсгаузена «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 гг., совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирный», впервые вышел в 1831 году (переиздан в 1869 г). Кроме этого, по результатам экспедиции сам адмирал подготовил «Атлас к путешествию капитана Беллинсгаузена» (1831 г).