Бухта тикси в море лаптевых. Тикси


Мы достигли посёлка Тикси, крайней точки нашего пути. В этот день не было смысла торопиться с подъёмом - прибытие теплохода на стоянку в заливе Неёлова лишь в 10-30, а на берег мы сойдём и вовсе после обеда. Тикси расположен на побережье моря Лаптевых, но теплоход швартуется не в бухте Тикси, а на стоянке в заливе Неёлова, защищённом от сурового моря Лаптевых Быковским полуостровом. Залив Неёлова отделён от бухты Тикси узеньким перешейком, минимальной шириной всего около двух километров, а туристов от теплохода до Тикси везут на автобусах.

Приближаемся к месту стоянки в Неёлова:

Теплоход швартуется к старому лихтёру:

От вчерашних туч не осталось и следа, всё ярче светит солнце, предвещая замечательный день. Неподалёку от места нашей стоянки находится аэропорт Тикси, предназначенный как для гражданской авиации, так и для военной. До уха доносится всё нарастающий шум - заходит на посадку борт из Москвы: ТУ-154, словно гигантская птица, очень красиво заходит на посадку над заливом.

У причала наш теплоход встречают пограничники. Тикси, как и многие приграничные, а также северные районы нашей страны, является пограничной зоной, и туда требуются погранпропуска. Туристы, едущие в погранзону "дикарём" оформляют их самостоятельно в соответствующих органах, а в случае организованного тура (например, круиз на теплоходе) их оформляет турфирма, в данном случае "Алроса". В Тикси погранцы зашли на теплоход, проверили в дирекции круиза наличие пропусков на каждого туриста, а выход на берег и обратный вход на теплоход осуществлялся строго по паспорту.

Погранцы у трапа теплохода:

После обеда, пройдя паспортный контроль, мы сошли на берег. Старый лихтёр давно отслужил своё - он много повидал на своём веку и теперь завершает свой жизненный путь в качестве пристани.

Много лет назад на этом капитанском мостике стоял настоящий капитан...

"Михаил Светлов" на стоянке в заливе Неёлова:

Поля деревьев на берегу. Здесь тундра и практически нет лесной растительности - эти деревья по Быковской протоке принесла в залив Лена.

А вот и экскурсионный автобус… Дорога по пересечённой местности была очень весёлой - задорный смех сидевших друг на друге пассажиров слышался в салоне отовсюду, а для иностранцев такие покатушки и вовсе оказались одним из самых головокружительных аттракционов поездки!

Делаем остановку у знака «Тикси».

Отсюда открывается прекрасная панорама посёлка.

Тикси в переводе с якутского означает «причал». Тикси - морские ворота Якутии, крупный транспортный узел Российской Федерации. Порт Тикси был основан в 30-х годах 20 века, когда советские суда начали регулярное плавание по Северному морскому пути. В августе 1932 года пароход «Лена» высадил на необитаемый берег первый отряд зимовщиков-строителей. В годы Великой Отечественной войны через Тикси уже шли транспорты в Архангельск, Мурманск и Владивосток. В послевоенные годы роль Северного Морского пути ещё более возросла: на всём протяжении от Мурманска до Чукотки кипела жизнь - работали десятки мощных судов, с 1959 по 1992 годы для Северного морского пути было построено 8 атомных ледоколов (и ещё один атомный лихтёровоз). На всём протяжении от Кольского полуострова до Берингова пролива круглогодично работали десятки метеостанций, действовала ледовая разведка. Транспорты, конвоируемые ледоколами, привозили в европейскую часть страны 7 миллионов тонн грузов ежегодно, и, наоборот, - практически весь наш арктический север обеспечивался всем необходимым через Севморпуть. С 1967 года Тикси стал местом базирования Северо-Восточного Управления морского флота, связавшего транспортными сетями море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря, устья судоходных рек Лены, Хатанги, Оленек, Яны, Индигирки, Колымы. Тикси стал одним из крупнейших, современных и высокомеханизированных портов Арктики.

К сожалению, всё это осталось в прошлом - в начале 90-х объём перевозок по Севморпути снизился в 5-6 раз, многие арктические порты пришли в упадок. В настоящее время наметилось некоторое увеличение грузопотока, но в основном это касается «западного плеча» Северного морского пути от Мурманска через Баренцево и Карское моря до Дудинки (Норильска). Восточная же часть пути - самая северная, суровая, практически на 80-й широте огибающая Таймыр, ведущая далее к устьям Лены, Индигирки, Колымы, и далее мимо Чукотки к Берингову проливу по-прежнему используется крайне мало.

Первым делом мы посетили Полярный музей

Посёлок Тикси - административный и культурный центр Булунского улуса Якутии. Посёлок состоит из двух- и пятиэтажных домов на сваях; фактически Тикси представляет собой два обособленных городка: Тикси-1 - гражданский посёлок, Тикси-3 - военный. Неподалёку от военного городка находится аэропорт, использующийся совместно для гражданских и военных самолётов и вертолётов.

Одна из центральных улиц:

Автомобиль для наших дорог!

На сопке, возвышающейся над посёлком - антенны военных:

Страницы славной истории:

Никто не забыт и ничто не забыто...

Снегозащитные сооружения:

Направляемся в порт... К сожалению этот, некогда один из главных арктических портов нашей страны, сейчас переживает не лучшие времена...

А в нескольких километрах от берега расположен остров Бруснева, где вот уже много лет находится кладбище кораблей. Готовясь к поездке, мы прорабатывали идею совершить на этот остров марш-бросок, но к сожалению, время в Тикси ограничено - всего не успеть...

Мы посмотрели посёлок и окрестности порта, пофотографировали окружающие Тикси сопки, но чем меньше времени оставалось до отъезда нашего ПАЗика к теплоходу, тем сильнее хотелось осуществить ещё одно желание - спуститься к самому морю, к самой воде, поклониться суровому Ледовитому Океану. Сделать это оказалось непросто - кругом огромная и необычайно захламлённая территория порта, далее какие-то склады, потом - нефтебаза, расположенная на самом обрыве. Наконец, я заметил расположенный в паре километрах от посёлка небольшой уютный заливчик, куда можно было успеть добежать.

А потом всё случилось как-то само собой - оказавшись на 72 широте на берегу Ледовитого Океана, у нас ни на секунду не возникло разногласий относительно того, что делать дальше. Что делать!? Конечно, НЫРЯТЬ!!!

И совершенно не важно, что вода всего пять градусов…

До свидания, далёкое заполярное море, до свидания, Ледовитый Океан - мы ещё обязательно, ОБЯЗАТЕЛЬНО к тебе вернёмся!

В 18-00 «Светлов» отошёл от причала и направился на Север, пересекая залив Неёлова и держа курс на Быков мыс. Но ещё долгое время панорама посёлка Тикси остаётся видна с кормы… Пересекая залив Неёлова...

После вчерашнего пасмурного дня погода снова балует путешественников. Никогда бы не поверил, что буду загорать и есть мороженое на носу теплохода, идущего на 72 широте по заливу Моря Лаптевых! В этом рейсе нам очень повезло с погодой - солнце и тепло сопровождали нас все оставшиеся дни до самого Якутска!

Море Лаптевых... Жара!!!

Поехал я сюда в составе энтузиасткой дружеской компании летом 2008 года. У нас было очень интересное путешествие из Якутска в Тикси на круизном теплоходе Михаил Светлов (о чем когда-нибудь поподробней расскажу). Центральной точкой нашего путешествия и был - Тикси.

Климат здесь суровый. В год бывает до 120 дней с метелями. Средняя температура января -35 С, июня - +11 С. Зима длится 8 месяцев, лето - максимум 2

Тикси начался в Заливе Неелова, где нас очень приветливо встречал некий Кузмич. А местность вокруг - весьма интересна. Арктическая тундра, голые сопки, технические коммуникации, остатки военных, и еще чего-то... ПГТ Тикси возник в 1933 году, как один из пунктов Северного Морского пути. Как пишут историки, пароход «Лена» в 1932 году доставляет в бухту Тикси первых зимовщиков. которые основали первую метеорологическую станцию. А уже в 1933 году на пароходе «Товарищ Сталин» был доставлен отряд Лено-Хатангской экспедиции, которые и заложили порт и поселок Тикси.

В городе проживает около 6 000 человек, и конечно сегодня он переживает не самые лучшие свои времена. Тикси сегодня - это центр Булунского района Республики Саха (Якутия). Сюда можно добраться самолетом, в городе крупный (для Арктики) аэропорт. Регулярно летают рейсы из Якутска (примерно 1270 км по воздуху). Кроме того, летом, а оно здесь очень короткое, открыта навигация по реке Лена. Ходит 2-3 раза в году рейсовый теплоход, и 1-2 раза круизный. Предполагаю, что зимой по Лене действует зимник, но практическое использование его как способ доехать до Тикси скажем из ближайшего Якутска - кажется мне весьма сомнительным.

Помимо жилых домов, здесь располагается гостиница Моряк. На мой взгляд, интересна она следующим фактом: 4 этажа, 1-й магазин, 2-й собственно гостиница, 3-й музей, 4-й еще как-то общественное заведение. Могу, конечно, ошибаться в порядке этаже, вопрос не в этом.

Тикси. Ресторан «Север»

Здесь превалируют российские (советские) авто, несмотря на близость географическую к Японии. Контейнеры - это кладовая, хранилище, погреб - как угодно, - жильцов. Будем помнить что - вокруг - вечная мерзлота. Климат здесь суровый. В год бывает до 120 дней с метелями. Средняя температура января -35 С, июня - +11 С. Зима длится 8 месяцев, лето - максимум 2. С 10-го мая по 2-е августа - полярный день. Соответственно с 17 января по 25 января - полярная ночь. Я был как раз 5 или 6 августа.

В 1959 году в Тикси была основана авиационная база (отсюда крупный аэропорт), которая сегодня после фактического банкротства арктического пароходства и морского порта, может считаться единственным предприятием, способным хоть как-то влиять на жизнь поселка. Многие местные жители считают, что если закроют военную часть, то им останется только куда-то уехать. Впрочем, похоже, многие так уже и сделали...

Когда-то здесь было довольно активное движение, и дорожные знаки служили по своему назначению. А сегодня скопление ненужных знаков у покинутого дома вызывает любопытные ассоциации, - ожидание, надежду когда-то кому-то пригодится.

В городе - все, что необходимо сегодня для жизни человека привыкшего к благам цивилизации. В магазине с зеленой крышей я купил себе тел карту Мегафон ДВ, и спокойно прогуливаясь по городу общался с Москвой. Есть телевидение, Интернет и т.д. В магазинах конечно ассортимент не широкой, но практически все есть. Продукты питания и все необходимые товары завозят сюда раз в году в северный завоз. Конечно, наличие аэропорта позволяет доставлять самое необходимое круглогодично. Приятно было видеть на полке товар, который я продаю - рыбные консервы Аквамарин. Правда, позиции, которыми торговал как минимум год назад, и которые по определенным причинам, были исключены из ассортимента. Здесь - пожалуйста.

Очень приветливы жители, открыты и искренны в своей радости. Полагаю гости здесь - редки. В составе нашей экспедиции было много иностранцев - немцы, швейцарцы... Всем было интересно: Тиксинцам наблюдать за напуганными иностранцами; Иностранцам - за тиксинцами живущими в довольно суровых условиях, и счастливыми при этом; И мне самому за теми и другими одновременно.

Тиксинский арктический морской порт

Чем мы гордимся? 1910-1915 гг - Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач». 1932 г. - Первый сквозной рейс по северному морскому пути О.Ю. Шмидта на пароходе «Сибиряков».1977 г. - 17.08 в 04 часа атомный ледокол Арктика впервые в мире достиг Северного Полюса.

В 1938 году был образован Тиксинский арктический морской порт.

В 1952-1955 Тиксинскому морскому порту передаются буксирно-лихтерные суда из Мурманска, Архангельска, Владивостока, часть флота Колымского Пароходства треста «Дальстрой», того самого который использовался для доставки в том числе и заключенных в структуры ГУЛАГа. Сегодня останки этих судов разбросаны, затоплены по всей акватории порта, а также нашли свое последнее пристанище у острова Брусилова, расположенного в центре Тиксинской бухты.

На безе флота Тиксинского морского порта в 1967 году создается Северо-Восточное управление флота, и уже с начала 70-х, суда не консервируются на зимний отстой, а уходят в работу в Дальневосточный бассейн. Фактически суда обслуживают уже не только северный завоз для собственных нужд, но и работают в аренде других компаний предприятий, в том числе зарабатывая валюту для государства на международных перевозках.

Когда-то здесь была жизнь, вершились судьбы сотен людей. Здесь влюблялись, женились, воспитывали детей, в потом уехали. Что вынудило? Это уже история. И все что здесь было до, осталось лишь в воспоминаниях очевидцев

Сегодня здесь пусто, и очень грустно, в том числе и по этой причине. 16 судов - флот Арктического Морского Пароходства, созданного на базе Северо-Восточного управления, - если и работает то по всему земному шарику. Мне довелось видеть одно из судов пароходства - сухогруз «Садриддин Айни» во Владивостокском порту в 2010 году. Со слов провожатого, 2008 году было три судозахода в Тиксинский Морской Порт. К сожалению, назначение всех трех - вывоз металлолома из акватории порта, города на экспорт.

В нижней части города, расположенной между морем, портом и городом в котором еще сохраняется жизнь - расположены абсолютно распушенные кварталы. Я был во многих заброшенных городах бывшего СССР, и в старом Норильске, и в Припяти, и старых кварталах Владивостока на мысе Чуркин. Мне, кажется, что с такой тотальной разрухой - здесь я встретился впервые. Сложно комментировать подобные фотографии. Когда-то здесь была жизнь, вершились судьбы сотен людей. Здесь влюблялись, женились, воспитывали детей, в потом уехали. Что вынудило? Это уже история. И все что здесь было до, осталось лишь в воспоминаниях очевидцев.

Бухта Тикси. Впервые ее описал в 1739 году русский полярный исследователь Дмитрий Лаптев. Тогда ее дали название «Губа Горелая». В 1878 году пустынные берега бухты «Горелая» посетили знаменитые пароходы «Вега» и «Лена». И именно тогда один из участников экспедиции А.Э. Норденшельда и А.Сибирякова, действующий член Российского Географического общества, гвардии лейтенант Оскар Нордквист, очарованный красотою бухты, выразил свое мнение о неуместном названии ее «Горелой». Он считал, что сама бухта как бы говорит о новой встрече с ней. Тогда узнали у переводчика как звучит на местном наречии слово «встреча» - «Тикси». Членам экспедиции и Норденшельду понравилось это приятное на слух название, но с особым значением, - и бухта получила свое нынешнее название.

Время поджимало, надо было возвращаться к месту встречи в центре города, для отправки на теплоход. Мне очень - понравилось в Тикси, может быть, я когда-нибудь вернусь сюда.



Колымско-индигирская экспедиция. Постройка станции. Зимовщики Тикси. Погрузка угля. Велосипеды. Ляховские острова. Встреча с "Пионером". Медвежьи острова. Устье Колымы. Экспедиция "Литке". Первые холода. Дальше на восток.

Мы уже у материка - вблизи бухты Тикси, рядом с дельтой великой сибирской реки Лены.

Идем ощупью, проверяя фарватер лотом. В любой момент здесь можно сесть на мель. Лена несет в океан массу ила и песка, которые, отлагаясь, образуют опасные мели.

Устье Лены до сих пор еще не исследовано надлежащим образом и представляет собой гигантский лабиринт рукавов и водных протоков. Наша задача - пройти в бухту Тикси, стать около строящейся зимовочной станции Арктического института и принять уголь, заготовленный для нас. Этот уголь взят с местной якутской разработки, находящейся прямо на берегу реки, выше по течению.

Смотри, смотри, "Лена"!

Вдали яркой звездочкой, вспыхивающей на поверхности черной бушующей воды, показывается идущий нам навстречу пароход "Лена", Он будет нашим лоцманом при входе в бухту.

Все вылезают из кают на палубу. Огоньки приближаются. Вырисовываются очертания маленького пароходика забавной куцей формы, характерной для пароходов прошлого столетия. Труба маленькая, тоненькая, похожая на сигарный окурок, яростно изрыгает столбы черного дыма. Суденышко прыгает по волнам, продвигаясь вперед довольно быстро и уверенно.

"Лена" - первый пароход, пришедший сюда пятьдесят с лишним лет назад. Она входила в состав экспедиции Норденшельда, флагманским судном которой был зверобойный пароход "Вега". В море Лаптезых "Лена" отделилась от "Веги" и, войдя 1 сентября в Быковскую протоку устья реки, прибыла 21 сентября 1878 года в Якутск.

До "Лены" ни один пароход в Якутск с моря не приходил. Несколько раз ремонтировавшийся, с новой машиной, этот пароход здесь самый крупный. Каждое лето судно делает регулярные рейсы от Якутска вниз к устью и обратно.

Наш приход к устью Лены имеет огромное хозяйственное значение. Мы выполнили еще одно из заданий партии - доказали, что приход в Лену на ледоколе с запада вполне возможен.

Теперь колоссальная Якутская республика с ее неисчислимыми богатствами будет иметь регулярную связь с другими республиками Советского Союза. По нашему пути пойдут караваны судов, проводимы ледоколами, как идут сейчас караваны карских экспедиций.

Описав круг, "Лена" идет борт о борт с нами. Каким смешным и беспомощным кажется нам этот пароход, так похожий на один из московских речных трамваев.

Наш сравнительно небольшой "Сибиряков" выглядит гигантом по сравнению с этой посудиной. Как-то будет выглядеть "Лена", когда сюда придут грандиозные морские транспорты и такие ледоколы, как "Ленин", "Красин"? Любой из них сможет поднять "Лену" к себе на палубу на грузовых стрелах.

На палубе "Лены" десятка полтора людей. У штурвала два человека в меховых шапках. Бронзовые лица, раскосые глаза, выдающиеся скулы. Это якуты. Один из них до последнего времени был капитаном "Лены". Он плавал на этом пароходе бессменно с 1900 года, начав службу простым матросом и дойдя до должности капитана. Сейчас товарищ Богатырев получил новое назначение - на Колыму, для организации там судоходства.

Люди на палубе "Лены" машут руками и кричат:

Да здравствуют герои полярники. Ура!..

Мы, пришедшие сюда на невиданном "огромном" ледоколе, кажемся ленцам, по-видимому, большими героями.

С борта "Сибирякова" несется ответное приветствие и дружное "ура".

Нам, вооруженным современной ледокольной техникой, кажется непостижимым, как эта скорлупа могла пробраться под руководством Норденшельда с запада, мимо мыса Челюскин в эти воды. Мы проникаемся уважением к этому славному выносливому суденышку.

Оба парохода останавливаются. "Лена" спускает шлюпку. Заполненная людьми шлюпка подходит к борту "Сибирякова".

По штормтрапу люди взбираются на палубу. В верхней кают-компании уже накрыт стол. Начинаются оживленные разговоры. Угощаем гостей завтраком.

Среди прибывших есть зимовщики строящейся здесь полярной станции во главе с Фрейбергом и Войцеховским, руководителями экспедиции Наркомвода, и представители команды "Лены".

Незаметно наступает рассвет. Впереди, поблескивая уже потускневшим в рассветной мгле кормовым фонарем, идет "Лена", за ней в кильватер "Сибиряков". Мы пробираемся по глубокому заливу, мимо торчащих из воды голых черных утесов - "караульных камней", в бухту Тикси.

Кругом развернулась панорама окутанных облаками и утренними туманами синих гор. Грядами, одна задругой, они обступили залив с трех сторон, оставляя свободным только выход в океан.

Погода начинает улучшаться. Задул норд-ост, разорвал пелену сплошных серых облаков и погнал их за горы. Восток озарился ярким огнем восходящего солнца.

Черные и голые горы неожиданно перекрасились в радостный зеленый цвет.

До берега еще далеко, но мы бросаем якорь. Мелко. Дальше не двинемся. "Лена" пойдет к берегу и приведет на буксире баржи с углем. Погрузка будет происходить здесь...

В борьбе со льдами полярных морей караван "Литке" настолько задержался, что операция по проводке судов из Лены в Колыму срывается.

Евгенов, опытный полярник, телеграфно известил, что эту часть задания он выполнить не может. План работ этого года, намеченный для освоения Колымы и Индигирки, находится под угрозой.

О. Ю. Шмидт решил пойти на помощь ледорезу "Литке", и сейчас решается вопрос: поведем ли мы эти речные пароходы на буксире до Колымы.

Возвращать их обратно - значит, погубить затраченные средства и труд и на год затормозить работу на Колыме.

Сейчас у берегов Лены стоит несколько плоскодонных колесных пароходов и тяжелых груженых барж. На самом большом из них - "Пропагандисте" - штаб Колымско-Индигирской экспедиции. Помимо команды на судах находится много рабочих с семьями, едущих на постоянное жительство на Колыму.

Перебрались на "Лену". Лазим по пароходу, осматривая его во всех деталях. Четко выстукивает машина. Якорь, шлюпка, штурвал - все кажется прочно слаженными детскими игрушками.

На берегу высятся поленницы плавника. Это запас топлива для колесных пароходов, работающих на дровах. Плавник - даровое и удобное топливо. Его выносит здесь тысячами бревен.

"Пропагандист" стоит у самого берега. Плоскодонный с красными большими колесами, он напоминает наши волжские пассажирские суда.

Нас ведут на пароход, водят по палубам, кают-компании и коридорам.

Всюду, как на большой узловой станции, оживление. С чайниками и кастрюлями в руках проходят какие-то женщины, бегают дети. Около якоря мирно сидят две серые пушистые кошки. На палубе много рабочих: грузчиков, приисковиков, плотников. Они бродят, группами сидят на скамейках и ждут решения своей судьбы. Они уже знают, что есть проект вести пароходы на буксире "Сибирякова" до Колымы.

Интереснейший типаж - в особенности приисковики. Я первый раз в жизни вижу такие наряды: широченные, запорожского типа шаровары, высокие сапоги "гармошкой", широкие матерчатые красные пояса и на голове картуз или соломенная шляпа, похожая на украинскую панаму. Приисковики едут с Алдана на постоянную работу на Индигирку и Колыму.

Через полчаса на палубе "Пропагандиста" состоится митинг, посвященный приходу нашего ледокола. До митинга спускаемся побродить по берегу.

Под ногами каменная осыпь. Она подходит к гальке, нанесенной прибоем. Выше болотистая сырая почва, украшенная плешинами каменных площадок. Болото покрыто зеленой травкой, мхом и лишайниками. Местами попадаются красные пуговки брусники, кое-где встречаются сыроежки или даже настоящий подосиновик. Это "полярный лес".

Я наклоняюсь и с корнем вырываю березу, уже украшенную сережками, покрытыми пыльцой. Полярная карликовая береза стелется по земле и не поднимается выше травы нашей среднерусской полосы. Все вырванное с корнем дерево помещается на ладони руки, немного выходя за длину пальцев.

Вот и Семенов сорвал себе березу. У него она побольше - величиной в развернутый лист бумаги. Это уже совсем взрослое дерево. Нахожу такие же карликовые ивы. Берем их с собой в каюты на память.

Снова поднимаемся на палубу "Пропагандиста". Там человек полтораста народу. Митинг проходит быстро, по-деловому.

Муханов - секретарь экспедиции - приветствует собравшихся от имени сибиряковцев. Он сообщает, что рабочие и команды пароходов еще до нашего приезда постановили оказать полное содействие "Сибирякову" и бесплатно перегрузить уголь с барж в трюмы ледокола.

Засняв несколько сцен митинга и пообедав в кают-компании, мы садимся на "Лену", уже взявшую на буксир баржу с углем. Баржа полна народу. Это грузчики- добровольцы, желающие помочь экспедиции. Баржу подводят к самому борту ледокола и начинают перегрузку. Скинув куртки, надев на спину лямки, грузчики двойной шеренгой, непрерывным конвейером таскают уголь.

Здесь существует свой особый метод носки. Уголь насыпается в ящики. Эти ящики ставятся на лямки и потом сваливаются в трюм. Работа идет быстро. Грузчики все как на подбор здоровые, статные ребята. Трюм баржи быстро опорожняется. Взамен угля на баржу идут бочки с бензином, аэросани и продовольствие для зимовщиков станции, строящейся в глубине бухты Тикси.

Эта станция - первые шаги к освоению якутского побережья. Недалеко то время, когда здесь возникнет такой же полярный порт, как в Игарке.

На другой день отправляемся на станцию. Идем на моторке с прицепленной к ней шлюпкой с "Сибирякова". С нами едет человек пятнадцать, чтобы помочь зимовщикам в работе по строительству станции. На берегу нас встречает начальник станции Фрейберг. Он в морской фуражке, в белом ветрозащитном костюме, с откинутым на спину капюшоном.

Фрейберг показывает нам "свои" владения. Хорошее место он выбрал для станции. В глубине залива, на обрывистом берегу торчат мачты радио. Строятся два дома. Один только начат - стоит голый каркас. Второй достраивается.

Кругом строительные материалы - лес, кирпич, железо. Работа кипит. До осени осталось немного. В стороне лагерь зимовщиков, еще не переселившихся в дома; вместо кухни - костер.

Молодая миловидная женщина в лыжных шароварах жарит на сковородке рыбу. Вокруг сидят псы на цепях, привязанных к вбитым в землю кольям. Они умиленно облизываются и переминаются с ноги на ногу.

Со скрипом мимо нас проезжает телега. Черный бычок запряжен в деревянный ящик, поставленный на самодельные колеса. Хитроумные зимовщики заставили взятого на мясо бычка перевозить строительные материалы. Бычок упрямится. Его приходится подгонять палкой и тащить за веревку, подвязанную вокруг шеи.

При нашем приближении псы заливаются неистовым лаем. Работник якут покрикивает на них. Они смолкают.

В стороне, на лужайке, десятка полтора белых и серых оленей. Мы подходим ближе. Олени не трогаются с места. Их ветвистые рога покрыты шершавой, похожей на замшу кожей. У некоторых кожа начинает слезать, оголяя кость рогов и повисая длинными тесемками.

Наша ездовая сила,- говорит Фрейберг. - Хотите прокатиться?

Желающие находятся. Сотрудник станции приносит крохотное седло с подпругами и пристраивает его на оленя. Для того чтобы продемонстрировать нам высшую школу оленьей езды, первым отправляется якут - работник станции. В руках у него длинный шест. Он сидит верхом, поджав ноги, упираясь шестом в землю, и понукает оленя. Немного поупрямившись, животное размашистым шагом бежит по лужайке. Часть оленей выезжена, другая не годится еще для езды. Фрейберг объясняет, что большая часть стада заготовлена на мясо для зимовщиков.

Подговорив сотрудника станции заседлать невыезженного оленя, предлагаем только что подошедшему Решетникову прокатиться. Аппарат наготове. Оленя обступают со всех сторон и держат за рога. Решетников усаживается. Все разбегаются. Олень полминуты стоит на месте, испуганно крутит головой, потом сразу всеми четырьмя ногами подпрыгивает - и Решетников летит кувырком на мокрую траву к общему удовольствию всех собравшихся.

Пока на корабле идет перегрузка угля, помогаем достраивать станцию. Мы уже снабдили ее аэросанями, запасом горючего и оставили механика на зимовку. На аэросанях зимой работники станции будут производить обследование дельты Лены и сообщаться с селением Булун, находящимся выше по течению.

Наша группа разбилась на две части. Одна переносит доски с берега к постройке, другая, выстроившаяся длинной шеренгой, перекидывает кирпич.

Хозяева-зимовщики настойчиво приглашают нас пообедать. Стол накрыт в недостроенном помещении станции. Это первый обед зимовщиков под крышей.

Нас кормят рыбой собственного улова - муксуном и стерлядью, вкусно приготовленными женой Фрейберга на костре. Фрейберг здесь со всей семьей - с женой и двумя ребятами.

Пообедав, снова беремся за работу.

Вскоре приходит "Лена", привозит новых работников и забирает нас на "Сибирякова".

Отто Юльевич ходит по палубе, покусывая бороду,- признак того, что он обдумывает какой-то вопрос. До сих пор не решено еще окончательно, идут с нами речные пароходы или нет. Шмидт настаивает на проводке судов. Он дал срок - к трем часам ночи сегодня, 29-го, дать точный ответ.

Капитаны речников колеблются. Дело в том, что операция проводки речных пароходов открытым морем, где нередки штормы, дело опасное и серьезное. Если бы пришел "Литке" и привел с собой буксиры, то речники могли бы идти под самым берегом и в случае бури скрыться в какую-нибудь тихую бухту. На буксире "Сибирякова" в бухту не зайдешь. Ледокол из-за большой осадки близко к берегу подойти не может. Вот почему капитаны колеблются. Но Шмидт считает, что суда должны пойти - этого требуют интересы строительства на Колыме.

30 августа . Сегодня уходим из Тикси. По настояниям Шмидта решено, что с нами на буксире пойдут колесные пароходы "Якут" и "Партизан". "Пропагандист", как более старое судно, с баржами и всеми пассажирами вместе с "Леной" уходят обратно в Якутск. Рисковать жизнью всех людей, конечно, нельзя. Предсказания метеорологов о погоде довольно благоприятные.

Уходим рано утром. Провожающая нас "Лена" остается за кормой. Тотчас обнаруживается, что состав нашей экспедиции пополнился не только несколькими "оформленными" пассажирами, взятыми для переброски на Колыму, но и случайными лицами. Из трюма и уборных извлекают нескольких человек, забравшихся туда с целью во что бы то ни стало попасть на Колыму. Этих "энтузиастов" приходится ссаживать на вызванную Шмидтом "Лену".

Снова прощаемся и уходим в море. И опять, уже в открытом море, матросы находят в трюме спрятавшихся за ящики двух новых "попутчиков". Хочешь не хочешь, придется везти их на Колыму. Это хорошие ребята - якутские грузчики, заявившие в свое оправдание, что им "страшно обидно" возвращаться домой, так и не добравшись до Колымы. Матросы устраивают их у себя в кубрике и кормят обедом.

Колесные пароходы, или, как их называют наши матросы, "велосипеды", прикреплены к длинному стальному тросу и идут кильватером за нами. Под "Якутом" хлопают колеса. "Партизан", с которого колеса сняты, переваливается с борта на борт, как жирный селезень.

Капитан все время на мостике. Он чувствует, какая ответственность лежит на нем: и "Якут", и "Партизан" никогда на своем веку не ходили на глубине большей, чем можно достать шестом.

К счастью, погода пока благоприятствует. Тихо. Тепло. Синее небо безоблачно. Так же, судя по всем данным, будет и завтра. Мы идем к Ляховским островам, входящим в группу Новосибирских. На одном из них находится зимовочная станция, которую мы должны снабдить по пути продовольствием.

Грузчики помогают матросам убирать палубу. В кают-компании стало тесно. Обедаем в две смены вместе с нашими временными пассажирами-якутами, едущими в Колыму.

Мы беседуем с якутами о переспективах регулярного морского сообщения по океану и судоходства по Лене, Колыме и Индигирке.

Сейчас во всей северной части Якутии единственный способ сообщения - олени и собаки. Десятки тысяч рабочих дней уходят на медленные и трудные переезды. Одна из наших спутниц - пожилая якутка, местная активистка - рассказывает, как она была на съезде в Якутске. Ее путешествие продолжалось шесть месяцев. На самом съезде она пробыла недели полторы.

Судоходство по океану и рекам сразу открывает широкие возможности. За пароходами пойдут автомобили, аэросани, самолеты. Сейчас без доставки горючего для баз, без необходимого материала обслуживать этот далекий край они не могут.

Ночью, войдя в широкий пролив Дмитрия Лаптева, подходим к группе Новосибирских островов и бросаем якорь у южного берега Большого Ляховского острова. Вдали на берегу видна научная станция, основанная в 1928 году Академией наук СССР.

К нам подходит моторная шхуна "Пионер". Это судно экспедиции Ландина, отправившейся в 1931 году из Владивостока для обследования побережья, составления карт и прокладки трассы для будущих воздушных путей.

Группа эта, снаряженная Управлением гражданского воздушного флота, вышла вначале на моторных лодках японского типа "кавасаки" и успела проделать большую работу по изучению берегов. Перезимовав на Колыме, она сменила кавасаки на принадлежавшую раньше американцам моторно-парусную шхуну "Пионер" и, продолжая исследования, дошла до Новосибирских островов. Дальше люди пойдут по берегу до устья Лены и вернутся обратно через Якутск. Самого Ландина нет. Он болен, и работа продолжается уже без него.

Странно устроен мир, и, в общем, он, конечно, тесен. Здесь, во льдах океана, нахожу знакомого. Это один из участников экспедиции.

Ландинская группа доставляет первого настоящего пациента нашему доктору, а то он все время обижался, что никто из нас не хочет по-серьезному лечиться. Теперь в его распоряжении капитан "Пионера" с ранением руки. Во время одной из поездок ружье нечаянно разрядилось, и дробь попала в плечо товарищу Кириллову, Доморощенным способом из раны были извлечены дробь и куски полушубка. Настоящая медицинская помощь - помощь хирурга - могла быть оказана только где-нибудь на материке. Сейчас доктор Лимчер занимается "ремонтом" Кириллова, который возвратится с нами во Владивосток. Лимчер доволен. Кириллов тоже.

Люди ландинской группы - настоящие морские волки. Это обросшие бородой, молодые, здоровые ребята в засаленных куртках.

Груз для научной станции переваливается на шлюпки, которые на буксире "Пионера" пойдут к берегу. Несколько человек из нашей экспедиции едут помогать зимовщикам и возвращаются на корабль, таща обломки бивня мамонта, в обилии валяющиеся среди плавника на берегу озера. Станция занимается заготовкой этого археологического материала.

1 сентября . Утром уходим дальше. Погода как по заказу. Солнце шпарит вовсю. Прямо не Арктика, а Крым. Однако по ночам на темной синеве неба начинают бродить лучи и завесы северного сияния, пока еще бледного и едва заметного. Это, как их называют здесь, сполохи. Они сигнализируют о скором наступлении зимы. Зима в этом году предполагается ранняя, и небесные сигналы предупреждают о скорых морозах.

Велосипеды расплескивая мелкую волну, весело идут за нами.

По радио удалось связаться с "Литке". Он проходит последние ледяные границы, которые, по данным воздушной разведки, находятся около мыса Биллингса, на траверзе острова Врангеля.

"Литке" со своим караваном будет нас ждать у Медвежьих островов, против устья Колымы. Мы сдадим ему велосипеды, пассажиров и пойдем дальше.

Евгенов по радио благодарит Шмидта за помощь и сообщает, что связи с материком не имеет. Наши радисты тоже, как ни бьются, установить связь с землей не могут. Мы находимся буквально в зоне молчания, не знаем, что делается на материке, и не можем ничего сообщить о себе. По этому поводу страшно волнуются журналисты. Их трагедия началась еще у Северной Земли.

2 сентября . Идем полным ходом. Начинается заключительный этап похода. Вскоре будем брать последнюю крепость Арктики, перегон Колыма - Берингов пролив. Времени в нашем распоряжении осталось немного.

Льдов пока не видно, но они близко.

Тихая солнечная погода избаловала нас. Верить этому "бабьему лету" Арктики нельзя. Сегодня уже пасмурно. Солнце скрылось за тучами, и сразу стало холодно и сыро.

Сумерки начинаются все раньше и раньше, а ночи становятся длиннее и чернее. В каютах пахнет сыростью. Просим Матвея Матвеевича - старшего механика - пустить пар в батареи отопления. Начинаем приспосабливать меховые подкладки к нашим кожаным пальто.

Вот и пятое море - Восточно-Сибирское. Последний, решающий этап нашего путешествия. Капитаны, полярники и ученые-гидрологи, ведущие из года в год наблюдения над льдами, пришли к заключению, что распределение льдов на западе и востоке Ледовитого океана имеет определенную связь. Если на западе льды слабы - значит, они сосредоточены на востоке. Если на востоке свободно - льды сильны на западе. Теперь мы замечаем, что в этом году льды на западе были слабы. Значит, на востоке мы должны ждать суровых ледовых препятствий, с которыми придется основательно бороться.

Но это еще впереди. Пока мы идем чистой водой, изредка встречая отдельные разрозненные льдины, наводящие панику на наших велосипедах, смешно прыгающих за кормой "Сибирякова".

Конечно, положение у капитанов этих речных посудин незавидное. Достаточно напороться на одну хорошую льдину, и она разрежет деревянное судно пополам. Вот только что была "ледовая потеха". Мы встретили несколько льдин. Штурман стал их осторожно обходить. Капитан первого велосипеда, не рассмотрев нашего маневра, поднял тревогу.

На палубу выскочили все матросы велосипедов, вооружились шестами и приготовились распихивать встречные льды, забыв, что это не тонкие льдины Лены, которые можно при желании оттолкнуть шестом. Наши матросы, видя суету на буксируемых судах, от хохота падали на палубу. Видя, что "Сибиряков" благополучно обошел встречные льдины, на велосипедах успокоились.

Состояние людей, находящихся сейчас на колесных речных пароходах, понятно. Даже металлический пароход обычного типа, не рассчитанный на борьбу со льдами, при малейшем сжатии льдов погибает.

Еще многим памятна судьба пароходов "Обь" и "Енисей", пошедших ко дну при первой встрече со льдами. Они были быстро раздавлены. Рапорт командира одного из этих судов, доложившего начальству о том, что "при соприкосновении со льдом пароходы затонули", звучит ныне печальным анекдотом.

Проходим небольшой айсберг - стамуху. Ледяная глыба, занесенная морскими течениями, неподвижно сидит на мели. Море тихое, но велосипеды - плоскодонки, их здорово болтает.

Велосипеды тормозят наше движение, а сейчас каждые сутки для нас имеют значение. С каждым днем становится все холоднее и холоднее. Идет полярная зима с сильными ветрами, туманами, с долгими темными ночами...

На палубе без теплой верхней одежды стоять невозможно. Ветер пронизывает до костей. Изредка падает редкий мокрый снежок. Небо в серых, мрачных облаках. Горизонт в туманах. Температура воды упала на градус.

Вот он - конец полярной осени. "По расписанию" 15 сентября можно считать началом зимы. Надо торопиться...

Гуси длинными вереницами летят в теплые края.

Из тумана все чаще выплывают цепочки разрозненных льдин, разбитых торосов, заставляя нас сбавлять и без того малый ход и осторожно лавировать, теряя драгоценное время.

3 сентября . Проходим Медвежьи острова, оставляя их по правому борту. Минуем остров Столбик, уставленный каменными столбами, кажущимися отметинами каких-то доисторических великанов.

Острова в снегу, голые и неприветливые. Трудно представить себе, что когда-то, в доисторические времена, здесь было тепло и среди древовидных папоротников бродили мохнатые гигантские мамонты, ломая хрупкие стволы закрученными длинными бивнями. На память от мамонтов остались бивни, хорошо сохранившиеся в вечно мерзлой почве. Осколок бивня, лежащий передо мной на столе, наводит на размышления о существовавших когда-то джунглях Севера.

Темнеет. Мы уже против устья Колымы. Завтра утром увидим владивостокские суда. Вдали, в темноте, мелькают огоньки головного ледокола. Становимся на якорь.

Вечером в кают-компании одна тема разговора: пройдем или нет. Начинается самое серьезное испытание. Что-то нам скажут моряки с владивостокских судов! Выйдя летом в плавание, они только сейчас достигли Колымы. Обратно им, по-видимому, не вернуться, и придется здесь зимовать. Пробьемся ли мы в тот короткий срок, что у нас остался? Идем мы все-таки на старом, изношенном, отслужившем свой век корабле.

Вечера тянутся однообразно. Все книги нашей библиотеки уже прочитаны. Все темы для разговоров исчерпаны. Один день похож на другой...

4 сентября . Светает. Погода проясняется. Вчерашний туман и низкие серые облака исчезли. Солнце встает, освещая неспокойное море и отдельные полоски разорванных облаков, вытянувшихся длинными тесемками на ярком небе.

В нескольких милях между нами и берегом стоит целая флотилия судов. Огромные морские многоэтажные транспорты, лесовозы, баржи и буксиры стоят на якоре около своего флагмана - красавца ледореза "Литке".

Я насчитываю больше десятка судов. Никогда северное море не видало такого скопления.

Четко стуча мотором, идет на нас, оторвавшись от эскадры, моторно-парусная шхуна с надписью: "Темп", Владивосток". Ее сопровождает буксир.

Все население нашего ледокола толпится на палубе. Сверху, с мостика, несется крик капитана:

Спустить парадный трап!

От шхуны отделяется шлюпка, и через минуту по трапу поднимается на палубу несколько человек. Впереди плотный, коренастый в морской форме Евгенов, известный исследователь Арктики, начальник Северо-восточной полярной экспедиции. За ним - ученый-гидролог Гаккен и корреспондент "Известий" Макс Зингер.

В кают-компании над картой Евгенов рассказывает историю своего похода. Карандаши наших корреспондентов быстро набрасывают строки и цифры в своих блокнотах.

Эскадра благополучно прошла по водам Тихого океана, но у мыса Дежнева застряла в тяжелых льдах. Пробивались в восьмибалльном льду. Ведя за собой суда, ледорез "Литке" пытался достичь мыса Северного * , но льды разбили эскадру на отдельные единицы, их сжимало и дрейфом выносило обратно к Дежневу.

* (Ныне мыс Шмидта. )

Опытные полярники, не раз зимовавшие в Ледовитом океане, заговорили о необходимости поворота назад, предрекая несомненную гибель всем речным судам.

Выброшенные в Берингов пролив, суда снова двинулись на приступ Полярного моря, оставив под защитой берега, в надежном месте, две тяжелые баржи, неудобные для проводки у мыса Северного.

По пути встретили пароходы "Колыму" и "Лейтенанта Шмидта", зимовавших в Полярном море и израсходовавших все запасы угля. Моряки "Лейтенанта

Шмидта" жгли муку, обливая ее минеральным маслом, для того чтобы пробиться на соединение с экспедицией "Литке". Эскадра помогла этим пароходам, снабдив их углем и пресной водой. Спасенные от второй зимовки, "Шмидт" и "Колыма" пошли на восток, Эскадра направилась к Колыме.

Несмотря на трудности, поход экспедиции надо считать удачным - ни одно судно не погибло во льдах.

На борту "Литке" находится самолет Красинского. Он неоднократно вылетал в ледовые разведки, выискивая свободный путь для кораблей.

Борьба со льдами все же даром экспедиции не обошлась. Суда нуждаются в большом ремонте. У некоторых пробиты корпуса, появились течи. Есть и другие повреждения.

Рука Евгенова набрасывает на карте границы льдов.

Наиболее сильны они от мыса Биллингса до Дежнева.

Указания и опыт Северо-восточной экспедиции для нас очень ценны. По мнению Евгенова, все зависит от ветров.

Сейчас ветры благоприятствуют и отгоняют льды к северу, но если они переменятся, то льды прижмет к берегу, и проход будет невозможен.

В то время как идет совещание над картой, наши велосипеды неуклюже разворачиваются и, выбрав причальный канат, на буксире торопятся к берегу, направляясь к устью реки.

Засняв встречу с "Литке", вместе со Шмидтом и Евгеновым отправляемся на ледорез.

В просторной кают-компании знакомимся с персоналом экспедиции. Среди капитанов, штурманов и ученых, составляющих штаб экспедиции, находится высокий пожилой человек без одной руки, с белоснежной бородой. Это доктор Старокадомский, ветеран Арктики, вместе с Евгеновым участвовавший в штурме Северо-восточного прохода гидрографической экспедицией 1914-1915 годов на судах "Таймыр" и "Вайгач".

Итак, у устья Колымы встретились два корабля: один пришедший из Архангельска, другой - из Владивостока. Запад протянул руку Востоку. С двух флангов, с двух крайних точек, совместными усилиями лучших исследователей Арктики ведется атака на полярные области.

Наша встреча у пустынных берегов Колымы открывает новую эру в жизни советского Севера. Мы уже доказали возможность прохода к устью Лены с запада. С востока к Колыме подошла целая эскадра судов с тысячами тонн грузов, машин, оборудования, сотнями специалистов и рабочих, для того чтобы в кратчайший срок разбудить дремлющий веками край, богатый пушниной и полезными ископаемыми.

Люди с "Литке" передают нам письма с просьбой сдать их на почту во Владивостоке.

Команда "Литке" снабжает нас запасами свежего лука и чеснока на случай заболевания цингой.

Снова, как в Архангельске, на все лады трубят гудки пароходов, прощаясь с нами. Поднимаются приветственные флаги. Мы уходим на восток.

Облаками, точно тяжелым одеялом, накрылся весь небосклон. Эти облака, как экран перед фонарем, отражают на себе то, что лежит под ними. Ясно видно, где вода, а где льды.

У нас на материке такие облака - признак непогоды. Здесь они радуют взгляд капитана, отражая темную свободную воду. А вон вдали, на горизонте, небо светится чистой серебристой полосой, предвещая льды. Светлое небо - ледяное небо, говорят полярные капитаны.

Все чаще и чаще попадаются разрозненные льды. Они плывут грядами, одна за другой, разделенные узкими полосками воды. Вот они уже сплошной массой идут нам навстречу. Волнение прекратилось. Начинается ледокольная работа.

(Я) Координаты : 71°39′00″ с. ш. 129°10′00″ в. д.  /  71.65000° с. ш. 129.16667° в. д.  / 71.65000; 129.16667 (G) (Я)

К:Водные объекты по алфавиту

Тикси - бухта в южной части моря Лаптевых . Расположена к юго-востоку от устья реки Лена . Ширина залива у входа 17 км. Длина 21 км. Ледостав с октября по июль. Приливы величиной 30 см . Глубина до 11 м. Берег в северной части сложен льдом и рыхлыми породами.

География

В -1921 годах первая советская арктическая Усть-Ленская гидрографическая экспедиция, под руководством Фёдора Матисена и Николая Евгенова , оборудовала Быковский фарватер, место отстоя речных и морских судов и вход в бухту Тикси со стороны моря и Лены.

В 1920 году Павел Хмызников выполнил первую инструментальную съемку заливов Сого и Булункан.

Напишите отзыв о статье "Тикси (бухта)"

Примечания

Литература

  • Стручков, А. И. Очерки по истории Булунского улуса / А. И. Стручков; Администрация муницип. образования «Булунский улус (район)». - Якутск: Бичик, 2005. - 360 с.

Отрывок, характеризующий Тикси (бухта)

Он сказал, что войны наши с Бонапартом до тех пор будут несчастливы, пока мы будем искать союзов с немцами и будем соваться в европейские дела, в которые нас втянул Тильзитский мир. Нам ни за Австрию, ни против Австрии не надо было воевать. Наша политика вся на востоке, а в отношении Бонапарта одно – вооружение на границе и твердость в политике, и никогда он не посмеет переступить русскую границу, как в седьмом году.
– И где нам, князь, воевать с французами! – сказал граф Ростопчин. – Разве мы против наших учителей и богов можем ополчиться? Посмотрите на нашу молодежь, посмотрите на наших барынь. Наши боги – французы, наше царство небесное – Париж.
Он стал говорить громче, очевидно для того, чтобы его слышали все. – Костюмы французские, мысли французские, чувства французские! Вы вот Метивье в зашей выгнали, потому что он француз и негодяй, а наши барыни за ним ползком ползают. Вчера я на вечере был, так из пяти барынь три католички и, по разрешенью папы, в воскресенье по канве шьют. А сами чуть не голые сидят, как вывески торговых бань, с позволенья сказать. Эх, поглядишь на нашу молодежь, князь, взял бы старую дубину Петра Великого из кунсткамеры, да по русски бы обломал бока, вся бы дурь соскочила!
Все замолчали. Старый князь с улыбкой на лице смотрел на Ростопчина и одобрительно покачивал головой.
– Ну, прощайте, ваше сиятельство, не хворайте, – сказал Ростопчин, с свойственными ему быстрыми движениями поднимаясь и протягивая руку князю.
– Прощай, голубчик, – гусли, всегда заслушаюсь его! – сказал старый князь, удерживая его за руку и подставляя ему для поцелуя щеку. С Ростопчиным поднялись и другие.

Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней. Она даже не заметила особенного внимания и любезностей, которые ей во всё время этого обеда оказывал Друбецкой, уже третий раз бывший в их доме.
Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который последний из гостей, с шляпой в руке и с улыбкой на лице, подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.
– Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи.
– Ах да, – сказала она. «Вы ничего не заметили?» сказал ее взгляд.
Пьер находился в приятном, после обеденном состоянии духа. Он глядел перед собою и тихо улыбался.
– Давно вы знаете этого молодого человека, княжна? – сказал он.
– Какого?
– Друбецкого?
– Нет, недавно…
– Что он вам нравится?
– Да, он приятный молодой человек… Отчего вы меня это спрашиваете? – сказала княжна Марья, продолжая думать о своем утреннем разговоре с отцом.
– Оттого, что я сделал наблюдение, – молодой человек обыкновенно из Петербурга приезжает в Москву в отпуск только с целью жениться на богатой невесте.
– Вы сделали это наблюденье! – сказала княжна Марья.
– Да, – продолжал Пьер с улыбкой, – и этот молодой человек теперь себя так держит, что, где есть богатые невесты, – там и он. Я как по книге читаю в нем. Он теперь в нерешительности, кого ему атаковать: вас или mademoiselle Жюли Карагин. Il est tres assidu aupres d"elle. [Он очень к ней внимателен.]
– Он ездит к ним?
– Да, очень часто. И знаете вы новую манеру ухаживать? – с веселой улыбкой сказал Пьер, видимо находясь в том веселом духе добродушной насмешки, за который он так часто в дневнике упрекал себя.
– Нет, – сказала княжна Марья.
– Теперь чтобы понравиться московским девицам – il faut etre melancolique. Et il est tres melancolique aupres de m lle Карагин, [надо быть меланхоличным. И он очень меланхоличен с m elle Карагин,] – сказал Пьер.
– Vraiment? [Право?] – сказала княжна Марья, глядя в доброе лицо Пьера и не переставая думать о своем горе. – «Мне бы легче было, думала она, ежели бы я решилась поверить кому нибудь всё, что я чувствую. И я бы желала именно Пьеру сказать всё. Он так добр и благороден. Мне бы легче стало. Он мне подал бы совет!»
– Пошли бы вы за него замуж? – спросил Пьер.
– Ах, Боже мой, граф, есть такие минуты, что я пошла бы за всякого, – вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна Марья. – Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что… ничего (продолжала она дрожащим голосом), не можешь для него сделать кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно – уйти, а куда мне уйти?…
– Что вы, что с вами, княжна?
Но княжна, не договорив, заплакала.
– Я не знаю, что со мной нынче. Не слушайте меня, забудьте, что я вам сказала.
Вся веселость Пьера исчезла. Он озабоченно расспрашивал княжну, просил ее высказать всё, поверить ему свое горе; но она только повторила, что просит его забыть то, что она сказала, что она не помнит, что она сказала, и что у нее нет горя, кроме того, которое он знает – горя о том, что женитьба князя Андрея угрожает поссорить отца с сыном.

БУХТА ТИКСИ

Бухта Тикси - большая арктическая гавань. Правда, здесь нет еще благоустроенных причалов, портальных кранов, подъездных железных дорог. Но все-таки бухта Тикси, расположенная на побережье Ледовитого океана, в устье великой сибирской реки Лены, заслуженно считается крупным транспортным узлом на Северном морском пути. Тут можно проследить глубокие изменения, которые произошли за последние годы в Арктике. Люди принесли сюда технику, знания, неизбывную энергию. На 72-й параллели зашумела полнокровная жизнь, с ее радостями, тревогами, напряжением, весельем.

Поутру, при свете яркого полярного дня, флагманский корабль «И. Сталин» остановился на рейде у бухты Тикси. На берегу толпятся грузчики, загорелые, обветренные, в широких сибирских шароварах. Они живут в верховьях реки Лены, а в Тикси приезжают на баржах только на время арктической навигации. Поэтому им приходится пока ютиться в трюмах причального судна, где на нары, построенные в два этажа, положены матрацы, чистое белье и теплые одеяла.

В бухте нынче стоит пятнадцать кораблей: одни разгружаются, другие бункеруются, третьи готовятся к плаванью на восток и на запад. На берегу лежат грузы - мука, сахар, овощи, одежда, машины. Это - для жителей Якутии и порта Тикси. Слышны гудки грузовых автомобилей и сигналы гусеничных тракторов, - они уже прочно вошли в арктический быт.

Когда-то здесь была только полярная научная станция. Люди приезжали сюда зимовать, вести борьбу с пургой, проводить научные наблюдения. Потом в бухту все чаще начали заглядывать корабли, идущие по Северному морскому пути. На высоком берегу появился угольный холм для бункеровки судов.

Возникла мысль - создать в бухте Тикси порт. Для этого было много экономических и стратегических предпосылок. Быстрая и многоводная Лена связывает порт с богатыми золотыми приисками, с Якутском, а дальше через Ангару - с Иркутском. Бухта Тикси расположена на границе запада и востока Арктики, почти в центре Северного морского пути. Корабли могут заходить сюда для пополнения запасов угля и воды.

Освоение богатейших недр Севера вызовет оживление на реках и на побережье Ледовитого океана. Уже теперь на полярные новостройки потянулись люди - не на зимовку, а на длительный срок. Едут с семьями и детьми, всерьез, понимая, что их путь не может быть усыпан цветами, что им самим придется создавать то, что принято называть удобной и радостной жизнью. Порт Тикси мало-помалу превращается в один из крупных узлов пассажирского движения в Арктике.

Гости с флагманского корабля посетили клуб. Там временно поселились «транзитные пассажиры», едущие с верховьев Лены в устье реки Анабар. Скоро они уедут по своему маршруту, и тогда в клубе начнут гастроли московские певцы, музыканты и балетные актеры; пока они выступают на кораблях. Зимой, в долгую полярную ночь, в этом маленьком клубе организуются самодеятельные концерты, ставятся спектакли. «Лекарь поневоле» Мольера был сыгран в костюмах, при полных декорациях.

Маленький поселок Тикси разбросан на склонах гор. На берегу сооружены дощатые бараки, имеются бревенчатые домики, где уплотнение проведено до пределов. Много народа живет в брезентовых походных палатках. А между тем в Арктике нужны хорошие, теплые, фундаментальные дома.

Вот почему по равнине, зажатой между горами, окруженный инженерами, грузчиками, капитанами кораблей и полярными жителями, ходит Папанин, обсуждая детали генерального проекта тиксинского порта. План предусматривает сооружение механизированной гавани, благоустроенного поселка и парников для выращивания овощей.

В 1881 году в устье Лены погибла полярная экспедиция американского путешественника Де-Лонга. А ныне, спустя 60 лет, советские люди сооружают в той же бухте большой порт, утверждая навеки свою власть над ледовым океаном.

Из книги Эдуард Мане автора Перрюшо Анри

II. Бухта Рио То была смутная пора, когда уходит ночь и сводит свои счеты дьявол. Андре Жид. Фальшивомонетчики Стоя на якоре в последнем портовом доке прямо перед выходом в открытое море, «Гавр и Гваделупа» – капитан Бессон – ждал попутного ветра, чтобы уйти в рейс.На

Из книги Над снегами автора Фарих Фабио

БУХТА ПРОВИДЕНИЯ - Ну, ребята, кажется, пришли!Мы стоим на верхней палубе. Кругом сплошное «молоко». В десяти-пятнадцати шагах уже нельзя различить предметов. Трудно определить, стоит ли около мостика закутанный в меха Галышев, или это, может быть, белый медведь.- Да,

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Бухта Дальней лодки паруса Тянет ветер в небеса. И завязла в валунах Одинокая волна. Крылья птиц и крылья волн, Задевающие мол, Парохода резкий бас, Отгоняющий баркас. Хруст намокшего песка Под давленьем каблука. И веселый детский смех Там, где радоваться -

Из книги След в океане автора Городницкий Александр Моисеевич

Бухта Нагаева Легко разгадывается сон Невыспавшегося залива: Огонь зари со всех сторон И солнце падает с обрыва. И, окунаясь в кипяток, Валясь в пузырчатую воду, Нагорный ледяной поток Обрушивается с небосвода. И вмиг меняется масштаб Событий, дел, людей,

Из книги Адмиральские маршруты (или вспышки памяти и сведения со стороны) автора Солдатенков Александр Евгеньевич

Из книги На румбе - Полярная звезда автора Волков Михаил Дмитриевич

III. Бухта Броутона Помощник командира сторожевого корабля СКР-18 После снятия меня с должности командира МПК-155 состоялось назначение на должность помощника командира СКР-18, проекта 159, 137 брк ОВР, базирующейся на острове Симушир в бухте Броутона. Но сам корабль на момент

Из книги «В институте, под сводами лестниц…» Судьбы и творчество выпускников МПГУ – шестидесятников автора Богатырёва Наталья Юрьевна

«Закрытая бухта», с виду Легенды утверждают, что обоснование необходимости базирования кораблей ВМФ в бухте Броутона - тема докторской диссертации Главкома ВМФ адмирала Флота Советского Союза Горшкова. Так это или нет, утверждать не буду. Очевидно, только то, что в ходе

Из книги Крымская кампания 1854 – 1855 гг. автора Хибберт Кристофер

БУХТА ОДИССЕЯ НАЗНАЧЕНИЕ Весь длинный путь от Ленинграда до Владивостока выпускник Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе лейтенант Сергей Стрелков мысленно продолжал разговор со своей невестой. Катя незримо присутствовала в купе и как бы делила с ним

Из книги Разные годы автора Курганов Оскар Иеремеевич

БУХТА ОДИССЕЯ После спуска катера каждый день для Стрелкова стал еще более насыщенным и интересным. В текучке дел ему трудно было выбрать минуту, чтобы написать письмо. И все же пять писем уже ушло в Ленинград. А ответа все не было и не было.И, наконец-то, пришло первое

Из книги автора

Что такое счастье, или судно «Тикси» В интервью Марине Москвиной на Радио России Виталий Титович неожиданно для меня признался, что… не очень счастлив. «Я не очень счастливый писатель, потому что большую часть я не успел написать. Я разложил на столе рукописи: вот книга

Из книги автора

Глава 5 Бухта Каламита Мы пытались развести огонь, пользуясь разбитыми лодками и плотами. Сержант Тимоти Гоуинг Утром в безоблачном небе появилось солнце. Солдаты наблюдали с транспортных судов, как волны медленно накатывают на широкий песчаный берег, разбиваясь о

Из книги автора

УГОЛЬНАЯ БУХТА На угрюмом скалистом берегу Анадырского залива, в бухте, которую путешественники когда-то называли Угольной, возникает новая арктическая база. Уже появились здесь буровые вышки, зашумели автомобили, в глубь тундры проникли пытливые советские люди. Эти