Царский поэт сергей бехтеев. Сергей сергеевич бехтеев

Сергей Сергеевич Бехтеев родился 7 апреля 1879 года в городе Ельце Орловской губернии в старинной дворянской семье Бехтеевых, род которых известен с 1571 года. В семье были заложены основы его глубокого православного взгляда на мир.

Отец поэта, также Сергей Сергеевич (1844-1911), личность незаурядная и многогранная, посвятил всю свою жизнь служению России: от мирового судьи, затем Предводителя Елецкого дворянства и до члена Государственного Совета в чине действительного тайного советника. В своем родном Ельце открыл первый в России хлебный элеватор, отделение Государственного Банка, заботился об устройстве регулярного пароходства по Дону и многое другое.

Из юношеских лет поэта известно, что он воспитывался и обучался в Императорском Александровском Лицее, где в свое время учился А.С. Пушкин.

Вместе с высокими традициями Лицея, духом патриотизма и верности монархии, С. С. Бехтеев впитал и любовь к поэтическому слову. В 1903 году, по окончании Лицея, издал сборник стихов с посвящением Государыне Императрице Марии Федоровне, а средства от продажи сборника передал Царскосельскому Ремесленному приюту, состоявшему под покровительством Государыни Марии Федоровны.

Затем он поступает служить в подшефный Ее Императорскому Величеству Кавалергардский полк, получает чин офицера.

В 1911 году умирает отец.

Когда перед войной 1914 года повсюду усиливаются ложь и сплетни вокруг имени Царицы Александры Федоровны, он не дает обмануть себя и еще сильнее звучат в его стихах ноты верности и любви к Государю.

С началом войны служит в действующей армии, получает ранение в голову и попадает в Дворцовый лазарет как офицер привилегированного полка. Здесь он удостаивается посещения Государыней Александрой Федоровной с Великими Княжнами, после которого остаются в его стихах теплые и светлые строки: Вновь война, опять ранение в грудь, опять лазарет и небольшой отдых на родине. Затем в 1917 году - Кавказ: Кисловодск, Пятигорск.

День 2 марта застает Сергея Сергеевича на Кавказе. Здесь он пишет стихотворение "Телеграмма".

В октябре 1917 года Сергей Сергеевич возвратился в родной Елец, где на пепелище отчего дома написал пять стихотворений:

"Молитва", "Россия", "Боже, Царя сохрани", "Верноподданным" и "Святая ночь", которые через графиню А. В. Гендрикову удалось передать Царской семье в Тобольск. А стихи "Верноподданным" и "Боже, Царя сохрани" этой же осенью были напечатаны в виде листовок и раздавались жителям Одессы.

С. С. Бехтеев решает, что его долг - послужить "гибнущей отчизне", и уезжает в Добровольческую армию.

В свои последние годы в России (1918~1920) он разделяет все тяготы и скорби военной жизни со всем православным Белым воинством, искренне выполняя свой долг. В некоторых военных газетах выходят его стихи, один из них посвящен памяти атамана Каледина. Среди всех бурь и бед этого времени Бехтеев сохраняет верность монархии, не становясь, как многие из его соратников, ни республиканцем, ни демократом.

11, 12, 13 сентября 1920 г. поэт переживает с православными жителями Белого Крыма дни покаяния.

В ноябре 1920 года С. С. Бехтеев отплывает из Керчи на пароходе "Самара", оставляя Отечество, но сохраняя его идеалы и веру. В декабре 1920 года поэт со множеством русских изгнанников находит приют в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (Королевство С.Х.С.) под покровительством молодого короля Александра I.

В 1920-1929 годах жизнь и творчество Бехтеева проходят в Сербии: г. Новый Футог Бачка, Старый Футог, Осек.

В 1923 году в Мюнхене с помощью Федора Викторовича Винберга, бывшего шталмейстера при дворе Государя, издает первый выпуск стихов "Песни русской скорби и слез". В 1925 году выходит его автобиографический роман в стихах "Два письма", в котором С. С. Бехтеев с болью пишет о реальных причинах поражения Добровольческой армии.

В Белграде в 1926 издает газету "Русский стяг", в 1927 году там же выходит его книга стихов "Песни сердца". Темы его стихов: трагедия России, Государя, предательство Царя ближайшим окружением, предательство "белой идеи", надежда на воскрешение России. По-прежнему он внимательно следит за тем, что происходит в России, примечая каждое духовное событие ("Кресты", "Небесная Царица"). Иногда в творчестве Бехтеева встречаются рыцарские мотивы, что отчасти связано с историей его родного Кавалергардского полка, которому Павел I пожаловал Мальтийское рыцарство, хранимое офицерами Царской армии.

В 1926 году С. С. Бехтеев обращается с поддержкой в некоторых стихах к афонским инокам-патриотам.

С конца 1929 года по 1954 год С. С. Бехтеев живет в Ницце В 1934 г. в Ницце выходит сборник стихов "Царский гусляр". В 1945, 1950, 1951 и 1952 гг. выходят четыре сборника его стихов "Святая Русь". До 1946 г. Сергей Сергеевич был ктитором храма "Державной Божией Матери". На его средства и его трудами в храме были устроены два иконостаса: Державной Божией Матери и преп. Серафима Саровского, за что он был удостоен особой благодарственной грамоты.

В 1938 году Бехтеев пишет стихотворение "Царский-Крест" с посвящением В. В. Свечину, председателю Союза ревнителей памяти Императора Николая II, по почину которого в Париже в Александро-Невском храме был воздвигнут Крест-памятник.

Последний IV выпуск сборника "Святая Русь" Бехтееву помогает издать Екатерина Сергеевна Фишер, которая создала и лично оборудовала в Ницце "Дом отдыха" для русских воинов, вложив в это дело всю свою душу, сердечность.

События в Европе и в России в период Второй мировой войны не находят отражения в творчестве С. С. Бехтеева вероятно потому, что его идея "За веру, Царя и Отечество" была определена на всю жизнь и для окружающего его мира уже была почти непонятна. А сам он, являясь этому миру неким анахронизмом, продолжал воспевать те события, те подвиги и тех людей, которые не были воспеты в свое время в старой России. Сохраняя реальный взгляд русского православного человека на свою родину, на состояние русских людей, он все же верит в будущее России.

Песни русской скорби и слез.

7.04.1879 - 4.05.1954
Лицеист 59 вып. Имп. Александровского Лицея
Царский поэт.
Офицер Белой Армии. Корнет.

Сергей Сергеевич Бехтеев родился 7 апреля 1879 года в городе Ельце Орловской губернии в старинной дворянской семье Бехтеевых, род которых известен с 1571 года. В семье были заложены основы его глубокого православного взгляда на мир.

Отец поэта, также Сергей Сергеевич (1844-1911), личность незаурядная и многогранная, посвятил всю свою жизнь служению России: от мирового судьи, затем Предводителя Елецкого дворянства и до члена Государственного Совета в чине действительного тайного советника. В своем родном Ельце открыл первый в России хлебный элеватор, отделение Государственного Банка, заботился об устройстве регулярного пароходства по Дону и многое другое.

Из юношеских лет поэта известно, что он воспитывался и обучался в Императорском Александровском Лицее, где в свое время учился А.С. Пушкин.

Вместе с высокими традициями Лицея, духом патриотизма и верности монархии, С. С. Бехтеев впитал и любовь к поэтическому слову. В 1903 году, по окончании Лицея, издал сборник стихов с посвящением Государыне Императрице Марии Федоровне, а средства от продажи сборника передал Царскосельскому Ремесленному приюту, состоявшему под покровительством Государыни Марии Федоровны.

Затем он поступает служить в подшефный Ее Императорскому Величеству Кавалергардский полк, получает чин офицера.

В 1911 году умирает отец.

Когда перед войной 1914 года повсюду усиливаются ложь и сплетни вокруг имени Царицы Александры Федоровны, он не дает обмануть себя и еще сильнее звучат в его стихах ноты верности и любви к Государю.

С началом войны служит в действующей армии, получает ранение в голову и попадает в Дворцовый лазарет как офицер привилегированного полка. Здесь он удостаивается посещения Государыней Александрой Федоровной с Великими Княжнами, после которого остаются в его стихах теплые и светлые строки: Вновь война, опять ранение в грудь, опять лазарет и небольшой отдых на родине. Затем в 1917 году - Кавказ: Кисловодск, Пятигорск.

День 2 марта застает Сергея Сергеевича на Кавказе. Здесь он пишет стихотворение "Телеграмма".

В октябре 1917 года Сергей Сергеевич возвратился в родной Елец, где на пепелище отчего дома написал пять стихотворений:

"Молитва", "Россия", "Боже, Царя сохрани", "Верноподданным" и "Святая ночь", которые через графиню А. В. Гендрикову удалось передать Царской семье в Тобольск. А стихи "Верноподданным" и "Боже, Царя сохрани" этой же осенью были напечатаны в виде листовок и раздавались жителям Одессы.

С. С. Бехтеев решает, что его долг - послужить "гибнущей отчизне", и уезжает в Добровольческую армию.

В свои последние годы в России (1918~1920) он разделяет все тяготы и скорби военной жизни со всем православным Белым воинством, искренне выполняя свой долг. В некоторых военных газетах выходят его стихи, один из них посвящен памяти атамана Каледина. Среди всех бурь и бед этого времени Бехтеев сохраняет верность монархии, не становясь, как многие из его соратников, ни республиканцем, ни демократом.

11, 12, 13 сентября 1920 г. поэт переживает с православными жителями Белого Крыма дни покаяния.

В ноябре 1920 года С. С. Бехтеев отплывает из Керчи на пароходе "Самара", оставляя Отечество, но сохраняя его идеалы и веру. В декабре 1920 года поэт со множеством русских изгнанников находит приют в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (Королевство С.Х.С.) под покровительством молодого короля Александра I.

В 1920-1929 годах жизнь и творчество Бехтеева проходят в Сербии: г. Новый Футог Бачка, Старый Футог, Осек.

В 1923 году в Мюнхене с помощью Федора Викторовича Винберга, бывшего шталмейстера при дворе Государя, издает первый выпуск стихов "Песни русской скорби и слез". В 1925 году выходит его автобиографический роман в стихах "Два письма", в котором С. С. Бехтеев с болью пишет о реальных причинах поражения Добровольческой армии.

В Белграде в 1926 издает газету "Русский стяг", в 1927 году там же выходит его книга стихов "Песни сердца". Темы его стихов: трагедия России, Государя, предательство Царя ближайшим окружением, предательство "белой идеи", надежда на воскрешение России. По-прежнему он внимательно следит за тем, что происходит в России, примечая каждое духовное событие ("Кресты", "Небесная Царица"). Иногда в творчестве Бехтеева встречаются рыцарские мотивы, что отчасти связано с историей его родного Кавалергардского полка, которому Павел I пожаловал Мальтийское рыцарство, хранимое офицерами Царской армии.

В 1926 году С. С. Бехтеев обращается с поддержкой в некоторых стихах к афонским инокам-патриотам.

С конца 1929 года по 1954 год С. С. Бехтеев живет в Ницце В 1934 г. в Ницце выходит сборник стихов "Царский гусляр". В 1945, 1950, 1951 и 1952 гг. выходят четыре сборника его стихов "Святая Русь". До 1946 г. Сергей Сергеевич был ктитором храма "Державной Божией Матери". На его средства и его трудами в храме были устроены два иконостаса: Державной Божией Матери и преп. Серафима Саровского, за что он был удостоен особой благодарственной грамоты.

В 1938 году Бехтеев пишет стихотворение "Царский-Крест" с посвящением В. В. Свечину, председателю Союза ревнителей памяти Императора Николая II, по почину которого в Париже в Александро-Невском храме был воздвигнут Крест-памятник.

Последний IV выпуск сборника "Святая Русь" Бехтееву помогает издать Екатерина Сергеевна Фишер, которая создала и лично оборудовала в Ницце "Дом отдыха" для русских воинов, вложив в это дело всю свою душу, сердечность.

События в Европе и в России в период Второй мировой войны не находят отражения в творчестве С. С. Бехтеева вероятно потому, что его идея "За веру, Царя и Отечество" была определена на всю жизнь и для окружающего его мира уже была почти непонятна. А сам он, являясь этому миру неким анахронизмом, продолжал воспевать те события, те подвиги и тех людей, которые не были воспеты в свое время в старой России. Сохраняя реальный взгляд русского православного человека на свою родину, на состояние русских людей, он все же верит в будущее России.

Стихи Сергея Бехтеева

Грядущее


Гляжу спокойно в даль веков,
Без сожаленья и боязни -
Что для меня мятеж рабов,
Насилья, стоны, кровь и казни,
Ничто не ново под луной -
Гроза пройдет, покой настанет,
И над смирившейся волной
Сиять, как прежде, солнце станет.
Всему свой срок, своя пора,
Пургу зимы весна сменяет,
И сплав льдяного серебра
Улыбкой знойной расплавляет...
Ударит час - родной слепец
От красных бельм своих прозреет,
И все постигнет наконец,
И козни вражий рассеет.
Крестом саженным осенясь,
Спокойно,вдумчиво и кротко,
Он с правдой установит связь,
И истину запишет четко.
К Европе подлой став спиной,
И углубясь во мглу преданий,
Он вынет гордо быт родной
Из погребов воспоминаний.
Пройдя сквозь грозный строй невзгод
И раскусив нутром обманы,
Начнет зализывать народ
Свои дымящиеся раны.
Он вспомнит набожных Царей,
Их правду, милость и смиренье,
И проклянет поводырей
Богопротивного движенья.
Пройдет неистовый угар,
И жажда зверств и дикой воли,
И то, что буйный сжег пожар,
Отстроит горб покорной голи.
Опять возьмется Божий люд
За ржавый заступ и лопату,
Проснутся знанья, долг и труд,
И брат протянет руку брату.
И будет мир, и будет лад,
Хлеба оденут гладь пустыни,
И чернь найдет зарытый клад
В обломках попранной святыни...
Гляжу спокойно в даль веков,
Без опасений и без страха -
И зрю Россию без оков
В державной шапке Мономаха.

Старый Футог (Сербия) 1927 г.

Евангелист
Посвящается Петру Жильяру


Како не обретошася возвращшеся дати
славу Богу, токмо иноплеменник сей
Лк. 17,18

Свидетель русского позора,
Венчанных Мучеников друг,
Не побоялся ты укора
Синедрионских наглых слуг!
Не устрашился злобы дикой
Людей, погрязших в клеветах,
На мрачный пир немых могильных келлий,
Где уж никто не будет страшен им.
Глумясь над истиной поруганного Неба,
Безумствует вокруг звериная толпа,
Нахально требуя позорища и хлеба,
Коварно-мстительна, злорадна и слепа.
Они идут - гонимые, больные,
Покорные веленьям палачей,
Пред Богом и людьми подвижники святые,
Немые жертвы дьявольских мечей.
Ликует Рим еврейского Нерона;
Живые факелы безропотно горят,
И льется кровь, и на ступенях трона
Победу празднует обожествленный ад...
Умолк топор! Ползут ночные тени;
Кровавый цирк одел седой туман.
Их больше нет! Склонитесь на колени
У праха новых христиан!

За что?

Ответ недоумевающим


Нам, русским, послан Крест тяжелый,
И мы должны его влачить,
За грех чудовищной крамолы,
За то, что не хотели чтить
В своей бессовестной гордыне,
Как непокорные сыны,
Нам Богом данные святыни
Благой и мудрой старины.
За то, что нехристям в угоду
Преступный замысел творя,
Себе мы прочили свободу
И свергли Ангела-Царя.
И тем, покрыв себя позором,
Дерзнули клятву осквернить,
За всех нас данную Собором,
Во век Романовым служить."
И вот за этот грех великий
Страдаем всюду мы теперь,
И Русью правит деспот дикий,
Бесчеловечный, лютый зверь.
И долго будем мы томиться
Под нам ниспосланным Крестом,
Пока в душе не совершится
У нас великий перелом,
Пока от зол мы не очнемся,
И, приведя наш бунт к концу,
К Царю мы, каясь, не вернемся,
Как дети блудные к Отцу.

Великий Московский Церковно-Земский Собор 1613
года, избравший на царство Михаила Феодоровича
Романова, одновременно поклялся за себя и за всех
своих потомков служить Дому Романовых до Второго
Пришествия. Это же торжественное обещание еще
раз подтвердил в достопамятные дни празднования
трехсотлетия царствования Дома Романовых и наш
Синод в своей "Молитве Православной Церкви
Российской" на 21 день февраля 1913 г. по
определению № 999 - 1913 г.

Конец русской былины

То не ветер в поле стонет,
То не вьюга горько плачет:
То народ себя хоронит.
Горе пляшет, горе скачет.

В грустном гуле перезвонов
Вдаль несутся панихиды
Бесконечных русских стонов,
Полных скорби и обиды.

Наша старшая Держава!
Пал Орел мечты славянской!
Пали наша честь и слава,
Вера Церкви Христианской.

Плещут стаи волн Босфора;
Блещет месяц на Софии;
Но в Стамбуле дверь собора
Вновь открыта для России.

В грязь затоптан бархат стягов;
В поле сечи - смолкли тризны;
И... опять мы ждем варягов
Для измученной отчизны.

Стихотворение "Конец русской былины" было
впервые напечатано в пасхальном номере газеты
"Доброволец", издававшейся в 1919 г. в г. Кисловодске.

Наше Царство

В мире скорбны будете, но дерзайте!
Слова Спасителя

Наше Царство теперь
Не от мира сего.
У нас отнято все,
У нас нет ничего.
Нет ни пяди земли,
Нет роскошных палат,
Нет богатств родовых,
Услаждавших наш взгляд,
Все повержено в прах,
Все затоптано в грязь,
И порвалась на век
С жизнью прошлою связь.
Разлетелись, как дым,
Идеалов мечты,
Нет стремлений былых,
Нет былой красоты.
По насмешке шальной
Беспощадной судьбы -
Мы невольники бед,
Лиходеев рабы.
И в изгнаньи томясь,
Под жестоким крестом,
В край нездешний идем
Мы во след за Христом.

Г Ницца, 1946 г

*****

Немногим

Блажени изгнании правды ради,
яко тех есть Царство Небесное.
(Мф. V, 10).

Блажен, кто в дни борьбы мятежной,
В дни общей мерзости людской,
Остался с чистой, белоснежной,
Неопороченной душой.
Блажен, кто в годы преступлений,
Храня священный идеал,
От повседневных искушений
Умом и сердцем устоял.
Блажен, кто, вписывая повесть
В скрижали четкие веков,
Сберег, как девственница, совесть
И веру дедов-стариков.
Блажен, кто Родину не предал,
Кто на Царя не восставал,
Кто чашу мук и слез изведал,
Но малодушно не роптал.

Старый Футог, май 1921 г.

Поэт С. С. Бехтеев родился 19 апреля (7 апреля по ст. стилю) 1879 года в с. Липовка Елецкого уезда Орловской губернии (ныне Задонский район Липецкой области) в старинной дворянской семье. Он был четвертым ребенком в семье и старшим из сыновей и потому получил потомственное имя Сергей в честь святого Сергия Радонежского.

Родители поэта происходили из древних родов. Род Бехтеевых был известен со времен царя Иоанна Грозного, его представители во все времена традиционно числились в ближайшем царском окружении.

Отец поэта, тоже Сергей Сергеевич, в течение 10 лет был предводителем елецкого дворянства, служил в Министерстве земледелия, был членом Государственного Совета в чине тайного советника. Мать поэта происходила из рода Хвостовых, первым из которых в 50-е годы XIX века в с. Воронец Елецкого уезда поселился дед поэта Алексей Николаевич с семьей.

Бабушка поэта, Екатерина Лукинична Хвостова, (в девичестве Жемчужникова), весьма вероятно, находилась в родстве с поэтом Алексеем Михайловичем Жемчужниковым (1821-1908) и его братьями, принимавшими участие в 50-60 гг. XIX века в создании образа Козьмы Пруткова. Потомки Хвостовых и близкие родственники поэта С. С. Бехтеева во времена царствования императора Николая II были влиятельными политическими деятелями и занимали высокие посты.

Именно в семье поэта были заложены основы его глубокого православного взгляда на мир и верности монархическим идеям. В 1897 году он поступил в Императорский Александровский лицей. Как и почти все лицеисты, Бехтеев довольно рано начал писать стихи. Лицею он посвятил несколько стихотворений, причем самое раннее из них датировано 1902 годом, а последними были стихотворения «Лицей» (1941) и «На чужбине» (1949). К моменту окончания лицея в 1903 году С. С. Бехтеев издал свой первый сборник стихов, посвященный императрице Марии Федоровне.

Следуя семейным традициям, Сергей Сергеевич поступил служить в кавалергардский полк. В 1904 году он был произведен в прапорщики и в том же году уволен в запас, в связи с переломом ноги, полученным в результате неудачного падения с лошади во время учений.

Вернувшись на родину, в 1905 году он был назначен земским начальником, спустя несколько лет был повышен в должности, получив назначение советника правления при Орловском губернаторе.

С началом Первой мировой войны С. С. Бехтеев служил в действующей армии, дважды получал ранения.

В 1917 году поэт проживал некоторое время в Ельце и Орле, где им были написаны стихотворения «На родном пепелище», «Молитва» (посвященная великим княжнам Ольге и Татьяне), «Боже, Царя храни», «Конец русской былины» и другие шедевры православной лирики.

В 1918 году он вступил в Добровольческую армию, где служил военным юристом. В стихотворениях этого периода «Сожжённый храм», «Красный застенок», «Смертники» поэт правдиво описывал трагические для России события. Печатая в небольших военных газетах стихи, проникнутые любовью к «гибнущей Отчизне», Сергей Сергеевич пытался воздействовать на ту часть Белого движения, которая стала изменять первоначальным идеалам и терять веру в победу.

В ноябре 1920 года на пароходе «Самара» С. С. Бехтеев навсегда покинул родину. До 1929 года он жил и писал стихи в Сербии. Тема его произведений все та же - трагедия русского народа, верность Государю и надежда на воскрешение России. В 1923 году в Мюнхене был издан в двух выпусках сборник его стихов «Песни русской скорби и слез», в 1925 году в Ницце - роман в стихах «Два письма», в 1927 году в Белграде - ещё один поэтический сборник «Песни сердца».

С 1929 года поэт жил на юге Франции в Ницце, где в течение 16 лет был старостой русского храма во имя Державной иконы Пресвятой Богородицы. Все эти годы он продолжал писать стихи, оставаясь неизменно верным православию и монархии. Во Франции Сергей Сергеевич издал ещё пять сборников стихов: «Царский гусляр» (1934) и четыре выпуска сборника «Святая Русь» (1945, 1950, 1951, 1952).

Умер С. С. Бехтеев 4 мая 1954 года, похоронен в Ницце на русском православном кладбище Кокад. До самых своих последних дней он писал о России и царе.

На песни мои вам оков не надеть:
Я буду и мёртвый восторженно петь
О Боге, Царе и свободе!
(«Утро России»)

В 2006 году именем поэта С. С. Бехтеева была названа улица в г. Липецке.

Произведения автора

  • Стихотворения. - СПб. : Тип. т-ва М. О. Вольф, 1903. - 130 с.
  • Песни русской скорби и слёз: сб. стихотворений. - Мюнхен: Тип. Р. Ольденбург, 1923.
    • Вып. 1. - 47 с.
    • Вып. 2. - 71 с.
  • Два письма: роман в стихах. - Ницца, 1925. - 16 с.
  • Песня сердца. - Белград: Тип. «Kaput», 1927. - 32 с.
  • Царский гусляр: сб. патриотических стихотворений. - Ницца: Святая Русь, 1934. - Вып. 1. - 32 с. : портр.
  • Святая Русь: сб. православно-патриотич. стихотворений. - Ницца: Святая Русь, 1949-1952. -
    • Вып. 1. / предисл. Игумена Афанасия. - 1949. - 32 с. : портр.
    • Вып. 2. - 1950. - 32 с. : портр.
    • Вып. 3. / предисл. авт. - 1951. - 32 с. : портр.
    • Вып. 4. - 1952. - 32 с. : ил.
  • Николай II; Верноподданным; Цареубийцы; Двуглавый орел; Россия; Конец русской былины: [стихи] // Русский Востокъ. - 1995. - № 15 (июль). - С. 4.
  • Везде мне грезится священный образ твой. - Орел: История рус. провинции, 2000. - 76 с.: ил.
  • Святая Русь. - Орел: История рус. провинции, 2002. - 134 с.: ил.
  • Вещий колокол: [стихотворения] // Слово. - 2009. - № 2. - С. 102-105.
  • Царский крест: к 90-летию, со дня мученической кончины Царской Семьи. - СПБ. : Царское дело, 2009. - 424 с. - Содерж.: Бехтеев С. С. Царь!; Царский венец; Славься; Царь-рыцарь; Царская тайна; Солдатские похороны; Царь-богатырь; Царская Россия; Святой царь; Царские глаза; Полковник; Венценосец; Благочестивейший; Письма императрицы; Царевич Алексей; Молитва; Жизнь за царя; Евангелист; Царским орлам; Телеграмма; Николай II; Царский крест; Конец былины; Небесная царица; Царский завет; Виденье дивеевской старицы; Святая ночь; Царский крест; У креста; Кормчий; Грядущее; Верую!; Верноподданным; Утро России; Они пройдут; Раскрытая изба; Спаситель.
  • Стихи Сергея Бехтеева: избранное // Любите дети, старину... : детям и взрослым о поэте Сергее Бехтееве / В. К. Невярович. - Воронеж: [Б. и.], 2011. - С. 90-201.

Литература о жизни и творчестве

  • Краснова С. В. След поэта С. С. Бехтеева на литературно-краеведческой карте Липецкой области // Литературное краеведение в Липецкой области: учеб. пособие для сред. и старших кл. общеобразоват. школы. - 3-е изд., доработ. и доп. - Елец: ЕГПИ, 1999. - С. 271-288.
  • Шевченко О. Пошли нам, господи, терпенье… // Подъем. - 1999. - № 10. - С. 206-210.
  • Загоровская В. Певец русской скорби // Литературная учеба. - 2000. - № 3. - С. 83-97.
  • Дьякова А. В. Судьба и творчество поэта С. С. Бехтеева // Святая Русь / С. С. Бехтеев. - Орел: История рус. провинции, 2002. - С. 5-10.
  • Красников Г. Верный присяге: судьба забытого поэта // Литературная газета. - 2004. - 14-20 апр. - С. 7.
  • Петров В. «Стонут и гнутся плакучие ивы...»: к 125-летию со дня рождения С. С. Бехтеева // Липецкая газета. - 2004. - 10 апр.
  • Четверткова С. А. Я в мир иду, чтоб славить Бога: православ.-патриот. поэзия С. С. Бехтеева // Русская классика: проблемы интерпретации: материалы XIII Барышниковских чтений (24-25 февраля 2005 г.). - Липецк, 2006. - С. 162-168.
  • Ляпин Д. А. Дворяне Бехтеевы и их владения в Елецком уезде в XVII в. // Межвузовские научно-методические чтения памяти К. Ф. Калайдовича: сб. материалов. - Елец, 2006. - Вып.7. - С. 69-75.
  • Меньшикова Э. Сергей Бехтеев // Крестный путь, голгофская дорога: судьбы писательские / Э. Меньшикова. - Усмань, 2006. - С. 45-71. - (Зов малой Родины).
  • Невярович В. К. К родословной поэта Сергея Сергеевича Бехтеева // Записки Липецкого областного краеведческого общества. - Липецк, 2007. - Вып. VI. - С. 214-230.
  • Судьба «царского гусляра» // Добрый вечер. - 2007. - 18-24 апр. (№ 15). - С. 6.
  • Невярович В. К. Певец Святой Руси. Сергей Бехтеев: жизнь и творчество: к 130-летию со дня рождения С. С.Бехтеева: сб. - СПб. : Царское дело, 2008 - 784 с.
  • Хатюшин В. Возвращаются на века: [о поэзии С. С. Бехтеева] // Слово. - 2009. - № 2. - С. 98-101.
  • Косякин А. С молитвой и песней: под Задонском возрождается родовой имение Бехтеевых: // Липецкая газета. - 2009. - 16 июля.
  • Невярович В. К. Любите дети, старину... : детям и взрослым о поэте Сергее Бехтееве / В. К. Невярович. - Воронеж: [Б. и.], 2011. - 207 с. : ил.
  • Невярович В. К. И будет петь родимый соловей... : прах Сергея Бехтеева возвращается на Родину: [беседа с главой Бехтеев. фонда, православ. писателем В. К. Невяровичем] / записал А. Косякин // Липецкая газета. - 2011. - 8 апр. - С. 6.
  • Бехтеев А. С. Сергей Сергеевич Бехтеев // Записки Липецкого областного краеведческого общества. - Липецк, 2012. - Вып. IX. - С. 200-207.
  • Ляпин Д. А. Царский гусляр // История Елецкого уезда в XVIII - начале XX веках / Д. А. Ляпин. - Саратов: Новый ветер, 2012. - С. 162-164. : портр.
  • Панков А. Певец святой Руси: «Задонская звонница» представляет: [о документ. фильме киностудии «Задонская звонница» из проекта «ЖЗЛ: липецкая серия», посвящ. жизни рус. поэта С. С. Бехтеева] // Липецкая газета. - 2012. - 13 апр. - С. 6.
  • Устюгова В. О певце святой Руси: [в ЕГУ прошла межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. памяти С. С. Бехтеева] / В. Устюгова, А. Белых // Талисман. - 2012. - 28 апр. (№ 9). - С. 5.
  • Клоков А.Ю. Усадьба в селе Липовка Задонского района / А.Ю. Клоков, А.А. Найденов, В.К. Невярович. - Усадьбы Липецкого края. - Липецк, 2015. - С. 191-212.

Справочные материалы

  • Православная энциклопедия. - М., 2002. - Т. V. - С. 20-21.
  • Русские поэты XX века: материалы для библиографии. - М., 2007. - С. 76. - (Studia poetica).

Сергей Сергеевич БЕХТЕЕВ
1879-1954

Сергей Сергеевич Бехтеев родился 7 апреля 1879 года в городе Ельце Орловской губернии в старинной дворянской семье Бехтеевых, род которых известен с 1571 года. В семье были заложены основы его глубокого православного взгляда на мир.

Отец поэта, также Сергей Сергеевич (1844-1911), личность незаурядная и многогранная, посвятил всю свою жизнь служению России: от мирового судьи, затем Предводителя Елецкого дворянства и до члена Государственного Совета в чине действительного тайного советника. В своем родном Ельце открыл первый в России хлебный элеватор, отделение Государственного Банка, заботился об устройстве регулярного пароходства по Дону и многое другое.

Из юношеских лет поэта известно, что он воспитывался и обучался в Императорском Александровском Лицее, где в свое время учился А.С. Пушкин.

Вместе с высокими традициями Лицея, духом патриотизма и верности монархии, С. С. Бехтеев впитал и любовь к поэтическому слову. В 1903 году, по окончании Лицея, издал сборник стихов с посвящением Государыне Императрице Марии Федоровне, а средства от продажи сборника передал Царскосельскому Ремесленному приюту, состоявшему под покровительством Государыни Марии Федоровны.

Затем он поступает служить в подшефный Ее Императорскому Величеству Кавалергардский полк, получает чин офицера.

В 1911 году умирает отец.

Когда перед войной 1914 года повсюду усиливаются ложь и сплетни вокруг имени Царицы Александры Федоровны, он не дает обмануть себя и еще сильнее звучат в его стихах ноты верности и любви к Государю.

С началом войны служит в действующей армии, получает ранение в голову и попадает в Дворцовый лазарет как офицер привилегированного полка. Здесь он удостаивается посещения Государыней Александрой Федоровной с Великими Княжнами, после которого остаются в его стихах теплые и светлые строки: Вновь война, опять ранение в грудь, опять лазарет и небольшой отдых на родине. Затем в 1917 году - Кавказ: Кисловодск, Пятигорск.

День 2 марта застает Сергея Сергеевича на Кавказе. Здесь он пишет стихотворение "Телеграмма".

В октябре 1917 года Сергей Сергеевич возвратился в родной Елец, где на пепелище отчего дома написал пять стихотворений:

"Молитва", "Россия", "Боже, Царя сохрани", "Верноподданным" и "Святая ночь", которые через графиню А. В. Гендрикову удалось передать Царской семье в Тобольск. А стихи "Верноподданным" и "Боже, Царя сохрани" этой же осенью были напечатаны в виде листовок и раздавались жителям Одессы.

С. С. Бехтеев решает, что его долг - послужить "гибнущей отчизне", и уезжает в Добровольческую армию.

В свои последние годы в России (1918~1920) он разделяет все тяготы и скорби военной жизни со всем православным Белым воинством, искренне выполняя свой долг. В некоторых военных газетах выходят его стихи, один из них посвящен памяти атамана Каледина. Среди всех бурь и бед этого времени Бехтеев сохраняет верность монархии, не становясь, как многие из его соратников, ни республиканцем, ни демократом.

11, 12, 13 сентября 1920 г. поэт переживает с православными жителями Белого Крыма дни покаяния.

В ноябре 1920 года С. С. Бехтеев отплывает из Керчи на пароходе "Самара", оставляя Отечество, но сохраняя его идеалы и веру. В декабре 1920 года поэт со множеством русских изгнанников находит приют в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (Королевство С.Х.С.) под покровительством молодого короля Александра I.

В 1920-1929 годах жизнь и творчество Бехтеева проходят в Сербии: г. Новый Футог Бачка, Старый Футог, Осек.

В 1923 году в Мюнхене с помощью Федора Викторовича Винберга, бывшего шталмейстера при дворе Государя, издает первый выпуск стихов "Песни русской скорби и слез". В 1925 году выходит его автобиографический роман в стихах "Два письма", в котором С. С. Бехтеев с болью пишет о реальных причинах поражения Добровольческой армии.

В Белграде в 1926 издает газету "Русский стяг", в 1927 году там же выходит его книга стихов "Песни сердца". Темы его стихов: трагедия России, Государя, предательство Царя ближайшим окружением, предательство "белой идеи", надежда на воскрешение России. По-прежнему он внимательно следит за тем, что происходит в России, примечая каждое духовное событие ("Кресты", "Небесная Царица"). Иногда в творчестве Бехтеева встречаются рыцарские мотивы, что отчасти связано с историей его родного Кавалергардского полка, которому Павел I пожаловал Мальтийское рыцарство, хранимое офицерами Царской армии.

В 1926 году С. С. Бехтеев обращается с поддержкой в некоторых стихах к афонским инокам-патриотам.

С конца 1929 года по 1954 год С. С. Бехтеев живет в Ницце В 1934 г. в Ницце выходит сборник стихов "Царский гусляр". В 1945, 1950, 1951 и 1952 гг. выходят четыре сборника его стихов "Святая Русь". До 1946 г. Сергей Сергеевич был ктитором храма "Державной Божией Матери". На его средства и его трудами в храме были устроены два иконостаса: Державной Божией Матери и преп. Серафима Саровского, за что он был удостоен особой благодарственной грамоты.

В 1938 году Бехтеев пишет стихотворение "Царский-Крест" с посвящением В. В. Свечину, председателю Союза ревнителей памяти Императора Николая II, по почину которого в Париже в Александро-Невском храме был воздвигнут Крест-памятник.

Последний IV выпуск сборника "Святая Русь" Бехтееву помогает издать Екатерина Сергеевна Фишер, которая создала и лично оборудовала в Ницце "Дом отдыха" для русских воинов, вложив в это дело всю свою душу, сердечность.

События в Европе и в России в период Второй мировой войны не находят отражения в творчестве С. С. Бехтеева вероятно потому, что его идея "За веру, Царя и Отечество" была определена на всю жизнь и для окружающего его мира уже была почти непонятна. А сам он, являясь этому миру неким анахронизмом, продолжал воспевать те события, те подвиги и тех людей, которые не были воспеты в свое время в старой России. Сохраняя реальный взгляд русского православного человека на свою родину, на состояние русских людей, он все же верит в будущее России.

Сергей Сергеевич Бехтеев 1879-1954

Кто из советских поэтов воспел Гражданскую войну как нечто романтическое и необходимое? Ну разве что Багрицкий и Светлов, которые в реальности не столько воевали на Гражданской, сколько создавали миф о своем участии в ней.

Русские же поэты каким-то шестым чувством ощущали сермяжную истину, что воспевать тут особенно нечего, стараясь держаться подальше от этой братоубийственной бойни и любыми путями сторонясь ее и в жизни, и в творчестве.

Вот когда началась Отечественная война - тогда наши поэты проявили себя во всем блеске. Один только Твардовский чего стоит, не говоря о десятках других.

Но для воинов Белой гвардии та Гражданская была на деле Отечественной. Ведь у них отнимали Родину. Потому-то и дала она столько русских витязей, одинаково владевших оружием и поэтическим словом.

Среди них был офицер-кавалергард и проникновенный поэт Сергей Бехтеев. Без Бога нет правды, нет высшей Истины и нет справедливости на земле. Поэт и беззаветный патриот Сергей Бехтеев настолько остро чувствовал и понимал это, что, начиная с 1917 года, уже ни о чем другом не мог говорить в своих стихах.

Его лира, точно вечевой колокол, изо всех сил пыталась пробудить оглохший в распрях и заблудший народ, заставить очнуться Россию и осознать свое гибельное сиротство.

Его так и называли при жизни - «Царский звонарь». Но зов этой набатной лиры уже почти никто не слышал в народной среде:

Гулко несется заутренний звон,

Будит упрямо заспавшихся он,

Но, погруженный в тревоги забот,

Спит непробудно плененный народ.

Спит наша Русь, отгоняя сквозь сон

В двери стучащийся радостный звон,

Вновь неспособная сердцем принять

Мира и веры былой благодать.

Но даже сквозь кровь и муки Гражданской войны и сквозь тягостные годы эмиграции Сергей Бехтеев пронес веру в воскрешение богоносного народа и Российской империи, веру в неизбежное признание нашей Родиной святости Царя.

Да, удивляет, но не поражает дар предвидения поэта, поскольку поэт милостью Божьей никогда не сомневается в том, что свет Истины и дух справедливости рано или поздно, хоть через века, но побеждают любое зло и всякую ложь. Он знал - русский Царь воскреснет и вместе со своей замученной Семьей обретет святость.

Все случилось гораздо раньше и в точности с прозрением поэта:

Пройдут века, ночные тени

Разгонит светлая заря,

И мы склонимся на колени

К ногам Державного Царя.

Забудет Русь свои печали,

Кровавых распрей времена;

Но сохранят веков скрижали

Святых Страдальцев Имена.

На месте том, где люди злые

Сжигали Тех, Кто святы нам,

Поднимет главы золотые

Победоносный Божий Храм.

И, Русь с небес благословляя,

Восстанет Образ неземной

Царя-Страдальца Николая

С Его замученной Семьей.

Сергей Сергеевич Бехтеев родился 7 апреля (по ст. стилю) 1879 года в с. Липовка Елецкого уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье, в которой глубоко были заложены основы православного видения мира. Учился и воспитывался в Императорском Александровском (Царскосельском) лицее, где в свое время учился А.С. Пушкин. Там же он впитал и любовь к поэтическому слову. Три родные сестры С. Бехтеева состояли фрейлинами Царского двора, и потому с юности он близко соприкасался с придворной жизнью и ее атмосферой. В дальнейшем верность Императорской Семье и приверженность монархии он сохранит в душе до конца своих дней. По окончании Лицея он поступил на службу в подшефный Ее Императорскому Величеству Кавалергардский полк, где получил чин корнета.

Свой первый сборник стихов он издал в 1903 году. Книга эта вышла с посвящением матери Царя Николая II Императрице Марии Федоровне.

С началом Мировой войны С. Бехтеев служит в действующей армии и после получения ранения в грудь попадает в Дворцовый лазарет, где удостаивается посещения Государыней Александрой Федоровной с Великими Княжнами. После лечения вновь отправляется на фронт и снова получает ранение - в голову.

Для продолжения лечения в начале 1917 года он уезжает на Кавказ - в Кисловодск и Пятигорск. Там и застает его известие об отречении Николая. Здесь С. Бехтеев создает свой первый цикл гражданской лирики.

В октябре 1917 года поэт возвращается в свой губернский город Орел и, видя хаос беззакония и разгром прежней жизни, пишет пять стихотворений - «Россия», «Боже, Царя сохрани», «Верноподданным», «Святая ночь» , «Молитва».

Молитва Царственным Страстотерпцам

Для просмотра клипа нажмите на слово ВИДЕО

Стихотворение «Молитва» было послано в октябре 1917 г. через графиню А.В. Гендрикову Их Императорским Высочествам в Тобольск, для царской семьи оно стало большой моральной поддержкой.

Стихотворение "Молитва", обнаружена в Ипатьевском доме после расстрела царской семьи, стала легендарной. Вся поэзия Бехтеева - это песня-молитва, его стихи звучали в Русском Зарубежье под гитару.


"Пошли нам, Господи, терпенье..." Строки стихов вернулись к современному читателю на переломном моменте истории, когда в обществе происходило переосмысление трагедии 1917--1921 годов, когда на судьбу семьи последнего императора России мы взглянули как на человеческую и государственную драму.

Особенно важно, что размышления об истории своей страны происходили одновременно с открытием для многих из нас православной веры, христианских нравственных критериев.

В этой атмосфере неожиданно ярко и пронзительно прозвучали строки стихов Сергея Бехтеева - как голос совести, обращенный к нам из глубины истории:

Пошли нам, Господи, терпенье

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей...

Эти строки, прозвучав в начале 1990-х годов, стали мгновенно очень популярны, они звучали в театре, по радио, телевидению. Первоначально авторство этого стихотворения - "Молитва" - многие приписывали одной из великих княжон, но вскоре выяснилось, что присланные ей строки только переписаны ее рукой, а автором является молодой офицер Сергей Бехтеев. Это была удивительная мистическая история. Дело в том, что во время расследования Комиссией

Н.А. Соколова преступления в Екатеринбурге автограф «Молитвы», сделанный рукой Великой Княжны Ольги, был обнаружен в книге, подаренной ей матерью - Императрицей Александрой Федоровной (на книге сохранилась надпись: «В. К. Ольге. 1917. Мама. Тобольск»).

Эта история и впрямь выглядела очень правдоподобно: царевны при их кротости перед своей гибелью действительно могли молить Господа о прощении их мучителей.

Пошли нам, Господи, терпенье

В годину буйных, мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,

Злодейства ближнего прощать

И крест тяжелый и кровавый

С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и униженья,

Христос, Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной!

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной

В невыносимый, смертный час.

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молиться кротко за врагов!

О жизни Бехтеева до революции мало известно, есть свидетельства в его творчестве, что накануне 1917 года его семейная жизнь потерпела крах, брак распался, так как горячо им любимая жена бросила его

Ни кто не знает пока имени этой женщины, но то, что это было сильнейшим ударом для поэта, подтверждается всем его творчеством, сквозной нитью через которое проходит тема измены.

Душевные страдания пытались облегчить сестры - Зоя, Екатерина и Наталья (бывший фрейлины).

Сознавая свой офицерский долг служить гибнущей Отчизне, Сергей Бехтеев вступает в Добровольческую армию, т.к. с самого начала революционных беспорядков, когда в умах интеллигенции и офицерства царил разброд, поэт занял четкую позицию верности присяге, престолу, вере.

В Добровольческой армии он воюет с 1918-го по 1920 год, публикуясь в некоторых военных газетах.

Свой долг Сергей Бехтеев исполняет до конца, разделив все тяготы и скорби с Белым воинством.

В рядах Белой армии поэт отступает в Крым. В ноябре 1920 года он навсегда покидает Россию, со множеством русских изгнанников отплыв из Керчи на пароходе «Самара».

Прощаясь с Родиной, он пишет стихотворение «Прости», проникнутое горькой тоской и покаянием:

В глазах раскинулся широко

Простор безбрежного пути,

И шепчем мы с тоской глубокой:

«Отчизна милая, - прости!»

В 1920 году Бехтеев покинул Россию и поселился в Югославии.

Лейтмотивом творчества 20-х годов становится убежденность в возрождении России.

Чувства поэта нашли отражение в стихах «Немногим» (1921):

«Блажен, кто в дни борьбы мятежной,

В дни общей мерзости людской,

Остался с чистой, белоснежной,

Неопороченной душой».

« К таким немногим относился и сам поэт. В 1929 году Бехтеев переезжает во Францию, где до последних дней служит ктитором Храма во имя Державной иконы Божией Матери в Ницце.

В Ницце, вышла скромная книжка Бехтеева «Два письма. Роман в стихах», а затем «Царский гусляр» (1934). Но итоговой, вне всякого сомнения, стала книга стихов «Святая Русь» (1949)

«Где ты, кроткая, православная,

Наша матушка-Русь широкая,

Меж сестер славян сестра главная,

Светлокурая, синеокая..?»

Похоронен на русском кладбище Кокад.

На могильной плите на русском кладбище можно прочесть: «Сергей Бехтеев. Корнет, лицеист Императорского Александровского лицея 59 курса, царский поэт и офицер Белой армии».

Время все расставляет по своим местам.

Шелуха отпадает и превращается в прах. Но живое слово, за которым стоят честь и достоинство, как зеленая ветвь, пробивается сквозь любые нагромождения лжи и клеветы.

Поэты Белой гвардии возвращаются на Родину своим блистательным творчеством.

Они возвращаются к нам на века и уже никогда не уйдут из наших сердец.

Творчество Сергея Бехтеева вспыхнуло ярко, как костер, затем оно было почти забыто, но вновь, как искра от этого большого и жаркого костра, вспыхнул в людях интерес к русскому поэту. вероятно, в этом его судьба - сохранить искру для нового костра.

Я твердо верю – Русь Святая,

Как феникс, встанет из огня,

И вновь воскреснет жизнь былая

В лучах блистательного дня.

В России, в Свято-Успенском мужском монастыре торжественно открыта памятная доска в честь известного поэта-монархиста начала XX века, уроженца Орловской губернии, Сергея Сергеевича Бехтеева.


Увековечивание имени Бехтеева:

В Липецке есть улица Бехтеева.

В г. Задонске Липецкой области одна из новых улиц будет названа улицей Бехтеева

В Воронеже создан благотворительный Бехтеевский фонд. Проводятся регулярно Бехтеевские Чтения.

В Елецком Государственном Университете им. И. А. Бунина ежегодно проводятся научно-практические конференции, посвященные изучению жизни и творчества поэта Сергея Бехтеева.

Режиссёром Анной Москвиной по сценарию Владимира Невяровича создан документальный фильм «Под Небом благородной Сербии», посвящённый пребыванию Сергея Бехтеева в Югославии.

______________________________________________________