Что объединяет 1949 и 1953. Задания для повторения


1. Речь какого политического деятеля считается точной отсчета Холодной войны?

1. И.В. Сталин

2. У. Черчилль

3. Ф. Рузвельт

4. Н. Хрущев


2. Кем бы Уинстон Черчилль?

1. Министр Великобритании

2. Премьер-министр Великобритании

3. Президент США

4. Секретарь КПСС


3.Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.?

1. проведение экономических реформ в промышленности

2. проведение полетов в космос на пилотируемых кораблях

3. первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы

4 ввод советских войск в другие страны


4. Какое событие произошло раньше остальных:

1. Потсдамская конференция

2. испытание СССР первой ядерной бомбы

3. создание министерств вместо наркоматов

4. Создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)


5. Какой город во время Холодной войны был разделен на 2 части?

1. Москва

2. Нью-Йорк

3. Берлин

4. Вашингтон


6. «Железный занавес» -это:

  • стена, отделявшая Восточный Берлин от Западного
  • пограничная система стран социализма
  • раскол мира на два враждебных лагеря
  • трудности обмена со странами «третьего мира»

7. В 1945 году ядерное оружие было только у:

  • СССР
  • Германии

4. Японии


8. Теория мирного сосуществования принадлежит...

  • Н.С. Хрущеву
  • Л. И. Брежневу
  • И. В. Сталину
  • М.С Горбачеву

9. В результате Карибского кризиса произошло разоружение баллистических ракет со стран...

  • Кубы и Европы
  • Африки и Азии
  • Австралии и Индонезии
  • Южной Америки и Африки

10. Первое «неофициальное» военное столкновение СССР и США в эпоху «холодной войны» произошло в:

  • Берлине
  • Вьетнаме
  • Корее
  • Кубе

11. Установите соответствие между событиями, явлениями внешней политики СССР и фамилиями руководителей, с деятельностью которых они связаны.

К каждой позиции первого столбца(буквы) подберите соответствующую позицию второго (цифры) и запишите получившуюся комбинацию цифр

СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ

А) разрыв отношений с Югославией Б) Карибский кризис В) ввод советских войск в Афганистан Г) прекращение гонки вооружений

РУКОВОДИТЕЛИ

1.М.С. Горбачев 2.Л.И. Брежнев 3.И.В. Сталин 4.Н.С. Хрущев 5.Б.Н. Ельцин


12. В какие годы была «поставлена» Берлинская стена и разразился Карибский кризис

1. 1961,1962.

2. 1957, 1964

3.1955, 1960

4. 1964, 1965.


13. Какой ряд дат связан с созданием международных организаций социалистических стран во главе с СССР?

1) 1946 г., 1960 г.

2) 1949 г., 1955 г.

3) 1953 г., 1965 г.

4) 1961 г., 1967 г.



15. Какое событие объединяет этих людей:

Джон Кеннеди, Фидель Кастро, Н.С. Хрущев?


16. О ком идет речь?

Российский физик, академик, один из создателей водородной бомбы в СССР. Общественный деятель, лидер правозащитного движения. Предупреждал о таких угрозах человечеству, как ядерная война, голод, экологическая и демографическая катастрофы, дегуманизация общества, расизм, национализм и террористические режимы. В 1980 г. лишен всех государственных наград, находился в ссылке до 1986 г. Лауреат Нобелевской премии мира.


17. Когда был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе?

  • 1975 г
  • 1979 г
  • 1982 г.
  • 1991 г.

18. В чем выразилась новая расстановка сил в мире после окончания Второй мировой войны?

1. Германия по-прежнему представляла опасность миру;

2. произошло перемещение политического, военного и экономического центра из Европы в США;

3. Европа сохраняла свое лидирующее положение в мире.


19. Какие государства первоначально входили в блок НАТО?

  • Франция
  • Канада
  • Польша
  • Албания
  • Англия
  • Швеция
  • Норвегия.

Вопрос №20

  • Сравните внешнюю политику СССР в 1945-1953 и в 1953-1964 г.г. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
  • Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

11. 3421

14. Холодная война

15. Карибский

16. Сахаров

Вариант 1.

А.1. Одно из важных явлений в социально-экономическом развитии СССР во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. характеризуется понятием:

4) приватизация.

А.2 Определите логику построения ряда и дополните его недостающим элементом – приказ, коллегия, министерство , ... .

1) Совет рабочих и крестьянских депутатов;

2) народный комиссариат;

3) совет народного хозяйства;

4) партийный комитет.

А.3. Причина первого Берлинского кризиса (1948 г.):

1) народное восстание в Восточном Берлине;

2) советская блокада Западного Берлина;

3) недовольство СССР созданием НАТО;

4) строительство Берлинской стены.

А.4. Выдающаяся поэтесса, подвергшаяся в послевоенное время жесткой критике

за « безыдейность»:

1) А. Ахматова;

2) Б. Ахмадулина;

3) В. Инбер;

4) М. Цветаева.

А.5. В период с 1945 по 1952 г.

1) разгромлена антипартийная группа, и др.;

2) в ряде стран к власти при поддержке СССР пришли коммунисты;

3) отраслевые министерства заменены совнархозами;

4) принята новая Конституция СССР.

А.6. Одна из причин кризисного состояния сельского хозяйства СССР в первое послевоенное десятилетие:

1) раздача части колхозных земель в годы войны в индивидуальное пользование;

2) отсутствие заинтересованности колхозников в результатах своего труда;


3) циклическое ухудшение погодных условий;

4) разукрупнение колхозов.

А.7. Начало «холодной войны» было вызвано конфликтами СССР и западных стран:

1) в Корее 3) в Средней Азии

2) на Дальнем Востоке 4) вокруг Кубы

А.8. Какое из перечисленных событий произошло раньше всех других?

1) окончание Второй мировой войны;

4) образование НАТО.

А.9. В каком году был принят план восстановления народного хозяйств в СССР?

1) 1943 г. 2) 1946 г.

3) 1945 г. 4) 1948 г.

А.10. Какое из названных достижений общественной науки и техники относится ко второй половине 1940 – началу 1950-х гг.?

1) появление первых атомных ледоколов;

2) внедрение в производство электронно-вычислительных машин;

3) разработка ракетных систем;

4) первый полет человека в космос.

А.11. Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.?

В) Корейская война;

Г) выступление У. Черчилля в Фултоне.

В.3. Напишите фамилию зарубежного политического деятеля – автора речи, из которой приведен отрывок:

«От Штеттина на Балтике до Триеста в Адриатике железный занавес протянулся поперек континента. По ту сторону воображаемой линии все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы... находятся в том, что я должен называть советской сферой, и все подчинено, в той или иной форме, не только советскому влиянию, но очень сильному и, во многих случаях, чрезвычайно сильному контролю Москвы... Коммунистические партии, которые были очень небольшие во всех восточных государствах Европы, дорвались до власти повсюду и получили неограниченный тоталитарный контроль. Полицейские правительства преобладают почти в каждом случае...».

Ответ: ___________________.

В.4. Прочтите фрагмент из воспоминаний (1990 г.). Какое событие нашло отражение в приведенном отрывке?

«Для решения поставленной задачи по всей стране был создан целый архипелаг институтов... Здесь собрали тысячи уцелевших после войны и репрессий высококвалифицированных ученых, конструкторов, инженеров, организаторов производства. Высшим руководителем был бывший нарком боеприпасов Борис Львович Ванников..., главным научным руководителем – Игорь Васильевич Курчатов. Все были воодушевлены сверхзадачей – восстановить мировое равновесие, обеспечить безопасность страны... Восторг по поводу первого успешного испытания был огромный. Все обнимались друг с другом, даже с Берией... Берия для всех, и для нас в том числе, был вторым человеком в стране и пользовался огромным авторитетом ... за два года, с 1947 по 1949-й, создали…».


Ответ: ___________________.

В.5. Прочтите отрывок из выступления секретаря ЦК ВКП(б) перед деятелями советской музыки в 1948 г. и укажите, кто из композиторов был обвинен в отходе от названных задач советской музыки.

«У советских композиторов две в высшей степени ответственные задачи. Главная из них – развивать и совершенствовать советскую музыку. Другая задача состоит в том, чтобы отстаивать советскую музыку от проникновения в нее элементов буржуазного распада. Не надо забывать, что СССР является сейчас подлинным хранителем общечеловеческой цивилизации и культуры против распада и разложения культуры».

Текст к заданиям С.1. – С.3.

Из секретной докладной записки начальника управления МГБ по Хабаровскому краю министру госбезопасности.

«При... земельной обеспеченности, высоком уровне механизации, сравнительно плодородных почвах и благоприятных климатических условиях сельское хозяйство в колхозах Хабаровского края должно успешно развиваться. В действительности же этого на деле не происходит, особенно за последние годы. Посевные площади колхозов в 1947 г. еще не достигли довоенного уровня... Колхозы края все еще продолжают собирать весьма низкие урожаи по всем культурам. Так... если средняя урожайность зерновых культур в 1940 г. составляла 11,6 ц с гектара, то в... 1946 г. упала до 4,1 ц... Всего же в 1947 г. колхозы недодали государству 24,5 тыс. тонн хлеба... что составляет 28% по отношению к... плану хлебозаготовок. <...> Основная масса колхозников получила менее 500 граммов зерна на трудодень. Около половины колхозников выдали... менее 300 граммов, тогда как в 1940 г. свыше половины колхозников выдали на трудодень от 1 до 5 кг хлеба... В погоне за мнимым выполнением и перевыполнением плана госпоставок со стороны местных партийных и советских органов... применялись недопустимые меры принуждения для вывозки и сдачи на склады... семенного зерна. В ряде колхозов... 15-процентный аванс на трудодни не выдавался, а весь хлеб вывозили на элеваторы. Планы сдачи хлеба государству... в 1947 г. по несколько раз изменялись в ходе выполнения госпоставок в сторону их увеличения... Так, председатель колхоза «Красный уссуриец» заявил: «Никакой разницы между условиями жизни в нашем колхозе и условиями жизни заключенного в тюрьме я не вижу».

С.1. Под каким названием вошел в историю описываемый в записке период? Укажите его хронологические рамки и фамилию руководителя СССР.

С.2. Какие явления в жизни колхозов отмечает автор? В чем он видит причины тяжелого положения в сельском хозяйстве края, непосредственно не пострадавшего от войны?

С.3. Почему записка была секретной? О каких характерных чертах политики государства в этот период можно судить по отрывку?

Контрольная работа по теме: «Советский Союз в послевоенный период»

Вариант 2.

А.1. Одно из важных явлений в социально-политическом развитии СССР во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. характеризуется понятием:

1) борьба с космополитизмом 3) демократизация

2) децентрализация 4) раскулачивание

А.2. Что из названного является следствием начала «холодной войны»?

1) разрыв дипломатических отношений СССР с западными странами;

2) конфликт СССР с Китаем;

3) советско-югославский конфликт;

4) гонка вооружений.

А.3. Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий (гражданина СССР) и укажите, где могли происходить эти события.

«Американцы бросили на бомбардировку стратегических мостов через реку Ялуцзян 48 своих «Крепостей» под прикрытием 80 истребителей. «Крепости» – так мы звали американские стратегические бомбардировщики Б-29 «Суперфортресс»... Это огромная машина, способная нести больше 9 тонн бомб и полторы дюжины крупнокалиберных пулеметов. Хотя американцы имели трехкратный численный перевес, бой 12 апреля обернулся для них полным разгромом. Никогда не забуду тот день. Я был в ударной группе. Подбил «Крепость» первой же очередью, метров с восьмисот, потом прорвался через заградительный огонь и вторую очередь всадил в упор, так что только клочья полетели. Экипаж выбросился с парашютами, их там человек десять было, не меньше... Тут на нас навалились истребители прикрытия, и завертелась карусель...»

1) Югославия 2) Корея 3) Китай 4) Германия

А.4. В 1952 г.

1) вышло постановление «О журналах "Звезда" и "Ленинград"»;

2) началась «холодная война»;

3) состоялся XIX съезд КПСС;

4) произошел раскол Германии.

А.5. Период 1945-1953 гг. характеризует(-ют):

1) некоторое расширение свободы слова и печати;

2) открытая внутрипартийная борьба;

3) восстановление промышленности страны;

4) успехи в развитии сельского хозяйства.

А.6. Правящий слой административно-командной системы управления, утверждавшийся органами партийного руководства, получил в СССР название:

1) геронтократия 2) номенклатура 3) бюрократия 4) структура

А.7. Причина начала «холодной войны»:

1) идеологическое противостояние Запада и Востока;

2) революция на Кубе и Карийский кризис;

3) испытание СССР атомного оружия;

4) создание НАТО.

А.8. Советский ученый, создатель советской атомной бомбы:

3) СП. Королев;

А.9. Какие из перечисленных стран стали сателлитами (неравноправными союзниками) СССР к началу 1950-х гг.?

А) Венгрия Б) Турция В) Греция Г) Австрия Д) Польша Е) ГДР

Укажите верный ответ.

1) АБД 2) АВД 3) АДЕ 4) ВГЕ

А.10. Одна из причин быстрого восстановления промышленности СССР в послевоенный период:

1) повышенное внимание к производству потребительских товаров;

2) получение от Германии репараций и передовых технологий;

3) использование рыночных механизмов регулирования;

4) получение кредитов западных государств.

А.11. Какое из перечисленных событий произошло в СССР раньше всех других?

1) принятие партийного постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград»;

2) испытание ядерной бомбы;

3) отставка со всех руководящих постов;

4) возникновение движения диссидентов.

В.1. Расположите в хронологической последовательности события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу .

А) Переименование ВКП(б) в Коммунистическую партию Советского Союза;

Б) Аресты по «Ленинградскому делу»;

В) Принят четвертый пятилетний план;

Г) Испытание ядерной бомбы.

В.2.Установите соответствие между странами и характеристикой их положения в начале 1950-х гг. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СТРАНЫ

А) Румыния

Б) Финляндия

В) Югославия

Г) Италия

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) копирование советского опыта при остром конфликте с СССР;

2) внешнеполитическая зависимость от США при сохранении демократии и рынка;

3) зависимое от СССР государство, копирующее советское устройство;

4) ликвидация национального суверенитета, превращение государства в колонию СССР;

5) внешнеполитическая зависимость от СССР при сохранении демократии и рынка.

В.3. Прочтите отрывок из воспоминаний С. Берии и укажите, какой вид вооружений впервые был испытан во время описываемых событий.

«...В августе 1949 г. я сам присутствовал при взрыве... так что обо всем знаю не понаслышке... Сообщение ушло в Москву прямо... с полигона, а несколько позднее Сталин попросил отца пригласить к нему и его ближайших помощников... Все получили колоссальное материальное вознаграждение... И это, заметьте, в условиях всеобщей послевоенной бедности».

В.4. Прочтите отрывок из постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «Об антипартийных действиях члена ЦК ВКП(б) т. т. и » и укажите, с каким политическим процессом связан этот документ.

«Политбюро ЦК ВКП(б) считает, что отмеченные выше противогосударственные действия явились следствием того, что у т. т. Кузнецова, Вознесенского, Родионова, Попкова имеется нездоровый, небольшевистский уклон, выражающийся в демагогическом заигрывании с... организацией, охаивание ЦК ВКП(б), который якобы не помогает ей...».

Ответ: ________________________.

В.5. Прочтите отрывок из книги и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.

«Постоянная «тайна» (его) воздействия на общественное сознание заключалась в поддержании непрерывного напряжения в обществе. Обстановка потенциально возможной «гражданской войны», а точнее, конкретной борьбы с «врагами народа », «шпионами», «маловерами», «космополитами», «перерожденцами», «вредителями» создавала атмосферу, где его указания и призывы к бдительности народа падали на благодатную почву».

Ответ: ________________________.

Текст к заданиям С.1. – С.3.

Прочтите фрагменты Постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» и ответьте на вопросы.

«... изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами». «…..является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, – "искусства для искусства", не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе... Советский строй не может терпеть воспитания молодежи в духе безразличия к советской политике, в духе наплевизма и безыдейности...».

С.3. Какова цель мер, проводимых партийным руководством в области культуры послевоенной поры?

Ответы Контрольная работа

5-8 января - Экономическое совещание представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии; решение о создании СЭВ.
***
5 января 1949 года на совещании руководителей социалистических стран в Софии было принято решение о создании Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Первоначально договор о создании этой организации в январе 1949 года подписали представители правительств Советского Союза и только вставших на путь строительства социализма Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии. В начале февраля в СЭВ вступила Народная Республика Албания. Впоследствии, по мере укрепления содружества стран социализма, в СЭВ вступили ГДР (1950 г.), Монголия (1962 г.), Республика Куба (1972 г.). Наконец, вскоре после исторического разгрома американских оккупантов и их южновьетнамских пособников к работе СЭВ в 1978 году подключилась уже единая Социалистическая Республика Вьетнам.

К сожалению, в истории СЭВ были и потери. В условиях авантюристической политики, проводимой Хрущёвым и приведшей к резкому ухудшению отношений Советского Союза и других социалистических стран с Компартией Китая и Китайской Народной Республикой, албанские коммунисты заняли твёрдую позицию неприятия нападок на И.В. Сталина и поддержали в этом вопросе китайское руководство. С 1961 года, когда антисталинские действия Хрущёва приобрели совершенно разнузданный характер, Албания, формально продолжавшая входить в СЭВ, в знак протеста фактически прекратила участие в его деятельности. Таким образом, реально с конца 1970-х годов Совет Экономической Взаимопомощи объединял 10 социалистических стран Европы, Азии и Латинской Америки.

В основу его деятельности были положены разработанные после войны под личным руководством Сталина невиданные ранее в истории человечества принципы межгосударственных экономических отношений – принципы социалистического интернационализма, равенства, дружбы и взаимной помощи. В экономическом сотрудничестве стран СЭВ были в полной мере реализованы преимущества социализма как общественного строя, развивающегося на научной основе: планомерный характер развития общества, долгосрочное и перспективное планирование как общехозяйственного, так и отраслевого развития, государственный контроль за ценообразованием, целенаправленная инвестиционная политика. Национальные экономические комплексы стран СЭВ во всё большей мере развивались по согласованным долгосрочным программам.

Всё это не замедлило сказаться на общих результатах развития социалистических стран, входивших в состав СЭВ. Так, за 35 лет, с 1950 по 1985 год (то есть до начала так называемой перестройки), национальный доход этих стран увеличился более чем в 13 раз, а объём промышленного производства - более чем в 22,5 раза. Это означало, что средние темпы роста национального дохода в странах социалистического содружества были в три раза, а промышленного производства - в четыре раза выше, чем в развитых капиталистических государствах.

Не менее важен качественный результат социалистической экономической интеграции. Так, к середине 1980-х годов на страны СЭВ в целом приходилось более 1/3 мирового производства продукции машиностроения. Но и это ещё не всё. Социалистическая интеграция, заложенная И.В. Сталиным, способствовала не только изменению облика целых стран - она изменила самоощущение народов. Один из самых ярких примеров - Республика Куба. За короткий период, всего менее чем за 15 лет, прошедших с момента присоединения страны к СЭВ до начала развальной горбачёвской «перестройки», объём ВВП на острове Свободы увеличился в 2,6 раза, валовое производство промышленности возросло в 2,4 раза. Это, кстати, в основном и способствовало тому, что Куба смогла выжить в тяжелейший период после 1991 года, когда сначала Горбачёв, а потом и Ельцин сознательно, в угоду США, на долгие годы фактически прервали с ней экономические отношения. Но главное то, что интеграция с братскими странами социализма помогла Кубе не просто нарастить, а структурно изменить свою промышленность, заложить основы наукоёмкого производства, особенно в области медицинской техники, технологий и лекарственных препаратов. Объём капитальных вложений, в том числе в наиболее передовые отрасли экономики, вырос на Кубе в 4,3 раза. По недавнему признанию даже официальной правительственной «Российской газеты», «сегодня на Кубе производят уникальные лекарства, которым нет равных в лечении онкологических заболеваний». И уж с этим фактом не рискнёт поспорить ни один противник социализма.

После контрреволюций в восточноевропейских странах-членах СЭВ в конце 80-х их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы, взяв курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы.

28 июня 1991 года в Будапеште страны-члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия на 46-м заседании сессии Совета подписали Протокол о расформировании организации. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.

24.1. Курировал со стороны высшего руководства СССР создание советской атомной бомбы…

а) Н.С. Хрущев

б) Л.П. Берия

в) В.М. Молотов

г) Г.М. Маленков

д) И.В. Сталин

24.2. Репрессии, проведенные по так называемому «ленинградскому делу» в конце 1940-х – начале 1950-х гг., затронули

а) сторонников Л.Д. Троцкого

б) лидеров иностранных компартий

в) представителей высшего руководства армии

г) работников партийно-государственного аппарата

д) деятелей культуры и искусства

24.3. Экономические реформы в СССР во второй половине 1960-х гг. связаны с именем…

а) А.Н. Косыгина

б) Л.П. Берия

в) Н.С. Хрущев

г) Г.М. Маленкова

д) Ю.В. Андропова

24.4. Что объединяет даты: 1949 и 1953 гг.?

а) проведение экономических реформ в промышленности

б) рубежные даты этапов в освоении космоса

в) ввод советских войск в Польшу и ГДР

г) первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы

д) смерть И.В. Сталина и приход к власти Н.С. Хрущева

24.5. Кто из нижеперечисленных государственных деятелей участвовал во внутрипартийной борьбе за высшую власть в СССР после смерти И.В. Сталина?

а) Г.М. Маленков

б) А.А. Жданов

в) А.А. Громыко

г) А.Н. Косыгин

д) А.А. Кузнецов

24.6. Какое новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977 г.?

а) осуждение культа личности Сталина

б) построение за двадцать лет коммунистического общества

в) введение принципа разделения властей

г) построение в СССР развитого социалистического общества

д) введение альтернативных выборов

24.7. Что было одной из причин возврата к довоенному варианту развития экономической системы в СССР после Великой Отечественной войны?

а) осложнение международной обстановки, начало «холодной войны»

б) задача приоритетного развития сельского хозяйства

в) активизация национальных движений во всех республиках СССР

г) необходимость повышения жизненного уровня населения

д) рост социальной напряженности в обществе

24.8. Какое событие произошло в СССР в период хрущевской «оттепели»?

а) открытие движения по Байкало-Амурской магистрали

б) строительство Днепрогэса

в) осуществление первого полета человека в космос

г) строительство Магнитогорского металлургического комбината

д) ввод советских войск в Афганистан

24.9. Какой документ установил официальные пределы критики культа личности Сталина?

а) Постановление ЦК КПСС «О культе личности и его последствиях»

б) Программа КПСС, принятая на XX съезде КПСС

в) Резолюция XXI съезда КПСС

г) Резолюция XXII съезда КПСС.

д) доклад Хрущева на закрытом пленуме ЦК КПСС

24.10.В 1946 г. как «представительница чуждой, пустой, безыдейной поэзии» была исключена из Союза писателей и лишена продовольственных карточек поэтесса «серебряного века»…

а) А.А. Ахматова

б) А.Л. Барто

в) В.И. Мухина

г) Г.Е. Николаева.

д) М.И. Цветаева

24.11. В 1953 г. возглавил заговор с целью отстранения Берии от власти секретаря ЦК КПСС…

а) А.И. Микоян

б) Н.С. Хрущев

в) К.Е. Ворошилов

г) Г.М. Маленков

д) Л.М. Каганович

24.12. Этот партийный руководитель в 1956 г. был послом в Венгрии, в 70-х - начале 80-х гг. занимал пост председателя КГБ и был одним из тех, кто принимал решение о вводе советских войск в Афганистан. Став Генеральным секретарем ЦК КПСС, он воспринимался соотечественниками как «маятник надежды».

а) Л.И. Брежнев

б) Б.Н. Ельцин

в) Ю.В. Андропов

г) М.С. Горбачев

д) К.У. Черненко

24.13. Какое событие считают условной датой начала «холодной войны»?

а) испытание первой советской атомной бомбы в 1949 г.

б) начало войны в Корее в 1950 г.

в) начало реализации «плана Маршалла» в 1947 г.

г) атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки в 1945 г.

д) речь экс-премьер министра Великобритании в Фултоне в 1946 г.

24.14. «Организация варшавского договора» объединяла…

а) СССР, США и другие страны в деле борьбы с международным терроризмом

б) благотворительные фонды помощи посткоммунистическим странам

в) экономически развитые страны центральной Европы

г) страны-союзницы СССР во время «холодной войны»

д) политиков, борющихся за сохранение мира в Европе

24.15. Отраслью экономики СССР, дающей наибольшие доходы бюджету, во время правления Л.И. Брежнева становится…

а) сельское хозяйство

б) нефте-газовая промышленность

в) военная промышленность

г) легкая промышленность

д) жилищно-коммунальное хозяйство

24.16. Снятие Г.М. Маленкова с руководящих постов в 1955 г. было обусловлено тем, что он…

а) потерпел поражение в аппаратной борьбе за власть

б) готовил новую волну репрессий

в) не справился с руководством страной

г) был виноват в массовых репрессиях прежних лет

д) сам отказался от власти по состоянию здоровья

24.17. Послевоенное идеологическое наступление на интеллигенцию называют…

а) «бериевщина»

б) «сталинизм»

в) «хрущевская оттепель»

г) «микояновщина»

д) «ждановщина»

24.18. Руководитель партии и страны, развенчавший культ личности Сталина и начавший процесс демократизации социально-политического строя и либерализации режима…

а) Ю.В. Андропов

б)Л.П. Берия

в) Г.М. Маленков

г)Н.С. Хрущев

д) Л.И. Брежнев

24.19. Какое событие произошло позже остальных?

а) создание Организации Варшавского договора

б) война в Корее

в) ввод советских войск в Афганистан

г) Карибский кризис

д) возведение «Берлинской стены»

Напишите фамилии государственных деятелей, которым принадлежат приведенные высказывания, или названия документов, из которых приведен текст.

· «Я поднимаю тост за людей простых, обычных, скромных, за «винтики», которые дер­жат в состоянии активности наш великий государственный механизм... Это люди, ко­торые держат нас, как основание держит вершину».

· «Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населе­ния».

· «В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социа­лизм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидатель­ные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни... Коммуни­стическая партия Советского Союза является ядром политической системы».

· «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».

4. Работа с историческими источниками

4.1. Прочтите отрывки из секретной инструкции Председателя Комитета по делам ис­кусств при Совете Министров СССР (I) и из письма выдающегося ученого П.Л. Капи­цы И.В. Сталину (II), относящиеся к 1952 г. Ответьте на поставленные вопросы.

I. «Произведения искусства (драматургия всех жанров и форм, музыкальные, музы­кально-вокальные и разговорного жанра произведения для эстрады, цирка, художест­венной самодеятельности, живопись, графика, скульптура, тиражируемая фотопро­дукция, запись на грампластинку) могут публично исполняться, демонстрироваться и выпускаться в свет лишь при условии, если они разрешены (соответствующими) орга­нами».

II. «Судьба моих предложений в области электроники больших мощностей уже сейчас во всем напоминает судьбу всех прочих принципиально новых направлений в технике, которые у нас рождались. За эти пять лет, как я выдвинул эти предложения, только пытаются вызвать к ним скептическое отношение и почти не помогали их развитию. Не трудно предсказать, что если у нас ничего не изменится в отношении к науке, то по-настоящему эти идеи в области электроники начнут у нас развиваться только после того, как их осуществят за рубежом».

1) Что объединяет содержание этих двух отрывков?

2) Как называется направление государственной деятельности, описанное в первом тексте?

3) Какие другие научные направления в описываемый период испытывали такие же трудности, как и те, о которых идет речь во втором отрывке?

4.2. Прочтите отрывки, характеризующие политических деятелей СССР второй половины XX века и напишите их фамилии.

Из книги историка Д.А. Волкогонова



«Достигнув апогея своего могущества, он не мог не понимать, что обязан не просто стечению обстоятельств, бесспорности идеи, но прежде всего выбранной методологии. Вся она - в вечной борьбе. Неважно, какая она: борьба с фракциями.., с космополи­тами и множеством других «крепостей», которые должны «взять большевики». В ко­нечном счете, лично для него, «вождя», такая борьба - это его самоутверждение, уве­ковечение, обожествление».

Из статьи современного историка

«После смещения Хрущева высший партийно-государственный аппарат уже не хотел слишком сильного лидера. Эти люди хотели более спокойной жизни... стабильности в своем положении и уверенности в будущем... (Их) вполне устраивал именно слабый и доброжелательный руководитель, не обладавший ни сильным интеллектом, ни силь­ной волей. Эта жажда стабильности и выдвинутый (им) лозунг «стабильности» полно­стью совпадали».

Ответ: _________________________________________

«Будучи сам продуктом определенной эпохи, социальной и политической среды, (он) хотел преодолеть ее законы, разрушить ее во многом теми же методами. Сломать бю­рократию, действуя бюрократически. Развенчать культ личности Сталина, не отказы­ваясь от создания собственного культа, хотя и без массовых репрессий, но тоже доста­точно откровенно».

Ответ: ___________________________________________

Задания в формате ГИА

1. Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.?

1) проведение экономических реформ в промышленности

2) проведение полетов в космос на пилотируемых кораблях



3) принятие Конституции СССР

4) первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы

2. Какое из перечисленных ниже событий произошло раньше всех других?

1) окончание Второй мировой войны 2) Потсдамская конференция

3) начало войны в Корее 4) создание СЭВ

3. Какое из названных событий 1940-1950-х гг. произошло раньше всех других?

1) арест и казнь Л.П. Берии 2) XX съезд КПСС

3) денежная реформа 4) «Ленинградское дело»

4. Какое из названных событий произошло в СССР позже всех других?

1) отставка Н.С. Хрущева со всех постов

2) упразднение Государственного Комитета Обороны

3) принятие Конституции «развитого социализма»

4) принятие программы построения коммунизма за 20 лет

5. Какая сфера народного хозяйства в первые годы после Великой Отечественной войны развивалась наиболее быстрыми темпами?

1) сельское хозяйство 2) тяжелая промышленность

3) социальная сфера 4) легкая промышленность

6. Кто из писателей, поэтов подвергался критике «за безыдейность» в постановлении ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»?

1) А.А. Фадеев, К.М. Симонов

2) М.А. Шолохов, А.Т. Твардовский

3) М.М. Зощенко, А.А. Ахматова

4) СВ. Михалков, Б.Л. Пастернак

7. Кто был руководителем группы ученых, создавших атомное оружие в СССР?

1) П.Л. Капица 2) СП. Королев 3)И.В. Курчатов 4) Н.Н. Семенов

8. Имя какого государственного деятеля связано с внутрипартийной борьбой за высшую власть в СССР после смерти И.В. Сталина

1) А.А. Громыко 3) Г.М. Маленков2) А.А. Жданов 4) А.Н. Косыгин

9. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой был подписан, когда руководителем СССР был

1) И.В. Сталин 2)Л.И. Брежнев 3) Н.С. Хрущев 4) М.С. Горбачев

10. В 1970-е гг. СССР участвовал в подписании

1) договора с США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

2) соглашения о создании Организации Варшавского договора

3) договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой

4) Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

11. Какое из понятий относится к первым годам после Великой Отечественной войны?

1) либерализация цен 2) карточная система 3) банкротство 4) инфляция

12. Появление понятия «холодная война» относится к периоду, когда руководителем
СССР был

1) И.В. Сталин 2) Н.С. Хрущев 3) Л.И. Брежнев 4)Ю.В. Андропов

13. Что было одним из проявлений «оттепели» в духовно-культурной жизни СССР?

1) прекращение идеологического давления на деятелей культуры

2) отмена государственной цензуры

3) возможность развития всех направлений искусства

4) публикация произведений о заключенных ГУЛАГа

14. XX съезд КПСС (1956 г.) обосновал и закрепил положение о

1) необходимости мирного сосуществования двух противоположных систем

2) переходе к политике гласности

3) переходе к рыночным отношениям

4) необходимости принятия нового десятилетнего плана

15. Какое новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977 г.?

1) осуждение культа личности И.В. Сталина

2) построения за двадцать лет коммунистического общества

3) введение принципа разделения властей

4) утверждения в СССР развитого социализма

16. Что послужило причиной отказа СССР от принятия «плана Маршалла» после окончания Второй мировой войны?

1) надежда на помощь стран Восточной Европы

2) расчет на помощь стран «третьего мира»

3) опасение оказаться в экономической и политической зависимости от США

4) расчет на восстановление экономики с помощью «нефтедолларов»

17. Какие из названных фамилий принадлежат деятелям культуры второй половины XX века?

A) И.А. Бунин

Б) А.И. Куприн

B) С.Ф. Бондарчук

Г) М. Горький

Д) Б.Ш. Окуджава

Е) А.А. Вознесенский ~

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) АБГ 3) АГЕ 4) ВДЕ

Задания части 2(B)

18. Установите соответствие между событиями и годами

А Б В Г

21. Прочтите отрывок из книги Д.А. Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.

«Постоянная тайна (его) воздействия на общественное сознание заключалась в под­держании непрерывного напряжения в обществе. Обстановка потенциально возможной «гражданской войны», а точнее конкретной борьбы с «врагами народа», «шпионами», «маловерами», «космополитами», «перерожденцами», «вредителями» создавала атмо­сферу, где его указания и призывы к бдительности всегда падали на благоприятную почву».

Ответ: _________________________

22. Прочтите отрывок из воспоминаний СЛ. Берии и укажите, какой вид вооружений впервые был испытан во время описываемых событий.

«В августе 1949 г. я сам присутствовал при взрыве... так что обо всем знаю не пона­слышке... Сообщение ушло в Москву прямо... с полигона, а несколько позднее Сталин попросил отца пригласить к нему И.В. Курчатова и его ближайших помощников... Все получили колоссальное материальное вознаграждение... И это, заметьте, в условиях всеобщей послевоенной бедности».

Ответ: __________________________.

23. Прочтите отрывок из послания президента США, адресованного руководителю СССР, и напишите фамилию этого советского руководителя.

«Уважаемый г-н Председатель, ...Я пришел к выводу, что ключевые элементы... заключаются в следующем: Вы согласитесь устранить эти виды оружия с Кубы под надлежащим наблюдением и надзором ООН и принять обязательство... прекратить дальнейшую доставку таких ви­дов оружия на Кубу.

Мы, с нашей стороны, согласимся... а) быстро отменить меры карантина, применяю­щиеся в настоящий момент, и б) дать заверение об отказе от вторжения на Кубу...».

Ответ: _________________________.

24. Прочтите отрывок из заявления ТАСС и напишите фамилию руководителя СССР, при котором было сделано данное заявление.

«Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества.

Братские страны твердо и решительно противопоставляют любой угрозе свою неруши­мую солидарность. Никогда и никому не будет позволено вырвать ни одного звена из содружества социалистических стран».

Ответ: ____________________________.

Задания части 3(C)

C1. Назовите причины быстрого восстановления во второй половине 1940-х гг. разрушен­ного войной хозяйства СССР. Приведите не менее трех примеров восстановленных и вновь построенных объектов.

C2. Назовите основные черты общественно-политической жизни СССР в 1965-1985 гг. Приведите не менее трех примеров событий, отражающих эти черты.

C3. Ниже приведены две точки зрения на выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС:

1. Доклад Н.С. Хрущева с разоблачением культа личности И.В. Сталина был преда­тельским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом.

2. Доклад Н.С. Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим преобра­зованиям в СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется наиболее предпочти­тельной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргу­ментами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР в общественном сознании су­ществовало убеждение, что политический режим должен быть смягчен, страна должна развиваться по демократическому пути, без всеохватывающего давления государства, без репрессий.

По какому пути стала развиваться общественно-политическая жизнь СССР? (Укажите не менее двух направлений.