Что я понимаю под личностью безопасного типа. Личность безопасного типа поведения

Мальцев В.В., Мальцев А.Ф. аспиранты кафедры безопасность жизнедеятельности

«Образующие» личности – этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство, свою аутоидентичность» . Реальным базисом личности человека является совокупность его, общественных по своей природе, отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей. Имеются в виду именно деятельности субъекта, которые и являются исходными «единицами» психологического анализа личности, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не непосредственно личность. На первый взгляд это положение кажется противоречащим эмпирическим представлениям о личности и, более того, обедняющим их, тем не менее, оно единственно открывает путь к пониманию личности в ее действительной психологической конкретности.

Важный факт заключается в том, что в ходе развития субъекта отдельные его деятельности вступают между собой в иерархические отношения. На уровне личности они отнюдь не образуют простого пучка, лучи которого имеют свой источник и центр в субъекте. Представление о связях между деятельностями как о коренящихся в единстве и целостности их субъекта является оправданным лишь на уровне индивида. На этом уровне (у животного, у младенца) состав деятельностей и их взаимосвязи непосредственно определяются свойствами субъекта – общими и индивидуальными, врожденными и приобретенными прижизненно. Например, изменение избирательности и смена деятельности находятся в прямой зависимости от текущих состояний потребностей организма, от изменения его биологических доминант. Другое дело – иерархические отношения деятельностей, которые характеризуют личность. Их особенностью является их «отвязанность» от состояний организма. Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности. Иначе говоря, «узлы», соединяющие отдельные деятельности, завязываются не действием биологических или духовных сил субъекта, которые лежат в нем самом, а завязываются они в той системе отношений, в которые вступает субъект. Наблюдение обнаруживает те первые «узлы», с образования которых у ребенка начинается самый ранний этап формирования личности. Личность формируется во взаимодействии, в которое человек вступает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, в осуществляемой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется. Поэтому-то такое фундаментальное значение для психологии приобретает деятельность человека.

Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и соответственно развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Явления такого перерастания хорошо известны и постоянно описываются в литературе по возрастной психологии, хотя и в других терминах; они-то и образуют так называемые кризисы развития – кризис трех лет, семи лет, подросткового периода, как и гораздо меньше изученные кризисы зрелости. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в безличные операции. Внутренние движущие силы этого процесса лежат в исходной двойственности связей субъекта с миром, в их двоякой опосредованности – предметной деятельностью и общением. Ее развертывание порождает не только двойственность мотивации действий, но благодаря этому также и соподчинения их, зависящие от открывающихся перед субъектом объективных отношений, в которые он вступает. Развитие и умножение этих особых по своей природе соподчинений, возникающих только в условиях жизни человека в обществе, занимает длительный период, который может быть назван этапом стихийного, не направляемого самосознанием складывания личности. На этом этапе, продолжающемся вплоть до подросткового возраста, процесс формирования личности, однако, не заканчивается, он только подготавливает рождение сознающей себя личности.

В педагогической и психологической литературе постоянно указывается то младший дошкольный, то подростковый возрасты как переломные в этом отношении. Личность действительно рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий (вспомним феномен «горькой конфеты» и подобные ему), второй раз – когда возникает его сознательная личность. В последнем случае имеется в виду какая-то особая перестройка сознания. Возникает задача – понять необходимость этой перестройки и то, в чем именно она состоит. В движении индивидуального сознания, описанном раньше как процесс взаимопереходов непосредственно-чувственных содержаний и значений, приобретающих в зависимости от мотивов деятельности тот или иной смысл, теперь открывается движение еще в одном измерении. Если описанное раньше движение образно представить себе как движение в горизонтальной плоскости, то это новое движение происходит как бы по вертикали. Оно заключается в соотнесении мотивов друг с другом: некоторые занимают место подчиняющих себе другие и как бы возвышаются над ними, некоторые, наоборот, опускаются до положения подчиненных или даже вовсе утрачивают свою смыслообразующую функцию. Становление этого движения и выражает собой становление связной системы личностных смыслов – становление личности.

Однозначно, формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Поэтому, прослеживая последовательные его сечения, как правило, замечаются лишь отдельные сдвиги. Но если взглянуть на него как бы с некоторого удаления, то переход, знаменующий собой подлинное рождение личности, выступает как событие, изменяющее ход всего последующего психического развития.

Знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в неосознаваемых чувственных формах они, по-видимому, существуют и у высших животных. Другое дело – самосознание осознание своего Я. Оно есть результат, продукт становления человека как личности, данный аспект проявляется в действиях во время сложных, либо чрезвычайных ситуаций. Личность, наученная действовать в сложных ситуациях под воздействием страха, в состоянии адаптироваться к нему и психологически чаще выходит победителем из экстремальной ситуации, при этом оказав помощь другим людям. Если ум и воля в какой-то степени подчинены человеку и регулируемые, то эмоции зачастую возникают и действуют на поведение непроизвольно, помимо воли и желаний. Следовательно, можно предположить, что, воздействуя на психику человека специальными методами и средствами, формируя его ум и волю, можно научить его на сознательном уровне понимать и контролировать такую эмоцию, как страх. Этим занимаются все исследователи психики человека. Что нужно знать и уметь делать человеку, чтобы уменьшить чувство страха, растерянности, приобрести уверенность, добиться комфортного состояния при неблагоприятной ситуации? Как бороться с тревогой, скованностью, боязнью, суетливостью, паникой и т. д., то есть спутниками страха?

Содержание личности безопасного типа включает в себя возможности и способности человека удовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценке, что составляет ядро личности. По вышерассмотренным качествам, присущим личности, люди делятся на тех, у кого эти возможности и способности есть, и на тех, у кого они в какой-то степени ограничены. Личность безопасного типа отличается определенным уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизненных ситуациях. «Психологическую устойчивость личности безопасного типа обусловливают стойкие общинно-коллективистские мотивы в поведении; знание окружающего мира; осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе. Психологическая готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасностей, осознанием возможностей уклониться от опасностей; наличием навыка преодоления опасности».

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях. Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность безопасного типа, в социальном аспекте, выражается в активности человека в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореализации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктурой города, общественно-правовых отношений в обществе, общения с другими людьми, своего личного физического развития и выполнения других действий, а именно: служба в армии, взаимоотношения с государственными, административными и правоохранительными органами и др. Михайлов Л.В. определяет, что «основными чертами личности безопасного типа можно назвать: общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина; бережное отношение к окружающему миру; грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности; наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и из самого себя». А «содержание поведения личности безопасного типа определяется наличием трех основных компонентов, единство и реальность которых существенно влияют на приобретения комфортного уровня взаимодействия личности и сред обитания человека: предвидение опасности; уклонение от опасности; преодоление опасности».

Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономность личности – это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Таким образом, общая цель формирования личности безопасного типа должна сводиться не только к выработке навыков и умений, позволяющих правильно строить свое поведение и таким образом снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире, но воспитанию духовности. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности – ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4,2016

А.А. Челтыбашев,

заведующий кафедрой специальных дисциплин Мурманского филиала ФГБОУ ВО СПБу ГПС МЧС РФ, доцент, кандидат педагогических наук E- mail: [email protected]

И.П. Карначёв,

профессор кафедры специальных дисциплин Мурманского филиала ФГБОУ ВО СПБу ГПС МЧС РФ, ведущий научный сотрудник филиала «Научно-исследовательская лаборатория ФБУН Северо-Западного научного центра гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора (Кировск), доктор технических наук

Э.Б. Сусленкова,

директор Мурманского филиала ФГБОУ ВО СПБу ГПС МЧС РФ, доцент кафедры общетехнических дисциплин, кандидат педагогических наук

В статье рассматриваются подходы к определению личности безопасного поведения на основе комплексного анализа литературных источников. Определена характеристика человека являющегося «человеком безопасного типа поведения».

Ключевые слова: безопасное поведение, качества личности, формирование нового человека.

Organizational-pedagogical conditions of formation of human security type of conduct of students through study of "safety"

A.A. Cheltybashev,

associate professor, department of special disciplines of the Murmansk branch of FGBOU in jack-fire Service of EMERCOM of Russia, Ph.D

I.P. Karnachev,

leading researcher of the branch «Cola Research Laboratory SZNTC Hygience and Public Healthy» (Kirovsk), professor of the department of special disciplines of the Murmansk branch of FGBOU in jack-fire EMERCOM of Russia, Dr. Of Sci. (Techn.)

E.B. Suslenkova,

chef of the Murmansk branch of FGBOU in jack-fire Service of EMERCOM of Russia, associate professor, Ph.D.

The article discusses approaches to the definition of safe behavior on the basis of the individual analysis of literary sources. Determined human characteristics are "safe man-like behavior."

Keywords: safe behavior, personality traits, the formation of the new man.

В настоящее время приходится констатировать факт, что безопасность человека начинается с того, что сам человек является активным участником обеспечения своей безопасности и безопасности других людей. Поэтому важнейшей особенностью новых подходов к безопасности XXI века является способность каждого человека действовать в секторе безопасности от имени других людей, а также от своего имени .

Существует обобщённое понятие: «личность безопасного типа поведения» - человек, ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений. Для такой личности характерны поисковая активность, коллективистская мотивация, осознание единства всего живого, понимание своего места в обществе, коллективе, семье, чувство уверенности в собственных силах для решения возникающих проблем, навыки гармоничного общения, стремление помогать другим людям, готовность к сопереживанию, отсутствие страха перед мнимыми угрозами, страданий из-за мелочей и неудобств личной жизни. Это – человек, способный таким образом выстраивать свою жизнь и деятельность, чтобы не наносить ущерба себе, другим людям, окружающему миру, и одновременно способный противостоять угрозам, осуществлять специфическую деятельность по обеспечению безопасности, другими словами, это – человек, овладевший основами культуры безопасности .

По утверждению проф. Л.А. Михайлова, личность безопасного типа поведения должна отличаться гарантирующим безопасность жизнедеятельности уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизненных ситуациях . По его мнению, содержание поведения определяется наличием трех основных компонентов, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия сред обитания для человека, а именно:

  1. предвидение опасности от среды и от собственного «Я» -
  2. избежание влияния опасности - для достижения которого человек должен знать природу возникновения, характер развития опасных ситуаций; знать свои возможности по преодолению опасности; уметь правильно оценить ситуацию и распределить свои силы и возможности на период избежание влияния опасностей;
  3. Исследователи в области безопасности жизнедеятельности указывают на большое количество разнообразных составляющих, присущих «безопасной» личности. На рис. 1 представлена та часть этих составляющих, которая составят, по нашему мнению, структуру личности безопасного типа поведения . Таким образом, основными составляющими модели личности безопасного типа поведения являются: общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина; бережное отношение к окружающему миру; грамотность во всех областях обеспечения безопасности жизнедеятельности; наличие правовых навыков защиты от угроз природы, людей, самому себе, исходящих от внешних источников и от самого себя. В свою очередь безопасное поведение предполагает: предвидение опасности; уклонение от опасности; преодоление опасности; оказание помощи.


Рис. 1 . Компоненты структуры личности безопасного типа поведения

Предвидение опасности как от среды обитания (природной, техногенной, социальной и т.д.), так и от собственного «я» включает правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности), а также ее последствия. Правовая направленность поведения включает в себя организацию и планирование действий по недопущению влияния конкретной опасности, а также создание материальной и духовной базы для оказания помощи пострадавшим.

На основе проведенного нами комплексного анализа литературных источников предлагается определять личность безопасного типа поведения, как - личность, безопасную для себя, окружающих и среды обитания, готовую к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, а в случае необходимости, к защите себя, социума и природы от внешних угроз, основными чертами которой являются: общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина, бережное отношение к окружающему миру, грамотность во всех областях безопасности жизнедеятельности, наличие навыков защиты от угроз, исходящих от внешних источников и самого себя.

Для увеличения количества людей обладающих безопасным типом поведения нами проводились занятия со студентами 1-го курса обучения специальностей «Судебная экспертиза» и «Пожарная безопасность» Мурманского филиала ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС РФ. После проведения данного цикла занятий студенты стали рассматривать опасные ситуации в более широком ракурсе, называя не только ЧС техногенного характера, но и аварийную ситуацию на производстве, нарушение норм охраны труда и т.д. Можно констатировать, что проведение дополнительных занятий способствует формированию личности безопасного типа поведения в большей мере, чем традиционное информирование об опасных ситуациях. Это свидетельствует, что создание специальных условий для формирования личности безопасного типа поведения повышает не только личную безопасность людей, но и способствует формированию потенциально безопасного общества.

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. В ходе проведенного комплексного анализа литературных источников по проблеме исследования определено понятие «личности безопасного типа поведения» и показано, что сформированность данной личности определяется закреплением в сознании основных компонентов, единство и реальность которых обуславливают приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания человека. Такими компонентами являются предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности.

2. Очевидна необходимость применения комплексной работы по формированию личности безопасного типа поведения, и в первую очередь, посредством специального обучения.

Литература:

  1. Лызь Н. А. Безопасность как характеристика личности / Н.А. Лызь, А.В. Непомнящий // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2002. № 5. - С. 138-142.
  2. Маралов В.Г. Психологические особенности взаимосвязи сензитивности к угрозам и потребностей в безопасности у старших школьников и студентов / В.Г. Маралов, Е.Ю. Малышева, О.В. Нифонтова, Е.Л. Перченко, И.А. Табунов // Вестник ЧГУ. 2012. № 3. Т.1. – С. 145 – 150.
  3. Михайлов Л.А. Психолого-педагогические подходы к формированию качеств личности безопасного типа / Л.А. Михайлов, У.З. Ахмадуллин, Е.С. Васильев // Вестник ВЭГУ. 2008. № 1. - С. 103-107.
  4. Челтыбашев А.А. Организационно-педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения у студентов через изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»/ А.А. Челтыбашев, И.П. Карначёв, Е.Ю. Александрова // Безопасность жизнедеятельности. 2016. №9. - С. 55- 63.

Главная цель педагогической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности – формирование и развитие личности безопасного типа поведения (ЛБТП). Именно в школе осуществляется основная подготовка ребенка к самостоятельной жизнедеятельности в рамках общества и государства. Чтобы добиться успеха в процессе обучения и воспитания, а также уметь прогнозировать его результаты, учитель БЖ должен ясно представлять то, что он хочет сформировать. Что же входит в понятие «личность безопасного типа поведения»? Его содержание определяется возможностями и способностями человека удовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценке, что составляет ядро личности. К данной формулировке мы бы добавили – личности, безопасной для окружающих.

Разные люди в различной степени обладают качествами, присущими ЛБТП. В значительной мере это зависит от их врожденных способностей, но свою роль играют и условия существования человека в обществе, а также воспитание и образование. В данной главе ЛБТП рассматривается в двух аспектах – психофизиологическом и социальном, определяются компоненты содержания такого поведения и психолого-педагогические условия его формирования.

Человек в социуме

Человек в силу своей природы получает удовольствие от реализации врожденных программ и генетически заложенных способностей. Смысл его существования – в самореализации. Поэтому высшая ценность цивилизованного общества – свобода личности, не стесняющая свободу других.

Человеческое сообщество как биосоциальная система может устойчиво функционировать в двух режимах: конструктивном и деструктивном.

Конструктивный режим предполагает достижение устойчивого баланса биологических (врожденных программ поведения) и социальных регуляторов (норм права). Он является результатом развития сознания и совершенствования норм культуры. Для цивилизованного общества характерны осознанно выработанные ценности и нормы социального поведения:

  • признание ценности интеллекта и природной одаренности;
  • признание ценности профессионализма и образованности;
  • признание ценности личности и ее прав;
  • признание неприкосновенности частной собственности;
  • законопослушание;
  • уважение чужих интересов и способность к компромиссу;
  • честность и обязательность;
  • расчетливость и бережливость.

Деструктивный режим характеризуется ослаблением влияния социальных регуляторов и активным доминированием биологических.

Общество сегодня достигло такой стадии развития, на которой общение между людьми играет решающую роль в реализации личностных интересов. Одним из видов социальной опасности является так называемое деструктивное поведение, причиняющее вред человеку и обществу в целом. Выделяют следующие типы подобного поведения:

  • аддитивное – это стремление к уходу от реальности путем изменения психологического состояния с помощью одурманивающих веществ;
  • антисоциальное – противоправное, не соответствующее этике и нормам морали современного общества;
  • суицидное – склонность к самоубийству, которая обусловлена рядом факторов: изоляцией от общества, беспомощностью (физической, правовой, интеллектуальной), неверием в будущее, потерей собственной независимости;
  • конформистское – приверженность к официальным точкам зрения, приспособленчество;
  • нарцистическое – самовлюбленность, повышенная чувствительность к оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему;
  • фанатическое – слепая приверженность какой-либо идее;
  • аутическое – затруднение социального, общественного контактов, оторванность от реальной действительности;
  • девиантное – не соответствующее социальным и моральным нормам.

В качестве причин деструктивного поведения можно назвать:

  • ощущение дискомфортного состояния в обществе (сложности во взаимоотношениях с родными, мелкие ссоры, разного рода неудачи и т. д.);
  • нарастание количества событий, имеющих большое значение для конкретной личности и отражающихся на ее безопасности;
  • изменение экологической обстановки, увеличение потока противоречивой и неоднозначной информации;
  • необходимость принимать жизненно важные решения уже на ранних возрастных ступенях (в школьном возрасте).

Многочисленные социально-психологические исследования показали, что в настоящее время наиболее часто встречаются люди с чертами личности опасного типа поведения. Для них характерно сознательное или бессознательное проявление агрессии. Эта агрессия прежде всего причиняет вред их здоровью и создает опасные для человека ситуации, но в конечном счете наносится вред всему обществу и природной среде, нарушаются экологическое равновесие и энергетический баланс. Преобладание в обществе подобных личностей ведет к беспрецедентному возрастанию различного рода угроз для всего человечества. Это происходит из-за «снежного кома» агрессивных действий, взаимно порождаемых людьми. Межличностная конфронтация в обществе способствует росту психологической напряженности во всех сферах жизни и увеличению заболеваемости населения.

Кроме того, возникают два планетарных процесса, связанных с нерациональным природопользованием и типом воспроизводства населения. Это экологический и демографический кризисы. Именно сейчас настало время для воплощения извечной идеи синтеза общечеловеческого знания и опыта, позволяющего за счет соединения внутреннего богатства национальных культур, религии, типов самосознания выработать качественно новый взгляд на происходящее.

В. Оствальд рассматривал в качестве критерия общественного прогресса «энергетический императив»: «Не расточай энергию, используй ее». Суть этого постулата – приспособление существующего в природе процесса превращения энергии к человеческим целям. Для гармоничного развития общества и человека принципиально важно реализовать идею Ф. Энгельса о том, что свободное развитие каждого индивида является условием свободного развития всех. Эта идея – одна из ключевых в человеческом измерении безопасности. В этой связи следует отметить, что свободное развитие человека возможно лишь при условии осознания им необходимости духовного и физического самосовершенствования, а человеческого сообщества как определенной системы – при свободном развитии каждого ее элемента (различных общественных групп, организаций, государств).

Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них Губанов Вячеслав Михайлович

4.4. Социальные характеристики личности безопасного типа поведения

Социальная сторона ЛБТП характеризуется:

Рациональной и гуманистической активностью человека в обществе;

Умением применять безопасные способы самореализации в процессе взаимодействия с природой, информационной и инфраструктурой города и коллектива, вступая в общественно-правовые отношения;

Умением гармонично общаться с другими людьми;

Постоянным повышением уровня своего интеллектуального, эмоционального и физического развития.

В частности, это находит выражение в выполнении служебного долга по защите Родины, в умении строить взаимоотношения с государственными, административными и правоохранительными органами, в здоровых межконфессиональных, межэтнических отношениях, в развитии семьи и государства, укреплении гуманистического мировоззрения, в реальной практике жизнедеятельности и др.

Формированию подобных качеств ЛБТП способствуют следующие основные пшхолого-педагогические условия:

Осознание единства природы, общества, человека во всех существующих сферах жизнедеятельности;

Понимание своих возможностей в обеспечении безопасности природы, общества и личной безопасности;

Знание опасностей, влияющих на человека в обществе и природе;

Овладение способами рационального и гуманистического взаимодействия с природой, техникой, людьми;

Приобретение способности создавать для себя необходимые ресурсы безопасного существования;

Умение организовывать безопасную жизнедеятельность для себя и других людей.

Безопасное поведение предполагает наличие четырех основных компонентов:

Предвидение опасности;

Избежание влияния опасности;

Преодоление опасности;

Создание ресурсов безопасности.

Предвидение опасности предполагает:

Знание опасностей, окружающих человека;

Знание физических свойств опасностей, влияющих на человека;

Предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социальной, в случаях военной обстановки);

Предвидение опасности от собственного «я» (себе, среде обитания, другим людям);

Планомерное обучение и подготовку человека к безопасной жизнедеятельности.

Чтобы избежать влияния опасности, человек должен понимать природу возникновения, характер развития опасных ситуаций, сознавать реальные возможности по преодолению опасности, уметь правильно оценить ситуацию и рационально распределить свои силы.

Учитель БЖ обязан формировать у школьника уверенность в том, что он, даже в случае невозможности избежать влияния опасности, способен преодолеть ее воздействие, если будет вести себя адекватно сложности опасной ситуации (в обществе, на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.), знать и применять способы защиты (способы заблаговременного укрытия от опасности, способы защиты во время воздействия опасности, а также борьбы с последствиями опасностей); владеть навыками само– и взаимопомощи (при ранении, в условиях автономного выживания в природе, при ожогах, при поражении током, при укусах насекомых и т. д.). Для этого необходимо мобилизовать мотивационные установки, эмоции, волю, интеллект, личностную и деятельностную ориентацию учащихся.

Воспитательная работа по формированию безопасного поведения проводится в двух направлениях:

Оказание помощи обучаемым в борьбе с внешними трудностями (неудачи в жизни, болезнь, несчастье, стихийное бедствие, авария и т. д.);

Формирование таких личностных качеств, как благородство, честность, доброта, щедрость и т. д.

Общая цель формирования ЛБТП – выработка определенных навыков и умений, позволяющих строить свое поведение так, чтобы снижался уровень исходящих от личности опасностей, а также их профилактика в окружающем человека мире.

Источники опасности, как правило, носят комбинированный характер. Поэтому в современных условиях необходимо обеспечить функционирование комплексного механизма готовности к безопасной жизнедеятельности. Этот механизм включает:

Приобретение и передачу знаний и навыков развития личности в различных жизненных ситуациях;

Формирование экологического мировоззрения;

Обучение действиям в условиях природных катаклизмов;

Развитие умения адекватно реагировать и вести себя в условиях острых социальных конфликтов в обществе;

Формирование готовности отстаивать интересы Отечества.

Основными составляющими модели личности безопасного типа поведения являются:

Общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

Бережное отношение к окружающему миру;

Грамотность во всех областях обеспечения безопасности жизнедеятельности;

Наличие правовых навыков защиты от угроз природы, людей, самому себе, исходящих от внешних источников и от самого себя.

Безопасное поведение предполагает:

Предвидение опасности;

Уклонение от опасности;

Преодоление опасности;

Оказание помощи.

Основное звено модели ЛБТП – предвидение опасности как от среды обитания (природной, техногенной, социальной и т. д.), так и от собственного «я» (причиняемой себе, среде обитания, другим людям). Оно включает:

Правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности и ее последствия, правовая направленность поведения);

Организацию и планирование действий по недопущению влияния конкретной опасности;

Создание материальной и духовной базы для оказания помощи пострадавшим.

Контрольные вопросы

1. Каковы причины деструктивного поведения?

2. Дайте характеристику различных типов деструктивного поведения.

3. Перечислите психолого-педагогические условия формирования качеств ЛБТП.

4. Назовите основные черты личности безопасного типа поведения.

5. Что входит в понятие «личность безопасного типа поведения»?

6. Охарактеризуйте психофизиологический аспект ЛБТП.

7. Раскройте содержание компонентов поведения личности безопасного типа.

8. Назовите психолого-педагогические условия формирования ЛБТП.

Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. Психология формирования и развития личности. М., 1981.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

АсмоловА. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

Безопасность жизнедеятельности / Под ред. С. В. Белова. М., 2000.

Безопасность России. М., 2001.

Горшкова В. В. Проблема субъекта в педагогике. Хабаровск, 1993.

Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. Н.Сухобской. М.,1981.

Основы безопасности жизнедеятельности человека: Метод, пособие для учителей 1–4 классов / Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 1998.

Основы безопасности жизнедеятельности человека: Метод, пособие для учителей 5–6 классов / Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 1998.

Основы безопасности жизнедеятельности человека: Метод, пособие для учителей 7–9 классов / Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 1998.

Из книги Правовые аспекты деятельности энергослужбы предприятий и организаций [Термины, определения, основные понятия] автора Красник Валентин Викторович

СХЕМА № 23. Порядок и условия безопасного производства работ в

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

Глава 4 Теоретическая модель личности безопасного типа поведения Главная цель педагогической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности – формирование и развитие личности безопасного типа поведения (ЛБТП). Именно в школе осуществляется основная подготовка

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

4.2. Типологические черты личности безопасного типа поведения К типологическим чертам ЛБТП относятся мотивы поведения, целевые установки и способы деятельности.Мотивы: общинно-коллективистские, побуждающие человека-гражданина к жизнедеятельности в традициях взаимной

Из книги Покупка и продажа квартиры: законодательство и практика, оформление и безопасность автора Брунгильд Аделина Геннадиевна

4.3. Психофизиологические характеристики личности безопасного типа поведения Главной психофизиологической характеристикой ЛБТП является адекватная, безопасная для окружающих деятельность мозга человека. Психика любого индивидуума представляет собой одну из форм

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 2. Правовое регулирование в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами Правовое регулирование в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными

Из книги Правила дорожного движения Российской Федерации (по состоянию на 1 апреля 2013 года) автора Коллектив авторов

СТАТЬЯ 7. Государственное управление в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами Государственное управление в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через

Из книги Римское право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Характеристики квартиры Самые важные факторы, которые влияют на стоимость одного квадратного метра, – это площадь кухни, ванной комнаты, высота потолков, количество комнат, наличие лоджий и балконов, а также этаж.В первую очередь маленькая кухня, а во вторую – крошечная

Из книги Парадоксы правового регулирования в России автора Туманов Михаил Владимирович

Из книги Сексуальное поведение и насилие автора Сидоров Павел Иванович

Приложение 2 Дорожная разметка и ее характеристики к Правилам дорожного движенияРоссийской ФедерацииДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (по ГОСТ Р 51256-99 и ГОСТ Р 52289-2004)

Из книги Избранные труды по финансовому праву автора Коллектив авторов

110. Три типа завещаний по источникам римского права В древнем праве были в употреблении два рода завещаний: завещание составляли или перед лицом всего народа в куриальных собраниях, созывавшихся для этой цели дважды в год, или перед вступлением в поход, то есть тогда,

Из книги Настольная книга судьи по квалификации преступлений: практическое пособие. автора Рарог Алексей Иванович

6.2. Неправовые характеристики поведения человека: составляющие, добродетели и проступки, определение и их влияние на человека Возникновение отрицательных последствий в жизнедеятельности человека, совершившего или совершающего проступки, споров не вызывает, считается

Из книги Маги криминала автора Данилов Александр Александрович

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ Глава

Из книги автора

Глава II Финансовые правоотношения договорного типа

Из книги автора

Финансовые правоотношения договорного типа На первый взгляд кажется, что понятия «финансовый» и «договор» несовместимы. Традиционно считается, что финансовое право пользуется односторонне-властным методом, в силу чего финансовые правоотношения договорными быть не

Из книги автора

§ 2. Вина и ее основные характеристики Уголовное право нашей страны всегда основывалось на принципе субъективного вменения, который в действующем УК приобрел статус законодательного. Согласно этому принципу лицо подлежит уголовной ответственности только за те

Из книги автора

Характеристики эмоционального состояния человека - Моя жена очень любит животных.- А моя вегетарианка.Поведение человека, равно как и проявление его намерений во многом зависят от характера и эмоционального состояния личности. Модная сегодня теория