День гражданской авиации в августе. История и традиции Дня создания армейской авиации России

Законодательная база современного российского государства предусматривает празднование всех профессиональных торжеств, приуроченных к той или иной дате, являющейся исторической вехой данной сферы деятельности человека. Прошлое нашей Родины достаточно бурное и неоднозначное, на протяжении веков и десятилетий многочисленные захватчики и завоеватели стремились покорить наш свободолюбивый народ.

Именно это сформировало особый взгляд на роль защитников Отечества, которые всегда пользовались любовью и искренним уважением:

  • Многочисленные летописи, хроники.
  • Былины, традиционные сказания и легенды.
  • Позднее – литературные документальные и художественные произведения,
  • Творения изобразительного и монументального искусства.
  • Шедевры кино и многочисленные массовые празднества по случаю чествования героизма народа.

Все это и любимый всеми взрослыми и детьми, даже теми, кто совершенно далек от военной авиации, ежегодный День ВВС посвящен нашим героическим авиаторам прошлого и настоящего. Какого числа он состоится в этом, 2016 году и в ближайшие несколько лет? Это и другие подробности интересуют большинство наших земляков и гостей страны.

Немного об истории авиации

Указ о Дне ВВС был подписан Президентом РФ в 1997 году, 29 августа. Документ за регистрационным номером 949 установил ежегодную календарную дату, регламент торжественной и развлекательной частей. В России он приходится на 12 августа, то есть вторые выходные последнего летнего месяца. Прошлое праздника началось в далеком начале прошлого века. Военное министерство Российской империи получило указ № 397 от 12. 08. 1912 года, который вводил в служебное дежурство воздухоплавательную часть, подчиняющуюся Главному управлению Генерального штаба.

История воздушного флота России совсем невелика. Но именно за эти короткие семь лет – между началом 1910 года и разрушившей империю революцией в 1917 году была заложена основа сегодняшних ВВС. Уже тогда императорская авиация России заняла лидирующие позиции в мире и обрела значительный вес в становлении воздушных войск мирового значения. Хронология такова:

  • 1904 год – выдающийся инженер Жуковский создает Кашинский институт аэродинамики.
  • 1910 год – в Подмосковье открыта первая школа военных летчиков на базе французских бипланов.
  • 1913 год. Сикорским были построены «Русский витязь» и «Илья Муромец» — первые действующие образцы четырехмоторного биплана и бомбардировщика.
  • 1914 год – русскими пилотами были осуществлены вылеты на поиски полярной экспедиции Г. Седова.
  • 1917 год. Легендарным российским пилотом П. Нестеровым применен таран в воздухе. К осени этого года военное ведомство России обладало всего только 700 боевыми летными единицами.

Роль ВВС в современных условиях

Авиация и аэрокосмические части являются одним их видов ВС России и на сегодняшний день выполняют следующие тактические и стратегические задачи:

  1. Ведение разведывательных мероприятий и слежение за группировками предполагаемого или фактического противника.
  2. Обеспечение получения господства в воздушном пространстве.
  3. Проводят мероприятия по защите от удара с воздуха по важным районам государства и группировкам войск.
  4. Аргумент по силовому предупреждению воздушного нападения.
  5. Производят поражение регионов и имущества, являющегося основой военного экономического потенциала врага.
  6. Осуществляют поддержку с воздуха войск сухопутного назначения и флота.
  7. Проводят десантирование воздушных частей.
  8. Перевозят войска и материальные средства по воздуху.
  9. Помощь медицинской службе армии в транспортировке специалистов, оборудования, раненных в тыл боевых действий. Хорошо известна роль воздушных госпиталей в спасении тысяч жизней военнослужащих и гражданских лиц, детей.

Празднуют все!

Как уже было сказано выше, в создании, обслуживании и боевой эксплуатации воздушного флота задействованы сотни тысяч наших соотечественников. Поэтому авиационные заводы, конструкторские бюро, испытательные полигоны базы, аэродромы расположены в различных регионах. Челябинск и Магнитогорск, Новосибирск и Воронеж проводят чествование тружеников, создающих современные мощные машины с исключительными возможностями и военнослужащих, которые эксплуатируют и обслуживают воздушную технику. Город – герой Москва проводит масштабный парад и показательные полеты. Поистине, это зрелище завораживает всех. Здесь порадуют детей и взрослых, авиаторов и простых людей.

Большинство наших современников хоть раз поднимался в воздух на борту какого-либо авиалайнера. А значит – вверял свою жизнь в надёжные руки служащих гражданского воздушного флота и работников авиационного сектора, которые не в меньшей степени обеспечивают безопасность воздушных перевозок, чем лётный персонал. И 21 августа у всех нас есть возможность поблагодарить этих людей, отметив с ними их профессиональный праздник. Да, и не нужно путать День воздушного флота с Днём военно-воздушных сил – это разные праздники.

История

Первой в нашей стране появилась военная авиация, гражданский воздушный флот родился вторым. Регулярные воздушные сообщения начались в СССР в 1922 году, когда была запущена постоянно действующая линия Москва-Кенигсберг. По мере развития гражданский воздушный флот страны «становился на крыло» и, чтобы отметить это явление, в 1933 году, благодаря И.В.Сталину родился этот важный праздник - на тот момент он назывался «День советского воздушного флота». Понятно, что после распада Союза в название были внесены изменение и праздник получил своё нынешнее наименование.

Сегодня более 4000 самолётов и 2000 вертолетов, принадлежащих различным российским авиакомпаниям, перевозят до 30% пассажиров и грузов на междугородных и международных авиалиниях «от южных морей до полярного края».

Традиции

С каждым годом празднование этой важной даты приобретает в нашей стране всё более широкий размах. На всех гражданских аэродромах проводятся масштабные авиа-шоу, как с участием профессиональных пилотажных групп, так и с участием лётчиков-любителей.

Во многих российских городах проводятся массовые общественные гуляния, в программы телепередач включаются:

  • сюжеты из жизни гражданской авиации;
  • рассказы выдающихся пилотов о своей трудовой биографии;
  • репортажи с выступлений пилотов;
  • художественные фильмы соответствующей тематики.

Гуляют в этот день не только гражданские пилоты, но и военные, а также все, кто хоть в какой-то мере связан с авиацией в целом. И, что вполне естественно, большинство людей встречаются не только на улицах, но и за праздничным столом. Многие авиапредприятия собирают сотрудников на кооперативные мероприятия. Отличившимся специалистам вручают награды и ценные подарки.

История возникновения праздника такова. В 1917-1930 годах в молодой Советской республике стремительными темпами развивалось авиастроение, авиационный спорт и военное применение авиации. Популярность авиации среди населения не имела равных себе.

Развитие авиации в СССР можно иллюстрировать следующими важнейшими событиями тех лет:

1 мая 1918 года на Ходынском поле состоялся первый военный и авиационный парад войск Московского гарнизона.

В нём участвовали пехотные части, кавалерия, артиллерия и бронемашины, а также первые авиационные отряды, причём многие самолёты имели ещё опознавательные знаки Русской Армии.

С Красной площади, после митинга, сюда прибыл В.И.Ленин (в сопровождении Н.К.Крупской и М.И.Ульяновой). Он осмотрел ангары, самолеты, беседовал с летчиками и авиатехниками.

После прохождения пехоты, артиллерии, кавалерии взоры всех устремились к небу, где летчик И.Н.Виноградов на самолёте Ньюпор-21 совершил полёт над Ходынкой и выполнил фигуры высшего пилотажа.

17 января 1921 г. - принят первый советский законодательный акт по авиации - Декрет «О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и над её территориальными водами».

1 мая 1921 г. - открылась почтово-пассажирская авиалиния Москва-Орёл-Харьков (обслуживалась старыми самолётами «Илья Муромец»).

1 мая 1922 г. Открылась первая в СССР международная авиалиния Москва-Кённигсберг (авиакомпания Дерулюфт).

9 февраля 1923 г. - Совет Труда и Обороны принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации» - официальная дата создания гражданской авиации.

8 марта 1923 г. - создано Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ), которое принимало участие в оборудовании аэродромов, собирало средства на строительство самолётов для Военно-воздушных сил РККА, проводило Всесоюзные планерные соревнования в Крыму.

17 марта 1923 г. - создано Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота - «Добролёт» с уставным капиталом 2 млн. рублей золотом. Основной целью ставилась организация воздушных почтово-пассажирских и грузовых авиалиний, а также развитие отечественной авиационной промышленности.

3 сентября 1923 г. - В.И.Ленин и Н.К.Крупская внесли шесть личных червонцев золотом в АО «Добролёт» для покупки пассажирского самолёта Юнкерс Ю-13 «Правда».

23 января 1927 г. - образовано Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству - ОСОАВИАХИМ (с 1951 -ДОСААФ СССР, с 1991 - РОСТО).

20 марта 1930 г. - на базе аэромеханического факультета МВТУ им. Баумана образовано Высшее аэромеханическое училище (с 29 августа - Московский авиационный институт).

26 июня 1930 г. - под Воронежем под руководством Л.Г.Минова началась первая в СССР массовая подготовка парашютистов для выполнением прыжков с самолёта. Этот день считается днём рождения советского парашютного спорта.

В ноябре 1932 года командующий ВВС РККА Я.И. Алкснис внёс на рассмотрение Революционного Военного Совета (высшего военного органа СССР) предложение ВВС об учреждении нового праздника - «Дня авиации», «с целью дальнейшей популяризации гражданской и военной авиации в массах»

Праздник предлагалось проводить ежегодно в августе ("наилучшем времени по метеоусловиям, после подготовки в летних лагерях личного состава ВВС") в виде авиационных парадов, с демонстрацией лучших образцов военной и гражданской авиации, пилотируемых лучшими военными и гражданскими лётчиками, а также с участием выдающихся спортсменов авиаторов и парашютистов.

Ранее регулярных авиационных праздников ни в царской России, ни в СССР не было.

Указанное предложение было рассмотрено в Правительстве и ЦК, после чего 28 апреля 1933 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление № 859 «О праздновании дня воздушного флота Союза ССР».

Так, с 1933 года возникла традиция ежегодно 18 августа проводить празднование Дня Воздушного Флота СССР. Этот праздник был установлен как для военных и гражданских авиаторов, так и для разработчиков и создателей авиатехники.

День Воздушного Флота СССР праздновался ежегодно 18 августа вплоть до 1980 года, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» было установлено, что День Воздушного Флота СССР отмечается в третье воскресенье августа.

В дальнейшем, в Домодедово проводились воздушные показы новых образцов военной и гражданской авиатехники (последний в 1967 г.).

В 1977 году в Тушино состоялся авиационно-спортивный праздник спортсменов ДОСААФ, посвящённый шестидесятилетию Великого Октября.

В 70-е и 80-е годы центральные авиапарады не проводились.

Однако, традиция проведения воздушных праздников, посвящённых Дню Воздушного Флота СССР, сохранилась на региональном (местном) уровне. Ежегодно воздушные праздники проводились в Жуковском (силами лётчиков-испытателей ЛИИ), в Монино, в Кубинке и других городах авиационной принадлежности.

Начиная с 1955 года и по 1991 год празднование Дня Воздушного Флота СССР открывалось торжественными заседаниями проводимыми руководителями ВВС Минобороны, Минавиапрома, Министерства гражданской авиации, ДАСААФ.

Первое торжественное заседание состоялось в 1955 году в зелёном театре Парка им. Горького (участвовал Г.К.Жуков), а последнее состоялось 16 августа 1991 г. в Концертном зале им. Чайковского (участвовали почти все члены будущего ГКЧП).

Все торжественные Собрания представителей трудящихся г. Москвы и воинов столичного гарнизона, посвященные Дню Воздушного Флота СССР, проводились по одному сценарию.

Проводились они в пятницу (ближайшую к Дню Авиации) поочерёдно в Центральном театре Советской Армии, Колонном зале Дома союзов и в Концертном зале им. Чайковского.

Официальная часть открывалась весьма представительным президиумом из числа руководителей ВВС и авиационных отраслей, генеральных и главных конструкторов авиатехники, спортсменов-чемпионов авиаторов, космонавтов СССР.

С основным докладом выступал как правило Главком ВВС, иногда Министры авиационной промышленности и гражданской авиации. Потом выступали передовики производства из авиапрома и чемпионы, рекордсмены авиаспорта. Официальная часть длилась около 1,5 часов.

День ВВС в 2016 году

День ВВС России 2016 – это символ подвига отважных пилотов, время воздаяния мужеству всех тех, кто посвятил свои силы, да и всю жизнь нашим воздушным силам. И пусть этот праздник военный, но разве есть люди, больше других мечтающие о мире, чем защитники Родины?

День ВВС в 2016 году: какого числа

Президентский Указ, подписанный 31 мая 2006 года, утверждает время празднования Дня ВВС. По этому документу День Военно-Вооруженных Сил России приходится на 12 августа. Время это выбрано не случайно: именно 12 августа сто два года назад в Российской Империи был создан Штат Воздухоплавательной части – первые воздушные войска огромной Империи. День ВВС России, дата празднования которого не зависит от дня недели, то есть не является переменной, отмечается в воздушных военных частях с большим размахом. Однако большая часть разнообразных мероприятий, призванных отметить эту торжественную дату, проводится в День Воздушного флота России, всегда выпадающего на выходной день.

Поздравления с днем ВВС, вы найдете

История ВВС

12 августа, дата, когда день Военно-Воздушных Сил 2016 будет отмечаться на всей территории нашей огромной страны, выбрана обоснованно. Именно в этот знаменательный день ровно 102 года назад Военное Ведомство Российской Империи издало указ о создании Воздухоплавательного Штата – особого ведомства, долженствующего руководить воздушными силами при управлении Генерального штаба. Этому указу предшествовал ряд чрезвычайных обстоятельств.

Первой вехой на пути создания воздушных сил стоит считать образование в 1904 году аэродинамического института в Кучино. Жуковский, отец аэродинамики, начал подготовку летчиков-пилотов первых самолетов Империи. Однако до постройки собственного военного самолета должно было пройти еще несколько лет.

1910 год – дата большой закупки самолетов во Франции. С этого момента началась государственная подготовка пилотов, а самолеты поступили в распоряжение военных сил.

Следующая значимая дата в истории воздухоплавания России – 1913 год. Сикорский, известный изобретатель, оказавший огромное влияние на развитие авиации не только в России, но и во всем мире, строит свои знаменитые самолеты – «Илью Муромца» и «Русского витязя». С этих самолетов началась история русского самолетостроения.

Бурное развитие отрасли не могло не сказаться и на военных силах. Самолеты становятся полноценной частью государственной императорской армии, сначала как способ ведения разведки, а затем уже и самостоятельной боевой единицей. Летчик Несторов, легенда мировой авиации, первым выполнил боевой воздушный таран, ставший примером мужества отечественных пилотов.

После подписания знаменитого указа в 1912 году о создании специального воздушного подразделения можно было уже смело говорить о наличии в стране полноценных вооруженных военно-воздушных сил.

К сожалению, с октябрьской революцией 1917 года развитие воздухоплавания серьезно замедлилось. Однако уже в 30-х года прошлого века страна стремительными темпами взялась нагонять остальной мир, ушедший вперед в этой области. Резкое увеличение количества самолетов, строительство школ по подготовке пилотов, проектирование и строительство собственных истребителей и бомбардировщиков – все это стало основой сегодняшних Военно-Воздушных сил России.

Вот уже почти столетие, как в начале февраля отмечается День гражданской авиации, и чествуются все, кто имеет к ней отношение. Это российские пилоты, механики, стюардессы.

Краткая история Дня гражданской авиации

Появление отечественной гражданской авиации выпало на 20 в. В молодом советском государстве был принят документ «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Случилось это 9 февраля 1923 г. Именно с этой даты и начинается история воздушного флота гражданского назначения в нашей стране.

Структура, которая должна была удовлетворять нужды населения в пассажирских и грузовых перевозках по воздуху, носила интересное название: «Добролёт». Для того, чтобы управлять подобным транспортом многим военным летчикам и штурманам пришлось переучиваться. Технический персонал также переквалифицировался. Лишь со временем стали открываться специальные учебные заведения.

Первый пробный рейс самолета гражданской авиации выпал на 9 февраля. «АНТ-1» из Москвы благополучно прибыл в Нижний Новгород.

1932 г оказался для гражданской авиации переломным :

  • для сотрудников появилась специальная форма;
  • утвержден собственный флаг;
  • структура сменила название «Добролет» на «Аэрофлот».

Изначально праздник, посвященный воздушному гражданскому флоту, назывался День Аэрофлота. Он был официально учрежден в 1979 г правительством СССР и выпадал на середину февраля. В настоящее время в России есть День воздушного флота, его празднование переместилось на август.

Заслуги гражданской авиации

К числу множества обязанностей мирной авиации относится не только привычная всем транспортировка пассажиров. Есть еще множество дел, которые невозможны без гражданской авиации:

  • доставка всевозможных грузов;
  • медицинская помощь и обслуживание в труднодоступной местности;
  • транспортировка гуманитарной помощи;
  • розыск и спасение людей при катастрофах.

Если сегодня перелет на гражданском воздушном судне воспринимается как нечто обыденное, то первые шаги воздушных кораблей – настоящие подвиги. Посещение советских гражданских самолетов Японских островов в 1927 г, Североамериканского континента в 1929 г – все это расценивалось как грандиозный успех мирных авиаторов.

В годы самых страшных войн с 1939 по 1945 создана авиа группа спец назначения — МАГОН. Ее транспорт доставлял помимо оружия все, что могло поддержать военных: лекарства, питание, подкрепление. После 1945 г количество воздушных дорог увеличилось, а в середине 20в появляются уже реактивные самолеты.

Гражданская авиация для транспортной системы РФ одна из самых важных составляющих. 9 февраля получают поздравления все, кто обслуживает и поднимает в воздух мирные воздушные корабли.

День гражданской авиации на международном уровне

Каждый год, начиная с 1994–го, 7 декабря во многих государствах приходит день, когда празднуется День международной гражданской авиации. На выбор даты повлияло празднование 50 лет подписания в этот день Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации.

Это же время выпало на создание организация ИКАО, которая решает несколько задач:

  • безопасность и упорядоченность всех действий гражданской авиации в разных странах;
  • организация совместных действий авиаций множества государств;
  • разрабатывает правила об использовании воздушного пространства.

Инициативу международного праздника поддержала ООН, и 06.12.96 принята соответствующая резолюция. С тех пор правительства стран, входящих в эту организацию, празднуют международный день гражданской авиации вместе со всем народом.