Нужна ли смелость в любви темные аллеи. Тема любви в рассказе Бунина «Тёмные аллеи

Направление «Верность и измена»

Тема урока (2 часа): Подготовка к сочинению-допуску по рассказу И.А.Бунина «Тёмные аллеи».

Цели урока :

Обучающая :

    обобщить знания по теме «Итоговое сочинение»: требования к сочинению-допуску, критерии оценивания,

    закрепить умение писать сочинение-допуск,

    закрепить навыки самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать свои знания, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Воспитательные :

    воспитать вдумчивого и внимательного читателя,

    воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;

    воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа произведения.

Развивающая:

    развивать познавательные навыки учащихся,

    развивать критическое и творческое мышления,

    развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.

Ход урока

I . Введение в тему...

Составление ассоциативных цепочек «Облако мыслей»

У.: Произнесите про себя два слова ВЕРНОСТЬ и ИЗМЕНА. Какие чувства вызывают они в вашем сердце? Почему?

У.: Составьте ассоциативные ряды к этим словам.

любовь

вера

ВЕРНОСТЬ

преданность

доверие

предательство, обман

недоверие

ИЗМЕНА

подлость

разочарование, боль

У.: Может ли любящий человек простить предательство? Аргументируйте свой ответ.

II . Анализ рассказа И.А.Бунина «Темные аллеи»

1. Работа с текстом (отбор фактического материала для сочинения)

У.: Дома вы прочитали рассказ И.А.Бунина «Темные аллеи». Как этот рассказ соотносится с теми ассоциативными рядами, которые мы только что составили?

У.: Назовите основные темы данной новеллы (любовь, предательство, расплата)

У. : Центральное место в рассказе отведено диалогу главных героев. Давайте прочитаем его по ролям (автор, Николай Алексеевич и Надежда).

У.: Отвечая на вопросы, составьте таблицу «Верность и измена»:

- Найдите описание героев и кратко запишите их в таблицу.

Какие детали раскрывают психологическое состояние героев? Меняется ли оно с момента встречи и до расставания (Как ведут себя герои на протяжении разговора)?

- Почему Бунин так подробно описывает психологическое состояние Николая Алексеевича и скупо, в нескольких словах, – состояние Надежды?

Можно ли отъезд из дома молодого Николая Алексеевича считать изменой, предательством?

Почему Николай Алексеевич предал свою любовь?

Понимает ли он, что когда-то предал любимую женщину?

Почему Надежда не смогла простить предательства своего возлюбленного?

К каким выводам приходит герой после встречи с Надеждой? Чем является для него его неудавшаяся жизнь? (расплатой на предательство, карой за когда-то преданную любовь)

Почему Бунин не даёт шанса Николаю Алексеевичу быть прощённым Надеждой? («Простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя»)

Примечание:

    материал о Николае Алексеевиче заполняется коллективно, о Надежде – самостоятельно,

    первый столбик как вывод заполняется в последнюю очередь

Фактический материал (цитаты из рассказа)

Комментарий ученика

Измена любви, потеря счастья

Николай Алексеевич

1. Портрет героя

    «стройный старик-военный»,

    «еще чернобровый, но с белыми усами»,

    «взгляд…усталый»,

    «с усталым видом провел бледной худой рукой по голове»,

    «красивое удлинённое лицо с тёмными глазами»

2. Психологическое состояние Николая Алексеевича

    «неприязненно крикнул»,

    «отрывисто, невнимательно ответил»,

    «быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел»,

    «сказал…торопливо»,

    «усталость и рассеянность его исчезли»,

    «покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал»,

    «болезненно усмехнулся»,

    «вынув платок и прижав его к глазам»,

    «отходя от окна уже со строгим лицом»,

    «хмуро думал»,

    «со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда»,

    «сдвинув чёрные брови»,

    «закрывая глаза, качал головой».

Две детали: сохранившаяся красота и усталость. Перед нами уставший от жизни человек, несчастливый и не любимый семьей.

Психологическое состояние Николая Алексеевича меняется на протяжении рассказа: от резкости в словах, невнимательности в отношении к другим до потрясения, удивления от того, что любим до сих пор, и от того, что не прощён тоже до сих пор.

Николай Алексеевич не имеет шанса быть прощённым, потому что предал любовь.

Верность любви,

Чистота души

1. Портрет героини

    «тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку»,

    «лёгкая на ходу»,

2. Психологическое состояние Надежды

    «пытливо смотрела»,

    «прибавила она с недоброй улыбкой»,

    «подошла к двери и приостановилась»

Две детали: красота, не угасшая с годами, и чистота (окружающая Надежду и её внутренняя). Героиня красива, спокойна. В отличие от Николая Алексеевича, который прожил непростую жизнь, где не было счастья, она довольна жизнью, в ней нет признаков старости, усталости. Но простить его она не смогла.

Надежда уверена в себе. Немногочисленные авторские реплики говорят о многом: Бунин восхищается своей героиней, любуется ею. Надежде удалось сохранить не только былую красоту, но и остаться верной своему чувству. Она держит себя с достоинством.

Смогли бы вы простить человека, который предал вас? Почему?

2. Подготовка к итоговому сочинению

1) Повторение структуры сочинения

1. Вступление. Собственное рассуждение по теме сочинения.

2. Основная часть.

1) Довод 1 + иллюстрация.

2) Довод 2 + иллюстрация.

3. Заключение (возврат к мыслям, высказанным во вступлении на новом уровне)

2) Составление нескольких видов вступления к сочинению на тему «Любовь и предательство – вещи несовместимые » и тезиса (антитезиса)

Вступление 1.

Верность… Удивительно доброе слово, от которого веет надежностью, любовью, заботой, вниманием… И измена! Она разрушает счастливый мир! Казалось бы, только что небо было голубым, солнце – ярким, настроение – замечательным… Ты был счастлив!!! И вдруг – боль, разочарование, обида! Потому что в жизнь ворвалась измена!

Тезис: Думаю, со мной многие согласятся: если ты столкнулся с предательством любимого, то мир перестаёт существовать, потому что «любовь и предательство – вещи несовместимые».

Вступление 2.

Жизнь, к сожалению, устроена так, что рядом с любовью порой уживается предательство, с верностью – измена. И никто из нас не застрахован от боли и обиды, которые наполняют сердце при расставании с любимым.

Тезис: Мне кажется, предательство убивает любовь (иллюстрация: роман Л.Н.Толстого «Война и мир», Наташа Ростова и Андрей Болконский)

Антитезис: В жизни иногда бывает так: человек, которого предали, хранит в своем сердце любовь к изменившему ему всю жизнь (иллюстрация: рассказ И.А.Бунина «Тёмные аллеи»).

3) Работа над основной частью сочинения

Задание: Напишите основную часть сочинения-рассуждения на тему «Любовь и предательство – вещи несовместимые » по предложенной схеме, дополнив её примерами

Тезис 1: Любовь уходит, если на её пути встречается измена .

1. Причины (почему истинен тезис?):

а) в душе человека поселяется боль и обида;

б) человек теряет радость жизни, потому что думает о том, кто его жестоко обидел, предав самое светлое в мире – любовь;

в) от измены в любви страдает не только тот, кого предали, но и тот, кто предал: он теряет частицу самого себя.

2. Следствие (что следует из основного тезиса):

а) надо задумываться над своими поступками, над тем, как они повлияют на жизнь того, кого ты предаешь;

б) надо беречь любовь;

в) если любовь прошла,надо уметь расставаться красиво, оставляя в душе другого светлое чувство грусти, а не обиды («Как дай вам бог любимой быть другим »)

Тезис 2: Жизнь продолжается даже после измены близкого человека

1. Причина (почему истинен тезис?):

измена любимого делает человека сильнее, закаляет его волю;

2. Следствие (что из этого следует)

а) нельзя «зацикливаться» на той боли, которую причинило предательство любимого;

4) Обсуждение видов заключения и составление их к теме « Любовь и предательство – вещи несовместимые»

Виды заключения

Пример заключения

Итак, мы видим, что если в мир любви вошла измена, то этот хрупкий мир рушится: не могут рядом существовать верность и измена. И только в редких случаях человек хранит светлые воспоминания об оставшемся в прошлом чувстве к обманувшему его человеку.

2. Риторический вопрос

В заключение мне хочется сказать: не могут «жить» рядом любовь и предательство. Они убивают друг друга! Разве это не так?

3. Призыв, обращение к читателю

Обобщая сказанное, хочу обратиться к тем, кто любит. Берегите свою любовь! Не дайте её разрушить! Не изменяйте любимому, помните, что, изменяя ему, вы изменяете себе…

4. Использование цитат

Итак, данная тема ещё раз заставила меня убедиться в том, что измена разрушает любовь, и даже если обиженный человек хранит верность предавшему его, он испытывает боль, которую проносит сквозь годы. Как тут не вспомнить слова Лопе де Вега: «Измена другу – преступленье без оправданья, без прощенья»

III . Домашнее сочинение

Напишите сочинение на одну из предложенных ниже тем с опорой на рассказ И.А.Бунина «Солнечный удар»

Темы (на выбор)

1. В чём может скрываться причина измены?

2. Когда возникает выбор между верностью и предательством?

3 . Согласны ли вы со словами Л.Н.Толстого: «Когда тебя предали, это всё равно, что руки сломали… Простить можно, но вот обнять уже не получается».

4. Проблема нравственного выбора: верность или измена?

Иван Алексеевич Бунин - один из лучших писателей России. Его первый сборник стихотворений вышел в 1881 году. Написаны рассказы «Танька», «На край света», «Вести с родины» и другие. В 1898 году выходит новый сборник «Под открытым небом». В 1901 году - «Листопад», получивший Пушкинскую премию.

К Бунину приходят признание и популярность. Он знакомится с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, М. Горьким. В начале 1900-х годов написаны рассказы «Антоновские яблоки», «Сосны», «Захар Воробьев» и другие. В них запечатлена красота русской природы, трагедия нищего, обездоленного народа, разоряющихся дворянских усадеб. В рассказах «Хорошая жизнь», «Господин из Сан-Франциско» и других раскрывается жизнь городского дна с кабаками и дешевыми номерами, человеческих страстей.

Октябрьскую революцию Бунин воспринял как социальную драму. В 1920 году эмигрировал во Францию. Там он продолжает свою творческую деятельность, создает автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», рассказы «Косцы», «Лапти», пишет цикл новелл «Темные аллеи».

В сборнике «Темные аллеи» главная тема - любовь. И. А. Бунин показывает нам не только светлые, но и темные стороны любви, что символизирует и само название сборника. Возьмем для примера открывающий его одноименный рассказ. Сюжет его прост. Старик генерал приезжает на почтовую станцию в Тульскую губернию и встречает свою возлюбленную, с которой не виделся тридцать пять лет. Он не сразу узнает Надежду, ныне - хозяйку постоялого двора, где когда-то произошла их встреча. А узнав, внезапно выясняет, что все эти годы она любила его одного. Генерал Николай Алексеевич пытается оправдаться перед Надеждой, что столько лет не навещал ее: «Все проходит, мой ... Любовь, молодость - все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать». Но больно уж неуклюжи, неискренни эти объяснения.

И Надежда мудро отвечает постаревшему генералу: «Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело». Бунинский герой не верит: «Ведь не могла же ты любить меня весь век!» Однако оказывается, что могла. И Надежда «с недоброй улыбкой» укоряет своего возлюбленного: «Очень бессердечно вы меня бросили, сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем», хотя и сознает, что «поздно теперь укорять». Генерал как будто не испытывает раскаяния: «А! Все проходит. - Все забывается». Но на самом деле Надежда права: «все проходит, да не все забывается». И Николай Алексеевич так и не смог забыть свою первую любовь. Напрасно молил он: «Уходи... Уходи, пожалуйста». И неожиданно проговаривается: «Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила». Выясняется, что не простила. Надежда не простила его, она признается: «Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было.

Оттого-то и простить мне вас нельзя». И Николай Алексеевич вынужден как бы извиняться, оправдываться перед бывшей возлюбленной: «...Никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно, - жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней,-чем я тебя. Сына обожал, пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести... Впрочем, все это тоже самая обыкновенная пошлая история».

Нам понятно, что старая любовь сохранилась, что герои рассказа по-прежнему любят друг друга. Когда генерал уезжает, он признается сам себе: «Разве неправда, что она дала мне лучшие моменты жизни?» Судьба мстит ему за измену первой любви. Счастья в семейной жизни Николай Алексеевич так и не обрел. Он понимает, что упустил данный ему когда-то шанс. Когда кучер рассказывает генералу, что хозяйка постоялого двора дает деньги в рост и хотя и справедлива, но «крута»: не отдал вовремя - пеняй на себя, генерал проецирует эти слова на свою несложившуюся жизнь.

И герой размышляет: «Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты... Но, Боже мой, что же было дальше? Что, если бы не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялого двора, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» Сословные предрассудки в свое время помешали будущему генералу соединить свою судьбу с простолюдинкой. Но любовь к ней не ушла из его сердца и мешала обрести счастье с другой женщиной, мешала достойно воспитать сына. Измена, совершенная в молодости Николаем Алексеевичем, подсознательно преследовала его всю жизнь.

Тема любви всегда волновала Бунина, и наиболее известные свои произведения он посвятил ей: роман «Жизнь Арсеньева», рассказы «Легкое дыхание», «Митина любовь», «Солнечный удар» и другие. Но в конце своей жизни он опять обращается к ней, создавая цикл рассказов «Темные аллеи», по-новому осмысливая любовь, страсть, жизнь и смерть. В этих рассказах любовь чаще всего разделенная (Бунин не показывает трагедию неразделенной любви), но заканчивается это чувство всегда разлукой, смертью, убийством или самоубийством. По мысли Бунина, любовь, самое сильное и глубокое переживание человека, - всегда лишь короткая яркая вспышка, которая оставляет свой след на всю жизнь, она всегда заставляет страдать, это драма человеческой жизни.

В рассказе «Темные аллеи», который открывает сборник, прослеживается та же мысль: любовь не может быть счастливой, она может преобразить всю жизнь человека, но всегда приводит к разлуке. Сюжет рассказа очень прост: старик-военный проездом останавливается на постоялом дворе, хозяйкой которого оказывается бывшая крепостная, с которой когда-то он был в близких отношениях. Выясняется, что она до сих пор любит его, ничего не забыла, даже не вышла замуж. Герой рассказа Николай Алексеевич вспоминает прошлое, свою любовь, счастье, которое ему дала эта женщина. Но представить ее своей женой он не может, он уезжает, полный прежних переживаний, воспоминаний и грусти. На первый взгляд все очень просто, но на самом деле этот сюжет позволяет описать всю жизнь героев, объяснить их характеры, поведение, взгляды на жизнь.

Очень часто рассказы Бунина начинаются пейзажем, не стал исключением и этот: «В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями подкатил закиданный грязью тарантас».

Этот пейзаж сразу навевает на читателя мрачное настроение и грусть. Такое же настроение и у главного героя рассказа, но оно меняется тогда, когда приходит хозяйка постоялого двора - «темноволосая, тоже чернобровая и тоже красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку». Если бы она не назвала его по имени-отчеству, он бы и не узнал ее. Он удивляется, что она, с ее красотой, не вышла замуж. Ее слова заставляют его покраснеть: «Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело... Поздно теперь укорять, ведь, правда, очень бессердечно бы меня бросили, -сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уже не говоря обо всем прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня - помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи». Героиня сохранила свою любовь, пронесла это чувство через всю жизнь. Она не может простить его: «Как не было у меня ничего дороже вас в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне.вас нельзя». Герой рассказа тоже не был счастлив: жена его бросила, сын вырос негодяем. Он понимает, что потерял самое дорогое, что у него было, что лучшие минуты его жизни он провел с Надеждой. Однако герой быстро успокаивается, думая: «Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»

Уезжая с постоялого двора, он вспоминает строки из стихотворения Огарева: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи...» Эти строки придают поэтичность и легкую грусть рассказу о прошедшей любви. Эта любовь осталась на всю жизнь у Надежды, это были «истинно волшебные» минуты жизни героя, и хотя любовь не состоялась, она останется в их жизни навсегда, она проложила глубокий след в человеческой душе.

Любовь в изображении Бунина очень трагична, но всегда прекрасна, любовь - это великий дар, который дается не всем. Подтверждение этому мы находим в рассказе «Темные аллеи».

Сочинение


Тема любви занимает едва ли не главное место в творчестве Бунина. Эта тема позволяет писателю соотнести то, что происходит в душе у человека, с явлениями внешней жизни, с требованиями общества, которое основывается на отношениях купли-продажи и в котором порой царят дикие и темные инстинкты. Бунин одним из первых в русской литературе заговорил не только о духовной, но и о телесной стороне любви, с необычайным тактом касаясь самых интимных, сокровенных сторон человеческих отношений. Бунин первым осмелился сказать о том, что не обязательно телесная страсть следует за душевным порывом, что в жизни бывает и наоборот (как это случилось с героями рассказа «Солнечный удар»). И какие бы сюжетные ходы ни выбирал писатель, любовь в его произведениях всегда великая радость и великое разочарование, глубокая и неразрешимая тайна, она - и весна, и осень в жизни человека.

В разные годы Бунин говорил о любви с разной степенью откровенности. В его ранней прозе герои молоды, открыты и естественны. В таких рассказах, как «В августе», «Осенью», «Заря всю ночь», все на редкость просто, кратко и значительно. Чувства, которые испытывают герои, двойственны, расцвечены полутонами. И хотя Бунин рассказывает о людях, чуждых нам по облику, быту, отношениям, мы сразу узнаем и по-новому понимаем собственные предощущения счастья, ожидания глубоких душевных поворотов. Сближение бунинских героев редко достигает гармонии, чаще оно исчезает, едва возникнув. Но жажда любви пылает в их душах. Печальное прощание с любимой завершается мечтами («В августе »): «Сквозь слезы я смотрел вдаль, и где-то мне грезились южные знойные города, синий степной вечер и образ какой-то женщины, который слился с девушкой, которую я любил…». Свидание запоминается, потому что свидетельствует о прикосновении к подлинному чувству: «Была ли она лучше других, которых я любил, я не знаю, но в эту ночь она была несравненной» («Осенью»). А в рассказе «Заря всю ночь» говорится о предчувствии любви, о нежности, которую юная девушка готова излить на своего будущего избранника. При этом юности свойственно не только увлекаться, но и быстро разочаровываться. Бунин показывает нам этот мучительный для многих разрыв между мечтами и действительностью. После ночи в саду, полной соловьиного свиста и весеннего трепета, юная Тата вдруг сквозь сон слышит, как ее жених стреляет галок, и понимает, что она вовсе не любит этого грубого и обыденно-приземленного человека.

И тем не менее в большинстве ранних рассказов Бунина стремление к красоте и чистоте остается главным, подлинным движением души героев. В 20-е годы, уже в эмиграции, Бунин пишет о любви, словно оглядываясь в прошлое, всматриваясь в ушедшую Россию и тех людей, которых уже нет. Именно так воспринимается нами повесть «Митина любовь» (1924). Здесь Бунин последовательно показывает, как происходит духовное становление героя, ведет его от любви к краху. В повести жизнь и любовь тесно переплетаются. Любовь Мити к Кате, его надежды, ревность, смутные предчувствия словно бы подернуты особой печалью. Катя, мечтающая об артистической карьере, закружилась в фальшивой жизни столицы и изменила Мите. Его муки, от которых не смогла спасти связь с другой женщиной - красивой, но приземленной Аленкой, привели Митю к самоубийству. Митина незащищенность, открытость, неготовность к столкновению с грубой реальностью, неумение страдать заставляют нас острее почувствовать неотвратимость и недопустимость случившегося.

В ряде бунинских рассказов о любви описывается любовный треугольник: муж - жена - возлюбленный («Ида», «Кавказ», «Прекраснейшая солнца»). В этих рассказах царит атмосфера незыблемости установленного порядка. Брак оказывается непреодолимой преградой к достижению счастья. И часто то, что дается одному, беспощадно отнимается у другого. В рассказе «Кавказ» женщина уезжает с возлюбленным, точно зная, что с момента отправления поезда для ее мужа начинаются часы отчаяния, что он не выдержит и бросится за ней следом. Он действительно ищет ее, а не найдя, догадывается об измене и стреляется. Уже здесь появляется мотив любви как «солнечного удара», ставший особой, звенящей нотой цикла «Темные аллеи».

С прозой 20–30-х годов рассказы цикла «Темные аллеи» сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. Все или почти все рассказы ведутся в прошедшем времени. Автор словно стремится проникнуть в глубины подсознания героев. В большинстве рассказов автор описывает телесные наслаждения, прекрасные и поэтичные, рожденные подлинной страстью. Даже если первый чувственный порыв кажется легкомысленным, как в рассказе «Солнечный удар», то все равно он ведет к нежности и самозабвению, а затем - к настоящей любви. Именно так происходит с героями рассказов «Темные аллеи», «Поздний час», «Руся», «Таня», «Визитные карточки», «В одной знакомой улице». Писатель пишет об одиноких людях и обычных жизнях. Именно поэтому прошлое, осененное юными, сильными чувствами, рисуется поистине звездным часом, сливается со звуками, запахами, красками природы. Словно сама природа ведет к душевно-телесному сближению любящих друг друга людей. И сама природа ведет их к неизбежному расставанию, а иногда - к смерти.

Мастерство описания бытовых деталей, а также чувственного описания любви присуще всем рассказам цикла, но написанный в 1944 году рассказ «Чистый понедельник» предстает не просто повестью о великой тайне любви и загадочной женской душе, а некой криптограммой. Слишком многое в психологической линии рассказа и в его пейзажных и бытовых деталях кажется зашифрованным откровением. Точность и обилие деталей - не просто приметы времени, не просто ностальгия по навсегда потерянной Москве, а противопоставление Востока и Запада в душе и облике героини, уходящей от любви и жизни в монастырь.

Бунинские герои жадно ловят мгновения счастья, горюют, если оно проходит мимо, сокрушаются, если обрывается нить, связующая их с любимым человеком. Но при этом они никогда не способны сразиться с судьбой за счастье, выиграть обыкновенный житейский бой. Все истории - рассказы о бегстве из жизни, хоть на краткий миг, хоть на один вечер. Герои Бунина бывают эгоистичны и неосознанно циничны, но все равно теряют самое дорогое - своих возлюбленных. И им остается только вспоминать о жизни, от которой пришлось отказаться. Поэтому любовная тема у Бунина всегда пронизана горечью утраты, расставания, смерти. Все истории о любви заканчиваются трагически, даже если герои остаются в живых. Ведь они при этом теряют лучшую, ценную часть души, теряют смысл существования и оказываются в одиночестве.