Дрожжин г. Спиридон Дрожжин

Дрожжин Спиридон Дмитриевич , русский советский поэт.

Родился в семье крепостного. Начал печататься в 1873, стал известен как талантливый «поэт-самоучка», защитник обездоленного люда, певец земледельческого труда и русской природы. Поэт приветствовал Октябрьскую революцию, увидев в ней осуществление чаяний народа (стихотворения «Запевка» , «На сходке» , 1920, «Памяти В. И. Ленина» , 1924, и др.).

Стихи Дрожжина, на которых сказалось влияние А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова , задушевны, отличаются непосредственностью восприятия, напевностью; положенные на музыку, некоторые песни перешли в фольклор. В 1938 в посёлке Завидово Калининской области открыт музей Дрожжина.

Л. А. Ильин

Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в 1848 году в д. Низовка Тверского уезда, умер в 1930 году там же. С двенадцатилетнего возраста жил в Петербурге и работал «мальчиком» и «половым» в гостиницах и трактирах, продавцом в табачной лавочке и книжном магазине, лакеем, служащим на табачной фабрике (в Ташкенте) и на железной дороге, а с конца 1870-х годов занимался земледельческим трудом. Тогда же он стал постоянно помещать свои стихотворения в «Игрушечке», «Семейных вечерах», «Детском чтении», «Роднике», «Слове», «Деле», «Луче», «Русском богатстве» и других изданиях. Первый сборник его стихотворений вышел в Москве в 1889 году. При жизни поэта вышли в свет 33 отдельные его книги и брошюры (включая переиздания). В «Автобиографии» (М., 1923) Дрожжина много свидетельств об интересе поэта к народным песням, которым он сознательно подражал. На тексты его писали музыку малоизвестные композиторы: С. Евсеев («Не полынь с травой-повиликою…» ), В. Зиринг («Жница» ), Ф. Лашек («Не с мороза травушка…» , «Догорает день зарёю…» , «Что мне, молодцу, нужда…» ), В. Бакалейников (, «Сельская идиллия» , «Ах, о чём ты, ласточка…» , ), М. Ролов («Сельская идиллия» , «Ах, о чём ты, ласточка…» , «Любо-весело» ), В. Ребиков («Ах, о чём ты, ласточка…» , «Догорает день зарёю…» , «Жар весенних лучей…» , «Ах, когда бы солнышко…» , ), В. Быстрое («К песне» ), А. Чернявский («Любо-весело» , «У колодца» - вступление к поэме «Дуняша» , «Красна девица, зазноба ты моя…» ), Н. Сидельников («Лучинушка» ), Н. Потоловский («Первая борозда» ). Многие песни Дрожжина популяризовала с эстрады певица Н. В. Плевицкая («Ах, о чём ты, ласточка…» , «Ах, уж я ль, млада-младенька…» , «Сельская идиллия» , «Любо-весело» и др.). В дореволюционных песенниках встречаются «Воля буйная» , «Ох, не надобно мне ни золота…» , «Горе пахаря» .

Песни и романсы русских поэтов. - М.-Л., «Советский писатель», 1965

ДРОЖЖИН, Спиридон Дмитриевич - русский поэт. Родился в семье крепостного. В школе обучался «две неполных зимы». С конца 1860, более тридцати лет, в поисках заработка скитался по России, сменил много профессий: был половым, подручным буфетчика, приказчиком, рабочим, продавцом в книжных магазинах. Печатался с 1873. В 1896 возвратился в родную Низовку, где посвятил себя любимым занятиям - литературе и сельскому хозяйству. Дрожжин прошёл долгий путь от крепостного крестьянина до участника социалистического строительства. Как поэт он развивался под воздействием песенного народного творчества и демократической литературы 60-70-х годов. С 80-х годов стал широко известен как талантливый «поэт-самоучка», бытописатель русской деревни, как человек, воплощавший душевную чистоту и природную одарённость русского крестьянина. В дореволюционный период Дрожжин писал в стихах о нужде и горе трудового крестьянства («В избе» , 1882, «Зимний день» , 1892, поэма «Исповедь матери» , 1877), о зависимости бедноты от деревенской буржуазии («В засуху» , 1897), о беспросветной жизни городских мастеровых, ремесленников - «вчерашних пахарей» («Песни рабочих» , 1875, «В столице» , 1884, поэма «Ночь» , 1887). Сохраняя веру в лучшие времена, Дрожжин мечтал о приходе «братства, равенства и свободы» («Честным порывам дай волю свободную» , 1879, «Песня пловца» , 1906, «Из мрака к свету» , 1912). Пример выполнения поэтического долга он видел в Н. А. Некрасове , считая, что служение народу - прямое назначение искусства. Дрожжин был певцом труда («Песня работника» , «Первая борозда» , «Праздник осени» , «Песня Микулы Селяниновича» ) и родной природы («Весеннее царство» , «В полях ещё туман седой» , «Люблю я жгучие морозы» ). Он радостно встретил Октябрьскую революцию, увидев в ней осуществление мечты трудящихся («Опять зима на саночках» , 1918, «Запевка» , «На сходке» , 1920, «Баян» , 1923, «Памяти В. И. Ленина» , 1924, «Свети мне, солнышко» , 1926). Стихи Дрожжина отличаются задушевностью, непосредственностью восприятия, простотой и напевностью. Многие из них положены на музыку. Две песни на его слова исполнял Ф. И. Шаляпин. Песня «У колодца» («Быстро тучи проносилися») перешла в фольклор и бытовала в партизанских отрядах в годы Великой Отечественной войны. О личности и стихах Дрожжина тепло отзывались В. Г. Короленко, А. Серафимович, М. Горький. Дрожжин был лично знаком с немецким поэтом Р. М. Рильке, написал о нём статью.

Соч.: Стихотворения 1866-1888 гг., с записками автора о своей жизни и поэзии, 3 изд., М., 1907; Поэзия труда и горя, М., 1901; Заветные песни, М., 1907; Песни старого пахаря, М., 1913; Совр. герм. поэт Райнер Рильке, «Путь», 1913, № 12; Песни крестьянина, М. - Л., 1929; Избранное, М., 1948; Стихотворения, Л., 1949; Стихи, М., 1958.

Лит.: Венгеров С. А., Источники словаря рус. писателей, т. 2, СПБ, 1910; Памяти С. Д. Дрожжина (Статьи, воспоминания, публикации), сост. Л. Ильин, Калинин, 1951; Ильин Л., Н. А. Некрасов и С. Д. Дрожжин, в кн.: Некрасовский сборник, в. 3, М. - Л., 1960.

Л. А. Ильин

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1964

Дрожжин Спиридон Дмитриевич - поэт. Родился в дер. Низовке, Тверской губернии, в семье крепостных помещика Безобразова. Бедность отцовского хозяйства заставляет поэта с 12 лет итти в город мыкаться по «местам», и с этого времени его жизнь на долгие годы раздваивается между городом и деревней. Возвращается Дрожжин на родину для постоянного жительства только после того как достигает широкой литературной известности. Дрожжин - один из первых самоучек-зачинателей поэзии деревенской бедноты и последний представитель её своеобразного «народнического» этапа.

Социальное бытие деревенской бедноты в 70-е годы и последующие десятилетия, время писательской деятельности Дрожжина, было таковым, что она не могла осознать классовой структуры общества, классового пути пролетариата, а тем более его роли в отношении деревни. Отсюда в поэзии Дрожжина, с одной стороны, самые общие мотивы недовольства, жалобы на тяжкую долю «труженика-народа», на «мрак» и «стон за стенами тюрьмы», с другой стороны - такие же общие мотивы смутных чаяний «света», веры в лучшее этого «труженика-народа». Конкретные черты этого идеала «свободной» жизни - сытость и довольство мелкого собственника, труженика-одиночки.

В своей тематике Дрожжин не ограничивается сельской природой, бытом, трудом и долей бедняка, он поёт и о жизни рабочего. Понятно, что и в этих песнях - такая же, как и к доле деревенского бедняка, жалость, только усугублённая чёрными красками огромного каменного завода, «где адский горн во тьме пылает и шип змеиный издаёт».

Среди шума больших городов, Иль в далёкой глухой деревушке, Поищи ты других бедняков Среди фабрик, палат и дворцов, По подвалам иль в душной лачужке. Там услышишь ты вздохи и стон, Утомлённой, надорванной груди, Где в неволе работают люди И покорность вменяют в закон. («Монолог» )

Поэт не видит путей развития рабочего класса: «ничтожны люди пред страшной силою машин» («Из песни рабочего» ). Социальное бытие деревенской бедноты определяло не только мотивы жалоб, надежд, но и мотивы бунтарства, злобы и ненависти, как например у С. Подъячева. Но этих настроений мы не найдём в творчестве Дрожжина, они приглушены у него мотивом толстовского всепрощения, навязанным ему буржуазной идеологией: «И зло любовью победим» («Ночные думы»

Но всё же, обладая талантом непосредственного, правдивого выражения переживаний его социальной группы, Дрожжин возвышается над многими поэтами «из народа» конца XIX и начала XX века. Как зачинатель крестьянской поэзии он имеет несомненные заслуги и своё место в истории русской литературы.

А. Ревякин

Литературная энциклопедия в 11 томах, 1929-1939

Русский советский поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в 1848 г. в деревне Низовка Тверской губернии. Родители будущего поэта были крепостными крестьянами. Образованием мальчика на первых порах занимался его дед, благодаря которому Спиридон научился читать, а в десятилетнем возрасте его отдали в местную церковно-приходскую школу, где деревенский дьячок обучал детей письму и счету. В дальнейшем поэт с благодарностью вспоминал своих первых наставников и посвятил им стихотворение "В школе у дьячка". Однако учиться мальчику пришлось недолго и уже в 1860 г. его отправили на заработки в Петербург.

На протяжении последующих 36 лет Дрожжин много скитался по всей Российской империи и сменил массу профессий. Особенно важным для последующего творчества Дрожжина были первые годы, прожитые в Петербурге, где он подростком работал в трактире "Кавказ", а все свободное время отдавал самообразованию. Начав с чтения низкопробной литературы, очень популярной в то время среди петербуржских мещан, молодой человек вскоре знакомиться с произведениями Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, А. В. Кольцова и др. С большим интересом юноша читает журнал "Искра" и становится постоянным читателем Публичной библиотеки.

В этот же период Дрожжин знакомится с представителями разночинно-демократической молодежи и студенчества, которые приобщают его к чтению запрещенной литературы. Первое свое стихотворение юноша пишет в 17 лет, а с 1867 г. и до последних лет жизни регулярно ведет дневник. Экономя на всем, даже на пище и одежде, Дрожжин собирает собственную библиотеку из книг лучших русских и европейских писателей, в том числе А. С. Пушкина, Г. Гейне и П.-Ж. Беранже, Л. Н. Толстого, Н. П. Огарева, Ф. Шиллера и др.

Уже в 1870 г. молодой человек делает первую неудачную попытку опубликовать несколько своих стихотворений, а в 1873 г. его "Песня про горе добра молодца" все же публикуется в журнале "Грамотей". С этого времени Дрожжин начинает сотрудничать с журналами для взрослых и детей "Слово", "Семейные вечера", "Дело", "Детские годы", "Жаворонок", "Детское чтение", "Юная Россия" и др.

В конце 1870-ых в начале 1880 гг. к начинающему поэту начинают проявлять именитые представители столичной интеллигенции, в числе которых И. З. Суриков, с которым у Дрожжина была длительная переписка.

В 1889 г. в Петербурге издается первый сборник произведений поэта - "Стихотворения 1866-1888 гг. с записками автора о своей жизни", который переиздается в переработанном и дополненном виде в 1894 и 1907 гг. Однако литературная деятельность не оказывает положительного влияния на материальное положение бедствующего поэта, и в 1896 г. Дрожжин возвращается в родную деревню, где занимается крестьянским трудом, при этом, не прекращая литературную деятельность. Так как власти не были уверены в благонадежности поэта-крестьянина, в Низовке над ним осуществляется негласный полицейский надзор. В 1892 и 1897 гг. Дрожжин встречается с Л. Н. Толстым, который полностью поддерживает его желание быть ближе к земле и народу.

В 1900 г. к поэту приезжает знаменитый австрийский коллега Райнер Мария Рильке, который был в восторге от творчества Дрожжина и перевел четыре стихотворения своего русского коллеги на немецкий язык.

1910-ые г.г. становятся самыми плодотворными для поэта. Издаются его "Новые стихотворения", "Год крестьянина, "Заветные песни", "Новые русские песни", "Баян". Суриковским кружком "Писателей из народа" в декабре 1903 г. в Москве организуется литературный вечер, посвященный юбилею литературной деятельности Дрожжина. В этом же году ему назначается пожизненная пенсия. В 1905 г. его избирают членом Общества любителей российской словесности, которое действовало при Московском университете. В 1910 г. ему присваивают премию Российской императорской Академии наук.

Проживая вдали от больших городов, в Низовке, поэт не отстраняется от важных социальных событий, происходящих в России и в мире в этот период. Дрожжин оказывается в числе тех русских литераторов, кто резко осудил вступление России в империалистическую войну, которую он называет "пережитком грубого варварства" и осуждает ее зачинщиков в стихотворении "Долой войну!"

Престарелый поэт с восторгом встречает весть о Создании государства Рабочих и Крестьян и с энтузиазмом включается в общественную работу: избирается членом волостного исполкома, ездит по стране с агитационными поездками, во время которых читает свои произведения. В 1919 г. Дрожжина избирают председателем съезда пролетарских писателей Тверской губернии. При этом поэт продолжает писать, и в 1923 г. к 75-летию поэта издается его сборник "Песни труда и борьбы". В честь юбилея Дрожжина избирают почетным членом Всероссийского союза поэтов, а Тверской библиотеке - читальне присваивают его имя.

В 1928 г. происходит встреча Дрожжина с Максимом. Горьким, который высоко ценил творчество поэта-самоучки.

До последних дней своей жизни Дрожжин продолжает литературную работу в 1928 г. издается его сборник "Песни", а годом позже собрания произведений последних лет "Пути-дороги" и "Песни крестьянина", и т. д.

Дрожжин умер в родном селе в 1930 г. Через несколько лет его прах, а также дом, были перенесены в поселок Завидово Конаковского района Калининской области (бывшей Тверской губернии, где в 1938 г. был открыт мемориальный музей народного поэта).

Дрожжин оставил после себя богатое литературное наследие. Еще при жизни было издано 32 сборника его стихов, причем 20 из них еще до 1917 г. Стихи Дрожжина различных периодов творчества художественно неравноценны, но в большинстве произведений обнаруживается самобытность, мастерство и талант автора. На творчество поэта большое влияние оказали Кольцов, Никитин, Некрасов, в а некоторых произведениях 1980-90 гг. можно найти отзывы поэзии С. Я. Надсона.

Главные качества лирики Дрожжина - простота и задушевность. С первых шагов на литературном поприще поэт провозгласил себя певцом крестьянской жизни. Свидетельством тому одно из ранних произведений Дрожжина - стихотворение "Моя муза". В стихах Дрожжина показана как нищета и бедственное положение русского крестьянства, так и радость земледельца от созидательного труда. Поэт в своих произведениях касается проблем социальной борьбы. В частности этому посвящены такие произведения автора как "Мы живем...", "Удаль", "Песня пловца", "Из мрака к свету", и т.д.

Все творчество Дрожжина наполнено огромной любовью к русской деревне и живущим там людям. Прекрасное описание деревенских пейзажей даны в стихах "В простой телеге деревенской...", "Прими меня, сторонушка родная...", "Вечер", "Летом". Творчество поэта советского периода наполнено жизнеутверждающим патриотическим пафосом, характерным для этой эпохи.

Корни тесной связи поэзии Дрожжина с устным народным творчеством надо искать в крестьянском детстве поэта. Особенно близка Дрожжину народная песенная лирика. Недаром многие свои произведения он называет "песнями", а некоторые из его стихотворений вошли в фольклор и были положены на музыку известными советскими композиторами. Песни на стихи поэта записывались на граммофонные пластинки, а две из них, созданные в соавторстве с композитором. А. Чернявским, даже были в репертуаре Ф. И. Шаляпина.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Дрожжина Спиридона Дмитриевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Дрожжин Спиридон Дмитриевич , поэт, родился (3(18).XII.1848 г. в деревне Низовка Тверской губернии в семье крепостного крестьянина.

Осенью 1858 был отдан в школу к деревенскому дьячку, у которого около двух зим обучался письму и счету. Образование Спиридона Дмитриевича на этом закончилось.

В 1860 его отправляют в Петербург на заработки. Он служит мальчиком-половым в трактире «Кавказ», где впервые знакомится с лубочной литературой и низкопробными журналами типа «Мирского вестника» и «Чтения для солдат». Со временем круг читательских интересов Дрожжина расширяется, он посещает Петербургскую публичную библиотеку, увлекается стихами Н. А. Некрасова и А. С. Пушкина , начинает вести дневник, знакомится с демократически настроенными студентами.

Еще в 17-летнем возрасте Спиридон Дмитриевич написал свое первое стихотворение и с тех пор стал писать регулярно.

Поэт живет в постоянной нужде, тратя на покупку книг последние деньги. Он мечтает об университете, однако учиться ему не пришлось. В поисках работы Спиридон Дмитриевич вынужден был скитаться по городам России, меняя одну профессию за другой: он работал продавцом в табачных магазинах Петербурга и Ташкента, доверенным по поставке дров для Николаевской железной дороги, агентом волжского пароходного общества «Самолет», продавцом в книжных магазинах в Москве и Харькове и так далее.

В 1870 он отправил в «Иллюстрированную газету» пять лучших своих стихотворений, однако они были отвергнуты.

В декабре 1873 в журнале «Грамотей» появилась его «Песня про горе добра молодца», и с тех пор Дрожжин начинает печататься в журналах «Дело», «Слово», «Свет», «Семейные вечера», «Родина», «Русское богатство» и других.

В 1889 выходит первый сборник произведений Дрожжина «Стихотворения 1866-1888 гг. с записками автора о своей жизни», содействовавший росту его популярности, но не упрочивший его материального положения.

В начале 1896, измученный нескончаемыми невзгодами, Спиридон Дмитриевич вернулся в деревню Низовку и всецело посвятил себя литературному труду и сельскому хозяйству. Появление поэта на родине принесло немало хлопот местным властям. За ним был установлен негласный полицейский надзор. Один за другим выходят его поэтические сборники -

«Поэзия труда и горя» (1901),

«Новые стихотворения» (1904),

«Год крестьянина» (1906),

«Заветные песни» (1907),

«Новые русские песни» (1909).

Его стихи переводят на иностранные языки.

В 1900 Дрожжина посетил переводчик его стихов немецкий поэт Райнер Рильке.

В 1903 суриковский кружок «Писателей из народа» организовал в Москве вечер, посвященный 30-летию литературной деятельности поэта.

В 1910 Академия наук присуждает ему премию.

В 1915 - за сборник «Песни старого пахаря» - почетный отзыв им. А. С. Пушкина.

Октябрьскую революцию поэт встретил в 69-летнем возрасте. Продолжая писать стихи, он включается в общественную работу, много ездит по стране, выступая с чтением своих произведений. Дрожжин подготавливает и издает новые сборники -

«Песни труда и свободы» (1923),

«Песни» (1928),

«Песни крестьянина» (1929),

«Пути-дороги» (1929) и др.

Последние три года своей жизни Спиридон Дмитриевич посвятил подготовке к печати Полного собрания сочинений в 4-х томах, довел «Записки о жизни и поэзии» до 1930.

Тема крестьянской жизни - ведущая в творчестве поэта «Моя муза родилась крестьянкой простой»,- признавался он в одном из своих стихотворений («Моя муза», 1875). Он реалистически рисует дореволюционную деревню, забитую нуждой и горем («Горе лютое», 1878; «В избе», 1882; «В темную ночь», 1883), бедственное положение крестьян, страдающих от произвола и притеснения кулаков («В засуху», 1897). «Вечную нужду» поэт видит не только в деревне, но и в городе («Песни рабочих», 1875), хотя дальше жалоб он и не идет. Спиридон Дмитриевич до мельчайших деталей знакома будничная жизнь деревни. С большой теплотой пишет он о трудолюбии простого народа («В страду», 1875), поэтически воспевает русскую природу («Люблю я жгучие морозы...», 1885). Тема родины становится центральной и в послереволюционном творчестве Дрожжина. Он приветствует «долгожданную победу» - революцию («Прошли века неволи злой...», 1918), поет о «счастливой доле» «свободных людей» («После бури опять...», 1929).

Одно из лучших своих стихотворений - «Долго я пел о народе» - поэт посвятил памяти В. И. Ленина.

Поэзия Дрожжина С.Д. развивалась под сильным воздействием русской демократической поэзии (Кольцов, Некрасов, Никитин) и устного народного творчества, особенно песенной лирики.

Спиридон Дмитриевич вводит в свои произведения стихи из народных песен (поэмы: «Дуняша», 1880; «Привал на Волге», 1880), широко использует фольклорную поэтику. Для его стихов характерны отрицательные сравнения, психологический параллелизм, песенная символика и так далее. Многие стихи положены на музыку «Жница», 1871;

«Ах, о чем ты, ласточка...», 1875;

«Любо-весело...», 1890;

«Не полынь с травой-повиликою...», 1894, и др.

Лучшие стихи прочно вошли в историю русской поэзии.

Умер 24. XII. 1930 г. в деревне Низовка, Тверской губернии.

В 2016 г. вышло первое собрание сочинений поэта-крестьянина. Трёхтомник Спиридона Дмитриевича Дрожжина (1848-1930) выпущен тверским издательством СКФ-офис, но появился он благодаря усилиям многих: генерального директора ГК «Голутвинская слобода» Андрея Огиренко, где развивается проект комплексного развития территории «Малое Завидово», администрации Вахонинского сельского поселения при поддержке РГНФ и Правительства Тверской области (научно-исследовательский проект № 13-14-69001 а/Ц) и внука поэта, Валентина Семёновича Морева. А главной научной силой в этой работе был известный историк литературы и фольклорист, профессор, доктор филологических наук Михаил Викторович СТРОГАНОВ. Сегодня он рассказывает о Дрожжине, Тверском крае и русской поэзии, развёртывающейся в пространстве и во времени...

– Михаил Викторович, вообще-то имя Дрожжина всем известно со времён букваря. Его строки «Всё зазеленело... / Солнышко блестит, / Жаворонка песня / Льется и звенит...»; «Улицей гуляет / Дедушка Мороз... / Иней рассыпает / По ветвям берёз» помнятся с раннего детства. Однако об их авторе даже специалисты знают мало, а большинство лишь то, что он был крестьянином, который вдруг стал писать стихи. Как это произошло? Расскажите, пожалуйста, о его жизни.

– Дрожжин родился в семье крепостного крестьянина в 1848 году, за тринадцать лет до отмены крепостного права. И его становление как личности пало на эпоху великих реформ, когда крестьяне получили личную свободу и юридические права на образование. Это был действительно великий перелом в жизни России, который мы еще фактически не осознали. Мы справедливо говорим о тяжелом экономическом положении эмансипированных крестьян, но мы несправедливо умалчиваем, что крестьяне эти могли учиться и работать не только на земле, но и в городах, получать самые разные профессии. Эти профессии были тоже низко оплачиваемыми, но о хождении рабочих пó миру (в отличие от крестьян) мы не знаем. Условия труда рабочих были столь же беспросветно тяжелыми, но появилась возможность выбора, распорядиться которой каждый человек мог (хотя бы в принципе) в соответствии со своими силами и возможностями. Раньше и того не было.

Вот школа Дрожжина: мальчик-половой в питерском трактире «Кавказ», потом приказчик в разных табачных лавках, после лакей у одного ярославского дворянина. Вот его университеты: приказчик в лавке при табачной фабрике в Ташкенте, доверенный по поставке дров на станции Николаевской железной дороги, приказчик в книжных магазинах. Каждый новый шаг был шагом вперед, каждый раз статус Дрожжина поднимался. Я не хочу обманывать себя и других и утверждать, что путь этот был однонаправленным и легким. Были в его жизни и тяжелые периоды, и неудачи, и срывы, и почти всё время - угнетающее безденежье. Но было бы исторически ошибочно, а по отношению по отношению к самому Дрожжину и несправедливо говорить только о невзгодах и не увидеть большого человеческого роста. Вот если мы соединим в нашем сознании все тяготы и невзгоды со всеми успехами и одолениями, то картина будет более ясной. Крестьянин всю жизнь шел к достижению своей мечты.

А было у Дрожжина две постоянные мечты: мечта о поэзии, песне и красоте и мечта о крестьянской деревенской жизни, никогда не оставлявшее его стремление вернуться в родные места. Дрожжин покинул родную Низовку не по своей воле. Отец вернулся из Питера, где безуспешно пытался заработать оброк, и семья решила отправить первенца Спирю в столицу на прокорм: в малоземельной и неплодородной Низовке кормиться было нечем. Оторванный от дома, Дрожжин очень хотел вернуться и несколько раз возвращался, но каждый раз вынужден был вновь уезжать на заработки. Он смог вернуться и поселиться в Низовке только тогда, когда получил постоянную императорскую пенсию за свое литературное творчество - ежегодные сто рублей. Стихи вернули его к крестьянской жизни. Но сперва за эти стихи он получал одни зуботычины, и от служителей «Кавказа», и от своих родных.

– Мы знаем, что в Шотландии был такой крестьянин-поэт, Роберт Бёрнс, обретший мировую славу, даже виски выпускают с его именем. А в мировой поэзии много таких землепашцев с тетрадкой для стихов за кушаком? В русской поэзии?

– Я уже сказал, что Дрожжин стоит в ряду тех русских крестьян, которые с освобождением от крепостной зависимости искали новых путей в жизни. Эти новые пути были неизбежно связаны с повышением культурного и образовательного уровня. Такие поэты-крестьяне были в каждой национальной культуре, но не все они заняли такое место, как Бёрнс или Шевченко в культурах своих народов. Дрожжин хорошо понимал свое типологическое сходство с этими поэтами. Он и Бёрнса знал (его переводил близкий друг Дрожжина Иван Белоусов), и Шевченко (а его он сам переводил, подражал ему, съездил на его могилу - единственное литературное путешествие в его жизни). Но Шевченко стоял у истоков национальной поэзии украинского народа, а творчество Бёрнса совпало с национальным возрождением шотландского народа, поэтому они и получили статус национальных поэтов. Иная ситуация была в России, где национальный поэт уже был, где к моменту поэтической работы Дрожжина было много других замечательных поэтов и где сам он был современником символистов. Так что типологическое сходство есть, но в эволюционном ряду это разные явления.

– Заметен ли Дрожжин в этом ряду? В чём его отличие от ему подобных?

– Если в сравнении со значением Бёрнса и Шевченко для своих культур значение Дрожжина для русской было значительно меньшим, то среди русских поэтов-крестьян, поэтов из народа Дрожжин был едва ли не самым примечательным. Вторая половина XIX века дала огромное количество народных поэтов, однако Дрожжин не только оставил самое большое поэтическое и прозаическое наследие, но и создал из своей жизни культурный прецедент огромной силы. Он показал, как выбивается к большой творческой жизни человек из самых низов, не имеющий ни малейшего образования. Строил он свою жизнь для себя, конечно. Но построил ее он и для других, как образец. И в этом смысле Дрожжин велик и уникален.

Дрожжин называл себя поэтом-крестьянином, хотя, если честно сказать, он мало знал крестьянский труд. Но Дрожжин внушал своему читателю идею крестьянского поэта, и именно таким он вошел в общественное сознание. Это был проект всей его жизни, проект яркий, оригинальный и удачный.

– Говоря о Дрожжине, обязательно вспоминают о его встрече с Рильке, но порой такие рассказы не лишены домыслов и преувеличений. Расскажите, пожалуйста, о том, как всё было в действительности.

– К сожалению, в двух словах это не расскажешь. Я об этом написал большую работу, но пока еще не напечатал её. Это очень смешная история о том, как европейская культура конца века создавала миф о цельной и загадочной русской душе и как при ближайшем рассмотрении этот миф разрушился. Настоящий Дрожжин не имеет отношения к мифам, которые сочинял Рильке. Но самое главное - Дрожжин и интересен не тем, что несколько его стихов перевел Рильке.

– На мой вкус, современное издание сочинений даже забытых поэтов – дело не только благородное, но и необходимое для здорового развития культуры. И всё же – как появилась идея издать именно Дрожжина, какую цель Вы как учёный ставили перед собой? Кто ещё участвовал в подготовке издания?

– Я за свою жизнь издал несколько полузабытых и даже неизвестных русских поэтов: Петра Плетнёва, Фёдора Львова, Александра Бакунина, Александра Башилова, Виктора Теплякова. Обычно эти книги я делал со своими коллегами, но это была моя инициатива. Дрожжин - не совсем обычный для меня проект. Еще в 1996 году, когда отмечался 150-летний юбилей поэта, Евгения Строганова, профессор кафедры истории русской литературы Тверского университета, которой я тогда заведовал, подбила меня провести научные чтения, посвященные Дрожжину. Сама она в этих чтениях не участвовала, но у нас появился сборник, в котором, кроме научных статей, были собраны все известные воспоминания о Дрожжине. Работая над этим сборником, я подружился с ныне покойным Леонидом Андреевичем Ильиным, который в 1938 году создал музей Дрожжина в поселке Завидове Конаковского района, куда после затопления Низовки Иваньковским водохранилищем был перенесен дом поэта. Он щедро делился своими знаниями и материалами. А в 2010 году нынешняя заведующая этим музеем Елена Владимировна Павлова, изумительно инициативный и творческий человек, побудила меня взяться за Дрожжина; именно она и нашла наших спонсоров ГК «Голутвинская слобода» и её генерального директора Андрея Огиренко. Большую и важную роль в работе над собранием сыграл мой коллега известный тверской журналист кандидат филологических наук Евгений Викторович Петренко. Вот и думай, какую цель ты ставил перед собой. Изначально был интерес вернуть писателя в литературу, потому что только более или менее полная публикация текстов представляет писателя миру. Но потом стало отчетливее формироваться то представление о Дрожжине, которое я попытался изложить в начале нашего разговора. Захотелось не просто издать Дрожжина, а сделать именно такого Дрожжина.

– Расскажите, пожалуйста, о составе собрания, о его полноте, о дрожжинской прозе, занимающей третий том.

– Вот-вот, какого же Дрожжина? Первые два тома включают все опубликованные и частью неопубликованные стихотворения и поэмы. Но Дрожжин всю свою жизнь писал и автобиографическую прозу. Он почти во все свои книжки включал автобиографию, которую старательно переписывал от издания к изданию. При этом очень часто книги назывались так: жизнь поэта-крестьянина Дрожжина с приложением его стихов. Автобиография публиковалась на первом месте, и стихи должны были восприниматься на фоне этой автобиографии. Дрожжин как бы говорил: вот она, проза жизни, из которой и родилась - вот она! - поэзия. И автобиографическая проза составила третий том: три принципиально разных варианта автобиографии (всего их было, как можно судить, пять, остальные отличались от них незначительно) и дневник 1921-1930 годов. Этот дневник - сам по себе великолепный документ эпохи: письма читателей, стихотворные посвящения коллег по перу, хроника литературной и общественной жизни. И рядом с этим - несколько наивное и очень понятное старческое умиление своим успехом. Читая этот дневник, невольно вспоминаешь Маяковского:

Сидят

папаши.

Каждый

хитр.

Землю попашет,

Попишет

стихи.

Может быть, это о Дрожжине и написано, но никто не занимался этим вопросом.

– Как соотносятся в дрожжинском творчестве фольклор и литература?

– Я думаю, что вопрос сложнее. Дрожжин - это наивная поэзия, которая стала профессиональной. Дрожжин пользуется чужим словом так, как это делает фольклор и наивная поэзия, для которых чужое значит не имеющее автора, а ничье, общее, поэтому чужим можно пользоваться не для того, чтобы кивнуть на предшественника, а потому, что удачно сказанное не грех и повторить. Дрожжин, сочиняя стихи, пел их, и песня - любимое жанровое обозначение его стихотворений. Но в народный репертуар Дрожжин не вошел в отличие от родственных ему Ожегова, Горохова и особенно раннего Сурикова. На стихи Дрожжина писали музыку профессиональные поэты (каталог песен, подготовленный кандидатом искусствоведения Ниной Константиновной Дроздецкой, представлен во втором томе собрания), а народной песней стала фактически только одна - «У колодца», фрагмент из поэмы «Дуняша». Вот и народный поэт, а в народ не пошёл.

– Книги прекрасно изданы, Тверской полиграфический комбинат, как всегда, на высоте, но необходимо сказать об иллюстрациях, о фотографиях во всех трёх томах. Какое место им отведено в общей концепции собрания?

– Собрание сочинений подготовлено издательством «СФК-офис», директор которого Евгений Михайлович Бондарев очень любит книгу и любит её делать. Иллюстративный материал издания был предоставлен завидовским музеем Дрожжина: старые, выцветшие фотографии, пострадавшие не только от времени: в 1941 году Завидово находилось в зоне оккупации, музей был разграблен, а экспонаты погибали, выброшенные на улицу. Наш издатель довел эти старые материалы до такого качества, что Вы теперь восхищаетесь ими. Этот приятно. Но вообще мы с Бондаревым хотели представить поэта-крестьянина, поэтому и цвет обложки выбрали под мешковину, а фотографии поместили на разворотах в одну общую рамочку, как это принято было в крестьянских избах. Если читатель заметит это, он и поймет наш нехитрый замысел.

– Что в собрании сочинений представляется Вам особенно важным?

– В собрании важна гармония. Важно было найти границу между томами стихов: и чтобы более или менее равномерно было, и чтобы деление отвечало периодизации творчества. Кажется, это удалось. Первый том - стихи эпохи скитаний. Второй том - стихи оседлой жизни в Низовке. Третий том - проза. Неправильно, конечно, что проза оказалась на втором месте: у Дрожжина автобиографическая проза предшествовала стихам. Но мы пока не решились начать представление поэта-крестьянина с прозы.

– Есть ли в Ваших планах продолжение работы по представлению других полузабытых русских писателей, не обязательно крестьян?

– Нет, пока таких планов у меня нет. Есть разные другие планы, но не эти. Е. б. ж.

Беседу вёл Сергей ДМИТРЕНКО.

Книги есть в фонде Конаковской МЦБ


(6(18).12.1848 – 24.12.1930)

Выдающийся русский крестьянский поэт-самоучка конца ХIХ - первой трети ХХ в. Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в деревне Низовка Городненской волости Тверского уезда Тверской губернии (по другим сведениям, в деревне Пугино, соседней с Низовкой) 18 (6) декабря 1848 г. в семье беднейших крестьян, крепостных помещика М.Г. Безобразова. Дрожжины жили очень бедно и гнетущая, доходящая до нищеты нужда с детских лет окружала будущего поэта. Одновременно на становление его личности самое непосредственное влияние оказала патриархальная атмосфера крестьянского уклада, а также привитие ему с детства начатков православной веры, особенно дедом, который «был необыкновенно богомолен» и «страстный любитель книг Священного писания».

Осенью 1858 г. мать отвела юного Спиридона в школу к деревенскому дьячку, где он и проучился «две неполные зимы». Затем в конце 1860 г. С.Д. Дрожжин по причине тяжёлого материального положения семьи был отправлен родителями на заработки в Петербург. Его первая профессия - мальчик-половой в грязном трактире «Кавказ» при гостинице «Европа».
Впоследствии, пытаясь выбиться из нужды, Дрожжин сменил множество занятий: был приказчиком в табачной лавке и магазине газовых свечей, подручным буфетчика, чернорабочим, лакеем у помещика, доверенным по поставке дров Николаевской железной дороги, агентом Волжского пароходного общества «Самолёт», продавцом в книжных магазинах, учился в школе молочного хозяйства Н.В. Верещагина. В течение всего 35-летнего периода скитаний поэт попеременно проживал в Санкт-Петербурге, Москве, Ташкенте, Харькове, Новгородской и Ярославской губерниях. На долю Дрожжина выпадали месяцы полной нищеты, когда ему приходилось закладывать предметы одежды и ночевать прямо на улицах и в парках. Вынужденная необходимость продавать свой труд за мизерную плату, постоянная материальная и жилищная зависимость от работодателей сформировали у поэта обострённое чувство общественного неравенства, которое он воплотил во многих стихотворениях.

В 1863 г. Дрожжин впервые знакомится с творчеством Н.А. Некрасова, в 1864 г. - с революционно-демократическим журналом «Искра». Неустанно занимаясь самообразованием, поэт в 1866 г. записывается в Императорскую Публичную библиотеку. В круг его чтения входили произведения Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.Ф. Писемского, И.А. Гончарова, Н.Г. Помяловского, Г.И. Успенского и других, а также запрещённые в то время сочинения Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского. В личной библиотеке поэта были книги А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова, В.Г. Белинского, И.С. Никитина, Т.Г. Шевченко, Н.А. Некрасова, Ф. Шиллера, П. Беранже. Посещение собрания кружка петербургских студентов-разночинцев в 1867 г. способствовало формированию самостоятельности убеждений С.Д. Дрожжина, в которых соединялись революционно-демократические и православно-державные воззрения (например, в стихотворении «Русь (1875) он опирается на известную триаду «православие, самодержавие, народность»).

Весь период вынужденных скитаний С.Д. Дрожжин сохранял родственные, социальные и духовные связи со своей деревенской родиной. Периодически возвращаясь в Низовку, поэт с удовольствием занимается сельскохозяйственным трудом, который становится для него источником не только морального удовлетворения, но и творческого вдохновения («Первая борозда (1884), «Песня пахаря» (1891) и другие стихотворения).
Первые поэтические опыты С.Д. Дрожжина относятся к 1865 г., но началом его творческой деятельности принято считать публикацию стихотворения «Песня про горе добра-молодца» в конце 1873 г. в журнале «Грамотей».
В феврале 1878 г. С.Д. Дрожжин сближается с православным литератором и педагогом Н.А. Соловьёвым-Несмеловым (1847-1901), который оказал огромное влияние на духовное и творческое развитие поэта. При его посредничестве Дрожжин с начала 1880-х гг. публикуется в журналах «Семейные вечера», «Свет», «Детское чтение», «Луч», «Родник», «Воспитание и обучение», «Юная Россия», «Ребус», поэтических сборниках, а в 1879 г. завязывает переписку с И.З. Суриковым. В 1880-1881 гг. он вместе с Н.А. Соловьёвым-Несмеловым и несколькими другими литераторами организует «Пушкинский кружок», из-за участия в котором в 1884 г. попадает под негласный надзор полиции.
В 1884 г. в трёх номерах журнала «Русская старина» увидело свет автобиографическое повествование «Поэт-крестьянин С.Д. Дрожжин в его воспоминаниях. 1848-1884 гг.», написанное по заказу редактора-издателя М.И. Семевского. В 1889 г. в Петербурге выходит первая книга поэта, и литературная критика начинает обращать на него серьёзное внимание. Тем не менее, С.Д. Дрожжин продолжает испытывать нужду и лишения: два его сына умирают в младенчестве, а в 1894 г. в Низовке сгорает его дом вместе с библиотекой и рукописями.
В 1896 г. С.Д. Дрожжин вместе с семьёй окончательно возвращается в родную деревню, где сочетает крестьянский труд с литературным творчеством. Это его решение поддержал Л.Н. Толстой, с которым С.Д. Дрожжин встречался в 1892 и 1897 гг. Творческим результатом этого шага стала окончательная самоидентификация С.Д. Дрожжина как национального православного поэта-крестьянина, слившегося с родной «почвой» и физически, и духовно.
На рубеже XIX-XX в. поэт достигает пика литературной деятельности и читательской известности: 32 из 35 его прижизненных книг были изданы в 1898-1929 гг. Большой популярностью пользовались сборники С.Д. Дрожжина «Песни крестьянина» (1898), «Поэзия труда и горя» (1901), «Новые стихотворения» (1904), «Баян» (1909) и др. Несмотря на постоянное пребывание в деревне, он не отрывается от общероссийской литературной и культурной жизни: поддерживает отношения и завязывает новые знакомства с издателями, редакторами и литераторами А.А. Коринфским, И.А. Белоусовым, Ф.Ф. Фидлером, Н.Н. Златовратским, И.И. Горбуновым-Посадовым, М.Л. Леоновым и др. В 1899 г. поэт вступает в члены кассы взаимопомощи литераторов и учёных, в 1905 г. - в Общество любителей российской словесности. В 1903 г. Суриковский литературно-музыкальный кружок, куда вместе с Дрожжиным входили «писатели из народа» М.Л. Леонов, Е.Е. Нечаев, Ф.С. Шкулёв и другие, организует в Москве его чествование в связи с 30-летием литературной деятельности. На стихи С.Д. Дрожжина сочиняли музыку более 30 композиторов, в том числе Ц.А. Кюи, В.С. Калинников, В.И. Ребиков, Ф.О. Лашек, Р.М. Глиэр, А.Н. Чернявский. Две песни на его стихи исполнял Ф.И. Шаляпин.
Поэзия С.Д. Дрожжина привлекла внимание выдающегося немецкого поэта Р.М. Рильке, который посетил Низовку 18-23 июля 1900 г. и перевёл на немецкий язык несколько его стихотворений.

В 1900-1903 гг. С.Д. Дрожжин состоял в должности сельского старосты. Данный факт свидетельствовал о том, что крестьяне видели в нём своего авторитетного представителя. Поэт, хотя и пытался дистанцироваться от бремени общественных забот, воспринимал свою новую обязанность как возможность служить народу, что вполне соответствовало его демократическим убеждениям.
В 1903 г. Российская Академия Наук назначает поэту ежегодную пожизненную пенсию имени императора Николая II в сумме 180 рублей, которая становится для него основным источником дохода. В декабре 1910 г. на основании отзыва почётного академика К.К. Романова (К.Р.) четыре книги С.Д. Дрожжина 1907-1909 годов издания были удостоены премии имени М.Н. Ахматова в сумме 500 рублей. 11 ноября 1912 г. поэт получил кратковременную аудиенцию у К.К. Романова. Эту встречу, как и присланный позднее очерк о себе с дарственной надписью К.Р., он воспринял с большой радостью.
Основными темами поэзии С.Д. Дрожжина были деревенский труд и быт, пейзажи всех времён года, самоотверженное патриотическое служение Родине и социальный протест против угнетённого положения беднейших слоёв народа, лирико-философские размышления над универсальными константами бытия, нравственное совершенствование, крестьянское горе и душевный стоицизм. Несмотря на неотрывность С.Д. Дрожжина от материального и духовного уклада тверской деревни, его поэзия по степени типизации общественных процессов и жизненных ситуаций, мыслей и внутренних переживаний лирического героя - крестьянина-пахаря - принадлежит к общероссийским, а не к регионально замкнутым литературным явлениям. Благодаря народно-песенной основе, выражению крестьянского миропонимания, национальному характеру, фольклорной аксиологии и образности, жизненной достоверности, простоте слога она была доступна самой широкой читательской аудитории.
Немало стихотворений С.Д. Дрожжина о сельском труде пронизаны неподдельным чувством здорового оптимизма, поэтизацией земледелия. Он подчёркивает такую черту крестьянской ментальности, как нестяжательство, но вместе с тем, не отрицал наличествующий в сознании крестьянина идеала скромного достатка, обеспечиваемого исключительно своими руками.
Трудовая радость крестьянина сопровождалась и немалым числом бед: он терпел материальную нужду, смерть коня-пахаря в разгар сева, неурожай, голод, нищету. Целая гамма, связанных с этой стороной деревенской жизни пессимистических мотивов и ситуаций, которые можно объединить собирательным выражением «крестьянское горе», развёртывается в стихотворениях Дрожжина «Две поры» (1876), «Смерть коня-пахаря» (1877), «В засуху» (1897), «На Волге» (1899) «Осенней ночью» (1907) и др. Тем не менее, даже на уровне образной системы поэт противопоставляет крестьянский труд городскому: первый у него - «весёлый», «бодрый», «вольный», «радостный», второй - «подневольный», «гнетущий», «непосильный». В отличие от деревни, город почти не порождает у Дрожжина положительных эмоций. Описание завода и тесных комнат, где ютится городская беднота, приобретает в его урбанистической лирике черты инфернальности и фантасмагории («Ночь» (1887), «В столице» (1884), «Мне тяжело воспоминать…» (1899) и др.). Антитеза «город-деревня» аналогично спроецирована и на бытовую сферу.
Живописуя деревенскую реальность, С.Д. Дрожжин постоянно мечтал о воплощении вековой крестьянской мечты в виде некоего «мужицкого рая», блага которого, выраженные в идеализированных атрибутах быта, станут высшим вознаграждением за крестьянский труд. Мотив честного труда - один из сквозных в дрожжинской лирике.
Природа в стихах Дрожжина - это непритязательные по внешней красоте лесные, водные и луговые ландшафты Верхневолжья. Они отличаются реалистической конкретикой, выпуклостью, тесной связью с хозяйственным круговоротом крестьянской жизни, синтезом природного и бытового пейзажа. Однако в каждом времени года поэт, наряду с восхищением весною, радостью лета, «праздником осени» (сбором урожая), умиротворённостью зимы, по-прежнему воплощает противоречивость крестьянского бытия, что также порождает и более усложнённые комбинации психологических настроений.
Из любви к окружающему крестьянскому и природному миру - сугубо конкретному и предельно вещественному - выросло в поэзии С.Д. Дрожжина высокое и непоколебимое чувство патриотизма. Любовь к малой родине вызывает в его душе всечеловеческую отзывчивость, любовь ко всему миру.
В качестве основных гражданских мотивов в дореволюционных стихотворениях Дрожжина закрепились стремление к свободе, осознаваемой прежде всего как крестьянская воля и протест против социальной несправедливости («Не весёлый напев…» (1878), «Честным порывам дай волю свободную…» (1879), «Воля» (1905), «От безотрадных горьких дум…» (1906) и др.). Вместе с тем, идейным стержнем политических убеждений поэта была концепция гражданского мира. В стихотворении «После долгой разлуки» (1917), посвящённом соседу-помещику Н.А. Толстому (1856-1918), он выступает не за обострение социального противоборства, а за примирение различных общественных групп на основе высшей гражданской и духовной ценности - России.
Социальной, культурно-нравственной и философской первоосновой мировоззрения и творчества С.Д. Дрожжина всегда оставалась православная вера. Вот почему христианская духовность, морально-нравственные посылки, евангельские сюжеты и библейские аллюзии пронизывают собой все тематические блоки и мотивы его лирики. Религиозность русского человека в произведениях Дрожжина - естественная норма поведения. Христианской аурой проникнут у него и деревенский пейзаж, и окружающая природа, и безмерность мироздания.
С.Д. Дрожжин также создал немало православно-гражданских стихотворений, например, «На 1879 год» (1878), «Застольная песня» (1880), «Слава Всевышнему Богу» (1886), «К Богу» (1909) и др. В стихотворных молитвах он ратует перед Христом за личное обретение высших христианских добродетелей.
Биполярность народного бытия обусловила амбивалентность поэтического мышления С.Д. Дрожжина, которая наиболее убедительно воплотилась в его программном стихотворении «Я для песни задушевной…» (1891).
Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию С.Д. Дрожжин вначале встретил восторженно, видя в них реальное осуществление идеала свободной крестьянской Руси. Но, испытывая настороженность к революционным нововведениям, он весной 1917 г. отказывается участвовать в работе волостного исполкома и стать председателем волостного суда.
В 1918-1920 гг. С.Д. Дрожжин, потрясённый новыми народными бедствиями, в ряде своих стихотворений («Страшно жить и скучно…» (1918), «Царь-голод» (1919), «Душа болит, мутится ум…» (1920) и др.) гневно обличает антинациональную и антиправославную сущность Октябрьского переворота, «красный террор», тотальное ограбление крестьян в процессе продразвёрстки, жестокость подавления народных восстаний, братоубийственную Гражданскую войну.
Особенно угнетающе подействовали на поэта взятие в заложники и бессудный расстрел Н.А. Толстого вместе с женой. По этим причинам в начале 1920-х гг. С.Д. Дрожжин, лишённый к тому же прежнего материального обеспечения, переживает глубокий духовный кризис, полностью не преодолённый им и в последующие годы, что подтверждает его переписка с давними друзьями-поэтами А.А. Коринфским, М.Л. Леоновым и И.А. Белоусовым.

Дом-музей С.Д. Дрожжина

Тем не менее, поэт участвует в работе I съезда тверских поэтов и писателей из народа, состоявшегося Твери 6-8 ноября 1919 г., поддерживает тесные творческие и личные контакты с членами Тверского литературно-художественного общества имени И.С. Никитина. Чтобы не умереть с голоду, Дрожжин, превозмогая недуги, выступает на литературных вечерах в Москве, Твери, Клину, Завидове, Редкине.
С 1923 г. неблагоприятная ситуация вокруг поэта начала изменяться к лучшему. Повторно возрастает его читательская популярность. По ходатайству Общества по изучению Тверского края Центральная Комиссия по улучшению быта учёных 20 февраля 1923 г. назначила С.Д. Дрожжину повышенную пенсию и академический паёк. В самой Низовке поэта посещают делегации школьников и друзья-писатели; он также получает немало писем от почитателей своего дарования. В 1923 г. тверскими никитинцами было подготовлено и проведено чествование поэта в связи с его 75-летием. В том же году в Москве и Твери выходят сразу пять книг С.Д. Дрожжина, а его самого избирают почётным членом Всероссийского Союза поэтов. Имя Дрожжина присваивается нескольким школам, одной из улиц Твери, пароходу. В Тверском и Ржевском музеях открываются Дрожжинские комнаты, а Низовка переименовывается в Дрожжино. По распоряжению наркома почт и телеграфов 27 февраля 1926 г. в доме поэта устанавливается радиоприёмник, а в год своего 80-летия он удостаивается приветствия Президента Академии наук СССР А.П. Карпинского.
Несмотря на популяризацию своей поэзии, признание заслуг перед литературой и народом, творчество С.Д. Дрожжина после 1917 г. истолковывалось в вульгарно-социологическом ключе и подверглось сильному цензурному вмешательству: стихотворения на православную тематику выбрасывались из книг, многие произведения безжалостно купировались или подвергались идеологической редакторской правке, часто своевольной. В самой Твери празднование 80-летия поэта было использовано местными властями, в первую очередь, в политических целях. Публикации в газетах «Тверская правда» и «Смена» фальсифицировали сложные страницы жизни Дрожжина, создавали мифологизированный и далёкий от действительности образ труженика-поэта, неутомимо поющего хвалу Советской власти.
Как следствие, невзирая на благосклонность высоких должностных лиц советского государства, С.Д. Дрожжин в глубине сознания оставался «внутренним эмигрантом», подчас открыто демонстрируя оппозиционность новой власти. Так, летом 1929 г. он принимает в Низовке поэта А.А. Коринфского, который 14 ноября 1928 г. был арестован в Ленинграде по делу «об участии в контрреволюционной работе группы монархистов», решением Коллегии ОГПУ от 13 мая 1929 г. осуждён по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР (антисоветская агитация) и выслан в Тверь.
С.Д. Дрожжин скончался в Низовке 24 декабря 1930 г. В 1937 г. при сооружении Иваньковского водохранилища прах поэта и его дом были перенесены из зоны затопления в с. Завидово, где 1 мая 1938 г. открылся Дом-музей С.Д. Дрожжина.

А.М. Бойников , кандидат филологических наук, доцент,
член Союза писателей России, член Союза журналистов России.

Библиография:

Дрожжин С.Д. Собрание сочинений: в 3 т. - Тверь: СФК-офис, 2015. - Т. 1-3.
Бойников А.М. Поэзия Спиридона Дрожжина: монография. - Тверь: ТвГУ, 2005. - 228 с.
Спиридон Дмитриевич Дрожжин: библиогр. указ. - Тверь: ЧуДо, 1998. - 115 с.
Спиридон Дрожжин глазами современников и потомков. - Тверь: Золотая буква, 2001. - 240 с.
Гончарова И.А., Редькин В.А. Ревнители традиций: Очерк о Тверском литературно-художественном обществе имени И.С. Никитина. - Тверь: Тверское областное книжно-журнальное изд-во, 2002. - 192 с.
Иванова Л.Н. Дрожжин Спиридон Дмитриевич // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. - М., 1992. - Т. 2. - С. 187.